Гражданство РФ: понятие, признаки и общие принципы. Признаки гражданства рф


понятие, признаки и общие принципы.

 

Гражданство РФ – устойчивая пр. связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их прав и обязанностей (ФЗ от 31 мая 2002 г. "О гражданстве РФ").

Вопрос о х-ре этой связи в науке остается одним из наиболее дискуссионных. Споры возникают в результате того, что принадлежность лица к гражданству значительно отражается на объеме его конст.-пр. статуса: он приобретает пол., а иногда и некоторые др. (например, тр. или иные соц.-эк.) права. В связи со спецификой конст. прав не возникает оснований считать, что инд. пр. статус лица изменяется (принадлежность к гражданству не влечет автоматически приобретение прав и обязанностей, связанных, например, со статусом гос. служащего, но предусматривает само право стать гос. служащим). На указанных обстоятельствах заостряется внимание в литературе, и в результате гражданство рассматривается как правоотношение, предпосылка возможности иметь опр. права и обязанности (предпосылка правосубъектности) и как сама правосубъектность.

Исторически гражданство пришло на смену институту подданства. Последнее появилось вместе с возникновением государства, но в зависимости от типа государства носило различный характер. В Др. Риме, где гражданство означало принадлежность к опр. соц. общности, было установлено лич. наследование гражданства. Граждане наделялись правами «пол.» (правом участия в нар. собрании, правом занимать гос. должности) и «гр.» (правом на заключение брака, правом собственности). С развитием государства в Ср. века и затем в Нов. время с определением гос. территории (сферы юрисдикции государства), подданство возникало в силу проживания на опр. территории. Терр. верховенство одновременно означало господство над проживающими на этой территории людьми, а поскольку носителем гос. власти считался монарх, подданство выражало связь не с абстр. государством, а с личностью правителя.

В современном государстве сочетаются терр. и соц. признаки: гражданство означает принадлежность лица к народу и в то же время очерчивает пр. границы народа как носителя гос. суверенитета – верховной власти, распространяющейся на опр. территорию. В большинстве случаев гражданство возникает в результате филиации независимо от воли государства – в силу рождения на территории государства или в силу принадлежности родителей к гражданству этого государства. Поскольку государство возникает в первую очередь для защиты и обеспечения безопасности своих граждан, количество обязанностей государства больше, чем перед любым человеком, находящимся на его территории, и включает защиту и покровительство за границей самого государства.

 

Принципы.

Пр. регулирование росс. гражданства основывается на принципах единого и равного гражданства, запрета лишения гражданства или создание препятствий для его изменения, а тж высылки гражданина за пределы территории государства, допустимости двойного гражданства. Необходимо упомянуть принципы сокращения безгражданства (закреплен в межд. актах о гражданстве) и следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей или опекунов при изменении последнего (м.б. обнаружен как особенность законодательства о гражданства при его анализе). Принципы гражданства не м. содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам соц., рас., нац., яз. или религ. принадлежности.

Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Единое гражданство– особенность гражданства в фед. государствах. В регулировании гражданства в федерации возможен приоритет гражданства субъектов (швейцарская модель: приобретая гражданство субъекта по его решению, лицо получает также и фед. гражданство) и приоритет фед. гражданства (модель США: гражданин федерации признается одновременно гражданином того субъекта, где он проживает). В РФ приоритет имеет фед. гражданство. Гражданин России пользуется на всей её территории равным объемом прав. При этом факт проживания на территории какого-то субъекта влечет, напр., право избирать рег. органы власти. Однако эти права предоставляются фед. законодательством и лишь механизм их реализации связан с местом жительства. В то же время возможность предоставления доп. прав законодательством субъекта не допускается (в том числе не должна допускаться и при предоставлении, напр., прав на условиях «почетного» гражданства). Это отличает гражданство субъектов от фед. в способе его формального закрепления (с помощью регистрации по месту жительства) и в приобретении независимо от воли самого субъекта. Особенности столь существенны, что возникают сомнения о возможности вообще говорить о гражданстве субъектов РФ.

Принцип равного гражданства заключается в том, что равный статус предоставляется всем гражданам, независимо от того, когда и по каким основаниям они приобрели гражданство. Не м.б. установлена возможность, напр., занимать пост през-та страны тк для граждан России по рождению (как это установлено в законодательстве США).

Проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Гражданин не м.б. лишен гражданства.

Недопустимо лишение гражданства, гражданство сохраняется независимо от места проживания. Принцип предусматривает, что выход из гражданства возможен только при условии волеизъявления самого гражданина.

Гражданин не м.б. лишен права на изменение гражданства.

Право на изменение гражданства представляет собой гарантию от препятствий со стороны государства для выхода из гражданства. Если решающей для получения гражданства является воля государства, то решающей для выхода из гражданства – воля самого гражданина.

Гражданин не м.б. выслан за пределы РФ или выдан ин. государству.

Принадлежность лица к гражданству какого-то государства влечет, помимо пол. прав, право проживать на территории государства и право на защиту и покровительство своего государства перед др. государствами. Распространение юрисдикции государства на его граждан в самом существенном аспекте сводится к ответственности лишь за те деяния, которые именно в этом государстве считаются преступлениями.

Сокращение безгражданства (поощрение приобретения гражданства РФ ЛБГ).

Как и другие государства, РФ поощряет сокращение количества апатридов в силу норм межд. права. Эти нормы исходят в первую очередь из необходимости обеспечить гарантии прав человека: реализации многих прав связана с деятельностью государства. Для обеспечения полного объема прав гражданину необходимо быть связанным гражданством с каким-нибудь государством. Принцип сокращения безгражданства столь важен, что при изменении гражданства он имеет приоритет перед принципом следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей и опекунов.

Возможность двойного гражданства.

Провозглашение этой возможности в Конституции тем не менее оговаривается условиями наличия ФЗ и межд. договора (есть с Туркменистаном и Таджикистаном). В то же время пр. регулирование порядка получения гражданства и выхода из гражданства РФ стремится сократить количество бипатридов. Об. условием обращения с ходатайством о получении гражданства РФ является подача заявления об отказе от имеющегося гражданства. Вместе с тем закон допускает приобретения гражданами РФ др. гражданства, хотя это не влияет на объем его прав и обязанностей по отношению к РФ, если само государство не установит иного в межд. договоре.

Следование гражданства детей и недееспособных гражданству родителей или опекунов при изменении последнего.

Имеет целью обеспечение прав, поскольку изменение гражданства в первую очередь связано с изменением места жительства.

 

Решение вопросов гражданства традиционно составляет компетенцию главы государства, т.к. требуется принятие решения от имени государства в целом. През-т принимает решение в том случае, когда необходимо выражение воли со стороны государства – при натурализации. Реализацию полномочий главы государства обеспечивает входящая в состав президентской адм-ции комиссия по вопросам гражданства.

В иных случаях, когда отсутствует возможность гос. усмотрения и гражданство предоставляется или прекращается по основаниям, нормативно установленным в законе, все необходимые действия по оформлению изменения гражданства осуществляют органы исп. власти. Как правило, это органы в/н и органы ин. дел – в зависимости от того, где находится лицо, в отношении которого принимается решения (в России или за рубежом).

 

 



infopedia.su

понятие, признаки и общие принципы. — КиберПедия

 

Гражданство РФ – устойчивая пр. связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их прав и обязанностей (ФЗ от 31 мая 2002 г. "О гражданстве РФ").

Вопрос о х-ре этой связи в науке остается одним из наиболее дискуссионных. Споры возникают в результате того, что принадлежность лица к гражданству значительно отражается на объеме его конст.-пр. статуса: он приобретает пол., а иногда и некоторые др. (например, тр. или иные соц.-эк.) права. В связи со спецификой конст. прав не возникает оснований считать, что инд. пр. статус лица изменяется (принадлежность к гражданству не влечет автоматически приобретение прав и обязанностей, связанных, например, со статусом гос. служащего, но предусматривает само право стать гос. служащим). На указанных обстоятельствах заостряется внимание в литературе, и в результате гражданство рассматривается как правоотношение, предпосылка возможности иметь опр. права и обязанности (предпосылка правосубъектности) и как сама правосубъектность.

