Порядок поступления граждан на государственную службу
Поступление на государственную гражданскую службу
Основные требования при поступлении на государственную гражданскую службу и ограничения, связанные с государственной гражданской службой.
Основные требования при поступлении на государственную гражданскую службу
Федеральным законодательством установлено четыре вида требований к гражданину, соблюдение которых дает ему право поступления на гражданскую службу:
1) наличие гражданства Российской Федерации;
2) достижение возраста 18 лет;
3) владение государственным языком Российской Федерации;
4) соответствие квалификационным требованиям, установленным законодательством о государственной гражданской службе.
На гражданскую службу вправе поступать только граждане Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства такого права не имеют. Отсутствует право поступления на гражданскую службу и у лиц, имеющих двойное гражданство, если международным договором Российской Федерации прямо не предусмотрена такая возможность.
В отличие от Трудового кодекса Российской Федерации, который допускает прием на работу по общему правилу с 16 лет, право поступления на гражданскую службу возникает у гражданина только с 18 лет. Повышение возраста по сравнению с общими требованиями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, обусловлено спецификой профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, его более высокой, по сравнению с другими работниками, ответственностью за выполнение возложенных функций.
Обязательным условием для поступления на гражданскую службу является владение русским языком. Согласно ст. 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Конкурс при поступлении на государственную гражданскую службу
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Таким образом, на конкурсной основе обеспечиваются конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право гражданских служащих на должностной рост. Применение конкурсных процедур при отборе кадров, кроме того, способствует комплектованию государственных органов Российской Федерации наиболее способными и квалифицированными специалистами.
Конкурс не проводится:
1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
3) при заключении срочного служебного контракта;
4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона;
Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.
По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
Нормативные документы:
— Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
— Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;
— приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»;
— приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2011 № 989н «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну».
Ограничения, связанные с государственной гражданской службой
Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
Путин внес в Госдуму законопроект о запрете второго гражданства для чиновников
Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект, в соответствии с которыми лица, имеющие вид на жительство в других странах или гражданство других государств, не имеют права занимать посты в государственных и муниципальных органах власти в России. Документ опубликован в на сайте нижней палаты парламента.
«Военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим, работником органов государственной охраны может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства», — сказано в тексте документа.
Запрет касается должностей, подразумевающих доступ к государственной тайне. Лица с двойным гражданством или видом на жительство, занимающие подобные посты в настоящий момент, должны отказаться от документов, позволяющих им проживать в другой стране.
В случае вступления указанных поправок в силу, с гражданами, не соответствующими заявленным требованиям, могут быть расторгнуты трудовые договоры или служебные контракты, следует из документа. При этом служащий обязан уведомить начальство о наличии гражданства другого государства или вида на жительство в нем.
Изменения предлагается внести в законы о военной службе, службе в таможенных органах, работе в Центральном банке и в органах местного самоуправления, муниципальной и дипломатической службе, Следственном комитете, об органах внутренних дел, Счетной палате, федеральной противопожарной службе, службе в уголовно-исполнительной системе, службе в органах принудительного исполнения.
Кроме того, гражданин другого государства не может быть уполномоченным по защите прав предпринимателей в России, уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг, уполномоченным по правам ребенка и уполномоченным по правам человека в субъектах России.
Нововведения обусловлены поправками в Конституцию страны, которые были приняты в результате общенародного голосования 1 июля. Ранее, 25 ноября, Госдума приняла в третьем чтении законопроект, согласно которому члены Госсовета не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство в других странах и счета в зарубежных банках.
Запрет на двойное гражданство для госслужащих прошел второе чтение
14 апреля на пленарном заседании Госдума во втором чтении рассмотрела и приняла два законопроекта, которые ограничивают право замещать государственные должности для лиц с иностранным гражданством или видом на жительство. Эти инициативы внес президент во исполнение ранее принятых поправок в Конституцию.
20 января, 13:01
30 ноября, 18:19
Документы запрещают лицам, у которых есть право на постоянное проживание в иностранном государстве, быть военнослужащими, федеральными и муниципальными госслужащими, сотрудниками таможни и правоохранительных органов или входить в органы государственной охраны. Кроме того, такие запреты коснутся высших должностных лиц и депутатов региональных органов власти, председателя Банка России, омбудсменов при президенте и в регионах.
Для дипломатических работников запрет будет действовать и в случае, если иностранное гражданство имелось у их супругов.
Такие лица должны будут в течение пяти дней уведомить об иностранном гражданстве или виде на жительство начальство, после чего уйти со службы.
Ко второму чтению поступило 32 поправки к законопроекту о госдолжностях, 11 из них профильный комитет рекомендовал к принятию. В частности, поправки распространяют запрет на послов, прокуроров, а также всех сотрудников дипломатических ведомств. Кроме того, поправки оговаривают, что запреты не коснутся лиц, которые стали гражданами России в результате присоединения Крыма и Севастополя.
Депутат Сергей Иванов выступил против замены «дипломатического работника» на «дипломатического сотрудника». По его мнению, такое расширение неоправданно, так как затрагивает не только дипломатов, проживающих за рубежом, но и гораздо более широкий круг лиц, которые должны будут уйти со службы, если у их супругов есть или было иностранное гражданство или вид на жительство. Тем не менее эту поправку депутаты тоже одобрили.
Среди отклоненных поправок – предложения по запрету на владение недвижимостью за рубежом для сотрудников ФСО, высокопоставленных военнослужащих, депутатов и губернаторов.
К поправкам в Трудовой кодекс, которые касаются работающих по трудовому договору сотрудников, поступило восемь поправок, четыре из которых Госдума приняла.
Законы вступят в силу 1 июля – к этому моменту планируют издать ряд корреспондирующих нормативно-правовых актов.
Законопроект № 1065287-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части ограничений для замещения государственных, муниципальных должностей, иных должностей в связи с наличием гражданства иностранного государства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства)»
Законопроект № 1065309-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части ограничений для отдельных категорий работников в связи с наличием у них гражданства иностранного государства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства)»
Особенности статуса лиц, имеющих двойное гражданство, в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Смашникова Т. Б.
Смашникова Татьяна Борисовна /Smashnikova Tatiana Borisovna — кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории государства и права, конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Аннотация: в статье рассматриваются особенности статуса лиц, имеющих двойное гражданство в Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством иметь двойное гражданство могут граждане государств, заключивших между собой международные договоры по этому вопросу. В статье анализируются статусы лиц с «двойным гражданством» и «вторым гражданством», отмечаются преимущества первого статуса перед вторым. Описываются правовые ограничения и дополнительные обязанности лиц, имеющих второе гражданство, в Российской Федерации. Приводятся предложения о заключении Россией договоров о двойном гражданстве.
Ключевые слова: двойное гражданство, второе гражданство, лица, имеющие двойное гражданство, правовая ответственность лиц со вторым гражданством.
Согласно Конституции Российской Федерации, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Там же прописано, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором [1].
Информация о возможности наличия иного гражданства также закреплена в статье 6 закона «О гражданстве РФ» [2]. В ней содержится базовое положение о том, что даже если гражданин РФ имеет иное гражданство, он в первую очередь будет рассматриваться именно как гражданин РФ. Но делается весьма существенная оговорка — за исключением случаев, которые могут быть предусмотрены международными договорами.
В законодательстве Российской Федерации не используется понятие второго гражданства. Но с юридической точки зрения, принято считать, что разница между «двойным» и «вторым» гражданством имеется и существенна.
Под термином «двойное гражданство» подразумевается наличие у человека паспортов и равнозначных правовых статусов гражданина двух государств, между которыми подписаны соответствующие международные договоры о двойном гражданстве. Российская Федерация заключила такие договоры только с Туркменией и Таджикистаном. Между странами были подписаны договоры, которые определяют, в частности, что каждая из сторон признаёт за своими гражданами право приобрести гражданство другой страны, не утрачивая прежнего гражданства. Согласно этим договорам, обладатель двойного гражданства может выбрать, к примеру, в какой из двух стран он будет проходить службу в армии, а дети автоматически при рождении получат документы о гражданстве обоих государств.
Основным принципом международных договоров о двойном гражданстве является то, что тот, кто имеет гражданство стран, заключивших договор, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства этих стран. Например, призывник проходит военную службу только в стране, в которой он постоянно проживает на момент призыва, и не может быть призван в соответствии с законодательством другой страны. Кроме того, на гражданина, состоящего в гражданстве двух стран и пребывающего на территории одной из них, не распространяются ограничения в правах или дополнительных обязанностях, которые установлены для иностранных граждан в стране пребывания. В этом заключается особый статус «двойного гражданина».
В отношении других государств россиянам хоть и не запрещено иметь второе гражданство и второй паспорт, но обладатели двух или даже нескольких гражданств на территории России не рассматриваются властью как «двойные граждане». Например, имеющие второе гражданство лица попадают под правовые ограничения со стороны Российской Федерации, они не могут занимать государственные должности.
| 65 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 1(15) 2017
Изменениями, внесенными 04.06.2014 в закон «О гражданстве РФ» установлено новое важное правило: гражданин РФ (за исключением тех, кто постоянно проживает за пределами РФ) при наличии у него гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа, который позволяет проживать на территории иностранного государства, должен уведомить органы ФМС об этом факте. Уведомление должно быть осуществлено в срок не позднее 60 дней со дня, когда лицо приобрело двойное гражданство или получило документ, который разрешает проживать на территории иностранного государства [2]. Отдельными законодательными актами были утверждены порядок и формы подачи уведомлений, а также предусмотрены административная и даже уголовная ответственность за утаивание или неполное представление данных.
Следует отметить, что полностью освобождены от подачи уведомлений о регистрации второго гражданства: жители Туркменистана и Таджикистана, так как у РФ есть соглашение по урегулированию вопросов двойного гражданства с этими государствами, а также граждане РФ, которые постоянно проживают за пределами РФ.
В пользу двойного или второго гражданства играют следующие аргументы:
— у лиц есть возможность безвизового въезда в данную страну, а также во все страны, с которыми у этого государства имеются соглашения о безвизовом въезде;
— наличие более широких прав в сфере предпринимательства и трудоустройства, которые труднодоступны иностранцам;
— решение проблем с медицинским обслуживанием и социальным обеспечением;
— в некоторых правопорядках вместе с получением гражданства приобретаются льготы в налогообложении [3, 3].
Однако, как отмечалось выше, двойное гражданство имеет значительные преимущества перед вторым. «Двойные граждане» наделены более широкими правами и свободами и менее серьезными обязанностями в части миграционных правил.
Можно отметить одну положительную черту — Российская Федерация все-таки не настроена ограничивать своих граждан нахождением только в ее гражданстве. Однако заключение межгосударственных договоров о двойном гражданстве также не являются приоритетом международной деятельности России. Большой минус в развитии сферы второго гражданства с возможностью и перехода его в двойное гражданство — это отсутствие договоров о сотрудничестве между РФ и другими странами по этим вопросам.
Учитывая политическую обстановку в мире, остается верить в лучшее и надеяться, что подобные соглашения будут заключаться хотя бы с государствами партнерами по Единому экономическому пространству и в рамках Таможенного союза, т. е. Россией, Беларусью и Казахстаном для начала, и национальные законодательства получат развитие в сфере установления четкого статуса лица, имеющего двойное гражданство. Все спорные моменты и узкие вопросы можно решить в рамках таких соглашений, проводя политику сохранения своих граждан для своего государства, но и не ущемляя права и свободы отдельной личности.
Литература
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 237 (853), 25 декабря 1993.
2. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве
Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.06.2002. № 22. ст. 2031.
3. Блинов А. Б., Чаплин Н. Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы //
Конституционное и муниципальное право, 2002. № 4. С. 3 -4.
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 1(15) 2017 | 66 |
Исправить унизительную и ущемляющую в правах граждан РФ с двойным гражданством ст.16 ФЗ № 79 от 27.07.2004 г.
Удивительную избирательность демонстрирует российский законодатель в отношении бипатридов (лиц, имеющих 2 и более гражданства (подданства)), определяя на каких видах государственной службы им можно состоять, а на каких — нет.
Начнем сначала. Конституция необъятной Родины гласит, что гражданин РФ может иметь двойное гражданство, в соответствии с федеральным законом или международным договором.
Далее в ст.62 той же Конституции сказано, что наличие у гражданина РФ второго гражданства (прим. — а также третьего,… пятого и т.д.) не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства России.
Получается, что гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, имеет те же права и свободы, что и гражданин РФ, такового не имеющий?
Да, получается. Об этом не двусмысленно говорит ст.6 ФЗ «О гражданстве». В ней сказано, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ. Исключения из этого правила предусмотрены международным договором или федеральным законом.
А теперь посмотрим, насколько не умаляются права и свободы бипатридов, поступающих на государственную службу.
На государственную гражданскую службу действительно принимаются все граждане РФ, достигшие 18 лет, владеющие языком РФ и соответствующей квалификацией. Количество гражданств, которым обладает человек, значения не имеет.
А вот настоящий цирк, на мой взгляд, наблюдается в области правоохранительной и военной государственной службы.
Федеральная служба безопасности
Сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства (ст.16 ФЗ «О ФСБ»).
Бипатридам вход воспрещен.
Прокуратура
Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
имеет гражданство иностранного государства (ст.40.1. ФЗ «О прокуратуре РФ»).
В прокуратуре бипатридов нет.
Полиция
ст. 82 п.3 п.п.4 Контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства. Что и означает: если у вас двойное гражданство, то вы не можете поступить на службу.
Такая же ситуация и с требованиями к судьям в РФ.
Тенденция на запрет бипатридам служить в правоохранительных органах в данном случае прослеживается весьма четко.
Теперь рассмотрим государственную военную службу. Тут законодатель опять диаметрально изменяет своё мнение о правах бипатридов.
Призыв на военную службу
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет (ст.22 ФЗ «О воинской обязанности о военной службе»). И всё, больше никаких требований. Поистине самая доступная государственная служба)).
Служба по контракту
Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы (ст.33 того же ФЗ).
А тут все совсем просто, доступ на службу открыт и иностранцам.
А что в итоге?
В итоге возникает вопрос, почему бипатриды могут охранять государственную границу Российской Федерации и носить оружие, но не могут работать на должностях в ФСБ, не имеющих никакого отношения к государственной тайне и национальной безопасности? Ответ прост – потому, что имеется недостаток кадров в вооруженных силах. Получается, что законодатель соблюдает требования Конституции только когда это выгодно, например, в случае военной службы.
При этом ограничение в правах бипатридов стало некой модой, которую пытаются бездумно соблюдать, прикрываясь интересами государства и национальной безопасностью. А людям, рожденным у родителей, имеющих разное гражданство или рожденным на территории иностранного государства, придется выбирать: либо отказаться от второго гражданства и поступить на госслужбу, либо забыть о госслужбе (кроме военной, туда сами пригласят).
Практический результат
У большинства граждан получивших гражданство РФ по разным государственным программам поддержки соотечественников появится шанс на то, чтобы жить и работать достойно на благо России в стране, которую они считали своей родиной, а не работать на недобросовестных частных предпринимателей, большинство которых не платят налоги и зарплату своим рабочим, из-за чего гражданам с двойным гражданством приходится жить за чертой бедности.
Проекты о запрете двойного гражданства для госслужащих приняты в первом чтении
Два законопроекта президента о запрете государственным и муниципальным служащим, военнослужащим, а также иным должностным лицам иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране приняты в первом чтении.
Такой запрет прямо установлен в конституции для лиц, осуществляющих государственную деятельность, напомнил председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
«В развитие этих положений уже принят ряд законов, в том числе о Правительстве, о статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы и так далее. Сегодня эта работа продолжается», — сказал депутат.
Первым предлагаемым законопроектом изменения вносятся в 24 законодательных акта. Запрет на иностранное гражданство и вид на жительство распространяется на военную службу, в том числе в войсках Нацгвардии, государственную гражданскую службу, в том числе дипломатическую, правоохранительную службу, муниципальную службу, государственные должности председателя, зампредседателя и аудиторов Счётной палаты, председателя Центробанка, уполномоченных по правам человека и иные госдолжности субъектов РФ и муниципальные должности.
Предполагается, что госслужащие, имеющие второе гражданство или вид на жительство в другой стране, обязаны сообщить руководству об этом в течение 10 дней со дня вступления закона в силу. Им разрешается продолжать работать на своих должностях в течение шести месяцев. Но только в том случае, если за 20 дней с момента вступления закона в силу они предоставят документы о намерении прекратить второе гражданство или вид на жительство, иначе будут уволены. Затем должностные лица должны будут представить документы, подтверждающие отказ от второго гражданства, вскоре после их получения.
Военнослужащие по контракту, не представившие таких документов в течение шести месяцев со дня вступления закона в силу, также могут быть досрочно уволены с военной службы.
Одновременно в первом чтении принят второй законопроект с поправками в Трудовой кодекс. Россияне, имеющие иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране, работающие по трудовому договору, согласно документу, не смогут занимать должности, не являющиеся должностями гос- или муниципальной службы, для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне.
Как пояснил Крашенинников, речь идёт о обеспечивающем персонале. «Это могут быть переводчики, программисты, работники инженерных служб, помощники», — отметил он. Конкретный перечень таких должностей, по его словам, утверждается госорганом или органом местного самоуправления.
«Предлагаемые инициативы основаны на нормах конституции и служат обеспечению национальной безопасности нашего государства, защите суверенитета нашей страны и прав и свобод наших граждан», — сказал депутат.
Как отметила член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат Государственной Думы Светлана Бессараб, комментируя законопроекты, лица с двойным гражданством не смогут занимать должности, предусматривающие допуск к гостайне.
«Военнослужащие, государственные и муниципальные служащие и другие должностные лица при принятии важных государственных решений не должны находиться под влиянием «из вне» и действовать в интересах иного государства», — приводите пресс-служба депутата её слова.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в июле.
Севреестр
Ограничение прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение земельных участков
В связи с внесёнными 20.03.2020 изменениями в Указ Президента РФ от 09.01.2011 № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (далее – Указ № 26) информируем о том, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися в пределах внутригородских муниципальных образований города Севастополя – Андреевского, Балаклавского, Гагаринского, Качинского, Ленинского, Нахимовского, Орлиновского муниципальных округов, а также города Инкерман. |
При этом, дополнительно сообщаем о следующем:
1. По вопросу исчисления срока для отчуждения лицом недвижимого имущества, которое в силу закона не может ему принадлежать
В соответствии с ч.1 ст.238 Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. Представляется, что срок, предусмотренный ст.238 Гражданского кодекса РФ, должен исчисляться с момента вступления в силу Указа № 26, то есть с момента признания земельных участков в силу закона имуществом, которое не может принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.
Применительно к земельных участкам, расположенным в пределах внутригородских муниципальных образований города Севастополя, срок должен исчисляться с 20.03.2020.
2. По вопросу приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством
В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых — российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Положения Земельного кодекса РФ и Указа № 26 не содержат указания на ограничение права лиц, имеющих двойное гражданство, на приобретение в собственность земельных участков.
3. По вопросу приобретения иностранным лицом отчужденных земельных участков на праве аренды полагаем возможным отметить следующее
В соответствии с ч.1 ст.22 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом.
Земельным кодексом РФ запрет на приобретение иностранным лицом земельных участков на праве аренды не установлен.
4. Относительно приобретения прав на земельные участки юридическим лицом, учрежденным иностранным лицом на территории Российской Федерации
Земельным кодексом РФ, а также Указом № 26 не установлено ограничений для приобретения прав на земельные участки юридическим лицом, учрежденным на территории Российской Федерации иностранным лицом.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии со ст.3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Двойное гражданство в России электронная книга (2019) / 0014-2492
Аннотация
В СССР двойное гражданство было прямо запрещено советским законодательством. После перестройки начался новый этап российской государственности: 12 декабря 1993 года была принята Конституция современной Российской Федерации, которая предоставила российским гражданам право на двойное гражданство.За последние двадцать пять лет был принят новый закон о российском гражданстве, миграции и государственной политике в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. За эти годы миллионы граждан России получили второе (многократное) гражданство, а вместе с ним возникли вопросы, споры и проблемы, требующие посредничества российской судебной системы. В связи с этим основной целью данной статьи является анализ действующего внутреннего законодательства и международных договоров России о двойном гражданстве, определение режима двойного гражданства в России — изучение существующих ограничений прав и свобод лиц с двойным гражданством. , а также изучить споры о двойном гражданстве в Российской Федерации, в частности изучить судебную практику (ведущие дела) Конституционного Суда Российской Федерации.На основе проведенного в статье анализа автор делает выводы относительно дальнейшего развития двойного гражданства в рамках Союзного государства Беларуси и России, а также исследует перспективы евразийского гражданства в рамках Евразийского союза. Кроме того, автор предлагает российским властям сделать информацию о зарегистрированных российских гражданах с двойным (множественным) гражданством более доступной и прозрачной, а также принять на федеральном уровне документ о государственной политике России в отношении двойного гражданства.
ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО | Ge Российский паспорт
Двойное гражданство или второе гражданство?Российское законодательство разрешает как двойное, так и второе гражданство. Двойное гражданство предоставляется гражданам тех стран, которые подписали соответствующий договор с Россией. Таджикистан был одной из таких стран. Двойное гражданство также признавалось Туркменистаном, если оно было получено до 2015 года.
Стоимость консультации о двойном и втором гражданстве.
Если рассматривать вопрос о наличии у гражданина Российской Федерации другого гражданства, правильнее было бы назвать это «вторым гражданством», а не «двойным гражданством». В большинстве случаев термин «двойное гражданство» употребляется в России некорректно. Юридически корректный термин двойное гражданство означает гражданство между Россией и Таджикистаном или Туркменистаном, то есть с теми странами, с которыми на официальном уровне подписано межправительственное соглашение.
Среди бывших советских республик в России действует довольно гуманный миграционный закон в отношении граждан со вторым гражданством.Российское законодательство не запрещает наличие второго гражданства, но если гражданину России удалось получить заграничный паспорт или постоянный вид на жительство, закон требует уведомления миграционных органов МВД.
Российское законодательство предусматривает автоматическое предоставление гражданства детям, родители (хотя бы один) которых являются гражданами России. Другими словами, вступление в гражданство — «по крови». В Соединенных Штатах, Монголии, Кубе и ряде других стран американского континента гражданство приобретается по рождению на их земле, т.е.е., по территориальному признаку. В этом случае ребенок, рожденный от родителей, граждан Российской Федерации, на территории США автоматически получает оба гражданства, и никаких противоправных действий по этому поводу нет.
Порядок получения второго гражданства.
Порядок приема в гражданство Российской Федерации не предполагает выхода из гражданства своей страны.
Также согласно миграционному законодательству Российской Федерации иностранным гражданам не нужно отказываться от гражданства, они могут войти в гражданство Российской Федерации, не выходя из гражданства, в то время как законы некоторых стран строго наказывают за такие действия.Законодательство этих стран подразумевает запрет на получение второго гражданства с Россией, и если будет установлено, что иностранный гражданин получил гражданство России, гражданство в его или ее стране будет аннулировано.
Как гражданину России получить второе гражданство?
* Соединенные Штаты, Кипр, Австралия и Великобритания — страны, которые официально разрешают второе гражданство. Россияне, переезжающие на Кипр, имеют право получить гражданство Кипра, оставаясь гражданами Российской Федерации.
* Ребенок, родители которого являются гражданами Российской Федерации, родился в стране, в которой гражданство получено по рождению (США, Канада, Куба, Монголия). При этом у ребенка может быть два гражданства.
* Заслуженный деятель культуры или спорта получает гражданство России. Как правило, Миграционная служба России довольно лояльна к этой категории граждан и не требует выхода из нынешнего гражданства.
* Гражданин Российской Федерации проходит процесс репатриации, доказывая свою национальную принадлежность к определенной национальной группе, получает гражданство иностранного государства
Уведомление Департамента миграции МВД о втором гражданстве или виде на жительство за границу
Как уже говорилось в этой статье выше, с 4 августа 2014 года гражданин России, имеющий второе гражданство или вид на жительство в иностранном государстве, должен уведомить российские миграционные органы.В противном случае человеку может грозить крупный штраф или даже уголовное дело.
гражданина России с пропиской за рубежом.
российских гражданина, проживающих за границей с ВНЖ, желающие вернуться в Россию, должны выйти из консульского реестра, аннулировать свой постоянный вид на жительство в стране проживания, и только после завершения всех этих процедур, вернувшись в Россию, смогут получить местный российский паспорт.
Прожив долгое время в чужой стране, не всегда желательно отказываться от вида на жительство за границей, дающего право на бесплатный въезд, право на работу и другие льготы.Всегда желательно, прежде чем начинать столь серьезные процедуры, обратиться к квалифицированному юристу, работающему в миграционной среде, который сможет провести процесс легализации с наименьшими для вас потерями
Россия незаметно лишает эмигрантов двойного гражданства — The Forward
Десятки тысяч российских граждан с двойным гражданством фактически лишаются российского гражданства в результате тихой политики, согласно которой российские консульства по всему миру отказываются продлевать их паспорта.
Согласно новым правилам консульства, любому, кто хочет продлить паспорт, который не был зарегистрирован как проживающий в России 6 февраля 1992 года, будет отказано, даже если его или ее паспорт продлевался ранее.
Неясно, на скольких людей эта новая политика повлияет. Но это, безусловно, будет относиться к тысячам евреев, которые эмигрировали из России после 1 июля 1991 года — даты, когда Советский Союз, в последние дни своего существования, прекратил свою политику изъятия паспортов у евреев, покинувших страну по выездным визам. в Израиль.(Советский Союз был официально распущен 25 декабря 1991 года.)
В советские времена евреям разрешалось выезжать из страны только при конфискации их российских паспортов — если им вообще разрешали выезжать. Многие действительно переехали в Соединенные Штаты или в Европу после того, как выехали, несмотря на израильский штамп на их выездной визе. Но в рамках позднесоветской политики, которую продолжило преемник российского правительства после распада Советского Союза, евреи могли впервые, как и другие, получить двойное гражданство.Это позволило им беспрепятственно вернуться в Россию для посещения — или даже вернуться, если они передумали.
«У меня всегда было два гражданства, два языка, две идентичности и две культуры. Это то, кем я являюсь », — сказала Катя Рузина, 27-летняя преподавательница русского языка и аспирантка колледжа, которая ожидает, что ее заявка на получение российского паспорта будет отклонена, как и этот репортер, потому что она покинула Россию до февраля 1992 года. Как и многие русские эмигранты, Рузина, которая переехала в Соединенные Штаты, когда ей был 1 год, считает, что ее продолжающаяся связь с Россией является вопросом идентичности.«Они не могут просто случайно сказать, что вы больше не гражданин России. Это меня просто злит », — сказала она.
Как и США, Российская Федерация допускает двойное гражданство, хотя оценки того, сколько россиян имеют этот статус, сильно различаются. Константин Ромодановский, директор Федеральной миграционной службы России, сообщил газете «Комсомольская правда», что от 1 до 6 миллионов россиян имеют двойное гражданство.
На вопрос о новой политике, которая так и не была официально объявлена, посольство России в Вашингтоне подтвердило изменение, которое, по его словам, не связано с каким-либо новым законом, принятым законодательным органом страны.«Наши законы расширяются, они не меняются», — сказал пресс-секретарь посольства Юрий Мельник. «Законы интерпретируются лучше…. Паспорт с истекшим сроком действия не считается действительным документом ».
Российское консульство в Нью-Йорке признало, что в прошлом Россия выдавала паспорта людям, которые были эмигрантами из бывшего Советского Союза, даже если они никогда не регистрировались в качестве резидентов и граждан новой Российской Федерации, созданной после Распад Советского Союза. Он также подтвердил, что обновил их паспорта.
«Люди с такими паспортами считали себя гражданами Российской Федерации», — написало консульство в электронном письме. «Хотя мы понимаем, что лица, имеющие такие паспорта, не виноваты в сложившейся ситуации, тем не менее теперь мы должны навести порядок. Мы не можем выдать паспорта тем, у кого российское гражданство не зарегистрировано должным образом ».
Консульство предложило лицам, попавшим в подобную ситуацию, подать заявление на визу для посещения России как граждане США.Майкл Дроб, режиссер нового документального фильма «Без гражданства», в котором рассказывается история еврейских иммигрантов из Советского Союза, сказал, что отсутствие российского паспорта не только затруднит поездку в Россию, но и помешает пожилым людям получать пенсии в российском правительстве по достижении пенсионного возраста.
Более того, по его словам, те, кто был вовлечен в это изменение, которые приехали в Америку и стали постоянными жителями, но никогда не подавали заявление на получение гражданства, теперь фактически станут лицами без гражданства; то же самое сделали бы те, кто приехал по более ограниченным визам и остался в Америке нелегально.
Точное количество людей, эмигрировавших из России в период с 1 июля 1991 г., когда прекратилась политика конфискации паспортов у выезжающих евреев в советское время, и 6 февраля 1992 г. получить не удалось. Но это явно в масштабе десятков тысяч.
Например, в 1991 году 47 476 евреев иммигрировали в Израиль из России, а 10 196 уехали, чтобы переселиться в Соединенные Штаты, по словам Марка Тольца, демографического исследователя из Еврейского университета в Иерусалиме. Эти числа не включают евреев, иммигрировавших в другие страны, такие как Германия, и не включают иммиграцию неевреев.
Журналист Маша Гессен сказала, что тысячи людей могут потерять гражданство в результате введения новых правил, которые она назвала «действительно странными», «безумными» и «потрясающими».
«Не может быть человека, родившегося на территории России и не являющегося гражданином России», — сказала она. «То, что они делают, — вопиюще незаконно и неконституционно. Я думаю, это согласуется с распространенным сегодня в России мнением о том, что каждый, кто находится за границей, является предателем и не может участвовать в политическом процессе.”
Она предположила, что этот шаг может быть вызван озабоченностью правительства Владимира Путина правом голоса российских израильтян. «В Израиле огромное количество голосующих, и я думаю, что это может быть связано с этим», — сказала она.
Свяжитесь с Джули Масис по адресу [email protected].
Политика двойного гражданства в постсоветских государствах: обеспечение политических целей с помощью правил о гражданстве
(Меморандум PONARS о политике в отношении Евразии) В эпоху после Второй мировой войны, и особенно в эпоху после холодной войны, двойное гражданство распространилось по всему миру.Не только увеличилось количество фактических двойных граждан, но и все больше и больше государств, начиная с западноевропейских демократий, вносят поправки в свое законодательство, прямо признавая и разрешая двойное и множественное гражданство. Расположение постсоветских государств в этой глобальной структуре выявляет некоторые сходства и важные различия в причинах разрешения или запрета двойного гражданства. Как и в других странах мира, принятие двойного / множественного гражданства часто обусловлено новыми демографическими и миграционными реалиями, в частности трудовой эмиграцией в постсоветский период, которая привела к появлению большого числа фактических двойных граждан.Международное влияние также очевидно, поскольку некоторые постсоветские государства смоделировали свои правила двойного гражданства на основе европейских стандартов, отраженных в международных инструментах, таких как Европейская конвенция о гражданстве 1997 года.
В то же время политика двойного гражданства на постсоветском пространстве демонстрирует несколько отчетливых тенденций. Во-первых, в большей степени, чем в западных государствах, озабоченность по поводу защиты государственного суверенитета и территориальной целостности и связанные с этим опасения возможных подрывных действий со стороны других государств, особенно соседних государств, посредством двойного гражданства и двойного гражданства являются ключевым фактором противодействия двойное гражданство.Во-вторых, распространение двойного гражданства на сограждан не является единообразной реальностью. Напротив, право этнических диаспор на двойное гражданство было очень спорным вопросом, и опасения по поводу влияния диаспоры на внутренние дела часто стояли на пути. Наконец, стремление правящих элит к максимизации власти может также сделать правила двойного гражданства инструментом наказания и ослабления политической оппозиции. Эта последняя тенденция вызывает особую тревогу, поскольку она сдвигает режимы двойного гражданства в странах региона, в том числе в традиционно более конкурентных режимах, таких как Грузия и Украина, от демократического Запада и приближает их к авторитарным моделям, существующим в африканских и азиатских государствах.
Растущее глобальное признание двойного гражданства
Государства в целом и повсеместно выступали против двойного или множественного гражданства до Второй мировой войны. Оппозиция двойного гражданства получила международное признание благодаря «Конвенции Лиги Наций 1930 года по некоторым вопросам, касающимся конфликта законов о гражданстве», которая провозгласила «в интересах международного сообщества» признание того, что «каждый человек должен иметь гражданство. и должен иметь только одно гражданство.В Европе после Второй мировой войны отказ от двойного гражданства был институционализирован в «Конвенции Совета Европы о сокращении числа случаев множественного гражданства» 1963 года, целью которой было «максимально сократить количество случаев множественного гражданства». ” Когда межгосударственные конфликты были реальностью, двойное гражданство и двойное гражданство рассматривалось с подозрением со стороны государств, стремящихся защитить суверенитет и обеспечить лояльность граждан в случае межгосударственных войн.
По мере того, как через десятилетия после Второй мировой войны Европа стала более миролюбивой и взаимосвязанной, двойное гражданство стало более распространенным и менее опасным.Распространению двойного гражданства способствовали международная миграция и международные браки, в результате которых рождается все больше и больше детей, имеющих двойное гражданство, которые приобретали гражданство каждого из своих родителей при рождении, а также рост равенства женщин, в частности устранение принцип отцовства при получении гражданства, согласно которому только отец, а не мать, может передать гражданство своим детям. Стимул к большей терпимости к множественному гражданству также исходит изнутри демократического государства, где политические партии, этнические лобби и диаспоры — все они могут служить движущими силами правовых изменений, разрешающих множественное гражданство.
Согласно Глобальной базе данных о двойном гражданстве MACIMIDE, которая охватывает 200 штатов с 1960 по 2018 год, если в 1960 году в большинстве стран действовала политика, согласно которой добровольное приобретение другого гражданства приводило к потере первоначального гражданства, то к 2018 году три четверти штаты разрешили своим гражданам, добровольно получившим гражданство другой страны, сохранить свое первоначальное гражданство. Однако региональные различия остаются очевидными: Азия и Африка демонстрируют самый низкий уровень терпимости к двойному гражданству.
Двойное гражданство в постсоветском регионе через призму государственного суверенитета
В отличие от традиционных национальных государств, где битвы за двойное гражданство в эпоху после Второй мировой войны обычно сосредоточены вокруг прав этнических эмигрантов или этнически «других» иммигрантов, гендерного равенства и / или предполагаемых экономических издержек и выгод двойного гражданства. , в постсоветском регионе политика двойного гражданства была прежде всего суверенитетом.Обеспокоенность по поводу защиты государственного суверенитета, территориальной целостности и связанные с ними опасения по поводу подрыва суверенитета действий соседних государств были ключевым фактором противодействия двойному гражданству, в то время как шаги к принятию двойного гражданства, которые несколько государств региона сделали за последнее десятилетие были условны и разработаны таким образом, чтобы по-прежнему решать проблемы сохранения суверенитета. Примеры из Украины, Кыргызстана и стран Балтии иллюстрируют эту динамику в действии.
В Украине вопрос о двойном гражданстве был одним из самых оспариваемых элементов режима гражданства (если не , , , ) с лета 1991 года, когда первый закон о гражданстве стал предметом обсуждения в законодательном органе тогдашней Украины. Советская Социалистическая Республика (до принятия его не хватило всего на два голоса). Двойное гражданство отстаивалось Коммунистической партией и другими левыми партиями, которые видели в нем способ наладить более тесные связи, вплоть до создания совместного государства, в частности, с Россией.Политические правые выступали против двойного гражданства по тем же причинам: они с подозрением относились к поддержке Россией двойного гражданства и опасались, что двойное гражданство может «подорвать способность правительства осуществлять суверенитет», как заявил глава Управления по гражданству Администрации президента Украины. в статье 2001 г. [1]
К началу 21 -го века некоторые государства региона перешли к условному принятию двойного гражданства, но при этом продолжали защищаться от предполагаемых угроз суверенитету.Эти проблемы были решены с помощью законов, разрешающих двойное гражданство с одними странами, но не с другими. В 2007 году Кыргызстан недвусмысленно признал возможность двойного гражданства, но также прямо запретил (статья 22 Закона о гражданстве от 21 мая 2007 года) двойное гражданство с граничащими государствами: Китаем, Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном, где существует угроза, даже если это гипотетически, это двойное гражданство может привести к территориальным притязаниям и угрожать государственному суверенитету, в то время как такой гипотетической угрозы не существует из-за двойного гражданства с несмежными государствами.
Латвия ввела аналогичный страновой подход в мае 2013 года, когда она разрешила двойное гражданство (как для этнических латышей, так и для иммигрантов) с западными государствами, которые Латвия считает своими геополитическими союзниками (члены ЕС и НАТО, а также Австралия, Новая Зеландия, и Бразилия), но не с Россией или другими бывшими советскими республиками. Литовские законодатели голосовали за аналогичные правила в 2008 и 2010 годах, но из-за постановления Конституционного суда 2006 года против широко распространенного двойного гражданства президент наложил вето на оба этих закона.Референдум по изменению статьи 12 Конституции и разрешению литовцам, получившим второе гражданство в странах, которые «отражают критерии избранного Литвой пути европейской и евроатлантической интеграции», сохранить свое литовское гражданство, запланирован на май 2019 года.
Дилеммы двойного гражданства для сограждан
Хотя утверждалось, что посткоммунистические государства имеют тенденцию отдавать предпочтение представителям своей этнической принадлежности за рубежом как в процессе приобретения гражданства, так и в разрешении двойного гражданства, на самом деле это не единообразная реальность.В некоторых случаях большая этническая диаспора воспринималась как угроза для нынешних властей, и это восприятие объяснялось нежеланием принимать двойное гражданство в целом и правами диаспоры на двойное гражданство в частности. Азербайджан, а в первой половине 1990-х гг. Также Армения, иллюстрируют эту динамику. Поскольку за пределами Азербайджана проживает в десять раз больше азербайджанцев, чем внутри, если бы диаспора имела двойное гражданство и политические права, связанные с гражданством, она могла бы оказать сильное влияние на внутриполитические процессы.В контексте авторитарного режима под руководством президента Ильхама Алиева правительство выступает против двойного гражданства для этнической диаспоры, в то время как оппозиция его поддерживает.
Несмотря на то, что декларация независимости Армении в 1990 году предоставила «армянам диаспоры» право на гражданство, закон 1995 года о гражданстве не освободил этнических армян, проживающих за рубежом, от требования представить документ, подтверждающий, что они были освобождены от предыдущего гражданства в качестве предварительного -условие получения гражданства Армении.Как закон о гражданстве 1995 г., так и конституция 1995 г. устанавливали, что гражданин Армении не может одновременно быть гражданином другого государства, что исключает двойное гражданство для армян диаспоры. Политический антагонизм между президентом Левоном Тер-Петросяном и Армянской революционной федерацией (АРФ), политической партией, популярной среди этнических армян в диаспоре, сформировал эту политику. После того как Тер-Петросян потерял свой пост в 1998 году, политика двойного гражданства изменилась при президенте Роберте Кочаряне.В 2005 году двойное гражданство было признано в конституции, а в 2007 году было одобрено законодательное предложение АРФД о двойном гражданстве для лиц армянского происхождения. Опасения, что армянская диаспора за границей может влиять на внутреннюю политику через двойное гражданство, не рассеялись, и правовые изменения стали компромиссом: этническая диаспора получила право на двойное гражданство, но участие в выборах было ограничено только теми гражданами, которые постоянно и непрерывно проживали в стране. Армения.
Двойное гражданство и консолидация авторитарной власти
Двойное гражданство может быть деликатным вопросом, когда дело доходит до осуществления политической власти в любом контексте, в том числе в установившихся демократиях. Например, демократические государства нередко требуют, чтобы граждане с двойным или множественным числом граждан отказались от своего другого гражданства в качестве предварительного условия для баллотирования на политический пост. К должностным лицам, скрывающим свое иностранное гражданство, могут быть применены санкции, как это было в Австралии в 2017 году, когда два сенатора подали в отставку после того, как стало известно об их двойном гражданстве.Подобные ограничения действуют в ряде постсоветских государств.
В Кыргызстане и закон 2007 года, и конституция 2010 года содержат положения, запрещающие лицам с двойным гражданством занимать «политические государственные должности и должности судей». Аналогичное ограничение содержится в статье 19 Закона Украины «О государственной службе», согласно которой только граждане Украины, не имеющие иностранного гражданства, могут занимать государственные должности. В Молдове, где сотни тысяч граждан также имеют румынское гражданство, коммунистическое большинство в парламенте выступило инициатором внесения изменений в закон о гражданстве в декабре 2007 года, накануне выборов 2009 года, запрещающих лицам с двойным гражданством занимать государственные должности.Несмотря на то, что запрет был впоследствии оставлен в силе Конституционным судом Молдовы, закон был обжалован в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), и в апреле 2010 года ЕСПЧ обязал Молдову отменить запрет для лиц с двойным гражданством, занимающих государственные должности.
Постсоветские государства отличаются от существующей практики в установившихся демократиях с требованиями к гражданам декларировать двойное гражданство под страхом наказания, в том числе уголовного, и выборочного аннулирования гражданства отдельных лиц и политических элит на том основании, что они имеют двойное гражданство. .Обе эти тенденции появились на постсоветском пространстве сравнительно недавно, но быстро становятся все более распространенными. В 2014 году в Казахстане, например, были внесены поправки в административный кодекс, согласно которым владение основанием второго гражданства вводится как в отношении административных штрафов в размере до 300 минимальных размеров заработной платы, так и лишения гражданства Казахстана.
В России в 2014 году были внесены поправки как в закон о гражданстве, так и в Уголовный кодекс, согласно которым отказ от сообщения не только о гражданстве иностранного государства, но даже о разрешении на проживание за границей подлежит штрафу до 200000 рублей или обязательной государственной службе на срок до 400 часов. .Аналогичные меры, согласно которым отказ от сообщения о втором гражданстве является наказуемым правонарушением, были введены в Армении в 2007 году. В августе 2018 года Грузия приняла меру, которая позволит властям следить за двойным гражданством. В закон о гражданстве Грузии были внесены поправки, и гражданам было разрешено сохранить свое гражданство, если они натурализовались в другой стране, но только в том случае, если они подали заявление и получили официальное согласие от властей Грузии до иностранной натурализации. В Украине законодательные предложения об обязательном сообщении об иностранном гражданстве циркулируют с 2008 года, но еще не стали законом.
Лишение политических соперников гражданства на том основании, что они имеют двойное гражданство, является самой последней тревожной тенденцией, наблюдаемой в некоторых странах региона. Проблема возникает, в частности, в гибридных, более конкурентных режимах, таких как Украина и Грузия. В декабре 2015 года Грузия лишила бывшего президента Михаила Саакашвили гражданства на том основании, что он получил украинское гражданство. В 2011 году, во время президентства Саакашвили, его тогдашний главный оппонент и кандидат в президенты Бидзина Иванишвили был лишен грузинского гражданства на тех же основаниях, что он стал двойным гражданином, получив французское гражданство в 2004 году.
Совсем недавно президент Петр Порошенко в Украине прибег к аналогичной тактике. В апреле 2017 года он подписал указ об аннулировании украинского гражданства Саши Борокык, союзника, ставшего критиком президента, и Андрея Артеменко, члена парламента, получившего известность за попытку протолкнуть администрации Трампа мирный план урегулирования конфликта. на востоке Украины, что якобы одобрили ближайшие помощники президента Владимира Путина. В качестве оправдания был использован тот факт, что оба имели иностранное гражданство помимо украинского (немецкое в случае Боровика и канадское в случае Артеменко).Еще более спорным было решение Порошенко лишить Михаила Саакашвили его украинского гражданства в июле 2017 года. Саакашвили, еще один правительственный союзник, ставший критиком, который также заявил о своих намерениях бросить вызов Порошенко на президентских выборах, был фактически лишен гражданства, когда его украинское гражданство было отменено. поскольку ранее он был лишен гражданства Грузии, как упоминалось выше. Позже Саакашвили был депортирован из Украины и не смог принять участие в президентской гонке 2019 года.
Учитывая фактическое преобладание двойного и множественного гражданства среди высших должностных лиц во многих постсоветских государствах, правила двойного гражданства могут быть удобным инструментом для ослабления оппозиции и влияния на политическую лояльность. В условиях слабого верховенства закона лишение гражданства на основании наличия у одного другого гражданства используется произвольно. Практически идентичные случаи лечились по-разному. Пожалуй, лучшая недавняя иллюстрация этого — два постановления Окружного административного суда города Киева.В первой инстанции в декабре 2018 года суд восстановил Романа Насирова на должности главы Государственной фискальной службы после того, как он был уволен после ареста по подозрению в хищении. Суд не был убежден в том, что Насиров имеет двойное гражданство, несмотря на официальное письмо Национального агентства по борьбе с преступностью Великобритании, которое официально подтвердило, что Насиров имеет британское гражданство. Во второй инстанции, в феврале 2019 года, тот же суд постановил, что уроженка США Ульяна Супрун, реформатор и исполняющий обязанности министра здравоохранения, не может возглавлять министерство, потому что она держит U.С. гражданство помимо гражданства Украины.
Заключение
Право этнических диаспор на двойное гражданство было очень спорным вопросом на постсоветском пространстве. Политика была неравномерной из-за опасений влияния диаспоры на внутренние дела и нарушения гарантий суверенитета и территориальной целостности. Иногда мы также видим, что борьба за власть нарушила буквы закона, когда дело доходит до применения правил двойного гражданства — динамика, которая может стать новым элементом в региональном авторитарном инструментарии, используемом для давления на политических оппонентов и вознаграждения политических союзников.
Оксана Шевель — доцент кафедры политологии Университета Тафтса.
[ PDF ]
[1] Петр Чалый, «Элемент державности — институт громадианства», Политика и час, ноябрь 2001 г., с. 38–46.
Кредит изображения домашней страницы.
Включение или конфликты лояльности? 15 лет двойного гражданства в Финляндии
Пяйви Йоханна Неувонен (Университет Хельсинки), сотрудник GLOBALCIT
Финляндия приняла множественное гражданство при широком согласии политических партий в 2003 году (Закон о гражданстве 2003/359).Теперь финские граждане могут получить гражданство другой страны, не теряя своего статуса финских граждан. Точно так же натурализованные финские граждане могут быть гражданами другой страны или других стран. Толчком к принятию этого закона послужило стремление привлечь в Финляндию высококвалифицированных рабочих и помочь реинтеграции большого числа финнов, которые эмигрировали в Швецию в поисках работы в 1960-х годах и с большой неохотой отказались от финского гражданства на протяжении многих лет. В последнее время акцент на интегративном потенциале двойного гражданства уступил место аргументу о том, что двойное гражданство может быть предрасположено к неразрешимым конфликтам лояльности.Обе точки зрения на множественное гражданство были сформулированы в правительственном предложении по Закону о гражданстве 2003 года, но множественное гражданство в первую очередь рассматривалось как инструмент интеграции и интеграции.
Спор о двойном гражданстве Финляндии
Точно так же, как исторические и географические факторы сыграли важную роль во введении концепции множественного гражданства в финский закон о гражданстве, они, похоже, также играют центральную роль в его продолжающемся оспаривании.Из официального населения, составляющего 5 513 130 человек, на конец 2017 года было 117 024 человека с финским двойным гражданством, постоянно проживающих в Финляндии. Общее количество лиц с двойным гражданством выросло на 11 процентов по сравнению с предыдущим годом. Самая большая группа состояла из 30 088 финско-русских двойных граждан, в то время как вторая по величине группа включала 7 759 финско-шведских двойных граждан. Эти цифры отражают продолжающиеся дебаты о двойном гражданстве; а именно, большая часть общественных дискуссий была сосредоточена на положении и обращении с финско-российскими гражданами с двойным гражданством.
Важно отметить, что эти вопросы не вызывали особого беспокойства, когда в 2003 году было принято множественное гражданство. Напротив, только осенью 2014 года проблема двойного гражданства достигла общественного сознания, когда Президент Республики подчеркнул необходимость сравнительного обзора множественного гражданства и его условий в разных странах. Этот запрос поступил примерно в то же время, когда Россия ввела новое законодательство об обязательной регистрации иностранного гражданства, а кризис на Украине усилился весной и летом 2014 года.Однако в официальных документах не выделяется какая-либо группа лиц с двойным гражданством, а говорится о положении с двойным гражданством в целом.
Не было принято никаких серьезных законодательных изменений до того, как вопрос о двойном гражданстве вновь стал спорным вопросом три года спустя. В январе 2017 года финская государственная телерадиокомпания (YLE) опубликовала новость, в которой говорилось о том, что силы обороны ограничивают доступ финско-российских граждан как к службе в вооруженных силах, так и к некоторым формам обучения во время всеобщей воинской повинности.Эти утверждения были подкреплены тем фактом, что в одной из восточных бригад вооруженных сил офицер по обучению ошибочно объявил, что двойное гражданство не может участвовать в обучении беспилотных летательных аппаратах (UVA). Несколькими днями позже главная финская газета Helsingin Sanomat сообщила, что министерство иностранных дел отозвало предложение о работе финско-российскому гражданину, имеющему двойное гражданство, со ссылкой на внутреннюю практику министерства.
Обращение с двойным гражданством было быстро сформулировано как вопрос верховенства закона, потому что категорическое неравное обращение с двойным гражданством со стороны государственных властей противоречило бы существующему законодательству и равенству граждан перед законом в соответствии с разделом 6 Конституции Финляндия.Например, в феврале 2017 года омбудсмен Финляндии по вопросам недискриминации подчеркнул, что, хотя различное обращение с гражданами иногда может быть оправдано, такие оправдания должны исходить из конкретного характера рассматриваемой задачи и должны определяться законом.
Министерство обороны, Министерство иностранных дел и Генеральный штаб систематически отвергали утверждения о существовании каких-либо дискриминационных указаний в отношении обращения с двойным гражданством. Вооруженные силы также начали расследование в отношении того, подвергалось ли двойное гражданство дискриминации по признаку гражданства.С тех пор Национальное бюро расследований обратилось к Генеральному прокурору с просьбой предъявить обвинения по двум делам, касающимся инструкции по ограничению доступа гражданина Финляндии с двойным гражданством России к конфиденциальной медицинской информации в качестве военного врача во время призыва и решения кадрового агентства не предлагать работа в военной столовой для финско-российского двойного гражданина. Дело о дискриминации при приеме на работу все еще рассматривается, но другие обвинения были сняты прокурором.
Последние изменения в законодательстве Финляндии о двойном гражданстве
Финляндия рассматривает всех лиц с двойным финским гражданством как финских граждан как в Финляндии, так и за рубежом.Основная проблема в споре о двойном гражданстве заключается в том, что другие страны могут одновременно рассматривать двойное гражданство только как своих собственных граждан. Например, с точки зрения закона о российском гражданстве, двойное гражданство рассматривается только как граждане Российской Федерации в соответствии с разделом 6 (1) Федерального закона о гражданстве Российской Федерации, и наличие двойного гражданства не освобождает человека от обязанности, связанные с российским гражданством в соответствии с частью 2 статьи 62 Конституции Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором, заключенным Российской Федерацией.
Споры по поводу двойного гражданства выходят на первый план, когда финские власти набирают людей на различные должности, связанные с безопасностью. В этом контексте главный правовой вопрос заключается в том, можно ли рассматривать категорическое исключение лиц с двойным гражданством из определенных чувствительных с точки зрения безопасности должностей как законные и / или эффективные, или же возможные конфликты лояльности следует разрешать посредством индивидуальной оценки и проверок безопасности. в процессе приема на работу.
