Под двойным гражданством в российском законодательстве подразумевается наличие у гражданина Российской Федерации еще одного гражданства (подданства) иностранного государства.
Граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Это, однако, означает не двойное гражданство, а два уровня правовых связей человека - с федеральным государством и с его субъектом - в рамках единого, общего для всех российского гражданства.
Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение российского гражданства.
Российская Федерация заключила международные договоры об урегулировании вопросов двойного гражданства с Туркменистаном от 23 декабря 1993 г., Таджикистаном от 7 сентября 1995 г., содержание которых в значительной мере сходно. Стороны этих договоров подтвердили право своих граждан приобретать гражданство каждой из договаривающихся сторон, не утрачивая при этом гражданства своего государства.
Примечание. Договор с Туркменистаном фактически не действует.
Граждане обоих государств, постоянно проживающие на территории одного из них, в полном объеме пользуются правами и свободами, а также имеют обязанности гражданина того государства, на территории которого они проживают, но не могут одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих сторон. На территории государства постоянного проживания человек с двойным гражданством не может пользоваться правами, которые ему предоставляются по законодательству другого государства. Если гражданин обоих государств переезжает для постоянного проживания на территорию другого государства, с момента приобретения соответствующего статуса он осуществляет права и обязанности, вытекающие из гражданства этого государства: обязан соблюдать конституцию и законы, уважать традиции и обычаи страны постоянного проживания. Гражданство при этом не утрачивается.
Дети (в том числе усыновленные), каждый из родителей которых состоял на момент рождения ребенка в гражданстве обоих государств, приобретают с момента рождения двойное гражданство. До 18 лет их родители могут выбрать детям гражданство одного из государств путем отказа от гражданства другого государства в форме совместного письменного заявления. Такой порядок сохраняется и в случае, когда гражданином обоих государств является только один из родителей, другой же может быть лицом без гражданства либо неизвестен.
Соглашением сторон определены различия между иностранными гражданами и лицами с двойным гражданством. На лиц, состоящих в обоих гражданствах, не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены для иностранных граждан в стране пребывания.
Лица с гражданством России и Таджикистана вправе требовать защиты и покровительства со стороны обоих государств. Защита их прав в третьем государстве должна предоставляться по их просьбе, как Россией, так и Таджикистаном.
Социальное обеспечение, образование, медицинское обслуживание таких граждан по соглашению между Россией и Таджикистаном производится по нормам законодательства страны, на территории которой они проживают.
Военную службу они проходят в соответствии с законодательством страны, на территории которой проживают. Прошедшие военную службу в стране проживания не подлежат призыву на военную службу в другой стране. Прохождение воинской службы в одном государстве рассматривается как исполнение воинского долга перед обоими государствами.
Существует возможность свободного отказа от двойного гражданства. Прекращение гражданства одной из стран осуществляется в порядке, установленном ее законодательством.
Два разных гражданства вне правил, установленных федеральным законом и международными договорами Российской Федерации, может возникнуть у российских граждан вследствие противоречий действующего российского законодательства и законов иностранных государств. Так, ребенок российских граждан, появившийся на свет на территории иностранного государства, в котором вопросы гражданства регламентируются, исходя из принципа "права почвы", становится его гражданином, по рождению же он автоматически является гражданином России.
Своеобразная формула, не вполне соответствующая понятию двойного гражданства, закреплена в Договоре О создании Союзного государства, согласно которому каждый гражданин Российской Федерации и каждый гражданин Республики Беларусь одновременно получают статус гражданина Союза.
В этом случае речь идет о статусе гражданина по отношению к образованию, которое не является государством. В РФ и Республике Беларусь действуют свои конституции, единого конституционного акта пока нет. Между государствами продолжают оставаться границы, действуют таможни, таможенные пошлины. Для граждан обоих государств не существует единого паспорта, отсутствуют равные права в социальном обеспечении и пр. В связи с этими обстоятельствами гражданство Союзного государства пока остается только декларацией. Со вступлением в силу ряда соглашений между РФ и Республикой Беларусь статус гражданина Союзного государства может обрести некоторое реальное содержание.
Согласно российско-белорусскому межправительственному Соглашению о порядке оказания медицинской помощи гражданам РФ в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в российских учреждениях здравоохранения, российские граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право наравне с ее гражданами получать медицинскую помощь, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь. Аналогичные правила предусмотрены и для белорусских граждан в России.
registrator-perm.ru
ИНСТИТУТ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА
План:
Введение………………………………………………………………………3-4
1.1 Понятие гражданства.
Понятие двойного гражданства.
1.2 Нормативно-правовое регулирование вопросов двойного гражданства Российской Федерации:
-Конституция РФ;
-3-й Закон о Гражданстве РФ от 31.05.2002г.
Заключение…………………………………………………………………..22-24
Список источников………………………………………………………….25-27
ВВЕДЕНИЕ
Для подавляющего большинства людей в стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, поскольку они с рождения являются гражданами данного государства и это право за ними сохраняется на протяжении всей их жизни. Однако, по разным причинам, и прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов, а также растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения- индивидуальные и групповые, распространенные и в Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.
Значительная часть практических вопросов , связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключенным между государствами).
Кроме того, в любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или же являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство- такие лица называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан и государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права граждан, но и их обязанности. Весьма актуальным на сегодняшний день остается рассмотрение вопросов двойного гражданства. Связано это с тем, что многие русскоязычные граждане из ряда государств СНГ желают одновременно состоять и в гражданстве России.
Цельюданной работы является рассмотрение института двойного гражданства.
Предмет исследования: Конституционные гарантии прав и свобод.
Объект исследования: Гражданство (двойное гражданство).
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность гражданства.
2. Освятить нормативно-правовую базу регулирования двойного гражданства в Российской Федерации.
3. Обозначить современные проблемы института двойного гражданства.
1.1 Понятие гражданства.
Понятие двойного гражданства.
Гражданство-это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей.
Иногда гражданством называется принадлежность лица к государству. По мнению Боярс Ю.Р. Боярс Ю.Р. вопросы гражданства в международном праве.- М., 1986г. С. 26, гражданство- устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается. Гражданство регулируется внутренним законодательством государства. Гражданство-понятие, неразрывно связанное с государственностью.
М.В. Баглай Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Издательство НОРМА, 2001. С.276указывает на то, что под гражданствомпонимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.
В соответствии с Федеральным Законом « О гражданстве Российской Федерации» ФЗ от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 02.11.2004) « О гражданстве РФ» (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) гражданство Российской Федерации- это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.
Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
Безгражданство- это правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства.
Статья 3 Закона « О гражданстве РФ» раскрывает понятие иного и двойного гражданства.
Иное гражданство- гражданство (подданство) иностранного государства.
Двойное гражданство- наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.
Неясным остается только по сей день конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (неграждан),который включает в себя статус иностранного гражданина и лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации. Важность правильного определения лиц, не обладающих гражданством Российской Федерации, обусловливается тем, что современное законодательство содержит множество положений, в которых одним термином охватывается совокупность правоотношений, связанных со статусом иностранного гражданина и лица без гражданства.
В современном национальном и межнациональном законодательстве для обозначения лиц, не являющихся гражданами государства, часто применяется определение «иностранец», однако, в различных источниках определения «иностранцев» различны по своему содержанию.
Так, в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают Сб. « Действующее международное право» Т.1 (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1885г.), термин «иностранец» означает любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором он находится.
Соглашением о сотрудничестве пограничных войск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств- участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество (Москва 25 ноября 1998г.), термин «иностранец» определяется как «гражданин третьего государства, лицо без гражданства». Бюллетень международных договоров. Январь 2000. №1; Указом Президента РФ от 9 августа 1994г. №1668 «О Федеральной миграционной программе» Указ Президента РФ от 9 августа 1994г. №1668 « О Федеральной миграционной программе». СЗ РФ 29 авг. 1994г. №18 Ст. 2065
установлено, что «иностранцы-граждане иностранных государств и лица без гражданства».
В юридической литературе понятие «иностранец» имеет неоднозначное толкование. Некоторые авторы , например, Л.И. Галенская, трактуют термин «иностранец» как иностранный гражданин и лицо без гражданства. Под иностранным гражданином Л.Н. Галенская подразумевает лицо, которое не является гражданином данного государства или же не имеет гражданства какого-либо государства. М.М. Богуславский и С.С. Гридин иностранцами считают как иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Богуславский М.М., Гридин С.С. Статус иностранцев в СССР. М., 1984. С. 24
А.А. Рубанов под иностранцами подразумевает всех лиц, находящихся на территории какого-либо государства, не являющихся его гражданами и состоящими в гражданстве другого государства. Богуславский М.М. , Рубанов А.А, Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1962. С. 4
По мнению Т.Н. Кирилловой, иностранцем является « лицо, имеющее постоянную политическую, экономическую и правовую связь с государством своего гражданства и находящееся во временной экономической и правовой связи с другими государствами». Кириллова Т.Н. Общее положение гражданской правосубъектности иностранцев в СССР/ Правоведение, 1966.№1 С.105
В данном случае напрашивается вывод, как замечает Кобец П.Н. (сотрудник ВНИИ МВД России Кобец П.Н. « Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ на современном этапе развития общества» С.11-15), что постоянно проживающих в РФ иностранцев нельзя относить к этой категории, т.к. их экономическая и правовая связь с родным государством очень условна.
При рассмотрении вопроса о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, учитывая многообразие общественных отношений, в которых участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся в системном единстве и следовательно, могут быть выделены условно- теоретически.
С учетом этого можно заключить, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ определяется внутренним законодательством Российской Федерации, международными договорами бывшего СССР с зарубежными государствами, а ныне РФ, а также иными актами международного права.
В Законе Амурской области « О пребывании иностранного гражданина на территории области» В ред. Закона Амурской области от 27.10.97г. №36-03, от 2.10.98г. №97-03, от 27.11.98 №108-03, от 4.10.2000 №250-03, от 4.07.2002 №110-03 определено, что иностранные граждане (иностранцы)- лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Аналогичные формулировки, приравнивающие термины «иностранный гражданин» и «иностранцы» встречаются в законах Амурской области Закон Амурской области « О пребывании иностранных граждан на территории области2 (в ред. Законов Амурской области от 27.10.97 №36-03, от 2.10.98 №97-03, от 27.11.98 №108-ФЗ от 4.10.2000 №250-03, от 4.07.2002 №110-03, Алтайского края Закон Алтайского края « Об охране общественной нравственности» (в ред. Законов Алтайского края от 6.04.2001 №17-3С; от 25.12.2001 №103-3с, от 10.07.2002 №46-3С)., Республики Башкортостан Закон Республики Башкортостан « О борьбе с коррупцией» ( в ред. Закон РБ от 5.08.99 №23-3, от 25.12.96 №62-3), Красноярского края. Закон Волгоградской области « О референдумах на территории Волгоградской области» ( в ред. Законов Волгоградской области от 1.02.2002г. №664-ОД, от 12.03.2003г. №793-ОД)
В настоящее время созрела необходимость определения законодательно термина, определяющего статус лица, не обладающего гражданством Российской Федерации. При этом правовое состояние, в котором такое лицо находится, можно определить как состояние « вне гражданства», а лица, которые находятся в таком состоянии, являются « негражданами».
Такая классификация определения лиц как граждан Российской Федерации и неграждан, может компенсировать вакуум терминологии, существующий в законодательстве. К сожалению, в действующем законодательстве России такая терминология не востребована. Так, в п.2 ст.2 ФЗ от 25 июля 2002г. « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ФЗ РФ от 25 июля 2002г. №115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
содержится такая формулировка: « … понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства» за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан».
Таким образом, законодатель делает попытку определения интегрированного статуса «неграждан». Поэтому в целях исключения многозначности понятия «иностранец» целесообразно, по мнению А.С. Кручинина Кручинин А.С. Проблемы формирования понятия «неграждане».// Конституционное и муниципальное право.№1-2005г. С. 28, применение в российском законодательстве единого термина, связанного с обобщением понятий «иностранный гражданин» и « лицо без гражданства», такого, как «негражданин». Данное понятие возможно трансформировать из международных договоров. Так, в Европейской Конвенции о гражданстве ETS №166 (Страсбург, 6 ноября 1997г.) Текст Конвенции официально опубликован не был. и Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966г.) Текст Конвенции размещен на официальном сервере ООН (www. un. org.) наравне с понятиями «граждане» и « лица без гражданства употребляется понятие « неграждане». Можно отметить, что понятие «неграждане» уже начало внедряться в лексикон законодателя. Так, в Постановлении Государственной Думы ФС РФ от 24 февраля 1995г. №555-1 ГД « О гуманном отношении к нуждам населения Абхазии» Российская газета. 22 марта. 1995г., Постановлении Государственной Думы ФС РФ от 14 октября 2003г. №4441-III ГД « О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ» « В связи с грубыми нарушениями в Латвийской Республике прав человека и прав национальных меньшинств» СЗ РФ.2003. №43 Ст. 4148; Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 января 2002г. №; « О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике» СЗ РФ. 2001. №2 Ст. 190, термин « неграждане» был применен в соответствующем значении, однако до сих пор он применяется лишь в отдельных документах и не имеет применения в Законах Российской Федерации.
Кручинин А.С. (консультант Комитета по законности, вопросам власти и общественных связей Московской Думы) считает, что для российского законодателя перспективной возможностью является выделение самостоятельного понятия, определяющего в целом иностранных граждан и лиц без гражданства и дающего возможность осуществления правового регулирования комплексно для этих групп лиц.
studfiles.net
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих (проживающих) в пограничной зоне
Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции Российской Федерации...
Гражданство Российской Федерации
Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство...
Гражданство Российской Федерации
Родившись, человек в большинстве случаев обретает гражданство, при этом от самого лица не зависит, на какой государственной территории он родился или гражданами какого государства являются его родители...
Гражданство РФ
Серьезным изменениям в новом законе подвергся институт двойного гражданства. Для лучшего уяснения уточненной позиции государства по этому вопросу обратимся к предыдущему закону 1991 г...
Двойное гражданство
Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей Бахрах Д.И., Россинский Б.В. Административное право.- М.: Норма, 2004.- С. 51...
Институт гражданства
...
Институт гражданства
Помимо граждан государства, составляющих наибольшую часть населения любого государства, некоторая его часть представлена иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также лицами, имеющих гражданство двух или более государств...
Институт двойного гражданства
Положения, выносимые на защиту: 1. Дать авторское определение двойного гражданства. 2. Отдельные государства используют двойное гражданство для усиления своего влияния в дружественных государствах. Структура исследования...
Институт двойного гражданства
Белов А.В. (аспирант Санкт-Петербургского государственного университета) указывает на то, что на сегодняшний день, по мнению ряда ученых - международников, лояльность бипатридов является основной неразрешимой проблемой, причиной...
Основания приобретения, утраты и изменения гражданства
Обладание гражданством двух или нескольких независимых друг от друга государств принято называть двойным или множественным гражданством. Действующая Конституция РФ вслед за Законом о гражданстве 1991 г...
Особенности российского гражданства
Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство...
Понятие и принципы гражданства
Кроме этих принципов в институте гражданства существует принцип двойного гражданства. Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства...
Понятие и принципы гражданства
Кроме этих принципов в институте гражданства существует принцип двойного гражданства. Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства...
Правовые отношения с участием иностранных граждан
В современных условиях имеющиеся несоответствия между за-конами некоторых государств приводят к появлению лиц с двой-ным или даже множественным гражданством. Например...
Российское гражданство
Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство...
pravo.bobrodobro.ru
◊ Дать право (права) гражда́нства. Признать. Получить, приобрести права (право) гражда́нства.
Получить всеобщее признание, широкое распространение.
постоянная правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях.
Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948, международным пактам о правах человека, никто не может быть лишён гражданства или права на его изменение.
Президент Владимир Путин предложил Госдуме и правительству рассмотреть инициативу сенатора карать сокрытие двойного гражданства исправительными работами.
В соответствии с Конституцией России, каждый гражданин может беспрепятственно получить подданство другого государства.
В основном законе страны указано, что наличие паспорта другого государства не умаляет прав, но и не освобождает от обязанностей, присущих гражданину России, если федеральным законом не предусмотрен другой порядок.
В законодательстве Российской Федерации нет разницы между понятиями двойного и второго гражданства, термин «второе гражданство» нигде в законодательстве РФ не используется.
Но с юридической точки зрения, принято считать, что разница всё же есть.
Закон «О гражданстве РФ» гласит, россиянин, имеющий гражданство другой страны будет рассматриваться только как гражданин РФ, если иное законодательно не предусматривается.
То есть двойное гражданство в России отрицается, если такие факты не попадают под действие нормативных актов .
На этом базируется принцип допущения двойного гражданства, смысл которого заключается в том, что Россия признаёт возможные юридические последствия, неизбежно вытекающие из той ситуации, когда её гражданин получает второй паспорт.
Такое право может быть выдано только по соответствующему указу двух стран-участниц соглашения.
Только в случае заключения соглашения, вводится понятие двойного гражданства и представитель одного государства получает право на законной основе приобрести подданство второй страны.
Не стоит путать это понятие с терминами «множественное гражданство» или «второе гражданство».
Речь идет об официальном решении двух государств признавать их законы на обеих территориях, со всеми соответствующими преимуществами.
В монархических государствах применяется термин подданство .
Россия На данный момент позиция России в отношении двойного гражданства определяется: Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
и статьёй 6 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, в соответствии с которой: Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
В соответствии с этими положениями Россия признаёт двойное гражданство со всеми государствами, в том числе с теми, которые подписали с Россией договоры об урегулировании вопросов двойного гражданства.
Из описания термина вы сможете узнать, что означает понятие «Двойное гражданство» .
как и где, используется термин «Двойное гражданство».
Категория словаря: Термины на букву « Д » | Просмотров определения: 917 Уважаемые читатели!
Если вы считаете, что толкование термина «Двойное гражданство» является неправильным или недостаточно
Например, у гражданина, работающего за рубежом, налог на его доход может взиматься в стране его гражданства и за рубежом по месту работы, чего желательно избегать.
Для защиты от двойного налогообложения заключаются межправительственные соглашения, вводятся нормативные акты, законы.
Райзберг Б. А. Лозовский Л.
Ш. Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.
5-е изд. перераб.
РФ определила, что гражданин РФ, имеющий Д.
г. (б.), рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором, в этом случае приобретение гражданином РФ Д.
г. (б.) не влечет за собой прекращение гражданства РФ.
↑ Отличное определение Неполное определение ↓ ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО наличие у человека одновременно гражданства (подданства) двух государств.
Значение и толкование слова dvojnoe grazhdanstvo, определение термина
Например, родители ребенка имеют различное гражданство и их государства установили правило: если один из родителей ребенка является гражданином данного государства, то и ребенок — гражданин этого государства.
Если государства не договорятся по возникшей ситуации, тогда каждое из них будет считать ребенка своим гражданином и Д.г.
не возникнет. Но если они готовы признать, что в указанной ситуации ребенок приобретает гражданство каждого из них, тогда и возникнет состояние Д.г.
Президент Владимир Путин предложил Госдуме и правительству рассмотреть инициативу сенатора карать сокрытие двойного гражданства исправительными работами.
cnk-nalog.ru
23
Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный лингвистический университет
Факультет экономики и права (юридическое отделение)
Курсовая работа
по Конституционному праву
Тема:
Понятие и принципы гражданства. Двойное гражданство и многогражданство
Студент: Прусакова Д.С.
Группа: 234 а/ю
Консультант темы:
Карпова И.Б., доцент
Москва 2007
План
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и принципы гражданства
1.1 Понятие гражданства
1.2 Принципы гражданства
2. Двойное гражданство и многогражданство
3. Развитие законодательства о гражданстве РФ
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная автором тема является крайне актуальной в условиях глобализации и мировой интеграции. Данная работа имеет своей целью раскрыть основные положения, касающиеся института гражданства в РФ, условий получения двойного гражданства и многогражданства. Автор постарался обработать максимальное количество доступной информации по рассматриваемому вопросу, с намерением сделать работу насыщенной, интересной, качественной и познавательной.
Как показал анализ полученной информации, законодательство в сфере гражданства находится в постоянном развитии, что вызвано нестабильной политической, экономической и социальной ситуацией в мире. Данная работа призвана раскрыть основные положения, касающиеся гражданства, рассмотреть его принципы, а также проследить развитие данной сферы законодательства.
1. Понятие и принципы гражданства
Гражданство - один из основных элементов правового статуса личности, определяющий ее взаимоотношения с государством, являясь необходимым условием для распространения на нее всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты ее государством, независимо от местоположения. Помимо правового статуса граждан РФ, Конституция также определяет положение следующих групп:
· иностранных граждан
· лиц без гражданства, проживающих на территории РФ на законных основаниях
· беженцев
· вынужденных переселенцев
Чтобы изучить вопрос гражданства, необходимо не только рассмотреть его понятие, но также и принципы, которые являются основной характеристикой гражданства и основываются на Конституции РФ и международных соглашениях РФ. Автор постарался наиболее полно осветить этот вопрос в своей работе.
1.1 Понятие гражданства
Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только на территории страны, но и за ее пределами.
Вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 1 июля 2002 г. В ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ,от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В действующей Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).
Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, а также ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданство является не только фактическим, но и правовым состоянием личности. Правовой характер связи лица с государством выражается в юридическом оформлении этой связи.
Отношения гражданства не зависят напрямую от страны проживания лица, например, многие граждане РФ постоянно проживают за границей, а население РФ включает в себя не только граждан РФ, но и иностранцев, временно или постоянно проживающих на территории РФ, лиц без гражданства.
В законе государство устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения данных вопросов.
Гражданство каждого человека оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются: паспорт гражданина РФ, иной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Согласно Положению о паспорте гражданина РФ, установленному постановлением Правительства от 8 июля 1997 г. СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444, паспорт является основным документом, удостоверяющем личность гражданина РФ на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав РФ, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом перевода на языке данной республики). В паспорт должны быть внесены:
ь фамилия, имя, отчество владельца
ь пол
ь дата и место рождения.
ь отметки о регистрации по месту жительства, либо снятии с регистрационного учета
ь отметки об отношении к воинской обязанности (для мужчин, достигших 18-летнего возраста)
ь отметки о регистрации брака, либо о его расторжении в органах ЗАГС
ь отметки о детях, не достигших 14-летнего возраста
ь отметки о выдаче документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами
ь отметки о ранее выданных документах, удостоверяющих личность, при наличии таковых.
Любые дополнительные отметки, не указанные в данном списке, автоматически делают паспорт недействительным.
Срок действия паспорта гражданина РФ также установлен:
· от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста
· от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста
· от 45 лет - бессрочно.
1.2 Принципы гражданства
Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют сущность данного института:
1) Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закреплен в Конституции (ст. 6). Он закрепляет за гражданами, которые проживают на территории республик в составе РФ право иметь гражданство данной республики наравне с общефедеральным. Статья 22 Закона о гражданстве устанавливает, что прекращение гражданства РФ автоматически влечет за собой прекращение гражданства республики в составе России.
2) Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ на различных основаниях: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, браком, усыновлением и т.д. не имеет правового значения и время приобретения гражданства. В отличии от некоторых других государств, например, США, где, согласно Конституции Президентом страны может стать только прирожденный гражданин США Конституция США. М., 1993 , в РФ все граждане страны обладают равными правами и свободами.
3) Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство, при всём этом, должны быть созданы все условия со стороны государства, чтобы дать человеку возможность вступить в гражданство, выйти из него на доступных для него основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, гражданин не может быть лишен права свободно выйти из гражданства или вступить в него.
В законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является гражданином РФ.
Свободный характер гражданства РФ выражается в том,что Конституция и Закон закрепляют право человека беспрепятственно выйти из гражданства. Присущая гражданству устойчивость связей гражданства и лица не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это было бы ущемлением его прав и свобод, противоречило Конституции и было противозаконно.
4) Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.
Все предшествующее законодательство указывало лишение гражданства, как одну из форм его утраты, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г.
Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей в одностороннем порядке по инициативе государства, не предусматривающее в качестве условия согласия гражданина. Конституционное право России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 587 с.
Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания права граждан проживать за границей. Характерно, что до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на ряд причин, по которым можно было лишиться гражданства, вопрос оставался на усмотрение правоприменителя. В 1978 г. появилась расплывчатая формулировка данных причин: «действия, порочащее высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».
С появлением закона 1990 г. положение граждан изменилось. Теперь гражданства могли быть лишены только те, кто жили за границей, и каким-либо образом себя дискредитировал. Также был решен ранее не контролируемый вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства. Практика лишения гражданства в СССР имела свою специфику. Гражданства лишались не отдельные граждане, а целые группы, например, невозвращенцы (подданные Российской Империи, покинувшие территорию государства, не уведомив об отъезде компетентные органы).
5) Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст.62 конституции РФ). Двойное гражданство не может возникнуть автоматически, хотя основания бывают. Закон о гражданстве утверждает, что за лицом, обладающим гражданством РФ не может быть признана принадлежность к другому гражданству, кроме случаев предусмотренных международными договорами РФ. Приобретение гражданином РФ гражданства другого государства не влечет прекращение гражданства РФ, не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.
В настоящее время распространена практика заключения между странами договоров о двойном гражданстве, которые обязывают стороны учитывать наличие у своих граждан иного гражданства и не требовать от них выполнения некоторых гражданских обязанностей, если данные обязанности уже выполнены в отношении другой стороны.
6) Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства РФ лицами, постоянно проживающими за ее пределами. Этот принцип вытекает из естественного права человека на свободные перемещения и выбор места жительства, что закреплено в ст.27 Конституции РФ. В СССР это право также грубым образом ущемлялось.
7) Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении, расторжении брака гражданином РФ с гражданином другого государства, а также при изменении гражданства одним из супругов. Это позволяет супругам иметь равные права, а гражданину РФ защитить свои права и не потерять гражданства Российской Федерации.
8) Гражданство РФ является гарантией защиты и покровительства для своих граждан за пределами страны. Этот принцип закреплен в ст.61 Конституции РФ и в Законе о гражданстве. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, защищать их права и интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За правонарушения, совершенные за границей, гражданин РФ несет ответственность по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость применения к нему гарантий прав и свобод, установленных в уголовном процессе РФ.
9) Сокращение без гражданства также является очень важным принципом политики РФ в этой области. Статья 7 Закона о гражданстве устанавливает, что РФ поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, в свою очередь основываясь на Ст. 15 Всеобщей декларации прав человека.
10) К числу принципов можно отнести такой институт, как почетное гражданство, которое предоставляется Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином РФ, но имеющему выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом.
2. Двойное гражданство и многогражданство
Часть 1 статьи 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.
До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина.
Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:
1) если такую возможность предусматривает федеральный закон;
2) если это предусмотрено международным договором РФ.
Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно Ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличию международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.
Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства РФ может сохранить гражданство своей страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, при получении российского, не требуется). Но в России, в соответствии с нашим законодательством, будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным обязательствами с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих.
Несмотря на то, что факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.
В ч. 3 Ст. 62 Конституции РФ определяет правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в РФ также определяется ФЗ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ ( в ред. 06.01.2007) « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранными гражданами признаются лица, не принадлежащие к гражданству РФ, и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Существуют определенные принципы проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации:
o равенство иностранных граждан перед законом независимо от каких-либо условий;
o предоставление иностранным гражданам прав и свобод в той мере, в какой оно не наносит ущерб безопасности и интересам Российской Федерации, правам, свободам и законным интересам граждан РФ;
o обязанность уважения и неукоснительного соблюдения Конституции РФ, как высшего источника права в нашей стране.
В случае несоблюдения данных принципов, а также условий пребывания на территории РФ, иностранный гражданин может подвергнутся административному взысканию, предупреждению или штрафу, а за злостное нарушение может наступить уголовная ответственность. За совершение уголовного преступления иностранные граждане подлежат наказанию наравне в гражданами РФ. За нарушение законодательства о правовом положении иностранцев на территории РФ, может быть сокращен отведенный ему срок пребывания на территории страны.
Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов РФ:
1) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;
2) если это необходимо для охраны здоровья или нравственности граждан РФ или других лиц;
3) если он грубо нарушил законодательство РФ о правовом положении иностранных граждан на территории РФ, а также валютное, таможенное или иное российское законодательство.
Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Как уже упоминалось ранее, исходя из Ст.15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, и Ст. 7 Закона о гражданстве, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц, поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.
В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для данных лиц национальный режим. Согласно ч. 3 Ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонения от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. ВВЕДЕНИЕ особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.
Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.
Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев),т.е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со Ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан ответные ограничения (реторсии).
3. Развитие законодательства о гражданстве
Необходимым условием изучения данной темы является рассмотрение динамики развития российского законодательства в этой области, анализ его содержания в историческом аспекте.
В царской России не было гражданства как такового, имело место подданство. При этом законодательство о подданстве сохраняло черты феодальных отношений, не соответствовало демократическим началам законодательств других стран, юридически закрепляя неравенство подданных.
В Российской империи поданные подразделялись на разряды, с разным правовым статусом:
1) природные подданные
· дворяне (потомственные и личные)
· духовные лица (делились по вероисповеданиям)
· городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане, цеховые)
· сельские обыватели
2) инородцы (евреи и восточные народы)
3) финляндские обыватели.
Кроме того, природных подданных законодательство делило на лиц неподатного и податного состояния. Неподатными являлись дворяне и почетные граждане, и они имели право перемещаться по всей территории империи без каких-либо ограничений, а также получали бессрочные паспорта. Лица податного состояния, мещане и крестьяне, не обладали этими правами. Т.е. принадлежность к той или иной группе определяло права и обязанности подданного.
После падения Российской империи, первым актом советской власти по вопросам гражданства становится Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 г. Он провозглашал, что отныне уничтожены все существовавшие в России сословия и сословные деления, сословные привилегии для одних и ограничения для других, сословные организации и учреждения, гражданские чины, различные звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.) и титулы, и установлено одно общее наименование - гражданин Российской Республики.
Затем, 1 апреля 1918 г., ВЦИК принимает Декрет « О приобретении прав российского гражданства». Возможность принятия в гражданство РФ иностранных граждан, проживавших в пределах РСФСР оставалась на усмотрение местных Советов. В свою очередь, Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
В 1918 г. была принята Конституция РСФСР, которая отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих положений о приобретении и утрате российского гражданства и о правах иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории Республики. За местными Советами Конституция оставляла право предоставлять возможность вступления в гражданство тем иностранным гражданам, которые проживали в РСФСР по роду трудовых занятий и относились к рабочему классу или трудовому крестьянству.
С образованием СССР было установлено единое гражданство для всех республик в его составе, данное положение было закреплено в Ст.6 Конституции СССР 1924 г.
В том же году, 29 октября, было утверждено Положение о союзном гражданстве, согласно которому правом принятие в гражданство отныне наделялись ЦИК союзных республик. Трудящихся на территории СССР иностранных граждан могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Также были установлены категории лиц, утративших гражданство СССР:
1. лишенные его на основании декретов, принятых до появления Конституции СССР 1924 г.
2. не возвратившиеся из-за границы
3. лишенные гражданства по приговору суда.
Данное положение впервые регламентировало вопрос о гражданстве детей, в случае изменения гражданства родителями.
Новое Положение о гражданстве было утверждено 13 июня 1930 г. ЦИК и СНК СССР. В том же году ЦИК и СНК СССР вводят постановления об упрощение порядка принятия и выхода из гражданства, что год спустя закрепляется в Положении о гражданстве СССР.
Положение о гражданстве 1931 г. урегулировало все основные вопросы, касавшиеся гражданства, в том числе вход и выход из гражданства, гражданство детей. Согласно данному постановлению, каждое лицо, находящееся на территории СССР отныне признавалось гражданином этого государства, если принадлежность к гражданству иного государства не была доказана. Гражданин СССР признавался гражданином той республики, на территории которой проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой республикой, то он мог претендовать на вступление в гражданство этой республики. Был установлен
Данное положение также изменило порядок принятия в гражданство иностранных граждан. Теперь принятие их в гражданство осуществлялось на основе постановления Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК республики, в которой они постоянно проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать иностранных граждан в гражданство только на основе их письменного заявления в эти органы.
Выход из гражданства могли разрешить не только Президиумы ЦИК СССР, но и Президиумы ЦИК союзных республик, при условии, что лицо, ходатайствующее о выходе из гражданства, проживает на территории СССР.
Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке. Новое положение о гражданстве уравнивало в политических правах иностранных граждан - рабочих и крестьян, с гражданами СССР.
Также устанавливался упрощенный порядок принятия в гражданство следующих групп граждан:
1. иностранцев - рабочих и крестьян, проживавших в СССР для трудовых занятий;
2. иностранцев, пользовавшихся правом политического убежища в связи с преследованием их иностранным государством революционно-освободительную деятельность;
3. лиц, менявших гражданство, в следствии вступления в брак с гражданином СССР.
В этих случаях приобретение гражданства и выход из него могли регистрироваться краевым (областным) исполнительным комитетом, ЦИК АССР или исполнительным комитетом автономной области, если заявитель проживал на территории государства. Если же человек проживал за пределами СССР, вопрос, касавшийся гражданства, решался полномочным представителем СССР.
В новой Конституции СССР, принятой в 1936 г., также нашел закрепление принцип единого союзного гражданства. В соответствии с новой союзной Конституцией Верховным Советом 19 августа был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя предыдущие прогрессивные достижения, он вводил ряд новых положений. Он установил, что отныне гражданами СССР признаются:
· все лица, которые к 7 ноября 1917 г. состояли в подданстве Российской империи и не утратили советского гражданства на момент принятия Конституции;
· лица, которые приобрели гражданство СССР в установленном законом порядке.
Лица, не отвечавшие этим условиям, но проживавшие на территории
СССР отныне именовались апатридами, т.е. лицами без гражданства. Также был изменен порядок решения вопросов о выходе из гражданства и его лишении, отныне данные пункты были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Данный факт отразил стремительное усиление централизма советского союзного государства.
Впоследствии было принято большое количество актов, касавшихся вопросов гражданства, его приобретения, лишения, восстановления. К таковым относятся:
- указ Президиума Верховного Совета СССР « О порядке приобретения гражданства Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик», принятый в 1940 г.
- указ Президиума Верховного Совета СССР « О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Буковины», принятый в 1941 г.
- а также ряд других актов, касавшихся лиц, проживавших на территории Франции, Японии, Югославии, Болгарии, Бельгии, Чехословакии.
В Конституции 1977 г. более четко были отражены вопросы гражданства, а также нашел отражение очень важный принцип гражданства: было закреплено положение о защите и покровительстве советских граждан, находившихся за границей.
На основании Ст. 33 новой Конституции, 1 декабря 1978 г. был принят усовершенствованный закон о гражданстве, что потребовало от руководства страны принятия срочных мер по изменению структуры органов и законодательства, связанных с гражданством.
Принадлежность человека к гражданству определялась новым термином, нулевым вариантом.
Исходным пунктом в определении гражданства признавалось состояние в гражданстве на момент принятия данного закона, а не состояние в подданстве Российской империи, как это было раньше, что было закономерным, ведь после октябрьской революции родилось не одно поколение, а процент людей, бывших подданными империи, был слишком мал, и не принимался в расчет законодателем, в силу незначительности.
Новый этап в развитии государства, названный перестройкой, потребовал внесения корректировок в законодательство о гражданстве. Был учрежден пост Президента СССР, что также стало катализатором изменения данной сферы права.
Первые шаги к демократизации общества отразились в новом Законе о гражданстве СССР, который был принят 23 мая 1990 г. В нем были отражены такие важные моменты, как компетенция органов в вопросах о гражданстве, производство и рассмотрение заявлений граждан, по всем вопросам, касающимся гражданства, исполнение и обжалование решений вышеназванных органов. Таким образом, законодатель сумел восполнить пробелы в предыдущем законе, тем самым сократив вероятность произвольного применения законодательства компетентными органами. Вопросы принятия в гражданство, согласно новому закону переходили от Президиума Верховного Совета СССР к Президенту СССР.
Таким в общих чертах было правовое регулирование вопросов о гражданстве в СССР, предшествовавшее становлению собственного законодательства Российской Федерации, в качестве суверенного государства, отдельно от других союзных республик бывшего СССР.
Принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределило необходимость совершенствования законодательства в вопросах гражданства Российской Федерации. Первый российский Закон о гражданстве был принят в 1991 г. Он урегулировал вопросы гражданства уже нового государства, с расчетом на изменения в политике, экономике, социальной сфере.
Данный закон действовал до 2002 года, когда был принят новый закон о гражданстве РФ от 31 мая. Данный закон также сохранил многие достижения законодательства в области гражданства от прошлых лет, при всём этом добавив новые статьи. В нем указаны, например, все права и свободы, которыми наделяются различные группы граждан, органы, обладающие компетенцией в вопросах гражданства, к которым отнесены
Президент Российской Федерации;
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Данный закон является несомненным достижением в области законодательства о гражданстве, при всём этом законодатель постарался исправить некоторые предыдущие свои ошибки, восполнить пробелы в праве, что совершенно точно благотворно скажется на демократизации государства в целом, и права в частности.
Заключение
Автор данной работы постарался глубоко изучить тему, вникнуть в суть вопроса, с целью представить не только информацию, но также ее анализ. Для этого было рассмотрено развитие законодательства о гражданстве в России на протяжении существования государства, что позволило проследить его изменение в сторону демократизации. Подводя итог, хотелось бы суммировать все данные и получить в результате цельную картину. Гражданство является необходимой составляющей правового статуса личности. Законодательство о гражданстве определяет все права и обязанности, которые существуют между гражданином и государством. Также четко регламентировано положение в пределах границ РФ таких социальных групп как иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, беженцы и вынужденные переселенцы. В нашей стране действуют национальный режим, закрепляющий равноправие граждан РФ и всех остальных людей, проживающих на территории Российской Федерации. Последний закон о гражданстве был принят 31 мая 2002 г. Он позволил восполнить пробелы в законодательстве и усовершенствовать данную отрасль права.
Таким образом, можно утверждать, что законодательство о гражданстве не является статичным, оно постоянно меняется, подстраиваясь под политические, экономические и другие не менее важные аспекты жизни общества. Это, безусловно, очень хорошо для государства в целом, учитывая нестабильность, меняющиеся приоритеты и акценты, законодательство о гражданстве должно соответствовать новоизбранному курсу.
По мнению автора, данная тема была, есть и будет очень актуальной, ведь гражданство - это необходимая составляющая правового статуса любого человека. А ее изучение является необходимым не только для юристов, но и для всех остальных граждан, обладающих желанием знать свои права и защищать их.
Список использованной литературы
1. ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. в ред. ФЗ от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ
2. Конституция РФ 1993 г.
3. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М., Юрид. Лит. 1994 г.
4. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев.- М.: Юриспруденция, 1999. - 288 с.
5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 587 с.
referatwork.ru
Такое правовое состояние возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разнос гражданство. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве РФ.
Пребывание в двойном гражданстве ограничивает некоторые права гражданина.
Двойное гражданство и второе. Суть и различие понятий с точки зрения юриспруденции и международного права.
Понятие двойное является частным случаем множественного . В международном праве и российском законодательстве понятие «двойное гражданство» означает наличие у лица одновременно гражданства (или подданства — если государство возглавляет не президент, а монарх) двух или более государств.
Согласно основному закону, граждане РФ имеют право получить паспорта иных государств, при этом сохраняя статус гражданина РФ. Можно сказать, что в России разрешено двойное. Но, как говорится, есть нюансы.
Внимание! Хотите узнать как летать дешевле на 50%? Рекомендуем посмотреть лучший бесплатный видеокурс от эксперта, который посетил более 40 стран за 8 лет >>
Двойное гражданство признается в РФ, только если между странами, гражданином которых является человек, заключен договор о двойном гражданстве Российской Федерации.
Термин двойное гражданство подразумевает наличие у юридического лица подданства сразу двух стран. В этом случае юридическое лицо обладает сразу двумя паспортами, каждый из которых является действительным на территории обоих государств. Таким образом, это не просто наличие двух и более паспортов, оно возможно только в том случае, когда обе страны заключили соответствующий договор о взаимном партнерстве и урегулировании всех государственных вопросов.
Такое право может быть выдано только по соответствующему указу двух стран-участниц соглашения.
БИПАТРИДЫ (от лат. bi — двух, имеющий два признака, patrichos — отечество, родина) — наличие у лица двух или более государств. Таким образом, этот термин охватывает и множественное. Двойное порождается коллизиями законов о гражданстве различных государств (напр. основанных на праве почвы и праве крови).
В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета, согласно ему государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного.
Двойное имеет определенные отрицательные последствия.
Одной из развитых и достаточно перспективных стран для жизни в Европе является Германия. Она популярна и интересна не только своей культурой и традициями, но и своей экономической стабильностью. Получить в Германии по старым довоенным законам могли только коренные немцы и их близкая кровная родня.
Здание Рейхстага в Германии
Но спустя годы появились нормы законодательства, которые позволяют получить права гражданина претенденту, при условии, что он сможет доказать, что имеет кровную связь с населением Германии.
Эти законодательные нормы позволяли иностранцу, прожив на территории Германии более восьми лет, добиваться немецкого гражданства.
Новый закон о гражданстве: признает ли россия двойное?
Принятие любого закона, особенно в том случае, когда он сменяет аналогичный предыдущий, почти всегда вызывает бурную полемику. Не секрет, что многие законы, содержащие прогрессивные в своей основе и очень важные демократические начала, остаются недействующими, и от оценки их как перспективных и соответствующих международной практике положение все равно не меняется.
Новый Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 года с нетерпением ждали мно-гие.
Считаете ли вы нормальным двойное гражданство в современном мире? Этот и другие вопросы Ольга Бадьева и Александр Андреев обсудили со слушателями в прямом эфире «Вестей ФМ» .
Бадьева. Президент Владимир Путин сегодня заявил, что нужно фиксировать случаи двойного гражданства. По словам главы государства, «мы вполне должны и имеем право знать, кто живет в России и чем занимается».
Двойное и второе РФ
Разница между двойным и вторым.
jursait.ru