К восходящей социальной мобильности относится переход переезд: Восходящая социальная мобильность

Содержание

Восходящая социальная мобильность

Понятие социальной мобильности

Основное место в исследовании социальной структуры отведено теме социальной мобильности населения, которая включает в себя передвижение человека из одного класса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, а также социальные передвижения между поколениями. Социальные перемещения традиционно имеют массовый характер, и по степени формирования общества является все более интенсивными.

Социальная мобильность также является изменением человеком или группой людей своего социального положения в социальном пространстве. Проще говоря, социальная мобильность, это изменение человеком своего социального статуса. Статус может являться реальным, мнимым и приписываемым. Каждый индивид приобретает конкретный статус уже с самого своего рождения, и он напрямую зависит от принадлежности к конкретной расе, полу, места своего рождения, а также места, которое занимают его родители.

Замечание 1

В научный оборот данный термин был введен Питиримом Сорокиным еще в 1927 г.

Готовые работы на аналогичную тему

Социологи занимаются исследованием характера социальных перемещений, их направленности, интенсивности, передвижениями, которые происходят между классами, поколениями, целыми городами и регионами. В основном они имеют положительный или отрицательный характер, поощряться или же наоборот, сдерживаться. Помимо этого, социологи занимаются исследованием главных этапов профессиональной карьеры, а также сравнением социального положения родителей и детей. В западной социологии также довольно активно исследуется тема социальной мобильности.

К числу основных причин, которые усиливают социальную мобильность, можно отнести изменения, которые произошли по каким-то причинам в общественном мнении по отношению к престижности определенных профессий и в результате этого изменение профессиональных интересов у самых разнообразных групп людей. Например, огромное количество людей проявляют огромный интерес к предпринимательской деятельности и намного меньшее — к сельскому хозяйству.

Вертикальная мобильность как вид социальной мобильности

На сегодняшний день существуют два главных вида социальной мобильности, это:

  1. Межпоколенная мобильность.
  2. Внутрипоколенная мобильность.

Помимо этого, принято выделять и два главных типа социальной мобильности, это:

  1. Вертикальная мобильность.
  2. Горизонтальная мобильность.

Данные типы в свою очередь разделяются на подвиды и подтипы, которые взаимодействуют друг с другом.

Мы более подробно остановимся на вертикальной мобильности, которая содержит в себе те отношения, которые образовываются при перемещении человека или социального объекта из одного социального слоя в другой.

Другими словами, вертикальная мобильность содержит в себе передвижение из одной страты (сословия, класса) в иную.

В зависимости от направления такого перемещения, принято выделять:

  • Восходящую мобильность. Сюда входит социальный подъем, а также движение вверх;
  • Нисходящая мобильность.
    Это социальный спуск, также движение вниз.

В качестве примера восходящей мобильности можно выделить повышение в должности, увольнение либо разжалование является примером нисходящей мобильности.

Таким образом, важно отметить, что исследование типов социальной мобильности является довольно важным. Для этого необходимо более конкретнее представлять себе настоящую картину социальных перемещений, определить их причины и главные направления для того, чтобы в нужных для общества пределах осуществлять контроль за данными процессами, сознательно оказывать определённое воздействие на них для сохранения, как социальной динамики, так и для постоянства общества и улучшения жизни каждого человека.

Типы социальной мобильности

Социальная мобильность и ее типы

Процесс социальной мобильности включает в себя все социальные перемещения личности и социальной группы.

Это любой переход от одной социальной позиции к другой социального объекта, индивида, ценности, модифицированной или созданной в результате деятельности.

Согласно П. Сорокину существует два типа социальной мобильности:

  1. Горизонтальная мобильность представляет собой переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне. К примеру, переход из одной религиозной группы в другую, переход в другую семью, смена жительства. Социальный статус индивида сохраняется.
  2. Вертикальная мобильность – совокупность взаимодействий, обеспечивающих переход индивида или социального объекта из одного социального статуса в другой.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Пример 1

Профессиональная вертикальная мобильность проявляется в служебном повышении; экономическая – в значительном улучшении благосостояния, политическая – переход на другой уровень власти или в более высокий социальный слой.

Общество способно возвышать и понижать социальные статусы.

Индивиды, обладающие энергией, талантом, молодостью вытесняют из высших статусов тех, кто такими качествами не обладает. Выделяют:

  • восходящую мобильность, или социальный подъем;
  • нисходящую мобильность, или социальное падение.

Отдельно выделяют организованную социальную мобильность, которая характеризуется управляемым государством перемещением индивида или отдельных групп вверх, вниз или по горизонтали. Организованная мобильность может осуществляться как с согласия самих индивидов, так и без их согласия.

Восходящая социальная мобильность

Начальная стадия социальной мобильности для всех одинакова: рождаясь, ребенок получает социальный статус родителей – предписанный, аскриптивный статус.

При этом ребенок впитывает представления о должном и престижном, нормы поведения, господствующие в его среде и передающиеся с родителями, родственниками, близкими знакомыми семьи.

В активный период жизни индивид часто пытается добиться большего, он не довольствуется своим положением в социальном слое. Происходит смена прежнего статуса, вследствие чего индивид приобретает достигае

Вертикальная и горизонтальная мобильность — виды, признаки, примеры

Определение и виды

Первой книгой по теме социальной мобильности стал труд П. Сорокина. В книге было указано, что это понятие стоит расценивать как переход личности из одного социального статуса в другой.

Социальная мобильность — это изменение статуса значимости в обществе одного человека или же группы людей. Изучением факторов, которые могут объяснить некоторые совокупные особенности движения групп людей, занимаются обществоведы. Основные виды мобильности — горизонтальная и вертикальная. Примеры:

  1. Горизонтальная. Смена должности на такую же по значению, переезд в другой город, смена веры или гражданства. Создание новой семьи в случае развалившегося брака. Сюда же можно отнести политическую принадлежность, когда происходит переход из одной партии в другую.
    Вертикальная социальная мобильность — это движение внутри определенного уровня.
  2. Вертикальная. Основными проявлениями этой формы мобильности могут выступать: повышение по карьерной лестнице, переход на другую работу с заметной разницей в оплате, повышение классификации и аттестации на работе. Это все относится к вертикальной мобильности с подтипом восходящей, когда у человека получается как бы наслоить один уровень жизни на другой. К нисходящей можно отнести банкротство индивидуального предпринимателя, сокращение на работе, какие-либо понижения в должностях.

Система структурного расслоения людей в целом называется социальной стратификацией.

И также существует классификация общества по активности в этом вопросе. Если социальная мобильность людей отличается высоким уровнем, это общество классифицируется как открытое. Низким уровнем — закрытое. В закрытом обществе практически не наблюдается никаких продвижений в области вертикальной мобильности по ступеням вверх или вниз.

Только в отдельных и очень редких случаях можно выделить более удачливого и активного человека, который сможет добиться каких-либо успехов.

Род деятельности человека издавна мог способствовать продвижению по социальным сословиям. Это можно было сделать с помощью армии и церкви. Любой рядовой солдат или обычный священник могли достичь очень больших высот, приложив нужные умения и старания. А также считалось, что можно добиться перехода в высшее сословие с помощью женитьбы и замужества.

Повышение статуса социума в обществе с открытой политикой было возможно еще с помощью образования. Гражданин, получивший образование в престижном учебном заведении и окончивший его с повышенной успеваемостью, автоматически причислялся к высшему сословию. Но это стоило больших усилий и трудов.

Групповая и индивидуальная мобильность

Если человек преодолел какие-либо ступени вверх или вниз по классам, он считается индивидуальным субъектом. Например, гражданин изменил свое рабочее место на более оплачиваемое либо же получил повышение по должности. Это касается восходящей мобильности. Если произошла смена жительства, например, человек переезжает из села в город — это индивидуальная горизонтальная активность.

Такой подвид, как групповая мобильность, подразумевает под собой действия некоторого количества лиц, связанных какими-либо событиями. Сокращение целого отдела в какой-либо компании — это нисходящая вертикальная активность. Выход нескольких человек одновременно с одного цеха завода на пенсию — это смена социального статуса группы лиц.

Подробнее о классах

Горизонтальная мобильность представляет собой действия, производимые человеком или группой равнозначных людей в социуме. Например, фармацевт, работавший в частной аптеке, перешел в аптеку под государственным началом. Либо он сменил предприятие, в котором работал, и вместо должности на государственном предприятии получил место в частной компании.

Можно выделить несколько классификаций этого вида:

  1. Территориальный класс. Переезд, туризм, смена страны проживания.
  2. Профессиональный класс. Смена должности на равносильную или смена рабочего места на подобное предыдущему.
  3. Политический класс. Перемены в политических взглядах, уход из одной партии в другую.
  4. Религиозный класс. Принятие другой веры, церкви.

Вертикальная мобильность, соответственно своему названию, предусматривает передвижение людей вверх и вниз, естественно, в переносном смысле. Можно привести следующий пример из политической сферы, ярко иллюстрирующий и характеризующий это определение. Партия, которая смогла уловить настроения людей, при голосовании сумела получить лидирующее место и выйти на первое место по рейтингу. Есть основания предполагать, что депутаты, находящиеся в ней, автоматически поднимутся на класс выше.

Таков явный пример групповой восходящей мобильности. А также, когда заместитель получает руководящую должность, его статус в обществе соответственно станет на класс выше, а это не что иное, как подъем по карьерной лестнице.

Измерение вертикальной мобильности происходит по показателям скорости и времени. Это значит, что для расчета берутся все ступени, которые человек преодолел. Высчитывается также время, затраченное на движение. Если после обучения молодой человек выбрал род деятельности и находится на одной должности без каких-либо изменений на протяжении долгого времени, то у него низкая скорость. В случае если он, окончив институт, за короткое время достиг руководящей должности, тогда это быстрая скорость.

Интенсивность же измеряется количеством индивидуумов, которые перемещались в одной из мобильностей за какой-то промежуток времени. Допустим, подсчет за год людей, сменивших место работы на аналогичное. Этот показатель называется абсолютной интенсивностью.

Индекс совокупности

При подсчете индекса берут в расчет и скорость, и интенсивность. Допустим, для сравнения двух групп людей берется перемещение в горизонтальной и вертикальной мобильности каждого отдельного человека за определенный период. По результатам можно будет увидеть, которая из групп более быстро развивается, а какая старается придерживаться стабильности. Это очень важная характеристика, чтобы понять, как развивается общество в том или ином государстве. Особенно если просмотреть движения по руководящим должностям.

С появлением новых групп в слоях населения можно наблюдать, как одна из имеющихся будет понижена в социальном статусе. Например, при появлении новой должности менеджера компании произошло явное понижение количества рабочих на производстве. Соответственно, работа на заводе потеряла свой статус и стала классифицироваться как более низкая по значимости. Произошло вытеснение одной группой населения другой.

Интенсивность горизонтальных перемещений особенно выраженно наблюдается при появлении каких-то новых, более высокооплачиваемых должностей. Нередко в таких ситуациях происходит практически полная девальвация предыдущих ценностей и норм. Когда-то в СССР было престижно работать токарем на заводе или же трактористом. Такая работа считалась вполне достойной и очень хорошо оплачивалась.

После появления новых должностей (кредитный специалист, менеджер, маркетолог и др.) с более высокой зарплатой произошло массовое перемещение целых групп людей по горизонтальной и вертикальной мобильности. Предыдущие моральные устои ушли на ступень ниже, а новые закрепились на высоком уровне. После перестройки всей экономики страны производство потеряло свою престижность и востребованность.

Маргинальные группы

Такое название получили группы людей, не поддающиеся новым моральным принципам при их смене. Они не признают новоиспеченные должности и их престижность, придерживаясь прошлой программы. Обычно они выделяются из общества, поскольку отказываются двигаться в ногу с изменениями. Это означает, что стрессовые ситуации у таких людей наблюдаются практически на постоянной основе, из-за чего начинает проявляться агрессия или полное безразличие. Столкновения с маргинальными группами могут приводить к гражданским войнам и вооруженным стычкам людей, имеющих различные мнения.

Когда в государстве меняется правительство, к власти приходят новые люди, и старые ценности становятся неактуальными, разделение людей на две группы неизбежно. Обязательно появляются те, что не следуют новым устоям, остаются при старом мнении и готовы отстаивать свою точку зрения.

Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность — это важные характеристики, показатели которых демонстрируют уровень и качество жизни отдельных людей и целых групп в каждом конкретном государстве.

Тест с ответами: «Социальная мобильность»

1. Изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя:
а) социальная мобильность +
б) социальная стратификация
в) социальная норма

2. Социальная мобильность резко ограниченная в таком обществе:
а) огромном
б) кастовом +
в) малом

3. Социальная мобильность резко ограниченная в таком обществе:
а) бедном
б) богатом
в) сословном +

4. Социальная мобильность значительно возрастает в условиях … общества:
а) индустриального +
б) практического
в) знатного

5. Переход индивида одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне:
а) круговая мобильность
б) вертикальная мобильность
в) горизонтальная мобильность +

6. Пример горизонтальной мобильности:
а) повышение в должности
б) переход в другую религиозную общину +
в) разжалование

7. Пример горизонтальной мобильности:
а) разжалование
б) повышение в должности
в) смена гражданства +

8. Перемещение одного человека независимо от других:
а) индивидуальная мобильность +
б) восходящая мобильность
в) групповая мобильность

9. Перемещение происходит коллективно:
а) индивидуальная мобильность
б) нисходящая мобильность
в) групповая мобильность +

10. Перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса:
а) биологическая мобильность
б) географическая мобильность +
в) территориальная мобильность

11. Продвижение индивида по служебной лестнице вверх или вниз:
а) вертикальная мобильность +
б) горизонтальная мобильность
в) линейная мобильность

12. Социальный подъём, движение вверх:
а) нисходящая мобильность
б) восходящая мобильность +
в) верхняя мобильность

13. Социальный спуск, движение вниз:
а) нисходящая мобильность +
б) восходящая мобильность
в) нижняя мобильность

14. Понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты или же в более широком контексте смена позиции в социальной иерархии, а не в служебной:
а) социальный статус
б) социальная лестница
в) социальный лифт +

15. Сравнительное изменение социального статуса у различных поколений:
а) межпоколенная мобильность +
б) поколенная мобильность
в) родственная мобильность

16. Изменение статуса в рамках одного поколения:
а) родственная мобильность
б) внутрипоколенная мобильность +
в) межпоколенная мобильность

17. Пример межпоколенной мобильности:
а) разжалование
б) токарь становится инженером
в) сын рабочего становится президентом +

18. На вертикальную и горизонтальную мобильности влияет:
а) место работы
б) пол +
в) место жительства

19. На вертикальную и горизонтальную мобильности влияет:
а) место работы
б) место жительства
в) возраст +

20. Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в:
а) скитание
б) миграцию +
в) эмиграция

21. Каналом социальной мобильности может выступать:
а) школа +
б) дом
в) индивидуум

22. Каналом социальной мобильности может выступать:
а) общество
б) семья +
в) человек

23. Каналом социальной мобильности может выступать:
а) дом
б) человек
в) армия +

24. Каналом социальной мобильности может выступать:
а) общество
б) политические партии +
в) дом

25. Каналом социальной мобильности может выступать:
а) общество
б) индивидуум
в) церковь +

26. Процессы социальной мобильности могут сопровождаться:
а) стратификацией
б) люмпенизацией +
в) люминесцентностью

27. Процессы социальной мобильности могут сопровождаться:
а) маргинализацией +
б) морганализацией
в) миленизацией

28. Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатель:
а) перехода
б) скорости +
в) расстояния

29. Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатель:
а) интенсивности мобильности +
б) расстояния
в) высоты мобильности

30. Соединив показатели скорости и интенсивности мобильности, мы получим:
а) совокупный адрес мобильности
б) совокупный индекс мобильности +
в) совокупный итог мобильности

виды и примеры. Вертикальная и

Что такое социальная мобильность

Социальная мобильность — это перемещение отдельных людей и групп в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.

Перемещение из одного социального слоя в другой называют вертикальной мобильностью. Например, повышение или понижение в должности.

Перемещение в пределах одного и того же социального слоя — горизонтальной мобильность. Например, переезд в другой город с сохранением должности и доходов.

Основоположник теории социальной мобильности — русско-американский социолог Питирим Сорокин.

Питирим Сорокин (1889-1868). Фото 1917 года

Социальная мобильность может быть высокой или низкой. В традиционных обществах она сильно ограничена — люди привязаны к наследственным сословиям или кастам, перейти в другой слой почти невозможно. В условиях индустриального общества мобильность резко возрастает, место в социуме все больше определяется способностями и усилиями самого человека: образованием, заработком, деловой хваткой.

Показатели, позволяющие сравнить уровень социальной мобильности в разных обществах — это:

Скорость социальной мобильности — вертикальная «дистанция», которую индивид проходит вверх или вниз за определенное время.

Интенсивность социальной мобильности — число индивидов, меняющих вертикальные и горизонтальные позиции за определенное время.

Социальная мобильность может сопровождаться появлением маргиналов — людей, не относящихся к определенной группе, находящихся в промежуточном положении.

Вертикальная социальная мобильность. Примеры

Вертикальная социальная мобильность — это движение вверх или вниз по социально-экономической шкале, смена места в социальной иерархии.


Восходящая мобильность — это движение вверх. Например, продвижение менеджера по карьерной лестнице, повышение статуса бизнесмена вместе с ростом доходов, получение очередного воинского звания офицером и т.п.
Нисходящая мобильность — это движение вниз. Например, понижение в звании или должности, разорение и т.п. В крайних случаях нисходящая мобильность ведет к люмпенизации — превращению человека в деклассированный элемент.

Depositphotos

Горизонтальная социальная мобильность. Примеры

Горизонтальная социальная мобильность — это географическое перемещение или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, без изменения статуса. Например, переход IT-специалиста на работу из одной компании в другую или переезд в другой город с сохранением должности и уровня дохода.

Одна из форм горизонтальной мобильности — миграция. Миграция — это перемещение людей из одного региона или страны в другой регион или страну. Например, трудовая миграция из Средней Азии в Россию в поисках более выгодной работы.

Рабочий-мигрант в Москве. Фото: РИА Новости / Михаил Воскресенский

Типы социальной мобильности

Помимо вертикальной и горизонтальной, социальную мобильность можно делить на виды по другим критериям:

Индивидуальная мобильность — это перемещение одного человека. Например, отъезд студента на стажировку за границу или присвоение ученого звания.

Групповая мобильность — это перемещение целого коллектива. На мобильность больших социальных групп могут влиять революции, войны, смена политического режима и т.п. Например, в Советской России после 1917 года резко упал статус бывших дворян, купцов, священнослужителей.

Межпоколенная мобильность — это сравнительное изменение статуса у представителей разных поколений. Например, если сын рабочего становится профессором — это межпоколенная мобильность.

Внутрипоколенная мобильность — это смена статуса в рамках одного поколения. Например, когда бывший рабочий получает высшее образование и становится инженером.

Организованная социальная мобильность — это перемещения человека и групп под управлением государства. Например, раскулачивание в Советском Союзе — разорение и уничтожение богатых крестьян. Или наоборот — создание рабфаков для обучения пролетариев в университетах.

Структурная социальная мобильность вызывается изменениями в структуре экономики, происходит помимо воли отдельных индивидов. Например, автоматизация производства приводит к тому, что неквалифицированные заводские рабочие становятся безработными, вынуждены менять профессию.

Каналы социальной мобильности: социальные лифты и их виды

Пути, по которым перемещаются люди из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. В открытых обществах существует большое количество социальных лифтов. В закрытых обществах смена статуса не поощряется, существуют барьеры на этом пути.

Питирим Сорокин выделял восемь лифтов вертикальной мобильности:

    Армия

    Церковь, религиозные организации

    Школа, образование и наука

    Политика: правительственные группы, политические партии

    Искусство, шоу-бизнес, спорт

    СМИ: пресса, телевидение, радио

    Экономические организации: собственность, бизнес

    Семья и брак

Картина Павла Федотова «Сватовство майора». Герой картины — небогатый дворянин-офицер, который хочет жениться на купеческой дочке и тем самым поправить дела.

Выберите верные суждения о социальной мобильности

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать суть социальной мобильности, отличать вертикальную мобильность от горизонтальной, уметь привести примеры. Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1. Выберите вер­ные суж­де­ния о видах со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Внутрипоколенная мо­биль­ность пред­по­ла­га­ет из­ме­не­ние со­ци­аль­но­го ста­ту­са от од­но­го по­ко­ле­ния к другому.
2) Наряду с ин­ди­ви­ду­аль­ной мо­биль­но­стью су­ще­ству­ет и груп­по­вая мобильность.
3) Повышение че­ло­ве­ка в долж­но­сти слу­жит при­ме­ром го­ри­зон­таль­ной вос­хо­дя­щей мобильности.
4) С пе­ре­хо­дом к ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству со­ци­аль­ная мо­биль­ность возрастает.
5) Неоднократное из­ме­не­ние че­ло­ве­ком на про­тя­же­нии жизни сво­е­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем меж­по­ко­лен­ной мобильности.
Ответ: 24

Задание 2. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о видах и осо­бен­но­стях со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) Пе­ре­ме­ще­ние че­ло­ве­ка из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую без из­ме­не­ния ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем го­ри­зон­таль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.
2) Со­ци­аль­ная мо­биль­ность вы­ра­жа­ет­ся в из­ме­не­нии ин­ди­ви­дом сво­е­го об­ще­ствен­ного по­ло­же­ния.
3) Вер­ти­каль­ная со­ци­аль­ная мо­биль­ность все­гда ведет к по­вы­ше­нию со­ци­аль­но­го ста­ту­са лич­но­сти.
4) Раз­ли­ча­ют два вида со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти: го­ри­зон­таль­ную и вос­хо­дя­щую.
5) Сред­не­ве­ко­во­му об­ще­ству была при­су­ща низ­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность.
Ответ: 125

Задание 3. Ана­ли­тик ком­мер­че­ско­го банка А. уехал из Моск­вы в Париж на двух­лет­нюю ста­жи­ров­ку в из­вест­ной фран­цуз­ской фи­нан­со­вой ком­па­нии. А. будет во Фран­ции ра­бо­тать в той же долж­но­сти, что и в Москве, по­лу­чать при­мер­но такую же зар­пла­ту. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му при­ме­ру, и за­пи­ши­те эти цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) ин­ди­ви­ду­аль­ная
2) вос­хо­дя­щая
3) ми­гра­ция
4) го­ри­зон­таль­ная
5) нис­хо­дя­щая
6) меж­по­ко­лен­ная
Ответ: 134

Задание 4. Студент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной социальной мобильности. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей работе? Запишите цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры указаны.
1) переход че­ло­ве­ка с долж­но­сти рядового школь­но­го учителя на долж­ность директора школы
2) переход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих («синих воротничков») в пред­ста­ви­те­ли среднего клас­са («белые воротнички»)
3) смена про­фес­сии отца на дру­гую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких местах
6) достижение че­ло­ве­ком высокого по­ло­же­ния в об­ще­стве благодаря служ­бе в армии
Ответ: 126

Задание 5. Выберите вер­ные суж­де­ния о ка­на­лах вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти ста­биль­ны и не за­ви­сят от раз­ви­тия общества.
2) Ос­нов­ным ка­на­лом вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в со­вре­мен­ном об­ще­стве яв­ля­ет­ся образование.
3) В ка­че­стве ка­на­лов вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти могут вы­сту­пать по­ли­ти­че­ские партии.
4) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти поз­во­ля­ют людям до­сти­гать более вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са не­за­ви­си­мо от лич­ных усилий.
5) Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние ка­на­лов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти сни­жа­ет чув­ство со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­сти и обес­пе­чи­ва­ет ста­биль­ность общества.
Ответ: 235

Задание 6. Назовите любые три «лифта» вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Ответ:
1) Брак с представителем более высокой социальной страты. Например, бедный студент женится на богатой вдове, его со­ци­аль­ный ста­тус повышается.
2) Профессиональный лифт (карьера). Например, успешный сотрудник банка становится главой отделения.
3) Армия. Например, рядовой после года службы получил звание сержанта, назначен командиром отделения.

Социальная мобильность

1.Перемещение человека или группы в обществе выражается  в социологии понятием:

1)                      социальная адаптация

2)                      социальная мобильность

3)                      социальная дифференциация

4)                      социальная стратификация

 

2.Разделение общества на различные социальные группы называется:

1)                      социальной стратификацией

2)                      социальной мобильностью

3)                      общественным распадом

4)                      социальной дискриминацией

 

3.Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и отношений между ними называется:

1)                      классом

2)                      социальным институтом

3)                      социальной структурой

4)                      социальной группой

 

4.К нисходящей социальной мобильности относится:

1)                      переход с военной службы на гражданскую

2)                      переезд из города в сельскую местность

3)                      переход с руководящей должности на рядовую работу

4)                      переход с государственного предприятия в частное

 

5.В средние века сын крестьянина не имел возможности получить такое же образование, как сын дворянина. Это пример

1)                      социальных взглядов

2)                      социального неравенства

3)                      социальной адаптации

4)                      социальной мобильности

 

6.Одно из проявлений социального нераве

социальной мобильности | Определение, примеры и факты

Социальная мобильность , перемещение отдельных лиц, семей или групп через систему социальной иерархии или стратификации. Если такая мобильность предполагает изменение положения, особенно в профессии, но без изменения социального класса, это называется «горизонтальной мобильностью». Примером может служить человек, который переходит с руководящей должности в одной компании на аналогичную должность в другой. Однако, если перемещение связано с изменением социального класса, оно называется «вертикальной мобильностью» и включает либо «восходящую мобильность», либо «нисходящую мобильность».«Промышленный рабочий, который становится богатым бизнесменом, продвигается вверх по классовой системе; Земельный аристократ, который теряет все в революции, движется вниз по системе.

Подробнее по этой теме

История Латинской Америки: мобильность и иерархия

Креольская элита, возглавлявшая дело независимости всей Латинской Америки, не собиралась терять свои социальные, экономические и социальные интересы…

В революции меняется вся классовая структура. Однако после радикальной реорганизации общества дальнейшая социальная мобильность может быть минимальной. Однако социальная мобильность может происходить в результате более медленных и более тонких изменений, таких как перемещение отдельных лиц или групп из бедного аграрного региона в более богатый городской. На протяжении всей истории международная миграция была важным фактором восходящей мобильности. Один из примеров можно увидеть в миграции в XIX веке представителей рабочего и крестьянского классов из Европы в Соединенные Штаты.С другой стороны, западноевропейская колониальная экспансия, принося пользу одним, служила порабощению других. В современных обществах социальная мобильность обычно измеряется карьерой и сменой поколений на социально-экономическом уровне занятий.

Социальные результаты мобильности, особенно вертикального типа, трудно измерить. Некоторые считают, что крупномасштабная мобильность, как восходящая, так и нисходящая, разрушает классовую структуру, делая культуру более однородной. Другие утверждают, что те, кто пытается подняться или удерживать более высокое положение, на самом деле укрепляют классовую систему, поскольку они, вероятно, будут озабочены усилением классовых различий.Таким образом, некоторые социологи предположили, что классовые различия могут быть уменьшены не за счет индивидуальной мобильности, а за счет достижения социального и экономического равенства для всех.

Одним из положительных последствий мобильности стало более эффективное использование индивидуальных способностей. Этому способствовало расширение возможностей получения образования в современных индустриальных странах. С другой стороны, высокий уровень вертикальной мобильности может вызвать индивидуальную и социальную аномию (термин, придуманный французским социологом Эмилем Дюркгеймом).Человек, испытывающий аномию, чувствует себя социально изолированным и тревожным; в более широком социальном контексте общепринятые убеждения и стандарты поведения ослабевают или исчезают.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Многие считают, что классовая система западных индустриальных стран резко изменилась с момента предоставления обширных социальных услуг, начиная с Германии в 1880-х годах. Большая социальная мобильность стала результатом изменений в профессиональной структуре, типичными для которых является увеличение относительного количества рабочих и профессиональных профессий при сокращении менее квалифицированных и физических профессий.Это привело к повышению уровня жизни. Утверждается, что такая повышенная мобильность свела к минимуму классовые различия, так что западные страны движутся к относительно бесклассовому (или преимущественно среднему классу) обществу. Тем не менее другие наблюдатели утверждают, что в процессе формирования находится новый высший класс, включающий организаторов производства и менеджеров как на государственной, так и на частной аренах. В последнее время в постиндустриальных обществах, похоже, усиливается неравенство между высокообразованными и малообразованными работниками или между теми, кто имеет доступ к развивающимся технологиям, и теми, у кого такой доступ отсутствует.

Урок социальной мобильности 8-3. A.A B.B C.C. Раздел 5 — Вопрос для опроса Социальная мобильность относится к A. Горизонтальная мобильность B. Вертикальная мобильность C. Все вышеперечисленное.

Презентация по теме: «Урок социальной мобильности 8-3. A.A B.B C.C. Раздел 5 — Вопрос для опроса Социальная мобильность относится к A. Горизонтальная мобильность B. Вертикальная мобильность C. Все вышеперечисленное» — стенограмма презентации:

1 Урок социальной мобильности 8-3

2 А.A B.B C.C Раздел 5 — Вопрос для опроса Социальная мобильность относится к A. Горизонтальная мобильность B. Вертикальная мобильность C. Все вышеперечисленное

3 Типы социальной мобильности Мобильность — это способность перемещаться Социальная мобильность — перемещение людей между социальными классами Три типа социальной мобильности — горизонтальное изменение на одном и том же социальном уровне — вертикальное — когда статус перемещается вверх или вниз — между поколениями — когда происходит вертикальное движение место через поколение

4 Практика Do 8-3 Interactive 1

5 А.A B.B C.C Раздел 5 Если сын врача становится социальным работником, что это считается? A. Горизонтальная подвижность B. Вертикальная подвижность C. Межпоколенческая подвижность

6

8 Кастовые системы и системы открытого класса Кастовая система — стратификационная структура, не допускающая социальной мобильности. Социальной мобильности нет, потому что социальный статус наследуется и не может быть изменен. Статусы (включая профессии) приписываются или назначаются при рождении. ваша каста

9 Кастовая система Индии Брамин — состоит из священников и ученых Кшатрии — профессиональные, управляющие и военные профессии Вайшьи — торговцы и бизнесмены

10 Кастовая система Индии Шудра — Фермеры и прислуга Неприкасаемые — настолько нечисты, что любой физический контакт загрязняет религиозную чистоту всех других членов касты — Так низко, что даже не учитывается кастовой системой — Собирайте мусор и заботьтесь о мертвых телах

11 Кастовая система Индии Кастовая система поддерживается в результате власти высших каст. Они используют свое политическое влияние и богатство, чтобы предотвратить изменения.

Социальная мобильность — Инфогалактика: ядро ​​планетарного знания

Социальная мобильность — это перемещение отдельных лиц, семей, домашних хозяйств или других категорий людей внутри социальных слоев общества или между ними.Это изменение социального статуса по отношению к социальному положению других людей в данном обществе.

Определение

Социальная мобильность определяется как перемещение отдельных лиц, семей, домашних хозяйств или других категорий людей внутри или между слоями или уровнями в открытой системе социальной стратификации. Открытые системы стратификации — это такие системы, в которых по крайней мере некоторая ценность придается статусным характеристикам в обществе. Движение может быть в направлении вниз, или вверх, . Абсолютная социальная мобильность относится к общему количеству людей, которые попадают в слой расслоения, отличный от слоя их родителей. Относительная социальная мобильность относится к различиям в вероятности достижения определенного результата, независимо от общих структурных изменений; общество может иметь высокую абсолютную мобильность и низкую относительную мобильность. Наличие хотя бы некоторой социальной мобильности может иметь важное значение для обеспечения путей к большему равенству в обществах с высоким социальным неравенством.

Типология

Подвижность чаще всего количественно измеряется с точки зрения изменения экономической мобильности, например изменения дохода или благосостояния. Род занятий — еще одна мера, используемая при исследовании мобильности, которое обычно включает как количественный, так и качественный анализ данных, но другие исследования могут концентрироваться на социальном классе. [1] Мобильность может быть внутри поколения, , в одном поколении, или между поколениями, , между одним или несколькими поколениями. [2] Внутрипоколенческая мобильность встречается реже и представляет собой случаи «из грязи в богатство» с точки зрения восходящей мобильности. Восходящая мобильность между поколениями более распространена, когда дети или внуки находятся в более благоприятном экономическом положении, чем их родители или бабушки и дедушки. В США этот тип мобильности описывается как фундаментальная особенность «американской мечты», хотя такой мобильности меньше, чем почти во всех других странах ОЭСР. [3]

Социальный статус и социальная принадлежность

Иллюстрация из рекламы профессионального училища 1916 года на обратной стороне американского журнала.Образование рассматривается как ключ к социальной мобильности, и реклама апеллирует к вере американцев в возможность самосовершенствования и угрожает последствиями нисходящей мобильности в условиях огромного неравенства доходов, существовавшего во время промышленной революции.

Социальная мобильность во многом зависит от общей структуры социальных статусов и занятий в данном обществе. [4] Степень различий в социальных позициях и то, как они сочетаются друг с другом или пересекаются, обеспечивает общую социальную структуру таких позиций.Добавьте к этому различные измерения статуса, такие как определение Макса Вебера [5] экономического положения, престижа и власти, и мы увидим потенциал сложности в данной системе социальной стратификации. Такие измерения в рамках данного общества можно рассматривать как независимые переменные, которые могут объяснить различия в социальной мобильности в разное время и в разных местах в разных системах стратификации. Кроме того, те же самые переменные, которые вносят вклад в качестве промежуточных переменных в оценку дохода или богатства и которые также влияют на социальный статус, социальный класс и социальное неравенство, действительно влияют на социальную мобильность.К ним относятся пол или пол, раса или этническая принадлежность и возраст. [6]

Классные культуры и социальные сети

Эти различные измерения социальной мобильности можно классифицировать с точки зрения различных типов капитала, которые способствуют изменениям в мобильности. Культурный капитал, термин, впервые введенный французским социологом Пьером Бурдье, — это процесс проведения различия между экономическими аспектами класса и мощными культурными активами. Бурдье описал три типа капитала, которые помещают человека в определенную социальную категорию: экономический капитал; социальный капитал; и культурная столица.Экономический капитал включает экономические ресурсы, такие как денежные средства, кредит и другие материальные ценности.

Социальный капитал включает ресурсы, которых можно достичь на основе членства в группе, сетей влияния, отношений и поддержки со стороны других людей. Культурный капитал — это любое преимущество человека, которое дает ему более высокий статус в обществе, например образование, навыки или любую другую форму знаний. Обычно люди со всеми тремя видами капитала имеют высокий статус в обществе. Бурдье обнаружил, что культура высшего социального класса больше ориентирована на формальные рассуждения и абстрактное мышление.Низший социальный класс больше ориентирован на факты и жизненные потребности. Он также обнаружил, что среда, в которой развивается человек, оказывает большое влияние на культурные ресурсы, которыми он будет располагать. [7]

Образцы мобильности

Хотя общепринято, что некоторый уровень мобильности в обществе желателен, нет единого мнения о том, «насколько» социальная мобильность «хороша» или «плоха» для общества. Не существует международного «эталона» социальной мобильности, хотя можно сравнивать показатели мобильности по регионам, странам или в пределах данной области с течением времени. [8] Хотя кросс-культурные исследования, сравнивающие разные типы экономик, возможны, сравнение экономик аналогичного типа обычно дает более сопоставимые данные. Такие сравнения обычно рассматривают мобильность между поколениями, исследуя степень, в которой дети, рожденные в разных семьях, имеют разные жизненные шансы и результаты.

В исследовании, результаты которого были впервые опубликованы в 2009 году, Уилкинсон и Пикетт проводят исчерпывающий анализ социальной мобильности в развитых странах. [9] Помимо других корреляций с отрицательными социальными результатами для обществ с высоким уровнем неравенства, они обнаружили связь между высоким социальным неравенством и низкой социальной мобильностью. Из восьми изученных стран — Канады, Дании, Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии, Великобритании и США — в США было как самое высокое экономическое неравенство, так и самая низкая экономическая мобильность. Согласно этому и другим исследованиям, в США очень низкая мобильность на самых нижних ступенях социально-экономической лестницы, причем мобильность немного увеличивается по мере продвижения по лестнице.Однако на верхней ступеньке лестницы мобильность снова снижается. [10]

Одно исследование, сравнивающее социальную мобильность между развитыми странами [11] [12] [13] , показало, что четырьмя странами с самой низкой «эластичностью доходов от поколения к поколению», т. Е. Самой высокой социальной мобильностью, были Дания, Норвегия, Финляндия. , и Канада, где менее 20% преимуществ передачи их детям от родителей с высоким доходом. [12]

Сравнение социальной мобильности в отдельных странах

Исследования также обнаружили «явную отрицательную связь» между неравенством доходов и мобильностью между поколениями. [14] Страны с низким уровнем неравенства, такие как Дания, Норвегия и Финляндия, обладали одними из самых высоких показателей мобильности, в то время как две страны с высоким уровнем неравенства — Чили и Бразилия — имели одни из самых низких показателей мобильности.

В Великобритании много споров о социальной мобильности вызвало сравнение результатов Национального исследования развития ребенка 1958 года NCDS. и исследование 1970 г. по рождению BCS70., [15] , в котором сравнивается мобильность между поколениями в заработках между когортами Великобритании 1958 и 1970 годов и утверждается, что мобильность между поколениями существенно снизилась за этот 12-летний период.Эти выводы были противоречивыми, отчасти из-за противоречивых выводов о мобильности социальных классов с использованием тех же наборов данных, [16] , а отчасти из-за вопросов, касающихся аналитической выборки и обработки отсутствующих данных. [17] Премьер-министр Великобритании Гордон Браун как известно, сказал, что тенденции в социальной мобильности «не такие, как нам хотелось бы». [18]

Наряду с вышеупомянутым «Становятся ли бедные дети бедными взрослыми?» Исследование The Economist также заявило, что «данные социологов показывают, что американское общество гораздо более« липкое », чем думает большинство американцев.Некоторые исследователи утверждают, что социальная мобильность на самом деле снижается «. [19] [20] Немецкое исследование подтверждает эти результаты. [21] Несмотря на эту низкую мобильность, американцы больше всего верят в меритократию среди среднего уровня. и страны с высоким уровнем дохода. [22]

Пикетти (2014) обнаружил, что сегодня соотношение богатства к доходу, похоже, возвращается к очень высоким уровням в странах с низким уровнем экономического роста, подобно тому, что он называет «классическими патримониальными» обществами, основанными на благосостоянии 19 века, в которых живет меньшинство. за счет своего богатства, в то время как остальная часть населения работает для пропитания. [23]

Влияние интеллекта

Достижение социального статуса и, следовательно, социальная мобильность в зрелом возрасте интересны психологам, социологам, политологам, экономистам, эпидемиологам и многим другим. Причина интереса заключается в том, что он указывает на доступ к материальным благам, возможностям образования, здоровой окружающей среде и, тем не менее, на экономический рост. [24] [25] [26] [27] [28] [29]

Исследователи провели исследование, охватывающее широкий спектр данных о людях в течение жизни (в детстве и в среднем возрасте).Большинство шотландских детей, родившихся в 1921 году, участвовали в Шотландском психическом обследовании 1932 года, которое проводилось под эгидой Шотландского совета по исследованиям в области образования (SCRE) [30] и получило данные о психометрическом интеллекте шотландских школьников. . Количество детей, сдавших тест на умственные способности (на основе тестов Moray House), составило 87 498 человек. Им было от 10 до 11 лет. Тесты охватывали общие, пространственные и числовые рассуждения. [24] [25]

В период среднего возраста часть испытуемых участвовала в одном из исследований, которые были крупными исследованиями здоровья взрослых и проводились в Шотландии в 1960-х и 1970-х годах. [24] Конкретное исследование, в котором они приняли участие, было совместным исследованием 6022 мужчин и 1006 женщин, проведенным между 1970 и 1973 годами в Шотландии. Участники заполнили анкету (адрес участника, род занятий отца, первое постоянное занятие участника, возраст окончания очного обучения, количество братьев и сестер, и если участник был постоянным водителем автомобиля) и прошли медицинский осмотр (измерение роста ). Социальный класс был закодирован в соответствии с классификацией Генерального регистратора по роду занятий участника на момент отбора, его первому занятию и роду занятий его отца.Использовались исследователи, разделенные на шесть социальных классов. [31]

Был проведен анализ корреляционной и структурной модели уравнения. [24] В моделях структурных уравнений социальный статус в 1970-х годах был главной переменной результата. Основными факторами образования (и первого социального класса) были социальный класс отца и IQ в возрасте 11 лет, что также было обнаружено в скандинавском исследовании. [32] Этот эффект был прямым, а также опосредованным через образование и первую работу участника. [24]

Участники среднего возраста не обязательно попали в тот же социальный класс, что и их отцы. [24] В выборке присутствовала социальная мобильность: 45% мужчин были восходящими, 14% — нисходящими и 41% — социально стабильными. IQ в возрасте 11 лет имел градуированные отношения с социальным классом участника. Такой же эффект наблюдался и в отношении занятий отца. Мужчины среднего возраста I и II социального класса (самые высокие, более профессиональные) также имели самый высокий IQ в 11 лет. Рост в среднем возрасте, годы образования и IQ в детстве были значительно положительно связаны с восходящей социальной мобильностью, в то время как количество братьев и сестер не было значимым эффект.Для каждого увеличения показателя IQ в возрасте 11 лет на каждое стандартное отклонение вероятность восходящей социальной мобильности увеличивается на 69% (с достоверностью 95%). После контроля влияния независимых переменных, только IQ в возрасте 11 лет был значительно обратно связан с понижением социальной мобильности. Это означает, что большее количество лет образования помогает мужчине превзойти социальный класс своего отца, а этот низкий IQ делает мужчину склонным отставать от социального класса своего отца.

Файл: Deary model02.png Модель структурного уравнения прямого и косвенного влияния положения в детстве и IQ на достижение социального статуса в среднем возрасте.Все параметры значимы (p [24]

Более высокий IQ в 11 лет также был в значительной степени связан с более высоким социальным классом в среднем возрасте, более высоким качеством вождения автомобиля в среднем возрасте, более высоким первым социальным классом, более высоким социальным классом отца, меньшим количеством братьев и сестер, более высоким возрастом образования, ростом выше и проживанием в менее обездоленных соседство в среднем возрасте. [24] IQ был значительно более тесно связан с социальным классом в среднем возрасте, чем социальный класс на первой работе.

Наконец, рост, образование и IQ в 11 лет были предикторами восходящей социальной мобильности, и только IQ в 11 лет и рост были значимыми предикторами нисходящей социальной мобильности. [24] Число братьев и сестер не было значимым ни для одной из моделей.

Другое исследование [26] рассматривало ключевую роль образования в связи между способностями и достижением социального класса в трех поколениях (отцы, участники и потомки) с использованием образовательных данных SMS1932 [25] (Lothian Birth Cohort 1921). данные о детских способностях и интеллектуальных функциях в позднем возрасте. Было высказано предположение, что социальный класс происхождения действует как балласт [26] , сдерживающий в остальном меритократическое движение социальных классов, и что образование является основным средством, с помощью которого движение социальных классов одновременно сдерживается и облегчается, поэтому оно играет ключевую роль.

Было обнаружено [26] , что социальный класс происхождения предсказывает уровень образования как в поколении участников, так и в поколении потомков. Социальный класс отца и социальный класс участника имели одинаковое значение для прогнозирования образовательного уровня потомства — эффект в двух поколениях. Уровень образования опосредовал ассоциацию достижений социального класса через поколения (социальный класс отца и участников, социальный класс участников и потомков). Не было прямой связи социальных классов между поколениями, но в каждом поколении уровень образования был предиктором социального класса, что согласуется с другими исследованиями. [33] [34] Кроме того, детские способности участников умеренно предсказывали их образовательный и социальный уровень (0,31 и 0,38). Уровень образования участников был тесно связан с шансами движения вниз или вверх по лестнице социального класса. Для каждого повышения SD в образовании шансы на продвижение вверх по спектру социальных классов были в 2,58 раза выше (понижательные были в 0,26 раза больше). Образовательный уровень потомства также был тесно связан с шансами на продвижение вверх или вниз по лестнице социального класса.Для каждого повышения SD в образовании шансы на продвижение вверх были в 3,54 раза выше (при понижении в 40 раз больше). В заключение, образование очень важно, потому что это фундаментальный механизм, функционирующий как для удержания людей в их социальном классе происхождения, так и для обеспечения возможности их движения вверх или вниз по лестнице социального класса. [26]

В когорте 1936 года было обнаружено, что в отношении целых поколений (не отдельных лиц) [27] социальная мобильность между поколением отца и поколением участников составляет: 50.7% участвующих поколений переместились вверх по отношению к своим отцам, 22,1% переместились вниз, а 27,2% остались стабильными в своем социальном классе. У потомков в целом отсутствовала социальная мобильность. Однако определенно наблюдалось индивидуальное движение потомков по лестнице социального класса: 31,4% имели более высокий социальный класс, чем их участвующие родители (бабушки и дедушки), 33,7% переместились вниз и 33,9% остались стабильными. Умственные способности участников в детстве были связаны с социальным классом во всех трех поколениях.Подтверждена также очень важная закономерность: средняя продолжительность образования увеличивалась с увеличением социального класса и IQ.

В двадцатом веке было несколько важных факторов, способствовавших достижению социальных классов и мобильности социальных классов: и на достижение социального класса, и на социальную мобильность влияют уже существующие уровни умственных способностей, [27] , что согласуется с данными других исследований. [33] [35] [36] [37] Итак, роль умственных способностей индивидуального уровня в достижении образовательного уровня — профессиональные должности требуют определенных образовательных полномочий.Кроме того, уровень образования способствует достижению социального класса благодаря вкладу умственных способностей в уровень образования. Более того, умственные способности могут способствовать достижению социального класса независимо от фактического уровня образования, так как, когда получение образования не допускается, людям с более высокими умственными способностями удается использовать умственные способности для продвижения вверх по социальной лестнице. Это исследование ясно показало, что передача образовательных достижений из поколения в поколение является одним из ключевых способов сохранения социального класса в семье, и были также свидетельства того, что уровень образования со временем повышался.Наконец, результаты показывают, что социальная мобильность (движение вверх и вниз) увеличилась в последние годы в Великобритании. Что, по мнению одного исследователя, важно, потому что общая мобильность около 22% необходима для сохранения относительно постоянного распределения интеллекта от одного поколения к другому в каждой профессиональной категории. [37]

См. Также

Список литературы

  1. Груски, Дэвид Б. и Эрин Камберворт (февраль 2010 г.). «Национальный протокол для измерения мобильности между поколениями» (PDF). Семинар по продвижению теории социальных наук: важность общих показателей . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия наук. Проверено 15 июля 2014 г.
  2. Лопреато, Джозеф и Хейзелригг, Лоуренс Э. (декабрь 1970 г.). «Межпоколенческая мобильность против межпоколенческой мобильности в связи с социально-политическими установками». Социальные силы . Пресса Университета Северной Каролины. 49 (2): 200–210.DOI: 10.2307 / 2576520. JSTOR 2576520. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка)
  3. ↑ http://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?doclanguage=en&cote=eco/wkp%282009%2948
  4. Груски, Дэвид Б. и Роберт М. Хаузер (февраль 1984 г.). «Обзор сравнительной социальной мобильности: модели конвергенции и расхождения в 16 странах». Американский социологический обзор . 49 (1): 19–38. DOI: 10.2307 / 2095555.
  5. Вебер, Макс (1946). «Класс, статус, партия». В Х. Х. Гирт и С. Райт Миллс (ред.). От Макса Вебера: Очерки социологии . Нью-Йорк: Оксфордский университет. С. 180–95. CS1 maint: использует параметр редакторов (ссылка)
  6. Коллинз, Патрисия Хилл (1998).«К новому видению: раса, класс и пол как категории анализа и связи». Социальный класс и стратификация: классические утверждения и теоретические дебаты . Бостон: Роуман и Литтлфилд. С. 231–247. ISBN 0-8476-8542-X .
  7. Бурдье, Пьер (1984). Отличие: социальная критика суждения вкуса . Лондон :: Рутледж. ISBN 0415567882 .Проверено 15 февраля 2013 г. CS1 maint: дополнительная пунктуация (ссылка)
  8. Кауса, Орсетта и Аса Йоханссон (2011). «Социальная мобильность между поколениями в странах ОЭСР». Экономические исследования . 2010 (1). DOI: 10.1787 / eco_studies-2010-5km33scz5rjj.
  9. Уилкинсон, Ричард и Кейт Пикетт (2009). Духовный уровень: почему большее равенство делает общества сильнее . Bloomsbury Press. ISBN 978-16081
  10. .
  11. Айзекс, Джулия Б. (2008). Международные сравнения экономической мобильности (PDF). Институт Брукингса.
  12. ↑ CAP: Понимание мобильности в Америке — 26 апреля 2006 г.
  13. 12.0 12,1 Корак, Майлз (2006). «Становятся ли бедные дети бедными взрослыми? Уроки межстранового сравнения мобильности доходов поколений». В Криди, Джон; Kalb, Guyonne (ред.). Динамика неравенства и бедности . Исследование экономического неравенства. 13 . Изумруд. С. 143–188. ISBN 978-0-76231-350-1 .
  14. ↑ Проект экономической мобильности
  15. ↑ Кривая Великого Гэтсби Пол Кругман | 15 января 2012
  16. Бланден, Дж.; Машин, С .; Goodman, A .; Грегг, П. (2004). «Изменения в межпоколенческой мобильности в Великобритании». В Корак, М. (ред.). Мобильность доходов поколений в Северной Америке и Европе . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-82760-4 .
  17. Goldthorpe, J .; Джексон, М. (2007). «Межпоколенческая классовая мобильность в современной Великобритании: политические проблемы и эмпирические данные». Британский социологический журнал . 58 (4): 525–546. DOI: 10.1111 / j.1468-4446.2007.00165.x.
  18. Горард, С. (2008). «Пересмотр показателей« социальной мобильности »в Великобритании: или почему влияние исследований не всегда хорошо». Британский журнал социологии образования . 29 (3): 317–324. DOI: 10.1080 / 01425690801966402.
  19. Кларк, Том (10 марта 2010 г.). «Социальная мобильность мертва?». Хранитель . Лондон.
  20. «Чем выше общество, тем труднее подняться». Экономист . 29 декабря 2004 г. Получено 15 февраля 2013 г.
  21. Митник, Пабло; Камберворт, Эрин; Груски, Дэвид (2016).«Социальная мобильность в условиях высокого неравенства». Анналы Американской академии политических и социальных наук 140-183 .
  22. Янтти, Маркус; Братсберг, Брент; Роед, Кнут; Рауум, Оддбьёрн; и другие. (2006). «Американская исключительность в новом свете: сравнение мобильности доходов от поколения к поколению в странах Северной Европы, Великобритании и США». Документ для обсуждения IZA No.1938 . Бонн: Институт изучения труда.
  23. Исаакс, Джулия; Сохилл, Изабель (2008). «Достижение премии: пределы экономической мобильности». Институт Брукингса. Проверено 15 февраля 2013 г.
  24. Пикетти, Томас (2014). Столица в 21 веке . Белкнап Пресс.ISBN 978-0674430006 .
  25. 24,0 24,1 24,2 24,3 24,4 24,5 24,6 24,7 24,8 Дири, Ай Джей, Тейлор, Мэриленд, Харт, К.Л., Уилсон, В., Смит, Г.Д., Блейн Д. и Старр Дж. М. (2005). Социальная мобильность между поколениями и достижение среднего возраста: влияние детского интеллекта, социальных факторов детства и образования.Интеллект, 455–472.
  26. 25,0 25,1 25,2 Дири, И. Дж., Уайтмен, М. К., Старр, Дж. М., Уолли, Л. Дж., И Фокс, Х. С. (2004). Влияние детского интеллекта на дальнейшую жизнь: продолжение шотландских психологических исследований 1932 и 1947 годов. Журнал личности и социальной психологии, 130–147.
  27. 26,0 26,1 26,2 26,3 26,4 Джонсон, В., Бретт, К. Э., и Дири, И. Дж. (2010a).Ключевая роль образования во взаимосвязи между способностями и социальным классом: взгляд на три поколения. Интеллект, 55-65.
  28. 27,0 27,1 27,2 Джонсон В., Бретт К. Э. и Дири И. Дж. (2010b). Межпоколенческая классовая мобильность в Великобритании: сравнительный анализ трех поколений в когорте Лотиан по рождению 1936 года. Разведка, 268–281.
  29. ↑ Брин Р. и Голдторп Дж. Х. (2001). Класс, мобильность и заслуги: опыт двух британских когорт.Европейский социологический обзор, 17, 81–101.
  30. ↑ фон Штум, С., Гейл, К. Р., Бэтти, Г. Д., и Дири, И. Дж. (2009). Детский интеллект, локус контроля и нарушение поведения как детерминанты социальной мобильности между поколениями: British Cohort Study 1970. Intelligence, 37 (4), 329-340.
  31. ↑ Шотландский совет по исследованиям в области образования (1933). Интеллект шотландских детей: национальный опрос возрастной группы. Лондон, Лондонский университет печати UK7.
  32. ↑ ЗАГС (1966).Классификация занятий 1966. Лондон, UK7 HMSO.
  33. ↑ Сорйонен, К., Хеммингссон, Т., Лундин, А., и Мелин, Б. (2011). Как социальное положение происхождения соотносится с интеллектом и уровнем образования с учетом достигнутого социального положения. Скандинавский журнал психологии, 277–281.
  34. 33,0 33,1 Неттл Д. (2003). Интеллект и классовая мобильность британского населения. Британский журнал психологии, 551–561.
  35. ↑ Форрест, Л.Ф., Ходжсон, С., Паркер, Л., и Пирс, М. С. (2011). Влияние детского IQ и образования на социальную мобильность в когорте молодых людей из Ньюкасла. BMC Public Health, 11 (1), 895.
  36. ↑ Уоллер Дж. Х. (1971). Достижения и социальная мобильность: взаимосвязь между показателем IQ, образованием и профессией в двух поколениях. Социальная биология, 252-259
  37. ↑ Янг, М., и Гибсон, Дж. (1963). В поисках объяснения социальной мобильности. Британский журнал статистической психологии, 27-36.
  38. 37,0 37,1 Берт, К. (1961). Интеллект и социальная мобильность. Британский журнал статистической психологии, 1-24

Дополнительная литература

  • Кларк, Грегори, Сын тоже восстает: фамилии и история социальной мобильности (Принстон, штат Нью-Джерси: Princeton University Press, 2014).
  • Груски, Дэвид Б. и Эрин Камберворт. 2012. «Национальный протокол для измерения мобильности между поколениями?» Национальная академия наук .
  • Липсет, Сеймур Мартин и Рейнхард Бендикс. 1991. Социальная мобильность в индустриальном обществе. Издатели транзакций
  • Маттис, Мик 2012. Культурный капитал, идентичность и социальная мобильность . Рутледж.
  • Maume, Дэвид Дж. 1999. «Стеклянные потолки и стеклянные эскалаторы: профессиональная сегрегация, расовые и половые различия в управленческом продвижении». Work and Occupations vol. 26. (ноябрь): 483-509.
  • Макгуайр, Гейл М. 2000.«Пол, раса, этническая принадлежность и сети: факторы, влияющие на статус членов сети сотрудников».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *