/ Otvety_pedagogika / 9. Россия 17 век гражданство обычаев. Гражданство обычаев детских


Гражданство обычаев детских - это... Что такое Гражданство обычаев детских?

 Гражданство обычаев детских         «Гражданство нравов благих», рукописный памятник русской педагогики 2-й половины 17 в., содержащий 164 правила поведения детей. В дореволюционной исторической литературе ошибочно считалось (В. О. Ключевским, А. И. Соболевским и др.) переводным сочинением. В действительности написано Епифанием Славинецким и является произведением русской педагогической мысли, образцом для которого послужило сочинение чешского педагога Я. А. Коменского (См. Коменский) «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году». «Г. о. д.» содержит подробные правила поведения детей за столом, при беседе, при встречах со взрослыми, в школе, в церкви, во время игр и т. д. Несколько экземпляров этой рукописи хранится в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина, в Историческом музее (Москва) и др. хранилищах древнерусских рукописей.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Гражданство обычаев детских" в других словарях:

dic.academic.ru

9. Россия 17 век гражданство обычаев

9.Система образования и воспитания в России в 17 веке.

Начавшиеся в XVII веке позитивные социально-экономические процессы стимулировали развитие просвещения.

В целом в начальном обучениине произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, в училище или индивидуально у "мастера грамоты", при монастырях и церквях.

2. Западные православные братства (Львовское, Виленское, Могилевское, Луцкое и др.) понимали основную функцию просвещения: служить укреплению православной веры и церкви.

В братствах создавались сначала элементарные школы,затем средниеи даже высшие,такие как Киево-Могилянская академия. Средние школы имели богословский характер и исполняли роль духовных семинарий.Школы братствявлялись общественными, а не частными или семейными.

Жизнь братских школ была религиозно-церковной. Обязательно соблюдались все посты, праздники, весь день сопровождался молитвами. В школах основательно изучали церковный устав, церковное чтение, пение, Священное писание, к этому добавлялось изучение греческого и латинского языков и "семи свободных искусств", трактовавшихся с позиций православия.

Заботясь о повышении образованности своих членов, братства приобретали книги.

3. Наибольшего развития достигла школа Львовского братства,которое в пору своего расцвета снабжало учителями другие братские школы. Ее выпускником был и Петр Могила, основавший в 1615 году школу в Киеве и впоследствии преобразовавший ее по типу иезуитских коллегий в Киево-Могилянский коллегиум, а затем в академию. Для преподавания различных наук в академии он вызвал из львовской школы православных учителей. Это было первое высшее учебное заведение на Руси, в котором учились 1200 человек и было 3 отделения: младшее, среднее и старшее. Много внимания уделялось философии, богословию, юридическим наукам. Выпускники получали образование на уровне западноевропейских схоластических стандартов.

1. В 40-х гг. XVII века Ф.М. Ртищеву было поручено основать при Андреевском монастырешколу по типу украинских училищ.

Школа ориентировалась в образовании на греческую школьную традицию.В содержание обучения входили греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика, богословие.

2. Первым учебным заведением со значительным числом учащихся была Типографская школа,основанная в 1681 году иеромонахом Тимофеем. Ей были отданы палаты при Печатном дворе. В младшем классе учились по азбуке (50 человек в первый год работы), в старшем - по Псалтыри (10 человек в первый год работы). Постепенно количество учеников увеличивалось, расширялась программа: изучали уже не только славянский, но и греческий языки. Со временем школа превратилась в своеобразное учебное заведение, которое одновременно было и начальной школой, и училищем для подготовки переводчиков Печатного двора.

3. Следующим шагом стало открытие школы в Богоявленском монастырев

Москве в 1685 году греческими монахами братьями Иоанникием и Со- фронием Лихудами. Эта школа повышенного уровня уже приближалась по типу к западноевропейским университетам.Первыми посещать ее начали старшие ученики Типографской школы и школы Чудова монастыря. Братьям Лихудам было разрешено преподавать все свободные науки на греческом и латинском языках. Учителем греческого языка был Карион Истомин, учитель царевича Петра Алексеевича и автор многих учебников.

4. Границы между средними и высшими школами в России в XVII веке были размыты. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения.

В 1687 году в Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение -Эллино-греческая, впоследствииСлавяно-греко-латинская академия.

Московская академия была организована по образцу Киевской. Инициатором ее создания был Симеон Полоцкий. Учреждение ее как бы заканчивало первый, церковно-религиозный период отечественного образования. В этом учебном заведении серьезно изучались не только богословие, но и светские науки.

Обучение начиналось с подготовительного класса - славяно-российской школы, где учили азбуке, Часослову, Псалтыри и письму. После этого ученики переходили в "школу греческого книжного учения", затем приступали к изучению грамматики.

Риторику, логику, физику, пиитику изучали и на греческом, и на латинском языках. Учебники по этим предметам были составлены братьями Лихудами, которые следовали западноевропейским образцам. Главным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию. Весь учебный материал трактовался с позиций православия.

Московская академия долгое время являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу XVIII века она стала постепенно превращаться в исключительно духовное учреждение - духовную семинарию.

Многие из выпускников академии стали выдающимися деятелями просвещения уже в петровскую эпоху - поэты Антиох Кантемир (1708 - 1744) и Карион Истомин (конец 40-х гг. XVII в. - не ранее 1718), математик Леонтий Магницкий (1669 - 1739). Учился в ней и М.В. Ломоносов. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 159 - 163.

«Гражданство обычаев детских» (2 пол. XVII в.) — это русский перевод произведения Эразма Роттердамского «О воспитанности нравов детских» («De civilitate morum puerilium»). При повторном переводе в 1706 году, получил название «Златая книжица о гожении нравов». Под последним названием обычно и приводится в качестве одного из первоисточника «Зерцала».

Данное сочинение является показателем педагогической мысли того времени. Это свод правил, обязанностей и норм поведения ребенка среди взрослых, сверстников в школе и дома. В книге содержатся правила благонравия, благочестия. В сборнике имелась специальная глава «об игрании».

Таким образом, воспитание детей в этом сборнике предполагало:

религиозно-нравственное воспитание,

школьное светское обучение,

нравственное воспитание и формирование нравственных привычек и хороших манер.

«ГРАЖДАНСТВО ОБЫЧАЕВ ДЕТСКИХ» (по нек-рым спискам, «Д в о р-ство обычаев добрых»), первый в рус. книжности памятник зап.-европ. пед. мысли, перевод соч. Эразма Роттердамского «De civilitate шогит риегШищ» (1530). Выполнен в нач. 3-Й четв. 17 в. в Москве, предположительно Епифанием Славинецким с польск. обработки Ацернуса (Себастиана Клёнови-ча) базельского изд. (1538) Рейнгарда Гадамарского. Известно 11 рукописных списков «Г. о. д.» (наиб. ранний относится к 1685).

«Г. о. д.» открыло новое, светское направление в рус. педагогике — обучение этике поведения и личной гигиене. Текст рус. перевода, представленный в катехи-зисной форме, включил 164 вопроса и ответа. Они касались внеш. вида (мимика, жестикуляция, осанка, правила ношения одежды), гигиенич. состояния тела, сна детей, этич. норм (поведение в церкви, уч-ще, за столом во время еды, в гостях; умение вести беседу, дет. игры). Содержавшиеся в соч. поведенч. нормы (за незна-чит. исключениями) остаются общепринятыми.

Текст был непосредственно адресован детям и рассчитан на их восприятие как по форме, так и по содержанию. Правила поведения излагались в непринуждённой манере, с лёгким юмором и образными примерами; для подкрепления нек-рых мыслей приводились высказывания писателей и философов античности. Светский характер памятника проявляется в не-традиц. мотивации разл. норм поведения, опирающейся не на догматич. установки, а на житейский опыт: одни поступки могут повредить здоровью, другие — неэстетичны, третьи — несовместимы с дет. возрастом и т. д.

Памятник описывает только внеш. поведение ребёнка и практически не затрагивает нравств. сторону, что не имело аналогов в древнерус. учительной лит-ре, направленной на воспитание христианина. В круг представлений рус. читателя вводилось понятие «гражданство», к-рое переводчик определил как «обычаев доб-росклонность и человекопочитательство». В предваряющих текст виршах утверждалось единство трёх компонентов в воспитании: добродетель, мудрость и благонравие. Они конкретизировались в пед. программе, предусматривавшей овладение нормами христианской морали, обучение «свободным мудростям» (см. Семь свободных искусств) и нормам культурного поведения. Положение, имевшееся в оригинальном тексте, — «исполнение житейского долга» — оказалось не включённым в рус. перевод.

Перевод сочинения Эразма был предпринят, вероятно, по правительств, заказу и связан с необходимостью в условиях становления в России абсолютизма утвердить общеевроп. этич. нормы придворного быта. «Г. о. д.» положило начало лит.-пед. жанру, сложившемуся под влиянием зап.-европ. культурной традиции, — сводам правил житейского обхождения (напр., «Юности честное зерцало»).

studfiles.net

Гражданство обычаев детских - это... Что такое Гражданство обычаев детских?

 Гражданство обычаев детских

(по некоторым спискам "Дворство обычаев добрых")

   — первый в русской книжности памятник западноевропейской педагогической мысли. Перевод сочинения Эразма Роттердамского "De civilitate morum puerilium" (1530). Выполнен в начале 3-й четверти 17 в. в Москве, предположительно Епифанием Славинецким с польской обработки Ацернуса (Себастиана Клёновича) базельского издания (1538) Рейнгарда Гадамарского. Известно 11 рукописных списков. Русский перевод представлен в катехизисной форме. "Г.о.д." открыло новое, светское направление в русской педагогике - обучение этике и личной гигиене.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57)

   Ч313.54

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Гражданство обычаев детских" в других словарях:

pedagogical_dictionary.academic.ru

Гражданство обычаев детских о нравах на сретени (при встрече)

В.: Что творити имать детище, аще кто е на пути чести достойный срящет?

О.: С пути уступити, шапку честно сняти, аще же славный человек или достоинства яковаго будет имать, тому поклонитися.

В.: Приличествует ли детищу сице мысли в себе, егда с ким честным па пути сретится, к чему мне пригодится сей незнаемый человек?

О.: Не приличествует, понеже ся честь не человеку, по богу возд^ см, иже противу лицу стару востатиповеле и начальником или иереец сугубую честь воздаяти.

<...>

В.: Како беседовати детище с болтами?

О.: Яко с равными любезно и др;?ески глаголати имать, тако с боль,_ шими честно и кротко: титлу достоинства им приличную часто имат^ усугубляти; и не имать отити от нщдондеже отпущение возмет или o-j, них будет отпущен.

В.: Пристоит ли книги или шащпод запазухою держати?

О.: Не приличествует, дабы еси «носил (яко Горати глаголет) связ^ кии хартии под пазухою, яко поселянин ягняте или пияная баба клубко^ краденыя вовны, но просто шапку «руках держати.

<...>

В.: Каков должествует быти глас!

О.: Приятный и тихи, некриклив, ниже понижен, даже бы ко ухе не дошел соглаголящсму тебе.

История педагогики в России: Хрестоматия 1 Сост. С. Ф. Егоров. - С. 57 - 59

Г. Б. КОРИЕТОъ

Становление педагогической трдиции Западной цивилизации в Средние века, эпоху Возрождения и Реформации

Таким образом, XVI столетие поеяцеству как бы подвело итог более чем двухтысячелетнему процессу становления Западной цивилизации формированию ее базисных педагогиеских традиций. К этому временц в Европе окончательно определился (закрепился путь буржуазного раз. вития, обеспечивавший в перспектив; переход от аграрно-традицион-ного к динамичному индустриальномпипу общества. Христианство ста. ло подлинной основой духовной жшни Западной Европы, всех слое^ общества, пронизавсвоими установками (ортодоксально католически-ми или реформаторскими) и обыденное, и теоретическое сознание. Ра. ционализм, утверждавший всесилие разума, не противоречил религиоз. ной вере, а органически дополнял ее, все более превращаясь в знам5( дальнейшего духовного развития. Чашек получал право на индивиду, альность, на свободу выбора, на жизненную активность, на стремление к достижению практического жизненного успеха. Античные и средневе­ковые культурные традиции органически переплетались, взаимообога-щая друг друга и подготавливая возникновение культурной традиции Нового времени, многие черты которой прослеживаются уже в эпоху Возрождения и Реформации. Все это в совокупности создавало неповто­римость культурной и общественнойизни, определявшей своеобразие и уникальность системы социальногонаследования Западной цивилиза­ции, в рамках которых функционировали и развивались базисные педа-готические тенденции.

В педагогической деятельности преобладали целерациональные и цен­ностно-рациональные ориентиры, причем последние оказывались свя­зны с христианскими добродетелями. При осмыслении проблем воспи-гания и образования особое внимание уделяли развитию разума посред­ством овладения знаниями. И хотя задачам формирования чувств и осо­бенно воли придавали большое значение, их решение во многом стави­лось в зависимость от развития рациональной сферы человеческого со-тпания. Человек не противоставлялся обществу, но воспитательно-обра-ювательная практика, как и педагогическая мысль, начинала поворачи-ваться к развитию его индивидуальности, обеспечению возможности познать и реализовать в жизни свое уникальное призвание. Наличие раз­личных культурных традиций, их переосмысление и переработка в рам­ках Западной цивилизации, возрастающая динамика общественного раз-пития создавали условия для воспитания критичности мышления, кото­рое было непременным условием человеческой активности, реализации достаточно больших степеней (в частности, по сравнению с восточными обществами) личной свободы.

Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. - М., 1994. - С. 139, 140.

studfiles.net

7.«Домострой» о воспитании

В таком благополучном доме много внимания уделялось воспитанию детей с помощью довольно суровых мер. Но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.

Вообще Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и религиозного воспитания ставил на первое место.

На второе место выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства, что необходимо «в домашнем обиходе», и лишь на третьем месте – обучение грамоте, книжным наукам.

Рассматривая жизнь и домостроительство 16в. именно в преемственности поколений и взаимосвязи этого процесса с природой, географией, автор четко обозначает содержание дидактических и воспитательных целей своего времени: «…учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым».

Детей надо воспитывать в страхе перед наказанием, необходимо их ругать, чтобы из них выросли порядочные люди, таким образом дети спасаются страхом: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей».

Особое внимание уделялось воспитанию девочек: «Если дочь у тебя, направь на нее свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят. Если выдашь дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее».

Не менее важным считалось и воспитание сыновей: «Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои».

Воспитывая детей в запретах и страхе, поучениях и наставлениях, тем самым родители должны были обеспечить достойную «взрослую» жизнь своим детям, а себе –гордость и спокойную старость: «Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабищь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.»

В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним».

Домашнее воспитание, описанное в «Домострое», исполняло первые воспитательные функции: развивало возрастно-половые и индивидуальные свойства ребенка, вырабатывало темперамент и задатки, а затем устанавливало статус человека в обществе, наполняя его социальной ролью и ценностной ориентацией, то есть воплощало определенный социальный тип.

Новаторство «Домостроя» состоит в том, что он по-новому описывает характер воспитания, его направленность на конечный результат.

«Гражданство обычаев детских Е. Славинецкого.

ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ (нач. XVII в. — 19.ХI. 1675) — поэт, переводчик, филолог, оратор, богослов. О месте рождения и даже национальности Е. С., как и о его мирском имени, достоверных известий не сохранилось, существуют косвенные данные, позволяющие считать его либо украинцем, либо белорусом.

Имя Епифаний он принял при пострижении в Киево-Печерской лавре. Поскольку Е. С. прекрасно знал греческий язык, и одновременно был превосходным латинистом,. Репутация латиниста привела Е.С. в Киевскую братскую школу, где он преподавал латынь, а возможно, также греческий и церковнославянский языки. Его ученые заслуги предопределили его переезд в Москву, куда он был направлен по просьбе царя Алексея Михайловича в 1649 г. в Москву Меценат Ф. М. Ртищев построил для киевских ученых Андреевский монастырь в своем имении на Воробьевых горах, где они организовали школу, в которой греческому и латыни учились молодые московские подьячие.

Во второй половине XVII в. Епифанием Славинецким была составлена замечательная педагогическая "книга под названием “Гражданство обычаев детских”, представлявшая собой свод правил поведения в обществе - среди взрослых (в этом смысле и употреблен термин “гражданство”), сверстников, в школе и дома. В книге содержались правила благонравия – “благочинного”, приличного поведения детей. Правила касались манер ребенка и подростка: выражения лица, мимики, позы, прически, ухода за зубами. В последующих главах рассказывалось о том, как детям вести себя в церкви, за столом во. время еды, при встречах, в училище; как они должны готовиться ко сну, ложиться и вставать утром; в сборнике имелась специальная глава “Об игрании”.

Советы Епифания Славинецкого были для того времени психологически обоснованными. Они проникнуты любовным отношением к ребенку. В книге содержалось много ценных гигиенических правил, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, сохранению бодрого настроения. Говоря о моральных поступках детей, Епифаний Славинецкий подчеркивал, что внешнее поведение ребенка является проявлением его внутренних качеств. Он указывал также на связь нравственности детей с их умственным развитием.

Философия образования Джона Дьюи

studfiles.net


Смотрите также