Порядок изменения гражданства детей. Порядок изменения гражданства детей


24.Процедура изменения гражданства детей

Специальную главу Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, учесть желание детей, которые могут в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, по возможности сохранить российское гражданство детей в их интересах.

В ст. 25 содержатся общие положения о том, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 лет до 18 лет изменяется при наличии их согласия; гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, когда необходимо решить вопрос о гражданстве ребенка при изменении гражданства родителей, опекунстве, усыновлении.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство Российской Федерации, то при соблюдении указанных выше условий соответственно меняется гражданство детей. В случае, если один из родителей приобретает гражданство Российской Федерации, то ребенку предоставляется ее гражданство по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство Российской Федерации прекращается только у одного родителя, то ребенок сохраняет это гражданство. По ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого российское гражданство ребенка прекращается, но только если он не останется лицом без гражданства. На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве детей при усыновлении. Во всех возможных случаях обеспечиваются сохранение или приобретение усыновленными российского гражданства.

Однако, исходя из интересов одинакового гражданства в семье, не исключается и иное решение вопроса. В качестве условий предусматривается наличие ходатайства об этом, соглашение усыновителей и предоставление ребенку другого гражданства, т.е. недопустимость его без гражданства.

Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.

Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

25. Порядок разрешения дел о гражданстве Российской федерации

Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

1 ) Президент РФ;

2) Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

3) Министерство внутренних дел Российской Федерации и его органы;

4) Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Президент РФ принимает решения по вопросам: приема в гражданство; восстановления в гражданстве; разрешения на выход из гражданства Российской Федерации; двойного гражданства; отмены решения о приеме в гражданство; предоставления почетного гражданства. По всем названным вопросам Президент издает указы.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства Президент РФ образует Комиссию по вопросам гражданства.

Важную роль в системе государственных органов, ведающих делами гражданства, играют МВД РФ и его органы, МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения. Они осуществляют следующие полномочия:

1) принимают заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;

2) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;

3) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ;

4) определяют принадлежность лиц к гражданству Российской Федерации; осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях;

5) осуществляют исполнение решений по вопросам гражданства.

Изменение гражданства Российской Федерации (приобретение или прекращение) осуществляется либо в порядке регистрации (упрощенный порядок), либо в случаях, не подпадающих под регистрационный порядок, путем подачи ходатайства на имя Президента РФ.

При изменении гражданства в порядке регистрации заинтересованным лицом подается заявление, решение по которому принимается соответствующим органом внутренних дел или Министерством иностранных дел, дипломатическим представительством, консульским учреждением. Срок рассмотрения заявления не может превышать шести месяцев. Решение соответствующих органов оформляется заключением, которое может быть обжаловано в суде в месячный срок.

В случаях, не подпадающих под регистрационный порядок, заинтересованным лицом подается ходатайство на имя Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайства не может превышать девяти месяцев. Результат рассмотрения хозяйства оформляется указом Президента РФ и обжалованию не подлежит.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента РФ.

studfiles.net

Порядок изменения гражданства детей

Право Порядок изменения гражданства детей

Количество просмотров публикации Порядок изменения гражданства детей - 598

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Порядок изменения гражданства детей
Рубрика (тематическая категория) Право

Специальную главу Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, учесть желание детей, которые могут в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, по возможности сохранить российское гражданство детей в их интересах.

В ст. 25 содержатся общие положения о том, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 лет до 18 лет изменяется при наличии их согласия; гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей. Данные положения относятся ко всем ситуациям, когда необходимо решить вопрос о гражданстве ребенка при изменении гражданства родителей, опекунстве, усыновлении.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство Российской Федерации, то при соблюдении указанных выше условий соответственно меняется гражданство детей. В случае, в случае если один из родителей приобретает гражданство Российской Федерации, то ребенку предоставляется её гражданство по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство Российской Федерации прекращается только у одного родителя, то ребенок сохраняет это гражданство. По ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого российское гражданство ребенка прекращается, но только если он не останется лицом без гражданства. На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве детей при усыновлении. Во всех возможных случаях обеспечиваются сохранение или приобретение усыновленными российского гражданства.

Однако, исходя из интересов одинакового гражданства в семье, не исключается и иное решение вопроса. В качестве условий предусматривается наличие ходатайства об этом, соглашение усыновителей и предоставление ребенку другого гражданства, т.е. недопустимость ᴇᴦο безгражданства.

Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.

Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Порядок изменения гражданства детей - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Порядок изменения гражданства детей" 2014, 2015-2016.

Читайте также

  • - Порядок изменения гражданства детей

      Специальную главу Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, пои усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях Исходным принципом при... [читать подробнее].

  • - Порядок изменения гражданства детей.

    Специальную главу Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитываются интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    Порядок изменения гражданства детей

    Стр 1 из 3Следующая ⇒

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине: Права человека

    Порядок изменения гражданства детей

     

     

    Выполнила студентка 1 курса

    Танасенко Наталия Олеговна,

    Направление подготовки: Специальное (дефектологическое) образование

    Профиль: Логопедия,

    очная форма обучения.

    Научный руководитель: Кузьмин А.П.

    Кандидат юридических наук, доцент.

    Мурманск

    2016 год

     

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………..
    Глава 1.Принципы гражданства ………………………………………….
    Глава 2.Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации……………………………………………………..
    Глава 3. Порядок изменения гражданства детей…………………………
    3.1. Приобретение гражданства по рождению.…………………………..
    3.2. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей ........  
    3.3. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)…………………
    3.4. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство…………………………………...  
    Заключение……………………………………………………………………
    Литература………………………………………………………………..….

    Введение

    Гражданство - постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948, международным пактам о правах человека, никто не может быть лишен гражданства или права на его изменение. Каждому гражданину государство гарантирует правовую защиту, где бы он ни находился. Эти положения содержатся в Декларации прав и свобод человека.

     

    Термин «гражданство» имеет три основных значения:

    § одно из суверенных прав государства;

    § публично-правовое состояние индивидов;

    § конституционно-правовой институт.

    В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.

    Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.

    Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства, рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами.

    Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства, иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, и в то же время он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

    Гражданству как правовому состоянию близко подданство — тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «сособственниками» своего государства. Коллектив граждан — первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лип, составляющих данный коллектив.

    Различение гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Дело в том, что гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Так, ст. 1 Конституции Японии гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие этого принципа ст. 10 Конституции Японии устанавливает институт гражданства.

    Таким образом, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния — наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

    Законодательное определение гражданства воспроизводит именно это значение. Гражданство РФ определяется в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее — Закон о гражданстве) как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

    Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой. Нормы этого института устанавливают:

    § круг лиц, признаваемых российскими гражданами;

    § основания и порядок приобретения и прекращения гражданства;

    § двойное и множественное гражданство;

    § порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

     

    Закон о гражданстве в России принят в 1991. Настоящий Закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Российской Федерации, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина Российской Федерации, защиту и покровительство Российской Федерации гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.

    В настоящее время вопрос о гражданстве очень актуален по причине миграции населения из одних стран в другие, в том числе и в Россию. Особенно остро стоит проблема гражданства в период войны на сопределенных с Россией территориях, так как в Россию начинают прибывать тысячи беженцев, которым по закону предоставляется упрощённый порядок приобретения Российского гражданства. Это относится и к детям. Кроме того, в настоящее время актуальны браки между российскими гражданами с гражданами иностранных государств, что с неизбежностью приводит к необходимости решения вопроса о гражданстве детей, которые появятся от такого брака, либо уже имеются при вступлении в брак. Также наблюдается тенденция к увеличению числа усыновлений (удочерений) российских детей иностранными гражданами, что тоже приводит к необходимости определения гражданства ребёнка.

     

    Заключение

    Подводя итог проделанной работы, хотелось бы отметить следующее:

    Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иногда гражданство называют принадлежностью лица к государству. Гражданство – устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается.

    Специальную главу (гл. 5) Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, могущих по возрасту делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.

     

    Литература

     

    1. Закон РФ о гражданстве РФ (с изм. и доп.) // Ведомости съезда нар. деп. РФ и ВС РФ, от 31.05.2002 N 62-ФЗ, ст. 243, 1993, №29, ст. 1112; СЗ РФ, 1995, №21, ст. 1930.

    2. Конституция Российской Федерации.

    3 Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14 ноября 2002 г. N 1325 // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4571.

    4. Конституционное (государственное) право. Справочник. -М., 1995.

    5. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. - М., 1995.

    6. Закон РФ о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ // Ведомости съезда нар. деп. РФ и ВС РФ, (в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ), №32, ст. 1227.

    7."О гражданстве законодательство РФ" Издательство: Экзамен, 2007 г.

    8. Конституционное право: справочник. М., 2004.

    9.Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.)

    10.Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.).

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине: Права человека

    Порядок изменения гражданства детей

     

     

    Выполнила студентка 1 курса

    Танасенко Наталия Олеговна,

    Направление подготовки: Специальное (дефектологическое) образование

    Профиль: Логопедия,

    очная форма обучения.

    Научный руководитель: Кузьмин А.П.

    Кандидат юридических наук, доцент.

    Мурманск

    2016 год

     

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………..
    Глава 1.Принципы гражданства ………………………………………….
    Глава 2.Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации……………………………………………………..
    Глава 3. Порядок изменения гражданства детей…………………………
    3.1. Приобретение гражданства по рождению.…………………………..
    3.2. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей ........  
    3.3. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)…………………
    3.4. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство…………………………………...  
    Заключение……………………………………………………………………
    Литература………………………………………………………………..….

    Введение

    Гражданство - постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948, международным пактам о правах человека, никто не может быть лишен гражданства или права на его изменение. Каждому гражданину государство гарантирует правовую защиту, где бы он ни находился. Эти положения содержатся в Декларации прав и свобод человека.

     

    Термин «гражданство» имеет три основных значения:

    § одно из суверенных прав государства;

    § публично-правовое состояние индивидов;

    § конституционно-правовой институт.

    В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.

    Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.

    Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства, рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами.

    Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства, иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, и в то же время он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

    Гражданству как правовому состоянию близко подданство — тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «сособственниками» своего государства. Коллектив граждан — первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лип, составляющих данный коллектив.

    Различение гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Дело в том, что гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Так, ст. 1 Конституции Японии гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие этого принципа ст. 10 Конституции Японии устанавливает институт гражданства.

    Таким образом, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния — наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

    Законодательное определение гражданства воспроизводит именно это значение. Гражданство РФ определяется в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее — Закон о гражданстве) как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

    Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой. Нормы этого института устанавливают:

    § круг лиц, признаваемых российскими гражданами;

    § основания и порядок приобретения и прекращения гражданства;

    § двойное и множественное гражданство;

    § порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

     

    Закон о гражданстве в России принят в 1991. Настоящий Закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Российской Федерации, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина Российской Федерации, защиту и покровительство Российской Федерации гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.

    В настоящее время вопрос о гражданстве очень актуален по причине миграции населения из одних стран в другие, в том числе и в Россию. Особенно остро стоит проблема гражданства в период войны на сопределенных с Россией территориях, так как в Россию начинают прибывать тысячи беженцев, которым по закону предоставляется упрощённый порядок приобретения Российского гражданства. Это относится и к детям. Кроме того, в настоящее время актуальны браки между российскими гражданами с гражданами иностранных государств, что с неизбежностью приводит к необходимости решения вопроса о гражданстве детей, которые появятся от такого брака, либо уже имеются при вступлении в брак. Также наблюдается тенденция к увеличению числа усыновлений (удочерений) российских детей иностранными гражданами, что тоже приводит к необходимости определения гражданства ребёнка.

     

    Читайте также:

    lektsia.com

    Порядок изменения гражданства детей — Мегаобучалка

    Специальную главу (гл.4) Закон о гражданстве посвящает регулированиюгражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении,опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка ввозможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом являетсястремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять вовнимание желание детей, могущих по возрасту делать сознательный выбор,исключить состояние безгражданства детей, в возможных случаях сохранитьроссийское гражданство детей в их интересах.В качестве общих положений Закон устанавливает, что гражданство детей ввозрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей ввозрасте от 14 до 18 лет изменяется с их согласия. Гражданство детей неизменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, ана изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласиеродителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, возникающим принеобходимости решить вопросы о гражданстве ребенка в случаях изменениягражданства родителей, об опекунстве, усыновлении.Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ, топри соблюдении указанных выше условий соответственно меняется гражданстводетей. В случае если один из родителей приобретает гражданство РФ, то ребенкупредоставляется её гражданство по ходатайству этого родителя и при наличииписьменного согласия другого родителя. По ходатайству данного родителя и приписьменном согласии другого родителя российское гражданство ребенкапрекращается, но только при том условии, что он не останется лицом безгражданства.На аналогичных подходах основывается норма Закона о гражданстве детей приусыновлении.Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданствуопекуна.Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей инедееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересовребенка или недееспособного лица. 4. Порядок решения дел о гражданстве Российской ФедерацииРеализация рассмотренных выше норм об основаниях прекращения и измененияроссийского гражданства связана с необходимостью её правового регулирования.Этому посвящена значительная часть Закона о гражданстве - глава 5. На егооснове принято Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданстваРоссийской Федерации, утв. Указом Президента РФ (в редакции Указа от 27декабря 1993).В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства,основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства,олицетворяющий его. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президентрешает вопросы гражданства РФ (ст.89 п.а). Закон о гражданстве конкретизируетполномочия Президента в данной сфере. К ним относятся решения по вопросам:приема в гражданство; восстановление в гражданстве; разрешение гражданину РФиметь одновременно гражданство другого государства; отмены решения о приеме вгражданство; предоставление почетного гражданства.По всем названным вопроса Президент издает Указы. Другие органы, связанные срешением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.К органам, ведающим делами о гражданстве РФ, Закон относит Комиссию повопросам гражданства при Президенте РФ.На основе Закона распоряжением Президента от 23 июня 1992 года утвержденоПоложение об этой Комиссии. Она образуется Президентом и являетсягосударственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. Президентназначает председателя комиссии и по предложению последнего утверждает составКомиссии.Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросовгражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти.К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерствоиностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с темлишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих натерритории России, а вторые - за её пределами. В их функции входят: приемзаявлений и ходатайств по вопросам гражданства России; проверка фактов ипредставленных документов; направление ходатайства вместе с документами вКомиссию по вопросам гражданства; определение принадлежности лиц кгражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращениягражданства РФ в предусмотренных законом случаях.Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным содня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ.Исполнение решений возлагается соответственно на МВД или названные вышеорганы Российской Федерации за рубежом.

    Согласно постулатам общей теории права субъективное право - это юридически закрепленные вид и мера возможного поведения лица, а юридическая обязанность - юридически закрепленные вид и мера его должного поведения.

    Субъективные права и юридические обязанности разнообразны по своей природе, что обусловлено многообразием общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Субъективные права и юридические обязанности получают свое закрепление в различных отраслях права (в гражданском, уголовном, трудовом, семейном и др.), каждая из которых устанавливает права и обязанности в сфере отношений, составляющих ее предмет.

    Однако ведущая роль в общей системе прав, свобод и обязанностей принадлежит тем, которые получили конституционное закрепление.

    Особенности конституционных прав, свобод и обязанностей заключаются в следующем:

    1. Конституционные права, свободы и обязанности опосредуют наиболее важные, наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальная жизнедеятельность как отдельного человека, так и государства в целом невозможна.

    2. Конституционные права, свободы и обязанности получают правовое закрепление в Основном Законе государства, тем самым они обладают высшей юридической силой и имеют повышенную государственно-правовую охрану.

    3. Конституционные права, свободы и обязанности, в отличие от иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами других отраслей, носят всеобщий характер, обладание ими не связано с наличием у лица какого-либо статуса (например, собственника имущества, индивидуального предпринимателя, трудящегося и т. д.).

    4. Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. Например, из права человека на жилище вытекают все права и обязанности, закрепленные нормами жилищного права.

    Многообразие конституционных прав и свобод требует их классификации.

    Классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина можно проводить по различным основаниям.

    1. В зависимости от субъекта обладания конституционные права и свободы можно классифицировать на права, свободы человека и права, свободы гражданина. Отличие первых от вторых заключается в том, что права человека являются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения независимо от того, является ли он гражданином какого-либо государства или нет, а права гражданина связаны с принадлежностью человека к государству (с гражданством данного государства).

    В Конституции РФ различие между правами человека и правами гражданина проводится в формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека используются формулировки «каждый», «никто», «все». Применительно к правам гражданина в Конституции РФ указываются «граждане Российской Федерации» и «граждане».

    2. По форме осуществления конституционных прав и свобод можно выделить конституционные права и свободы, реализуемые в индивидуальном и коллективном порядке. Так, только в коллективном порядке может быть реализовано право на забастовку (ч. 4 ст. 37), право на свободу публичных мероприятий (ст. 31), право на объединение (ст. 30).

    3. Можно классифицировать права и свободы на основные и их составляющие. Например, право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32) - основное право, а избирательное право (ч. 2 ст. 32)- составляющее, оно является частью основного.

    4. По времени закрепления в конституциях различных государств права и свободы человека и гражданина можно классифицировать на три поколения:

    1) гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями;

    2) социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения;

    3) экологические права, появление которых связано с обострением экологической ситуации на всем земном шаре, права в сфере информации, закрепления которых потребовал научно-технический прогресс.

    5. По степени абсолютизации права человека и гражданина принято делить на абсолютные и относительные. Абсолютные права, в отличие от относительных, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Сюда относятся право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, право на жилище и ряд других.

    6. Наибольшее распространение в науке конституционного права получила классификация прав и свобод по их содержанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на три группы:

    1) личные,

    2) политические ,

    3) экономические, социальные и культурные.

    megaobuchalka.ru


    Смотрите также