Правила приобретения цифрового гражданства в 2018 году. Цифровое гражданство


Цифровое гражданство в 2018 году

С развитием технологий уровень безопасности в государстве также имеет некий прогресс. В настоящее время для соотечественников станет доступным цифровое гражданство.

О порядке его приобретения, а также всех тонкостях относительно такого подданства мы поговорим в этом тексте.

В данном случае речь идет о цифровом гражданстве Российской Федерации, методах его получения и отличительные черты подданства от обычного паспорта российского образца.

Основная информация

В силу того, что все больше соотечественников взаимодействуют с цифровым контентом, понятие «Цифровое гражданство», становится с каждым днем все более актуально.

Резиденты с таким типом подданства могут иметь практически такие же права и обязательства перед государством, как и обычные соотечественники Российской Федерации.

В некоторых европейских странах такой тип подданства уже вступил в законодательную силу. В РФ, ввод цифрового гражданства запланирован на 2018 год.

На практике такое подданство практически ничем не отличается от аналогичного официального подданства. Его обладатели также могут:

Что это такое

Цифровое подданство – это электронный вид подданства полностью цифровой страны, со всеми правами и обязательствами пред государством, как и в случае с обычным подданством.

На практике первой страной, которая ввела на своей территории открытое для всех цифровое гражданство, стала Эстония.

Здесь все резиденты имеют возможность получить подданство и осуществлять обыденную деятельность в электронном виде.

Как показывает практика, это крайне удобно, так как не требуется существенно напрягать себя походами в государственные учреждения, любую услугу можно получить через интернет.

В настоящее время активно развивается цифровое подданство в таких странах, как Израиль, государства Европейского Союза.

Российская Федерация в этом плане не отстает от зарубежных коллег и планирует ввод электронного подданства в 2018 году.

В настоящее время готовится специальный законопроект, который позволит всем желающим на территории РФ получить цифровое гражданство Российской Федерации.

Это крайне удобно, так как существенно разгрузит работу муниципальных структур, сведя все действия к электронному предоставлению услуг.

Для чего создано

В современной жизни технологии не стоят на одном месте, а постоянно развиваются и прогрессируют.

С вводом цифрового гражданства РФ, ее население сможет воспользоваться следующими преимуществами такого типа подданства:

  1. Пользоваться всеми доступными услугами в удаленном доступе без личного посещения муниципальных социальных структур и органов власти.
  2. Проходить обучение в онлайн-режиме без посещения ВУЗа или колледжа, особенно удобно для тех, кто проживает достаточно далеко от учебного заведения.
  3. Свободное получение подданства государства, гражданином, который на достойном уровне владеет всеми навыками кибер деятельности.
  4. Управление своей непосредственной деятельностью в онлайн режиме с предоставлением всей отчетности, а также отчислений и сборов в электронном виде.

Цифрового гражданства имеется масса преимуществ, с его помощью можно будет получить любую государственную услугу без личного посещения социальных структур, главное научиться пользоваться всеми возможностями такого продукта.

Правовое регулирование

Урегулирование вопроса относительно получения электронного подданства в Российской Федерации будет осуществляться на основании уже действующих нормативно правовых актов, а именно:

Федеральный закон № 62 от 31.05.2002 года «О гражданстве Российской Федерации»
Федеральный закон № 115 от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ»
Указ Президента РФ № 1325 от 14.11.2002 года «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ»
Федеральный закон № 143 от 15.11.1997 года «Об актах гражданского состояния»

Наряду с действующими нормативно правовыми актами, будет дополнительно разработан законопроект, который будет отвечать за получение цифрового подданства для соотечественников, иностранных представителей и лиц без гражданства.

Как развивается цифровое гражданство в РФ

Уровень цифровых технологий в Российской Федерации ненамного отстает от зарубежных более развитых стран.

В скором времени здесь также будет запущена программа при поддержке государства, позволяющая получать не только внутреннее гражданство для соотечественников, но и цифровой его аналог.

Это значительно упростит работу муниципальным социальным органам, а кроме того аппарату власти и силовым ведомствам.

В настоящее время запуск программы цифрового гражданства РФ запланирован на 2018 год, однако более точной даты запуска электронного подданства на данный момент не известно.

Какие качества необходимы

Как и при получении обычного подданства, для получения цифрового гражданства требуется соответствие некоторым качествам, а именно:

  1. Уверенность при использовании цифровых технологий, которыми претендент пользуется для получения образования, трудовой деятельности или культурного просвещения.
  2. Сильно развитые навыки оперативного мышления в кибернетическом пространстве.
  3. Грамотные навыки владения языком государства, цифровым подданным которого является пользователь.
  4. При общении с окружающими используется ИКТ в повседневной жизни.
  5. Претендент демонстрирует честность, а также порядочность в поведении при использовании технологий.
  6. Электронный гражданин уважает такие понятия, как частная жизнь и свобода мысли, а также слова в цифровом пространстве.
  7. Пользователем производится активная пропаганда целесообразности получения цифрового подданства в государстве.

При наличии этих качеств возможно оформление электронного гражданства в Российской Федерации в момент официального вступления законопроекта в силу.

Как сохраняются права

В цифровом мире существует базовый набор прав и обязательств перед подданными государства, а именно:

Наряду с правами в цифровом гражданстве также предусмотрены некоторые обязательства, которые получает подданный государства при получении электронного подданства.

Здесь существенных отличий от повседневных обязательств обычного гражданина не имеется, лишь добавляется активная пропаганда цифрового подданства.

В этом случае у любого пользователя появляется возможность получить иностранное подданство и переехать в эту страну на постоянное место жительства. При этом для получения гражданства не придется даже покидать свой дом.

Преимущества и недостатки

Как и у любого вида подданств, цифровое гражданство имеет свои плюсы и минусы. Для начала следует рассмотреть преимущества:

  1. Экономия времени.
  2. Возможность получать все услуги в удаленном доступе.
  3. Возможность вести трудовую или учебную деятельность из своего дома.
  4. Доступ ко всем муниципальным услугам.
  5. Возможность получить подданство любого государства, не выходя из дома.

Однако наряду с массой достоинств цифрового гражданства, имеется и несколько недостатков, а именно:

При этом если не рассматривать эти незначительные минусы, а регулярно вести активную жизнь плюсы от цифрового гражданства значительно перевешивают. Поэтому уже сейчас желающих получить его очень много.

Цифровое гражданство – это шаг в будущее, технологии XXI века позволяют соотечественникам пользоваться любыми услугами непосредственно через любой гаджет имеющий доступ в интернет.

Нельзя не отметить, что эта программа позволит многим инвалидам и недееспособным гражданам почувствовать себя полноценными участниками общественной жизни.

В данном случае для них это спасательный маяк, который позволит легче перенести тяготы жизни связанные со здоровьем.

posobieguru.ru

Цифровое гражданство

Цифровой этикет: электронные стандарты поведения или процедурыНедостаточно создать правила и указания, мы должны научиться быть ответственными цифровыми гражданами в этом новом обществе.Цифровое общение: электронный обмен информацией.Каждый должен иметь возможность доступа к информации всегда и вездеЦифровая грамотность: процесс обучения и изучения технологий и использования технологийС появлением новых технологий, нам необходимо научиться использовать эти технологии быстро и надлежащим образом. Нам необходимо овладеть цифровой грамотностьюЦифровой доступ: полностью электронное участие в деятельности обществаИсключение из цифрового отображения любого вида не ведет к увеличению числа людей в электронном сообществе. Ни один пол не должен иметь преимущества перед другим. Электронный доступ не должен делиться по расовым, физическим или умственным различиям. Следует также уделить внимание проблемам людей в крупных и малых городах с ограниченными потребностями в соединении. Для того чтобы стать эффективными гражданами, мы должны иметь равный цифровой доступЦифровая коммерция: покупка и продажа товаров в электронной формеДети и подростки - мальчики и девочки должны научиться быть эффективными потребителями в условиях безопасной цифровой экономикиЦифровое законодательство: электронная ответственность за действия и поступкиЦифровое законодательство имеет дело с этикой технологии. В обществе существуют определенные правила, которые относятся к противоправным действиям. Эти законы применимы к каждому, кто работает или играет в онлайновой средеЦифровые права и обязанности: эти свободы относятся ко всем в цифровом миреВ цифровом мире должны быть рассмотрены, обсуждены и поняты основные цифровые права. С этими правами приходят и обязанности. Пользователи, включая детей и молодых людей, должны помочь в определении того, как должна правильно использоваться технология. В цифровом обществе эти два аспекта должны работать вместе и для каждого, чтобы обеспечить эффективностьЦифровая безопасность (самозащита): электронные меры предосторожности для обеспечения безопасностиВ любом обществе существуют люди, которые воруют, портят собственность или разрушают жизни других людей. То же самое справедливо и для цифрового общества. Для вашей собственной безопасности недостаточно просто доверять своим согражданам в обществе. В наших собственных домах мы ставим замки в двери и пожарную сигнализацию, чтобы обеспечить определенный уровень защиты. Для обеспечения безопасности и цифровой защиты то же самое необходимо сделать и в цифровом мире. Нам необходима защита от вирусов, резервное копирование данных и усиление контроля за нашим оборудованием. Как ответственные граждане, мы должны защищать нашу информацию от внешних сил, которые могут вызвать ее разрушение или причинить ей ущерб

play.mirchar.ru

Словарик учителя XXI века / Newtonew: новости сетевого образования

Очень часто в наших материалах употребляются термины и сокращения, к которым мы сами настолько привыкли, что нам кажется — все же понимают, о чём речь. А вот если мы спросим любого нашего читателя, выбранного наугад, что такое MOOC или, скажем, «гибридное обучение», нет никакой уверенности, что он ответит. Нужно это срочно исправлять. Поэтому мы составили небольшой словарик терминов образования XXI века, на который и будем ссылаться в последующих статьях. Многие из них уже будут вам знакомы — просто потому, что современное образование не отрицает педагогической мысли прошлого, а лишь развивает её в условиях цифровой среды. Расположим их по алфавиту, а сам материал подкрепим фотографиями из школ со всего мира.

Урок физкультуры и гражданской обороны в школе Пекина. Источник: npr.com

1:1BYODe-learning (eLearning)LMSMOOCOERАктивное обучениеАндрагогикаАсинхронное обучениеГеймификация (игрофикация)Дистанционное обучениеДифференцированный подходИгровое обучение (эдьютейнмент)Индивидуальный подходИнклюзивное образованиеИнтерактивностьКогнитивное обучениеКонструкционизмМобильное обучениеМоделирование (симуляция)Неформальное образованиеПеревёрнутый классПерсонализированный подход (адаптивное обучение)ПотокПроблемно-ориентированное обучениеПроектно-ориентированное обучениеСамообучениеСинхронное обучениеСитуативное (контекстное) познаниеСмешанное (гибридное) обучениеСоциальный конструктивизмТаксономияХьютагогикаЦифровое гражданство

Начальная школа г. Гао, Мали, самопровозглашённое государство Азавад. Источник: abcnews

«Один ученик — один компьютер». Образовательная среда, в которой каждому учащемуся предоставлено одно устройство (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон).

Дословно — «принеси своё устройство» (Bring Your Own Device). Политика использования собственных устройств на уроке. Из плюсов — сокращение бюджетных расходов и родная привычная среда для обучения; из минусов — проблемы с контролем безопасности и соблюдения учебных требований.

Интересный совместный проект Samsung, Ростелеком и Орфограф, который делает технологию BYOD доступной — «Электронная школа будущего».

Всё, что помогает учиться в сети: онлайн-курсы, цифровые ресурсы, веб-сервисы, мобильные приложения. Цифровое образование, электронное образование, digital-образование — это всё о нём, об elearning. Близкий по духу термин — EdTech (Education Technology). Ещё его могут называть сетевым обучением или онлайн-обучением. В основе этой свежей педагогической парадигмы лежит открытость образовательных ресурсов, децентрализация учебной деятельности и использование в этих целях информационных технологий. Сетевое обучение предполагает создание массовой общей цифровой среды для образования и самообразования.

У нас есть небольшая подборка обзоров на образовательные продукты. А об истории образовательных технологий можно почитать трилогию «Монстры образовательных технологий»: история, идеология, проблемы.

Система управления обучением (Learning Management System). Это цифровая среда для учителя, которая используется для разработки и распространения учебных материалов — для публичного или совместного доступа. LMS-системы позволяют создавать задания, назначать их отдельным ученикам или группам, работать над проектами и следить за ходом их выполнения, создавать малые рабочие группы для общения и обсуждения. Наиболее известный пример — Google Classroom.

Из российских LMS-проектов можно упомянуть «Эдстер».

Обычно, когда говорят об elearning, сразу думают о MOOC. MOOC — это массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses), один из форматов цифрового обучения, ставший популярным как раз из-за своей массовости. Характерные особенности: асинхронность процесса обучения; учебный материал доставляется в видеоформате; сам курс запускается только после того, как набралось достаточное количество участников.

Про MOOC у нас написано много, основное можно найти в отдельной подборке.

Открытые образовательные ресурсы (Open Educational Resources). Это цифровые учебные материалы, выкладываемые в публичный доступ и распространяющиеся по открытой лицензии. Это могут быть и материалы для учителей, и контент для учеников: конспекты лекций, содержание видеокурсов, коллекции учебных научных журналов и публикаций. Сам факт предоставления своих наработок в открытый доступ — это большой шаг и плюс к репутации для любого образовательного учреждения.

Начальная школа г. Бетюн, Франция. Источник: abcnews

Отнюдь не новый подход; но сегодня у него появились новые смыслы. Активное обучение предполагает практическое применение навыков, полученных в процессе учебно-познавательной деятельности — в форме игр и тренингов, решения прикладных задач реального мира, проведения собственных исследований и создания коллективных проектов. Сейчас активное обучение осуществляется гораздо проще и эффективней благодаря распространению обучающих веб-технологий, сервисов презентаций и создания видео, блогов и социальных сетей.

Педагогика взрослых — область научного знания в системе педагогических наук, которая занимается теорией и практикой образования взрослых на протяжении всей жизни.

MOOC — идеальный пример асинхронного онлайн-обучения, когда всю ответственность за прохождение курса берёт на себя пользователь, а преподаватель в большинстве случаев остаётся за кадром. Ещё примеры асинхронного обучения — подкасты.

Курсы в онлайн-университете iTunes U — типичный и популярный пример асинхронных образовательных сервисов.

Применение подходов, использующихся в компьютерных играх для повышения вовлечённости игроков, в неигровых процессах: награды, бейджики, уровни мастерства, создание единой истории. Геймификация часто применяется в реализации коммерческих продуктов; а в образовании некоторыми элементами такого подхода пользовались уже давно учителя младших классов и дошкольных учреждений.

Геймификация — тоже целый философский пласт в elearning, и ему мы посвятили целый раздел на сайте.

Это не столько целостная стратегия преподавания, а методология процесса. Дифференцированный подход предполагает разработку специального образовательного контента, практик и продуктов (учебников, приложений, сервисов), учитывающих уровень подготовки и достижения групп учащихся. Этот подход не предполагает, что для каждой категории учеников будут составляться различные задачи — но задачи различного вида и сложности будут поставляться им тогда, когда они будут к этому готовы. Этот подход очень близок к персонализированному и индивидуальному подходам.

Начальная школа в Южном Судане. Источник: abcnews

Этот термин был известен задолго до появления информационных технологий и возможности обмена информацией в вебе. Вообще дистанционное обучение предполагает взаимодействие ученика и учителя на расстоянии. Раньше это было возможно сделать по почте — ещё в XVIII веке в Европе студенты могли получать по почте учебные материалы и переписываться с педагогом. Появление радио, телевидения, а потом и веб-технологий вызвало всплеск популярности дистанционной формы обучения. Сейчас обучающие теле- и радиопередачи сменились онлайн-курсами и подкастами.

У нас была интересная статья о том, как создавался эталон образовательных детских передач «Улица Сезам».

Тут всё просто: обучение с использованием игр (не только компьютерных, любых — ролевых, деловых, подвижных, настольных...). Активное обучение во многом строится на игровом.

Основа основ гуманистической педагогики. Подход, учитывающий особенности личности, уровня развития, социальных условий ученика. Крайне важны принципы индивидуального обучения в коррекционной педагогике.

Система обучения детей, которая ставит перед собой благородную цель развития доступности образования для всех учеников, в том числе и для детей с особыми потребностями. Принципы инклюзивного образования ценны для коррекционной педагогики, создания дистанционных методов обучения, реализации адаптивного и персонализированного подходов. Инклюзивное образование — это теория реструктуризации школ и образовательной системы, их переосмысления. Это наши мечты о неунифицированной школе, принимающей всё многообразие учеников, учитывающей возможности каждого, позволяющей учиться так, как удобно, а не так, как принято.

Шри-Ланка, сельская школа. Источник: zyalt

Сейчас каждый первый появляющийся на рынке цифровых образовательных технологий сервис обязательно говорит о своей интерактивности. Интерактивность — это такое условное понятие, раскрывающее двусторонний характер взаимодействия между элементами системы. Интерактивная игра — это игра, предоставляющая игроку немедленный отклик. Любая подвижная игра интерактивна. Игра с компьютером в шахматы — тоже. Разгадывание кроссворда — неинтерактивно.

Такой вид обучения строится на применении теорий сознания и мышления современной психологии — с их помощью выстраивается такая модель педагогического процесса, которая развивает не только интеллектуальные навыки, но и способы познания через эмоциональную сферу и интуицию, ассоциативные механизмы, сенсорно-перцептивные каналы. Главное в этом обучении — понимание собственной способности выполнить задачу и построить стратегию решения проблемы.

Не путать с социальным конструктивизмом! Подход конструкционизма развил Сеймур Пейперт, выдающийся педагог, математик и программист. Конструкционизм — это обучение в сообществах, где каждый пришедший новичок сразу становится участником совместной деятельности; так стирается грань между учащимися и учителями; а в целом такой подход помогает группе точнее формулировать свои цели и задачи, а всем участникам осознавать и оценивать свой вклад в общее дело.

Сеймур Пейперт, помимо всего прочего, ещё создал язык программирования Logo, который помогал детям освоить азы программирования.

Всего лишь вид дистанционного электронного обучения, характерный именно использованием именно мобильных устройств (планшетов, смартфонов, игровых приставок, мультимедийных гидов). Мобильные устройства открывают доступ к сетевым образовательным ресурсам из любой точки мира (при наличии подключения к интернету, естественно), возможность общаться с другими и создавать свой собственный контент или проекты. А ещё мобильные устройства прекрасно дополняют те же LMS, предоставляя площадку для быстрой коммуникации между учениками, учителями, преподавателями, студентами и родителями.

У нас есть небольшая подборка образовательных приложений для мобильных устройств.

Принципы моделирования и симуляции (интерактивного воссоздания ситуаций реальной жизни) используются давно в медицинском образовании и бизнес-тренингах. Применение симуляции в образовании прекрасно подходит для развития навыков принятия решений, оценки последствий своих действий, а преимущество такого подхода состоит прежде всего в получении немедленного отклика.

Школа села Романово, Россия. Источник: bolshoymike

Это всё, что выходит за рамки деятельности официальных образовательных учреждений — местный детский кружок лепки из глины, клуб любителей Бродского для взрослых, курсы компьютерной грамотности при администрации района. Иными словами, всё, что создаётся силами энтузиастов для того, чтобы сделать знания и опыт одних доступными другим. Основные отличия неформального образования от формального — гибкая учебная программа, явная прикладная направленность, и, как правило, широкие возможности удалённого обучения.

Попросту говоря, концепция «перевёрнутого класса» предполагает учёбу наоборот: обычно в школу и в аудиторию приходят послушать учителя, а дома выполняют задание; в этой концепции ученики дома знакомятся с учебным материалом (обычно в видеоформате), а в аудитории вместе работают над заданиями и участвуют в обсуждении.

Вот четыре шага, чтобы перевернуть класс, и обзор приложений для перевёрнутой модели обучения.

В отличие от индивидуального подхода, где учитель подстраивает учебную программу под личностные особенности ученика, и от дифференцированного подхода, где разные подходы реализуются для групп учеников, персонализированный подход идёт ещё дальше. В зависимости от потребностей и способностей каждого ученика меняется учебный материал, модель обучения, модель оценки и применения знаний. Такой подход стал возможен благодаря масштабному сбору данных о поведении обучающихся и прогрессе их обучения — в тех же MOOC и игровых приложениях.

Состояние потока наблюдалось и практиковалось ещё в восточных духовных традициях, но особую популярность в современном обществе этот термин приобрёл благодаря американскому психологу Михаю Чиксентмихайи. Теперь «поток» стараются поймать представители почти всех профессий, связанных с интеллектуальным и творческим трудом — учёные, писатели, художники, дизайнеры, инженеры и разработчики... Если вкратце, состояние потока — это состояние полной включённости в процесс деятельности, психоэмоционального удовлетворения от неё. В потоке работа и учёба становятся эффективней, а мотивация повышается.

Об искусстве овладения «потоком» написана автобиографическая книга «Искусство учиться. Как стать лучшим в любом деле».

Педагогическая стратегия, которая позволяет овладеть предметом изучения через решение реальных жизненных ситуаций с помощью самостоятельного использования достоверных источников и групповых обсуждений. Учитель при этом выступает в роли наставника-консультанта. Почти во всех медицинских вузах США, Канады и Австралии используется именно такой подход.

Метод проектов, основы которого заложил влиятельнейший американский философ-прагматик и педагог Джон Дьюи. Проектная методика предполагает не просто назначение проектов к выполнению и собственно их исполнение, а создание ситуаций, которые будут стимулировать исследовательский и творческий дух учеников. Учитель здесь выступает в роли научного руководителя.

Лицей № 130 г. Новосибирск. Источник: nios.ru

Всё то, что обычно делается учителем за ученика в традиционном обучении, в системе самообучения берёт на себя ученик — постановку образовательных целей, задач, путей их достижения, выбор учебных материалов. Самообучение с нами на всём протяжении жизни — и в школе, и в вузе, и на работе, и на отдыхе. А разработками методов и теории самообучения занимается направление педагогической мысли под названием хьютагогика.

Разновидность онлайн-обучения, в котором взаимодействие между слушателями и преподавателями происходит в режиме реального времени. Вебинары, совместная работа над документами, видеоконференции — примеры синхронного обучения.

Именно это понятие когнитивной науки лежит в основе когнитивного обучения. Здесь познание рассматривается как процесс, который в полной мере запускается только в реальной среде, в контексте конкретной ситуации или комплекса событий. Иными словами, контекстное познание проводит связь между тем, что вы знаете, и тем, что вы можете с этим знанием сделать.

Образовательная модель, совмещающая цифровую и традиционную формы обучения. При смешанном обучении студенты, помимо привычного посещения учебного заведения, с частью материала работают онлайн. Пока никому неизвестно, какой процент от общего объёма образовательного процесса должен осуществляться в цифровом виде, чтобы иметь право называться «смешанным».

Дети в школьном бомбоубежище, Иерусалим. Источник: abcnews

В рамках этой социопсихологической теории процесс обучения является социальной активной личности, и именно в процессе межличностного взаимодействия происходит индивидуальное обучение. Основная ценность — личный вклад каждого в общую базу знаний. Кстати, в основу этой теории легли идеи великого советского психолога Льва Выготского.

Самая известная из таксономий в образовательной среде — таксономия Блума. Вообще «таксономия» — это такое дерево классификаций. Таксономия Блума структурировала педагогические цели и задачи, разбив их на три основные сферы: когнитивную (о знаниях и мышлении), аффективную (о чувствах и эмоциях) и психомоторную (о работе руками и инструментами).

О таксономии Блума и вообще о проблемах сбора и структурирования данных об учениках мы писали в статье «Почему учителю не нужны BigData».

Отдельная ветвь педагогической мысли, развившаяся из андрогогики, только хьютагогика изучает процесс самостоятельного и непрерывного самообразования в течение всей жизни.

О непрерывном самообразовании мы писали в статье «Образование XXI века».

Термин красивый, а означает всего лишь возможность участвовать в онлайн-сообществе. Мы все — граждане глобального интернет-сообщества, которое уже давно перестало быть группой энтузиастов, а превратилось в полноценное глобальное общество.

В составлении словарика нам очень помог материал TeachThought.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Каким должно быть настоящее электронное правительство? Эстония показывает пример

Система «электронного гражданства», онлайн-голосование, госуслуги в сети и многое другое — это современная Эстония

Два года назад Эстония анонсировала новую государственную программу: введение так называемого статуса «электронного гражданина» для граждан любых других государств. Став «электронным гражданином» Эстонии, любой иностранец получает большое количество возможностей по ведению бизнеса не только в этой стране, но и по всему миру. Среди них — открытие счета в эстонском банке, регистрация компании, получение электронной подписи для верификации своих документов в любой точке мира.

Регистрация компании на государственном онлайн-сервисе занимает всего лишь пару часов (рекорд – 18 минут). Для того, чтобы заполнить заявку, необходимо загрузить свою фотографию и коротко описать причины, которые побуждают человека запрашивать новый статус. После отправки заявки эта электронная форма проходит проверку в правоохранительных органах Эстонии. Если все хорошо, кандидата приглашают на встречу с представителями консульства (встреча может происходить в любом городе любой страны, где есть консульство Эстонии). И затем, если встреча прошла без проблем (а так обычно и бывает), через месяц кандидат на «электронного гражданина» получает свои документы. Основной документ — это эстонская ID-карта с электронным чипом, заменяющим обычную подпись. Сейчас такие карты получили уже 10000 человек. А к 2025 году страна надеется увеличить число «электронных граждан» до 10 миллионов.

Авторы этой программы называют Эстонию «страна как сервис». Эстония сейчас первая в мире по цифровизации правительства и государственных органов. И это привлекает как предпринимателей, так и обычных граждан. Конечно, в такие страны, как США, Канада, Австралия, Германия, Франция, Великобритания стремятся попасть миллионы человек. Эти страны многим обязаны трудовым мигрантам. Конкуренция среди этих стран по квалифицированным работникам, научным сотрудникам довольно велика.

Сейчас в Эстонии 1,3 миллиона граждан. Климат здесь далеко не идеальный: страна расположена на той же широте, что и Аляска. И поскольку Эстония — член Евросоюза, ее граждане часто уезжают за рубеж в поисках лучшей жизни. В результате население снижается. Несколько лет назад правительство страны стало задумываться о том, как в таких условиях обеспечить себе и своим гражданам если не процветание, то достойное существование. Чем же привлечь к себе внимание маленькой стране, где природных ресурсов почти нет, оставляет желать лучшего и демографическая ситуация? Этот путь был найден. Это — «цифра».

Национальная цифровая инфраструктура

Спустя 25 лет после обретения независимости Эстония разработала наиболее развитую цифровую инфраструктуру в мире. Подписи — цифровые, заплатить налог через интернет? Пара минут, больше не требуется. Онлайн-голосование? Пожалуйста. Никаких урн, кабинок в школах и прочих реквизитов выборов. Нужен только компьютер или телефон. Нет, конечно, можно и лично проголосовать, но многие эстонцы предпочитают все же «цифру».

Первые цифровые выборы были проведены в Эстонии в марте 2007 года. Тогда в онлайн-режиме проголосовали всего 3,4% избирателей. Сейчас этот показатель возрос многократно. Для работы с системой электронного голосования требуется использовать свою личную идентификационную смарт-карту. Также нужна цифровая подпись и кард-ридер.

Интерфейс электронного голосования проще, чем бумажные бюллетени с их мелким текстом. Данные, введенные избирателем в онлайн-форме шифруются и отправляются на сервер голосования. Все эти данные расшифровываются в день голосования в определенное время. Никаких «каруселей» и прочих трюков — каждый голос можно идентифицировать.

Гражданам страны ID-карты стали выдавать еще в 2002 году. Получение их стало обязательным для каждого гражданина. Карточка позволяла подтверждать банковские транзакции и подписывать документы цифровой подписью. Этот вид верификации личности стал стандартом во всем Евросоюзе, начиная с 1999 года.

Карта «электронного гражданина» и карт-ридер

С введением такой системы Эстония получила возможность предоставлять необходимые ресурсы и возможности не только гражданам, проживающим на территории государства, но и представителям диаспор. Как только правительство убедилось в эффективности такой модели работы, появилась идея введения «электронного гражданства».

Для того, чтобы вовлечь всех граждан государства в процесс перехода на цифру, правительство Эстонии прилагает значительные усилия. В частности, постоянно повышается уровень компьютерной грамотности населения. Уже в конце 1990-х все школы Эстонии получили доступ к интернету. Также в школах Эстонии преподают программирование. В национальной системе eKool хранятся все оценки, домашние задания, информация о посещаемости детей. Родители в любой момент могут просмотреть данные по своему ребенку.

Стараются переводить на цифру и старшее поколение. Так, в 2009 году реализовали программу для пенсионеров — в рамках этого проекта проводились занятия по информатике для этой категории населения, а также субсидировалось приобретение ПК. За два года в программе приняли участие 40 тысяч человек.

Эстония кажется очень старомодной. Но это касается только архитектуры исторических центров, а не принципов функционирования современного государства

Сейчас около 99% всех государственных услуг доступны онлайн. К примеру, через единый портал госуслуг можно получить водительские права, зарегистрировать рождение ребенка, подать заявление на получение социального пособия. Кроме того, 95% налоговых деклараций в стране тоже подается онлайн.

Что означает «страна как сервис»?

С появлением Глобальной сети многие ее пользователи стали работать в зарубежных компаниях, физически находясь в родной стране. Предприниматели получили возможность предлагать свои услуги и товары за рубежом.

Все больше людей стали искать возможность вести легально бизнес за границей, с максимально упрощенной системой регистрации такого бизнеса и гарантиями безопасности. Кто-то просто хотел получить международный статус, а кому-то препятствия ставило правительство собственной страны.

И Эстония решила дать возможность всем желающим регистрировать свой бизнес у себя. Постепенно Эстония превратилась в цифровую среду, которая позволяет предпринимателям вести свой международный бизнес.

Где «электронный гражданин» должен платить налоги?

Согласно правилам ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития), «налоги должны быть уплачены там, где расположены производственные мощности и создан основной доход». Это означает, что независимый предприниматель, создавший компанию в Эстонии и живущий в США, Франции или Сингапуре, должен уплатить налоги в этой стране.

А что получает Эстония?

Чем больше людей и компаний становятся «электронными гражданами» и регистрируют свой бизнес в этой стране, тем больше клиентов появляется у эстонских компаний.

Когда «электронный гражданин» проходит процедуру регистрации своего бизнеса, ему, скорее всего, придется обращаться за помощью к эстонским компаниям (создание счета в банке, подписание договора с платежным провайдером, работа с бухгалтерами, юристами и аудиторами. Все это помогает развивать экономику Эстонии.

Особо стоит выделить еще и то, что Эстония в процессе реализации своей программы создания цифровой государственной инфраструктуры не обращается за помощью к международным корпорациям, и не платит за лицензии. Вместо этого над проектом работают отечественные специалисты — например, компания Nortal.

«Электронных граждан» может быть больше, чем обычных

«Страна как сервис» довольно привлекательная возможность для всех. И эта возможность привлекает все больше людей и компаний. Сейчас правительство Эстонии ожидает лавинообразного роста количества заявок по получению «электронного гражданства».

Главное для страны сейчас — обеспечить надежную поддержку различных типов бизнеса своих клиентов. Упор делается на поддержку микробизнеса и малого бизнеса — это наиболее уязвимые субъекты предпринимательства в любой стране, поэтому Эстония всеми силами старается их защитить.

Правительство страны надеется, что к 2025 году «электронных граждан» будет уже 10 миллионов. Это в десять раз больше, чем сегодняшнее население страны.

geektimes.ru


Смотрите также