Первая волна массовой иммиграции казахов в китай: Национально-освободительное восстание 1916 года. — Мегаобучалка

Содержание

Национально-освободительное восстание 1916 года. — Мегаобучалка

Непосредственным поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы «инородчес­кого» мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет, реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщений в районе действующей армии. Из Казахста­на и Средней Азии должны быть реквизированы 400 тыс. человек, в том числе из степных областей Казахстана — более 100 тыс., из Семиречья — 87 тыс. человек. В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались сти­хийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Первыми удар народного гнева приняли на себя волостные управите­ли, аульные старшины и прочие низовые агенты царской администра­ции, непосредственно составляющие списки на тыловые работы. Пользуясь отсутствием у казахов метрических свидетельств, они произвольно включали бедняков в списки независимо от возраста, а байских сыновей за взятки освобождали от призыва. На практике система составления списков породила массовое взяточничество и злоупотребления. К тому же царские власти освободили от набора должностных лиц, волостных, сельских и аульных управителей, низших полицейских чинов из коренных жителей, имамов, мулл и мударисов, счетово­дов и бухгалтеров в учреждениях мелкого кредита, учащихся высших и средних учебных заведений, чиновников правительственных уч­реждений и лиц, пользующихся правами дворян и почетных граждан. Трудящиеся, доведенные до отчаяния жестоким указом царя и несправедливыми методами его исполнения на местах, вооруженные чем попало, бросились на представителей царской власти: волостных управителей, аульных старшин, полицейских, казаков, чиновников и с криками: «Не дадим людей!» — расправлялись с ними. Они поджи­гали канцелярии и дома волостных управителей, аульных старшин, уничтожали делопроизводство и списки мобилизованных, наивно полагая, что таким путем избавятся от набора на тыловые работы. Постепенно стихийное движение стало принимать организован­ный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым, А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым, Ж. Мамбетовым и др. Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колониза­торской и широкомасштабной русификаторской политики царизма и в определенной степени—против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалисти­ческой войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В этом оно смыкалось с революционной борьбой рабочего класса и крестьянства России. Главной целью восстания 1916 г. являлось национальное и политическое освобожде­ние, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского наро­да за свободу и независимость. Основной движущей силой восстания были широкие слои нацио­нального крестьянства—шаруа, а также представители нарождавше­гося рабочего класса, ремесленники. Участвовали в нем и представи­тели других слоев казахского народа: баи, волостные управители, бии, а также демократическая интеллигенция.



9.Первая волна массовой иммиграции казахов в Китай (Кульджинский край, Кашгария), Афганистан.
Советский период (с 1917 до 1991 г.): наблюдается постепенное снижение удельного веса казахов с 58,7% до 28,9 % (1959 г.) , однако в последующем наметилась тенденция повышения до 40% (1991), тем самым казахи в ХХ веке оказались в меньшинстве на своей исконной территории, а основные демографические показатели населения Казахстана определялись не казахами, а пришлым населением, главным образом представителями восточнославянских этносов. этап (1917-1959 гг.) — казахи превратились в меньшинство в своей стране; 1917-1926 гг. — замедление (или упадок) миграций в Казахстан; в эти годы усилились миграционные оттоки из Казахстана в связи с жестоким подавлением восстания 1916 г., событиями гражданской войны, голода 1918 и 1921 – 1922 гг., когда значительная часть казахов спаслась бегством от этих трагических событий в Китай, Афганистан, а также в другие регионы Российской Федерации; К примеру после подавления восстания в 1916 г.: сотни тысяч казахов погибли от рук карате­лей и вынуждены были бежать за пределы империи. Только из Семиреченской области в 1916 г. эмигрировало 150 тыс. казахов 1926-1939 гг. — вновь возрастают миграционные потоки в Казахстан, кроме огромного притока рабочих по оргнабору (свыше 500 тыс.чел.), начались первые депортации представителей отдельных народов,переселение и ссылки политических, кулаков и других спецпереселенцев, а также бегство казахов от голода 1931-1933 г. в другие регионы СССР, Китай, Монголию, Афганистан и другие страны; Годы второй мировой войны (1939–1945 гг.) — депортация целых народов, эвакуация населения и рабочих из европейской части Советского союза, уход из Республики более 2 млн. чел. на фронт и в трудовую армию и.т.д.; 1946-1959 гг. – новое возрастание миграций в Казахстан в связи с притоком рабочий силы на промышленные стройки республики, освоение целинны и т.д. Из Республики происходили оттоки представителей депортированных народов и эвакуированного населения в прежние места жительства. 2-этап (1959-1991 гг.) — удельный вес казахов постепенно вырос до 40%, т.е. к концу этого этапа они представляли наибольшую по численности нацию, хотя пришлое население – 60,0% — составляло еще большинство населения Казахстана.

10.Февральская буржуазно-демократическая революция в России и ее влияние на Казахстан.
В первое время после Февральской революции трудовое населе­ние края еще верило во Временное правительство и надеялось, что оно сможет дать народу мир, крестьянам — землю, а рабочим — 8-часовой рабочий день. Значительная часть рабочих питала надежду на Временное правительство, некоторые из них состояли в граждан­ских и исполнительных комитетах—органах Временного правитель­ства28. Среди железнодорожников были сильны оборонческие на строения, некоторые ратовали за «победу там (т. е. на войне.— М. А.), свободу — здесь»29. Однако мартовские демонстрации и митинги послужили началом создания Советов рабочих депутатов в городах и на железнодорожных линиях края. Так, в Оренбурге, Ташкенте и Омске 1—3 марта прошли выборы в Советы и состоялись первые их заседания30. В марте 1917 г. Советы рабочих депутатов возникли в Перовске, Казалинске, Челкаре, Актюбинске, Уральске, Петропав­ловске и других городах, расположенных на железнодорожных лини­ях31. Железнодорожники, как правило, были одними из инициаторов создания Советов и представляли в них революционные элементы. Например, Актюбинский Совет рабочих депутатов, сообщая об орга­низации в. Актюбинске Совета рабочих депутатов, подчеркивал, что железнодорожники, как самые «сознательные, составляют необхо­димый составной элемент» исполнительного комитета Совета32. Многие Советы рабочих депутатов вскоре объединились с Совета­ми солдатских депутатов. Так было в Петропавловске, Семипалатин­ске, Перовске и других городах. На ст. Казалинск с самого начала возник объединенный Совет — Совет рабочих и солдатских депута­тов33. Главным своеобразием Февральской революции было то, что в стране образовалось двоевластие, буржуазное Временное правитель­ство и Советы рабочих и солдатских депутатов. Реальной основой для создания органов политической власти буржуазии в центре и наместах явились Государственная дума, городские думы и различные комитеты. Временное правительство от власти устранило военных губернаторов, генерал-губернаторов и чиновников колониальной ад­министрации. Вместо них появились областные комиссары, граждан­ский исполнительный комитет, коалиционный комитет и др. В волос­тях, аулах и селах оставались те же волостные и аульные управители, сельские старосты и станичные атаманы. Временное правительство во главе областей поставило бывших царских чиновников-колонизаторов, а также представителей казах­ской национальной интеллигенции. Так, А. Букейханов был назна­чен комиссаром Временного правительства Тургайской области, а М. Тынышпаев — комиссаром Семиреченской области. Местные органы Временного правительства в Казахстане сфор­мировались в марте — апреле 1917 г. В Семипалатинске из представи­телей городской думы, офицерства, членов биржевого комитета и кулацкого союза кооперативов был сформирован Семипалатинский исполком общественных организаций и армии, в Петропавловске, Усть-Каменогорске — коалиционный исполнительный комитет об­щественной безопасности и др. В Казахстане были образованы и национальные казахские облас­тные и уездные комитеты во главе с казахской интеллигенцией. В областях и уездах были созданы казачьи комитеты, органы власти эксплуататорской верхушки казачьих станиц Сибирского, Оренбур­гского, Уральского и Семиреченского казачьих войск, которые под­держивали Временное правительство. Татарские, узбекские и уйгур­ские купцы объединялись в мусульманские, татарские и другие коми­теты. Так, 7марта 1917г. в Верном был образован общемусульманский комитет — Курултай во главе с 3. Тазетдиновым.

11.100-летие движения Алаш: формирование новых взглядов на политическую, культурно-просветительскую деятельность казахской интеллигенции
Образована из группы членов
партии кадетов — этнических казахов, оформившейся во время событий 1905 г.

На Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии «Алаш». На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), республика казахских областей, землеустройство казахского народа, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание [1] (недоступная ссылка).

Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. [2]. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции

На Втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским Учредительным собранием

Программа и действия

I. Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской, казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных казахских волостей Алтайской губерний, представляющих сплошную территорию с господствующим казахским населением единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.

II. Создание Автономий и управление ими

III. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляют собственность Алаш.

IV. Всем, кто живет среди казахов, гарантируются права меньшинства. Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех нации должны быть представлёны пропорционально. Предоставляется также территориальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш.

V. В целях спасения области Алаш от общего развала, анархии, организовать временный народный совет «Алаш Орда, состоящий из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казахов. Местом пребывания Алаш Орды временно избрать Семипалатинск. Алаш-Орда должна немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением»

Федерация представлялась оптимальной формой правового регулирования взаимоотношений центра и национально-территориальных автономий. Самостоятельность в форме автономии не означало полной независимости. В этом требовании лидеры «Алаш» были реалистами, учитывая глубину интегрированности в политическую и экономическую систему России. Детальное разграничение полномочий центра и автономий представлялось делом, регулируемым последующими договоренностями и законодательством. Лидер «Алаш-Орды» Алихан Букейханов в обращениях к предполагаемым союзникам заявлял, что среди алашистов «нет стремлений к сепаратизму. Мы едины с великой демократической Федеративной Россией», «мы — западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток… Получить культуру мы сможем… через Россию, при посредстве русских».

 

12.Под председательством А. Букейхановаоб образовании Алашской автономии
Алашская автономия
(каз. Алаш-Орда) — существовавшее в годы Гражданской войнысамопровозглашённое казахское национально-территориальное образование, под управлением правительства «Алаш-Орды». Алашская автономия была провозглашена партией «Алаш» и учреждена Общекиргизским (общеказахским) съездом в Оренбурге 5-13 декабря 1917 года. Ликвидировано большевистским Военно-революционным комитетом по управлению Киргизским краем 5 марта 1920 года.

Движение пользовалось значительной поддержкой среди казахов (особенно в Северном и Северо-Западном Казахстане), однако не представляло собой значимой военно-политической силы. Местное оседлое неказахское население практически не поддерживало движение, в силу полной противоположности интересов с казахами.
Организаторами партии «Алаш» стали Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Халел Досмухамедов и другие представители казахской интеллигенции либерально-демократического направления, а она представляла из себя общеказахскую национально-демократическую организацию. В партию вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев и др. В партию «Алаш» входили представители различных слоев казахского общества.
Председателем партии был избран Алихан Букейханов. Официальным органом партии была признана газета «Қазақ».
Правительство Алашской автономии образовалось в декабре 1917 года и просуществовало до 1920 года.
В декабре 1917 г. в Оренбурге прошел Второй Всеказахский съезд партии «Алаш». Организаторами его были Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов, а также И. Омаров, С. Кадырбаев, С. Дощанов. Председателем съезда был Б. Кулманов. Среди приглашенных был и премьер только созданной Туркестанской автономии Мустафа Шокай.

Доклад об автономии сделал А. Букейханов. Этот доклад и вопрос о казахской автономии были переданы на рассмотрение особой комиссии. От имени комиссии выступил Х. Габбасов. Таким образом, съезд единогласно постановил образовать автономию казахских областей и присвоить ей имя «Алаш». Был образован временный народный совет «Алаш Орда» из 25 членов.

На съезде были приняты важные документы, касающиеся политической судьбы казахского народа. Главным был вопрос об образовании автономии и формировании ее правительства. Съезд заявил о создании казахской автономии под названием «Алаш». На съезде было образовано правительство — Временный народный совет под названием «Алаш-Орда» (правительство Алашской автономии). Съезд постановил, что в состав казахской автономии должны войти Бокеевская Орда, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская области, районы Закаспийской области и Алтайской губернии, населенные казахами. Центром Алаш-Ординской автономии временно был объявлен г. Семипалатинск. Правительство Алаш-Орды возглавил Алихан Бокейханов. Съезд постановил организовать региональные уездные Советы и комитеты, поручил Алаш-Орде «немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением». Был разработан план создания казахской народной милиции. В ряды народной милиции призывали мужчин в возрасте от 20 до 35 лет, годных к воинской службе. Обеспечением милиции оружием и боеприпасами занимался национальный фонд Алаш-Орды. Руководители западного подразделения Алаш-Орды Жанша Досмухамедов и Халел Досмухамедов получили от правительства «Комуча» (Самара) 600 винтовок и пулемет, Торгайское подразделение — 300 винтовок и 20 тыс. патронов. При помощи атамана Оренбургских казачьих войск А И.Дутова в Костанайском и Ыргызском уездах были созданы два конных полка. В августе 1918 командир войсковой части Алаш-Орды Хамит Тохтамышев докладывал о создании Алашского полка в составе 750 солдат и 38 офицеров, подразделений народной милиции в Жайсане, Павлодаре, Каркара лы, Усть-Каменогорске, которые участвуют в боевых действиях против советской власти в различных районах Казахстана. В феврале 1919 численность войск милиции Алашской автономии, f воевавших на фронтах гражданской войны против Красной Армии, достигала 5000 чел. Алашская милиция была расформирована после ликвидации Алашской автономии.
История партии «Алаш» совпала с революционным 1917 годом. В этот период произошло ускорение политического единения различных слоев казахского общества, появились новые лозунги: образовать национально-территориальную автономию в рамках демократической федерации; социальная защита различных слоев населения и т.д.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ XX ВЕКА — МОЩНЫЙ СТИМУЛЯТОР РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОЙ ДИАСПОРЫ — bibliotekar.kz

Вскоре после начала Великой Октябрьской социалистической революции казахи небольшими группами стали переходить границу с Китаем. Они перегоняли свой скот, в основном, в районе пограничной Кульджи, через Тарбагатайские горы и долину Черного Иртыша. Многие из них оставались в Синьцзянском Алтае и Илийском крае. Годфри Лиас упоминает о нескольких сотнях тысяч беженцев из Казахстана в Китай во время установления советской власти и гражданской войны, тем не менее, не конкретизирует национальную принадлежность бежавших. Думается, что с этой цифрой можно согласиться только в том случае, если считать, что в нее включены белогвардейцы и беженцы других национальностей, а не только казахи.

Весной 1920 г. с ликвидацией Уральского фронта остатки белогвардейцев и часть казахов Младшего жуза бежала в Иран из Закаспия. С ликвидацией Семиреченского фронта разрозненные белогвардейские части и представители имущих слоев казахского, уйгурского и кыргызского обществ бежали в Синьцзян, пополнив количество неханьских народов в Китае.

Мустафа Чокай. Изучение деятельности Мустафы Чокая — одного из первых лидеров и создателей эмиграционного тюркского центра в Западной Европе в« 1920-е гг.— проблема, стоящая особняком в истории казахского народа, получающая с каждым днем все большее освещение в казахстанской историографии, благодаря усилиям энтузиастов и некоторых общественных» и научных учреждений, таких как Всемирная Ассоциация казахов, Институт истории и этнологии Министерш ства науки — Академии наук РК и Казахский государственный университет им. аль-Фараби.

В 1997 г. в Стамбуле вышли в свет мемуары Мустафы Чокая и его жены Марии «Мустафа Шокаи Мария Шокаи естелiктер», переведенные на казахский язык, из которых можно намного ближе познакомиться с этим человеком, оставшимся казахом, туркестанцем, даже в далекой Западной Европе.

Мустафа Чокай родился 25 декабря 1890 г. в семье казахских аристократов в районе Ак-Мечети, что позволило ему получить прекрасное мусульманское образование в мектебе, затем в Ташкентской гимназии, после блестящего окончания которой он обучался на юридическом факультете Петербургского университета. В Петербурге в то время находились такие выдающиеся сыны казахского народа, как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Сералы Лапин и другие, ставшие на долгие годы его друзьями и единомышленниками в деле объединения всех тюркских народов и борьбы против русского колониализма для создания независимого государства Туркестан. До Февральской революции Мус-тафа-бей находится в Петербурге, являясь секретарем по Туркестанским делам мусульманской фракции Государственной Думы.

 

В ноябре 1917 г. чрезвычайный IV Всетуркестанский мусульманский съезд в Коканде провозгласил автономию Туркестана, Мустафа Чокай был избран сначала членом правительства, а затем премьер-министром. В начале 1918 г., когда Кокандская автономия была раз-хромлена, Мустафа Чокай решается на эмиграцию.

 

Интересно высказывание доктора Тахира Чагатая по поводу эмиграции Мустафы Чокая в Западную Европу, напечатанное в юбилейном номере «Яш Туркестан», посвященном 60-летию со дня рождения и к 8-летию со дня смерти главы Кокандской автономии: «Русские большевицкие организации, в руках которых оказались сильные гарнизонные формации царской эпохи, легко одержали верх над военными силами Национального Туркестана, которые только что организовались. Таким образом Тюркская Национальная борьба Туркестана, начавшаяся против царской России, вылилась в движение против Большевицкой России.

 

Туркестанские националисты, рассмотревшие детально эту последнюю форму положения, почувствовали необходимость, переправив главу их правительства заграницу, превратиться в такую организацию борьбы, голос которой мог бы быть услышанным и заграницей и которая сумеет встать на его защиту в свободном мире. И вот таким образом пробравшийся в Европу через Кавказ и Истамбул и поселившийся в Париже Мустафа Чокай первым долгом обратился к Версальской Конференции. Начавшаяся таким образом деятельность вне родной страны продолжалась 20 слишним лет».

 

Находясь на чужбине, Мустафа Чокай считал своей наиважнейшей целью привлечение внимания мировой общественности к событиям, происходившим в советском Туркестане. Он писал разгромные статьи о положении туркестанских народов и научные заметки об историческом прошлом Туркестана, публично выступал с лекциями и в прессе. За годы эмиграции им было написано более 117 статей, напечатанных в журнале «Жана Туркестан» в Стамбуле с июля 1917 г. до сентября 1931 г. Настал день, когда он открыл печатный орган «Жас Туркестан», выходивший в Берлине в 1929— 1939 гг. В предисловии к казахстанскому изданию книги «Туркестан под властью Советов» профессор А. С. Таке-нов, один из первых исследователей в Казахстане жизнедеятельности Мустафы Чокая отмечал, что Мустафа-бей до конца своей жизни оставался приверженцем идеи создания независимой национальной государственности, и через призму этой идеи следует воспринимать все его поступки, так как он старался использовать любую честную и не идущую вразрез с его совестью возможность для достижения намеченной цели.

 

По нашему мнению, материалы и документы из архива Мустафы Чокая, хранящиеся в библиотеке Института Восточных Языков и Цивилизаций в Париже (Франция), представляют огромный исторический интерес. В 1977 г. в этом архиве работал американский ученый Эдвард Лаззерини, составивший и опубликовавший полный перечень хранящихся там документов. В архиве содержатся статьи Мустафы-бея на русском, французском и турецком языках, написанные им в 1919—1940 гг.; переписка с Мыржакыпом Дулатовым и Омиром Терегуловым; многочисленная корреспонденция и документы, имеющие отношение к Ахмеду Зеки Валиди Тогану; особо ценны для нас списки военнопленных периода Второй мировой войны, извлеченные Мустафой Чокай-беем во время его посещения их лагерей до декабря 1941 г., и другие уникальные материалы, ждущие своих исследователей.

 

Убеждена, что без скрупулезного изучения данных архивных документов невозможно написать историчен скую правду об этом удивительном человеке.

 

Коллективизация. Одним из трагических событий XX в. для Казахстана стало проведение насильственной и беззаконной коллективизации 1928—1932 гг., являвшейся, по сути своей, геноцидом против казахского народа, разрушением сложившейся хозяйственной системы с ее отработанными социокультурными традициями и механизмами регуляции, не сопровождавшимся заменой экологически, экономически и технологически более приемлемой, перспективной альтернативой. Данный процесс характеризовался в Казахстане огромными человеческими жертвами, которые сказываются до сих пор на всех сферах жизни казахстанского общества. По данным, извлеченным из Центрального Государственного архива Республики Казахстан (ЦГА РК), можно судить о том, как чиновники разных уровней пытались обставить и объяснить дело с возникшими откочевками из Казахстана, говоря о том, что: «В первые откочевки шли, главным образом, байско-кулацкие элементы, которые самочинно забирали скот и уходили за пределы (Степного. — Г. М.) края.

 

Так, в августе 1931 г. из разных районов большинство из Аягузского района, близ границы Китая, на реке Эмиль собралось 2,5—3 тысячи хозяйств откочевщиков с 15—20 тысячами скота, пытаясь перебраться через границу. При содействии ОПТУ часть скота с частью населения была отбита, большая часть сумела перебраться через реку. Главари откочевщиков были главным образом старшины родов, муллы, бай-кулаки — имели оружие и оказывали сопротивление». Попытка объяснить любой факт откочевки и сопротивления властям смиренной покорностью родичей своим старшинам, а массовость откочевок населения Казахстана в соседние регионы и страны списывать лишь за счет байскокулацких элементов не выдерживает никакой критики.

 

В советский период сведений о числе погибших во время коллективизации не давалось, даже материалы Всесоюзной переписи населения СССР 1939 г. до периода перестройки держались в секрете для советских людей. Однако на Западе выходили работы, в которых английские и американские исследователи писали о размерах и последствиях коллективизации для СССР и региона Центральной Азии. Но в большей степени западные ученые были поражены размером катастрофических последствий данного явления для Казахстана. Так, Джоффри Уилер в монографии «Расовые проблемы в советской мусульманской Азии» писал, что потеря казахского населения между двумя переписями 1926 и 1939 г. составила примерно 1 млн человек. Лоуренс Кредер в монографии «Народы Центральной Азии», исследуя демографические характеристики населения данного региона, сопоставляя материалы переписей Российской империи 1897 г. и СССР за 1926, 1939 и 1959 гг. считал, что потери казахского населения в период коллективизации, скорее всего, достигли 40%, что составило около 1 млн 500 тыс. человек.

 

Безусловно, что источниками, дающими возможность при сопоставлении и анализе получить относительно точные сведения о размерах казахской катастрофы в период проведения коллективизации, являются две Всесоюзные переписи населения — 1926 и 1939 гг. По сведениям, извлеченным из материалов Всесоюзной переписи населения 1926 г., в КазАССР проживало 3 млн 628 тыс. казахов. На середину 1930 г., по данным исследователей А. Галиева и М. Татимова, численность казахов составляла около 4 млн 100 тыс. человек. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 г., в Казахстане проживало, а точнее сказать, осталось в живых 2 млн 307 тыс. человек. Следовательно, в период с середины 1930 г. по 15 января 1939 г. казахское население сократилось на 1 млн 793 тыс. человек. Эти данные приводятся без учета естественного прироста населения за эти годы, без учета часто неточных данных переписей 1926 и 1939 г. (неучтенное количество кочевого и полукочевого казахского населения, женщин и грудных детей. — Г. М.). С учетом этих поправок уменьшение численности наличного казахского населения в. Казахстане в эти годы составило около 2 млн человек, или 49% его первоначальной численности.

 

Загнанные в коллективы, где выпас скота был часто недостаточен, казахи видели, как погибали от голода их стада, после гибели которых следовала смерть людей. Начались массовые переселения казахов, исчисляемые в 1 млн 30 тыс., в Россию, Узбекистан, Туркменистан, Каракалпакию, Китай, Иран, Афганистан. Из них 616 тыс. откочевали безвозвратно и 414 тыс. впоследствии вернулись в Казахстан. Около 200 тыс. казахов, безвозвратно откочевавших, ушли в Китай, Монголию, Афганистан, Иран.

 

От коллективизации в Афганистан. В 1935 г. шведский востоковед и дипломат Гуннар Ярринг находился в Афганистане, где в северной части страны встречался с казахами Младшего жуза. По его сведениям, казахи проживали в районах Акчи и Андхой, но в большинстве случаев их можно было найти восточнее, в округе Ханабад. Так, на западе от реки Кундуз, по свидетельству Бурхан-уд-Дина Кушкеки, около 200 домов казахов насчитывалось в сельской местности, которая называется Чахар-дара. О наличии казахского населения, проживавшего на севере Афганистана недалеко от Ходжа Салара, упоминали еще в 1820-е гг. Муркрофт и Требек, но, к сожалению, это было только упоминание и никакой другой информации не имелось.

 

Более подробную информацию о казахах Афганистана приводит Франц Шурманн в монографии «Монголы Афганистана»: «Большинство казахов в Афганистане являются беженцами из СССР», основная часть которых проживала в городах Ханабад и Андхой и относилась к категории городского люмпенпролетариата. Более 500 казахов проживали в Герате в местечке, именуемом Казах-сарай. Данная группа казахов бежала из Кызыл-рабата, около Кара-коля и Дивани Багх, недалеко от реки Амударья, во времена коллективизации, о чем конкретно говорили информаторы Францу Шурман-ну. В Каракумском регионе данная группа казахов кочевала еще в середине XIX в., имея постоянные конфликты с туркменским племенем — иомудами.

 

С началом проведения коллективизации группа казахов покинула Кызыл-рабат и пришла в населенный пункт Керки, рядом с афганской границей, где оставалась около года, чтобы лучше узнать обстановку в Афганистане. Перейдя афганскую границу по караванным тропам, казахи пришли в Андхой, откуда после годичного проживания в 1929 г. афганские власти направили их на юг к Чахансуру в провинции Нимруз, где им выделили земли. В Чахансуре преобладают пустынные песчаные земли с солеными озерами и жарким климатом. Это было «идеальное» место для выделения земли для «непрошенных гостей», абсолютно ненужных афганскому правительству. По сведениям информатора, значительное число казахов отказалось ехать на юг и вернулось в Туркестан. Многие из тех, кто поехал в эти страшные (по климатическим условиям) места в Чахансуре погибли от жары. После одного-двух лет пребывания в Чахансуре казахи получили разрешение вернуться в Гератский район, где и прожили много лет. В Герате они занимались обработкой и продажей шерсти, а также в малом количестве ремеслами. Однако основная масса казахов проживала на грани нищеты в Гератской провинции. Перед Апрельской революцией 1978 г. некоторые казахи в Кабуле держали в своих руках всю бакалейную торговлю.

 

К 1960-м гг. казахи проживали в Афганистане небольшими группами в районах Акчи, Андхоя, Ханабада, Кундуза, Баглана, а также в Гератской провинции; и Фарахской области. В советских источниках лишь упоминается о проживании казахов в районах Афганистана, но не приводится их количество. Очень трудно говорить о точности в исчислении казахского населения Афганистана из-за отсутствия таких данных в стране, где все население было записано как афганцы.

 

В американских источниках упоминается, что к 1978 г. казахов в Афганистане насчитывалось около 20 тыс. По данным шведского Центра по мультиэтническим исследованиям в университете Упсалы, проводившего научные изыскания по современному положению тюркских народов в мире, в 1978 г. казахов в Афганистане проживало 24 тыс. человек, но с введением советских войск в эту страну и началом военных действий большая группа их покинула вместе с кыргызами обжитые в течение ряда десятилетий районы Афганистана и оказалась в лагерях беженцев в Пакистане или иммигрировала, по первоначальным данным, количеством около 70 семей в Турцию. Затем данное число увеличилось до 500 семей, а в настоящий момент, после репатриации в Казахстан 300 семей, около 200 семей остались в Стамбуле.

 

От коллективизации бежали казахи и в Иран, где проживали в основном в северо-восточной части страны. В 1968 г. их насчитывалось около 400 семей.

 

Рост советского влияния в Синьцзяне в 1930— 1940-х гг. Одной из малоприводимых причин переселения некоторых казахский семей в Китай в 1930— 1940-х гг. (отдельно от колл

ТРУДОВАЯ ИММИГРАЦИЯ КАЗАХСКОЙ ДИАСПОРЫ в 1960—1990-х гг. — bibliotekar.kz

 ТРУДОВАЯ ИММИГРАЦИЯ КАЗАХСКОЙ ДИАСПОРЫ в 1960—1990-х гг.

Влияние иммиграции на социально-экономическое, политическое, демографическое и культурное развитие мира общеизвестно, Поэтому анализ состояния трудовой иммиграции казахской диаспоры, являющейся составной частью турецкой трудовой иммиграции, а также изучение возможностей и условий к экономической адаптации казахов в развитых капиталистических странах Западной Европы и США представляются нам небезинтересными.

 

Иммиграция «иностранного труда» не является феноменом в Западной Европе, что подтверждается процессами проникновения ирландцев, поляков, евреев, сикхов в Великобританию, поляков в Германию, бельгийцев и северных итальянцев во Францию и соседнюю с ней Германию; австрийцев, французов и итальянцев в Швейцарию в последней четверти XIX в.

 

 

В начале XX в. бурный подъем промышленности, высокая аграрная конъюнктура и возросший спрос на рабочие руки обусловили, наряду с другими факторами и погоней монополий и крупных землевладельцев за максимальной прибылью, нарастание импорта иностранной рабочей силы (при спаде эмиграционной волны) в странах Западной Европы. Число иностранных рабочих, преимущественно из Австро-Венгрии, России, Италии и Нидерландов в Германию и Францию более чем удвоилось с конца XIX в. к началу Первой мировой войны. В 1920—1930-е гг. получила развитие межконтинентальная трудовая иммиграция рабочих и представителей слоя интеллигенции из стран Западной Европы в США, Канаду и Латинскую Америку, связанная с историческими событиями в политической и социально-экономической жизни Мирового сообщества того времени, одним из которых являлось установление фашистских режимов в Италии, Испании и Германии, повлекшее за собой эмиграцию лучших умов человечества из стран Западной Европы в Америку в надежде найти спасение и приют за Океаном.

 

Однако показатели иммиграционного движения увеличились после Второй мировой войны, когда особую актуальность приобрели в мире международные договоры и конвенции в отношении положения представителей этнических меньшинств, беженцев и других категорий иммиграционного населения. Международные миграции в Европе в послевоенный период можно разделить на три фазы, каждая из которых имеет свои специфические экономические и социальные особенности или черты.

 

Первая фаза охватывает период с 1945 по 1973 г., характеризующийся непрерывным экономическим развитием, создавшим путем миграций три отдельных рынка труда в Европе: Северный фланг во главе со Швецией как самой показательной страной для иммиграции; Великобритания, имеющая специфическую и историческую модель трудовой иммиграции, и страны Западной Европы с сердцевиной Европейского Сообщества в Швейцарии. Сразу после войны все эти страны, исключая Францию и Бельгию, определяли себя как «перенаселенные» поэтому миграция была единственным выходом, что фактически подтолкнуло некоторые страны создать программы межгосударственных координационных комитетов по проблемам миграционных процессов. Кроме того, рынок труда начал проявляться в недостатке труда в 1950-е гг., характеризовавшемся двумя факторами: экономическим и демографическим. Демографический фактор был связан с огромными людскими потерями во время Второй мировой войны, а также с высокой репродуктивной способностью, которая имела место до войны, особенно, во Франции, Великобритании и Германии/ Экономические условия усугубили эту проблему повышением спроса на труд для восстановления разрушенного войной хозяйства и необходимостью обеспечить рабочие места и повысить уровень тарифов (зарплаты), т. е. ввести высокие общие расценки труда.

 

Вторая фаза (с середины 1970-х до начала 1990-х гг.) характеризуется тем, что многие Европейские страны начали закрывать свои границы для трудовых иммигрантов из-за насыщения рынка труда, что явилось причиной изменения политики по отношению к ним.

 

Третья фаза, начавшаяся в 1990-е гг. и продолжающаяся дj сих пор, знаменуется ликвидацией границ стран Европейского сообщества и лимитированным приемом трудовых иммигрантов.

 

Такие страны, как Италия, Испания, Греция, Португалия, Турция, Югославия, Тунис, Марокко и Алжир,, стали экспортерами рабочей силы в страны Западной Европы и Северной Америки, одни — вследствие разрушенной войной экономики, ‘‘другие — из-за неразвитости промышленного сектора в экономике страны и кризиса в сельском хозяйстве. Кроме того, практически все эти страны имели высокий темп естественного прироста населения, ставшего в сочетании с вышеназванными причинами источником избытка рабочей силы.

 

В самом начале миграционное движение рабочей силы в страны Западной Европы задумывалось как кратковременное мероприятие; что иммигранты, покинувшие свои страны, будут находиться от трех до пяти лет в другом государстве, по истечении которых будут возвращены на родину.

 

Однако на сегодняшний день четко прослеживается следующая ситуация: миллионы людей проживают в странах Западной Европы без гражданства и уже не могут быть причислены к категории «иммигрант» по той простой причине, что находятся и работают здесь десять, а то и больше лет.

 

Если трудовая иммиграция стран Западной Европы в первые послевоенные годы осуществлялась за счет рабочих Средиземноморских и частично Восточноевропейских государств, то к началу 1960-х гг. значительно увеличился процент поставок рабочей силы из Турции, на что были свои причины. Особое положение среди трудовых иммиграционных рабочих имели и продолжают иметь итальянцы, так как Италия входит в ЕЭС. Им гарантированы определенный минимум заработной платы и социальное страхование, чем не располагали турецкие иммигранты.

 

В начале 1960-х гг. из-за политической и экономической нестабильности, серии военных переворотов в Турции, с одной стороны, и более лояльных законов по трудоустройству иностранных рабочих, принятых западноевропейскими государствами, США и Канадой, с другой стороны, многие турецкие рабочие и служащие решили выехать из страны в поисках работы.

 

Экономическое развитие Турции в 1960-е гг. отличалось массовым оттоком рабочей силы в западноевропейские страны. Социально-экономические корни этого явления следующие: напряженная ситуация на рынке занятости, осложнившаяся аграрным перенаселением; растущий уровень безработицы, превратившийся в острую социальную проблему; влияние демографического фактора; рост стоимости жизни в условиях инфляции, повышения цен; низкая заработная плата. Поэтому политика трудоустройства турецких граждан в странах Западной Европы приобрела долгосрочный характер, стала частью государственной политики регулирования миграций.

 

С 1962 г. в 5-летнем плане Турции начала поощряться иммиграция. Такая позиция в политике трудоустройства граждан объяснялась не только возможностью снизить в определенной мере безработицу, но и приобщением их к западной технологии, технике и культуре, повышением квалификации для дальнейшего использования в Турции и, наконец, общим улучшением платежного баланса этой страны с помощью валютных поступлений от турецких иммигрантов.

 

Думается, что этот опыт в настоящий момент очень важен для Казахстана, так как способствовал бы налаживанию экономики и быта населения страны благодаря валютным поступлениям от казахстанских трудовых иммигрантов, выезжающих в другие страны в целях получения работы, накопления необходимых денежных средств, тем самым укрепления своего материального положения.

 

На основе двусторонних соглашений, подписанных Турцией с Федеративной Республикой Германий — 30 октября 1961 г., Нидерландами — 19 августа 1964 г., Бельгией — 16 июля 1964 г., Францией — 8 апреля 1965 г., Австрией — в 1964 г., Швецией — 1967 г., стало регулироваться движение турецкой иммиграционной рабочей силы в странах Западной Европы.

 

Первоначально главным поставщиком рабочей силы являлась европейская часть Турции, а именно — Стамбул и Фракия, только около четверти нанимающихся иммигрантов прибыли из сельскохозяйственного сектора. Но к 1970-м гг. первенство занимают анатолийские (сельскохозяйственные) районы, промышленный Измир (25—26%) и Средняя Анатолия со столицей (22— 23%). Среди выезжающих преобладали сельские жители, что обусловило особенности их адаптации к жизни за рубежом и их реинтеграцию. К 1974 г. почти одна треть турецких гастарбайтеров, работавших в Германии, родились в восточных регионах Турции и даже большинство из тех, кто прибыли из западных регионов страны, за исключением районов, прилегающих к Мраморному морю, также родились или в деревнях, или в маленьких городках. Все это повлияло на процесс адаптации турецкой трудовой иммиграции, а вскоре явилось одной из причин начала возвратной миграции этих людей в Турцию.

 

Среди всех западноевропейских государств ФРГ является крупнейшим потребителем иммигрантов — рабочих из Турции. Ряд исследователей объясняют это несколькими причинами: давние исторические связи двух стран, относительная географическая близость, возможность пополнения рынка других стран (например, Великобритании и Франции) дешевой иностранной рабочей силой. Казахи, проживавшие в Алтай-кое, начали свои миграционные движения на стезе трудовой иммиграции. Так, среди одних из первых трудовых мигрантов в казахской среде был Арыстан Тосун, выехавший в ФРГ на работу в качестве гастербайтера — гостевого рабочего.

 

Значительная часть иммигрантов нанималась через постоянно действующее бюро ФРГ в Стамбуле при строго индивидуальном отборе, по инструкциям и с участием медицинской комиссии в составе 11 врачей — немецких и турецких. Казахские иммигранты, проходившие через пункты вербовки, направлялись в Кельн, затем в Западный Берлин, а также в некоторые мощные индустриальные города в Рурской долине и близлежащей области вдоль нижнего течения Рейна.

 

В соответствии с положением статьи 1 Договора между Швецией и Турцией от 10 марта 1967 г. Совет по труду Швеции посылал информацию о спросе на турецкую рабочую силу, характере предлагаемой работы, размере зарплаты, жилье. Швеция также открыла свое бюро по найму в Турции. Часть казахов через это бюро, часть напрямую из ФРГ переехали в Швецию в середине 1960-х гг. Бюро выплачивало казахам 7000 турецких лир на дорогу Стамбул — Стокгольм. Там, из Стокгольма, они направлялись в Корснес-Магма (Korsnas-Magma) и Евле (Gavle), где получали работу вместе с другими гостевыми рабочими. По данным И. Сванберга, в 1967г. в Швецию переехало около 5—6 семей казахов, за которыми вскоре последовала целая цепь миграций, основанных на родственных отношениях.

 

По поводу иммиграции в Швецию орган английских финансовых и деловых кругов «Financial times» весной 1972 г. писал: «Одно из узких. мест шведской промышленности — нехватка рабочей силы. Эта проблема решается до некоторой степени путем привлечения в страну иностранных рабочих. По официальным подсчетам, для ежегодного увеличения промышленного производства на 5% за период с 1970 по 1975 г. потребуется дополнительно 20 тысяч иностранных рабочих». В числе этих 20 тысяч иностранных рабочих находилась и небольшая группа казахов, работавших в шведской компании «Дженерал Электрик» (АСЕА) в Вастерасе.

 

В 1960-е гг. главной целью казахских иммигрантов, составлявших часть турецкой трудовой иммиграции, являлось «заработать как можно больше, накопить как можно больше и вернуться назад». Это необходимо было сделать для того, чтобы вернуть государственные займы, полученные казахами в связи с поселением в Турции, а также для серьезного помещения капиталов в кожевенное производство и существенного улучшения условий жизни своих семей.

 

Вовлечение казахов в числе других турецких им-мигрантов-рабочих в процесс капиталистического производства в странах Западной Европы начиналось непосредственно с государственного регулирования применения их труда. Характер занятости и экономический деятельность турецких иммигрантов были следующими:

 

— в ФРГ 91 % иммигрантов заняты в промышленности и строительстве. Из них 43,2% приходятся на металлургическую и сталелитейную отрасли с опасным и вредным производством;

 

— во Франции 33% рабочих использовали в гражданском строительстве; 20,9% — в средней промышленности, около 17% — в тяжелой промышленности. В профессиональном составе иммигрантов из Турции преобладали неквалифицированные рабочие — 71,4%.

 

Максимум физической нагрузки, минимум затрат на улучшение условий труда на вредных и опасных для человеческого здоровья производствах, непрестижная работа, заниженные тарифные ставки — таковы основные показатели государственного регулирования рынка иностранной рабочей силы.

 

В 1963 г. группа экономистов Анкарского университета, проводившая социологический опрос иммигрантов из Турции в ФРГ, зафиксировала следующее явление: половину заработка рабочий откладывал «на черный день». Эта сбереженная сумма в свою очередь делилась на две приблизительно равные части, одну из которых иммигрант переводил родным, а другую оставлял в банке страны пребывания. К началу 1972 г. турецкие рабочие в иностранных банках держали около 900 млн долларов.

 

Деньги, переводившиеся казахами-иммигрантами, вкладывались в недвижимость: на них покупались и строились дома в Казахкенте, Сафра-кёе, Кучук Чекмедже. Кстати, это характерно в основном только для казахов, так как переводимые другими иммигрантами деньги шли прежде всего на повседневные нужды и покрытие старых долгов. Затем немалые денежные средства расходовались на приобретение товаров широкого потребления, а не вкладывались в производство, что, наполовину сокращало валютные поступления в страну — экспортера рабочей силы.

 

Казахи, иммигрировавшие в поисках работы в страны Западной Европы и Северной Америки, хотели обесценить себя хорошим жильем по возвращении через несколько лет в Турцию. Между тем родственники, оставшиеся в Турции, вселялись в дома казахов-иммигрантов, что избавляло их от квартирной платы, очередных взносоц и крупных выплат в связи с обустройством в таких крупных городах, как Стамбул, Измир, Анкара.

 

Казахи-иммигранты под влиянием урбанизированной среды, накопленных средств, более или менее длительного пребывания в странах Западной Европы чаще всего уже не желали вести сельский образ жизни, а стремились повысить свой социальный статус, улучшить условия существования. Поэтому временное пребывание в Европе затягивалось и фактически реэмиграция была ограниченной. К 1980 г. более 100 казахских семей из Турции проживали за границей. Основная часть работала в ФРГ, другие эмигрировали в Бельгию, Францию, Австрию, Швецию, Норвегию, США, Саудовскую Аравию, Ливан, Тайвань. Кроме них в этих странах проживали казахи из Синьцзяна (КНР), Афганистана и Ирана, но меньшей численностью.

 

 В 1970-х — начале 1990-х гг. новым явлением в экономике Западной Европы стала инвестиционная деятельность иммигрантов из Турции. Только в ФРГ в 1987— 1988 г. около 30 тыс. из них не работали по найму, а занимались собственной предпринимательской деятельностью за счет сбережений, собранных за время работы на западногерманских предприятиях. Аналогичный процесс наблюдается в Нидерландах, Бельгии, Франции, Швеции.

 

Этот процесс стал возможным вследствие принятых европейскими государствами «законов об иностранцах» в 1960—1970 гг. Так, в 1965 г. был принят закон, согласно которому иммигрант, проживший в ФРГ свыше 5 лет, получал возможность более длительного, беспрепятственного пребывания в ней, а после 8 лет — право на постоянное жительство. Но на практике этот закон начал действовать лишь с 1978 г. К тому же это правило распространялось только на тех, кто располагал удовлетворительными жилищными условиями и владел основами немецкого языка.

 

С другой стороны, из-за законодательных и административных мер по ограничению иммиграции, принятых в 1973—1975 гг. в ФРГ, Франции, Швеции, Нидерландах и в некоторых других странах, а также дополнительных мер по стимулированию репатриации (во Франции и Нидерландах) или же по ограничению сроков пребывания (в Швейцарии) приток иностранных рабочих в эти страны должен был существенно сократиться.

 

Неожиданным последствием такой ситуации применительно к проблеме рабочих-иммигрантов стало их желание увеличивать срок своего проживания в стране-импортере, несмотря на часто неудовлетворительные условия жизни и труда, и резко сокращать поездки на родину или к родне, даже в период отпусков. Когда же страны- импортеры стали ужесточать ограничения на въезд иммигрантов (вследствие экономических кризисов 1970-х гг.), то гастербайтеры (гостевые рабочие) стремились вызвать к себе семьи, чтобы еще лучше закрепиться на новом месте жительства.

 

Что касается жилищной проблемы у иммигрантов в странах Западной Европы, то в первые годы пребывания их селили в общежитиях и бараках, но в последующие годы эта проблема приобрела несколько менее острый характер. Так, например в ФРГ, в 1980 г. около 90% иммигрантов снимали квартиры и только около 10% продолжали оставаться в общежитиях. Собственными домами сумели обзавестись лишь 2,3% иностранных рабочих, например, в ФРГ и Швейцарии.

 

Вот почему иностранные рабочие, в том числе и казахи, старались вкладывать заработанный ими капиталь в экономику страны пребывания, повышать свой социальный и образовательный статус и переходить от положения гастербайтеров к новому уровню — социальной группе «белых воротничков», т. е. служащих.

 

Следует отметить, что на начальном этапе одними из основных трудностей у иммигрантов из Турции являлись незнание наиболее распространенных западноевропейских языков, высокая загруженность на работе, финансовые затруднения, связанные с обучением. Вопросами обучения языку иностранцев в ФРГ занималось Федеральное бюро труда. В начале 1970-х гг. Министерство по вопросам экономического сотрудничества ФРГ решило провести эксперимент по обучению иммигрантов из Турции. В целом, его направленность была строго определенной — подготовить кадры, тесно связанные с западногерманским капиталом.

 

Весной и осенью 1971 г. курсы начали действовать в Нюрнберге, Кельне и Франкфурте-на-Майне. Финансовые расходы взяли на себя Министерство по вопросам экономического сотрудничества и Федеральное бюро по трудоустройству. Занятия проводились по специальностям: машиностроение, ремонт автомашин, электротехника. Привлечение к курсам ограниченного контингента иммигрантов из Турции (за 10 лет было подготовлено всего 56 человек) сделало данный эксперимент бесперспективным.

 

В июне 1982 г. в Турции был создан Высший Координационный совет по делам рабочих за рубежом. В его функции входил поиск решения различных социальных и экономических проблем турецких иммигрантов и членов их семей, поощрение их предпринимательства; гарантированная охрана государством сбережений и направление их в определенные планом сферы капиталовложений, а также координация этой деятельности — прекрасная практика, имеющая хорошие показатели, опыт которой может быть использован в Казахстане.

 

Процесс адаптаций иммигрантов или группы этнического меньшинства в инонациональной среде связан не только с их этнической Принадлежностью, но и с профессиональными занятиями. Легче он проходит у лиц

 

свободных профессий и квалифицированных рабочих, немного хуже — у торговцев и очень трудно — у чернорабочих. Следовательно, этот процесс ускорялся и облегчался именно в той среде, где был выше культурный уровень, а иммигранты занимались соответственно более престижным трудом.

 

Поэтому представители старшего поколения казахских иммигрантов в странах Западной Европы и Северной Америки, занимаясь часто тяжелым непрестижным трудом, не покладая рук работая в нескольких местах, старались во что бы то ни стало накопить необходимые средства и дать своим детям высшее образование. В настоящий момент большая часть казахов, проживающих в странах Западной Европы и США, являются служащими в государственных учреждениях или имеют свой бизнес, владеют одним или несколькими иностранными языками, имеют высшее образование, полученное в колледжах и университетах Китая, Турции, Франции, США и т. д.

 

При накоплении определенной суммы казахи начали открывать собственные (или на паритетных началах), предприятия, в основном мелкого или среднего бизнеса. Так происходило зарождение и развитие этнического бизнеза у казахских иммигрантов, который, безусловно, сыграл роль адаптатора к новым условиям трудовой деятельности. Предприятия этнического бизнеса позволяли сохранять этническую самобытность иммигрантов как на бытовом, так и на пройзводственном уровне. Казахи в основном открывали предприятия мелкого и среднего бизнеса по обработке кож и пошиву кожевенных изделий. Кое-кто из них открывал небольшие кафе, в которых готовились национальные или восточные, чаще всего, турецкие блюда. Такие небольшие кафе и рестораны пользовались и пользуются огромным спросом не только у выходцев из Турции, но и у местных жителей в стране проживания.

 

Хочется заметить, что те казахские трудовые иммигранты, которые в 1960—1980-е гг. переехали в страны Западной Европы и Северной Америки, в отличие от турецких реэмигрантов, остаются в странах-донорах, получают гражданство или вид на жительство, а в Турцию приезжают лишь в период отпусков, на отдых. Думается, это еще одно подтверждение прекрасной адаптационной способности бывших номадов, ставших волею судьбы рабочими и ремесленниками, а затем клерками в общественных учреждениях, банках, гостиничных комплексах, а кое-кто и совладельцами или владельцами предприятий малого и среднего бизнеса. Чтобы не быть голословной, хочется назвать некоторых представителей казахской диаспоры — бизнесменов, успешно функционирующих в экономике страны проживания: Кадыр Карабай (США), Абдусселам Саваш (Великобритания), Мамет мырза (Франция), Али Суер, Фазыл Кая (ФРГ), Рахметулла Гогче (Сингапур, Южная Корея Турция) и др.

 

С середины 1970-х гг. начинаются иммиграционные движения казахов из Турции в регион стран Аравийского полуострова, что было связано, с одной стороны, с введением ограничительных законов на въезд и предоставление работы в странах Западной Европы по межгосударственным соглашениям 1960-х гг. и с другой — развитием и интенсификацией разработок в нефтедобывающих районах в странах Персидского залива и Аравийского полуострова, а следовательно, и с наличием там рабочих мест. Данный регион устраивал казахов близостью с Турцией, где оставались их семьи и родные, тем не менее, жаркие климатические условия не позволили развиться казахской трудовой иммиграции в этих областях в полной мере. В настоящий момент, например, в Иордании проживают 10 домов казахов, уехавших в 1975 г. из Турции, вследствие начавшейся широкомасштабной кампании по разработке и развитию нефтедобывающих предприятий в странах Персидского залива и Аравийского полуострова. Эти казахи имеют прекрасные неразрывные связи с казахами Турции, постоянно участвуют во всех мероприятиях казахской общины н просто частных лиц — их родственников.

 

С 1980-г гг. начала проводиться политика поощрения иммигрантов к возвращению на родину, особенно во Франции и ФРГ. Данный факт был связан с ощутимым перепроизводством рабочей силы в этих странах. Программа по подготовке иммигрантов к возвращению на родину (в ФРГ она называется «Программа неотложных мер») в рамках политики поощрения реэмиграции осуществляла мероприятия по поддержке этнокультурной среды, которая бы была похожа и напоминала среду страны-донора. К таким мероприятиям относятся организации классов в школах с родным языком, учреждения обществ, объединяющих лиц одного этнического происхождения, разрешение проводить этнические фестивали, Однако все это привело не к возвращению на родину, а к усилению процесса этнической консолидации и сохранения этнической идентичности в инонациональном окружении иммигрантов, в частности, у казахов.

Тема 3. Истоки национального движения казахского народа — FINDOUT.SU

Типология национального движения. Формирование казакской интеллигенции: социальный состав, образование, деятельность. Влияние просветительских идей джадидизма в Великой степи.

Взаимодействие интеллектуальной элиты тюрко-мусульманских народов и Российской империи. Мусульманские благотворительные общества и их деятельность. Царский манифест от 17 октября 1905 года. Заявления и прошения общества в адрес центральной власти. Каркаралинская петиция. Жалобы-прошения, связанные с земельным и религиозным вопросами в Тургайской и Уральской областях. Постановка земельного вопроса. Программное значение этих документальных материалов.

Участие казахов в деятельности I — II Государственных дум России. Постановка в Думе вопроса о казахской земле. Деятельность Б.Каратаева, Т.И.Седельникова и других депутатов. Статьи А.Букейханова, посвященные деятельности Государственной Думы. Аграрный вопрос и выступления казахских депутатов А.Беремжанова и Б.Каратаева. Опыт изучения истории и культуры казахского народа казахской политической элитой (А. Букейханов, М. Дулатов, А. Байтурсынов, Х.Досмухамедов, М. Тынышбаев, Ш. Кудайбердиев и др.). Национальная интеллигенция: формирование, состав, общественная деятельность. Казахские просветители начала века: особенности, цели, личности. «Әліппе» (Учебное пособие) (1912) А.Байтурсынова. Казахские книги и общественные проблемы, поднятые в них. «Маса» А.Байтурсынова, «Оян, казақ!» М.Дулатова. Произведения Ш.Кудайбердиева, М. Ж. Копеева, Г.Караша, А.Кердерина и других казахских писателей. Формирование казахского литературного и научного языка. Журнал «Айкап» (ред. М. Сералин), газета «Казак» (ред. А.Байтурсынов). Формирование идеологии освободительного движения. Казахский национализм. Национализм нации угнетающей и угнентенной особенности и различия.

Доктрина российского тюркизма: ее влияние на формирование казахского национального движения. Деятельность казахской интеллигенции в составе мусульманской фракции Думы. Лишение казахов избирательного права, согласно закону от 3 июня 1907 года. (С.- Петербург, Н.- Новгород). Участие представителей казахской элиты в общероссийских Мусульманских съездах (С.- Петербург, Н- Новгород). Роль «Иттифак-эль-муслимин» (Союз мусульман) в консолидации тюрко-мусульманских народов Империи. Преследование руководителей народно-освободительного движения. Усиление контроля полиции и жандармерии.

Казахская степь в годы первой мировой войны. Военнопленные в Казахстане. Указ от 25 июня 1916 года о «Реквизиции инородцев на тыловые работы», его антинародная суть. Национально-освободительное восстание 1916 года: причины, движущие силы, ход и основные этапы. Лидеры движения: А.Иманов, Т. Бокин, Б. Ашекеев, А.Жанбосынов, У.Саурыков и другие. Каркаринское восстание (Албанское восстание) — центр национально-освободительного восстания 1916 года в Семиречье. Карательные действия русских войск. Причины поражения восстания. Последствия репрессивных мер царизма. Первая волна массовой иммиграции казахов в Китай (Кульджинский край, Кашгария), Афганистан. Отношение казахской интеллигенции к восстанию 1916 года. Положение казахской молодежи, призванной на тыловые работы. Добровольное участие казахской интеллигенции в работе с молодежью, по инициативе А.Букейханова. Последствия и историческое значение этого гражданского акта. Новые подходы в изучении восстания 1916 года в исторической науке Казахстана.

Февральская буржуазно-демократическая революция в России и особенности ее влияния на Казахстан. Политические партии: большевики, кадеты, эсеры, «Алаш», «Уш Жуз», «Шуро-и- Исламия», «Шуро-и-улемия» и др. Изменения политической власти в Казахстане. Создание органов местного самоуправления Временного правительства. Новые задачи национально-освободительного движения, в связи с революционными изменениями. Призыв казахской политической власти к формированию казахских комитетов. Значение создания казахских комитетов для продвижения идеи национальной государственности казахского народа. Областные казахские съезды и поднятые на них проблемы. Деятельность представителей национальной интеллигенции в органах Временного правительства. Политический кризис лета 1917 года. Июльский Всеказахский съезд и решение об образовании партии Алаш. Программа партии. Выборы депутатов Всероссийского Учредительного Собрания, победа партии Алаш.

Эволюция становления национальной идеи, национальной государственности в эпоху социальных революций начала XX в. Решение ЮНЕСКО о праздновании 150-летия со дня рождения лидера Движения «Алаш» А.Н.Букейханова.

Как живут 1,5 миллиона этнических казахов в Китае — Российская газета

Выборы президента в США обошлись в рекордные 14 миллиардов долларов 05:15 В Минздраве отметили рост потребления антибиотиков в России 05:13 Трамп вырвался вперед в штате Флорида 04:55 Байден на предвыборном митинге назвал внучку именем сына 04:41 Назван фактор усугубляющий течение коронавируса 04:28 Онищенко рассказал о местах «незаметного» заражения коронавирусом 03:45 Трамп одержал победу в Западной Вирджинии 03:42 Стали известны первые результаты выборов в США 03:13 Почти треть всех смертей от COVID-19 в Чехии зафиксировали за последнюю неделю 03:02 Байден будет наблюдать за голосованием из своего дома 02:55 Активисты попытались перекрыть улицу рядом с Белым домом 02:22 Франкоязычные кантоны Швейцарии вводят режим ЧП из-за COVID-19 02:20 Трамп будет следить за ходом выборов из Белого дома 01:55 Число жертв землетрясения в Турции возросло до 113 человек 01:36 «Барселона» — «Динамо» К — онлайн-трансляция матча Лиги чемпионов 01:25 «Аталанта» без Миранчука пропустила пять голов от «Ливерпуля» 01:15 Адвокат Трампа рассказал о небывалой цензуре в США в пользу демократов 01:02 В Италии оправдали обвиняемого в убийстве журналиста в Донбассе 00:48 В США ожидается рекордный показатель явки на выборах 00:20 В Калифорнии голосование проходит на свежем воздухе 00:10 «Зенит» — «Лацио» — онлайн-трансляция матча Лиги чемпионов 00:05 В Москве скончались 68 пациентов с коронавирусом 03.11.2020 Трамп заявил, что не готовил ни победную речь, ни признание своего поражения 03.11.2020 Диего Марадоне предстоит операция 03.11.2020 В Нидерландах эвакуировали вокзал 03.11.2020 • • •ВластьЭкономикаВ регионахВ миреПроисшествияОбществоСпортКультураРусское оружиеАвтопаркДиджиталКинократияЖивущие в СитиСтиль жизниВсе рубрики

Почему китайцы претендуют на казахскую землю?

Почему после возвращения своих исконных земель казахи не поменяли названия Шонжы, Тарбагатай, Каскелен на казахский?

Земли до Балхаша

Мы не раз слышали разговоры, что «земля до Балхаша принадлежит Китаю». Иногда видим карты, подтверждающие такие слухи. Правда это или ложь? Имеет ли право Китай так говорить?! Попробуем найти ответы.

К середине XVIII века Джунгарское ханство, не дававшее покоя казахам в течении 3-х веков, начало ослабевать. Главная причина – смерть хунтайши Галдан Церена. В борьбе за престол дети хана нещадно убивали друг друга. Во время этой междоусобицы один из сыновей, рожденный от токал (второй жены), сбегает в Китай и возвращается оттуда с большим войском. Китайские войска в первую очередь разгромили претендентов на престол. А в конце убили и того, кто их привел. 

Для китайцев мало было участвовать в придворной интриге. Они хотели полностью уничтожить Джунгарию. Казахский хан Абылай также принимал активное участие в восточной дипломатии. Иногда он поддерживал Амурсану, в другой раз поддерживал уже другого наследника. Джунгарские войска, лишенные единства и управления, воевали с китайской армией каждый по отдельности, в итоге это привело к их разгрому. Китай устроил геноцид, уничтожив около 3 миллионов джунгар. Однако, кочевники не сдавались, гибли сами, убивая врагов. Война с джунгарами далась Циньской империи нелегко, завоеванные земли она не смогла сразу освоить и заселить китайцами. В это время, на освобожденные от калмыков территории, Абылай хан переселил казахские племена.

Нужно обратить внимание на одну вещь: хоть эти земли и назывались Джунгарскими владениями, но в древние времена они были прародиной казахов. Только из-за внутренней междоусобицы казахи проиграли ойратам, и были вынуждены временно оставить отчий край. А Абылай хан вновь привел казахов на эту временно оставленную территорию.  

 

Почему Китай питает большие надежды?

Китайские историки говорят так: «Если Китай разгромил Джунгарское государство, то вся территория, принадлежавшая джунгарам, должна отойти государству, которое их победило». Такова логика у китайских историков относительно территории до Балхаша.

Какие казахские земли входили во владения джунгаров?  В пору, когда казахи сильно ослабели, калмыки завоевали Прииртышье, земли Семиречья, города Тараз, Ташкент. Это территория около 100 лет находилась во власти ойратов. До сих пор встречаются названия, напоминающие те далекие времена. Например, Каскелен, Чунжа, Тарбагатай, Боралдай, Чемолган. Но не китайская армия очистила эти земли от джунгаров. До вторжения Циньской империи в Джунгарию, это территория уже была очищена казахскими воинами племен найман, аргын, дулат, албан.

К чему это я говорю? Я хочу доказать, что логика Китая: «победившая сторона становится претендентом на территорию побежденной стороны», в данном случае на территорию до Балхаша, здесь бессильна. До завоевания Китаем Джунгарии, территория вокруг Балхаша, была очищена собственными силами казахов.  То, есть у Китая нет никакого основания полагать, что это территория принадлежала джунгарам.

Похоже, нужно жестко пресечь тех псевдоученых, которые хотят выставить казахом поэта Ли Бао, такие действия должны расцениваться как предательство. 

P.S. Почему же после возвращения своих исконных земель казахи не поменяли названия Чунжа, Тарбагатай, Каскелен на казахский? В то время была другая геополитическая ситуация: земля принадлежит потомкам тех, кто был здесь похоронен, на таком простом понятии строилась геополитика того времени. Да, кстати, если мы не хотим, чтобы наши потомки остались ни с чем, нам тоже следовало бы переименовать названия нескольких земель. Мы говорим про Кереку, Қызылжар (Павлодар, Петропавловск) …

Нурбек БЕКБАУ


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8 (7172) 57 60 13 (вн — 1163)

27 ключевых достижений Казахстана с момента обретения независимости

27 key achievements of Kazakhstan attained since gaining independence

АСТАНА. КАЗИНФОРМ — Казахстан отмечает 27-ю годовщину независимости. Страна сделала важнейшие шаги на пути суверенного развития и за короткий по историческим меркам срок достигла значительных результатов.


Несомненно, первое и самое важное достижение — это провозглашение и обретение независимости.В стране приняты его основополагающие документы. Казахстан появился на карте мира как страна с четко очерченными границами, основал свою армию, создал необходимые управленческие структуры и утвердил свою государственную символику.

В течение последних 27 лет страна была принята мировым сообществом как государство, проводящее последовательную внутреннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного соперничества всех этнических групп.

Казахстан признан полноправным членом международного сообщества, проводящим последовательно миролюбивую и конструктивную политику дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества.

Перед обретением независимости Президент Казахской ССР Нурсултан Назарбаев издал указ о закрытии крупнейшего в мире ядерного полигона в Семипалатинской области. Казахстан отказался от четвертого по величине ядерного арсенала в мире.

Казахстан показал пример успешного перехода от плановой экономики к рыночной.

В Казахстане создана новая политическая система, основанная на основных принципах демократии, построено соответствующее законодательство.

Казахстан построил уникальную модель мира и социального согласия благодаря дальновидной и целенаправленной политике межэтнических и межконфессиональных отношений.

В Казахстане по инициативе Главы государства учреждена Ассамблея народа Казахстана.

Казахстан успешно провел две модернизации для перехода от плановой экономики к рыночной.

Вторую модернизацию в Казахстане начали в конце 90-х годов. Страна построила новую столицу, повысила свой глобальный статус и доказала свое право на лидерство в регионе.

В 2012 году Казахстан раньше, чем ожидалось, реализовал все задачи, обозначенные в Стратегии «Казахстан 2030». Казахстан вошел в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира и в группу стран со средним уровнем развития.

С 2012 года в Казахстане проводится третья модернизация. Ее задачи изложены в Послании Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года. Модернизация не является планом действий по решению текущих глобальных проблем; это надежный мост в будущее, к целям Стратегии 2050.

Казахстан обеспечил реальный рост благосостояния людей благодаря экономическим успехам. В 1996 году более 35% населения страны проживало за чертой бедности.

Казахстан лидирует в мировом антиядерном процессе.

Казахстан ведет большую миротворческую деятельность, вступает в миротворческие силы ООН.

Миротворческая и антиядерная деятельность Казахстана получила новый импульс благодаря избранию Казахстана непостоянным членом СБ ООН с 2017 года.

Казахстан выступил инициатором проведения Саммита ОБСЕ. Это был первый саммит ОБСЕ за более чем десять лет и первый в Центральной Азии на территории бывшего СССР, столицы Казахстана.

Казахстан выдвинул предложения по изменению и расширению формата работы Организации.

В Казахстане регулярно проводится Съезд лидеров мировых и традиционных религий, как дискуссионная площадка для межконфессионального и межнационального диалога исключительно в конструктивном формате.

Великим достижением Казахстана и, в частности, Первого Президента является основание новой столицы Астаны. Сегодняшняя Астана — визитная карточка суверенного Казахстана.

Казахстан добился больших достижений на международной арене, включая инициативы в сфере евразийской экономической интеграции, регионального, экономического и политического лидерства. Сегодняшний Казахстан является членом ведущих международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ, ОИК, ШОС, СНГ, ТС, ОДКБ, ОЭСР и др.Казахстан установил дипломатические отношения со 180 государствами мира.

Казахстан установил положительные и взаимовыгодные отношения с некоторыми иностранными государствами и блоками, имеющими большое значение для страны. У нее хорошие отношения с Россией, как с одной из ведущих мировых держав и соседней страной, с Китаем как с соседней страной и торгово-экономическим партнером, который имеет огромный потенциал, способный стимулировать экономическое развитие Казахстана. Он сотрудничает со странами США и ЕС, определяющими развитие основных процессов в современной мировой политике и экономике, обладающей всеми достижениями науки и техники, и торгово-экономическими партнерами.

За годы независимости Казахстан привлек более 70% иностранных инвестиций от общего притока в Центральную Азию.

Государственная программа индустриально-инновационного развития, запущенная в 2009 году, постепенно меняет всю структуру экономики страны. За прошедшие годы индустриализации создано около 1250 новых предприятий и более 300 тысяч новых рабочих мест. Принята Национальная инвестиционная стратегия на 2018-2022 годы.

Казахстан провел ЭКСПО-2017 в Астане, чтобы продемонстрировать новые зеленые технологии, последние достижения науки и техники.
Международный финансовый центр «Астана», инициированный Главой государства, начал свою работу в июле этого года. Центр призван стать финансовыми воротами, центром привлечения инвестиционного капитала.

Казахстан вошел в 30-ку крупнейших спортивных держав. За годы независимости казахстанские спортсмены завоевали 70 олимпийских медалей и 700 медалей на международных соревнованиях.

Китай | Международная организация по миграции

Перейти к навигации

Введите ваши ключевые слова

  • Английский
  • Français
  • Español