Получение гражданства Германии – вопрос не простой. Немецкое иммиграционное законодательство юридически отточено (тут, в отличие от африканских или латиноамериканских стран, лазеек практически нет).
1) На немецкое гражданство могут претендовать, в первую очередь, этнические немцы, которые в разные времена переселились с территории Германии. На немецкий паспорт могут претендовать евреи (таким образом государство стремится загладить вину за устроенный во время Второй мировой войны геноцид еврейского населения). Ходатайствовать о немецком подданстве, наконец, могут те, кто на легальном положении прожил в Германии 7 лет – это установленный законом ценз оседлости для этой страны. Сюда входят все остальные категории иммигрантов: бизнесмены, иностранцы, прибывшие для трудоустройства, беженцы, учащиеся и те, кто вступил в брак (во всех перечисленных случаях требуется пройти процесс получения ВНЖ и ПМЖ).
В данном государстве существует запрет на получение второго гражданства. То есть при выдаче паспорта другой страны заявитель должен отречься от гражданства Германии. Вместе с тем, немецкие законы не запрещают оформлять разрешения на постоянное проживание или вид на жительство в других странах (главное – не претендовать на гражданство).
Чтобы иммигрировать по программе немецких корней, нужно родиться в семье русских немцев. При этом очень желательно сохранить язык и традиции страны предков. Дело в том, что когда вы будете проходить в немецком консульстве экзамен по немецкому языку, там будут уделять пристальное внимание знанию вами традиций, в частности, знанию немецких стишков, поговорок, пословиц и т.п.
Эта программа предусмотрена для немцев-переселенцев. Наибольшая их концентрация имеется в Поволжье в Казахстане. Рассмотрение заявки может продолжаться довольно длительный срок (иногда до 5 лет). Но как только статус переселенца будет подтвержден, паспорт гражданина Германии выдается довольно оперативно.
2)Беженство выполняется немецким правительством в соответствии с подписанными международными соглашениями о предоставлении убежища гражданам, чьи права нарушаются в их стране. Однако в Германии беженский статус — самый «некомфортный». Заявителей, которые претендуют на получение статуса беженца помещают на закрытую территорию, где свобода передвижения ограничена. Если иммиграционные службы не найдут достаточных оснований для присвоения вам такого статуса, то вы будете депортированы на родину. При этом еще и лишитесь возможности получать визу стран Европейского Союза минимум 10 лет. Таким образом, беженство в Германию из разряда – либо пан, либо пропал.
3)Наиболее простой вариант получения немецкого гражданства – это брак. В большинстве других стран мира при воссоединении семьи требуется, чтобы партнер был достаточно обеспечен, чтобы содержать супругу. В Германии таких жестких правил нет и даже если у партнера доходы невелики, более того, он может состоять на социальном обеспечении, воссоединение семьи все равно возможно.
Для подачи ходатайства о гражданстве претендент должен состоять в браке с гражданином Германии (союз может быть зарегистрирован как в России, так и в какой-нибудь третьей стране) либо планирует это сделать. В последнем случае будет оформлена «виза невесты». Но, чтобы получить въездную визу, в посольстве потребуется доказать знание немецкого на сносном уровне. Посольство также проверит действительность бракосочетания (если таковое – уже свершившийся факт). Длится проверка и рассмотрение вопроса примерно два-три месяца.
Если документы представлены полностью и в таком же полном порядке, то претенденту на гражданство выдадут одноразовую въездную визу категории D. Она действительна в течение 3-х месяцев. В этот срок необходимо въехать в Германию и получить вид на жительство. Как правило, ВНЖ выдают сроком на 1 год, а затем его требуется продлить либо еще на год, либо на два.
После того, как заявитель проживет в Германии не менее 3 лет, можно подавать документы на получение гражданства. Тут уже следует доказать свою финансовую состоятельность и, разумеется, отказаться от своего предыдущего гражданства. Через тот же срок можно подать заявление и для получения разрешения на ПМЖ. В этом случае вы можете жить в Германии без ограничения во времени и правах, зато не потребуется отказываться от «родного» паспорта.
