Между сильными и слабыми | Газета «День»
«В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ГОСУДАРСТВО ФАКТИЧЕСКИ БЕССИЛЬНО ПРОТИВ ТАКИХ НАРУШИТЕЛЕЙ»
Ольга АКУЛОВА, магистр права, редактор журнала «Ваш правовед», заместитель директора Донецкой областной общественной организации Фонда «Правовое просветительство», заместитель директора Юридической фирмы «Талион»:
— В соответствии со ст. 4 Конституции Украины, в Украине существует единое гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Украины определяются Законом Украины «О гражданстве», который постулирует принцип единого «гражданства государства Украина». Если гражданин Украины приобретает гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины. Так же, как и иностранец, приобретающий гражданство Украины, в правовых отношениях с Украиной признается лишь ее гражданином.
Одним из оснований для потери гражданства Украины является добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства.
Следовательно, по большому счету в настоящий момент государство фактически бессильно против таких нарушителей и неспособно оперативно реагировать на вновь появившихся двойных граждан, даже находить их.
Вместе с тем, сегодня в Верховной Раде есть проект закона, согласно которому предлагается установить наказание за укрывательство факта двойного гражданства в виде ограничения свободы до 5 лет. Действующий закон дополнят нормой о том, что гражданин Украины обязан сообщить о факте получения или пребывания в гражданстве (подданстве) другого государства в течение 30 дней. Также предусматривается повысить требования относительно получения украинского гражданства, а добровольное получение гражданином Украины гражданства другого государства будет основанием для лишения его украинского гражданства.
«ТРЕБОВАТЬ ОТ ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ АКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ БИПАТРИДОВ В УКРАИНЕ ПРОСТО НЕТ ОСНОВАНИЙ»
Игорь ГУЛИК, политический эксперт, Львов:
— «Казус Пресмана», с моей точки зрения, свидетельствует о признании властью нечестной игры в проблеме так называемых бипатридов. То, что лица с двойным гражданством в Украине есть и их число постоянно растет, — не секрет. В конце концов, как и то, что инициаторами этого процесса стали власть предержащие разных уровней и мастей. Потому что именно они, переживая за собственное будущее, часто выбирают для себя именно такой путь «перестраховки» — гражданство другой страны.
Вот почему все украинские правовые акты о гражданстве не содержат императивную дефиницию о том, что приобретение гражданства другой страны запрещено и что тот, кто имеет паспорт гражданина другой страны, является преступником. Поэтому требовать от правоохранителей активных действий для преследования бипатридов в Украине просто нет оснований.
Другое дело, необходимы ли такие действия? Если общество считает себя демократическим и толерирует права человека, то репрессии против лиц, которые по тем или иным соображениям решили стать подданными других государств, однозначно считались бы несовместимыми с такими постулатами.
Но в современной Украине эта проблема, как уже отмечено, приобретает несколько другое звучание. Она уже перекочевала в область национальной безопасности. Потому что, в принципе, может ли цивилизованное сообщество соглашаться с тем, что лица, наделенные властными полномочиями в его государстве, в то же время предостерегают себя от ответственности перед ним (сообществом), держа во внутренних карманах пиджаков паспорта других государств? Конечно, нет.
Если же принять во внимание украинскую «специфику», то есть, не слишком добродушных соседей, законодательство которых, в частности, предусматривает «защиту соотечественников», где бы они не проживали, то есть определенные основания считать бипатридов с собственно «соседским гражданством» своеобразной пятой колонной.
Но, кроме статусных бипатридов, в Украине носителями неукраинского гражданства являются тысячи рядовых жителей. Они имеют на то свои основания, и достаточно часто эти основания формирует родное государство. Экономическая неопределенность, необходимость осуществлять малый бизнес с нарушением несовершенных законов, пустяковые преференции пересечения границ, получение виз… Таких факторов наберется не один десяток. И если Украинское государство закрывает глаза на дискомфорт своих подданных, то почему они, ее граждане, должны толерировать его?!.
«НУЖНО СТАНОВИТЬСЯ СИЛЬНЫМ»
Игорь ТАНЧИН, политолог, Львов:
— Двойное гражданство — достаточно распространенная практика и допускается законами многих стран, в том числе США, Канады, России, Израиля и т.п. Причем прослеживается интересная закономерность: среди стран, которые практикуют двойное гражданство, преобладают сильные в военном и экономическом плане, а более слабые страны предпочитают не допускать ситуации, когда их гражданин может воспользоваться защитой другого государства, во избежание выполнения обязательств перед своим, или же просто имеет определенные обязательства перед другим государством.
Причина простая: если в конфликт вступают равные права, все решает сила. Как это делается, продемонстрировала Россия в Северной Осетии: сначала российская власть раздавала свои паспорта в сепаратистском регионе Грузии, а потом ввела войска будто бы для защиты своих новых граждан. Кстати, сама Россия не приветствует раздачу паспортов других государств на собственной территории и признает двойное гражданство, только если паспорт другого государства ее гражданин получил до 2002 г. или же если он постоянно проживает на территории другого государства. Чем не формирование потенциальной пятой колонны? Натурально, более слабым государствам подобная тактика не по силам, а потому их усилия нацелены преимущественно на защиту от диффузионного наступления более сильных соседей.
В Украине распространение двойного гражданства происходит двумя путями:
1. Как инициатива отдельных людей, которые таким образом получают возможность избежать возможного преследования. Поскольку в нашей стране бытует презумпция виновности, иметь такой запасной аэродром считают для себя нелишним немало бизнесменов и политиков, вплоть до наивысших представителей власти нашего государства (не знаю, как там ситуация с нашими президентами, но два премьера — Звягильский и Лазаренко — имели паспорта других государств)
2. Раздачу собственных паспортов практикуют страны, которые имеют на территории нашего государства сильную диаспору (Россия, Венгрия, Румыния).
И в первом, и во втором случае — это потенциальная угроза для Украины (в первом случае — иностранные службы могут оказывать давление на наших бизнесменов и политиков, во втором — возможность осетинского варианта).
Однако должны признать, что подавляющая часть наших граждан, которые все-таки получают еще один паспорт, руководствуются не нелояльностью к нашей стране или, тем более, не желанием навредить Украине, а дополнительными возможностями, которые предоставляет гражданство более состоятельного государства. В настоящий момент свыше 4 млн. украинцев работают за рубежом. Конечно, им очень нужен паспорт, что позволяет получить работу и защиту закона в странах, куда их вытолкнули трудности на собственной родине.
Вывод простой: нужно становиться сильным. А сейчас сурово придерживаться действующего законодательства и неуклонно наказывать за его невыполнение. Последнее, конечно, касается не только законодательства о гражданстве.
