Задание 5.Могут ли субъекты РФ иметь свое гражданство? Гражданство субъектов рф


миф или реальность? — научная работа

   Гражданство субъектов Российской Федерации: миф или реальность? 

   К вашему вниманию, представлена работа, посвященная теме гражданство субъектов  Российской Федерации.

   Для того, чтобы уяснить и ориентироваться  на практике в вопросах данного правового  института, в первую очередь, необходимо начать с определения понятия гражданство.

   На  сегодняшний день, существует большое  количество точек зрения, по поводу определения понятия гражданство, которые даются видными учеными–юристами, такими как: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, О.Е. Кутафин,  Э.В. Тадевосян, Е.И. Козловой. Но, всё же по–нашему мнению, наиболее авторитетным и точно передающим смысловую нагрузку определением, является то, которое закреплено в Федеральном законе РФ от 31.05.2002года «О гражданстве РФ».

   В соответствии со статьей 3 Закона, гражданство – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

   Федеративное  устройство России обусловливает существование, наряду с гражданством Российской Федерации (федеральным гражданством), гражданства субъектов Российской Федерации.

   Из  всех видов субъектов Российской Федерации только республики могут  иметь свое гражданство, поскольку  остальные субъекты Федерации государствами  не являются, а гражданство, как известно, является неотъемлемым атрибутом всякого государства и производно от последнего.

   Закон о гражданстве исходит из принципа единого гражданства. Это означает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно и гражданами этой республики, но вместе с тем, субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве 2002года, в отличие от Закона 1991 года о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще). Правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ.

   В правовой науке существуют понятия «единого гражданства» и «двойного гражданства», которые не являются тождественными.

   Наличие у лица гражданства Российской Федерации  и гражданства республики не означает, что оно имеет двойное гражданство. В данном случае налицо два уровня правовых связей человека – с федеративным государством и с его субъектом – в рамках единого гражданства, когда на гражданина распространяется и суверенитет России, и республики – субъекта Российской Федерации. Двойное гражданство же предполагает наличие у гражданина Российской Федерации еще и гражданства иностранного государства, которое реализуется в соответствии с федеральным законом или международным договором.

   Принцип единого гражданства непосредственно  соприкасается с проблемой соотношения гражданства Российской Федерации и гражданства республик – субъектов Российской Федерации.

   Следует отметить, что федеральное законодательство в этом вопросе носит декларативный  характер и не регулирует всего спектра  отношений в области гражданства республик. Помимо упоминания о том, что гражданин России, проживающий на территории республики в составе Российской Федерации, является одновременно гражданином этой республики, Закон о гражданстве 1991года содержало только одно положение, имеющее отношение к гражданству республик, а именно – прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республики (часть вторая статьи 22 Закона о гражданстве).

   На  данный момент, в федеральном законодательстве мы не найдем ни прямых, ни отсылочных указаний на рамки осуществления республиками самостоятельного законодательного регулирования вопросов республиканского гражданства.

   Республики же подходят к решению данных проблем с совершенно иных позиций.

   В конституциях большинства республик  в составе Российской Федерации  установлено, что республиканское  гражданство приобретается и  прекращается в соответствии с республиканским  законом о гражданстве, то есть считается  вопросом исключительного ведения  республики. В настоящее время действуют законы о гражданстве в Республике Саха (Якутия) и Кабардино–Балкарской Республике. Оба закона были приняты еще в 1992 году.

   Справедливости  ради нужно отметить, что Российская Федерация в заключенных с  республиками договорах о разграничении предметов ведения признала за последними право на решение вопросов своего гражданства.

   В частности, в Договоре Российской Федерации  и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 года в статье 2 к ведению Республики Татарстан отнесены «вопросы республиканского гражданства».

   Тем самым, мы наталкиваемся на довольно таки, неоднозначную коллизию правовых норм, которая вот уже на протяжении многих лет имеет место быть в законодательстве России.

   В подтверждение существования гражданства  республик, свидетельствует тот  факт, что в документах удостоверяющих личность (паспорт) в некоторых регионах РФ предусмотрены вкладыши, оформленные символикой и национальным языком той или иной республики, доказывающие принадлежность человека к гражданству субъекта.

   Аналогичные положения содержатся и в соответствующих  договорах Российской Федерации с Республиками Северная Осетия–Алания, Башкортостан, Кабардино–Балкарской Республикой и др.

   Допустимо ли это и допустимо ли собственно самостоятельное регулирование  республиками республиканского гражданства?

   Ответ на этот вопрос может быть только утвердительным. Гражданство является неотъемлемым атрибутом государства, каковыми являются республики в составе Российской Федерации, что закреплено и в Конституции Российской Федерации. Наличие или отсутствие гражданства республики не может определяться лишь по штампу в паспорте о регистрации гражданина по месту жительства.

   Однако  подобный подход никоим образом не должен трактоваться как призыв к  отказу от принципа единого гражданства. Положения Закона, которые бы допускали  подрыв этого принципа, вошли бы в противоречие не только с Конституцией Российской Федерации, но и конституциями республик. Это верно и с той точки зрения, что статья 71 Конституции Российской Федерации и Договор отнесли к исключительному ведению федерации «гражданство в Российской Федерации», а не только вопросы «гражданства Российской Федерации». Это означает, что федерация регламентирует как федеральное гражданство, так и обязательные для субъектов федерации общие правила, касающиеся и республиканского гражданства.

turboreferat.ru

Гражданство в республиках в составе рф

ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО это

ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО — конституционный принцип гражданства РФ (закреплен в п. 1 ст. 6 Конституции РФ), означающий, что граждане республик в составе РФ одновременно являются гражданами РФ, и наоборот. Закрепление этого принципа создает дополнительные правовые гарантии равноправия граждан РФ, а также республик в ее составе, независимо от места их проживания или временного пребывания.

Закон о гражданстве — Вопросы приобретения гражданства РФ

Вопросы приобретения РФ Вопросы по приобретению гражданства РФ регулируются Федеральным законом «О Российской Федерации». Законом определяются принципы гражданства Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения. Под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство в республиках в составе рф

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика: Республика Адыгея. Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Мордовия, Республика Саха, Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Удмуртская Республика, Хакасия, Чеченская, Чувашская Республика.

Гражданство РФ

Гражда́нство РФ — устойчивая правовая связь гражданина с российским государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности друг перед другом. Как один из институтов государственного права РФ, гражданство РФ представляет собой совокупность правовых норм. регулирующих отношения граждан и государства. Гражданство подтверждается документами: паспортом. удостоверением личности, свидетельст­вом о рождении.

В Думу внесен законопроект КПРФ, упрощающий предоставление российского гражданства жителям народных республик Донбасса

ИНТЕРФАКС 2018-04-05 13:19

Соловьев Вадим Георгиевич

Соответствующие поправки в статью 14 федерального закона «О гражданстве РФ» зарегистрированы во вторник в нижней палате парламента.

Депутат предлагает дополнить указанную статью нормой следующего содержания: «Граждане Украины и лица без, постоянно проживавшие или проживающие на территории Донецкой народной и Луганской народной, прибывающие на территории Российской Федерации на законных основаниях, при истечении срока годности паспорта гражданина Украины или утрате этого паспорта вправе обратиться с заявлением о приеме в РФ в упрощенном порядке.

Гражданство в республиках в составе рф

как государство, в отличие от других субъектов Российской Федерации, имеет в качестве основного политико-правового учредительного документа конституцию, принимаемую парламентом, иным представительным органом или на референдуме. Другие субъекты Федерации имеют лишь уставы, принимаемые в соответствии с ч. 2 ст. 66 Конституции РФ только законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Федерации.

Конституционно-правовой статус республик в составе российской федерации

cтудент 3 курса, департамент прикладной политологии НИУ Высшая школа экономики, РФ, г. Санкт Петербург

Горный Михаил Бениаминович

научный руководитель, канд. физ.-мат. наук, доц. НИУ Высшая школа экономики, РФ, г. Санкт-Петербург

Для того чтобы рассмотреть конституционно-правового статус республик в составе Российской Федерации необходимо обратиться, непосредственно, к первоисточнику, закрепляющему их положение — т.

Семинар 4

1. Человек и гражданин. Международные стандарты прав человека гражданина и российское законодательство.

2. Понятие в Российской Федерации.

3. Способ приобретения гражданства РФ. Прием в РФ общем и упрощенном порядке.

4. Двойное гражданство и статус гражданина РФ

5. Утрата российского.

6. Порядок изменения детей.

Гражданство в республиках в составе рф

Конспект лекции: Основания и порядок прекращения РФ

В Законе о РФ установлены основания для прекращения гражданства:

Принципиальный характер носит положение Закона о том, что прекращение РФ влечет за собой прекращение в составе РФ.

Выход из — это его утрата лицом по собственному волеизъявлению. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ (иностранного государства), осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке (упрощенном порядке), за исключением случаев отказа в выходе из.

Новости Республики

от 28 декабря 2001 года

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего Е.Л.Слепнева, судей И.А.Адигамова, Л.Ш.Гумеровой, А.Г.Хабибулина,

black-lev.ru

Задание 5.Могут ли субъекты РФ иметь свое гражданство?

Нормативно - правовые акты:

 

1 Конституция Российской Федерации 1993г. (в ред. 21.07.2014г)

2. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014г.) "О гражданстве Российской Федерации".

3.Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 25.11.2013г.) "Об альтернативной гражданской службе".

4.Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 06.07.2014г) "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации"

 

Методические рекомендации. .Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаим­ных прав и обязанностей. Вопросы российского гражданства урегули­рованы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном зако­не «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года и в ряде других нормативных правовых актов.

По своей сути гражданство — это предпосылка для обладания права­ми и свободами, для наделения обязанностями. Так, в Конституции Российской Федерации четко разграничиваются права человека и права гражданина. Первые нередко обозначаются словосочетаниями «каждый имеет право ...» (ст. 20, 22, 23, 26, 27, 29, 30, 34 и т.д.), «никто не должен ...» (ст. 21), «никто не обязан ...» (ст. 51), и другими.

В ряде других норм Конституции говорится о правах граждан России (ст. 32, 33 и т.д.).

Изучая данную тему, необходимо сравнить, какими чертами харак­теризовалось гражданство в советский период и в настоящее время. Надо осмыслить, какое значение для гуманизации отношений в обла­сти российского гражданства в постсоветской России имеют соответ­ствующие конституционные принципы (принцип единого и равного гражданства Российской Федерации независимо от оснований его приобретения; запрет лишения гражданства Российской Федерации; возможность двойного гражданства и др.). Следует уяснить и содер­жание принципов, зафиксированных в Федеральном законе «О граж­данстве Российской Федерации» (открытый и свободный характер гражданства; сохранение гражданства России за лицами, проживаю­щими за ее пределами; отрицание автоматического изменения граж­данства Российской Федерации при заключении или расторжении брака и др.).

Исходным для института российского гражданства является то, что оно едино на всей территории Российской Федерации. У субъектов Фе­дерации нет собственного гражданства. Конституция России относит данные вопросы к исключительному ведению Российской Федера­ции (п. «в» ст. 71). Существенная роль в наполнении этих положений реальным содержанием принадлежит Конституционному Суду Рос­сийской Федерации, решения и правовые позиции которого по дан­ным вопросам надлежит знать.

В системе правоотношений гражданство является правовым состояни­ем (длящимся конституционным правоотношением). Надо уметь отли­чить правовые состояния гражданства, безгражданства, иностранного гражданства, подкрепляя теоретические знания в этой сфере конкретны­ми нормами российского законодательства. Отдельное внимание надо уделить институту двойного гражданства: в каких случаях оно признает­ся Российской Федерацией, какие юридические последствия порождает.

Далее необходимо изучить нормы о порядке приобретения и пре­кращения гражданства Российской Федерации.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» уста­навливает неисчерпывающий перечень оснований приобретения рос­сийского гражданства: по рождению (именуемый в зарубежных стра­нах филиацией), в результате приема в гражданство (натурализация), в результате восстановления в гражданстве, в порядке выбора граждан­ства при изменении государственной границы (оптация), иными спосо­бами. Студент должен обратить внимание на то, чем отличаются друг от друга процедуры приобретения гражданства по указанным основа­ниям. Аналогичным образом исследуются правила прекращения граж­данства Российской Федерации. При этом отдельно следует говорить о порядке приобретения и прекращения гражданства детьми разного возраста и недееспособными лицами.

 

Рекомендуемая дополнительная литература к занятию № 5.

 

1.Конституционное право России : учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина ; под ред. Н.А. Михалевой. - М. : Эксмо, 2006. - 864 с.

2.Козлова, Е. И. Конституционное право России : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М. : Проспект, 2007. - 603 с.

озлова, Е. И.

3. Конституционное право России : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М. : Проспект, 2010. - 603 с.

4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учеб. для вузов по направлению 030501 (021100) "Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. – 327

5.Чехоев А. Закон о гражданстве бьет по своим на радость чужим // Российская Федерация сегодня. - 2003. - № 12. - С. 65-66.

6.Светланова М. Возвращение наших соотечественников на Родину // Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2008. - № 10. - С. 7-8.

 

pdnr.ru

Гражданство в республиках в составе рф

Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации

Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации УДК 30 ББК 66.041 Проанализированы особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Проблема конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации в науке конституционного права до настоящего времени остается весьма актуальной. В связи с чем важен и вопрос о том, какое значение для федеративного устройства России имеет определение консти­туционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

Термин «статус» упоминается в Конституции РФ 1993 года в п.

1, 2 и 5 ст. 66. Однако само содержание понятия «статус» Конституцией РФ не раскрывается. Некоторые ученые, например А.Т.

Карасев [1, с. 45], М.С. Саликов [2, с. 37-38], Н.М. Добрынин [3, с. 249] в характеристиках правового статуса субъекта Российской Федерации выделяют следующие элементы: наличие собственной территории; самостоятельное установление своего наименования, наличие системы органов государственной власти; обладание собственной правовой системой; своя официальная символика; возможность быть участниками международных и внешнеэкономи­ческих связей, а также равноправие субъектов и отсутствие сецессии. Важнейший принцип, закрепленный в ст.

5 Конституции России, – это принцип равноправия, который одновременно является и важнейшим признаком конституционно-правового статуса субъектов РФ. Различия правовых статусов субъектов РФ, ведет к их конституционному неравноправию.

Принцип равноправия субъектов РФ, провозглашенный в федеральной Конституции, при последовательном его проведении предполагает построение «симметричной» федерации.

Однако рассмотрение соответствующих статусов субъектов позволяет присоединиться к позиции тех ученых, которые признают современную Россию «асимметричной» федерацией. Причем, нынешняя «асимметрия» Российской Федерации вызвана во многом объективными причинами, в первую очередь экономическими, политическими, историческими.

Однако «симметрия», а тем более искусственное выравнивание статуса субъектов РФ не всегда является правильным решением проблемы.

Правовое положение субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим все субъекты Российской Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, регламентирующие его статус.

Что касается автономий, то они обладают дополнительным правом, в отличие от других субъектов федерации.

В соответствии с п. 3 статьи 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Этот закон самостоятельно разрабатывается ими и представляется на рассмотрение в Федеральное Собрание соответствующими законодательным и исполнительным органами.

В ходе законо­творческого процесса проект, надо полагать, может быть и отозван автономиями. Так, статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самой республики.

Аналогично определяется и статус других субъектов Федерации — краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — с той лишь разницей, что наряду с Конституцией Российской Федерации он определяется уставом соответствующего субъекта, принимаемым его законодательным (представительным) органом. При этом следует отметить, что уставы и конституции субъектов имеют одно и то же назначение.

Роль устава аналогична роли конституции в республике — и тот и другой нормативно-правовой акт регулируют сходные виды правоотношений. При этом оба документа подлежат одинаковой государственно-правовой защите, исходя из равноправия субъектов в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить свой статус.

Конституции республик и уставы других субъектов, являясь частью правовой системы Российской Федерации, не могут противоречить Конституции РФ, которой отведено главенствующее место в определении статуса субъектов. Вместе с тем в своих основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации, естественно, могут и должны учитывать имеющиеся у них особенности, в числе которых специфические особенности их территории и про­живающего на ней населения, в том числе особен­ности его национального состава.Конституция РФ в п. 5 статьи 66 закрепляет возможность изменения статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта.

Преобразование конституционно-право­вого статуса субъекта, например области в республику, или объединение субъектов может привести и к их переименованию. Но изменение статуса субъекта Федерации возможно только в рамках п.

1 статьи 5 Конституции РФ. По смыслу п. 5 статьи 66 Конституции РФ изменение статуса субъекта федерации допустимо: в пределах Российской Федерации, форм и принципов ее устройства, которые закреплены в п.1 статьи 5 Конституции РФ по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта, пожелавшего изменить статус в соответствии с федеральным конститу­ционным законом.

Регулирование изменения статуса субъекта Российской Федерации должно осу­ществляться на основе федерального конститу­ционного закона, его принятие предусматривается Конституцией Российской Федерации.

Однако, обладая равностатусностью, Еврейская автономная область фактически не сможет изменить свой правовой статус, хотя при необходимости она может иметь еще и специальный именной федеральный закон. Его принятие относится к усмотрению автономной области. При обретении субъектом федерации нового статуса необходимые изменения вносятся в ч.

1 статьи 65 Конституции Российской Федерации. Пункт 1 ст. 137 Конституции РФ устанавливает особые случаи внесения изменений в ст.

65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, которые вносятся на основании федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Исходя из вышесказанного, Еврейская автономная область может изменить статус в процессе принятия федерального конституционного закона.

Внесение на основании ч. 1 ст. 137 Конституции РФ изменений в перечень субъектов Федерации не носит характера конституционной поправки и потому не требует реализации процедуры, предусмотренной статьей 136 Конституции РФ, которая в соответствии с толкованием, данным в Постановлении КС РФ от 31.10.1995 N 12-П [4], завершается принятием специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. В соответствии со статьями 5 и 65 Конституции РФ статус «автономной области имеет только один субъект» — Еврейская автономная область и изменение ее статуса может потребовать внесения изменений в первую главу Конституции РФ, что влечет за собой принятие новой Конституции.

Поэтому практически данное изменение статуса вряд ли возможно. Конституционное Собрание вряд ли поддержит данный законопроект, даже если он будет поддержан тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Конституционное Собрание, скорее всего, подтвердит неизменность Конституции Российской Федерации, отказав в положительном решении вопроса (да и самого Конституционного Собрания, как такового, еще нет). Это дает основание говорить о неравноправии субъектов, которое выражается в особенностях конституционно-правового статуса некоторых субъектов. До недавнего времени наиболее пробле­матичным в вопросе о территориях субъектов являлось положение п.

4 ст. 66 Конституции РФ, которое допускает вхождение одного «равно­правного» субъекта в состав другого, что вызывало сомнения в их «равноправности». Большинство автономных округов признавали свое вхождение в состав краев, областей, это порождало определенные проблемы во взаимоотношениях «сложносоставных субъектов» федерации.

Укрупнение субъектов Российской Федерации позволило решить многие вопросы государственного устройства России. Следующей особенностью, подтверждающей неравностатусность субъектов РФ, является наличие в их нормативно-правовых актах юридических категорий федерального значения (государство, государственный язык, суверенитет).

В названиях одних субъектов используется «государственная» категория «республика» (Республика Саха (Якутия), Республика Коми и т. д.), а в названиях других – чисто «административные» категории: области, края, города; также и в терминах «столица» и «административный центр». В соответствии с п. 2 ст. 68 Конституции РФ за республиками в составе Российской Федерации закреплено право устанавливать свой государственный язык.

Это вполне объяснимо, поскольку республики образованы по национальному признаку. Но ведь автономные округа тоже образованы по национальному признаку, тем не менее, эти «равноправные» субъекты права на свой государственный язык не имеют.

Что касается краев, областей, городов федерального значения, то для них вопрос о собственном государственном языке и не стоит. На указанных территориях действует общефедеральный государственный язык – русский.

Безусловно, субъекты РФ обладают атрибутами государственной власти (герб, гимн, флаг, республики также вправе установить государственный язык).

Заметим, что Конституция РФ использует формулировку «государственный язык субъекта РФ», а не «язык официального общения» или «национальный язык». Представляется нелогичным в этой связи утверждение о равностатусности субъектов.

Очевидно, что большинство статусных различий проходят по линии республики – нереспублики.

Республики, как правило, наделяют себя дополнительными полномочиями, которые нарушают Конституцию РФ и федеральные законы. В подтверждение этому можно привести договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан [5], в котором предусмотрено дополнительное требование (владение обоими государственными языками Республики Татарстан) к кандидатам, предлагаемым Президентом РФ на замещение должности высшего должностного лица Республики Татарстан. Граждане РФ, проживающие на территории Республики Татарстан, имеют право получать основной документ, удостоверяющий личность (общегражданский паспорт гражданина РФ), с вкладышем на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан.

Данный договор нарушает отдельные положения Федерального закона от 6 октября 1999 г.

N 184-ФЗ

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

. Федеральный закон «О гражданстве РФ» [6] гражданство субъектов РФ не допускает, однако в настоящий момент в Конституции республики Татарстан ст. 21 предусматривает свое гражданство [7].

Более того, имеется и соответствующее постановление Конституционного суда Республики Татарстан, содержащее определение гражданства республики.

Так, провозглашается, что каждый гражданин РФ, проживающий в Республике Татарстан, признается гражданином Татарстана[8], а это нарушает принципы равностатусности субъектов. Проблемы правового регулирования статуса субъектов РФ, в основном, сводятся к тому, что в современной России конституционный, а тем более правовой статус различных видов субъектов федерации неодинаковы.

О равноправии субъектов РФ представляется возможным говорить только в смысле ч. 4 ст. 5 Конституции России. Все эти особенности и характеризуют различия в конституционно-правовых статусах субъектов РФ, что отражает специфику конкретного региона.

Однако построение «симметричной» федерации не должно быть самоцелью внутренней политики государства. Целью должно служить сохранение единства России, равенство и соблюдение конституционных прав, свобод, обязанностей граждан России на всей территории страны, создание благоприятных условий для экономического и культурного развития российских регионов, реализации местных инициатив.

Литература Карасев А.Т. Представительные (законодательные) органы власти субъектов Российской Федерации (Общая характеристика). Екатеринбург, 2004. 178 c . Конституционное право России / отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин (автор главы – проф.

М.С. Саликов). Екатеринбург, 2001. 544 c .

  • Добрынин Н.М. Конституционно-правовые основы отношений края или области с входящими в их состав автономными округами.

    Тюмень, 2003. 534 c.

  • По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ: Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П // Собрание законодательства РФ. 1995. № 45. Ст. 4408.
  • Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан: Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 199-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск. 2007. № 4427.
  • О гражданстве РФ: Федеральный закон от 31 мая 2002 N 62-ФЗ (ред.

    от 28.06.2009) //СЗ РФ 2002. N 22. Ст. 2031.

  • Конституция Республики Татарстан — основной закон Республики Татарстан. Введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г.

    N 1665-XII. (в редакции от 14 марта 2005 г.) [электронный ресурс] // Режим доступа: URL. http://constitution.garant.ru/region/cons_tatar/ (дата обращения 12.03.2012)

  • Поделу о толковании отдельных положений статей 5, 21, 91 Конституции Республики Татарстан: Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 30 мая 2003 г. №9-П // Республика Татарстан.

    7 июня 2003.

  • Вопросы управления. Уральский институт управления — филиал РАНХиГС Электронная версия регулярного бумажного издания © УИУ РАНХиГС, 2008-2014.

    garant-dz.ru

    ГРАЖДАНСТВО РФ - это... Что такое ГРАЖДАНСТВО РФ?

     ГРАЖДАНСТВО РФ ГРАЖДАНСТВО РФ - устойчивая правовая связь человека с российским государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности друг перед другом. Как один из институтов государственного права, Г. РФ представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих соответствующие принципы и регулирующих отношения Г. РФ. Российскими гражданами являются те лица, которые имеют документальное подтверждение их принадлежности к Г. РФ. Помимо общегосударственного (федерального) гражданства, существует также гражданство субъектов Федерации (республик в составе РФ).

    Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

    Смотреть что такое "ГРАЖДАНСТВО РФ" в других словарях:

    Книги

    Другие книги по запросу «ГРАЖДАНСТВО РФ» >>

    dic.academic.ru


    Смотрите также