Уроки гражданственности Донбасса 3 класс. Первые поселения. Гражданство 3 класс


Уроки гражданственности 3 класс

Урок гражданственности Донбасса №5

3 класс

Лой Е.И., учитель ОШ №11

Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»

Микросфера «Культура Донбасса»

Тема. «Литературный Донбасс»

Форма организации образовательного процесса : урок- экскурсия

Цель мероприятия: ознакомить учащихся с творчеством современных поэтов Донбасса;

углубиться в содержание стихов;

развивать умение учащихся ориентироваться в прочитанном;

формировать эстетические вкусы школьников;

воспитывать в них духовность, человечность, любовь к Отчизне, родному краю, матери, уважение высоких человеческих чувств.

Оборудование: выставка книг, портреты поэтов, презентация.

Ход урока

  1. Организация начала урока

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок!

II. Сообщение темы, цели и задач. Эпиграфом пусть будут слова:

Донецкий край (Сергей Аякс) Донецкий край, шахтёрский край,Любимый мой родной,Прекрасной розой расцветай,Эдемской, неземной!Такого края не найти-Взлети хоть в облака!Неувядающе цвети,Предолгие века!!!Услышьте, милые края,Слова моей любви:Донбасс, о, Родина моя,Блаженствуя живи!Дари обильный урожай,Соль, уголь и металл!!Донецкий край - ВЕЛИКИЙ, КРАЙ!И кто о том не знал?

III. Проведение урока–экскурсии

1. Вступительное слово учителя

- Ребята! Давайте отправимся в литературную экскурсию по родному краю! (1 слайд)

-А кто поможет нам в этом вы узнаете отгадав загадку:

Книгу не ищи в аптеке,

Книжный дом -…(библиотека)

-А как себя надо вести в библиотеке?

2. Повторение правил поведения в общественных местах, в библиотеке.

3. Приглашение в библиотеку.(2 слайд)

-Хорошая библиотека оказывает поддержку при всяком расположении духа.(3 слайд)

4. Приветствие заведующей библиотеки

5. Презентация книг (4слайд)

6. Влияние книги на читателя(5 слайд)

-Здесь вас ждут книги:

- Самые военные (6 слайд);

- Самые умные (7 слайд);

- Самые первые (8 слайд);

- Самые детские (9 слайд);

- Какие слова в теме являются главными, ключевыми? (Родной край.)

- Что значит для вас родной край?

- Назовите слова, которые связаны с темой разговора.

(Литература, писатель, поэт, проза, рассказ, повесть, поэзия и др. Родина, Донбасс, Отечество, Отчизна, страна, земля, край)

- Что мы Родиной зовём?Край, где мы с тобой живём.

(Дети читают стихотворения)

7. Поэтическая страничка 1

1 ученик:

Как прекрасны рассветы Донбасса,Как чудесен любимый наш край,Город звёздный - рабочего класса,Легендарный мартеновский рай!Здесь шахтёр, металлург и литейщик,Знаменитых династий сыны,Град Донецка - город кудесник,Пополняет запасы страны!

2 ученик:

Алых роз и алей вереница,Православный собор до небес,Здесь улыбки друзей, гостей лица,И людей большой интерес,Славный город пестрит орденами,Расцветает любимый наш град,О, Донецк город Донбасса,Ты достоен великих наград!

Учитель:

Многие талантливые люди - выходцы из глубинки. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным человеком. Но главное - быть добрым, порядочным человеком, любящим свою Родину, родной край, знающим свою историю. Всё начинается с любви . Без любви к Родине нет ни поэта, ни гражданина (не зная прошлого, нельзя любить настоящее и будущее).

- Ребята, сформулируем цель нашей встречи и проблемный вопрос. Все отправляются на экскурсию с какой-то целью, например, отдохнуть, узнать что-то новое, а мы с вами?

Заведующая библиотеки:

А теперь минутка поэзии современных писателей родного края.

Влад Амелин «Любимый Донбасс»

Славься мой родной, шахтёрский милый край…Храмов купала, огни Донбасс Арены…Ты живи всегда и только процветай…Чтобы в том краю всегда смеялись дети…Край шахтёрский ты навек мне домом стал..Ангел мой хранитель в жизни талисман…Я тебе отдам все лучшие года…Знаю ты теперь судьба навек моя…Никогда тебя, я край мой не отдам…Прикипел к тебе, душой своей и телом…Ты красив собой и юн не по годам…Край родимый ты один на свете белом…Я в тебе нашёл, навек свою судьбу…Я нашёл в тебе, вторую половину…Ты собой воздвиг, меня на пьедестал…Ты как никогда, в меня вселяешь силу…

Ты живи Донбасс и молодей душой…Для моих детей, ты стань родимым домом…Чтобы и они, гордились все тобой…Ты их поддержи, по жизни добрым словом.

Екатерина Ромащук «Ребенок Донбасса»

Мой мир – подвал без солнечных лучей.Я больше не играю с другом в мячикИ даже не боюсь уже ночей,Когда бомбят… и только мама плачет.Мои игрушки – гильзы с блокпостов,А вместо сладостей я счастлив просто хлебу.«Война не выбирает возрастов»,-Сказал мой папа, отправляясь к небу.Я вместо сказок слышу градов шум,Что бьёт в мой дом и те, что по соседству…Я выросту и я у вас спрошу:«За что вы у меня украли детство?!...»

Учитель:

-В любое время дети всегда остаются детьми ,которые учатся ,играют и

отдыхают. Вот и мы сейчас отдохнем.

Физкультминутка

(Учитель проводит физкультминутку для газ, органов дыхания)

Учитель:

-Сейчас мы познакомимся с литературными деятелями Донецкого края.

8. Литературные деятели Донецкого края

Дмитрий Трибушный - родился 3 апреля 1975 года в Донецке. В 1997 году окончил филологический факультет Донецкого национального университета, в 2002 году – Одесскую духовную семинарию. Церковнослужитель. Автор книг стихов: «Под другим дождём» (2004), «Белая книга» (2010), «Облака ручной работы» (2013). Редактор донецкого епархиального журнала «Живой родник». Живёт в Донецке.

Над городом гуманитарный снег.

Патрульный ветер в подворотнях свищет.

«Убежище», – читает человек

На школе, превращённой в пепелище.

У всякой твари есть своя нора.

Сын человечий может жить в воронке.

Артиллеристы с самого утра

Друг другу посылают похоронки.

Ещё один обстрел – и Новый год.

Украсим ёлку льдом и стекловатой.

И Дед Мороз, наверное, придёт

На праздничные игры с автоматом.

Светлана Максимова - родилась 8 февраля 1958 года в Харькове, затем семья переехала в Макеевку Донецкой области. Там Светлана окончила школу, и некоторое время училась на филологическом факультете Донецкого университета. Занималась с детьми в творческих студиях. В 1987 году окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Через год выпустила первую поэтическую книгу, «Вольному – воля». Поэт, прозаик, художник, музыкант–исполнитель. Сейчас живёт в Москве.

Господи наш Спасе,

все-то Тебя мы славим –

мама моя в Донбассе,

ну, а сестра – в Полтаве.

Звонят, что ни день, друг другу –

и каждая плачет в трубку.

А я звоню им обеим –

и даже плакать не смею.

Анна Ревякина - родилась 22 сентября 1983 года в Донецке. Поэт, актриса, автор книг «Сердце», «Хроники Города Донецка. Безвременье», победитель литературного фестиваля «Сила ветра», лауреат Международного литературного конкурса им. Н.В. Хаткиной «Cambala», обладатель премии «Творческая молодёжь Донбасса – 2012» в номинации «Поэт года», победитель Международного литературного фестиваля «Шорох-2014». Живёт в Донецке.

Город мой. Тот, где с детства отсутствует море

и повсюду степь – невозможно рыжая с янтарём,

словно вечный рассвет, как картинка на мониторе,

словно юность отца, упакованная в альбом.

Не сдержаться, когда прикасаешься к камню,

когда трогаешь тёмную землю, что на крови.

Если ты здесь родился, то родился ты неслучайно

в чёрнокаменном городе, что стоит на краю земли.

Владислав Русанов - родился 12 июня 1966 года в Донецке. Окончил Донецкий политехнический институт в 1988 году. Кандидат технических наук по специальности «бурение скважин», доцент Донецкого национального технического университета. Прозаик, поэт, переводчик. Автор восемнадцати романов. Заместитель председателя правления Союза писателей Донецкой народной республики. Живёт в Донецке .

«ВАЛЬС ОБРЕЧЁННЫХ »

Мальчики с улиц и девочки книжные…

Осень кружится в кварталах расстрелянных.

Знают лишь ангелы срок, нам отмеренный,

Только молчат, а мы всё-таки выживем.

Не голосите, холёно-престижные,

Будто мы сами во всём виноватые.

На небе облако белою ватою

Мчит в никуда, а мы всё-таки выживем.

Не разобраться, что лучше, что ближе нам?

Елена Заславская - родилась 14 октября 1977 года в Лисичанске. Автор поэтических сборников «Инстинкт свободы». Её стихи опубликованы в антологии- энциклопедии «15 веков русской поэзии», изданной в Москве. Живёт в Луганске, ЛНР.

ЧЁРНЫЙ ХЛЕБ

Долго не было беды. Долго.

Долго не было войны. Долго.

Успели дети подрасти.

Успели внуки подрасти.

А правнуки пока что не успели.

И сын сказал: «Я ухожу. Прости».

И внук сказал: «Я тоже. Отпусти».

И правнуки заметно повзрослели.

И снова кровь горячая лилась.

И Родина кроилась и рвалась.

И брат на брата шёл, а друг – на друга.

И стало чёрным молоко в сосцах.

И стала чёрной кровь в людских сердцах,

Как антрацит – наш краснодонский уголь.

Последний пласт. Из недоступных недр.

Наверх. Из самой преисподней.

История желает перемен –

И крутит, крутит, крутит чёрный жёрнов.

Мы стали чёрным хлебом на войне.

А были…были – золотые зёрна.

9. Поэтическая страничка 2

Ученик 1

Мой край, моя земля,

Роднее нет на свете!

Здесь не забыты прадеды и деды, здесь, продолжая их нелегкий труд,

Из поколенья в поколенье мужчины уголь добывать идут.

Ученик 2.

Земля родная, наша мать,

Как много выпало тебе страдать!

Как много войн ты повидала!

Но всем назло ты выживала!

И, как всегда, из года в год

На шахтах трудится народ.

Ученик 3

Мой край родной, моя земля!

Так сердце ноет за тебя,

Ведь нет земли родней на свете,

Так скажут взрослые и дети.

Ученик 4

Из поколенья в поколенье

Мы скажем гордо в добрый час:

«Прекрасней нет земли на свете,

Чем край родной, чем НАШ ДОНБАСС!»

Ученик 5

Я на зорьке рано

Солнцу улыбнусь.

В край родной и славный

В сотый раз влюблюсь.

Ученик 6.

И в краю далеком

Будет мной любим

Воздух тот донецкий,

Что в моей груди!

Ученик 7

Мой город вовсе не курорт,

Мой город – часть Донбасса.

Пусть песен нет о городе моем,

Но я - то знаю, как же он прекрасен.

Ученик 8

Прекрасно мне живется

В Шахтерске –он родной!

Ведь любим мы и ценим

Свой милый край родной!

IV. Итоги урока

 Учитель:

-Ничто в человеке не порождает такой причастности к бессмертию, как любовь и творчество. Наши души воспылали искоркой благодарности и гордости за поэтов родного края, которые своим творчеством доказывают, что только из любви к родной земле, матери, людям рождаются поэт и поэзия.

Заведующая библиотекой:

- Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую не заслуженно помнили (Слайд10)

- Не только вы собрали книги,но и книги собрали вас (Слайд 11)

- Книги ждут Вас! Место встречи – библиотека (Слайд 12)

V. Домашнее задание

Нарисовать рисунок на тему: «Донбасс воспевают поэты!»

Список использованной литературы

1.Андрей Чернов «Честная повесть о непокоренном Донбассе»

http://www.voskres.ru/literature/critics/chernov.htm

2.Беспечный Т. Начинался наш город так/ Т.Беспечный // Наш дом. – 2002.- №9. –С.20.

3.Все о Донецке: горожанам и гостям столицы Донбасса: Справочное пособие. – Донецк: Донбасс, 2003. – 294 с.

4.Герланец В. Что в имени твоем… - Тихий юбилей / В. Герланец // Вечерний Донецк. – 2001. -9 ноября. –С.15.

5.Гонимов И. Юзовский завод /И. Гонимов // Донбасс. -2006. –С.32-49

6.Строки мужества и боли… Произведения писателей Донбасса 2014–2015. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2015. – 360 с.

7.Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014 – 2015 годов. Сборник стихов. – М.: Издательство «Перо», 2015. – 112 с.

infourok.ru

Конспект к урокам гражданственности Донбасса (3 класс)

УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА

3 КЛАСС

Тема: «Первые поселения на территории родного края»

Цель: расширить представление детей об их родном крае, о важнейших событиях в его историческом прошлом; развивать познавательные интересы; воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости, стремление быть полезным своей Родине.

Ожидаемые результаты: ознакомление с историческим прошлым родного края, воспитание любви к родным местам.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал для чтения и раскрашивания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Земля донецкая, земля любимая,

Земля прекрасная, необозримая,

Простор твоих полей мне дорог с детских лет,

Земли такой другой нигде на свете нет!

Познать пришлось тебе немало горьких лет.

Новоселова Л.

  1. Актуализация знаний.

  1. Определение темы и целей урока.

  1. Изучение нового материала.

Рассказ учителя .

Сегодня мы с вами отправимся в историческое путешествие в давние времена, ведь, чтобы быть настоящим гражданином страны, надо знать прошлое своего народа, его традиции, жить его жизнью и заботами. Изучить историю родного края, лучше узнать природу, культуру, население нам помогает краеведение.

Краеведение – наука о родном крае. (Слайд 2)

- А кто знает, как называется профессия человека, который помогает нам узнать прошлое человечества по сохранившимся древним предметам, сооружениям, погребениям? (Археолог.)

- Правильно, ребята, а наука, изучающая прошлое человечества по сохранившимся древним предметам, сооружениям, погребениям, созданным руками человека, называется археология. (Слайд 3)

Непростая судьба досталась донецкому региону. Несмотря на то, что первобытные охотники добывали пропитание в наших степях уже 150 тысяч лет назад, заселение  Донбасса длилось очень и очень долго. Кочевые народы сменялись один за другим, огнем и мечом расчищая себе дорогу. На протяжении всей истории Донбасса, люди разных народов и религий жили и трудились бок о бок друг с другом: русские, украинцы, греки, татары, сербы, немцы, евреи. Крутилось колесо истории, и вот уже на месте выжженных солнцем степей вырастают заводы и рудники, зарождаются промышленные гиганты Донбасса. Войны и революции крушили наш край в прошлом веке, не жалеют и в нынешнем, но каждый раз  донецкий народ поднимает из пепла и руин свою Родину, своими рабочими руками кует будущее и историю Донбасса.

Первым кочевым народом, который заселял территорию Донбасса были так называемые киммерийцы. (Слайд 4)

Этот народ был хорошо известен древним грекам. Киммерийцы вели подвижный образ жизни и известны исключительно по погребениям и кладам. Своих поселков у них не было. Умерших хоронили в курганах. (Слайд 5) В могилах находят бронзовые удила, детали конской сбруи и уздечного набора, литые и костяные наконечники стрел, редкие украшения из золота, глиняные кубки. Особой известностью пользуется киммерийское погребение у села Черногоровка в Бахмутском уезде (часть современного Артемовского района). Здесь найдены бронзовые удила и всевозможные бляшки, налобный венчик из бронзы — признак воина. Киммерийские воины носили в левом ухе золотую серьгу. Погребения этого времени обнаружены также у сел Луганка и Веселая Долина, Камышеваха Артемовского района. Интересен обычай киммерийцев зарывать в насыпь кургана клады из дорогих кавказских бронзовых уздечных наборов.

infourok.ru

Уроки гражданственности Донбасса 3 класс. Первые поселения.

Тема 1. Первые поселения на территории родного края.

Цели: расширить представление детей об их родном крае, о важнейших события в его историческом прошлом. Познакомить с первыми поселениями на территории родного края, с историей формирования промышленного региона, расширить представление об историческом прошлом родного края. Развивать познавательные интересы. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости, стремление быть полезным своей Родине.

Оборудование: слайды, компьютер, мультимедиа проектор, 

Ход урока

1.Организационный момент.

Земля донецкая, земля любимая,

Земля прекрасная, необозримая,

Простор твоих полей мне дорог с детских лет,

Земли такой другой нигде на свете нет!

Познать пришлось тебе немало горьких лет. Новоселова Л. Слайд2

2.Сообщение темы и цели урока.

Слайд 3

-Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? 

Какие поставим перед собой цели урока? (ответы уч-ся). 

-А кто из вас, ребята, скажет, как называется наш край, в котором мы живём?

Как называется поселок в котором мы живем?

Сегодня мы совершим путешествие по родному краю. Познакомимся с первыми поселениями на территории Донецкой области. А помощником сегодня на уроке будет крот. Слайд 4

Как вы думаете почему именно крот, а не другое животное? (ответы уч-ся). Да дети именно это животное выступает как символ нашего края, потому что живет под землей Там где трудятся наши папы, мамы и дедушки.

3.Изучение нового материала.

Рассказ с элементами беседы.

Название региона.

На территории столицы Донбасса люди жили с незапамятных времен. Слайд 5-6

Об этом свидетельствуют археологические находки, найденные во время раскопок, произведенных в некоторых районах города в течение прошлого века. Ученые считают, что в разные периоды там находились временные или постоянные поселения скифов, киммерийцев, сарматов, готов, а несколько позже и славян. Однако в период с 13 по 16 века люди покинули эти места из-за набегов кочевников, и новые поселения там стали появляться после того, как эти земли оказались под контролем донских казаков.

Активное заселение бассейна реки Кальмиус и прилегающих земель началось в 18 веке по приказу Екатерины Второй. В 1760 годах на территории Киевского района современного Донецка была основана Александровская слобода, впоследствии ставшая селом. Примерно в это же время по соседству возникли населенные пункты Крутояровка и Григорьевка.

Их жители наряду с сельским хозяйством занимались добычей угля, о больших залежах которого стало известно после того, как на берегах реки Курдючья побывала экспедиция, отправленная на разведку полезных ископаемых Петром Первым. Слайд 7

Слайд8

В 1820 году первые небольшие шахты появились непосредственно рядом с Александровской. Именно тогда началась история Донецка как одного из крупнейших центров угледобычи в Европе.

4.Работа по теме урока.

Угледобыча.

В 1841 году были построены 3 шахты Александровского рудника, а к середине 19 века число предприятий, занимающихся угледобычей в регионе, достигло 10. Слайд9

Каждый город, так же как и каждый человек, имеет свою биографию, но не каждый город знает своих «родителей». У нашего города есть отец, имя которого Джон Джеймс Юз. Слайд 10

Джон Хьюз начал свою карьеру под руководством отца, хозяина металлургического завода в Мертире. В возрасте 28 лет. Он основал поселок Юзовка для рабочих нового завода. Так началась история Донецка, годом основания которого принято считать 1869-й. Слайд 11.

5. Физкультминутка слайд 12

А сейчас ребята мы сделаем маленький перерыв.

6. Закрепление темы урока. Слайд 13-14

Добыча угля осуществляется открытым и подземным способом. Каждый имеет свои преимущества и недостатки. Более популярной и прибыльной является поземная добыча угля.

Каменный уголь представляет собой продукт разложения растений.Его добыча ведется посредством различных способов, в зависимости от глубины заложения в том или ином месторождении. По типам разработки различают штольни (горизонтальный, вглубь горной породы) и шахтный методы. Подземным способом добываются только высокосортные ископаемые, т.к. бурение шахты является очень затратным. На сегодняшний день самые глубокие рудники находятся не глубже 2 км под землей.Долгое время шахтеры извлекали уголь при помощи простых лопат и кирок. В конце XIX – начале XX вв всеобщее признание завоевали отбойные молотки. Также широко применялись комбайны. В настоящее время на шахтах используется современная высокопроизводительная техника

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Кто были первые поселенцы нашего края?

Кто такой Джон Юз.

Как раньше извлекали шахтеры уголь?

8. Домашнее задание.

Подготовьте сообщения:

а) как жили первые поселенцы нашего края.

б) кто такие скифы?

multiurok.ru

Урок гражданственности 3 класс "Литературный Донбасс"

Тема: Литературный Донбасс

Цель: Познакомить с литературными деятелями родного края. Повторить правила поведения в общественных местах. Развивать эстетические вкусы, обогащать словарный запас. Воспитывать культуру чтения, любовь к детской книге

Оборудование: фотографии писателей Донецкого края, их книги.

Ход урока

І. Организация класса.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

1Политинформация «Основные события за неделю»

2.Повторение Гимна ДНР

ІІІ. Сообщение темы урока

Чтение отрывка из сказки «Лягушка-путешественница»

-Сегодня мы познакомимся с творчеством писателей Донецкого края. А особенно с жизнью и творчеством Гаршина В., вы его хорошо знаете. А также с В.Далем,

ІV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя об известных писателях Донбасса (Даль В.)

В,Даль- Этнограф, фольклорист, лингвист, диалектолог, писатель, зоолог, ботаник, педагог, морской офицер, доктор, общественный деятель, дважды академик Российской Императорской Академии наук, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка», автор сборника «Пословицы русского народа» – и всё это один человек, уроженец нашего края, В.И. Даль.

Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в местечке Лугань (ныне г. Луганск). Его отец, Иоганн Даль, – выходец из Дании, разносторонне образованный человек, лингвист, богослов, медик. Мать – Мария Фрейтаг, немка по отцу и француженка по матери, владела пятью языками и детей почти всему учила сама.

В.И. Даль собрал 30 130 пословиц. В сборнике пословицы расположены по темам 180 тетрадей.

Позже семья Далей переезжает в Николаев – морской город, город-верфь. Может быть, поэтому в 1814 году Иван даль везёт своих сыновей Володю и Карла учиться в Петербургский Морской кадетский корпус. Большим счастьем для кадетов были учебные морские походы. Весной 1816 года Владимир Даль был произведён в гардемарины (младшие офицеры) и вместе со своим другом Павлом Нахимовым (будущим адмиралом) вышел в море на фрегате «Феникс» в учебный морской поход к берегам Швеции и Дании. Окончив кадетский корпус в 1819 году, Даль служил морском офицером на Черноморском, а затем на Балтийском флотах.

Когда В.И. Даль был в армии, у него накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Таскал этот верблюд непростую поклажу – записки к будущему толковому словарю, который собирал Даль. Этот верблюд был «нагружен словами». Но однажды верблюд пропал. Дело было в Турции, во время войны – верблюд попал в плен к неприятелю вместе с грузом, который состоял из больших тюков, а в них были все словесные сокровища Даля. Даль сказал: «Я осиротел с утратой своих записок, но к счастью, через неделю казаки отбили где-то моего верблюда и привели его в лагерь…». Туркам не понадобились тюки «со словами», они мирно покоились возле мохнатых горбов. «Цену узнаешь, когда потеряешь», – так говорит пословица. Эта временная утрата подсказала Далю, что не простое увлечение были эти записки, а призвание на всю жизнь.

2.Пословицы и поговорки Донбасса.

1. Шахтерский забой – фронт передовой.

2. Шахтёру слава, когда много угля даёт лава.

3. На шахту пойдёшь – счастья не найдёшь.

4. Закон шахтёрский не забудь – стыдись работать как-нибудь.

5. Шахтёрское правило простое – работай без аварий и простоя.

6. У нас тому почёт, у кого уголь, как река – на-гора течёт.

7. Суди о человеке по его труду.

8. Красен горняк не улыбкой сладкой, а трудовой хваткой.

9. Уголь рубаем – а хлеба не знаем.

3. Даль В.-автор сказок

Владимир Иванович Даль был не только человеком, создавшим «Толковый словарь живого великорусского языка», но и автором литературных сказок. В 1832 году вышел сборник произведений «Русские сказки», которые Владимир Даль написал под именем Владимира Луганского. Свои сказки Владимир Даль создавал довольно близко к фольклорным (например, «Девочка Снегурочка», «Лиса и медведь», «Война грибов», «Журавль и цапля» и др.). Писатель старался использовать различные народные сюжеты или их отдельные части. Он сопровождал сказки собственными рисунками, чтобы постараться сделать более простым восприятие своих произведений.

4.Чтение учителем сказки Даля.В.

У тебя у самого свой ум

Козёл повадился в огород: бывало, как только пастухи выгонят гурт свой, то Васька мой сперва, как добрый, идёт, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки играть, то Васька и отправляется прямо в капусту. Раз и пошел он тем же знакомым путём, идёт себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да в лопушник; стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается — не найдется ли кто добрый человек, чтобы вывел из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату: пойду, дескать, хоть за ним. Этот выведет: мне не первина за ним идти; у нас и впереди гурта тот козёл-вожак идёт, за ним ступай смело! Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг — она через овраг; он через тын — она через тын, и попала с ним же в огород. На этот раз огородник заглянул как-то пораньше в капусту свою да и увидал гостей. Схватил он хворостину предолгую да кинулся на незваных. Козёл, как попроворнее, успел перескочить опять через тын, мемекнул, да и пошёл себе в чистое поле, а бедная овца замоталась, стала кидаться, оробев, во все стороны, да и попалась. Не пожалел огородник хворостины своей: всю измочалил о бедную овцу, так, что уже она кричит не своим голосом, да помощи нет ни от кого Наконец огородник, подумавши про себя: чего доброго, еще убьешь дуру эту, после хозяин привяжется. Выгнал её в калитку и ещё-таки на дорогу вытянул во всю длину хворостиной. Пришла овца домой, в гурт, да и плачется на козла, а козёл говорит: – А кто велел тебе за мною хвостом бегать? Я пошёл на свою голову, так мой и ответ; коли мужик мне отомнёт бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина, зачем дома не кормит, ни на пастуха, зачем-де не приглядел за мною, а уж буду молчать да терпеть. А тебя зачем нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал. И козёл, хоть и плут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом, да и ступай туда, где лучше. И у нас то же бывает: один пустится на какой ни есть грех, а другой, на него глядя, за ним же, да после, как попадётся, и плачется. А разве у тебя у самого своего ума нет?

Физминутка.

5.Беседа о сказке.

Вопросы к тексту:

1. Чему учит данная сказка? Какой урок ты можешь извлечь из прочитанного?

2. Какой литературный жанр напоминает тебе название сказки?

3. Каково отношение автора к героям?

4. Опиши главных персонажей – козла и овцу. Есть ли разница между ними? 5. Были ли у тебя подобные ситуации, а у твоих друзей?

6. С помощью толкового словаря объясни значение глаголов: повадился, мемекнул, оробеть, измочалил, привяжется, вытянул (хворостиной), плачется. Действия каких героев характеризуют данные глаголы?

7. Каково значение фразеологизмов: кричать не своим голосом, отомнёт бока, нелёгкая понесла, раскидывай своим умом?

6. Рассказ о Гаршине В.

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне с. Переездное Артёмовского района Донецкой области). Это была знатная дворянская семья. Род Гаршиных, по преданию, происходил от мурзы Гарши, выходца из Золотой орды. Детские годы Всеволода прошли в военной среде.

Сева рос очень развитым ребёнком. Он рано научился читать и уже на пятом году жизни сам читал книги. «Никогда, кажется, я не перечитал такой массы книг, как в три года жизни с отцом, от пяти – до восьмилетнего возраста», – вспоминал позже писатель. Годы, проведённые с отцом, – это не только чтение книг; это – деревенская природа, степное раздолье, птицы и животные. Всеволод целыми днями бродил по окрестностям, собирал грибы, наблюдал за насекомыми, ящерицами, жуками, лягушками, изучал повадки зверей, наблюдал за ними. С самого раннего детства Всеволод рос очень впечатлительным ребёнком. Поэтому зародившуюся в это время любовь к природе он сохранил на всю жизнь.

В семье Гаршиных жил слуга – старый солдат Жуков, участник многих военных походов. Маленький Всеволод очень любил слушать его рассказы. Под их влиянием ещё в четыре года маленький писатель много раз собирался «в поход», на войну. Он наказывал повару испечь на дорогу пирожки, собирал немного белья, всё завязывал в узелок, надевал его на плечи и шёл прощаться с домашними. Эти «сборы» не были для мальчика игрой, он тогда искренне верил в то, что может немедленно стать солдатом.

С 1864 года Гаршин учился в петербургской 7-й гимназии. В 1874 году он окончил гимназию и поступил в Горный институт. Но там он не закончил обучение: война с турками прервала его занятия. Он поступил добровольцем в армию, был ранен в ногу, а когда вышел в отставку, полностью посвятил себя литературе.

Первый его рассказ под названием «Четыре дня» был написан в 1876 году и сразу сделал писателя популярным. Как говорил сам Всеволод Михайлович, поводом к написанию этого рассказа «...послужил действительный случай с одним из солдат нашего полка». В нём рассказывается о том, как раненый солдат четверо суток лежал на поле боя, мечтая всё же выжить; спасла солдата лишь случайность.

Гаршин написал достаточно рассказов и сказок для детей. Например, сказка «Лягушка-путешественница» повествует об удивительном происшествии, случившемся с одной хвастливой лягушкой. Эта лягушка изобрела необычный способ передвижения и с утками полетела на юг, но не долетела, потому что была очень хвастлива. Уж очень ей хотелось всем рассказать, какая она умная. А, как известно, тот, кто считает себя самым умным, да еще любит об этом говорить, обязательно будет наказан за своё хвастовство.

А в сказке «То, чего не было» говорится о том, как в один прекрасный день на полянке собралось целое общество господ: лошадь, гусеница, улитка, навозный жук, ящерица, муравей, кузнечик и две мухи. Вся эта компания вежливо, но воодушевлённо спорила о том, что же такое мир и для чего они в нём живут. У каждого из них было своё особое мнение.

Всеволод Михайлович Гаршин был хорошим, воспитанным человеком. Он был умелым писателем, писавшим красивые, добрые сказки.

7.Легенды Донбасса.

8.Стихи Донбасса.

Н.В. Хаткина

(1956–2009)

Родилась Наталья Викторовна Хаткина в 1956 году в Челябинске. Она пишет о себе: «Когда мне было пять лет, я подобрала на улице котёнка. А мне сказали: «Нет и никогда!». А кто сказал, неважно, хотя это были мама и бабушка. Я взяла котёнка на руки, пошла в продуктовый магазин и стала там читать стихи собственного сочинения по дороге:

Мой котёнок,

Ты один,

Мой котёнок,

Я одна.

Нас никто-никто не любит,

Никому я не нужна!

Люди в магазине почему-то смеялись, хотя это были очень печальные стихи. Смеялись и давали нам с котёнком какую-то еду. А перед закрытием прибежала бабушка, очень злая, и сказала: «Ладно! Пойдём домой! Вместе с этим… А то люди смеются…».

Когда Наташе исполнилось четырнадцать, семья перебралась в Донецк. Наташа закончила школу, где нашла много друзей, выпускала стенную газету «Винни-Пух», посещала кружок поэтического слова.

По окончании школы она поступила на филологический факультет Донецкого государственного университета. Литературное имя она обрела уже в 17 лет, когда «Комсомольская правда» опубликовала четыре её стихотворения. Хоть и газета, но всесоюзная, девять миллионов читателей! Ей писали письма со всей страны…

В Донецке молодая поэтесса посещала местное литературное объединение, которым в разные годы руководили Борис Радевич, Елена Лаврентьева, Борис Ластовенко, Борис Белаш. В этом объединении она познакомилась со многими интересными людьми, которые оказали влияние на её мировоззрение и поэтический дар.

По окончании вуза молодая учительница отправилась преподавать русский язык и литературу в село Терны Краснолиманского района Донецкой области. Часто после уроков в окошко стучали ребята – учительница отправлялась в долгие прогулки за село со своей собакой доберманом Гретой и разновозрастной детворой. Именно в селе Терны окончательно сложился первый поэтический сборник – «Прикосновение».

После она возвращается в Донецк, где находит себе работу в областной детской библиотеке им. Кирова.

«Двадцать лет я работала библиотекарем в детской библиотеке – это счастье. Я забыла, что когда-то хотела стать трагической поэтессой. Я пишу стихи и сказки для детей. В 2001 году вышла в свет моя «Озорная азбука – не только для самых маленьких», – пишет Наталья Хаткина.

Появляются на свет азбуки и считалки: «Сказочная азбука», «Вкусная азбука», «Семейная считалка», «Хулиганская считалка». Они входят в различные сборники для детей, встречаются на страницах газет. Особенно большим успехом пользуются «Невесты из Дразнилии».

С 2010 года в память о Наталье Хаткиной в Донецке проводится литературный конкурс.

Принцесса Эдельвейс

В краю глухом и страшном,

Где горы до небес,

Жила, замкнувшись в башне,

Принцесса Эдельвейс.

Тянуло в край полночный

Принцев со всех сторон,

И каждый был заочно

В принцессу ту влюблен.

Но не смогли, однако,

Пробиться к Эдельвейс

Ни бравый принц Монако,

Ни некий Билли Гейтс.

К ней проявляла пресса

Огромный интерес.

Отказано принцессой

Всем было наотрез,

Предложено убраться,

Рассеяться вдали.

К ней даже папарацци

Пробиться не смогли.

Не видели ни разу

Хотя б издалека

Ни глазок, ни подвязок,

Ни даже ноготка.

Разъехались, страдая,

И те, и те, и те...

И разнесли преданье

О гордой красоте.

И глядя вслед им тупо,

Жевала жирный кекс

Унылая толстуха –

Принцесса Эдельвейс.

Пусть башня в дымке тает...

Мораль моя проста:

Для всех влюбленных тайна

Важней, чем красота

Двухэтажный человек

Мимо сквера, мимо школы,

Магазинов и аптек

Шёл по улице весёлый

Двухэтажный человек.

Шёл он лёгкою походкой,

Из пакета ел драже,

У него усы с бородкой

Были в первом этаже.

Во втором — две пухлых щёчки

И ресниц лукавый взмах.

Это были папа с дочкой,

Папа с дочкой на плечах.

Шли не слишком жарким летом,

Не спеша — не на пожар,

И над крышею-беретом

Плыл большой зелёный шар.

V. Повторение и закрепление

VI.Рефлексия

-Что нового узнали на уроке?

VII. Итог урока.

infourok.ru

Конспект к урокам гражданственности Донбасса (3 класс) страница 3

В VIII-IX вв. начинают формироваться славянские племена. В первой половине IX в. донецкие степи заселены тюрками.(Слайд 11) Позже в приазовских степях появляются половцы и печенеги. Слайд 12) Русские князья неоднократно ходили на них походами. Историки считают, что знаменитая битва 12 мая 1185 г. князя Игоря с половцами, (Слайд 13) ставшая сюжетом «Слова о полку Игореве», произошла на землях Донетчины.

В конце XIII в. половецкая степь попадает под власть Золотой Орды. А уже к концу XV в. могущественное монгольское государство – Золотая Орда – приходит в полный упадок. В середине XV в. донецкие степи оказываются в центре борьбы между Ордой и Крымским ханством, которая завершилась поражением Орды.

Степи Донецкого края были пригодны для развития земледелия, скотоводства и промыслов, их начали осваивать еще во времена Древнерусского государства. Однако, этому препятствовали набеги степных кочевников (хазары, печенеги, половцы, татары). Для защиты от них из всех древнерусских городов направлялись княжеские дружины и создавались сторожевые посты, а в дальнейшем из них вырастали поселения и города.

8. Закрепление изученного материала.

1.Разгадывание кроссворда:

1. Наука, изучающая прошлое человечества по сохранившимся древним предметам, сооружениям, погребениям, созданным руками человека.

2. Наука о родном крае.

3. Первый кочевой народ, который заселял территорию Донбасса.

4. Кто пришел на смену киммерийцам ?

5. Кто изгнал скифов с их земель?

2. Практическая работа. Раскрась! (Раздаточный материал).

9. Итог урока.

10. Творческая работа:

Подготовь сообщение о народе, населявшем наш край в древности.

hello_html_m685fd047.jpghello_html_5b1b234f.png

hello_html_5b1b234f.pnghello_html_m685fd047.jpg

Легенда о сарматах

Однажды греки везли на трех кораблях пленных амазонок, но они перебили своих захватчиков. В море начался шторм, и корабль выбросило на берег. Амазонкам удалось спастись, они нашли себе лошадей и начали грабить скифские земли. Скифы не могли понять, откуда появились пришельцы, и вступили с ними в бой. Когда они увидели, что борются с женщинами, то начали переговоры и впоследствии предложили им выйти замуж. Девушки согласились, но заявили, что им сложно будет жить в скифском обществе, потому что они не умеют делать женскую работу и заниматься хозяйством. Они предложили своим мужчинам уйти на новые земли за реку Танаис (Дон) и остались там жить вместе. От их браков вроде бы и пошло племя сарматов.

Легенда о сарматах

Однажды греки везли на трех кораблях пленных амазонок, но они перебили своих захватчиков. В море начался шторм, и корабль выбросило на берег. Амазонкам удалось спастись, они нашли себе лошадей и начали грабить скифские земли. Скифы не могли понять, откуда появились пришельцы, и вступили с ними в бой. Когда они увидели, что борются с женщинами, то начали переговоры и впоследствии предложили им выйти замуж. Девушки согласились, но заявили, что им сложно будет жить в скифском обществе, потому что они не умеют делать женскую работу и заниматься хозяйством. Они предложили своим мужчинам уйти на новые земли за реку Танаис (Дон) и остались там жить вместе. От их браков вроде бы и пошло племя сарматов.

infourok.ru

Урок гражданственности в 3 классе Тема. Профессии моих родителей.

Урок гражданственности в 3 классе

Тема. Профессии моих родителей.

Цель: выявить уровень знаний учащихся о профессиях; формировать уважительное отношение к труду родителей; развивать мышление, связную речь учащихся; прививать любовь к труду, стремление вырасти полезными своему государству.

Ход урока

  1. Организационный момент

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

  1. Актуализация опорных знаний

- На уроках литературного чтения мы читали стихотворения С. Маршака. Сейчас мы посмотрим, как вы их усвоили.

На доске иллюстрации ( пилот, милиционер, инженер, повар, портной ), на которых женщины выполняют определённую работу.

Задание: определите, к какому стихотворению могут относиться данные иллюстрации.

- Правильно, это отрывок из стихотворения « А что у вас? ». Давайте прочитаем этот отрывок.

А в-четвёртых, наша мамаОтправляется в полёт,Потому что наша мамаНазывается пилот.С лесенки ответил Вова:- Мама - лётчик?Что ж такого!Вот у Коли, например,Мама - милиционер.А у Толи и у ВерыОбе мамы - инженеры.А у Лёвы мама - повар.Мама - лётчик?Что ж такого!- Всех важней,- сказала Ната,-Мама вагоновожатый,Потому что до ЗацепыВодит мама два прицепа.И спросила Нина тихо:- Разве плохо быть портнихой?Кто трусы ребятам шьёт?Ну конечно, не пилот.Лётчик водит самолёты -Это очень хорошо.Повар делает компоты -Это тоже хорошо.Доктор лечит нас от кори,Есть учительница в школе.

- Почему именно этот отрывок мы выбрали для урока, вы поймёте позже.

  1. Мотивация учебной деятельности

- Чтобы узнать тему нашего урока, надо разгадать кроссворд.

!

1

3

4

6

8

1. Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

2. Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный).

3. Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр).

4. Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер).

5. Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок... (учитель).

6. Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель).

7. Он и волк, и Дед мороз,

И смешит ребят до слёз.

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он … ( артист ).

8. Он от всех родных вдали

Водит в море корабли.

Повидал немало стран

Наш отважный... (капитан).

9. Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

  1. Сообщение темы урока

- Какое слово получили? ( Профессия ). Вы, наверно, уже догадались, что сегодня мы будем говорить о разнообразии профессий. Поэтому мы ещё раз вспомнили и прочитали отрывок стихотворения, где говорится о профессиях. Также вы расскажите и покажите коллажи о профессиях своих родителей, которые вы подготовили заранее.

  1. Изучение нового материала

    1. – беседа о профессиях

    - Ещё с раннего детства вы начинаете играть в такие игры, как « Магазин »,

infourok.ru

Конспект урока для 3 класса «Я

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тогучинского района

Горновская начальная общеобразовательная школа

Урок окружающего мира

« Я - гражданин России»

для учащихся 3 классов

составила :

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Кириченко Ирина Васильевна

Р. п. Горный

Цели: формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном законе страны – Конституции.

Развивать кругозор, коммуникативные навыки посредством работы в группах. Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Воспитывать у учащихся граждански активных и социально значимых качеств,

Прививать навыки здоровых привычек.

Тип урока: Изучение нового материала

Роль и место данной темы в курсе: Тема изучается в 3классе в течение 1 урока в рамках тематического блока «Дом как мир» и призвана сформировать у учащихся общее представление о том, что значит быть гражданином, о Конституции, о правах и обязанностях граждан России, ребёнка – младшего школьника.

Основные вопросы темы: понятия - гражданин, Конституция – основной закон государства, права и обязанности граждан.

Ожидаемые результаты обучения: в результате изучения данной темы учащиеся:- получат представление о человеке как гражданине страны;- ознакомятся с отдельными статьями Конституции Российской Федерации;- узнают о правах и обязанностях младшего школьника.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация.

  2. Изучение нового. Формирование понятий:

1 Гражданин России.Паспорт.

2. Родина.Практическая работа с пословицами о родине.

3. Символы страны Герб. Флаг.Гимн.

4. Президент России.

Физминутка

5. Конституция. Права и обязанности.

6. Самостоятельная работа по карточкам «Моя родина» (взаимопроверка -работа в паре)

  1. Итог урока

  2. Домашнее задание по выбору

1. Сочинение « Если бы я был президентом»

2.Рисунок «Я имею право»

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация.

Учитель

- Сегодня мы проведём урок, который очень важный для каждого из нас. Мне хочется начать его со стихотворения Романа Сефа

«Необычный пешеход».

Кто по улице идет?

Hеобычный пешеход.

У него пятьсот имен:

Hа заводе слесарь он,

В яслях он - родитель,

В кинотеатре - зритель,

А пришел на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он - мечтатель в дни весны,

Он - защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду -

Гражданин своей страны!

- Какие здесь ключевые слова, в соответствии нашему уроку?

(Гражданин своей страны!)

  1. Изучение нового .Формирование понятий:

1 Гражданин России.

С момента своего рождения, ребёнок, в нашей стране считается гражданином России.

Внимание вопрос!- А какое самое первое право он ( ребёнок) получает?

Ответ: Право на жизнь (ст .20)

Каждый человек помимо национальности имеет ещё и гражданство.

-Что является основанием для получения гражданства России?

Рождение на территории России ,при условии, что родители имеют российское гражданство даёт право ребёнку получения гражданства России.

А какой документ имеет каждый взрослый гражданин России? (паспорт)

2. Родина Слайд№2 –карта России

Чтение стихотворения подготовленным учеником

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

 

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

 

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

 

Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина? (ответы учащихся).

 Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.

 Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Отношение человека к Родине выражено в пословицах.

У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить. Практическая работа с пословицами.

Человек без Родины … (что соловей без песни).

Родина-мать, …( умей за нее постоять).

Для Родины своей…( жизни не жалей).

На чужой стороне и…(весна не красна).

Жить -…(Родине служить)

Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).

3. Символы страны К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Поднимите руки те, кто видел Государственный Герб и Государственный Флаг России?

А кто может описать их? (Ответы учащихся).

Герб Российской Федерации представляет собой золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом

Флаг. Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу

Гимн– это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.

Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучше будущее нашей страны. Написал слова гимна известный всем детям Сергей Михалков. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.

Показ слайда №3- изображение символов государства

4. Президент России. Назовите фамилию, имя и отчество действующего президента.

Владимир Владимирович Путин президент Российской Федерации.

В соответствии с основным законом страны Конституцией России, главой Российской Федерации является Президент.

Первым Президентом России был Борис Николаевич Ельцин с 1991 по 2000 годы.

7 мая 2000 года на пост Президента России был избран Владимир Владимирович Путин. Владимир Владимирович был главой государства до 2008 года.

В 2008г. на пост Президента России был избран Дмитрий Анатольевич Медведев.

В настоящее время Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент страны является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. Он направляет деятельность Правительства, в число важнейших забот которого входит оборона страны, государственная безопасность, развитие науки, культуры и образования, создание достойной жизни для своих граждан, борьба с преступностью и многое другое.

По Конституции России, с 18 летнего возраста гражданин России имеет право участвовать в выборах, с 21 года достойный гражданин России может быть избран в органы самоуправления.

По Конституции России , достойный гражданин России ,проживающий на территории России не менее 10 лет, может быть избран президентом России с 35 летнего возраста.

Физминутка-         

Вы на речке были?

-           Были.

-           Что вы делали?

-           Удили.

-           Кто попался на крючок?

-           Нам попался судачок.

-           Как не верить вам, ребята?

-           Река рыбою богата.

5. Конституция

А сейчас послушайте легенду. Очень давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно  все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно привело в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию.

В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.

- Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности.

(Жители стали жить по законам)

Основным законом нашей страны является КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ. Слайд№4 Слово Конституция в переводе с латинского обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ.

Конституция это основной закон, свод законов по которым живёт государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей Конституции.

- А как вы понимаете слова ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ?

(Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. А обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет

- Давайте ознакомимся с важнейшими правами и обязанностями гражданина России.

Слайд 5

Право на жизнь

. Право на медицинское обслуживание

Слайд№6-7

Основные обязанности гражданина России:

_А какими правами вы уже пользуетесь? (ответы детей)

6. Самостоятельная работа восполнить пропуски слов в тексте (работа по карточкам)

Моя родина – Россия.

Имя нашей большой многонациональной страны ________, или ___________________________________________.

Столица нашей Родины – город _______________. Основной закон страны - ____________________. В соответствии со статьёй 68 Конституции Российской Федерации государственным языком на всей её территории является _________________ язык. Но каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 26, пункт 2).

Я живу в посёлке_____________________. Учусь в ______________________. Мой родной язык ________________. Дополнительно я изучаю ___________________ язык.

 Взаимопроверка в парах. Фронтальная проверка.

  1. Итог урока. Чтение стихотворения со слайда№8

Живут в России разные          

Народы с давних пор.             

Одним – тайга по нраву,         

Другим – степной простор.    

У каждого народа

 Язык свой и наряд.

 Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой - оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех - одна.

IY Домашнее задание по выбору

1 Сочинение « Если бы я был президентом»

Рисунок «Я имею право»

Методика проведения занятия.

На уроке используются объяснительно-иллюстративный метод, практическая работа, поисковый метод, метод сравнения и обобщения излагаемого материала, связь с жизнью, закрепление полученных знаний ,используются пословицы, легенда, стихи о родине и гражданине ,фотографии символов России.

doc4web.ru


Смотрите также