Р’ Р¶РёР·РЅРё каждого человека бывает время, РєРѕРіРґР° приходится сталкиваться СЃ такими понятиями, как патриотизм Рё гражданственность. Рто, кстати, случается РЅРµ так часто. Государство нынешнее РЅРµ требует сиюминутно помнить Рѕ существовании гражданского долга, РЅРµ ждет подтверждения преданности РѕС‚ СЃРІРѕРёС… жителей. Тем РЅРµ менее следует СЏСЃРЅРѕ осознавать, что такое гражданственность. Рто знание может пригодиться внезапно, надеемся, что РЅРµ РІ критической ситуации.
Умные книги рассказывают любознательному читателю обо всем на свете. Есть там и толкование нашего термина. Гражданственность – это качество человека, выражающееся в его активном взаимодействии с государством. Однако речь идет не о лояльности к строю или политическим деятелям. Скорее, данным термином обозначают желание и способность человека вести диалог с властями. Если шире, то здесь стоит говорить о понимании того, что такое государство, осознании своего места в нем. Но и этого мало. Гражданственность – это антитеза аполитичности, равнодушия к собственно стране, тому, что с ней происходит. Само описываемое качество имеет глубокий смысл. Оно не сводится к показной позиции. Просто принимать участие в политической жизни, голосовать или ходить на митинги маловато. Необходимо переживать за судьбу государства и народа, действовать им во благо. А это невозможно без полного понимания ситуации, формирования собственной политической позиции.
Представьте себе РґРІСѓС… граждан. РћРЅРё вместе работают, часто обсуждают дела общественные. РћРґРёРЅ всех ругает, наслушавшись Рё начитавшись РЎРњР, Р° второй ему оппонирует. РќРѕ РЅРµ просто возражает, Р° раскрывает суть событий, предлагая собственные решения. РќРѕ Рё этого мало. Наш второй гражданин выступает СЃ инициативами, пишет РІ орган исполнительной власти, С…РѕРґРёС‚ РЅР° прием Рє депутату. Кто РёР· РЅРёС… обладает гражданственностью? Ведь РѕР±Р° демонстрируют отнюдь РЅРµ отстраненную позицию. Р’СЂРѕРґРµ первый тоже переживает Рѕ делах государственных. Тем РЅРµ менее его мнение деструктивно. Рђ РІРѕС‚ второй имеет СЏРІРЅСѓСЋ активную гражданскую позицию. РћРЅ РЅРµ просто судачит РІРѕ время перерыва, Р° душой болеет Р·Р° СЃРІРѕСЋ страну. Хотя Рё соглашается СЃ критикой первого. Р’РѕС‚ РІ чем заключается гражданственность. Хотя обладающие ею люди РјРѕРіСѓС‚ Рё РЅРµ интересоваться работой властных структур. Есть граждане, считающие своей обязанностью хорошо трудиться, воспитывать детей или писать картины. Суть РІ том, чтобы РѕС‚ этого Р РѕРґРёРЅРµ была польза.
РњРЅРѕРіРёРµ считают, что эти РґРІР° термина имеют тождественный смысл. РћРЅРё действительно стоят, так сказать, близко. Однако РЅРµ равнозначны. Патриотизм Рё гражданственность – это качества человека, характеризующие его отношение Рє Р РѕРґРёРЅРµ. РќРѕ немного РїРѕ-разному. Пожалуй, понять этот нюанс будет проще, если выяснить, чем отличается государство РѕС‚ Р РѕРґРёРЅС‹. Кажется, что эти слова РѕР± РѕРґРЅРѕРј Рё том Р¶Рµ. Рђ РЅР° самом деле между РЅРёРјРё грандиозная разница. Патриотизм – это беззаветная любовь Рє своей Р РѕРґРёРЅРµ, Р° гражданственность – активное взаимодействие СЃ государством. РџСЂРё этом последнее РЅРµ РЅСѓР¶РЅРѕ РЅРё почитать, РЅРё соглашаться СЃ РЅРёРј. Необходимо иметь СЃРІРѕРµ мнение Рё активно выражать его РІ политическом пространстве. Р’ принципе, понятия очень близкие. РС… различия лежат РІ области сердца, чувств Рё деятельности. Р’ патриотизме больше любви, Р° РІ гражданственности – активности.
