«Носитель русского языка» и гражданство России. Носитель русского языка и гражданство


Чем опасен «носитель» русского языка?

Чем опасен «носитель» русского языка?

Автор Александр Андреевич Гаганов — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

Законопроект об очередном упрощении порядка приема в российское гражданство цивилизационно русских людей был внесен в Государственную Думу К.Ф.Затулиным в конце прошлого года и уже выходит на первое чтение. В январе в число инициаторов вошла Наталья Поклонская, а в марте инициативу поспешили поддержать еще с десяток депутатов (некоторые так поспешили, что потом даже пришлось отзывать свои фамилии с законопроекта).

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ УПРОЩАЕТ ЗАКОНОПРОЕКТ?

Сам законопроект уместился на одной страничке. Авторы законопроекта, видимо, тоже так спешили исполнить поручение Президента РФ, данное в конце 2012 года, что перепутали номера статей, в которые предлагается вносить изменения. В статье 1 законопроекта ошибочно указан номер статьи 31.1 Федерального закона «О гражданстве РФ» — имелась в виду статья 33.1. В пояснительной записке номер также неверный, но зато там дается наименование статьи.

Поэтому если все же открыть закон, в который хотят внести изменения, то можно обнаружить искомую статью 33.1 «Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка». Определение понятия «носитель русского языка» в обновленной редакции должно будет выглядеть так: это «лица, владеющие русским языком и повседневно использующие его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии родились либо постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР».

Вообще, авторы Федерального закона от 20.04.2014 №71-ФЗ (закон принят по инициативе Правительства РФ), которым было введено понятие носителя русского языка, тоже считали, что исполняли поручение главы государства. То есть вроде как поручение исполнено, больше не надо ничего делать.

Но по факту «ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам» так и не появился в 2014 году. Возможно, потому что по закону «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» понятие соотечественника носит двойственный характер: соотечественники за рубежом — и так имеют российское гражданство, а остальные соотечественники лишь частично пересекаются с «носителями русского языка». Да и каждый «чих» по-прежнему надо доказывать — и проживание на территории Российской империи сто пятьдесят лет назад, и владение русским языком. По новому «ускоренному порядку» тем, кто родился на территории России, или Российской империи (в Финляндии, например), или в СССР (в Таджикистане, Прибалтике и других союзных республиках), будет даваться вовсе не гражданство в ускоренном порядке, а лишь право пройти собеседование на комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Поправки не затрагивают самого порядка получения гражданства носителями русского языка.

Носители русского языка согласно действующей редакции закона о гражданстве вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство в упрощенном порядке. В части 2.1 статьи 14 закона сохраняется требование об отказе от имеющегося гражданства. Отказ не требуется, если он невозможен по независящим от человека причинам (этот случай прописывался, видимо, специально для фактических беженцев с ЛДНР). Изменения, предлагаемые в статью 8 закона о статусе иностранцев, касаются отмены требования отказа от гражданства при подаче заявления на получение вида на жительства (процедура, как правило, предшествующая получению гражданства). Это положение об отказе вводилось, кстати, все тем же 71-ФЗ.

Второе изменение в эту статью отменяет трехлетний срок, на который выдается вид на жительство носителю русского языка. Непредставление подтверждения отказа от гражданства исключается также из оснований для невыдачи вида на жительства носителям русского языка. В итоге возникает коллизия между нормами закона о гражданстве, которые все-таки сохраняют общее правило об отказе от имеющегося гражданства для носителей русского языка, и нормами закона о статусе иностранцев, в соответствии с которыми при получении вида на жительства отказ от гражданства не требуется.

С другой стороны, логично требовать отказа от имеющегося гражданства именно при предоставлении российского гражданства, а не при получении вида на жительства. Иначе, если отказ от гражданства будет принят государством и человек выйдет из гражданства, не получив российского гражданства, он окажется лицом без гражданства. Кстати, именно это обстоятельство снижает вероятность на практике отказаться от гражданства, так как международное право обязывает государства избегать появления апатридов (лиц без гражданства). В этом смысле поправки Затулина логичны.

ДВОЙНОЕ ИЛИ ДВА?

Теоретически логично и требование отказаться от имеющегося гражданства: но только если новое гражданство уже предоставлено. Как международное право не любит апатридов, так и государства не любят бипатридов — людей с множественным гражданством. С двойным гражданством в юридическом смысле (то есть когда между государствами есть договор о двойном гражданстве) проблем может быть меньше, так как они должны быть урегулированы договором. А с «двумя» гражданствами проблем может быть вдвое больше.

Как правило, проблемы могут возникнуть у самого гражданина и касаться исполнения обязанностей: уплаты налогов, службы в армии. Например, гражданин США обязан платить подоходный налог независимо от своего местонахождения и места ведения бизнеса. Для государств проблема будет такова, что они дважды будут исполнять свои обязанности в отношении такого гражданина. Например, дважды выплачивать ему пособие по безработице или пенсию. Если же между двумя государствами начнется война, и некий гражданин имеет гражданство обоих государств, мобилизован он будет в обоих государствах. Тогда в одном из этих государств ему будет грозить ответственность за уклонение от службы.

Из-за вероятности различных проблем, связанных с множественным гражданством, наше государство предпочитает знать о наличии иных гражданств у россиян. Поэтому была даже введена уголовная ответственность за неуведомление о наличии иного гражданства.

Различного рода опасения препятствуют заключению между государствами договоров о двойном гражданстве. Например, у России было всего два таких договора: с Туркменистаном и Таджикистаном. Первый прекратил свое действие, второй под вопросом. Вопреки распространенным мнениям у России нет договора о двойном гражданстве с Израилем и США. Если же договора о двойном гражданстве нет, то второе гражданство у гражданина для другого государства как бы не существует. Несмотря на наличие уголовной ответственности за неуведомление о втором гражданстве, прямого запрета на второе гражданство в России нет. Хотя некоторые видят в такой ответственности предвестник запрета на получение иных гражданств. Действительно, во многих государствах второе гражданство запрещается под угрозой лишения гражданства. Косвенный запрет на второе гражданство видится и в требовании об отказе от имеющегося гражданства при получении нового гражданства, который как раз есть в России.

ЧТО ТАКОЕ ПРАВО ПОЧВЫ?

Право почвы (jus soli) — один из принципов приобретения гражданства: гражданство приобретается при рождении на территории этого государства. «Правом почвы» славятся США. Недаром существуют даже программы организации родов в США: так ребенок получит американское гражданство, а там и родители подтянутся в граждане. Противостоит праву почвы право крови — предоставление гражданства по языковому, этнокультурному, национальному признаку. В современном мире эта классификация уже не имеет большого значения, потому что государства комбинируют оба подхода в своем законодательстве.

Посмотрим, как это скомбинировано в российском законодательстве. Ребенок приобретает российское гражданство по рождению, как правило, «перенимая» гражданство от родителей или одного из них, либо рождаясь на территории РФ и находясь под угрозой остаться без гражданства. Есть и исключительный вариант: круглый сирота на территории РФ становится россиянином через полгода после обнаружения.

Иностранцы могут приобрести гражданство РФ, если они пять лет живут в России по виду на жительство. Для них также требуется владение русским языком и отказ от иного гражданства. Упрощенный порядок получения российского гражданства связан с обстоятельствами наличия родителей, детей, супругов с российским гражданством, а также рождения на территории РСФСР, СССР и др. Упрощенный порядок введен и для носителей русского языка.

Таким образом, в российском законе о гражданстве так называемое право почвы пересекается с «правом крови». А выдаваемое за «принцип почвы» нововведение, по которому родившиеся на территории РФ, либо СССР, либо Российской империи получают право сдать экзамен для признания носителями русского языка, вообще больше похож на «принцип крови» (хотя здесь вообще не совсем корректно говорить о принципах приобретения гражданства). Сама конструкция с признаком владения и пользования русским языком имеет больше общего с правом крови, а не с правом почвы.

Логика авторов законопроекта, вводящих, по их мнению, «право почвы», такова, что подтвердить проживание сложнее, чем подтвердить рождение. Это правда. Но с другой стороны, и родиться на определенной территории сложнее, чем в результате сознательного выбора приехать и проживать в определенной стране. При этом этнически русским быть вовсе не обязательно, надо знать русский язык.

