Можно ли иметь в рф двойное гражданство: Статья 6. Двойное гражданство / КонсультантПлюс

Порядок поступления граждан на государственную службу

Поступление на государственную гражданскую службу

Основные требования при поступлении на государственную гражданскую службу и ограничения, связанные с государственной гражданской службой.

Основные требования при поступлении на государственную гражданскую службу

Федеральным законодательством установлено четыре вида требований к гражданину, соблюдение которых дает ему право поступления на гражданскую службу:

1) наличие гражданства Российской Федерации;
2) достижение возраста 18 лет;
3) владение государственным языком Российской Федерации;
4) соответствие квалификационным требованиям, установленным законодательством о государственной гражданской службе.

На гражданскую службу вправе поступать только граждане Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства такого права не имеют. Отсутствует право поступления на гражданскую службу и у лиц, имеющих двойное гражданство, если международным договором Российской Федерации прямо не предусмотрена такая возможность.

В отличие от Трудового кодекса Российской Федерации, который допускает прием на работу по общему правилу с 16 лет, право поступления на гражданскую службу возникает у гражданина только с 18 лет. Повышение возраста по сравнению с общими требованиями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, обусловлено спецификой профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, его более высокой, по сравнению с другими работниками, ответственностью за выполнение возложенных функций.

Обязательным условием для поступления на гражданскую службу является владение русским языком. Согласно ст. 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Конкурс при поступлении на государственную гражданскую службу

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Таким образом, на конкурсной основе обеспечиваются конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право гражданских служащих на должностной рост.

Применение конкурсных процедур при отборе кадров, кроме того, способствует комплектованию государственных органов Российской Федерации наиболее способными и квалифицированными специалистами.

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;
4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона;
5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Нормативные документы:

— Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

— Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

— приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14. 12.2009 № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»;

— приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2011 № 989н «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну».

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.
07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Новые поправки к Конституции РФ запретят иметь двойное гражданство чиновникам

Это коснется всех чиновников, депутатов, министров, глав субъектов, судей… В случае принятия поправок на всенародном голосовании, во власти должны будут остаться только те, кто заинтересован в процветании нашей страны, а не личном обогащении. Безусловно, принятие данной поправки, не позволит влиять на внутреннюю политику России извне.

За минувшие годы мы часто слышим о скандалах с двойным гражданством или недвижимостью за рубежом наших чиновников. СМИ сообщали, что четыре года назад на перед выборами в Государственную Думу ЦИК обнаружил двойное гражданство у 80 кандидатов в депутаты. А в начале текущего года в сети вновь всплыл список действующих депутатов и чиновников, в котором указывалось наличие второго гражданства или ВНЖ в другой стране.

К сожалению во власть лезут те, кто думает не о народе, а о пополнении своего кошелька. Возможность изменить ситуацию существует благодаря внесению ряда поправок, направленных на смену кадров.

Отмечается, что после принятия поправок, многие высокопоставленные чиновники будут вынуждены оставить госслужбу и найти себе занятие по душе. Новые поправки станут началом не только национализации элит, но и последующей смене кадров. Представители власти перестанут вызывать вопросы о реальных целях их деятельности, так как поправки обеспечат уход тех, кто имел двойное гражданство и работал не в интересах страны.

Как только грянула пандемия коронавируса, наши некоторые чиновники активно пытались вывозить своих детей из Англии. Об этом рассказала представитель МИД РФ Мария Захарова. Она проинформировала СМИ о звонке от «очень богатых лично ей не знакомых людей», которые попросили помочь с отправкой в Лондон частного самолета за их сыном, который «давно там живет». Представитель МИДа заявила, что в британской столице, по словам ее собеседников, «коллапс», а в Англии «обнулили все медицинские страховки» и «никаких обязательств» больше нет.

Политологи и аналитики подтверждают, что в случае принятия поправки об отмене двойного гражданства, при приеме их на работу будут жесткие проверочные процедуры. Дорога во власть будет закрыта тем, у кого есть зарубежными «обязательства».

Власть отмечает, что новые поправки в Основной закон позволят формировать новый кадровый состав чиновников и народных избранников. Это может стать началом консолидации гражданского общества с целью развития культуры представителей власти и введения ряда подзаконных актов, жестко регулирующих требования к кандидатам на должности на всех уровнях.

Путин предложил запретить губернаторам, министрам, сенаторам, депутатам и судьям иметь иностранное гражданство или ВНЖ.

А как было раньше?

В ходе обращения к Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил запретить главам регионов, членам Совфеда, депутатам Госдумы, премьер-министру и его заместителям, министрам, руководителям федеральных органов и судьям иметь иностранное гражданство, вид на жительство или другой документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства. Полный текст обращения опубликован на сайте Кремля. Он объяснил это «миссией государственной службы». Однако большинству и раньше нельзя было иметь двойное гражданство.

Президент во время чтения послания к Федеральному собранию. Фото: kremlin.ru

«Человек, который выбирает этот путь, должен прежде всего для себя решить, что он связывает свою жизнь с Россией, с нашим народом, и никак иначе, без всяких полутонов и допущений», — заявил Путин.

Он предложил ввести более жесткие требования к претендентам на должность президента: они обязаны жить на территории России не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства или вида на жительство не только на момент участия в выборах, но и когда бы то ни было ранее.

Большинству и раньше нельзя было иметь двойное гражданство

Ранее двойное гражданство не могли иметь президент, премьер-министр, руководители и высшие должностные лица в силовых структурах, депутаты Госдумы, сенаторы, главы регионов, вице-премьеры.

На сайте Высшей квалификационной коллегии судей РФ сказано, что в тексте закона «О статусе судей в Российской Федерации» нет ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. Однако в марте 2019 года председатель Клетского районного суда Волгоградской области Рашад Гасан оглы Набиев получил отказ в переназначении на новый срок из-за наличия гражданства Азербайджана, и Верховный суд одобрил это решение.

Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков уже заявил «Интерфаксу», что среди депутатов нет лиц с двойным гражданством, потому что существует «специальная комиссия, которая занимается этим вопросом».

Скандалы с подозрениями в двойном гражданстве

В январе 2019 года Следственный комитет сообщил, что у обвиняемого в убийствах сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова был вид на жительство в Объединенных Арабских Эмиратах.

Экс-сенатор Леонид Лебедев сложил полномочия и покинул страну в 2016 году после проверки его декларации о доходах и имуществе управлением делами президента. Позднее следствие подтвердило, что у него было гражданство Кипра.

В сентябре 2018 года «Новая газета» сообщила, что полные тезки родственников главы Службы внешней разведки Сергея Нарышкина вошли в число россиян, которые обращались за видом на жительство в Венгрии в обмен на инвестиции в размере 360 тысяч евро. Среди них были Андрей Сергеевич Нарышкин (точно так же зовут сына главы СВР), его супруга Светлана Нарышкина и две дочери.

В 2015 году депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин просил ФСБ проверить на наличие гражданства США министра открытого правительства Михаила Абызова после публикации в одном из блогов в Livejournal плохого качества сканов паспортов якобы членов семьи Абызовых. Бывший министр отрицал наличие двойного гражданства.

В 2013 году самый богатый член Совета Федерации Виталий Малкин подал заявление о сложении полномочий после того, как основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный сообщил о наличии у него гражданства Израиля. Впрочем, сам Малкин утверждал, что отказался от израильского гражданства еще в 2007 году. Навальный выяснил, что он также пытался получить гражданство и резидентство в Канаде.

Новая гуманитарная | Правозащитные группы критикуют правительство из-за двойного гражданства

Международные правозащитные группы резко раскритиковали правительство президента Туркменистана Сапармурата Ниязова за его недавнее урегулирование спорных дебатов о двойном гражданстве с Москвой. В попытке изолировать пятимиллионное население Туркменистана тысячи этнических русских, имеющих двойное гражданство, были вынуждены отказаться от одного из них, что, по мнению многих, еще больше ухудшило положение с соблюдением прав человека.

«МХФ [Международная Хельсинкская федерация прав человека] глубоко обеспокоена всей ситуацией с правами человека в Туркменистане, частью которой является проблема двойного гражданства», — сказал IRIN из Вены исполнительный директор МХФ Аарон Родс, описывая ситуацию. Ситуация с правами там как «катастрофа».

Он утверждал, что решение продвигать план, о котором впервые было объявлено в апреле во время встречи Ниязова с президентом России Владимиром Путиным, похоже, было частью согласованных усилий туркменского лидера по консолидации власти.«Существование влиятельного этнического меньшинства и плюралистического общества в целом будет препятствием для этого очевидного интереса к монолитному господству», — сказал Родс.

Разделяя эту точку зрения, Рэйчел Денбер, заместитель директора Human Rights Watch (HRW), сказала IRIN из Нью-Йорка, что, отменив двойное гражданство, правительство закрыло последний пробел в полностью закрытом обществе страны. «Люди внутри Туркменистана будут чувствовать себя еще более изолированными», — предсказал Денбер, отметив, что остальной мир станет доступным меньше информации о том, что происходит в стране.