4)Один из несложных вариантов для получения вида на жительство в Германии и возможность пожить там некоторое время – это УЧЕБА. Здесь совершенно нет надобности начинать обучение с нуля именно в Германии. Также вполне возможно поступить в магистратуру. На первый взгляд, требования для получения вида на жительство по данной программе могут показаться слишком суровыми. Но, на самом деле, это не совсем так. Пройти соответствие условиям под силу многим. К тому же, имеется возможность подработать, чтобы обеспечить себя (средняя заработная плата для студентов колеблется от 5 до 10 евро в час).
Чтобы получить возможность подать документы в высшее учебное заведение в Германии, вы должны окончить не менее двух курсов отечественного института или университета (при заочном обучении – 3 курса). Заявление подается на аналогичную специальность. Для поступления в магистратуру, соответственно, необходимо иметь законченное высшее образование (минимум, 5-летнее).
Для того чтобы получить визу на въезд и вид на жительство на год, потребуется показать наличие около 8 тысяч евро. Эта сумма считается прожиточным минимум для студента. Причем, фокус – занял-показал-вернул – не проходит. День потребуется перевести на спецсчет с ограничением суммы, которую разрешено снимать за один месяц.
Для получения визы следует показать приглашение немецкого вуза, поэтому переписку с университетами следует начинать загодя. Тут без хорошего знания языка не обойтись (это проверяется экзаменационно). Подобная заявка обычно рассматривается за 1 месяц, после чего выдается въездная виза D (напомним, она для однократного въезда и действует 90 дней). С этой визой нужно получить вид на жительство сроком на 1 год, а затем продлить еще на год год либо два.
Учтите, что, имея статус студента, нельзя получить немецкое гражданство. Но если вы удачно окончите учебное заведение и найдете работу, то годы учебы можно зачесть, тем самым, приблизив момент получения гражданства Германии.
Высшее государственное образование в Германии вместе с Eueasy — http://eueasy.ru/germaniya/edu-ger
5) «Рабочая» категория иммигранта в Германии – наиболее сложная из всех в плане оформления, но и самая перспективная для дальнейшего оформления вида на жительство или постоянного места жительства.
Трудность получения статуса «рабочего» состоит в том, что, согласно иммиграционному законодательству Германии, необходимо сделать мониторинг местного рынка труда. Иными словами, требуется подтвердить, что на рабочее место, на которое вы претендуете не нашлось кандидата в самом государстве. Поэтому подобный статус чаще всего получают люди, имеющие высокие научные степени и достижения либо специалисты с очень высоким уровнем квалификации. Таких практически не проверяют, ум и так на виду. Обычно такой заявитель должен иметь ученую степень (меньше кандидата наук просят не беспокоиться), либо быть первоклассным специалистом с прекрасным резюме и внушительным опытом работы в своем направлении.
Заявление на получение рабочей визы подают и работодатель, и претендент. Последний должен доказать, что выполнил все действия по поиску требуемого сотрудника на внутреннем рынке труда. Проводить рассмотрение заявления в этом случае могут до полугода.
Если все сделано по правилам, то заявитель получает визу D на 3 месяца, а въехав на территорию Германии, оформляет ВНЖ. Вид на жительство в данном случае распространяется на срок, указанный в контракте при приеме на работу. В течение 3-х лет получатель ВНЖ не может менять место работы (в противном случае — депортация). Но по прошествии названного срока уже разрешено переходить к иному работодателю. После того, как сотрудник проработает 5 лет, он вполне может подавать заявление на получение постоянного места жительства и гражданства. Придется только доказать, что вы являетесь финансово независимым и сможете сами о себе беспокоиться. Придется отказаться и от предыдущего гражданства, в случае получения немецкого паспорта.
Информация о Работе в Германии на сайте Eueasy — http://eueasy.ru/germaniya/work-ger
6) Голубая Карта(ГК) представляет из себя особый тип ВНЖ для высококвалифицированных специалистов из “третьих” стран, единый во всех странах ЕС, проводящих согласованную иммиграционную политику (все страны ЕС за исключением Великобритании, Ирландии и Дании).
