Правовое положение в рф иностранных граждан лиц без гражданства: » » 25.07.2002 N 115- ( ) /

31. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин – лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.

Лицо без гражданства – лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Гражданин Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

Гражданин Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданство иностранного государства (двойное гражданство), рассматривается в России как российский гражданин. Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица, права страны его пребывания.

Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания.

Индивидуальный статус иностранца, лица без гражданства в стране пребывания – статус отдельного гражданина, отдельного лица, совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей носят подвижный характер, изменяются под влиянием многих обстоятельств.

Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах закрепляет следующее:

1) каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное перемещение и свобода выбора места жительства;

2) каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную;

3) упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепила общие положения статуса иностранцев.

В соответствии с национальным режимом ч. 3 ст. 62 Конституции РФ закрепила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

32. Правовое положение беженцев

Беженец – лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений; либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Беженцем не может быть признано лицо:

1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества;

2) совершившее тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации, до того как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

3) виновное в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;

4) за которым компетентные власти государства, где проживало это лицо, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Федеральный закон РФ «О беженцах» не распространяется и на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решение о признании либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства.

В Федеральном законе «О беженцах» определяются экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев – лицо, ходатайствующее о признании беженцем, или признанное беженцем, либо утратившее статус беженца, или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности при сохранении в этом государстве указанных выше обстоятельств. Решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением Федерального закона «О беженцах», могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.

Вопросы приема, размещения, обустройства и занятости беженцев решаются компетентным федеральным органом исполнительной власти, ведающим миграционной службой. Этот орган осуществляет также координацию деятельности российских министерств и ведомств по оказанию помощи беженцам.

Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Выделяются три категории иностранных граждан: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации. В их статусе имеются определенные различия.

Иностранные граждане в Российской Федерации равны перед законом независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам граждан Российской Федерации и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Они имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры.


Наравне с гражданами Российской Федерации иностранным гражданам гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародном голосовании. Они не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Допускается передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.


При соблюдении установленных законом правил, иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации.

Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В ст. 63 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция Российской Федерации исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 26 июля 1995 г. утверждено «Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации». В нем определены основные условия, связанные с реализацией этого института, и статус лиц, которым предоставлено убежище. Вопрос о предоставлении права политического убежища решается Президентом Российской Федерации.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия, не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Конституционные положения в настоящее время развиты в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

15_Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 27.05.2013

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме законных случаев.

В РФ принят закон

25 июля 2002 года N 115-ФЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 03.12.2012 N 244-ФЗ

Основы правового статуса.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Иностранные граждане, не имеющие документа, удостоверяющего личность, подлежат установлению личности в определенном законом порядке в пределах трех месяцев со дня обращения

Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Выдача или отказ в выдаче – в течение 6 месяцев.

Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации.

В случае если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

В случае если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации за свой счет или за счет пригласившего его органа.

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина или за счет пригласившего его органа.

Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.

Избирательные права.

Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Право на труд.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе.

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Военная служба.

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).

Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приглашение на въезд в РФ.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию (далее также — приглашение) выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, выдает приглашения по ходатайству:

1) федеральных органов государственной власти;

2) дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации;

3) международных организаций и их представительств в Российской Федерации, а также представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации;

4) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции выдает приглашения по ходатайству:

1) органов местного самоуправления;

2) юридических лиц;

3) граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Миграционный учет иностранных граждан.

Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

КонсультантПлюс надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 4 из 4

Вопрос №23. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ. Политическое убежище

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства на­личия гражданства иностранного государства. К ним прирав­ниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство. В понятие «иностранные граждане» включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоян­но проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностран­ных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деяте­ли науки и культуры, родственники российских граждан и др.).

Конституция России устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключе­ния возможны только в соответствии с ФЗ или международным договором РФ. Роль закона, регулирующего право­вое положение иностранцев в России, выполняет ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (от 2002 г.).

Это касается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и др.), а также экономи­ческих, социальных и культурных прав, если они предусмот­рены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, ох­рану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и др.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Кон­ституции и законам предоставляются только гражданам Рос­сии (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избран­ными в органы государственной власти, участие в референду­мах и др.). Существуют некоторые ограничения прав, напри­мер свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституци­ей РФ средствами, включая право на обращение в суд.


Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную служ­бу в рядах ВС РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан России), но на них распрос­траняется конституционная обязанность платить законно ус­тановленные налоги и сборы, сохранять природу и окружаю­щую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные гражда­не обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.


Иностранный гражданин, виновный в нарушении законо­дательства РФ, привлекается к ответ­ственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фо­тографированию и обязательной государственной дактилоско­пической регистрации с последующим помещением получен­ных сведений в центральный банк данных.

Сотрудники дипломатических и консульских представи­тельств и члены их семей обладают иммунитетом и привиле­гиями, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция РФ на них не распрост­раняется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие кон­сульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морс­ких судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции РФ в определенных пределах.

Проживание иностранцев в России может быть временным и постоянным. Срок временного пребывания обусловлен сро­ком визы или, если визы не требуется, может составлять 90 суток. Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года. В течение срока действия разрешения на временное про­живание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жи­тельство. До этого он обязан прожить в РФ не менее 1 года на основании разрешения на вре­менное проживание. Вид на жительство выдается иностран­ному гражданину на 5 лет (допускается продление). Иностранный гражданин, въехавший в РФ, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия. Как временно, так и постоян­но проживающие в РФ иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту сво­его жительства. Если разрешение на временное проживание или вид на жительство аннулиро­ваны, данный гражданин обязан выехать из страны в течение 15 дней. Иностранный гражданин, не исполнивший эти требования закона, подлежит депортации. Депортация и админи­стративное выдворение осуществляются за счет средств ино­странного гражданина.

Право на политическое убежище имеет каждый человек, преследуемый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и боль­шинстве конституций мира. Такой защитой пользуется чело­век, которого на его родине преследуют за политические, ре­лигиозные и иные убеждения, если эти убеждения не являют­ся преступными с точки зрения международного права. Конституция РФ предоставляет право на политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответ­ствии с общепризнанными нормами международного права. Предоставление политического убежища относит­ся к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1.12.2003г. утверждено Положение о порядке предо­ставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в рф

Иностранные граждане – это лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства гражданства иностранного государства (если есть и то, и другое – это состояние двойного, множественного гражданства, что регулируется иначе). Лица без гражданства – это те, кто не может доказать своей принадлежности к гражданству какого-либо государства.

Иностранцы могут проживать в России или находиться в стране временно, это различие влечет некоторые особенности в их правовом положении. Особой категорией иностранных граждан являются главы и сотрудники дипломатических консульств. Они имеют определенные привилегии и иммунитеты, установленные законами РФ и международными соглашениями. Однако в отношении всех иностранных граждан и лиц без гражданства существует общий принцип: они должны соблюдать законы страны пребывания, их деятельность не должна наносить ущерба интересам российского государства, законным интересам граждан РФ и других лиц.

Основным правовым актом, регулирующим правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, наряду с Конституцией РФ, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ сроком на три года.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований, иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство для постоянного проживания в РФ. Для получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее года. Вид на жительство выдается сроком на 5 лет. По окончании этого срока он по соответствующим заявлениям может продлеваться каждые 5 лет.

Проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами (во всех случаях – иного пола), вправе обращаться в суд.

Иностранцы и лица без гражданства не имеют избирательных прав, права на участие в референдуме (могут только участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев, а преимущества при приеме на работу могут отдаваться собственным гражданам.

Иностранцы наравне с гражданами РФ несут многие обязанности. Они обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Однако они не обязаны служить в армии или на альтернативной службе. За совершение преступлений, административных и иных правонарушений на территории РФ иностранцы и лица без гражданства несут ответственность наряду с гражданами РФ. Эта ответственность не распространяется на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

При грубых нарушениях российских законов, в целях обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, иностранец может быть выдворен за пределы России.

Билет 33. Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 10Следующая ⇒

Иностранный гражданин –физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство другого государства. Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина – паспорт или иной документ, установленный ФЗ.

Лицо без гражданства – лицо, не имеющее гражданства РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Правовой статус ин граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией (ст.62,63) и ФЗ «О правовом положении ин граждан в РФ».

Законно находящийся на территории РФ ин гражданин имеет вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу. При отсутствии этих документов гражданин может быть выдворен с территории России. В течение 5 лет после выдворения он не имеет права въезжать на территорию РФ.

Ин граждане обязаны зарегистрироваться в течение 3 дней со дня прибытия в отделении ФМС.

В зависимости от времени и состояния проживания на территории РФ ин граждане подразделяются на 4 категории: временно пребывающие; временно проживающие; постоянно проживающие; лица, получившие политическое убежище;

Срок временного пребывания зависит от срока выданной визы. В безвизовом порядке не может превышать 90 суток, за исключением ряда случаев, предусмотренных ФЗ. Временно пребывающий обязан выехать с территории РФ по окончании срока визы или прошествии 90 дней.

Временное проживание возможно на основе разрешения на временное проживание. Срок действия такого разрешения составляет 3 года.

Постоянное проживание возможно на основании вида на жительство, выданного органом ФМС. Для получения вида на жительство лицо должно прожить на территории РФ не менее 1 года и иметь разрешение на временное проживание. Вид на жительство выдается на 5 лет. По окончании этого срока ин гражданин может продлить вид на жительство еще на 5 лет неограниченное количество раз.

Для ин граждан и лиц без гражданства может быть установлен национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим, определяющий их правовое положение на территории РФ.

Конституция РФ закрепляет национальный режим для ин граждан и лиц без гражданства, предполагающий, что они пользуются на территории РФ правами и обязанностями гражданина, кроме случаев, установленных ФЗ.

Режим наибольшего благоприятствования предоставляется гражданам республики Беларусь. В рамках сообщества приняты специальные акты о равных правах во многих сферах жизни.

Специальный режим означает предоставление отдельных прав для определенных групп иностранных граждан. Такой режим имеют граждане Казахстана, постоянно проживающие на территории РФ. На них не распространяются ограничения в правах.

Национальный режим исключает право иностранных граждан избирать и быть избранными, участвовать в федеральных референдумах (при этом они могут избираться и участвовать в референдумах на местном уровне). Они не могут быть призваны на военную службу (но могут поступить по контракту), временно проживающий не вправе менять свое место проживания.

Билет 34. Конституционные права и свободы: понятие, природа, место в конституционном статусе личности, система.

Субъективное к право –предусмотренная к, общепризнанными принципами нормами международного права, международных договоров и гарантируемые российским государством возможность выбора вида и меры дозволенного поведения, осуществляемая свободно и самостоятельно.

Права человека представляют собой естественные и неотъемлемые права, которые обуславливают возможность развития личности.

В названии главы2 к используется 2 термина: права человека и права гражданина.

Для определения прав человека Конституция РФ использует термин «каждый». Они вытекают из естественного права (каждый имеет право на жизнь). Права гражданина происходят из позитивного права.

Свобода личности, так же как и право, определяется через философско-правовую категорию «возможность» и означает возможность избирать вид и меру поведения. Принципиальных различий между правами и свободами личности нет. Но если права предполагают возможность получения материальных благ, то свобода предполагает степень автономии личности от государства (свобода мысли, совести).

Свойства прав и свобод:

1. Выражают наиболее важные отношения между человеком с одной стороны и обществом и государством с другой. Характеристика конституционных прав и свобод как основных вытекает из ч.1 ст.55 Конституции, согласно которой перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как умаление других общепризнанных прав и свобод.

2. К права и свободы являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми, принадлежат каждому от рождения и не погашаются неоднократным применением.

3. К права составляют содержание к правоспособности (ст.56 ч.3) ст 20, 21, 23 (1), 24, 28, 34 (1), 40 (1), 46-54. Остальные могут быть ограничены ФЗ.

4. Содержание и объем К прав и свобод для всех лиц одинаков и постоянен (равная к правоспособность, принцип равноправия полов)

5. Объем и содержание К прав, свобод и обязанностей имеют исторический характер. Первые советские Конституции не знали личных прав. К 1936г. Ввела их, но поместила на последнее место, К 1977 г. Расширила спектр прав и свобод

6. Согласно ст.18 права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, местное самоуправление и обеспечение правосудием.

7. К. права и свободы имеют универсальный характер.

8. К права и свободы развиваются текущим законодательством.

К права и свободы находятся в тесной связи. Единство к прав и свобод не исключает возможности их дифференциации на группы. Как я уже писала выше выделяют права и свободы человека и права и свободы гражданина.

По кругу лиц, наделенных субъективным правом, к права бывают индивидуальные (могут быть реализованы 1 субъектом: например: свобода мысли) и коллективные (реализуются 2 или более лицами: право на собрания, право нации на самоопределение).

По степени участия государства и обеспечении к права и свободы: позитивные (государство активно участвует в обеспечении права) и негативные (государство не мешает субъекту пользоваться правом).

По времени возникновения к права и свободы делятся на поколения:

А) 17-18 век. В результате буржуазных революций появляются личные права и свободы, политические (избирательное право), экономические права.

Б) начало 20 в. – 2 мир война. Появление социальных прав: право на труд, образование, обеспечение, культурные

В) После 2 мир войны распространение личных прав на коллектив: право народа на безопасность.

Билет 35. Право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность. Содержание и проблемы реализации.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это — естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч.

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.

Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.

Однако до настоящего времени государство сохраняло за собой право при определенных условиях принудительно лишить человека жизни, подвергнув его смертной казни, хотя такое право противоречило международным обязательствам России.

В силу чрезвычайности такой меры условия применения смертной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч. 2 ст. 20 смертная казнь сохраняется временно. Впредь до ее отмены она может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В Уголовном кодексе эта мера предусмотрена только применительно к единичным составам преступления (вместо 28 в прежнем УК). Значительно расширена практика помилования осужденных к смертной казни. Для приведения приговора в исполнение требуется целый ряд условий, в том числе Указ Президента об отказе в помиловании осужденного (включая и тех лиц, которые отказались от подачи ходатайства о помиловании). В настоящее время фактически установлен мораторий на приведение в исполнение смертной казни.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности(ст. 21 Конституции).

Уважение достоинства личности — неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма еще очень слабо реализуется практически.

Отсутствие уважения к достоинству человека является преградой на пути его самоутверждения как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права, закрепленные в ст. 22 — 25 Конституции: право на свободу и личную неприкосновенность. Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте.

Билет 36. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Право на неприкосновенность жилища. Содержание и проблемы реализации.

Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.

Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

В новых аспектах стоят проблемы охраны тайны различного рода межличностных и деловых общений в связи с широким развитием сети Интернета, расширением его возможностей, электронной связи. Такого рода формы пока еще не имеют должной защиты, и правомерно поднимается вопрос о необходимости разработки соответствующих законодательных актов, лицензировании сайтов в Интернете.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24).

Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Билет 37. Право определять и указывать свою национальную принадлежность. Право на пользование родным языком, на выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Право свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства. Право выезжать за пределы РФ и въезжать в РФ. Содержание и проблемы реализации.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

Конституционное закрепление этого права вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г., к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность, не связанное с необходимой и отражаемой в паспорте идентификацией человека.

 

Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.

В ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

Так, существовавшая с 1932 г. прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фактически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства.

В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон РФ от 25 июня 1993 г. о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.

Однако для претворения в жизнь данного Закона пока отсутствуют все необходимые условия. Его реализации препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, безработица и другие условия.

Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное или военное положение, территории и населенные пункты, опасные для проживания в связи с инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями и отравлениями людей).

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27).

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. <*> по своему содержанию соответствует общепринятым международным стандартам, относящимся к данному вопросу.

 

Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах записано: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную; никто не может быть произвольно лишен права на въезд в собственную страну» (ст. 12).

В советском государстве многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация в этой области отсутствовала.

На границах СССР был возведен «железный занавес». В последние годы существования Союза ССР положение несколько изменилось. Был разрешен выезд советских граждан на постоянное место жительства в Израиль. Однако правило о необходимости получить выездную визу, в которой могло быть отказано без какого-либо объяснения, привело к появлению достаточно многочисленной категории граждан, названных «отказниками».

Принятый в 1996 г. Федеральный закон обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну.

Выезд, естественно, связан с согласием той страны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуется въездная виза последней.

Право гражданина России на выезд из своей страны может быть временно ограничено только в случаях, прямо оговоренных в Федеральном законе. Это ограничение может быть осуществлено, если гражданин:

1) имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд, при условии, что срок ограничения не должен превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу — до окончания этих служб;

3) задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления — до отбытия наказания или освобождения от него;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.

Федеральный закон определяет порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок транзитного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации.

Билет 38.Свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова. Содержание и проблемы реализации.

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации (ст. 14 Конституции). Как отмечалось выше, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.

В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести.

Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения.

Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.

Федеральный закон предусматривает право граждан создавать религиозные группы и религиозные организации при условии, что их цели и действия не противоречат закону.

Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).

Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

В условиях тоталитарного режима эта естественная и, казалось бы, не могущая быть ущемленной свобода человека нарушалась различными способами. Среди них — общая установка на недопустимость именно инакомыслия, отрицание права человека иметь мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, отторгающие так называемые ценности социализма.

К формам нарушения свободы мысли относилось и имевшее широкое распространение понуждение людей (зачастую носившее массовый характер) высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям.

Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий.

Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Однако, свобода слова не безгранична. В соответствии с Конституцией не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). Свобода слова означает также и недопустимость принуждения к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них. Гарантии названных в ст. 29 Конституции прав и свобод конкретизируются в Законе «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с последующими изменениями <*>, в котором предусматривается, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите.

Билет 39. Право граждан РФ на объединение. Право на публичные манифестации. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Содержание и проблемы реализации.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право — важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения. Наибольшее распространение в практике получили заявления (с требованиями об удовлетворении каких-либо прав, предоставлении льгот, услуг и т.п.), а также жалобы (о нарушениях прав граждан с требованием их восстановления). Обращения по общественно значимым вопросам принято именовать предложениями (или петициями).

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

Гражданин, как член общественного объединения, обладает всеми правами и несет все обязанности, предусмотренные его уставом. Член объединения вправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать и быть избранным в его руководящие органы. Гражданин может состоять членом нескольких общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Порядок их образования, регистрации уставов устанавливается законодательством.

Для создания общественного объединения не требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нужна инициатива не менее трех физических лиц (кроме политических партий и профсоюзов). В качестве учредителей могут выступать как физические, так и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредителями не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется Министерством юстиции и соответствующими органами в субъектах Федерации. Регистрация не является обязательной, но составляет необходимое условие для признания объединения юридическим лицом. Отказ в регистрации должен быть дан в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства, послуживших его мотивом, и может быть обжалован в суд. Отказ по мотивам нецелесообразности создания объединения не допускается.

Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Отличительной чертой общественной организации является наличие членства. Во всех других формах оно не предусмотрено, и состоящие в них именуются участниками. Основное различие заключается в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами. Для участника такое условие в качестве обязательного не требуется. Перед объединением каждой организационно-правовой формы стоят те цели, в интересах которых оно создается.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Выполняя функции, предусмотренные их уставами, они действуют в рамках Конституции РФ и текущего законодательства.

Взаимоотношения государства и общественных объединений строятся на основе взаимного невмешательства в их деятельность, кроме случаев, предусмотренных законом. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Молодежным и детским организациям государство оказывает материальную и финансовую поддержку.

Министерство юстиции как государственный орган, зарегистрировавший устав общественного объединения, осуществляет контроль за соответствием деятельности объединения его уставу. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов.

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций предусматривалась всеми советскими конституциями, однако ее реализация сводилась к строго регулируемым, парадным мероприятиям. Какие-либо акции подобного рода, не инициированные соответствующими органами КПСС, жестко пресекались. Об этом ярко свидетельствуют расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске в 60-х годах, длительное время скрывавшийся от общественности, аресты пикетирующих по поводу вторжения советских войск в Чехословакию и др.

В таких условиях не было необходимости в законодательном регулировании массовых акций. Только в 1988 г. был впервые принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР». Он предусмотрел разрешительный порядок их проведения «в целях укрепления и развития социалистического строя». Заявления уполномоченных лиц должны были подаваться в письменной форме за 10 дней в исполком. Последний не позднее чем через пять дней выносил решение о разрешении или отказе. Отказ мог быть обжалован в вышестоящий исполком.

25 мая 1992 г. принят Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». В нем установлено, что впредь до урегулирования законом Российской Федерации порядка проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц, запрещается использование указанного права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Указ определил, что до принятия соответствующего российского закона упомянутый выше союзный Указ на территории России применяется в части, не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Билет 40. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на равный доступ к государственной службе. Право участвовать в отправлении правосудия. Содержание и проблемы реализации.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства(ст. 32 Конституции).

Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами — неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Даже в условиях тоталитарного режима это право формально декларировалось в Конституции. Предусматривалась и достаточно широкая система форм участия, которая работала, однако, на холостом ходу.

Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).

Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней — своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. С одной стороны, об этом свидетельствуют такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, слабый интерес к деятельности избранного ими представителя, депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие достаточно действенной политики, направленной на развитие общественной активности граждан.

 

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе(ч. 4 ст. 32) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» <*>, при поступлении на государственную службу (и при ее прохождении) не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

 

 




Правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации

en Федеральный закон № улы № «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

MultiUn ru Ты флиртуешь со старушками

en Федеральный закон 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

UN-2 ru Они все равно нас убьют

en 25 июля 2002 г. был принят еще один закон, касающийся правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации.

UN-2 ru Держу пари, если бы я встретил мистера Верджила Корума в баре, или рядом в самолете и услышал его историю, возможно, я бы посочувствовал его горю и быть даже проявил заботу

ru Определение правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации не предполагает никакой дискриминации, в том числе по признаку пола.

UN-2 ru Это целиком твоё решение

en Наряду с этим правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации определяется соответствующими международными договорами Российской Федерации.

mid.ru ru Вот где он совершал свои покупки

en Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов.

mid.ru ru Ты нажил себе врага в лице дяди Майка

en Обращаясь к вопросу №, он сказал, что Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, принятый в №, предоставил приоритет в отношении иммиграции бывшие граждане Союза Советских Социалистических Республик

MultiUn ru Смотри, а я нашла артефакт

en Обращаясь к вопросу 27, он сказал, что Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, принятый в 2002 году, соответствует приоритет в отношении иммиграции бывших граждан Союза Советских Социалистических Республик.

UN-2 ru Мы позвоним тебе ночью и скажем что делать

en В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, прибывающие в Россию по электронной визе имеют право свободно передвигаться только в пределах того субъекта Российской Федерации, в который они вошли.

mid.ru ru Если у нас есть шанснауспех, мы должны воспользоваться

en Сообщество НПО отметило обострение этой ситуации с принятием # федерального закона о гражданстве России, требующего доказывать наличие места жительства регистрация или вид на жительство — и о правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации — в первую очередь предназначены для иммиграционного контроля

MultiUn ru Как такое возможно?

en Комитет выражает озабоченность по поводу того, что большое количество бывших советских граждан, ранее законно проживавших в Российской Федерации, считались незаконными мигрантами после вступления в силу в 2002 году Федеральных законов о российском гражданстве и правовом статусе иностранных граждан. Граждане РФ.

UN-2 ru Хоггл, как я могу верить тебе?

en Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, регулирует отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, возникающие в связи с пребыванием (проживанием). ) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществление ими трудовой, предпринимательской или иной деятельности в Российской Федерации.

середина.ru ru Скажи им не занимать операционную

en Комитет приветствует принятие в 2006 году Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также поправок к Федеральному закону о правовом положении иностранных граждан. Граждане Российской Федерации, упрощение процедуры получения разрешений на работу и временного проживания, особенно для неграждан, недавно прибывших в государство-участник.

UN-2 ru Сороки- белобоки шебуршатся

en Комитет приветствует принятие в 2006 году Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и поправок к Федеральному закону о правовом статусе. иностранных граждан в Российской Федерации, упрощая процедуру получения разрешений на работу и разрешений на временное проживание, особенно для неграждан, вновь прибывших в государство-участник.

UN-2 ru Мы возвращаемся, потому что свершилось чудо!

ru Комитет приветствует принятие в № Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и поправок к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», упрощающих процедуру. для получения разрешений на работу и временного проживания, особенно для неграждан, которые недавно прибыли в государство-участник

MultiUn ru Нет, спасибо

en Вопросы гражданства и правового статуса иностранцев в Российской Федерации регулируются отдельными законами , в частности, федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, который заменил Закон о гражданстве Российской Федерации и о правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации, который заменил Закон о правовом статусе иностранных граждан Российской Федерации. Советский Союз

MultiUn ru Это очень старое выражение

en Требования ar Пункту Пакта соблюдаются Конституция Российской Федерации и Федеральный Закон об иностранных гражданах в Российской Федерации (правовой статус) от № ugust

MultiUn ru Тут нет помидоров

en Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон о правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации и законопроект о прекращении действия отдельных положений Федерального закона о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации призваны упростить миграционные процедуры в отношении предоставления статуса временного проживания в Российской Федерации, организация трудоустройства иностранцев и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и усиление официального контроля за иностранной рабочей силой

MultiUn ru Нет, я не Рита

en Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и законопроект о прекращении действия отдельных положений Ф Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации призван упростить миграционные процедуры в отношении предоставления статуса временного проживания в Российской Федерации, трудоустройства иностранцев и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также более жесткого официального контроля за иностранная рабочая сила.

UN-2 ru Вы мне сказали, что сегодня будет готов мой чек

en 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» упростили процедуры получения разрешительных документов и существенно сократили их количество на высококвалифицированные специалисты, вывели данную категорию иностранных граждан за пределы режима квот в отношении разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию для работы, и предоставили работодателю право определять степень квалификации таких сотрудников при условии гарантий заработной платы или зарплата никогда не ниже 2 миллионов рублей в год.

mid.ru ru В другом- на другой

en Требования статьи 13 Пакта соблюдаются Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом об иностранных гражданах в Российской Федерации (правовой статус) от 25 августа. 2002.

UN-2 ru Комната максимально недоступна

en Согласно Федеральному закону о правовом положении иностранцев в Российской Федерации # иностранных граждан и лиц без гражданства пользуются теми же правами, что и граждане Российской Федерации, независимо от цель их пребывания в Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ

MultiUn ru Иди домой, приехал Бубе!

en В соответствии с Федеральным законом о правовом положении иностранцев в Российской Федерации от 2002 года иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами, что и граждане Российской Федерации, независимо от цели их пребывания в Российской Федерации, за исключением в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

UN-2 ru Да говорю тебе, я рад! Не сердись

en Согласно информации, полученной в ходе консультации с экспертами, многие бывшие советские граждане, которые ранее легально проживали в Российской Федерации, якобы лишились избирательных прав после вступления в силу № Федерального закона «О гражданстве России и правовом положении иностранных граждан»

MultiUn ru Господин Дюк, вам сообщение

en Что касается прав иностранцев, Закон об иностранных гражданах в Российской Федерации (правовой статус) был принят Государственной Думой в июне

MultiUn ru Сэм, в твоей кровати Элис? .

Правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации

en Федеральный закон № улы № «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

MultiUn ru Ты флиртуешь со старушками

en Федеральный закон 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

UN-2 ru Они все равно нас убьют

en 25 июля 2002 г. был принят еще один закон, касающийся правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации.

UN-2 ru Держу пари, если бы я встретил мистера Верджила Корума в баре, или рядом в самолете и услышал его историю, возможно, я бы посочувствовал его горю и быть даже проявил заботу

ru Определение правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации не предполагает никакой дискриминации, в том числе по признаку пола.

UN-2 ru Это целиком твоё решение

en Наряду с этим правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации определяется соответствующими международными договорами Российской Федерации.

mid.ru ru Вот где он совершал свои покупки

en Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов.

mid.ru ru Ты нажил себе врага в лице дяди Майка

en Обращаясь к вопросу №, он сказал, что Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, принятый в №, предоставил приоритет в отношении иммиграции бывшие граждане Союза Советских Социалистических Республик

MultiUn ru Смотри, а я нашла артефакт

en Обращаясь к вопросу 27, он сказал, что Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, принятый в 2002 году, соответствует приоритет в отношении иммиграции бывших граждан Союза Советских Социалистических Республик.

UN-2 ru Мы позвоним тебе ночью и скажем что делать

en В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, прибывающие в Россию по электронной визе имеют право свободно передвигаться только в пределах того субъекта Российской Федерации, в который они вошли.

mid.ru ru Если у нас есть шанс на успех, мы можем им воспользоваться

en Сообщество НПО отметило обострение этой ситуации с принятием # федерального закона о российском гражданстве, требующего доказательства существования регистрация по месту жительства или вид на жительство — и о правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации — в первую очередь предназначены для иммиграционного контроля

MultiUn ru Как такое возможно?

en Комитет выражает озабоченность по поводу того, что большое количество бывших советских граждан, ранее законно проживавших в Российской Федерации, считались незаконными мигрантами после вступления в силу в 2002 году Федеральных законов о российском гражданстве и правовом статусе иностранных граждан. Граждане РФ.

UN-2 ru Хоггл, как я могу верить тебе?

en Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, регулирует отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, возникающие в связи с пребыванием (проживанием). ) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществление ими трудовой, предпринимательской или иной деятельности в Российской Федерации.

середина.ru ru Скажи им не занимать операционную

en Комитет приветствует принятие в 2006 году Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также поправок к Федеральному закону о правовом положении иностранных граждан. Граждане Российской Федерации, упрощение процедуры получения разрешений на работу и временного проживания, особенно для неграждан, недавно прибывших в государство-участник.

UN-2 ru Сороки- белобоки шебуршатся

en Комитет приветствует принятие в 2006 году Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и поправок к Федеральному закону о правовом статусе. иностранных граждан в Российской Федерации, упрощая процедуру получения разрешений на работу и разрешений на временное проживание, особенно для неграждан, вновь прибывших в государство-участник.

UN-2 ru Мы возвращаемся, потому что свершилось чудо!

ru Комитет приветствует принятие в № Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и поправок к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», упрощающих процедуру. для получения разрешений на работу и временного проживания, особенно для неграждан, которые недавно прибыли в государство-участник

MultiUn ru Нет, спасибо

en Вопросы гражданства и правового статуса иностранцев в Российской Федерации регулируются отдельными законами , в частности, федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, который заменил Закон о гражданстве Российской Федерации и о правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации, который заменил Закон о правовом статусе иностранных граждан Российской Федерации. Советский Союз

MultiUn ru Это очень старое выражение

en Требования ar Пункту Пакта соблюдаются Конституция Российской Федерации и Федеральный Закон об иностранных гражданах в Российской Федерации (правовой статус) от № ugust

MultiUn ru Тут нет помидоров

en Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон о правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации и законопроект о прекращении действия отдельных положений Федерального закона о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации призваны упростить миграционные процедуры в отношении предоставления статуса временного проживания в Российской Федерации, организация трудоустройства иностранцев и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и усиление официального контроля за иностранной рабочей силой

MultiUn ru Нет, я не Рита

en Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и законопроект о прекращении действия отдельных положений Ф Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации призван упростить миграционные процедуры в отношении предоставления статуса временного проживания в Российской Федерации, трудоустройства иностранцев и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также более жесткого официального контроля за иностранная рабочая сила.

UN-2 ru Вы мне сказали, что сегодня будет готов мой чек

en 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» упростили процедуры получения разрешительных документов и существенно сократили их количество на высококвалифицированные специалисты, вывели данную категорию иностранных граждан за пределы режима квот в отношении разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию для работы, и предоставили работодателю право определять степень квалификации таких сотрудников при условии гарантий заработной платы или зарплата никогда не ниже 2 миллионов рублей в год.

mid.ru ru В другом- на другой

en Требования статьи 13 Пакта соблюдаются Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом об иностранных гражданах в Российской Федерации (правовой статус) от 25 августа. 2002.

UN-2 ru Комната максимально недоступна

en Согласно Федеральному закону о правовом положении иностранцев в Российской Федерации # иностранных граждан и лиц без гражданства пользуются теми же правами, что и граждане Российской Федерации, независимо от цель их пребывания в Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ

MultiUn ru Иди домой, приехал Бубе!

en В соответствии с Федеральным законом о правовом положении иностранцев в Российской Федерации от 2002 года иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами, что и граждане Российской Федерации, независимо от цели их пребывания в Российской Федерации, за исключением в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

UN-2 ru Да говорю тебе, я рад! Не сердись

en Согласно информации, полученной в ходе консультации с экспертами, многие бывшие советские граждане, которые ранее легально проживали в Российской Федерации, якобы лишились избирательных прав после вступления в силу № Федерального закона «О гражданстве России и правовом положении иностранных граждан»

MultiUn ru Господин Дюк, вам сообщение

en Что касается прав иностранцев, Закон об иностранных гражданах в Российской Федерации (правовой статус) был принят Государственной Думой в июне

MultiUn ru Сэм, в твоей кровати Элис? .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *