Конфедерация - это что за форма государственного устройства? Гражданство конфедерации


это что за форма государственного устройства? :: SYL.ru

В теории государства и права всегда велись споры по поводу формы государства. Это сложное понятие состоит из нескольких взаимосвязанных структурных элементов, которые, в свою очередь, также являются сложными механизмами. Форма государства помогает познавать страны, изучая их форму территориального устройства, политический режим, форму правления. В совокупности все эти элементы дают возможность разобраться в самых незначительных особенностях той или иной державы.

Государственных форм очень много, при этом все они абсолютно разные по своей сути. Но в представленной статье мы разберёмся не с формой в целом, а с её особым элементом – формой территориального устройства.

конфедерация это

Форма территориального устройства государства

Многие учёные-классики, изучающие теорию государства и права годами, выделяют следующие типы территориальной организованности государства, а именно:

конфедерация государство это

Если не вдаваться в подробности, то два этих вида очень легко различить. Федерация – это форма территориальной организации, при которой её субъекты (составляющие части, например, земли, штаты, кантоны и прочее) наделены определённым суверенитетом во внешних и внутренних делах. Несложно догадаться, что прямой противоположностью федеративному устройству является унитарный, при котором субъекты практически не имеют независимости. Весь их суверенитет ограничивается путём жёсткой централизации власти. Помимо этих особенностей, в каждой из форм существуют другие, индивидуальные аспекты. Но в теории государства и права выделяют ещё одну форму – конфедерацию. По поводу неё ведутся дискуссионные баталии вот уже несколько десятилетий. Именно о ней пойдёт речь далее.

Конфедерация в теории государства и права

конфедерация это союз

Сразу следует оговориться, что этот термин достаточно неоднозначно воспринимается многими учёными по всему миру. Даже на просторах постсоветского пространства представители разных школ теории государства и права по-своему воспринимают термин "конфедерация". Это понятие породило много споров по поводу его принадлежности к форме территориального устройства. Существует два основных взгляда на конфедерацию:

  1. Конфедерация – это структурный элемент территориальной формы государства, другими словами, следующая после федерации форма.
  2. Приверженцы второй теории не воспринимают конфедерацию как форму вообще. На их взгляд, понятие вообще не относится к форме территориального устройства и является отдельной правовой категорией.

Нужно отметить тот факт, что вторая теория более популярна в кругу западных учёных. Споры по поводу принадлежности понятия «конфедерация» к составу форм, ведутся исключительно между отечественными учёными.

История появления термина

федерация и конфедерация это

Конфедеративный тип создания государства появился ещё в 1777 году, на территории современных США. В то время американские штаты вели кровопролитную войну с английскими колонизаторами. Для большей эффективности и организации своих действий некогда разрозненные штаты объединились в один конфедеративный союз. В данном случае идёт речь больше не о территориальном, а о политическом союзе. В «Статьях Конфедерации» были чётко прописаны все аспекты управления этой территориально-политической машиной. Упор был сделан на независимость каждого члена во внутренней и внешней политике, а также других насущных вопросах. С этого момента можно говорить о появлении термина «конфедерация».

Следует также выделить такие конфедеративные образования, как Швейцария и Европейский Союз. Они были созданы в менее горячих условиях, а задания и функции претерпели сильную эволюцию со времён американских колоний. Швейцария и Евросоюз созданы для удовлетворения экономических, а не военных интересов.конфедерация это форма государственного устройства

Конфедерация – это…? Суть понятия

Итак, учитывая все представленные выше факты, можно сделать вывод, что конфедерация – это союз независимых суверенных государств, с целью координации и выполнения совместных действий, которые направлены на получение конкретного позитивного результата, экономического или политического. Подобный союз требует создания единых органов власти, причём их юрисдикция не будет распространена на территорию и граждан субъектов. Любые решения должны быть приняты каждым составляющим звеном отдельно. Конечно, подобная власть будет очень слабой, так как будет иметь низкий процент централизации, поэтому многие учёные вообще исключают существование конфедеративной формы. Тем не менее, конфедерация – это форма государственного устройства, пусть и утопическая, однако существующая. Возьмём, к примеру, Евросоюз. Тут есть страны-участники, единые органы власти. Цель создания конфедерации – торговля и экономическое благосостояние. Решения высших органов конфедеративной власти исполняются.

Таким образом, конфедерация – это достаточно сложное политическое и территориальное формирование, которому присущи характерные признаки.

Признаки конфедеративного устройства

Можно выделить много признаков данной формы, но в любой литературе представлены основные семь, например:

  1. Внутри конфедерации отсутствуют границы. Вся территория воспринимается как единая.
  2. Общие органы власти хоть и существуют, но играют чисто номинальную роль.
  3. Гражданство, финансовая система, конституция – эти все элементы представлены только внутри государств-участников. Прецедент с единым гражданством имел место во времена Конфедерации Америки. Однако в то время США еще не имели государственности, поэтому вопрос гражданства достаточно спорный.
  4. Субъекты конфедерации наделены полным суверенитетом.
  5. Общий орган конфедеративной власти состоит из делегатов от каждой страны.
  6. Все решения органа власти принимаются законодательным органом каждой страны в отдельности.
  7. Все участники имеют вольное право выхода из конфедерации.

Политическая основа конфедеративного строя

В процессе изучения формы территориального устройства государства нужно понимать тот факт, что федерация, конфедерация, унитарное государство – это не только характеристика государственного деления, но ещё и пример взаимосвязи высших органов власти с отдельными частями страны. С этой точки зрения, конфедеративное устройство – это эволюция политических взаимоотношений.

Существует теория, что конфедерация – это форма правления внутри особого наднационального сотрудничества государств. Но в таком случае термин подходит для определения даже межправительственных организаций, таких как ООН, НАТО, ОБСЕ и т. п. Подобное утверждение полностью опровергается одним-единственным фактом: любая конфедерация должна занимать территорию, состоящую из территорий стран-участниц, и иметь общую, открытую внутреннюю границу.

Плюсы и минусы конфедерации

Многие современные специалисты в области теории государства и права говорят, скорее, о негативных, нежели позитивных аспектах конфедеративного союза. Они объясняют свою точку зрения тем, что подобная форма межгосударственного сотрудничества совершенно не подходит современным странам. Во-первых, в мире очень много военных конфликтов локальных. Действия окружающих государств направлены не на уничтожение страны, в которой присутствует горячая точка, а на поддержание порядка и организацию помощи. Во-вторых, с экономической точки зрения конфедерация способствует не улучшению, а ухудшению национальной экономики государств-участников. Любые невзгоды экономического плана в одной стране по цепочке вызовут серьёзные проблемы во всех остальных. В-третьих, политическая власть практически не существует, если форма сотрудничества между государствами - конфедерация. Государство – это сложный социально-политический механизм, которым практически невозможно управлять извне.

Из позитивных моментов можно выделить огромные прерогативы в области торговли. Внутри конфедеративного образования она развивается постоянно. Но этот рост продолжается вплоть до первых экономических невзгод.

Страны конфедеративного строя

Во все времена существовали политические образования, которые имели все черты конфедерации:

федерация конфедерация унитарное государство это

швейцарская конфедерация это

Итог

В заключение нужно оговориться, что федерация и конфедерация – это, по сути, одно и то же. Отличие состоит лишь в сути организации власти и размерах каждого политико-территориального образования. В статье были приведены примеры и основные особенности, отличающие конфедерацию от других форм территориального устройства.

www.syl.ru

определение, признаки, примеры бывших и настоящих конфедераций

История возникновения современных государств насчитывает немало примеров, когда новые государства складывались из отдельных политически независимых друг от друга соседних регионов в результате развития между ними более тесных отношений, подчиненных единым интересам и формирующих со временем единую центральную власть.

Так крупные государства-федерации были образованы из конфедераций, представляющих ту самую начальную стадию, послужившую предпосылкой для их формирования.

В настоящее время конфедерация встречается довольно редко.

Определение и сопутствующие понятия

Конфедерация – союз нескольких государств, имеющий общий орган по координации их деятельности в области совместных внешнеполитических, экономических, военных и др. интересов.

Конфедерацию следует отличать от федерации. Несмотря на тот же латинский корень foederātiō — объединение, союз, федерация — это форма государственного устройства, проистекающая из союза субъектов федерации.

Спецификой конфедерации является отсутствие единой для всех входящих в нее государств конституции и гражданства, а также возможность свободной сецессии для членов конфедерации.

Сецессия – выход из союза, отделение от государства.

Признаки конфедерации

К ключевым характеристикам конфедерации относят:

Исторические примеры конфедераций

Ярчайшими примерами конфедераций в мировой практике стали Соединенные Штаты Америки на начальной стадии своего формирования и Швейцарские кантоны.

В последней четверти XVIII века США представляли собой конфедеративный союз с крайне слабым центром, законодательные органы которого выполняли лишь консультативную функцию, тогда как вся полнота власти закреплялась за каждым из штатов.

Еще раньше, в конце XIII века, после подписания союзного договора была сформирована Швейцарская Конфедерация.

В итоге оба государства преобразовались в федерацию, таким образом проиллюстрировав преобладание центробежных сил в государственных объединениях.

Речь Посполитая, возникшая в XVI веке из Польского Королевства и Великого княжества Литовского, тоже считалась конфедерацией, так как обладала единым государственным устройством при наличии собственного административного аппарата, бюджета, войска и законов у каждого из 2-ух ее субъектов.

Современные конфедерации

В современном мире нет государств, обладающих строго конфедеративными чертами.

Фактически конфедерацией является Босния и Герцеговина, хотя в конституции этого государственного объединения нет прямого указания на характер связывающих его субъекты отношений. Более того, члены данной конфедерации не могут свободно выйти из нее.

Еще один пример современной конфедерации – Евросоюз, включающий в себя 28 государств Европы, 19 из которых имеют общую денежную систему и составляют так называемую еврозону. Евросоюз преследует цель общеевропейской интеграции, прежде всего, в экономической и политической сферах.

Главная его особенность в том, что, сочетая в себе признаки международной организации и государства, Евросоюз не является ни тем, ни другим.

histerl.ru

Конфедерация - это... Что такое Конфедерация?

Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Особенности

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства.

Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества[источник не указан 287 дней]. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

История

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром[источник не указан 287 дней]. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей конфедерации», выработанной в 1777 году: «Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798-ом году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине девятнадцатого века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году.

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений» дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующие. «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние». «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое — в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование.

Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример: ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил — равенство участников и единогласное принятие решений.

С точки зрения З. Махмудовой, важная черта конфедерации — её недолговременный и переходный характер. Причины распада этого государственного устройства или преобразования его в иную форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.

Залогом успешного существования и функционирования конфедерации является соответствие уровня правосознания населения целям и задачам создаваемого государства.

На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, а в результате объединения государств[источник не указан 287 дней].

Государства-конфедерации

Россия и Белоруссия с 26 января 2000 года по настоящее время.Союзное Государство.

Другие значения

Модель конфедерации была разработана в науке на примере США 1780-х годов, Швейцарии (до сер. XIX в.) и Германского Союза (1815—1866), которые затем превратились в федерации. Таким образом, конфедерация может служить переходной формой к более сплоченному государственному устройству. Вместе с тем известны случаи превращения федераций в конфедеративные образования (например, образование СНГ на части территории СССР).

dic.academic.ru

Конфедерация — Википедия

Конфедера́ция — союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или действий.

Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов - чаще всего в области обороны, внешней политики. Решение по общим для Союзных государств вопросам необязательно действует на территории каждого, входящего в конфедерацию государства.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества[источник не указан 2239 дней]. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Признаки конфедерации[править]

  1. Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы.
  2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.
  3. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.
  4. Отсутствие суверенитета конфедерации, но сохранение международного статуса участников.
  5. Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.
  6. Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса.
  7. Наличие права выхода из состава конфедерации.

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром[источник не указан 2239 дней]. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей Конфедерации», выработанной в 1777 году: «Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи Конфедерации» были слабой конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи Конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798 году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине XIX века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году.

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений», дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующее. «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние». «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое — в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности». [источник не указан 1413 дней]

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы, как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование. [источник не указан 1413 дней]

Некоторые [кто?] западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример - ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил — равенство участников и единогласное принятие решений.

С точки зрения З. Махмудовой, важная черта конфедерации — её недолговременный и переходный характер. Причины распада этого государственного устройства или преобразования его в иную форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.[источник не указан 1413 дней]

Залогом успешного существования и функционирования конфедерации является соответствие уровня правосознания населения целям и задачам создаваемого государства.

На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом конфедеративная мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, а в результате объединения государств[источник не указан 2239 дней].

Государства-конфедерации[править]

Другие значения[править]

Модель конфедерации была разработана в науке на примере США 1780-х годов, Швейцарии (до сер. XIX в.) и Германского Союза (1815—1866), которые затем превратились в федерации. Таким образом, конфедерация может служить переходной формой к более сплоченному государственному устройству. Вместе с тем известны случаи превращения федераций в конфедеративные образования (например, образование СНГ на части территории СССР).

wp.wiki-wiki.ru

Конфедеративная форма государственного устройства — Мегаобучалка

Понятие и характеристика Конфедерации

Конфедерация – форма госyдаpственного yстpойства, при которой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы госyдаpственной власти и yпpавления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

* Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

* Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

* Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

* Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

* В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.

* В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

* Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

* Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

* Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации.

 

Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

* Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

* Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения

* Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

В конфедерации нет союзного гражданства.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая,, политическая и правовая системы.

Конфедерация

Конфедерации - Как формы союза госyдаpств, сохраняющих сyвеpенитет в полном объеме, в настоящее время не сyществyет нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно-пpавовой так и госyдаpственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Хаpактеpно, что к федеративной форме yстpойства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австpо-Венгpия, Hоpвегия и Швеция и ряд дpyгих) распались. Наиболее известны две конфедеpации-севеpоамеpиканская и швейцаpская.

Рассмотрим на пpимеpе Соединенных Штатов Америки: С момента обpетения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное госyдаpство, в котором практически вся власть сохpанялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость-Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения-таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787г., учредившая федеральную форму государственного устройства.

Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии-Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза-Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

 

 

Заключение

Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

Унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

Однако существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.

С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.

Вторая форма государственного устройства: федеративное государство.

Федеративное государство является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но напомню - федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все-таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861 - 1865 годов).

Следует также указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация — это форма территориального устройства государства, а конфедерация — форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто.

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды

(создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию

(интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).

Мое исследование подошло к концу. Я постаралась проанализировать большое количество разнообразных нормативных и литературных источников и, думаю, смогла представить объективную работу на тему «Форма государственного устройства». Я в своей работе обобщила разные знания о государственно-территориальном устройстве в науках «Теории государства и права» и «Конституционного права».

 

Список литературы

megaobuchalka.ru

Заседание КА №7\I. К Закон "О гражданстве Конфедерации Вигория"

Конфедеративный Закон"О гражданстве Конфедерации Вигория"​

Статья 1.1. Настоящий конфедеративный закон регулирует вопросы, связанные с гражданством Конфедерации Вигория и вопросы пересечения гражданства Конфедерации Вигория с гражданствами государств в составе Конфедерации Вигория.2. Гражданство Конфедерации Вигория – устойчивая правовая связь лица с Конфедерацией Вигория, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.3. Гражданами Конфедерации Вигория считаются лица, на основании собственного волеизъявления (исключительно в теме «Гражданство Вигории» (id-20)) приобретшие данный правовой статус.

Статья 2.1. Любой игрок проекта (Сервиса) "PolitSim" имеет право стать гражданином Конфедерации Вигория.2. Игрок автоматически становится гражданином Конфедерации Вигория, после оставления соответствующего прошения в свободной форме в соответствующей теме («Гражданство Вигории» (id-20))3. Никто не может быть ограничен в приобретении гражданства Конфедерации Вигория, кроме отдельных случаев, описанных в данном конфедеративном законе.

Статья 3.Гражданство Вигории не выдается автоматически, в случаях:а) если на это есть отдельный запрет Высшего Арбитражного Суда Конфедерации Вигории в отношении конкретного игрока проекта.б) в период проведения выборов и референдумов на территории Конфедерации Вигория, данный запрет не распространяется в случае проведения выборов и референдумов на территории отдельных государств в составе Конфедерации Вигория.в) проведения на территории Конфедерации Вигория революции согласно «Условиям сервиса и правил» проекта «PolitSim».

Статья 4.Гражданство Конфедерации Вигория дает право:а) получать гражданство в отдельных государствах в составе Конфедерации Вигория;б) избирать и избираться в органы власти Конфедерации Вигория;в) принимать участие в деятельности политических партий и общественных организациях, зарегистрированных на территории Конфедерации Вигория;г) принимать участие в референдумах на территории Конфедерации Вигория;д) работать в органах власти Конфедерации Вигория;е) иные права и обязанности, описанные в законодательстве Конфедерации Вигория.

Статья 5.1. Основаниями для лишения гражданства Конфедерации Вигория могут быть:а) ходатайство о лишении гражданства Конфедерации Вигория по собственному желанию;б) приговор Высшего Арбитражного Суда Конфедерации Вигория;в) отсутствие активности, которая заключается в отсутствии сообщений, на территории Конфедерация Вигория или на территории отдельных государств в составе Конфедерации Вигория свыше 90 суток без публичного предупреждения в свободной форме;г) получение бессрочной блокировки или удаление аккаунта;д) блокировка на срок свыше 30 суток;е) включение игрока в состав технической поддержки форума.2. Гражданин Конфедерации Вигория не может быть лишен гражданства Конфедерации Вигория по подпунктам а), б), в) пункта 1 настоящей статьи во время проведения выборов и референдумов на территории Конфедерации Вигория, данный запрет не распространяется на время проведения выборов и референдумов в отдельных государствах в составе Конфедерации Вигория.

Статья 6.Органами и должностными лицами, уполномоченными решать вопросы о гражданстве и уполномоченные поддерживать актуальность списка граждан Конфедерации Вигория, являются:а) Канцлер Конфедерации Вигория;б) Уполномоченные члены Кабинета министров;в) Спикер Конфедеративной Ассамблеи в случае отсутствия лиц указанных в п. а) и б) настоящей статьи.

Статья 7.1. Только граждане Конфедерации Вигория вправе получать гражданство в отдельных государствах в составе Конфедерации Вигория.2. Правила и порядок получения гражданства в отдельных государствах в составе Конфедерации Вигория регулируются внутреннем законодательством данных государств.3. Не допускается вмешательство органов власти Конфедерации Вигория в вопросы гражданства в отдельных государствах в составе Конфедерации Вигория.Статья 8.Данный Конфедеративный закон вступает в силу с момента принятия его Советом Конфедерации Вигория.

politsim.ru


Смотрите также