Проблема двойного гражданства (стр. 1 из 2). Проблемы двойного гражданства


Глава 2. Современные проблемы института двойного гражданства

А.В, Белов А.В. Белов « Двойное гражданство и проблема лояльности».// Правоведение.№2-2002г. С.157-161 (аспирант Санкт-Петербургского государственного университета) указывает на то, что на сегодняшний день по мнению ряда ученых-международников, лояльность бипатридов является основной неразрешимой проблемой, причиной, почему те или иные государства стараются запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих граждан.

Так, по мнению А.И. Ковлера, «для принимающего государства лицо с двойным гражданством всегда будет гражданином с недостаточной лояльностью, впрочем, как и для государства происхождения- это особенно очевидно в отношении государств, чьи отношения не являются образцом добрососедства». Ковлер А.И. Двойное гражданство: панацея или ловушка?// Актуальные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995. С.119

А.И. Синкевич о лояльности в случае двойного гражданства пишет следующее: « До недавнего времени в Европе имело место негативное отношение к двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении какого-либо одного государства может стать источником различного рода проблем и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей и т.д.» Синкевич А.И, Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. М., 2000.С. 5

Лояльность вытекает из общей концепции гражданства, предусматривающей, что государство в обмен на обязанности, которые оно исполняет по отношению к собственным гражданам, со своей стороны, может рассчитывать на определенную лояльность от лиц, которые имеют его гражданство. Если же физическое лицо обладает статусом бипатрида, то можно предположить, что оно обязано проявлять лояльность уже в отношении двух государств.

Поэтому государства, требующие полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство нежелательным явлением, которое необходимо запретить или предотвратить как принятием внутригосударственных актов, так и заключением соответствующих международных соглашений.

Ученые, являющиеся противниками двойного гражданства, пишет швейцарский ученый Р.Шерер, « рассматривают государство как всеохватывающую структуру, которая распространяется на всех его граждан и которая, по определению, не может терпеть ограничения своего охвата граждан в результате аналогичной претензии со стороны еще одного государства. Несовместимость между этим подходом и двойным гражданством становится особенно очевидной в период напряженности между государствами». Шерер Р. Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства// Материалы семинара по вопросам гражданства, безгражданства и статуса иностранцев в государствах СНГ и Балтии. Хельсинки, 1994. С. 47 Главной причиной несовместимости будет лояльность гражданина, в частности, воинская обязанность по защите родины во время войны. « Этот принцип, -пишет Ю.Р. Боярс,- как правило, подкрепляется соответствующими нормами уголовного права, карающими за измену родине и за другие государственные и политические преступления». Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986. С.27

А.В. Белов указывает на ту характерную особенность, что до сих пор большинство многосторонних и двусторонних международных соглашений по двойному гражданству создают ряд неопределенностей, а именно- оставляя неурегулированными вопросы выполнения воинского долга бипатридами в условиях военного времени. Так, даже в Европейской конвенции о гражданстве ( ст.21 « Выполнение воинской обязанности») Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997г.// ETS №166, которая детально комментирует вопросы воинской службы лиц с двойным гражданством, устанавливается, что в случаях мобилизации в одном из государств- участников Конвенции, положения о воинской обязанности бипатридов не применяются в отношении другого государства-участника. Таким образом, если оба государства, чьими гражданствами обладает бипатрид, будут втянуты в вооруженный конфликт, то может сложиться ситуация, при которой военнообязанное лицо с двойным гражданством нарушит обязательства, вытекающие из лояльности,- по крайней мере в отношении одного из государств своего гражданства, - проигнорировав мобилизационный акт.

В то же время имеется мнение судей Международного Суда ООН Рида и Гугенхейма о том, что « гражданство и взаимоотношения между гражданином и государством, по отношению к которому он обязан сохранять лояльность, требуют определенности». Броунли Я. Международное право: В 2 кн. Кн.2 М., 1977. С.57

Исходя из этого, можно предположить, что лицо, обладающее правовым статусом бипатрида, не может в полной мере быть лояльным к обоим государствам своего гражданства и потому в неурегулированных соответствующими международными соглашениями случаях двойного гражданства для бипатрида может возникнуть неразрешимая ситуация, при которой придется выбирать, в отношении какого из государств своего гражданства следует прежде всего исполнить свой долг. Однако при этом бипатрид рискует в лучшем случае утратить свой правовой статус, а в худшем-стать преступником в государстве своего второго рождения.

Лояльность по отношению к двум государствам может не только создавать определенные трудности бипатриду, но и являться потенциальным источником угрозы безопасности в отношении того государства, чьими интересами «пожертвует» лицо с двойным гражданством при возникновении чрезвычайных ситуаций. С этой точки зрения «опасность рыхлости национального сообщества, расколов, конфликтов, ослабления сплоченности общества будет,- считает Р.Шерер,- как правило, больше, когда жители являются лицами с двойным гражданством, которые могли бы чувствовать себя более обязанными проявлять лояльность к другой стране, чем если бы они имели лишь гражданство страны, где они проживают». Шерер Р. Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства. С.47

С другой стороны, как отмечает А.И. Сенкевич, за последнее десятилетие в Европе утвердилось мнение о том, что институт двойного гражданства не предполагает двойную лояльность, а « является эффективным средством повышения уверенности некоренного населения в своем правовом статусе и ведет к более доверительному отношению к стране проживания, способствуя при этом укреплению стабильности в обществе и государстве». Синкевич А.И, Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. С.5

Некоторые страны считают, что «ослабление» лояльности в результате двойного гражданства нельзя считать реальной проблемой, поскольку ни одно из государств не может требовать полной, исключительной лояльности от своих граждан, и что индивид может иметь подлинную связь с несколькими государствами. В Конституции Испании (п.3 ст.11) сказано, что «государство имеет право заключать соглашения о двойном гражданстве со странами Латинской Америки или с теми странами, с которыми Испания имела или имеет хорошие отношения. В этих странах, даже в случаях, когда по существующему законоположению на их граждан не распространяется право взаимности, испанские граждане могут приобрести гражданство по натурализации, не утрачивая своего гражданства по происхождению». Законодательные акты о гражданстве. /Сост. П.Г. Громушкин. М., 1993. Т.1 С.196

Двойная лояльность, как считает автор, может быть даже выгодна для соответствующих государств. Бипатриды могут способствовать улучшению взаимопонимания и ослабления напряженности между государствами, гражданство которых они имеют. По мнению Р.Шерера, в ряде случаев лица с двойным гражданством « могут даже способствовать предотвращению войны». Шерер Р. Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства. С. 47

Кроме того, двойное гражданство, по мнению А. И. Сенкевича, « в плане обеспечения прав и свобод предоставляет дополнительные гарантии их реализации и защиты, особенно в отношении: права на жительство в обоих государствах, свободы продвижения по территориям обоих государств, права на возвращение или рэмиграцию, возможности сохранения единого гражданства в смешанном браке». Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. С.6

Политика ряда государств направлена на поддержание правовой связи с соотечественниками, проживающими за рубежом, путем предоставления им своего гражданства, а также оставления гражданства своим гражданам, натурализующимся в иностранном государстве. Аналогичной политики, за некоторыми исключениями Исключения составляют государства, с которыми у России действуют договоры о предотвращении двойного гражданства., придерживается и Россия. Так, по словам О.Е. Кутафина, «проблема российских соотечественников в государствах- республиках бывшего СССР постоянно находится в поле зрения Президента, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации… Возникшие коллизии в сфере сложившихся правовых систем России и государств ближнего зарубежья могут быть преодолены путем расширения и укрепления международно- правовой базы: заключения договоров и соглашений в рамках СНГ, двусторонних и многосторонних договоренностей об урегулировании вопросов двойного гражданства…» Доклад О.Е. Кутафина// Дипломатический вестник. №3 1998. С.45

Отдельные государства используют двойное гражданство не столько в целях сохранения связи со своими гражданами, эмигрировавшими за границу, сколько для усиления своего влияния в дружественных государствах. При этом государство может извлечь пользу из деятельности и опыта своих сохранивших гражданство соотечественников, «которые могли бы в определенной мере считаться посланниками страны своего происхождения». Шерер Р.Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства. С.47

Некоторые страны, такие как Швейцария, Греция, Хорватия, Словения и Россия, допускают двойное гражданство, а следовательно, и двойную лояльность, но только в отношении своих граждан, постоянно проживающих за границей. Гражданам, имеющим постоянное местожительство на территории этих государств, иметь двойное гражданство запрещается. ст.5,14 Кодекса о греческом гражданстве, вступившего в силу 1 сентября 1955.г// Законодательные акты о гражданстве./ Сост. П.Г. Громушкин. С.165-168

Таким образом, в завершение можно заключить, что государства по-разному подходят к проблеме лояльности. Каждая страна, решая вопрос о допущении, ограничении или запрещении для своих граждан двойного гражданства, неизбежно должна будет определить для себя, какие из аспектов двойного гражданства, включая лояльность, отвечают ее государственным интересам и даже оказывают свое позитивное влияние на развитие государства в целом, а какие нежелательны.

При определении курса внутренней и внешней политики государства в вопросах гражданства нельзя руководствоваться положительным или отрицательным влиянием только одного из аспектов двойного гражданства. Необходимо все стороны двойного гражданства рассматривать в совокупности. И когда их общее позитивное влияние значительно перевесит, для этого государства закрепление института двойного гражданства будет являться целесообразным.

Однако при введении данного правового института необходимо путем заключения соответствующих международных договоров скорректировать или вовсе нейтрализовать негативные стороны гражданства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение проведенного исследования по рассматриваемому вопросу, возвращаясь к поставленным в работе цели и задачам, можно сказать:

1. Гражданство- правовая принадлежность лица к данному государству.

2. Гражданство Российской Федерации- устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

3. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

4. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

5. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ.

6. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

7. В случае отсутствия у лица гражданства какого-либо государства его правовое состояние называют безгражданством.

8.Статья 3 Закона « О гражданстве РФ» раскрывает понятие иного и двойного гражданства.

Иное гражданство ( подданство) иного государства.

Двойное гражданство-наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного гражданства.

9. Неясным остается по сей день конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами РФ ( неграждан), который включает в себя статус иностранного гражданина и лица безгражданства, находящегося на территории РФ.

10. По мнению ряда исследователей, постоянно проживающих в РФ иностранцев нельзя относить к категории «иностранцев», т.к. их экономическая и правовая связь с родным государством очень условна.

11. При рассмотрении вопроса о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, учитывая многообразие общественных отношений, в которых участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, административно- правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся в системном единстве.

12. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ определяется внутренним законодательством РФ, международными договорами бывшего СССР с зарубежными государствами, а ныне РФ, а также иными актами международного права.

13. Основными документами, регулирующими вопросы гражданства РФ, являются: - Конституция Российской Федерации;

- ФЗ « О гражданстве Российской Федерации»;

- Постановление ВС РФ « О Декларации прав и свобод человека и гражданина».

14. Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства- двойное гражданство (ст.62 Конституции). При этом гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Ст.6 п.1 ФЗ « о гражданстве РФ» поясняет, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин РФ.

15. Гражданство РФ может быть прекращено вследствие выхода из гражданства РФ по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором РФ (ст.18)

16. На сегодняшний день лояльность бипатридов является основной неразрешимой проблемой, причиной, почему те или иные государства стараются запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих граждан. Считается, что если физическое лицо обладает статусом бипатрида, то оно обязано проявлять лояльность уже в отношении двух государств. И поэтому вполне возможно, что государства, требующие полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство нежелательным явлением, которое необходимо запретить или предотвратить.

До сих пор остаются неотрегулированными вопросы выполнения воинского долга бипатридами в условиях военного времени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.Бюллетень международных договоров. Январь 2000.№1

2. Европейская Конвенция о гражданстве ETS №166 (Страсбург, 6 ноября 1997г.

3. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью- Йорк, 7 марта 1966г.)

4.Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004г. принята всенародным голосованием 12.12.1993г.)

5. ФЗ РФ от31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 02.11.2004г. « О гражданстве РФ» (принят ГД ФС РФ 19.04.2002)

6. ФЗ РФ от 25 июля 2002г. №115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

7. Постановление ВС РФ от 22.11.1991г. №1920-1 « О Декларации прав и свобод человека и гражданина».

8.Указ Президента РФ от 9 авг. 1994г. №1668 « О Федеральной миграционной программе» (СЗ РФ 29 авг. 1994г. №18 Ст.2065)

9. Законодательные акты о гражданстве/ Сост. П.Г. Громушкин.М., 1993.

10. Постановление Гос. Думы ФС РФ от 24.02.1995г. №555-1 ГД « о гуманном отношении к нуждам населения в Абхазии».// Российская газета.22 марта.1995г.

11. Постановление ГД РФ от 14 октября 2003г. №4441-Ш ГД « О заявлении ГД ФС РФ « В связи с грубыми нарушениями в Латвийской Республике прав человека и прав национальных меньшинств».// СЗ РФ.2003. №43 СТ. 4148

12. Постановление Правительства РФ от 4 января 2001г. №4 « о порядке въезда в РФ, пребывания на ее территории и выезда из РФ лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике.// СЗ РФ.2001. №2 Ст. 190

13. Закон Амурской области « О пребывании иностранных граждан на территории области» (в ред. Законов Амурской области от 27.10.97г. №36-03 от 2.10.98 №97-03, от 27.11.98 №108-03. от 4.10.2000 №250-03, от 4.07.2002 №110-03)

14.Закон Алтайского края « Об охране общественной нравственности» ( в ред. Законов Алтайского края от 6.04.2001 №17-3С, от 25.12.2001 №103-3с, от 10.07.2002 №46-3С).

15. Закон Республики Башкортостан « о борьбе с коррупцией» ( в ред. Закон РБ от 5.08.99 №23-3, от 25.12.96 №62-3).

16. Закон Волгоградской области « О референдумах на территории Волгоградской области» (в ред. Законов Волгоградской области от 1.02.2002г. №664-ОД, от 12.03.2003 №793-ОД.)

17. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов.-М.: НОРМА, 2001

18. Бахрах Д.И., Россинский Б.В. Административное право.- М.: Норма, 2004.

19. Белов А.В, Двойное гражданство и проблема лояльности.// «Правоведение», №2-2002г.

20. Богуславский М.М., Гридни С.С. Статус иностранцев в СССР. М., 1984.

21. Богуславский М.М., Рубанов А.А. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1962.

22. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве.- М., 1986.

23. Броунли Я. Международное право: В 2 кн. Кн.2.М., 1977

24. Доклад О.Е. Кутафина// Дипломатический вестник.№3.1998.

25. Кириллова Т.Н. Общее положение гражданской правосубъектности иностранцев в СССР./ Правоведение, 1966 №1

26. Ковлер А.И. Двойное гражданство: панацея или ловушка?// Актуальные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995.

27. Кобец П.Н. « Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ на современном этапе развития общества».// Конституционное и муниципальное право. № 3-2004г.

28. Кручинин А.С. Проблемы формирования понятия « неграждане». // Конституционное и муниципальное право.№1-2005г.

29. Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. М., 2000

30. Шерер Р. Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства.// Материалы семинара по вопросам гражданства, безгражданства и статуса иностранцев в государствах СНГ и Балтии. Хельсинки, 1994.

studfiles.net

Проблема двойного гражданства

Студ. Никифорова И. И., канд. юрид. наук, асс. Гуриева Э.Г.

Кафедра правовых дисциплин.

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)

Рассматривается проблема двойного гражданства в международном праве.

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений [1].

Двойное гражданство или множественное –правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства. В настоящее время лица, состоящие в гражданстве двух или нескольких государств, именуются бипатридами (от лат. bis – дважды и paris – родина).

Источник двойного гражданства кроется, как правило, во внутреннем законодательстве каждого из двух государств [2]. Двойное гражданство возникает, если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению [3]. Для абсолютного избежания двойного гражданства таких ограничителей в законодательстве хотя бы одного из двух государств должно быть, как минимум, три:

отказ от прежнего гражданства как условие приобретения «своего» гражданства;

прекращение «своего» гражданства как следствие приобретения какого-либо иного гражданства;

непредставление «своего» гражданства по рождению, если ребенок приобретает по рождению гражданство какого-либо иностранного государства.

Государства, не исключающие двойного гражданства, в правоотношениях с «двойными гражданами» исходят, как правило, только из наличия у этих граждан «своего» гражданства. Современная практика государств в вопросах применения института двойного гражданства может быть представлена тремя основными формами: а) безусловное признание права на двойное гражданство; б) допущение двойного гражданства на условиях, определенных национальным законодательством; в) запрещение двойного гражданства.

Российская Федерация относится ко второй группе стран, допускающих на определенных условиях возможность реализовать своим гражданам или в своей стране право на двойное гражданство. Однако вызывает сомнение трактовка двойного (множественного) гражданства: наличие у гражданина Российской Федерации гражданства одного или нескольких иностранных государств. В научной литературе и практике термин «двойное гражданство» употребляется, по крайней мере, в двух значениях. С одной стороны, двойное гражданство представляет собой институт международного права, под которым понимается совокупность норм права, регламентирующих порядок приобретения лицом гражданства другого государства с ведома государства, гражданство которого оно уже имеет. С другой стороны, это общественное явление, характеризующее такое положение физического лица, при котором оно имеет два и более гражданства, приобретая их без согласия государства, гражданство которого оно получило первым. Речь идет об институте многогражданства, т. е. наличии у человека нескольких гражданств.

В практике сложилось правило, вытекающее их государственного суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.

Можно выделить несколько наиболее типичных ситуаций, определяющих возникновение двойного гражданства.

Натурализация без утраты предшествующего гражданства.

Данная ситуация складывается, когда приобретение нового гражданства допускает возможность сохранения прежнего, а также в тех случаях, когда лицо не выполнило необходимые требования, связанные с выходом из прежнего гражданства, до получения нового.

В одних странах сам факт натурализации влечет утрату гражданства (США). В настоящее время при приеме в российское гражданство также не требуется обязательного отказа от иностранного гражданства.

Автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином страны.

Подобное положение можно встретить в законодательстве о гражданстве ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки. В одних случаях гражданство мужа предоставляется, безусловно. В других допускается отказ от гражданства мужа, если национальный закон страны государственной принадлежности супруги позволяет сохранять прежнее гражданство. Таким образом, двойное гражданство возникает при заключении брака лицами, являющимися гражданами различных государств, в тех случаях, когда получение гражданства супруга не обусловлено требованием утраты прежнего гражданства, а национальное гражданство супруги не рассматривает заключение брака с иностранцем в качестве автоматического условия для утраты прежнего гражданства [4].

В настоящее время принцип добровольного выбора гражданства заинтересованным лицам все больше вытесняет принцип единого гражданства семьи. Кроме того, правила об автоматическом предоставлении гражданства мужа супруге рассматриваются как определенная дискриминация по половому признаку [5].

Предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке.

Исторически гражданство ребенка определялось по отцу. И сегодня подобные положения можно встретить в законодательстве ряда стран. Однако в настоящее время подобные подходы не являются общепризнанными. Законы о гражданстве европейских государств, США, Японии являются нейтральными по отношению к полу, они допускают предоставление гражданства как по отцовской, так и по материнской линии. Согласно российскому закону при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка является гражданином РФ, вопрос решается на основании их письменного соглашения. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если он родился на ее территории, либо если бы иначе он стал лицом без гражданства (ч.2 ст.15 Закона о гражданстве).

Рождение ребенка у родителей-иностранцев на территории государства, предоставляющего гражданство в соответствии с принципом почвы.

Исключения касаются детей иностранцев, находящихся на государственной службе своих государств или работающих в международных организациях. В данных обстоятельствах дети одновременно приобретают право на получение гражданства страны рождения и государства, гражданами которого являются родители.

Традиционные правовые и политические доводы против двойного гражданства исходят из того, что гражданство предполагает абсолютную лояльность по отношению к определенному государству. Наивысшим выражением лояльности является прохождение воинской службы в армии государства происхождения. Двойное гражданство делает данную обязанность относительной. Никто не может служить двум странам одновременно, особенно в том случае, если они находятся в состоянии войны с иными государствами или воюют друг с другом.

Поэтому одна из серьезных проблем, связанных с двойным гражданством, – регламентация прохождения воинской службы [6].

Как осуществляется дипломатическая защита бипатридов в третьих странах? Этот вопрос в достаточной мере урегулирован: в силу действия принципа «эффективного гражданства» лицо вначале вправе рассчитывать на защиту со стороны государства постоянного проживания, а затем – государства второго гражданства.

Возможными путями решения проблемы двойного гражданства, на наш взгляд, могут быть следующие:

1. Для несовершеннолетних, обладающих российским гражданством и гражданством другого государства в результате коллизии законов о гражданстве (принципов «права крови» и «права почвы») и проживающих постоянно на территории Российской Федерации, установить обязательную процедуру решения вопроса о выборе гражданства до 14 лет родителями ребенка. Если отсутствует добровольное волеизъявление родителей по поводу гражданства ребенка на момент получения им паспорта, ребенок приобретает российское гражданство только в следующих случаях: а) он постоянно проживает на территории Российской Федерации; б) нет иных доказательств гражданской принадлежности ребенка к другому государству. При наличии таких доказательств, даже при сохранении места жительства в РФ, решение должно быть принято в пользу отказа от признания права на российское гражданство. В то же время вероятность неопределенности статуса лиц, даже при таком подходе, сохраняется, и окончательно проблема может быть разрешена только по прошествии определенного времени, скажем, одного года после достижения лицом 18-летнего возраста (в порядке п.1 «е» ст. 12 Закона «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г.). Возможность переноса окончательного решения вопроса об определении гражданской принадлежности на четыре года – с 14 до 18 лет – следует рассматривать как отложенное право государства. В данном случае можно предположить, что, достигнув совершеннолетия, такое лицо неизбежно окажется перед необходимостью сделать гражданский выбор между той или иной страной.

2. Решение вопроса о двойном гражданстве в отношении лиц, получивших российское гражданство на основе международного договора.

Правовое положение лиц, обладающих гражданством нескольких государств на основе соглашения (законных бипатридов), может быть урегулировано только в рамках международного договора путем изменения или отмены норм, устанавливающих саму возможность приобретения множественного гражданства. В данном случае статья 15 Конституции РФ и положения статьи 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. не дают российской власти никакого шанса поступать в решении данного вопроса произвольно, без учета позиции другой стороны.

mirznanii.com

Проблема двойного гражданства - Реферат

Студ. Никифорова И. И., канд. юрид. наук, асс. Гуриева Э.Г.

Кафедра правовых дисциплин.

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)

Рассматривается проблема двойного гражданства в международном праве.

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений [1].

Двойное гражданство или множественное –правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства. В настоящее время лица, состоящие в гражданстве двух или нескольких государств, именуются бипатридами (от лат. bis – дважды и paris – родина).

Источник двойного гражданства кроется, как правило, во внутреннем законодательстве каждого из двух государств [2]. Двойное гражданство возникает, если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению [3]. Для абсолютного избежания двойного гражданства таких ограничителей в законодательстве хотя бы одного из двух государств должно быть, как минимум, три:

отказ от прежнего гражданства как условие приобретения «своего» гражданства;

прекращение «своего» гражданства как следствие приобретения какого-либо иного гражданства;

непредставление «своего» гражданства по рождению, если ребенок приобретает по рождению гражданство какого-либо иностранного государства.

Государства, не исключающие двойного гражданства, в правоотношениях с «двойными гражданами» исходят, как правило, только из наличия у этих граждан «своего» гражданства. Современная практика государств в вопросах применения института двойного гражданства может быть представлена тремя основными формами: а) безусловное признание права на двойное гражданство; б) допущение двойного гражданства на условиях, определенных национальным законодательством; в) запрещение двойного гражданства.

Российская Федерация относится ко второй группе стран, допускающих на определенных условиях возможность реализовать своим гражданам или в своей стране право на двойное гражданство. Однако вызывает сомнение трактовка двойного (множественного) гражданства: наличие у гражданина Российской Федерации гражданства одного или нескольких иностранных государств. В научной литературе и практике термин «двойное гражданство» употребляется, по крайней мере, в двух значениях. С одной стороны, двойное гражданство представляет собой институт международного права, под которым понимается совокупность норм права, регламентирующих порядок приобретения лицом гражданства другого государства с ведома государства, гражданство которого оно уже имеет. С другой стороны, это общественное явление, характеризующее такое положение физического лица, при котором оно имеет два и более гражданства, приобретая их без согласия государства, гражданство которого оно получило первым. Речь идет об институте многогражданства, т. е. наличии у человека нескольких гражданств.

В практике сложилось правило, вытекающее их государственного суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.

Можно выделить несколько наиболее типичных ситуаций, определяющих возникновение двойного гражданства.

Натурализация без утраты предшествующего гражданства.

Данная ситуация складывается, когда приобретение нового гражданства допускает возможность сохранения прежнего, а также в тех случаях, когда лицо не выполнило необходимые требования, связанные с выходом из прежнего гражданства, до получения нового.

В одних странах сам факт натурализации влечет утрату гражданства (США). В настоящее время при приеме в российское гражданство также не требуется обязательного отказа от иностранного гражданства.

Автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином страны.

Подобное положение можно встретить в законодательстве о гражданстве ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки. В одних случаях гражданство мужа предоставляется, безусловно. В других допускается отказ от гражданства мужа, если национальный закон страны государственной принадлежности супруги позволяет сохранять прежнее гражданство. Таким образом, двойное гражданство возникает при заключении брака лицами, являющимися гражданами различных государств, в тех случаях, когда получение гражданства супруга не обусловлено требованием утраты прежнего гражданства, а национальное гражданство супруги не рассматривает заключение брака с иностранцем в качестве автоматического условия для утраты прежнего гражданства [4].

В настоящее время принцип добровольного выбора гражданства заинтересованным лицам все больше вытесняет принцип единого гражданства семьи. Кроме того, правила об автоматическом предоставлении гражданства мужа супруге рассматриваются как определенна

я дискриминация по половому признаку [5].

Предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке.

Исторически гражданство ребенка определялось по отцу. И сегодня подобные положения можно встретить в законодательстве ряда стран. Однако в настоящее время подобные подходы не являются общепризнанными. Законы о гражданстве европейских государств, США, Японии являются нейтральными по отношению к полу, они допускают предоставление гражданства как по отцовской, так и по материнской линии. Согласно российскому закону при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка является гражданином РФ, вопрос решается на основании их письменного соглашения. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если он родился на ее территории, либо если бы иначе он стал лицом без гражданства (ч.2 ст.15 Закона о гражданстве).

Рождение ребенка у родителей-иностранцев на территории государства, предоставляющего гражданство в соответствии с принципом почвы.

Исключения касаются детей иностранцев, находящихся на государственной службе своих государств или работающих в международных организациях. В данных обстоятельствах дети одновременно приобретают право на получение гражданства страны рождения и государства, гражданами которого являются родители.

Традиционные правовые и политические доводы против двойного гражданства исходят из того, что гражданство предполагает абсолютную лояльность по отношению к определенному государству. Наивысшим выражением лояльности является прохождение воинской службы в армии государства происхождения. Двойное гражданство делает данную обязанность относительной. Никто не может служить двум странам одновременно, особенно в том случае, если они находятся в состоянии войны с иными государствами или воюют друг с другом.

Поэтому одна из серьезных проблем, связанных с двойным гражданством, – регламентация прохождения воинской службы [6].

Как осуществляется дипломатическая защита бипатридов в третьих странах? Этот вопрос в достаточной мере урегулирован: в силу действия принципа «эффективного гражданства» лицо вначале вправе рассчитывать на защиту со стороны государства постоянного проживания, а затем – государства второго гражданства.

Возможными путями решения проблемы двойного гражданства, на наш взгляд, могут быть следующие:

1. Для несовершеннолетних, обладающих российским гражданством и гражданством другого государства в результате коллизии законов о гражданстве (принципов «права крови» и «права почвы») и проживающих постоянно на территории Российской Федерации, установить обязательную процедуру решения вопроса о выборе гражданства до 14 лет родителями ребенка. Если отсутствует добровольное волеизъявление родителей по поводу гражданства ребенка на момент получения им паспорта, ребенок приобретает российское гражданство только в следующих случаях: а) он постоянно проживает на территории Российской Федерации; б) нет иных доказательств гражданской принадлежности ребенка к другому государству. При наличии таких доказательств, даже при сохранении места жительства в РФ, решение должно быть принято в пользу отказа от признания права на российское гражданство. В то же время вероятность неопределенности статуса лиц, даже при таком подходе, сохраняется, и окончательно проблема может быть разрешена только по прошествии определенного времени, скажем, одного года после достижения лицом 18-летнего возраста (в порядке п.1 «е» ст. 12 Закона «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г.). Возможность переноса окончательного решения вопроса об определении гражданской принадлежности на четыре года – с 14 до 18 лет – следует рассматривать как отложенное право государства. В данном случае можно предположить, что, достигнув совершеннолетия, такое лицо неизбежно окажется перед необходимостью сделать гражданский выбор между той или иной страной.

2. Решение вопроса о двойном гражданстве в отношении лиц, получивших российское гражданство на основе международного договора.

Правовое положение лиц, обладающих гражданством нескольких государств на основе соглашения (законных бипатридов), может быть урегулировано только в рамках международного договора путем изменения или отмены норм, устанавливающих саму возможность приобретения множественного гражданства. В данном случае статья 15 Конституции РФ и положения статьи 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. не дают российской власти никакого шанса поступать в решении данного вопроса произвольно, без учета позиции другой стороны.

Список литературы

1. Федеральный закон от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.)// СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; Российская газета 14 ноября 2003 г.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.М.,2001.

3. Международное право/Отв. ред. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. М., 1999.

4. Права человека/Под ред. Е.А.Лукашевой. М.: Норма, 1999.

5. Сокольский В.В. Краткий учебник русского государственного права. М., 1999.

6. Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2002. №4.

www.litsoch.ru


Смотрите также