ГРАЖДАНСТВО РК ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. Гражданство рк это


Понятие гражданства РК.

Право Понятие гражданства РК.

Количество просмотров публикации Понятие гражданства РК. - 349

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Понятие гражданства РК.
Рубрика (тематическая категория) Право

Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт гражданства. Конституционное закрепление этот институт получил в разделе 2 Конституции Республики Казахстан. Действующая Конституция Республики Казахстан не дает определения гражданства Республики Казахстан. Гражданство определяется как устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающая совокупность их прав и обязанностей. Государство обязано защищать интересы своих граждан и за пределами своей территории. Поскольку гражданин находится под суверенитетом государства, он может требовать от них исполнения обязанностей, даже если они находятся за границей. Гражданство - это правовое, а не фактическое состояние. Правовой характер связи выражается в её юридическом оформлении. Принципы гражданства Республики Казахстан. 1)Важнейшим принципом гражданства Республики Казахстан является принцип признания взаимной ответственности гражданина и государства, закрепленный в ст. 1 Закона "О гражданстве Республики Казахстан"˸ "Республика Казахстан в лице своих органов и должностных лиц ответственна перед гражданами Республики Казахстан, а гражданин Республики Казахстан ответственен перед Республикой Казахстан". 2)Одним из существенных принципов гражданства является единство и равенство. Единство гражданства проявляется в том, что каждый человек в Республике Казахстан имеет право на гражданство. Принцип равенства проявляется в том, что все граждане равны перед законом, независимо от оснований приобретения гражданства, происхождения, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д. 3)Принцип равенства граждан является всеобъемлющим по своему содержанию. Принцип стабильности гражданства выражает сущностное начало и закрепляется в преамбуле Закона "О гражданстве Республики Казахстан". Принцип стабильности закрепляет стремление государства обеспечить сохранение гражданства Республики Казахстан и правовые связи с Родинои̌. 4)Одним из важных принципов гражданства, является принцип моногражданства˸ за гражданином Республики Казахстан не признается принадлежность к гражданству другого государства. Принцип покровительства своим гражданам, находящимися за пределами её территории и защиты их прав и свобод закрепляется ст. 11 Конституции Республики Казахстан. Согласно этому принципу гражданин Республики Казахстан не должна быть выдан иностранному государству, в случае если иное не установлено международными договорами Республики.5 Республика Казахстан проявляет заботу и принимает меры по охране законных прав и интересов граждан, проживающих за пределами территории Республики. Гражданство Республики Казахстан приобретается по определенным основаниям. Закон Республики Казахстан "О гражданстве Республики Казахстан" выделяет следующие основания приобретения гражданства Республики Казахстан˸ 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство Республики Казахстан; 3) по основаниям и в порядке, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан; 4) по иным основаниям, предусмотренным Законом "О гражданстве Республики Казахстан". Главным основанием является приобретение гражданства Республики Казахстан по рождению. Приобретение гражданства по рождению основывается на сочетании двух принципов˸ ʼʼ права крови" и "права почвы". При различном гражданстве родителей за ребенком признается гражданство Республики Казахстан в следующих случаях˸ 1) если один их родителей является гражданином Республики Казахстан и ребенок родился на территории Республики Казахстан; 2) если ребенок родился вне пределов Республики Казахстан, но один из родителей состоял в гражданстве Республики Казахстан и оба либо один из них имел постоянное место жительства на территории Республики Казахстан. Решение о приеме в гражданство Республики Казахстан или об отказе принимается Президентом Республики Казахстан соответствии с законодательством в гражданство Республики Казахстан могут быть приняты лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан не менее 5 лет либо состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан. Прежде всего в гражданство Республики Казахстан не могут быть приняты лица, совершившие преступления против человечества либо осужденные за террористическую деятельность. Это также относится и к лицам, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Республики Казахстан˸ то есть если они сознательно выступают против суверенитета и независимости Республики Казахстан, призывают к нарушению единства и целостности Республики Казахстан; разжигают межнациональную, межгосударственную, религиозную вражду; противодействуют функционированию государственного языка Республики Казахстан; осуществляют деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, здоровью населения. В гражданство Республики Казахстан не должна быть принято лицо, признанное судом особо опасным рецидивистом. Поскольку Конституцией Республики Казахстан закреплен принцип единогражданства, законодательство предусматривает состояние в гражданстве другого государства как одно из оснований для отказа в приеме в гражданство.

