Российское гражданство: понятие, источники, особенности правового регулирования. Источники гражданства


ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РФ. Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации

Похожие главы из других работ:

Акционерное общество как правовой институт

1.1. Источники правового регулирования

Акционерные общества исторически получили наибольшее освещение в законодательстве и доктринальной литературе, а также большое распространение на прак-тике...

Договор найма жилого помещения

2.2 Источники правового регулирования

Каковыми же являются источники правового регулирования договора коммерческого найма жилого помещения? Общие положения найма жилого помещения...

Договор поставки товаров для государственных нужд как разновидность договора купли-продажи

2. Источники правового регулирования

Применение норм ГК РФ. Основания заключения договора поставки для государственных нужд и порядок его исполнения определены § 4 гл. 30 ГК РФ. К отношениям, не урегулированным этим параграфом, применяются нормы о договоре поставки...

Договоры купли-продажи и поставки: понятие и соотношение.

2. Источники правового регулирования

Основным источником правового регулирования отношений, связанных с куплей-продажей, является Гражданский кодекс и прежде всего глава 30. В ГК сохранено традиционное определение договора купли-продажи...

Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

1.3 Источники правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации, регулирующее правовое положение иностранных граждан, в настоящее время представляет собой весьма объемный и разрозненный ряд законов, постановлений и иных нормативных правовых актов...

Понятие и виды отпусков

§1. Источники правового регулирования отпусков

Основным источником правового регулирования отпусков является Конституция Российской Федерации. Пункт 5 статьи 37 гласит: «Каждый имеет право на отдых...

Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации

2.1 Международно-правовые начала регулирования гражданства

Институт гражданства выступает объектом межгосударственного сотрудничества, и имеет, международный аспект, который выражается в наличии широкого круга международно-правовых нормативных актов...

Понятие транспортных обязательств

II. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Общие условия перевозки и иных транспортных договоров определяются непосредственно Гражданским кодексом Республики Казахстан, в нем им посвящены главы 34 и 35 (ст. ст. 688-714). Однако большое значение имеют и иные законодательные и нормативные акты...

Правовое регулирование деятельности общества с ограниченной ответственностью

1.2 Источники правового регулирования ООО

Основными источниками правового регулирования ООО являются Конституция РФ - как высший законодательный акт, и Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02...

Правовые основы маркетинга

Источники правового регулирования

На маркетинговую деятельность распространяются как общие положения права, так и специальные нормы. Источники правового регулирования весьма многочисленны, сложны и противоречивы. Основными из них являются нормативные акты...

Разрешение торговых споров в современном международном праве

1.1 Источники правового регулирования

торговый спор международный право Международное торговое право в целом характеризуется наличием большого количества различных источников правового регулирования, что связано, во-первых, с важностью данной подотрасли права, во-вторых...

Регулирование отношений, возникающих в связи с заключением договора подряда

1. Источники правового регулирования

Договор бытового подряда (бытового заказа) известен гражданскому законодательству давно. Еще в ГК 1964 г. ему были посвящены отдельные нормы в главе о подряде...

Система транспортных договоров

1.2 Источники правового регулирования

ГК определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК). Данный юридико-технический прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт...

Трудовые пенсии и их виды

1.2 Источники правового регулирования

Под источниками права согласно сложившейся в его общей теории традиции понимаются внешние формы выражения правовых норм и их организационной индивидуализации...

Характеристика обществ с ограниченной ответственностью

1.2 Источники правового регулирования ООО

Основными источниками правового регулирования ООО являются Конституция РФ - как высший законодательный акт и Гражданский кодекс РФ, а так же Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02...

pravo.bobrodobro.ru

Источники гражданства РФ — курсовая работа

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Гражданство является одним из важнейших факторов, определяющих взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленные Конституцией РФ и действующим законодательством права, свободы и обязанности личности непосредственно связаны с гражданством. Человек может их использовать только тогда, когда он является гражданином определенного государства.

Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство». Поэтому важнейшие нормы о гражданстве содержатся в Конституции Российской Федерации.

Гражданство как понятие может иметь несколько значений: одно из суверенных прав государства; публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовой институт.

Исследованию гражданства посвящены научные труды таких выдающихся российских ученых-юристов, как С.А. Авакьян, Л.Д. Воеводин, О.Е. Кутафин, А.Н. Кокотов и других. В этих исследованиях правовая природа гражданства трактуется по-разному. Основные усилия авторов при этом сосредоточены на двух направлениях. С одной стороны, понятие гражданства осмысливается через сравнение его со смежными правовыми явлениями, такими как правосубъектность, правоотношение, субъективное право, а с другой - наблюдается стремление раскрыть содержание и специфику этого правового феномена посредством анализа тех правовых последствий, которые влечет за собой признание гражданства как особого правового состояния лица. Вместе взятые, данные направления обеспечивают всесторонний подход к пониманию этого сложного юридического явления и, безусловно, являются серьезным достижением нашей конституционно-правовой науки.

Тема гражданства и сегодня продолжает оставаться исключительно актуальной, требующей пристального внимания.

На сегодняшний день, при наличии значительного количества исследований посвященных проблемам института гражданства, определение самого понятия «гражданства», раскрытие его содержания и особенностей носят дискуссионный характер.

К сожалению, в отечественной науке проблема принципов гражданства, принципов законодательного регулирования отношений гражданства не получила всесторонней разработки. Перечень принципов гражданства у различных авторов не учитывает в полной мере практику международно-правового и современного национально-правового регулирования отношений гражданства.

Целью настоящей работы является изучение понятия и принципов гражданства, а также раскрытие основных положений, касающиеся института гражданства в Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

Глава 1. Основные положения гражданства в РФ.

    1. Понятие гражданства.

 

Понятие гражданства в современной правовой науке не имеет четкого, однозначно принятого всеми учеными определения. Так, М. В. Баглаем, под гражданством понимается «устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».

Схожей позиции придерживается М.Б. Смоленский, полагающий, что «гражданство – это определенная правовая связь лица с государством, влекущая распространение на это лицо правовых последствий». При этом структурное построение определения понятия гражданства, с его точки зрения, позволяет различить три основных элемента: общее понятие гражданства; правовые последствия, вытекающие для лица из факта обладания им гражданства; связь между общим понятием гражданства и его правовыми последствиями1.

А.А. Югов считает, что гражданство как двустороннее взаимодействие человека и государства есть сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны особые свойства.

Во-первых, эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несут конкретные обязанности.

Во-вторых, это не рядовая и одинарная, а основная правовая связь человека с государством, поскольку в этом отношении участвуют главные «фигуранты» общественно-политической жизни: с одной стороны, человек как высшая ценность общественного мироздания, а с другой - государство как доминирующий компонент политической системы, - и кроме того, эта правовая связь выполняет роль первичного основания всех возможных юридических отношений между государством и индивидом, в силу чего в самом концентрированном виде закрепляется в Основном Законе.

В-третьих, это политическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами.

В-четвертых, гражданство есть личная связь человека с государством, что подчеркивается отсутствием коллективного гражданства; отношение гражданства имеет свое правовое значение только в том случае, когда документально определено персонифицированное отношение государства к отдельно взятому индивиду. Кроме того, по действующему законодательству отношения гражданства могут быть прекращены только по личному волеизъявлению самого гражданина.

В-пятых, это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта - человек и государство.

В-шестых, гражданство - это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовые отношения.

В-седьмых, гражданство - экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своей гражданской принадлежности.

В-восьмых, гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участниками соответствующей правовой системы.

В-девятых, гражданство - непрерывная правовая связь, так как законодательство о гражданстве не предусматривает возможность его приостановления.

В-десятых, гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между своими носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства.

С.Г. Сергеев утверждает, что «гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выраженная в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека».

Следует отметить, что большинство ученых строят свои рассуждения на основании ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в которой сказано гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей2.

Традиционного отмечают три основных значения понятия «гражданства»: одно из суверенных прав государства; публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовой институт.

В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случае вооруженных конфликтов, войн. Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремиться к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, поданные. Любое государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.

Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства; рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами3.

Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти).

Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе.

Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (иностранного гражданства, безгражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса, с одной стороны, на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, а с другой, он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

Гражданству как правовому состоянию близко подданство – тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в характере и степени принадлежности. Подданство присуще государствам с монархическими формами правления и означает крайнюю степень принадлежности. Поданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. По мнению А. Н. Кокотова, граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «собственниками» своего государства. Коллектив граждан – первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лиц, составляющих данный коллектив.

Различие гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Например, в Японии в соответствии с Конституцией император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие указанного принципа в соответствии с Конституцией в Японии устанавливается институт гражданства.

Следовательно, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния – наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

Гражданство в качестве конституционно-правового института – это совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства – с другой.

Таким образом, российское гражданство можно было бы определить как основное пожизненное законно установленное и публично-властное отношение между человеком и Российским государством, являющееся основанием возникновения всех конституционных прав, свобод и обязанностей индивида.

 

1.2. Принципы гражданства РФ.

 

В общих чертах принципы гражданства характеризуются в юридической литературе как его основополагающие и руководящие начала.

Первые попытки комплексного изучения принципов гражданства относится к началу 60-х годов двадцатого столетия. На современном этапе развития науки конституционного права исследования, посвященные изучению основных принципов российского гражданства, отсутствуют.

Основные принципы гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 6, 61, 62 Конституции РФ и более подробно раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Рассмотрим каждый из них.

1. Принцип единого гражданства  является одним из основ национально-государственного  устройства РФ, в состав которой  в качестве субъектов Федерации входят восемнадцать республик. Он закреплен в ст. 6 Конституции РФ, п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве и означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Этот принцип раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республики. Принцип единства и равенства гражданства обусловливает независимость и целостность России как многонационального государства.4

2. Принцип равного гражданства (п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве) подразумевает, что все граждане России наделены  одинаковым комплексом конституционных  прав и обязанностей, вне зависимости  от способа приобретения гражданства  и от длительности обладания  статусом «гражданин России». Таким  образом, лицо, являющееся гражданином  РФ по рождению (например, ребенок, родившийся на территории России  от родителей-россиян), имеет одинаковый  правовой статус с иностранцем, принятым в российское гражданство  за особые заслуги перед РФ.

referat911.ru

4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

Этот универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями - одни в правовом плане, другие - в моральном, в виде общественного долга.

Так, в ч. 2 ст. 38 Конституции закрепляется, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Статья 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, избирательные права, и др.

Рассматриваемый принцип выражен в ст. 6 Конституции и обращен именно к гражданину Российской Федерации, причем, подчеркнем, в гл. 1 "Основы конституционного строя". В ч. 2 ст. 6 устанавливается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

14. Российское гражданство: понятие и принципы. Источники правового регулирования гражданства рф (Харченко)

Учебник Кутафина:

Важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.

Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

В действующей Конституции РФ наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).

Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние.

Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства от 8 июля 1997 г. <*>, паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав РФ, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик.) В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно.

Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует решения государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение в Законе гражданства как связи лица с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

Современный подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Учебник Баглая:

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В монархических государствах употребляется термин «подданство», который формально устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен гражданству. Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государства, всех обязанностей, установленных конституцией и законами. В то же время граждане обладают в отношении государства определенными правами и могут требовать от него защиты своих прав.

Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с

самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения – индивидуальные и групповые, распространенные и в Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законодательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по этим вопросам весьма развиты. Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами).

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации (например в сфере действия налогового, уголовного, семейного законодательства и т.д.). Такое положение характерно и для Российской Федерации.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство – такие лица называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т.е. своих граждан.

В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции). Установлено, что гражданство является:

единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В главе «Права и свободы человека и гражданина» содержатся еще две важные гарантии гражданства (ст. 61). Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Следовательно, теперь не может быть речи о высылке нежелательного для властей гражданина, как это не раз бывало в прошлом. Более того, никакие органы не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.

Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. Российская Федерация, как это предусматривается в международных договорах о правовой помощи, обязана судить такое лицо по своим законам и информировать об этом заинтересованную сторону. Что же касается выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его государству, то это возможно также при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.

Зарубежные посольства и консульства Российской Федерации обязаны оказывать помощь своим гражданам в случаях задержания, ареста и других затруднений, что, однако, не означает обязанности оплачивать их долги и т. п.

Федеральным законом, регулирующим вопросы гражданства в Российской Федерации, является Закон о гражданстве от 28 ноября 1991 г. (с дополнениями и изменениями). Некоторые положения этого Закона вошли в текст. Конституции 1993 г., другие требуют корректировки в связи с принятием Конституции. Например, Закон устанавливает одновременное гражданство Российской Федерации и «республик в составе» Федерации, но установленное Конституцией равноправие субъектов Федерации (ст. 5) заставляет признать гражданство и других, помимо республик, субъектов Федерации, тем более что за ними признано право иметь свой устав и законодательство. Это, однако, не ведет к раздроблению гражданства Российской Федерации, оно согласно ч. 1 ст. 5 Конституции является единым. Об этом снова напоминает п. «в» ст. 71 Конституции, который относит гражданство в Российской Федерации к ведению Российской Федерации.

Субъект Федерации вправе требовать от гражданина России только одного дополнительного условия для приобретения гражданства данного субъекта Федерации: постоянного или преимущественного в нем проживания.

Российская Федерация способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. В этом отношении она следует Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г., принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений.

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Принципы гражданства Российской Федерации

Кутафин:

Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие:

1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6).

Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства Российской Федерации проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства.

В Законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.

Все предшествующее советское законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г., закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.

Закон о гражданстве СССР 1978 г. впервые установил такие основания. К ним относились "действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР".

Закон о гражданстве СССР 1990 г., закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможности его применения - только к тому гражданину, который проживает за границей, устранил такое расплывчатое основание, как "действия, порочащие высокое звание гражданина", и решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.

Практика лишения гражданства в первые годы существования советского государства имела свою специфику. Лишение гражданства распространялось не на конкретных лиц, а на целые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы и др. Когда окончательно опустился "железный занавес", подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Оно касалось по преимуществу так называемых диссидентов. Однако в период "оттепели", когда "железный занавес" немного приоткрылся и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, лишение гражданства в массовом порядке было реанимировано, хотя и под видом "выхода" из гражданства.

Президиум Верховного Совета СССР в 1967 году принял Указ "О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль". Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Покровы секретности с этого Указа были сняты только в начале перестройки по заключению Комитета конституционного надзора СССР, на основе которого упомянутый Указ был официально опубликован через 24 года после его принятия.

Запрет в Конституции РФ и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).

Ранее такое право в Советском государстве отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически, хотя основания возникновения у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего родившихся своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В Законе указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения его российского гражданства.

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и федеральными законами.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы жена (муж) безусловно следовала гражданству мужа (жены). В равной мере брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 61) и в Законе о гражданстве. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

В соответствии с ФЗ «О гражданстве РФ» вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

studfiles.net

понятие, источники, особенности правового регулирования.

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство -- такие лица называются бипатридами Юридический энциклопедический словарь / под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - С. 281..

Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.

Мировое сообщество единодушно в своем негативном отношении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое гражданство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

Весьма частым случаем возникновения безгражданства служит заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, и рождение у них детей. Немалые трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества.

Гражданам РФ, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. Органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать свои права и охраняемые законом интересы.

Вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ «Российская газета» № 100, 05.06.2002. (ред. от 28.06.2009). Гражданство Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, является единым. Об этом снова напоминает в ст. 71 Конституции, который относит гражданство в Российской Федерации к ведению Российской Федерации Конституция Российской Федерации (с изм. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Парламентская газета», № 4, 23-29.01.2009..

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором. Следовательно, и иностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между данным государством и Российской Федерацией). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам (если двойное налогообложение не исключается двусторонним соглашением), в каждом из них нести воинскую службу, лишается права занимать некоторые должности (судья, адвокат). Ни одно государство, признающее двойное гражданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в отношении их гражданских обязанностей.

Принципы гражданства РФ.

Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6) Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты : учебное пособие / Ж.-П. Жакке ; пер. с франц. - М. : Юрист, 2002. - С.129.. Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В Законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен Безуглов, А.А. Конституционное право России : учебник для юрид. вузов [полный курс] : в 3 т. / А.А. Безуглов. - М. : Норма, 2004. - Т. 1. - 772 с.; Т. 2. - 831 с.; Т. 3 - С.411..

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.

Запрет в Конституции РФ и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и федеральными законами.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека Конституция Российской Федерации (с изм. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Парламентская газета», № 4, 23-29.01.2009..

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 61) и в Законе о гражданстве. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

Таким образом, под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

Базируясь на общепризнанных нормах права, Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы российского гражданства. К ним относятся:

- единое гражданство Российской Федерации;

- равное гражданство Российской Федерации независимо от оснований приобретения;

- обладание гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несение им равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

- невозможность лишения российского гражданства или права изменить его;

- защита и покровительство граждан Российской Федерации за ее пределами;

- невозможность высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому государству гражданина Российской Федерации.



infopedia.su


Смотрите также