Отказ, прекращение, выход, утрата гражданства Украины. Лишение гражданства украины


Раздел 3. Прекращение гражданства Украины и отмене решений о приобретении гражданства Украины.

Статья 17. Основания прекращения гражданства Украины.Гражданство Украины прекращается:
  1. вследствие выхода из гражданства Украины;
  2. вследствие потери гражданства Украины;
  3. на основаниях, предусмотренных международными договорами Украины.
Статья 18. Выход из гражданства Украины.Гражданин Украины, который в соответствии с действующем законодательством Украины является таким, что постоянно проживает за границей, может выйти из гражданства Украины по его ходатайству.Если ребенок выехал вместе с родителями на постоянное проживание за границу и родители выходят из гражданства Украины, по ходатайству одного из родителей вместе с родителями из гражданства Украины может выйти и ребенок.Если один из родителей выехал вместе с ребенком на постоянное проживание за границу и выходит из гражданства Украины, а второй остается гражданином Украины, ребенок может выйти из гражданства Украины вместе с тем из родителей, что выходит из гражданства Украины, по его ходатайству.Если один из родителей выехал вместе с ребенком на постоянное проживание за границу и выходит из гражданства Украины, а второй является иностранцем или лицом без гражданства, ребенок может выйти из гражданства Украины вместе с тем из родителей, что выходит из гражданства Украины, по его ходатайству.Если ребенок выехал на постоянное проживание за границу и его родители вышли из гражданства Украины, ребенок может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из родителей.Если ребенок выехал на постоянное проживание за границу с одним из родителей и он вышел из гражданства Украины, а второй является гражданином Украины, ребенок может выйти из гражданства Украины по ходатайству об этом того из родителей, который вышел из гражданства Украины.Если ребенок выехал на постоянное проживание за границу с одним из родителей и он вышел из гражданства Украины, а второй является иностранцем или лицом без гражданства, ребенок может выйти из гражданства Украины по ходатайству того из родителей, который вышел из гражданства Украины.Ребенок, который соответственно действующему законодательству Украины считается таковым, что постоянно проживает за границей, может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из родителей.Ребенок, который приобрел гражданство Украины по рождению, если на момент его рождения родители или хотя бы один из них были иностранцами или лицами без гражданства, может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из родителей независимо от местожительства ребенка.Ребенок, который усыновлен супругами, один из которых является гражданином Украины, а второй является иностранцем, может выйти из гражданства Украины по ходатайству усыновителя, который является иностранцем.Ребенок, усыновленный иностранцами или лицами без гражданства, может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из усыновителей.Выход из гражданства Украины допускается, если лицо приобрело гражданство другого государства или получило документ, выданный уполномоченными органами другого государства, о том, что гражданин Украины приобретет его гражданство, если выйдет из гражданства Украины.Выход детей возрастом от 14 до 18 лет из гражданства Украины может происходить только с их согласия.Выход из гражданства Украины не допускается, если лицо, которое ходатайствует о выходе из гражданства Украины, в Украине привлечено как обвиняемый в уголовном деле или относительно которого в Украине есть обвинительный приговор суда, который вступил в силу и подлежит выполнению.Датой прекращения гражданства Украины в случаях, предусмотренных этой статьей, является дата издания соответствующего Указа Президента Украины.

Статья 19. Основания для потери гражданства Украины.Основаниями для потери гражданства Украины являются:

  1. добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства, если на момент такого приобретения он достиг совершеннолетие.Добровольным приобретением гражданства другого государства считаются все случаи, если гражданин Украины для приобретения гражданства другого государства должен был обращаться с заявлением или ходатайством о таком обретении соответственно порядку, установленного национальным законодательством государства, гражданство которой приобретено.Не считаются добровольным приобретением другого гражданства такие случаи:а) одновременное приобретение ребенком по рождению гражданства Украины и гражданства другого государства или держав;б) приобретение ребенком, который является гражданином Украины, гражданства своих усыновителей вследствие усыновления ее иностранцами;в) автоматическое приобретение гражданином Украины другого гражданства вследствие бракосочетания с иностранцем;г) автоматическое приобретение гражданином Украины, который достиг совершеннолетие, другого гражданства вследствие применения законодательства о гражданстве иностранного государства, если таковой гражданин Украины не получил документ, который подтверждает наличие у него гражданства другого государства;
  2. приобретение лицом гражданства Украины на основании статьи 9 этого Закона вследствие обмана, сознательного представления неправдивых сведений или фальшивых документов;
  3. добровольное вступление на воинскую службу другого государства, которая соответственно законодательству этого государства не является всеобщей воинской обязанностью или альтернативной (невоенной) службой.
Положение пунктов 1, 3 части первой этой статьи не применяются, если вследствие этого гражданин Украины станет лицом без гражданства.Датой прекращения гражданства Украины в случаях, предусмотренных этой статьей, есть дата издания соответствующего указа Президента Украины.

Статья 20. Правосубъектность гражданина Украины, который подал заявление о выходе из гражданства Украины или относительно которого оформляется потеря гражданства.Гражданин Украины, который подал заявление о выходе из гражданства Украины или относительно которого оформляется потеря гражданства, к изданию указа Президента Украины о прекращении гражданства Украины пользуется всеми правами и несет все обязанности гражданина Украины.

Статья 21. Отмена решений об оформлении обретения гражданства Украины.Решение об оформлении приобретения гражданства Украины отменяется, если лицо приобрело гражданство Украины соответственно статям 8 и 10 этого Закона посредством обмана, вследствие представления сознательно неправдивых сведений или фальшивых документов, утаивание любого существенного факта, при наличии которого лицо не может приобрести гражданство Украины.

pravoved.in.ua

Отказ, прекращение, выход, утрата гражданства Украины

выход из гражданства украины

Национальным законодательством многих стран, не признающих наличие двух гражданств, одним из требований для возможности приобретения гражданства является прекращение человеком своего прежнего гражданства, путем выхода, утраты или отказа от него.

Безусловно, процедура изменения человеком гражданства упрощается при наличии между государствами двусторонних соглашений, предусматривающих автоматическое прекращение гражданства одного государства в момент приобретения гражданства другого государства, участницы соглашения.

К примеру, нашим государством подобные соглашения заключены с Грузией, Беларусью, Киргизией и Таджикистаном.

При отсутствии подобных международных соглашений, человеку, пожелавшему изменить свое гражданство, предстоит столкнуться с весьма сложной и длительной процедурой выхода или утраты гражданства Украины.

Кликнув по этой ссылке, Вы узнаете о наших услугах по проведению процедуры утраты гражданства Украины.

Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим общий порядок приобретения и прекращения украинского гражданства, является Закон Украины «О гражданстве Украины». Однако, более детально процедура прекращения гражданства нашей страны определена Порядком производства по заявлениям и представлениям по вопросам гражданства Украины и выполнения принятых решений, утвержденным Указом Президента Украины №215 от 27.03.2001г.

Отказаться от гражданства Украины НЕВОЗМОЖНО. Прекратить украинское гражданство можно исключительно в случае выхода из гражданства или же в связи с его утратой. 

Процедура выхода из украинского гражданства -

осуществляется по обоюдному согласию гражданина и государства. То есть, указанная процедура прекращения гражданства Украины может быть начата и проведена только лишь при наличии согласия человека, обратившегося с соответствующим ходатайством к компетентным государственным органам нашей страны. При этом, государство должно согласиться с такой инициативой человека и удовлетворить ее в случае отсутствия препятствующих обстоятельств.

Главным условием для возможности прекращения гражданства Украины путем выхода из него, является факт постоянного проживания гражданина за пределами нашей страны, оформленный в соответствии с действующим украинским законодательством.

Таким образом, гражданин, выезжающий на ПМЖ из Украины, обязан пройти предварительно процедуру выезда на ПМЖ, а после прибытия в страну постоянного проживания, встать на учет в консульском учреждении Украины, иначе в последующем прекращение украинского гражданства путем выхода из него будет весьма хлопотным. Проще говоря, в таком случае, для прохождения данной процедуры придется возвращаться в Украину.

В случае, если Вы приняли решение прекратить гражданство Украины путем выхода из него, Вам необходимо обратиться в диппредставительство или в консульское учреждение Украины в стране Вашего постоянного проживания с заявлением о выходе из украинского гражданства, к которому приложить: - два фото 35 х 45 мм; - копию украинского загранпаспорта с отметкой о выезде на постоянное проживание за границей; - документ, подтверждающий, что Вы приобрели гражданство другого государства или документ, подтверждающий, что Вы приобретете гражданство другого государства в случае, если выйдете из гражданства Украины.

Услуги украинских дипломатических представительств и консульств по приему и рассмотрению Ваших документов о выходе из украинского гражданства являются платными, а посему к вышеперечисленным документам Вам необходимо будет приложить квитанцию об оплате консульского сбора, который на сегодняшний день составляет 210 долларов США.

Следует отметить, что процедура выхода из гражданства Украины детей отличается перечнем условий, вытекающих из ряда обстоятельств.

В свою очередь, диппредставительство или консульство в течение одного месяца обязано рассмотреть поданные документы о выходе из украинского гражданства, и вернуть их для устранения недостатков либо подготовить заключение о возможности удовлетворения ходатайства, а также направить их в украинский МИД. Далее МИД в течение месяца должно возвратить документы на доработку либо утвердить заключение диппредставительства или консульства и направить материалы в Комиссию при Президенте Украины по вопросам гражданства.

Всего, законодательством Украины на случай необходимости доработки документов и времени их пересылки, для диппредставительств и консульств Украины установлен общий восьмимесячный срок для производства по ходатайствам граждан о выходе из украинского гражданства.

В свою очередь Комиссия при Президенте Украины по вопросам гражданства в течение одного года обязана рассмотреть поступившие ходатайства граждан о выходе из украинского гражданства и внести Президенту Украины предложения о принятии соответствующих решений.

 

Процедура утраты украинского гражданства -

инициируется и применяется в одностороннем порядке компетентными государственными органами в случаях: - добровольного приобретения совершеннолетним гражданином Украины гражданства иного государства; - приобретения лицом гражданства Украины на основании ст. 9 Закона Украины «О гражданстве Украины» в результате обмана, осознанного предоставления не правдивых сведений или поддельных документов; - добровольное поступление на военную службу другой страны, которая в соответствии с законодательством этого государства не является военной обязанностью или альтернативной (невоенной) службой.

При этом, в первом и третьем случае процедура утраты гражданства Украины не применяется если гражданин Украины станет лицом без гражданства.

Срок прекращения украинского гражданства путем его утраты аналогичен сроку, в течение которого оформляется выход из гражданства Украины.

В отличие от процедуры выхода из гражданства Украины, процедура утраты украинского гражданства не предусматривает оплату консульских сборов либо иных государственых пошлин.

Кроме этого, процесс утраты украинского гражданства, в отличие от выхода из него, может быть инициирован, как украинскими диппредставительствами и консульствами за пределами нашей страны, так и подразделениями государственной миграционной службы на территории Украины.

Как в первом, так и во втором случае украинское гражданство считается прекращенным со дня издания соответствующего указа Президентом Украины.

Анализируя вышеизложенные процедуры прекращения украинского гражданства, можно утверждать, что наиболее простым будет именно утрата гражданства, а процедуры отказа, как таковой не существует. При этом, то обстоятельство, что по своей сути указанная процедура инициируется государством, абсолютно не мешает Вам пойти по пути ее использования. Достаточно письменно сообщить диппредставительство, консульство Украины или в подразделение государственной миграционной службы о возникновении у Вас оснований для утраты украинского гражданства и предоставить документы, подтверждающие добровольное приобретение Вами гражданства иного государства. В свою очередь, указанные государственные органы в силу требований законодательства обязаны инициировать прекращение Вашего украинского гражданства.

Мы готовы помочь Вам утратить гражданство Украины. Прямо сейчас! Кликнете тут и узнайте как!

В любом случае выбор той или иной процедуры прекращения гражданства Украины зависит от Ваших целей, сроков, средств и сложившихся обстоятельств. Не смотря на имеющиеся различия в сути описанных процедур, они ведут к общему итогу.

Помните, воспользовавшись услугами Адвокатского Бюро "Ваше Право", Вы сможете значительно упростить свой путь к прекращению гражданства Украины.

Наши юристы помогут Вам:

Позвоните или напишите нам прямо сейчас и мы в течение 1 рабочего дня поможем Вам подробней узнать о том, как прекратить украинское гражданство и предоставим индивидуальную БЕСПЛАТНУЮ юридическую консультацию!

тел. +380638416080                                                             [email protected]

 

Стоимость услугСтоимость и сроки получения услуги зависят от документов, имеющихся у заявителя, необходимости срочного достижения цели и других обстоятельств. В любом случае точная стоимость и конкретные сроки оказания услуги определяются и оговариваются при заключении договора. В стоимость входят затраты на оформление пакета документов, оплату госпошлин и административных услуг.

Для определения стоимости и сроков получения услуги свяжитесь с нашими юристами.

Закажите обратный звонок! (для территории Украины)

Закажите письменную консультацию!

Мы будем признательны Вам за оценку нашего сайта :).

 

 

vawepravo.com

Лишение крымчан гражданства Украины: что предлагает президент Порошенко?

Data?1524564765

Президент Петр Порошенко предлагает внести изменения в закон «О гражданстве Украины» Фото: УНИАН

Наталья Кокорина

Принял участие в «выборах» в оккупированном Крыму — лишился украинского гражданства. Так решил президент Петр Порошенко — 19 апреля он подал в Верховную Раду Украины соответствующий законопроект, который уже вызвал немало споров среди правозащитников и народных депутатов. Громадское рассказывает, какие изменения предлагает этот документ.

Что предлагает президент

С помощью законопроекта №8297 Петр Порошенко предлагает внести изменения в Закон «О гражданстве Украины» — расширить крымским вопросом Статью 19.

В законопроекте сказано, что если человек получил российское гражданство в результате аннексии полуострова, его не будут лишать украинского паспорта. Но если совершеннолетний выполнит обязанности, которые на него возлагает иностранное гражданство — например, проголосует на выборах — тогда его могут лишить гражданства.

Выяснять это предлагают, пользуясь «данным публичных реестров государственных органов, органов местного самоуправления иностранных государств, информации с официальных сайтов, официальных печатных изданий госорганов и/или документами, предоставленными такими органами».

Лишить украинского гражданства могут и тех, кто въехал на территорию Украины из Крыма по российскому паспорту. Это должно быть зафиксировано «должностным или служебным лицом Государственной пограничной службы Украины или другого государственного органа Украины».

Юридические коллизии

Законопроект Порошенко в крымском аспекте содержит немало противоречий. Например, основаниями для утраты украинского гражданства могут стать действия, к которым человека принудила оккупационная «власть» Крыма. Это может быть обязательный призыв на срочную службу. Или участие в так называемых «выборах» под угрозой увольнения с работы, — а такие случаи неоднократно фиксировали на недавних «выборах» в Крыму.

На избирательном участке в аннексированом Россией Крыму, 18 марта 2018 Фото: Johan Bäckman

Тем более, Украина не признает аннексию Крыма и ни один из органов так называемой «власти» полуострова. Не признаются и все документы, кроме свидетельства о рождении или смерти.

Каким образом будет подтверждаться использование гражданином избирательного права или обязанностей, возложенных на него принудительным «гражданством» России на оккупированной территории, пока непонятно.

Если будут учитываться только общие российские официальные реестры, то реестр избирателей содержит и имена тех, кто на так называемые «выборы» не ходил. А по данным Единого государственного реестра юридических лиц РФ, гражданства должны лишаться еще и те украинцы, которые после аннексии перерегистрировали бизнес в Крыму по российскому законодательству.

То есть, под «санкции» попадают менеджеры, на которых де-факто записан бизнес украинских олигархов и политиков: завод «Крымский Титан» олигарха Дмитрия Фирташа, гипермаркет «Эпицентр» (в Крыму «Новацентр К», — ред.) народного депутата Александра Гереги, стивидорная севастопольская компания «Авлита» олигарха Рината Ахметова, парк-отель «Марат» народного депутата Игоря Шкиря и тому подобное.

Политики, чиновники и олигархи, у которых есть двойное гражданство, тоже должны подпадать под действие изменений в законе. Но как это будет происходить — непонятно.

Без обсуждения

По словам председателя Меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубарова, президентский законопроект не обсуждался ни с Меджлисом, ни с правозащитными организациями, ни с народными депутатами из Крыма. Чубаров считает, что  в части оснований для лишения украинского гражданства законопроект может вызвать «обоснованное возмущение» у жителей временно оккупированного Крыма. Впрочем, он уверен, что при рассмотрении в профильных комитетах и ​​на заседаниях Верховной Рады Украины предложенные президентом нормы приведут в соответствие с существующим законодательством.

Юрист Хельсинского союза по правам человека Дария Свиридова говорит, что законопроект №8297 не предусматривает лишения украинского гражданства для жителей аннексированного Крыма, но тем не менее, нуждается в доработке.

«Законопроект устанавливает незаконность гражданства РФ, приобретенного жителями Крыма на оккупированных территориях, как это уже ранее установила статья 5 «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины». Следовательно, норма, предусмотренная законопроектом №8297, о возможности лишить человека гражданства Украины за участие в выборах или реализацию других прав, предоставленных иностранным гражданством, противоречит законодательству, не должна и не может применяться к жителям Крыма. Но, очевидно, законопроект президента требует уточнения и доработки в профильных комитетах Совета с участием правозащитных организаций и специалистов в сфере гражданства», — сказала в комментарии Громадскому Свиридова.

Любые инициативы, которыми предлагается лишать гражданства Украины тех, кому принудительно предоставили гражданство РФ в Крыму, противоречит Конституции Украины и международному праву, добавила она.

Экс-народный депутат из Крыма, председатель правозащитного движения «Сила права» Андрей Сенченко, считает законопроект «государственной изменой».

«В результате принятия этого закона, большинство людей, исторически проживающих на этой территории, будут иметь российское гражданство, а украинских граждан там практически не будет», — написал Сенченко в Facebook.

Широкое поле для пропаганды

Законопроект стал основой для новой волны российской пропаганды. В российских СМИ появились новости с заголовками: «Порошенко смирился с российским статусом Крыма», «Порошенко публично отказался от Крыма» и другие.

Так называемый «глава Крыма» Сергей Аксенов написал в Facebook об «очередном неадекватном действии руководства» Украины, заявив, что Россия, в отличие от Украины, якобы не требовала от жителей полуострова избавиться от украинских паспортов, ведь «у многих крымчан на территории Украины есть родственники или имущество». Однако, по его словам, это было обязательным условием при приеме на работу чиновников, работников правоохранительных структур, судебной системы и других.

 

ru.hromadske.ua

Порошенко предложил лишать гражданства проголосовавших в Крыму украинцев :: Политика :: РБК

Президент Украины предложил внести изменения в закон о гражданстве страны. Украинского паспорта могут автоматически лишиться все крымчане, которые приняли участие в выборах на территории Крыма

Петр Порошенко (Фото: Kay Nietfeld / DPA / ТАСС)

Верховная рада Украины рассмотрит законопроект о внесении изменений в закон о гражданстве, предложенный президентом страны Петром Порошенко, следует из карточки законопроекта. Одна из статей законопроекта подразумевает автоматическое лишение гражданства Украины всех жителей Крыма, получивших российский паспорт и принявших участие в выборах.

Раздел документа, посвященный статусу населения полуострова, вносит изменения в ст. 19 закона о гражданстве Украины. Согласно статье, лишение человека украинского гражданства происходит в случае, если он добровольно принял гражданство другой страны. Однако статья устанавливает исключения из этого правила, в числе которых — получение российского гражданства на территории Крыма, признанного в Киеве оккупированной территорией.

Таким образом, получение российского паспорта не становится автоматическим основанием для исключения из гражданства Украины. Но украинский гражданин, получивший российское гражданство в Крыму, все же может быть лишен гражданства в том случае, если он принял участие в выборах, организуемых властями России. Факт его участия в выборах, согласно законопроекту, может фиксироваться как исходя из записей и реестров государственных органов, так и с помощью публикаций в средствах массовой информации. Лишиться украинского гражданства могут и те крымчане, которые пользовались российским паспортом для въезда или выезда с территории Украины.

Внесенный в Раду законопроект также ужесточает все прочие основания для получения и лишения украинского паспорта. В пояснительной записке отмечается, что это должно стать ответом на «гибридную войну» России. «В условиях гибридной войны Российской Федерации против нашего государства российские специальные службы используют незаконное оформление гражданства Украины в целях создания легальных возможностей для дестабилизации ситуации, обострения криминогенной обстановки в Украине, проведения разведывательно-подрывной и террористическо-диверсионной деятельности на территории нашего государства», — говорится в документе.

Крымчанам будет «ни горячо, ни холодно», если Киев решит лишать их украинского гражданства, сказал РБК депутат Госсовета Крыма Валерий Аксенов, комментируя инициативу Порошенко.

«Украина промолчала, когда крымчане получали российские паспорта, ждали, что что-то случится и крымчане с украинскими паспортами побегут в Киев. Этого не произошло. Теперь думают лишать крымчан украинского гражданства. Нам от этого ни горячо, ни холодно», — отметил он.

По словам депутата, «почти в каждой семье остались паспорта, которые они [крымчане] получали при Украине», кроме тех, кто работает на госслужбе. «Но практического смысла в украинских паспортах в Крыму нет, как и юридической законности», — подчеркнул Аксенов.

Он добавил, что «практически все» крымчане писали отказ от украинского гражданства при получении российского паспорта еще с 2014 года после референдума. Аксенов уточнил, что на Украине до сих пор нет соответствующего указа о лишении крымчан украинского гражданства, «только слова» Порошенко.

Массовая выдача российских паспортов жителям Крыма началась на полуострове после его вхождения в состав России в марте 2014 года. К октябрю, по данным УФМС, российские паспорта получили 98% крымчан (1,8 млн человек). Сдача украинских паспортов после получения российского гражданства в органы ФМС не требовалась.

Миграционная служба Украины в феврале 2018 года сообщила, что за последние три года от гражданства страны отказались 24 тыс. человек. Ключевой причиной стала сложная экономическая ситуация в стране, заявила глава службы Татьяна Никитина.

Правовой основой для получения российского гражданства стал закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым». В нем указывалось, что получить новый паспорт смогут все постоянно проживающие на территории Республики Крым и Севастополя граждане Украины и лица без гражданства.

Москалькова по просьбе Кремля вступится за лишенных гражданства крымчан

В 2015 году «Коммерсантъ» сообщил, что в Крыму начался обратный процесс: ФМС начала забирать паспорта, выданные, по мнению службы, без законных оснований. С проблемами столкнулись крымчане, не имеющие постоянной регистрации в Крыму. В ноябре 2017 года проблемой лишенных российских паспортов жителей полуострова занялась уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова.

www.rbc.ru

Миллионы украинцев могут лишиться гражданства - 20.03.2017

Законопроект «О внесении изменений в закон Украины «Про гражданство Украины», еще до голосования в парламенте вызвал настоящий ажиотаж среди политиков и общественных деятелей.

Согласно документу, человек автоматически лишается украинского гражданства после получения паспорта другой страны. Иностранные граждане, вступившие в украинское гражданство, должны в течение месяца оформить отказ от прежнего гражданства и в последующие 10 дней направить письменное уведомление в уполномоченный орган Украины.

Лишение украинского паспорта предусмотрено также, в частности, за участие в голосовании в другой стране или предоставление паспорта, выданного другим государством, при прохождении пограничного контроля на украинской границе. Кроме того, если человек не уведомил соответствующие органы другой страны о приобретении гражданства Украины в течение двух лет, то его лишат паспорта с трезубцем на обложке.

Действие законопроекта не распространяется на лиц, получивших двойное гражданство по рождению, в результате усыновления иностранцами или вступления в брак с гражданами других стран.

«У нас Конституция не разрешает второе и третье гражданство. Но нет санкций для тех, кто нарушает эту норму. Я думаю, будет не так просто провести этот законопроект через парламент, и собрать под него голоса. По разным причинам, будет крайне сложно, в том числе и по той причине, что многие депутаты Верховной Рады сами имеют вторые и третьи паспорта», — сказал политолог Владимир Фесенко в ходе круглого стола «Обсуждение законопроекта №6175 о принудительном лишении гражданства Украины», который проходил в Украинском кризисном медиацентре.

Например, народный избранник Андрей Артеменко, внесший на рассмотрение парламента законопроект о двойном гражданстве, признался, что имеет паспорта нескольких стран, в частности Канады. Из четверых детей политика только один имеет украинское гражданство, двое — американское, один — канадское.

«Не только в украинской диаспоре, но и внутри страны есть миллионы людей, имеющих два и более паспортов других стран: России, Израиля, Польши, Канады, Швейцарии и прочих. В это число входят и высокопоставленные чиновники, включая министров и сотрудников Администрации президента», — сказал в интервью изданию Ukraina.ru украинский правозащитник Владимир Черемис.

По его мнению, вероятность принятия законопроекта о принудительном лишении гражданства невелика, поскольку главная проблема заключается в разных трактовках конституционного положения о едином гражданстве: существует единое гражданство — исключены гражданства административно-территориальных единиц Украины, то есть гражданства отдельной области, — но в то же время не запрещено двойное гражданство.

Директор украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник уверен, что документ, внесенный на рассмотрение Верховной Рады, — это в большей степени пиар, цель которого заключается в попытке выиграть борьбу за умы правого сегмента украинской политики.

«Я считаю, что Украина должна легализовать двойное гражданство. При этом запретить иметь паспорт другой страны людям, наделенным функциями государства: чиновникам, военным и сотрудникам правоохранительных органов. Остальные должны иметь право спокойно пользоваться социальными системами более развитых стран, более успешных политических систем», — сказал политолог в интервью изданию Ukraina.ru.

Следует отметить, что члены украинского правительства сами систематически нарушали нормы действующего законодательства страны, в частности, положение о работе государственных служащих только при наличии украинского гражданства, а также о запрете наличия двойного гражданства. Так, бывший министр финансов Украины Наталия Яресько, бывший министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичюс, а также бывший руководитель Национальной полиции Хатия Деканоидзе и бывший заместитель главы МВД Эка Згуладзе не отказались от гражданств других стран, хотя, согласно украинскому законодательству, государственный служащий может работать при наличии только украинского гражданства.

«Приглашение варягов было популярным. Та кампания проходила, конечно, с нарушением законодательства Украины: человек за день становился гражданином страны и не собирался сдавать второй паспорт», — заявил Владимир Черемис.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Порошенко предложил лишать высокопоставленных лиц гражданства за иностранные паспорта

Согласно статье 19 закона Украины «О гражданстве», на сегодняшний день существует три основания для лишения лиц украинского гражданства: добровольное вступление в гражданство другого государства; получение гражданства Украины путем обмана и предоставления заведомо ложных данных; добровольное поступление на воинскую службу в другой стране, если эта служба не носит обязательного характера.

ukraina.ru

Лишение украинского гражданства по-новому | РИА Новости Украина

Мужчина с украинским флагом на плечах. Архивное фото

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

В Украине все отчетливее дыхание выборов. До календарных президентских – меньше года, и нынешний глава государства Петр Порошенко это прекрасно чувствует. За минувшие две недели он отметился практически небывалой активность и инициативностью. 

И если возможная автокефалия для Украинской православной церкви стала широко обсуждаемой и критикуемой темой, гораздо менее заметно прошла "гражданственная" инициатива Порошенко. 

Петр Порошенко. Архивное фото

Особо тщательная проверка

По сути, документ может стать настоящей бомбой для украинцев. Президент предлагает Верховной Раде ужесточить правила получения гражданства и разрешить лишать украинского гражданства тех, кто получил гражданство РФ в Крыму. 

"Основаниями для потери гражданства Украины является… приобретение гражданства Российской Федерации в результате совершения противоправных и недобросовестных действий на временно оккупированной территории автономной республики Крым и города Севастополя", – говорится в тексте законопроекта.

В пояснительной записке указывается, что новый закон сузит круг выходцев из Украины, кто может претендовать на получение гражданства. Хочешь паспорт – будь готов к дополнительным условиям. К примеру, власти будут отслеживать, не совершал ли соискатель геноцида, преступлений против человечности или не был ли осужден в Украине за тяжкие преступления. 

Это особо тревожный звоночек для жителей неподконтрольных Киеву территорий Донбасса. Наверняка многие луганчане и дончане при достижении 18 лет просто побоятся обращаться в украинские органы власти за паспортом с трезубцем на обложке.  

Также сообщается, что закон призван "предотвратить получение украинского гражданства выходцами из Украины, которые воевали на стороне радикальных исламистских группировок".

Еще гражданин или уже нет

Особенное внимание в документе уделено Крыму: вводятся "дополнительные основания для потери гражданства Украины". Большинство этих оснований и условий связаны с участием гражданина страны в деятельности иностранного государства: служба в армии, работа в органах власти, участие в выборах. 

Помимо этого власти намерены отбирать гражданство, если у человека обнаружат паспорт другого государства при пересечении границы с Украиной. 

Читайте также — Freedom House: уровень коррупции в Украине стабилен

На практике у крымчан появится новый повод для тревог: например, если человек числится сотрудником на сайте любого госучреждения полуострова, его могут лишь гражданства. 

В поданном Порошенко законопроекты также устанавливаются сроки, в которые получатель гражданства страны должен сдать паспорт иностранного государства. Если он в течение двух лет после приобретения украинского паспорта не предоставил документы, что вышел из гражданства другой страны, он теряет статус гражданина Украины.

Андрей Портнов

portnov.com.ua

Порошенко подал законопроект о гражданстве в Раду как неотложный.

Исторические уроки и риски для страны

Юрист Андрей Портнов, комментируя инициативу президента, призывает его быть последовательным. 

"Вы попробуйте, рискните одинаково применить к ним (обладателям двойного гражданства – Ред.) этот закон, массово лишив всех второго гражданства", – отмечает Портнов. 

Всех: и тех, кто получил гражанство от России в украинском Крыму и на западе Украины от Венгрии, Румынии и Польши, объясняет юрист. 

"Сразу развалите страну еще на 3-4 непризнанных образования. Поэтому, раз уж вы оказались такими тупыми, то лучше помалкивайте и не раздавайте глупых интервью, а то смотреть на вас, идиотов, нет никаких сил", – пишет Портнов в Facebook.

А пользователь Alfi Praha в связи с инициативами Порошенко нашел историческую аналогию: "очень уж анонсированный Порошенко закон, в части о лишении жителей полуострова гражданства, напоминает принятые в 1945 году декреты президента Эдварда Бенеша".

"Граждане Чехословакии немецкой или венгерской национальности, которые ранее получили по распоряжению оккупационных властей немецкое или венгерское гражданство, в день получения такого гражданства утратили право на гражданство Чехословакии", – приводит выдержку из исторического документа пользователь.

rian.com.ua

Гражданство Украины: прекратить нельзя лишиться

Ситуация вокруг Артеменко заставляет снова вернуться к проблеме множественного гражданства в Украине / фото УНИАН

Ситуация вокруг Артеменко заставляет снова вернуться к проблеме множественного гражданства в Украине / фото УНИАН

Скандал с то ли лишением, то ли прекращением, то ли утерей гражданства народным депутатом Андреем Артеменко, заставляет снова вернуться к проблеме множественного гражданства в Украине. Официально у нас такого явления, вроде бы, не существует, а в реальности почти каждый созыв парламента кто-то нет-нет, да и намекнет, что десятков пять народных избранников не имеют права на такое народное доверие, поскольку прячут в закромах один-два (а то и больше) паспортов других государств.

Впрочем, это касается не только парламентариев, а и депутатов областных или городских советов, да и других чиновников разных уровней. Правда, до сегодняшнего дня, никому из них это никаких проблем не доставляло. Зато, что вполне вероятно, давало хорошие возможности для ведения бизнеса за рубежом, так как позволяло, в принципе, безнаказанно, выводить средства за пределы Украины. Пример – прошлогодний «панамский» скандал с опубликованием компанией Mossack Fonseca списков собственников офшоров, среди которых засветилось немало наших соотечественников. Тогда оказалось, что украинские чиновники, «скромно» живущие на невысокие зарплаты, спокойно владеют изрядным куском украинского экономического пирога через офшоры…

Гром грянул в конце апреля. Народный депутат от Радикальной партии Дмитрий Линько обнародовал на своей странице в Facebook фото якобы указа президента Украины Петра Порошенко о приостановлении украинского гражданства вышеупомянутому Артеменко и еще нескольким людям, среди которых, к примеру, экс-советник Михаила Саакашвили, депутат Одесского городского совета Александр Боровик.

В начале мая подтверждение подлинности этого документа предоставила Государственная миграционная служба. В сообщении было сказано, что материалы в отношении Артеменко, «предоставленные ГПУ через МВД, проработаны Государственной миграционной службой и направлены на рассмотрение Комиссии по вопросам гражданства при президенте Украины» были рассмотрены на заседании Комиссии еще 25 апреля. И после этого, «согласно указу президента Украины народный депутат потерял гражданство Украины...».

Также в миграционной службе напомнили, что прекращение гражданства – конституционная норма. Основаниями для потери гражданства перечислены в ст. 19 соответствующего закона и среди них, в частности, есть пункт о добровольном приобретении гражданином Украины гражданства другого государства (а именно это вменяется Артеменко и другим).

Сложность быть гражданином

Но, как это часто бывает в Украине, появились нюансы. Так, народный депутат от фракции «Блок Петра Порошенко», член парламентского комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, член Комиссии по вопросам гражданства при президенте Украины Валерий Пацкан заявил, что в конце апреля комиссия по вопросам гражданства не рассматривала вопрос его прекращения народному депутату Андрею Артеменко.

Сам «негражданин» Артеменко заявил, что намерен бороться за свое украинское гражданство, и уверен, что одержит победу. «Нельзя незаконно, неконституционным способом лишить украинского гражданства. Его можно лишить только в том случае, когда гражданин по собственному желанию обратится к президенту», - напомнил он.

Артеменко говорит, что намерен бороться за свое гражданство / фото УНИАН

Артеменко говорит, что намерен бороться за свое украинское гражданство / фото УНИАН

Собственно, вопрос неконституционности – первая и главная претензия к президентскому указу, которая уже несколько дней обсуждается на все лады. Так, часть специалистов убеждены, что президентский указ о приостановлении гражданства грубо противоречит Конституции и даже здравому смыслу. Мол, с таким же успехом можно приостановить право собственности или любое из других фундаментальных прав. Их оппоненты отмечают,  что гражданин вполне может «потерять» гражданство, и это – вполне конституционно.

«В украинском законодательстве есть норма, согласно которой, если человек, который взял украинское гражданство, в течение двух лет не сдал паспорт другой страны, то он действительно теряет украинское гражданство… Украина дает два года на то, чтобы сдать свой предыдущий паспорт. И те иностранцы, которые были в украинском правительстве, они этим воспользовались. Это не противоречит Конституции», - отметила юрист-криминолог Анна Маляр.

В свою очередь, глава правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека, директора Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров считает, что ситуация с президентским указом демонстрирует «слишком черно-белое отношение к проблеме гражданства в целом». «Он следует такой логике: поскольку в Украине - единое гражданство, то наличие информации о том, что человек имеет второе гражданство, означает, что украинского его можно лишить…», - возмущается правозащитник.

По его словам, в других странах существует так называемое спящее гражданство, и Украина вполне могла бы применить его принцип у себя. «Например, все граждане Израиля, которые приехали на ПМЖ из Украины и стали на консульский учет, сохранили гражданство Украины – оно у них спящее. Однако, ровно до тех пор, пока они не приедут обратно и не решат жить в Украине. А, как только они вернутся в Израиль – снова будут иметь израильское гражданство. В такой ситуации находятся десятки, если не сотни тысяч людей. И поэтому такой указ, по моему мнению, очень сомнительный», - рассказал он.

Законодательные коллизии высшего порядка

По большому счету, все эти замечания не лишены смысла. Дело в том, что статья 25 Основного закона гласит: гражданин Украины не может быть лишен гражданства. А относительно его прекращения, в Конституции имеется отсылка к законам, которыми устанавливается порядок прекращения гражданства. В то же время, закон Украины «О гражданстве» одним из оснований для его утраты предусматривает то самое добровольное обретение гражданства другого государства.

В том же законе также определяются условия принятия в гражданство Украины. Так, иностранцы в течение двух лет с момента принятия гражданства Украины должны предоставить документальное подтверждение своего личного обязательства о прекращении всех иностранных гражданств. Вместе с тем, далеко не всегда это работает. Вспомнить, к примеру, историю Айвараса Абромавичуса, который, отвечая на множество запросов украинских СМИ, рассказывал, что соответствующие документы будут им предоставлены до истечения двухлетнего срока пребывания в украинском гражданстве. Но, поскольку Абромавичус покинул Кабинет министров Украины раньше этого срока, доказательств отказа от гражданства Литвы этим персонажем в Украине так и не дождались.

Схожая ситуация, кстати, сложилась и с Александром Боровиком. Это сейчас он рассказывает, что причин для лишения его украинского гражданства нет. Мол, после предоставления украинского гражданства второе гражданство он не принимал и на службе у иностранных стран не находился. Но еще год назад, подавая в отставку с должности заместителя председателя Одесской областной государственной администрации после вступления в силу нового закона о госслужбе, который запрещает госслужащим иметь какое-либо гражданство, кроме украинского, он писал на своей странице в  Facebook иное. «Закон запрещает государственным служащим иметь какое-либо гражданство, кроме украинского. Я никогда не скрывал, что я гражданин ЕС. Я очень благодарен правительству Германии, которое, по моей просьбе, предоставило мне исключение из запрета на двойное гражданство, которое действует в ФРГ, для того, чтобы я мог поработать в Украине в период трансформации», - говорилось в его сообщении.

При этом он заявил, что сосредоточится на работе в городском совете (хотя сегодня говорит, что такого органа для него не существует), депутатом которого стал.

И вот в этом месте, действительно, появляются вопросы к ГМС. Как так получилось и какая проверка проводилась (если проводилась) в отношении кандидата в депутаты местного совета Александра Боровика, если в законе Украины о выборах местных советов черным по белому написано, что таким депутатом может быть избран только гражданин Украины. О лицах с двойным гражданством в документе речь не идет. И, по-хорошему, Боровик вообще не должен был получить депутатский статус. Более того, удивляет, что такое несоответствие никто не заметил и после вышеупомянутого сообщения Боровика в Facebook.

С другой стороны, нынешний скандал как раз может свидетельствовать, что миграционная служба, пусть и с опозданием, но отреагировала на действия и заявления самого Боровика. Ведь, в случае, если иностранец в течение двух лет с момента принятия гражданства Украины, не предоставляет документального подтверждения выполнения своего обязательства  об отказе от гражданства другого государтсва, миграционная служба направляет соответствующие материалы и представления о потере гражданства в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Украины.

Боровик рассказывает, что причин для лишения его украинского гражданства нет / radiosvoboda.org

Боровик рассказывает, что причин для лишения его украинского гражданства нет / radiosvoboda.org

По мнению политического эксперта Тараса Чорновола, разговоры о конституционности этого вопроса в истории Александра Боровика не стоят выеденного яйца. «Конституция действительно не допускает лишения украинского гражданина гражданства. Норму специально ввели в Конституцию, чтобы выполнить условия Конвенцию о недопущении появления лиц без гражданства. Но Боровика никто не лишал гражданства! Эта норма и не реализовалось из-за невыполнения лицом таких же конституционных требований относительно единого гражданства в Украине», - отмечает он.

Чорновол напоминает, что Боровик возмущен неконституционным лишением его гражданства Украины. «Но, дело в том, что, получая украинский паспорт, он брал обязательство прекратить гражданство Германии, хотя сознательно знал, что никогда этого делать не будет. Таким образом, осуществлялось мошенничество, в результате чего вхождение в гражданство Украины уже было недействительным и неконституционным», - убежден эксперт.

Другими словами, гражданства не лишают принудительно, а всего лишь признают, что оно для человека, из-за его мошеннических действий или невыполнения взятых обязательств, оказалось недействительным.

Доказать недоказуемое

Несколько иная ситуация с гражданством Андрея Артеменко. Действительно, представление о потере гражданства Украины готовится и направляется миграционной службой также в случае, если имеется документально подтвержденная информация о добровольное приобретение гражданства другого государства совершеннолетним гражданином Украины. Но дело в том, что, по словам самого Артеменко, он отказался от гражданства Канады еще в 2014 году. С другой стороны, методов, чтобы проверить, действительно ли украинский чиновник отказался от второго гражданства, в принципе, не существует – такие механизмы в несовершенном украинском законодательстве отсутствуют.

«Доказать наличие гражданства другой страны достаточно сложно. Не все страны раскрывают информацию о своих гражданах. В частности, Израиль полностью отказывается выдавать документы, подтверждающие наличие израильского паспорта. Не все европейские страны предоставляют такую ​​информацию», - рассказывает политический эксперт, директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.

С ним соглашается и политолог, эксперт Международного центра перспективных исследований Игорь Петренко. По его словам, если таким образом узнать  о наличии второго или третьего гражданства у высокопоставленного украинского чиновника не представляется возможным, следует возложить на него большую ответственность за предоставление ложных данных о себе при поступлении на ту или иную должность. «К тому же, необходимо законодательно прописать четкую процедуру, что и как происходит, если выявлен факт того, что государственный служащий имеет двойное гражданство», - считает он.

«Я считаю, что чиновники и политики, люди, которые влияют на государственную политику в стране, не должны иметь гражданство другого государства», - добавляет Виталий Кулик.

Украинское законодательство, регулирующее и получение гражданства, и его утерю, требует качественного обновления / фото УНИАН

Украинское законодательство, регулирующее и получение гражданства, и его утерю, требует качественного обновления / фото УНИАН

Эксперты соглашаются, что украинское законодательство, регулирующее и получение гражданства, и его утерю, требует качественного обновления. «Возможно, стоит перейти к принципу соглашения – если человек соглашается подписывать общественный договор проживания на территории данного государства, то тогда и у этого государства также должен быть инструмент лишения гражданина гражданства (если он осуществил действия, которые противоречат этому общественному договору). Такой принцип сейчас обсуждается, в частности, в некоторых странах ЕС. И, кстати, он, вроде как, будет заложен в будущий конституционный процесс в Украине», - отмечает Кулик.

Однако и тут важно соблюсти баланс. Поскольку без него президент может стать последней инстанцией, которая решает вопрос приобретения или лишения гражданства Украины, что позволяет ему использовать этот инструмент, к примеру, против политических оппонентов.

Татьяна Урбанская, Ирина Шевченко

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

www.unian.net


Смотрите также