Исторически гражданство пришло на смену институту подданства. Последнее появилось вместе с возникновением государства, но в зависимости от типа государства носило различный характер. В Др. Риме, где гражданство означало принадлежность к опр. соц. общности, было установлено лич. наследование гражданства. Граждане наделялись правами «пол.» (правом участия в нар. собрании, правом занимать гос. должности) и «гр.» (правом на заключение брака, правом собственности). С развитием государства в Ср. века и затем в Нов. время с определением гос. территории (сферы юрисдикции государства), подданство возникало в силу проживания на опр. территории. Терр. верховенство одновременно означало господство над проживающими на этой территории людьми, а поскольку носителем гос. власти считался монарх, подданство выражало связь не с абстр. государством, а с личностью правителя.

В современном государстве сочетаются терр. и соц. признаки: гражданство означает принадлежность лица к народу и в то же время очерчивает пр. границы народа как носителя гос. суверенитета – верховной власти, распространяющейся на опр. территорию. В большинстве случаев гражданство возникает в результате филиации независимо от воли государства – в силу рождения на территории государства или в силу принадлежности родителей к гражданству этого государства. Поскольку государство возникает в первую очередь для защиты и обеспечения безопасности своих граждан, количество обязанностей государства больше, чем перед любым человеком, находящимся на его территории, и включает защиту и покровительство за границей самого государства.

 

Принципы.

Пр. регулирование росс. гражданства основывается на принципах единого и равного гражданства, запрета лишения гражданства или создание препятствий для его изменения, а тж высылки гражданина за пределы территории государства, допустимости двойного гражданства. Необходимо упомянуть принципы сокращения безгражданства (закреплен в межд. актах о гражданстве) и следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей или опекунов при изменении последнего (м.б. обнаружен как особенность законодательства о гражданства при его анализе). Принципы гражданства не м. содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам соц., рас., нац., яз. или религ. принадлежности.

Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Единое гражданство– особенность гражданства в фед. государствах. В регулировании гражданства в федерации возможен приоритет гражданства субъектов (швейцарская модель: приобретая гражданство субъекта по его решению, лицо получает также и фед. гражданство) и приоритет фед. гражданства (модель США: гражданин федерации признается одновременно гражданином того субъекта, где он проживает). В РФ приоритет имеет фед. гражданство. Гражданин России пользуется на всей её территории равным объемом прав. При этом факт проживания на территории какого-то субъекта влечет, напр., право избирать рег. органы власти. Однако эти права предоставляются фед. законодательством и лишь механизм их реализации связан с местом жительства. В то же время возможность предоставления доп. прав законодательством субъекта не допускается (в том числе не должна допускаться и при предоставлении, напр., прав на условиях «почетного» гражданства). Это отличает гражданство субъектов от фед. в способе его формального закрепления (с помощью регистрации по месту жительства) и в приобретении независимо от воли самого субъекта. Особенности столь существенны, что возникают сомнения о возможности вообще говорить о гражданстве субъектов РФ.

Принцип равного гражданства заключается в том, что равный статус предоставляется всем гражданам, независимо от того, когда и по каким основаниям они приобрели гражданство. Не м.б. установлена возможность, напр., занимать пост през-та страны тк для граждан России по рождению (как это установлено в законодательстве США).

Проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Гражданин не м.б. лишен гражданства.

Недопустимо лишение гражданства, гражданство сохраняется независимо от места проживания. Принцип предусматривает, что выход из гражданства возможен только при условии волеизъявления самого гражданина.

Гражданин не м.б. лишен права на изменение гражданства.

Право на изменение гражданства представляет собой гарантию от препятствий со стороны государства для выхода из гражданства. Если решающей для получения гражданства является воля государства, то решающей для выхода из гражданства – воля самого гражданина.

Гражданин не м.б. выслан за пределы РФ или выдан ин. государству.

Принадлежность лица к гражданству какого-то государства влечет, помимо пол. прав, право проживать на территории государства и право на защиту и покровительство своего государства перед др. государствами. Распространение юрисдикции государства на его граждан в самом существенном аспекте сводится к ответственности лишь за те деяния, которые именно в этом государстве считаются преступлениями.

Сокращение безгражданства (поощрение приобретения гражданства РФ ЛБГ).

Как и другие государства, РФ поощряет сокращение количества апатридов в силу норм межд. права. Эти нормы исходят в первую очередь из необходимости обеспечить гарантии прав человека: реализации многих прав связана с деятельностью государства. Для обеспечения полного объема прав гражданину необходимо быть связанным гражданством с каким-нибудь государством. Принцип сокращения безгражданства столь важен, что при изменении гражданства он имеет приоритет перед принципом следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей и опекунов.

Возможность двойного гражданства.

Провозглашение этой возможности в Конституции тем не менее оговаривается условиями наличия ФЗ и межд. договора (есть с Туркменистаном и Таджикистаном). В то же время пр. регулирование порядка получения гражданства и выхода из гражданства РФ стремится сократить количество бипатридов. Об. условием обращения с ходатайством о получении гражданства РФ является подача заявления об отказе от имеющегося гражданства. Вместе с тем закон допускает приобретения гражданами РФ др. гражданства, хотя это не влияет на объем его прав и обязанностей по отношению к РФ, если само государство не установит иного в межд. договоре.

Следование гражданства детей и недееспособных гражданству родителей или опекунов при изменении последнего.

Имеет целью обеспечение прав, поскольку изменение гражданства в первую очередь связано с изменением места жительства.

 

Решение вопросов гражданства традиционно составляет компетенцию главы государства, т.к. требуется принятие решения от имени государства в целом. През-т принимает решение в том случае, когда необходимо выражение воли со стороны государства – при натурализации. Реализацию полномочий главы государства обеспечивает входящая в состав президентской адм-ции комиссия по вопросам гражданства.

В иных случаях, когда отсутствует возможность гос. усмотрения и гражданство предоставляется или прекращается по основаниям, нормативно установленным в законе, все необходимые действия по оформлению изменения гражданства осуществляют органы исп. власти. Как правило, это органы в/н и органы ин. дел – в зависимости от того, где находится лицо, в отношении которого принимается решения (в России или за рубежом).

 

 

cyberpedia.su

Эволюция понятия гражданства. Признаки гражданства. Принципы гражданства РФ.

Поиск Лекций

Для прежнего законодательства о гражданстве были характерны следующие черты:

1) сосредоточение полномочий по законодательной регламентации отношений гражданства у союзных органов. Такие отношения регулировались лишь на уровне Союза ССР. Хотя Закон СССР 1978 года и упоминал о законодательстве союзных республик, касающемся советского гражданства, но неопределенно. Закон же СССР 1990 года прямо указал на «законы о гражданстве» союзных республик. Однако республиканское законодательство состояло лишь из указов Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство;

2) отсутствие юридического оформления республиканского гражданства. Все граждане имели единый паспорт гражданина СССР без указания на принадлежность к гражданству союзной республики. В законах не были указаны основания, по которым определялась эта принадлежность;

3) постепенное сужение полномочий союзных республик по решению конкретных вопросов гражданства. До 1938 года республики обладали правом решать вопросы о выходе из гражданства Союза ССР лиц, проживающих на территории республики, о восстановлении в гражданстве, о лишении гражданства. Но Закону о гражданстве СССР 1938 года республики утратили эти права и решение указанных вопросов было отнесено к исключительным полномочиям Союза ССР.

Процессы обновления союзной Федерации, принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределили необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации (1991 г.). Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством.

В действующей Конституции Российской Федерации наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

 

В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.

 

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи, Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние.

 

Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

 

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

 

Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

 

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение в Законе гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1.Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип – один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства Российской Федерации. В ст. 2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3.Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно ст. 1, в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях.

В ст. 17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

 

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип новый в законодательстве о гражданстве.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции Российской Федерации).

Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 5).

9. Законом о гражданстве впервые вводится такой институт, как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом Российской Федерации.

 

poisk-ru.ru


Смотрите также