Их комментарии последовали за тем, как 22 июня прошел крайний срок для всех этнических русских, имеющих двойное гражданство и проживающих в Туркменистане, чтобы выбрать, от какого паспорта они откажутся. С тех пор, как сообщается, тысячи россиян пытаются уехать, часто бросая многие из своих вещей и продавая свои дома по заниженным ценам. В соответствии с указом Ниязова те, кто не сделает выбор, автоматически будут считаться гражданами Туркменистана, что Москва отказывается признать.

Хотя нет точных данных о количестве россиян в стране, многие из которых жаловались на то, что с ними обращаются как с людьми второго сорта, Александра Докучаева, руководитель отдела диаспоры в Институте Содружества Независимых Государств (СНГ) в Москве сообщил IRIN, что с учетом того, что в Туркменистане зарегистрировано около 70 000 граждан России в качестве избирателей, общее число этнических русских, затронутых указом Ниязова, будет намного больше 100 000.

«По нашим оценкам, количество русскоязычных меньшинств [татары, башкиры, куваши и другие этнические группы, а также сами этнические русские родом из Российской Федерации] в Туркменистане составляет 3 человека.5 процентов от пятимиллионного населения «, — сказала Докучаева.

Но, согласно HRW, проблема двойного гражданства подчеркивает нечто гораздо худшее, чем просто закон о гражданстве, поскольку это страна с одним из худших показателей в области прав человека в регионе. С тех пор, как страна обрела независимость в 1991 году, Ниязов, или Туркменбаши, [Отец всех туркмен], как его предпочитает называть, активизировал свои усилия по контролю над всеми аспектами общества и сурово наказал тех, кого он подозревал в посягательстве на его контроль.

«Двойное гражданство позволяло туркменским гражданам беспрепятственно выезжать в Россию, где они остаются вне досягаемости туркменского правительства, где оно не может контролировать их речь, их принадлежность и т.п. говорить правду о том, что происходит внутри, чтобы иметь доступ к информации, культуре и организациям », — пояснил Денбер.

Петр Залмаев, координатор программ по СНГ находящейся в Нью-Йорке Международной лиги прав человека, сказал IRIN из Страсбурга: «Я считаю, что это было сделано для дальнейшего ужесточения контроля над« ненадежными »элементами в Туркменистане», отметив, что Ниязов давно считал этнических русских в стране пятой колонной, подозрение усилилось после того, как в ноябре было совершено покушение на Ниязова, виновные в совершении которого предположительно имели двойное или российское гражданство.

А что делать тем, кто не выбирает? «Формально это не означает высылки. Но жизнь иностранца в Туркменистане подвергается стольким абсурдным ограничениям, что они делают жизнь практически невыносимой», — сказал IRIN заместитель директора московского офиса HRW Александр Петров.

На вопрос, какое будущее ждет страну с учетом все более непредсказуемой и иррациональной политики Ниязова в последние несколько лет, он сказал: Я бы предпочел не спекулировать на этом. Могу только сказать, что ситуация с правами человека неуклонно ухудшается на протяжении 12 лет.«

Залмаев, однако, был более откровенен, если не откровенен. «Ситуация может только ухудшиться с приходом Ниязова к власти. Даже когда он уйдет, стране, вероятно, будет труднее всего восстановить свои социальные, политические и культурные институты и систему образования, практически уничтоженные его политикой».

[Дополнительную информацию о тяжелом положении этнических русских в Туркменистане см .: В центре внимания русское меньшинство]

Эта статья была подготовлена ​​IRIN News, когда она работала в Управлении Организации Объединенных Наций по координации гуманитарной деятельности. Отправляйте запросы об авторских правах или ответственности в ООН. Дополнительная информация: https://shop.un.org/rights-permissions

Правила о двойном гражданстве в России

Статья 62 Конституции Российской Федерации гласит, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства ( двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно новым поправкам к закону о двойном гражданстве, вступившим в силу 1 августа 2014 года

  • Граждане России, получившие второе гражданство , должны сообщить в местный миграционный отдел в течение 60 дней о получении двойного гражданства.
  • Необходимо также указать второе гражданство детей.
  • Граждане России, имеющие ПМЖ или ВНЖ в других странах, также должны явиться.

Ряд россиян получают второе гражданство через CIP, а также натурализуются для получения гражданства США и других европейских стран.

Отсутствие сообщения или сокрытие составляет уголовное преступление в России со штрафом в размере 5500 долларов США за умышленное сокрытие или 30 долларов США за несоблюдение срока 60 дней.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет прекращения гражданства Российской Федерации.

По данным посольства США о двойном гражданстве россиян…

Лица в России подчиняются российским законам и процедурам. Лица, являющиеся гражданами США и России, должны знать, что, хотя иммиграционный закон США требует, чтобы американцы использовали паспорта США при въезде или выезде из Соединенных Штатов, российское законодательство также требует, чтобы граждане России использовали российские паспорта для въезда и выезда из России.

Было несколько случаев, когда граждане США, которые также имеют российское гражданство, въезжали в Россию по своим российским паспортам, но затем не могли выехать, как планировалось, потому что их российские паспорта истекли во время их пребывания в России, или потому что они потеряли свои российские паспорта. . Поскольку эти путешественники не имели российских въездных / выездных виз в своих паспортах США, российские власти не разрешили им выехать с использованием своих американских паспортов.

УВКБ ООН — Публикация УВКБ ООН для Конференции СНГ (Перемещение в СНГ)

Когда в 1991 году распался Советский Союз, за ​​одну ночь были созданы десятки диаспор.Оценки общего числа людей, оказавшихся за пределами своих «родных» республик или автономных областей, колеблются от 54 до 65 миллионов, что составляет одну пятую населения бывшего Советского Союза. Из них около 34 миллионов принадлежали к трем основным «славянским» национальностям — русским (более 25 миллионов), украинцам (около 7 миллионов) и белорусов (более 2 миллионов). В каком-то смысле «дом» для всех внезапно стал заграницей.

В пяти новых государствах Центральной Азии между ними проживало 11 миллионов славян.В трех кавказских государствах (Грузия, Армения и Азербайджан) проживало около 900 000 человек. Положение славян, проживающих в других республиках, быстро стало одним из самых острых политических вопросов в регионе и до сих пор остается.

Многие советские граждане, особенно славяне, привыкли чувствовать себя как дома где угодно в пределах границ Советского Союза. В конце концов, это была единая страна со всемогущим центром, контролирующим замысловатую командную экономику. Между 1930 и 1970 годами миллионы славян поселились в других частях Советского Союза в поисках лучшей оплаты, достойного жилья и более высокого социального и профессионального статуса.Во многих случаях их решительно поощряли советские власти, которые, помимо общей политической цели усиления контроля и сплоченности по всей стране, также хотели развивать слаборазвитые районы и стимулировать сельскохозяйственное и промышленное производство.

В 1989 году русские были самым многочисленным или вторым по величине меньшинством во всех республиках, за исключением одной из других республик. В Казахстане русских было почти столько же, сколько казахов (6,2 миллиона и 6,5 миллиона соответственно). В некоторых республиках, особенно в Средней Азии, славяне доминировали в профессиональной элите. В общем, они чувствовали себя комфортно: политически и культурно доминирующими, экономически безопасными и как дома. Все эти настроения были серьезно подорваны, когда советское государство, которое их взращивало, внезапно распалось.

Подавляющее большинство славян — и большинство других меньшинств — погрузились в состояние замешательства и неуверенности. Очень немногие когда-либо выучили местный язык. В этом никогда не было нужды — русский язык был языком общения для всего бывшего Советского Союза, и особенно для городов, где проживало большинство славян.К началу 1990-х годов во всех новых независимых государствах местный язык фактически стал новым официальным государственным языком. Заменены уличные знаки. Школы и университеты перешли на использование местного языка. В некоторых случаях знание местного языка становилось обязательным требованием. Активно продвигалась местная культура. Многие республики с поразительной быстротой сбросили советское покрытие. Страх потери средств к существованию или, по крайней мере, снижения уровня жизни стал одним из основных факторов, побуждающих недавно претерпевших метаморфизм «иностранцев» собираться и уезжать.

Вторым важным фактором, который в некоторых регионах превратил тревогу в серьезную панику, стал рост межэтнической напряженности. Трения впервые начали вырываться из советского кокона в 1980-х годах, когда в нескольких республиках произошли межэтнические беспорядки и — в случае с Арменией и Азербайджаном — разразилась полномасштабная война. В то же время националистические настроения росли во всех республиках, входящих в состав Советского Союза. Без поддержки могущественного центра славяне внезапно почувствовали себя незащищенными и начали опасаться за свою физическую безопасность.

После распада СССР, по данным российских властей, около 3 миллионов человек переехали из других республик в Российскую Федерацию. Большинство из них русскоязычные. Хотя мирные жители России, Украины и Белоруссии не были напрямую вовлечены ни в один из конфликтов в других странах СНГ, подавляющее большинство тех, кто вернулся на свою историческую родину, прибыли из районов, где велись боевые действия или где существует межэтническая напряженность. воспринимается как существующее.

Среднеазиатские республики, которые столкнулись с серьезными экономическими трудностями и стали свидетелями крупного конфликта в Таджикистане и двух других серьезных межэтнических столкновений, испытали массовый исход славян. В общей сложности с 1989 года уехало более 1,9 миллиона человек, веря, что у них больше шансов найти более безопасное будущее на своей исторической родине (см. Центральная Азия в движении). Точно так же большинство из гораздо меньшего числа славян, проживавших в охваченных конфликтами кавказских республиках, также уехали, либо чтобы избежать боевых действий, либо по экономическим причинам.

К 1995 году, однако, начало возникать и противодействие, несмотря на то, что исход продолжался. Растущее число славян и других недавних эмигрантов — даже горстка немцев, которым была оказана помощь в переезде в Германию — начали возвращаться в республики, которые они покинули всего год или два назад. Многие из тех, кто переезжает, особенно те, у кого мало близких родственников на их исторической «родине», испытывают большие трудности с поиском работы на депрессивных рынках труда. Также они часто сталкиваются с неприязнью со стороны местного населения в местах своего поселения.Покинув Среднюю Азию или Кавказ, потому что они больше не чувствовали себя там как дома, некоторые эмигранты затем обнаруживают, что они чувствуют себя еще хуже в России, Украине или Беларуси. Для некоторых возникает дилемма — где их лучшая надежда на будущее? Где они меньше всего чувствуют себя чужими? — особенно остро. В отличие от многих более мелких этнических меньшинств, они даже не имеют общей идентичности со славянами, покидающими другие республики. Они поистине сироты СССР.

Многие республики на раннем этапе осознали, что отток такого большого количества квалифицированных специалистов нанес серьезный ущерб их экономике, и в той или иной степени они пытались побудить оставшихся славян и другие нервные меньшинства остаться. Например, Туркменистан и Таджикистан разрешили выходцам из других республик иметь двойное гражданство, а в марте 1996 года парламент Кыргызстана принял предложение сделать русский язык официальным языком. Правительство Кыргызстана также объявило о планах ввести новый паспорт, в котором упоминание этнического происхождения владельца больше не будет обязательным.

Продолжающаяся борьба «депортированных народов»

Две из целых наций, насильственно переселенных Сталиным в Среднюю Азию в 1940-х годах, все еще пытаются вернуться на свою родину пятьдесят лет спустя.В то время как крымские татары добились определенного прогресса, месхетинцы не только до сих пор не могут вернуться, но также пережили второе принудительное перемещение — на этот раз в результате межэтнического насилия, а не политики государства.

Крымские татары: на полпути

Обвинение в государственной измене с крымских татар не было официально снято до 1967 года. Даже тогда им не разрешили вернуться в Крым, несмотря на проведение длительной и согласованной кампании за признание их права на возвращение.В 1988 году небольшому количеству крымских татар удалось повторно войти в Крым и завладеть незанятыми участками земли. В 1990 году они начали наводнение. К 1996 году около половины крымских татар (около 250 000 человек) вернулись. При этом они вызвали враждебность среди других групп, живущих на политически чувствительном полуострове, и сами ведут маргинальное, неурегулированное и нищее существование. Ситуация еще больше осложняется возможностью того, что многие из 250 000 крымских татар, оставшихся в Средней Азии, также могут попытаться вернуться в ближайшем будущем.

Месхетинцы: предстоит еще долгий путь

Несмотря на то, что немецкая армия даже не достигла своего родного региона на юго-западе Грузии, 200 000 месхетинцев (включая некоторые небольшие соседние группы) были насильственно переселены в Среднюю Азию в ноябре 1944 года. В 1968 году они были последней группой, очищенной от государственной измены. (в чем их никогда даже не обвиняли официально). На сегодняшний день только 300 человек смогли вернуться в Грузию и остаться там, в основном из-за местной враждебности.Несколько тысяч человек эмигрировали в Азербайджан после 1956 года, так как он был на шаг ближе к дому. Из оставшейся части большинство (106 000) проживало в Узбекистане до июня 1989 года, когда на рынке в нестабильной Ферганской долине вспыхнули боевые действия между месхетинцами и узбеками. После двух недель боев и около 100 смертей ситуация настолько ухудшилась, что 74 тысячи месхетинцев были эвакуированы войсками, посланными Москвой. Большинство (около 44 тысяч) отправились в Азербайджан, который предоставил им статус беженцев.Остальные группы отправились в Российскую Федерацию, Казахстан и Кыргызстан. Еще больше месхетинцев покинули Узбекистан после распада Советского Союза в 1991 году. Их положение остается чрезвычайно тяжелым, а их будущее неопределенным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *