Пономарева Л.В.
Распад Советского РЎРѕСЋР·Р° Рё создание новых независимых государств вызвали необходимость обеспечения взаимной защиты РІ странах Содружества Независимых Государств Рё странах Балтии прав граждан бывших союзных республик. Р’ настоящее время проблемы гражданства вышли РЅР° первый план политики Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ отношениях СЃ государствами, входившими РІ состав РЎРЎРЎР , так как РІСЃРµ новые республики получили международное признание Рё поэтому РїРѕ отношению Рє Р РѕСЃСЃРёРё стали зарубежными странами, называемыми государствами "ближнего зарубежья". Правительства стран Балтии - Латвии, Литвы, Рстонии - возражают против применения Рє РЅРёРј термина "ближнее зарубежье", подчеркивая тем самым СЃРІРѕСЋ самостоятельность Рё независимость.
Проблемы определения правового статуса иностранцев в России и российских граждан за пределами России приобрели в 90-х годах ХХ века особое значение, так как после распада СССРмиллионы людей, проживающих в бывших союзных республиках, стали для России иностранцами. Кроме того, в силу возникновения межнациональных конфликтов в ряде мест на территории бывшего Союза и сложного экономического положения в большинстве новых независимых государств многие граждане вынуждены покинуть свои государства и стать беженцами, приехав в Россию как наиболее перспективное государство для постоянного жительства и получения российского гражданства. Примерно пятьдесят лет для граждан республик Прибалтики и Молдавии, более семидесяти лет для граждан других союзных республик бывшего СССРсуществовали единые нормы о гражданстве, позволявшие обеспечить равенство прав граждан отдельных республик. Происходила свободная миграция населения на всей территории Союза, не требовалось особых формальностей для переселения из одной республики в другую, для заключения межнациональных браков, получения рабочих мест для каждого гражданина в любой республике. Правовое положение людей не зависело от национального гражданства, формально существовавшего в каждой республике, на всей территории СССРдействовал единый паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик. В союзных республиках, кроме России, паспорт содержал указание на принадлежность лица к гражданству одной из республик.
После распада СССРкаждая республика, стремясь к приобретению суверенитета, старалась самостоятельно определить институт своего гражданства. Первоначально это нашло отражение в Декларациях о суверенитете и актах провозглашения независимости республик: регулирование гражданства населения новых государств было направлено на свободное решение проблем данного института в каждой республике, а впоследствии, с обретением независимости, - на полную самостоятельность в решении проблем гражданства каждой республикой.
Содержание института гражданства в странах Содружества определяется конституционными положениями, специальными законами, а также общепризнанными принципами и нормами международного права; почти во всех бывших союзных республиках приняты отдельные законы о гражданстве:
ћ Закон Азербайджана "О гражданстве Азербайджанской ССР" от 26 июня 1990 года,
-- Закон Беларуси "О гражданстве Республики Беларусь" от 18 октября 1991 года,
-- Закон Казахстана "О гражданстве Республики Казахстан" от 20 декабря 1991 года,
-- Закон Кыргызстана "О гражданстве Кыргызской республики" от 18 декабря 1993 года,
-- Закон Молдовы "О гражданстве Республики Молдова" от 2 июня 2000 года,
-- Конституционный закон Таджикистана "О гражданстве Республики Таджикистан" от 4 ноября 1995 года,
-- Закон Туркменистана "О гражданстве Республики Туркменистан" от 30 сентября 1992 года,
-- Закон Узбекистана "О гражданстве Республики Узбекистан" от 2 июля 1992 года,
-- Закон Украины "О гражданстве Украины" от 8 октября 1991 года.
Для стран Содружества Независимых Государств особое значение имеют региональные нормы, вытекающие из договоров и решений, принимаемых государствами СНГ. Межпарламентской Ассамблеей Содружества разработан рекомендательный законодательный акт "О согласованных принципах регулирования гражданства" от 29 декабря 1992 года. Данный документ направлен на повышение уровня защиты прав человека в СНГ, облегчение контактов между людьми, установление и поддержку дружественных и добрососедских отношений со всеми государствами.
Важными являются также демократические принципы, сложившиеся в практике регулирования гражданства европейскими государствами, к их числу, в частности, относятся: признание гражданства за всеми лицами, постоянно проживающими на территории государства на день принятия или введения в действие нового закона о гражданстве или имеющими обусловленный законом срок проживания; предоставление гражданства детям, родившимся на территории государства, родители которого неизвестны или не имеют гражданства; право на гражданство национальных меньшинств; льготы для предоставления гражданства женщинам-иностранкам, вышедшим замуж за гражданина государства.
Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ предоставления гражданства РІ государствах стран Содружества решаются РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ национального законодательства Рё двусторонних РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ между этими государствами, которые являются приоритетными перед нормами внутреннего законодательства РІ соответствии СЃ законами Рѕ гражданстве большинства государств. Рто, например, Соглашение между Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерацией Рё Казахстаном "РћР± упрощении РїРѕСЂСЏРґРєР° приобретения гражданства гражданами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, прибывающими для постоянного проживания РІ Республику Казахстан, Рё гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ Федерацию" РѕС‚ 20 января 1995 РіРѕРґР°; Договор между Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерацией Рё Республикой Казахстан Рѕ правовом статусе граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, постоянно проживающих РЅР° территории Республики Казахстан, Рё граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РѕС‚ 20 января 1995 РіРѕРґР°.
Рностранными гражданами признаются лица, РЅРµ являющиеся гражданами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё имеющие доказательства своей принадлежности Рє гражданству иностранного государства. Положение иностранцев РІ Р РѕСЃСЃРёРё определяется Конституцией Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ соответствии СЃ частью 3 статьи 62 иностранные граждане Рё лица без гражданства пользуются РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации правами Рё исполняют обязанности наравне СЃ гражданами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РєСЂРѕРјРµ случаев, установленных федеральным законом или международным РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Таким образом, Конституция Р РѕСЃСЃРёРё закрепляет принцип национального режима, который подлежит применению РЅРµ только Рє иностранным гражданам, РЅРѕ Рё Рє лицам без гражданства.
Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в странах Содружества имеют общепризнанные принципы международного права в области прав человека, закрепленные в следующих документах: Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.
В России и других государствах Содружества правовой статус иностранцев регулируется нормами конституционного, административного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, семейного, таможенного, уголовного, уголовно-процессуального права. Однако в результате признания целесообразности специального законодательного регулирования в СССРв 1981 году был принят Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР, подготовлен проект Закона РФ о правовом положении иностранных граждан в России; законы о правовом положении иностранных граждан приняты в Белоруссии и Казахстане.
К основным законодательным актам, определяющим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, в части, не противоречащей Конституции России 1993 года, относятся: Закон СССРот 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР", вступивший в силу с 1 января 1982 года, Законом о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года с изменениями и дополнениями, Законом РФ о беженцах от 19 февраля 1993 года. Законом РФ от 1 апреля 1993 года "О государственной границе РФ", Законом от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", Положением о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 26 июля 1995 года.
Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР1981 года предусматривает разделение всех иностранных граждан на две категории, в зависимости от степени устойчивости правовой связи иностранца с государством: постоянно проживающих и временно находящихся на территории России. Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране определяет существенным образом его правовое положение, так, в вопросах трудовой деятельности, обеспечения жильем, предоставления медицинской помощи, образования иностранные граждане, постоянно проживающие в России, полностью приравниваются к гражданам России.
Российское законодательство исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:
-- иностранцы пользуются правами и свободами наравне с отечественными гражданами, и несут те же обязанности;
-- иностранцы равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;
-- в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод отечественных граждан, могут быть установлены ответные ограничения;
-- использование иностранными гражданами своих прав в России не должно наносить ущерба интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц, как и остальные участники гражданского оборота, иностранцы обязаны соблюдать действующие в РФ законы, включая и те, которые определяют порядок осуществления субъектами своих гражданских прав.
Статья 160 Основ гражданского законодательства 1991 года предусматривает возможность установления законом отдельных изъятий в отношении предоставления иностранцам равных прав с отечественными гражданами: иностранные граждане не могут избирать и быть избранными, а также служить в Вооруженных Силах России - эти права принадлежат только гражданам Российской Федерации. Гражданская дееспособность иностранных граждан определяется, по общему правилу, по праву страны, гражданином которой он является. Так, согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 года, дееспособность физических лиц определяется законодательством договаривающейся Стороны, гражданином которой является это лицо (статья 23).
Положения Рѕ правах иностранцев содержатся РІ различных договорах, заключенных Россией СЃРѕ странами Содружества Независимых Государств Рё странами Балтии, РІ которых, как правило, закрепляется равенство прав граждан бывшего РЎРѕСЋР·Р°. Предоставление национального режима предусмотрено Договорами Рѕ правовой помощи Рё правовых отношениях РїРѕ гражданским, семейным Рё уголовным делам, заключенным Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерацией СЃ Рстонией - 26 января 1993 РіРѕРґР°, Литвой - 21 июля 1992 РіРѕРґР°, Азербайджаном - 22 декабря 1992 РіРѕРґР°, Молдовой - 25 февраля 1993 РіРѕРґР°, Кыргызстаном - 14 января 1993 РіРѕРґР°.
РџРѕ данным РњР’Р”, РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации постоянно проживают 800.000 выходцев РёР· стран-участников Содружества Независимых Государств, РёР· РЅРёС… около 500.000 РЅРµ имеют гражданства. РЎ 1 января 2001 РіРѕРґР° для указанных категорий лиц введен новый РїРѕСЂСЏРґРѕРє регистрации. Необходимость урегулировать правила пребывания граждан РЎРќР“ РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации обусловлена тем, что РІ октябре 2000 РіРѕРґР° Р РѕСЃСЃРёСЏ вышла РёР· Бишкекского соглашения Рѕ безвизовом перемещении граждан стран РЎРќР“. Выход Р РѕСЃСЃРёРё РёР· данного соглашения вызвал возмущение Сѓ РјРЅРѕРіРёС… государств Содружества, РІ первую очередь Грузии. Грузия объявила Рѕ своем намерении заключить соглашения Рѕ безвизовом режиме СЃРѕ всеми странами РЎРќР“ РІ отдельности, РІ этом ее поддержали Азербайджан, Молдавия, Узбекистан, Украина. Рто позволяет сделать вывод Рѕ том, что интересы стран Содружества Независимых Государств стали достаточно разными, Рё РѕРЅРё начинают новый передел постсоветского пространства.
Новый порядок предусматривает два вида регистрации граждан бывшего СССР:
1. Заявившие Рѕ желании постоянно жить РІ Р РѕСЃСЃРёРё Р±СѓРґСѓС‚ получать РІРёРґ РЅР° жительство, для этого необходимо подать РІ РћР’РРзаявление Рё заполнить соответствующие анкеты, после чего специальная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ рассмотрит РїСЂРѕСЃСЊР±Сѓ Рё даст ответ. Р’РёРґ РЅР° жительство дается СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° пять лет, однако РѕРЅ будет действовать лишь РІ том случае, если РЅРµ просрочен национальный паспорт.
2. Получение регистрационного свидетельства в органах МВД по месту жительства сроком на 90 дней. В некоторых странах Содружества, например в Казахстане, действует не национальный паспорт, а удостоверение личности. В этом случае будет выдаваться не регистрационное свидетельство, а талон о регистрации.
Данный порядок не распространяется на тех, кто был лишен гражданства или утратил его, при оформлении вида на жительство такие люди будут рассматриваться как лица без гражданства.
Согласно статье 14 Договора России и Белоруссии о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года в Союзе признается единое гражданство. Наряду с правами и обязанностями, вытекающими из гражданства соответствующего государства - участника Союза, граждане Союза наделяются правами и обязанностями, которые связаны с гражданством Союза.
Гражданин Союза имеет право:
-- на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории России и Белоруссии с соблюдением правил, установленных законами этих государств в отношении отдельных регионов и местностей,
-- на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства-участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства,
-- на участие в управлении делами Союза,
-- на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории России или Белоруссии на тех же условиях, что и граждане этих государств.
Приобретение и утрата гражданства осуществляется по действующему национальному законодательству до принятия единой Конституции Союзного государства.
Договор Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России об углублении интеграции в экономической и гуманитарной области от 29 марта 1996 года содержит следующее положение: гражданам Сторон, постоянно проживающим на территории других государств-участников Договора, предоставляется правовой статус, установленный их национальным законодательством, двусторонними и многосторонними договорами, обеспечивается упрощенный порядок приобретения гражданства договаривающихся государств.
В соответствии с конституцией и законодательством страны пребывания иностранные граждане и лица без гражданства могут приобрести гражданство любого государства Содружества. Законы о гражданстве стран СНГ предусматривают следующие основные условия приобретения гражданства:
-- обязательство уважать и соблюдать Конституцию и законодательные акты республики (Беларусь, Молдавия, Украина и другие),
-- принесение клятвы верности республике и представить доказательства преданности государству и народу (Молдавия),
-- отказ от иностранного гражданства,
-- ценз оседлости, то есть постоянное проживание на территории республики в течение определенного срока (от 5 до 10 последних лет),
-- владение государственным языком республики в объеме, достаточном для общения (Белоруссия, Украина, Молдавия),
-- наличие легальных источников существования и средств, необходимых для обеспечения минимального прожиточного уровня или владение недвижимостью,
-- проверка заявителя службами безопасности (Молдавия).
Рти требования РјРѕРіСѓС‚ РЅРµ учитываться РІ исключительных случаях РїРѕ решению президента республики РІ отношении лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед государством.
Рностранные граждане Рё лица без гражданства вправе въезжать РІ государства Содружества РїРѕ действительным национальным паспортам или заменяющим РёС… документам, РїСЂРё этом РѕРЅРё должны получить въездную РІРёР·Сѓ, если РёРЅРѕРµ РЅРµ предусмотрено национальным законодательством или соглашениями Рѕ безвизовом въезде соответствующего государства. Рностранные граждане Рё лица без гражданства РјРѕРіСѓС‚ РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ иммигрировать РІ страны РЎРќР“ РЅР° постоянное жительство или РЅР° определенный СЃСЂРѕРє для трудоустройства РїСЂРё наличии следующих условий:
-- имеет в государстве Содружества легальный источник существования;
-- состоит в близких родственных отношениях с гражданами республики;
-- состоит на иждивении гражданина республики или имеет на своем иждивении гражданина государства Содружества;
-- в иных предусмотренных законом случаях.