Понятие гражданства РК. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие гражданства РК." 2014, 2015-2016.

referatwork.ru

Тема 6 Гражданство Республики Казахстан

1. Понятие и принципы гражданства Республики Казахстан

2. Приобретение и прекращение гражданства Республики Казахстан

3. Органы, ведающие вопросами гражданства Республики Казахстан, их полномочия

1. Понятие и принципы гражданства Республики Казахстан

Гражданство является одним из важнейших конституционно-правовых институтов. Гражданство – это особое правовое отношение между лицом и государством, которое включает в свое содержание как государственно-правовые отношения в широком смысле, так и конституционно-правовые отношения в частности.

В соответствии с преамбулой Закона Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года «О гражданстве Республики Казахстан»74 гражданство Республики Казахстан определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. В отличие, например, от Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», где гражданство определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, казахстанский Закон «О гражданстве» определяет гражданство не только как правовую, но и как политическую связь между лицом и государством.

Следует отметить, что характеристика гражданства именно как политико-правовой связи лица с государством, а не просто как правовой, в литературе вызвало жесткую критику. В частности, В.В. Маклаков и Б.А. Страшун писали следующее: «Закон СССР о гражданстве СССР 1990 года определял в преамбуле гражданство как политико-правовую связь гражданина с государством. Это был явный рудимент тоталитаризма. Получается, что если человек находится в политической оппозиции к государству, точнее – к его правящим кругам, не разделяет их политики, то он вроде бы уже и не гражданин. На этом, в частности, строилась существовавшая до середины 80-х годов антидемократическая практика лишения гражданства и высылки «диссидентов», которым трудно было сколько-нибудь убедительно вменить совершение преступления. В действительности же гражданство – именно правовая, а никоим образом не политическая связь человека с государством»75.

На наш взгляд, в данном случае, если рассматривать категорию «гражданство» исключительно в правовой плоскости, то такой подход является оправданным. Правовые отношения как специфический вид общественных отношений обладают собственными, присущими только им признаками, содержанием, структурой, в том числе и в сфере гражданства. Однако в этой связи следует указать на следующие обстоятельства.

Во-первых, как бы мы ни относились отрицательно к самой формулировке «политико-правовая связь», такая связь в сфере гражданства действительно отражал подход законодателя того времени в том смысле, что право являлось категорией классовой, что содержание правовых норм, в том числе и в вопросах гражданства, обусловливалось правотворческой политикой классового государства. Если право (позитивное право) является инструментом политики государства, то, соответственно, и в законодательстве по вопросам гражданства отражается политика государства в сфере гражданства. И если правовые нормы, регулирующие вопросы гражданства, содержат указания о том, что обладание гражданством государства ставится в зависимость от лояльности лица к существующему политическому режиму, то, соответственно, формулировка «политико-правовая связь с государством» применительно к гражданству точно отражает смысл института гражданства не только как правового, но и как политического института. С этой точки зрения не было ничего удивительного в том, что советский Закон «О гражданстве» определял гражданство как политико-правовую связь гражданина с государством, что и подчеркивало классовый характер содержания советских законов, в том числе и закона о гражданстве.

Во-вторых, если рассматривать категорию «гражданство» в плоскости политической системы общества, то одними из субъектов (элементов) политической системы выступают граждане государства, которые, в отличие от иностранцев и лиц без гражданства имеют политические связи с государством посредством участия в выборах, состояния на государственной службе, членства в политических партиях и т.п. Отсюда только обладание гражданством того или иного государства позволяет лицу иметь не только правовые, но и политические связи с государством. Как справедливо пишет Г.С. Сапаргалиев, государство может вступить в правовые отношения с любым лицом, не являющимся гражданином Республики Казахстан. Но политические отношения могут возникать только между государством и его гражданином76. Именно наличие политических прав отличает гражданина от любого другого лица – иностранца или лица без гражданства77.

Поэтому и с этой точки зрения гражданство обоснованно выступает не только как правовая, но и как политическая связь лица с государством. Более того, такие связи в силу самой природы гражданства имеют устойчивый характер. И не случайно поэтому преамбула Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» определяет гражданство как устойчивую политико-правовую связь лица с государством, имея в виду под такой формулировкой не лояльность лица к политическому режиму, а возможность лица как гражданин государства участвовать в политической жизни страны.

Конституция Республики Казахстан 1995 года содержит основополагающие принципы гражданства. Следует отметить, что в отличие от прежней Конституции Республики Казахстан 1993 года, по которой основания и порядок приобретения, сохранения и утраты гражданства Республики устанавливались конституционным законом (ст.4), Конституция 1995 года более детальное регулирование вопросов гражданства теперь относит к обычному закону (п.1 ст.10). Это связано с тем, что если бы вопросы гражданства регулировались не обычным, а конституционным законом, то в случае заключения Республикой Казахстан международного договора по вопросам гражданства такой договор, как мы уже рассматривали выше, уже не сможет обладать юридическим приоритетом перед конституционным законом «О гражданстве Республики Казахстан».

Можно выделить следующие конституционные принципы гражданства (ст. ст. 10, 11 и другие положения Конституции):

- принцип единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения;

- принцип нелишения гражданства ни при каких условиях;

- принцип нелишения права изменения своего гражданства;

- принцип не изгнания граждан за пределы Казахстана;

- принцип непризнания двойного гражданства;

- принцип не выдачи граждан иностранному государству;

- принцип гарантированности защиты и покровительства своих граждан за пределами Республики;

-обладание гражданством порождает не только права, но и обязанности.

Принцип единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения (п.1 ст.10), означает, во-первых, что в Республике Казахстан как унитарном государстве нет отдельного, «своего» гражданства в тех или иных административно-территориальных единицах и гражданство имеет единое содержание, единый порядок приобретения, прекращения и другие единообразные вопросы регулирования на всей территории Республики. Во-вторых, объем прав, свобод и обязанностей человека не ставится в зависимость от основания приобретения гражданства Республики Казахстан. Иначе говоря, не имеют юридического значения основания приобретения казахстанского гражданства. В Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 1 декабря 2003 года № 12 «Об официальном толковании статей 10 и 12 Конституции Республики Казахстан» разъясняется, что под принципом равенства гражданства следует понимать равенство прав, свобод и обязанностей граждан Республики независимо от происхождения, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств. Кроме того, мы полагаем, что равное гражданство, как указывали выше, предполагает, например, что у граждан Республики Казахстан, которые приобрели гражданство Республики по рождению, нет преимущества в правах, свободах и обязанностях перед другими гражданами Казахстана, которые приобрели гражданство не по рождению, а например, в порядке натурализации.

Однако следует указать на то, что конституционный постулат о равенстве гражданства независимо от оснований его приобретения не является абсолютным и имеет одно исключение. А именно в вопросах выбора Президента Республики Казахстан. Это несмотря на то, что пункт 3 статьи 39 Конституции устанавливает, что права и свободы, предусмотренные статьей 10 Конституции, ни в каких случаях не подлежат ограничению. В частности, пункт 2 статьи 41 Конституции Республики устанавливает, что Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению. Иначе говоря, не все граждане Республики Казахстан обладают правом избираться и быть избранными Президентом Республики, а только те, которые являются гражданами Республики Казахстан по рождению. Тем самым, граждане Республики Казахстан не по рождению, например, натурализованные граждане Республики ограничены в таком праве, как право избираться и быть избранными Президентом Республики Казахстан. Поэтому конституционные положения пункта 2 статьи 41 по вопросу о том, что Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению и пункта 1 статьи 10 Конституции, в котором устанавливается равенство гражданства Республики Казахстан независимо от оснований его приобретения, входят в противоречия друг с другом. Наверняка при выдвижении кандидатов в Президенты Республики положения пункта 2 статьи 41 Конституции по вопросам основания приобретения гражданства кандидатом в Президенты будут иметь юридический приоритет перед нормой пункта 1 статьи 10 Конституции. Значит, основание приобретения гражданства Республики Казахстан имеет значение в вопросах требований, предъявляемых к кандидату на должность Президента Республики Казахстан.

Принцип нелишения гражданства ни при каких условиях (п.2 ст.10) имеет важнейшее значение в условиях демократического и правового государства. Лишение гражданства – это расторжение в одностороннем порядке по инициативе государства гражданских связей конкретного физического лица с данным государством вопреки желанию этого лица. Лишение гражданства допускается в ряде стран в отношении натурализованных граждан (а иногда и урождённых граждан) за недозволенное поведение и выступает как один из элементов наказания. Лишение гражданства приводит к поражению многих прав и свобод человека: политических, экономических, социальных и других прав. Практика лишения гражданства существовала и в бывшем СССР. Современные демократические конституции запрещают лишать гражданство. Поэтому Конституция Республики Казахстан 1995 года в категорической форме устанавливает императивное правило: «Гражданин Республики ни при каких условиях не может быть лишён гражданства» (п.2 ст. 10).

Принцип нелишения права изменения своего гражданства (п.2 ст.10) означает, что гражданин Республики обладает правом на изменение своего казахстанского гражданства на гражданство другого государства и такого права он ни при каких условиях не может быть лишен. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции Республики такое право ни в каких случаях не подлежит ограничению. Обычно изменение гражданства Республики Казахстан на гражданство другого государства осуществляется путем выхода лица из гражданства Республики Казахстан. Однако следует иметь в виду, Закон «О гражданстве Республики Казахстан» предусматривает недопущение выхода из гражданства Республики Казахстан, если выход лица из гражданства Республики Казахстан противоречит интересам государственной безопасности Республики Казахстан (ст.20).

Принцип не изгнания граждан за пределы Казахстана (п.2 ст.10) также имеет важнейшее значение и вытекает из конституционного утверждения Республики Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (п.1 ст.1). Данный конституционный принцип означает, что к гражданам Республики не может применяться экспатриация. Экспатриация – это высылка лица за пределы страны гражданства, происхождения или постоянного проживания. Экспатриация возможна также после процедуры лишения лица гражданства. Экспатриация, как и лишение гражданства, поражает многие права и свободы человека. Поэтому законодательство Республики Казахстан содержит конституционный запрет изгнания граждан Республики за пределы Казахстана. Насильственное выдворение лиц за пределы Республики допускается в отношении иностранных граждан за нарушение ими правил пребывания на территории Республики Казахстан и за иные нарушения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Принцип непризнания двойного гражданства (п.3 ст.10). Двойное гражданство или множественное гражданство – это принадлежность лица одновременно к гражданству двух (бипатризм) и (или) более государств, подтверждающаяся соответствующими документами. Состояние многогражданства может возникнуть: по рождению, когда у граждан рождается ребенок на территории другого государства и ребенок автоматически приобретает гражданство этого государства, а по закону прежнего государства родившийся ребенок приобретает гражданство своих родителей; в результате приёма лица в гражданство другого государства, если оно одновременно не утрачивает прежнее гражданство; восстановления в гражданстве лица, ранее утратившего его по различным причинам с сохранением (признанием) за ним приобретённого иностранного гражданства; официального разрешения государства приобрести гражданину гражданство иного государства при сохранении прежнего гражданства и по другим причинам.

Институт двойного или множественного гражданства создает много неудобств для народа, государства, да и для самих лиц, обладающих двойным гражданством. Г.С. Сапаргалиев по этому поводу пишет следующее: «Институт двойного гражданства противоречит самой сущности государства. Ведь социальной базой государства является народ, который признается источником государственной власти и, следовательно, политически связан с государством. Наличие большого количества лиц с двойным гражданством лишь может расколоть народ по политическим мотивам»78.

Далее он отмечает, что «неотъемлемым свойством любого государства являются суверенитет, независимость. Суверенитет и независимость защищаются всей мощью государства, его Вооруженными Силами, в которых служат граждане этого государства. Можно ли с полной уверенностью надеяться, что лица, имеющие двойное гражданство, будут самоотверженно защищать государство, в котором живут, если оно вступит в конфликт с государством, гражданами которых они одновременно являются?» - задается вопросом Г.С. Сапаргалиев. И сам же отвечает: «Конечно же, нет»79. Более того, есть ли гарантия того, что лицо, допущенное к государственным секретам, будучи гражданином еще другого государства, не допустит их разглашения?80 Ведь как гражданин еще другого государства лицо также обладает правами, свободами и несет обязанности перед этим государством, в том числе и обязанности, например, те же воинские, которые могут быть связаны с государственными и военными секретами (тайнами). Поэтому с этой точки зрения институт двойного гражданства может породить политические, военные и иные проблемы для государств, которые допускают институт двойного или множественного гражданства.

