Переезд в сибирь: История переезда Казахстан — Санкт-Петербург — Сибирь | Не сидится

Содержание

Молодые не хотят жить в Сибири и на Дальнем Востоке. И правильно!


Уже несколько лет я нахожусь в стане тех, кто пытается разбить стену непонимания проблем российского Востока. Нас не так много на федеральном уровне. Большинство жертвующих собственными лбами ограничиваются местными СМИ и органами госуправления. Да и попытки разъяснить ситуацию приводят к тому, что люди просто опускают руки. Перестают бороться со временем. Достаточно сложно быть гласом вопиющего в пустыне.

Сибирь и Дальний Восток уже много лет действительно превращаются в безлюдную пустыню. То, что создавалось многими поколениями наших предков, сегодня исчезает с пугающей быстротой. Исчезает по простой и понятной даже младенцам причине: нет людей!

Сколько раз я слышал достаточно распространенное мнение о том, что совершенно незачем жить в условиях, малопригодных для жизни, когда можно, например, для разработки полезных ископаемых или рубки тайги, использовать вахтовиков. Приехали люди на 3-6 месяцев, ограбили сибирскую природу и недра, и уехали восвояси.

И не надо строить города, дороги, тянуть ЛЭП…

Сколько раз я слышал о том, что незачем в Сибири и на Дальнем Востоке иметь мобилизационный резерв для возможного развертывания воинских частей. Приедут части и соединения из Центральной России и погонят врага с родной земли. Ну да. Приедут и погонят. Особенно откуда-нибудь из степной зоны в сибирской тайге и на дальневосточных сопках эти части будут эффективны.

Очень мне нравятся действия власти по усилению интереса в Сибири и Дальнему Востоку путем глобальных мегапроектов. А давайте построим дом со всеми удобствами на десять миллионов жителей посреди тайги или вечной мерзлоты! Давайте построим. Только зачем? Кому он будет нужен, этот дом? 40% жителей Сибири и ДВ хотят уехать из родных мест! Не жить в мегадоме, а уехать за Урал, в Москву и Подмосковье, в Питер, в Краснодарский край, в Крым…

60% территории России — это безлюдные или малозаселенные места! Все то, что делали наши предки на протяжении веков, нам оказалось ненужным. Мы с удовольствием будем орать: «Не отдадим ни пяди родной земли!» Но тут же будем стыдливо не замечать, как меняется этнический состав сибирских и дальневосточных городов. Причем иностранцы не захватывают наши территории, не вытесняют россиян с мест проживания. Они приезжают по приглашению власти и бизнеса. Приезжают на пустующие земли, в пустующие города.

Сравните две цифры. Причем сравнивать надо с учетом того, что в первом случае необходимо добавить тех, кто проживает на территории нелегально, без регистрации, а во втором, наоборот, отнять тех, кто фактически уехал из региона, но не выписался официально.

Итак, население Москвы официально: 12 678 079 человек. Добавим сюда население Подмосковья: 7 690 863 человека. Это данные на 2020 год. Первую цифру мы получили. Население Сибири и Дальнего Востока, напомню, 60 % территории страны, 33,77 млн. человек (2017 год). Нужны ещё какие-то слова?

Дальний Восток


Цифра, которую я озвучу сейчас, может шокировать неподготовленных читателей, однако жители дальневосточного региона о ней знают. За период со времени распада СССР до начала 21 века некоторые города ДВ покинуло до 60% населения! Вот вам и забота об освоении кладовых природы. Процесс продолжается! Люди не хотят «героически осваивать» и ждать, когда у государства появятся ресурсы на развитие их родины. Они хотят просто жить по-человечески.

Очень часто (особенно от жителей Центральной и Южной России) я слышу фразу о том, что если человек привык жить в таких условиях, то он не уедет. Недавно разговаривал с представителем народа саха. Помните республику Саха (Якутию)? Он и все его родственники родились и живут в Якутии. Привычный к местным условиям народ. Однако уезжает молодежь саха и других малых народов из республики.

Я посмотрел на официальные цифры. С 1989 по 2010 годы Россия потеряла 3,5% населения. А Дальний Восток, точнее ДФО, — 20%! Конечно, можно попробовать сослаться на низкую рождаемость. Но не получается. Рождаемость и смертность ДФО практически такие же, как средние показатели по России. А вот показатели миграции…

Не знаю, обратили ли вы внимание на исчезновение анекдотов про некоторые северные народы. Назову страшные цифры. Знаете, сколько жителей Чукотки, точнее, Чукотского АО, уехало из региона? 168 человек на каждую тысячу населения! В целом население Чукотки сократилось в три с лишним раза! Со 164 тысяч человек до 51 тысячи человек! Это примерно потери Белоруссии в Великой Отечественной войне!

Вот что я прочитал в одном из материалов местных журналистов. Это мнение первого зама председателя правления Азиатско-Тихоокеанского банка Сергея Тырцева:

«Уезжали целые поселки, расформировывались воинские части. Сейчас на Дальнем Востоке есть своя миграция: для людей, которые живут на Чукотке, Камчатке, в Магадане, “материками”, куда они хотели бы уехать, являются Амурская область, Приморский и Хабаровский края. Вместе с тем многие из них уезжают на юг России, да и Москва для многих активных людей остается целью их жизни».


Кстати, я посмотрел цифры по упомянутой Магаданской области. Там все «благополучно». Всего 120 человек уехавших на 1000. Да и население сократилось совсем «чуть-чуть». С 392 тысяч человек до 157 тысяч человек. Все прекрасно. Не отдадим никому родной земли! Пусть росомахи ловят диких северных оленей на свободной от человека земле!

Теперь простой вопрос к правительству страны. О каких экономических реформах и прорывах на Дальнем Востоке вы говорите? Кто будет реформировать и «прорывать»? Можно заявлять о прекрасных планах развития регионов, в том числе и экономических. Только для реализации этих планов необходимо экономически активное население, а не старики-пенсионеры, которые остаются в брошенных городах и поселках!

Показатель экономически активного населения в ДФО уже безнадежно отрицательный! Я могу привести достаточно много цифр. Но если уж заговорил о Магаданской области, то и закончу именно этим регионом. Количество работающих, реально занятых в экономике людей, с 1989 года сократилось на 70% (на 2010 год)!

Сибирь


В Сибири дела обстоят чуть лучше. Сказывается более комфортная для жизни обстановка. Количество экономически активного населения тут больше, да и в процентном отношении тоже. Проще говоря, людей, способных работать, в Сибири действительно больше. Рождаемость, как я писал выше, вполне соответствует общероссийским показателям.