ГК смогут получить лица, имеющие высшее образование. Кроме того его зарплата должна превышать определенную границу. Эта граница привязана к определенному индексу (Beitragsbemessungsgrenze in der allgemeinen Rentenversicherung) и составляет в 2012 году 34944 евро в год для инженеров, врачей, программистов и прочих похожих специальностей и 44800 евро в год для остальных. При этом лица с годовым заработком более 44800 евро полностью освобождены от проверки рынка труда. Также от нее освобождены выпускники немецких ВУЗов. Подробности можно прочитать на https://shumska.wordpress.com/2012/08/02/bluecard/
7)Завершает перечень иммиграционных вариантов в Германию бизнес иммиграция. В этом случае человек переезжает для открытия собственного бизнеса. Естественно, здесь необходимо иметь приличный банковский счет, чтобы можно было вложить финансы в какое-нибудь дело на территории Германии. Вот только бизнес конкуренция тут довольно высока, равно как и налоговая планка. Поэтому зачастую больших прибылей от своего немецкого бизнеса ожидать не приходится.
Тем, у кого имеются возможности пойти по данному пути, придется сделать вклад в экономику Германии от полумиллиона евро. На эти средства необходимо создать минимум 5 рабочих мест для немцев. Но, если вы разработаете детальный и грамотный бизнес-план, то достичь желаемого результата можно и за меньшие деньги. Но оценивать ваши деловые таланты и перспективу будут представители налоговых и финансовых структур Германии (они-то и будут выносить вердикт). Если же вы планируете все-таки внести 500 тысяч евро, то по немецким законам отказать вам будет очень сложно. Органам потребуется найти очень весомые причины для отказа.
Сроки рассмотрения такой заявки обычно длится не более 6 месяцев. Если в представленном бизнес-плане не найдется никаких подвохов, то заявитель получит уже известную визу категории D на 90 дней, в течение которых необходимо въехать в страну и получить ВНЖ. Через три года вы можете подавать ходатайство о выдаче вам разрешения на постоянное место жительства (первый ВНЖ выдается на 1 год, затем продлевается на 2 года).
При регистрации фирмы в Германии требуется, чтобы генеральным директором компании был назначен человек, который легально проживает в данном государстве и имеет право на работу (то есть, не обязательно это должен быть гражданин Германии – гендиректором может стать ваш знакомый, имеющий ПМЖ).
Обычно процесс регистрации растягивается на 3-4 месяца.
Бизнес в Германии вместе с Eueasy —http://eueasy.ru/germaniya/business-ger
Нравится Загрузка...
This entry was posted on Декабрь 30, 2012 at 10:11 пп and is filed under Документы. You can subscribe via RSS 2.0 feed to this post's comments.
Метки: Германия, гражданство, репатриация
You can comment below, or link to this permanent URL from your own site.shumska.wordpress.com
«Партнер» №4 (175) 2012г.
М.Миронов (Дортмунд)
У всех, кого интересуют вопросы двойного гражданства еврейских иммигрантов, баварский феномен - на слуху. В одной, отдельно взятой федеральной земле еврейские иммигранты, бывшие контингентные беженцы, получили возможность при вхождении в немецкое гражданство сохранять государственную принадлежность прежней родины. Эту особую практику Бавария ввела, несмотря на то что в общегерманском законодательстве право еврейских иммигрантов на двойное гражданство отменено еще в марте 2007 года.Многие иммигранты, живущие в других землях, заинтересованы в распространении баварского опыта, поскольку в силу разных причин желают также сохранить при натурализации в качестве гражданина Германии гражданство страны исхода. Последуют ли другие земли примеру Баварии? Чтобы разобраться в проблеме, хотел бы напомнить историю вопроса.
Условные беженцы
Решение немецкого государства о приеме евреев из стран бывшего СССР потребовало создания процедуры, которая позволяла бы эффективно, без бюрократических проволочек реализовать гуманные намерения правительства и одновременно учитывала все особенности предстоящей эмиграции. По условиям приема от претендентов на въезд не требовалось доказывать персонально перенесенные ими преследования или происхождение от жертвы нацизма. При таком подходе принять специальный закон о приеме только на основе национальной принадлежности иностранца к определенному народу, даже если речь шла о народе, который подвергался массовому уничтожению нацистами, не представлялось возможным, и поэтому было решено применить уже действовавший в Германии Закон о контингентных беженцах – Kontíngentflüchtlingsgesetz. В рамках этого принятого еще в 1980 году гуманного акта немецкого правительства в ФРГ нашли прибежище и защиту десятки тысяч жителей Вьетнама, Чили, Аргентины, Кубы и Ирака, спасавшихся от преследований реакционных режимов на их родине. С началом переселения евреев из бывшего СССР закон обрел новую жизнь. Почти двести тысяч эмигрантов въехали на ПМЖ в Германию в период с 1991 по 2005 год на основе Kontíngentflüchtlingsgesetz и получили статус контингентных беженцев.С самого начала правительство отдавало себе отчет, что иностранцы, въезжающие в страну в рамках межгосударственного соглашения, могут быть отнесены к беженцам лишь условно. Принимающие службы закрывали глаза на возможность вновь прибывших беспрепятственно посещать страны исхода, сохранять прежнее гражданство. Формально иммигранты классифицировались как беженцы и этого было достаточно для предоставления им права на двойное гражданство.
В 2005 году, в ходе реформы иммиграционного законодательства, Закон о беженцах был отменен и все полномочия по приему иностранцев были переданы правительствам федеральных земель и общегерманскому Министерству внутренних дел. После прекращения действия Kontíngentflüchtlingsgesetz естественно встал вопрос о судьбе бывших контингентных беженцев. Некоторые из них уже имели к этому моменту немецкий паспорт и являлись полноправными гражданами ФРГ. После длительных парламентских дискуссий было решено предоставить тем, кто еще имел статус иностранца, неограниченный сроком вид на жительство – Niederlassungserlaubnis. Этот наиболее надежный статус пребывания иностранца в ФРГ давал иммигрантам практически те же базовые права, что имели коренные жители страны. Право на сохранение при натурализации прежнего гражданства было обеспечено бывшим беженцам введением в новый закон специальной оговорки, которая действовала до марта 2007 года.
Беженцы по паспорту
В соответствии с немецким иммиграционным законодательством, каждому проживающему в Германии беженцу выдается специальное выездное удостоверение личности – Reiseausweis или так называемый голубой паспорт беженца. Поскольку еврейские иммигранты причислялись к беженцам условно, подобным документом они (за редким исключением) никогда не обладали. (В отдельных городах паспорта беженцев были ошибочно выданы небольшому количеству иммигрантов, но по истечении срока действия не были продлены.) Вместо этого к проставленному в национальном паспорте виду на жительство прикладывалась справка ведомства по делам иностранцев, уведомлявшая о присвоении владельцу статуса беженца. После отмены Закона о беженцах эти справки, в отличие от удостоверений личности, потеряли свою силу.Законодатель сознательно разделил действительных и условных беженцев в отношении права на двойное гражданство. Согласно действующей редакции Закона о гражданстве, воспользоваться данной привилегией могут сегодня только лица, обладающие паспортом беженца (§12 Abs.1 Satz 2 Nr.6 StAG). Это изменение закона закрыло перед еврейскими иммигрантами прежнюю возможность сохранять при натурализации гражданство страны исхода. На этом фоне признание баварскими властями за живущими в Баварии иммигрантами право на двойное гражданство не может расцениваться иначе, как действия в обход общегерманского законодательства.
Мнение суда
В настоящее время в открытой печати отсутствуют какие-либо материалы, раскрывающие причины перехода Баварии на особые правила натурализации. Закрытым документом является и инструкция баварского МВД, предписывающая освобождение еврейских иммигрантов от обязанности выхода из иностранного гражданства. Единственный документ, который в какой-то мере проливает свет на мотивы действий баварских властей, – это одно из решений Высшей административной судебной палаты Баварии, вынесенное по делу иммигрантки из Нюрнберга, обвинявшейся в хранении наркотиков (VGH Bayern, Beschluss vom 07.08.2008 – 19 B 07.1777). Приговор суда гласил: ответчица обладает статусом контингентного беженца, а потому не подлежит высылке из Германии. Судя по всему, именно этот судебный вердикт в общем-то по заурядному и нетипичному для еврейских иммигрантов делу побудил власти Баварии изменить условия натурализации живущих в земле еврейских иммигрантов. В ходе процесса судьи пришли к выводу, что иммигранты, прибывшие в страну во время действия Закона о беженцах, сохраняют статус беженцев и после отмены данного закона.Рассматривая дело, судьи были вынуждены идти на конфронтацию с практически противоположным толкованием участниками процесса законоположений о статусе бывших контингентных беженцев (§§ 23, 103 AufenthG). Так, настаивавшая на высылке администрация г. Нюрнберга обосновывала свою позицию тем, что ответчица фактически не является беженцем, поскольку никогда не подвергалась каким-либо преследованиям в стране прежнего проживания. В свою очередь, адвокаты ответчицы утверждали, что даже формальное признание статуса беженца должно обеспечивать их клиентке защиту от высылки. Не могли судьи не учитывать и разъяснений комиссии бундестага, а также рекомендаций по применению закона Федерального министерства внутренних дел. Оба документа подчеркивают, что предоставленный еврейским иммигрантам неограниченный сроком вид на жительство – Niederlassungserlaubnis гарантирует все базовые права, включая право на социальную защиту в полном объеме, а потому делает излишним сохранение за ними статуса беженцев и преференций, предусмотренных Женевской конвенцией.