В отличие от Конституции Республики Казахстан 1995 года, которая не признает за гражданами Республики гражданства другого государства, Конституция Российской Федерации 1993 года в части 1 статьи 62 устанавливает, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Часть 2 этой же статьи определяет, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым, Российская Федерация на основе бланкетной нормы своей Конституции допускает институт двойного гражданства81. Здесь, по-видимому, в основном сыграл свою роль как политико-исторический, так и национально-этнический фактор, связанный с политикой государства по обеспечению защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

Принцип не выдачи граждан иностранному государству (п.1 ст.11) не имеет абсолютного характера, несмотря на то, что данная конституционная норма в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции по вопросам прав и свобод ни в каких случаях не подлежит ограничению. Об этом косвенно свидетельствует пункт 1 статьи 11 Конституции Казахстана, который гласит, что гражданин Республики Казахстан не может быть выдан иностранному государству, если иное не установлено международными договорами Республики. Если выдача граждан Республики Казахстан иностранному государству будет установлена международным договором, ратифицированным Республикой, то Казахстан должен выдать своего гражданина иностранному государству, например, для его привлечения к юридической ответственности и (или) отбывания наказания на территории иностранного государства (экстрадиция).

Принцип гарантированности защиты и покровительства своих граждан за пределами Республики имеет актуальное значение, когда каждый, в том числе и граждане Республики в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Конституции Республики обладают правом выезжать за пределы Республики. Граждане Республики Казахстан по разным причинам выезжают за пределы Казахстана: командировка, учеба, частные приглашения, туристические поездки и др. Из средств массовой информации хорошо известно, что если гражданин того или иного государства (России, США, Израиля, Болгарии и др.) попадает в беду (задержан по подозрению в совершении правонарушения, привлечен к юридической ответственности и т.п.), то государство предпринимает меры, вплоть до применения вооруженной силы, для защиты прав и свобод своих граждан, находящихся на территории других государств. Республика Казахстан на примере других государств также должна более эффективно гарантировать защиту и покровительство своим гражданам за ее пределами с соблюдением требований, установленных в статье 8 и в других положениях Конституции Республики.

Кроме того, Конституция Республики в пункте 3 статьи 12 устанавливает, что гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности. Как было рассмотрено в предыдущей теме, в полном объеме всем комплексом прав и свобод на территории Республики Казахстан обладает только гражданин Республики. В то же время обладание гражданством порождает не только права, но и обязанности, в том числе и те обязанности, которые не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, например, обязанность по несению воинской службы.

studfiles.net

ГРАЖДАНСТВО РК ПОНЯТИЕ И ВИДЫ — КиберПедия

Основные вопросы гражданства Республики Казахстан регулируются Конституцией и законом республики о гражданстве. Конституция содержит главные положения о гражданстве: о равенстве всех граждан, о гарантиях прав и свобод граждан, о недопущении ограничений прав и свобод, о недопущении лишения гражданства. Закон «О гражданстве Республики Казахстан» определяет: какие лица признаются гражданами Казахстана, их правовое положение, порядок приобретения и прекращения гражданства, гражданство детей при изменении гражданства родителей и при усыновлении, полномочия государственных органов по вопросам гражданства, порядок рассмотрения заявлений и представлений по вопросам гражданства, исполнении решений, а также обжаловании решений по вопросам гражданства. Можно утверждать, что законодательство определяет гражданство через отдельного человека, а не через совокупность граждан. Таким образом, гражданство, можно определить как устойчивую политико-правовую связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей.Гражданами Республики Казахстан являются лица, которые:1) постоянно проживают в Республике Казахстан на день вступления Закона о гражданстве - с 01.03.92г.;2) приобрели гражданство Республики Казахстан в соответствии с Законом о гражданстве.В соответствии со ст.ст.10-18 Закона, гражданство Республики Казахстан приобретается по следующим основаниям:1) по рождению;2) в результате приема в гражданство Республики Казахстан;3) по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан; 4) по иным основаниям, предусмотренным Законом.Статьи 11,12,13,14 Закона определяют гражданство детей, родители которых состоят в гражданстве Республики Казахстан, при различном гражданстве родителей, родители которых неизвестны, а также приобретение гражданства Республики Казахстан детьми лиц без гражданства.Другим способом приобретения гражданства является натурализация, то есть принятие в гражданство данного государства лица, которое либо совсем не имеет гражданства, либо имеет гражданство другого государства. По законодательству Казахстана устанавливается определенная процедура и выдвигается ряд требований, выполнение которых обязательно для получения гражданства. В их числе - проживание на территории Казахстана не менее 10 лет либо состояние в браке с гражданами Республики Казахстан. Перечисленные условия не требуются при приеме в гражданство Республики Казахстан несовершеннолетних, недееспособных и лиц, которые имеют особые заслуги перед Республикой Казахстан, а также лиц, вынужденно покинувших территорию Казахстана по политическим мотивам, и их потомков, если они возвратились для постоянного проживания в Казахстан как на историческую Родину (ст.16 Закона).

В Законе о гражданстве также перечисляются основания для отказа в приеме в гражданство Республики Казахстан (ст.17 Закона). Гражданство прекращается в случаях отказа, выхода, утраты, лишения гражданства.Основаниями отказа от гражданства являются:1) лицо совершило преступление против человечества, предусмотренное международным правом, сознательно выступает против суверенитета и независимости Республики Казахстан;2) лицо призывает к нарушению единства и целостности территории Республики Казахстан, наносящий ущерб государственной безопасности, здоровью населения; 3) разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду, противодействует функционированию государственного языка Республики Казахстан;4) осуждено за террористическую деятельность;5) признано судом особо опасным рецидивистом;6) состоит в гражданстве других государств (ст.17 Закона).В выходе из гражданства Республики Казахстан может быть отказано, если лицо, ходатайствующее о выходе, имеет неисполненные обязательства перед Республикой или имущественные обязанности, с которыми связаны существенные интересы граждан или предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, расположенных на территории Казахстана.Выход из гражданства Республики Казахстан не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого либо отбывает наказание по вступившему в законную силу приговору суда, и если выход лица из гражданства Республики Казахстан противоречит интересам государственной безопасности (ст.20 Закона).Лицо утрачивает гражданство Республики Казахстанвследствие совершения им определенных запрещенных деяний: 1) вследствие поступления лица в службу безопасности, полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти и управления в другом государстве, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами Республики Казахстан;2) если гражданство Казахстана приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов; 3) по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан (ст.21 Закона).Ребенок, являющийся гражданином Республики Казахстан, усыновленный гражданами других государств, по ходатайству усыновителей может выйти из гражданства Казахстана, если они постоянно проживают за пределами Республики Казахстан, а также, если из гражданства Республики Казахстан выходит и выезжает на постоянное жительство за пределы Казахстана тот из родителей, с которым живет ребенок (ст.21 Закона) .При изменении гражданства родителей, вследствие которого оба выходят из гражданства Республики Казахстан, изменяется гражданство их детей, не достигших 14 лет.Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства одного из родителей, а также в случае усыновления может последовать только с согласия детей в порядке, предусмотренном Законом о гражданстве Республики Казахстан (ст.ст.22-28) .

cyberpedia.su

Гражданство РК — реферат

Содержание  

          1. Введение
          2. Кто является гражданином РК?

      а) Признание гражданства РК

      б) Прием в гражданство РК

          1. Вывод
                                

1. Введение

Гражданство —  это социально-политическое явление, один из важнейших факторов, обусловливающих образование и существование современной государственности. Гражданство, являясь результатом естественно-исторического развития общества, выступает социальной базой государства.

Согласно Закону о гражданстве, гражданство... " опреде-"ляет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей". В данном определении выделены основные признаки гражданства.

Устойчивость  — основной признак гражданства, проявляющийся во времени и в пространстве.

Политико-правовой характер связи человека с государством означает, что государство может вступить в правовые отношения с любым лицом, не являющимся гражданином Республики Казахстан, но политические отношения могут возникать только между государством и его гражданином.

3. Между государством  и гражданином устанавливаются взаимные права и обязанности.                      

2. Кто является гражданином  РК?

Гражданами РК являются лица, постоянно проживающие в Республике Казахстан на день вступления Закона о гражданстве (с 1 марта 1992 г.), и лица, которые приобрели гражданство РК в соответствии с Законом о гражданстве. Документом, подтверждающим гражданство, является паспорт. Если лицо не достигло 16 лет, то гражданство подтверждается свидетельством о рождении или паспортом одного из родителей. Если гражданин Республики Казахстан проживает за ее пределами, гражданство не утрачивается.

Подавляющее большинство  людей, проживающих в любом государстве, в том числе и в Казахстане, являются гражданами. Однако некоторые не имеют гражданства или являются иностранными гражданами.

Иностранными  гражданами считаются лица, имеющие  доказательства своей принадлежности к какому-либо иностранному государству.

Лица, проживающие  на территории Казахстана и не являющиеся гражданами РК и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства, считаются лицами без гражданства.

Права и обязанности  иностранных граждан могут предусматриваться  в межгосударственных договорах  РК с другими государствами.

Лица без гражданства и документов, как правило, появляются в крайней ситуации. Например, во время острых конфликтных ситуаций и военных действий некоторые жители соседних государств начали мигрировать в Казахстан. В соответствии с законодательством РК в отношении таких людей закрепляются два статуса: беженцы и вынужденные переселенцы. Значительное количество беженцев за последние годы переехало в Казахстан из Таджикистана из-за непрекращающихся там военных действий.

Вынужденные переселенцы  — это граждане Казахстана, желающие переселиться на другие территории, в отличие от беженцев — граждан других стран.   

  а) Признания гражданства  Республики Казахстан.

  Признается гражданство всех , в том числе граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории Казахстана.

   

б) Прием в гражданство  РК.

В гражданство РК могут быть приняты лица, постоянно проживающие на территории Казахстана не менее 5 лет либо состоящие в браке с ее гражданами. Наличие указанных условий не требуется при принятии гражданства в РК несовершеннолетними, недееспособными и лицами, имеющими особые заслуги перед Республикой Казахстан, а также лицами, вынужденно покинувшими территорию Казахстана по политическим мотивам, и их потомками, если они возвратились для постоянного проживания в РК как на историческую родину.

Республика Казахстан, стремясь сохранить и упрочить исторические и дружеские связи в отношении обеспечения гражданам общепринятых норм, прав и свобод человека, заключила в 1995 году с Россией соглашение "Об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами РК, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в РК, и Договор "О правовом статусе граждан РК, постоянно

проживающих на территории Российской Федерации, и  граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан". Эти документы являются примером неординарного решения в мировой практике проблем гражданства с исключением применения института двойного гражданства, обеспечивают гражданам России и Казахстана, постоянно проживающим на обеих территориях, четко определенный правовой статус, а также предусматривают регистрационный (упрощенный) порядок приобретения гражданства двух сторон Договора. Но для такого порядка требуется наличие одного из условий:

а)  если заявитель  родился или постоянно проживал на территории стороны приобретаемого гражданства;

б) при наличии  у заявителя хотя бы одного из постоянно проживающих на территории стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда и бабушки.     

3.Вывод

Мировой практике известны два основных способа приобретения гражданства: 1) в силу происхождения; 2) путем натурализации. При первом способе приобретения гражданства в силу происхождения, т.е. по рождению, применяются два основных принципа. Согласно первому принципу— "праву крови" гражданами данного государства являются все лица, рожденные от граждан этого государства. В соответствии с другим принципом — "правом почвы" гражданами данного государства являются все лица, рожденные на его территории.

В зарубежных странах  приобретение гражданства по рождению называется филиацией; прием в гражданство иностранца — натурализацией.

Гражданство в  силу натурализации приобретается  лицом по его воле, выраженной в  соответствующем ходатайстве уполномоченным на то компетентным государственным органом.

В целом ряде стран способ приобретения гражданства  может оказать влияние на последующий правовой статус личности. При этом подобного рода влияние сводится, как правило, к определенным ограничениям правоспособности лиц, приобретающих гражданство по натурализации. Например, Конституция США определила: "Ни одно лицо, кроме гражданина по рождению или гражданина Соединенных Штатов на момент принятия настоящей Конституции не подлежит избранию на должность Президента". Законодательство многих стран предусматривает различные политические, экономические, расовые, религиозные и другие ограничения натурализации.

Выбор гражданства (оттация) осуществляется лишь тогда, когда какая-то территория одного государства переходит к другому.

Восстановление  гражданства возможно только для  лица, которое ранее состояло в  гражданстве конкретного государства.

Прекращение гражданства  возможно вследствие выхода из гражданства, утраты гражданства, лишения гражданства, оттации гражданства другого государства и по иным основаниям.

referat911.ru


Смотрите также