Прием на работу лица без гражданства: ТК РФ Статья 327.2. Особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства 

Содержание

ТК РФ Статья 327.2. Особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства 

Наряду со сведениями, предусмотренными частью первой статьи 57 настоящего Кодекса, в трудовом договоре с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, указываются сведения о:разрешении на работу или патенте, выданных в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее — разрешение на работу или патент), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;разрешении на временное проживание в Российской Федерации, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее — разрешение на временное проживание), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее — вид на жительство), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Наряду с условиями, предусмотренными частью второй статьи 57 настоящего Кодекса, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Открыть полный текст документа

проверки в сфере миграции по новым чек-листам МВД с 26 марта 2021 г., миграционный учет, прием на работу, расчет зарплаты, НДФЛ, пенсионное и социальное обеспечение»

Семинар проводит: Морозова Ирина Владимировна – высококвалифицированный специалист-практик по вопросам расчётов с персоналом по оплате труда, автор многочисленных публикаций, действительный член ИПБ России.

 

Программа семинара:

Масштабная реформа миграционных режимов и института гражданства. Новые миграционные статусы иностранных граждан в России. Единая информационная платформа МВД. Новый электронный реестр для обязательной регистрации иностранцев и их работодателей. Новые проверочные листы МВД. Новые основания для внеплановых проверок. Система индикаторов риска предприятий.  Проект Миграционного кодекса РФ.

 

Правовое положение иностранных граждан в РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства. Беженцы и получившие убежище в России. Правовой статус иностранных граждан — временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие. Документы, подтверждающие правовой статус иностранца. Особенности пребывания на территории РФ каждой категории иностранных граждан. Получение разрешения на временное проживание вне квоты. Выдача вида на жительство на бессрочный период. Новые бланки вида на жительство с марта 2021 года – порядок выдачи и замены. Временное удостоверение личности для лиц без гражданства с августа 2021 года.

 

Упрощенный порядок получения российского гражданства.

 

Порядок въезда на территорию РФ.

Безвизовый въезд на территорию РФ. Миграционная карта. Въезд в порядке, требующем получения визы. Виды и категории виз. Электронные визы. Гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения. Штраф за непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению иностранца. Запрет на въезд иностранцам, нарушившим срок временного пребывания в РФ.

 

Миграционный учет иностранных граждан. Поправки в закон о миграционном учете иностранных граждан. Сроки временного пребывания иностранцев на территории РФ – визовые, безвизовые, ВКС, студенты, работники иностранных филиалов и представительств

. Постановка на миграционный учет — новый бланк уведомления о прибытии. Обязанности приглашающей стороны. Снятие иностранца с учета по месту пребывания – новый бланк уведомления об убытии. Содействие по обеспечению своевременного выезда. Особенности миграционного учета граждан Украины, Таджикистана, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии. Штраф за нарушение сроков и порядка постановки на миграционный учет.

 

Ограничения на привлечение к работе иностранцев. Допустимая норма иностранных работников на 2021 год.

Наименование должности в разрешении на работу или в патенте и фактически выполняемая работа. Работа иностранцев за пределами субъекта РФ, на территории которого выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание). Командировка иностранного работника и разъездной характер работы. Переход иностранца от одного работодателя к другому.

 

Гражданско-правовой договор с иностранцем. Виды и содержание договоров ГПХ с иностранцем. Документы для заключения договора ГПХ с иностранцем. Случаи наказания одновременно арендодателя и арендатора, заказчика и подрядчика

. Прием иностранцев на дистанционную работу. Новый бланк уведомления МВД о заключении и прекращении договора ГПХ.

 

Трудовые отношения с иностранцами. Документы, необходимые для заключения трудового договора. Вакцинация иностранных работников против кори и ее пределы–позиция Минздрава. Возраст, с которого иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на территории РФ. Срок трудового договора. Сведения, которые включаются в трудовой договор с иностранцем. Медицинская помощь для иностранцев, полис ДМС.

Запрет на выплату иностранным работникам–нерезидентам заработной платы наличными из кассы. Временный перевод иностранца на другую работу. КС РФ об изменении условий трудового договора с иностранным работником. Приостановление действие трудового договора с иностранцем. Основания для расторжения трудового договора с иностранцем. Выходное пособие уволенным иностранцам. Уведомление МВД о приеме и увольнении иностранцев – новый бланк с 2021 года. Штрафы за нарушения.

 

Трудовая книжка иностранного работника. Переход на электронный вариант документа. Контроль регистрации в ПФР ВКС. СЗВ-ТД на иностранных работников. Предоставление сведений о трудовой деятельности работнику – форма СТД-Р. Самостоятельное получение иностранным работником формы СТД-ПФР в ПФР, МФЦ или через портал Госуслуг.

 

Особенности трудоустройства визовых иностранцев. Правила и сроки подачи работодателем заявки о потребности в иностранной рабочей силе. Квоты на выдачу приглашений на въезд и разрешение на работу. Перечень квалифицированных специалистов, на которых квоты не распространяются. Оформление разрешения на работу: перечень необходимых документов, порядок и сроки выдачи. Оформление приглашения на въезд в Россию. Особенности уплаты и возврата госпошлины. Новые основания для аннулирования разрешения на работу.

 

Особенности трудоустройства безвизовых иностранцев. Патент на работу для безвизового иностранца: документы для получения патента, оформление полиса ДМС, получение сертификата о знании русского языка. Продление срока действия разрешительных документов. Переоформление патента без пересечения границы.  Новые основания для аннулирования патента. Электронный патент и авансовый налог. Проект единого патента для соседних регионов.

 

Особенности трудоустройства граждан стран-членов ЕАЭС –

Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Действия работодателя при получении иностранцем гражданства РФ.

 

Трудоустройство беженцев и лиц, получивших временное убежище. Контроль срока действия ходатайства и изменения правового статуса. Получение иностранцем гражданства РФ.

 

Особенности трудоустройства высококвалифицированных иностранных специалистов (ВКС). Документы, необходимые для привлечения ВКС. Оформление визы для ВКС. Режим пребывания ВКС и продление сроков действия документов на их пребывание. Срок действия и порядок получения разрешения на работу для ВКС. Члены семьи ВКС и их права. Медицинское страхование ВКС и членов их семьи. Порядок оформления вида на жительство ВКС и членов его семьи. Уведомление МВД о размере заработной платы ВКС – новый бланк с 2021 года.

 

Иностранные студенты — визовые и безвизовые. Миграционный учет иностранных студентов, обучающиеся в ВУЗах на территории РФ. Обязанности образовательного учреждения. Миграционный учет иностранцев, поступивших на подготовительный факультет образовательной   организации. Трудоустройство в РФ иностранных студентов без специального разрешения. Расторжение трудового договора при завершении (прекращении) обучения. Уведомления МВД и Минобрнауки – новый бланк с 2021 года.

 

НДФЛ с доходов иностранных граждан. Постановка иностранцев на учет в налоговых органах. Резиденты и нерезиденты: проблемы с определением статуса иностранца в целях налогообложения. Ставка НДФЛ с доходов иностранного работника: визовые, безвизовые, ВКС, беженцы, а также получившие временное убежище. Зачет стоимости патента с учетом предоплаты, цена патента в 2021 году. Изменения в порядок выдачи уведомления о зачете патента для иностранцев, работающих в ОП. Порядок перерасчета и возврата НДФЛ.

 

Страховые взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС с выплат иностранным работникам. Изменение тарифа страховых взносов при изменении правового статуса иностранного работника. Начисление страховых взносов на выплаты гражданам КНДР, Вьетнама и Китая. Иностранные работники в расчете по страховым взносам, форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

 

Социальные пособия. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и другие пособия для иностранцев. Перечисление пособий на карту «Мир». Страховой стаж и трудовые книжки иностранцев. Пособия из МРОТ. Незастрахованные в ФСС временно пребывающие ВКС.

 

Проверки трудовой инспекцией соблюдения требований по регулированию труда иностранных работников. Ежегодный план проверок организации. Мораторий на плановые проверки МСП в 2021 году. Административный регламент и проверочные листы Роструда. Типичные ошибки иностранцев и их работодателей.

 

Ответы на вопросы и практические рекомендации.

 

Программа будет дополнена в случае принятия ко дню проведения семинара законов, вносящих изменения и дополнения в ТК РФ, НК РФ и другие законодательные акты, имеющих отношение к проведению расчетов с работниками и налогообложению выплат.

 

Участникам предоставляется раздаточный материал по теме семинара и сертификат  об участии установленного образца.

Статья 327.3 ТК РФ. Документы, предъявляемые иностранным гражданином или лицом без гражданства при приеме на работу (действующая редакция)

Наряду с документами, предусмотренными статьей 65 настоящего Кодекса, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю:

договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;

разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

разрешение на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

вид на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Разрешение на работу может быть предъявлено иностранным гражданином или лицом без гражданства работодателю после заключения ими трудового договора, если заключенный и оформленный в соответствии с настоящим Кодексом трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся в трудовой договор в порядке, установленном частью третьей статьи 57 настоящего Кодекса.

При заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства не предъявляют работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (в части приема уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания и проставления отметки о приеме уведомления)

Обращаем ваше внимание, что в ряде обособленных подразделениях ГБУ ЛО «МФЦ» прием уведомлений (прибытие и убытие) от физических лиц, от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросу постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется не в полном объёме или осуществляется только по предварительной записи.
Информацию о порядке предоставления услуги, обособленных подразделениях ГБУ ЛО «МФЦ», оказывающих услугу, Вы можете узнать по телефонам справочной службы 8-800-500-00-47, 8-812-775-47-47.
 
Регулирование отношений, возникающих при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации.
Государственная услуга по осуществлению миграционного учета предоставляется территориальными органами ФМС России.
Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания.
Постановке на учет по месту пребывания подлежат:
1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:
а) не имеет места жительства;
б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания;
в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;
г) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;

д) находится в учреждении, исполняющем административное наказание;
2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:
а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания;
б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;
в) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть представлено в орган миграционного учета:
— принимающей стороной;
— иностранным гражданином, имеющим на праве собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;
— постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином с письменного согласия принимающей стороны;
— иностранным гражданином при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета;
— иностранным гражданином, являющимся высококвалифицированным специалистом  и имеющим в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации, может заявить такое помещение в качестве места пребывания для членов своей семьи (супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки).

Работа, чтобы принадлежать: Необходим новый подход для решения проблем трудоустройства, с которыми сталкиваются лица без гражданства в ЕС.

Право на труд, по крайней мере в принципе, считается одним из основных прав человека; он закреплен в статье 23 (1) Всеобщей декларации прав человека, а также в статье 15 Хартии основных прав ЕС. Что еще более важно, право на достойную работу также широко рассматривается как важный фактор человеческого достоинства и самоуважения.

Лица без гражданства, проживающие в ЕС, как правило, не пользуются широкими преимуществами достойной, законной и оплачиваемой работы на официальном рынке труда своей принимающей страны; их безгражданство часто лишает их доступа к этому основному праву в дополнение к другим гражданским, политическим, экономическим, социальным и культурным правам.В отсутствие защиты эффективного гражданства лица без гражданства часто подвергаются маргинализации и дискриминации, сталкиваясь с почти непреодолимыми трудностями при поиске законной работы.

Лица без гражданства, которые часто не признаются из-за отсутствия и / или серьезных недостатков процедур определения статуса (на момент написания только Франция, Венгрия, Италия, Латвия, Испания и Соединенное Королевство ввели в действие режимы защиты, связанные с безгражданством, в ЕС — вы также можете проверить ИНДЕКС безгражданства ENS для получения дополнительной информации), как правило, исключаются из официального рынка труда и, таким образом, вынуждены работать вне бухгалтерских книг.Подобно непризнанным лицам, ищущим убежища, лица без гражданства в основном заняты на «вторичном рынке труда» с низкой заработной платой, ограниченными возможностями карьерного роста и ненадежными условиями труда. Это делает их уязвимыми перед лицом нищеты, торговли людьми, проституции и мешает им стать самостоятельными в принимающем обществе.

Где разрыв?

Глядя на ЕС, можно предположить, что у государств-членов очень разные подходы к этому вопросу. Хотя статья 17 Конвенции 1954 г. о статусе лиц без гражданства (ратифицирована 24 государствами-членами ЕС) признает право лиц без гражданства на оплачиваемую работу, в отсутствие процедуры определения безгражданства лица без гражданства редко идентифицируются и признаются таковыми. .Это не позволяет им получить вид на жительство, который обычно является ключевым документом для легальной работы в государствах-членах ЕС. Но проблема гораздо глубже.

Чтобы продемонстрировать некоторые из наиболее важных несоответствий, связанных с этой проблемой в ЕС, я обнаружил, что в некоторых странах ЕС:

(1) Даже признанные лица без гражданства могут не иметь автоматического права на пребывание в стране, которая провела определение их статуса, что препятствует их выходу на рынок труда ЕС;
(2) Доступ лиц без гражданства на рынок труда во многом зависит от типа вида на жительство, который им предоставляется;
(3) Лица без гражданства не получают вид на жительство после признания, который, как упоминалось выше, имеет жизненно важное значение для законной работы;
(4) Признанные лица без гражданства могут получить вид на жительство, который, однако, не предоставляет его владельцу свободный доступ к рынку труда, поскольку специальное разрешение на работу также необходимо для того, чтобы иметь возможность работать на законных основаниях.

Чтобы привести несколько примеров различных подходов государств-членов ЕС к трудоустройству лиц без гражданства, например, в Бельгии, если лицу без гражданства выдается свидетельство о регистрации, они получают автоматический доступ на рынок труда без необходимости получения разрешение на работу в первую очередь. В Австрии, Германии, Эстонии, Финляндии, Франции, Ирландии, Литве, Люксембурге, Нидерландах, Словакии, Швеции и Словении признанные лица без гражданства имеют равный доступ к рынку труда с законно пребывающими гражданами третьих стран, в зависимости от типа предоставленного вид на жительство .Это может соответствовать статье 67 (2) Лиссабонского договора (при условии, что лица без гражданства рассматриваются в ЕС как граждане третьих стран), но не отражается на бесчисленных уязвимостях лиц без гражданства.

Эта двусмысленность и непоследовательность в практике государств-членов ЕС могут легко поставить лиц без гражданства в правовую неопределенность. Кроме того, отсутствие реальных шансов получить признание и, следовательно, вид на жительство и беспрепятственный доступ к рынку труда может быть причиной для лиц без гражданства, ищущих признания и достойной работы, для миграции в другие государства-члены ЕС, например, в Италию, Испанию. или Великобритания, в которой не только существуют процедуры определения статуса, но и предоставляется беспрепятственный доступ к своему рынку труда для лиц без гражданства, что, следовательно, может представлять собой фактор притяжения для лиц без гражданства.

Право на работу в Европе также должно быть лучше гарантировано в соответствии с Европейской социальной хартией, которая упоминает лиц без гражданства в своем Приложении, при условии, что с ними следует обращаться наравне с гражданами и с гражданами других Договаривающихся сторон в отношении вопросов, охватываемых Социальной хартией, включая образование, трудовое законодательство, налоговые сборы и доступ к судам. Напротив, лицам без гражданства обычно предоставляется ограниченное количество семейных пособий, социального обеспечения, социальной и медицинской помощи, а также других основных социальных прав, включая семейные пособия в европейских странах.

Помимо предоставления лицам без гражданства беспрепятственного доступа к рынку труда, в каждом государстве-члене ЕС должны быть созданы индивидуальные службы поддержки для содействия их социальной интеграции. Эти вспомогательные услуги должны основываться на оцененных квалификациях, формальных и неформальных навыках и компетенциях лиц без гражданства в их поисках возможностей трудоустройства, а также адекватно отражать гендерные проблемы. В этом отношении я предлагаю изучить потенциал Фонда убежища, миграции и интеграции (AMIF) , который позволяет реализовывать проекты, направленные на (трудовую) интеграцию лиц без гражданства за пределами третьих стран.Например, фонд Artemisszió , расположенный в Будапеште, реализует проект под названием «Навыки в работе» , способствующий интеграции на рынок труда граждан третьих стран и лиц без гражданства посредством оценки навыков, межкультурных тренингов, тренингов по профессиональным навыкам, наставничества и языковой подготовки , финансируется через AMIF. В рамках проекта Фонд также помог девушке без гражданства тибетского происхождения найти стажировку в Будапеште через услуги по оценке навыков и наставничеству.

В заключение , лицам без гражданства должен быть предоставлен прямой и автоматический доступ к рынку труда в каждом государстве-члене ЕС, и им следует оказывать широкую помощь в поиске работы через индивидуальные службы поддержки, включая наставничество и оценку навыков, которые значительно улучшили бы их социальная интеграция, а также их шанс на самообеспечение в долгосрочной перспективе. Принимая во внимание повсеместное отсутствие и значительные недостатки существующих процедур определения безгражданства в ЕС, их отсутствие официального признания в качестве лиц без гражданства, которое также могло быть причиной их незаконного пребывания, не может служить основанием для отказа в их праве на работай.Напротив, этим лицам должен быть гарантирован беспрепятственный доступ на рынок труда в государствах-членах ЕС без предварительного получения вида на жительство. Эти меры не только воспрепятствовали бы перемещению лиц без гражданства внутри ЕС, но также позволили бы им стать самостоятельными, полезными и уважаемыми членами европейских обществ.

Как лиц без гражданства заставляют работать неформально

Открытие банковского счета, получение водительских прав или даже женитьба — хотя многие из нас могут воспринимать эти действия как должное, они невозможны для людей без официального гражданства или так называемых лиц без гражданства.Тем не менее, отсутствие банковского счета — это всего лишь незначительная деталь по сравнению с более серьезными последствиями отсутствия гражданства, особенно отсутствием доступа к здравоохранению, образованию или занятости. Как объясняет Иса, лицо без гражданства из бывшей Югославии, «быть без документов и гражданства — это как если бы вы никогда не существовали в этом мире». Вместе с как минимум 10 миллионами лиц без гражданства по всему миру Иса принадлежит к наиболее уязвимой группе людей, которых часто даже называют «призраками закона».«Хорошо известные примеры таких демографических групп, не имеющих национальности какой-либо страны, включают рохинджа в Мьянме или восточноевропейцев после распада Советского Союза. В последние годы осведомленность общественности о проблеме безгражданства возросла благодаря активизации усилий ООН и многих международных неправительственных организаций. Фактически, ООН даже начала кампанию по искоренению безгражданства к 2024 году, выявляя ошибочные административные процедуры, которые теоретически можно исправить довольно быстро, в качестве основной причины безгражданства.

Однако эта кампания вряд ли будет успешной, потому что общественный дискурс до сих пор забыл о связи между безгражданством и неформальной занятостью. В рамках глобализации возник то, что профессор Нина Глик Шиллер называет новым «глобальным режимом труда», при котором транснациональные компании, ищущие недорогую рабочую силу, будут стимулировать рабочих переезжать из менее развитых стран в более процветающие страны. В то время как работники, в число которых входят как лица без гражданства, так и их зарегистрированные коллеги, несомненно, надеются на лучшее будущее, вскоре они сталкиваются с ограничительными и сложными административными процедурами в своей новой стране, которые фактически не позволяют им подавать заявление на получение гражданства.При незначительной правовой защите трудовые мигранты без гражданства, в частности, становятся заложенной жертвой «глобального режима труда». Эта стратегия извлечения выгоды из человеческой беззащитности делает возможной неформальную работу за счет лиц без гражданства, особенно в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, таких как Малайзия. Следовательно, простого обвинения в некорректных административных процедурах будет недостаточно для надлежащего решения проблемы безгражданства. Необходимы более творческие и комплексные решения, такие как «транснациональное трудовое гражданство», тип прокси-идентичности, обеспечиваемый членством в транснациональной организации гражданского общества, чтобы кажущееся противоречие несуществующих людей не стало реальностью для еще большего количества людей.

В качестве Верховного комиссара ООН по делам беженцев Антониу Гутерриш возглавлял кампанию ООН по искоренению безгражданства к 2024 году. Фотография Эрика Бридье, CC BY-ND 2.0, доступ через Flickr.

Как безгражданство и неформальная занятость связаны

Чтобы понять, почему «глобальный режим труда» даже эффективен в плане стимулирования низкоквалифицированных рабочих к миграции, важно обсудить опасные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются многие мигранты дома. С одной стороны, такие небезопасные условия вызваны прожиточным минимумом во многих частях мира, где низкоквалифицированные рабочие обычно получают низкую заработную плату и имеют мало возможностей для повышения своей квалификации.С другой стороны, желание людей накопить немыслимые ранее суммы богатства подавило трудовые и социальные права, завоеванные на протяжении 19 и 20 веков. Эта капиталистическая централизация власти и богатства устранила государственные структуры и социальные институты, которые когда-то препятствовали трудовой эксплуатации, и послужила восстановлению того вида лишения собственности, о котором большинство людей слышали только в контексте Средневековья. В результате многие низкоквалифицированные рабочие могут только мечтать о финансовой безопасности, защите труда и долгосрочной безопасности, которые граждане промышленно развитых стран стали воспринимать как должное.Этот феномен хорошо резюмирован тремя учеными из Международного института социальных исследований, которые недавно показали, что «иностранная занятость требует, чтобы ее понимали как нестандартную работу, выполняемую для смягчения существующих условий нестабильности дома». Желание мигрировать кажется вполне естественным, учитывая опасную жизненную ситуацию, в которой оказались многие низкоквалифицированные рабочие.

Именно эти факторы толчка, которые вытесняют людей с низким уровнем образования из их родной страны, создают новый «глобальный» режим труда », чтобы удовлетворить возросший спрос на низкооплачиваемую рабочую силу, вызванный глобализацией.Поскольку мировой рынок все больше требует более быстрого производства потребительских товаров по более низким ценам, крупные компании могут оставаться конкурентоспособными на международном уровне только за счет снижения заработной платы рабочих. Кроме того, значительные демографические изменения во многих промышленно развитых странах привели к сокращению численности населения и предложения домашней рабочей силы в этих странах, что вынудило их все больше зависеть от низкооплачиваемых рабочих-мигрантов. Тем не менее, национальные правительства и крупные компании должны активно сотрудничать на неформальном уровне, чтобы гарантировать, что эти рабочие-мигранты могут постоянно работать по сравнительно низкой цене.Именно здесь появляется идея «глобального трудового режима». Ученые придумали этот термин для описания совместных усилий правительств и компаний по исключению доступа к гражданству, в частности, трудовых мигрантов без гражданства. Построенный на национализме и, казалось бы, оправданный защитой современного государства всеобщего благосостояния, этот «глобальный трудовой режим» систематически удерживает мигрантов без гражданства в условиях безгражданства. Например, правительства в Восточной Азии намеренно отказываются принимать более инклюзивные административные процедуры, которые облегчили бы предоставление трудовым мигрантам без гражданства из стран Юго-Восточной Азии права гражданства, поскольку это поставило бы под угрозу экономический рост.Короче говоря, национальные правительства намеренно признают безгражданство мигрантов, чтобы их экономический сектор мог легче эксплуатировать этих людей с помощью низкооплачиваемого труда. Эта практика вызывает глубокую озабоченность с точки зрения прав человека, поскольку она фактически игнорирует гуманность национальных трудовых мигрантов без гражданства.

Трудящиеся-мигранты без гражданства часто подвергаются эксплуатации с помощью низкооплачиваемого труда, например, в сельскохозяйственном секторе. Фото Лэнса Ченга, Public Domain, доступ через Flickr.

Как страдают работники без гражданства

Этот «глобальный трудовой режим» коренным образом переплетает безгражданство и неформальную занятость, создавая разрушительные последствия для работников без гражданства, которые стали заложником режима.Без какого-либо государственного удостоверения личности, которое тем самым систематически исключает их из официального рынка труда, лица без гражданства вынуждены испытывать хроническую экономическую нестабильность. Например, им отказывают в доступе почти ко всем рабочим местам в государственном секторе почти во всех странах, поскольку работа в федеральных агентствах или агентствах штата обычно ограничивается гражданами. Поскольку эти рабочие места в государственном секторе часто представляют собой ключевой путь к получению оплачиваемой работы, особенно для женщин в Юго-Восточной Азии, жертвы «глобального трудового режима» вынуждены выполнять более дешевую и опасную скрытую работу даже по прошествии многих лет. в их новой стране.Тем не менее, в то время как обычные граждане могут избежать сектора с низкой заработной платой, лица без гражданства редко могут найти пути к продвижению вверх. Учитывая, что основным способом получения гражданства по рождению почти во всех азиатских странах является ius sanguinis (основанный на гражданстве одного или обоих родителей), поколение за поколением в конечном итоге оказывается в безнадежном сочетании бедности и безвестности. И, как будто этого уже недостаточно, большинство законов о труде не применяется к работникам без официального гражданства, открывая двери для работодателей для эксплуатации, сексуальных домогательств или даже жестокого обращения с сотрудниками без гражданства.Это не говоря уже о чрезмерной продолжительности рабочего дня без оплаты сверхурочной работы или о ненадлежащих условиях труда, которые стали почти новой нормой для многих трудовых мигрантов. К сожалению, это тяжелое бремя, которое приходится нести работникам без гражданства на своем рабочем месте. В своей частной жизни апатриды также должны страдать от бесчисленного множества других примеров маргинализации и дискриминации.

Особенно душераздирающий пример маргинализации, с которой сталкиваются работники без гражданства, можно найти в Сабахе, малазийском штате в северной части острова Борнео.На протяжении десятилетий наиболее важные отрасли экономики Сабаха, такие как сельские плантации масличных пальм, в значительной степени зависели от трудовых мигрантов. Тем не менее, как описал профессор Университета Хасануддина в Индонезии, система «взаимного незаконного сотрудничества» между местными политиками, полицией и работодателями предотвратила любые положения, которые предоставили бы трудящимся-мигрантам без гражданства право на постоянную работу. Вместо этого трудовой режим Сабаха гарантирует, что иностранные работники без гражданства привязаны к одному конкретному работодателю.Жертвами стали такие люди, как Розита, отец которой однажды приехал в Сабах в качестве беженца с Филиппин. Из-за ряда переездов семьи Розита потеряла свидетельство о рождении и копию паспорта отца, что фактически сделало ее лицом без гражданства, поскольку с тех пор она не могла подтвердить свое гражданство. К настоящему времени у Розиты четверо детей, у всех нет свидетельств о рождении из-за безгражданства их матери. Семья фактически попала в порочный круг миграции, безгражданства и неформальной занятости.Как говорит сама Розита: «Я не знаю, как получить документы для своих детей. Я хочу пойти в иммиграционную службу или полицию, чтобы спросить их, но я боюсь ». Розита, как и многие другие во всем мире, стала жертвой нового «глобального трудового режима».

Работники без гражданства, особенно их дети, находятся в ужасных условиях жизни. Фото Transformer18, CC BY 2.0, доступ через Flickr.

Как существуют решения

Хотя сначала может показаться трудным решить эту проблему эффективно, у таких людей, как Розита и ее дети, еще есть надежда.Наиболее очевидно, что работники без гражданства могут стать натурализованными гражданами страны, в которой они в настоящее время проживают. Эта мера не только повысит доход работника, но также косвенно принесет пользу экономике принимающей страны за счет увеличения расходов и спроса, что подорвет спрос во многих странах. для эксплуатируемых низкооплачиваемых рабочих. В этом смысле совершенствование процедур определения безгражданства или предоставление работникам без гражданства беспрепятственного доступа к национальному рынку труда также противоречило бы интересам многих транснациональных компаний.Это лишь некоторые из причин, по которым нынешняя инициатива ООН, в которой ошибочные административные процедуры рассматриваются как основная причина безгражданства, скорее всего, не увенчается успехом. Вместо этого предложение о «транснациональном трудовом гражданстве», выдвинутое профессором Фордхэмского университета Дженнифер Гордон, кажется гораздо более многообещающим. Такое гражданство будет связывать разрешение на въезд в страну в поисках работы с членством в «трансграничной ассоциации рабочих, [которая] позволит мигрантам носить с собой льготы и услуги во время переезда.Идея Гордона уже получила поддержку среди многочисленных ученых, которые согласны с тем, что такого рода «прокси-гражданство» через членство в организации гражданского общества будет весьма эффективным, если трудовые организации будут наделены полномочиями для развития транснационального потенциала. Например, рабочие движения в Индонезии, а также на Филиппинах за последние годы развили больший организационный потенциал. Сочетание политической активности снизу со стороны гражданского общества и продолжающихся глобальных инициатив сверху со стороны ООН может усилить эту тенденцию, возможно, также распространив ее на другие страны Юго-Восточной Азии, такие как Малайзия или Сингапур.Если продолжающиеся усилия международного сообщества или внутреннее давление в достаточной степени расширят возможности этих трудовых организаций, «транснациональное трудовое гражданство» может фактически победить «глобальный трудовой режим». В конце концов, у Розиты и ее детей еще может быть шанс.

Хотя право на гражданство теоретически закреплено в статье 15 Всеобщей декларации прав человека с 1948 года, истории, подобные рассказам Розиты, показали нам, как безгражданство и неформальная занятость все еще возможны, особенно в новых индустриальных странах Азии.Новый «глобальный режим труда», движимый международной конкуренцией за самые низкие цены, намеренно лишает лиц без гражданства права на гражданство, чтобы гарантировать этим трудящимся-мигрантам без гражданства возможность постоянно работать с низкой заработной платой. Результат вряд ли может быть более катастрофическим, поскольку люди становятся заложниками, которые постоянно эксплуатируются, подвергаются сексуальным домогательствам и физическому насилию. Такие люди, как Иса и Розита, становятся легальными призраками, несуществующими, без каких-либо прав, привилегий или счастья. Поскольку нынешний мир их подводит, единственным выходом из них может стать транснациональное трудовое гражданство.Ставки не могли быть выше.

Фотография на обложке Яна Арендтса, CC BY-ND 2.0, доступ через Flickr.

Как безгражданство влияет на глобальную бедность

Безгражданство — это бремя как экономическое, так и социальное и политическое. Согласно недавней статье в журнале Foreign Policy, безгражданство приводит к «хронической экономической нестабильности», потому что оно часто сопровождается безработицей и бедностью.

По данным Государственного департамента США, лицо без гражданства — это тот, кто не «пользуется» правами «гражданства — правовой связью между правительством и отдельным лицом — ни в одной стране».Другими словами, эти люди не имеют тех же прав и возможностей, что и люди, признанные гражданами страны, в которой они живут.

Хотя в 2011 году Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев насчитало 3,5 миллиона лиц без гражданства, по их оценкам, это число может достигать 12 миллионов человек. Внешняя политика сообщает, что сегодня без гражданства могут остаться до 15 миллионов человек.

Государственный департамент отмечает, что причины безгражданства разнообразны.К ним относятся неспособность правильно зарегистрировать новорожденных, рождение от родителей без гражданства, дискриминация меньшинств и традиционное отношение к регистрации, и это лишь некоторые из них.

Людям без гражданства не только отказывают в удостоверении личности государственного образца, что лишает их возможности получить официальную работу, но они также являются объектами социальной дискриминации. Эти реалии исключают их еще больше возможностей трудоустройства, приводят к меньшим шансам на постоянную работу и делают лиц без гражданства еще более обездоленными.

Foreign Policy также сообщает, что существует очень мало исследований о влиянии безгражданства на экономику. Некоторые существующие исследования показывают, что лица без гражданства оказывают негативное экономическое воздействие на небольшие страны, в которых они могут составлять более значительный процент населения. В этом случае предоставление гражданства лицам без гражданства может фактически улучшить объем валового внутреннего продукта этих стран.

Хотя лица без гражданства могут получить карточки, подтверждающие их статус, только несколько тысяч человек смогли воспользоваться этой возможностью.Одна из целей в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций направлена ​​на обеспечение к 2030 году юридической идентичности каждого человека, что даст людям доступ к официальным рынкам труда и расширит экономические возможности для отдельных лиц и наций.

Государственный департамент США предполагает, что всеобщая регистрация рождений и расширение доступа к натурализации и гражданству помогут решить проблему безгражданства. Как указывает Foreign Policy, нации должны стремиться к расширению участия лиц без гражданства и прекратить использование политических доводов для их остракизма, прежде чем могут произойти изменения.

Для изменения политики и предрассудков может потребоваться много лет, но экономические, социальные и гуманитарные преимущества предоставления гражданства лицам без гражданства стоят борьбы.

Адди Паззински

Фото: УВКБ ООН

штатов должны решить проблему безгражданства: пришло время принять

7 октября де 2019 Пресс-релиз

Как члены глобального сообщества субъектов гражданского общества, ежедневно участвующих в действиях по защите права каждого человека на гражданство и равных прав на гражданство без дискриминации, мы приветствуем постоянные усилия УВКБ ООН по борьбе с безгражданством в рамках кампании #Ibelong.Мы также приветствуем государства, которые предприняли серьезные шаги по борьбе с безгражданством: от венесуэльских детей получили гражданство в Колумбии; правовые реформы для защиты права женщин на передачу гражданства своим детям наравне с мужчинами на Мадагаскаре и Сьерра-Леонне; Кыргызстан предоставляет гражданство последним известным лицам без гражданства в результате распада Советского Союза; и введение процедур определения безгражданства в странах, включая Аргентину, Бразилию, Коста-Рику, Эквадор, Косово, Панаму, Парагвай, Турцию и Уругвай.

Однако угроза безгражданства растет, и новые риски безгражданства опережают усилия по решению проблемы безгражданства. В подавляющем большинстве случаев безгражданство можно было бы уже искоренить, если бы все правительства полностью выполняли свои обязательства по международному праву.

После отказа в праве на гражданство лица без гражданства сталкиваются с широкомасштабными нарушениями прав человека, включая право на образование, здравоохранение, занятость, собственность, наследование, передвижение, участие, свободу и личную безопасность.Лица без гражданства переживают разлучение с семьей, повышенный риск гендерного насилия, включая ранние и принудительные браки и торговлю людьми, а также многопоколенческую бедность, изоляцию и психологические травмы. Лица без гражданства также подвергаются принудительной миграции, что, в свою очередь, является причиной безгражданства — факты, признанные в Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах.

Для достижения ЦУР и их цели — никого не оставить позади, мы должны и можем действовать сейчас, чтобы добиться мира, в котором безгражданство уйдет в прошлое.

Мы считаем, что для этого должны быть предприняты действия со стороны правительств и ООН при поддержке гражданского общества для решения семи ключевых проблем:

1. Дискриминация по признаку пола в законах о гражданстве : Сегодня в 25 странах действуют законы о гражданстве, которые лишают женщин права передавать гражданство своим детям наравне с мужчинами. Примерно в 50 странах действуют законы, лишающие женщин равных с мужчинами прав на передачу гражданства супругу, не являющемуся гражданином страны, или на приобретение, изменение или сохранение гражданства.

2. Дискриминация: Большинство лиц без гражданства принадлежат к расовым, этническим, религиозным или другим общинам меньшинств. Геноцид и преступления против человечности, совершенные Мьянмой в отношении рохинджа, иллюстрируют самые крайние и трагические последствия превращения меньшинств в лиц без гражданства. Безгражданство многих поколений, с которым сталкиваются многие палестинцы, — это несправедливость, против которой не принимаются неотложные меры, которых она заслуживает. Многие представители ромской общины также продолжают сталкиваться с высоким уровнем безгражданства и маргинализации.

3. Документы и доказательства принадлежности: Сообществам все чаще отказывают в документации или требуют доказывать свою связь с государством, несмотря на то, что они жили там как граждане в течение нескольких поколений. Например, в Ассаме, Индия, 1,9 миллиона человек фактически лишились своего гражданства в результате исключения из Национального реестра граждан. Доминиканцы гаитянского происхождения в Доминиканской Республике продолжают страдать в результате произвольного лишения их гражданства.

4. Лишение гражданства : Все большее число стран расширили полномочия правительства по лишению своих граждан их гражданства (якобы) в ответ на угрозы национальной безопасности. Также растет число случаев использования лишения гражданства в целях преследования политических оппонентов и правозащитников в нарушение международного права.

5. Право ребенка на гражданство и регистрацию рождения : Конвенция о правах ребенка защищает право каждого ребенка на получение гражданства и регистрацию сразу после рождения.Международное право предусматривает получение гражданства детьми, рожденными без гражданства на территории этого государства. Если бы этот основополагающий принцип соблюдался всеми государствами, ни один ребенок не родился бы без гражданства.

6. Содержание под стражей лиц без гражданства : Многие лица без гражданства подвергаются произвольному, длительному и даже бессрочному задержанию на основании высылки, хотя ни одна страна не желает их принять.

7. Данные и статистика о безгражданстве : Данных и статистической информации о безгражданстве по-прежнему мало, менее половины государств предоставляют данные в ООН, а беженцы без гражданства, ВПЛ и палестинцы без гражданства исключены из статистики ООН по безгражданству.

Существуют известные, зачастую простые действия, которые можно предпринять сегодня, чтобы положить конец безгражданству. В конечном итоге государства обязаны и несут ответственность за ликвидацию этой антропогенной трагедии раз и навсегда .

Мы звоним в Штаты по номеру:

  1. Обеспечить, чтобы защита права на гражданство и решение проблемы безгражданства была полностью включена и интегрирована в программы в области прав человека и работу по реализации целей в области устойчивого развития, Глобального договора о беженцах и Глобального договора о миграции .
  2. Принять немедленные меры, положить конец дискриминации по признаку пола в законах о гражданстве и на практике.
  3. Противодействовать дискриминации, расизму и ксенофобии , чтобы эффективно бороться с безгражданством и первопричинами самого геноцида.
  4. Воздерживаться от применения к гражданам или резидентам произвольных и дискриминационных процедур , требующих от них подтверждения своего статуса.
  5. Пересмотреть законы, политику и практику, которые предусматривают лишение гражданства в качестве меры национальной безопасности, чтобы обеспечить соблюдение права на гражданство и недискриминации и обязанности избегать безгражданства.
  6. Защищать право каждого ребенка на получение гражданства и на всеобщую и немедленную регистрацию рождения каждого ребенка, включая детей беженцев, иностранцев, лиц без гражданства, меньшинств и детей, рожденных вне законного брака; и обеспечить независимое право каждого родителя на получение свидетельства о рождении для своих детей, независимо от пола и семейного положения.
  7. Внедрить процедуры идентификации, проверки и определения для обеспечения того, чтобы лица без гражданства не задерживались, и чтобы процедуры определения безгражданства были связаны с постоянными вариантами определения статуса лица в соответствии с Конвенцией 1954 года о безгражданстве.
  8. Участвовать в сборе всеобъемлющих, дезагрегированных данных о безгражданстве .

Мы подчеркиваем и сохраняем надежду на то, что безгражданство можно искоренить за счет приверженности государств соблюдению международных норм в области прав человека и гуманитарного права и выполнения Глобального плана действий УВКБ ООН по искоренению безгражданства. Мы с нетерпением ждем возможности поддержать вас в этих важнейших усилиях по обеспечению этого самого основного права человека — права на гражданство, на включение и принадлежность.

Всемирный совет церквей

Сеть безгражданства Азиатско-Тихоокеанский регион

Европейская сеть по безгражданству

Институт безгражданства и интеграции

Глобальная кампания за равные права гражданства

Южная Африка Nationakity Network

Американская сеть по вопросам гражданства и безгражданства

Центральноазиатская сеть по проблемам безгражданства

Дискриминация и человеческая безопасность лиц без гражданства

Изучение взаимосвязей между безгражданством и дискриминацией дает полезную информацию о множественных уязвимостях, связанных с безгражданством, и обеспечивает основу для устранения этих уязвимостей.

Безгражданство оказывает значительное влияние на безопасность человека, доступ к развитию и пользование правами человека. Equal Rights Trust рассматривает безгражданство с точки зрения равенства и недискриминации. Право всех людей, включая лиц без гражданства, на свободу от дискриминации во всех аспектах своей жизни защищено всеми основными международными и региональными договорами по правам человека. Право на недискриминацию не только требует, чтобы государства не дискриминировали отдельных лиц, но и налагает определенные позитивные обязанности на государства по принятию мер по защите права; эти обязанности включают выявление и пресечение дискриминации со стороны отдельных лиц в отношении лиц без гражданства с помощью соответствующих правовых и политических мер по предотвращению таких действий и наказанию за них.

Кроме того, чтобы гарантировать полное равенство лиц без гражданства, государства должны предпринять позитивные действия по исправлению причиненного им неудобства. Это означает, что государства должны учитывать особые потребности лиц без гражданства и принимать меры для их удовлетворения, обеспечивая при необходимости полную свободу и безопасность, образование, здравоохранение и доступ к занятости. Еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем какое-либо государство в мире станет примером выполнения своих обязательств в этом отношении.

Связь между безгражданством и дискриминацией очевидна. Во-первых, безгражданство часто возникает в результате прямой дискриминации, то есть менее благоприятного отношения к человеку из-за одной или нескольких «защищенных характеристик», таких как его раса, этническая принадлежность или пол. В таком случае, оказавшись без гражданства, человек особенно уязвим как для прямой, так и для косвенной дискриминации, то есть ставится в невыгодное положение из-за определенного положения, критерия или практики, которые не могут быть объективно оправданы.

Есть несколько примеров того, как дискриминация вызывает безгражданство. Во-первых, безгражданство может быть результатом дискриминационных законов, которые не позволяют женщине передавать свое гражданство своим детям. Правопреемство государств — еще одна причина безгражданства. Хотя исторически это рассматривалось как «техническая» причина безгражданства, более тщательный анализ показывает, что дискриминация играет значительную роль. Большинство лиц, ставших лицами без гражданства в результате правопреемства, принадлежат к этническим меньшинствам, таким как этнические русские в Латвии или эритрейцы в Эфиопии.[1]

Пример из практики: рохинджа

Безгражданство также может быть вызвано прямой расовой или этнической дискриминацией, как в случае рохинджа. Их родная страна, Мьянма, считает рохинджа нелегальными иммигрантами из Бангладеш, несмотря на то, что они жили в Мьянме на протяжении многих поколений. Рохинджа не имеют гражданства с тех пор, как Мьянма лишила их гражданства в 1982 году по признаку этнической принадлежности. Они подвергаются дискриминационному обращению и преследованиям, затрагивающим все аспекты их жизни, от их способности свободно передвигаться, вступать в брак и зарабатывать на жизнь до введения произвольных налогов, произвольных арестов и пыток.

В результате сотни тысяч рохинджа покинули Мьянму в поисках безопасности. Затем они столкнулись с реальностью, с которой сталкивается большинство людей без гражданства, живущих в миграционном контексте, а именно с дальнейшей дискриминацией. Лицо без гражданства, будучи членом меньшинства и «посторонним» в принимающей стране, оба сталкиваются с дискриминационным преследованием со стороны других и подвергаются дискриминационным законам, политике и практике. Обычной практикой для государств является ограничение доступа неграждан к широкому спектру прав, таких как образование, занятость и здравоохранение.Распространенное заблуждение заключается в том, что государства имеют право проводить дискриминацию по своему усмотрению в этом отношении; Фактически, любая такая дискриминация должна быть объективно оправданной в соответствии с законодательством о правах человека. Более того, даже когда доступ к таким правам в принципе доступен для лиц без гражданства, практика может препятствовать этому доступу в действительности, чтобы косвенно дискриминировать лиц без гражданства. Например, требование о предоставлении документов, удостоверяющих личность, для посещения врача создает особый недостаток для лиц без гражданства, которые с меньшей вероятностью имеют такие документы.

«У нас нет никаких юридических документов. У нас нет страны ».

Тарик — рохинджа без гражданства, который бежал из Мьянмы в 1989 году и был вывезен в Малайзию в 1991 году [2]. Он находился на подневольной работе в Таиланде три месяца, пока не расплатился с долгами. Он продолжал страдать от дискриминации в Малайзии, что мешало ему пользоваться основными правами, включая свободу и личную безопасность, а также различными социально-экономическими правами. Тарик, которого по законам Малайзии считают «нелегальным иммигрантом», не имеет права работать, что приводит к его аресту за нелегальную работу, задержанию и «депортации» в руки торговцев людьми в трех отдельных случаях.

«Полиция может арестовать нас, когда захочет». Тарик рассматривает это как вопрос безопасности, принадлежности и идентичности: «У нас, рохинджа, нет никакой безопасности в этой стране. У нас нет своей страны. Нас все притесняют. Нам очень тяжело жить и в Малайзии, и в Бирме… Место, где я родился, теперь для меня чужое. Мы не можем утверждать, что место нашего рождения — это наша земля … Меня беспокоит будущее моих детей. Они не малазийцы и не бирманцы. Я не знаю, что с ними будет.”

Уязвимость Тарика как лица без гражданства без документов была передана его семье. Его статус также повлиял на образование его детей, которые были зачислены в малазийскую школу в течение двух лет, но затем были исключены из-за отсутствия документов. Следовательно, Тарик и несколько соседей-рохинджа основали неформальное медресе (религиозную школу) для своих детей.

Тарик стал апатридом в Мьянме. Его дети по-прежнему не имеют гражданства в Малайзии.Если не будет найдено надежное решение, основанное на правах человека, велика вероятность того, что его внуки также останутся без гражданства. Тарик грамотен, но его дети не имеют доступа к формальному образованию, и только благодаря его чрезвычайным усилиям они вообще получают какое-либо образование. Дети Тарика, возможно, не смогут так же, как он, компенсировать отсутствие формального школьного образования, если их собственные дети также исключены из системы образования. Точно так же Тарик в детстве пользовался базовой социально-экономической безопасностью. Его дети растут в бедности.Вполне вероятно, что их дети столкнутся с еще большей бедностью и не будут иметь инструментов, чтобы выбраться из нее. Таков эффект унаследованного безгражданства.

Заключение

С точки зрения прав человека легко составить список прав, к которым Тарику и его семье было отказано в доступе. Они будут включать гражданские и политические права, такие как свобода передвижения и право на свободу и личную неприкосновенность, а также социально-экономические права, такие как право на образование и право на средства к существованию.С точки зрения развития достижение равенства занимает центральное место в повестке дня в области развития на период после 2015 года. С точки зрения безопасности человека, озабоченность государств национальной безопасностью — видение незаконной миграции уязвимых, часто преследуемых людей — не с точки зрения их защиты, а с точки зрения пограничного контроля — усугубляет и укрепляет уязвимость лиц без гражданства, таких как Тарик.

Несмотря на то, что в области прав человека была проделана определенная работа, существует необходимость в более полном изучении воздействия дискриминации теми, кто подходит к проблеме безгражданства с точки зрения безопасности человека.То же самое и в сообществе разработчиков — действительно, Equal Rights Trust активно участвует в стремлении обеспечить, чтобы достижение равенства занимало центральное место в повестке дня в области развития на период после 2015 года. Но независимо от того, через какую призму мы пытаемся преодолеть неблагоприятное положение, с которым сталкиваются лица без гражданства — будь то безопасность человека, развитие или права человека — крайне важно, чтобы центральное значение дискриминации в их истории было обращено так, чтобы цикл неблагоприятных условий можно сломать.

Амаль де Чикера [email protected] — руководитель проектов по безгражданству и национальности, а Джоанна Уайтман [email protected] — сотрудник по правовым вопросам в Equal Rights Trust. www.equalrightstrust.org


[2] Не его настоящее имя. В октябре 2012 года он дал интервью The Equal Rights Trust.

Лица без гражданства из числа меньшинств пемба в Кении — Global Human Rights Defense

Безгражданство — это «самая забытая проблема прав человека в мире», так как отсутствие гражданства, отсутствие гражданства означает, что «вы не можете отправлять детей в школу или в медицинский центр, чтобы иметь возможность работать. законно или иметь собственность ».

Антониу Гутерриш, Верховный комиссар ООН по делам беженцев, 2011 г.

Хотя Кения ратифицировала и подписала различные международные и региональные правовые документы в области прав человека, такие как CERD, ICCPR, CRC, CEDAW и ACHPR. Все они содержат положения, регулирующие суть права на гражданство и защищающие от безгражданства. Защита права на гражданство и защита от безгражданства остается проблемой для правительства Кении.Поскольку маргинализированные группы, такие как община Пемба, по-прежнему лишены гражданства и по-прежнему подвергаются дискриминации в Кении.

В Кении проживает около 18 500 лиц без гражданства, которые принадлежат или являются членами маргинализованной этнической группы, такой как меньшинство пемба. Здесь проживает около 4000 представителей меньшинства пемба, которые зарабатывают себе на жизнь рыболовством и натуральным сельским хозяйством.

Меньшинство пемба происходило с одноименного острова в Танзании, прибыло двумя крупными волнами миграции на южное побережье Кении.Первая группа прибыла между 1935 и 1940 годами в поисках лучшей жизни. В то время как вторая группа прибыла в Кению между 1963 и 1970 годами, также в поисках лучших средств к существованию, но большинство из них спаслись от насилия, вызванного Занзибарской революцией 1964 года. © UNHCR

К сожалению, в 1963 году члены общины пемба не смогли зарегистрироваться в постколониальном правительстве. Оставить их без какой-либо государственной связи, национальной идентичности и каких-либо основных юридических документов, удостоверяющих личность, таких как удостоверение личности или свидетельство о рождении.Члены сообщества Пемба описывают, что дискриминация, с которой они сталкиваются, имеет серьезные последствия, поскольку они не могут получить доступ к реальной работе, медицинскому обслуживанию, образованию, открыть банковский счет или получить ссуду и не могут покупать землю или недвижимость.

В интервью правозащитному телеканалу GHRD заявил Мвалиму Мхаша, член общины пемба без гражданства;

Дискриминация, которую испытывают лица без гражданства, проявляется во всех областях, требующих идентификации.Например, они чувствуют себя дискриминированными из-за того, что не могут получить доступ к реальной работе. Они не могут владеть землей, свободно передвигаться, поступать в высшие учебные заведения или в фонды медицинского страхования, и поэтому они по-прежнему испытывают дискриминацию.

Мвалиму Мкхаша

Кенийские власти не признают представителей меньшинства пемба гражданами Кении, хотя эти люди проживали в Кении на протяжении всей своей жизни. С юридической точки зрения это означает, что эти лица без гражданства рассматриваются правительственными чиновниками как просто «несуществующие», и по этой причине государственная защита не предоставляется.Лишение их гражданства и нарушение их основных основных прав человека. Предотвращение доступа к их праву на здравоохранение, праву на образование, праву на полноценную работу, праву на владение собственностью и праву на свободное передвижение.

«Когда дело доходит до трудоустройства, лицам без гражданства очень трудно получить работу. В большинстве случаев они могут обеспечить только ручной труд, и даже в этих случаях к ним относятся иначе и дискриминируют. Поскольку они предпочитают нанимать других кенийцев или любое другое лицо, а не лицо без гражданства.Они как бы рассматривают их как меньшего человека, который менее заслуживает, и поэтому лицам без гражданства платят меньше. Эта практика является дискриминационной, поскольку они предпочитают нанимать кенийцев или других лиц, но не лиц без гражданства. А в случаях, когда лица без гражданства устроились на работу, оплата не является равной, поскольку кенийцам платят лучше, чем лицам без гражданства ».

Phelix Lore

Меньшинство пемба не зарегистрировано в Кении точно и поэтому не имеет базовой документации, такой как удостоверение личности или свидетельство о рождении.С ними обращаются по-другому и часто дискриминируют по сравнению с другими кенийцами. Кроме того, они лишены доступа к законной или устойчивой занятости, получению кредитов и лицензий, а также лишены возможности владеть собственной собственностью, которая позволила бы им зарабатывать на достойную жизнь. Делает их уязвимыми и ставит их в невыгодное положение по сравнению с другими гражданами Кении. Например, когда происходит экологическая катастрофа, пожертвования делаются только для идентифицируемых лиц и, следовательно, не для них.

Правительство оказывало финансовую поддержку бедным семьям во время изоляции от COVID-19. Каждую неделю правительство предоставляет каждой семье не менее одной тысячи кенийских шиллингов. Однако его получают только те, у кого есть удостоверение личности. Это означает, что мы ничего не получаем от правительства и остаемся в стороне.

Мвалиму Мкхаша

Мы имели дело со случаями, когда правительство раздает пищу и помощь своим гражданам и заботится о них.В то же время Пемба и другие общины без гражданства ничего не получали и не учитывали, потому что они не могли предъявить никаких удостоверений личности. Что касается правительства, удостоверение личности является бухгалтерским документом номер один, и без него ни один государственный служащий не будет выдавать продукты питания или другую помощь лицам без гражданства.

Phelix Lore

© УВКБ ООН

Хотя разделы 15, 16 и 17 Закона Кении о гражданстве и иммиграции 2011 года содержат положения, касающиеся проблемы безгражданства, детей без гражданства и регистрация лиц без гражданства.Эффективная реализация этих положений остается сложной и неполной из-за отсутствия процедурных указаний.

Раздел 15 предусматривает, что лица без гражданства, проживающие в Кении в течение непрерывного периода с 12 декабря 1963 года, могут рассматриваться для получения гражданства при выполнении установленных критериев . Это определение безгражданства, содержащееся в Законе о гражданстве и иммиграции Кении 2011 года, содержит ограничение по времени, поскольку оно всегда ссылается на «с 1963 года».Это очень ограничивает, поскольку, похоже, распознаются только люди, которые были в стране до или во время независимости. За исключением всех других лиц, ставших лицами без гражданства в пределах страны или прибывших в страну после обретения независимости.

Амос Мватата

Другая причина безгражданства связана с практикой в ​​Кении. Отсутствие адекватных административных процедур, регулирующих регистрацию лиц без гражданства в Кении.Это по-прежнему позволяет государственным органам иметь большие полномочия и свободу действий при рассмотрении и рассмотрении заявлений на получение гражданства. Например, регистрационные офисы по своему усмотрению запрашивают у заявителей документальные доказательства перед выдачей каких-либо документов, таких как свидетельства о рождении или другой другой дополнительной документации, которая требует повторных поездок в бесчисленное количество различных правительственных зданий, что приводит к дополнительным дорожным расходам и задержке разбирательства. Такая административная практика усугубляет проблему безгражданства в Кении, поскольку эти отделения также могут принять решение об отмене своей регистрации и даже аннулировании удостоверений личности.

© УВКБ ООН

На бумаге лицам без гражданства, мигрантам и потомкам лиц без гражданства невозможно зарегистрироваться для получения гражданства. Поскольку в Кении нет административной процедуры, регулирующей регистрацию лиц без гражданства.

Амос Мватата

Государственные органы продолжают подвергать лиц без гражданства, несмотря на то, что они юридически признаны государством как племя или община, очень сложным процедурам «проверки».При подаче заявления на получение документов о гражданстве члены групп меньшинств подвергаются длительным и тщательным процедурам, чтобы доказать их право на получение гражданства. Например, при подаче заявления на получение документов о гражданстве группы меньшинств часто просят предоставить дополнительную документацию, такую ​​как право собственности на землю, карты проверки и удостоверения личности бабушек и дедушек, которые трудно предъявить или получить. Это возлагает ненужное бремя на эти группы меньшинств и прямо дискриминирует их.

Мы не можем извлечь выгоду из многих областей, к которым другие имеют доступ, потому что у нас нет документации.Мы не можем открыть банковский счет, владеть недвижимостью, предприятиями или владеть землей. У нас нет доступа к фондам базового медицинского страхования, образованию, и мы не можем свободно передвигаться или путешествовать. Есть даже определенные здания, в которые мы не можем попасть или получить доступ, поскольку они требуют удостоверения личности, которого у нас нет.

Mwalimu Mkhasha

Конституция Республики Кения, Закон о кенийском гражданстве и иммиграции 2011 года, Закон о внесении поправок в Закон о безопасности 2014 года и Закон о детях 2001 года содержат положения, касающиеся приобретения , восстановление, сохранение и потеря гражданства.И все же Кения не обеспечивает какой-либо адекватной или эффективной защиты от безгражданства. В Кении конкретно не предусмотрено гражданство по рождению для детей, рожденных в Кении от родителей без гражданства или которые в противном случае остались бы без гражданства, если бы гражданство не было предоставлено.

Безгражданство в Кении передается по наследству. В основном потому, что наши законы не содержат процедур или мер, защищающих детей, которые в противном случае остались бы без гражданства.

Амос Мватата

В 2018 году Комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев и Комиссия по правам человека Кении, а также другие неправительственные организации, включая Центр Хаки, вмешались и призвали правительство Кении действовать и решать проблема безгражданства.Их вмешательство было успешным, и правительство предприняло серьезные усилия для улучшения проблемы регистрации рождений. С 2018 года детям из общин без гражданства, родившимся в больнице, выдаются карточки с уведомлением о рождении, которые позволяют родителям позже получить официальные свидетельства о рождении. Значительное улучшение, за исключением того факта, что правительство Кении исключило всех детей, родившихся до принятия этой меры, а также детей без карточки уведомления о рождении.

Чтобы наши дети могли продолжить свое образование, члены Пемба и община были вынуждены зарегистрировать своих детей в качестве членов общины диго.

Мвалиму Мкхаша

Отказ в юридической идентичности, праве на гражданство может лишить ребенка основных прав человека, что, в свою очередь, «имеет долгосрочные последствия для социального, экономического и личного развития детей». Дискриминационная политика, требующая наличия статуса гражданина или документов для доступа к государственным услугам, часто подразумевает полное исключение детей из сферы образования, базовых медицинских услуг и социальных льгот. Предотвращение получения ими официальных свидетельств об образовании или легального трудоустройства и лишение их основных прав человека.

Согласно УВКБ ООН, принцип наилучших интересов ребенка следует понимать как «не оставлять детей без гражданства на длительный период». Учреждения ООН и различные другие органы по правам человека особо подчеркивают важность принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка. В частности, этот принцип требует защиты детей от безгражданства, поскольку безгражданство может препятствовать развитию и даже выживанию ребенка, например, затрудняя его доступ к здравоохранению и образованию.Кения неоднократно не принимает во внимание важность интересов ребенка во всех действиях государства, как утверждается в деле Nubian Minors v. Kenya.

Дело несовершеннолетних нубийцев против Кении показывает, как дети без гражданства пострадали и лишились доступа к образованию в Кении. В данном случае заявители утверждали, что Кения нарушила их права на равный доступ к образованию. Возложив на них значительное бремя и трудности в процессе получения юридических документов, таких как удостоверения личности, необходимые для зачисления в школу.В этом случае Африканский комитет экспертов по правам и благополучию ребенка (ACERWC) обнаружил, что система проверки Кении «незаконно дискриминировала» нубийских детей в нарушение ст. 3 ACRWC, оставляя их без гражданства или с риском безгражданства, без законной надежды на признание своего гражданства. В результате нубийские дети лишены доступа к образованию и надлежащему медицинскому обслуживанию, что нарушает обязательства Кении в соответствии со статьей 14 (2) (a) — (c), (g) и ст. 11. (3).

Конвенция о правах ребенка, которая применяется к каждому ребенку, находящемуся под юрисдикцией государства, без какой-либо дискриминации. Обеспечивает право каждого ребенка на получение гражданства и регистрацию сразу после рождения. Это означает, что такие государства, как Кения, должны гарантировать, что дети пользуются этими правами на практике, а если ребенку отказывают в его или ее личности, государства-участники должны предоставлять «надлежащую помощь и защиту». Это означает, что Кения обязана принять и осуществить меры, которые предоставляют каждому ребенку право на гражданство.Особенно там, где в противном случае ребенок остался бы без гражданства. Вот где правительственные чиновники Кении не могут обеспечить надлежащую защиту.

Американская сеть по вопросам гражданства и безгражданства: Американская сеть по вопросам гражданства и безгражданства

class = ‘slider-text-container’> class = ‘slider-text-container’>

Американская сеть по вопросам гражданства и безгражданства

Америка Сеть по вопросам гражданства и безгражданства — это сеть организаций гражданского общества, академических инициатив и отдельных экспертов, приверженных решению проблемы безгражданства в Северной и Южной Америке.Мы считаем, что все люди имеют право на гражданство и что лица без гражданства вообще — лица без гражданства — имеют право на адекватную защиту.

Что такое безгражданство?

Лицо без гражданства не признается гражданином ни одним государством. Это важно, потому что гражданство является важнейшей основой юридической идентичности человека. Это ваше право иметь права. Гражданство позволяет вам не только голосовать, занимать государственные должности, свободно выезжать из страны и въезжать в нее, но также получать жилье, медицинское обслуживание, работу и образование.Гражданство необходимо, чтобы жить достойной человеческой жизнью. Людям без гражданства отказано в этом праве.

Правовая база

Право на гражданство закреплено во Всеобщей декларации прав человека, Американской декларации прав и обязанностей человека 1948 года и Американской конвенции о правах человека 1968 года.

Кроме того, две Конвенции ООН конкретно касаются безгражданства:

Конвенция 1954 года о статусе апатридов, которая устанавливает определение лица без гражданства и обеспечивает защиту лиц без гражданства, и
Конвенция 1961 года о сокращении Безгражданство, направленное на сокращение и предотвращение безгражданства.

Наша миссия

Американская сеть по вопросам гражданства и безгражданства — это сеть организаций гражданского общества, академических инициатив и отдельных экспертов, занимающихся проблемами безгражданства в Северной и Южной Америке. Мы считаем, что все люди имеют право на гражданство и что лица без гражданства вообще — лица без гражданства — имеют право на адекватную защиту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *