Московский гуманитарно-технический
институт
Калужский филиал
Сообщение
ПО дисциплине: Конституционное право.
На тему: “Гражданство РФ”
Выполнила:
студентка I курса
группы ЮДС-05(1)
Русс.В.В.
Преподаватель:
Бодренков В.Н
Законодательство о гражданстве РФ
Вопросы о гражданстве РФ регулируются конституцией РФ, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом от 31 мая 2002 года №62-ФЗ (Принят Гос.Думой 19 апреля 2002 года, одобрен советом Федерации 15 мая 2002 года, одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года), а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами РФ.
Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ
Граждане Российской Федерации
Гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Двойное гражданство
Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации
Гражданство Российской Федерации и брак
Гражданство детей
www.studsell.com
Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный лингвистический университет
Факультет экономики и права (юридическое отделение)
Курсовая работа
по Конституционному праву
Тема:
Понятие и принципы гражданства. Двойное гражданство и многогражданство
Студент: Прусакова Д.С.
Группа: 234 а/ю
Консультант темы:
Карпова И.Б., доцент
Москва 2007
План
Введение
1. Понятие и принципы гражданства
1.1 Понятие гражданства
1.2 Принципы гражданства
2. Двойное гражданство и многогражданство
3. Развитие законодательства о гражданстве РФ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Выбранная автором тема является крайне актуальной в условиях глобализации и мировой интеграции. Данная работа имеет своей целью раскрыть основные положения, касающиеся института гражданства в РФ, условий получения двойного гражданства и многогражданства. Автор постарался обработать максимальное количество доступной информации по рассматриваемому вопросу, с намерением сделать работу насыщенной, интересной, качественной и познавательной.
Как показал анализ полученной информации, законодательство в сфере гражданства находится в постоянном развитии, что вызвано нестабильной политической, экономической и социальной ситуацией в мире. Данная работа призвана раскрыть основные положения, касающиеся гражданства, рассмотреть его принципы, а также проследить развитие данной сферы законодательства.
1. Понятие и принципы гражданства
Гражданство — один из основных элементов правового статуса личности, определяющий ее взаимоотношения с государством, являясь необходимым условием для распространения на нее всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты ее государством, независимо от местоположения. Помимо правового статуса граждан РФ, Конституция также определяет положение следующих групп:
· иностранных граждан
· лиц без гражданства, проживающих на территории РФ на законных основаниях
· беженцев
· вынужденных переселенцев
Чтобы изучить вопрос гражданства, необходимо не только рассмотреть его понятие, но также и принципы, которые являются основной характеристикой гражданства и основываются на Конституции РФ и международных соглашениях РФ. Автор постарался наиболее полно осветить этот вопрос в своей работе.
1.1 Понятие гражданства
Обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только на территории страны, но и за ее пределами.
Вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 1 июля 2002 г.[1], а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В действующей Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).
Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, а также ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданство является не только фактическим, но и правовым состоянием личности. Правовой характер связи лица с государством выражается в юридическом оформлении этой связи.
Отношения гражданства не зависят напрямую от страны проживания лица, например, многие граждане РФ постоянно проживают за границей, а население РФ включает в себя не только граждан РФ, но и иностранцев, временно или постоянно проживающих на территории РФ, лиц без гражданства.
В законе государство устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения данных вопросов.
Гражданство каждого человека оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются: паспорт гражданина РФ, иной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Согласно Положению о паспорте гражданина РФ, установленному постановлением Правительства от 8 июля 1997 г.[2], паспорт является основным документом, удостоверяющем личность гражданина РФ на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав РФ, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом перевода на языке данной республики). В паспорт должны быть внесены:
-фамилия, имя, отчество владельца
-пол
-дата и место рождения.
-отметки о регистрации по месту жительства, либо снятии с регистрационного учета
-отметки об отношении к воинской обязанности (для мужчин, достигших 18-летнего возраста)
-отметки о регистрации брака, либо о его расторжении в органах ЗАГС
-отметки о детях, не достигших 14-летнего возраста
-отметки о выдаче документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами
-отметки о ранее выданных документах, удостоверяющих личность, при наличии таковых.
Любые дополнительные отметки, не указанные в данном списке, автоматически делают паспорт недействительным.
Срок действия паспорта гражданина РФ также установлен:
· от 14 лет – до достижения 20-летнего возраста
· от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста
· от 45 лет – бессрочно.
1.2 Принципы гражданства
Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют сущность данного института:
1) Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип – один из важнейших и закреплен в Конституции (ст. 6). Он закрепляет за гражданами, которые проживают на территории республик в составе РФ право иметь гражданство данной республики наравне с общефедеральным. Статья 22 Закона о гражданстве устанавливает, что прекращение гражданства РФ автоматически влечет за собой прекращение гражданства республики в составе России.
2) Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ на различных основаниях: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, браком, усыновлением и т.д. не имеет правового значения и время приобретения гражданства. В отличии от некоторых других государств, например, США, где, согласно Конституции Президентом страны может стать только прирожденный гражданин США[3], в РФ все граждане страны обладают равными правами и свободами.
3) Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство, при этом, должны быть созданы все условия со стороны государства, чтобы дать человеку возможность вступить в гражданство, выйти из него на доступных для него основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, гражданин не может быть лишен права свободно выйти из гражданства или вступить в него.
В законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является гражданином РФ.
Свободный характер гражданства РФ выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право человека беспрепятственно выйти из гражданства. Присущая гражданству устойчивость связей гражданства и лица не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это было бы ущемлением его прав и свобод, противоречило Конституции и было противозаконно.
4) Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.
Все предшествующее законодательство указывало лишение гражданства, как одну из форм его утраты, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г.
Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей в одностороннем порядке по инициативе государства, не предусматривающее в качестве условия согласия гражданина.[4]
Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания права граждан проживать за границей. Характерно, что до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на ряд причин, по которым можно было лишиться гражданства, вопрос оставался на усмотрение правоприменителя. В 1978 г. появилась расплывчатая формулировка данных причин: «действия, порочащее высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».
С появлением закона 1990 г. положение граждан изменилось. Теперь гражданства могли быть лишены только те, кто жили за границей, и каким-либо образом себя дискредитировал. Также был решен ранее не контролируемый вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства. Практика лишения гражданства в СССР имела свою специфику. Гражданства лишались не отдельные граждане, а целые группы, например, невозвращенцы (подданные Российской Империи, покинувшие территорию государства, не уведомив об отъезде компетентные органы).
5) Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст.62 конституции РФ). Двойное гражданство не может возникнуть автоматически, хотя основания бывают. Закон о гражданстве утверждает, что за лицом, обладающим гражданством РФ не может быть признана принадлежность к другому гражданству, кроме случаев предусмотренных международными договорами РФ. Приобретение гражданином РФ гражданства другого государства не влечет прекращение гражданства РФ, не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.
В настоящее время распространена практика заключения между странами договоров о двойном гражданстве, которые обязывают стороны учитывать наличие у своих граждан иного гражданства и не требовать от них выполнения некоторых гражданских обязанностей, если данные обязанности уже выполнены в отношении другой стороны.
6) Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства РФ лицами, постоянно проживающими за ее пределами. Этотпринцип вытекает из естественного права человека на свободные перемещения и выбор места жительства, что закреплено в ст.27 Конституции РФ. В СССР это право также грубым образом ущемлялось.
7) Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении, расторжении брака гражданином РФ с гражданином другого государства, а также при изменении гражданства одним из супругов. Это позволяет супругам иметь равные права, а гражданину РФ защитить свои права и не потерять гражданства Российской Федерации.
8) Гражданство РФ является гарантией защиты и покровительства для своих граждан за пределами страны. Этот принцип закреплен в ст.61 Конституции РФ и в Законе о гражданстве. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, защищать их права и интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За правонарушения, совершенные за границей, гражданин РФ несет ответственность по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость применения к нему гарантий прав и свобод, установленных в уголовном процессе РФ.
9) Сокращение без гражданства также является очень важным принципом политики РФ в этой области. Статья 7 Закона о гражданстве устанавливает, что РФ поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, в свою очередь основываясь на Ст. 15 Всеобщей декларации прав человека.
10) К числу принципов можно отнести такой институт, как почетное гражданство, которое предоставляется Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином РФ, но имеющему выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом.
2. Двойное гражданство и многогражданство
Часть 1 статьи 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина — при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.
До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина.
Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:
1) если такую возможность предусматривает федеральный закон;
2) если это предусмотрено международным договором РФ.
Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно Ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию — наличию международного договора — Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.
Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства РФ может сохранить гражданство своей страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, при получении российского, не требуется). Но в России, в соответствии с нашим законодательством, будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным обязательствами с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих.
Несмотря на то, что факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.
В ч. 3 Ст. 62 Конституции РФ определяет правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в РФ также определяется ФЗ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ ( в ред. 06.01.2007) « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранными гражданами признаются лица, не принадлежащие к гражданству РФ, и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Существуют определенные принципы проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации:
o равенство иностранных граждан перед законом независимо от каких-либо условий;
o предоставление иностранным гражданам прав и свобод в той мере, в какой оно не наносит ущерб безопасности и интересам Российской Федерации, правам, свободам и законным интересам граждан РФ;
o обязанность уважения и неукоснительного соблюдения Конституции РФ, как высшего источника права в нашей стране.
В случае несоблюдения данных принципов, а также условий пребывания на территории РФ, иностранный гражданин может подвергнутся административному взысканию, предупреждению или штрафу, а за злостное нарушение может наступить уголовная ответственность. За совершение уголовного преступления иностранные граждане подлежат наказанию наравне в гражданами РФ. За нарушение законодательства о правовом положении иностранцев на территории РФ, может быть сокращен отведенный ему срок пребывания на территории страны.
Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов РФ:
1) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;
2) если это необходимо для охраны здоровья или нравственности граждан РФ или других лиц;
3) если он грубо нарушил законодательство РФ о правовом положении иностранных граждан на территории РФ, а также валютное, таможенное или иное российское законодательство.
Лица без гражданства — это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Как уже упоминалось ранее, исходя из Ст.15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, и Ст. 7 Закона о гражданстве, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц, поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.
В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для данных лиц национальный режим. Согласно ч. 3 Ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонения от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.
Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.
Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т.е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со Ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан ответные ограничения (реторсии).
3. Развитие законодательства о гражданстве
Необходимым условием изучения данной темы является рассмотрение динамики развития российского законодательства в этой области, анализ его содержания в историческом аспекте.
В царской России не было гражданства как такового, имело место подданство. При этом законодательство о подданстве сохраняло черты феодальных отношений, не соответствовало демократическим началам законодательств других стран, юридически закрепляя неравенство подданных.
В Российской империи поданные подразделялись на разряды, с разным правовым статусом:
1) природные подданные
· дворяне (потомственные и личные)
· духовные лица (делились по вероисповеданиям)
· городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане, цеховые)
· сельские обыватели
2) инородцы (евреи и восточные народы)
3) финляндские обыватели.
Кроме того, природных подданных законодательство делило на лиц неподатного и податного состояния. Неподатными являлись дворяне и почетные граждане, и они имели право перемещаться по всей территории империи без каких-либо ограничений, а также получали бессрочные паспорта. Лица податного состояния, мещане и крестьяне, не обладали этими правами. Т.е. принадлежность к той или иной группе определяло права и обязанности подданного.
После падения Российской империи, первым актом советской власти по вопросам гражданства становится Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 г. Он провозглашал, что отныне уничтожены все существовавшие в России сословия и сословные деления, сословные привилегии для одних и ограничения для других, сословные организации и учреждения, гражданские чины, различные звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.) и титулы, и установлено одно общее наименование – гражданин Российской Республики.
Затем, 1 апреля 1918 г., ВЦИК принимает Декрет « О приобретении прав российского гражданства». Возможность принятия в гражданство РФ иностранных граждан, проживавших в пределах РСФСР оставалась на усмотрение местных Советов. В свою очередь, Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
В 1918 г. была принята Конституция РСФСР, которая отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих положений о приобретении и утрате российского гражданства и о правах иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории Республики. За местными Советами Конституция оставляла право предоставлять возможность вступления в гражданство тем иностранным гражданам, которые проживали в РСФСР по роду трудовых занятий и относились к рабочему классу или трудовому крестьянству.
С образованием СССР было установлено единое гражданство для всех республик в его составе, данное положение было закреплено в Ст.6 Конституции СССР 1924 г.
В том же году, 29 октября, было утверждено Положение о союзном гражданстве, согласно которому правом принятие в гражданство отныне наделялись ЦИК союзных республик. Трудящихся на территории СССР иностранных граждан могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Также были установлены категории лиц, утративших гражданство СССР:
1. лишенные его на основании декретов, принятых до появления Конституции СССР 1924 г.
2. не возвратившиеся из-за границы
3. лишенные гражданства по приговору суда.
Данное положение впервые регламентировало вопрос о гражданстве детей, в случае изменения гражданства родителями.
Новое Положение о гражданстве было утверждено 13 июня 1930 г. ЦИК и СНК СССР. В том же году ЦИК и СНК СССР вводят постановления об упрощение порядка принятия и выхода из гражданства, что год спустя закрепляется в Положении о гражданстве СССР.
Положение о гражданстве 1931 г. урегулировало все основные вопросы, касавшиеся гражданства, в том числе вход и выход из гражданства, гражданство детей. Согласно данному постановлению, каждое лицо, находящееся на территории СССР отныне признавалось гражданином этого государства, если принадлежность к гражданству иного государства не была доказана. Гражданин СССР признавался гражданином той республики, на территории которой проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой республикой, то он мог претендовать на вступление в гражданство этой республики. Был установлен
Данное положение также изменило порядок принятия в гражданство иностранных граждан. Теперь принятие их в гражданство осуществлялось на основе постановления Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК республики, в которой они постоянно проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать иностранных граждан в гражданство только на основе их письменного заявления в эти органы.
Выход из гражданства могли разрешить не только Президиумы ЦИК СССР, но и Президиумы ЦИК союзных республик, при условии, что лицо, ходатайствующее о выходе из гражданства, проживает на территории СССР.
Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке. Новое положение о гражданстве уравнивало в политических правах иностранных граждан – рабочих и крестьян, с гражданами СССР.
Также устанавливался упрощенный порядок принятия в гражданство следующих групп граждан:
1. иностранцев – рабочих и крестьян, проживавших в СССР для трудовых занятий;
2. иностранцев, пользовавшихся правом политического убежища в связи с преследованием их иностранным государством революционно-освободительную деятельность;
3. лиц, менявших гражданство, в следствии вступления в брак с гражданином СССР.
В этих случаях приобретение гражданства и выход из него могли регистрироваться краевым (областным) исполнительным комитетом, ЦИК АССР или исполнительным комитетом автономной области, если заявитель проживал на территории государства. Если же человек проживал за пределами СССР, вопрос, касавшийся гражданства, решался полномочным представителем СССР.
В новой Конституции СССР, принятой в 1936 г., также нашел закрепление принцип единого союзного гражданства. В соответствии с новой союзной Конституцией Верховным Советом 19 августа был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя предыдущие прогрессивные достижения, он вводил ряд новых положений. Он установил, что отныне гражданами СССР признаются:
· все лица, которые к 7 ноября 1917 г. состояли в подданстве Российской империи и не утратили советского гражданства на момент принятия Конституции;
· лица, которые приобрели гражданство СССР в установленном законом порядке.
Лица, не отвечавшие этим условиям, но проживавшие на территории
СССР отныне именовались апатридами, т.е. лицами без гражданства. Также был изменен порядок решения вопросов о выходе из гражданства и его лишении, отныне данные пункты были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Данный факт отразил стремительное усиление централизма советского союзного государства.
Впоследствии было принято большое количество актов, касавшихся вопросов гражданства, его приобретения, лишения, восстановления. К таковым относятся:
— указ Президиума Верховного Совета СССР « О порядке приобретения гражданства Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик», принятый в 1940 г.
— указ Президиума Верховного Совета СССР « О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Буковины», принятый в 1941 г.
— а также ряд других актов, касавшихся лиц, проживавших на территории Франции, Японии, Югославии, Болгарии, Бельгии, Чехословакии.
В Конституции 1977 г. более четко были отражены вопросы гражданства, а также нашел отражение очень важный принцип гражданства: было закреплено положение о защите и покровительстве советских граждан, находившихся за границей.
На основании Ст. 33 новой Конституции, 1 декабря 1978 г. был принят усовершенствованный закон о гражданстве, что потребовало от руководства страны принятия срочных мер по изменению структуры органов и законодательства, связанных с гражданством.
Принадлежность человека к гражданству определялась новым термином, нулевым вариантом.
Исходным пунктом в определении гражданства признавалось состояние в гражданстве на момент принятия данного закона, а не состояние в подданстве Российской империи, как это было раньше, что было закономерным, ведь после октябрьской революции родилось не одно поколение, а процент людей, бывших подданными империи, был слишком мал, и не принимался в расчет законодателем, в силу незначительности.
Новый этап в развитии государства, названный перестройкой, потребовал внесения корректировок в законодательство о гражданстве. Был учрежден пост Президента СССР, что также стало катализатором изменения данной сферы права.
Первые шаги к демократизации общества отразились в новом Законе о гражданстве СССР, который был принят 23 мая 1990 г. В нем были отражены такие важные моменты, как компетенция органов в вопросах о гражданстве, производство и рассмотрение заявлений граждан, по всем вопросам, касающимся гражданства, исполнение и обжалование решений вышеназванных органов. Таким образом, законодатель сумел восполнить пробелы в предыдущем законе, тем самым сократив вероятность произвольного применения законодательства компетентными органами. Вопросы принятия в гражданство, согласно новому закону переходили от Президиума Верховного Совета СССР к Президенту СССР.
Таким в общих чертах было правовое регулирование вопросов о гражданстве в СССР, предшествовавшее становлению собственного законодательства Российской Федерации, в качестве суверенного государства, отдельно от других союзных республик бывшего СССР.
Принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределило необходимость совершенствования законодательства в вопросах гражданства Российской Федерации. Первый российский Закон о гражданстве был принят в 1991 г. Он урегулировал вопросы гражданства уже нового государства, с расчетом на изменения в политике, экономике, социальной сфере.
Данный закон действовал до 2002 года, когда был принят новый закон о гражданстве РФ от 31 мая. Данный закон также сохранил многие достижения законодательства в области гражданства от прошлых лет, при этом добавив новые статьи. В нем указаны, например, все права и свободы, которыми наделяются различные группы граждан, органы, обладающие компетенцией в вопросах гражданства, к которым отнесены
Президент Российской Федерации;
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Данный закон является несомненным достижением в области законодательства о гражданстве, при этом законодатель постарался исправить некоторые предыдущие свои ошибки, восполнить пробелы в праве, что совершенно точно благотворно скажется на демократизации государства в целом, и права в частности.
Заключение
Автор данной работы постарался глубоко изучить тему, вникнуть в суть вопроса, с целью представить не только информацию, но также ее анализ. Для этого было рассмотрено развитие законодательства о гражданстве в России на протяжении существования государства, что позволило проследить его изменение в сторону демократизации. Подводя итог, хотелось бы суммировать все данные и получить в результате цельную картину. Гражданство является необходимой составляющей правового статуса личности. Законодательство о гражданстве определяет все права и обязанности, которые существуют между гражданином и государством. Также четко регламентировано положение в пределах границ РФ таких социальных групп как иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, беженцы и вынужденные переселенцы. В нашей стране действуют национальный режим, закрепляющий равноправие граждан РФ и всех остальных людей, проживающих на территории Российской Федерации. Последний закон о гражданстве был принят 31 мая 2002 г. Он позволил восполнить пробелы в законодательстве и усовершенствовать данную отрасль права.
Таким образом, можно утверждать, что законодательство о гражданстве не является статичным, оно постоянно меняется, подстраиваясь под политические, экономические и другие не менее важные аспекты жизни общества. Это, безусловно, очень хорошо для государства в целом, учитывая нестабильность, меняющиеся приоритеты и акценты, законодательство о гражданстве должно соответствовать новоизбранному курсу.
По мнению автора, данная тема была, есть и будет очень актуальной, ведь гражданство – это необходимая составляющая правового статуса любого человека. А ее изучение является необходимым не только для юристов, но и для всех остальных граждан, обладающих желанием знать свои права и защищать их.
Список использованной литературы
1. ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. в ред. ФЗ от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ
2. Конституция РФ 1993 г.
3. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М., Юрид. Лит. 1994 г.
4. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев.- М.: Юриспруденция, 1999. – 288 с.
5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 587 с.
[1] В ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ)
[2] СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444
[3] Конституция США. М., 1993
[4] Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 587 с.
www.ronl.ru
Введение.
Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.
До 1917 года в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 (10) ноября 1917 года отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование «граждане Российской Республики».
Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом (ст. 6). Таким законом в настоящее время является Закон РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 г., вступившего в силу 6 февраля 1992 года.
В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства. Это связано прежде всего с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Федерации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации. Единство гражданства означает следующие: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно и гражданами этой республики. В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.
Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того как и когда оно было приобретено.
Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина
России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он не находился. Гражданство — это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.
В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше отечество и нести некоторые другие обязанности.
Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.
Приобретение гражданства Российской Федерации. Гражданство — это первый и основополагающий элемент правового статуса личности. Гражданство дает объем прав, свобод и обязанностей конкретному лицу. Ст. 6 Конституции РФ говорит, что приобретение гражданства происходит в соответствии с федеральным законом (Законом РФ «О гражданстве»).
Закон говорит, что гражданство представляет собой устойчивою связь человека с государством. Эта связь выражается в совокупности прав и обязанностей, основанных на уважении и достоинстве основных прав и обязанностей.
Закон о гражданстве РФ установил следующие основания приобретения гражданства:
1. Гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после опубликования закона они не заявили о нежелании состоять в гражданстве РФ.
2. Лица, родившиеся после 30 декабря 1922 года и утратившие гражданство СССР, будут считаться гражданами России при условии, что они родились на территории России или хотя бы один из родителей был гражданином СССР и проживал на территории России. При этом под территорией России понимается ее территория по состоянию на момент рождения гражданина.
3. Гражданами России признаются лица по принципу «по рождению» («по крови»).
Если один из родителей является гражданином России, а второй родитель — лицо без гражданства, то ребенок будет являться гражданином Российской Федерации.
Если один из родителей — гражданин России, а второй — гражданин иностранного государства, то вопрос о гражданстве ребенка, не зависимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином России если он родился на ее территории.
Если ребенок будет найден на территории Российской Федерации, а родители его не будут установлены, то он становится гражданином России. Если же впоследствии будут найдены родители или опекуны ребенка, то ребенок может изменить гражданство.
Если ребенок родился на территории России у родителей, являющимися гражданами иностранных государств, то он будет признан гражданином России, если эти государства не предоставят ему своего гражданства.
4. Принцип «в порядке регистрации».
Эта форма приобретения гражданства РФ распространяется на:
а) лиц, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ;
б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но который приобрел иное гражданство по рождению, в течение 5 лет после достижения 18, лет могут заявить и стать гражданином РФ;
в) лица, родившиеся от бывших граждан РФ также могут, в течение 5 лет по достижении 18 лет, подать заявление о приобретении Российского гражданства;
г) лица — граждане бывшего СССР, проживающие на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 года, если они в течение трех лет после принятия закона о гражданстве заявили о своем желании приобрести гражданство РФ;
д) лица без гражданства, которые на день вступления в силу закона о гражданстве постоянно проживают на территории России или на территории других республик, входивших в состав бывшего СССР при условии, что они в течение одного года после вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем намерении получить гражданство России;
е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства если они сами или хотя бы один из родственников по прямой восходящей линии состояли в Российском гражданстве «по рождению» и при условии, что эти иностранные граждане и лица без гражданства в течение одного года после вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем желании приобрести гражданство России.
5. Прием в гражданство.
Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоявшее в гражданстве РФ, имеет право ходатайствовать о
приеме в гражданство РФ. При этом закон о гражданстве закрепляет принцип равноправия для всех лиц ходатайствующих о гражданстве. В качестве обычного условия приема в гражданство в России установлено — постоянное проживание на ее территории. Для иностранцев и лиц без гражданства необходимо прожить 5 лет на территории РФ при этом 3 года непрерывно перед обращением о приеме в гражданство. Непрерывным считается проживание в России, если лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более, чем на 3 месяца. Особый статус при ходатайстве о приобретении гражданства РФ имеют беженцы, официально признанные законом. В этом случае сроки сокращаются вдвое.
6. Восстановление в гражданстве РФ.
Восстановление осуществляется в порядке регистрации и распространяется на лиц, у которых такое гражданство прекратилось в связи с установлением опеки или попечительства; на лиц, у которых гражданство прекратилось в связи с изменением гражданства родителей. Восстановление в гражданстве происходит в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста по заявлению лица. Граждане, которые были лишены гражданства российской Федерации без их свободного волеизъявления считаются восстановленными в гражданстве российской Федерации.
7. В результате выбора гражданства при изменении границ РФ (оптация). Лицо, проживающее на территории, изменившей свою принадлежность, имеет право на выбор гражданства.
8. Гражданство может быть дано и по другим основаниям, указанным в законе.
Утрата гражданства Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «О гражданстве» определяет основания прекращения российского гражданства:
1. В результате выхода из гражданства Российской Федерации. Такая форма прекращения гражданства может осуществляться двумя путями. Во-первых, по ходатайству гражданина. закон предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселится в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо не исполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определенных законом России. Во-вторых, в порядке регистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном порядке. При этом должны отсутствовать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и случаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по ходатайству, ни в порядке регистрации. Выход невозможен после получения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства России, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
2. В результате отмены решения о приеме в гражданство РФ. Такая форма применяется в отношении лиц, приобретших гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Сам факт представления таких сведений и документов устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство, — 5 лет после приема.
3. В результате выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории. При изменении границ лицо, проживающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское гражданства.
4. По другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации. Имеются в виду иные, чем предусмотренные в Законе, основания прекращения гражданства России.
5. По иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ. К таким основаниям относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, то есть тоже прекращают гражданство России.
Двойное гражданство.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина — при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.
До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:
1) если такую возможность предусматривает федеральный закон;
2) если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию — наличию международного договора — Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.
Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного отказа, при получании российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.
В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.
Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Лица без гражданства — это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.
В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лиц национальный режим.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.
Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов6 пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов6 членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.
Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).
Прерогативы президента в вопросе о гражданстве.
Согласно п. «а» ст. 89 Конституции РФ, Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Следует отметить, что отнесенные п. «в» ст. 71 к ведению Российской Федерации вопросы гражданства России решаются прежде всего федеральным парламентов путем принятия законов. Содержание же полномочий Президента Российской Федерации в этой области состоит в решении конкретных вопросов гражданства в соответствии с Законом и регулировании порядка их рассмотрения. Согласно Закону о гражданстве Президент России решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает решения по вопросам восстановлении в гражданстве; дает разрешение на выход из гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; отменяет решение о приеме в гражданство; предоставляет почетное гражданство Российской Федерации. В осуществлений полномочий по делам о гражданстве Президент издает указы.
Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства. Ее полномочия установлены ст. 34 Закона о гражданстве. Президент утвердил Положение о комиссии.
Порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации определяется Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года N 386 в редакции Указа от 27 декабря 1993 года.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. М., Юридическая литература 1993 год.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Издательство БЕК. 1994 г.
3. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М., Юрид. Лит. 1994 г.
4. Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994 год.
www.ronl.ru
Московский ОткрытыйСоциальный Университет
Юридический факультет
Кафедра Конституционного праваКурсовая работапо предмету“Конституционное правоРоссийской Федерации” на тему
ГражданствоРоссийской ФедерацииВыполнил: ст.Сальников В.В.
Руководитель
г.Новый Уренгой, 2001г.
Содержание.1.
Понятие гражданства.3
2.
Гражданство в Российской Федерации6
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
Приобретение гражданства
Прекращение гражданства
Двойное гражданство
Гражданство и брак
Правовое положение иностранцев
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Право на политическое убежище
6
8
9
9
10
11
13
3.
Государственные органы по делам гражданства14
4.
Список литературы.
15
1.Понятие гражданства
До 1917 года в Российской империине существовало даже понятия — гражданин Рос-сии. Жители России былиподданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правомстатусом. Законодательство признавало: 1. природных подданных, которые в своюочередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство ( делилосьпо вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане ицеховые) и сельских обывателей, 2. инородцев (евреи и восточные народы), финляндскихобывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природныхподданных на два сословия — лица податного состояния и лица неподатногосостояния. С принадлежностью к той или иной категории подданых законодательствосвязывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.
Все это шло из глубины веков,носило яркий отпечаток феодальных начал и не осно-вывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количествераз-витых европейских стран.
Крушение царской России повлеклоза собой крупные изменения и в правовом регу-лирования отношений гражданства.Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917года не только отменил ранеесуществовавшее деление жителей Рос-сии на сословия и связанные с этим делениемсословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование — гражданин Российской Федерации.
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года«О приобретении прав российского гражданства» установил правопринимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на терри-торииРСФСР местным Советам. Народныйкомиссариат по внутренним делам лишь регис-трировал принятых в российскоегражданство иностранцев и публиковал их списки для все-общего сведения. Но ужеКонституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать вроссийское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в РСФСР иработая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Этатенден-ция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с1924года, в граж-данство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитиизаконодательства о граж-данстве. Очевидно, это было связано с политическойлинией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следуетобъяснить также появление в законодательстве возможности лишить человекагражданства, в том числе решением суда.
Положение о гражданстве Союза ССРот 1931 года установило, что каждое лицо, на-ходящееся на территории СССР,признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. ЭтоПоложение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзнойреспублики, на территории кото-рой он постоянно проживает. Если он по национальностиили по происхождению считает себя свя-занным с другой союзной республикой, томожет избрать гражданство этой респуб-лики.
Конституция СССР 1936 года вновьподтвердила принцип единства союзного граж-данства и сохранила отнесение кведению Союза ССР решение вопросов о союзном граж-данстве и о правахиностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о граждан-стве СоюзаССР от 19 августа 1938 года закрепил рядновых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноябряв поддатстве Российской империи и не утра-тившие советского гражданства, атакже лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающиеданным условиям и прожива-ющие на территории СССР признавались лицами безгражданства.
В дальнейшем, изменения вположении СССР ( например, присоединение к Совет-скому Союзу Латвии, Эстонии,Литвы, Бессарабии, Северной Буковины и т.д.) повлекли за собой принятие ряданормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советскогогражданства.
Конституция СССР 1977 годавыразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуютсязащитой и покровительством Советского государства. При-нятый на основе новойКонституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сфор-мулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперьосновным принципом, по которомуопределялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличиесо-ветского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданствоРоссий-ской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные правареспублик в вопро-сах гражданства.
Последним законом советскихвремен, регулирующим отношения гражданства был Закон о гражданстве СССР от 23мая 1990 года.
ВРоссийской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к чис-луоснов конституционного строя (ст. 6 Конституции). Установлено, что гражданствоявляет-ся единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин неможет быть ли-шен своего гражданства или права изменить его.
В главе«Права и свободы человека и гражданина» содержатся еще две важныегаран-тии гражданства (ст. 61). Во-первых, гражданин России не может бытьвыслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту ипокровительство за ее пределами. Следовательно, теперь не может быть речи овысылке нежелательного для властей гражданина, как это не раз бывало впрошлом. Более того, никакие органы не вправе не принять в страну еегражданина, находящегося за рубежом я желающего вернуться на Родину.
Невыдачагражданина России, совершившего преступление на территории и по зако-намдругого государства, не означает, что данное лицо освобождается отответственности. Российская Федерация, как это предусматривается вМеждународных договорах о правовой помощи, обязана судить такое лицо по своимзаконам и информировать об этом заинтере-сованную сторону. Что же касаетсявыдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его го-сударству, то это возможнотакже при наличии договора между двумя государствами или по решениюкомпетентных российских органов как проявление доброй воли.
Зарубежныепосольства и консульства Российской Федерации обязаны оказывать по-мощь своимгражданам в случаях задержания, ареста и других затруднений, что, однако, неозначает обязанности оплачивать их долги и т. п. Федеральным законом,регулирующим воп-росы гражданства в Российской Федерации, является Закон огражданстве от 28 ноября 1991 г. (с дополнениями и изменениями). Некоторыеположения этого Закона вошли в текст Кон-ституции 1993 г., другие требуюткорректировки в связи с принятием Конституции. Напри-мер, Закон устанавливаетодновременное гражданство Российской Федерации и республик в составе Федерации,но установленное Конституцией равноправие субъектов Федерации (ст. 5)заставляет признать гражданство и других, помимо республик, субъектовФедерации, тем более что за ними признано право иметь свой устав изаконодательство. Это, однако, не ве-дет к раздроблению Гражданства РоссийскойФедерации, оно согласно ч. 1 ст. 5 Конститу-ции является единым. Об этом снованапоминается в ст. 71 Конституции, который относит гражданство в РоссийскойФедерации к ведению РоссийскойФедерации. Субъект Федера-ции вправе требовать от гражданина России толькоодного дополнительного условия для приобретения гражданства данного субъектаФедерации: постоянного или преимуществен-ного в нем проживания.
РоссийскаяФедерация способствует сокращению без-гражданства, поощряя приобре-тениегражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. В этом отношении она следуетКонвенции о сокращении безгражданства 1961 г., принятой в соответствии сРезолюци-ей Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендациягосударствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим натерритории государства, если они не были осуждены за совершение тяжкихпреступлений.
Закон огражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданст-вом, ипрежде всего условия приобретения и прекращения гражданства РоссийскойФедера-ции. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающихделами о граждан-стве, регламентируется производство по делам о гражданстве.Закон устанавливает также по-рядок исполнения и обжалования решений по делам огражданстве.
2.Гражданство в РоссийскойФедерации.
2.1. Приобретениегражданства.
Закон о гражданстве устанавливает семь основанийприобретения гражданства Рос-сийской Федерации.
а) В результате его признания (ст. 13). В настоящее время гражданами России признаютсявсе граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РоссийскойФедера-ции на день вступления в силу Закона о гражданстве (6 февраля 1992 г.),причем в течение одного года после этого дня всем было предоставлено правозаявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Лица, родившиеся30 декабря 1922 г. (дата создания СССР) и позднее и утратившие гражданствобывшего СССР, считаются состоявшими в граж-данстве Российской Федерации порождению, если они родились на территории России или если хотя бы один изродителей был гражданином СССР и постоянно проживал на террито-рии России.
Эти простые демократические нормы сразу определилигражданское состояние подавляющего большинства населения Российской Федерации.При этом российское граж-данство было признано и за лицами, которые родилисьна тех территориях Российской Феде-рации, которые впоследствии были переданыдругим союзным республикам, а ныне принад-лежат соответствующим независимымгосударствам. Это означает, например, что россий-ское гражданство имеют жителиКрыма, родившиеся до передачи его Украине в 1954 г., и др.
В свое время закон оыл составлен так, что большие группыграждан бывшего СССР, родившиеся на территории России и уехавшие в другие республики СССР без желания поте-рятьсвое гражданство и приобрести другое, оказались в положении, когда они могутвосста-новить свое гражданство в России по регистрации, но не считаютсягражданами России по рождению. Это положение было исправлено КонституционнымСудом Российской Федера-ции в постановлении от 16 мая 1996 г. по делу в связи сжалобой А. В. Смирнова отметил, что употребленное в ч. 2 ст. 13 ЗаконаРоссийской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»,применительно к указанным в ней лицам выражение «считаются состоявшими вгражданстве Российской Федерации» означает, что такие лица считаютсясостоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утратыими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжаютсохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будетпрекращено на основании их собствен-ного волеизъявления.
В соответствии с этим постановлением Конституционного СудаРФ Федеральным за-коном были внесены изменения Закон РФ «О гражданствеРоссийской Федерации». Установ-лено, что гражданами Российской Федерациитакже считаются лица, ранее состоявшие в гражданстве Союза ССР, и их потомки,если они: а) не изъявили свободно своего желания о прекращении гражданстваРоссийской Федерации; б) не приобрели гражданство иностран-ного государства.
б) По рождению(ст. 14—17). Приобретение гражданства в силу рождения(«филиация») не связано с волеизъявлением лица, не требуетсовершения каких-либо действий, свидетель-ствующих о его желании приобрестигражданство данного государства. Оно осуществляется автоматически на основедействующего законодательства. При этом в качестве основных принциповприменяются «право крови» и «право почвы». Так называемыйпринцип «права крови» признает гражданином любое лицо, родившееся отграждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобыодин из родителей имел соответствующее гражданство). На территории какогогосударства родилось это лицо, значения не имеет.
Принцип «права почвы» признает гражданином любоелицо, родившееся на террито-рии данного государства, независимо от гражданствародителей. Для большинства современ-ных государств характерно сочетание этихдвух принципов.
Российское законодательство следует по этому же пути. Ребенок,родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РоссийскойФедерации, является ее гражданином независимо от места рождения. Ребенок такжестановится гражданином России, если один из родителей состоит в российскомгражданстве, а другой является лицом без граждан-ства (место рождения при этомне имеет значения). Но если вторым родителем является ино-странный гражданин,то положение меняется: гражданство ребенка определяется письмен-ным соглашениемродителей (место рождения значения не имеет), а если соглашения нет, торебенок приобретает российское гражданство при условии, что он родился натерритории России, или если ему грозит возможность стать лицом без гражданства.
Некоторую сложность представляет определение гражданстваребенка, родившегося на территории России, родители которого являютсяиностранцами. В этом случае ребенок становится гражданином РоссийскойФедерации, если соответствующие государства не пре-доставляют ему своегогражданства или если родители состоят в гражданстве других респуб-лик,входивших в состав СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г.
Соблюдая общепринятые порядки в определении гражданства порождению, Россий-ская Федерация в максимальной степени обеспечиваетвозможность приобретения российс-кого гражданства по рождению.
в) В порядке регистрации (ст. 18). Этот порядок распространяется на шесть категорийлиц, которые могут сравнительно просто приобрести российское гражданство путемподачи заяв-ления в органы внутренних дел (т. е. не оформляя ходатайства о приемев гражданство).
Чаще всего этим порядком пользуются лица, у которых супруглибо родственник по прямой восходящей линии (отец, мать) является гражданиномРоссии, следовательно, речь идет о регистрационном приобретении гражданствамужем или женой, сыном или дочерью российского гражданина. В порядке регистрацииприобретается также российское граждан-ство лицом, у которого на момент егорождения хотя бы один из родителей был граждани-ном России, но котороеприобрело иное гражданство по рождению; такие лица могут приоб-рестигражданство России в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста (т. е. до23 лет). В течение такого же срока могут стать гражданами России дети бывших ееграждан, ро-дившиеся после прекращения у родителей российского гражданства; этоправило важно для детей тех лиц, которые в тоталитарный период были насильнолишены российского граж-данства.
Другие категории, предусмотренные данной статьей Закона,либо воспользовались своим правом и получили российское гражданство в порядке регистрации,либо потеряли это право в связи систечением предусмотренных Законом сроков.
г) В результате приема в гражданство (ст. 19). Прием осуществляется Президентом Рос-сийскойФедерации по личному ходатайству. О приеме в гражданство(«натурализации») может ходатайствовать без всякой дискриминациилюбое дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста. Однако для приема вгосударство иностранца или лица без гражданства необходимо его постоянноепроживание на территории России в течение 5 лет или 3 лет непрерывнонепосредственно перед обращением с ходатайством, а для беженцев — вдвое меньше.
Закон допускает облегченный прием в российское гражданство(т. е. без соблюдения сроков оседлости) для тех, кто в прошлом состоял вгражданстве СССР, при усыновлении ре-бенка, являющегося гражданином России, длявыдающихся деятелей в области науки, тех-ники и культуры или обладающихпрофессией или квалификацией, представляющими инте-рес для РоссийскойФедерации, при наличии заслуг перед народами России и в осуществле-нииобщечеловеческих идеалов и ценностей, при получении убежища на территорииРоссии.
Однакопредусмотрены и прямые основания для отклонения ходатайства о приеме вграж-данство Российской Федерации тех лиц, которые:
·<span Times New Roman"">
выступают занасильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;·<span Times New Roman"">
состоят в партиях идругих организациях, деятельность которых несовместима с конституционнымипринципами Российской Федерации;·<span Times New Roman"">
осуждены и отбываютнаказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законамРоссийской Федерации.Этиограничения также распространяются на приобретение гражданства в порядкерегистрации (ст. 18) и на восстановление в гражданстве Российской Федерации
(ч. 3 ст.20).
д) В результате восстановления в гражданстве (ст. 20). На восстановление гражданства, котороеосуществляется в порядке регистрации, имеют право лица, которые по каким-топричинам его утратили. Это лица, у которых гражданство прекратилось в связи сусынов-лением, установлением опеки или попечительства, а также те, у когороссийское гражданство прекращено в связи с изменением гражданства родителей(они могут восстановить гражданство Российской Федерации в течение 5 лет подостижении 18-летнего возраста). Восстановлению в российском гражданстве такжеподлежат те, кто утратил его на основа-нии Указа Президиума Верховного СоветаСССР о выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль, от 17февраля 1967 г. или иных указов, если эти лица не отказались от российскогогражданства. Наконец, любой человек, ранее состоявший в граж-данствеРоссийской Федерации, может ходатайствовать о восстановлении российскогограж-данства.
е) Путем выбора гражданства при измененииграницы Российской Федерации (ст. 21).Право на выбор гражданства в таком случае называется оптацией. Следовательно,и тогда, когда к России присоединяется новая территория, людям обеспечиваетсяправо самим опре-делять свою гражданскую принадлежность — сохранить прежнеегражданство или приоб-рести российское. Порядок оптации должен быть предусмотренмеждународным договором Российской Федерации.
ж) Иные основания. В Законе о гражданстве указано несколько основанийприобретения гражданства, касающихся детей и недееспособных (ст. 25—31).
2.2. Прекращениегражданства.
Этот институт полностью соответствует ч. 3 ст. 6Конституции России, согласно кото-рой гражданин России не может быть лишенсвоего гражданства или права изменить его. О прекращении гражданства,следовательно, логично говорить только в случае добровольного волеизъявлениягражданина. Закон о гражданстве устанавливает четыре основания прекра-щениягражданства Российской Федерации.
а) Вследствие выхода из гражданства (ст. 23). Выход из гражданства может иметь место как походатайству гражданина, так и в порядке регистрации (если хотя бы один изродите-лей, супруг или ребенок имеет иное гражданство). Регистрационный(упрощенный) порядок направлен на содействие в воссоединении семей.
Однако ходатайство о выходе из гражданства может бытьотклонено, если данное ли-цо имеет имущественные обязательства передфизическими или юридическими лицами Российской Федерации, а такженеисполненные обязательства перед государством, а страна, в которой онособирается поселиться, не имеет с Россией договора о правовой помощи. Дан-наянорма направлена на обеспечение таких, например, обязательств, как алименты,долги и пр. Выход из гражданства не допускается после получения повестки опризыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а такжев случае возбуждения уго-ловного дела (до окончания его рассмотрения) илидействия обвинительного приговора суда, подлежащего исполнению. Дляпредотвращения произвола в отношении прав человека Закон о гражданствеустанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ врегистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированыполномочными органами.
б) Вследствие отмены решения о приеме вгражданство(ст. 24). Это единственноеосно-вание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявлениялица. Но речь идет о случае приобретения гражданства РФ на основании заведомоложных сведе-ний и фальшивых документов. При наличии такого факта,устанавливаемого в судебном по-рядке, решение о приеме в гражданство может бытьаннулировано, а лицо привлечено к от-ветственности.
При этом отмена решения о приеме в российское гражданствоне распространяется на членов семьи, т. е. супруга и детей, приобретшихгражданство России вместе с таким лицом, если не будет доказана ихосведомленность в том, что российское гражданство было приоб-ретено незаконнымпутем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гражданство России —пять лет.
г) Путем выбора гражданства при измененииграницы Российской Федерации (опта-ция). Есликакая-то территория выходит из состава Российской Федерации, то гражданеРос-сии, проживающие на этой территории, вправе прекратить российскоегражданство (ст. 21).
д) Иные основания. Закон о гражданстве предусматривает некоторыедополнительные основания прекращения гражданства недееспособных и детей (ст.25—31).
2.3. Двойное гражданство.
Такое правовое состояние возможно, когда, например, женщинавыходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принятьгражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок, родители которогоимеют разное гражданство. Частыми стали случаи, когда русскоязычные гражданеряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве России.
Пребывание в двойном гражданстве расширяет не толькоправа, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам,в каждом из них нести воинскую службу и т. д. Ни одно государство, признающеедвойное гражданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в отношенииих гражданских обязанностей.
Конституция РФ допускает длясвоих граждан право иметь также гражданство ино-странного государства, т. е.двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом илимеждународным договором Российской Федерации (ст. 62). Следовательно, ииностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство наоснове соответствующего международного договора (между данным государством иРоссийской Федерацией). Но если международного договора с соответствующимгосударством у Россий-
скойФедерации нет, то приобретение российского гражданства возможно только приусло-вии отказа лица от прежнего гражданства.
Конституция ясно указывает, что приобретение гражданиномРоссийской Федерации второго гражданства не меняет его правового статуса какгражданина России. За ним сохра-няются все права и свободы, и он неосвобождается от обязанностей, вытекающих из рос-сийского гражданства. Однако вэтом же тексте (ч. 2 ст. 62) допускаются отступления от этого общего правила всоответствии с федеральным законом или международным догово-ром РоссийскойФедерации. Но пока таких законодательных норм или договорной практики нет.
2.4. Гражданство и брак.
Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разноегражданство, может породить для них и их детей известные трудности. Значительныетрудности возни-кают также при разводе и связанном с ним разделении имущества.Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. в целях защиты интересовженщин предусматривает, что заклю-
чение илирасторжение брака с иностранцем, как и перемена гражданства мужем во времясуществования брачного союза, не должны автоматически отражаться на гражданствежены.
Для современной России данные нормы весьма актуальны. Еслив СССР долгое время браки с иностранцами были просто запрещены, то с переходомк демократии и в связи с растущими связями между людьми разных стран они становятсявсе более распростра-
ненными.В связи с этим Закон о гражданстве (ст. 6) закрепил три важные нормы: заклю-
чение илирасторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к граждан-
ствуРоссийской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства; изменение граж-
данстваодним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга; рас-
торжениебрака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке илиусыновленных детей; На защиту интересов детей направлены положения Закона наслучай изменения родителями своего гражданства. Установлено общее правило:гражданство детей в возрасте до 14лет следует гражданству родителей, а в возрасте от 14 до 18 лет изменяется приналичии согласия детей. При изменении гражданства родителей, лишенныхродитель-ских прав, гражданство детей не изменяется.
Но в жизни часто встречаются случаи изменения гражданствародителей (приобре-тения российского гражданства или его прекращения). В такихслучаях соответственно изменяется гражданство детей, причем сохраняетсяусловие получения согласия на это детей в возрасте от 14 до 18 лет. Когда жероссийское гражданство приобретает один из родителей, то ребенку предоставляетсягражданство Российской Федерации при наличии ходатайства этого родителя иписьменного согласия другого. При прекращении российского гражданства одногоиз родителей за ребенком сохраняется гражданство Российской Федерации — ономожет быть прекращено только с согласия обоих родителей и при условиипредоставления ему иного гражданства. Ряд норм гарантирует право на гражданстводетей по усыновлению.
2.5. Правовое положениеиностранцев.
В результате проводимого Российской Федерациейкурсa на преодоление тоталитар-ного изоляционизма и интеграцию страны с мировымсообществом на территории РФ стало проживать — постоянно и временно — многоиностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция России устанавливает,что они пользуются правами и несут обязанности нарав-не с российскимигражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом илимеждународным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. Ж2). Роль закона,регулирующего правовое положение иностранцев в России, пока выполняет ЗаконСССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., хотямногие его положения перестали действовать. Иностранными гражданами в Россиипризнаются лица,
неявляющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей при-надлежностик гражданству иностранного государства. К ним приравниваются лица безгражданства и те лица, которые в иностранном государстве не обладаютгражданством, но имеют вид на жительство. В понятие «иностранныеграждане» включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, атакже без гражданства. Это могут быть сотрудники дип-ломатических и Консульскихпредставительств (и члены их семей), постоянно проживающие в Россиииностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, вы-данныеорганами МВД России, а также лица, временно пребывающие в России (членыэки-пажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятелинауки и культуры, родственники российских граждан и др.). Особую группусоставляют беженцы, право-вое положение которых регулируется специальнымиактами.
Все иностранные граждане пользуются равной защитой состороны Российского го-сударства в отношении своих личных прав(неприкосновенность личности и жилища, свобо-да совести и др.), а также экономических,социальных и культурных прав, если они предус-мотрены для неграждан (право наэкономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность,отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, учас-тие вобщественных организациях, пользование достижениями культуры и др.). Но онилише-ны тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласнороссийской Конституции и законам предоставляются только гражданам России(занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях,право избирать и быть из-бранными в органы государственной власти, участие вреферендумах и др.). Иностранный гражданин вправе защищать свои права всемипредусмотренными Конституцией РФ сред-ствами, включая право на обращение всуд.
Тот же принцип лежит в основе определения обязанностейиностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах ВооруженныхСил РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан России), но наних распространяется конституционная обя-занность платить законноустановленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережноотноситься к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры.Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы,действую-щие на территории России.
Иностранные граждане, совершившие преступления,административные или иные правонарушения на территории России, несутответственность на общих основаниях с рос-сийскими гражданами. Однакосотрудники дипломатических и консульских представи-тельств и члены их семей обладаютиммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, вследствиечего юрисдикция Российской Федерации на них не рас-пространяется. Некоторые категориилиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов иморских судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы)подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах. При нарушении, иностранными гражданами правилпроживания в России (проживание без документов на право жительства илипроживание по недействительным документам, несоблюдение порядка въезда вРоссию, уклонение от выезда и т. д.) к ним могут быть применены в качестве мерыАдминистративного взыскания предупреждение или штраф, Злостное нарушение правилпребывания влечет уголовную ответственность. Органы внут-ренних дел вправетакже сократить срок пребывания иностранного гражданина в России. Иностранный гражданин может быть выдворен изпределов России:
а) если его действия противоречат интересамобеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;
б) если это необходимо для охраны здоровья инравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан России идругих лиц;
в) если он грубо нарушил законодательство оправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное,валютное или иное законодательство России. Решение о выдворении принимаетсякомпетентными органами. Уклоняющиеся от выезда в таких слу-чаях подлежат ссанкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке.
2.6.Правовой статус беженцев ивынужденных переселенцев.
Как всякая демократическая страна Россия сталкиваетсяпроблемой миграции. Пере-мещения больших групп людей из других стран в Россию ина территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших всвязи с этим межнациональных конфлик-тов, а также преследований людей по разнымоснованиям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождаютнеобходимость решения сложных вопросов гражданства и обес-печения правреловека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовыхстатуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый — Федеральным законом РФ обе-женцах от 28 июня 1997 г., второй — Законом РФ о вынужденных переселенцах от19 фев-раля 1993 г. Беженцами признаются лица, не имеющие российскогогражданства, прибыв-шие или желающие прибыть на территорию РоссийскойФедерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своейгражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признакурасы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности копределенной социальной группе или политических убеждений.
Беженцемне может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человеч-ности,военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера.Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенци
www.ronl.ru