Римское гражданство — высший социальный и юридический статус римской античности, означающий возможность пользования всей полнотой юридических прав, предоставляемых римским законодательством.
С точки зрения поражённости в правах, население Римской республики, а позднее — Римской империи, можно условно разделить на следующие группы:
Женщины не рассматривались древнеримским правом как носители гражданства, хотя имели право владения собственностью.
Рабы получили некоторые личные права только в период правления императора Антонина Пия (например, убийство раба хозяином приравнивалось к убийству перегрина). Парадоксом в этой ситуации было то, что вольноотпущенник римского гражданина автоматически получал римское гражданство, правда, с определёнными обязательствами к бывшему хозяину [1].
Права римского гражданина сильно менялись с течением времени, кроме того, они зависели от социального статуса личности и её заслуг перед государством. Римское право периода Республики предусматривало следующие основные права римского гражданина:
В легионах на действительной службе имели право находиться только римские граждане, но они на срок службы (20 лет) поражались в правах: например, легионер не имел права вступать в законный брак, поэтому дети военнослужащих, рождённые в период службы, гражданства не имели, равно не приобретали они гражданства, если военный вступал после отставки с их матерью в законный брак. Равным образом, к военнослужащим могли быть применены телесные наказания и смертная казнь. Только при Септимии Севере военнослужащие получили право вступать в законный брак во время несения службы, что превращало военную службу в наследственное занятие.
Аукзилиарии (солдаты вспомогательных войск) получали права римского гражданства после окончания полного срока службы (30 лет).
В период Республики и ранней Империи римский гражданин должен был даже внешне отличаться от прочих жителей римского государства — по указу Августа, граждане в присутственных местах должны были носить тогу. Реликтом этих порядков были императорские указы V в., запрещавшие ношение в черте города Рима штанов (как атрибута «варварской» одежды).
Автоматически римским гражданином становился ребёнок мужского пола, рождённый в законном браке римского гражданина. Вольноотпущенники римских граждан получали ограниченное римское гражданство (без права военной службы): в условия освобождения обязательно входили клиентские обязательства перед бывшим хозяином. Сыновья вольноотпущенников, рождённые в законном браке, автоматически получали полное римское гражданство.
В период империи предоставление римского гражданства стало зависеть от воли правителя. Можно было купить гражданство, но оно было доступно только ограниченному кругу элиты. После Гражданских войн 49 — 45 гг. до н. э. Юлий Цезарь предоставил римское гражданство всем жителям Италии и Цизальпинской Галлии. В ряде случаев, императоры могли предоставить права гражданства прочим городам и провинциям (полное римское гражданство имело население Бетики и Нарбонской Галлии, чьи обитатели именовались togatiae — «носящие тогу»). Клавдий предоставил римское гражданство жителям Лугдунской Галлии, и представители племени эдуев были введены в Сенат. Нерон предоставил римское гражданство жителям Ахайи (объявив об её «независимости» и освобождении от налогов), но оно было аннулировано Веспасианом.
Римское и латинское гражданство были мощными орудиями процесса романизации.
В 212 г. Каракалла предоставил римское гражданство всему лично свободному населению империи.
dic.academic.ru
Римское гражданство
Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населения: с гражданством в Риме были увязаны не только политические, но и частные, коммерческие и семейные права, возможность особых прав и привилегий в суде, вплоть до подчиненности своему праву. Гражданство было как бы особым качеством, выделением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял все особенности своего правового положения.
В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда в общем сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями (см. § 14) и когда завершился процесс становления государственности. Положение (status) римского гражданина подразумевало обладание политическими правами: выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, — а также личными и частно-гражданскими правами: носить трехсоставноеимя с упоминанием родового звания, участвовать в торговом и гражданском обороте по своему праву, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones — см. § 18), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима. Статус гражданина был сопряжен и с некоторыми обязанностями: служить в армии установленное время, платить при необходимости общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Состояние римского гражданства было существенно и в других отношениях: только граждане могли претендовать на бесплатное наделениеих землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телесным наказаниям.
Главным основанием приобретения римского гражданства было рождение от состоявших в законном браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного (знаменовалось это тем, что отец прилюдно брал дитя на руки не позднее установленного срока после рождения). Рождение только от матери-римлянки не давало безусловного статуса гражданина: в 80 г. на это был установлен полный запрет, с перв. пол. II в. гражданство предоставлялось только родившимся от брака латина и римлянки. В период ранней республики безусловным также было требование проживать в Риме. Гражданство могло быть и даровано «от имени римского народа»: либо в целом, как жителям некоего города или общины (муниципии), либо в качестве индивидуальной привилегии «за заслуги». Собственно факт обретения гражданства состоял в записи юноши по достижении 17 лет в одну из 35 триб и объявлении его впоследствии в цензовом списке соответственно имуществу. Женщины статуса полноправного гражданства не получали, так как всегда должны были состоять под опекой отца, мужа и т. п., по замечанию римского юриста, «в силу присущегоим легкомыслия». Незаконное присвоение себе прав римского гражданина, даже претензия на таковое считались уголовным преступлением — в I в. в наказание за это была введена даже смертная казнь.
Римского гражданства можно было и лишиться — в этом еще раз проявилось отношение римлян к этому институту как особому качеству, а не только набору политических прав. Называлось это уменьшением правоспособности, и наступала она в силу утраты свободы (пленение на войне, продажа в рабство или попадание в кабалу), в силу приговора суда (как следствие позорящих или тяжких наказаний), либо в силу особого общественного морального осуждения — infamia, когда за постыдное поведение римлянин лишался некоторых важных прав (делать завещание, выдвигать иски в суде и т. д.). Правоспособность восстанавливалась, если обстоятельства, послужившие основанием к ее сокращению, отпадали: воин бежал из плена, кабала прекращалась и т. п.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Чтобы стать настоящим римским гражданином, требовались три вещи: иметь в Риме свое жилище, состоять членом одной из тридцати пяти триб(Население и территория Рима делились на трибы (первоначально "трети"), число которых в III в. до н.э. достигло 35.) и быть в состоянии занимать государственные должности. Те, кто имел какое-либо одно из прав гражданина по пожалованию, а не по рождению, были, собственно говоря, лишь почетными гражданами. Когда говорят, что по переписи, совершенной по приказу Августа, насчитывалось более четырех миллионов римских граждан, очевидно, сюда включают как тех, кто в это время пребывал в Риме, так и проживавших в империи почетных граждан. Между гражданами и жителями существовало большое различие. Согласно закону о жителях, только рождение обусловливало гражданство и наделяло всеми городскими привилегиями. Эти привилегии не приобретались одной лишь длительностью проживания. Они предоставлялись при консулах только государством, а при императорах - по их милости. Первой привилегией римского гражданина была его подсудность только народу. Закон Порция запрещал предавать казни гражданина. Даже в провинциях гражданин не подчинялся произволу проконсула или пропретора. Слова "я - римский гражданин" тотчас же обуздывали этих мелких тиранов. Как говорит г-н де Монтескье в своей книге "Дух законов" (кн. XI, гл. XIX), в Риме, как и в Спарте, свобода граждан и рабство рабов были доведены до крайности. Однако, несмотря на привилегии, силу и величие римских граждан, заставившие Цицерона сказать (в речи в защиту М. Фонтейя7): "Можно ли сравнить самого высокопоставленного галла с самым незначительным римским гражданином", - управление этим государством было уже таким сложным, что в Риме идею гражданина понимали не до конца.
Высшая власть принадлежит – консулам (двум). Римляне очень боялись восстановления царской власти, поэтому выбирали консулов сроком только на один год. Консулы производили набор войск и командовали ими во время войны, имели право созывать сенат и народное собрание. Помимо консулов в Риме было еще несколько магистратов, которые творили суд, занимались финансами и благоустройством города. Кандидат в магистраты должен был участвовать не менее чем в 10 военных походах и быть гражданином Рима. Все должности были неоплачиваемыми, как и в Греции, кстати сказать, поэтому нужно было быть довольно состоятельным человеком. В случае опасности для гос-ва римляне выбирали на 6 месяцев диктатора, которому все должны были подчиняться. Защитив государство, диктатор должен был сложить свои полномочия. Самая почетная должность – цензор. Он избирался раз в пять лет для проведения переписи и имел право исключить сенатора из сенатского сословия за недостойное поведение. Цензоры выбирались в основном из бывших консулов. * при республике роль сената и народного собрания возросла… в сенате принимали и выслушивали чужеземных послов, решали вопросы войны и мира, обсуждали – принимать или нет чужих богов, устраивать ли общие моления и тд и тп * сенат ведал гос-венными финансами и строительством * народное собрание считалось высшим органом в гос-ве, однако его решения становились законом только после одобрения сенатом * народное собрание выбирало магистратов и имело право отменить смертный приговор, вынесенный им Почти 200 лет после установления республики в Риме шла борьба патрициев с плебеями. При Сервии Туллии плебеи получили возможность голосовать в народном собрании и воевать, но они не могли быть магистратами. Плебеи страдали в основном из-за долговой каббалы (взял деньги – верни с процентом, кто не отдаст – превращается в раба). Плебеи нашли очень действенный способ борьбы. Во время очередной войны они отказались записываться в войско, и Рим было некому защищать. Патрициям пришлось пойти на уступки. Так, в начале 5 века до нэ появилась новая магистратура, доступная только плебеям – НАРОДНЫЙ ТРИБУН (!!!) * «законы 12 таблиц» (450 год) – первый записанный свод законов в истории Рима, там вводились денежный штрафы и прочие наказания за убийства, кражи, измены… говорилось и о том, кто и какой собственность может владеть. * затем в Риме было запрещено обращать должника в раба Короче, после 2-х веков борьбы исчезает разница между плебеями и патрициями, они постепенно уравниваются в правах. Самая богатая часть плебеев так вообще сливается с патрициями, и понятие «плебей» теперь означает низы общества.
37. Римско-Италийский союз: состав и правовой статус. Рим не составлял типового договора, а составил «федос» - федераты с каждым населенным пунктом. Выводятся колонии римского права (только на территории Италии). Рим – там живут граждане. С латинскими племенами ведут мягкую политику. Древние латинские союзные муниципии (самоуправляющиеся общины) – те города, которые сразу приняли гегемонию Рима. Союзным общинам ограниченного управления: снизили политический статус и сделали их местом ссылок. Они стали префектурами и туда отправляли префекта. Латинское право – не римское. Цере (на юге Италии) принял Рим. Церицкое право, но только для этрусков. Муниципии – крупные города Италии. Большая часть земли – публикус. Капуя перевели на префектуру, Рим посылает своего префекта и перед ним отсчитываются. Дедитиции – самниты и галлы. Римское гражданство: 1. право обеспечение со стороны государства 2. юз суфрагиор – право голосовать 3. юз хонорис – право быть избранным на любую должность, но без оплаты 4. юз миграционис – разъезжать 5. юз комерцис – сделка со всеми 6. юз милициа – служить в легионе 7. юз конкубикат – право вступать в брак с римской гражданкой и с представителями элиты завоеванных племен также Городские единицы: 1. Рим 2. Латинское 3. Церицкое 4. Муниципии 5. Префектуры 6. Опподиум 7. Дедитиции Завоеванная земля 1/3 стала романус: большая часть – агер публикус, агер самус. Единый популус романус в 3 веке до н.э. Латинские граждане должны спрашивать разрешение, чтобы быть юз комерциас и юз миграционис.
studfiles.net
Гражданство в древнем Риме было привилегированным политическим и правовым статусом, предоставленным непорабощенным людям относительно законов, собственности и управления.
В римской республике и позже в Римской империи, люди, проживающие в римском государстве, могли примерно быть разделены на несколько классов:
Права, доступные отдельным жителям Рима, варьировались в течение долгого времени, согласно их месту происхождения и их обслуживанию к государству. Они также изменились в соответствии с Римским правом согласно классификации человека в пределах государства. Различные юридические классы были определены отдельными законными правами, которыми они наслаждались. Однако возможные права, доступные гражданам, с которыми обращенное Римское право:
Римское гражданство требовалось, чтобы поступить на службу в римские легионы, но это иногда игнорировалось. Неграждане присоединились к Auxilia и получили гражданство через обслуживание.
Юридические классы, различные в течение долгого времени, однако следующие классы правового статуса, существовали неоднократно в римском государстве:
Cives Romani были полными римскими гражданами, которые наслаждались полной правовой защитой в соответствии с Римским правом. Cives Romani были подразделены на два класса:
Не optimo iure, кто держал права на ius commercii и ius connubii (права на собственность и брак), и
optimo iure, кто также держал эти права, а также дополнительные права на ius suffragiorum и ius honorum (права голосовать и исполнять обязанности).
Latini были классом граждан, которые держали латинские Права (ius Latii) или права на ius commercii и ius migrationis, но не ius connubii. Термин Latini первоначально упомянул Латинский, граждан латинской Лиги, которые приехали под римским контролем к концу латинской войны, но в конечном счете стали юридическим описанием, а не националистическим или этническим. Рабам вольноотпущенников, те из Сивеса Романи, осужденного за преступления или граждан, улаживающих латинские колонии, можно было дать этот статус в соответствии с законом.
Сокий или Фоедерати были гражданами государств, у которых были договорные обязательства с Римом, как правило соглашения, в соответствии с которыми определенные законные права граждан государства в соответствии с Римским правом были обменены на согласованный уровни военной службы, т.е. римские судьи имели право наложить солдат для римских легионов от тех государств. Однако Фоедерати заявляет, что был когда-то завоеван Римом, были освобождены от оплаты дани Риму из-за их статуса соглашения.
Рост неудовлетворенности правами, предоставленными Socii, и с растущими требованиями рабочей силы легионов (из-за длительной войны Jugurthine и кимврской войны) ведомый в конечном счете к Социальной войне 91–88 до н.э, в котором итальянские союзники восстали против Рима.
Прохождение Лекса Джулии (более определенно Лекс Иулия де Сивитат Латини Данда) в 90 до н.э предоставило права cives цыгана ко всему latini, и socii заявляет, что не участвовал в Социальной войне, или кто был готов прекратить военные действия немедленно. Это было в конечном счете расширено на все итальянские государства Сокия после завершения войны (за исключением Галлии Cisalpina), эффективно устранив socii и latini как законный и определения гражданства.
Provinciales были теми людьми, которые подпадали под римское влияние или контроль, но кто испытал недостаток даже в правах Foederati, по существу имея только права ius gentium.
Peregrinus (множественный Peregrini) был первоначально любым человеком, который не был полным римским гражданином, который является кем-то, кто не был членом Cives Romani. С расширением Римского права, чтобы включать больше градаций правового статуса, этот термин стал менее используемым, но термин пилигрим включал те из latini, socii, и provinciales, а также тех предметов иностранных государств.
Римское гражданство также использовалось в качестве инструмента внешней политики и контроля. Колониям и политическим союзникам предоставили бы «незначительную» форму римского гражданства, там будучи несколькими дипломированными уровнями гражданства и законных прав (латинское Право было одним из них). Обещание улучшенного положения в пределах римской «сферы влияния» и конкуренция для положения с соседями, сохраняли центр многих соседей и союзников Рима сосредоточенным на статус-кво римской культуры, вместо того, чтобы пытаться ниспровергать или свергнуть влияние Рима.
Предоставление гражданства союзникам и завоеванному было жизненным шагом в процессе Романизации. Этот шаг был одним из самых эффективных политических инструментов и (в том пункте в истории) оригинальные политические идеи (возможно, одна из самых важных причин успеха Рима).
Как предшественник этого, Александр Великий попытался «смешать» своих греков с персами, египтянами, сирийцами, и т.д. чтобы ассимилировать людей завоеванной персидской Империи, но после его смерти эта политика была в основном проигнорирована его преемниками. Идея состояла в том, чтобы ассимилироваться, чтобы повернуть побежденного и потенциально непослушного врага (или его сыновья) в римского гражданина. Вместо того, чтобы иметь необходимость ждать неизбежного восстания завоеванные люди (племя или город-государство) как Спарта и завоеванные Рабы, Рим попытался заставить тех по своему правилу чувствовать, что у них была доля в системе.
Указ Каракаллы (официально Constitutio Antoniniana (латынь: «Конституция [или Указ] Antoninus»), был указ, выпущенный в 212, римским императором Каракаллой, какой закон объявил, что всем свободным мужчинам в Римской империи нужно было дать полное римское гражданство, и всем свободным женщинам в Империи дали те же самые права, как римские женщины были. Прежде 212, по большей части только жители Italia поддержали полное римское гражданство. Колонии римлян, установленных в других областях, римляне (или их потомки) живущий в областях, жителях различных городов всюду по Империи и небольших числах местных дворян (таких как короли стран клиента) проводимый полным гражданством также. Provincials, с другой стороны, обычно были негражданами, хотя некоторые держали латинское Право.
ru.knowledgr.com
Количество просмотров публикации Римское гражданство. - 210
Эволюция социально-правового строя Древнего Рима
На протяжении всей истории древнеримского общества основой его социального строя было правовое неравенство населения. Критерии такого неравенства были различными: пол, возраст, состояние свободы или несвободы (рабство), гражданская самостоятельность или зависимость, наконец, имущественное неравенство. По отдельности или в совокупности следуя этим критериям, формировались особые категории римского общества, различавшиеся по своему участию в решении политических дел, по своим частным и коммерческим правам, по своему положению в семье, наконец, по возможности распоряжаться судьбами других (в правовом смысле). Всесторонне полноправной категорией населения Древнего Рима были толькоримские граждане.
Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населения: с гражданством в Риме были увязаны не только политические, но и частные, коммерческие и семейные права, возможность особых прав и привилегий в суде, вплоть до подчиненности своему праву. Гражданство было как бы особым качеством, выделением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял все особенности своего правового положения.
В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда в общем сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями (см. § 14) и когда завершился процесс становления государственности. Положение (status) римского гражданина подразумевало обладание политическими правами: выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, – а также личными и частно-гражданскими правами: носить трехсоставноеимя с упоминанием родового звания, участвовать в торговом и гражданском обороте по своему праву, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones – см. §18), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима. Статус гражданина был сопряжен и с некоторыми обязанностями: служить в армии установленное время, платить при крайне важно сти общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Состояние римского гражданства было существенно и в других отношениях: только граждане могли претендовать на бесплатное наделениеих землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телесным наказаниям.
Главнымоснованием приобретения римского гражданствабыло рождение от состоявших в законном браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного (знаменовалось это тем, что отец прилюдно брал дитя на руки не позднее установленного срока после рождения). Рождение только от матери-римлянки не давало безусловного статуса гражданина: в 80 ᴦ. на это был установлен полный запрет, с перв. пол. II в. гражданство предоставлялось только родившимся от брака латина и римлянки. В период ранней республики безусловным также было требование проживать в Риме. Гражданство могло быть и даровано ʼʼот имени римского народаʼʼ: либо в целом, как жителям некоего города или общины (муниципии), либо в качестве индивидуальной привилегии ʼʼза заслугиʼʼ. Собственнофакт обретения гражданства состоял в записи юноши по достижении 17 лет в одну из 35 триб и объявлении его впоследствии в цензовом списке соответственно имуществу. Женщины статуса полноправного гражданства не получали, так как всегда должны были состоять под опекой отца, мужа и т. п., по замечанию римского юриста͵ ʼʼв силу присущегоим легкомыслияʼʼ. Незаконное присвоение себе прав римского гражданина, даже претензия на таковое считались уголовным преступлением – в I в. в наказание за это была введена даже смертная казнь.
Римского гражданства можно было и лишиться – в данном еще раз проявилось отношение римлян к этому институту как особому качеству, а не только набору политических прав. Называлось это уменьшением правоспособности, и наступала она в силу утраты свободы (пленение на войне, продажа в рабство или попадание в кабалу), в силу приговора суда (как следствие позорящих или тяжких наказаний), либо в силу особого общественного морального осуждения – infamia, когда за постыдное поведение римлянин лишался некоторых важных прав (делать завещание, выдвигать иски в суде и т. д.). Правоспособность восстанавливалась, в случае если обстоятельства, послужившие основанием к ее сокращению, отпадали: воин бежал из плена, кабала прекращалась и т. п.
referatwork.ru
На протяжении всей истории древнеримского общества основой его социального строя было правовое неравенство населения. Критерии такого неравенства были различными: пол, возраст, состояние свободы или несвободы (рабство), гражданская самостоятельность или зависимость, наконец, имущественное неравенство. По отдельности или в совокупности следуя этим критериям, формировались особые категории римского общества, различавшиеся по своему участию в решении политических дел, по своим частным и коммерческим правам, по своему положению в семье, наконец, по возможности распоряжаться судьбами других (в правовом смысле). Всесторонне полноправной категорией населения Древнего Рима были только римские граждане.
Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населения: с гражданством в Риме были увязаны не только политические, но и частные, коммерческие и семейные права, возможность особых прав и привилегий в суде, вплоть до подчиненности своему праву. Гражданство было как бы особым качеством, выделением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял все особенности своего правового положения.В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда в общем сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями (см. § 14) и когда завершился процесс становления государственности. Положение (status) римского гражданина подразумевало обладание политическими правами: выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, – а также личными и частно-гражданскими правами: носить трехсоставное имя с упоминанием родового звания, участвовать в торговом и гражданском обороте по своему праву, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones – см. §18), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима. Статус гражданина был сопряжен и с некоторыми обязанностями: служить в армии установленное время, платить при необходимости общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Состояние римского гражданства было существенно и в других отношениях: только граждане могли претендовать на бесплатное наделение их землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телесным наказаниям.Главным основанием приобретения римского гражданства было рождение от состоявших в законном браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного (знаменовалось это тем, что отец прилюдно брал дитя на руки не позднее установленного срока после рождения). Рождение только от матери-римлянки не давало безусловного статуса гражданина: в 80 г. на это был установлен полный запрет, с перв. пол. II в. гражданство предоставлялось только родившимся от брака латина и римлянки. В период ранней республики безусловным также было требование проживать в Риме. Гражданство могло быть и даровано «от имени римского народа»: либо в целом, как жителям некоего города или общины (муниципии), либо в качестве индивидуальной привилегии «за заслуги». Собственно факт обретения гражданства состоял в записи юноши по достижении 17 лет в одну из 35 триб и объявлении его впоследствии в цензовом списке соответственно имуществу. Женщины статуса полноправного гражданства не получали, так как всегда должны были состоять под опекой отца, мужа и т. п., по замечанию римского юриста, «в силу присущего им легкомыслия». Незаконное присвоение себе прав римского гражданина, даже претензия на таковое считались уголовным преступлением – в I в. в наказание за это была введена даже смертная казнь.Римского гражданства можно было и лишиться – в этом еще раз проявилось отношение римлян к этому институту как особому качеству, а не только набору политических прав. Называлось это уменьшением правоспособности, и наступала она в силу утраты свободы (пленение на войне, продажа в рабство или попадание в кабалу), в силу приговора суда (как следствие позорящих или тяжких наказаний), либо в силу особого общественного морального осуждения – infamia, когда за постыдное поведение римлянин лишался некоторых важных прав (делать завещание, выдвигать иски в суде и т. д.). Правоспособность восстанавливалась, если обстоятельства, послужившие основанием к ее сокращению, отпадали: воин бежал из плена, кабала прекращалась и т. п.
kruglaw.narod.ru