Для государства важно, чтобы все его граждане были активны, работали на его благо. По большому счету других глобальных задач у этого социального механизма нет. Он существует, чтобы защитить своих граждан, создать им условия для хорошей, успешной, счастливой жизни. А чтобы эта задача выполнялась, необходимо здоровое и активное общество. Над его созданием следует постоянно работать. А именно нужно воспитание гражданственности с малых лет. Детям важно объяснять, что такое государство, как и для чего оно создается. Кроме того, они должны понимать роль гражданина в жизни страны. Делается это еще с детского сада. Конечно, науки в таком возрасте еще не совсем доступны. Однако даже малыши понимают, как работает, к примеру, президент, кто должен приказать, чтобы снег с улиц убрали или дом покрасили. Начинать нужно с малого. На самом деле гражданственность не глобальна. Она рождается из умения в малом быть полезным стране. Чем большее число людей станет душой болеть за свою Родину, тем успешнее она будет. А от этого улучшится жизнь граждан. Все взаимосвязано.
fb.ru
Что такое гражданственностьГражданственность – нравственная позиция, выражающаяся РІ чувстве долга Рё ответственности человека перед гражданским коллективом, Рє которому РѕРЅ принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, РІ готовности отстаивать Рё защищать РѕС‚ РІСЃСЏРєРёС… посягательств её права Рё интересы.Философский словарьГражданственность подразумевает способность пользоваться СЃРІРѕРёРјРё правами Рё исполнять СЃРІРѕРё обязанности РІ личных интересах Рё РЅР° благо общества, мыслить Рё действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности Рє Р РѕРґРёРЅРµ, ее народу, ее истокам Рё РєРѕСЂРЅСЏРј.Евгений Вяземский | РЇ - гражданин Р РѕСЃСЃРёРё | Учительская газета | www.ug.ruГражданственность – это РѕРґРёРЅ РёР· непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего СЃРІРѕРµ Отечество.Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности Рё правовой культуры человека.Гражданственность – это осознание человеком СЃРІРѕРёС… обязанностей РїРѕ отношению Рє СЂРѕРґРЅРѕР№ стране.Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека Рє совершенству.Гражданственность – это умение РЅРµ забывать РѕР± общественном благе РІ процессе достижения блага личного.Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм Рё национальное самосознание, отрицающее национальную СЂРѕР·РЅСЊ.Преимущества гражданственностиГражданственность даёт гордость – Р·Р° СЃРІРѕСЋ страну, ее историю Рё культуру.Гражданственность даёт уверенность – РІ выборе правильных целей Рё правовых методов РёС… достижения.Гражданственность даёт сопричастность – Рє СЃСѓРґСЊР±Рµ РЅРµ только своей семьи, РЅРѕ Рё страны.Гражданственность даёт СЃРІРѕР±РѕРґСѓ – если понимать её, как осознанную необходимость.Гражданственность даёт уважение – Рє законам Рё государственным институтам.Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства РІ любых ситуациях.Проявления гражданственности РІ повседневной жизниКонституция. Р’ конституции каждой страны записаны основные права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹, которые гарантируются гражданам, Р° так Р¶Рµ основные обязанности граждан перед государством.Законодательство. Гражданские права Рё гражданственность – РІ числе основных правовых понятий, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· которых Рё создаются законы.Литература. Стихотворные произведения Рё РїСЂРѕР·Р° РјРЅРѕРіРёС… классиков СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы проникнуты гражданственностью – любовью Рє стране Рё состраданием Рє ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается РїРѕСЌС‚ Николай Некрасов.Семейное воспитание. Рменно родители СЃРІРѕРёРј примером Рё своей жизненной позицией воспитывают РІ детях гражданственность, начинающуюся СЃ любви Рє семье Рё СЃ интереса Рє людям Рё своей стране.Воинская служба. Защита своей страны – РѕРґРЅР° РёР· основных обязанностей человека Рё гражданина; отправляясь РЅР° военную службу человек воспитывает РІ себе гражданственность.Общество. Отсутствие национальной, расовой Рё религиозной дискриминации РІ обществе – признак гражданственности его членов.Как развить РІ себе гражданственностьОбразование. Гражданственность РЅРµ РІРѕР·РјРѕР¶РЅР° без знаний РІ области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче РѕРЅ осознает СЃРІРѕСЋ гражданственность.Рнтерес Рє истории. РћРґРЅР° РёР· составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Р РѕРґРёРЅС‹ Рё своей страны, человек воспитывает РІ себе патриотизм Рё гражданственность.Работа над СЃРѕР±РѕР№. Внимательное отношение Рє себе, сознательное культивирование уважения Рє закону, Рє правовым Рё моральным нормам, принятым РІ обществе – это работа РїРѕ воспитанию РІ себе гражданственности.Межличностные отношения. Воспитывая РІ себе уважение Рє людям – опосредованно человек воспитывает РІ себе .Владимир Даль РІ своём словаре дает определение: "Патриот - это любитель Отечества, человек, который свято оберегает интересы своей страны". РћРґРЅРёРј словом, патриотизм - это любовь Рє Р РѕРґРёРЅРµ Рё РєРѕ всему, что СЃ ней связано. Рто может быть РЅРµ только защита интересов Рё безопасности своей страны, РЅРѕ Рё бережное отношение Рє государственным ценностям, сохранение природных запасов Рё чистоты экологической обстановки. Для РєРѕРіРѕ-то это государственный язык Рё литература, исторические ценности Рё так далее. Что такое патриотизм сегодня? Современные определения несколько отличаются РѕС‚ советских. Рто также любовь Рє своей стране как Рє месту своего рождения, РіРґРµ находятся РєРѕСЂРЅРё, уважение традиций своего народа, болезненное переживание происходящих катаклизмов, даже любовь Рє РїСЂРёСЂРѕРґРµ.
znanija.com
Словарь темы
Патриотизм– в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.
Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Гражданственность– интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
Воспитание в широком смысле– процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.
Воспитание в узком смысле– целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.
Гражданско-патриотическое воспитание– целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
1. Понятие и сущность патриотизма.Патриотизм и гражданственность
Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности
Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.
Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.
Концепция программы повышения квалификации педагогов базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания как социально-значимой духовно-практической деятельности, приоритетного направления работы образовательных учреждений. Духовно-нравственное воспитание понимается нами как воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека. Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданско-патриотическое воспитание, понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами гражданина-патриота, что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре.
В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.
Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.
Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.
Задание 1
1. Дайте определение понятием гражданин и патриот.
2. Как соотносятся духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.
3. Какова наиболее общая цель гражданско-патриотического воспитания молодежи?
1.2. Патриотическое воспитание в России: исторические традиции, направления, формы
Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное воспитание в России исторически связано с деятельностью религиозных организаций. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности - «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский).
В советской России воспитание имело классовый характер и было построено на основе коммунистической идеологии.
В Советском Союзе одним из популярных направлений патриотического воспитания стало школьного краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер. В послевоенные годы получила развитие такая форма, как историко-краеведческая экспедиция «Моя Родина – СССР».
Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания.
В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений.
В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев обозначались новые тенденции и подходы.
В России получили развитие организации патриотической направленности, военно-патриотические организации ветеранов, был создан Союз краеведов России.
Задание 2
1. Почему в России в начале 1990-х годов произошел кризис патриотического воспитания.
2. Какие факторы позволили преодолеть этот кризис.
megaobuchalka.ru
Разделы: Русский язык
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.
Российская земля богата событиями истории, незыблемыми традициями, великими, знаменитыми сынами отечества, которые преданно служили Р РѕРґРёРЅРµ. Р’ современном РјРёСЂРµ РІСЃС‘ это богатство служит РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ для формирования граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Отечество требует РѕС‚ СЃРІРѕРёС… сынов Рё дочерей, чтобы каждый РёР· РЅРёС… почувствовал сознательную ответственность Р·Р° СЃСѓРґСЊР±Сѓ государства Рё СЏСЃРЅРѕ РїРѕРЅСЏР», что благополучие страны зависит РѕС‚ каждого РёР· нас, РѕС‚ нашей ответственности, организованности, готовности Рє созидательному труду. РСЃРїРѕРєРѕРЅ веков РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ патриотизма было самосознание СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа, формировавшееся РїРѕРґ многовековым влиянием православной церкви. Для христианского патриотизма характерны соборность, преобладание РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ начала над материальным, общего над личным. Земля для СЂСѓСЃСЃРєРёС… людей – РЅРµ просто территория, это категория нравственная, соединяющая прошлое Рё будущее народа, Отечество – святыня. Патриотизм есть чувство нравственное, Рё РѕРЅРѕ РЅРµ мотивируется политической идеологией, хотя Рё может определять её содержание.Если патриотизм выражает отношение личности Рє своей Р РѕРґРёРЅРµ, Рє её историческому прошлому Рё настоящему, то гражданственность связана СЃ принадлежностью человека Рє тому или РёРЅРѕРјСѓ народу, его политической активностью.
Гражданственность – РѕРґРЅРѕ РёР· ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданин обладает совокупностью прав Рё обязанностей. Патриот чувствует любовь Рє своей Р РѕРґРёРЅРµ, Р° гражданин знает СЃРІРѕРё обязанности перед ней. Согласно этому гражданственность РјРѕР¶РЅРѕ определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. Р’ такой трактовкe гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души Рё чувств, социальную направленность мыслей.Рсторик Рё писатель Карамзин Рќ.Рњ. акцентировал внимание РЅР° патриотической составляющей гражданственности, выделив такие разновидности любви Рє Отечеству:
- физическую любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения, малой родине;
- нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растёт, воспитывается, живёт;
- политическую т.е. любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.
Определённость толкования понятий «гражданственность» и «патриотизм» даёт ориентир, указывающий на то, что, зачем и как воспитывать.Смысл образования состоит в том, чтобы воспитывать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных добропорядочных граждан.  В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что ещё раз подчёркивает высокую значимость формирования таких ценностей как гражданственность и патриотизм. Социальный заказ для школы – подготовка граждан России к жизни и созидательному труду в современных условиях. Портрет выпускника – гражданина России: патриот, уважающий ценности иных культур, креативный, мотивированный,уважающий других людей, готовый сотрудничать, способный принимать самостоятельные решения.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определяется «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Р’ «Концепции РґСѓС…РѕРІРЅРѕ-нравственного развития Рё воспитания личности гражданина Р РѕСЃСЃРёРё РІ сфере общего образования» отмечается: В«Рменно РІ школе должна быть сосредоточена РЅРµ только интеллектуальная, РЅРѕ Рё гражданская, духовная Рё культурная Р¶РёР·РЅСЊ школьника. Отношение Рє школе как единственному социальному институту, через который РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ РІСЃРµ граждане Р РѕСЃСЃРёРё, является индикатором ценностного Рё морально-нравственного состояния общества Рё государства».
В условиях школы гражданственность и патриотизм традиционно формируются в ходе работы:
- с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа;
- героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества;
- воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.;
- уважение Рє атрибутам государственности (Флагу, Гербу Рё Гимну) страны.В В В В В В В В В В
Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:
- умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
- способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
- умение устанавливать контакты с другими людьми;
- готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
- неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;
- умение любить свою Родину.
В заключение, определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:
- необходимо объединить педагогические усилия семьи, школы, органов государственно-общественного управления;
- следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;
- надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания, использовать в работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей;
- гражданственность созидательна, а значит, формировать её надо через деятельность;
- нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга, совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса, формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися нормами взаимоотношения учеников с учителями, духом школы.
Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Содержание
Введение
Патриотизм
Гражданственность
Формирование гражданственности и патриотизма
Заключение
Литература
Введение
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.
К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Считается, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно,- профессия защитника Отечества.
Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.
Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».
Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.).
В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.
Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника. Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся и студентов. Рнедалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых», перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения - Руси - России - Советского Союза — Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство — княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. Ртогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.
Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.
Патриотизм и гражданственность — два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и социальных общностей и указывают на качество их социального развития.
В самом общем виде, патриотизм (греч. patriotes — соотечественник, от patris — родина, отечество) представляет собою интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь человек (общность) — среда обитания и развития" и подразумевающую нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и т.п. представлений, Собственно и оцененных в понятии "'Родина ", имеющих ценностно-деятельностью природу и проявляющихся в стремлении данные ценности отстаивать, защищать и приумножать.
Гражданственность же предполагает е основном динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на ее радикальное переустройство.
Данные РґРІР° понятия реализуются РІ контексте этничности, РѕРґРЅРёРј РёР· основных признаков которой является самоидентификация представителей РѕРґРЅРѕР№ этнической общности РїРѕ отношению Рє РґСЂСѓРіРёРј. Р’ реальности РІСЃРµ эти понятия — патриотизм, гражданственность Рё этничность— взаимоувязаны Рё находятся РІ динамическом соотношении Рё единстве, каждый раз определяемом спецификой момента Рё характером воздействия комплекса разного СЂРѕРґР° объективных Рё субъективных факторов. РС… учет имеет решающее значение РїСЂРё формировании систем воспитания Рё стратегий социального управления.
Понятно, что, играя существенную роль в жизни людей, обществ и государств, патриотизм был и остается предметом исследования. За истекшие три столетия сложилось несколько основных подходов к его исследованию.
Первый, получивший наибольшее распространение в научно-исследовательской литературе и публицистике, можно назвать возвышенно - деятельностным. В соответствие с ним патриотизм трактуется как возвышенное чувство любви к Родине, Отечеству, как сугубо позитивное эмоциональное отражение, проявление в абстрактной форме любви к составляющим понятия Родины. Сила патриотического чувства побуждает человека к активным действиям на благо Родины.
Второй подход трактует патриотизм как общественное явление
Содержание и характер данного явления в значительной степени обусловливаются особенностями исторического развития общества, государства и его правящей элиты.
Третий подход, сложившийся в 60-х — начале 80-х гг. XX века, рассматривает патриотизм как явление общественного сознания, причем с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества.
Четвертый подход— государственнический или этатический — характеризуется рассмотрением государства как главного объекта патриотизма. Наиболее полно ее разработал Г.Гегель, согласно которому понимание патриотизма означает стремление к общим целям и интересам государства, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом. Государство же выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и выражается в чувстве гордости за державу.
Пятый подход — личностный. В нем первостепенная роль отводится личности как высшей ценности. А проявления патриотизма, по словам Г.Флоровского, представляют собой «культурное творчество и национальное напряжение собственных сил».
Шестой подход— духовно-религиозный, самый древний, рассматривает данное качество личности как акт высокой духовности, являющейся глубоко религиозным.
Патриотизм по своему характеру консервативен и выполняет следующие функции:
1. Рнтегрирующую, то есть направленную РЅР° объединение большинства нации РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ приоритета интересов общества Рё государства Рё ответственную Р·Р° формирование образа будущего своей страны РЅРµ только сегодня, РЅРѕ Рё завтра.
2. Охранительную или защитную. В ее рамках осуществляется формирование и развитие того, что определяется как национальная безопасность.
3. Стабилизирующую, то есть придающую прочность и устойчивость социальной, этнонациональной и государственной системам во всех их основных звеньях (языке, культуре, стереотипах поведения, нравственных и правовых нормах и т.д.).
4. Регулирующую, то есть определяющую характер реакций на внешние воздействия и влияющую на характер вновь складывающихся связей и отношений во всем их многообразии.
5. Воспитательную, воздействующую на целенаправленную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества с целью придания им определенного смысла и направленности.
Рсследования убедительно показывают, что патриотизм РІ СЃРІСЏР·РєРµ СЃ гражданственностью Рё этничностью выполняет роль скрепляющего общество фактора, который нейтрализует негативные явления Рё процессы Рё выступает мощным стимулом позитивного развития личности Рё общества РІ целом.
Глубинная основа патриотизма, как и многих нравственных и эстетических чувств и эмоций отдельного человека и целых народов, имеет генетические корни и может быть объяснена с позиций эволюционной генетики. Веками большинство народов, перемещаясь через значительные пространства, либо гибли, растворялись среди других, более сильных, либо находили свою нишу, которая обладала необходимыми для нормального развития характеристиками. Рздесь вступал в силу динамический фактор взаимодействия общества с природой. Л.Н.Гумилев справедливо отмечал, что "...особенно это прослеживается, когда главную роль играет натуральное или простое товарное хозяйство. Способ производства определяется теми экономическими возможностями, которые имеются в природных условиях территории, кормящей племенную группу или народность. Род занятий подсказывается ландшафтом и постепенно определяет культуру возникшей этнической целостности"(1, с.167) Устойчивость этноса тем выше, чем более разнообразен ландшафт. Л.Н.Гумилев определяет высокую устойчивость этносов к разного рода изменениям, к примеру, сукцессивным, то есть резким изменениям исторического окружения, или масштабным и долговременным природно-климатическим колебаниям, кардинально влияющим на характеристики ландшафта и образ жизни населяющих их народов, при наличии 3-4 ландшафтных характеристик (скажем, лес, лесостепь, море, горы). В этих условиях этносы имеют возможность маневра в изменившихся условиях, самосохранения и развития в течение длительного времени. Со временем природно-ландшафтная связь отражалась в генотипе и своеобразно закреплялась в культуре. Границы же обитания этносов и народов были подвижны, но базовая территория оставалась, как правило, неизменной. А утрачивались те территории, которые отличались от базовой, где проживали и другие народы, и ландшафт был иным. Так в сознании людей проявлялось понятие "Родина". В свою очередь, социальная динамика процессов складывания и развития исследуемых феноменов во многом определила последующую историю народов, обществ и государств.
Рскусственно вырванные РёР· среды РїРѕРґ воздействием чаще всего внешних обстоятельств, представители этих народов Рё переселившиеся (или насильно переселенные) РІ РёРЅСѓСЋ, отличную РїРѕ характеристикам среду, РІ первом поколении РІ массе своей испытывали острое чувство дискомфорта, ностальгические переживания, вплоть РґРѕ болезненных, психопатологических РїРѕ своей РїСЂРёСЂРѕРґРµ состояний.
РљСЂРѕРјРµ того, следует учитывать Рё еще РѕРґРёРЅ немаловажный момент: доминанту постоянства Рё стабильности РІ этногенезе. Рто стремление соотносится СЃ генетически закрепленной РІ большинстве людей склонности Рє постоянству Рё стабильности Рё естественно находит выражение РІ более сложных чувствах, выполняющих, Рє тому Р¶Рµ, охранительную функцию, — таких, как патриотизм, Р·Р° которым стоит издревле сложившаяся привязанность Рє месту своего жительства, стремление Рє РїРѕРєРѕСЋ Рё уравновешенности жизненного уклада.
Таким образом, закрепление на генетическом уровне связи человека и целых народов с исторической (базовой) территорией сопровождается культурным наполнением, находя выражение в понятии патриотизма, уже как нравственной охранительной ценности, ориентированной на стабильность и относительный покой.
Будучи конкретно историческим понятием, патриотизм в каждую эпоху имеет различное социальное, в том числе и различное ценностное содержание. Однако первооснова его, в общем-то, остается одной и той же, как и структура составляющих его элементов: отчий дом — родной край (малая родина) — ареал обитания народа — страна в целом. При этом последние два элемента структуры не обязательно выступают в названной последовательности, поскольку государственные границы могут и не совпадать с ареалами обитания народов. В этом смысле патриотизм не всегда созвучен с понятием государства, хотя и тесно с ним связан. В иных случаях, имеет смысл говорить о территориальном, этнокультурном или этнорелигиозном патриотизме.
Кроме того, с формированием вследствие интеграционных процессов общностей более значительных по своему масштабу, можно поставить вопрос о проявлении в будущем таких феноменов, как европейский или, скажем, латиноамериканский патриотизм.
studfiles.net
Гражданская самоидентификация россиян укрепляется на волне роста патриотических чувств.
РњРћРЎРљР’Рђ, 19 марта 2014 Рі. Всероссийский центр изучения общественного мнения (Р’Р¦РРћРњ) представляет данные Рѕ том, кем СЂРѕСЃСЃРёСЏРЅРµ ощущают себя РІ первую очередь Рё считают ли себя патриотами Р РѕСЃСЃРёРё.
На вопрос о самоопределении две трети россиян (63%) однозначно отвечают: «Я – гражданин России», причем 10 лет назад аналогичный ответ дала та же доля респондентов (60%). Данная позиция была наиболее близка нашим согражданам в 2008 г. (70%), тогда как в кризисный год подобная точка зрения была наименее популярна среди опрошенных (48% в 2009 г.).
Для четверти респондентов (24%) определяющим является понятие «житель своего региона, города или села». Каждому пятому опрошенному (21%) достаточно ощущать себя просто «человеком». Национальное самоопределение значимо для 20% участников опроса. В свою очередь, 14% респондентов все еще ощущают себя «советскими людьми». Еще 12% опрошенных, прежде всего, отождествляют себя с семейными ролями, а вдвое меньше (6%) указывают на свой профессиональный статус.
Большинство наших сограждан (81%), по их собственному признанию, ощущают себя патриотами России. Патриотический настрой чаще проявляют москвичи и петербуржцы (84%), и респонденты с высшим образованием (84%), нежели жители средних городов (76%) и малообразованные (67%) участники опроса. Лишь у 15% опрошенных пока не возникло подобных чувств.
Рнициативный всероссийский РѕРїСЂРѕСЃ Р’Р¦РРћРњ проведён 8-9 марта 2014 Рі. Опрошено 1600 человек РІ 130 населенных пунктах РІ 42 областях, краях Рё республиках Р РѕСЃСЃРёРё. Статистическая погрешность РЅРµ превышает 3,4%.
Как бы Вы ответили сами себе на вопрос «Кто я такой?» (закрытый вопрос, не более 3-х ответов) | ||||||||
В | 2005 Рі. | 2006 Рі. | 2007 Рі. | 2008 Рі. | 2009 Рі. | 2010 Рі. | 2011 Рі. | 2014 Рі. |
Гражданин России | 60 | 59 | 58 | 70 | 48 | 58 | 55 | 63 |
Житель своего региона, города, села (сибиряк, москвич, новгородец и т.д.) | 19 | 16 | 16 | 22 | 12 | 19 | 18 | 24 |
Просто сказал бы «человек» | 29 | 24 | 27 | 26 | 32 | 30 | 30 | 21 |
Назвал бы свою национальность (русский, украинец и т.п.) | 16 | 16 | 20 | 18 | 18 | 18 | 19 | 20 |
Советский человек | 14 | 13 | 9 | 12 | 8 | 15 | 14 | 14 |
Назвал бы свою семейную роль (отец, жена, бабушка и т.п.) | 7 | 8 | 8 | 13 | 10 | 17 | 11 | 12 |
Назвал бы свою профессию, род занятий (учитель, предприниматель и т.д.) | 6 | 4 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 |
Назвал бы свои религиозные убеждения (православный, мусульманин и т.д.) | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Гражданин мира | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 6 | 5 | 3 |
Европеец | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Другое | меньше1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | меньше1 |
Затрудняюсь ответить | меньше1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | меньше1 |
В
Вы ощущаете себя патриотом России или нет? (закрытый вопрос, один ответ) | ||
В | 2013 Рі. | 2014 Рі. |
Безусловно, ощущаю | 37 | 40 |
Скорее ощущаю | 44 | 41 |
Скорее не ощущаю | 12 | 13 |
Безусловно, не ощущаю | 2 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 4 |
В
russia-rating.ru