Физическое лицо это лицо без гражданства: Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе / КонсультантПлюс

Содержание

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе / КонсультантПлюс

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

1) организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации;

2) физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

3) индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского

законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Федеральным законом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

4) обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца;

5) банки (банк) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

6) счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями;

7) лицевые счета — счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством

Российской Федерации;

8) счета Федерального казначейства — счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

9) недоимка — сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный настоящим Федеральным законом срок;

10) место нахождения обособленного подразделения российской организации — место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

11) место жительства физического лица — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в

порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

12) товар — любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации;

13) работа — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;

14) услуга — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;

15) финансовый год — календарный год с 1 января по 31 декабря;

16) законодательство Российской Федерации о страховых взносах — настоящий Федеральный закон и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Открыть полный текст документа

Основные термины и определения — Тихоокеанский государственный университет

Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию — документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Виза – разрешение на въезд в Россию, на пребывание в стране и транзитный проезд через нее иностранного гражданина в течение срока действия данного разрешения.

Миграционная карта — документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.

Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Трудовая деятельность иностранного гражданина — работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Разрешение на работу

— документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Депортация — принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, — иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство).

Ст. 1195 ГК РФ. Личный закон физического лица

1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

См. все связанные документы >>>

1. Комментируемая статья посвящена личному закону физического лица (lex personalis), под которым понимается право того государства, с которым физическое лицо имеет наиболее тесную связь. Указанное понятие находит широкое применение в международном частном праве, однако законодательно в Российской Федерации оно впервые было закреплено в связи с принятием части 3 ГК.

Понятие личного закона физического лица встречается также в п. 1 ст. 399 ГПК РФ, согласно которому гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом. Однако в этом случае речь идет исключительно о процессуальных правоотношениях.

Понимание личного закона в отдельных странах различается: им считают либо закон гражданства (lex patriae), либо закон места жительства (lex domicilii). Личный закон в форме закона места жительства распространен в странах англо-американского общего права (Великобритании, США, Канаде, в некоторых странах Латинской Америки), а в форме закона гражданства — в большинстве европейских стран, ряде стран Латинской Америки, странах СНГ и др. Иногда применяется смешанная система, когда для регулирования отношений, осложненных иностранным элементом, используются обе коллизионные привязки.

Правила определения подлежащего применению права по законодательству РФ носят императивный характер, однако следует учитывать, что в договорных отношениях стороны могут согласно ст. 1210 ГК (см. комментарий к ней) сами выбрать подлежащее применению право. Согласно п. 1 ст. 1210 ГК РФ стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям. Более того, стороны договора могут подчинить конкретному правопорядку не только весь договор в целом, но и его отдельные части (п. 4 ст. 1210 ГК РФ). При этом формально юридический подход к соглашению сторон о применимом праве в настоящее время сведен к минимуму: достаточно указать, что подлежат применению «правовые акты», «законодательство» конкретного государства (Постановление Президиума ВАС РФ от 4 октября 2011 г. N 6417/11).

Для его определения учитывают прежде всего закон гражданства физического лица, однако законодатель в некоторых случаях учитывает также закон места жительства. При определении личного закона следует учитывать двух- и многосторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также иные договоры, которые заключаются в целях единообразного подхода к регламентации международных частноправовых отношений, в том числе с участием физических лиц. В них, как правило, указывается национальное право (право конкретного государства), подлежащее применению к данному правоотношению. Так, например, согласно ст. 27 Минской конвенции стран — членов СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству того государства, на территории которого они имеют совместное местожительство.

2. Следует также учитывать, что ч. 1 ст. 62 Конституции Российской Федерации допускает возможность приобретения гражданами Российской Федерации одновременно и гражданства иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким образом, российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, но только такого, с которым имеется соответствующий международный договор. В случае двойного гражданства у физического лица его личным законом будет российское право.

3. В тех случаях, когда у иностранного гражданина нет российского гражданства, но он постоянно проживает на территории РФ, его личным законом также будет российское право.

4. Возможны ситуации, когда у иностранного гражданина несколько гражданств, но среди них нет российского. Личным законом такого лица считается право страны, в которой оно имеет место жительства.

5. Лицо без гражданства (апатрид) — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. В комментируемой статье говорится также о личном законе беженцев, под которыми согласно определению, данному в подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах», выступает лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Согласно п. 6 комментируемой статьи личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств — Конвенции и соглашения — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств

Принято резолюцией 55/153 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 2000 года

Преамбула

Учитывая, что проблемы гражданства, возникающие в связи с правопреемством государств, вызывают озабоченность международного сообщества,

подчеркивая, что институт гражданства по существу регулируется внутренним правом в пределах, установленных международным правом,

признавая, что в вопросах, касающихся гражданства, следует должным образом учитывать законные интересы как государств, так и отдельных лиц,

напоминая, что Всеобщая декларация прав человека 1948 года1 провозгласила право каждого человека на гражданство,

напоминая также, что Международный пакт о гражданских и политических правах 19662 года и Конвенция о правах ребенка 1989 года3 признают право каждого ребенка на приобретение гражданства,

подчеркивая необходимость обеспечения полного уважения прав человека и основных свобод лиц, гражданство которых может затрагиваться правопреемством государств,

принимая во внимание положения Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года4 , Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года5 и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года6 ,

будучи убеждена в необходимости кодификации и прогрессивного развития норм международного права, касающихся гражданства в связи с правопреемством государств, как средства обеспечения большей правовой безопасности для государств и отдельных лиц,

Часть I. Общие положения

Статья 1
Право на гражданство

Любое лицо, которое на дату правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника, независимо от способа приобретения этого гражданства, имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств в соответствии с настоящими статьями.

Статья 2
Употребление терминов

Для целей настоящих статей:

a) «правопреемство государств» означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории;

b) «государство предшественник» означает государство, которое было сменено другим государством в случае правопреемства государств;

c) «государство преемник» означает государство, которое сменило другое государство в случае правопреемства государств;

d) «затрагиваемое государство» означает, в зависимости от обстоятельств, государство предшественника или государство преемника;

e) «третье государство» означает любое государство, которое не является ни государством предшественником, ни государством преемником;

f) «затрагиваемое лицо» означает любое лицо, которое на момент правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника и на гражданство которого может повлиять такое правопреемство;

g) «момент правопреемства государств» означает дату смены государством преемником государства-предшественника в несении ответственности за международные отношения применительно к территории, являющейся объектом правопреемства государств.

Статья 3
Случаи правопреемства государств, подпадающие под действие настоящих статей

Настоящие статьи применяются только к последствиям правопреемства государств, которое осуществляется в соответствии с международным правом и особенно в соответствии с принципами международного права, воплощенными в Уставе Организации Объединенных Наций.

Статья 4
Предотвращение безгражданства

Затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры для недопущения того, чтобы лица, которые на момент правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника, стали лицами без гражданства в результате такого правопреемства.

Статья 5
Презумпция гражданства

С учетом положений настоящих статей затрагиваемые лица, имеющие свое обычное место жительства на территории, затрагиваемой правопреемством государств, считаются приобретшими гражданство государства-преемника с момента такого правопреемства.

Статья 6
Законодательство о гражданстве и других связанных с ним вопросах

Каждому затрагиваемому государству следует принять без неоправданной задержки законодательство о гражданстве и других связанных с ним вопросах, возникающих в связи с правопреемством государств, которое соответствовало бы положениям настоящих статей. Ему следует принять все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы затрагиваемые лица в пределах разумного срока были уведомлены о последствиях его законодательства для их гражданства, о любых возможностях выбора, которыми они располагают в соответствии с этим законодательством, а также о последствиях, которые реализация такого выбора будет иметь для их статуса.

Статья 7
Дата приобретения гражданства

Предоставление гражданства в связи с правопреемством государств, а также приобретение гражданства вследствие осуществления оптации, происходит на момент такого правопреемства, если затрагиваемые лица оказались бы в ином случае лицами без гражданства в период между моментом правопреемства государств и датой предоставления или приобретения гражданства.

Статья 8
Затрагиваемые лица, имеющие свое обычное место жительства в другом государстве

1. Государство преемник не обязано предоставлять свое гражданство затрагиваемым лицам, если они имеют свое обычное место жительства в другом государстве и также имеют гражданство этого или любого иного государства.

2. Государство преемник не предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства в другом государстве, против воли затрагиваемых лиц, если только они в противном случае не станут лицами без гражданства.

Статья 9
Отказ от гражданства другого государства как условие предоставления гражданства

Когда затрагиваемое лицо, которое имеет основания для приобретения гражданства какого-либо государства-преемника, имеет гражданство другого затрагиваемого государства, государство преемник может обусловить предоставление своего гражданства отказом такого лица от гражданства другого затрагиваемого государства. Однако это требование не применяется таким образом, чтобы затрагиваемое лицо в результате оказалось, даже временно, лицом без гражданства.

Статья 10
Утрата гражданства при добровольном приобретении гражданства другого государства

1. Государство предшественник может предусмотреть, что затрагиваемые лица, которые в связи с правопреемством государств добровольно приобретают гражданство государства-преемника, утрачивают его гражданство.

2. Государство преемник может предусмотреть, что затрагиваемые лица, которые в связи с правопреемством государств добровольно приобретают гражданство другого государства-преемника или, в зависимости от обстоятельств, сохраняют гражданство государства-предшественника, утрачивают его гражданство, приобретенное в связи с таким правопреемством.

Статья 11
Уважение воли затрагиваемых лиц

1. Затрагиваемые государства учитывают волю затрагиваемых лиц во всех случаях, когда эти лица имеют основания для приобретения гражданства двух или нескольких затрагиваемых государств.

2. Каждое затрагиваемое государство предоставляет право оптации своего гражданства затрагиваемым лицам, имеющим надлежащую связь с этим государством, если эти лица в противном случае стали бы лицами без гражданства в результате правопреемства государств.

3. Когда лица, имеющие право оптации, осуществляют такое право, государство, гражданство которого они выбирают, предоставляет свое гражданство таким лицам.

4. Когда лица, имеющие право оптации, осуществляют такое право, государство, от гражданства которого они отказываются, лишает гражданства таких лиц, если только в результате этого они не становятся лицами без гражданства.

5. Затрагиваемым государствам следует предусмотреть разумный срок для осуществления права оптации.

Статья 12
Единство семьи

Когда приобретение или утрата гражданства в связи с правопреемством государств влияют на единство семьи, затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры к тому, чтобы эта семья оставалась единой или воссоединилась.

Статья 13
Ребенок, родившийся после правопреемства государств

Ребенок затрагиваемого лица, родившийся после момента правопреемства государств, который не приобрел какого-либо гражданства, имеет право на гражданство затрагиваемого государства, на территории которого этот ребенок родился.

Статья 14
Статус обычно проживающих лиц

1. Статус затрагиваемых лиц как обычно проживающих лиц не затрагивается правопреемством государств.

2. Затрагиваемое государство принимает все необходимые меры к тому, чтобы позволить затрагиваемым лицам вернуться в свое обычное место жительства на его территории, которое они были вынуждены покинуть вследствие событий, связанных с правопреемством государств.

Статья 15
Недискриминация

Затрагиваемые государства не отказывают затрагиваемым лицам в праве на сохранение или приобретение гражданства или в праве оптации в связи с правопреемством государств путем дискриминации по любому признаку.

Статья 16
Запрещение произвольных решений по вопросам гражданства

Затрагиваемые лица не могут быть произвольно лишены гражданства государства-предшественника и им не может быть произвольно отказано в праве на приобретение гражданства государства-преемника или же в праве оптации, которыми они обладают в связи с правопреемством государств.

Статья 17
Процедуры, касающиеся вопросов гражданства

Заявления о приобретении, сохранении или отказе от гражданства либо об осуществлении права оптации в связи с правопреемством государств рассматриваются без неоправданной задержки. Соответствующие решения издаются в письменном виде и открыты для пересмотра в рамках эффективной административной или судебной процедуры.

Статья 18
Обмен информацией, консультации и переговоры

1. Затрагиваемые государства обмениваются информацией и проводят консультации в целях выявления любых отрицательных последствий, которые могут возникнуть в результате правопреемства государств для затрагиваемых лиц в отношении их гражданства и других связанных с этим вопросов, касающихся их статуса.

2. Затрагиваемые государства стремятся, когда это необходимо, найти решение с целью устранения или смягчения таких отрицательных последствий путем переговоров и, в соответствующих случаях, посредством соглашения.

Статья 19
Прочие государства

1. Ничто в настоящих статьях не требует от государств рассматривать затрагиваемых лиц, не имеющих действительной связи с затрагиваемым государством, в качестве граждан этого государства, если только это не приведет к тому, что эти лица будут рассматриваться в качестве лиц без гражданства.

2. Ничто в настоящих статьях не мешает государствам рассматривать затрагиваемых лиц, которые стали лицами без гражданства в результате правопреемства государств, в качестве граждан затрагиваемого государства, гражданство которого они будут вправе приобрести или сохранить, если это отвечает интересам таких лиц.

Часть II.     Положения, касающиеся конкретных категорий правопреемства государств

Раздел 1.    Передача части территории

Статья 20
Предоставление гражданства государства-преемника и лишение гражданства государства-предшественника

В случае передачи государством части своей территории другому государству государство-преемник предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, которые имели свое обычное место жительства на передаваемой территории, а государство-предшественник лишает таких лиц своего гражданства, если только осуществление права оптации, предоставляемого таким лицам, не означает иного. Однако государство-предшественник не лишает таких лиц гражданства до того, как они приобретут гражданство государства-преемника.

Раздел 2.    Объединение государств

Статья 21
Предоставление гражданства государства-преемника

С учетом положений статьи 8, если два или несколько государств объединяются и образуют одно государство-преемник, независимо от того, является ли государство-преемник новым государством и является ли его правосубъектность идентичной правосубъектности одного из объединившихся государств, государство-преемник предоставляет свое гражданство всем лицам, которые на дату правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника.

Раздел 3.    Распад государства

Статья 22
Предоставление гражданства государств-преемников

Когда какое-либо государство распадается и прекращает свое существование, а различные части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников, каждое государство-преемник предоставляет свое гражданство, если только осуществление права оптации не означает иного:

a) затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории; а также

b) с учетом положений статьи 8:

i) затрагиваемым лицам, не охватываемым пунктом a и имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника;

ii) затрагиваемым лицам, не имеющим право на гражданство любого затрагиваемого государства согласно пункту a и подпункту i пункта b, имеющим свое обычное место жительства в третьем государстве, которые родились или, прежде чем покинуть государство-предшественник, имели свое последнее обычное место жительства на территории, ставшей территорией этого государства-преемника, или имеющим любую другую надлежащую связь с этим государством-преемником.

Статья 23
Предоставление права оптации государствами-преемниками

1. Государства-преемники предоставляют право оптации затрагиваемым лицам, охватываемым положениями статьи 22, которые имеют основания для приобретения гражданства двух или нескольких государств-преемников.

2. Каждое государство-преемник предоставляет право оптации своего гражданства затрагиваемым лицам, которые не охватываются положениями статьи 22.

Раздел 4.    Отделение части или частей территории

Статья 24
Предоставление гражданства государства-преемника

Когда часть или части территории государства отделяются от этого государства и образуют одно или несколько государств-преемников, в то время как государство-предшественник продолжает существовать, государство-преемник предоставляет свое гражданство, если только осуществление права оптации не означает иного:

a) затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории; а также

b) с учетом положений статьи 8:

i) затрагиваемым лицам, не охватываемым пунктом a и имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника;

ii) затрагиваемым лицам, не имеющим право на гражданство любого затрагиваемого государства согласно пункту a и подпункту i пункта b, имеющим свое обычное место жительства в третьем государстве, которые родились или, прежде чем покинуть государство-предшественник, имели свое последнее обычное место жительства на территории, ставшей территорией этого государства-преемника, или имеющим любую другую надлежащую связь с этим государством-преемником.

Статья 25
Лишение гражданства государства-предшественника

1. Государство-предшественник лишает своего гражданства затрагиваемых лиц, имеющих основания для приобретения гражданства государства-преемника в соответствии со статьей 24. Тем не менее оно не лишает таких лиц гражданства до того, как они приобретут гражданство государства-преемника.

2. Если только осуществление права оптации не означает иного, государство-предшественник не лишает своего гражданства лиц, упоминаемых в пункте 1, которые:

a) имеют свое обычное место жительства на его территории;

b) не охватываются подпунктом a и имеют надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое осталось частью государства-предшественника;

c) имеют свое обычное место жительства в третьем государстве и родились или, прежде чем покинуть государство-предшественник, имели свое последнее обычное место жительства на территории, которая осталась частью территории государства-предшественника, или имеют любую другую надлежащую связь с этим государством.

Статья 26
Предоставление права оптации государством-предшественником и государством-преемником

Государство-предшественник и государство-преемник предоставляют право оптации всем затрагиваемым лицам, охватываемым положениями статьи 24 и пункта 2 статьи 25, которые имеют основания для обладания гражданством как государства-предшественника, так и государства-преемника или двух или нескольких государств-преемников.


1 Резолюция 217 A (III).

2 См. резолюцию 2200 A (XXI), приложение.

3 Резолюция 44/25, приложение.

4 United Nations, Treaty Series, vol. 989, No. 14458.

5 Ibid., vol. 1946, No. 33356.

6 См. A/CONF.117/14.

Кто признается резидентом РФ? Кто признается нерезидентом РФ? — Юридические вопросы — FAQ — Помощь

В соответствии с ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

Резидентами РФ признаются:

  • а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  • б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федераци;
  • д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезидентами РФ признаются:

  • а) физические лица, не являющиеся резидентами;
  • б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  • е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в»;
  • ж) иные лица, не указанные в качестве резидентов РФ.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО — это… Что такое ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО?

ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО
ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО — гражданин (иностранный гражданин, лицо без гражданства) как субъект гражданского права, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием. См. также Гражданин.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  • ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ПСИХИЧЕСКОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
  • ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Смотреть что такое «ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО» в других словарях:

  • Физическое лицо — Физическое лицо  человек как субъект права (носитель прав и обязанностей), в отличие от юридических лиц, должностных лиц и публично правовых образований. По российскому законодательству физическое лицо обретает правоспособность в момент… …   Википедия

  • Физическое Лицо — См. Лицо физическое Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО — ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО, смотри Лицо физическое …   Современная энциклопедия

  • ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО — гражданин, человек, участвующий в экономической деятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в… …   Экономический словарь

  • Физическое лицо — человек как субъект права (носитель прав и обязанностей), в отличие от юридических лиц, должностных лиц и публично правовых образований. По российскому законодательству физическое лицо обретает правоспособность в момент рождения и утрачивает её в …   Бухгалтерская энциклопедия

  • Физическое лицо — ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО, смотри Лицо физическое.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Физическое лицо — (от гр. physis природа; англ. natural/physical person) гражданин как субъект гражданского права. В гражданских правоотношениях в качестве Ф.л. выступают не только граждане РФ, но и иностра …   Энциклопедия права

  • ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО — в гражданском законодательстве субъект гражданского права, обладающий гражданской правоспособностью и обязанностями, отдельный гражданин (иностранный гражданин, лицо без гражданства), в отличие от юридического лица, являющегося коллективным… …   Юридическая энциклопедия

  • ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО — в гражданском праве: человек (гражданин) как участник правоотношения. В соответствии со ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • физическое лицо — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN natural person …   Справочник технического переводчика


Неграждане или лица без гражданства — в чем разница?

Омбудсмен разъясняет существенные различия между людьми со статусом негражданина и статусом лица без гражданства (апатрида), поскольку в публичном пространстве часто встречается некорректная интерпретация этих понятий и объемаправ и обязаностей .

1. Неграждане — это не лица без гражданства.

В Латвийской Республике действует закон «О лицах без гражданства», в котором четко прописано, что лицо может признано лицом без гражданства в Латвийской Республике, если на него распространяются условия Конвенции от 28 сентября 1954 года о статусе апатридов. В свою очередь лицо, являющееся субъектом закона «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства», не может быть признано лицом без гражданства.[1]

2. Социальные и экономические права лиц без гражданства и неграждан существенно различаются, и, если бы неграждане являлись лицами без гражданства, они бы имели гораздо меньше прав.

Неграждане, в отличие от лиц без гражданства, являются лицами, принадлежащими к Латвийской Республике. Неграждане имеют выданный Латвийской Республикой паспорт, они находятся под защитой Латвийской Республики во время пребывания за границей, имеют право постоянного пребывания в Латвийской Республике, равные с гражданами социальные и экономические права, большую часть политических прав (исключение — например, не имеют права голосовать) и право в любой момент получить гражданство Латвийской Республики в порядке натурализации.

В отношении различий в объеме социальных и экономических прав между апатридами и негражданами важно отметить, что в каждом законе наряду с гражданами Латвии в качестве охраняемого или относимого субъекта можно найти и неграждан, в то же время социальная и экономическая защита лиц без гражданства обеспечивается в меньшем объеме.[2]

 

Конституционный суд уже 7 марта 2005 года в деле № 2004-15-0106 признал:

«Вместе с принятием закона «О негражданах» возникла новая, до сих пор неизвестная в международном праве категория лиц — неграждане Латвии. Неграждане Латвии не приравниваются ни к одному статусу физического лица, установленному в международных правовых актах, поскольку объем установленных для неграждан прав не соответствует полностью ни одному такому статусу. Неграждане Латвии не считаются ни гражданами, ни иностранцами, ни даже лицами без гражданства, это лица с “особым правовым статусом”».

Представители Латвии в международных учреждениях последовательно защищают позицию, что статус негражданина не может быть приравнен к статусу лица без гражданства.

Неграждане не считаются иностранцами, поскольку в соответствии со статьей 1 закона «О иммиграции» иностранец — это лицо, не являющееся гражданином или негражданином Латвии.

Группа независимых экспертов Европейского союза по вопросам основных прав (EU Network of Independent Experts on Fundamental Rights) в своем отчете по основным правам в Европейском союзе и его государствах-членах в 2003 году также указала, что неграждане, определенные в законе «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства», не являются ни гражданами, ни иностранцами, ни лицами без гражданства. Группа экспертов указывает, что неграждане Латвии принадлежат к до сих пор неизвестной в международном праве категории лиц.[3]

В том же самом деле Конституционного суда Сейм выразил мнение, что цель закона «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства» не состояла в том, чтобы сохранить статус негражданина полностью для всех на неопределенное время. Этот статус был установлен как временный, чтобы лицо со временем получило гражданство Латвии или другого государства.

3. Социальные и экономические права неграждан и граждан Латвии не различаются.

Социальные и экономические права неграждан и граждан Латвии одинаковы. Неграждане получают равные социальные гарантии как граждане и сталкиваются с теми же социальными рисками, что и граждане. Они имеют право получить образование бесплатно, как и граждане, право свободно учреждать коммерческие общества и работать в частном секторе, а также свободно наслаждаться правом на культуру наравне с гражданами. Однако негражданам запрещена работа на государственной службе, в правоохранительных органах, в судебной системе, в связанных с судебной системой независимых профессиях, где реализуется государственная власть и где законно требовать гражданство Латвийской Республики. Это исключение соответствует праву на государственную службу, установленному в статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Связанные статьи:

  1. http://www.tiesibsargs.lv/news/lv/diskusija-rigas-pili-par-nepilsona-statusa-pieskirsanas-izbeigsanu-latvija
  2. http://www.tiesibsargs.lv/news/lv/tiesibsargs-aicina-ano-institucijas-veidot-vienotu-izpratni-par-latvijas-nepilsonu-tiesisko-statusu
  3. http://www.tiesibsargs.lv/news/lv/atseviskas-nvo-radijusas-starptautiskajam-organizacijam-neprecizu-prieksstatu-par-nepilsonu-cilvektiesibu-ieverosanu-latvija

 


[2] См. субъекты в законах, затрагивающих гарантированные индивиду экономические и социальные права.

[3] Synthesis Report: Conclusions and Recommendations on the Situation of Fundamental Rights in the European Union and its Member States in 2003, 4 February 2004, p. 90).

SSA — POMS: RS 02640.040 — Лица без гражданства

По закону безгражданство — это отсутствие какого-либо гражданства или отсутствие признанного связь между человеком и любым государством.

Соединенные Штаты признают следующие два класса лиц без гражданства:

  1. 1.

    Де-юре без гражданства — лица, не имеющие гражданства ни в одной стране в соответствии с ее законодательством.

  2. 2.

    Де-факто без гражданства — лица, которые по закону являются гражданами страны, но чья ситуация аналогична лицам, не имеющим гражданства де-юре. Де-факто лицами без гражданства являются:

    • за пределами страны своего гражданства,

    • отказано в возможности вернуться домой, а

    • больше не пользуются защитой и помощью страны.

Такие люди часто бывают беженцами.

В чем разница между беженцем и просителем убежища?

Знаете ли вы разницу между беженцем и просителем убежища? Объяснение наиболее распространенной терминологии, связанной с беженцами.

Соискатель убежища

Проситель убежища — это лицо, ищущее международной защиты. В странах с индивидуализированными процедурами проситель убежища — это лицо, чье заявление еще не было окончательно принято страной, в которой он или она подали его. Не каждый проситель убежища в конечном итоге будет признан беженцем, но каждый беженец изначально является просителем убежища.

Беженец

Беженец — это лицо, которое покинуло свою страну происхождения и не может или не желает возвращаться из-за вполне обоснованных опасений подвергнуться преследованию из-за своей расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Экономический мигрант

Экономический мигрант — это человек, который покидает свою страну происхождения исключительно по финансовым и / или экономическим причинам. Экономические мигранты предпочитают переехать, чтобы найти лучшую жизнь, и они не бегут из-за преследований. Следовательно, они не подпадают под критерии статуса беженца и не имеют права на получение международной защиты.

Переселение

Переселение — это перевод беженцев из страны, в которой они искали убежища, в другое государство, которое согласилось принять их.Беженцам обычно предоставляется убежище или какая-либо другая форма прав на долгосрочное проживание, и во многих случаях у них будет возможность стать гражданами. Однако количество мест для переселения уменьшилось за последние пару лет, при этом в настоящее время существует значительный разрыв между теми, которые определены УВКБ ООН как нуждающиеся в переселении, и количеством мест, предоставляемых государствами.

© AI / Ричард Бертон

Лицо без гражданства

Лицо без гражданства — это лицо, которое, согласно национальным законам, не имеет юридической связи гражданства с каким-либо государством.В статье 1 Конвенции 1954 г. о статусе апатридов указывается, что лицо, не считающееся гражданином (или гражданином) автоматически в соответствии с законодательством любого государства, является апатридом.

Права человека

Права человека — это согласованные международные стандарты, которые признают и защищают достоинство и неприкосновенность каждого человека без каких-либо различий. Права человека являются частью обычного международного права и закреплены в различных национальных, региональных и международных правовых документах, обычно называемых документами по правам человека.Наиболее известными из них являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических и социальных правах.

Внутреннее смещение

Внутреннее перемещение — это недобровольное перемещение людей внутри своей страны. Это движение может быть вызвано множеством причин, включая стихийные бедствия или антропогенные катастрофы, вооруженный конфликт или ситуации всеобщего насилия.

Защита

Защита — это концепция, охватывающая все действия, направленные на обеспечение полного уважения прав человека в соответствии с буквой и духом прав человека, беженского и международного гуманитарного права.Защита включает создание среды, способствующей уважению к людям, предотвращение и / или смягчение непосредственных последствий конкретного вида жестокого обращения и восстановление достойных условий жизни посредством возмещения ущерба, реституции и реабилитации.

Лагерь беженцев

Лагерь беженцев — это земельный участок, временно предоставленный для размещения беженцев, спасающихся от вооруженного конфликта, во временных домах. Агентства ООН, особенно УВКБ ООН, и другие гуманитарные организации предоставляют основные услуги в лагерях беженцев, включая питание, санитарию, здравоохранение, медицину и образование.Эти лагеря идеально расположены по крайней мере в 50 км от ближайшей международной границы, чтобы предотвратить рейды в лагерь и другие нападения на его мирных жителей.

Мандат УВКБ ООН

Мандат УВКБ ООН — это роль и функции УВКБ ООН, изложенные в Уставе УВКБ ООН и определенные в резолюциях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Мандат УВКБ, заявленный в его Уставе, заключается в обеспечении международной защиты и поиске окончательных решений для беженцев.

УВКБ ООН имеет дополнительный мандат в отношении вопросов безгражданства, поскольку ему отводится определенная роль в соответствии со статьей 11 Конвенции 1961 года о сокращении безгражданства.Генеральная Ассамблея также обратилась к Управлению с просьбой продвигать Конвенции 1954 и 1961 годов о безгражданстве и способствовать предотвращению безгражданства, предоставляя государствам технические и консультационные услуги по вопросам законодательства и практики в области гражданства.

Источник: Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Главный глоссарий терминов УВКБ ООН, июнь 2006 г.

Помогите нам защитить права беженцев, став постоянным благотворителем.

Международная Амнистия

лиц без гражданства в США.S. | United Stateless

Безгражданство — это … полное разрушение статуса человека в организованном обществе. Это форма наказания более примитивная, чем пытка, поскольку она разрушает для человека политическое существование, которое развивалось веками.

Верховный суд США в деле Троп против Даллеса, 1957 год

Эрл Уоррен, 14-й председатель Верховного суда США

Безгражданство в судах США

Конгресс США никогда не принимал закон, конкретно касающийся безгражданства.В 2013 году правительство США было близко к тому, чтобы принять Всеобъемлющую иммиграционную реформу. Реформа включала бы следующие положения о лицах без гражданства:

»(Раздел 3405) Уполномочивает: (1) Секретаря назначать определенные группы лиц лицами без гражданства, (2) Секретаря или Генерального прокурора предоставлять условный законный статус квалифицированному лицу без гражданства, которое по иным причинам неприемлемо или подлежит депортации, и (3) Секретарь или Генеральный прокурор, чтобы приспособить такое лицо к законному статусу постоянного жителя после одного года условного законного статуса.Излагаются меры защиты лиц без гражданства в Соединенных Штатах, включая разрешения на работу и поездки «.

Несмотря на отсутствие закона, лица без гражданства в настоящее время защищены законодательством США несколькими способами. Во-первых, лицам без гражданства гарантируются основные права человека в любое время нахождения в Соединенных Штатах, как это гарантируется международным правом. Более подробную информацию о правах человека лиц без гражданства в соответствии с международным правом можно найти здесь и здесь.

Как и люди без документов, лица без гражданства также имеют основные права в соответствии с Конституцией США.Например, вы имеете право на надлежащую правовую процедуру, как и граждане США. Эти права защищают вас от незаконных действий полиции и дают вам некоторый доступ к суду. Вы можете узнать больше о своих правах на сайте ACLU здесь.

Кроме того, существует множество судебных дел, которые могут быть полезны лицам без гражданства. Процитированное выше дело Троп против Даллеса постановило, что денатурализация является жестоким и необычным наказанием, подразумевая, что Верховный суд США считает безгражданство нарушением прав человека.

В деле Задвидас против Дэвиса Верховный суд постановил, что лица без гражданства, которые не могут быть возвращены в какую-либо другую страну, не могут содержаться под стражей бессрочно.

Некоторые лица без гражданства могут иметь право на убежище, DACA, приостановление высылки или другие программы. Подробнее читайте здесь.

Выявление лиц без гражданства — #LockedInLimbo

Обязанность государств выявлять лиц без гражданства в пределах своей территории или юрисдикции подразумевается в международном праве в области прав человека.Если государства являются участниками Конвенции 1954 г., это обязательство четко установлено. Но даже если государства не являются участниками Конвенции (или отдельные лица исключены из ее защиты), идентификация лиц без гражданства может быть необходима для защиты их прав человека. Например, в контексте высылки и содержания под стражей отсутствие гражданства может создать серьезные препятствия для высылки, что может сделать их задержание произвольным. Таким образом, без наличия процедуры выявления и определения безгражданства власти рискуют принять незаконные решения о задержании.

Хотя несколько европейских стран действительно имеют процедуры определения безгражданства, ни одна из них обычно не рассматривает безгражданство как часть процесса принятия решения об удалении или задержании. Кроме того, очень немногие страны делают свои процедуры определения безгражданства легко доступными для лиц, содержащихся под стражей иммигрантов. Выявление и определение безгражданства имеет важное значение для предотвращения произвольного задержания иммигрантов. Чтобы обеспечить людям доступ к правосудию, а также улучшить подотчетность и качество принятия решений, необходимо вкладывать средства в создание и внедрение надежных процедур и обучение лиц, принимающих решения.

Государствам следует ввести в действие процедуры определения безгражданства и обеспечить, чтобы:

  • Процедуры определения безгражданства разработаны в соответствии с установленным руководством , включая Руководство УВКБ ООН по защите лиц без гражданства.
  • Любой человек на территории или под его юрисдикцией имеет доступ к процедуре определения безгражданства в любое время, включая тех, кто не имеет документов, не имеет законного проживания или находится под стражей.
  • Решения о задержании или высылке лица с учетом безгражданства : если кто-то утверждает, что он апатрид или подозревается в том, что он апатрид (или не может установить свое гражданство), ему должна быть предоставлена ​​информация и юридическая помощь, и он должен быть направлен на безгражданство Процедура определения, которая может официально признать их статус и предоставить им соответствующую защиту.
  • Люди, проходящие процедуру определения безгражданства, имеют право на обжалование и пересмотр, доступ к юридической помощи и советам, а также информации о своих правах на понятном им языке.

Безгражданство | Иммиграционный совет Ирландии

Об индексе безгражданства


Индекс безгражданства публикуется ежегодно Европейской сетью по безгражданству (ENS) и оценивает эффективность европейских стран по сравнению с международными стандартами в защите лиц без гражданства и предотвращении и сокращении безгражданства.

Индекс рассматривает участие государств в международных конвенциях и договорах, то, как они отслеживают случаи безгражданства, правовые механизмы для выявления лиц без гражданства, если и как задерживаются лица без гражданства, и какие усилия страна предпринимает для предотвращения безгражданства.

Индекс направлен на выявление пробелов в законодательстве, политике и практике, касающихся безгражданства, с целью повышения осведомленности о проблемах без гражданства и поощрения пропаганды реформирования законов и практики.

Посмотреть отчет Ирландии на сайте ENS

Каковы результаты Индекса безгражданства для Ирландии?


По ряду причин Ирландия подверглась значительной критике за то, как она учитывает вопросы без гражданства в индексе.

Основной причиной этой критики является отсутствие в Ирландии определения лиц без гражданства в законе, а также отсутствие официальной процедуры определения безгражданства, несмотря на то, что она является стороной конвенций ООН 1954 и 1961 годов.Ирландия еще не включила эти конвенции в национальное законодательство, что привело к давнему отсутствию процесса обращения с лицами без гражданства в Ирландии.

Отсутствие процедуры определения означает, что не существует установленной процедуры для признания кого-либо без гражданства, чтобы им было легко и быстро предоставлено вид на жительство и / или доступ к жизненно важным общественным услугам.

Некоторым мигрантам и лицам, ищущим международной защиты, удалось получить вид на жительство, ирландское гражданство или получить доступ к некоторым государственным услугам без официального определения безгражданства, но это происходит на разовой основе, не регулируется и, как правило, остается на усмотрение отдельных государственных ведомств. .

Не существует формальной практики, руководящих указаний или обучения, предоставляемых государственным органам и органам государственной службы относительно того, как следует рассматривать заявления о безгражданстве, или каких-либо указаний, данных лицам без гражданства о том, как быть признанными таковыми.

Примечательно, что также отсутствуют конкретные данные о масштабах безгражданства в Ирландии. По данным переписи 2016 года, 1167 человек определили себя как «не имеющие национальности». Предстоящая перепись 2021 года впервые предложит вариант ответа «без гражданства».

Ирландия также подверглась критике за отсутствие гарантий, предотвращающих безгражданство через лишение ирландского гражданства. Однако в решении от 2020 года Верховный суд Ирландии подверг резкой критике нынешний подход Министерства юстиции, который оставляет отзыв в основном на усмотрение министра юстиции и равноправия, призывая к более строгим процессуальным гарантиям, которые должны применяться в любой ситуации, когда отзыв Рассматривается ирландское гражданство.

Ирландия, тем не менее, заслужила похвалу в рейтинге за свою практику отказа от задержания лиц без гражданства по умолчанию, как это имеет место во многих других странах.

Во многих случаях также существуют гарантии для предотвращения безгражданства при рождении: дети, рожденные в Ирландии от родителей без гражданства, получают ирландское гражданство при рождении; Законодательство Ирландии также предотвращает безгражданство в случае подкидышей, приемных детей и детей, рожденных за границей у ирландских граждан.

Как мы можем обеспечить доступ к медицинскому обслуживанию для лиц без гражданства во время COVID-19? : О’Нил

Изображение любезно предоставлено агентством Anadolu.

В разгар пандемии апатриды остаются без защиты, чтобы обеспечить свое право на здоровье, что увеличивает риски для и без того уязвимого населения.

В разгар пандемии государства обязаны обеспечить доступ к здравоохранению для всего населения. Однако что происходит, когда 15 миллионов человек во всем мире не имеют гражданства? Как люди без гражданства могут получить доступ к совокупности прав, включая право на здоровье? Как государства могут решить эту проблему в свете COVID-19?

Для всех этих вопросов можно использовать полезные советы из нескольких недавно выпущенных руководств, которые проливают свет на соображения, которые необходимо учитывать при ответах на COVID-19.Первый документ, разработанный Верховным комиссаром Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН), содержит полезные политические рекомендации и передовой опыт в отношении воздействия COVID-19 на население без гражданства. Вторая ссылка — это текст 14 принципов защиты мигрантов, беженцев и других перемещенных лиц во время пандемии COVID-19, одобренный более чем 1000 международных экспертов. Третий документ — это настоятельный призыв к государствам, донорам и другим заинтересованным сторонам продвигать и защищать права лиц без гражданства в их ответах на COVID-19, объявленных на этой неделе 84 субъектами гражданского общества.Четвертым полезным инструментом является документ «Вовлечение лиц без гражданства в ответ на COVID-19 в Европе», опубликованный Европейской сетью по безгражданству. Наконец, Межамериканские принципы прав человека всех мигрантов, беженцев, лиц без гражданства и жертв торговли людьми и пандемии и прав человека в Америке сегодня резолюция Межамериканской комиссии по правам человека вместе с заявлением Межамериканский суд по правам человека по COVID-19 и правам человека предоставляет критерии для адекватного реагирования на COVID-19 в целях защиты лиц без гражданства и лиц, находящихся под угрозой безгражданства.

Вышеупомянутые инструменты разделяют общий подход, в соответствии с которым государства несут обязательство перед лицами без гражданства по обеспечению наивысшего достижимого уровня здоровья, который включает не только доступ к медицинским услугам, но также пищу, санитарию, безопасное жилье и образование. Таким образом, в этих текстах признается, что лица без гражданства, а также лица, подверженные риску безгражданства, сталкиваются с растущим расизмом и ксенофобией, пытаясь получить доступ к важнейшим медицинским услугам и информации о профилактике и лечении COVID-19.Некоторые из соответствующих рекомендаций, содержащихся в этих документах:

  • Меры реагирования на пандемию не должны допускать дискриминации по каким-либо признакам, включая гражданство, документы или миграционный статус, и должны обеспечивать доступность медицинских услуг для всех;
  • Обсуждение ответов и их исполнение должны гарантировать участие лиц без гражданства, чтобы обеспечить учет их взглядов;
  • Меры должны включать идентификацию лиц без гражданства и лиц, которым угрожает безгражданство, и их включение в информационные кампании, чтобы держать их в курсе критически важной информации, здравоохранения и помощи;
  • Государствам следует рассматривать службы регистрации рождений и смертей в качестве основных услуг;
  • Меры должны гарантировать продление срока действия документов о гражданстве и резидентстве на время действия мер, связанных с COVID-19;
  • Услуги по представлению процедур определения безгражданства должны допускать подачу письменных или электронных документов;
  • Задержание лиц без гражданства должно быть запрещено, и следует рассмотреть вопрос об освобождении лиц, содержащихся под стражей; и,
  • Пакеты финансовой поддержки должны быть распространены на всех проживающих на территории, которые соответствуют критериям уязвимости и независимо от правового статуса, включая лиц без гражданства.

Поскольку COVID-19 продолжает развиваться, а ответные меры не позволяют охватить уязвимые группы населения, лица без гражданства и лица, подверженные риску безгражданства, остаются позади. Гражданство, являющееся основным условием связи человека и государства, является необходимым элементом в жизни каждого человека для того, чтобы пользоваться широким спектром прав. Лица без гражданства автоматически лишаются доступа к основным правам, в том числе к праву на здоровье. Предыдущие рекомендации сокращают этот разрыв и способствуют тому, чтобы те, кто уже жил невидимо до COVID-19, не подвергались большему риску из-за пандемии, а, скорее, были включены и защищены мерами, принятыми государствами в ответ на нее.

Жизнь без гражданства — UAB Institute for Human Rights Blog

Глаза. Источник: Демитрих Бейкер, Creative Commons

Гражданство — это привилегия, которую часто принимают как должное. Для большинства национальность — это то, в чем мы родились или унаследовали от своих родителей. В этих случаях это требует небольших усилий с нашей стороны. Из-за этого мы часто не осознаем, что не каждый признан государством гражданином. Вы могли родиться в стране и прожить там всю свою жизнь, но при этом не быть востребованным этой страной.Это безгражданство. Согласно Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), лицо без гражданства — это «лицо, которое не считается гражданином каким-либо государством в соответствии с его законодательством». По состоянию на 2014 год в мире насчитывалось 3 242 207 известных лиц без гражданства. Сюда не входят многочисленные пропавшие без вести лица без гражданства. Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о статусе апатридов в 1954 году и Конвенцию о сокращении безгражданства в 1961 году.

Люди начинают испытывать серьезные последствия безгражданства еще в детстве, когда они наиболее уязвимы. Это препятствует их доступу к качественному образованию и здравоохранению. Последствия безгражданства следуют за ними по мере их взросления, не позволяя им найти легальную работу и позаботиться о себе и своих семьях. Затем безгражданство часто передается их детям, внукам и так далее. Создается порочный круг, разорвать который чрезвычайно сложно.

Что вызывает безгражданство?

Существует множество обстоятельств, которые могут привести к тому, что лицо не будет иметь гражданства.Пробелы в законах о гражданстве — значительная часть проблемы. Пример такого разрыва наблюдается, когда гражданство унаследовано от родителя в конкретной стране. Если гражданство родителей ребенка неизвестно, то ребенок не считается гражданином этой страны и не имеет гражданства. Иногда в законы о гражданстве встроена дискриминация. В таких странах, как Барбадос, Ирак и Судан, матери не могут передавать свое гражданство своим детям. Если отец неизвестен, ребенок остается без гражданства.Безгражданство также может иметь место, если образуются новые государства или меняются границы страны, и люди остаются жить в другом государстве, чем они жили изначально. Например, когда Югославия распалась, цыгане и другие меньшинства в этом районе остались, изо всех сил пытаясь получить гражданство в образовавшихся государствах, и по-прежнему испытывают большие трудности с получением документов, удостоверяющих личность. Бывают случаи, когда человек лишается гражданства в результате изменений законодательства или если он какое-то время проживает за пределами своей страны.

Настоящие люди

Важно, что, обсуждая проблему безгражданства, мы помним, что это проблема, которая затрагивает реальных людей. Это больше, чем абстрактное понятие. Возьмем, к примеру, Джираира. Джираир родился в семье армян в Грузии. Они переехали в Россию вскоре после его рождения, но имели паспорта Советского Союза (до его распада) и не смогли получить гражданство. Юридически Джирайр не имел гражданства. У него не было никаких юридических связей с Россией и никаких доказательств его рождения в Грузии.Он не мог работать легально или приобретать страховку жизни до 2016 года, когда изменились законы о гражданстве Грузии.

Весь народ маконде в Кении не имел гражданства до 2017 года. Хотя они были выходцами из Мозамбика, многие из народа маконде жили в Кении с 1963 года. У них не было гражданства и каких-либо официальных документов. Из-за этого им было сложно работать, путешествовать и даже получать свидетельства о рождении. Поколение за поколением народ маконде испытывал безгражданство, уязвимое перед дискриминацией, притеснениями и бедностью.Все начало меняться, когда Закон Кении о гражданстве и иммиграции 2011 года вступил в полную силу, и маконде стало сорок третьим племенем Кении.

Дети. Источник: Lead Beyond, Creative Commons
Безгражданство и права человека

Безгражданство тесно связано с многочисленными нарушениями прав человека. Первое и наиболее заметное нарушение содержится в статье 15 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство.Это нарушает статью 23, в которой описывается, какие люди должны иметь работу, поскольку безгражданство часто не позволяет людям работать на законных основаниях. Без работы люди не могут обеспечить себя или свои семьи, и им будет еще труднее получить гражданство. Безгражданство также является нарушением статьи 25, которая гласит, что «каждый имеет право на уровень жизни, необходимый для здоровья и благополучия его самого и его семьи» из-за бедности и отсутствия доступа к базовому медицинскому обслуживанию, что в результате от безгражданства.Для обеспечения качественной жизни необходимо иметь возможность позволить себе безопасное жилье, сбалансированное питание, а также базовое медицинское обслуживание и страховку. Многие страны отказывают в доступе к образованию детям, которые не являются гражданами этих стран, нарушая Статью 26, которая гласит: «Каждый имеет право на образование». Образование является ключом к способности ребенка иметь лучшую жизненную ситуацию в будущем и процветать в жизни.

В статье 7 Конвенции о правах ребенка говорится, что каждый ребенок имеет право на получение гражданства.В статье 24 признается право ребенка на «наивысший достижимый уровень здоровья и средства для лечения болезней и восстановления здоровья», а в статье 28 признается право на образование. Дети не имеют доступа к этим правам без гражданства.

Степень, в которой безгражданство препятствует доступу к основным правам человека, делает эту проблему острой проблемой, требующей решения. Хотя нарушения прав, которые оно вызывает, являются достаточным основанием для оправдания изменений, проблема усугубляется тем, что безгражданство влияет на целые группы людей и передается из поколения в поколение.

Отсутствие гражданства также ограничивает способность человека участвовать в политических процессах. Во многих странах, например в США, вы должны быть гражданином этой страны, чтобы голосовать. У людей без гражданства значительно меньше шансов быть услышанными, особенно потому, что нередко целые группы людей являются лицами без гражданства, как народ маконде. Это делает еще более важным, чтобы люди, которые имеют собственное гражданство, помогали не только высказываться и повышать осведомленность о безгражданстве, но и поддерживать платформу, с которой можно услышать людей без гражданства.

Что мы можем сделать?

Итак, что нам теперь делать? Одна из самых важных вещей, которые мы можем сделать как часть широкой общественности, — это повысить осведомленность о проблеме. Многие люди не осознают, что возможно даже отсутствие гражданства, и все больше людей не знают, насколько серьезны последствия безгражданства. Чем больше людей узнает об этой проблеме, тем больше она будет выдвигаться на первый план в разговорах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *