Гражданство как устойчивая правовая связь человека с государством. Гражданство это устойчивая


Гражданство как элемент правового статуса | Учеба-Легко.РФ

Правовой статус индивида, находящегося на территории государства, различается в зависимости от того, явля­ется ли он гражданином данного государства, иностранным граж­данином либо лицом без гражданства (апатридом).

Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в со­вокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека.

Наличие у индивида гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться теми пра­вами и свободами, которые данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обя­занности.

Необходимо различать граждан и физических лиц, проживающих на территории стра­ны. Нельзя сказать, что любой человек, находящийся в границах Российской Федерации, яв­ляется ее гражданином, поэтому комплекс прав и обязанностей, характеризующих его статус будет отличаться от статуса гражданина РФ.

Гражданст­во следует отличать от подданства. Последнее используется для обозначения правовых связей лица и государства при монархии (там, где есть император, царь, король, есть и их подданные).

Принципы гражданства:

Гражданство является равным независимо от оснований его приобретения.

Единство - проживание гражданина на территории России автоматически означает граж­данство субъекта РФ, гражданство России как бы охватывает, "вбирает" в себя правовые связи с республиками в ее составе, следовательно, какое-либо дополнительное оформление для приобретения статуса гражданина субъекта РФ не требуется. 

Открытый и свободный характер гражданства дает возможность приобретать его на достаточно льготных основаниях (например, российским гражданином становится ребенок, ро­дившийся на территории РФ от лиц без гражданства). В то же время государство дает право на прекращение или приобретение двойного гражданства. 

Добровольность решения вопросов о гражданстве. Лицо по своей инициативе обращается в соответствующие органы с целью приобретения гражданства. С другой стороны, никто в принудительном порядке не может быть лишен гражданства РФ. Даже утрата территориальной связи с государством из-за перемены места жительства не означает потери, правовых уз гражданства.

Виды оснований приобретения гражданства:

1. Признание. В связи с распадом СССР признание гражданства осуществлялось в отношении всех граждан бывшего Советского Союза, которые постоянно проживали на территории РФ и в течение года не изъявили желания отмежеваться от правовой связи с Россией. Штамп прописки на территории РСФСР в паспорте означал автоматическое приобретение российского гражданства путем признания.

2. Приобретение гражданства по рождению.

По  "праву крови" если хотя бы один из родителей — гражданин РФ, то при отсутствии разногласий между ними, ребенок становится гражданином РФ. Если же гражданство родителей неизвестно, то ребенок, родившийся на территории России (по "праву почвы"), становится ее гражданином. 

3. Приобретение в порядке регистрации. Для обеспечения справедливой возможности по­лучить гражданство в РФ в упрощенном порядке, данный способ распространяется на граждан бывшего СССР и других лиц,  которые не могли  приобрести его по основанию признания, но каким-либо образом (через родственников, территориально) связаны с Росси­ей. 

4. Прием в гражданство охватывает остальных лиц, желающих получить его впервые, но лишенных привилегий, которые давало в этом отношении проживание в бывшем СССР. Как правило, обязательное условие для них - длительное (пять лет с перерывами или три года непрерывно) проживание на территории РФ, дееспособность, достижение 18-летнего возраста. 

5. Восстановление в гражданстве — специфическое основание для тех, кто по каким-либо причинам утратил (добровольно или без свободного волеизъявления) гражданство РФ. 

6. Оптация или выбор гражданства возможен в случае территориального изменения, а также по другим основаниям, предусматриваемым международными договорами. Например, если часть территории отходит к другому государству, то жители этого места вправе выбрать: сохранять ли старое гражданство или "разделить судьбу" территории, приняв гражданство нового государства.

Прекращение гражданства возможно в случаях:

= Выхода (гражданин сам принимает решение о намерении выйти из гражданства)

= Отмены решения о приеме в гражданство. Если лицо представило заведомо ложные документы, то решение о предоставлении гражданства может быть отменено. Отмена невозможна, если с момента вынесения решения прошло более 5 лет.

= Оптации.

Существует две процедуры приобретения и прекращения гражданства.

1. В порядке регистрации, когда имеются необходимые основания, указанные в законе и дающие право на упрощенный способ разрешения этого вопроса (наличие родственников-граждан РФ, гражданство СССР и т. д.) или (при прекращении) - родственники-граждане иностранного государства, постоянное место жительства за рубежом, отсутствие препятствий для выхода). Для решения вопроса в органы внутренних дел (а за границей в дипломатические и консульские учреждения) подается заявление, рассматриваемое в этих ор­ганах. Решение выносят они же в шестимесячный срок с момента подачи заявления;

2. В остальных случаях в эти же органы подается ходатайство на имя Президента, кото­рое поступает в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ, она выносит свое предложение по каждому ходатайству на рассмотрение Президента РФ. Окончательное ре­шение, оформляемое Указом, принимает сам Президент, при этом устанавливается срок рас­смотрения в девять месяцев и возможность повторного ходатайства не ранее чем через год в случае отрицательного решения.