Рностранные граждане Рё лица без гражданства, иммигрировавшие РЅР° постоянное жительство или для временного трудоустройства РІ страну Содружества, получают РІРёРґ РЅР° жительство или регистрационное свидетельство.
Все Конституции стран СНГ запрещают лишение гражданства по каким-либо мотивам, одновременно многие Конституции закрепляют право гражданина изменить свое гражданство, так, в статье 7 Конституции Туркменистана закреплено положение о том, что "никто не может быть лишен гражданства ил права изменить гражданство". Большинство Конституций стран СНГ не признают двойного гражданства, однако, законодательство некоторых из государств-участников Содружества допускает двойное гражданство в соответствии с национальным законодательством и международными договорами. Так, 2 июня 2000 года парламент Молдовы принял закон "О гражданстве", который устанавливает процедуру приобретения и утраты гражданства Молдовы иностранными гражданами и этническими молдаванами. В соответствии с принятым законом граждане Молдовы могут иметь двойное гражданство, если второе гражданство приобретено при рождении, в результате вступления в брак или усыновления. Молдаване, приобретшие гражданство другого государства, не должны отказываться от молдавского гражданства, если у Молдовы есть с этим государством двустороннее соглашение о признании двойного гражданства. Однако на сегодняшний день Молдова не подписала такого документа ни с одним государством, хотя идет работа над проектами договора с Украиной и Румынией.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/
Дата добавления: 18.07.2005
www.km.ru
Пономарева Л.В.
Распад Советского РЎРѕСЋР·Р° Рё создание новых независимых государств вызвали необходимость обеспечения взаимной защиты РІ странах Содружества Независимых Государств Рё странах Балтии прав граждан бывших союзных республик. Р’ настоящее время проблемы гражданства вышли РЅР° первый план политики Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ отношениях СЃ государствами, входившими РІ состав РЎРЎРЎР , так как РІСЃРµ новые республики получили международное признание Рё поэтому РїРѕ отношению Рє Р РѕСЃСЃРёРё стали зарубежными странами, называемыми государствами "ближнего зарубежья". Правительства стран Балтии - Латвии, Литвы, Рстонии - возражают против применения Рє РЅРёРј термина "ближнее зарубежье", подчеркивая тем самым СЃРІРѕСЋ самостоятельность Рё независимость.
Проблемы определения правового статуса иностранцев в России и российских граждан за пределами России приобрели в 90-х годах ХХ века особое значение, так как после распада СССРмиллионы людей, проживающих в бывших союзных республиках, стали для России иностранцами. Кроме того, в силу возникновения межнациональных конфликтов в ряде мест на территории бывшего Союза и сложного экономического положения в большинстве новых независимых государств многие граждане вынуждены покинуть свои государства и стать беженцами, приехав в Россию как наиболее перспективное государство для постоянного жительства и получения российского гражданства. Примерно пятьдесят лет для граждан республик Прибалтики и Молдавии, более семидесяти лет для граждан других союзных республик бывшего СССРсуществовали единые нормы о гражданстве, позволявшие обеспечить равенство прав граждан отдельных республик. Происходила свободная миграция населения на всей территории Союза, не требовалось особых формальностей для переселения из одной республики в другую, для заключения межнациональных браков, получения рабочих мест для каждого гражданина в любой республике. Правовое положение людей не зависело от национального гражданства, формально существовавшего в каждой республике, на всей территории СССРдействовал единый паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик. В союзных республиках, кроме России, паспорт содержал указание на принадлежность лица к гражданству одной из республик.
После распада СССРкаждая республика, стремясь к приобретению суверенитета, старалась самостоятельно определить институт своего гражданства. Первоначально это нашло отражение в Декларациях о суверенитете и актах провозглашения независимости республик: регулирование гражданства населения новых государств было направлено на свободное решение проблем данного института в каждой республике, а впоследствии, с обретением независимости, - на полную самостоятельность в решении проблем гражданства каждой республикой.
Содержание института гражданства в странах Содружества определяется конституционными положениями, специальными законами, а также общепризнанными принципами и нормами международного права; почти во всех бывших союзных республиках приняты отдельные законы о гражданстве:
ћ Закон Азербайджана "О гражданстве Азербайджанской ССР" от 26 июня 1990 года,
-- Закон Беларуси "О гражданстве Республики Беларусь" от 18 октября 1991 года,
-- Закон Казахстана "О гражданстве Республики Казахстан" от 20 декабря 1991 года,
-- Закон Кыргызстана "О гражданстве Кыргызской республики" от 18 декабря 1993 года,
-- Закон Молдовы "О гражданстве Республики Молдова" от 2 июня 2000 года,
-- Конституционный закон Таджикистана "О гражданстве Республики Таджикистан" от 4 ноября 1995 года,
-- Закон Туркменистана "О гражданстве Республики Туркменистан" от 30 сентября 1992 года,
-- Закон Узбекистана "О гражданстве Республики Узбекистан" от 2 июля 1992 года,
-- Закон Украины "О гражданстве Украины" от 8 октября 1991 года.
Для стран Содружества Независимых Государств особое значение имеют региональные нормы, вытекающие из договоров и решений, принимаемых государствами СНГ. Межпарламентской Ассамблеей Содружества разработан рекомендательный законодательный акт "О согласованных принципах регулирования гражданства" от 29 декабря 1992 года. Данный документ направлен на повышение уровня защиты прав человека в СНГ, облегчение контактов между людьми, установление и поддержку дружественных и добрососедских отношений со всеми государствами.
Важными являются также демократические принципы, сложившиеся в практике регулирования гражданства европейскими государствами, к их числу, в частности, относятся: признание гражданства за всеми лицами, постоянно проживающими на территории государства на день принятия или введения в действие нового закона о гражданстве или имеющими обусловленный законом срок проживания; предоставление гражданства детям, родившимся на территории государства, родители которого неизвестны или не имеют гражданства; право на гражданство национальных меньшинств; льготы для предоставления гражданства женщинам-иностранкам, вышедшим замуж за гражданина государства.
Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ предоставления гражданства РІ государствах стран Содружества решаются РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ национального законодательства Рё двусторонних РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ между этими государствами, которые являются приоритетными перед нормами внутреннего законодательства РІ соответствии СЃ законами Рѕ гражданстве большинства государств. Рто, например, Соглашение между Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерацией Рё Казахстаном "РћР± упрощении РїРѕСЂСЏРґРєР° приобретения гражданства гражданами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, прибывающими для постоянного проживания РІ Республику Казахстан, Рё гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ Федерацию" РѕС‚ 20 января 1995 РіРѕРґР°; Договор между Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерацией Рё Республикой Казахстан Рѕ правовом статусе граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, постоянно проживающих РЅР° территории Республики Казахстан, Рё граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РѕС‚ 20 января 1995 РіРѕРґР°.
Рностранными гражданами признаются лица, РЅРµ являющиеся гражданами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё имеющие доказательства своей принадлежности Рє гражданству иностранного государства. Положение иностранцев РІ Р РѕСЃСЃРёРё определяется Конституцией Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ соответствии СЃ частью 3 статьи 62 иностранные граждане Рё лица без гражданства пользуются РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации правами Рё исполняют обязанности наравне СЃ гражданами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РєСЂРѕРјРµ случаев, установленных федеральным законом или международным РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Таким образом, Конституция Р РѕСЃСЃРёРё закрепляет принцип национального режима, который подлежит применению РЅРµ только Рє иностранным гражданам, РЅРѕ Рё Рє лицам без гражданства.
Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в странах Содружества имеют общепризнанные принципы международного права в области прав человека, закрепленные в следующих документах: Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.
В России и других государствах Содружества правовой статус иностранцев регулируется нормами конституционного, административного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, семейного, таможенного, уголовного, уголовно-процессуального права. Однако в результате признания целесообразности специального законодательного регулирования в СССРв 1981 году был принят Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР, подготовлен проект Закона РФ о правовом положении иностранных граждан в России; законы о правовом положении иностранных граждан приняты в Белоруссии и Казахстане.
К основным законодательным актам, определяющим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, в части, не противоречащей Конституции России 1993 года, относятся: Закон СССРот 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР", вступивший в силу с 1 января 1982 года, Законом о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года с изменениями и дополнениями, Законом РФ о беженцах от 19 февраля 1993 года. Законом РФ от 1 апреля 1993 года "О государственной границе РФ", Законом от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", Положением о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 26 июля 1995 года.
Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР1981 года предусматривает разделение всех иностранных граждан на две категории, в зависимости от степени устойчивости правовой связи иностранца с государством: постоянно проживающих и временно находящихся на территории России. Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране определяет существенным образом его правовое положение, так, в вопросах трудовой деятельности, обеспечения жильем, предоставления медицинской помощи, образования иностранные граждане, постоянно проживающие в России, полностью приравниваются к гражданам России.
Российское законодательство исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:
-- иностранцы пользуются правами и свободами наравне с отечественными гражданами, и несут те же обязанности;
-- иностранцы равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;
-- в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод отечественных граждан, могут быть установлены ответные ограничения;
-- использование иностранными гражданами своих прав в России не должно наносить ущерба интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц, как и остальные участники гражданского оборота, иностранцы обязаны соблюдать действующие в РФ законы, включая и те, которые определяют порядок осуществления субъектами своих гражданских прав.
mirznanii.com
Как советское гражданство упрощает получение российского гражданства? Какие еще преимущества дает советское гражданство? Как доказать, что был гражданином СССР?
В Советском Союзе было единое союзное гражданство наряду с гражданством союзных республик. Каждый гражданин союзной республики автоматически являлся гражданином СССР. СССРбыл единым государством, в котором жил единый советский народ. Каждый идентифицировал себя в первую очередь с советским народом, считал себя гражданином СССРи только потом уже – русским, белорусом, украинцем, узбеком или киргизом. Для «заграницы» до сих пор все выходцы из стран бывшего СССР– русские, неважно, кто они по национальности и даже по гражданской принадлежности. Более того, этнически нерусские советские граждане зачастую идентифицировали себя как русских людей. Здесь речь идет уже о цивилизационно русских людях, или о советском народе, который в целом можно считать цивилизационно русским. Распад СССРв результате предательства элит сделал русских самым большим разделенным народом. «Миллионы русских легли спать в одной стране, а проснулись за границей, в одночасье оказались национальными меньшинствами в бывших союзных республиках», - так охарактеризовал распад Союза Владимир Путин.
Современная трагедия заключается в том, что цивилизационно русские стали чужими и оккупантами в охваченных сепаратизмом окраинах бывшего СССР. Несмотря на политику, единство русской цивилизации сохраняется, никуда не делись родственные, семейные и дружеские связи на просторах бывшего советского государства. Русские люди, оказавшиеся гражданами несуществующего государства, причисленные к «негражданам» или получившие гражданство других государств, сохраняют свое тяготение к России. По словам Президента РФ, это не чужие для нас люди. Рв этом смысле гражданство СССРявляется важным маркером, юридическим фактом, который способен помочь русским людям воссоединиться с Россией. Но как это работает на практике? Сделала ли Россия все от нее зависящее, чтобы создать для русских людей возможности для воссоединения с Россией?
С юридической точки зрения гражданство СССРеще может сослужить хорошую службу своим бывшим гражданам в двух случаях. Во-первых, те, у которых в прошлом было гражданство СССР, могут претендовать на получение российского гражданства в упрощенном порядке. Во-вторых, можно получить статус соотечественника, который также дает ряд преимуществ.
В
РљРђРљ РЎРўРђРўР¬ ГРАЖДАНРРќРћРњ Р РћРЎРЎРР?
В
Общий порядок получения гражданства Российской Федерации усложнен целым рядом ограничений. Для начала необходимо прожить в России не менее пяти лет со дня получения вида на жительство. При этом получение вида на жительства тоже обставлено целым рядом условий, в частности, вид на жительство можно получить, только если человек уже не менее года живет в России по разрешению на временное проживание (которое получается по квоте). Однако и при получении разрешения на временное проживание можно воспользоваться своим прошлым гражданством СССР. Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» без учета правительственной квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранцу, родившемуся на территории РСФСРи состоявшему в прошлом в гражданстве СССРили родившемуся на территории Российской Федерации.
Некоторое преимущество при получении вида на жительство имеют лица, признанные носителями русского языка. Такие русскоязычные иностранцы могут подавать заявление о выдаче вида на жительство без соблюдения требования о годичном сроке. Однако они должны будут подтвердить отказ от имеющегося иностранного гражданства. Каких-то иных поблажек при получении вида на жительство для бывших граждан СССРнет.
Есть важная особенность получения вида на жительство для носителей русского языка: после получения вида на жительство у них есть два года на подачу заявления на получение российского гражданства, иначе вид на жительство аннулируется.
Помимо ценза оседлости для подачи заявления на российское гражданство в общем порядке нужно иметь средства к существованию, отказаться от иного гражданства и сдать экзамен по русскому языку.
В
УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК ДЛЯ ПРОСТОГО СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА
В
О том, как стать гражданином РФ, рассказывает Федеральный закон «О гражданстве РФ». Наряду с фактически сверхсложным общим порядком получения гражданства существует упрощенный порядок, то есть по факту не «сверх», а просто сложный.
Для тех, чья биография отмечена советским гражданством, кто проживал и проживает в государствах, входивших в состав СССР, но не получил гражданства этих государств и остается в результате этого лицом без гражданства, действует упрощенный порядок получения российского гражданства. На таких людей не распространяется требование о цензе оседлости в пять лет. К данной категории относятся лица без гражданства из стран бывшего СССР. Можно ожидать, что они до сих пор проживают в бывших советских республиках по советским паспортам. В этом случае им легко доказать наличие советского гражданства в прошлом.