А вот с реально занятыми в экономике проблема. Люди есть, работать могут, но… негде. В целом по России показатель падения реально занятых в экономике равен примерно 10%. Для СФО этот показатель — 14%. Отсюда и уровень заработной платы, и диктат предпринимателей, и в конечном итоге отъезд молодежи целыми семьями за Урал.

СФО в лидерах по миграционной убыли. Омская область вообще занимает «почетное» второе место в России по этому показателю. Недалеко отстают от омичей Кемеровская область и Алтай. Я разговаривал с омскими демографами по поводу демографии в регионе. Увы, но большинство из них вполне определенно выразились, что точка невозврата уже пройдена. Молодежь будет уезжать из региона и дальше.

Для того чтобы стабилизировать ситуацию, необходимо принимать меры уже на федеральном уровне. Сейчас модно проводить всяческие опросы. Результаты этих опросов официально не фиксируются просто потому, что нарушаются различные методики. Мне же захотелось узнать, почему уезжают. Одно дело — собственные мысли, другое дело то, что говорят отъезжающие. Итак, что мы видим из опросов блогеров разных сибирских регионов…

Почему уезжает молодежь? На первом месте деньги. Низкие доходы при высоких расходах. Молодой специалист получает зарплату иногда в разы меньше московской. При этом расходы, особенно зимой, существенно выше. Дальше — холодный неблагоприятный климат. Тут все понятно. Когда на телеэкране показывают декабрьский дождь в Москве, а у тебя за окном ниже минус тридцати, невольно задумаешься о климате.

Молодых очень беспокоит проблема плохой экологии. Не секрет, что в большинстве сибирских городов находятся довольно серьезные производства, которые, мягко говоря, не улучшают экологическую обстановку городов. Онкологические заболевания, болезни легких и прочее для Сибири почти норма. Как и периодические превышения предельно допустимых норм вредных выбросов. Я, например, уже даже не обращаю внимания на иногда пованивающий воздух, а вот соседи-молодожены, у которых недавно появился ребенок, обращают…

Есть и социальные проблемы. В частности, молодых не устраивает качество образования и отсутствие интересных специальностей в вузах. Сибирские города — действительно студенческий рай. Вузы практически всех специальностей прямо под рукой. Так в чем проблема? А проблема в том, что ориентированы вузы на местные задачи. «Политех» готовит кадры для местных заводов, «мед» — врачей для местных больниц, «пед» — учителей для местных школ, и так далее.

Это нормальная, советская ещё практика. Но тогда, в СССР, молодой специалист приходил на производство и имел не только хорошую зарплату, особенно на закрытых заводах, коих в Сибири множество, но перспективу роста. Сегодня же это просто «винтик», который никогда не станет «механизмом». А при переезде в другой регион большинство полученных знаний просто не понадобятся.

Ну и последняя важная причина — неразвитость структуры досуга. Молодежи, доходы которой не так велики, просто некуда пойти. Концерт московской звезды? Хоть и потертой, но московской, из телевизора? Да не вопрос. Сегодня провинция освоена звездами эстрады и театра. Только вот цены на эти концерты кусаются. Для молодой семьи выложить 8-10 тысяч на пару билетов на спектакль проблематично.

Мне есть с чем сравнить. Я помню свой город тогда, в советское время, и вижу сейчас. Большой промышленный центр, со множеством закрытых предприятий, с театрами, концертными залами, множеством дворцов и домов культуры. Город-сад, это официальное название было написано на множество плакатов тогда. Город, действительно утопающий в цветах.

Большой речной порт, который снабжал весь Север Тюменской области необходимыми грузами. Пароходы шли сплошным потоком по Иртышу на север и обратно. Был прекрасный речной вокзал, которым мы очень гордились. И с которого иногда отправлялись в круизы по реке на север, до Тобольска. На больших белых трехпалубных теплоходах. А мимо проносились «Ракеты» и «Метеоры» в сторону Тары. Всего-то 200 километров. Три часа, и ты почти на севере области.

Хочешь быстрее? Не вопрос. Два аэропорта: международный и местный. В любой райцентр на Ан-2 или вертолете долетишь. Ну а в Москву или куда-то ещё — это в большой аэропорт. Куда-то доехать? Автобус, троллейбус, трамвай в любой конец города. Про такси я тогда не вспоминал. Рубль и три-пять копеек — разница существенная.

Прошло сорок лет. Про театры и концертные залы говорить не буду. Что-то закрыли, что-то построили. Город-сад переродился в выставку «Флора 20…», которую почему-то проводят под осень. А цветники во дворах оборудуют местные бабушки. Смекалистые и предприимчивые. Каких только «искусств» не увидишь. Фигурки из разрезанных автомобильных шин, пустых пластиковых бутылок, выброшенных мягких игрушек…

Река? Порт стоит на месте, уныло склоняя носы своих огромных кранов к проржавевшим баржам. В здании речного вокзала теперь гостиница, боулинг, кинотеатр и прочие «учреждения досуга». Белых теплоходов и летящих на крыльях «Ракет» и «Метеоров» больше нет. Молодежь, наверное, даже не знает, что они были. Изредка проплывает буксир с баржей, наполненной песком для строительства дамбы.

Маленьких юрких самолетиков теперь тоже нет. Как нет и местного аэропорта и большинства аэропортов в райцентрах. Правда, говорят, что в Марьяновке столичный любитель авиации и пилот Леонид Якубович содержит свои самолеты…

Зато у нас появилась спортивная арена, где играла известнейшая хоккейная команда. Пришлось разрушить. Команда пока в Балашихе. Строим новую. У нас появилось метро. Правда, после постройки четырех станций его пришлось засыпать песком. Каких-то 20 млрд. всего… У нас появился огромный международный аэропорт в Федоровке. Правда, его решили не достраивать и бросили. Опять же каких-то 20 млрд.

Интересно, что вспомнят наши внуки через сорок лет?

Вместо заключения


Мы привыкли говорить лозунгами. Мы привыкли к тому, что если надо — сделаем, несмотря ни на что. Так оно и есть. Сделаем. Костьми ляжем, но выполним. А для кого ляжем-то? Для кого выполним? Для «будущих поколений»? А не будет у нас этих будущих поколений. Уехали они в теплые края. В комфортабельные условия и благоприятный климат. И правильно сделали!

Если мне, вам, всем нам наплевать на то, что молодежь хочет не просто существовать, есть, пить, рожать детей, но и жить по-человечески, ощущать собственную необходимость родной стране, необходимость своей малой родине, то мы заслуживаем того, чтобы дети просто плюнули на наши «достижения».

Современный мир глобален. Уехать можно хоть откуда хоть куда. Было бы желание. И наша задача, задача тех, кто это может сделать, власти, создать такую ситуацию, когда молодые хотели бы не уехать, а приехать.

Мне многие говорят об американском и канадском опыте. О севере Канады и Аляске. Вот решение! Конечно, решение. Оставить на сложных территориях небольшое количество населения и доплачивать им за это определенные суммы. Только север Канады и Аляска — не Сибирь и Дальний Восток. Далеко не Сибирь!

Нет у американцев и канадцев столько богатств в недрах своих «северов», сколько есть у нас в Сибири и на Дальнем Востоке.

Нет стольких уникальных месторождений, нет столько нефти и газа, нет столько чистой воды и леса. Потому и делят нашу землю периодически «по справедливости» на Западе. Потому и рвутся к нашим недрам, к нашему Байкалу, в нашу Якутию.

Мы же опять придумываем глобальные проекты. А давайте построим мост на Камчатку! Пусть трое оставшихся там жителей ездят на большую землю по мосту! Не проще ли привезти новый двухэтажный паровоз откуда-нибудь из Казани или Москвы, чтобы показать сибирякам, что такое железная дорога в XXI веке?..

Как живут в Сибирской глубинке наши люди.

В последнее время на этом сайте часто стали попадаться довольно много заметок и отчетов»супер-политиканов» про жизнь российской глубинки с «чернухой», негативом и безнадегой. То и дело, читаешь про то, как у нас плохо живут регионы, нищенствует провинция, везде разруха, а особенно в Сибири. И только в Москве и Питере, якобы, есть настоящая и достойная жизнь для русского человека. К этому негативному информационному фону настолько привыкаешь, что порой становится довольно сложно заметить позитив и улучшения в жизни обычной провинции даже когда они есть, но не все так плохо в наших регионах, уж мне поверьте, я за лето порой наматываю в путешествиях по России 25-30 тыс. км.

И вот оказавшись в очередной раз в Сибири, проехав по самой глубинке Тюменской и Омской областей, заглянув в самые отдаленные и удаленные от областных центров поселки и села, был крайне приятно удивлен увиденному. Все не так, как тут ежедневно гадят на Россию и ругают руководителей. И я не согласен с некоторыми авторами утверждающими, что глубинка сейчас словно «машина времени» в которой можно перенестись в далекое прошлое, покрытое толстым слоем паутины и пыли. Это не совсем так и дальше попробую объяснить почему так.

Перенесемся в самое — самое сердце Западной Сибири — Тюменскую область. Вполне подходящий регион на роль сибирской глуши. От столицы региона, Тюмени, до одного из самых восточных районных центров региона Вагая без малого 300 километров или 5-6 часов пути.

Внезапно после того как уходишь с федеральной трассы Тюмень — Сургут в сторону Иртыша на Восток, цивилизация кажется, что исчезает, но это не совсем так. Здесь давно обжитые и освоенные места. Татары в Сибири живут не одну сотню лет, да и занимаются тем же самым, что и несколько столетий назад. Скотоводством, рыбалкой, добычей пушнины и охотой…

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, в том числе и асфальт в Вагае. Обычно после такого сразу приходит понимание, что цивилизация заканчивается и дальше должны быть безнадега и тлен с почти вымершими деревнями с селами. Но тут все нет так, несмотря на то, что дальше до самой границы с Омской областью еще десяток татарских сел вдоль Иртыша.

Первое, что меня удивило здесь — это дорога. Хорошо отсыпанный грейдер, который в любую погоду позволяет сельчанам выбраться в районный центр. Нет тех ужасных ям и колей. Летом немного пыльно, а зимой полный комфорт. Здесь нет асфальта, но и не факт, что он нужен. На весь район здесь живут около 20 тысяч человек.

Второе — покрытие мобильной связи. Вдоль дороги на протяжении всей сотни километров от Вагая достаточно уверенно берет мобильная связь и работает высокоскоростной интернет.

Вот, что значит цивилизация. А мобильные операторы просто так ставить базовые станции и разворачивать дорогую инфраструктуру не будут. Что еще надо?

По своему это сюр — грунтовые дороги внутри села, дорожные знаки и современные вышки связи. Но интернет в наше время — это один из индикаторов уровня жизни. Даже у чукч в ярангах стоят сейчас спутниковые тарелки. И если бы села вымирали, не ставили бы современные 3G и 4G базовые станции и не инвестировали в инфраструктуру. Третье — это сами села, который производят самые благоприятные впечатления. Нет той самой бедности и безысходности.

Хотя и никакого изыска и роскоши. Все предельно утилитарно и функционально. Здесь нет огромных кирпичных замков, высоченных заборов, дорогих пафосных иномарок, пижонских кофеен и гламурных ресторанов. Но есть самое необходимое для жизни глубинки. Сельские магазинчики, трактора, утилитарные автомобили, электричество, связь и много много леса. А лес здесь основной стройматериал. Какие же еще дома можно ожидать увидеть в Сибири? Конечно же деревянные.

Осмотревшись вокруг, замечаю и обустроенные татарские кладбища рядом с деревнями и селами. Все очень чисто и культурно. И что интересно, нет тут заборов, а раз здесь нет привычных огромных заборов, то можно без труда понаблюдать за бытом обычных жителей — и тут привычная Сибирская картина.

Вот, например, перед домами лежат разобранные машины, какой-то металлом, в котором копошатся мужички, стройматериалы, люди идущие по своим делам в середине буднего дня — в целом все очень неплохо и никакой разрухи, что описывают многие авторы в своих пасквилях о крахе и безысходности в современной России. Почти в каждом селе есть почта, школа, детская площадка, детский сад, небольшой магазин, сельская администрация и даже небольшая мечеть. Что вам еще надо… уроды, манны небесной? Так это не ко мне — это к Богу. Все зависит от местной власти и не Путин здесь должен строить дороги и не Путин должен платить заработную плату.

И четвертый момент, который меня удивил — местные жители. Преимущественно здесь сибирские татары, которые живут в этих местах многие столетия и чуть ли не со времен Ермака. При этом они довольно закрыты и малообщительны и никогда не разговаривают о политике и наших руководителях. Перегнешь, могут и побить. Здесь живущие бок о бок русские и татары народ боевой! У каждого в доме винтовка или карабин. Не видно праздно шатающихся жителей, которые от безделья «глушат» водку. Вот это и есть главный признак упадочничества любого района в Сибири и на Д.Востоке. Нет на это времени. В конце лета все заняты подготовкой к предстоящей зиме. Все при деле и им некогда размышлять о трудностях жизни и склонять на всех ладах наших политиков. Вам тоже говоруны предлагаю это сделать! Убирают покосы, заготавливают рыбу на Сибирской кормилице — Иртыше. А лодки у них довольно неплохие. И, конечно, под мотором. В целом здесь нет той разрухи и ужаса, который можно наблюдать Тверской, Костромской, Ярославских областях. Я не знаю, с чем это связано, но факт налицо. Хотя здесь примерно похожий климат с нашей средней полосой страны. Тот же гнус в летние месяцы, но люди находят в себе силы и желание жить и работать в этих местах. Честь им за это и хвала! Такие люди не будут кричать на площадях:» Долой и в отставку», им это не надо, они думают, как прокормить своих детей зимой, а кто у руля им по барабану!

Вот такие наблюдения у меня сложились от путешествия по Тюменской области.

Но пора двигаться дальше. Скоро меня ждет север Омской области и там не меньше интересного из жизни Сибирской глуши.

23 июля 2020 в 00:20

Тяжело жить без юристов …и переночевать негде.

житель Германии вместе с семьей переехал в Курагинский район — Новости Красноярска на телеканале Енисей

Шум горной реки и могучие кедры вокруг. А ведь еще относительно недавно Ульф Зибах жил в Германии, в городе Потсдам. Работал также в Канаде и Швеции, в 20 лет уже руководил строительной фирмой. Денег было в избытке, но, говорит, это не приносило душевной радости. Считает, что европейский комфорт сделал его ленивым. В интернете нашёл фотографии здешних мест, сначала приехал на разведку.

А после перевёз семью. И вот уже три года в России.

Признается — как только увидел эти таежные, нетронутые уголки Курагинского района, понял – счастье живет здесь! Но родителям Ульфа принять выбор сына было нелегко.

Когда я сказал, что остаюсь жить в Сибири, это был шок для родителей, особенно для мамы. Я был в постоянной погоне за счастьем, а счастье то оказалось здесь! Я человек природы! Природа делает меня более счастливым здесь, чем там в Европе.

Ульф Зибах, немец, житель Курагинского района

Поселился Ульф со своей женой и дочкой Полиной на хуторе в семи километрах от села Черемшанка, в самом сердце Курагинской тайги. Купили землю, построили базу отдыха. Сейчас на территории несколько гостевых домиков.

Рядом с баней загон с овцами. Ульф говорит, всегда мечтал заняться сельским хозяйством, иметь своё поголовье и большой огород. Супруга родом с Украины. В Германии прожила десять лет, там и встретила Ульфа. Выучила немецкий, теперь судьба заставила вспомнить русский.

Уже всё умею, и огород, и картошку, и помидоры посадить и для меня здесь настолько всё легко и без проблем. Мы единый народ. Европа, Украина и Россия, разделений у меня нет.

Вита Роскошная, супруга Ульфа

Супруги говорят, в Европе Сибирь представляют совсем по — другому. Отец Ульфа, Вилли в Сибири впервые. Приехал погостить к сыну. Теперь признаётся — смело может сказать: «Сибирь вовсе не так сурова, она прекрасна!».

Да, здесь очень хорошо, но жить здесь не буду. Я привык к своему комфорту, а сын, конечно, где ему хорошо, пусть там и живёт. А отдыхать здесь здорово.

Вилли Зибах, отец Ульфа

В центре усадьбы оригинальное строение, под названием «Типи-Типи», это жилище кочевых индейцев. Ульф его построил сам. Сейчас здесь располагается семейная кухня.

На хуторе всего несколько строений, соседей немного, со всеми дружат. Бабушка Тамара, так её называет семья Ульфа, живёт в километре от них. Говорит, супруги часто ей помогают по хозяйству. Чтобы поговорить с Ульфом, ей приходится заглядывать в словарь немецкого языка.

Мы с ними дружим, они ко мне приходят, я у них бываю. Недавно у них был праздник, они меня приглашали тоже. У костра сидели, даже частушку им спела, одну, которую вспомнила.

Тамара Финагенова, соседка Ульфа

Сейчас Ульф разрабатывает для туристов сайт на нескольких языках и планирует принимать на своём хуторе гостей со всего мира. Говорит, рад, что открыл для себя этот живописный уголок — теперь он хочет показать всю красоту Сибири и доброту русского народа европейцам. Уверен — их мнение о России станет лучше.

Почему сибиряки бегут из Сибири?

Вконтакте

Facebook

Twitter

Ярослав Золотарёв

О том, что «надо ехать отсюда», я в Томске впервые слышал от евреев в середине девяностых. Ну там вроде все было понятно, репатриация. В конце девяностых про это говорила уже половина знакомых любой национальности.

Более смелые мечтали уехать в Канаду или Чехию – многие там в итоге и оказались. Более прагматичные – в Москву или Питер. Странно, но четкой мотивации у тех, кто хотел в то время уехать, я не помню – они считали просто очевидным, что тут плохо, а там уж точно будет лучше. Причем уехать из моих знакомых хотели в основном томичи – жители маленьких городов типа Юрги или Анжерки хотели закрепиться в Томске, о том же самом мечтали и мигранты из Казахстана и Узбекистана, которых в начале нулевых в Томске было уже достаточное количество.

К концу нулевых почти все знакомые, которые хотели уехать, уже это сделали, а те, что остались, к сибирской действительности относились предельно желчно и цинично. Причем опять же, без особых обоснований, это как бы само подразумевалось, что у нас – плохо и неинтересно, кто хочет жить хорошо, он едет, хотя бы в Москву.

Эти сибирские настроения, конечно, для нашего региона не уникальны – согласно официальной статистике, за четырнадцать лет с 2000 по 2014 год, из РФ ухало от 1,5 до 1,8 миллиона человек. В 2015 году эмигрировало уже 350 тысяч, то есть порядка 20% от всего объема за XXI век. Это миграция внешняя, миграция в столицы по темпам ей не уступает. Миграционные потоки традиционно идут в три региона: Москва, Петербург и теплый Краснодарский край – именно в таком порядке, больше всего в Москву. Сибирь и Дальний Восток за последние шесть лет потеряли около 20% своего населения в результате обоих видов миграции. Утечка кадров часто называется одной из важнейших проблем Сибири наряду с экологической ситуацией и зависимостью экономики региона от добычи ресурсов.

В чем причины того, что молодежь и квалифицированные специалисты Сибирь покидают? Местные органы власти зачастую все сводят к проблеме материального стимулирования, однако по собственному опыту миграции могу заметить, что в южных регионах как раз господствует стереотип «в Сибири получают больше и потому с деньгами расстаются легче». Значительная часть жителей южных регионов работает в Сибири вахтовым способом, то есть как раз едет туда за деньгами. Что касается миграции в Москву, то понятно, что, хотя платят там больше, цены там тоже выше и затраты на переезд и адаптацию тоже будут существенные.

На конференции томских айтишников «Город IT» в 2016 году пытались найти и другие причины интенсивного бегства кадров: «Работников вынуждает мигрировать не только климат, но главным образом, недостаток в городе мест для интересного времяпровождения, развлечений, отсутствие мест и парков отдыха, проблемы с жильем и соответствующей бытовой инфраструктурой — парковки, дворы и так далее».

В качестве еще одного фактора представители регионов часто называют проблемы карьеры и трудоустройства, когда переезд связывается с возможностями для профессионального развития. Климат, конечно, тоже играет свою роль, хотя не думаю, что Москва с ее экологическими проблемами как-то существенно выигрышнее того же Томска по критерию «климат и окружающая среда» – зима в Москве тоже есть, бегут туда не от мороза.

Думается, что все можно суммировать одним словом – империя. Если выпало в империи родиться, то жизненные перспективы связываются с переездом в столицу. И психологически, и прагматически столица воспринимается как «главное», а регион как «неглавное, периферийное». Это, конечно, сопровождается и перекачкой ресурсов из регионов в центр, за ресурсами идут и кадры. Но не только, в централизованной империи также очевидно ментальное принижение регионов, и оно сильно давит людям на психику.

Поэтому, чтобы это явление хотя бы сгладить, нужно не только поток ресурсов в какой-то степени повернуть в Сибирь обратно, о чем пишут много и правильно, но и поднять Сибирь в глазах людей как бренд: чтобы жить в ней было почетно и престижно. Сейчас, когда в стране почти все решается в Москве, для наиболее активного населения естественно стягиваться туда, к центру всех решений. Если же регионы почувствуют возможность самим решать свою судьбу – это ослабит психологический фактор, о котором говорят пока довольно мало.

Поделиться ссылкой:

Похожее

Express (Великобритания): 80% британцев готовы переехать в Сибирь | Общество | ИноСМИ

Разочарованные жизнью в современной Британии, 78% из более чем 22 тысяч респондентов ответили: «Да! Договорились, я готов» на вопрос «Уехали бы вы в Россию ради бесплатной земли?».

Эти данные были получены после того, как стало известно, что президент России Владимир Путин предлагает бесплатные земельные участки площадью один гектар для тех, кто готов переехать в сибирскую глушь с намерением развивать экономику этого региона.

Этот проект вызвал большой интерес у британской общественности, многих представителей которой прельщает ошеломительная красота природы этого края, а также жесткий, решительный и прагматичный стиль руководства Путина.

Daily Express
Limes
Sankei Shimbun
WirtschaftsBlatt
В своем интервью Express.co.uk Саймон Шарп (Simon Sharp) рассказал: «Как только я прочитал об этом, мы с женой обсудили этот вопрос.

В этом есть своя доля романтики. Мысли перебраться в такие дальние края, назад к природе. Мы могли бы решиться испытать свою выносливость, свой характер.

Безусловно, это еще и разочарование в Великобритании, в британской жизни. Мы все здесь зависимы и не знаем, что происходит».

Говоря о причинах желания уехать, он также сослался на «демографические изменения и на то, что сельские районы меняются в результате урбанизации».

Еще один участник опроса сказал: «Теперь Владимир Путин нравится мне еще больше. Эх, будь я на 30 лет моложе, я бы уже был в пути».

Другие респонденты назвали предстоящий референдум и возможное голосование против выхода из ЕС поводом для того, чтобы переехать на тысячу километров на Восток, «в суровые места, где лед и пламя рядом».

А один из участников сказал: «Это было бы лучше, чем жить при Кэмероне и Корбине по их ЕС-овским законам».

Другой продолжил: «Спасибо за ваше любезное предложение, мистер Путин. Если мы не выйдем из ЕС, то возможно, что многие в будущем и воспользуются вашим предложением».

К тому же здесь считают, что жить при Путине британским гражданам будет хорошо, да и рейтинги его стремительно растут — что резко отличает его от британских лидеров.

При том, что премьер-министра Дэвида Кэмерона и лидера лейбористов Джереми Корбина поддерживают менее 35% населения, рейтинг Владимира Путина в России составляет 82% — самый высокий за все время.

Однако не всем предложение Путина показалось привлекательным. Многие испугались холодов (температура там может опускаться до –47° С) или сочли, что двойная угроза в виде туч комаров летом и голодных медведей зимой — это уже слишком.

Но, так или иначе, посольство России подтвердило изданию Express.co.uk, что «несколько британских граждан уже проявили интерес к этому проекту».  

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Присоединяйтесь к нам в Facebook и будьте в курсе важнейших событий дня.

переезд в краснодар из сибири

Уехал из Сибири в Краснодар. Хорошая история переезда. Плюсы и минусы Краснодара

Города и переезды. Где лучше жить?
04-02-2020

ПОЕХАЛИ!!!! ПЕРЕЕЗД ИЗ СИБИРИ В КРАСНОДАР

Аленка&Михалыч
27-07-2020

Год после переезда в Краснодар. Как мы выживаем в этом Человейнике? Плюсы и минусы переезда. 2019

БУДЕМ БЛОЖИТЬ
13-09-2019

ПЕРЕЕЗД ИЗ СИБИРИ В КРАСНОДАР SOS!!!

Заяц & Медведь
17-09-2018

ПЕРЕЕЗД В КРАСНОДАР. ПОЧЕМУ МЫ ПЕРЕЕХАЛИ ИЗ СИБИРИ В КРАСНОДАР

Мила Я Ната
09-04-2019

Переезд из Сибири в Краснодар. Часть 1.

Lena Shalet
04-11-2019

Вот почему нужно срочно валить из Сибири. Мои 10 причин почему нужно планировать переезд из Сибири

БУДЕМ БЛОЖИТЬ
26-05-2020

Переезд в Краснодар из Сибири \ 4 года спустя \ Бизнес \ Местные \ Климат \ Медицина и др.

Андрей MAKARENKO
20-04-2020

ПЛАЧУ КАЖДЫЙ ДЕНЬ переезд НА ПМЖ К МОРЮ моя БОЛЬШАЯ ошибка АНАПА история переезда

VIOLA — ОТДАМ ДОМ НА МОРЕ
27-11-2018

Переезд Из сибири в Краснодар Часть №1

Ильич TV
24-10-2019

Переезд на пмж на автомобилях из Сибири в Краснодар.

master12volt
03-07-2017

4-й ДЕНЬ ЖД ПУТИ. ИЗ СИБИРИ НА ЮГ// ПЕРЕЕЗД НЕПЕНСИОНЕРОВ ИЗ СИБИРИ В КРАСНОДАР

Аленка&Михалыч
30-07-2020

Куда переехать из Сибири на пмж. Отзыв переехавших в Краснодарский край из Сибири

Домо Строй
15-08-2019

Из Сибири на ЮГ!!!на ПМЖ! Переезд в Краснодар! Жевательная сера и коронавирус!!!

Роман Веселов
23-03-2020

Переезд в Краснодар из Сибири

Переезд в Краснодар из Сибири.
12-09-2017

ПЕРЕЕЗД ИЗ СИБИРИ НА ЮГ// КОСЯТ ЗАЙЦЫ ТРАВУ// ЗАКАЗАЛИ СТИРАЛЬНУЮ МАШИНУ

Аленка&Михалыч
23-09-2020

ПОЛГОДА в Краснодаре Наше ЗДОРОВЬЕ после переезда Переезд в КРАСНОДАР

ЮГ Life
14-09-2018

Переезд в Краснодар из Сибири

Воспитать чемпиона!
13-08-2019

ПЕРЕЕЗД ИЗ СИБИРИ В КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ. ВОПРОС-ОТВЕТ.

Аленка&Михалыч
16-09-2020

ПЕРЕЕЗД из КРАСНОДАРА в СИБИРЬ ПРИРОДА ПРОСЫПАЕТСЯ

Заяц & Медведь
27-05-2018

МЫ КУПИЛИ ДОМ НА ЮГЕ ! ПЕРЕЕЗД ИЗ СИБИРИ // ОБЗОР

Аленка&Михалыч
12-09-2020

Переезд из Сибири в Краснодар или Выбор Андрея

По домам Краснодара
07-02-2019

НАШИ ТРУДНОСТИ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ В КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, Темрюкский район: Почему Кубань — это не рай?!

Сения Жизнь у моря
18-10-2019

ПЕРЕЕЗД на ПМЖ в АНАПУ из СИБИРИ. Стоит ли переезжать. Два года спустя. Анапа.

Мила Я Ната
06-05-2019

крупнейших компаний России переедут в Сибирь за три года?

Самые сильные компании России переедут в Сибирь через три года? На снимке: центр Иркутска, газета The Siberian Times

.

Предложение, получившее поддержку президента Владимира Путина 26 апреля, имеет потрясающие последствия для Сибири.

«Газ в Москве только на кухне, поэтому головной офис« Газпрома »нужно перенести в Тюмень», — сказала она.

Роснефть также должна переместить штаб-квартиру в Сибирь.А главный офис РусГидро должен находиться в Красноярске.

Другие крупные компании будут отправлены в другие регионы России, например, РЖД на Урал и RusaNano в Калининград.

После того, как решение будет принято, шаги должны произойти в течение трех лет, что потенциально даст гигантский импульс региональной экономике.

Продажа активов этих гигантских компаний в Москве позволит финансировать строительство новых головных офисов в Сибири и других регионах, пояснила она.

Компании будут располагаться в регионах, где базируется их основной бизнес, а между тем у них будут небольшие представительства в Москве, сказала она.

реакция президента Путина? Положительно, если принять во внимание изменения в экономике Москвы.

«Идея правильная, — сказал он. «Вопрос только в том, как не сделать это резко, чтобы не опустошить казну Москвы. Но совершенно точно нужно двигаться в этом направлении.’

Как реализовать огромное восточное обещание России?

Это краткое изложение недавней интригующей дискуссии на форуме «Россия 2013», спонсором которого является Сбербанк.

«Восточная Сибирь и Дальний Восток России обладают уникальным потенциалом развития благодаря своим сверхбогатым ресурсным базам и близости к ключевым экономическим центрам Юго-Восточной Азии.

Какие шаги необходимо предпринять России, чтобы задействовать потенциал макрорегиона и превратить его в двигатель экономического роста? Что сдерживает регион: неадекватная инфраструктура, нехватка рабочей силы, законодательные препятствия, трудности с финансированием?

Какую роль должны играть государство и частные инвесторы в развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока России?

Следует ли правительству сосредоточиться на привлечении прямых иностранных инвестиций или развитии базы внутренних инвесторов? Как лучше всего остановить тенденцию к депопуляции и стимулировать приток новых рабочих в макрорегион?

Следует ли вводить экономические стимулы для увеличения численности населения Крайнего Севера или следует использовать канадскую модель вахтенного труда, чтобы задействовать его ресурсную базу? Что необходимо сделать для создания мощного производственного центра в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России, превращающего природные ресурсы региона в продукцию с высокой добавленной стоимостью?



Как реализовать огромное восточное обещание России? На фото сверху вниз, сибирские города Иркутск, Тюмень и Омск, все выполнено The Siberian Times

.

Андрей Донских (заместитель председателя правления, Сбербанк) начал дискуссию, заявив, что Дальний Восток и Сибирь России обладают огромными ресурсами и выгодным географическим положением из-за их близости к развивающимся азиатским рынкам и выходу к морю. .

Проблемы, связанные с их использованием, столь же велики из-за узких мест в инфраструктуре, нехватки рабочей силы, суровых погодных условий и высокой стоимости жизни.

Развитие региона является одним из 10 главных приоритетов государства, но для этого необходимо создать благоприятную правовую среду, привлечь частный капитал и экспертизу, а также создать промышленную, деловую и социальную инфраструктуру, утверждают участники нашей панели.

Артем Волынец (генеральный директор En + Group) считает, что правительство должно мобилизовать все доступные меры, включая инвестиции в инфраструктуру, льготный налоговый режим и привлечение иностранных инвестиций.

Инфраструктура имеет первостепенное значение, и это больше, чем просто физическая инфраструктура, такая как железные дороги и мосты, но также бизнес и социальная инфраструктура для привлечения и удержания человеческих ресурсов. Он также убежден, что связи с потенциальными странами Юго-Восточной Азии с высоким потенциалом роста следует укреплять с помощью трубопроводов и линий электропередачи в Китай.

За счет создания благоприятной деловой и социальной среды в регионе будет расти внутренний спрос, что будет стимулировать экономический рост.

Павел Грачев (генеральный директор, Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона) , как представитель правительства, подчеркнул, что российское государство понимает, что инвестиции в инфраструктуру сложно привлечь из частного сектора из-за к неоптимальному профилю риск / вознаграждение (высокая стоимость разработки и длительный период окупаемости) и считает, что правительство должно взять на себя инициативу и взять на себя расходы на развитие инфраструктуры.

Таким образом, государство разрабатывает правовую базу для концессий, обеспечивая долгосрочную прозрачность тарифов и повышая привлекательность этих инвестиций для частного сектора.

Андрей Донских (Заместитель председателя правления, Сбербанк) начал дискуссию, заявив, что Дальний Восток и Сибирь России обладают огромными ресурсами и выгодным географическим положением из-за их близости к развивающимся азиатским рынкам и выхода к морю. . Фото: Андрей Донских, finparty.ru

Игорь Зюзин (основатель и председатель совета директоров, «Мечел») сказал, что его компания была одной из первых, кто продвинулся в развитии инфраструктуры без государственной поддержки (для проекта Эльга), и ощутил на себе всю тяжесть проблем региона. включая недостаточную рабочую силу и дороговизну материалов и транспортных расстояний.

Он считает наличие железнодорожной инфраструктуры одной из ключевых проблем, с которыми сталкивается «Мечел» в долгосрочной перспективе, поскольку добыча угля на Эльге достигнет 27 млн ​​т в год, и для его вывода на международные рынки по-прежнему потребуются крупные инвестиции в железнодорожное сообщение со стороны РЖД.

Павел Масловский (основатель и почетный президент, Петропавловск) объяснил, почему только золотодобывающая промышленность смогла развиваться на Дальнем Востоке России за последнее десятилетие. В этой отрасли меньше требований к инфраструктуре, поскольку транспортировка золота сильно отличается от транспортировки железной руды.Он считает, что правительство должно быть более агрессивным в создании благоприятной среды для привлечения инвестиций от иностранных игроков, а также от предприятий, уже работающих в регионе, путем предоставления налоговых льгот.

Виталий Несис (генеральный директор, Полиметалл) убежден, что государственные инвестиции неэффективны, поскольку вытесняют частные. Он проиллюстрировал свою точку зрения на примере дороги в Магадане, финансируемой государством, которая привела к увеличению ставок подрядчиков и увеличению материальных затрат, в то время как сама дорога не была жизненно важной для развития бизнеса. Он не согласен с Павлом Масловским о налоговых льготах в случае золота, поскольку считает, что это не поможет повысить эффективность. И наоборот, он призывает правительство пересмотреть свой подход к правовой базе и упростить процедуры лицензирования, которые в России занимают от двух до пяти лет и являются самым большим препятствием для развития золотодобывающей отрасли.

Вадим Шевцов (генеральный директор, Sollers) рассказал о том, почему компания Sollers открыла завод по производству автомобилей на Дальнем Востоке России. Поскольку западная часть России является насыщенной и малорастущей, компания решила выйти на растущий рынок и открыла свой завод во Владивостоке.Хотя он видит огромный потенциал для роста в регионе, он упомянул отсутствие социальной инфраструктуры и жесткие отношения с местными властями как ключевые узкие места, препятствующие быстрому расширению.

Прорыв зеленого топлива учеными Сибири и Монголии

Бездымное топливо на основе бурого угля было разработано учеными Института химии твердого тела объектов и механической химии Сибирского отделения Российской академии наук и их коллегами из Монголии.

Председатель Сибирского отделения Российской академии наук Александр Асеев сказал, что технология включает удаление органических веществ из угля, в результате чего полукокс образуется в топливный брикет.

Газовая труба может обойти Байкал, считают ученые

Как получить газ с Ковыктинского месторождения в Китай?

Планируется прокладка трубопровода по маршруту, аналогичному схеме Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), а именно через северный берег озера Байкал.Ученые Института энергосистем им. Мелентьева Сибирского отделения Российской академии наук придумали другой вариант, сообщает Интерфакс.

«Наш Институт энергосистем разработал альтернативный сценарий поставок ковыктинского газа на экспорт», — сообщил председатель филиала Александр Асеев.

«Нам нужен газ, чтобы идти по этому южному варианту и использовать его для газификации, то есть для повышения уровня комфорта в Иркутской области, Республике Бурятия и, что очень важно с геополитической точки зрения, в нашей соседней Монголии. ,’ он сказал.

Предлагаемый альтернативный вариант пролегает через Саянск, Наушки и Улан-Батор, прежде чем добраться до города Эренхот в Китае.

Ковукта находится в стадии опытно-промышленной разработки с 2011 года и должна быть готова к коммерческой эксплуатации в 2017 году.

О компании «Сибирский Бизнес Плюс» aka SibBiz +

Мы отслеживаем ключевые события в бизнесе по всей Сибири в то время, когда эксперты предсказывают, что это может стать одной из самых важных историй в ближайшие 10 или 20 лет.

Связь с Востоком была четко обозначена в прошлогодней предвыборной кампании президента Владимира Путина.

Мега-инвестиции в давно заброшенные регионы Сибири и Дальнего Востока не только прогнозируются, но и становятся реальностью.

Политические события, такие как прошлогодний саммит АТЭС во Владивостоке и недавний визит нового президента Китая Си Цзиньпина в Москву, подкрепляют это.

Мы будем выделять деловые новости и сплетни, которые привлекают внимание нашего собственного эксперта Bear in the Market как важные для Сибири и Дальнего Востока.

Мы также будем приветствовать информированных экспертов, которые выскажут свое мнение о важнейших событиях в бизнесе. Пожалуйста, напишите редактору @ siberiantimes.com на русском или английском языках.

Пряжки до Сибири!

Самолет S7 приземлился в Иркутске. Фото: camoletik.ru

Раньше для подавляющего большинства это означало проехать через Москву самолетом или поездом. Некоторые бесстрашные путешественники в советские времена приезжали через Китай и Монголию на поезде или через порт Находка недалеко от Владивостока, как нынешний премьер-министр Великобритании Дэвид. Кэмерон был выпускником школы в 1985 году, но они были исключением.

Сегодня так много изменилось, особенно для иностранных гостей, прибывающих с Востока и из Китая, но, безусловно, для тех, кто пользуется «обычным» транзитом через Москву.

Приведу лишь несколько примеров: российские S7 Airlines (http://s7.ru/en) летают на Airbus320 напрямую из Пекина, Китай, в Новосибирск, Западная Сибирь, от трех до пяти раз в неделю, в зависимости от расписания сезона.

Авиакомпания «Якутия» увеличила количество рейсов с Аляски, упростила, как никогда, для американцев побег в красочную и богатую алмазами республику Саха Сибири и на полуостров Камчатка, известный как Страна огня и льда своими потрясающими вулканами и ледниками. , наряду с другими интересными направлениями.



Аэропорт Толмачево, Новосибирск, Западная Сибирь. Фотографии: аэропорт Толмачево


Другие крупные сибирские хабы, с которыми несколько раз в неделю отправляются рейсы в Китай: Красноярск, Иркутск, Омск, Якутск, Улан-Удэ, Хабаровск и Петропавовск-Камчатский.

Аэропорты стремительно меняются, ставя высококачественные услуги в свои списки приоритетов, и с учетом того, что все больше и больше людей хорошо говорят по-английски и готовы помочь иностранцам, путешествие по Сибири и ее окрестностям становится легким, цивилизованным и приятным путешествием.

Новосибирский аэропорт Томлачево (http://en. tolmachevo.ru) позиционирует себя как один из самых загруженных транзитных пунктов между Европой и Азией, от которого он, вероятно, находится некоторое время, но это, безусловно, самый большой аэропорт в Сибири с прямым полеты в Чехию, Китай, Египет, Германию, Индонезию, Испанию, Таиланд, Турцию и Объединенные Арабские Эмираты.

Все остальные пункты назначения можно легко добраться с остановкой в ​​Москве, Санкт-Петербурге или Екатеринбурге, которые находятся на полпути между Москвой и Новосибирском.

Такие мелочи, как бесплатный Wi-Fi, растущее количество ресторанов и кафе, газеты, книги, магазины одежды и сувениров, помогут вам почувствовать себя желанным гостем, а также хорошо организованная доставка багажа.

Одна вещь, которая, как мы уверены, скоро будет улучшена, — это служба такси в города: если говорить о Новосибирске, то иногда с иностранцев берут намного больше, чем с россиян — устаревший и досадный подход.

The Siberian Times будет внимательно следить за туристическими новостями и событиями, а также освещать события на этой странице — скоро будет больше, а также хорошие туристические предложения.

Для путеводителей по городу «Как добраться» перейдите в «City Focus», который находится в стадии написания, но его цель — познакомить поближе со всеми крупными сибирскими городами: их историей, их нынешней жизнью, их достопримечательностями и местами. интерес.

Смотреть Сибирь полный фильм английский Sub

  • Дом
  • Жанр
    • Действие
    • Приключения
    • Анимация
    • Биография
    • Комедия
    • Костюм
    • Преступление
    • Документальный
    • Драма
    • Семья
    • Фантазия
    • История
    • Ужас
    • Кунг-фу
    • Музыкальный
    • Тайна
    • Мифологический
    • Психологический
    • Романс
    • Научная фантастика
    • Ситком
    • Спорт
    • Триллер
    • Телешоу
    • Война
    • Рождество
    • Вестерн
  • Страна
    • Азия
    • Китай
    • Евро
    • Франция
    • Гонконг
    • Индия
    • Международный
    • Япония
    • Корея
    • Тайвань
    • Таиланд
    • Соединенное Королевство
    • США
  • Фильмы
  • сериал
  • Кино
  • Список от А до Я
  • Выпуск
    • 2020
    • 2019
    • 2018
    • 2017
    • 2016
    • 2015
    • 2014
    • 2013
    • 2012
    • 2011
    • 2010
    • 2009
  • Самые популярные
  • Вход

Трекинг, кемпинг, походы в Сибирь

Добро пожаловать в Сибирь!

Приглашаем вас посетить самую большую страну с потрясающими пейзажами.

Почему стоит путешествовать с нами?

  • Это веселье ! Мы стараемся сделать наши поездки веселыми и интересными.
  • Это сейф . Мы знаем страну и прилагаем все усилия, чтобы обеспечить вашу безопасность.
  • Это уникальный . Большинство наших поездок проходит в местах, свободных от толпы.
  • Это по доступной цене . Организуем туры самостоятельно.

Наша миссия — обеспечить захватывающие туры в Сибирь, доступные для всех людей со всего мира!

Отзывы клиентов

Экскурсии, организованные компанией Siberia Trekking, предоставляют путешественникам возможность насладиться прекрасными природными ландшафтами и пообщаться с другими членами своей группы.Они не строго регламентированы, поэтому у путешественников также есть возможность изучить свои способности и улучшить свои навыки на открытом воздухе.

Как команда, туристы поддерживают друг друга. Также ожидается, что все туристы помогут разбить лагерь и приготовить еду.

Прогулки проводятся по горным тропам, требующим минимального ухода, а иногда и по неровным и неустойчивым склонам.

Путешественники постарше должны обладать силой и равновесием, чтобы позволить вам подниматься и спускаться по крутым холмам, преодолевать валунные поля и пересекать горные ручьи.Предыдущий опыт в этой ходьбе очень желателен.

8 октября, 2020

Мы считаем, что 2021 год будет свободным для международного туризма. Предложение раннего бронирования туров 2021

Скидка 100 евро для участников, бронирующих тур до 1 декабря 2020 года

31 августа, 2020

Завершился треккинг по горам Алтая с российскими участниками. Погода была очень переменчивая, но пейзажи просто потрясающие. Добро пожаловать, чтобы проверить фотографии.

22 апреля, 2020

Мы готовы планировать на 2021 год.

17 марта, 2020

заявок на туры закрыты, пока ситуация с вирусом в мире не станет безопасной.

3 марта, 2020
Завершился бэккантри-тур в горы Сибири. Мы пошли в горы Шерегеш вместо Лужбы и много катались на лыжах. Добро пожаловать на просмотр фотографий!
15 января, 2020
Очередное скитурное путешествие совершено в горы Кузнецкого Алатау Республики Хакасия.Мы исследовали район села Балыкса с красивыми спусками, позволяющими безопасно и приятно кататься на лыжах. Этот район практически не тронут, и здесь есть хорошие возможности для скитурных походов.
1 января, 2020
С Новым годом , дорогие туристы. Желаем вам безопасных и увлекательных путешествий в 2020 году.

Поездка в Шерегеш завершена. Добро пожаловать на просмотр фотографий.

27 ноября, 2019.

График треккинговых туров 2020 готов. Добро пожаловать на выбор приключений!

12 октября, 2019

Приглашаем вас взглянуть на наши летние приключения.

12 июля, 2019

Продолжается треккинговый сезон. Завершились треккинговые туры по Кузнецкому Алатау и природному парку Ергаки на юге Сибири. Отчеты о поездках будут опубликованы позже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *