Римское гражданство. Римское гражданство


Римское гражданство - это... Что такое Римское гражданство?

Римское гражданство — высший социальный и юридический статус римской античности, означающий возможность пользования всей полнотой юридических прав, предоставляемых римским законодательством.

Социальная стратификация римского общества

С точки зрения поражённости в правах, население Римской республики, а позднее — Римской империи, можно условно разделить на следующие группы:

Женщины не рассматривались древнеримским правом как носители гражданства, хотя имели право владения собственностью.

Рабы получили некоторые личные права только в период правления императора Антонина Пия (например, убийство раба хозяином приравнивалось к убийству перегрина). Парадоксом в этой ситуации было то, что вольноотпущенник римского гражданина автоматически получал римское гражданство, правда, с определёнными обязательствами к бывшему хозяину [1].

Права римских граждан

Права римского гражданина сильно менялись с течением времени, кроме того, они зависели от социального статуса личности и её заслуг перед государством. Римское право периода Республики предусматривало следующие основные права римского гражданина:

Статус военнослужащих

В легионах на действительной службе имели право находиться только римские граждане, но они на срок службы (20 лет) поражались в правах: например, легионер не имел права вступать в законный брак, поэтому дети военнослужащих, рождённые в период службы, гражданства не имели, равно не приобретали они гражданства, если военный вступал после отставки с их матерью в законный брак. Равным образом, к военнослужащим могли быть применены телесные наказания и смертная казнь. Только при Септимии Севере военнослужащие получили право вступать в законный брак во время несения службы, что превращало военную службу в наследственное занятие.

Аукзилиарии (солдаты вспомогательных войск) получали права римского гражданства после окончания полного срока службы (30 лет).

Внешние атрибуты римского гражданства

В период Республики и ранней Империи римский гражданин должен был даже внешне отличаться от прочих жителей римского государства — по указу Августа, граждане в присутственных местах должны были носить тогу. Реликтом этих порядков были императорские указы V в., запрещавшие ношение в черте города Рима штанов (как атрибута «варварской» одежды).

Условия приобретения римского гражданства

Автоматически римским гражданином становился ребёнок мужского пола, рождённый в законном браке римского гражданина. Вольноотпущенники римских граждан получали ограниченное римское гражданство (без права военной службы): в условия освобождения обязательно входили клиентские обязательства перед бывшим хозяином. Сыновья вольноотпущенников, рождённые в законном браке, автоматически получали полное римское гражданство.

В период империи предоставление римского гражданства стало зависеть от воли правителя. Можно было купить гражданство, но оно было доступно только ограниченному кругу элиты. После Гражданских войн 49 — 45 гг. до н. э. Юлий Цезарь предоставил римское гражданство всем жителям Италии и Цизальпинской Галлии. В ряде случаев, императоры могли предоставить права гражданства прочим городам и провинциям (полное римское гражданство имело население Бетики и Нарбонской Галлии, чьи обитатели именовались togatiae — «носящие тогу»). Клавдий предоставил римское гражданство жителям Лугдунской Галлии, и представители племени эдуев были введены в Сенат. Нерон предоставил римское гражданство жителям Ахайи (объявив об её «независимости» и освобождении от налогов), но оно было аннулировано Веспасианом.

Римское и латинское гражданство были мощными орудиями процесса романизации.

В 212 г. Каракалла предоставил римское гражданство всему лично свободному населению империи.

Источники

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Римское гражданство. Всеобщая история государства и права. Том 1

Римское гражданство

Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населения: с гражданством в Риме были увязаны не только политические, но и частные, коммерческие и семейные права, возможность особых прав и привилегий в суде, вплоть до подчиненности своему праву. Гражданство было как бы особым качеством, выделением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял все особенности своего правового положения.

В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда в общем сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями (см. § 14) и когда завершился процесс становления государственности. Положение (status) римского гражданина подразумевало обладание политическими правами: выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, — а также личными и частно-гражданскими правами: носить трехсоставноеимя с упоминанием родового звания, участвовать в торговом и гражданском обороте по своему праву, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones — см. § 18), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима. Статус гражданина был сопряжен и с некоторыми обязанностями: служить в армии установленное время, платить при необходимости общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Состояние римского гражданства было существенно и в других отношениях: только граждане могли претендовать на бесплатное наделениеих землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телесным наказаниям.

Главным основанием приобретения римского гражданства было рождение от состоявших в законном браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного (знаменовалось это тем, что отец прилюдно брал дитя на руки не позднее установленного срока после рождения). Рождение только от матери-римлянки не давало безусловного статуса гражданина: в 80 г. на это был установлен полный запрет, с перв. пол. II в. гражданство предоставлялось только родившимся от брака латина и римлянки. В период ранней республики безусловным также было требование проживать в Риме. Гражданство могло быть и даровано «от имени римского народа»: либо в целом, как жителям некоего города или общины (муниципии), либо в качестве индивидуальной привилегии «за заслуги». Собственно факт обретения гражданства состоял в записи юноши по достижении 17 лет в одну из 35 триб и объявлении его впоследствии в цензовом списке соответственно имуществу. Женщины статуса полноправного гражданства не получали, так как всегда должны были состоять под опекой отца, мужа и т. п., по замечанию римского юриста, «в силу присущегоим легкомыслия». Незаконное присвоение себе прав римского гражданина, даже претензия на таковое считались уголовным преступлением — в I в. в наказание за это была введена даже смертная казнь.

Римского гражданства можно было и лишиться — в этом еще раз проявилось отношение римлян к этому институту как особому качеству, а не только набору политических прав. Называлось это уменьшением правоспособности, и наступала она в силу утраты свободы (пленение на войне, продажа в рабство или попадание в кабалу), в силу приговора суда (как следствие позорящих или тяжких наказаний), либо в силу особого общественного морального осуждения — infamia, когда за постыдное поведение римлянин лишался некоторых важных прав (делать завещание, выдвигать иски в суде и т. д.). Правоспособность восстанавливалась, если обстоятельства, послужившие основанием к ее сокращению, отпадали: воин бежал из плена, кабала прекращалась и т. п.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

35. Римское гражданство: сущность и преимущества

Чтобы стать настоящим римским гражданином, требовались три вещи: иметь в Риме свое жилище, состоять членом одной из тридцати пяти триб(Население и территория Рима делились на трибы (первоначально "трети"), число которых в III в. до н.э. достигло 35.) и быть в состоянии занимать государственные должности. Те, кто имел какое-либо одно из прав гражданина по пожалованию, а не по рождению, были, собственно говоря, лишь почетными гражданами. Когда говорят, что по переписи, совершенной по приказу Августа, насчитывалось более четырех миллионов римских граждан, очевидно, сюда включают как тех, кто в это время пребывал в Риме, так и проживавших в империи почетных граждан. Между гражданами и жителями существовало большое различие. Согласно закону о жителях, только рождение обусловливало гражданство и наделяло всеми городскими привилегиями. Эти привилегии не приобретались одной лишь длительностью проживания. Они предоставлялись при консулах только государством, а при императорах - по их милости. Первой привилегией римского гражданина была его подсудность только народу. Закон Порция запрещал предавать казни гражданина. Даже в провинциях гражданин не подчинялся произволу проконсула или пропретора. Слова "я - римский гражданин" тотчас же обуздывали этих мелких тиранов. Как говорит г-н де Монтескье в своей книге "Дух законов" (кн. XI, гл. XIX), в Риме, как и в Спарте, свобода граждан и рабство рабов были доведены до крайности. Однако, несмотря на привилегии, силу и величие римских граждан, заставившие Цицерона сказать (в речи в защиту М. Фонтейя7): "Можно ли сравнить самого высокопоставленного галла с самым незначительным римским гражданином", - управление этим государством было уже таким сложным, что в Риме идею гражданина понимали не до конца.

36. Государственное устройство римской Республики.

Высшая власть принадлежит – консулам (двум). Римляне очень боялись восстановления царской власти, поэтому выбирали консулов сроком только на один год. Консулы производили набор войск и командовали ими во время войны, имели право созывать сенат и народное собрание. Помимо консулов в Риме было еще несколько магистратов, которые творили суд, занимались финансами и благоустройством города. Кандидат в магистраты должен был участвовать не менее чем в 10 военных походах и быть гражданином Рима. Все должности были неоплачиваемыми, как и в Греции, кстати сказать, поэтому нужно было быть довольно состоятельным человеком. В случае опасности для гос-ва римляне выбирали на 6 месяцев диктатора, которому все должны были подчиняться. Защитив государство, диктатор должен был сложить свои полномочия. Самая почетная должность – цензор. Он избирался раз в пять лет для проведения переписи и имел право исключить сенатора из сенатского сословия за недостойное поведение. Цензоры выбирались в основном из бывших консулов. * при республике роль сената и народного собрания возросла… в сенате принимали и выслушивали чужеземных послов, решали вопросы войны и мира, обсуждали – принимать или нет чужих богов, устраивать ли общие моления и тд и тп * сенат ведал гос-венными финансами и строительством * народное собрание считалось высшим органом в гос-ве, однако его решения становились законом только после одобрения сенатом * народное собрание выбирало магистратов и имело право отменить смертный приговор, вынесенный им Почти 200 лет после установления республики в Риме шла борьба патрициев с плебеями. При Сервии Туллии плебеи получили возможность голосовать в народном собрании и воевать, но они не могли быть магистратами. Плебеи страдали в основном из-за долговой каббалы (взял деньги – верни с процентом, кто не отдаст – превращается в раба). Плебеи нашли очень действенный способ борьбы. Во время очередной войны они отказались записываться в войско, и Рим было некому защищать. Патрициям пришлось пойти на уступки. Так, в начале 5 века до нэ появилась новая магистратура, доступная только плебеям – НАРОДНЫЙ ТРИБУН (!!!) * «законы 12 таблиц» (450 год) – первый записанный свод законов в истории Рима, там вводились денежный штрафы и прочие наказания за убийства, кражи, измены… говорилось и о том, кто и какой собственность может владеть. * затем в Риме было запрещено обращать должника в раба Короче, после 2-х веков борьбы исчезает разница между плебеями и патрициями, они постепенно уравниваются в правах. Самая богатая часть плебеев так вообще сливается с патрициями, и понятие «плебей» теперь означает низы общества.

37. Римско-Италийский союз: состав и правовой статус. Рим не составлял типового договора, а составил «федос» - федераты с каждым населенным пунктом. Выводятся колонии римского права (только на территории Италии). Рим – там живут граждане. С латинскими племенами ведут мягкую политику. Древние латинские союзные муниципии (самоуправляющиеся общины) – те города, которые сразу приняли гегемонию Рима. Союзным общинам ограниченного управления: снизили политический статус и сделали их местом ссылок. Они стали префектурами и туда отправляли префекта. Латинское право – не римское. Цере (на юге Италии) принял Рим. Церицкое право, но только для этрусков. Муниципии – крупные города Италии. Большая часть земли – публикус. Капуя перевели на префектуру, Рим посылает своего префекта и перед ним отсчитываются. Дедитиции – самниты и галлы. Римское гражданство: 1. право обеспечение со стороны государства 2. юз суфрагиор – право голосовать 3. юз хонорис – право быть избранным на любую должность, но без оплаты 4. юз миграционис – разъезжать 5. юз комерцис – сделка со всеми 6. юз милициа – служить в легионе 7. юз конкубикат – право вступать в брак с римской гражданкой и с представителями элиты завоеванных племен также Городские единицы: 1. Рим 2. Латинское 3. Церицкое 4. Муниципии 5. Префектуры 6. Опподиум 7. Дедитиции Завоеванная земля 1/3 стала романус: большая часть – агер публикус, агер самус. Единый популус романус в 3 веке до н.э. Латинские граждане должны спрашивать разрешение, чтобы быть юз комерциас и юз миграционис.

studfiles.net

Римское гражданство • ru.knowledgr.com

Гражданство в древнем Риме было привилегированным политическим и правовым статусом, предоставленным непорабощенным людям относительно законов, собственности и управления.

В римской республике и позже в Римской империи, люди, проживающие в римском государстве, могли примерно быть разделены на несколько классов:

У

Права

Права, доступные отдельным жителям Рима, варьировались в течение долгого времени, согласно их месту происхождения и их обслуживанию к государству. Они также изменились в соответствии с Римским правом согласно классификации человека в пределах государства. Различные юридические классы были определены отдельными законными правами, которыми они наслаждались. Однако возможные права, доступные гражданам, с которыми обращенное Римское право:

Римское гражданство требовалось, чтобы поступить на службу в римские легионы, но это иногда игнорировалось. Неграждане присоединились к Auxilia и получили гражданство через обслуживание.

Классы гражданства

Юридические классы, различные в течение долгого времени, однако следующие классы правового статуса, существовали неоднократно в римском государстве:

Cives Romani

Cives Romani были полными римскими гражданами, которые наслаждались полной правовой защитой в соответствии с Римским правом. Cives Romani были подразделены на два класса:

Не optimo iure, кто держал права на ius commercii и ius connubii (права на собственность и брак), и

optimo iure, кто также держал эти права, а также дополнительные права на ius suffragiorum и ius honorum (права голосовать и исполнять обязанности).

Latini

Latini были классом граждан, которые держали латинские Права (ius Latii) или права на ius commercii и ius migrationis, но не ius connubii. Термин Latini первоначально упомянул Латинский, граждан латинской Лиги, которые приехали под римским контролем к концу латинской войны, но в конечном счете стали юридическим описанием, а не националистическим или этническим. Рабам вольноотпущенников, те из Сивеса Романи, осужденного за преступления или граждан, улаживающих латинские колонии, можно было дать этот статус в соответствии с законом.

Socii

Сокий или Фоедерати были гражданами государств, у которых были договорные обязательства с Римом, как правило соглашения, в соответствии с которыми определенные законные права граждан государства в соответствии с Римским правом были обменены на согласованный уровни военной службы, т.е. римские судьи имели право наложить солдат для римских легионов от тех государств. Однако Фоедерати заявляет, что был когда-то завоеван Римом, были освобождены от оплаты дани Риму из-за их статуса соглашения.

Рост неудовлетворенности правами, предоставленными Socii, и с растущими требованиями рабочей силы легионов (из-за длительной войны Jugurthine и кимврской войны) ведомый в конечном счете к Социальной войне 91–88 до н.э, в котором итальянские союзники восстали против Рима.

Прохождение Лекса Джулии (более определенно Лекс Иулия де Сивитат Латини Данда) в 90 до н.э предоставило права cives цыгана ко всему latini, и socii заявляет, что не участвовал в Социальной войне, или кто был готов прекратить военные действия немедленно. Это было в конечном счете расширено на все итальянские государства Сокия после завершения войны (за исключением Галлии Cisalpina), эффективно устранив socii и latini как законный и определения гражданства.

Provinciales

Provinciales были теми людьми, которые подпадали под римское влияние или контроль, но кто испытал недостаток даже в правах Foederati, по существу имея только права ius gentium.

Peregrini

Peregrinus (множественный Peregrini) был первоначально любым человеком, который не был полным римским гражданином, который является кем-то, кто не был членом Cives Romani. С расширением Римского права, чтобы включать больше градаций правового статуса, этот термин стал менее используемым, но термин пилигрим включал те из latini, socii, и provinciales, а также тех предметов иностранных государств.

Гражданство как инструмент Романизации

Римское гражданство также использовалось в качестве инструмента внешней политики и контроля. Колониям и политическим союзникам предоставили бы «незначительную» форму римского гражданства, там будучи несколькими дипломированными уровнями гражданства и законных прав (латинское Право было одним из них). Обещание улучшенного положения в пределах римской «сферы влияния» и конкуренция для положения с соседями, сохраняли центр многих соседей и союзников Рима сосредоточенным на статус-кво римской культуры, вместо того, чтобы пытаться ниспровергать или свергнуть влияние Рима.

Предоставление гражданства союзникам и завоеванному было жизненным шагом в процессе Романизации. Этот шаг был одним из самых эффективных политических инструментов и (в том пункте в истории) оригинальные политические идеи (возможно, одна из самых важных причин успеха Рима).

Как предшественник этого, Александр Великий попытался «смешать» своих греков с персами, египтянами, сирийцами, и т.д. чтобы ассимилировать людей завоеванной персидской Империи, но после его смерти эта политика была в основном проигнорирована его преемниками. Идея состояла в том, чтобы ассимилироваться, чтобы повернуть побежденного и потенциально непослушного врага (или его сыновья) в римского гражданина. Вместо того, чтобы иметь необходимость ждать неизбежного восстания завоеванные люди (племя или город-государство) как Спарта и завоеванные Рабы, Рим попытался заставить тех по своему правилу чувствовать, что у них была доля в системе.

Указ Caracalla

Указ Каракаллы (официально Constitutio Antoniniana (латынь: «Конституция [или Указ] Antoninus»), был указ, выпущенный в 212, римским императором Каракаллой, какой закон объявил, что всем свободным мужчинам в Римской империи нужно было дать полное римское гражданство, и всем свободным женщинам в Империи дали те же самые права, как римские женщины были. Прежде 212, по большей части только жители Italia поддержали полное римское гражданство. Колонии римлян, установленных в других областях, римляне (или их потомки) живущий в областях, жителях различных городов всюду по Империи и небольших числах местных дворян (таких как короли стран клиента) проводимый полным гражданством также. Provincials, с другой стороны, обычно были негражданами, хотя некоторые держали латинское Право.

См. также

Внешние ссылки

См. также

ru.knowledgr.com

Римское гражданство.

Количество просмотров публикации Римское гражданство. - 210

Эволюция социально-правового строя Древнего Рима

На протяжении всœей истории древнеримского общества основой его социального строя было правовое неравенство населœения. Критерии такого неравенства были различными: пол, возраст, состояние свободы или несвободы (рабство), гражданская самостоятельность или зависимость, наконец, имущественное неравенство. По отдельности или в совокупности следуя этим критериям, формировались особые категории римского общества, различавшиеся по своему участию в решении политических дел, по своим частным и коммерческим правам, по своему положению в семье, наконец, по возможности распоряжаться судьбами других (в правовом смысле). Всесторонне полноправной категорией населœения Древнего Рима были толькоримские граждане.

Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населœения: с гражданством в Риме были увязаны не только политические, но и частные, коммерческие и семейные права, возможность особых прав и привилегий в суде, вплоть до подчинœенности своему праву. Гражданство было как бы особым качеством, выделœением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял всœе особенности своего правового положения.

В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда в общем сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями (см. § 14) и когда завершился процесс становления государственности. Положение (status) римского гражданина подразумевало обладание политическими правами: выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, – а также личными и частно-гражданскими правами: носить трехсоставноеимя с упоминанием родового звания, участвовать в торговом и гражданском обороте по своему праву, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones – см. §18), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима. Статус гражданина был сопряжен и с некоторыми обязанностями: служить в армии установленное время, платить при крайне важно сти общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Состояние римского гражданства было существенно и в других отношениях: только граждане могли претендовать на бесплатное наделœениеих землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телœесным наказаниям.

Главнымоснованием приобретения римского гражданствабыло рождение от состоявших в законном браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного (знаменовалось это тем, что отец прилюдно брал дитя на руки не позднее установленного срока после рождения). Рождение только от матери-римлянки не давало безусловного статуса гражданина: в 80 ᴦ. на это был установлен полный запрет, с перв. пол. II в. гражданство предоставлялось только родившимся от брака латина и римлянки. В период ранней республики безусловным также было требование проживать в Риме. Гражданство могло быть и даровано ʼʼот имени римского народаʼʼ: либо в целом, как жителям некоего города или общины (муниципии), либо в качестве индивидуальной привилегии ʼʼза заслугиʼʼ. Собственнофакт обретения гражданства состоял в записи юноши по достижении 17 лет в одну из 35 триб и объявлении его впоследствии в цензовом списке соответственно имуществу. Женщины статуса полноправного гражданства не получали, так как всœегда должны были состоять под опекой отца, мужа и т. п., по замечанию римского юриста͵ ʼʼв силу присущегоим легкомыслияʼʼ. Незаконное присвоение себе прав римского гражданина, даже претензия на таковое считались уголовным преступлением – в I в. в наказание за это была введена даже смертная казнь.

Римского гражданства можно было и лишиться – в данном еще раз проявилось отношение римлян к этому институту как особому качеству, а не только набору политических прав. Называлось это уменьшением правоспособности, и наступала она в силу утраты свободы (пленение на войне, продажа в рабство или попадание в кабалу), в силу приговора суда (как следствие позорящих или тяжких наказаний), либо в силу особого общественного морального осуждения – infamia, когда за постыдное поведение римлянин лишался некоторых важных прав (делать завещание, выдвигать иски в суде и т. д.). Правоспособность восстанавливалась, в случае если обстоятельства, послужившие основанием к ее сокращению, отпадали: воин бежал из плена, кабала прекращалась и т. п.

referatwork.ru

Римское гражданство.

§ 16. ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТРОЯ ДРЕВНЕГО РИМА

На протяжении всей истории древнеримского общества основой его социального строя было правовое неравенство населения. Критерии такого неравенства были различными: пол, возраст, состояние свободы или несвободы (рабство), гражданская самостоятельность или зависимость, наконец, имущественное неравенство. По отдельности или в совокупности следуя этим критериям, формировались особые категории римского общества, различавшиеся по своему участию в решении политических дел, по своим частным и коммерческим правам, по своему положению в семье, наконец, по возможности распоряжаться судьбами других (в правовом смысле). Всесторонне полноправной категорией населения Древнего Рима были только римские граждане.

Римское гражданство.

Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населения: с гражданством в Риме были увязаны не только политические, но и частные, коммерческие и семейные права, возможность особых прав и привилегий в суде, вплоть до подчиненности своему праву. Гражданство было как бы особым качеством, выделением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял все особенности своего правового положения.В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда в общем сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями (см. § 14) и когда завершился процесс становления государственности. Положение (status) римского гражданина подразумевало обладание политическими правами: выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, – а также личными и частно-гражданскими правами: носить трехсоставное имя с упоминанием родового звания, участвовать в торговом и гражданском обороте по своему праву, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones – см. §18), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима. Статус гражданина был сопряжен и с некоторыми обязанностями: служить в армии установленное время, платить при необходимости общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Состояние римского гражданства было существенно и в других отношениях: только граждане могли претендовать на бесплатное наделение их землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телесным наказаниям.Главным основанием приобретения римского гражданства было рождение от состоявших в законном браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного (знаменовалось это тем, что отец прилюдно брал дитя на руки не позднее установленного срока после рождения). Рождение только от матери-римлянки не давало безусловного статуса гражданина: в 80 г. на это был установлен полный запрет, с перв. пол. II в. гражданство предоставлялось только родившимся от брака латина и римлянки. В период ранней республики безусловным также было требование проживать в Риме. Гражданство могло быть и даровано «от имени римского народа»: либо в целом, как жителям некоего города или общины (муниципии), либо в качестве индивидуальной привилегии «за заслуги». Собственно факт обретения гражданства состоял в записи юноши по достижении 17 лет в одну из 35 триб и объявлении его впоследствии в цензовом списке соответственно имуществу. Женщины статуса полноправного гражданства не получали, так как всегда должны были состоять под опекой отца, мужа и т. п., по замечанию римского юриста, «в силу присущего им легкомыслия». Незаконное присвоение себе прав римского гражданина, даже претензия на таковое считались уголовным преступлением – в I в. в наказание за это была введена даже смертная казнь.Римского гражданства можно было и лишиться – в этом еще раз проявилось отношение римлян к этому институту как особому качеству, а не только набору политических прав. Называлось это уменьшением правоспособности, и наступала она в силу утраты свободы (пленение на войне, продажа в рабство или попадание в кабалу), в силу приговора суда (как следствие позорящих или тяжких наказаний), либо в силу особого общественного морального осуждения – infamia, когда за постыдное поведение римлянин лишался некоторых важных прав (делать завещание, выдвигать иски в суде и т. д.). Правоспособность восстанавливалась, если обстоятельства, послужившие основанием к ее сокращению, отпадали: воин бежал из плена, кабала прекращалась и т. п.

kruglaw.narod.ru


Смотрите также