2.Гражданство в Российской Федерации. 2 гражданства


2.Гражданство в Российской Федерации.

2.1. Приобретение гражданства.

Закон о гражданстве устанавливает семь оснований при­обретения гражданства Рос-сийской Федерации.

а) В результате его признания (ст. 13). В настоящее время гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федера-ции на день вступления в силу Закона о гражданстве (6 февраля 1992 г.), причем в течение одного года после этого дня всем было предоставлено право заявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Лица, ро­дившиеся 30 декабря 1922 г. (дата создания СССР) и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состо­явшими в граж-данстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории России или если хотя бы один из родителей был гражданином СССР и постоянно про­живал на террито-рии России.

Эти простые демократические нормы сразу определили гражданское состояние подавляющего большинства населе­ния Российской Федерации. При этом российское граж-дан­ство было признано и за лицами, которые родились на тех территориях Российской Феде-рации, которые впоследствии были переданы другим союзным республикам, а ныне принад-лежат соответствующим независимым государствам. Это означает, например, что россий-ское гражданство имеют жи­тели Крыма, родившиеся до передачи его Украине в 1954 г., и др.

В свое время закон оыл составлен так, что большие группы граждан бывшего СССР, родившиеся на территории России и уехавшие в другие республики СССР без желания поте-рять свое гражданство и приобрести другое, оказались в положении, когда они могут восста-новить свое гражданство в России по регистрации, но не считаются гражданами России по рождению. Это положение было исправлено Конституционным Судом Российской Федера-ции в постановлении от 16 мая 1996 г. по делу в связи с жалобой А. В. Смирнова отметил, что употребленное в ч. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собствен-ного волеизъявления.

В соответствии с этим постановлением Конституционного Суда РФ Федеральным за-коном были внесены изменения Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации". Установ-лено, что гражданами Российской Федерации также счи­таются лица, ранее состоявшие в гражданстве Союза ССР, и их потомки, если они: а) не изъявили свободно своего желания о прекращении гражданства Российской Федерации; б) не приобрели гражданство иностран-ного государства.

б) По рождению(ст. 14—17). Приобретение гражданст­ва в силу рождения ("филиация") не связано с волеизъявле­нием лица, не требует совершения каких-либо действий, свидетель-ствующих о его желании приобрести гражданство дан­ного государства. Оно осуществляется автоматически на ос­нове действующего законодательства. При этом в качестве основных принципов применяются "право крови" и "право почвы". Так называемый принцип "права крови" признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родителей имел соответствующее гражданст­во). На территории какого государства родилось это лицо, значения не имеет.

Принцип "права почвы" признает граж­данином любое лицо, родившееся на террито-рии данного го­сударства, независимо от гражданства родителей. Для боль­шинства современ-ных государств характерно сочетание этих двух принципов.

Российское законодательство следует по этому же пути. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является ее гражда­нином независимо от места рождения. Ребенок также стано­вится гражданином России, если один из родителей состоит в российском гражданстве, а другой является лицом без граждан-ства (место рождения при этом не имеет значения). Но если вторым родителем является ино-странный гражданин, то положение меняется: гражданство ребенка определяется письмен-ным соглашением родителей (место рождения зна­чения не имеет), а если соглашения нет, то ребенок приобре­тает российское гражданство при условии, что он родился на территории России, или если ему грозит возможность стать лицом без гражданства.

Некоторую сложность представляет определение граж­данства ребенка, родившегося на территории России, роди­тели которого являются иностранцами. В этом случае ребе­нок становится гражданином Российской Федерации, если соответствующие государства не пре-доставляют ему своего гражданства или если родители состоят в гражданстве дру­гих респуб-лик, входивших в состав СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г.

Соблюдая общепринятые порядки в определении граж­данства по рождению, Россий-ская Федерация в максималь­ной степени обеспечивает возможность приобретения российс-кого гражданства по рождению.

в) В порядке регистрации (ст. 18). Этот порядок распро­страняется на шесть категорий лиц, которые могут сравни­тельно просто приобрести российское гражданство путем подачи заяв-ления в органы внутренних дел (т. е. не оформ­ляя ходатайства о приеме в гражданство).

Чаще всего этим порядком пользуются лица, у которых супруг либо родст­венник по прямой восходящей линии (отец, мать) является гражданином России, следовательно, речь идет о регистра­ционном приобретении гражданства мужем или женой, сы­ном или дочерью российского гражданина. В порядке регист­рации приобретается также российское граждан-ство лицом, у которого на момент его рождения хотя бы один из родите­лей был граждани-ном России, но которое приобрело иное гражданство по рождению; такие лица могут приоб-рести гражданство России в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста (т. е. до 23 лет). В течение такого же срока могут стать гражданами России дети бывших ее граждан, ро-дившиеся после прекращения у родителей российского гражданства; это правило важно для детей тех лиц, которые в тоталитарный период были насильно лишены российского граж-данства.

Другие категории, предусмотренные данной статьей Закона, либо воспользовались своим правом и получили российское гражданство в порядке регистрации, либо потеряли это право в связи с истечением предусмотренных Законом сроков.

г) В результате приема в гражданство (ст. 19). Прием осуществляется Президентом Рос-сийской Федерации по личному ходатайству. О приеме в гражданство ("натурализации") может ходатайствовать без всякой дискриминации любое дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста. Однако для приема в государство иностранца или лица без гражданства необходимо его постоянное проживание на тер­ритории России в течение 5 лет или 3 лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством, а для беженцев — вдвое меньше.

Закон допускает облегченный прием в российское гражданство (т. е. без соблюдения сроков оседлости) для тех, кто в прошлом состоял в гражданстве СССР, при усыновлении ре-бенка, являющегося гражданином России, для выдающихся деятелей в области науки, тех-ники и культуры или обладающих профессией или квалификацией, представляющими инте-рес для Российской Федерации, при наличии заслуг перед народами России и в осуществле-нии общечеловеческих идеалов и ценностей, при получении убежища на террито­рии России.

Однако предусмотрены и прямые основания для откло­нения ходатайства о приеме в граж-данство Российской Фе­дерации тех лиц, которые:

  1. выступают за насильственное изменение конституцион­ного строя Российской Федерации;

  2. состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Рос­сийской Федерации;

  3. осуждены и отбывают наказание в виде лишения свобо­ды за действия, преследуемые по законам Российской Феде­рации.

Эти ограничения также распространяются на приоб­ретение гражданства в порядке регистрации (ст. 18) и на восстановление в гражданстве Российской Федерации

(ч. 3 ст. 20).

д) В результате восстановления в гражданстве (ст. 20). На восстановление гражданства, которое осуществляется в порядке регистрации, имеют право лица, которые по каким-то причинам его утратили. Это лица, у которых гражданство прекратилось в связи с усынов-лением, установлением опеки или попечительства, а также те, у кого российское граждан­ство прекращено в связи с изменением гражданства родите­лей (они могут восстановить гражданство Российской Феде­рации в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста). Восстановлению в российском гражданстве также подлежат те, кто утратил его на основа-нии Указа Президиума Верхов­ного Совета СССР о выходе из гражданства СССР лиц, пере­селяющихся из СССР в Израиль, от 17 февраля 1967 г. или иных указов, если эти лица не отказались от российского гражданства. Наконец, любой человек, ранее состоявший в граж-дан­стве Российской Федерации, может ходатайствовать о вос­становлении российского граж-данства.

е) Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (ст. 21). Право на выбор гражданст­ва в таком случае называется оптацией. Следовательно, и тогда, когда к России присоединяется новая территория, людям обеспечивается право самим опре-делять свою граж­данскую принадлежность — сохранить прежнее гражданст­во или приоб-рести российское. Порядок оптации должен быть предусмотрен международным договором Российской Фе­дерации.

ж) Иные основания. В Законе о гражданстве указано несколько оснований приобретения гражданства, касающих­ся детей и недееспособных (ст. 25—31).

studfiles.net

Вопрос 2. Гражданство. Порядок его приобретения и утрат.

В науке КП термин гражданство имеет 3 значения:

1. как правовой институт

2. как правоотношение

3. как субъективное право, т.е. право индивида быть гражданином

Институт гражданства – это совокупность правовых норм о порядке признания приобретения утраты и лишения гражданства. О правовом регулировании между государством и личностью по поводу гражданства. Институт гражданства является одним из институтов национальной отрасли КП.

Институт гражданства в современном его понимании впервые возник в буржуазном государстве в эпоху антифеодальных революций, в период оформления буржуазной государственности.

Сам термин гражданство был известен значительно ранее, так еще Аристотель в своих трудах употреблял понятие гражданство. Гражданами Аристотель называл тех, кто обладал судебной и ? властью, все остальные не граждане: рабы, ремесленники, старики, женщины и дети. Сугубо классовый подход. В современных странах институт гражданства носит сложный комплексный характер. Он включает в себя нормы не только национального но и международного права.

Приобретение и утрата гражданства регулируются национальным законодательством страны а так же международными договорами и конвенциями. Гражданство как правоотношение представляет собой установленную государством устойчивую правовую связь личности с государством в силу которой за личностью признаются определенные права и обязанности в свою очередь государство несет ответственность перед своими гражданами.

На состояние гражданства как политической принадлежности человека государству влияет форма государства. Гражданство в современном смысле характерно лишь для республиканской формы правления, монархическим государствам соответствует институт подданства, т.е принадлежность не государству в целом, а подданство монарху, следует однако заметить что в большинстве современных парламентарных монархий, институт подданства изменился он утратил характер личной вассальной зависимости.

В настоящее время в развитых капиталистических государствах Европы и Азии различим между институтами подданства и гражданства нет. Форма государственного устройства так же в некоторой степени влияет на гражданство. В унитарных государствах всегда существует единое гражданство а в федерациях гражданство может быть единым например в Индии, Малайзии, Канаде, Венисуелле. А в нгекоторых федерациях гражданство можно условно назвать двойным.т.е. гражданство государства и субъектов федераций- Австрия, США, Швейцария. При этом следует подтвердить существенное значение для правового статуса имеет федеральное гражданство

Гражданство как субъективное право - это принадлежащее каждому человеку право быть гражданином той или страны, пользоваться правами гражданина, пользоваться защитой и покровительством государства, а так же свободно покидать территорию страны и беспрепятственно возвращаться. Большинство конституций провозглашают право на гражданство, никто не может быть лишен права на гражданство.

В современных государствах существует 2 способа приобретения гражданства:

1. филиация – это при обретение гражданства в силу происхождения. Гражданство приобретается индивидом по мимо его воли, в момент рождения. Для определения гражданства в этом случае применяются 2 принципа:

1)право крови – гражданами данного государства являются все лица рожденные от граждан данной страны независимо от места рождения. Этот принцип является самым распространенным, применяется в большинстве стран мира и особенно в Италии и ??

2)право почвы - гражданами данного государства являются все лица рожденные на территории страны, не зависимо от гражданства их родителей - Латинская Америка –Бразилия, Гондурас, Перу; в северной Америке – США; Австрия, Ирландия, Монако, Израиль.

В разных странах коллизия приводит к появлению апатридов (лиц без гражданства) и бипатридов (лиц с двойным гражданством).

Апатриды – лица не имеющие гражданства. Большинство современных стран мира это явление воспринимают как крайне негативное. Нормы МП направлены на сокращение этого явления (односторонние и двусторонние договоры, которые имеют целью прекратить состояние гражданства, а также предотвратить появление лиц без гражданства). Правовой статус апатридов приравнивается к статусу иностранца, но апатриды не могут рассчитывать на помощь и защиту какого-либо государства в случае, если они оказываются в затруднительном положении. В настоящее время это явление весьма распространено. В 2008 г. в мире было зарегистрировано 5 млн. 500 тыс. лиц без гражданства. А по другим данным 15 млн. человек.

Бипатриды – лица, имеющие 2 и более гражданств. Все бипатриды несут обязанности и обладают правами в соответствии с законодательством тех стран, гражданами которых они являются, что нередко предусматривает двойные обязанности.

2. натурализация – гражданство в силу натурализации приобретается лицом по его воле. С наступления совершенной дееспособности лицо может подать ходатайство в уполномоченный комитет органов государства с просьбой в предоставлении гражданства. Как правило, натурализация обуславливается рядом требований:

Законодательство о гражданстве постоянно изменяется. В США с 2008 г. гражданство США автоматически предоставляется детям, усыновленным гражданами Америки.

Вступление в брак с иностранными гражданами, как правило не влечет автоматического предоставления гражданства.

Эмиграционная служба должна убедиться в том, что брак был действительным, а не фиктивным.

До середины 20 века во многих странах мира существовало законодательство, в соответствии с которым тенденция вступления в брак с иностранным гражданином, утрачивалось гражданство своей страны.

В 1952 г. была подписана международная конвенция о гражданстве замужней женщины и эта практика была упразднена.

Существуют и другие способы приобретения средства, например: оптация, т.е. выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории одного государства к другому или в связи с провозглашением на этой территории независимого нового государства.

Способ приобретения гражданства зачастую существенно влияет на последующий правовой статус.

Натурализированные граждане ограничены в правоспособности. В США абсолютно признаются натурализированные граждане (2 сорта). В отношении них могут быть применены санкции лишения гражданства.

Деление граждан на полноправных и натурализированных впервые был закреплено в США, впоследствии эта практика распространилась и на другие страны.

В конституции США в ст.2 говориться, что президентом США могут быть только граждане, прирожденный гражданин.

Утрата гражданства имеет место в следующем случае:

studfiles.net

2.2. Прекращение гражданства.

Этот институт полностью соответствует ч. 3 ст. 6 Кон­ституции России, согласно кото-рой гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. О прекращении гражданства, следовательно, логично говорить только в случае добровольного волеизъявления гражданина. Закон о гражданстве устанавливает четыре основания прекра-щения гражданства Российской Федерации.

а) Вследствие выхода из гражданства (ст. 23). Выход из гражданства может иметь место как по ходатайству гражданина, так и в порядке регистрации (если хотя бы один из родите-лей, супруг или ребенок имеет иное гражданство). Регистрационный (упрощенный) порядок направлен на содействие в воссоединении семей.

Однако ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если данное ли-цо имеет имущественные обяза­тельства перед физическими или юридическими лицами Рос­сийской Федерации, а также неисполненные обязательства перед государством, а страна, в которой оно собирается поселиться, не имеет с Россией договора о правовой помощи. Дан-ная норма направлена на обеспечение таких, например, обязательств, как алименты, долги и пр. Выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также в случае возбуждения уго-ловного дела (до окончания его рассмотрения) или действия обвинительного приговора суда, подлежащего исполнению. Для предотвращения произвола в отношении прав человека Закон о гражданстве устанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.

б) Вследствие отмены решения о приеме в гражданство(ст. 24). Это единственное осно-вание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но речь идет о случае приобретения гражданства РФ на основании заведомо ложных сведе-ний и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном по-рядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к от-ветственности.

При этом отмена решения о приеме в российское граж­данство не распространяется на членов семьи, т. е. супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким ли­цом, если не будет доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приоб-ретено незаконным пу­тем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гра­жданство России — пять лет.

г) Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (опта-ция). Если какая-то террито­рия выходит из состава Российской Федерации, то граждане Рос-сии, проживающие на этой территории, вправе прекра­тить российское гражданство (ст. 21).

д) Иные основания. Закон о гражданстве предусматри­вает некоторые дополнительные основания прекращения гра­жданства недееспособных и детей (ст. 25—31).

2.3. Двойное гражданство.

Такое правовое состояние возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В та­ком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданство. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают од­новременно состоять в гражданстве России.

Пребывание в двойном гражданстве расширяет не толь­ко права, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам, в каждом из них нести воинскую службу и т. д. Ни одно государство, признающее двойное гражданство, не делает каких-либо послаблений таким ли­цам в отношении их гражданских обязанностей.

Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство ино-странного государства, т. е. двой­ное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Феде­рации (ст. 62). Следовательно, и иностранный гражданин мо­жет иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между данным государством и Российской Федерацией). Но если междуна­родного договора с соответствующим государством у Россий-

ской Федерации нет, то приобретение российского гражданства возможно только при усло-вии отказа лица от прежнего гражданства.

Конституция ясно указывает, что приобретение гражда­нином Российской Федерации второго гражданства не меня­ет его правового статуса как гражданина России. За ним сохра-няются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из рос-сийского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62) допускаются отступления от этого общего правила в соответствии с федеральным законом или международным догово-ром Российской Федерации. Но пока таких законодательных норм или договорной практики нет.

studfiles.net


Смотрите также