«РЕЧЬ ИДЕТ НЕ ОБ ОТРЕЧЕНИИ ОТ УКРАИНСКОГО ГРАЖДАНСТВА, А О ПРИОБРЕТЕНИИ ЕЩЕ ОДНОГО — ЛУЧШЕГО»
Остап ДРОЗДОВ, автор и ведущий политической программы «Прямым текстом», телеканал ЗІК, Львов:
— В современных условиях украинское гражданство — это клетка. Гражданин Украины — второсортный в мире, потенциально опасный и незаконопослушный. Только через такую призму нужно смотреть на проблему двойного гражданства. Что Европа думает об украинском гражданине, мне показывает километровая очередь под польским консульством во Львове. Зато разговор о двойном гражданстве, широко практикуемом в мире, никакого отношения не имеет к патриотизму. Это скорее разговор о том, может ли у человека быть больше, чем одна Родина. Я отвечаю: да. Более того, единое украинское гражданство считаю неестественным. Поскольку население Украины не является мононациональным; оно перенасыщено выходцами из неукраинских исторических образований, а следовательно, хранит в себе крепкую неукраинскую коннотацию.



«НАША СТРАНА ОТКАЗЫВАЕТСЯ ЗАМЕЧАТЬ РЕАЛЬНОСТЬ»
Владимир КВУРТ, секретарь Львовского городского совета 2006—2010 гг.:
— С моей точки зрения, Украина сегодня не запрещает иметь двойное гражданство. Ее позиция скорее напоминает реакцию страуса, который не желает признавать этот факт. Ведь тысячи наших граждан, которые получили гражданство других стран и в письменном виде не подтвердили своего желания отказаться от гражданства Украины (и, конечно, дождались Указа Президента Украины), в дальнейшем остаются гражданами только Украины! То есть наша страна отказывается даже замечать реальность и в своих правоотношениях с такими гражданами делает вид, что ничего не случилось, они в дальнейшем остаются ее гражданами, относительно них действуют все украинские законы. В том числе такие граждане имеют право избирать и быть избранными (как депутат Одесского облсовета), а самое большое наказание — факт гражданства другой страны может быть лишь теоретическим основанием лишения такого лица украинского гражданства, и это только в том случае, если не подпадает под исключения, предусмотренные Законом Украины о гражданстве (для примера, одновременное приобретение гражданства при рождении), или же в соответствии с ратифицированной Европейской конвенцией, где главой V Конвенции для государств-участниц предусмотрено обязательство разрешать своим гражданам сохранять разные гражданства, приобретенные при рождении или в связи со вступлением в брак.
Такое «не замечание» Законом может стать основанием выборочной проверки или преследования, скорее всего, без последствий и не лишенное неприятных минут общения с правоохранительными органами.
Да, сегодня многие граждане пользуются такой «слепотой»! Да, кое-кто, кроме депутатской неприкосновенности, получает паспорт другой страны! Но такой непонятной позицией мы, конечно, разрываем тоненькие ниточки тысячам наших граждан, которых судьба и невозможность себя реализовать в собственной стране разбросала по всему миру. Они боятся быть наказанными и потерять честно заработанное за ее пределами. Они не навещают близких, могилы родителей и родственников, потому что не хотят рисковать. Такой «слепотой» мы убиваем надежды миллионов наших эмигрантов и их детей вернуться на родную землю. Потому что они не чувствуют своей особенности и понимают, что для Украины они и выходцы из африканского племени наделены одинаковыми возможностями.
Позволяет ли такая «слепота» говорить о национальной безопасности? Нет! Потому что не урегулирована даже процедура допуска к государственной тайне госслужащих или депутатов ВР!
Считаю, что Украине не стоит бояться двойного гражданства. А через двойное гражданство еще больше приблизить тех, кому небезразлична эта земля! Попробовать поддержать носителей украинскости в мире, создать особый режим инвестиций и возможностей развития Украины! Главное, чтобы не прятаться от проблемы, а факт двойного гражданства сделать публичным. А избиратели пусть избирают: возможно, гражданин Панамы и будет иметь больше доверия!
«МЕЖДУ «НЕ ПРИЗНАЕТ» И «ЗАПРЕЩАЕТ» СУЩЕСТВУЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ РАЗНИЦА»
Орест ДРУЛЬ, «Западная аналитическая группа», Львов:
— Украина не признает существования гражданства других стран у своих граждан; то есть, «если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств» или «иностранец получил гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины» (ст. 2 Закона Украины «О гражданстве»).
Между «не признает» и «запрещает» существует значительная разница: Украина в некоторых случаях позволяет, чтобы ее граждане имели другое гражданство, но относится к таким бипатридам (точнее — полипатридам; patridos греч. «отчизны») так, словно других гражданств у них нет, а сумма гражданских прав и гражданских обязанностей их идентична с монопатридами.
В щель между «позволяет» и «запрещает» попадают те, кто дополнительное гражданство получил без добровольного обращения для его приобретения. Это, согласно ст. 14 ратифицированной в 2006 году Украиной «Европейской конвенции о гражданстве» от 1997 года: (a) дети, «которые автоматически приобрели разные гражданства при рождении» (усыновление — добавляет ст.19 указанного украинского закона) или (b) «если это другое гражданство автоматически приобретается в связи со вступлением в брак» (или — отечественное дополнение — достижение совершеннолетия, «если такой гражданин Украины не получил документ, который подтверждает наличие у него гражданства другого государства»).
В конечном итоге, приобретение дополнительного гражданства даже при условии добровольного обращения является лишь основанием для потери гражданства Украины; потеря его наступает лишь после соответствующего президентского указа.
То есть, если правоохранительные органы или просто бдительные граждане обнаружили лицо с основаниями для потери гражданства (или же сам неразрешенный по отечественному законодательству полипатрид это каким-то образом обнаружил), то единственным действием может быть надлежащее представление в припрезидентскую комиссию по вопросам гражданства для устранения этого безобразия. Но и здесь проявляется мягкость запрещения: невезучий полипатрид может использовать часовой интервал между указанным представлением и эвентуальным принятием решения, подав заявление об отказе от дополнительных гражданств. Тогда, согласно ст.19 нашего базового закона о гражданстве, основания для потери гражданства перестают быть такими, потому что гражданин Украины может стать лицом без гражданства, что, по убеждениям законодателя, является недопустимым. В любом случае, прецедентов потери гражданства (не выхода из гражданства, а потери) пока еще в Украине не наблюдалось.
Ошибочность распространенного у нас взгляда о категорическом в Украине запрещении двойного законодательства исходит из другой (нежели у законодателя) трактовки ст. 4 Конституции «В Украине существует единое гражданство». Слово «единый» в украинском языке имеет два значения: «только один, без других» и «общий для всех, неделимый». Создатели Конституции не учли эту амбивалентность понятия, а законодатели поняли его лишь во втором значении: в Украине, с одной стороны, нет дополнительного локального гражданства (крымского, например, как могло бы быть, исходя из автономного статуса Крыма), а с другой стороны — нет «карты украинца», как в Польше или в Венгрии, где есть граждане с полным набором прав и обязанностей, а есть зарубежные соотечественники с ограниченным их набором (в частности, относительно права голоса или военной службы). Наконец, это «неполное гражданство» у нас как дополнительное не трактуется и даже теоретических проблем для их носителей не создает.
Проблема двойного гражданства — как проблема, а не как квестия — исходит из проблемы двойных лояльностей бипатрида. Пока эти лояльности не конфликтуют между собой, проблемы нет. Если же появляется конфликт интересов, то украинский законодатель по умолчанию считает, что проукраинская лояльность является приоритетной для любого бипатрида (даже больше чем приоритетной: единственной — другой он просто не замечает, считая достаточным просто принять, что ее не существует, потому что в правоотношениях в Украине она не признается). «Так ли это на самом деле?» — большой вопрос, часто с отрицательным ответом. Как минимум, думаю, стоило бы узаконить обязательное декларирование дополнительного гражданства для всех должностных лиц, чтобы общество при оценке эффективности их деятельности учитывало и этот фактор.
Вопрос же категорического запрещения двойного гражданства — это вопрос силы государства. Сильное государство может позволить себе использовать возможности даже частичной лояльности бипатридов, нейтрализуя возможные при этом опасности. Более слабое же государство будет пытаться на всякий случай запретить двойное гражданство, в корне ликвидируя опасность (часто несуществующую) конфликта лояльностей. А еще более слабое — запретит де-юре, разрешив де-факто.
«НОРМА — ЕСТЬ, А САНКЦИИ ЗА ЕЕ НАРУШЕНИЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ»
Александр РАДЬКО, бывший начальник отдела гражданства и регистрации физических лиц Управления Министерства внутренних дел Украины в Житомирской области, полковник милиции в отставке, председатель фракции ВО «Батьківщина» в Житомирском городском совете:
— Чтобы вывести какое-то лицо из гражданства Украины, в соответствии с законом нужен Указ Президента. Если говорить прямо, то у главы государства много других дел. Поэтому уполномоченные органы готовят соответствующие представления в редких случаях, когда кто-то себя очень скомпрометировал — например, публичными выступлениями против нашего государства, действиями на грани криминала, получившими широкую огласку. Считаю, что наше государство не уделяет достаточно внимания внедрению действенных мер против тех, кто нарушает конституционные и законодательные положения в данной сфере. То есть норма относительно недопустимости двойного гражданства есть, а санкции за ее нарушение не предусмотрены. Поэтому наши «хитрые головы», в том числе должностные лица, умудряются иметь паспорта нескольких государств: когда едут в Соединенные Штаты Америки, показывают американский паспорт, в Россию — российский, возвращаются в Украину — предъявляют украинский. Каждое государство предусматривает определенные преференции для своих граждан при въезде в страну, поэтому люди пытаются это использовать.
Конечно, особенно сложная ситуация с двойным гражданством в Крыму — военнослужащие Черноморского флота, которые там служат, используют возможность получения украинского паспорта, остаются жить на полуострове, но пенсия им, например, начисляется из заработной платы во время службы в ЧФ, то есть в значительно больших размерах, чем нашему моряку, а выплачивается, согласно договору между Россией и Украиной, из соответствующих фондов нашей страны.
Наказание за нарушение законодательства о гражданстве может быть не связано со статьями Криминального кодекса, не крайне необходимо нарушителей сажать в тюрьму — могут применяться финансовые рычаги, большие штрафы, например. Относительно того, можно ли предотвратить получение украинского гражданства человеком, который является гражданином другой страны, то в статьях 6—11 Закона «О гражданстве Украины» установлен ряд оснований для этого. В частности, если родители или деды являются или были нашими гражданами, то есть, это вопрос украинского корня. Если его нет, то установлены серьезные «рогатки». Однако, например, если человек определенное время живет в Украине, то может ставить вопрос о приобретении нашего гражданства. Но в его паспорте другого государства должна быть отметка о пересечении нашей границы, еще необходимо подтверждение законности пребывания на нашей территории. Этот паспорт тот, кто получает украинский, обязан сдать или, в крайнем случае, предоставить нотариально заверенное обязательство выйти из гражданства той страны. Но если этого не сделано, наше государство никак не преследует такое лицо.
Думаю, что такая ситуация угрожает национальной безопасности Украины, потому что с нашей территории люди с паспортами других государств могут принимать, например, участие в боях с соседними государствами (из Крыма перебрасываться в Грузию, как в 2008 году), совершать террористические акты. И мы можем подвергаться опасности ответных действий тех стран. Относительно участия иностранных граждан в наших выборах, то, думаю, это также более актуально для Крыма, в других регионах такого значения данное обстоятельство не имеет.
Улучшить ситуацию должны в первую очередь те, кто имеет право законодательной инициативы, в частности, найтись заинтересованные народные депутаты, которые бы внесли в Верховную Раду законопроект об усилении ответственности за нарушение действующих норм относительно гражданства Украины.
«ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В МИРЕ ЛИШЬ В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ И С БОЛЬШИМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ»
Владимир ПРИТУЛА, эксперт проекта «Крымский политический диалог»:
— В целом двойное гражданство это отступление от нормы, и оно используется в мире лишь в отдельных случаях и с большими ограничениями — люди с двумя паспортами не имеют права служить в военных и некоторых других организациях, состоять на государственной службе, избираться в органы власти и т. п. Поэтому вполне справедливо, что Украина не признает двойного гражданства, хотя санкции об этом не четко выписаны в законе. Так он писался нашими депутатами, возможно, даже умышленно. Поэтому у нас нет механизмов, чтобы избежать этого явления. Сегодня в Украине есть масса людей, которые, кроме украинского, имеют российские, румынские, израильские и, как видим, даже американские и другие паспорта. То есть мы имеем дело с фактически двойным гражданством в Украине, что противоречит законодательству, даже среди высокопоставленных должностных лиц и народных депутатов. Это фактически разделило население Украины на две части. Одна, имея по нескольку паспортов, может свободно разъезжать с ними по всему миру, а другая, имея только украинский паспорт, ограничена в этих возможностях.
Понятно, что во многих ситуациях это может угрожать национальной безопасности Украины, ведь, во-первых, таких людей уже слишком много. Когда в Крыму разворачивали в свое время эту кампанию по раздаче российских паспортов, то кое-кто даже говорил — вот когда будет здесь большинство граждан России, то понятно, что и сама территория эта будет принадлежать России. Во-вторых, гражданство — это же не только паспорт и звание, это и обязанность гражданина перед страной, это требования этой страны к владельцу своего паспорта. Кто знает у нас, какие в действительности требования предъявляют, например, Россия или Румыния к своим двойным гражданам в Украине? Каким именно образом они должны благодарить эти страны за полученное гражданство — развивать взаимовыгодные отношения? Так это можно делать и без двойного гражданства. Или, может, шпионить, быть агентами влияния, выполнять какие-то действия в интересах второй родины в экономике, культуре, вести какую-то работу среди местного населения? Поэтому правоохранительные органы должны проверить законность получения украинского гражданства и характер деятельности человека в интересах другой страны. Я знаю, что украинские правоохранительные органы проверяли законность получения украинского гражданства бывшими военнослужащими Черноморского флота, и оказалось, что многие из них получили паспорта незаконно. Поэтому эту проблему следует решить прежде всего на законодательном уровне, на базе мировой юридической практики и в интересах именно Украины.
Во-вторых, Украина должна оградить себя от того потенциального вреда, который может нести это явление, а поэтому должны быть предохранители, механизмы наказания и обезвреживания тех, кто использует эту возможность против собственной Родины.
«НАШЕЙ ВЛАСТИ НУЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ РЕШИТЕЛЬНО»
Анатолий СОКОРИНСКИЙ, председатель Днепропетровской областной организации Украинской народной партии:
— На мой взгляд, двойное гражданство в таком молодом государстве, как Украина, — недопустимо. Следует внимательно относиться к подобным вопросам, ведь гражданин с двумя или тремя паспортами может уклоняться от военной службы или, наоборот, оказаться на службе в чужой армии. Между тем не секрет, что соседние государства, пользуясь либерализмом украинского законодательства и его пробелами, раздают нашим гражданам свои паспорта. Например, на Буковине многие жители не прочь получить румынский паспорт, потому что с ним легче попасть в страны Евросоюза. В Крыму выдавали российские паспорта. Но я думаю, что Министерство внутренних дел должно отслеживать подобные вещи. В составе этого министерства действует миграционная служба. Кроме того, если решение о выходе или предоставлении гражданства утверждает лично Президент, то, на мой взгляд, он и его администрация, а также областные и районные администрации должны следить за тем, чтобы человек, имеющий паспорта разных стран, привел свое гражданское состояние в соответствии с Конституцией и законами Украины. Нашей власти нужно действовать в этом вопросе решительно, но беда в том, что как раз чиновники и депутаты сами нередко имеют паспорта разных стран. Один пример экс-премьера П. Лазаренко чего стоит.
Раде предложили разрешить двойное гражданство в Украине. Владельцев паспортов РФ хотят ограничить в правах
Группа депутатов от правящей фракции «Слуга народа» зарегистрировала законопроект, которым предлагается разрешить иметь двойное гражданство в Украине.
Документом предлагается внести изменения в закон «О гражданстве», чтобы предоставить украинцам право получать гражданство иностранного государства без потери гражданства Украины. Также иностранцы смогут получать гражданство Украины без отказа от гражданства своей страны.
Законопроект допускает двойное гражданство и с Россией, хотя ранее представители украинской власти такую идею не рассматривали. При этом в документе для владельцев российских паспортов предусмотрены ограничения, поскольку РФ осуществляет агрессию против Украины.
Авторы предлагают предоставить Совету национальной безопасности и обороны дать возможность наделять иностранное государство статусом «страна-агрессор».
У гражданина Украины, имеющего гражданство такой страны, будут приостановлены избирательные права. Такой человек не сможет проголосовать на выборах или быть избранным до отмены такого статуса или отказа от гражданства страны-агрессора.
Авторы законопроекта предлагают такую норму в связи с действиями России на Донбассе, которая продолжает выдавать свои паспорта жителям неподконтрольных территорий. «Если они не будут иметь таких прав, то нет смысла у страны-агрессора попытаться повлиять на их волеизъявление или участие в политической жизни», — сказал один из создателей законопроекта Олег Дунда на брифинге в Верховной Раде.
Кроме того, предлагается ввести декларирование о наличии или отсутствии любого иностранного гражданства и ведение учета граждан Украины, которые имеют гражданство других государств. Авторы законопроекта предлагают ввести административную и уголовную ответственность за нарушение требований о декларировании наличия иностранного гражданства.
Документ предлагает также предусмотреть подачу декларации об отсутствии иностранного гражданства лицами, которые претендуют на избрание на выборные должности или на государственную службу, на службу в органы местного самоуправления, прохождение службы в правоохранительных органах.
Украинским испанцам про их двойное и второе гражданство
Специалисты Денис Шкиптан (юрист, специализирующийся на судебных процессах) и Ярослав Булычев (специалист по миграционному праву) помогают разобраться во всех нюансах темы с двойным гражданством, сообщает Сегодня.
В Украине многие не понимают разницы между «двойным гражданством» и «вторым гражданством». Двойное (множественное) гражданство — ситуация, когда человек имеет одновременно гражданство двух или более государств. При этом каждое из них может требовать от лица выполнения всех его гражданских обязанностей. Такой статус становится возможным у граждан тех стран, между которыми заключен договор о двойном гражданстве, то есть о взаимном признании обоих гражданств. При этом обе страны признают за своими гражданами наличие обоих гражданств как равноценных, а «двойные граждане» — сохраняют гражданские права обоих государств.
В мире немного стран, которые подписали между собой соответствующие договоры. Как правило, это бывшие метрополии и их колонии. Например, Великобритания имеет такой договор с Канадой, Индией, Австралией и другими, Франция — с Канадой, Португалия — с Бразилией, Испания — с рядом стран Латинской Америки.
А второе гражданство (третье, четвертое и т.д.) — ситуация, когда человек приобретает второе гражданство без ведома «родного» государства, гражданином которого является изначально.
Почему в Украине двойное гражданство вне закона?
Ст. 4 Конституции Украины гласит: «В Украине существует единое гражданство». Но это не значит, что украинцам запрещено иметь другие гражданства. Эта формулировка означает, что второе гражданство и подтверждающие это гражданство документы не признаются украинским законодательством и не действуют на территории Украины. Так, Закон Украины «О гражданстве» дает такое определение:
«Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины».
Это означает, что украинец с паспортом Украины и, например, Кипра, в Украине будет признаваться только гражданином Украины. На Кипре — только гражданином Кипра. А вот при въезде на территорию третьих стран, человек сам может решать, какой паспорт ему показать на таможне — таким гражданином он и будет считаться в этой стране. То есть в Украине двойное гражданство не запрещено, оно просто не признается.
Как власти могут обнаружить второе гражданство и какое наказание предусмотрено за второй паспорт?
Закон Украины не обязывает уведомлять власти о получении другого паспорта, а лишь оставляет за человеком такое право. Только уведомление может считаться основанием для прекращения гражданства Украины, но автоматического прекращения не происходит. В этом и состоит главная проблема законодательного регулирования вопросов гражданства в Украине. По сути, власти не имеют обязанности проверять наличие у людей второго гражданства. И даже если станет известно о наличии второго паспорта, человек может быть лишен украинского гражданства, но президент (а согласно закону, лишь президент имеет право лишать гражданства Украины) не обязан этого делать. То есть появляется поле для спекуляций и «двойных подходов» — почему одного политика или бизнесмена не лишают гражданства, хотя информация о его втором паспорте всплывает в СМИ, а другого лишают гражданства Украины?
По разным оценкам, в Украине около полумиллиона человек имеют вторые паспорта (в основном, Польши, России, Венгрии, Румынии). Узнать власти Украины о втором гражданстве могут путем запроса официальным органам другой страны о том, имеет ли этот человек гражданство этой страны. Также источниками информации могут стать базы данных таможенных ведомств (по каким паспортам человек пересекал границу), налоговых органов (на какой паспорт зарегистрирована компания).
Могут ли граждане Украины иметь один или несколько паспортов других государств?
Каждая страна имеет свои законы относительно получения второго гражданства и каким образом она официально относится к «старому» гражданству человека. Например, в ряде стран Карибского бассейна (Доминика, Гренада, Антигуа и Барбуда, и пр.) паспорт можно «купить» в обмен на инвестиции в экономику страны (от 100 тыс. долларов). При этом обязанностей по отказу от предыдущего гражданства нет. В Европе паспорт в обмен на инвестиции предлагают две страны ЕС — Мальта и Кипр. Однако и стоимость таких программ намного выше — более 1 млн евро для Мальты и более 2 млн евро для Кипра. В то же время многие европейские страны в обмен на инвестиции (покупка недвижимости или гособлигаций, основание бизнеса) предоставляют статус ВНЖ (вид на жительство) или ПМЖ (постоянное место жительства) с дальнейшей возможностью получения гражданства. Вместе с тем некоторые страны, например, Германия, при выдаче своего паспорта требуют предоставить письменное доказательство, что человек вышел из предыдущего. А в Украине получить ПМЖ можно за инвестиции в экономику порядка 100 тыс. долларов.
Как решить проблему двойного гражданства?
Нужно четко прописать нормы о вступлении и выходе из гражданства Украины. По пунктам определить причины и схему автоматического лишения гражданства. У нас человек пока может быть лишен гражданства при наличии второго паспорта. Рекомендации об этом выносит спецкомиссия, передает предложения на подпись президента. Но никаких обязанностей не возникает, то есть принимается личное решение госчиновника.
Также надо решить вопрос со вторым гражданством чиновников. С 1 мая 2016-го, согласно Закону «О государственной службе», на госслужбу не имеет права претендовать лицо, имеющее иное гражданство, кроме украинского. Это оправдано, ведь граждане других стран не должны получать доступ к гостайне. Однако в СМИ регулярно появляется информация, что мэр, депутат или чиновник, имеющий второй паспорт, баллотируется на выборах, занимает высокие должности.
Далее необходимо выработать единую долгосрочную политику — Украина признает второе, двойное гражданство или нет. Миллионы украинцев уехали за границу — США, Канада, Италия, Испания, Польша. Лишать ли их гражданства? Может, Украине стоит подписать двусторонние договора с рядом стран и начать признавать двойное гражданство. Или же Украине лучше «закрыть глаза» на вторые паспорта, как делают страны, привлекающие инвестиции в обмен на свои гражданства. В целом, нужно четкое видение решения проблемы, как провести «паспортную реформу».
Источник: dn
В Раде зарегистрировали законопроект о двойном гражданстве / ГОРДОН
Народные депутаты Украины из фракции «Слуга народа» предлагают законодательно разрешить гражданам Украины иметь двойное гражданство. Законопроект №4640 зарегистрирован в Верховной Раде.
Авторы законопроекта Олег Дунда, Александр Аликсийчук и Дмитрий Микиша предлагают внести изменения в закон Украины «О гражданстве», которые предоставляют гражданам Украины право получать гражданство (подданство) иностранного государства без потери гражданства Украины.
Предложенные изменения также позволяют иностранцам получать гражданство Украины без отказа от гражданства своей страны.
Предлагается также ввести декларирование о наличии (отсутствии) иностранного гражданства (подданства) и ведение учета граждан Украины, которые имеют гражданство других государств.
Авторы законопроекта предлагают ввести административную и уголовную ответственность за нарушение требований о декларировании наличия иностранного гражданства.
Кроме того, законопроект предлагает предусмотреть подачу декларации об отсутствии иностранного гражданства лицами, которые претендуют на избрание на выборные должности или на государственную службу, на службу в органы местного самоуправления, прохождение службы в правоохранительных органах.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, одной из важных новаций является введение понятия «государство-агрессор».
«В частности, в случае наличия у граждан Украины гражданства (подданства) государства, признанного агрессором по отношению к Украине, предусмотрен запрет указанным гражданам в реализации их избирательных прав. Такой запрет действует до момента отмены у определенного государства статуса агрессора или прекращения этими гражданами гражданства (подданства) такого государства», — говорится в пояснительной записке.
По мнению министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, украинцам необходима возможность иметь двойное гражданство с другими странами, за исключением России.
Законодательство Украины запрещает иметь двойное (и более) гражданство. Согласно ст. 4 Конституции Украины, в стране «существует единственное гражданство». Однако никаких санкций за двойное гражданство не предусмотрено.
13 декабря 2019 года президент Украины Владимир Зеленский подал в Верховную Раду проект закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно вопросов гражданства. Он предусматривал, в частности, освобождение военнослужащих-контрактников и преследуемых на родине россиян от обязанности отказываться от иностранного гражданства при приобретении гражданства Украины. Кроме того, проект закона предлагал расширить круг лиц, имеющих основания для приобретения гражданства Украины по территориальному происхождению.
На заседании согласительного совета 18 мая 2020 года законопроект раскритиковали представители фракций «Европейская солидарность» и «Батьківщина».
19 мая рассмотрение законопроекта отложили.
Двойное или второе гражданство — «Абсолютный закон» в Харькове
Что такое двойное гражданство и почему оно в Украине вне закона, рассказывает СЕГОДНЯ.
Во всех подводных камнях темы «Двойное гражданство» нам помогли разобраться Денис Шкиптан (юрист, специализирующийся на судебных процессах) и Ярослав Булычев (специалист по миграционному праву).
Что такое двойное гражданство?
В Украине многие не понимают разницы между «двойным гражданством» и «вторым гражданством». Двойное (множественное) гражданство — ситуация, когда человек имеет одновременно гражданство двух или более государств. При этом каждое из них может требовать от лица выполнения всех его гражданских обязанностей. Такой статус становится возможным у граждан тех стран, между которыми заключен договор о двойном гражданстве, то есть о взаимном признании обоих гражданств. При этом обе страны признают за своими гражданами наличие обоих гражданств как равноценных, а «двойные граждане» — сохраняют гражданские права обоих государств.
В мире немного стран, которые подписали между собой соответствующие договоры. Как правило, это бывшие метрополии и их колонии. Например, Великобритания имеет такой договор с Канадой, Индией, Австралией и другими, Франция — с Канадой, Португалия — с Бразилией, Испания — с рядом стран Латинской Америки.
А второе гражданство (третье, четвертое и т.д.) — ситуация, когда человек приобретает второе гражданство без ведома «родного» государства, гражданином которого является изначально.
Почему в Украине двойное гражданство вне закона?
Ст. 4 Конституции Украины гласит: «В Украине существует единое гражданство». Но это не значит, что украинцам запрещено иметь другие гражданства. Эта формулировка означает, что второе гражданство и подтверждающие это гражданство документы не признаются украинским законодательством и не действуют на территории Украины. Так, Закон Украины «О гражданстве» дает такое определение:
«Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины».
Это означает, что украинец с паспортом Украины и, например, Кипра, в Украине будет признаваться только гражданином Украины. На Кипре — только гражданином Кипра. А вот при въезде на территорию третьих стран, человек сам может решать, какой паспорт ему показать на таможне — таким гражданином он и будет считаться в этой стране. То есть в Украине двойное гражданство не запрещено, оно просто не признается.
Как власти могут обнаружить второе гражданство и какое наказание предусмотрено за второй паспорт?
Закон Украины не обязывает уведомлять власти о получении другого паспорта, а лишь оставляет за человеком такое право. Только уведомление может считаться основанием для прекращения гражданства Украины, но автоматического прекращения не происходит. В этом и состоит главная проблема законодательного регулирования вопросов гражданства в Украине. По сути, власти не имеют обязанности проверять наличие у людей второго гражданства. И даже если станет известно о наличии второго паспорта, человек может быть лишен украинского гражданства, но президент (а согласно закону, лишь президент имеет право лишать гражданства Украины) не обязан этого делать. То есть появляется поле для спекуляций и «двойных подходов» — почему одного политика или бизнесмена не лишают гражданства, хотя информация о его втором паспорте всплывает в СМИ, а другого лишают гражданства Украины?
По разным оценкам, в Украине около полумиллиона человек имеют вторые паспорта (в основном, Польши, России, Венгрии, Румынии). Узнать власти Украины о втором гражданстве могут путем запроса официальным органам другой страны о том, имеет ли этот человек гражданство этой страны. Также источниками информации могут стать базы данных таможенных ведомств (по каким паспортам человек пересекал границу), налоговых органов (на какой паспорт зарегистрирована компания).
Каждая страна имеет свои законы относительно получения второго гражданства и каким образом она официально относится к «старому» гражданству человека. Например, в ряде стран Карибского бассейна (Доминика, Гренада, Антигуа и Барбуда, и пр.) паспорт можно «купить» в обмен на инвестиции в экономику страны (от 100 тыс. долларов). При этом обязанностей по отказу от предыдущего гражданства нет. В Европе паспорт в обмен на инвестиции предлагают две страны ЕС — Мальта и Кипр. Однако и стоимость таких программ намного выше — более 1 млн евро для Мальты и более 2 млн евро для Кипра. В то же время многие европейские страны в обмен на инвестиции (покупка недвижимости или гособлигаций, основание бизнеса) предоставляют статус ВНЖ (вид на жительство) или ПМЖ (постоянное место жительства) с дальнейшей возможностью получения гражданства. Вместе с тем некоторые страны, например, Германия, при выдаче своего паспорта требуют предоставить письменное доказательство, что человек вышел из предыдущего. А в Украине получить ПМЖ можно за инвестиции в экономику порядка 100 тыс. долларов.
Как решить проблему двойного гражданства?
Нужно четко прописать нормы о вступлении и выходе из гражданства Украины. По пунктам определить причины и схему автоматического лишения гражданства. У нас человек пока может быть лишен гражданства при наличии второго паспорта. Рекомендации об этом выносит спецкомиссия, передает предложения на подпись президента. Но никаких обязанностей не возникает, то есть принимается личное решение госчиновника.
Также надо решить вопрос со вторым гражданством чиновников. С 1 мая 2016-го, согласно Закону «О государственной службе», на госслужбу не имеет права претендовать лицо, имеющее иное гражданство, кроме украинского. Это оправдано, ведь граждане других стран не должны получать доступ к гостайне. Однако в СМИ регулярно появляется информация, что мэр, депутат или чиновник, имеющий второй паспорт, баллотируется на выборах, занимает высокие должности.
Далее необходимо выработать единую долгосрочную политику — Украина признает второе, двойное гражданство или нет. Миллионы украинцев уехали за границу — США, Канада, Италия, Испания, Польша. Лишать ли их гражданства? Может, Украине стоит подписать двусторонние договора с рядом стран и начать признавать двойное гражданство. Или же Украине лучше «закрыть глаза» на вторые паспорта, как делают страны, привлекающие инвестиции в обмен на свои гражданства. В целом, нужно четкое видение решения проблемы, как провести «паспортную реформу».
Автор: Понзель Марина Генадіївна
Юридическая компания «Абсолютный закон»
Россия утверждает, что у Олега Сенцова «двойное гражданство», но только русские насчитывают
Генеральная прокуратура России была вынуждена признать, что заключенный в тюрьму украинский кинорежиссер Олег Сенцов является гражданином Украины, но по-прежнему настаивает на том, что у него также есть российское гражданство. Он пытается использовать отсутствие соглашения с Украиной о двойном гражданстве, чтобы настаивать на том, чтобы «де-юре» с Сенцовым обращались как с русским.
Адвокат Сенцова Дмитрий Диндзе сообщил Крымской службе Радио Свобода, что защита жаловалась в Генеральную прокуратуру на переданный следователями в суд документ, согласно которому Федеральная миграционная служба России признала Сенцова гражданином России.
В ответе Генпрокуратуры говорилось, что Сенцов де-факто имеет двойное гражданство, что он является гражданином Украины и России на основании принятого по Крыму федерального конституционного закона. Однако де-юре он является гражданином России, поскольку между Украиной и Россией нет двустороннего соглашения о двойном гражданстве.
В случае признания украинского гражданства необходимо разрешить посещение Сенцова украинскому консулу в Москве. Диндзе говорит, что они ждут ответа на этот вопрос.Однако он непреклонен в том, что защита продолжит настаивать на том, что Сенцов является гражданином Украины и что не было никаких юридических шагов, позволяющих властям говорить о российском гражданстве.
Как сообщалось, российские власти давно пытаются навязать российское гражданство Олегу Сенцову и Александру Кольченко, двум из четырех известных противников российской аннексии Крыма, арестованных в мае 2014 года и обвиненных в сомнительном «террористическом заговоре».
В январе суд в Крыму отказал Кольченко в праве на сохранение украинского гражданства.
Принудительное получение российского гражданства
Суд в оккупированном Россией Крыму отказал украинцу Александру Кольченко в праве на сохранение украинского гражданства. Российские власти утверждали, что Кольченко сам официально ходатайствовал о предоставлении российского гражданства, но не представили доказательств, подтверждающих это.
В прошлом Генеральная прокуратура заявляла, что Сенцов и Кольченко являются гражданами России, поскольку они «не выражали никакого желания» сохранить свое украинское гражданство.
Попытки насильственно навязать мужчинам российское гражданство были осуждены правозащитными группами как явное нарушение российского законодательства и основных прав мужчин. Им также категорически противостояли и Сенцов, и Кольченко. В июле прошлого года Олег Сенцов заявил в суде: « Я также хочу выразить протест против попыток лишения меня украинского гражданства. Я всегда был и остаюсь гражданином Украины. Я не признаю аннексию Российской Федерацией и военный захват Крыма.Считаю недействительными любые договоренности незаконного правительства Крыма с Российской Федерацией. Я не крепостной, которого можно сдать вместе с землей. Я не подавал никаких заявлений о приеме в российское гражданство и отказе от гражданства Украины. “
Подробнее о последних событиях читайте здесь: Секретный процесс в России по осуждению противников аннексии Крыма
Халя Койнаш
Напряжение нарастает после того, как венгерский консул уличен в тайной выдаче паспортов на западе Украины Euromaidan Press
Новый скандал связан с видео, на котором граждане Украины присягали Венгрии в Закарпатской области.Фото: Pravda.com.ua
000+03:00″ data-type=»updated»> 21.09.2018 — 16:27 • Международный
Украина и Венгрия вступили в очередной виток эскалации конфликта. Видео, появившееся 19 сентября, демонстрирующее присягу украинских граждан в Закарпатской области на верность Венгрии, заставило Украину объявить венгерского консула персоной нон-грата и пообещать выслать его из Украины. Церемония прошла в консульстве Венгрии в городе Берегово.В довершение всего консул предложил новым двойным гражданам скрыть от украинских властей факт получения венгерского паспорта.
На видео граждане Украины декламируют: «Клянусь считать Венгрию своей родиной, я буду верным гражданином, буду служить и защищать Венгрию, да поможет мне Бог. »Затем венгерские официальные лица советуют: « Скрыть от украинских властей факт получения венгерского гражданства ». Хотя на видео не видно выдачи паспортов, очевидно, что граждане Украины получают второе, венгерское, гражданство, что запрещено законодательством Украины.
Хотя украинские граждане на видео не получают венгерских паспортов, очевидно, что они получают венгерское гражданство.
Закарпатская область Украины, где проживает значительное венгерское меньшинство (95 000 по состоянию на 2017 год, или 7,3% Закарпатской области), долгое время была ареной напряженности между двумя странами. Во-первых, идея Венгрии о «культурной автономии» для этнических венгров заставила украинцев волноваться, не стремится ли она захватить часть Украины. Затем новый закон Украины об образовании, запрещающий образование на языках меньшинств, включая венгерский, после четвертого класса вызвал международный скандал, когда Венгрия заблокировала встречи и решения Украины и НАТО. В 2018 году решение Венгрии назначить «уполномоченного министра, ответственного за развитие Закарпатской области» вызвало раздражение украинских властей, которым удалось уговорить Венгрию переименовать официальную должность в «специального представителя».
Хотя давно известно, что Венгрия выдает свои паспорта украинским гражданам на Закарпатье, это последнее видео вызвало возмущение. Министр иностранных дел Украины Климкин в своем видеообращении в Facebook подчеркнул, что в Венгрии, раздающей паспорта гражданам Украины в нарушение украинского законодательства, нет ничего нового.
« Мы прекрасно знали, что это происходит, — предупреждали наших украинских коллег. Но это доказательство. И мы должны реагировать на такие доказательства », — он объяснил решение объявить венгерского консула персоной нон-грата.
По данным Дмитрия Тужанского, написавшего для Европейской Правды, не менее 100 000 украинцев получили венгерский паспорт. Точное количество неизвестно. Будапешт официально озвучил цифры паспортизации только один раз: по состоянию на февраль 2015 года почти 94 тысячи закарпатских украинцев получили венгерское гражданство по упрощенной процедуре.Никто не знает, сколько паспортов получили украинцы за следующие 3,5 года, но по состоянию на август 2015 года Венгрия получила 124 тысячи заявлений о предоставлении гражданства от граждан Украины.
Украина — не единственная страна, где Венгрия стремится нанять новых граждан. По словам Тужанского, после победы на парламентских выборах в 2010 году правящая партия Венгрии «Фидес» изменила закон о гражданстве и ввела упрощенную процедуру для иностранных венгров.С этого времени страна проводит активную политику паспортизации в странах Карпатского бассейна, где много этнических венгров со времен Австро-Венгерской империи. Некоторые политики в Венгрии мечтают восстановить довоенные границы страны.
Эти процессы наиболее активны в Румынии и Сербии — по состоянию на 2015 год более 400 000 и 114 000 их граждан получили венгерские паспорта соответственно. В прошлом году Будапешт официально сообщил о миллионной присяге на верность Венгрии.Миклош Лайко из сербской деревни Гунарош стал миллионным венгром-иностранцем, получившим венгерский паспорт. Тогда семью Лайко приветствовали как президент Венгрии Янош Адер, официально предоставляющий венгерское гражданство, так и премьер-министр Виктор Орбан, который является активным пропагандистом этой политики.
Фото: MÁTHÉ ZOLTÁN / MTI
В Румынии и Сербии двойное гражданство разрешено законом, а в Украине и Словакии — нет. И хотя Словакия прямо запретила своим гражданам получать двойное гражданство и имеет порядок наказания тех, у кого есть второй паспорт, в украинском законодательстве не все так однозначно.Хотя в законе указано, что добровольное получение второго паспорта является причиной потери украинского гражданства, подробной процедуры для этого не существует.
Хотя официальный Киев дал Венгрии сигнал о том, что выдача венгерских паспортов гражданам Украины противоречит украинскому законодательству, это не дало результатов. Венгрия утверждает, что двойное гражданство является европейским явлением, несмотря на то, что такие страны, как Австрия и Словакия запрещают его, что в Украине нет конкретного запрета на получение паспорта другой страны, и что украинские венгры используют паспорт за пределами Украины, а не внутри страны. что означает, что они ничего не нарушают.
Прямой конфликт между Украиной и Венгрией относительно паспортной политики вспыхнул только однажды, в 2015 году. Затем министр иностранных дел Украины Павел Климкин объявил, что практика двойного гражданства должна быть прекращена и что те, кто имеет второй паспорт, будут наказаны. В ответ вице-премьер Венгрии Жолт Семьен заявил, что Венгрия не будет помогать Украине в выявлении и наказании «нарушителей».
Паспортный вопрос не поднимался с тех пор — до сих пор.Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто уже объявил, что Будапешт считает намерение Украины выслать своего консула в Берегово недружественным актом и пригрозил продолжать «замедлять интеграцию Украины в европейские структуры».
Хотя украинский паспорт поднялся до 28 -й позиции в рейтинге Global Passport Power Rank после введения безвизового режима с ЕС, венгерский заграничный паспорт предлагает гораздо больше преимуществ для потенциальных соискателей.Наряду с другими паспортами ЕС он занимает четвертое место в рейтинге Global Passport Power Rank и позволяет украинцам безвизовые поездки в США или возможности трудоустройства в любой стране ЕС. Это делает венгерский паспорт привлекательной возможностью для украинской молодежи. Кроме того, натурализованные венгры могут получить официальную регистрацию в Венгрии и получать венгерские социальные пособия и зарегистрировать машину с венгерскими номерными знаками, что означает значительную экономию на налогах, взимаемых Украиной с подержанных иномарок. Кроме того, такие граждане могут голосовать на выборах в Венгрии, на которые их иногда даже возят из Закарпатья в Венгрию на автобусах.
Для получения венгерского гражданства украинские граждане проходят проверку на уровень знания венгерского языка и должны доказать, что они либо этнические венгры, либо имеют родственников, которые родились или проживали в венгерском государстве. Это может быть либо Австро-Венгерская империя до 1920 года, либо межвоенная Чехословакия и венгерская оккупация во время Второй мировой войны.
Границы межвоенной Венгрии обведены красным. Процент венгерского меньшинства в населении каждой страны отмечен красным.
Современная политика Венгрии в Украине направлена на создание критической массы населения, лояльного Будапешту, а также на усиление его враждебности по отношению к центральным властям в Украине. Для этого используются не только паспорта: с годами Венгрия удвоила свою мягкую силу в Украине, пишет редактор LB.ua Игорь Соловей. Это включает в себя кредитование венгерских предприятий, образование только на венгерском языке, инвестиции в инфраструктуру и социальные здания, такие как школы и больницы.
Почему все вложения? Первое, что приходит на ум, пишет Соловей, — это то, что поддержка венгерской диаспоры — это шаг, который может превратиться в электоральную поддержку партии Орбана — не только среди патриотически настроенных жителей Венгрии, но и среди недавно получивших паспортизацию «иностранных венгров» Украины. . Кроме того, экономическая поддержка венгров в Украине повышает вероятность того, что они останутся в Украине и не будут мигрировать на более зеленые пастбища в ЕС. А это означает, что Венгрия может и дальше отстаивать свое право на влияние на крайнюю западную часть Украины, в том числе продвигая идею культурной автономии этого региона.Последнее соответствует империалистическим фантомным болям кабинета Орбана и стремлению возродить «великую Венгрию».
Венгерское меньшинство в Украине проживает в компактной зоне вдоль венгерской границы
В этой ситуации массовая выдача венгерских паспортов украинским венграм явно создает проблему и угрозу безопасности. Соловей прогнозирует, что Венгрия ждет, когда российские марионеточные государства Луганская и Донецкая «Народные республики» на Донбассе будут легализованы в рамках украинской административной структуры — посредством федерализации.После этого Венгрия сможет воплотить в жизнь свои мечты о «культурной автономии» в Закарпатье.
У Украины не так много инструментов, чтобы противостоять подходам Венгрии: страна игнорирует возражения Украины и уже предприняла попытки помешать евроатлантическим устремлениям Украины после того, как Украина отказалась выполнять свои требования по закону об образовании. Будапешт уже заявил, что его консул действовал законно и не делал ничего плохого, давая присягу новым венгерским гражданам.Но маловероятно, что украинцы стремятся получить венгерское гражданство из-за поддержки имперских мечтаний Орбана. Гораздо более правдоподобно объяснение элементарного удобства: образование и возможности работы в ЕС намного лучше для украинца с венгерским паспортом.
Таким образом, Украине не следует ожидать, что венгерские паспорта потеряют свой блеск до тех пор, пока возможности Украины не сравняются с возможностями ЕС. И пока это не произойдет, Украине следует сосредоточиться на том, что она может сделать. По словам Соловей, они улучшают ветхое транспортное сообщение между Киевом и Ужгородом, дают больше ресурсов для обучения украинскому языку этнических венгров, большинство из которых в настоящее время лингвистически изолированы от остальной Украины, и увеличивают военное присутствие в местах компактное проживание венгров.Все это должно заставить жителей Закарпатья перестать чувствовать себя живущими в лингвистическом, транспортном или инфраструктурном гетто. Тогда политика кабинета Орбана будет гораздо менее привлекательной для большинства украинских венгров.
Читайте также:
Украине нужна независимая журналистика. И ты нам нужен. Присоединяйтесь к нашему сообществу на Patreon и помогите нам лучше соединить Украину с миром. Мы будем использовать ваш вклад для привлечения новых авторов, обновления нашего веб-сайта и оптимизации его SEO.Всего за одну чашку кофе в месяц вы можете помочь навести мосты между Украиной и остальным миром, а также стать соавтором и проголосовать за темы, которые мы должны затронуть следующими.
Теги: Венгрия, международная, Орбан, Закарпатье
В Германии вступил в силу закон о двойном гражданстве | Германия | Новости и подробные репортажи из Берлина и за его пределами | DW
В день 18-летия Мусы Какилли в его дом в Рюссельсхайме пришло толстое письмо.Власти просили его решить, какое гражданство он хочет. Родители Чакилли приехали из Турции, поэтому у него были и немецкий, и турецкий паспорта. По закону до своего 23-го дня рождения ему оставалось выбирать то или иное. Но и студент-экономист сдаваться не хотел. «Они оба являются частью моей личности», — сказал он. Вместо этого Чакилли подал иск в Административный суд Дармштадта.
Многие из его друзей — греки, итальянцы и швейцарцы, и все они смогли сохранить свои два паспорта.Это потому, что двойное гражданство разрешено гражданам ЕС и Швейцарии. Это также терпимо для людей, чьи страны происхождения не позволяют им отказываться от своего гражданства. К ним относятся Иран, Алжир, Сирия и несколько стран Латинской Америки. «Я думал, что это действительно несправедливо», — вспоминал 21-летний парень, говоря, что он чувствовал себя «отвергнутым».
Постановления прикреплены
Однако в июле он отозвал свой иск после того, как правительство согласилось изменить закон о гражданстве.В эту субботу (20.12.2014) постановление вступит в силу и, таким образом, устранит «абсурдную ситуацию, когда кого-то делают иностранцем, когда ему исполняется 18 лет», как выразился комиссар по интеграции Германии Айдан Озогуз. По оценке политик-социал-демократа турецкого происхождения, около полумиллиона молодых людей воспользуются новой схемой, которую она назвала «очень важным законом».
Но будут действовать определенные ограничения: для получения двойного гражданства дети иностранных родителей должны быть воспитаны в Германии.Это означает, что к своему 21-му дню рождения они должны были прожить восемь лет в Германии, шесть лет учиться в немецкой школе или закончить профессиональную подготовку. В качестве доказательства требуется школьный аттестат или свидетельство о прохождении обучения. Тем, кто не соответствует этим требованиям, по-прежнему придется выбирать единое гражданство.
Рахат-лукум: Муса Чакилли демонстрирует свои два паспорта, а министр интеграции Айдан Озогуз смотрит на
Эти требования уже давно вызывают разногласия у оппозиции, которая требует отмены решения о гражданстве.Озогуз сказала, что поняла критику, сказав: «По моему мнению, вам не следует делать выбор» — даже если, по ее словам, почти все пострадавшие молодые люди соответствуют требованиям для получения двойного гражданства.
Не обязательно иметь обратную силу
На вопрос, что он думает о новом законе о гражданстве, Чакилли сказал, что новые требования по-прежнему являются дискриминационными, поскольку не все им соответствуют. Он сказал, что тот, кто хочет получить немецкое гражданство, должен иметь возможность его заработать.
Какилли заявил, что несправедливо, что этот закон автоматически не применяется с обратной силой, даже несмотря на то, что те, кому ранее было отказано в немецком гражданстве, теперь могут подать новое заявление.