Это та область права, в которой финская правовая система уже стала свидетелем недавнего принятия ряда поправок к Закону о государственных гражданских служащих (948/2017), Закону о допустимости безопасности (949/2017), Закону об университете национальной обороны (950 / 2017), Закон об управлении пограничной службой (951/2017) и Закон о Полицейском университетском колледже (952/2017).Эти поправки, вступившие в силу в январе 2018 года, предусматривают усиленную проверку международных связей в рамках индивидуальной проверки безопасности при приеме на работу и обучении на определенных должностях, требующих особого внимания с точки зрения безопасности. Гражданство заявителя может быть важным фактором при такой проверке. Но Комиссия по критериям оценки Министерства юстиции подчеркнула, что гражданство другой демократической страны само по себе не должно считаться решающим.
Параллельный процесс разработки законодательства касается доступа лиц с двойным гражданством к профессиональным военным должностям в Финляндии.Хотя министр обороны засвидетельствовал в своих ответах средствам массовой информации, что в вооруженных силах обращались с двойным гражданством на законных основаниях, он представил план по запуску инициативы по новому законодательству, которое не позволит двойным гражданам занимать профессиональные военные должности в будущем.
Министерство внутренних дел заявило в сентябре 2018 года, что не будет продвигать план по запрету лиц с двойным гражданством занимать военные должности в финской пограничной службе. Министерство подчеркнуло, что прием на работу должен основываться на утвержденных агентством принципах безопасности, а не на категорическом исключении лиц с двойным гражданством.Однако вскоре министерство обороны объявило, что оно продолжит свой план по запрету лиц с двойным гражданством занимать официальные военные должности в вооруженных силах (с возможностью освобождения) и что министерство также разрабатывает закон, который будет уделять больше внимания национальной безопасности в регулирование сделок с недвижимостью в Финляндии.
Заключение
Разные подходы к спору о двойном гражданстве могут отражать тот факт, что нынешнее коалиционное правительство состоит из трех партий, которые предположительно придерживаются разных взглядов на права граждан, национальную безопасность и внешнюю политику — все из которых являются важными переменными в существующей двойственной разногласия по поводу гражданства.Однако маловероятно, что спор о двойном гражданстве полностью исчезнет из поля зрения законодательного собрания Финляндии после парламентских выборов 2019 года.
С точки зрения сравнения, можно подумать, должно ли признание двойного гражданства быть взаимным. Хотя такой подход может в некоторых случаях ослабить страх перед конфликтом лояльности, выборочный доступ к двойному гражданству поставит под сомнение инклюзивные цели Закона о гражданстве 2003 года и поставит одни группы финских граждан в более невыгодное положение, чем другие.Поэтому кажется важным искать решения, в которых индивидуальная оценка и проверка безопасности преобладают над исключениями и дифференцированным обращением по признаку национальности / гражданства, когда это возможно.
Примечание : изображение этого сообщения в блоге было первоначально опубликовано Bobo Boom и представляет собой фотографию инсталляции Альфредо Яара Один миллион финских паспортов в музее Киасма в Хельсинки.
В России возбуждено уголовное дело против активиста за отказ заявить о двойном гражданстве
ФОТО: Один из четырех злоумышленников, связанных с антикремлевской панк-группой Pussy Riot, Петр Верзилов, выбежавший на поле во время финала чемпионата мира между Францией и Хорватией. жесты во время судебного заседания в Москве, Россия, 16 июля 2018 года.REUTERS / Сергей Карпухин / File Photo
МОСКВА (Рейтер) — Российские следователи во вторник возбудили уголовное дело против Петра Верзилова, антикремлевского активиста и соратника панк-группы Pussy Riot, за то, что он якобы не заявил о своем двойном канадском гражданстве. .
32-летний Верзилов, издатель частного информационного агентства Mediazona, только что был освобожден после 15-дневного тюремного заключения после того, как был признан виновным в мелком хулиганстве за нецензурную брань.
Следственный комитет России, который занимается расследованием серьезных преступлений, заявил, что обнаружил у Верзилова канадский паспорт, когда проводил обыск, связанный с его участием в несанкционированных протестах в прошлом году.
Комитет заявил, что Верзилов не уведомил российские власти о том, что он имеет двойное гражданство, что может повлечь за собой штраф или обязательные работы.
Верзилов написал в Твиттере, что его уже допрашивают следователи, и назвал возбужденное против него уголовное дело «сумасшедшим».
Global Affairs Canada — министерство иностранных дел Канады — заявило Рейтер, что осведомлено о ситуации и что сотрудники консульства поддерживают контакты с местными властями в России.
В 2014 году в России был принят закон, требующий от граждан декларировать двойное гражданство или подвергаться уголовному преследованию. Тогда критики заявили, что закон подвергнет подозрению людей с двумя паспортами, и выразили опасения, что его цель — разжечь националистический пыл.
Верзилов был одним из четырех активистов Pussy Riot, выбежавших на поле в полицейской форме во время финала чемпионата мира по футболу 2018 года на стадионе Лужники в Москве. По их словам, этот трюк был направлен на привлечение внимания к нарушениям прав человека в России.
Репортаж Антона Зверева и Габриэль Тетро-Фарбер; Редакция Гарета Джонса / Марка Генриха
Часто задаваемые вопросы | FTS
1. Есть ли исключения из требований к отчетности в отношении клиентов — граждан России, которые прямо или косвенно контролируют финансовые счета в случае двойного гражданства?Закон не предусматривает каких-либо исключений из требования сообщать о юридических лицах, прямо или косвенно контролируемых российскими гражданами, и российских физических лицах, сообщающих о двойном гражданстве.
2. Планирует ли ФНС России в ближайшем будущем разработать онлайн-решение для иностранных финансовых организаций для выполнения требований к отчетности?
ФНС России разрабатывает формы отчетности в формате PDF, которые можно заполнять в электронном виде.
3. Существует ли какая-либо взаимосвязь между Стандартом ОЭСР для автоматического обмена информацией о финансовых счетах в налоговых вопросах (далее — Стандарт) и положениями статьи 6 Закона?
Как правило, эти правила представляют разные системы отчетности, и в настоящее время возможность их согласования не рассматривается.
В отличие от Стандарта, концепция Статьи 6 требует, чтобы отчетность ограничивалась деталями открытого и / или поддерживаемого в течение отчетного периода финансового счета российских налогоплательщиков.
Кроме того, информация в соответствии со Статьей 6 должна предоставляться иностранными финансовыми организациями (ИФИ) непосредственно в ФНС России.
4. Требуется ли в соответствии со Статьей 6, прежде чем предоставлять информацию в ФНС России, получить согласие клиента? Есть ли какие-либо последствия за сообщение информации без такого согласия?
Структура статьи 6 не включает никаких требований в отношении согласия клиента, а также каких-либо последствий для сообщения информации без согласия клиента.
Примечание: российское законодательство включает требование к физическим и юридическим лицам, признанным резидентами в целях контроля валютных операций, сообщать об открытии счетов в иностранных банках, а также регулярно информировать ФНС России о движении денежных средств по таким операциям. учетные записи.
5. Каковы критерии для определения прямого или косвенного контроля над юридическими лицами со стороны российских граждан для целей статьи 6?
Критерии контроля должны определяться в соответствии с положениями, установленными налоговым законодательством Российской Федерации в части статьи 25.13 Налогового кодекса России (контролируемые иностранные компании и контролирующие лица)
6. Санкции для иностранных финансовых институтов
Санкции в отношении несоблюдающих ИФУ в настоящее время в российском законодательстве не предусмотрены. Однако статья 6 предусматривает наличие таких санкций.