Статья 1196 ГК РФ. Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица
Новая редакция Ст. 1196 ГК РФ
Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.
Комментарий к Ст. 1196 ГК РФ
Иностранным лицам (в том числе и лицам без гражданства) на территории Российской Федерации предоставляется национальный режим, что означает уравнивание их в правах и обязанностях с российскими гражданами. Сказанное не означает, что в нашем законодательстве нет ограничений прав иностранных граждан, в частности ограничения в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности.
Наука.
Коллизионные вопросы, разрешаемые посредством привязки к личному закону, следует строго отличать от вопросов материального права, касающихся объема прав, предоставляемых иностранцам по так называемому национальному режиму.
Другой комментарий к Ст. 1196 Гражданского кодекса Российской Федерации
———————————
<*> РГ. 1995. 5 апр.
До принятия части третьей ГК вопрос о праве, применимом при определении гражданской правоспособности физического лица, оставался неурегулированным. Статья 160 Основ гражданского законодательства устанавливала лишь содержание гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории СССР. На практике при решении вопросов о правовом положении физического лица отечественные суды применяли российское право, основываясь на принципе национального режима. Таким образом, новеллой отечественного законодательства является двусторонняя коллизионная норма комментируемой статьи, согласно которой гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. Личный закон физического лица следует определять по одному из шести вариантов, предусмотренных ст. 1195 ГК (см. коммент. к этой статье), в зависимости от того, является ли физическое лицо иностранным гражданином, лицом без гражданства или беженцем. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о положении иностранных граждан иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином России и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Беженец — лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона «О беженцах»).
Отсылка к личному закону использована также в законодательстве Белоруссии, Киргизии, Узбекистана, Лихтенштейна, Италии. Согласно праву Германии, Греции, Турции при определении общей гражданской правоспособности физического лица следует применять закон гражданства, по законодательству Швейцарии — швейцарское право.
2. Отсылка к личному закону в смысле ст. 1195 ГК не подлежит применению в силу ст. 7 ГК, если иное регулирование установлено международным договором. В частности, в соответствии с коллизионными нормами договоров Российской Федерации с Грузией, Казахстаном, Киргизией, Туркменией о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, правоспособность таких лиц определяется по законодательству страны проживания. Аналогичная коллизионная норма ст. 24 Договора Российской Федерации с Венгрией об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1958 г. при определении дееспособности российского гражданина отсылает к российскому праву, а при определении дееспособности гражданина Венгрии — к венгерскому праву, независимо от их фактического места жительства <*>.
<*> Необходимо иметь в виду, что в Договоре говорится о дееспособности, а в Протоколе 1971 г. об изменениях и дополнениях Договора — о правоспособности и дееспособности. Ведомости СССР. 1958. N 35. Ст. 433; Ведомости СССР. 1972. N 28. Ст. 245.
Правила комментируемой статьи в сочетании с нормой ст. 1195 ГК не применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 статьи 2 ГК России). Таким образом, в силу приоритета специальных норм перед общими в сфере осуществления внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности, включая производственную кооперацию, деятельность в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, правоспособность иностранных граждан определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, а правоспособность лиц без гражданства — по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства (ст.
3. Гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами (п. 1 ст. 17 ГК РФ). Однако содержание правоспособности, а именно способность физического лица иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, избирать место жительства, иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, иметь иные имущественные и личные неимущественные права зависит от правового статуса физического лица.
В силу суверенитета государство, с одной стороны, устанавливает правила поведения лиц, находящихся на его территории, и в отношении действий, совершенных в пределах этого государства. С другой стороны, действие законодательства одной страны распространяется на граждан этой страны, находящихся за границей. Таким образом, гражданин одного государства, находясь за рубежом, подчиняется юрисдикции двух государств одновременно.
В связи с вышеизложенным в комментируемую статью включена материально-правовая норма, определяющая правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, которая по существу повторяет правила п. 1 ст. 160 Основ гражданского законодательства. На территории России пределы гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства определяются на основе принципа национального режима. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции, ст. 4 Закона о положении иностранных граждан).
В России по общему правилу национальный режим предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства независимо от того, пользуются ли таким же режимом российские граждане в соответствующем государстве. Однако из данного правила есть исключения. Права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности могут быть предоставлены иностранным гражданам на условиях национального режима, только если это прямо предусмотрено международным договором, или на условиях взаимности. Так, согласно ст. 36 Патентного закона иностранные физические лица пользуются правами, предусмотренными названным Законом, наравне с физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности. Аналогичное требование установлено ст. 47 Закона о товарных знаках, ст. 13 Закона РФ от 23.09.92 N 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» <*>, ст. 35 Закона РФ от 06.08.93 N 5605-1 «О селекционных достижениях» <**>. Национальный режим в области охраны промышленной собственности действует, например, в отношении граждан Киргизии. Статьей 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности, заключенного в Бишкеке 13 октября 1995 г., установлено, что в области охраны промышленной собственности физические лица одного государства будут пользоваться на территории другого государства теми же правами и преимуществами, которые предоставлены в настоящее время или будут предоставлены правовыми актами этого другого государства его собственным физическим лицам, а также теми же средствами правовой защиты на тех же основаниях и в том же объеме, что и собственные физические лица.
<*> Ведомости РФ. 1992. N 42. Ст. 2328.
<**> Ведомости РФ. 1993. N 36. Ст. 1436.
4. Гражданская правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства может быть ограничена, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Так, установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами (ст. 15 ЗК). Законодательству РФ известны также ограничения осуществления правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении отдельных видов деятельности и создания юридических лиц. Например, согласно ст. 3.1 Федерального закона от 17.11.95 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2003) <*> иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами и юридическими лицами, если это предусмотрено международным договором РФ. При отсутствии такого договора иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории РФ только с архитектором — российским гражданином или юридическим лицом. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» <**> иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов. Доля участия иностранного гражданина и лица без гражданства в организации (юридическом лице), осуществляющей телевещание, зона уверенного приема передач которого охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации, ограничена 50% в уставном (складочном) капитале (ст. 19.1 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 04.08.2001) <***>). Ограничено также право иностранных граждан и лиц без гражданства на участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий, которые расположены в границах закрытого территориального образования и выполняют государственный оборонный заказ. Однако следует учитывать, что в соответствии с договорами Российской Федерации с Грузией, Казахстаном, Киргизией, Туркменией о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, граждане названных государств, постоянно проживающие на территории России, участвуют в приватизации государственной собственности РФ наравне с гражданами Российской Федерации.
———————————
<*> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473; 2003. N 2. Ст. 167.
<**> СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.
<***> Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; 2001. N 32. Ст. 3315.
В отличие от ограничений осуществления правоспособности, установленных законами, нормы международных договоров, как правило, расширяют содержание гражданской правоспособности иностранных граждан по сравнению с гражданами Российской Федерации. Так, в соответствии с межправительственными соглашениями о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенными Россией с иностранными государствами, в отличие от граждан Российской Федерации и лиц без гражданства иностранным гражданам предоставлено право в случае экспроприации инвестиций, осуществленных ими на территории РФ, получить компенсацию в оговоренные в международном договоре сроки, размере и порядке.
5. По своей правовой силе комментируемая статья императивна. Определение гражданской правоспособности физического лица иначе, чем его личным законом, означало бы нарушение суверенитета того государства, гражданином которого физическое лицо является или на территории которого оно проживает. В свою очередь, определение содержания гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, установление ее пределов правом государства иного, чем Россия, явилось бы вмешательством во внутренние дела Российской Федерации.
Денежные переводы ОАО «Россельхозбанк» без открытия банковского счета
Порядок и условия осуществления в АО «Россельхозбанк» переводов денежных средств по распоряжению физических лиц без открытия банковского счета1. АО «Россельхозбанк» осуществляет следующие виды операций по переводу денежных средств без открытия банковского счета по распоряжению физических лиц — граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации:
1.1. Отправление переводов в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте по территории Российской Федерации и за пределы территории Российской Федерации в адрес юридических и физических лиц по указанным отправителем перевода реквизитам путем перечисления денежных средств на счета получателей.
Переводы денежных средств могут осуществляться в счет погашения кредита, процентов и штрафных санкций по полученному в АО «Россельхозбанк» или в другой кредитной организации кредиту, а также в счет оплаты за оказанные услуги (по обучению, транспортные, юридические, консультационные, финансовые, консалтинговые и т.д.), в случаях дарения, оказания материальной помощи, оплаты налогов, сборов, госпошлин, приобретенных товаров и в других случаях, когда предусмотрена безналичная оплата физическими лицами товаров и услуг.
1.2. Отправление переводов в валюте Российской Федерации между подразделениями АО «Россельхозбанк» для выплаты наличными денежными средствами без открытия физическим лицом – получателем перевода банковского счета.
Отправление переводов в адрес физических лиц для выплаты наличными деньгами в иной кредитной организации (не АО «Россельхозбанк») возможно только при условии наличия между АО «Россельхозбанк» и данной кредитной организацией договора, предусматривающего проведение подобных операций.
1.3. Выплату переводов без открытия физическим лицом – получателем перевода банковского счета.
Документами, удостоверяющими личность физического лица, являются:
2.1. для граждан Российской Федерации:
-
паспорт гражданина Российской Федерации;
-
общегражданский заграничный паспорт;
-
паспорт моряка – на срок до 01 января 2014 года;
-
удостоверение личности военнослужащего или военный билет;
-
иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность.
2.2. для иностранных граждан:
-
паспорт иностранного гражданина;
-
иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность.
2.3. для лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации:
2.4. для иных лиц без гражданства:
-
документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
-
разрешение на временное проживание;
-
вид на жительство;
-
иные документы, предусмотренные федеральными законами или признаваемыми в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
2.5. для беженцев:
-
свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе;
-
удостоверение беженца.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, помимо документа, удостоверяющего личность, представляют документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а иностранные граждане дополнительно – миграционную карту (за исключением граждан Республики Беларусь).
4. Операции по отправлению, выплате перевода могут осуществляться представителем физического лица, действующим от его имени, при предъявлении документа, удостоверяющего личность представителя, и доверенности или иных документов, установленных законодательством Российской Федерации, подтверждающих полномочия представителя.
5. Условия осуществления операций резидентами и нерезидентами:
5.1. Переводы без открытия банковского счета на территории Российской Федерации физическим лицом — резидентом в валюте Российской Федерации в пользу резидентов осуществляются без ограничений. Переводы без открытия банковского счета валюты Российской Федерации и иностранной валюты физическим лицом — резидентом в пользу нерезидента на территории Российской Федерации, получение физическим лицом — резидентом перевода в валюте Российской Федерации и иностранной валюте без открытия банковского счета на территории Российской Федерации от нерезидента осуществляются в установленном Банком России порядке, который может предусматривать соответственно только ограничение суммы перевода и суммы получения перевода. Переводы без открытия банковского счета иностранной валюты физическим лицом — резидентом в пользу резидентов запрещены, за исключением переводов, осуществляемых для исполнения следующих валютных операций в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ: дарение иностранной валюты супругу и/или близким родственникам; получение иностранной валюты по праву наследования; передача иностранной валюты в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и/или муниципальному образованию.
5.2. Переводы без открытия банковского счета по территории Российской Федерации физическими лицами – нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в пользу нерезидентов осуществляются без ограничений.
5.3. Переводы за пределы территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте физическими лицами — нерезидентами в пользу резидентов и нерезидентов осуществляются без ограничений.
5.4. Физические лица — резиденты имеют право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета в уполномоченном банке (филиале уполномоченного Банка) в пользу резидентов и нерезидентов сумму, не превышающую в эквиваленте 5000 долларов США. Общая сумма переводов физического лица — резидента из Российской Федерации без открытия банковского счета, осуществляемых через один уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) в течение одного операционного дня, не должна превышать вышеуказанную сумму.
6. Порядок и условия осуществления в АО «Россельхозбанк» переводов денежных средств по распоряжению физических лиц без открытия банковского счета, а также Тарифы Банка, в соответствии с которыми взимается плата за совершение операций по отправлению, выплате перевода, доводятся подразделениями Банка до сведения физических лиц в доступной для ознакомления форме, в том числе путем размещения информации в местах обслуживания клиентов, и считаются принятыми физическими лицами при подписании ими заявления о переводе денежных средств.
7. При наличии претензий к работе ____________________________________________________________________________
(наименование регионального филиала/внутреннего структурного подразделения)
просьба направлять обращения:
-
по адресу: ______________________________________________________________________________________________
(почтовый адрес вышестоящего ССП Банка) - на официальный Web-сайт АО «Россельхозбанк» в сети Интернет по адресу: www. rshb.ru, раздел «Обратная связь»;
-
по телефонам: 8-800-200-02-90 (звонок по России бесплатный) и (495)777-11-00 сообщать в справочную службу Банка.
Обращения должны содержать следующие контактные данные клиента: фамилию, имя, отчество; почтовый адрес; номер телефона; текст обращения. Письменное обращение (претензия), направленное по почте, должно содержать подпись заявителя.
Продлено действие временных мер по нахождению иностранных граждан в России
Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 2020 года № 392 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 274 “О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”» продлено действие временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства до 15 сентября 2020 года.
В обозначенный период иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также принимающей стороне не требуется совершать действий для продления сроков временного пребывания (включая продление виз), сроков постановки на миграционный учет, сроков временного и постоянного проживания (включая продление видов на жительство).
Порядок продления срока пребывания иностранных граждан
Визы иностранных граждан и лиц без гражданства, срок действия которых истек в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года, являются действительными с даты окончания срока их действия, указанного в визе, в течение 185 дней, в том числе для выезда из Российской Федерации без необходимости оформления транспортной визы.
Например, в случае, если срок действия визы истек 1 апреля 2020 года, данная виза будет действительна для выезда из Российской Федерации еще в течение 185 дней, т.е. до 1 октября 2020 года.
В связи с техническими особенностями в случае истечения срока действия электронной визы в указанный период для выезда из Российской Федерации необходимо обращаться за оформлением транзитной визы (государственная пошлина в данном случае за выдачу транзитной визы не взимается).
При указанных обстоятельствах иностранные граждане и лица без гражданства к административной ответственности не привлекаются.
Осуществление миграционного учета
Иностранные граждане и лица без гражданства, изменившие свое место пребывания (прибывшие в новое место пребывания) в период с 15 марта
по 15 сентября 2020 года, подлежат постановке на миграционный учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом
от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего иностранного гражданина или лица без гражданства осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок временного пребывания такого иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, установленный Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» или международными договорами Российской Федерации.
Течение срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в случае, если он истекает в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года, приостанавливается до конца 185-ти дневного периода.
Например, если срок пребывания иностранного гражданина истекает 20 апреля 2020 года, в том числе в случае окончания срока оплаты его патента, то срок его пребывания продлевается на 185 дней, начиная с 20 апреля 2020 года. При этом обращение иностранного гражданина или принимающей его стороны в территориальный орган МВД России не требуется.
Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года № 635-р, а также протокола заседания рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) под руководством Мэра Москвы С. С. Собянина от 17 марта 2020 года № 4-28-1/20 УВМ ГУ МВД России по г. Москве осуществляет прием документов, оформление и выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, находящимся на законных основаниях на территории Российской Федерации, а также прием заявлений о выдаче патента без необходимости выезда за пределы Российской Федерации и привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 18.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действие патентов, срок которых истекал в период с 15 марта по 15 июня 2020 года, приостанавливается до окончания указанного 90-дневного периода. В обозначенный период обращаться для продления срока действия патента, а также производить оплату авансового платежа по налогу на доходы физических лиц иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на основании патента, не требуется.
С 16 июня 2020 года трудовая деятельность иностранных граждан осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля
2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», за исключением следующих условий:
- иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении, переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, заявленной цели визита и без обязанности выезда из Российской Федерации;
- работодатели, заказчики работ (услуг), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. Такое разрешение выдается без учета требований к заявленной цели визита на срок, который не превышает 15 сентября 2020 года включительно.
В Госдуму внесли законопроект о возможности признания иноагентами физических лиц — Общество
МОСКВА, 18 ноября. /ТАСС/. Группа депутатов и сенаторов в среду внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает возможность признания иностранными агентами физических лиц, определяет их статус и ответственность. Об этом сообщил один из авторов, глава комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
«Предлагая пакет поправок, мы говорим: получаете деньги на вашу деятельность из-за рубежа — пожалуйста, зарегистрируйтесь в качестве иностранного агента и работайте, но при этом информируйте государственные органы и граждан России о том, в интересах какого государства вы действуете, какие мероприятия планируете и проводите, как тратите деньги, выданные иностранными спонсорами», — пояснил Пискарев.
«В частности, такие лица не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенными к гостайне», — уточнил депутат, возглавляющий также комиссию Госдумы по расследованию фактов иностранного вмешательства в дела РФ.
Согласно тексту, физическое лицо, независимо от его гражданства или отсутствия такового, может быть признано иностранным агентом, если оно осуществляет на территории РФ «в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства политическую деятельность». Еще одним основанием станет «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности РФ», за исключением сведений, являющихся гостайной, передача которой преследуется по Уголовному кодексу.
Такое лицо должно подать заявление о включении его в список иноагентов. Если же иностранец, проживающий за рубежом, намерен заниматься такой деятельностью в РФ, он должен будет заранее уведомить уполномоченные органы до своего въезда в страну. Список физических лиц — иноагентов будет размещаться в открытом доступе. От обязанности подачи заявления на включение в него освобождаются дипломатические работники, аккредитованные иностранные журналисты и другие лица, в отношении которых профильные органы могут вынести такое решение.
Физическое лицо — иноагент обязано не реже одного раза в шесть месяцев представлять отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функции иностранного агента, включая данные о расходовании и использовании денежных средств и использовании имущества, полученных от иностранных источников.
Общественные объединения, занимающиеся политической деятельностью
Помимо этого, планируется приравнять к иноагентам незарегистрированные общественные объединения, занимающиеся политической деятельностью и получающие на это иностранное финансирование. Соответствующее положение содержится в законопроектах, внесенных в Госдуму в среду членами комиссий Совфеда и Думы, сообщил Пискарев. «По статусу к иностранным агентам будут приравнены незарегистрированные общественные объединения, получающие иностранное финансирование для проведения политической деятельности. Они также будут обязаны направлять отчеты в Минюст России об объеме и целях финансирования из-за рубежа и о расходовании этих средств», — приводит слова депутата его пресс-служба.
Пискарев отметил, что все иностранные агенты будут обязаны ставить на своих материалах соответствующую маркировку, а СМИ должны будут указывать статус иностранного агента в публикациях о них. Такое общественное объединение, включенное в реестр иноагентов, должно будет ежеквартально отчитываться об объеме средств или имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования и о фактическом расходовании и использовании средств и имущества, говорится в тексте законопроекта.
О кандидатах в депутаты с инофинансированием
Кандидаты в депутаты, получающие зарубежное финансирование, будут обязаны информировать избирателей о выполнении ими функций иностранного агента, также сообщил Пискарев. «Кандидаты в депутаты, получающие финансовую поддержку из-за рубежа, смогут участвовать в выборах, но обязаны информировать избирателей о выполнении ими функций иностранного агента и маркировать свою агитационную продукцию», — приводит слова депутата его пресс-служба.
Одновременно комиссии палат парламента предлагают ввести запрет на участие в избирательных кампаниях незарегистрированных общественных объединений и иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента. «Недопустимость вмешательства в выборы, которому мы неоднократно были свидетелями в ходе избирательных кампаний последних лет, также должна быть закреплена в законодательстве», — пояснил Пискарев.
Маркировка в СМИ
Законопроект также запрещает размещать в СМИ информацию об НКО — иностранных агентах и их материалы без соответствующей маркировки. Текст документа размещен в электронной базе данных нижней палаты.
«Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента,… а равно материалов, производимых такой некоммерческой организацией, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняют функции иностранного агента», — говорится в тексте.
Визы, регистрация и страхование
Если вы определились с решением обучаться в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», предлагаем вам ознакомиться с последовательностью действий, которые вам необходимо совершить, и перечнем правил, которых следует придерживаться.
Просим вас внимательно читать указания и последовательно выполнять все правила.
Правила пребывания иностранных граждан в РФ
Некоторые термины:
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН (ИГ) — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА (ЛБГ) — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
ИГ или ЛБГ въезжает на территорию РФ с целью (учеба/аспирантура/стажировка) на основании ВИЗЫ либо в порядке, не требующем получения визы — БЕЗВИЗОВЫЙ ВЪЕЗД.
УВЕДОМЛЕНИЕ О ПОСТАНОВКЕ НА МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ (Далее — ПОСТАНОВКА) – фиксация в установленном порядке уполномоченными органами сведений о нахождении ИГ или ЛБГ в месте пребывания
ДЕПОРТАЦИЯ — принудительная высылка иностранного гражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ
БЕЗВИЗОВЫЙ ВЪЕЗД имеют граждане следующих стран:
- Азербайджан
- Армения
- Беларусь
- Казахстан
- Кыргызстан
- Молдова
- Таджикистан
- Узбекистан
- Украина
- ЛБГ Латвия
Обратите внимание, что
- Каждый НОВЫЙ ВЪЕЗД на территорию Российской Федерации (РФ) сопровождается НОВОЙ постановкой на миграционный учет (МУ).
- Изменение места пребывания в РФ (смена общежития, пребывание в лечебном учреждении, гостинице) АННУЛИРУЕТ текущую постановку на МУ
Росреестр
Действующим российским законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц установлен ряд ограничений на приобретение в собственность земельных участков.
В силу п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Перечень приграничных территорий утвержден Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (далее – Перечень).
В Ростовской области к таким территориям относятся: Азовский, Каменский, Красносулинский, Куйбышевский, Матвеево-Курганский, Миллеровский, Неклиновский, Родионово-Несветайский, Тарасовский, Чертковский районы, а также города Азов, Гуково, Донецк, Зверево, Каменск-Шахтинский, Новошахтинск, Таганрог.
Исходя из положений п. 5 ст. 35 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном ст. 35 ЗК РФ, при этом покупка такого земельного участка возможна только если он не расположен в пределах приграничной территории.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований ст. 3 и (или) п. 2 ст. 4 Закона № 101-ФЗ, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником (ч. 1 ст. 5 Закона № 101-ФЗ).
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Перечень, земельные участки сельскохозяйственного назначения, а также земельные доли, принадлежащие на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, должны быть отчуждены в установленном законом порядке как имущество, которое в силу закона не может принадлежать указанным лицам.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в установленные законом сроки, такое имущество по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом (п. 2 ст. 238 ГК РФ, ч. ч. 2, 3 ст. 5 Закона № 101-ФЗ).
С учетом вышеизложенного, обращаем внимание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на необходимость своевременного отчуждения вышеуказанных земельных участков.
Лицо без гражданства — Энциклопедия по экономике
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы имеют право проверять денежные документы юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства, получать от них необходимые сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну), обследовать любые используемые для извлечения доходов, производственные, складские и торговые помещения, применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговый кодекс РФ определяет виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. [c.354]Производственный кооператив образуется исключительно по решению учредителей. Число его членов не может быть менее 5 человек. Членами ПК могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности ПК через своего представителя в соответствии с уставом. [c.106]
Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию. [c.304]
Плательщиками подоходного налога являются физические лица как имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, так и не имеющие его. Это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие на ее территории в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. [c.542]
Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие автотранспортные средства,— с каждой лошадиной силы. [c.568]
Физические лица — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам — налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году. [c.125]
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, уплачиваемым собственниками имущества, к которым относятся как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Объект обложения состоит из двух групп. В первую группу включаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения. Во вторую группу входят транспортные средства. [c.130]
Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. [c.143]
Плательщиками налога на покупку наличной иностранной валюты являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица. В качестве плательщика налога выступают также и юридические лица, образованные в [c.357]
Плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, т. е. физические лица, которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним на российской территории в порядке наследования или дарения. [c.365]
Плательщиками налога на имущество физических лиц в соответствии с федеральным законодательством являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, т. е. физические лица, имеющие на территории Российской Федерации и собственности следующее имущество жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие строения, помещения и сооружения (которые можно объединить в группу «строения, помещения и сооружения»), а также моторные лодки, вертолеты, самолеты, теплоходы, яхты, катера и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок (которые можно объединить в группу «транспортные средства») [c.412]
Налог взимался с кооперативных предприятий, организаций и учреждений за любые строения, находящиеся в их собственности или переданные им в пользование государственными и общественными (кроме кооперативных) предприятиями и организациями граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц, лиц без гражданства за принадлежащие им строения на территории СССР. Налог уплачивался в размере 0,5% стоимости строений — за строения жилищного фонда кооперативных предприятий, учреждений, организаций и иностранных юридических лиц и 1% стоимости строений — за остальные строения. [c.271]
От налога с владельцев строений были освобождены колхозы, производственные объединения и межхозяйственные предприятия (организации) в сельском хозяйстве, а также межхозяйственные предприятия и организации с участием рыболовецких колхозов, граждане СССР, иностранные физические лица и лица без гражданства, хозяйства которых подлежат обложению сельскохозяйственным налогом инвалиды Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и другие инвалиды, приравненные к ним по пенсионному обеспечению, а также проживающие с ними члены семей солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы из числа военнослужащих и члены их семей пенсионеры — собственники строений члены семей пенсионеров — собственники строений, если они проживают в этих строениях совместно с пенсионером и при этом в семье не имеется других доходов, кроме пенсии, стипендии, доходов от личного подсобного хозяйства, от сдачи внаем помещений члены старательских артелей по добыче и переработке золота, платины, олова и других редких металлов, а также совместно проживающие с ними члены семей. Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, лицам, награжденным орденами Славы трех степеней, и членам их семей предоставлялась скидка в размере 50% с суммы исчисленного налога. [c.272]
Налог взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также с граждан СССР, иностранных юридических и физических лиц и лиц без гражданства по выделенным им в установленном порядке земельным участкам. Исчисление налога производилось с квадратного метра земельной площади. Ставки устанавливались в расчете на год для каждого из шести классов поселений, которые определялись Советами министров союзных республик в зависимости от их экономических особенностей (численности населения, уровня развития промышленности, сельского хозяйства, торговли и других факторов). [c.275]
От уплаты земельного налога освобождались колхозы, граждане СССР, иностранные физические лица и лица без гражданства, хозяйства которых в соответствии с действующим законодательством СССР подлежали обложению сельскохозяйственным налогом производственные объединения и межхозяйственные предприятия (организации) в сельском хозяйстве, а также межхозяйственные предприятия и организации с участием рыболовецких колхозов инвалиды Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. либо другие инвалиды из числа [c.275]
Налог с владельцев транспортных средств был введен в СССР с 1 июля 1981 г. Положением о местных налогах (Указ Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. О местных налогах и сборах ) взамен действовавшего ранее сбора с владельцев транспортных средств. Налог взимался с граждан СССР, иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства за принадлежащие им автомобили, мотоциклы, мотосани, моторные лодки (катера, яхты). Ставки налога были установлены в копейках с каждой лошадиной силы или киловатта мощности мотора в зависимости от вида транспортного средства и [c.276]
Постоянные изменения вносятся в налоги, взимаемые с граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливаются самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и пред- [c.288]
Экономические и политические преобразования в 1990—1991 гг. сопровождались резким обострением противоречий во взаимоотношениях между СССР и союзными республиками, усилившихся в связи с кризисными явлениями в экономике. Проявления стремления к установлению суверенитета проявлялись и в сфере налогового законодательства. После принятия Закона СССР от 14 июня 1990 г. О налогах с предприятий, объединений и организаций в РСФСР 1 декабря 1990 г. был принят Закон о порядке применения на территории РСФСР в 1992 г. названного Закона СССР, а 2 декабря того же года — Закон РСФСР о порядке применения Закона СССР О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства . Опираясь на Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, российские законодатели определили изъятия и дополнения к законам СССР о налогах, с учетом которых допускалось применение последних на территории РСФСР. В частности, было установлено более льготное налогообложение предприятий республиканского подчинения в сравнении с предприятиями союзного подчинения (по налогу на прибыль союзных предприятий сохранена ставка в размере 45%, в отношении республиканских — установлено 38%), введены дополнительные льготы по налогам с предприятий и населения, отменено введение некоторых платежей на территории РСФСР, изменены пропорции распределения поступлений по разным видам налогов между союзным и республиканским бюджетами и т.д. Противостояние в таком направлении продолжалось и отражалось в последующих нормативных актах о налогообложении. [c.290]
Деятельность по урегулированию налогообложения, исходя из задач реорганизации экономики, продолжалась. 11 июня 1991 г. Верховный Совет СССР принял поправки к принятому им ранее, 23 апреля 1990 г. Закону О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства . Была упрощена шкала ставок налога и установлена в одинаковых пропорциях для всех налогоплательщиков, понижен до 30% их предел. [c.291]
Подоходный налог с физических лиц был установлен Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 О подоходном налоге с физических лиц . Определение плательщиков налога было дано в указанном Законе в редакции Закона РФ от 16 июля 1992 г. № 3317-1. Это определение действовало до 1 января 2001 г. без изменений. Плательщиками подоходного налога являлись физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в РФ (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства). К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в РФ, относятся лица, проживающие в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. [c.329]
Иностранные граждане и лица без гражданства [c.354]
Граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства — собственники имущества Строения, сооружения, помещения воздушно-транспортные средства водно-транспортные средства (кроме автомобилей (облагаемых налогом, зачисляемым в Дорожный фонд) [c.379]Физические лица подразделяются в ст. 11 НК РФ на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Налоговыми резидентами РФ считаются лишь физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. К физическим лицам относятся индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, [c.275]
Доходы — это совокупный (общий) доход, полученный гражданином (иностранным лицом или лицом без гражданства) в календарном году как в денежной форме (в валюте РФ или в иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. [c.416]
Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, налоговые резиденты РФ, фактически находившиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. [c.420]
Число членов кооператива не может быть менее пяти человек. Членами кооператива могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива. [c.88]
Лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации,— это лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, проживающие на ее территории не менее 183 дней в календарном году (в течение одного или нескольких периодов) лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации,—лица, проживающие на ее территории менее 183 дней в календарном году (тест физического присутствия). В календарном году означает, что понятие резидент отражает проживание лица в Российской Федерации строго в пределах одного календарного года и не может быть распространено на более длительные периоды. Иными словами, резидентство в России устанавливается ежегодно. [c.86]
Например, согласно Закону РФ от 12 декабря 1991 г. № 2020-I О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения 1 налог уплачивается с недвижимого имущества, находящегося на территории России, транспортных средств, зарегистрированных в России, или при приеме наследства, открывшегося на территории России. При этом плательщиком налога является любое лицо — собственник имущества или наследник, как гражданин России, так и иностранец (лицо без гражданства), как резидент России, так и нерезидент. [c.97]
Нотариусы выполняют контролирующие обязанности и в отношении налогов на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. При оформлении соответствующей сделки в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства нотариус обязан проверить факт уплаты ими налога. Без этого нотариальные действия не могут быть выполнены. В силу Закона РФ О дорожных фондах в Российской Федерации органам дорожно-патрульной службы вменено в обязанность проверять факт уплаты налога с владельцев автотранспортных средств при регистрации, перерегистрации или техническом осмотре автотранспортных средств. [c.183]
Круг лиц, которые могут совершить преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ, достаточно широк. Судебная практика определяет субъект как физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в органы налоговой службы декларацию о доходах в целях исчисления и уплаты налога. [c.474]
Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Организациями для целей исчисления земельного налога признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные рбразования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Физическими лицами — плательщиками налога на землю могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Напомним, что индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрирован- [c.205]
Плательщиками налога с доходов физических лиц выступают, как это вытекает из названия налога, исключительно физические лица как резиденты, так и нерезиденты. К налоговым резидентам до принятия Налогового кодекса относились граждане Российской Федерации, лица без гражданства, граждане других государств, постоянно проживавшие на территории России в течение календарного года в общей сложности че менее 183 дней. Указанные физические лица, прожившие на территории России в общей сложности менее 183 дней в течение календарного года, являлись, соответственно, итоговыми нерезидентами. Это положение прекратило свое действие с момента вступления с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса, в соответствии с которым резидентство не зависит от срока и факта проживания на российской территории. Согласно статье 232 главы 23 Кодекса для обоснования своего нерези-дентства налогоплательщик обязан представить официальное подтверждение того, что он является резидентом другой страны. [c.250]
Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают юридические лииа (предприятия, учреждения, организации, объединения), граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие соответствующие транспортные средства, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. [c.338]
Взимаемый по Закону об основах налоговой системы местный налог на транспортные средства введен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 О налогах на имущество физических лиц . Налогоплательщиками являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), имеющие на территории РФ в собственности имущество, определенное в качестве объекта налогообложения. Объект налогообложения самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок). В соответствии с Письмом Главного управления Государственной инспекции по маломерным судам РФ от 29 марта 1995 г. № 30-9/67 к другим транспортным средствам относятся сейнеры, буксиры, водные мотоциклы, несамоходные суда (плашкоуты, плавдачи и баржи) и другие транспортные средства, подлежащие регистрации в инспекциях по маломерным судам, региональным управлениям мор- [c.395]
Гражданство (1 — Гражданин Российской Федерации 2 — Гражданин Российской Федерации и иностранного государства, двойное гражданство 3 — Иностранный гражданин 4 — Лицо без гражданства) [c.64]
В частности, согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ О налоговых органах Российской Федерации , налоговым органам предоставлено право производить в органах государственной власти и местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, деклараций и иных документов, связанных с исчисле- [c.21]
Распоряжение об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на ускоренную процедуру подачи заявления о приеме в российское гражданство
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина и руководствуясь общепризнанными принципами и норм международного права, в соответствии со статьей 29 Федерального закона. № 62-ФЗ от 31 мая 2002 г. О гражданстве в Российской Федерации Президент распорядился предоставить право на ускоренную процедуру подачи заявления на получение гражданства России:
гражданам Украины, не имеющим гражданство другого государства, а также лица без гражданства, родившиеся и постоянно проживавшие в Республике Крым и Севастополе, выехавшие из указанного территории до 18 марта 2014 года, а также их дети, супруги и родители;
граждан Украины и лиц без гражданства лицам, имеющим разрешение на временное проживание в РФ, постоянное вид на жительство в РФ, свидетельство беженца, свидетельство о временном убежище в РФ или свидетельство об участии в Государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, постоянно проживающих в отдельных районах Донецка и Луганской области Украины по состоянию на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г., соответственно, а также их детей, супругов и родителей к русским Федерация;
иностранных граждан и лиц без гражданства лица, подвергшиеся незаконной депортации с территории Крымской АССР себя или своих прямых родственников по восходящей линии, а также своим дети и супруги;
граждан Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики Республики, которые родились в РСФСР и ранее были гражданами Советского Союза. Союз, а также их дети, супруги и родители.
Распоряжением установлен порядок подачи заявлений на получение гражданства в Российской Федерации. Федерации, содержит перечень необходимых документов и устанавливает сроки обработки заявки.
Кроме того, Указ предусматривает: что заявление о приеме в российское гражданство, поданное гражданином Украины, другому иностранному гражданину или лицу без гражданства будет отказано, если они вовлечены в деятельность организаций, которые, как сообщается, причастны к экстремистской деятельности или терроризму, или если орган, расследующий финансирование терроризма постановил, что счета или другое имущество указанного лица заморожены, или если существует решение суда о приостановлении операций с банковскими счетами или других операций, связанных с их деньгами или другим имуществом.
Распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Российская Федерация принимает рекомендации УПО по безгражданству
Лондон-Брюссель,
24 сентября 2018 г.
Антидискриминационный центр «Мемориал» (ADC Memorial), Институт безгражданства и интеграции (ISI) и Европейская сеть по безгражданству (ENS) сегодня приветствовали принятие Российской Федерацией рекомендаций по безгражданству, сделанных ей другими государствами в рамках недавно принятого заключил Универсальный периодический обзор (УПО), реализация которого приведет к конкретным шагам по улучшению положения лиц без гражданства в стране.
UPR — это механизм Совета по правам человека Организации Объединенных Наций, который периодически проверяет соблюдение прав человека в отдельных государствах-членах. Правительство России ответило на рекомендации других стран-членов на 39-й сессии УПО, которая проходит в Женеве между и завершится 28 сентября 2018 года.
Ранее проблема безгражданства освещалась в совместном представлении ISI, ENS и ADC Memorial в УПО в мае 2018 года, в котором излагалась озабоченность по поводу обращения с лицами без гражданства и, в частности, продолжительным содержанием под стражей тех лиц без гражданства, которые, как считается, имеют нарушил правила миграции.
В первую очередь организации приветствовали тот факт, что правительство России поддержало следующие рекомендации:
- Рассмотреть возможность ратификации Конвенции 1954 года о статусе апатридов, а также Конвенции 1961 года о сокращении безгражданства (Буркина-Фасо).
- Принять дополнительные меры по сокращению безгражданства среди представителей меньшинств (Сербия).
- Усилить реализацию политики по сокращению числа незарегистрированных лиц, особенно лиц без гражданства, беженцев, владельцев временного вида на жительство и лиц, принадлежащих к определенным группам меньшинств (Ангола).
- Активизировать усилия по искоренению безгражданства, особенно путем создания гарантий, гарантирующих регистрацию рождений для всех детей, рожденных в стране, включая детей без гражданства и детей, принадлежащих к группам меньшинств (Таиланд).
Заявление, сделанное российским правительством, теперь должно быть реализовано посредством конкретных шагов, таких как принятие и реализация соответствующих поправок к миграционному законодательству для легализации статуса большого числа бывших советских граждан, проживающих в России, и документирования лиц без гражданства.
Со-директор ISI Амаль де Чикара сказала: ,
«Мы благодарим все государства, которые представили России серьезные рекомендации по безгражданству, и приветствуем ответ России. Теперь мы призываем российские власти сделать следующий важный шаг по полному выполнению этих рекомендаций и призываем Совет по правам человека и государства-члены следить за их выполнением, чтобы обеспечить соблюдение ».
Крис Нэш, директор Европейской сети по безгражданству, сказал: :
«Лица без гражданства часто лишаются свободы просто потому, что у них нет гражданства.Тысячи людей без гражданства, проживающих в России, содержатся под стражей в ужасных условиях без перспективы разрешения их дел. Выполнение этих рекомендаций должно обеспечить некоторые гарантии предотвращения их ненужного и произвольного задержания. Мы призываем Россию пойти дальше и полностью прекратить задержание лиц без гражданства, введя процедуры идентификации людей без гражданства, чтобы они не оказались в подвешенном состоянии ».
Стефания Кулаева, руководитель АДЦ «Мемориал» добавлен :
«Особое внимание следует уделять положению уязвимых групп, которые раньше страдали от проблем с гражданством и документами, в том числе рома, которые часто сталкиваются с трудностями при получении личных документов».
КОНТАКТЫ ДЛЯ СМИ
Для получения дополнительных комментариев и информации, пожалуйста, обращайтесь к Ольге Абраменко, ADC Memorial, [email protected] или Яну Брюлку, Европейская сеть по безгражданству, [email protected], или по телефону +44 7522 525673, или Амаль де Чикера, содиректору ISI : [email protected].
ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ РЕДАКТОРА
- Лицом без гражданства считается лицо без гражданства. Безгражданство — это правовая аномалия, которая затрагивает более полумиллиона человек в Европе (включая Россию) — как недавних мигрантов, так и тех, кто жил в одном и том же месте в течение нескольких поколений, — что лишает многих их основных прав.
- Этот материал для Универсального периодического обзора (УПО) в отношении безгражданства в Российской Федерации, представленный Институтом безгражданства и социальной интеграции, Европейской сетью по безгражданству и антидискриминационным центром «Мемориал», доступен в Интернете по адресу http: // www. Institutesi.org/UPR30_Russia.pdf
- Антидискриминационный центр (ADC) «Мемориал» — правозащитная НПО, защищающая права уязвимых групп (например, представителей этнических меньшинств и коренных народов, мигрантов, лиц без гражданства, ЛГБТИ и других) в Восточной Европе и Центральной Азии. через национальную и международную пропагандистскую деятельность, стратегические судебные разбирательства и образовательную / информационную работу.При финансовой поддержке и опыте АДЦ «Мемориал» был выигран ряд стратегических дел, касающихся безгражданства; в их числе дело ЕСПЧ «Ким против России» (2014 г.) и дело Ноэ Мсхиладзе в Конституционном суде Российской Федерации (2017 г.). АДЦ «Мемориал» подготовил ряд аналитических отчетов по правам человека по проблеме безгражданства и поднял этот вопрос в альтернативных отчетах договорным органам ООН. АДЦ «Мемориал» является членом Европейской сети лиц без гражданства. Для получения дополнительной информации о работе АДЦ «Мемориал» посетите его сайт: adcmemorial.org
- ISI — это независимая некоммерческая организация, приверженная комплексному, основанному на правах человека ответу на несправедливость безгражданства и социальной изоляции посредством сочетания исследований, образования, партнерства и защиты интересов. Основанный в августе 2014 года, это первый и единственный глобальный центр, занимающийся продвижением прав человека лиц без гражданства и искоренением безгражданства. За последние два года Институт подготовил более 20 материалов УПО по конкретным странам по правам человека лиц без гражданства, а также составил резюме основных проблем в области прав человека, связанных с безгражданством, во всех странах, рассматриваемых в рамках 23–28 сессий УПО. .Для получения дополнительной информации о пропаганде УПО Институтом см. Http://www.statelessnessandhumanrights.org/upr-universal-periodic-review/resources-database.
- Европейская сеть по безгражданству (ENS) — это союз гражданского общества, состоящий из НПО, юристов, ученых и других независимых экспертов, приверженных делу решения проблемы безгражданства в Европе. Базируясь в Лондоне, в настоящее время он насчитывает более 100 членов в 40 странах Европы. ENS строит свою работу по трем основным направлениям — закон и политика, коммуникации и наращивание потенциала.Сеть предоставляет экспертные консультации и поддержку ряду заинтересованных сторон, включая правительства. Для получения дополнительной информации о ENS посетите ее веб-сайт: www.statelessness.eu
О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и некоторые законодательные акты Российской Федерации в части определения правового статуса лиц без гражданства
24 февраля 2021 г. Федеральный закон № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон« О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации »и некоторые законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса». лиц без гражданства »(далее — Федеральный закон).
Федеральным законом вводится понятие «временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации» — документ, выдаваемый лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации (временное удостоверение личности).
Временное удостоверение личности выдается лицу без гражданства при отсутствии у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признанных Российской Федерацией в этом качестве, а также при отсутствии государства, для которого лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, или в связи с исполнением принятого в отношении него решения об административном выдворении из-под стражи. Российская Федерация, депортация или реадмиссия (далее — государство, готовое принять человека без гражданства).
Федеральный закон определяет информацию, содержащуюся во временном удостоверении личности, а также случаи, в которых временное удостоверение личности подлежит замене.
Форма и описание временного удостоверения личности, порядок его выдачи, замены или аннулирования, форма заявления о выдаче и замене удостоверения личности утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Временное удостоверение личности выдается лицу без гражданства в течение десяти рабочих дней со дня подачи им в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявления о выдаче или замене временного удостоверения личности.Эти заявления подаются после завершения процедуры идентификации лица без гражданства.