Однако баварские судьи не согласились ни с мнением законодателя, ни с толкованием закона исполнительной властью, ни с позицией г. Нюрнберга. Воспользовавшись предоставленным им Конституцией правом независимого решения, они вынесли собственный вердикт: еврейские иммигранты, въехавшие в Германию до 2005 года, сохраняют и после отмены Kontíngentflüchtlingsgesetz правовое положение контингентных беженцев.
Этой констатации оказалось для Министерства внутренних дел Баварии достаточно, чтобы предписать местным ведомствам по делам иностранцев вернуться к практике предоставления еврейским иммигрантам двойного гражданства. Неудовлетворенная приговором сторона – администрация г. Нюренберг не использовала возможность оспорить решение земельных судей в высшей инстанции – Федеральном административном суде, и приговор вступил в законную силу.
Возможные перспективы
Упомянутый выше «нюрнбергский процесс» - отнюдь не единственый случай судебного противостояния по проблеме правового положения эмигрантов из стран СНГ. Вопрос о том, какой статус имеют бывшие еврейские контингентные беженцы после отмены Закона о беженцах, неоднократно становился предметом рассмотрения в немецких компетентных судах разных земель. Показательно, что в большинстве принятых решений земельные судьи пришли к единодушному выводу о том, что присвоение еврейским иммигрантам постоянного вида на жительство – Niederlassungserlaubnis исключает сохранение им статуса беженца. Это преобладающее мнение немецкого правосудия несомненно известно органам управления и службам натурализации в Баварии. Однако несмотря на это руководство земли продолжает придерживаться позиции баварского суда и рассматривает еврейских иммигрантов как беженцев. Еще более проблематичным выглядит следующий шаг баварских властей: предоставление местным иммигрантам двойного гражданства при отсутствии у них паспорта беженца. Здесь явно просматривается пренебрежение федеральным законодательством, что не может не идти в разрез с принципами общегерманского федерализма.В такой ситуации нельзя не признать, что шансы на распространение введенных в Баварии правил натурализации на другие федеральные земли крайне невелики. К тому же нельзя исключить, что в любой момент может появиться решение высшей судебной инстанции ФРГ – Федерального административного суда, которое окончательно поставит точку в спорах о правовом положении еврейских иммигрантов. И если верховные судьи установят отсутствие у этой категории иностранцев статуса беженцев, то тогда уж и властям Баварии придется отказаться от практики применения двойного гражданства.
Так что не приходится возлагать особые надежды на распространение баварского опыта на другие земли, а вот живущим в Баварии еврейским иммигрантам, желающим воспользоваться привилегией двойного гражданства, можно посоветовать не затягивать с подачей натурализационных ходатайств.
www.partner-inform.de
Германия – одна из стран, которая по сегодняшний день поднимает вопрос нехватки трудовых ресурсов, понимая, что развитие экономики страны обеспечивается за счет привлечения иммиграционной силы. В случае если внутренних трудовых ресурсов в стране не хватает по причине низкого демографического роста, приток новой рабочей силы является одним из показателей успешности развития экономики государства. При этом иммиграционная политика страны носит очень жесткие рамки для соискателей, желающих получить работу и место жительства в Германии. Предпочтение, как в любой другой стране, отдается, прежде всего, квалифицированным специалистам, и людям, чей возраст не достиг 30 лет.
Желание иммигрировать именно в ФРГ у многих граждан объяснимо по ряду причин:
- высокий уровень социального обеспечения;
- высокий уровень медицинского обслуживания;
- относительно низкий уровень преступности;
- комфортные условия для развития бизнеса.
И множество других причин, по которым решившиеся сменить свою страну проживания выбрали именно Германию. Те, кого интересует иммиграция в Германию, могут воспользоваться помощью профессионалов, оказывающих такие услуги. Но, прежде чем решиться, каким образом предстоит действовать, какие предпринимать шаги: обратиться к специалистам или совершить все действия самостоятельно, необходимо знать основания, на которых можно получить законное право для иммиграции, и кому дается такое право.
Иммиграция в Германию для тех, у кого один из супругов является гражданином Германии или имеет вид на жительство, возможна, если ВНЖ выдан в случае:
- что один супругов получил свой вид на жительство по политическому убежищу;
- один из супругов проживает в стране сроком более 8 лет и получил свой статус, будучи еще несовершеннолетним.
Здесь, однако, следует правильно понимать, что при выдаче вида на жительство для восстановления семьи главным условием будет то, что эта семья фактически уже была создана до момента получения одним из супругов ВНЖ. Другим способом вид на жительство может быть получен:
- для несовершеннолетних детей, чьими родителями являются граждане Германии;
- для родителей, которые воспитывают несовершеннолетних граждан Германии.
По этой категории могу репатриироваться на родину, те, у кого в свидетельстве о рождении, хотя бы один из родителей записан, как немец. Проблема с данной категорией граждан заключается в том, что необходимо предоставить максимум доказательств наличия немецких корней и кроме того, как и для остальных категорий сдать тестирование на знание немецкого языка. В результате испытания знания должны быть не ниже уровня А1 (элементарный разговорный уровень).
Отдельный вид представляет собой еврейская иммиграция в Германию. По этой линии кандидаты, желающие репатриироваться, должны подходить под следующие условия:
- Один из родителей должен иметь еврейскую национальность, рассматривается только первое поколение еврейства, то есть предшествующие родственные колена рассмотрению не подлежат (бабушки, дедушки ). Причем свидетельство о рождении родителя, имеющего еврейскую национальность, должно быть выдано не позднее 1990 года. Документы, полученные позже этого срока, рассмотрению не подлежат.
- Претендент на иммиграцию по еврейской линии должен был родиться в одной из стран СССР, кроме Балтийских государств, при этом ранее не репатриировался в Израиль. Он должен обладать элементарными знаниями немецкого языка.
- Кандидат не должен иметь судимости.
- Он не должен был занимать ключевых, руководящих постов в бывшем СССР.
- Претендент должен исповедовать иудаизм и иметь и поддерживать связи с еврейскими общинами Германии (на что создается дополнительная проверка)
Для других категорий граждан иммиграция в Германию из России при отсутствии возможностей получить ВНЖ по перечисленным выше критериям, возможна при варианте "бизнес-иммиграция в Германию".Ранее законом AufenthG для получения вида на жительство устанавливалась необходимость регистрации организации (GmbH) в Германии с уставным капиталом не менее 250 тыс. евро и создание рабочих мест не менее 5, при этом управляющим обязательно должен был быть гражданин Германии. С новым положением от 1 августа 2012 года эти требования снизились. Теперь для регистрации компании необходимо внести минимальный размер УК, равный 25.000 евро (такая сумма стандартна для всех граждан Германии). При этом сумму можно вносит в рассрочку, для открытия фирмы достаточно внести лишь 50%. Нет также требований предоставлять доказательства, что созданная компания несет особый экономический интерес для ФРГ.
Такой вид иммиграции является оптимальным, если отсутствуют другие варианты, перечисленные выше. При этом следует помнить, что иммиграция в Германию в связи с открытием бизнеса не дает каких либо особых льгот и привилегий. Следует знать, что речь не идет о получении гражданства страны. В этом случается выдается только вид на жительство, который может продлеваться на время всей работы компании. Получения ПМЖ и гражданства страны будет проходить на общих основаниях, предусмотренных законом ФРГ об иммиграции.
fb.ru
«Партнер» №11 (122) 2007г.
На вопросы читателей отвечает М. Миронов
От редакции: В последнее время редакция и «горячая линия» журнала «Партнер» получили множество вопросов касательно новых положений, регламентирующих получение немецкого гражданства. Наш постоянный автор М. Миронов отвечает на наиболее типичные из них.
Я приехала в Германию по еврейской линии 6 лет назад. Имею работу и от государства денег не получаю. Знаю, что еврейские иммигранты, имеющие работу, могут претендовать на немецкое гражданство после 6 лет проживания в Германии. Поскольку я выполняю эту предпосылку, решила подать документы на гражданство. Но сотрудница Ausländeramt’a отказала в приеме, объяснив, что недавно вышел новый закон, по которому еврейским иммигрантам даже при наличии работы надо ждать не 6 лет, как раньше, а 8 лет. Об этом я слышу в первый раз. У меня сложилось впечатление, что меня просто вводят в заблуждение. Ответьте, пожалуйста, сохранилось ли в свете новых законов право у еврейских иммигрантов, имеющих работу, как и прежде, претендовать на гражданство после 6 лет проживания в Германии? А. (E-Mail, адрес не указан)
В настоящее время нет ясности с правом работающих еврейских иммигрантов на натурализацию после шести лет проживания в Германии. С одной стороны, с января 2005 года прекратил свое действие дающий данную привилегию Закон о беженцах – Kontingentflüchtlingsgesetz. Но с другой, продолжает действовать Общегерманское предписание от 13.12.2000 – Allgemeine Verwaltungsvorschrift zum Staatsangehörigkeitsrecht vom 13.12.2000 (StAR-VwV), в котором по-прежнему записано положение о шестилетнем сроке (Nr. 8.1.3.1; Nr. 87.1.2.6 StAR-VwV). В этой ситуации решение в каждом конкретном случае принимает чиновник, рассматривающий дело. Поэтому, думаю, возражать против его действий бесполезно. Однако не всё так плохо. Сегодня Вы имеете право получить немецкое гражданство после шести лет проживания уже не как еврейская иммигрантка, а на общих основаниях. С 28 августа с.г. вступило в силу новое положение Закона о гражданстве – Staatsangehörigkeitsgesetz, которое предусматривает право на натурализацию любого иностранца после шести лет проживания в Германии, если он докажет «особо высокие достижения в интеграции и, в частности, хорошее знание немецкого языка» (§ 10 Abs.3 StAG в новой редакции). Вы работаете и наверняка в достаточной степени владеете немецким языком, а потому вполне можете воспользоваться данным правом.
Мне 81 год, я собираюсь подавать документы на немецкое гражданство. Надеялся на сохранение второго – российского гражданства. Однако в журнале («Партнёр» № 8/2007) появилось сообщение, что это право для еврейских иммигрантов отменено уже в марте. Для меня тогда главный вопрос, как использовать шансы для сохранения прежнего гражданства, имеющиеся у пожилых людей – по §12 Abs.1 Nr.4 StAG? Когда и в какую инстанцию обращаться по данному поводу? Заранее или при получении свидетельства о натурализации. Прошу разъяснить. Б. (Кёльн)
Действительно, в соответствии с упомянутым Вами § 12 Abs. 1 Nr. 4 StAG, требование выхода из прежнего гражданства в отношении пожилых и страдающих серьезными заболеваниями людей может быть снято. Данная льгота распространяется на заявителей старше 60 лет, если по состоянию здоровья они не могут прибыть персонально в дипломатическое представительство для оформления процедуры выхода или совершить (если это требуется) поездку на бывшую родину. Также допускается сохранение прежнего гражданства, если отказ в натурализации для пожилого человека представляет особую тяжесть в моральном плане. Такая ситуация признается, в частности, если находящиеся в Германии родственники уже являются гражданами страны или если сам пожилой иммигрант проживает в Германии свыше 15 лет (Nr. 87.1.2.4 StAR-VwV vom 13.12.2000). Вопрос о сохранении прежнего гражданства решается на стадии подачи документов. Куда-либо специально обращаться по этому поводу не требуется.
Наш сын подал документы на гражданство полгода назад и уже тогда чиновник предупредил его, что от российского гражданства ему придется отказаться. Мы благодарны Германии, принявшей нас, но в России живут наши друзья, похоронены наши близкие. Чем можно мотивировать желание оставить российское гражданство при получении немецкого, чтобы быть понятыми немецкими чиновниками? Может быть, можно сослаться на какие-то статьи немецкого законодательства? У. (Дюссельдорф)
Прежде всего отметим, что, поскольку Ваш сын подал документы раньше 30 марта с.г. – даты отмены права еврейских иммигрантов на сохранение прежнего гражданства, он еще имеет право воспользоваться данной привилегией (§ 12 Abs 1 Nr. 6; § 40c StAG). В общем же случае немецкое законодательство предусматривает целый ряд ситуаций, когда требование об отказе от гражданства страны происхождения также снимается (§12 StAG; Nr. 87 StAR-VwV vom 13.12.2000). Такой подход предписывается, в частности, если власти страны происхождения чинят разного рода бюрократические препоны или выставляют невыполнимые для иммигранта условия. Сохраняется иностранное гражданство и в случае, если отказ от него связан со значительными потерями экономического или имущественного плана, или сама процедура выхода оказывается невыполнимой для соискателя, например, в связи с состоянием его здоровья (подробнее все позиции рассмотрены в «Партнер» № 9, 2007). В то же время необходимость оформления виз для поездок на бывшую родину, чтобы встретиться с родственниками и посетить могилы близких, не рассматривается немецкими властями как непреодолимое препятствие и права на сохранение прежней государственной принадлежности не дает.
В сентябре 2006 года я с мужем и нашим шестилетним, родившимся в Германии сыном подали документы на немецкое гражданство. Нам известно, что в подобной ситуации ведомство по делам иностранцев требует отказа одного из родителей, а также самого ребенка в индивидуальном порядке от прежнего гражданства. Это нарушение принципа единого гражданстве всех членов семьи. Какой возможен выход из сложившейся ситуации? И известен ли прецедент с положительным решением данного вопроса? М. (Лейпциг)
Существовавшее до последнего времени право еврейских иммигрантов обладать двумя паспортами действительно не распространялось на их детей, родившихся в Германии. Это приводило к тому, что родитель, в чей национальный паспорт был вписан ребенок, должен был при натурализации выходить из прежнего гражданства, хотя как еврейский иммигрант он мог бы этого не делать. Такое положение уже неоднократно вызывало нарекания как у самих иммигрантов, так и у немецких юристов, специализирующихся в области прав иностранцев. Однако до последнего времени каких-либо законодательных решений, принципиально исправляющих ситуацию в этой части, принято не было. Вы можете, конечно, попытаться убедить сотрудника ведомства в том, что неравное обращение серьезно ущемляет права членов семьи и ухудшает ее положение в целом. Но ведь всё неравенство сводится в конечном итоге к необходимости выйти из гражданства и затем оформлять визы для поездок на бывшую родину. А эти обстоятельства закон не рассматривает как обстоятельства чрезвычайной трудности, которые оправдывали бы сохранение иностранного подданства. Так что шансов, что чиновник пойдет навстречу и акцептирует право ребенка на второе гражданство, на мой взгляд, мало. Кроме того, нужно отметить, что сегодня данная проблема уже отошла в прошлое, как было упомянуто выше, впредь и сами еврейские иммигранты, и их рожденные в Германии дети должны при натурализации отказываться от прежней государственной принадлежности.
Считаю, что с отменой права еврейских иммигрантов на второе гражданство нас просто подставили. Ведь то, что мы никакие не беженцы, было известно уже давно и, тем не менее, разрешалось сохранять прежнее гражданство. А теперь почему-то закон изменили. Т.е. вначале показали перед всем миром, что приветствуют иммиграцию евреев и дают им преимущества, а затем потихоньку отменили льготу. Хотелось бы узнать, на каком основании? М. (Дуйсбург)
Инициатор отмены Федеральное МВД обосновало свое решение новыми условиями приема еврейских иммигрантов и утратой ими прежнего статуса контингентных беженцев. Новые правила вступили в силу еще в январе 2005 года, однако свыше двух лет после этого действовала специальная оговорка в законе (§12 Abs.1 Nr.6 StAG), допускавшая для еврейских иммигрантов второе гражданство. Объяснить, почему сейчас потребовалось отменить эту льготу, могут только те правительственные чиновники, которые непосредственно принимали данное решение. Возможно, два года назад эта льгота была сохранена просто «по инерции». А теперь власти, разобравшись в вопросе, сочли, что нет оснований предоставлять привилегию, предусмотренную законом исключительно для беженцев, людям, покидающим страну с разрешения властей, а значит, имеющим официальное право отказаться от ее гражданства.
Поделиться:
www.partner-inform.de