Система государственных органов в решении вопросов гражданства в России. Решение вопросов гражданства


последние изменения и поправки, судебная практика

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Комментарий к Статье 89 Конституции РФ

Комментируемая статья закрепляет традиционные для главы государства, независимо от формы правления, полномочия. Для указанных полномочий характерны два общих признака: 1) Президент осуществляет их от имени Российской Федерации и сам является ее олицетворением; 2) они реализуются в отношениях с участием граждан и иных физических лиц.

А. Согласно п. "а" комментируемой статьи глава государства решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Конституция устанавливает только принципиальные основы института гражданства; их конкретизация, включая полномочия Президента, в данной сфере установлена Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 04.12.2007). В частности, в соответствии с указанным Законом Президент принимает решения, если соответствующие акции осуществляются в общем (а не упрощенном) порядке по вопросам: а) приема в российское гражданство; б) восстановления в гражданстве РФ некоторых категорий лиц; в) выхода из гражданства; г) отмены решения по вопросам гражданства (см. комментарий к ст. 6).

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте имеет сугубо совещательные полномочия. Комиссия готовит для Президента предложения по вопросам гражданства; контролирует исполнение решений по этим вопросам; рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства и другие ходатайства по вопросам гражданства; рассматривает предложения о разработке законопроектов и иных нормативных актов в данной сфере.

Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 27.07.2007) утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, которым в соответствии со ст. 63 Конституции конкретизируются условия и порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. В Положении подробно определены основания, по которым лицу может быть предоставлено убежище, основания, по которым политическое убежище не предоставляется, в каких случаях утрачивается право на убежище, а также основание лишения права на политическое убежище, определяется порядок решения вопросов о предоставлении убежища. Предоставление убежища, как и его лишение, производится указом Президента. Лицу, которому предоставляется политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца, а затем оформляется вид на жительство.

Б. Согласно п. "б" комментируемой статьи к полномочиям Президента отнесены награждение государственными наградами, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.

Согласно п. "с" ст. 71 Конституции государственные награды и почетные звания отнесены к предметам ведения Российской Федерации, по которым принимаются федеральные законы (ч. 1 ст. 76). В связи с высказанным тезисом существенное значение имеет сформулированная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации"*(981) правовая позиция. В частности, по мнению одного из заявителей (Правительство Республики Карелия), из ч. 2 ст. 76 Конституции, согласно которой по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, следует, что по предметам совместного ведения не могут издаваться никакие иные федеральные нормативные правовые акты, кроме законов, поэтому ряд статей Кодекса, прямо предусматривающие либо предполагающие издание именно иных федеративных нормативных актов, не соответствуют Конституции.

Суд подчеркнул: что касается подзаконных нормативных актов, то о них ничего не сказано не только в ч. 2, но и в ч. 1 ст. 76 Конституции, согласно которой по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Следуя аргументации заявителя, надо было бы предположить, что и по этим вопросам (которые согласно ст. 71 Конституции находятся в ведении Российской Федерации) не предусмотрено издание никаких других нормативных правовых актов, кроме законов, а значит вообще не может быть федеральных нормативных правовых актов подзаконного характера. Более того, надо было бы признать, что по предметам совместного ведения не может быть и индивидуальных правоприменительных актов, притом не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, поскольку издание таких актов, в том числе по предметам совместного ведения, в ст. 76 Конституции не предусмотрено.

Между тем, как следует из ст. 90, 115, п. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции России, Президент и Правительство принимают собственные правовые акты, в том числе нормативного характера, по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, действительный смысл положения ч. 2 ст. 76 Конституции не может быть понят в отрыве от других конституционных положений. Данная статья регулирует не вопрос о том, вправе ли федеральные органы государственной власти издавать нормативные акты подзаконного характера, а вопрос о том, как действует федеральный закон и как он соотносится с актами, принимаемыми субъектами Федерации: в каких случаях приоритет имеют федеральные законы (ч. 1, 2 и 5), а в каких, напротив, нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 4 и 6). Поэтому предусмотренная оспариваемыми статьями Лесного кодекса 1997 г. возможность издания не только законов, но и иных федеральных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов, сама по себе не является нарушением ч. 2 ст. 76 Конституции.

Таким образом, возможность издания нормативных актов подзаконного характера по вопросам ведения РФ (как и совместного ведения РФ и ее субъектов) Конституцией не исключается в принципе.

В условиях пробельности законодательства регулирование тех или иных отношений подзаконными нормативными правовыми актами, действующими до принятия соответствующего федерального закона, может быть единственным способом обеспечения прямого действия Конституции. Однако такое регулирование, вполне оправданное для 1994 г., едва ли может считаться отвечающим требованиям Конституции на современном этапе конституционно-правового развития, а изложенная позиция Конституционного Суда РФ быть распространена на интерпретацию п. "б" ст. 89.

Иными словами, указанные в п. "с" ст. 79 и ч. 1 ст. 76 Конституции положения в их системном единстве с п. "б" комментируемой статьи - Президент "награждает государственными наградами Российской Федерации" - означают, что учреждение государственных наград, как и почетных званий, являющихся разновидностью государственных наград, - полномочие федерального законодателя, а не Президента. Между тем учреждение государственных наград РФ осуществлено Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 (в ред. от 12.08.2008). Если в 1994 г. "указное" регулирование данной сферы отношений было вполне оправдано относительной неразвитостью правовой системы и пробельностью законодательства, то его сохранение в настоящее время едва ли возможно считать отвечающим требованиям Конституции.

В преамбуле указанного Положения государственные награды России являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и за иные выдающиеся заслуги перед государством.

Положением устанавливается, что к числу государственных наград относятся, помимо орденов, медалей, знаков отличия РФ, также звание Героя Российской Федерации и почетные звания (их более 60). Президент издает указы об учреждении государственных наград (в том числе утверждает статуты орденов, положения о медалях, знаках отличия и их описания), принимает указы о награждении, вручает государственные награды. По поручению Президента и от его имени государственные награды могут вручаться должностными лицами, названными в Положении.

Лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством.

Государственных наград могут быть удостоены граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Установлена преемственность в регулировании отношений, связанных с государственными наградами СССР. На граждан РФ, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные приведенным Положением и законодательством России. Сохраняется порядок ношения орденов, медалей СССР, лент орденов и медалей на планках и других знаков отличия.

Президент образует Комиссию по государственным наградам для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан, работающую на общественных началах, а также соответствующее подразделение в составе Администрации по государственным наградам для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград.

Представляется, хотя это в Конституции специально не оговорено, что главе государства принадлежит право давать согласие на награждение граждан РФ орденами и медалями других стран, а также на присвоение им почетных званий, что можно было бы предусмотреть в специальном законе о государственных наградах и почетных званиях Российской Федерации.

Высшие воинские звания - маршалов, генералов и адмиралов, установленные Законом о воинской обязанности (ст. 46), а также высшие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, таможенных органов, дипломатические ранги, равно как квалификационные классы, классные чины действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции и т.п., установленные различными правовыми актами (например, согласно ч. 6 ст. 41 Закона о прокуратуре "порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом Российской Федерации", хотя адекватность такого делегирования соответствующего полномочия главе государства требованиям Конституции вызывает сомнения), присваиваются указами Президента. Все материалы, связанные с присвоением званий, рассматриваются Управлением кадров Администрации Президента РФ, которое готовит и представляет Президенту проекты указов о присвоении соответствующего звания.

В. Согласно п. "в" комментируемой статьи Президенту предоставлено право осуществлять помилование. Уголовный кодекс в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции конкретизировал институт помилования, - в частности, согласно его ст. 85 помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица, осужденного за преступление. Актом помилования можно также снять судимость.

Таким образом, речь идет о полной или частичной отмене примененных в отношении осужденного санкций, их изменении или отказе от дальнейшего исполнения. Это означает, что глава государства может воспользоваться своим полномочием только после вступления приговора суда, которым лицо признано виновным, в силу.

При этом в силу единства правовой системы России, в том числе в сфере уголовно-правового регулирования, данное полномочие потенциально распространяется на всех лиц, осужденных за совершение преступлений, независимо от их вида и инстанционной подсудности.

Помилование осуществляется от имени Российской Федерации. В связи с этим Конституция не предусматривает право Президента делегировать свои полномочия по осуществлению помилования другим органам или должностным лицам. Однако участие в этом процессе других органов, поскольку они управомочены Президентом как носителем соответствующего конституционного полномочия, не исключается при условии, что решение о помиловании принимается самим Президентом. В частности, в 2001 г. глава государства упразднил Комиссию по вопросам помилования при Президенте и изменил порядок подготовки решений о помиловании. В составе Администрации Президента сохранилось Управление по вопросам помилования, а в субъектах Федерации созданы Комиссии по вопросам помилования, действующие на основании Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Глава государства, однако, не связан позициями названных органов.

constrf.ru

кто их принимает и осуществляет, чем занимается комиссия при Президенте, какие еще есть государственные полномочные органы, ведающие такими делами?

Ряд категорий лиц, соответствующих определённым условиям, могут претендовать на получение российского гражданства.

Чтобы правильно реализовать свои права, необходимо разобраться, в какие государственные органы по какой процедуре следует обратиться для осуществления данной возможности.

К вопросам гражданства РФ относится его предоставление и прекращение, в том числе рассмотрение повторных обращений. Кроме того, важным элементом действующей практики является процедура признания носителем русского языка.

...

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-84-29. Это быстро и бесплатно!

Кто осуществляет данный процесс в России?

Законодательство устанавливает, что государственными органами, ответственными за решение вопросов гражданства РФ, принимает Президент, а также структуры, контролирующие миграционные аспекты (с апреля 2016 года это Главное управление по вопросам миграции МВД), ведающие внешними делами (Министерство иностранных дел), дипломатические и консульские учреждения.

Президент РФ обладает соответствующими полномочиями согласно п. «а» ст.89 Конституции. В законе уточняется, что он правомочен принимать решение о приеме в гражданство Российской Федерации, в том числе почетное:

  1. отменять эти решения;
  2. восстанавливать;
  3. позволять иметь двойное гражданство;
  4. давать разрешение на отказ.

Данные решения издаются в виде указов. Другие органы власти занимаются лишь подготовительной работой.

Государственные органы, ведающие делами

ГУВМ МВД

ГУВМ МВД контролирует, наблюдает и принимает решение по вопросам гражданства лиц, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации. Территориальные подразделения данного органа власти правомочны:

  1. Оформлять гражданство упрощенным способом, если заявитель имеет на это право. Упрощённая схема действует, если:
  2. Принимать ходатайства к президенту, если гражданство получается не по упрощенной схеме.
  3. Проверять правильность поданных документов и сведений в них.
  4. Проводить собеседования для приобретения статуса носителя русского языка.

МИД

МИД, консульские и дипломатические учреждения выполняют вышеуказанные функции относительно лиц, проживающих за пределами России.

Комиссия при Президенте

Комиссия при Президенте РФ является специальным консультационным органом, помогающим Президенту выполнять свои конституционные полномочия по вопросам гражданства. Президент назначает главу комиссии, а затем по его рекомендации – членов данного органа, работающих на общественных началах.

Главными задачами комиссии являются:

Основные стадии приема документов

  1. Если человек имеет право на регистрацию гражданства по упрощенной схеме, он должен лично подать заявление в полномочные органы ведающие делами о гражданстве Российской Федерации по месту жительства.

    Форма данного документа официально утверждена в положении по вопросам российского гражданства 2002 года. Максимальный срок рассмотрения предоставленного пакета документов – шесть месяцев. В течение месяца со дня принятия решения о нем сообщается заявителю.

  2. Если лицо не может претендовать на упрощенное предоставление гражданства, оно пишет ходатайство Президенту и подает его через вышеупомянутые инстанции. Решение по данному ходатайству выносится не позднее, чем через девять месяцев после его подачи.

    Срок сообщения о результате рассмотрения такой же, как и в предыдущем случае.

Обжалование решений

Предусматривается возможность обжалования неправомерных решений государственных органов или действий их представителей. Это касается также вопросов гражданства, о чем прямо говорится в профильном законе. Обжалование осуществляется путём подачи заявления в следующие органы.

Вышестоящие или контролирующие инстанции в порядке субординации

Имеют право в месячный срок выносить решения по действиям чиновников, в частности если было отказано в приёме документов на получение гражданства (ст. 40 закона № 62-ФЗ).

Статья 40 Закона «О гражданстве РФ» №62-ФЗ. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации

Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Суд

Рассматривает иски как по неправомерным действиям, так и по противоречащим закону решениям (ст.39 закона №62-ФЗ). Обращаться можно в судебные инстанции по месту жительства истца или по месту нахождения ведомства, являющегося ответчиком.

Как свидетельствует практика в Российской Федерации, большинство решений обжалования по вопросам гражданства осуществляется органами миграционного контроля. Они касаются таких вопросов, как отказ в регистрации гражданства, установление сроков проживания в России, отказ от рассмотрения документов из-за изменения законодательства.

Имеются случаи обращения в Конституционный суд в случае, если подзаконные нормативные акты противоречат закону о гражданстве.

Существующие законодательные нормы детально расписывают механизм обретения гражданства РФ путём подачи заявления / ходатайства в органы власти, уполномоченные по данному вопросу (Президент, ГУВМ МВД, МИД и зарубежные учреждения внешних сношений).

В случае возникновения спорной ситуации наилучшим способом ее разрешения будет обращение в контролирующие инстанции, суд или Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: +7 (499) 350-84-29 (Москва)+7 (812) 429-72-48 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

urexpert.online

Система государственных органов в решении вопросов гражданства в России

В ФЗ «О гражданстве РФ» указаны государственные органы, ведающие делами в данной сфере, состав их полномочий, порядок производства и обжалования решений по подобным делам.

Согласно положениям статьи 28 вышеуказанного ФЗ в состав полномочных органов, которые ведают делами о гражданстве России, входят:

– Президент РФ;

– федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен реализовывать функции по контролю и надзору в области внутренних дел, а также его территориальные органы;

– федеральный орган исполнительной власти, занимающийся вопросами в сфере иностранных дел, а также дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за границей.

ФЗ «О гражданстве РФ» также определяет полномочия органов, ведающих делами о гражданстве России.

В системе государственных органов, деятельность которых связана с рассматриваемой сферой, ключевыми полномочиями наделен Президент России как глава государства, представляющий его.

В пункте «а» статьи 89 Конституции указано, что Президент РФ решает вопросы гражданства. В их состав входят: прием, восстановление, выход и отмена решений о приеме в гражданство.

Согласно положениям части 1 статьи 29 ФЗ «О гражданстве РФ» к полномочиям Президента РФ отнесены следующие вопросы:

– прием в гражданство России в общем порядке согласно статье 13 ФЗ;

– восстановление в гражданстве в общем порядке согласно статье 15 ФЗ;

– выход из гражданства РФ в общем порядке согласно части первой статьи 19 (самого лица) и части первой статьи 26 (его ребенка) ФЗ;

– отмена решений по вопросам гражданства РФ согласно статье 23 ФЗ.

Президент РФ также утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов в данной области; обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование полномочных органов, занимающихся подобными вопросами; издает указы в этой сфере.

Для реализации полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент России формирует Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. К её задачам относятся: подготовка предложений для Президента по данным вопросам, обеспечение разработки и проведения единой государственной политики в этой сфере, а также контроль за исполнением решений в указанной области. В Администрации Президента в качестве её структурного подразделения функционирует Управление Президента России по вопросам гражданства.

Остальные государственные органы, которые принимают участие в разрешении вопросов подданства либо непосредственно решают их, входят в состав системы органов исполнительной власти.

В их числе можно выделить: Главное управление по вопросам миграции МВД РФ (образовано 5 апреля 2016 года вместо упраздненной ФМС), а также МИД, дипломатические представительства, консульские учреждения.

Согласно статье 30 ФЗ федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на реализацию функций по контролю и надзору в области миграции, и его территориальные органы отправляют следующие полномочия:

– устанавливают наличие гражданства России у лиц, проживающих на территории России;

– принимают от лиц, которые проживают на территории РФ, соответствующие заявления;

– оценивают факты и документы, представленные в качестве обоснования соответствующих заявлений, а в случае необходимости устанавливают дополнительные сведения в соответствующих органах государства;

– направляют Президенту в случаях, которые предусмотрены частью 1 статьи 29 ФЗ (касается общего порядка) заявления проблемам гражданства, представленные документы и заключения на них;

– выполняют принятые Президентом решения по соответствующим вопросам в отношении тех лиц, которые проживают на территории страны;

– рассматривают заявления по вопросам гражданства, которые поданы проживающими на территории РФ лицами, и решают соответствующие вопросы в упрощенном согласно статье 14, части 3 статьи 19 и части 3 статьи 26 ФЗ;

– осуществляют учет лиц, в отношении которых приняты решения об изменении их подданства;

– оформляют гражданство России согласно части 2 статьи 12, частями 2 и 4 статьи 26 ФЗ;

– отменяют решения по вопросам гражданства РФ согласно стати 23 ФЗ.

В соответствии с положениями статьи 31 ФЗ в состав полномочий МИД и дипломатических представительств и консульских учреждений России включены:

– определение наличия гражданства РФ у лиц, проживающих за пределами РФ;

– принятие заявлений по вопросам гражданства РФ от лиц, проживающих за пределами России;

– проверка фактов и документов, представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства России, а в случае необходимости оформление запроса на дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

– направление Президенту России в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 29 ФЗ (касается общего порядка), заявлений по соответствующим вопросам, представленные для их обоснования документы и заключения на них;

– исполнение решений, принятых Президентом России по вопросам гражданства в отношении тех лиц, которые проживают за пределами страны;

– рассмотрение заявлений по вопросам гражданства России, которые поданы проживающими за пределами РФ лицами, и принятие решений по соответствующим вопросам в упрощенном порядке согласно статье 14, частям 2 и 3 статьи 19, части 3 статьи 26 ФЗ;

– ведение учета лиц, в отношении которых консульскими учреждениями и дипломатическими представительствами РФ, находящимися за пределами России, были приняты решения по вопросам изменения гражданства;

– оформление гражданства России согласно части 2 статьи 26 ФЗ;

– отмена решений по вопросам гражданства России согласно статье 23 ФЗ «О гражданстве».

Таким образом, в системе государственных органов в решении вопросов гражданства в России выделяют: Президента РФ, Главное управление по вопросам миграции МВД РФ и его территориальные органы, МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения.

lecu.ru

Сроки получения гражданства России

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, принимая решение о приобретении гражданства Российской Федерации и выбирая для себя в соответствии с действующим российским законодательством при наличии определенных условий наиболее приемлемый вариант, наряду с другими факторами, влияющими на его выбор, учитывает срок, в течение которого он сможет стать гражданином России.

Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства РФ регламентированы статьей 35 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Сроки получения гражданства России

Необходимо отметить, что предусмотренные законодательством сроки рассмотрения материалов о гражданстве и принятия по ним решений, являются максимальными и не могут подлежать корректировке сотрудниками подразделений по вопросам миграции в сторону их увеличения. Уменьшение этих сроков вполне возможно при четкой организации работы указанных подразделений и осуществлении строгого контроля со стороны руководства за работой своих подчиненных сотрудников.

Зачастую, именно нарушение сроков рассмотрения материалов о приеме в гражданство РФ, а также сроков исполнения принятых по ним решений, становится причиной жалоб со стороны претендентов на получение российского гражданства.

В нашей статье мы рассмотрим сроки принятия решений о приеме в гражданство РФ в общем и упрощенном порядке, предусмотренные законодательством основания для сокращения сроков, а также сроки, в течение которых решения о приеме в российское гражданство должны быть исполнены.

О том, какие меры следует предпринять заявителю в случае нарушения сроков рассмотрения заявления о приеме в гражданство и исполнения принятого решения, можно также узнать из содержания данной статьи.

 

Срок принятия решений о приеме в гражданство РФ в общем порядке

Срок рассмотрения документов о приеме в гражданство РФ и принятии по ним решений напрямую зависит от порядка и оснований приобретения гражданства.

Принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляется в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых надлежащим образом оформленных документов.

Процедура приема в гражданство РФ в общем порядке является наиболее сложной и длительной.

Подробно этот вопрос освещен в отдельной статье нашего сайта.

Вышеуказанным Федеральным законом предусмотрены основания для смягчения условий приема в гражданство РФ в общем порядке для отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.

Следует отметить, что предусмотренные законом основания, хотя и смягчают условия приема в гражданство РФ в общем порядке, но на сроки принятия решений не влияют.

Информация об обстоятельствах, смягчающих условия приема в гражданство РФ в общем порядке содержится в данной публикации.

Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.

 

Сроки принятия решений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ и принятие решений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Указанный шестимесячный срок принятия решений сокращается до трех месяцев в следующих случаях:

  1. Приобретение гражданства РФ участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (часть 7 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона).

    Общие сведения о Программе переселения, а также о преимуществах приобретения гражданства РФ в качестве участника Программы вы можете получить, ознакомившись с содержанием этой статьи.

    Перечень документов, необходимых для участия в Программе, приведен здесь.

    Категории граждан, которые могут стать участниками Программы рассмотрены в данной публикации.

    Порядок получения гражданства РФ участниками программы переселения соотечественников рассмотрен здесь.

    Перечень документов, необходимых для этого, приведен в данной статье.

  2. Приобретение гражданства РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства, признанными в установленном порядке носителями русского языка (часть 2.1 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона).

    О том, кто может получить статус носителя русского языка, о порядке его получения, а также о преимуществах и недостатках приобретения гражданства РФ в качестве носителя русского языка, вы можете узнать из содержания этой статьи.

    Перечень документов, необходимых для получения вышеуказанного статуса, приведен в следующей публикации.

    Порядок приема в гражданство РФ в качестве носителя русского языка нами рассмотрен здесь.

  3. Приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года.

Рассмотрению вопроса о порядке приема в гражданство РФ в соответствии с четырехсторонним Соглашением посвящена эта статья нашего сайта.

В соответствии с частью 3 статьи 35 вышеуказанного Федерального закона решения о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке принимаются территориальными органами по вопросам миграции МВД России.

Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

 

Срок, в течение которого решения должны быть исполнены

О результатах рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ заявитель должен быть проинформирован в письменном виде путем направления по почте по месту его проживания извещения о принятом решении.

Для этого установлен месячный срок со дня издания указа Президента РФ о приеме иностранного гражданина или лица без гражданства в гражданство России в общем порядке либо принятия соответствующим территориальным подразделением по вопросам миграции решения о приеме заявителя в гражданство РФ в упрощенном порядке.

Получив указанное извещение, иностранный гражданин или лицо без гражданства, приобретшие гражданство РФ, могут обратиться в подразделение по вопросам миграции с заявлением о выдаче внутреннего российского паспорта, если они приобрели российское гражданство на территории России.

В этом случае лица, достигшие 14-летнего возраста, документируются внутренними паспортами гражданина РФ.

Сведения о детях, не достигших указанного возраста, приобретших гражданство РФ, вносятся во внутренние российские паспорта их родителей, которые приобрели гражданство РФ вместе с ребенком или имели его ранее.

Сроки оформления внутренних российских паспортов установлены пунктом 16 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828.

В соответствии с вышеуказанным пунктом Положения:

Приобретение гражданства РФ ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, может быть подтверждено проставлением штампа в свидетельство о рождении ребенка.

В случае приобретения российского гражданства путем обращения с заявлением в консульское учреждение или дипломатическое представительство Российской Федерации за пределами РФ заявителю, в качестве документа, подтверждающего прием в гражданство РФ, выдается заграничный паспорт гражданина РФ.

При этом, заграничный паспорт может быть выдан, в том числе и ребенку, не достигшему 14-летнего возраста.

 

Что делать, если сроки приема в гражданство РФ нарушены

Нарушение сроков рассмотрения и исполнения решений по материалам о приеме в гражданство Российской Федерации является нарушением действующего российского законодательства о гражданстве.

При нарушении сроков рассмотрения материалов о приеме в гражданство РФ заявитель должен знать и уметь применить на практике меры по защите своих законных прав.

Причем, начинать действовать нужно сразу же, как только установленный законом срок хотя бы незначительно, но нарушен.

Нарушение может произойти на любом этапе рассматриваемой процедуры: вынесения решения, информирования заявителя о принятом решении, оформления и выдачи документа, подтверждающего гражданство РФ.

Не нужно следовать указаниям чиновников, которые советуют «прийти примерно через недельку или две» либо «ожидайте, мы вам позвоним».

Ничего не следует ожидать. Если имеет место нарушение срока на любом этапе, нужно сразу же обратиться к сотруднику, принявшему документы, и заявить о своем намерении, в случае продолжения нарушения срока обратиться с заявлением на имя вышестоящих руководителей, вплоть до Министра внутренних дел РФ.

Если со стороны сотрудника не последовало никакой реакции, есть необходимость обратиться к руководителю этого подразделения на личный прием, подготовив при этом письменные заявления на имя начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России, прокурора и в администрацию Уполномоченного по правам человека.

Копии этих обращений адресуйте начальнику территориального управления по вопросам миграции.

Зачастую этих мер достаточно для устранения допущенных нарушений сроков.

Если меры по устранению нарушений в разумные сроки не приняты, следует обратиться к руководителю территориального органа Главного управления по вопросам миграции МВД России в соответствующем субъекте РФ (крае или области).

Сделать это можно любым удобным для заявителя способом: по телефону, почтовым отправлением, по электронной почте, а также обратившись на личный прием.

На официальном сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России можно узнать адреса (в том числе адрес электронной почты) и номера телефонов (в том числе «Горячей линии»).

Как свидетельствует практика, в настоящее время наиболее эффективным является направление через официальный сайт Главного управления по вопросам миграции МВД России письменного обращения в форме электронного документа.

Защищая свои законные права, заявитель может воспользоваться не только перечисленными выше способами.

В зависимости от конкретных жизненных обстоятельств (длительности нарушения, поведения чиновников, их отношения к конкретному заявителю) есть необходимость воспользоваться возможностью обратиться любым удобным способом в прокуратуру, в Администрацию Президента РФ, к Уполномоченному по правам человека в РФ.

В настоящее время без особых сложностей можно найти нужные адреса и телефоны на официальных сайтах государственных структур и ведомств.

Защищая свои права и требуя от сотрудников подразделений по вопросам миграции исполнения предусмотренных действующим законодательством сроков приема в гражданство РФ нужно действовать активно и настойчиво.

Надеемся, что содержание данной статьи поможет вам аргументировать ваши требования и пройти процедуру приема в гражданство РФ в установленные законом сроки.

grazdanin-rf.ru


Смотрите также