ГРАЖДАНСТВО РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Проблемы гражданства


ГРАЖДАНСТВО РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.Б. БЛИНОВ, Н.Ю. ЧАПЛИНБлинов А.Б., юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.Чаплин Н.Ю., юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.Гражданство является одним из важнейших элементов правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности.Поэтому важнейшие нормы о гражданстве содержатся в Конституции РФ. На основании статьи 6 Конституции вопросы гражданства должны разрешаться федеральным законом.В июле 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Новый Закон конкретизирует и развивает закрепленные в Конституции принципы и нормы, став основным регулятором норм о гражданстве.Его принятие - решительная мера по преодолению основных недостатков в области российского гражданства и важный шаг на пути к формированию гражданского общества.Несмотря на сходство в названии, действующий Закон значительно отличается от Закона о гражданстве РФ, принятого в 1991 году.Прежде всего изменена структура Закона. Законодатель исключил из Закона преамбулу; при этом сохраняется общее количество глав (девять), число статей сократилось с 51 до 45. В отдельную главу выделены вопросы отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации. А глава об исполнении решений по делам о гражданстве была преобразована в статью нового Закона.Мы полагаем, что важным преимуществом нового Закона является отказ от гражданства субъектов Российской Федерации. Так, гражданство можно рассматривать в качестве атрибута субъекта Федерации наряду с флагом, гимном и т.д. при условии, что это будет элементом сплочения народов, проживающих на территории субъекта, но не основанием для сепаратизма.В новом Законе законодатель исключил в качестве оснований приобретения гражданства категории признания и регистрации. С нашей точки зрения, категория регистрации не оправдала надежд российских законодателей и правоприменителей, так как ряд государств, республик бывшего СССР, не был в этом заинтересован.Значительные изменения Федеральный закон вносит в условия приобретения гражданства. Срок непрерывного проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления о приеме в гражданство увеличивается с трех до пяти лет, что соответствует Европейской конвенции о гражданстве и укоренившейся практике европейских государств. Например, Законом о гражданстве Германии (Staatsangehoerigkeitsgesetz) установлена длительность непрерывного проживания в стране в восемь лет. Также в России появились новые условия приема в гражданство - владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим Законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Данные условия имеют много общего с условиями приема в гражданство в Германии. Так, чтобы стать гражданином Германии, необходимо быть в состоянии обеспечить себя и свою семью, отказаться от прошлого гражданства, владеть в необходимой степени немецким языком и т.д.Новеллой российского Закона о гражданстве является то, что в целях противодействия заключению фиктивных браков срок постоянного проживания для приобретения гражданства супругом, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации три года, составляет один год. Это положение соответствует Нью-Йоркской конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 года.По сравнению с Законом 1991 года получили более детальное закрепление нормы о производстве по делам о гражданстве Российской Федерации, а также об обжаловании решений полномочных органов и должностных лиц, ведающих делами о гражданстве РФ.Однако, несмотря на свои достоинства, Закон не лишен существенных недостатков.Статья 7 предусматривает предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами. Но в Законе не дается определения, что такое защита и что такое покровительство и какое различие между этими двумя категориями.С нашей точки зрения, неполным является также положение статьи 14, закрепляющее правила приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Так, по упомянутой статье в упрощенном порядке получить гражданство России имеют право лица, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, обладающего гражданством Российской Федерации. Но на практике возможна и обратная ситуация, когда дети обладают гражданством России, а их родители претендуют на его получение. Тем самым законодатель поставил в неравное положение "отцов и детей".Не лишена недостатков статья 16 рассматриваемого нами Закона, устанавливающая основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Так, отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, состоящими на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства.Российская практика начала 90-х годов показала, что военнослужащие из бывших республик Союза ССР, получившие российское гражданство в соответствии с требованиями Закона о гражданстве, утратившего силу, добросовестно исполняют свои обязанности, а в некоторых случаях даже лучше, чем их сослуживцы. Такая же ситуация сложилась с работниками органов прокуратуры и внутренних дел.Отдельное внимание авторы хотели бы уделить институту двойного гражданства. Конституция Российской Федерации допускает для своих граждан право иметь гражданство иностранного государства, но в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (статья 62). Равно как и иностранный гражданин наделен правом иметь одновременно российское гражданство на основе международного договора России с государством, гражданством которого обладает данный гражданин.Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" во исполнение конституционных положений определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.Правоведы приводят ряд убедительных аргументов в пользу двойного гражданства.Во-первых, лица, обладающие двойным гражданством, получают возможность безвизового въезда в страну второго гражданства, а также во все иные страны, с которыми имеются соглашения о безвизовом въезде с государствами, гражданством которых обладает лицо.Во-вторых, лица с двойным гражданством имеют более широкие права в сфере предпринимательства и трудоустройства, которые труднодоступны иностранцам.В-третьих, наличие двойного гражданства в некоторых странах решает проблемы с медицинским обслуживанием и социальным обеспечением.В-четвертых, в некоторых правопорядках вместе с получением гражданства приобретаются и льготы в налогообложении.С точки зрения гражданина, к отрицательным сторонам двойного гражданства в некоторых странах следует отнести необходимость исполнения обязанности по несению военной службы, ряд ограничений в отношении занятия ряда государственных должностей, возможные проблемы в налоговой области, связанные с разницей в налоговом законодательстве, а также иные проблемы.Работая над вопросами гражданства, авторы столкнулись с проблемой употребления различных терминов в российской правовой системе и правовых системах развитых европейских государств. Речь идет о таких понятиях, как двойное и множественное гражданство. В законодательстве большинства развитых европейских государств используется такой термин, как множественное гражданство. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года оперирует такой же категорией, подразумевая под множественным гражданством обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух и более государств. Если сопоставить определение двойного гражданства в российском Законе и определение множественного гражданства, которым оперирует Страсбургская конвенция, то мы не сможем найти различия в содержании определений. Мы считаем, что законодатель использовал более узкое понятие (двойное гражданство), хотя практически Конституция Российской Федерации употребляет аналогичный термин, если бы в Законе использовался термин "множественное гражданство", то никакого противоречия между Конституцией и Законом не было бы, кроме того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации не запрещают лицу обладать только гражданством двух государств.Несмотря на указанные нами выше недостатки, новый российский Закон о гражданстве является значительным шагом на пути к гражданскому обществу, к строительству которого нас призывает Президент России В.В. Путин.В заключение хотелось бы отметить высокую законодательную технику авторов и плодотворную работу экспертов Закона, а также своевременность его внесения Президентом и принятия Федеральным Собранием.ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(принята всенародным голосованием 12.12.1993)ЗАКОН РФ от 28.11.1991 N 1948-1"О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ"О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(принят ГД ФС РФ 19.04.2002)"КОНВЕНЦИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ"(Принята в г. Нью-Йорке 29.01.1957 Резолюцией 1040 (XI)Генеральной Ассамблеи ООН)"ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ" (ETS N 166) [рус., англ.](Вместе с "ПОЯСНИТЕЛЬНЫМ ДОКЛАДОМ К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ ОГРАЖДАНСТВЕ")(Заключена в г. Страсбурге 06.11.1997)Конституционное и муниципальное право, N 4, 2002

ОСНОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ НЕОКОНЧЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ  »
Комментарии к законам »

www.lawmix.ru

Проблемы гражданства РФ

                                    

   Содержание 

   Введение

  1. Общие положения по гражданству

              1.1. Понятие, сущность, историческое развитие гражданства

             1.2. Принципы гражданства

  1. Приобретение и прекращение гражданства на территории РФ

              2.1. Приобретение гражданства

              2.2. Прекращение гражданства

  1. Проблемы гражданства РФ

   Заключение.

   Список  использованной литературы.       

   Введение.

   Население любого современного государства неоднородно. В его составе выделяют различные группы в зависимости от пола, возраста, национальности, вероисповедания, места жительства, профессиональной принадлежности. Для того, чтобы выявить различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством всех этих групп, необходимо обратиться к понятию гражданства.

  Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ, законом о гражданстве  от 1 июля 2002 г., положением о порядке  рассмотрения вопросов гражданства  РФ, а также некоторыми подзаконными актами. Понятие гражданства сформулировано в ст.3 закона о гражданстве: Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. С гражданством связаны самые существенные последствия  для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.

  На различных  этапах исторического процесса в  России специфическим образом видоизменяются составляющие правового статуса человека, такие как: общая правоспособность, основные права и свободы, обязанности и принципы правового положения индивидов. С течением времени неизменным остается предназначение института гражданства, юридическое содержание которого определяет характер отношений между государством и индивидом, а также порядок взаимодействия этих категорий субъектов. В глобальном плане современные социально-политические изменения способствовали возникновению серьёзных проблем и острых противоречий в системе российского гражданства. В силу этого совершенствование юридических основ института гражданства и механизмов правового регулирования отношений определяемых его содержанием, в настоящих условиях имеет для РФ особую значимость.

  Актуально будет выделить некоторые проблемы приобретения и прекращения гражданства РФ и обозначить органы, ведающие делами гражданства. Целью работы является исследование гражданства Российской Федерации с позиций методологии конституционного права.

  Заявленная  цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:

  – осветить  понятие, сущность, принципы и этапы развития гражданства РФ;

  – подробно рассмотреть приобретение и прекращение гражданства РФ. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц;

  --выявить существующие проблемы законодательства в вопросе гражданства и подумать над путями их решения

  --а так  же составить и упорядочить  имеющуюся информацию на тему гражданства

  Раскрытие темы производится с позиций общенаучных  методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).            

  1. Общие положения по гражданству

   1.1 Понятие, сущность, историческое развитие гражданства 

   Объем прав и обязанностей, которые человек  может реализовывать, находится  в прямой зависимости от наличия  или отсутствия у него гражданства  государства, в котором он проживает. Если бы мир был единым государством и все люди имели одинаковые права и обязанности в соответствии с универсальными законами этого государства, то не было бы необходимости в гражданстве. Однако мир устроен по-другому. Гражданство гарантирует индивиду признание его правосубъектности и подразумевает право на защиту в соответствии с законами данного государства, то есть гражданство необходимо как для человека, так и для государства. Российское гражданство является одной из основных характеристик Российской Федерации как суверенного государства.

    Гражданство – важнейший элемент конституционно-правового института правового положения человека и гражданина в РФ. Как правовой институт гражданство включает нормы, регулирующие общественные отношения между Российским государством и личностью (собственными гражданами, иностранцами, лицами без гражданства). Основное определение, по ФЗ «о гражданстве РФ» звучит так: гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

   Несколько устаревшее, но тем не менее важное определение, признанное международным  сообществом: Гражданство — это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти соответствующего государства независимо от своего местонахождения.1

   Также определение данного института  можно воспринимать с точки зрения конституционно-правового института и тогда определение будет звучать так: гражданство—это совокупность правовых норм, регулирующих отношения гражданств.2

   Помимо  вышеперечисленных определений  существует еще одно, рассматривающее  гражданство с точки зрения суверенного  права государства и звучит оно: гражданство—это правомочие государства на установление особой правовой связи со своим населением, обусловленной учредительной властью народа, проживающего на соответствующей территории. Направлено на создание особой группы людей, проживающих в конкретном государстве, исключительно обладающих определенными правами и обязанностями3

   Мне представляется предпочтительным основное определение из ФЗ «о гражданстве». Однако, вопрос правильности лишь в том, с какой точки зрения рассматривать. Несомненно, все три определения имеют право на существование, но их нельзя использовать в качестве определения для закона, т.к. они слишком абстрактны и подходят только для понимания сущности гражданства, но никак не для использования.

    Гражданство  было известно уже в рабовладельческую эпоху. Гражданами в древних городах-государствах призвались лишь свободные люди. Римское право рассматривало рабов как вещь. В период феодализма получил распространение институт подданства, ставивший индивида в зависимость от феодала. Подданные практически не имели прав, они несли многочисленные повинности, обязанности перед своим сувереном. Институт подданства фактически являлся юридической формой выражения подчиненности человека носителю верховной власти.

   В Российской империи институт подданства сохранялся до 1917 г. Советская власть Декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 ноября 1917 г. аннулировала все правовые нормы, касающиеся правового статуса сословий, их привилегий, преимуществ, всех сословных организаций и учреждений. Декретом были уничтожены всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина), княжеские, графские и прочие титулы, наименования гражданских чинов и установлено общее для всего населения страны наименование – гражданин Российской Республики. До образования СССР гражданство регулировалось законодательством советских республик. В конституционном государстве институт гражданства стал проявлением принципа равноправия всех членов общества.4

Сейчас вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются:

   Конституцией  России установлено, что вопросы  гражданства относятся к компетенции  Российской Федерации. (ст.71 п.в) 

    1. Принципы гражданства
 

Гражданство как  один из элементов основ правового  статуса человека и гражданина основано на тех же принципах, что и другие институты:

Сами же принципы звучат так:

  1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации являются равными, т.е., не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

   Вообще  подобного рода принцип оговаривается  почти в каждом законе, что является логичным, т.к. это базисный принцип, записанный конституцией и предусмотренный введенным в нашей стране политическим режимом демократии

   В законодательстве  ряда зарубежных стран наблюдается  иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения.  Россия идет по более демократическому пути.  Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того, как и когда оно было приобретено.

   В конституционном  суде был подтвержденный данный принцип: «все состоявшиеся в гражданстве Российской федерации по рождению, независимо от времени их возвращения в РФ, должны пользоваться равными правами, включая равное право на гражданство».5 

  1. Гражданство Российской Федерации является единым независимо от оснований его приобретения.

   Единство  включает в себя два принципа:

   Наличие гражданства является обязательным атрибутом суверенного государства. Конституция РФ не допускает государственного суверенитета субъектов Федерации. Кроме того, наличие гражданства у одних субъектов РФ и отсутствие этого института у других нарушал бы принцип равноправия субъектов РФ и в их взаимоотношениях с федеральной властью. Это означает, что регламентация института гражданства относится только к компетенции России и может осуществляться лишь Федеральным законом о гражданстве. 

  1. Экстерриториальность  гражданства. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

   Конституция РФ предоставляет российским гражданам  право свободно выезжать за пределы  страны. Гражданин, который постоянно  или временно остается проживать за границей, не должен потерять своего гражданства. Это позволит ему в дальнейшем свободно вернуться в Россию. Другими словами, проживание за границей не влечет утраты гражданства РФ.

   С этим принципом гражданства тесно  связан и другой, предусматривающий сохранение российского гражданства при заключении или расторжении брака. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. Указанный принцип также означает, что расторжение такого брака не изменит гражданства рожденных в этом браке или усыновленных детей.

stud24.ru

§ 2. Проблемы гражданства

Существует много определений термина «гражданство» или аналогичных ему терминов. Однако представляется, что все предложенные в отечественной литературе определения недостаточно удовлетворительны.

Приведем определение, данное в «Курсе международного права»:

«Гражданство — это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти соответствующего государства независимо от своего местонахождения... Гражданство — это юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу. Гражданство — устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае длительного пребывания гражданина за границей она не прерывается». *

* Курс международного права: В 7 т. М., 1990. Т. 3. С. 69.

Однако вызывает сомнение, что гражданин, независимо от своего местонахождения, подчинен суверенной власти государства своей гражданской принадлежности, ибо, находясь в качестве иностранца на территории другого государства, он, безусловно, подчинен юрисдикции последнего. Кроме того, к государственно организованному обществу принадлежат не только граждане данного государства, но и иные лица — иностранцы и лица без гражданства (апатриды), которые в данный момент проживают на его территории, составляя его население. Речь, следовательно, идет о неточностях рассматриваемого определения.

Представляется, что более точное определение может быть таким: «гражданство» (подданство) — термин, означающий юридическую принадлежность к организованному в данное государство обществу индивида, наделенного определенными правомочиями по управлению делами этого общества.

Предложенная формула требует пояснений.

В современных условиях любое государство, независимо от формы правления, так или иначе провозглашает, что его власть исходит от населяющего государство народа и что управление делами государства осуществляется с согласия лиц, имеющих юридический статус его граждан (подданных).

Такое согласие выражается чаще всего путем участия граждан в выборах различных органов власти государства, независимо от того, например, что к участию в голосовании допускаются лишь граждане мужского пола или, наоборот, что к участию в голосовании допускаются также некоторые категории лиц, помимо граждан, постоянно проживающие на территории данного государства, и т.п. Согласие может считаться даваемым молчаливо, если нет протеста со стороны граждан (подданных) в отношении деятельности того или иного органа государственной власти.

Именно та или иная степень участия индивида в управлении делами организованного в государство общества составляет в современных условиях суть юридического статуса индивида как гражданина (подданного) данного государства.

Естественно, что установление такого статуса — дело исключительной компетенции данного государства. Однако это порождает в некоторых случаях коллизию норм о гражданстве различных государств, которая может разрешаться только на уровне международного права, путем соответствующего соглашения между заинтересованными государствами.

Вопрос о том, каким образом такая коллизия возникает, будет рассмотрен ниже. Но здесь следует отметить, что прежде всего это касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о гражданстве государств, каждое из которых признает данного индивида своим гражданином.

В принципе оба таких государства обычно не признают принадлежность данного индивида гражданству другого государства. Однако это лишь усложняет положение соответствующего индивида, поскольку, находясь в пределах юрисдикции одного государства, он может быть привлечен к ответственности за некоторые деяния, которые он совершил в пределах территории другого государства в качестве его гражданина.

Поэтому заинтересованные государства заключают иногда соглашения о ситуации двойного гражданства, чтобы минимизировать последствия такой ситуации для индивида или вообще ее исключить.

В связи с ситуацией двойного гражданства следует, видимо, обратить внимание на положение, существовавшее ранее в Советском Союзе и ныне продолжающее существовать в Российской Федерации. Речь идет об употреблении термина «национальность» наряду с термином «гражданство (подданство)» или вместо него в качестве совершенно равнозначных.

В законодательстве подавляющего большинства государств «национальность» — nationality (по-английски), nationalitе (по-французски) — это то же, что гражданство или подданство. В СССР же и ныне в России — это этническая принадлежность индивида. Для чего нужна такая категория в условиях национальной (этнической), расовой, религиозной и иной недискриминации граждан и индивидов вообще в соответствии с требованием современного международного права, объяснить невозможно.

В СССР было установлено также двойное, или одновременное, гражданство соответствующих лиц — статус гражданина СССР и одновременно статус гражданина союзной республики, на территории которой он постоянно проживал. При переезде в другую союзную республику на постоянное местожительство соответственно изменялось и республиканское гражданство.

Поскольку гражданство — это юридическая принадлежность индивида к организованному в данное государство обществу, а союзные республики СССР по своему существу государствами не являлись, то категория «гражданин союзной республики» являлась совершенно искусственной, юридически бессмысленной. Практически имелось в виду главным образом регулирование вопросов об условиях голосования при выборах органов власти союзной республики и обеспечении иных политических прав граждан СССР. Однако для этого достаточно было бы различать граждан СССР, постоянно проживающих на территории данной союзной республики и находящихся на ней временно.

Похоже, что негативный, как представляется, опыт СССР в вышеуказанном смысле не учитывается Россией, в частности Конституцией Российской Федерации. Так, ее ст. 26 гласит: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность», т.е. делать это, независимо от этнической принадлежности своих родителей, и далее: «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности», исходя из того, видимо, что вдруг кому-то захочется к этому принуждать.

В свою очередь, ст. 62 Конституции РФ устанавливает, что «гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Однако наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не освобождает его «от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Иными словами, вместо обычной международной практики заключения договоров о предотвращении негативных последствий для индивида в случае наличия у него помимо его воли двойного гражданства Россия собирается заключать договоры об обратном.

Вернемся, однако, к вопросу о том, каким образом возникают коллизии национальных законов о гражданстве и как они регулируются с помощью международного права.

Согласно национальному праву государств, гражданство приобретается в основном двумя способами: в силу рождения и в силу натурализации (приема в гражданство).

В первом случае в основе законодательства лежит либо принцип права крови (jus sanginus) — новорожденный приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, либо принцип права почвы (jus soli), когда приобретается гражданство того государства, на территории которого лицо родилось, независимо от гражданства родителей. Будучи основой законодательства, в чистом виде эти принципы не применяются, а так или иначе сочетаются.

Тем не менее такое принципиальное расхождение законодательства государств о гражданстве, на территории одного из которых лицо родилось, может порождать либо ситуацию безгражданства, либо ситуацию двойного гражданства.

Натурализация — прием в гражданство данного государства по просьбе заинтересованного в том лица — также может породить ситуацию двойного гражданства, если такая просьба удовлетворяется в отношении лица, признаваемого гражданином другого государства.

Таковы основные условия возникновения ситуации безгражданства или двойного гражданства в силу коллизии законов о гражданстве. Возможны и другие ситуации, порождающие безгражданство или двойное гражданство.

Ситуации безгражданства или двойного гражданства аномальны и ущербны не только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что могут порождать и действительно порождают конфликты между государствами.

На уровне общего международного права их невозможно разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются. Так, согласно нормам международного права о внешних сношениях государств (см. гл. XV), кодифицированным ныне в ряде универсальных конвенций, дети дипломатических агентов и других соответствующих им лиц, родившиеся на территории государства их пребывания, не приобретают гражданства в силу исключительно законодательства этого государства.

Поэтому основной способ смягчения или недопущения ситуаций безгражданства или двойного гражданства — заключение договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и делается на практике.

readbookz.net

» Проблемы двойного гражданства | Фин Эксперт Групп

Аннотация: Как показывает сегодняшняя реальность, институт двойного гражданства по – прежнему подогревает к себе внимание. Данная тематика актуальная не только для российских граждан, но и во всем мире. Приобретая двойное гражданство, люди надеяться на то, что условия жизни станут лучше, однако, они забывают о том, что последствиями двойного гражданства является и появление у них дополнительных обязанностей. Более того, минусом российского законодательства является отсутствие разграничения понятий «двойное гражданство» и «множественное гражданство».

data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"data-ad-slot="1061076221">

По этой причине, граждане РФ, имеющие также гражданство иностранного государства, могут нарушить закон, не подозревая об этом. Abstract: As today’s reality shows, the institution of dual citizenship still stirs attention. This topic is relevant not only for Russian citizens, but worldwide. Acquiring dual citizenship, people hope that living conditions will be better, however, they forget that the consequences of dual citizenship is the appearance of their additional responsibilities. Moreover, the drawback of the Russian legislation is the lack of differentiation of the concepts of "dual citizenship" and "multiple citizenship". For this reason, citizens of the Russian Federation with a citizenship of a foreign state, can break the law without knowing it.

Ключевые слова: двойное гражданство, множественное гражданство, гражданин, государство, международный договор.

Key words: dual citizenship, multiple citizenship, citizen, state, and international Treaty.

Большое количество людей, стремясь к улучшению условий жизни, и приобретая двойное гражданство, пользуются при этом далеко не законными методами. Наличие гражданства двух, трех государств дает возможность их обладателям пользоваться льготами тех страна, гражданами которых они являются, однако, они забывают о том, что последствиями двойного гражданства является и появление у них дополнительных обязанностей. С двойным гражданством связано множество проблем. Одной из таких существенных проблем является отсутствие у граждан четкого представления о том, что имеют место быть различия между понятиями "двойное гражданство" и "множественное гражданство". Каждый гражданин Российской Федерации имеет право иметь гражданство не только российское, но и гражданство иного государства, то есть, быть обладателем двойного гражданства. Данное право четко прописано в ст. 62 Конституции РФ [1].

Однако, нельзя забывать о том, что граждане России могут иметь гражданство не любой страны, а лишь той, с которой у с РФ заключен международно – правовой акт, регулирующий вопросы двойного гражданства. Такой договор заключает положения о том, что каждая из сторон, подписавших договор, признает за гражданами своей страны право приобрести гражданство другой стороны, не утрачивая своего. Договоры, регулирующие вопросы двойного гражданства, с другими странами заключены не были. Поэтому, если гражданин нашей страны получил гражданство государства, с которым Российской Федерацией не был заключен соответствующий международный договор, это значит, что он приобрел еще одно – второе гражданство, но никак не двойное гражданство в юридическом смысле этих слов, и для РФ такой гражданин рассматривается только как гражданин РФ. То есть, находясь на территории РФ, въезжая и выезжая из страны, обращаясь в государственные органы РФ, гражданин должен предоставлять только российские документы. Но при этом ему не запрещается пользоваться вторым паспортом в иностранных государствах [10, С. 141-142.].

Согласно положениям законодательства иных стран, видно, что каждая страна имеет свое отношение к тому, что ее гражданин приобретает гражданство другой страны. Многие государства, признающие двойное гражданство и принимающие иностранного гражданина в свое государство при наличии определенных условий, не требуют от него отказа от первого гражданства. Такими государствами выступают Израиль, Греция, Бразилия, Турция и другие. Одним из условий приобретения гражданства США или Канады, к примеру, является клятва на библии или на конституции, о том, что лицо, желающее приобрести гражданство одной из этих стран, отказывается от прежнего гражданства (подданства). Но при этом сдать паспорт другого государства они не обязывают, что позволяет лицу фактически сохранить прежнее гражданство.

Некоторые государства категорически запрещают двойное гражданство, но есть и такие, которые на законодательном уровне не признают второе гражданство, но фактически и не отрицают его. К таким странам относится и РФ. Рассматривая законодательство в отношении двойного гражданства в нашей стране, следует отметить, что советская правовая доктрина не признавала двойного гражданства, в частности, в законах о гражданстве СССР 1978 г. и 1990 г. устанавливалось, что «за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства» и только Конституция РФ 1993 г. признала за своими гражданами право на двойное гражданство. Самые распространенные случаи приобретения лицом еще одного гражданства связаны с различными принципами (принцип «почвы», принцип «крови»), которые применяются государствами при решении вопросов приобретения гражданства [8, С.316].

Например, ребенок, родившийся у родителей – иностранцев на территории государства, где действует «право почвы» автоматически становится бипатридом, получая гражданство этого государства и гражданство своих родителей. Получить еще одно гражданство может ребенок, если его усыновил иностранный гражданин или, к примеру, женщина, выходя замуж за иностранца, может приобрести гражданство того государства, гражданином которого является ее муж, если в соответствии с его законом «жена должна следовать гражданству своего мужа». Но возникновение двойного гражданства порождает множество проблем как у бипатрида, так и у государств, гражданином которых он является. Каждое государство, которое считает бипатрида только своим гражданином (подданным), требует от него выполнения обязанностей, предусмотренных его законодательством, к примеру, воинской повинности.

При этом бипатрид не может отказаться от выполнения этих обязанностей, ссылаясь на обязательства, которые предусмотрены другим государством, гражданство которого он также имеет. Рассматривая данный вопрос, нужно отличать понятие «двойное гражданство» от понятия «множественность гражданства». Двойное гражданство имеет лицо, которое приобрело гражданство иностранного государства в соответствии с международными договорами, заключенными между двумя странами, гражданином которых оно является. Множественное гражданство подразумевает, что человек приобретает гражданство другого иностранного государства без учета факта того, был ли заключен международный договор Российской Федерации с этим государством по причине коллизий международной правотворческой и правоприменительной практики [5, С. 52-53].

4 августа 2014 года в РФ был принят Федеральный закон № 142 "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" [ 2]. и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Следуя положениям данного закона граждане Российской Федерации в возрасте от 18 лет, которые по состоянию на 4 августа 2014 года имели гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, обязаны подать уведомление в миграционные органы не позднее 2 октября 2014 года (включительно). Законные представители граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет либо ограниченных в дееспособности по состоянию на 4 августа 2014 года, имеющих иностранное гражданство или право на постоянное проживание в иностранном государстве, также должны до 2 октября подать уведомления.

В случае приобретения гражданином Российской Федерации после 4 августа 2014 года иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом уведомление в течение 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. Обязанность уведомления принята с целью ведения учета государственной принадлежности граждан и для формирования информационной базы данных, что даст возможность государству владеть информацией о том, какое количество граждан имеют также гражданство иностранного государства. Нарушение данного обязательства приводит к привлечению нарушителей к административной или уголовной ответственности.

В миграционной службе еще ранее была образована база данных граждан Российской Федерации с двойным гражданством, о которых стало известно путем соответственно уведомления. Однако, все же проблема отсутствия информации о некоторых гражданах, имеющих двойное гражданство, была и остается. При этом, методы выявления наличия двойного гражданства у таких невыявленных лиц, существуют разные.

Например, это устанавливается в ситуации, когда гражданин выезжает за рубеж в страну с визовым режимом, и предъявляет паспорт, в котором, как правило, отсутствует виза, и в качестве подтверждения права на въезд в страну назначения предъявляют иностранный паспорт. И в том случае, когда согласно базе данных, будет выявлена информация о том, что гражданин имеет второе гражданство, но при этом данная информация не предоставлялась, компетентные органы имеют право привлечь лицо к ответственности [6, с. 190-191]. Сегодняшняя практика миграционной службы показывает, что данный орган обязан принимать уведомления от всех граждан и после 2 октября 2014 года, но с наложением административного штрафа за несвоевременность подачи.

Сам по себе факт уведомление о втором гражданстве никаких ограничений для гражданина не влечет. Следовательно, нет никаких препятствий для лица отправить информацию в надлежащие органы о том, что он имеет гражданство иного государства. Намеренный характер сокрытия факта наличия двойного гражданства может не обладать противоправным умыслом и наличие штрафа и ответственности за неуведомление о данном обстоятельстве должно стимулировать граждан своевременно подавать соответствующую информацию. Это так же поспособствует исключении ситуаций, когда, граждане, скрывающие наличие двойного гражданства, при этом занимают определенные должности, и имеют доступ к государственной тайне.

При выявлении данного факта, еще, когда Федеральный закон №142 принят не был, к данным лицам применялось такое наказание, как увольнение с должности без какой – либо дополнительной ответственности за правонарушение. Рассмотренные выше проблемы, связанные с двойным гражданством, указывают на необходимость принятия норм, которые более четко и последовательно регулировали бы вопросы двойного гражданства.

С принятием во внимание поправок, внесенных в ФЗ РФ "О гражданстве РФ" [3]. в 2014 году, можно придти к выводу, что в ближайшие годы могут быть приняты и иные законы, вносящие изменения в порядок приобретения гражданами двойного гражданства, правила пользования двойным гражданством и иная конкретика, касающаяся двойного гражданства, особенно в ситуации, когда гражданство гражданином РФ приобретается в том государстве, с которым РФ не заключала соответствующий международный договор.

Библиографический список : 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации – 2014. – №31. – Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 04.06.2014 №142-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. – 2014.- № 23. – 2927.

3. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. – 2002.- № 22. – Ст. 2031.

4. Аксенов А.Б. Проблемы становления и развития института двойного гражданства в РФ / А.Б. Аксенова // Ученые записки Казанского филиала "Российского государственного университета правосудия". – 2015. – № 11. – С. 38-45.

5. Бондарчук Р.Ч. Проблемы двойного гражданства / Р.Ч. Бондарчук // Актуальные проблемы социальной работы, экономики и права: сборник трудов конференции. – М., 2013.- С. 51- 56.

6. Елгина Н.В. Проблемы двойного гражданства в Российской Федерации / Н.В. Елгина, В.В. Сафронов // Социально – экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. – 2016. – № 11. – с. 189-193.

7. Клементьева Д.А. Проблема двойного гражданства в РФ / Д.А. Клементьева // Современные тенденции развития науки в молодежной среде: сборник трудов конференции. – Елец, 2017. – С. 246-250.

8. Козлова Н.В. Принцип двойного гражданства: правовое регулирование и проблемы реализации / Н.В. Козлова // Дни науки – 2015: сборник трудов конференции. – Новосибирск, 2015. – С. 316-318.

9. Ливанова И.В. Проблемы правового статуса лиц с двойным гражданством в законодательстве России и Испании / И.В. Ливанова // Сибирский Международный институт. – 2016. – № 18. – с. 87-91.

10. Мсоева Д.А. Актуальные проблемы института двойного гражданства / Д.А. Мсоева // Теоретические и практические аспекты развития научной мыслив современном мире: сборник трудов конференции.- Уфа, 2017. – С. 140-144.

Мелконян Лаура Вартановна

Метки: гражданство Предыдущая запись Формула расчета пени в ЖКХ Следующая запись Законодательная и правовая база социальной сферы

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

www.finexg.ru

§ 2. Проблемы гражданства. Международное право

Приведем определение, данное в «Курсе международного права»:

 «Гражданство — ϶ᴛᴏ устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего государства независимо от ϲʙᴏего местона­хождения... Гражданство — ϶ᴛᴏ юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу. Гражданст­во — устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае длительного пребывания гражданина за границей она не прерывается».  *

* Курс международного права: В 7 т. М., 1990. Т. 3. С. 69.

 

 

При этом вызывает сомнение, что гражданин, независимо от ϲʙᴏего местонахождения, подчинен суверенной власти государства ϲʙᴏей граж­данской принадлежности, так как, находясь в качестве иностранца на терри­тории другого государства, он, безусловно, подчинен юрисдикции пос­леднего. Исключая выше сказанное, к государственно организованному обществу при­надлежат не только граждане данного государства, но и иные лица — иностранцы и лица без гражданства (апатриды), кᴏᴛᴏᴩые в данный мо­мент проживают на его территории, составляя его население. Речь, сле­довательно, идет о неточностях рассматриваемого определения.

Представляется, что более точное определение может быть таким: «гражданство» (подданство) — термин, означающий юридическую принадлежность к организованному в данное государство обществу индивида, наделенного определенными правомочиями по управлению делами ϶ᴛᴏго общества.

Предложенная формула требует пояснений.

Отметим тот факт - что в современных условиях любое государство, независимо от формы правления, так или иначе провозглашает, что его власть исходит от населяющего государство народа и что управление делами государства осуществляется с согласия лиц, имеющих юридический статус его граждан (подданных).

Такое согласие выражается чаще всего путем участия граждан в выборах различных органов власти государства, независимо от того, например, что к участию в голосовании допускаются исключительно граждане мужского пола или, наоборот, что к участию в голосовании допускают­ся также некᴏᴛᴏᴩые категории лиц, помимо граждан, постоянно про­живающие на территории данного государства, и т.п. Согласие может считаться даваемым молчаливо, если нет протеста со стороны граждан (подданных) в отношении деятельности того или иного органа госу­дарственной власти.

Именно та или иная степень участия индивида в управлении дела­ми организованного в государство общества составляет в современных   условиях суть юридического статуса индивида как гражданина (под­данного) данного государства.

Естественно, что установление такого статуса — дело исключитель­ной компетенции данного государства. При этом ϶ᴛᴏ порождает в неко­торых случаях коллизию норм о гражданстве различных государств, кᴏᴛᴏᴩая может разрешаться только на уровне международного права, путем ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего соглашения между заинтересованными госу­дарствами.

Вопрос о том, каким образом такая коллизия возникает, будет рас­смотрен ниже. Но здесь следует отметить, что прежде всего ϶ᴛᴏ касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о гражданстве государств, каждое из кᴏᴛᴏᴩых признает данного индивида ϲʙᴏим граж­данином.

В принципе оба таких государства обычно не признают принадлеж­ность данного индивида гражданству другого государства. При этом ϶ᴛᴏ исключительно усложняет положение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего индивида, поскольку, находясь в пределах юрисдикции одного государства, он может быть привлечен к ответственности за некᴏᴛᴏᴩые деяния, кᴏᴛᴏᴩые он совер­шил в пределах территории другого государства в качестве его граж­данина.

По϶ᴛᴏму заинтересованные государства заключают иногда согла­шения о ситуации двойного гражданства, ɥᴛᴏбы минимизировать пос­ледствия такой ситуации для индивида или вообще ее исключить.

В связи с ситуацией двойного гражданства следует, видимо, обра­тить внимание на положение, существовавшее ранее в Советском Союзе и ныне продолжающее существовать в Российской Федерации. Речь идет об употреблении термина «национальность» наряду с тер­мином «гражданство (подданство)» или вместо него в качестве совер­шенно равнозначных.

В законодательстве подавляющего большинства государств «наци­ональность» — nationality (по-английски), nationalitе (по-француз­ски) — ϶ᴛᴏ то же, что гражданство или подданство. В СССР же и ныне в России — ϶ᴛᴏ этническая принадлежность индивида. Стоит сказать, для чего нужна такая категория в условиях национальной (этнической), расовой, ре­лигиозной и иной недискриминации граждан и индивидов вообще в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с требованием современного международного права, объ­яснить невозможно.

В СССР было установлено также двойное, или одновременное, гражданство ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих лиц — статус гражданина СССР и одно­временно статус гражданина союзной республики, на территории ко­торой он постоянно проживал. При переезде в другую союзную республику на постоянное местожительство ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно изменялось и республиканское гражданство.

Поскольку гражданство — ϶ᴛᴏ юридическая принадлежность инди­вида к организованному в данное государство обществу, а союзные республики СССР по ϲʙᴏему существу государствами не являлись, то категория «гражданин союзной республики» являлась совершенно ис­кусственной, юридически бессмысленной. Практически имелось в виду главным образом регулирование вопросов об условиях голосова­ния при выборах органов власти союзной республики и обеспечении иных политических прав граждан СССР. При этом для ϶ᴛᴏго достаточно было бы различать граждан СССР, постоянно проживающих на терри­тории данной союзной республики и находящихся на ней временно.

Похоже, что негативный, как представляется, опыт СССР в выше­указанном смысле не учитывается Россией, в частности Конституцией Российской Федерации. Так, ее ст. 26 гласит: «Стоит сказать, что каждый вправе опреде­лять и указывать ϲʙᴏю национальную принадлежность», т.е. делать ϶ᴛᴏ, независимо от этнической принадлежности ϲʙᴏих родителей, и далее:  «никто не может быть принужден к определению и указанию ϲʙᴏей национальной принадлежности», исходя из того, видимо, что вдруг кому-то захочется к ϶ᴛᴏму принуждать.

При этом, ст. 62 Конституции РФ устанавливает, что «граж­данин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным за­коном или международным договором Российской Федерации». Важно заметить, что од­нако наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не оϲʙᴏбождает его «от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Иными словами, вместо обычной международной практики заклю­чения договоров о предотвращении негативных последствий для ин­дивида в случае наличия у него помимо его воли двойного гражданства Россия собирается заключать договоры об обратном.

Вернемся, однако, к вопросу о том, каким образом возникают кол­лизии национальных законов о гражданстве и как они регулируются с помощью международного права.

Согласно национальному праву государств, гражданство приобре­тается в основном двумя способами: в силу рождения и в силу натура­лизации (приема в гражданство).

В первом случае в основе законодательства лежит либо принцип права крови (jus sanginus) — новорожденный приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, либо принцип права почвы     (jus soli),     когда приобретается гражданство того государства, на терри­тории кᴏᴛᴏᴩого лицо родилось, независимо от гражданства родителей. Будучи основой законодательства, в чистом виде данные принципы не применяются, а так или иначе сочетаются.

Важно заметить, что однако, при всем этом такое принципиальное расхождение законодательст­ва государств о гражданстве, на территории одного из кᴏᴛᴏᴩых лицо родилось, может порождать либо ситуацию безгражданства, либо си­туацию двойного гражданства.

Натурализация — прием в гражданство данного государства по просьбе заинтересованного в том лица — также может породить ситуа­цию двойного гражданства, если такая просьба удовлетворяется в от­ношении лица, признаваемого гражданином другого государства.

Таковы основные условия возникновения ситуации безгражданст­ва или двойного гражданства в силу коллизии законов о гражданстве. Возможны и другие ситуации, порождающие безгражданство  или двойное гражданство.

Ситуации безгражданства или двойного гражданства аномальны и ущербны не только применительно к ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим лицам, но и потому, что могут порождать и действительно порождают конфликты между государствами.

На уровне общего международного права их невозможно разре­шить, хотя в отдельных случаях некᴏᴛᴏᴩые меры к тому предпринима­ются. Так, согласно нормам международного права о внешних сноше­ниях государств (см. гл. XV), кодифицированным ныне в ряде универ­сальных конвенций, дети дипломатических агентов и других соответ­ствующих им лиц, родившиеся на территории государства их пребы­вания, не приобретают гражданства в силу исключительно законода­тельства ϶ᴛᴏго государства.

По϶ᴛᴏму основной способ смягчения или недопущения ситуаций безгражданства или двойного гражданства — заключение договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и делается на практике.

Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - Международное право - Н.А.Ушаков принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "§ 2. Проблемы гражданства") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Международное право - Н.А.Ушаков в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Международное право - Н.А.Ушаков, 2015. § 2. Проблемы гражданства.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

ПРОБЛЕМЫ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Право на гражданство, несомненно, является одним из важнейших и неотъемлемых прав человека, основой правового положения личности как внутри отдельного государства, так и на международной арене.

Институт гражданства, а именно устойчивая правовая связь лица с государством, подразумевающая собой взаимные права и обязанности, является как важным элементом правового положения (статуса) личности, так и основой конституционного строя.

Статус гражданства присваивается человеку от рождения, и здесь не имеет значения ни то, на какой государственной территории родился человек, и ни то, какое гражданство присуще его родителям. Однако перечисленные моменты все же немаловажны применительно к признанию гражданства у родившегося лица. Это так называемые принципы «право почвы» и «право крови», что при решении вопросов о приобретении или утрате гражданства берется государством за основу. По принципу «право почвы» все лица, которые родились на территории какого-то определенного государства, являются его гражданами. А по принципу «право крови» лица, которые родились от граждан какого-либо государства, являются гражданами этого государства. В законодательстве многих стран применение данных принципов ведет к появлению коллизий и возможности возникновения такого явления, как бипатризм, то есть двойного гражданства. Именно поэтому, сами лица, которые обладают таким статусом, называются бипатридами. Двойное гражданство – это такой правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства [3, с. 217]. Двойное гражданство подразумевает за собой и установление сложного правового положения лица, которое одновременно имеет гражданство двух и более государств. Это возникает по той причине, что наличие у лица правовой связи с двумя государствами порождает два элемента: «двойные права» и «двойные обязанности».

Внутреннее законодательство каждого из двух государств служит, как правило, источником двойного гражданства. И если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению, то данное гражданство имеет место быть.

Как говорится в законодательстве ряда стран, многие государства в своей практике занимают позицию непризнания двойного гражданства. Так, положение о недопущении двойного гражданства присутствует в законодательстве США, а также и в других странах.

Между тем, некоторые страны, такие как Испания, Канада, Израиль, позволяют существование состояния двойного гражданства. К примеру, если открыть Конституцию Испании, то можно заметить, что данная страна может заключать договоры о предоставлении двойного гражданства со странами Латинской Америки или с другими государствами, имеющие особую связь с Испанией. В этих странах испанцы могут подвергаться натурализации, непосредственно, без утраты своего первоначального гражданства, даже если эти страны не признают их своими гражданами на взаимной основе.

Еще до распада, СССР брал начало своей правовой доктрины из устойчивости гражданства как фактической связи лица с государством, основываясь на непризнании двойного гражданства. Однако потом ситуация в корне изменилась. В рамках современности двойное гражданство в нашей стране является допустимым, о чем свидетельствуют Конституция Российской Федерации и Закон «О гражданстве Российской Федерации».

Согласно части 1 статье 62 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международнымдоговором Российской Федерации [1].

В статье 3 Закона «О гражданстве Российской Федерации» говорится, что лицу, которое состоит в гражданстве Российской Федерации, не позволяется наличие принадлежности к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. И далее эта статья гласит следующее: гражданину Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор [2].

Принятие данных норм открыло возможность приобретения российского гражданства при сохранении гражданства другого государства. Указанная возможность была тесно связана с тем, что законодатель Российской Федерации хотел не нарушить связь с родиной нашего народа, который живет за пределами Российской Федерации.

Несколько подытожив вышесказанное, можно отметить, что двойное гражданство порождает не только возникновение отрицательных последствий, но также и круг практических проблем и для государства в целом, и для определенного лица. В связи с этим, к сожалению, появляется некое непостоянство фактического и юридического положения у личности, а у лица появляются противоречивые, а иногда несовместимые обязанности перед разными государствами.

Если лица имеют двойное гражданство, то их правовое положение осложнено тем, что оба государства требуют от них выполнение определенных обязанностей и, конечно же, воинская обязанность присутствует в этом числе. К примеру, лицо, которое является гражданином одной страны, призывают на службу в другой стране, причем у обоих государств установлена воинская обязанность. Ввиду этого в лице второго государства данный гражданин будет рассматриваться как уклоняющийся от воинской службы.

Также лицо с двойным гражданством не может на территории государства, в гражданстве которого состоит, отказаться от выполнения гражданских обязанностей, ссылаясь на свои обязанности по отношению к другому государству, гражданином которого оно тоже является.

Правовое положение лиц, обладающих гражданством нескольких государств на основе соглашения, может быть урегулировано только в рамках международного договора путем изменения или отмены норм, устанавливающих саму возможность приобретения множественного гражданства [4, с. 356].

Проведя анализ сказанного, у нас напрашивается вывод, что институтом двойного гражданства является объективный процесс. Так как люди всегда желали, желают и будут желать отправиться из одной страны в иную и обширно пользоваться экономическими правами. И данное желание не должно всецело зависеть от воли политиков и государств.

Невзирая на то, что двойное гражданство порождает ряд проблем и возникновение отрицательных последствий, институт двойного гражданства представляет собой доверие между двумя государствами, их желанием жить друг с другом мирно и добросовестно. Действительно, гражданство на основе договоров – это признак союза между государствами, исторически тесно связанными или объединенными общими интересами.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. – Москва: Маркетинг,2014. – 39 с.
  2. Российская Федерация. Законы. О гражданстве Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 19 апреля 2002 г.: одобр. Советом Федерации 15 мая 2002 г.]. – 3-е из д. – Москва: Юристъ, 2004. – (Актуальный закон).
  3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – Москва: Проспект, 2009. – 217 с.
  4. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под ред. М. В. Баглая. – Москва: Зерцало, 2001. – 356 с.

sibac.info


Смотрите также