Есть Рё другая категория лиц, которые вправе претендовать РЅР° СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРµ гражданство, РјРёРЅСѓСЏ ценз оседлости. Рто иностранцы Рё лица без гражданства, которые проживают РІ Р РѕСЃСЃРёРё, родились РЅР° территории РСФСРи имели гражданство РЎРЎРЎР (Рё РґСЂСѓРіРёРµ категории лиц). Проживание РІ Р РѕСЃСЃРёРё подразумевает наличие регистрации РїРѕ месту жительства, разрешения РЅР° временное проживание или РІРёРґР° РЅР° жительства. Надо отметить, что ситуация, РєРѕРіРґР° человек рождается РІ РСФСР, приобретает гражданство РЎРЎРЎР , Р° потом РЅРµ имеет СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ гражданства, весьма вероятна. Например, такое могло произойти РІ случае переезда РґРѕ распада РЎРѕСЋР·Р° РІ РѕРґРЅСѓ РёР· братских республик.
Упрощенный порядок предусмотрен и для носителей русского языка, но только для тех, кто постоянно проживает в РФ на законном основании. Кроме того, русскоязычные иностранцы должны иметь источник доходов и отказаться от иного гражданства. Законное основание для постоянного проживания в РФ – исключительно вид на жительства. Поскольку и его получить затруднительно, мы говорим о том, что упрощенный порядок не так уж и прост.
Право РЅР° гражданство РІ упрощенном РїРѕСЂСЏРґРєРµ имеют еще некоторые категории лиц, связанных СЃ РЎРЎРЎР . Например, это нетрудоспособные иностранцы (пенсионеры, инвалиды), прибывшие РІ Р РѕСЃСЃРёСЋ РёР· государств, входивших РІ состав РЎРЎРЎР , Рё зарегистрированные РїРѕ месту жительства РІ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ состоянию РЅР° 1 июля 2002 РіРѕРґР°. Рто также ветераны Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹, имевшие гражданство бывшего РЎРЎРЎР Рё проживающие РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёРё, которым для гражданства Р Р¤ РЅРµ нужен даже РІРёРґ РЅР° жительство.
В
РќРћРЎРТЕЛРРУССКОГО ЯЗЫКА РСООТЕЧЕСТВЕННРРљР: Р’ ЧЕМ Р РђР—РќРЦА?
В
Статус носителя СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка юридически имеет значение РІ вопросах, связанных СЃ получением СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ гражданства. Ртот статус регулируется статьей 33.1 закона Рѕ гражданстве Рё СЂСЏРґРѕРј подзаконных актов. Понятие Рё статус соотечественников регулируется РґСЂСѓРіРёРј законом – «О государственной политике Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ отношении соотечественников Р·Р° рубежом».
Носитель русского языка – это лицо, владеющее русским языком и повседневно использующее его в семейно-бытовой и культурной сферах. Носителем русского языка иностранец или лицо без гражданства могут быть признаны специальной комиссией ФМС. По заявлению человека комиссия проводит собеседование, основная цель которого – подтверждение соответствующего уровня владения русским языком как иностранным. На все отводится не более 30 минут на человека. За это время комиссия должна выявить, способен ли иностранец понимать и пересказывать тексты любой тематики; понимать содержание радио- и телепередач, кинофильмов, телеспектаклей, пьес, записей публичных выступлений; вести диалог и использовать все средства выразительности русского языка.
Есть еще одно требование к носителям русского языка, своеобразный ценз оседлости: данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии должны постоянно проживать или ранее постоянно проживать на территории РФ либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы РФ. Здесь уже не говорится о прошлом гражданстве СССР, потому что советское гражданство само по себе формально упрощает получение гражданства.
Понятие соотечественника тесно связано с гражданством. Соотечественники – это лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Соотечественниками также являются лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССРи Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
До тех пор пока соотечественник ничего не хочет получить от России, единственным основанием для признания его соотечественником является самоидентификация в качестве такового. Закон говорит о том, что самоидентификация должна быть подкреплена «общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов РФ, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с РФ, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с РФ». Но по форме данное требование является лишь благим пожеланием.
РљРѕРіРґР° соотечественник хочет воспользоваться благами своего статуса, ему придется что-то доказывать, например, знание СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка. Рто сближает соотечественника СЃ носителем СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка. Так, соотечественник, желающий трудоустроиться РІ Р РѕСЃСЃРёРё, тоже должен сдать экзамен РїРѕ СЂСѓСЃСЃРєРѕРјСѓ языку.
РџРѕ общему правилу любой иностранец, желающий получить разрешение РЅР° временное проживание, РІРёРґ РЅР° жительство, разрешение РЅР° работу либо патента, обязан подтвердить владение СЂСѓСЃСЃРєРёРј языком, знание истории Р РѕСЃСЃРёРё Рё РѕСЃРЅРѕРІ законодательства Р Р¤. Ркзамен РЅРµ надо сдавать, если Сѓ иностранца есть государственный диплом РѕР± образовании (РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ РЅРµ РЅРёР¶Рµ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ общего образования), выданный образовательным учреждением РЅР° территории государства, входившего РІ состав РЎРЎРЎР , РґРѕ 1 сентября 1991 РіРѕРґР°; либо если есть СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ диплом. Также РѕС‚ экзамена освобождаются сертифицированные носители СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка, соотечественники-участники госпрограммы переселения, несовершеннолетние, пенсионеры, высококвалифицированные специалисты Рё РґСЂСѓРіРёРµ категории.
Если же соотечественник, который может доказать наличие гражданства СССРв прошлом, подает на гражданство РФ в упрощенном порядке, ему уже не придется сдавать экзамен по русскому языку. Гражданство СССРв биографии фактически свидетельствует о знании русского языка и соблюдении критерия «общности языка, истории, культурного наследия». Законодательство построено таким образом, чтобы не пришлось сдавать экзамен дважды: это касается и лиц со статусом носителя русского языка.
Закон Рѕ государственной политике РІ отношении соотечественников РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, что соотечественники имеют право РЅР° получение СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ гражданства РІ упрощенном РїРѕСЂСЏРґРєРµ. Однако закон Рѕ гражданстве предусматривает только РѕРґРёРЅ случай упрощенного РїРѕСЂСЏРґРєР° для соотечественников. Ртот случай – участие РІ Государственной программе переселения соотечественников. Однако Рё здесь есть существенное условие: необходимость наличия регистрации РїРѕ месту жительства РІ субъекте Р Р¤, выбранном для переселения. Фактически это означает, что Сѓ соотечественника Рё его семьи должно быть жилье РІ Р РѕСЃСЃРёРё. РќР° таких соотечественников РїСЂРё принятии РІ гражданство Р Р¤ РЅРµ распространяются требования Рѕ СЃСЂРѕРєРµ проживания РІ Р РѕСЃСЃРёРё, наличии РґРѕС…РѕРґР° Рё владении СЂСѓСЃСЃРєРёРј языком.
Статус соотечественника может пригодиться Рё РІ РґСЂСѓРіРёС… случаях. Например, существенным РјРѕР¶РЅРѕ назвать право соотечественников РЅР° получение образования РІ Р РѕСЃСЃРёРё. Рто право предоставляется соотечественникам РІ том Р¶Рµ объеме, что Рё гражданам Р РѕСЃСЃРёРё, если, например, соотечественник подтвердит СЃРІРѕРµ состояние РІ гражданстве РЎРЎРЎР .
В
РљРђРљ ПОДТВЕРДРРўР¬ РќРђР›РР§РР• ГРАЖДАНСТВА РЎРЎРЎР Р’ ПРОШЛОМ?
В
Очевидно, что советское гражданство все еще остается важным юридическим фактом, который может сыграть позитивную роль для получения российского гражданства выходцами из СССРв упрощенном порядке. Как можно доказать этот факт?
На этот вопрос отвечает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325. Согласно этому Положению документом, подтверждающим наличие у иностранного гражданина гражданства СССРв прошлом, является свидетельство о рождении, выданное органом записи актов гражданского состояния на территории СССР(подпункт «б» пункта 14 Положения). Ртолько если нет свидетельства о рождении или оно выдано иностранным государством, с претендента на российское гражданство можно требовать иные документы. Сам паспорт гражданина СССРтакже является документом, подтверждающим советское гражданство, но приоритет отдан свидетельству о рождении. Какие иные документы подтверждают советское гражданство? Положение говорит об «официальных данных полномочного органа» или «справке полномочного органа иного государства, входившего в состав СССР, об обмене паспорта гражданина СССРна документ лица без гражданства». Официальные данные, видимо, могут быть получены в ответ на официальный запрос. Справка полномочного органа об обмене паспорта СССР– это справка из МВД иностранного государства. Однако зачастую такую справку получить затруднительно, например, для фактических беженцев с Украины это почти невозможно: за справкой необходимо лично явиться в территориальный орган МВД своего государства.
В
Если верить законам, от советского гражданства еще может быть большая польза бывшим гражданам Союза: упрощенный порядок получения российского гражданства, почти автоматическое признание соотечественником, отсутствие необходимости сдавать экзамен по русскому языку (в ряде случаев). Однако на практике получается так, что даже «упрощенные» процедуры весьма громоздкие и непонятные и получить положительный результат почти невозможно. Вот и получается, что все заявления о едином русском мире, о не чужих для нас русских людях за пределами России остаются лишь декларациями, не реализуемыми на практике, когда речь заходит о необходимости реальной защиты этих людей, о реальной помощи им со стороны России.
Гаганов Александр Андреевич – эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н.
В
zavtra.ru