Эмоционально-когнитивная терапия
Эмоционально-когнитивная терапия – это одна из разновидностей когнитивно-бихевио- ральной (когнитивно-поведенческой) психотерапии. Развитие когнитивной терапии и ее различных вариантов, в том числе и эмоциональ- но-когнитивной связано с именами А. Бекка, Дж. Раша, Д. Бернса и других. Этот вид терапии ориентирован на лечение эмоциональных расстройств и чаще всего депрессивных.
Первый принцип такой терапии состоит в том, что любое настроение – это продукт человеческого познания и мышления, то есть система доверия к какому-нибудь предмету, явлению или человеку. Второй принцип говорит о связи мышления и эмоциональной сферы, так как во время депрессии мысли имеют негативный характер. Личность видит себя и мир в темных тонах и переносит это отношение на реальные ситуации. Третий принцип – депрессия является продуктом неверных рассуждений.
Первой ступенью эмоционально-когнитивной терапии является диагностика депрессии, после этого пациента обучают распознаванию искажений в процессе познания, к которым относятся максимализм, общий вывод из единичных фактов, психологическая фиксация событий, скачущие умозаключения, преувеличение и преуменьшение, выводы, основанные на эмоциях, заявления о возможном, ярлыки и принятие ответственности за независящие от тебя события (при этом мысли и чувства больного образуют порочный круг, в котором одно подпитывает другое).
Больного обучают разпознаванию иррациональных мыслей и возражениям внутреннему критику, ежедневной записи дисфункциональных мыслей и нахождению рациональных ответов, методу позитивных прогнозов и искусству самоодобрения, методу отчетливого представления успеха. В список методов, с помощью которых больной сможет справиться со своими проблемами, входит обучение контролю над гневом, взаимодействие с комплексом вины, переживанию горя и правильному реагированию на критику, взаимодействию с ежедневными стрессами.
Этот вид терапии может сочетаться с приемом антидепрессантов.
Эффективность эмоционально-когнитивной терапии обусловлена, по мнению авторов, быстрым симптоматическим улучшением, пониманием причин расстройств, обучением самоконтролю, профилактикой возникновения расстройств и толчком к личному развитию пациента.
Свежие комментарии