Другое дело поправка, касающаяся исключения из определения носителя русского языка слов «в пределах Государственной границы РФ». Так законодатели исправляют несправедливость в отношении лиц, происходящих с исторических российских земель и вообще лишенных счастья предстать перед комиссией по признанию «носителем».

Несмотря на фактические использование права крови (адресация к русскому языку), законодатель никак не может сам себе позволить открыто говорить просто о русских, цивилизационно или этнически русских людях, а не «носителях русского языка». Отдельные депутаты предлагают такие законопроекты, в которых предлагается упростить получение гражданства этнически русским. Но эти законопроекты неизменно получают отрицательные заключения. Почему? Потому, что по Конституции РФ гарантируется равенство прав независимо от национальности (часть 2 статьи 19). Якобы поэтому мы не можем дать никаких преференций русским. Однако в той же части 2 статьи 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав также независимо от языка. Но законодатель на это почему-то может закрыть глаза, давая как будто больше прав «носителям русского языка», а говорить о русских по национальности все равно не может.

Конечно, упрощать порядок предоставления гражданства пусть даже по национальному признаку можно не бесконечно. Ведь национальность в конечном счете выявляется по самоопределению гражданина, то есть фактически со слов гражданина. Перепись населения — яркий тому пример. Но у нас «упрощения порядка предоставления российского гражданства нашим соотечественникам» не происходит вовсе. Его нет. О нем можно много говорить, можно каждый год пиариться на этой теме. Но упрощения порядка предоставления гражданства как не было, так и нет.

Сколько человек нуждалось в российском гражданстве и сколько получило его? С ликвидацией ФМС найти официальную статистику вообще стало непросто. Если вдруг порядок реально упростился в 2014 году, почему дискуссии об упрощении порядка не прекращаются? И в конце концов, почему нельзя на самом деле упростить порядок предоставления гражданства русским людям (назовем их для маскировки «носителями русского языка»)? Как будто России вообще не нужны «лишние» граждане — и это притом, что огромная часть нашей территории не заселена, что само по себе представляет угрозу безопасности РФ.

И для русских людей была выбрана такая то ли оскорбительная, то ли толерантная замена — «носитель русского языка». Звучит, как будто это носитель какого-то вируса. Вроде бы не болеет сам, но потенциально опасен.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Двойное гражданство в ДНР

Упростят или усложнят упрощенный порядок получения российского гражданства для украинцев?

Какая польза от советского гражданства?

На смену закону о беженцах идет закон о предоставлении убежища

Правовые аспекты формирования русского мира

Плевок в русскую душу

Непризнанные страны. Непризнанные люди. Непризнанная русскость

Украинские мигранты в России: чужие среди своих

Ответы чужих среди своих на упреки от своих

Вернуться на главную

rusrand.ru

Получение гражданства России носителями русского языка - Специализированное адвокатское бюро

Получение гражданства РоссииПризнание носителем русского языка

Не так давно в России начали действовать изменения, внесенные в Федеральный закон о гражданстве, согласно которым, носители русского языка, могут быть приняты  в российское гражданство в упрощенном порядке. В настоящей статье рассмотрим порядок получения статуса носителя русского языка, а также процедуру принятия в гражданство лиц, признанных решением комиссии носителем русского языка.

Получение гражданства носителями русского языка

С 2013 года в российское законодательства были внесены изменения, упростившие порядок получения российского гражданства лицами, признанными носителями русского языка. Полномочия по признанию иностранных граждан носителями языка были переданы в специальные комиссии, созданные при региональных управлениях Федеральной миграционной службы. Претендовать на статус носителя русского языка, согласно внесенным в закон изменениям, могут иностранные граждане, получившие в РФ право постоянного проживание, то есть вид на жительство, либо, чьи родственники по прямой нисходящей линии проживают или когда-либо проживали в пределах государственной границы Российской Федерации. К таким родственникам закон относит: родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек и пр.

Наши адвокаты специализируются на вопросах миграционного права и готовы проконсультировать Вас по вопросу получения статуса носителя русского языка, подобрать схему получения гражданства России исходя из Вашего правового, социального и семейного статуса. Также Вы можете заключить с адвокатом нашего адвокатского бюро соглашение о комплексном сопровождении на всех этапах получения гражданства.

 Гражданство носителям русского языка

Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации предусматривает, что носителям русского языка, то есть гражданам, успешно прошедшим процедуру собеседования, и оформившим себе вид на жительство, может быть предоставлено российское гражданство. Несмотря на кажущуюся простоту, оформление гражданства носителям русского языка предполагает выполнение комплекса действий с соблюдением определенных законом правил, пренебрежение которыми чревато серьезными последствиями вплоть до выдворения. Чтобы исключить все риски, лучше, как можно ответственное подойти к вопросу планирования действий по получению гражданства по данному основанию и руководствоваться только законными методами. В данной статье мы рассмотрим ключевые этапы получения гражданства РФ носителями русского языка и попробуем обозначить основанные риски, с которыми может столкнуться иностранный гражданин, желающий оформить статус носителя русского языка. Кратко обозначим основные этапы оформления гражданства носителями русского языка, к ним относятся:

Первым этапом на пути к гражданству является обращение в УФМС с заявлением о признании носителем русского языка. Данное заявление рассматривается специальной комиссией по признанию иностранных граждан носителями русского языка, созданной в каждом российском регионе. Полномочия по контролю за деятельностью региональной комиссии по признанию иностранных граждан носителями языка, в том числе рассмотрению жалоб граждан на действия комиссий, осуществляет центральная комиссия при Федеральной миграционной службе в г.Москве.

Форма заявления носитель русского языка

Заявление подается по форме, утвержденной приказом ФМС. Факт наличия оснований быть признанным носителем языка иностранному гражданину придется подтвердить документально.

На данном этапе у граждан возникают сложности со сбором необходимых документов, подтверждающих основания. ФМС в качестве таких документов признает: архивные справки, выписки из домовой книги, военный билет, паспорт гражданина РФ или СССР. При отсутствии на руках у гражданина документов, подтверждающих факт проживания родственников, архивные справки могут быть получены по письменным запросам, направленным в уполномоченные органы. При невозможности документального подтверждения оснований факт может быть установлен в судебном порядке.

 Получить носителя русского языка

Чтобы получить носителя русского языка гражданину придется пройти специальное собеседованием с членами комиссии по признанию граждан носителями русского языка при УФМС. Статус носителя русского языка гражданину присваивается решением комиссии. Основанием для проведения собеседования является поступившее в комиссию по признанию носителями русского языка заявления по установленной форме с приложением копий документов, подтверждающих наличие оснований для признания носителем языка (копия вида на жительство или архивные справки и проживании родственников), включая свидетельства о рождении или выписки и органов ЗАГС, подтверждающий факт родства, а также удостоверяющий личность документ. К заявлению также прилагаются документы, подтверждающие основания нахождения в Российской Федерации.

Оснований для отказа в приеме заявления законом не предусмотрено, поэтому, если Вам незаконно препятствуют подаче заявления – жалуйтесь на действия сотрудников УФМС вышестоящему руководству (незаконные отказы в приеме документов распространены в практике работы УФМС в Санкт-Петербурге и Москве). Подача грамотных жалоб, как правило, имеет положительный результат.

Комиссия носителям русского языка

Комиссия по признанию граждан носителями русского языка создана в каждом регионе России. Порядок формирования и работы комиссии по признанию носителями русского языка установлен Приказом Федеральной миграционной службы России от 26 мая 2014 года № 380. Согласно данному приказу комиссия обязана провести с носителем языка экзамен в форме собеседования в срок, не позднее пяти дней со дня поступления от него заявления о признании носителем русского языка.

Экзамен носитель русского языка

С претендентом, подавшим в комиссию заявление, проводится устное собеседование. При проведении собеседования комиссия применяет В результате проведенного с претендентом собеседования комиссия принимает решение о признании гражданина носителем русского языка, либо об отказе в признании носителем. Требования к содержанию решения установлены Приказом ФМС России от 26 мая 2014 г. N 379. Согласно данному приказу в решении излагаются аргументированные выводы, по которым комиссия признает гражданина носителем русского языка или отказывает ему в признании носителем. Основным критерием соответствия кандидата запрашиваемому статусу является свободное владение русским языком и повседневное использование русского языка в бытовой и культурной сферах жизни. Единая методика проведения собеседования и оценки его результатов до настоящего времени не выработана. Однако это, отнюдь, не означает, что решение может быть принято основываясь на субъективном отношении к кандидату. Несоответствие носителя закреплённым в законе критериям должно быть детально аргументировано.

Решение комиссии вручается гражданину. В случае несогласия с ним, гражданин вправе обжаловать данное решение в судебном порядке, а также в вышестоящую комиссию Федеральной миграционной службы. Гражданин, которому необоснованно отказали в признании носителем языка, вправе ходатайствовать о проведении независимой лингвистической экспертизы в судебном порядке.

 Статус носителя русского языка

Статус носителя русского языка предоставляет иностранному гражданину оформить вид на жительство и приобрести гражданство.

После получения статуса носителя русского языка гражданин лично обращается в УФМС и получает уведомление о возможности приема в российское гражданство. Данное уведомление понадобиться носителю языка для оформления отказа от имеющегося гражданства. Уведомление о возможности приема в гражданство не потребуется гражданам Белоруссии, поскольку белорусские граждане могут иметь двойное – российское и белорусское гражданство. Хотя у граждан Беларуси имеются основания получить российский вид на жительство в упрощенном порядке, приобрести российское гражданстве Белорусы могут не всегда. При отсутствии иных оснований граждане Беларуси после получения вида на жительство могут приобрести гражданство России как носители языка.

 Оформление вида на жительство носителям русского языка

Оформление вида на жительство иностранный гражданин должен предоставить следующие документы: фотографии, заявление о выдаче вида, решение комиссии о признании носителем русского языка, документ, подтверждающий обращение с заявлением об отказе от имеющегося гражданства, медицинскую справку об отсутствии опасных инфекционных заболеваний, а также заболевания наркоманией и ВИЧ. Указанные документы рассматриваются в течение 2 месяцев со дня их поступления в УФМС, после чего в отношении носителя языка принимается решение о выдаче вида на жительство или об отказе в выдаче вида.

Основанием к отказу в выдаче вида может послужить нарушение иностранным гражданином миграционного режима, совершение административных правонарушений, наличие опасных заболеваний, а также сообщение ложных сведений о себе. Решение об отказе в выдаче вида на жительство может быть обжаловано гражданином в установленном порядке и в предусмотренный законом срок.

Оформление гражданства носителям русского языка

После получения вида на жительство иностранный гражданин вправе обратиться в миграционный орган с заявлением о принятии его в российское гражданство. Заявление подлежит рассмотрению в течение 3 месяцев со дня его поступления. Вместе с заявлением и полным комплектом документов гражданин должен предоставить в УФМС доказательства выхода из гражданства иного государства или документ, подтверждающий, что выход из гражданства невозможен в силу независящих от него причин. Таким документом, например, может быть решение об отказе носителю языка в выходе из гражданства либо справка, подтверждающая невозможность выхода из гражданства, так как выход из гражданства не допускается на законодательном уровне, или справка о том, что носитель обратился с заявление о выходе из гражданства, но в установленный срок по нему не было принято решение. При невозможности получения одного из перечисленных документа, гражданин вправе просить суд установить юридический факт возможности отказа от гражданства иностранного государства в силу независящих от гражданина причин, поскольку он имеет значение для решения вопроса о возможности приема в гражданство РФ.

Граждане Казахстана после получения вида на жительства могут оформить себе гражданство России в порядке в упрощённом порядке в рамках международного соглашения 1999 года, без выхода из гражданства Республики Казахстан.

Миграционное законодательство обширно и достаточно сложно для понимания лицами, не имеющими специальной подготовки. Если у Вас возникли вопросы после прочтения этой статьи, наши адвокаты бесплатно проконсультируют Вас по телефону 8 812 98-332-98.

 

proverky.net

«Носитель русского языка» и гражданство России

«Носитель русского языка» и гражданство России: логика противоречий

На Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти России проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения наконец-то обновился законопроект об упрощенном предоставлении гражданства соотечественникам.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» разрабатывается уже давно во исполнение поручения президента России, данного им еще в декабре 2012 года в Послании Федеральному Собранию: «Поручаю разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи и в Советском Союзе. Тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства… Соответствующие поправки уже находятся в Государственной Думе. Прошу депутатов принять эти законы».

Три подобных законопроекта, внесенных ранее отдельными законодателями, были отклонены Государственной Думой . Правительственный законопроект до последнего времени находился на доработке - и вот долгожданное обновление. Конечно, и этому варианту законопроекта предстоит еще пройти обсуждение. А 22 января, согласно данным «Единого портала», законопроект должен получить заключение независимой антикоррупционной экспертизы.

***

Что самое интересное в тексте доработанного законопроекта? Вводится уникальный критерий упрощенного предоставления гражданства РФ: «носитель русского языка».

Не знаю, насколько я являюсь носителем русского языка, но законы и законопроекты пишутся у нас так, что разобраться в них довольно сложно. Давайте попробуем (здесь и далее текст законопроекта приводится согласно документу, выложенному на «Едином портале») :

1) в статье 14:

часть вторую дополнить пунктом «е» следующего содержания:

«е) являются носителями русского языка, как владеющие русским языком и регулярно использующие его в семейно-бытовой, общественной, культурной и иных сферах, и чьи родственники по прямой восходящей линии, либо они сами, ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации, в том числе на территории, относившейся к Российской империи и СССР, при условии отказа от имеющегося гражданства иностранного государства либо отсутствия гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин».

Итак, можно понять, что любой носитель русского языка, признанный таковым специальной комиссией, но при этом географически ограниченный происхождением с территории бывшего СССР и бывшей Российской империи, сможет претендовать на гражданство Российской Федерации.

Читаем изменения, предложенные к статье 35 действующего закона:

7) в статье 35:

а) часть 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с пунктом «е» части второй и частью седьмой статьи 14 настоящего Федерального закона осуществляются в срок до трех месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

б) дополнить частью 41 следующего содержания:

«41 . Рассмотрение и принятие решения по заявлениям о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами в срок до трех месяцев».

Идет ли речь о том, что гражданство можно будет получить в трехмесячный срок или же потребуется три месяца на процедуру получения уведомления о возможности приема в гражданство и потом еще три месяца для принятия окончательного решения и присвоения гражданства я, честно говоря, так и не понял. Скорее всего, все-таки, не менее полугода. Надеюсь, что квалифицированные юристы все разъяснят нам, если изменения в Федеральный закон о гражданстве будут приняты.

***

Еще одну детализированную «новеллу», как сейчас принято говорить у законодателей, вынужден привести целиком, чтобы ничего не перепутать в своем изложении:

Статья 331. Порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

1. Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка в целях применения к ним положений пункта «е» части второй статьи 14 настоящего Федерального закона осуществляется по результатам собеседования с данным иностранным гражданином или лицом без гражданства, проводимого комиссиями, формируемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заявления по признанию их носителями русского языка должны подать не позднее пятнадцати суток до окончания срока временного пребывания на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, заявления по признанию их носителями русского языка должны подать не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания на территории Российской Федерации.

Решение комиссий по результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства принимается в форме заключения, которое выдается заявителю для подачи заявлений о выдаче вида на жительство, о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с пунктом «е» части второй статьи 14 настоящего Федерального закона и, в случае выезда из Российской Федерации, для решения вопроса последующего въезда в Российскую Федерацию.

Срок действия решения комиссий не ограничен.

Проведение повторного собеседования не допускается.

2. Порядок формирования комиссий, указанных в части первой настоящей статьи, включая требования к составу включаемых в них специалистов, проведения собеседований и требования к оформлению решений комиссий определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции по согласованию с федеральным органом, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

***

Вот самое интересное и важное, что содержится в обновленном и доработанном законопроекте. Есть еще детально прописанные правила получения виз, сроки пребывания на территории РФ при подаче заявления на получение уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, но все желающие могут сами ознакомиться с полным текстом законопроекта на «Едином портале». А мы попробуем поразмышлять о принципе предлагаемой «упрощенки».

На мой взгляд, налицо попытка примирить требования ограничить неконтролируемую миграцию и вместе с тем расширить легальные каналы переселения соотечественников, не прибегая к такой популярной у населения, но не принимаемой властью мере, как ограничение сверхширокого определения «российского соотечественника», существующего в соответствующем Федеральном законе. Главная задача предлагаемого законопроекта, наверное, ни в коем случае не прибегать к критериям национальности и этничности при предоставлении гражданства Российской Федерации.

Наверное, было бы слишком революционно ломать сложившиеся представления о том, что не существует даже потенциальной возможности программы репатриации соотечественников по национальному признаку. Списка коренных народов Российской Федерации, не имеющих государственности за пределами нашей страны, оформленного серьезным законодательным образом, не существует до сих пор. И само составление этого списка с дальнейшим предоставлением упрощенной процедуры предоставления гражданства РФ представителям коренных народов РФ, проживающим (в том числе вынужденно и не по своей воле) за ее пределами, кажется сегодня несбыточной мечтой наших соотечественников, искренне недоумевающих: «почему меня не пускают на Родину на том основании, что я русский, татарин или якут, etc? Другой Родины, кроме России, у меня нет».

Не смею даже подумать о том, что дело в банальном страхе элит перед русским народом или попытке тем или иным образом размыть русскую национальную идентичность переселенцами неславянских национальностей. Хотя и понимаю, что после очередного украинского майдана перенести страх перед ультрарадикальным украинским национализмом, почти фашизмом, на русский народ некоторым слоям в России будет весьма соблазнительно.

Скорее всего, дело в том, что проще всего постараться примирить требование ограничения инокультурной миграции вообще, как раз введением термина «носитель русского языка», призванного заменить любую и всякую этничность в «многонациональной, полиэтничной российской политической нации». Странно только, что эта этничность сохраняется ярко выраженной для всех коренных народов России, кроме государствообразующего – русского народа. Татары проводят мероприятия исключительно татарских, а не «российских соотечественников», по какому принципу переселяются в Россию черкесы, даже и русского языка, не знающие – никому непонятно, но об этом и говорить-то не то чтобы не принято, а просто нельзя.

Вместе с тем, ограничение языкового критерия (носитель русского языка, значит - вправе подавать на гражданство РФ по упрощенке) фактором принадлежности к постсоветскому пространству или пространству бывшей Российской империи убережет рассматриваемый нами законопроект от слишком резкой критики, ведь иначе можно было бы удивиться столь уникальному принципу: выучил язык – имеешь право на упрощенный порядок получения гражданства страны, язык которой ты выучил. То есть - вспомнить знаменитые строки Маяковского про «негра преклонных годов» у критиков законопроекта все же не получится. И это тоже отрадно.

Вместе с тем, представители титульных наций постсоветских республик – грузины, киргизы, молдаване, таджики, эстонцы и прочие славные люди при условии «ношения русского языка» могут претендовать на упрощенку. «Что за комиссия, Создатель?» Комиссия, признающая претендента носителем русского языка, безусловно, будет объективная, беспристрастная, и главное, лишена даже намека на коррумпированность. А с учетом того, что на территории России уже находятся миллионы потенциальных «носителей русского языка» из Средней Азии и других постсоветских республик, то вот вам и завуалированная миграционная амнистия.

А в России титульной нации нет, зато будут абстрактные носители русского языка и российской (?), надеюсь, культуры. В принципе, предлагаемый законопроект – это, конечно, компромисс. Потому что даже требование быть носителем русского языка для потенциальных переселенцев – это уже шаг вперед по сравнению с тем, что мы имеем сейчас. Правда, участников Госпрограммы переселения не проверяют на знание русского языка, но вот национальный состав участников госпрограммы пока что заставляет задуматься.

Русских, украинцев и белорусов – всех вместе (отдельно данные по русским подчеркнуто не приводятся в отчетах) в 2013 году среди участников Госпрограммы было всего 52 процента. Как изменится ситуация, если законопроект когда-нибудь вступит в силу, будет зависеть, как всегда, от комиссий на местах. Кого они признают носителями русского языка, мы тогда все равно увидим. Будем надеяться на лучшее. По крайней мере, многие наши русские соотечественники, пусть в общем со всем бывшим СССР потоке, но все же получат возможность переехать в Россию не только по госпрограмме, узкие врата которой уже давно не справляются с потоком переселенцев. А если случится обострение ситуации на Украине, то и беженцев (не дай Бог, конечно) можно будет принимать массово и по новому критерию.

Оригинал 

ru.exrus.eu


Смотрите также