Правила получения гражданства РФ за 3 месяца в 2018 году. Три гражданства


Гражданство РФ за 3 месяца в 2018 году

Российское законодательство достаточно лояльно относится к предоставлению своего подданства, в отличие от иностранных государств.

В настоящее время разрабатываются законопроекты, которые позволят мигрантам и переселенцам получить подданство РФ за значительно более короткий промежуток времени.

Основные аспекты

Подданство Российской Федерации открывает перед иностранными представителями массу возможностей на территории РФ, именно поэтому все больше иностранцев стремиться получить российское гражданство.

Политические программы, которые существенно позволяют сократить срок пребывания на территории России, для получения подданства направлены на увеличение численности населения.

Они также представляют предоставление подданства лицам, что в силу обстоятельств его утратили при распаде СССР и оказались запертыми границей от своих родных и близких.

Такая политика государства рассматривает в качестве претендентов на подданство лиц, которые в совершенстве владеют русским языком, а также граждан иностранных государств, чьи родители уже имеют подданство Российской Федерации.

Наряду с этим программа поможет соотечественникам переселиться и получить российский паспорт нового образца, если они в силу обстоятельств ранее не смогли этого сделать.

Что это такое

Государственная программа «Гражданство РФ за три месяца» — это поддержка правительства Российской Федерации тем лицам, кто имеет законные основания на получение подданства.

Но из-за действующих в настоящее время ограничений по срокам пребывания не может этого сделать в силу регулярного выезда за границу по работе или иным обстоятельствам.

С учетом этого, для упрощенного получения подданства в 2018 году будет достаточно 3 месяца прожить на территории РФ без выезда за границу, чтобы получить подданство в ускоренном порядке.

Эта мера предназначена лишь для тех иностранных мигрантов и лиц без гражданства, кто имеет веские основания на получение подданства без нарушения действующего законодательства.

При фальсифицировании данных в упрощенной программе получения подданства будет отказано. Иностранного представителя или лица без гражданства будет ждать уголовная ответственность за фальсификацию данных.

Куда обратиться заявителю

Как и в случае получения подданства на общих основаниях обращение подается в компетентный орган власти УФМС МВД России по месту временной регистрации.

Если же гражданство делается по родителю и ребенок еще не достиг возраста 14 лет, то потребуется предоставить письменное заявление на предоставление подданства и свидетельства о рождении российского образца в ЗАГС по месту регистрации родителей.

В случае, когда один из них является иностранным представителем, потребуется заручиться его письменным согласием на предоставление ребенку подданства Российской Федерации.

Законодательное регулирование

Урегулирование вопроса, как и в случае предоставления подданства на общих основаниях осуществляется под действием следующих нормативно правовых актов Российской Федерации:

Федеральный закон № 62 от 31.05.2002 года «О гражданстве Российской Федерации»
Федеральный закон № 115 от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ»
Федеральный закон № 109 от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных представителей или лиц без гражданства на территории РФ»
Федеральный закон № 143 от 15.11.1997 года «Об актах гражданского состояния»

Наряду с этим разрабатывается закон о гражданстве за 3 месяца, который позволит некоторым претендентам на подданство получить паспорт российского образца значительно раньше, чем иным претендентам при наличии оснований.

Как получить гражданство за 3 месяца

Чтобы получить подданство Российской Федерации за три месяца, иностранному представителю требуется подтвердить основания для его получения.

В данном случае это возможно по родителю, либо получив сертификат о знании русской устной и письменной речи.

При этом в сертификате должна стоять отметка об отличном знании русской речи, что предусматривает получение подданства в упрощенном порядке для иностранных лиц и претендентов без гражданства, как носителей государственного языка Российской Федерации.

Воспользоваться такой услугой смогут лишь носители государственного языка и дети, чьи родители уже имеют статус гражданина РФ.

Требования при оформлении

При оформлении подданства РФ в упрощенном порядке к претендентам выдвигаются следующие требования:

  1. Наличие разрешения на временное пребывание на территории РФ.
  2. Наличие всех необходимых документов для оформления подданства.
  3. Проживание на территории Российской Федерации не менее 3 месяцев.
  4. Отсутствие административных и уголовных правонарушений.
  5. Сдача устной и письменной русской речи на достойном уровне.
  6. Отсутствие запретов со стороны иностранного государства на оформление подданства Российской Федерации.
  7. При оформлении по родителю, при наличии второго попечителя иностранца – его письменное согласие на получение прав и обязательств перед РФ.
  8. Основания для предоставления подданства в упрощенном порядке.
  9. Согласие попечителя или иного родственника на постоянную регистрацию претендента на гражданство в письменном виде.

Гражданство за 3 месяца в соцзащиту, для этого дополнительно подается прошение о предоставлении подданства по родителю. Бланк заявления о предоставлении гражданства РФ можно скачать здесь.

Смогут ли получить носители русского языка

Государственная программа рассчитана на предоставление подданства в упрощенном порядке для иностранных представителей и лиц без гражданства ближнего зарубежья.

Иными словами, представители стран СНГ могут получить гражданство РФ без оформления вида на жительство.

Для этого при получении сертификата претендент должен впечатлить государственную комиссию своими знаниями русской письменной и устной речи, сдав тест на отлично.

В этом случае, с 2018 года ему можно будет претендовать на получение российского подданства в упрощенном порядке за 3 месяца.

На этот период пребывания в РФ, не рекомендуется покидать ее пределы, в ином случае отсчет срока начнется по вашему возвращению из-за рубежа.

По родителям

В настоящее время оформить подданство по своим родителям можно за короткий период времени лишь при условии рождения ребенка на территории РФ.

В 2018 году будут внесены небольшие изменения в действующие законы, сократив срок пребывания на территории РФ для иностранных граждан, чьи родители являются гражданами РФ до 3 месяцев.

Это позволит программе «Воссоединение семьи», помочь с получением подданства в ускоренном порядке еще большему числу претендентов на российское гражданство.

Получить все сведения касательно ускоренного получения гражданства, можно через консультацию юриста, который ведает в гражданских делах. Этот вопрос можно задать в онлайн режиме на бесплатной консультации.

Необходимые документы

Как и ранее для получения подданства в 2018 году иностранным гражданам и лицам без гражданства предстоит представить в компетентный орган УФМС МВД России следующий перечень документов:

Заявление подается по месту временного проживания иностранного представителя или лица без гражданства.

При необходимости в течение 10 дней с момента подачи в заявление могут быть внесены коррективы, и предоставлены дополнительные документы, которые может затребовать компетентный орган.

Как правильно заполнить бланк (образец)

В заявлении обязательно указывается максимально точная достоверная информация, которая будет впоследствии проходить тщательную проверку.

Здесь должны присутствовать достоверные следующие сведения:

К бланку заявления обязательно прикладываются все необходимые документы, после чего вам на руки представляют справку с номером заявки.

На что обратить внимание

При заполнении заявления следует обратить внимание на то, что в нем должна присутствовать максимально достоверная информация, так как она проходит тщательную процедуру проверки.

Это связано с тем, что в последнее время часто стали фальсифицироваться сведения для ускорения процедуры получения подданства.

Однако любая недостоверная информация будет выявлена и заявитель может понести соответствующее наказание.

На внесение изменений в бланк заявления отводится небольшой промежуток времени, поэтому статус рассмотрения заявки следует отслеживать регулярно.

В целях борьбы с демографическим кризисом, а также для возможного получения иностранными представителями и лицами без гражданства подданства РФ в упрощенном порядке, разрабатывается программа, предоставления подданства за три месяца.

Это позволит носителям русского языка и детям, чьи родители уже являются гражданами РФ в более скором времени оформить гражданство Российской Федерации со всеми правами и обязательствами, которые положены подданным РФ.

Видео: российское гражданство за 3 месяца. Упрощенный порядок в 2018 году

posobieguru.ru

§ 3. Двойное гражданство, многогражданство и безгражданство

Двойное (множественное) гражданство – это особый статус, связанный с пребыванием лица одновременно в гражданстве двух (нескольких) государств. Подобное правовое положение возникает, когда существуют противоречия между положениями законов тех стран, на гражданство которых может претендовать данное лицо. Можно выделить несколько наиболее типичных ситуаций, определяющих возникновение двойного (множественного) гражданства.

Натурализация без утраты предшествующего гражданства. Данная ситуация складывается, когда приобретение нового гражданства допускает возможность сохранения прежнего, а также в тех случаях, когда лицо не выполнило необходимые требования, связанные с выходом из прежнего гражданства, до получения нового.

В одних странах сам факт натурализации влечет утрату гражданства (США). В других это происходит только в случае добровольного приобретения гражданства (Канада, Финляндия, Боливия). Вместе с тем лицо рассматривается как гражданин страны, если иностранное гражданство было ему предоставлено не по его просьбе, а в соответствии с законом страны в силу рождения, происхождения, территориальных изменений и т. д. В третьих странах для утраты гражданства необходимо оформить выход из него (Турция, Швейцария).

По-разному регламентируется и натурализация иностранцев. В ряде стран они приобретают ее только после выхода из прежнего гражданства (Германия, Индия). В других странах допускаются отдельные исключения. Так, министр юстиции Японии в особых случаях может разрешить натурализацию иностранцев, не требуя отказа от гражданства государственной принадлежности. В Бангладеш исключения распространяются на тех иностранцев, которые вкладывают инвестиции в широкомасштабные проекты на территории данной страны*. В других странах (Франция) выход из прежнего гражданства не рассматривается в качестве условия для натурализации. В настоящее время при приеме в российское гражданство также не требуется обязательного отказа от иностранного гражданства, хотя прежняя редакция ст. 3 Закона о гражданстве подобное условие содержала.

* Nationality and International Law in Asian Perspektive. P. 21-22.

Автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином страны. Подобные положения можно встретить в законодательстве о гражданстве ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки. В одних случаях гражданство мужа предоставляется безусловно (Ливан, Саудовская Аравия). В других допускается отказ от гражданства мужа, если национальный закон страны государственной принадлежности супруги позволяет сохранять прежнее гражданство (Доминиканская Республика, Камерун, Бенин). В третьих в течение определенного срока после приобретения гражданства мужа можно сохранить прежнее гражданство (6 месяцев – Южная Корея). Таким образом, двойное гражданство возникает при заключении брака лицами, являющимися гражданами различных государств, в тех случаях, когда получение гражданства супруга не обусловлено требованием утраты прежнего гражданства, а национальное законодательство супруги не рассматривает заключение брака с иностранцем в качестве автоматического условия для утраты прежнего гражданства.

Число стран, в которых супруге-иностранке гражданство предоставляется автоматически, сокращается. Это связано с изменением международно-правовых стандартов в данной сфере. Не случайно участники Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. предусмотрели, что заключение, расторжение брака, а также перемена гражданства мужем во время существования брачного союза автоматически не отражаются на гражданстве жены (ст. 1). В настоящее время принцип добровольного выбора гражданства заинтересованным лицом все больше вытесняет принцип единого гражданства семьи. Кроме того, правила об автоматическом предоставлении гражданства мужа супруге рассматриваются как определенная дискриминация по половому признаку.

Предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке. Исторически гражданство ребенка определялось по отцу. И сегодня подобные положения можно встретить в законодательстве ряда стран (Индия, Таиланд, Южная Корея). Однако в настоящее время подобные подходы не являются общепризнанными. Законы о гражданстве европейских государств, США, Японии являются нейтральными по отношению к полу, они допускают предоставление гражданства как по отцовской, так и по материнской линии. Соответственно дети, родившиеся от смешанных браков, получают право на гражданство как отца, так и матери. Согласно российскому закону при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка является гражданином РФ, вопрос решается на основании их письменного соглашения. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если он родился на ее территории либо если бы иначе он стал лицом без гражданства (ч. 2 ст. 15 Закона о гражданстве).

Рождение ребенка у родителей-иностранцев на территории государства, предоставляющего гражданство в соответствии с принципом почвы. В США, Канаде, Аргентине, Бразилии гражданами признаются лица, родившиеся на территории страны. Исключения, как правило, касаются детей иностранцев, находящихся на государственной службе своих государств или работающих в международных организациях. Австрия, Бельгия, Финляндия, Нидерланды разрешают лицам, родившимся на территории страны и проживающим в ней установленный период времени, приобрести гражданство путем подачи простого заявления по достижении или до достижения совершеннолетия. В данных обстоятельствах дети одновременно приобретают право на получение гражданства страны рождения и государства, гражданами которого являются родители.

Традиционные правовые и политические доводы против двойного гражданства исходят из того, что гражданство предполагает абсолютную лояльность по отношению к определенному государству. Наивысшим выражением лояльности является прохождение воинской службы в армии государства происхождения. Двойное гражданство делает данную обязанность относительной. Никто не может служить двум странам одновременно, особенно в том случае, если они находятся в состоянии войны с иными государствами или воюют друг с другом.

Поэтому одна из серьезных проблем, связанных с двойным гражданством, – регламентация прохождения воинской службы. В соответствии с Конвенцией Совета Европы 1963 г. о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства данные лица должны были исполнять воинскую повинность на территории страны своего проживания. Однако если лицо проживает на территории страны, не являющейся страной его гражданской принадлежности или страной – участницей Конвенции Совета Европы, то оно может выбрать несение воинской обязанности на территории любой из стран гражданства (ст. 6).

В тех случаях, когда на территории государства проживает значительное число лиц, имеющих двойное гражданство, все вопросы регулируются на двусторонней основе. В 1984 г. Франция и Алжир подписали соглашение о том, что лица, обладающие двойным гражданством, могут проходить воинскую службу в любой из данных стран вне зависимости от места их жительства. Как показала практика, значительное число этнических алжирцев, проживающих во Франции, проходило воинскую службу в Алжире, несмотря на то что ее срок составлял во Франции 1, а в Алжире–2 года.

Определенные затруднения, связанные с двойным гражданством, могут возникать и в связи с обращением за дипломатической защитой, рассмотрением дел в судах третьих стран, когда требуется применение национального закона. В международных судах и арбитражах при возникновении спорных вопросов, связанных с наличием двойного (множественного) гражданства, применяется принцип эффективного гражданства, т. е. данное лицо рассматривается как гражданин той страны, с которой он имеет более тесные связи. Свидетельством подобных связей может служить постоянное проживание или место жительства, государственная или воинская служба и т. д. Если лицо, имеющее двойное гражданство, находится на территории одного из государств своей гражданской принадлежности, то оно, как правило, не может ссылаться на свои обязательства по отношению к другому государству при реализации собственных прав и обязанностей.

Существуют различные подходы в отношении двойного гражданства. В Италии с 1992 г. признается возможность двойного гражданства; аналогичный подход закрепляется в законопроекте, внесенном правительством ФРГ в Бундестаг в ноябре 1998 г. В законодательстве ряда государств оговаривается возможность приобретения гражданства определенных стран без утраты прежнего гражданства. В Испании такой подход распространяется на иберо-американские страны или страны, имевшие или имеющие особые связи с Испанией (ч. 3 ст. 11 Конституции). В других странах лицо, обладающее двойным гражданством, обязано выбрать одно из них в течение установленного в законодательстве срока. Так, в Японии лицо, которое получило второе гражданство по рождению или до достижении 20 лет, должно выбрать одно из них до 21 года. Если лицо не выполняет данное предписание, то министр юстиции страны может напомнить ему о необходимости соблюдения закона. По истечении месяца со дня такого напоминания лицо автоматически утрачивает японское гражданство.

В 60-х годах западноевропейские государства – члены Совета Европы пришли к соглашению о том, что двойное гражданство является нежелательным и его необходимо всеми способами избегать. В соответствии с Конвенцией о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности 1977 г. утрачивают прежнее гражданство совершеннолетние граждане государств-участников, которые на основе свободного волеизъявления путем натурализации, оптации или восстановления приобретают гражданство другого государства-участника (ч. 1 ст. 1). Кроме того, участники Конвенции брали на себя обязательство уведомлять о каждом случае приобретения гражданства лицами, являющими гражданами государств – участников Конвенции (ст. 1 Дополнительного протокола к Конвенции 1977 г.). Однако в настоящее время ряд государств Европы считают двойное гражданство вполне приемлемым в связи с ростом мобильности населения и развитием миграционных процессов*.

*Schade H. The Draft European Convention on Nationality // Austrian Journal of Public and International Law. 1995. №1.P. 100.

В Законе о гражданстве СССР 1938 г. вопросы двойного гражданства не рассматривались. Однако в 1956– 1958 гг. Советский Союз заключил ряд двусторонних конвенций с социалистическими странами (Албанией, Болгарией, Венгрией, КНДР, МНР, Румынией, Чехословакией, Югославией) об урегулировании вопросов двойного гражданства. В соответствии с данными конвенциями лица, обладающие двойным гражданством, в течение года после их принятия должны были заявить об избрании одного из гражданств. Если они не выполняли данное предписание, то рассматривались обеими странами как граждане страны проживания. Кроме того, с рядом государств (Польшей, Болгарией) в 1963–1966 гг. были заключены конвенции о предотвращении двойного гражданства, в соответствии с которыми стороны не принимали в свое гражданство лиц без согласия компетентных органов страны их гражданства. В Законе о гражданстве СССР за лицом, являющимся гражданином СССР, не признавалось право на принадлежность к гражданству иностранного государства (ст. 8).

Новые подходы к данной проблеме были впервые зафиксированы в Законе о гражданстве Российской Федерации (ст. 3). Гражданину Российской Федерации разрешалось по его ходатайству иметь одновременно и гражданство другого государства, с которым заключен соответствующий договор. Однако при этом он не мог уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающей из гражданства Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. четко зафиксировала возможность двойного гражданства для граждан страны и расширила основания его приобретения – не только на основании международного договора Российской Федерации, но и в соответствии с федеральным законом.

В настоящее время Россия заключила соглашения о двойном гражданстве с Туркменистаном и Таджикистаном. Данные соглашения предусматривают, что каждое из государств признает за своими гражданами право приобретать гражданство другой стороны, не утрачивая собственное. При этом они пользуются в полном объеме правами и свободами, а также несут обязанности гражданина того государства, на территории которого постоянно проживают. Лица, обладающие двойным гражданством, пользуются защитой и покровительством обоих государств. Как правило, в третьих странах защиту предоставляет то государство, на территории которого такие лица постоянно проживают, однако по их просьбе защиту может предоставить и второе государство их гражданской принадлежности.

Вопрос о двойном гражданстве рассматривался в органах государственной власти Российской Федерации в связи с проблемой соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии. В обращении от 15 февраля 1995 г. "К главам государств и правительств Содружества Независимых Государств" Государственная Дума Федерального Собрания ставила вопрос о достижении согласия в предоставлении этническим русским равных прав в приобретении второго гражданства*. Вместе с тем в законодательстве большинства стран СНГ и Балтии содержатся положения, исключающие возможность приобретения двойного гражданства.

* Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К главам государств и правительств Содружества Независимых Государств" // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 831.

Лицо без гражданства (апатрид) – лицо, которое ни одно из государств не рассматривает в качестве собственного гражданина. Подобный статус возникает в том случае, когда человек по каким-либо причинам утратил собственное гражданство и не приобрел гражданства других стран. При этом данные лица не могут рассчитывать на дипломатическую защиту страны своего прежнего гражданства и полностью подчиняются законодательству страны, на территории которой они находятся.

В соответствии с Конвенцией о статусе апатридов 1954 г. у каждого лица без гражданства существуют обязательства в отношении страны, в которой оно находится, поскольку оно должно подчиняться ее законам и постановлениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка (ст. 2). По общему правилу лицам без гражданства предоставляется статус, соответствующий статусу иностранцев на территории конкретного государства (ч. 1 ст. 7). В соответствии с Конвенцией в ряде случаев апатриды приравниваются по своему положению к гражданам страны. Это касается права обращения в суд (ч. 2 ст. 16), получения начального образования (ч. 1 ст. 22), правительственной помощи и поддержки (ст. 23). Кроме того, данные подходы касаются вознаграждения за труд, рабочего времени и времени отдыха, условий труда женщин и подростков, социального обеспечения (ст. 24).

Государства, на территории которых находятся лица без гражданства, выдают им удостоверения личности и проездные документы. Согласно Правилам пребывания иностранных граждан в СССР, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г. № 212, которые продолжают действовать на территории Российской Федерации, лицам без гражданства вид на жительство выдается органами внутренних дел сроком на 5 лет, а по достижении 45-летнего возраста – бессрочно (п. 28). Вид на жительство для лица без гражданства заменяется видом на жительство для иностранного гражданина, если его владелец предъявит в органы внутренних дел действующий заграничный паспорт (п. 30).

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, на 1 мая 1997 г. на территории России проживало 3193 лица без гражданства*. В соответствии с федеральным законодательством поощряется приобретение этими лицами гражданства России, а также отсутствуют препятствия для получения ими иного гражданства. В Законе о гражданстве закрепляется ряд норм, способствующих сокращению случаев безгражданства. Так, ребенок, родившийся на территории нашей страны от лица без гражданства, является гражданином России. Граждане бывшего СССР, проживающие на территории государств, входивших в качестве республик в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию России после 6 февраля 1992 г., могут приобрести гражданство в регистрационном порядке, если они заявят об этом до 31 декабря 2000 г.

* CIS Migration Report 1996. International Organization for Migration. 1997.P. 87.

Проблема лиц без гражданства является не только правовой, но и политической. Она влияет на положение конкретного лица и может порождать противоречия и конфликты в межгосударственных отношениях. В частности, обострение отношений между Российской Федерацией и Латвийской Республикой было связано с отказом последней предоставить гражданство значительной части постоянных жителей страны, являвшихся гражданами СССР, если они сами или их предки не были гражданами Латвии до 17 июня 1940 г.

Как отмечалось на рабочей встрече в Женеве в августе 1994 г., посвященной международному праву и законам о гражданстве в бывшем СССР, проблема лиц без гражданства в государствах, возникших после его распада, появилась в результате либо принятия дискриминационного законодательства в отношении определенных групп лиц, не отвечающих критериям гражданства страны проживания, либо территориальных изменений и перехода суверенитета*. Представители Совета Европы считают, что в случае распада государства или перехода территории вопросы гражданства следует урегулировать на основе двусторонних и многосторонних договоров. Если это невозможно, то государства-правопреемники должны предоставлять свое гражданство при наличии следующих обстоятельств: 1) лицо было гражданином или постоянным жителем на территории государства, которое прекратило свое существование, либо на территории, перешедшей к другому государству; 2) лицо продолжает проживать на территории государства-правопреемника.

* Woгkshop of International Law and Nationality Laws in the Former USSR. August1994 //AustrianJournalofPublicandInternationalLaw. 1995. № 1.P. 6.

В этих случаях возможны две процедуры предоставления гражданства – автоматическая, но предполагающая право выбора, либо персональная, предполагающая закрепление права лица обратиться с просьбой о предоставлении гражданства. Кроме того, лицам, отвечающим данным требованиям, но не получившим гражданство, должны быть обеспечены те же права и обязанности, что и гражданам, за исключением трех сфер – политические права, воинская обязанность, государственная служба*.

* Schade H. The Draft European Convention on Nationality. P. 102.

studfiles.net

3. Гражданство

Элементом правового статуса личности является гражданство.

В ст. 6 Конституции РФ установлено:

«1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от основания приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

В настоящее время вопросы, связанные с гражданством Российской Федерации, регулируются Конституцией РФ и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

В ст. 3 данного Федерального закона гражданство РФ определяется как «устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».

Основными принципами гражданства Российской Федерации являются:

- Принцип единства и равенства гражданства; - открытый и свободный характер гражданства;

- гражданин РФ не может быть лишен гражданства или права изменить его;

- сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за пределами РФ;

- Защита и покровительство граждан рф;

- возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

4. Принципы правового положения человека и гражданина

Принципы правового положения человека и гражданина– это признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Среди основных принципов правового положения человека и гражданина следует назвать: сочетание общественных и личных интересов; всеоб-щность прав, свобод и обязанностей; равенство граждан; полнота прав и свобод граждан; гуманизм; социальная справедливость; неотчуждаемость прав и свобод; непосредственное действие прав и свобод; соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права.

Сочетание общественных и личных интересов. Этот принцип основан на том, что гражданин РФ имеет не только права, но и несет обязанности. В ч. 3 ст. 17 Конституции РФ определено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Всеобщность прав, свобод и обязанностей. Права и свободы, установленные Конституцией РФ, распространяются на всех граждан, а также на иностранцев и лиц без гражданства. В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ указано: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Равенство граждан. Равенство прав и свобод граждан гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения. Согласно ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Полнота прав и свобод граждан. Каждый гражданин на территории РФ обладает всеми правами и свободами.

Гуманизм. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Социальная справедливость. Социальная справедливость обеспечивает соответствие между практической ролью личности в жизни общества и ее социальным положением, между правами и обязанностями, преступлением и наказанием.

Неотчуждаемость прав и свобод. Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Непосредственное действие прав и свобод. В ст. 18 Конституции указано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права. В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ определено: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

studfiles.net


Смотрите также