uclg.ru

Гражданство как устойчивая правовая связь человека с государством

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие и основные принципы российского гражданства. Морально-политическое и юридическое содержание гражданства Российской Федерации………………………………………………………………………..4

2. Правовое регулирование гражданства. Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение и прекращение гражданства. Гражданство детей……………………………………………………………………………..11

3. Производство по делам о гражданстве в государственных органах Российской Федерации…………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………………24

Список литературы……………………………………………………………...26

Введение

Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в конкретном государстве, а также объем возлагаемых на него этим государством обязанностей находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства данного государства. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. Закон СССР о гражданстве СССР 1990 года определял в преамбуле гражданство как политико-правовую связь гражданина с государством. На этом, в частности, строилась существовавшая до середины 80-х годов антидемократическая практика лишения гражданства и высылки «диссидентов», которым трудно было сколько-нибудь убедительно вменить совершение преступления. В действительности же гражданство – именно правовая, а никоим образом не политическая связь человека с государством. Гражданство было известно уже в рабовладельческую эпоху, когда гражданами могли быть, разумеется, только свободные люди. В конституционном государстве институт гражданства, заменивший прежнее подданство, стал одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества, о чем уже говорилось выше. В настоящее время термин «подданство» употребляется только в монархических государствах, причем ныне он обычно равнозначен термину «гражданство». В ряде монархий (например, в Испании, Бельгии, Нидерландах) термин «подданство» заменен в конституциях и законодательстве термином «гражданство». В некоторых языках понятие гражданства обозначается двумя терминами, один из которых указывает на принадлежность лица к данному государству, а другой – на его положение как бы соправителя в государстве. В Великобритании соответствующей «национальностью» обладают наряду с британцами граждане других стран Содружества, а «гражданством» – только граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

1. Понятие и основные принципы российского гражданства. Морально-политическое и юридическое содержание гражданства Российской Федерации

Гражданство (лат. civitas; англ. citizenship) -устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Эта связь выражается во взаимоотношениях между государством и его гражданином: государство гарантирует гражданину обеспечение его законных прав и интересов, защищает и покровительствует ему за границей, а гражданин обязан соблюдать законодательство данного государства, в т.ч. выполнять установленные им обязанности. Наличие Г. характеризует публично-правовой статус гражданина, не совпадающий с правовым положением иностранных граждан и лиц без гражданства.

В юридической науке понятие "гражданство" имеет различные значения:

- гражданство как субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству;

- гражданство как правоотношение, то есть взаимные права и обязанности государства и гражданина;

- гражданство как правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

Гражданство обеспечивает личности, которая его имеет, защиту существующих прав и свобод. Под гражданством ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»[1] понимает устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Как правило, большая часть населения каждой страны автоматически приобретает гражданство в силу рождения на территории своей страны и не испытывает потребности его изменить на протяжении всей своей жизни. Вместе с тем на территории земного шара постоянно имеют место определенные миграционные потоки - перемещения больших групп людей из одной страны в другую, связанные с ростом международных экономических связей, а также вызванные локальными национальными конфликтами и войнами. Такие передвижения - индивидуальные и групповые, весьма распространенные в РФ, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, - постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законодательство об иммиграции и гражданстве, а также судебная практика по этим вопросам весьма развиты.

Необходимо учитывать, что порядок приобретения и изменения гражданства определяется как законодательством страны, в которое лицо направляется для проживания, так и международными соглашениями, подписанные государствами в целях регулирования миграционных потоков.

Основные принципы гражданства:

1. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

2. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

5. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

6. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Институт гражданства в цивилизованном государстве определяет, прежде всего, правовой статус лица, непрерывно связанный с его полной либо частичной правосубъектностью. Обладание гражданством обеспечивает защиту со стороны государства прав и свобод лица, а также предполагает наличие определенных обязанностей этого лица перед государством. Иными словами, гражданство представляет собой совокупность правовых, социальных, моральных и иных отношений между государством и лицом, приобретающим гражданство. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит напрямую от гражданства.

Обладание российским гражданством либо отсутствие такового предполагают наличие у конкретного индивида того или иного объема прав, свобод и обязанностей. Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально-экономических прав и свобод.

Конституция РФ, различая права человека и права гражданина, наделяет гражданина РФ не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами человека), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российских граждан). То же самое касается закрепления за гражданами РФ дополнительных обязанностей (например, обязанности военной службы Отечеству). Различия в объеме прав, свобод и обязанностей граждан РФ, граждан иностранных государств либо лиц без гражданства легко обнаруживаются в тексте Конституции РФ, так как права и обязанности имеют адресатов, формально очерченных посредством употребления определенных словосочетаний - "каждый имеет право", "граждане РФ имеют права" и т.п.

Интересный пример соотношения объема конституционных прав граждан и так называемых "не граждан" дает анализ ч. 2 ст. 35 и ч. 1 ст. 36 Конституции РФ. В ч. 2 ст. 35 провозглашено право каждого иметь в собственности имущество, а ч. 1 ст. 36 предоставляет лишь гражданам РФ и их объединениям право иметь в частной собственности землю. Очевидно, что стратегическая значимость такой разновидности имущества, как земля, не позволила учредителям Конституции РФ распространить и на "не граждан" РФ право частной собственности на землю.

Вместе с тем представляется, что совокупность определенных прав и обязанностей (защита со стороны своего государства за границей, обязанность участвовать в составе вооруженных сил государства и т.п.) не может являться ни признаком, ни критерием гражданства, поскольку в настоящее время в большинстве стран наблюдается увеличение прав и обязанностей лиц, не имеющих в стране проживания статуса гражданина.

К примеру, в России такая тенденция наблюдается в области избирательного права, поскольку ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[2] устанавливает право иностранных граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, при наличии соответствующего международного договора, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

mirznanii.com

Гражданство как устойчивая правовая связь человека с государством |

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие и основные принципы российского гражданства. Морально-политическое и юридическое содержание гражданства Российской Федерации………………………………………………………………………..4

2. Правовое регулирование гражданства. Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение и прекращение гражданства. Гражданство детей……………………………………………………………………………..11

3. Производство по делам о гражданстве в государственных органах Российской Федерации…………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………………24

Список литературы……………………………………………………………...26

Введение

Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в конкретном государстве, а также объем возлагаемых на него этим государством обязанностей находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства данного государства. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. Закон СССР о гражданстве СССР 1990 года определял в преамбуле гражданство как политико-правовую связь гражданина с государством. На этом, в частности, строилась существовавшая до середины 80-х годов антидемократическая практика лишения гражданства и высылки «диссидентов», которым трудно было сколько-нибудь убедительно вменить совершение преступления. В действительности же гражданство – именно правовая, а никоим образом не политическая связь человека с государством. Гражданство было известно уже в рабовладельческую эпоху, когда гражданами могли быть, разумеется, только свободные люди. В конституционном государстве институт гражданства, заменивший прежнее подданство, стал одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества, о чем уже говорилось выше. В настоящее время термин «подданство» употребляется только в монархических государствах, причем ныне он обычно равнозначен термину «гражданство». В ряде монархий (например, в Испании, Бельгии, Нидерландах) термин «подданство» заменен в конституциях и законодательстве термином «гражданство». В некоторых языках понятие гражданства обозначается двумя терминами, один из которых указывает на принадлежность лица к данному государству, а другой – на его положение как бы соправителя в государстве. В Великобритании соответствующей «национальностью» обладают наряду с британцами граждане других стран Содружества, а «гражданством» – только граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

1. Понятие и основные принципы российского гражданства. Морально-политическое и юридическое содержание гражданства Российской Федерации

Гражданство (лат. civitas; англ. citizenship) -устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Эта связь выражается во взаимоотношениях между государством и его гражданином: государство гарантирует гражданину обеспечение его законных прав и интересов, защищает и покровительствует ему за границей, а гражданин обязан соблюдать законодательство данного государства, в т.ч. выполнять установленные им обязанности. Наличие Г. характеризует публично-правовой статус гражданина, не совпадающий с правовым положением иностранных граждан и лиц без гражданства.

В юридической науке понятие "гражданство" имеет различные значения:

- гражданство как субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству;

- гражданство как правоотношение, то есть взаимные права и обязанности государства и гражданина;

- гражданство как правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

Гражданство обеспечивает личности, которая его имеет, защиту существующих прав и свобод. Под гражданством ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»[1]понимает устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Как правило, большая часть населения каждой страны автоматически приобретает гражданство в силу рождения на территории своей страны и не испытывает потребности его изменить на протяжении всей своей жизни. Вместе с тем на территории земного шара постоянно имеют место определенные миграционные потоки - перемещения больших групп людей из одной страны в другую, связанные с ростом международных экономических связей, а также вызванные локальными национальными конфликтами и войнами. Такие передвижения - индивидуальные и групповые, весьма распространенные в РФ, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, - постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законодательство об иммиграции и гражданстве, а также судебная практика по этим вопросам весьма развиты.

Необходимо учитывать, что порядок приобретения и изменения гражданства определяется как законодательством страны, в которое лицо направляется для проживания, так и международными соглашениями, подписанные государствами в целях регулирования миграционных потоков.

Основные принципы гражданства:

1. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

2. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

5. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

6. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Институт гражданства в цивилизованном государстве определяет, прежде всего, правовой статус лица, непрерывно связанный с его полной либо частичной правосубъектностью. Обладание гражданством обеспечивает защиту со стороны государства прав и свобод лица, а также предполагает наличие определенных обязанностей этого лица перед государством. Иными словами, гражданство представляет собой совокупность правовых, социальных, моральных и иных отношений между государством и лицом, приобретающим гражданство. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит напрямую от гражданства.

Обладание российским гражданством либо отсутствие такового предполагают наличие у конкретного индивида того или иного объема прав, свобод и обязанностей. Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально-экономических прав и свобод.

Конституция РФ, различая права человека и права гражданина, наделяет гражданина РФ не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами человека), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российских граждан). То же самое касается закрепления за гражданами РФ дополнительных обязанностей (например, обязанности военной службы Отечеству). Различия в объеме прав, свобод и обязанностей граждан РФ, граждан иностранных государств либо лиц без гражданства легко обнаруживаются в тексте Конституции РФ, так как права и обязанности имеют адресатов, формально очерченных посредством употребления определенных словосочетаний - "каждый имеет право", "граждане РФ имеют права" и т.п.

Интересный пример соотношения объема конституционных прав граждан и так называемых "не граждан" дает анализ ч. 2 ст. 35 и ч. 1 ст. 36 Конституции РФ. В ч. 2 ст. 35 провозглашено право каждого иметь в собственности имущество, а ч. 1 ст. 36 предоставляет лишь гражданам РФ и их объединениям право иметь в частной собственности землю. Очевидно, что стратегическая значимость такой разновидности имущества, как земля, не позволила учредителям Конституции РФ распространить и на "не граждан" РФ право частной собственности на землю.

Вместе с тем представляется, что совокупность определенных прав и обязанностей (защита со стороны своего государства за границей, обязанность участвовать в составе вооруженных сил государства и т.п.) не может являться ни признаком, ни критерием гражданства, поскольку в настоящее время в большинстве стран наблюдается увеличение прав и обязанностей лиц, не имеющих в стране проживания статуса гражданина.

К примеру, в России такая тенденция наблюдается в области избирательного права, поскольку ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[2]устанавливает право иностранных граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, при наличии соответствующего международного договора, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

Колюшин Е.И. считает, что понятие "российское гражданство" имеет триединое смысловое значение: взаимоотношение гражданина с РФ, конституционное право гражданина РФ, составляющая конституционного строя РФ. Ученый не разделяет существующую характеристику гражданства только как совокупность взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, поскольку такая "перечислительная" трактовка (это - можно, это - должно, это - нельзя) принижает правовой статус гражданина как личности.

Обосновывая триединое смысловое значение термина "российское гражданство", Е.Н. Колюшин отмечает, что гражданин России беспрепятственно пользуется законодательно предоставленными ему правами и свободами, одновременно находясь под защитой государства как на территории РФ, так и за ее пределами[3].

Основной составляющей правовой связи лица с Российской Федерацией является необходимость постоянного проживания на территории страны. Подтверждением такого утверждения является наличие условия постоянного проживания в правовых нормах, определяющих статус "российское гражданство". Автор считает, что постоянное проживание на территории государства должно являться основой всех известных определений гражданства.

Витрук Н.В. считает гражданство совокупностью объективных и субъективных прав, определяя первую составляющую гражданства как институт права и законодательства, а второю составляющую - как законодательно установленную процедуру по определению принадлежности лица к определенному государству.

Высказывая свое мнение, автор выделяет самостоятельность признания государством факта принадлежности лица к нему и последующее возникновение обязанности государства по защите такой принадлежности. Н.В. Витрук не согласен с теоретиками юриспруденции, которые представляют гражданство как систему взаимосвязанных прав и обязанностей государства и лица.

"Гражданство, - указывает он, - отлично от правового статуса личности и других правовых последствий, предпосылкой которых выступает. Однако самостоятельность указанных явлений нельзя преувеличивать. Это - самостоятельность неразрывно связанных явлений. Именно в органической связи гражданства и правового статуса личности кроется причина того, что многие ученые раскрывают содержание гражданства через систему прав, свобод и обязанностей личности, обладающей этим гражданством. По нашему мнению, с гражданством прямо и непосредственно связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция, включающая юридическую ответственность лица перед государством и юридическую защиту со стороны последнего. Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушения, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является"[4].

Кокотов А.Н. определяет понятие "государство" как совокупность трех значений: суверенного права государства, публично-правового состояния индивидов и конституционно-правового института.

Суверенное право государства, по мнению теоретика, не что иное как право государства в одностороннем порядке издавать нормы, регулирующее отношения гражданства. Наличие такого права обусловлено, в частности, необходимостью защиты государства в случае войн и локальных вооруженных конфликтов. Поэтому государство, устанавливая в одностороннем порядке правила приобретения и прекращения гражданства, в формально - правовом смысле формирует на своей территории общность граждан, через которую и обеспечивает свое существование.

Что касается публично-правового состояния индивидов, то, по мнению А.Н. Кокотова, оно в первую очередь характеризует принадлежность лица к своему государству. Поскольку само состояние определено системой законов и подзаконных актов, то оно является устойчивым и неизменным. Кроме того, А.Н. Кокотов считает публично-правовое состояние индивида главенствующей составляющей понятия "гражданство", поскольку оно определяет совокупность прав и свобод, обязанностей и, в конечном итоге, статус индивида, находящегося под защитой своего государства.

Гражданство в качестве конституционно-правового института он определяет как совокупность конституционных и обычных норм, опосредующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства, с другой[5].

2. Правовое регулирование гражданства. Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение и прекращение гражданства. Гражданство детей.

Приобретение гражданства - обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным российским законодательством о гражданстве[6].

Рождение является общепринятым основанием приобретения гражданства. В любом государстве преобладающая часть граждан - это граждане именно по рождению. Приобретение гражданства по рождению (филиация) означает, что гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения

Процедуры приобретения гражданства по рождению в одних государствах основываются на праве почвы, а в других - на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Далии, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе - право почвы.

Прием в гражданство, на основании п. "б" ст. 11 ФЗ «О гражданстве российской Федерации» является одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства. Если основание приобретения гражданства по рождению основано только на факте рождения, то основание, предусмотренное п. "б" статьи 11 ФЗ «О гражданстве российской Федерации», предполагает наличие определенной процедуры и выполнение желающим получить гражданство ряда формальностей. Приобретение гражданства РФ в результате приема в гражданство не означает, что гражданином России может стать любое лицо, подавшее заявление в компетентный государственный орган. Предоставление гражданства по упомянутому основанию является правом государства, которое оно применяет, если лицо соответствует определенным специальным условиям. К таким условиям, в частности, относятся наличие определенного срока проживания на территории государства и владение русским языком, а также наличие источника средств к существованию.

Прием в гражданство РФ осуществляется в общем или упрощенном порядке в соответствии со ст. 13-14 ФЗ «О гражданстве российской Федерации».

В ФЗ «О гражданстве российской Федерации» (ст. 17) прямо указана возможность приобретения гражданства при оптации - выборе гражданства при изменении территориальной границы РФ. Кроме того, возможно приобретение гражданства ребенком при приобретении гражданства РФ его родителями (ст. 24) либо при усыновлении его гражданами РФ или установлении над ним опеки или попечительства (ст. 25-26).

К основаниям, предусмотренным международным договором РФ, можно отнести, например, положение о приобретении гражданства РФ лицами, имеющими гражданство страны, с которой имеется соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства (в настоящее время такие правила предусмотрены договорами с Таджикистаном и Туркменистаном). Также Россия имеет обязательства об упрощенном порядке приобретения гражданства лицами, состоящими в гражданстве некоторых стран СНГ (на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26.02.1999 г.).

Одним из традиционных оснований приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве (или ренатурализация, или повторное укоренение), известно законодательству со времен Российской империи. Например, бывшая русская подданная в случае вдовства или расторжения брака имела право восстановиться в русском подданстве. Для этого было необходимо только представить местному губернатору удостоверение о прекращении ее брака с иностранцем[7].

Сущность восстановления в гражданстве состоит в том, что нормы ст. 15 ФЗ «О гражданстве российской Федерации» распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имели гражданство РФ, но утратили его в связи с выходом из гражданства или иными основаниями, предусмотренными данным законом (например, при оптации). Поскольку указанные лица уже состояли в гражданстве РФ, им установлен сокращенный срок постоянного проживания на территории РФ - три года. При этом они должны отвечать всем критериям, указанным в ч. 1 ст. 13, что сближает данный подинститут законодательства о гражданстве с приемом в гражданство в общем порядке.

Право лица на выход из гражданства вытекает из ч. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах: каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.

Согласно ст. 6 Конституции РФ, каждый российский гражданин может изменить свое гражданство и, следовательно, прекратить его, переходя или не переходя в иное гражданство. Прекращение гражданства РФ возможно, как правило, только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а также в случае решения об отмене гражданства конкретного лица в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ по их усмотрению теперь невозможно. Прекращение гражданства РФ осуществляется федеральным актом (указом Президента РФ).

Прекращение российского гражданства - утрата лицом гражданства РФ с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства.

Ст. 18 ФЗ «О гражданстве российской Федерации» содержит два основания прекращения гражданства. Первое из них - выход из гражданства РФ (п. "а" ст. 18) - раскрыто в нормах ст. 19 ФЗ «О гражданстве российской Федерации» и предусматривает добровольное волеизъявление гражданина. Волеизъявление может быть ограничено, и в выходе из гражданства может быть отказано при наличии обстоятельств, указанных в ст. 20 ФЗ «О гражданстве российской Федерации».

Другое основание прекращения гражданства (п. "б" ст. 18) изложено в ФЗ «О гражданстве российской Федерации» бланкетно, поскольку эта норма отсылает к иным положениям ФЗ «О гражданстве российской Федерации» либо международным договорам РФ. Иными основаниями следует считать:

1) случаи изменения территории РФ и относятся к предоставлению права на оптацию лицам, проживающим на территории, государственная принадлежность которой изменилась;

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 22 ФЗ «О гражданстве российской Федерации»). Это положение является единственным основанием, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но это происходит при наличии серьезных условий: представлении заявителем подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ устанавливается в судебном порядке. Основываясь на судебном решении, компетентный государственный орган, вынесший ранее решение о приобретении лицом гражданства РФ, отменяет это решение.

В данном случае имеет место лишение гражданства РФ, так как лицо, хоть и незаконно, но имеет некоторое время статус российского гражданина. При этом отмена решения о приобретении гражданства РФ является не чем иным, как санкцией за совершение противозаконных действий, что квалифицируется как лишение гражданства;

3) автоматическое прекращение российского гражданства, например гражданство РФ ребенка, утрачивается при прекращении российского гражданства обоих его родителей или единственного его родителя, а также при прекращении гражданства РФ одного из родителей при согласии другого родителя на это, но всегда при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства;

4) смерть гражданина.

Одним из первых международных документов, посвященных правам детей, является Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 г. Декларация устанавливала основные права несовершеннолетних детей. Одним из основных правил, установленных международным соглашением, являлось равенство прав всех детей вне зависимости от цвета кожи, языка, национальности, пола, религии, социального происхождения или каких - либо иных признаков. В ней также перечислялись права ребенка как гражданина, в частности на гражданство.

В 1989 г. на свет появилась Конвенция ООН "О правах ребенка". Она занимает особое место в системе источников, касающихся прав ребенка. Как международный договор, к которому присоединилась РФ, она, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, имеет приоритетное значение. Кроме того, идеи этой Конвенции непосредственно касаются общечеловеческих проблем. В частности, Конвенция дает определение понятию "ребенок", в соответствии с которым таковым является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигнет совершеннолетия ранее. Это понятие тождественно понятию, данному ст. 3 ФЗ «О гражданстве российской Федерации». В соответствии со ст. 7 Конвенции ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ «О гражданстве российской Федерации» ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ. Гражданство родителей, таким образом, автоматически распространяется на родившегося ребенка и является его гражданством по рождению. Для детей, один из родителей которых является российским гражданином, действуют следующие правила ФЗ «О гражданстве российской Федерации»:

1) если второй родитель - лицо без гражданства, то ребенок является российским гражданином независимо от места рождения;

2) если второй родитель - гражданин иностранного государства, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей; при отсутствии такого соглашения ребенок приобретает российское гражданство, если он родился на территории России, иначе он стал бы лицом без гражданства.

Если у ребенка, родившегося на территории РФ, родители имеют гражданство иных государств, законодательство которых не предоставляет ему гражданство родителей, то он становится гражданином России. Также российское гражданство приобретает ребенок, родившийся на территории РФ, если его родители являются лицами без гражданства.

Если у ребенка, находящегося на территории РФ, родители неизвестны, то ребенок становится гражданином России. Кроме того, российское гражданство приобретают дети граждан иностранных государств, в том числе бывших республик, входивших в состав СССР, если дети родились на территории РФ и законодательство государств, гражданами которых являются их родители, не предоставляет детям гражданства этих государств.

Гражданами России являются также родившиеся на ее территории дети, родители которых являются лицами без гражданства, в результате приобретения гражданства по рождению, на основании п. "а" ст. 11 ФЗ «О гражданстве российской Федерации».

Гражданство представляет собой немаловажный элемент правового статуса лица. Право ребенка выражать свое мнение относится к разряду естественных прав личности. Следовательно, вопрос о гражданстве должен решаться с учетом мнения ребенка, достигшего четырнадцати лет, как правильно устанавливает ч. 2 ст. 9 ФЗ «О гражданстве российской Федерации».

Иногда высказывается мнение, что дети в возрасте до 14 лет полностью недееспособны. Обосновывая такую точку зрения, авторы ссылаются на то, что гражданское законодательство практически не предоставляет детям до 14 лет права на совершение каких - либо сделок, а также какой - либо ответственности малолетних.

Конвенция ООН о правах ребенка и ст. 57 СК РФ предусматривает право ребенка на выражение своего мнения. Ребенок может выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Наличие такого законодательно установленного права придает ребенку статус равноправного члена семьи при решении вопросов, затрагивающих его самого.

Нормативное закрепление права выражать свое мнение свидетельствует не только о признании государством ребенка обладателем этого права, но и о признании его человеком, имеющим права, что, в конечном счете, позитивно сказывается на его формировании как личности, поскольку цель и ценность закона - в обеспечении всестороннего развития личности.

Родители и окружающие ребенка люди не вправе какими-либо незаконными способами влиять на формирование мировоззрения ребенка.

Закон установил новое правило (ч. 3 ст. 9): гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства. Этот запрет корреспондируется с положением п. "в" ст. 20 ФЗ «О гражданстве российской Федерации», не допускающим выход из гражданства РФ, если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Таким образом, эти нормы являются правовым инструментом, с помощью которого реализуется правило о сокращении лиц без гражданства, и помимо этого ФЗ «О гражданстве российской Федерации» дополнительно защищает право ребенка на гражданство.

3. Производство по делам о гражданстве в государственных органах Российской Федерации

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О гражданстве РФ» полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются указанным Федеральным законом.

Конституция РФ в ст. 89, регулирующей полномочия Президента РФ, не случайно первым пунктом называет полномочие Президента в сфере решения вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Это, прежде всего, характеризует государство как берущее на себя обязательство по защите и охране прав и интересов гражданина РФ вне зависимости от его места нахождения.

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства РФ и предварительного рассмотрения заявлений указом Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1318 утверждено Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ[8].

Комиссия является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства РФ, а также предоставления политического убежища. Комиссия формируется в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Комиссии. Председатель Комиссия и ее состав утверждаются Президентом РФ.

Основными задачами Комиссии являются:

информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента РФ по реализации полномочий, по решению вопросов гражданства РФ, и предоставления политического убежища;

подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в области гражданства, развитию института российского гражданства;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища.

Основными функциями Комиссии являются:

предварительное рассмотрение заявлений о приеме в гражданство, восстановлении или прекращении гражданства РФ, предоставлении политического убежища в РФ, а также подготовка по ним предложений Президенту РФ;

анализ и обобщение практики применения законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища;

взаимодействие с международными организациями по вопросам гражданства;

подготовка ежегодных докладов о деятельности Комиссии и представление их Президенту РФ.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании. Решение Комиссии оформляется протоколом, который должен быть подписан всеми членами Комиссии, присутствующими на заседании. В исключительных случаях по поручению председателя Комиссии, также, допускается принятие решения путем персонального опроса членов Комиссии. Решение оформляется протоколом в установленном порядке.

Комиссия в целях решения своих задач имеет ряд полномочий, в частности, она имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также от учреждений, организаций и должностных лиц, а также право направлять полномочным органам, ведающим делами о гражданстве РФ, рекомендации и разъяснения, касающиеся порядка применения законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища.

Федеральный орган исполнительной власти - самостоятельная структурная часть системы органов исполнительной власти в стране, как целостной системы (ст. 78 Конституции РФ), так и системы федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять и реализовывать предметы ведения РФ.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации призваны обеспечивать государственное управление в соответствующих сферах жизни общества: в сфере экономики, социальной и культурной деятельности, в обеспечении общественного порядка и государственной безопасности, укреплении обороноспособности страны.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают в рамках своих полномочий решение соответствующих общегосударственных вопросов, отнесенных к ведению РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ, организуя исполнение законов и иных правовых актов. В этих целях они могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным реализовывать государственную политику в сфере миграции и осуществлять правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба, подведомственная МВД РФ (Указ Президента РФ от 19.07.2004 г. № 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы"[9]).

Нормативный акт установил, что основными задачами ФМС России при осуществлении функций по контролю и надзору в сфере миграции являются:

реализация общей стратегии государственной политики;

совершенствование нормативно-правового регулирования;

производство по делам о гражданстве РФ, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ;

осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства и контроля за соблюдением правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ;

оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в РФ, проживания и временного пребывания в РФ, а также контроль за соблюдением ими установленных правил проживания и временного пребывания;

осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;

разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

исполнение законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

контроль и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечение иностранных работников в РФ и трудоустройства граждан РФ за пределами России;

управление территориальными органами службы, ее загранаппаратом, а также и иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.

ФМС России в целях реализации своих полномочий имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения; привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам научные и иные организации, ученых и специалистов; образовывать самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти совещательные органы (советы, комиссии) для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности.

Заключение

Права человека его неотъемлемое свойство. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Социальная и правовая защищенность человека, в конечном счете, определяется условиями экономического и культурного развития общества.

Права человека это социально-экономические, политические, культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека. Свобода отдельной личности, как и общества в целом, основывается на признании человеческого достоинства как абсолютной ценности. Для свободного общества неприемлемы никакие критерии той пользы, которую человек приносит обществу. В демократически организованном обществе нет полезных или бесполезных для общества людей. Все равны перед законом и имеют равное право на защиту своих правовых интересов.

В соответствии с Конституцией России общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Поэтому даже в тех случаях, когда общепризнанная норма международного пава, относящаяся к правам человека, не предусмотрена законодательством, другими нормативными актами России либо противоречит им, то действует норма международного права. В этом случае норма международного права имеет прямое действие.

Права человека важнейший и неотъемлемый элемент правового статуса личности:

правовой статус личности понятие более широкое, включающее общие для всех физических лиц права, свободы и обязанности, предусмотренные номами международного права и Конституцией Российской Федерации.

элементом правового статуса личности является предусмотренная указанными нормами правоспособность и дееспособность физических лиц. Права человека определяют правовой статус личности в обществе. Государство обязано учитывать требования обеспечения и охраны прав человека во всех случаях правотворческой и правоприменительной деятельности.

Существенным элементом правового статуса личности является гражданство.

Институт гражданства представляет собой один из важнейших элементов правового статуса личности и гарантия его свобод. Оно первооснова взаимоотношений человека и государства. Это связано с тем, что объем прав, свобод, обязанностей того или иного лица напрямую зависит от гражданства. Во всей полноте они присущи лишь гражданам соответствующего государства. Гражданство является обязательным обстоятельством, которое необходимо учитывать при характеристике правового статуса физического лица как субъекта права. Гражданство означает официальную принадлежность человека к народу определенной страны, вследствие чего он находится в сфере юрисдикции данного государства и под его защитой. Гражданство это устойчивая правовая связь человека с государством, для которой характерно наличие у них взаимных прав, обязанностей и ответственности. Различают следующие виды правового статуса личности:

граждане государства;

иностранные граждане;

лица без гражданства;

лиц, которым предоставлено убежище.

Общий правовой статус личности реализуется в рамках общих правоотношений, которые возникают между личностью и государством на основе норм международного и внутригосударственного права.

Список литературы

1. Конституция РФ

2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г. № 22 ст. 2031

3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. № 24 ст. 2253

4. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318 "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава" // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. № 46 ст. 4570

5. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы" // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. № 30 ст. 3150

6. Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. - М, 1995 г. С. 28

7. Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. - М.: Городец, 2006

8. Конституционное право // под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. М., 2006

9. Конституционное право России. Екатеринбург, 2001 г. С. 159-161

10. Кутафин О.Е. Российской гражданство. – М., 2003

11. Морозова Л.А. Основы государства и права России М., 1999

12. Российской гражданство / под ред. В.Я. Кикотя, М., 2003

[1]Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г. № 22 ст. 2031

[2]Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. № 24 ст. 2253

[3]Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. - М.: Городец, 2006

[4]Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. - М, 1995. С. 28

[5]Конституционное право России. Екатеринбург, 2001 г. С. 159-161

[6]Кокотов А.Н. Конституционное право России. Учебник. Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юрист, 2004 г. С. 166

[7]Свод законов Российской империи. Т. IX. Законы о состоянии. Ст. 1026

[8]Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318 "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава" // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. № 46 ст. 4570

[9]Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы" // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. № 30 ст. 3150

gabrio.ru

Понятие и сущность гражданства

Ключевые слова: понятие, сущность, гражданства

Важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.

Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Все отношения, связанные с гражданством РФ, регламентируются Конституцией РФ и ФЗ "О гражданстве РФ" от 31 мая 2002 г. с последующими изменениями и дополнениями.

На основе данного Закона Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (в ред. от 29.12.2012 г.) утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

В действующей Конституции РФ наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).

Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст.3), основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние.

Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным Постановлением Правительства от 8 июля 1997 г. (в ред. от 20.12.2006), паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей РФ образцу на русском языке (республики, входящие в состав РФ, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик.) В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20 летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно.

Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует решения государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение в Законе гражданства как связи лица с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

В теоретических исследованиях советского периода содержание гражданства трактовалось по-иному. Сущность гражданства сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства и внутри страны, и за ее пределами, наделение лица государством всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложением всех обязанностей. Гражданство трактовалось также как принадлежность лица государству.

В этом отражалась господствовавшая в те времена концепция о приоритете государства по сравнению с личностью.

Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами.

Закон СССР о гражданстве 1990 г., принятый уже в годы перестройки, демократизации общества, впервые в правовом акте сформулировал понятие гражданства, наполнив его при этом новым содержанием, сходным с тем, которое дано в российском законе.

Однако в Законе СССР гражданство определялось как политико-правовая связь лица с государством. Такая формулировка, исходившая из господствовавшей в прежние годы идеи о морально-политическом единстве всего советского народа, не была воспринята российским законом как не связанная с сущностью отношений гражданства. Последним свойствен правовой, а не политический характер. ... читать далее ...

newinspire.ru


Смотрите также