Что такое единое гражданство РФ в 2018 году. Единое гражданство


ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО - это... Что такое ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО?

 ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО - конституционный принцип гражданства РФ (закреплен в п. 1 ст. 6 Конституции РФ), означающий, что граждане республик в составе РФ одновременно являются гражданами РФ, и наоборот. Закрепление этого принципа создает дополнительные правовые гарантии равноправия граждан РФ, а также республик в ее составе, независимо от места их проживания или временного пребывания.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

Смотреть что такое "ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО" в других словарях:

dic.academic.ru

Единое гражданство в 2018 году

Российское государство имеет ряд принципов, которые являются основополагающими для составления законов, прав и свобод граждан. Что такое единое гражданство в РФ?

Принцип единого подданства позволяет абсолютно любому человеку приобрести права того народа, в стране которого он имеет право на получение статуса гражданина. Многие люди путают понятие единого и двойного подданства, хотя это абсолютно разные вещи.

Главные аспекты

Российская Федерация имеет во владениях колоссально огромные территории, состоящие из 21 республики, которые являются ее субъектами.

Тогда как, каждая из республик имеет свои отличия, это как отдельное правовое государство, имеющее свою республиканскую конституцию, и лишь федеральная Конституция имеет силу, и подчиняет все республики, входящие в состав Российской Федерации.

В тоже время, все республики имеют равные права между собой. Каждая из республик с одной стороны является частью великого государства, и с другой – имеет свои законы и принципы.

Такая структура позволяет не ограничивать людей в их правах, и показать, что все они граждане одной большой страны.

Что это такое

Гражданство означает для человека принадлежность к определенной стране, включая ее культурные, религиозные и другие особенности.

Каждый человек имеет то или иное подданство хотя бы потому что, когда он рождается, страна, в которой появился на свет будет считаться его Родиной, и он автоматически получает статус подданства данной страны.

Также многими странами предусмотрена возможность двойного подданства, тогда человек может свободно перемещаться с одной страны в другую, не переживая о визах и др. документах и разрешениях.

Классификация принципов

Для понимания классификации следует отметить, что подданство стоит рассматривать как институт, который имеет ряд принципов.

Сами принципы представляют собой некие начала и основополагающие понятия, на которых строится конституция. К общим конституционным правилам относятся:

Эти правила являются основополагающими, которые характеризуют основные идеи, связывающие интересы людей с законом. Но также есть и узкоспециальные:

Российское законодательство построено на основании уже ранее существующих принципов, которые были описаны в Международном праве.

Законодательная база

Гражданство РФ регулируется ФЗ № 62 «О гражданстве РФ» и Конституцией РФ. Согласно п.1. Ст. 6 Конституции РФ подданство РФ начинается и заканчивается в соответствии с федеральным законом, и предоставляется не взирая на особенности получения статуса гражданина.

Каждый человек имеет тождественные права и обязанности на территории страны. Гражданин не может лишиться своего подданства или возможности изменить его.

Ст. 5 гласит о том, что единое подданство не является обособленным от общероссийского, и не представляет собой двойное гражданство, несмотря на тот факт, что республики называются отдельными государствами.

Основные характеристики единого гражданства РФ

Многих интересует вопрос, в чем заключается принцип единого гражданства. Это один из принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации, означающий равенство всех республик и ее граждан, независимо от того, где они проживают.

То есть, каждый гражданин, независимо от территории его проживания, является гражданином РФ, и наоборот.

Такой принцип очень важен, так как подчеркивает общее равенство российского народа между собой, независимо от места их пребывания или проживания.

Данный принцип позволяет решать возникающие спорные вопросы прав граждан, так как между федеральными и республиканскими законодательствами часто бывают противоречия.

Характерными признаками единого подданства является наличие у гражданина тех же правил, возможностей и обязанностей, что и у других представителей страны независимо от:

Равное подданство наделяет каждого члена страны правовой гарантией от государства, касающейся его равных свобод и обязанностей также как и всем гражданам, независимо от того, каким образом человек получил подданство.

Простыми словами, есть граждане, которые удостоены подданства по рождению в данной стране, то есть они являются коренными жителями на этой территории.

И есть натурализованные приобретатели – лица, которые ранее были иностранцами, но в силу своих оснований стали гражданами этой страны.

Единое подданство означает равенство, объединяет этих всех граждан, и говорит о том, что неважно каким образом произошло приобретение подданства, важно, что каждый гражданин имеет равные права.

Не нужно путать двойное и единое гражданство. Двойное подданство позволяет гражданину иметь подданство в двух странах одновременно, если между ними имеется такая договоренность.

На сегодняшний день российское государство может предоставить двойное подданство лишь двум соседним странам, это Таджикистан и Узбекистан.

Что касается других граждан, желающих приобрести статус гражданина, для этого необходимо будет сперва отказаться от своего нынешнего подданства, и лишь тогда у него появится право на приобретение российского.

Единое же подданство не дает возможность получить гражданину два паспорта, а способно лишь дать понять, что все граждане одной страны, независимо от их республики и ее особенностей, имеют равные права друг перед другом, и государством в целом.

Что является главной функцией

Единое гражданство позволяет соединить отдельные части, республики и другие территориальные единицы.

Россией был введен данный принцип для того, чтобы каждый проживающий гражданин страны мог иметь такие же равные права и возможности, что все остальные, несмотря на его истинное происхождение, корни, цвет волос и кожи, язык, политические взгляды и место проживания.

Федеральный закон с помощью данного принципа имеет главенство над всеми другими, объединяя все территории в единую страну – Российскую федерацию.

Такой принцип применяется во множестве других унитарных государств, так как это эффективный способ объединения всех граждан, и наделения их равенством.

Для каких стран является характерным

Зарубежный опыт также полон подобной практики и внедрения принципа единого подданства. Кроме России, наиболее характерно закрепилось подобное выражение в Узбекистане.

Данное правило указывает равенство прав и свобод всех подданных, независимо от того, коренные они жители или натурализованные.

Ближнее зарубежье также использует данный принцип, глася о равенстве всего народа. К таким странам можно отнести — Молдову, Таджикистан, Грузию, Армению и Украину.

Также, многие страны используют едино подданство в законах о гражданстве, говоря о равноправии и свободах подданных, независимо от их способа и времени приобретения подданства.

Данный принцип упомянут в законах таких стран, как — Белоруссия, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан.

А вот в странах Латвии и США существует ряд противоречий касаемо наделению всех граждан одинаковыми правами.

По мнению их правительства, коренные жители должны иметь более крепкую связь со своей страной, нежели натурализованные граждане.

В связи с этим, в этих странах граждане делятся на две категории, и лишь коренным предоставляются все права и свободы, включая баллотирование в президенты и занятие государственных должностей.

Для натурализованных граждан существуют некоторые барьеры и требования, после которых такой гражданин будет наделен правом.

В основном, это постоянное проживание в стране несколько лет, и лишь после этого новоиспеченный подданный может получить и использовать те же права, что и коренные представители.

В Испании также упоминается о коренных жителях, которые никогда не могут быть лишены права подданства своей страны, что означает возможность потери гражданства у натурализованных подданных, живущих на территории страны.

Австрия также поддерживает коренных жителей, наделяя лишь их всеми правами и свободами, тогда как натурализованные граждане обязаны прожить полгода в стране, и лишь после этого срока их не смогут лишить гражданства.

Какие сохраняются права у граждан

Единое подданство позволяет не разделять своих подданных в зависимости от их признаков, и причины или времени получения подданства, а значит, что любой гражданин Российской Федерации будет иметь права, которые закреплены в Конституции РФ.

Права и свободы закреплены в ст.2, в которой говорится, что человек, имеющий гражданство РФ наделяется всеми правами и свободами, а также несет равные обязательства перед страной, предусмотренные Конституцией.

В свою очередь, права и свободы разделяются на:

В эти группы включаются абсолютно все права, такие как — свобода слова, равенство перед законом, равенство мужчины и женщины, возможность избирать и быть избранным и т.д.

Конституция дает гарантии на права и свободы гражданам, а статьей 6 повествует нам о том, что данные права доступны абсолютно любому человеку, независимо от его изначального происхождения, если он получил подданство в этой стране

Также, есть такие права, которые человек имеет, независимо от данного принципа. Например, право на жизнь.

Единое гражданство закрепляется в Конституции как такое, что уже существует. Это дает возможность использовать юридические механизмы защиты прав и свобод гражданина России при их тесном взаимодействии с процессами защиты прав и законных интересов всех лиц, которые используются в международном сообществе.

posobieguru.ru

ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО - это... Что такое ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО?

 ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО - закрепленный в п. 1 ст. 6 Конституции РФ принцип гражданства РФ, означающий, что граждане республик в составе РФ одновременно являются гражданами РФ и наоборот, граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики. Закрепление этого принципа в Конституции РФ и Законе РСФСР "О гражданстве РСФСР" создает дополнительные правовые гарантии равноправия граждан РФ, а т.ж. республик в ее составе независимо от места их проживания или временного пребывания.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

Смотреть что такое "ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО" в других словарях:

dic.academic.ru

ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО - это... Что такое ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО?

 ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО

ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО — закрепленный в п. 1 ст. 6 Конституции РФ принцип гражданства РФ, означающий, что граждане республик в составе РФ одновременно являются гражданами РФ и наоборот, граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики. Закрепление этого принципа в Конституции РФ и Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» создает дополнительные правовые гарантии равноправия граждан РФ, а тж. республик в ее составе независимо от места их проживания или временного пребывания.

Юридическая энциклопедия. 2015.

Смотреть что такое "ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО" в других словарях:

yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru

единое гражданство - это... Что такое единое гражданство?

 единое гражданство

конституционный принцип гражданства РФ (закреплен в п. 1 ст. 6 Конституции РФ), означающий, что граждане республик в составе РФ одновременно являются гражданами РФ, и наоборот. Закрепление этого принципа создает дополнительные правовые гарантии равноправия граждан РФ, а также республик в ее составе, независимо от места их проживания или временного пребывания.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

Смотреть что такое "единое гражданство" в других словарях:

jurisprudence.academic.ru

Единое гражданство особое положение по гражданству Разъяснение правовых понятий

Главная Разъяснение правовых понятий

Итак Вы ищете Единое гражданство особое положение по гражданству. Сегодня можно найти очень большое количество образцов. Как выбрать правильный и такой который пригодится непосредственно. Есть нехитрые правила. Выясните источник образца. Опыт журналиста, который выложил формуляр выявит свойства примера. Существенным есть когда он был опубликован. Устаревшие образцы мало доставят облегчения. Архиважным выясняется вопрос в любой ли стране можно было применять. Не все, что предлагается на сайтах универсально. Для страховки возьмите еще парочку похожих.

Единое гражданство – положение по гражданству лица, включающее в себя определенные аспекты. Согласно российскому законодательству, применительно к гражданству РФ, единство гражданства определяется, как следующее положение: лица, которые имеют гражданство Российской Федерации, при этом, зависимость от основания его приобретения полностью отсутствует, имеют одинаковые (равные) конституционно-правовые права, то есть обладают одинаковым статусом. Граждане РФ, в соответствии с Конституцией России, обладают в равной мере едиными правами и свободами, а также несут равные обязанности и ответственности, вытекающие из российского законодательства.

ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО

ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО - конституционный принцип гражданства РФ (закреплен в п. 1 ст. 6 Конституции РФ), означающий, что граждане республик в составе РФ одновременно являются гражданами РФ, и наоборот. Закрепление этого принципа создает дополнительные правовые гарантии равноправия граждан РФ, а также республик в ее составе, независимо от места их проживания или временного пребывания.

См. также в других словарях:

Единое гражданство — конституционный принцип гражданства РФ, означающий, что: граждане республик в составе РФ одновременно являются гражданами РФ; и, наоборот граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами… … Финансовый словарь

ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО — применительно к гражданству РФ положение, согласно которому все лица, имеющие гражданство РФ, независимо от оснований его приобретения, имеют одинаковый конституционно правовой статус.обладают в равной мере едиными для них правами, свободами,… … Энциклопедия юриста

ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО — закрепленный в п. 1 ст. 6 Конституции РФ принцип гражданства РФ, означающий, что граждане республик в составе РФ одновременно являются гражданами РФ и наоборот, граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются… … Энциклопедический словарь экономики и права

единое гражданство — конституционный принцип гражданства РФ (закреплен в п. 1 ст. 6 Конституции РФ), означающий, что граждане республик в составе РФ одновременно являются гражданами РФ, и наоборот. Закрепление этого принципа создает дополнительные правовые гарантии… … Большой юридический словарь

Гражданство — (Citizenship) Содержание Содержание 1. Понятие Вступление и выход из гражданства Приобретение гражданства Восстановление гражданства Прекращение гражданства Апатриды и бипатриды Значение гражданства 2. Гражданство в Приобретения гражданства… … Энциклопедия инвестора

ГРАЖДАНСТВО ЕДИНОЕ — (см. ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО) … Энциклопедический словарь экономики и права

ГРАЖДАНСТВО — ГРАЖДАНСТВО, политич. и правовая принадлежность лица к конкретному гос ву, определяющая взаимоотношения между ними. В СССР с момента его образования установлено единое союзное гражданство. Советское гражданство предполагает наделение гражданина… … Демографический энциклопедический словарь

Гражданство СССР — Обложка советского паспорта  основного документа, удостоверяющего гражданство СССР Гражданство в СССР определяло принадлежность лица к государству, давало ряд прав и обязанностей, определяемых законодательством СССР. Каждый гражданин СССР по … Википедия

Гражданство России — Паспорт гражданина Российской Федерации  один из основных документов, удостоверяющих личность гражданина России Гражданство Российской Федерации  устойчивая правовая политическая связь лица с Ро … Википедия

ГРАЖДАНСТВО СССР — (советское гражданство) – принадлежность к Советскому социалистическому государству, обеспечивающая гарантированное Конституцией СССР право на активное участие во всех областях государственной, хозяйственной, культурной и общественно политической … Советский юридический словарь

Книги

  • Гражданство СССР. Джесси Рассел. High Quality Content by WIKIPEDIA articles!Гражданство в СССР определяло принадлежность лица к государству, давало ряд прав и обязанностей, определяемых законодательством СССР. Каждый… Подробнее Купить за 1254 руб
  • Гражданство СССР. High Quality Content by WIKIPEDIA articles!Гражданство в СССР определяло принадлежность лица к государству, давало ряд прав и обязанностей, определяемых законодательством СССР. Каждый… Подробнее Купить за 1253 руб
  • Реферат: Правовое положение граждан бывшего СССР на территории Российской Федерации

    Пономарева Л.В.

    Распад Советского Союза и создание новых независимых государств вызвали необходимость обеспечения взаимной защиты в странах Содружества Независимых Государств и странах Балтии прав граждан бывших союзных республик. В настоящее время проблемы гражданства вышли на первый план политики Российской Федерации в отношениях с государствами, входившими в состав СССР, так как все новые республики получили международное признание и поэтому по отношению к России стали зарубежными странами, называемыми государствами "ближнего зарубежья". Правительства стран Балтии - Латвии, Литвы, Эстонии - возражают против применения к ним термина "ближнее зарубежье", подчеркивая тем самым свою самостоятельность и независимость.

    Проблемы определения правового статуса иностранцев в России и российских граждан за пределами России приобрели в 90-х годах ХХ века особое значение, так как после распада СССР миллионы людей, проживающих в бывших союзных республиках, стали для России иностранцами. Кроме того, в силу возникновения межнациональных конфликтов в ряде мест на территории бывшего Союза и сложного экономического положения в большинстве новых независимых государств многие граждане вынуждены покинуть свои государства и стать беженцами, приехав в Россию как наиболее перспективное государство для постоянного жительства и получения российского гражданства. Примерно пятьдесят лет для граждан республик Прибалтики и Молдавии, более семидесяти лет для граждан других союзных республик бывшего СССР существовали единые нормы о гражданстве, позволявшие обеспечить равенство прав граждан отдельных республик. Происходила свободная миграция населения на всей территории Союза, не требовалось особых формальностей для переселения из одной республики в другую, для заключения межнациональных браков, получения рабочих мест для каждого гражданина в любой республике. Правовое положение людей не зависело от национального гражданства, формально существовавшего в каждой республике, на всей территории СССР действовал единый паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик. В союзных республиках, кроме России, паспорт содержал указание на принадлежность лица к гражданству одной из республик.

    После распада СССР каждая республика, стремясь к приобретению суверенитета, старалась самостоятельно определить институт своего гражданства. Первоначально это нашло отражение в Декларациях о суверенитете и актах провозглашения независимости республик: регулирование гражданства населения новых государств было направлено на свободное решение проблем данного института в каждой республике, а впоследствии, с обретением независимости, - на полную самостоятельность в решении проблем гражданства каждой республикой.

    Содержание института гражданства в странах Содружества определяется конституционными положениями, специальными законами, а также общепризнанными принципами и нормами международного права; почти во всех бывших союзных республиках приняты отдельные законы о гражданстве:

    ћ Закон Азербайджана "О гражданстве Азербайджанской ССР" от 26 июня 1990 года,

    -- Закон Беларуси "О гражданстве Республики Беларусь" от 18 октября 1991 года,

    -- Закон Казахстана "О гражданстве Республики Казахстан" от 20 декабря 1991 года,

    -- Закон Кыргызстана "О гражданстве Кыргызской республики" от 18 декабря 1993 года,

    -- Закон Молдовы "О гражданстве Республики Молдова" от 2 июня 2000 года,

    -- Конституционный закон Таджикистана "О гражданстве Республики Таджикистан" от 4 ноября 1995 года,

    -- Закон Туркменистана "О гражданстве Республики Туркменистан" от 30 сентября 1992 года,

    -- Закон Узбекистана "О гражданстве Республики Узбекистан" от 2 июля 1992 года,

    -- Закон Украины "О гражданстве Украины" от 8 октября 1991 года.

    Для стран Содружества Независимых Государств особое значение имеют региональные нормы, вытекающие из договоров и решений, принимаемых государствами СНГ. Межпарламентской Ассамблеей Содружества разработан рекомендательный законодательный акт "О согласованных принципах регулирования гражданства" от 29 декабря 1992 года. Данный документ направлен на повышение уровня защиты прав человека в СНГ, облегчение контактов между людьми, установление и поддержку дружественных и добрососедских отношений со всеми государствами.

    Важными являются также демократические принципы, сложившиеся в практике регулирования гражданства европейскими государствами, к их числу, в частности, относятся: признание гражданства за всеми лицами, постоянно проживающими на территории государства на день принятия или введения в действие нового закона о гражданстве или имеющими обусловленный законом срок проживания; предоставление гражданства детям, родившимся на территории государства, родители которого неизвестны или не имеют гражданства; право на гражданство национальных меньшинств; льготы для предоставления гражданства женщинам-иностранкам, вышедшим замуж за гражданина государства.

    Вопросы предоставления гражданства в государствах стран Содружества решаются на основе национального законодательства и двусторонних договоров между этими государствами, которые являются приоритетными перед нормами внутреннего законодательства в соответствии с законами о гражданстве большинства государств. Это, например, Соглашение между Российской Федерацией и Казахстаном "Об упрощении порядка приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию" от 20 января 1995 года; Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 20 января 1995 года.

    Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Положение иностранцев в России определяется Конституцией Российской Федерации, в соответствии с частью 3 статьи 62 иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким образом, Конституция России закрепляет принцип национального режима, который подлежит применению не только к иностранным гражданам, но и к лицам без гражданства.

    Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в странах Содружества имеют общепризнанные принципы международного права в области прав человека, закрепленные в следующих документах: Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.

    В России и других государствах Содружества правовой статус иностранцев регулируется нормами конституционного, административного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, семейного, таможенного, уголовного, уголовно-процессуального права. Однако в результате признания целесообразности специального законодательного регулирования в СССР в 1981 году был принят Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР, подготовлен проект Закона РФ о правовом положении иностранных граждан в России; законы о правовом положении иностранных граждан приняты в Белоруссии и Казахстане.

    К основным законодательным актам, определяющим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, в части, не противоречащей Конституции России 1993 года, относятся: Закон СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР", вступивший в силу с 1 января 1982 года, Законом о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года с изменениями и дополнениями, Законом РФ о беженцах от 19 февраля 1993 года. Законом РФ от 1 апреля 1993 года "О государственной границе РФ", Законом от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", Положением о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 26 июля 1995 года.

    Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР 1981 года предусматривает разделение всех иностранных граждан на две категории, в зависимости от степени устойчивости правовой связи иностранца с государством: постоянно проживающих и временно находящихся на территории России. Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране определяет существенным образом его правовое положение, так, в вопросах трудовой деятельности, обеспечения жильем, предоставления медицинской помощи, образования иностранные граждане, постоянно проживающие в России, полностью приравниваются к гражданам России.

    Российское законодательство исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:

    -- иностранцы пользуются правами и свободами наравне с отечественными гражданами, и несут те же обязанности;

    -- иностранцы равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;

    -- в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод отечественных граждан, могут быть установлены ответные ограничения;

    -- использование иностранными гражданами своих прав в России не должно наносить ущерба интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц, как и остальные участники гражданского оборота, иностранцы обязаны соблюдать действующие в РФ законы, включая и те, которые определяют порядок осуществления субъектами своих гражданских прав.

    Статья 160 Основ гражданского законодательства 1991 года предусматривает возможность установления законом отдельных изъятий в отношении предоставления иностранцам равных прав с отечественными гражданами: иностранные граждане не могут избирать и быть избранными, а также служить в Вооруженных Силах России - эти права принадлежат только гражданам Российской Федерации. Гражданская дееспособность иностранных граждан определяется, по общему правилу, по праву страны, гражданином которой он является. Так, согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 года, дееспособность физических лиц определяется законодательством договаривающейся Стороны, гражданином которой является это лицо (статья 23).

    Положения о правах иностранцев содержатся в различных договорах, заключенных Россией со странами Содружества Независимых Государств и странами Балтии, в которых, как правило, закрепляется равенство прав граждан бывшего Союза. Предоставление национального режима предусмотрено Договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенным Российской Федерацией с Эстонией - 26 января 1993 года, Литвой - 21 июля 1992 года, Азербайджаном - 22 декабря 1992 года, Молдовой - 25 февраля 1993 года, Кыргызстаном - 14 января 1993 года.

    По данным МВД, на территории Российской Федерации постоянно проживают 800.000 выходцев из стран-участников Содружества Независимых Государств, из них около 500.000 не имеют гражданства. С 1 января 2001 года для указанных категорий лиц введен новый порядок регистрации. Необходимость урегулировать правила пребывания граждан СНГ на территории Российской Федерации обусловлена тем, что в октябре 2000 года Россия вышла из Бишкекского соглашения о безвизовом перемещении граждан стран СНГ. Выход России из данного соглашения вызвал возмущение у многих государств Содружества, в первую очередь Грузии. Грузия объявила о своем намерении заключить соглашения о безвизовом режиме со всеми странами СНГ в отдельности, в этом ее поддержали Азербайджан, Молдавия, Узбекистан, Украина. Это позволяет сделать вывод о том, что интересы стран Содружества Независимых Государств стали достаточно разными, и они начинают новый передел постсоветского пространства.

    Новый порядок предусматривает два вида регистрации граждан бывшего СССР:

    1. Заявившие о желании постоянно жить в России будут получать вид на жительство, для этого необходимо подать в ОВИР заявление и заполнить соответствующие анкеты, после чего специальная комиссия рассмотрит просьбу и даст ответ. Вид на жительство дается сроком на пять лет, однако он будет действовать лишь в том случае, если не просрочен национальный паспорт.

    2. Получение регистрационного свидетельства в органах МВД по месту жительства сроком на 90 дней. В некоторых странах Содружества, например в Казахстане, действует не национальный паспорт, а удостоверение личности. В этом случае будет выдаваться не регистрационное свидетельство, а талон о регистрации.

    Данный порядок не распространяется на тех, кто был лишен гражданства или утратил его, при оформлении вида на жительство такие люди будут рассматриваться как лица без гражданства.

    Согласно статье 14 Договора России и Белоруссии о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года в Союзе признается единое гражданство. Наряду с правами и обязанностями, вытекающими из гражданства соответствующего государства - участника Союза, граждане Союза наделяются правами и обязанностями, которые связаны с гражданством Союза.

    Гражданин Союза имеет право:

    -- на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории России и Белоруссии с соблюдением правил, установленных законами этих государств в отношении отдельных регионов и местностей,

    -- на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства-участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства,

    -- на участие в управлении делами Союза,

    -- на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории России или Белоруссии на тех же условиях, что и граждане этих государств.

    Приобретение и утрата гражданства осуществляется по действующему национальному законодательству до принятия единой Конституции Союзного государства.

    Договор Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России об углублении интеграции в экономической и гуманитарной области от 29 марта 1996 года содержит следующее положение: гражданам Сторон, постоянно проживающим на территории других государств-участников Договора, предоставляется правовой статус, установленный их национальным законодательством, двусторонними и многосторонними договорами, обеспечивается упрощенный порядок приобретения гражданства договаривающихся государств.

    В соответствии с конституцией и законодательством страны пребывания иностранные граждане и лица без гражданства могут приобрести гражданство любого государства Содружества. Законы о гражданстве стран СНГ предусматривают следующие основные условия приобретения гражданства:

    -- обязательство уважать и соблюдать Конституцию и законодательные акты республики (Беларусь, Молдавия, Украина и другие),

    -- принесение клятвы верности республике и представить доказательства преданности государству и народу (Молдавия),

    -- отказ от иностранного гражданства,

    -- ценз оседлости, то есть постоянное проживание на территории республики в течение определенного срока (от 5 до 10 последних лет),

    -- владение государственным языком республики в объеме, достаточном для общения (Белоруссия, Украина, Молдавия),

    -- наличие легальных источников существования и средств, необходимых для обеспечения минимального прожиточного уровня или владение недвижимостью,

    -- проверка заявителя службами безопасности (Молдавия).

    Эти требования могут не учитываться в исключительных случаях по решению президента республики в отношении лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед государством.

    Иностранные граждане и лица без гражданства вправе въезжать в государства Содружества по действительным национальным паспортам или заменяющим их документам, при этом они должны получить въездную визу, если иное не предусмотрено национальным законодательством или соглашениями о безвизовом въезде соответствующего государства. Иностранные граждане и лица без гражданства могут в установленном порядке иммигрировать в страны СНГ на постоянное жительство или на определенный срок для трудоустройства при наличии следующих условий:

    -- имеет в государстве Содружества легальный источник существования;

    -- состоит в близких родственных отношениях с гражданами республики;

    -- состоит на иждивении гражданина республики или имеет на своем иждивении гражданина государства Содружества;

    -- в иных предусмотренных законом случаях.

    Иностранные граждане и лица без гражданства, иммигрировавшие на постоянное жительство или для временного трудоустройства в страну Содружества, получают вид на жительство или регистрационное свидетельство.

    Все Конституции стран СНГ запрещают лишение гражданства по каким-либо мотивам, одновременно многие Конституции закрепляют право гражданина изменить свое гражданство, так, в статье 7 Конституции Туркменистана закреплено положение о том, что "никто не может быть лишен гражданства ил права изменить гражданство". Большинство Конституций стран СНГ не признают двойного гражданства, однако, законодательство некоторых из государств-участников Содружества допускает двойное гражданство в соответствии с национальным законодательством и международными договорами. Так, 2 июня 2000 года парламент Молдовы принял закон "О гражданстве", который устанавливает процедуру приобретения и утраты гражданства Молдовы иностранными гражданами и этническими молдаванами. В соответствии с принятым законом граждане Молдовы могут иметь двойное гражданство, если второе гражданство приобретено при рождении, в результате вступления в брак или усыновления. Молдаване, приобретшие гражданство другого государства, не должны отказываться от молдавского гражданства, если у Молдовы есть с этим государством двустороннее соглашение о признании двойного гражданства. Однако на сегодняшний день Молдова не подписала такого документа ни с одним государством, хотя идет работа над проектами договора с Украиной и Румынией.

    Список литературы

    Подобные работы из Базы знаний:

    Советские республики, которые входили в состав Союза ССР. Особенности разработки и принятия Конституции СССР 1924 года. Основные компетенции Союза в области финансов и природопользования. Единое союзное гражданство. Проблема гражданства в Закавказье.

    реферат [28.2 K], добавлена 31.10.2010

    Гражданство как важнейший элемент конституционно-правового института правового положения человека. Приобретение и прекращение гражданства РФ. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве.

    реферат [31.3 K], добавлена 25.02.2010

    Основные понятия. Понятие "гражданство" и его соотношение с понятием "подданство". Приобретение гражданства России и его прекращение. Гражданство детей. Отмена решений по вопросам гражданства РФ. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ.

    контрольная работа [30.1 K], добавлена 08.04.2008

    Приобретение и прекращение российского гражданства. Особенности двойного гражданства. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Основы конституционного статуса иностранцев, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев.

    курсовая работа [45.3 K], добавлена 13.07.2013

    Понятие гражданства. Основание приобретения гражданства. Прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц. Производство по делам о гражданстве РФ.

    реферат [23.8 K], добавлена 01.05.2002

    Общие положения по гражданству. Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. Гражданство и брак, гражданство детей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц. Двойное гражданство и многогражданство.

    курсовая работа [36.2 K], добавлена 13.02.2004

    Гражданство России и понятие двойного подданства. Приобретение и восстановление гражданства, разрешение споров по вопросам отклонения заявления. Гражданство детей при изменении подданства родителей. Полномочия дипломатических и консульских учреждений.

    курсовая работа [49.3 K], добавлена 10.11.2010

    Понятие и принципы гражданства Российской Федерации, его законодательное регулирование. Основания и порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Гражданство детей при изменении гражданства родителей. Гражданство недееспособных лиц.

    реферат [25.7 K], добавлена 25.05.2010

    Принципы гражданства в Российской Федерации. Приобретение гражданства. Прекращение гражданства. Двойное гражданство. Особый институт двойного гражданства.

    курсовая работа [20.3 K], добавлена 22.04.2003

    Гражданство как устойчивая правовая связь человека с государством, совокупность прав и ответственности. Понятие гражданства, его приобретение и утрата, институт двойного гражданства. Правовое положение иностранцев, беженцев и вынужденных переселенцев.

    курсовая работа [27.3 K], добавлена 28.03.2010

    Корпорации как субъект общественных отношений. Практика социального партнерства. Проблематика, основные плюсы и минусы применения корпоративного гражданства. Применимость понятия "корпоративное гражданство" к деятельности российских корпораций.

    курсовая работа [46.2 K], добавлена 29.10.2011

    Основные аспекты гражданства как конституционно-правового понятия: общий порядок приобретения и прекращения; правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ: двойное гражданство.

    реферат [45.4 K], добавлена 27.11.2011

    Понятие и принципы гражданства РФ. Особенности его приобретения и прекращения, двойное гражданство. Взаимосвязь гражданства и брака. Правовой статус личности, беженцев, вынужденных переселенцев, иностранцев. Принятие и исполнение решений по этим вопросам.

    курсовая работа [41.3 K], добавлена 16.02.2011

    Гражданство как устойчивая правовая связь физического лица с государством, его законодательно-нормативное обоснование в РФ. Понятие и условия предоставления двойного гражданства. Современные проблемы института двойного гражданства и пути их решения.

    реферат [33.2 K], добавлена 08.11.2009

    Гражданство как политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их правах и обязанностях, характеристика данного института. Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц. Права детей, находящихся под опекой.

    контрольная работа [25.1 K], добавлена 10.11.2014

    Гражданство — устойчивая правовая политическая связь лица с государством, совокупность их взаимных прав и обязанностей. Основания, условия, порядок общего и упрощенного приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации; законодательная база.

    презентация [719.8 K], добавлена 09.02.2014

    Понятие и сущность гражданства. Признание, основания приобретения, восстановление и прекращение гражданства в Российской Федерации. Прием в гражданство в общем и упрощенном порядке. Деятельность государственных органов, ведающих делами о гражданстве.

    дипломная работа [85.2 K], добавлена 12.01.2015

    Принципы гражданства в Российской Федерации. Приобретение и прекращение гражданства РФ. Двойное гражданство. Правовое положение и статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Прерогативы президента в вопросе о гражданстве.

    курсовая работа [34.1 K], добавлена 13.02.2008

    Гражданство и получение гражданства РФ. Прием в гражданство в упрощенном порядке. Основания прекращения гражданства, отказа в выходе из гражданства. Основы правового положения иностранных граждан. Регистрация, централизованный учет иностранных граждан.

    контрольная работа [19.4 K], добавлена 29.09.2008

    Приобретение российского гражданства. Приобретение по рождению. Прием в гражданство: общий порядок, упрощенный порядок. Восстановление в гражданстве. Оптация. Прекращение гражданства. Выход из гражданства. Отмена решения о приобретении гражданства.

    курсовая работа [40.7 K], добавлена 15.05.2003

    Другие работы из коллекции:

    Источники:mosadvokat.org, dic.academic.ru, pk-p.ru, referats.allbest.ru

    Следующие статьи:

    bfmac.com

    Единое гражданство РФ

    ПРОБЛЕМА ЕДИНОГО ГРАЖДАНСТВА

    В рамках правовой государственности и госу­дарственной целостности Российской Федерации институт единого гражданства имеет важное тео­ретическое и практическое значение. Эта значи­мость усиливается тем обстоятельством, что между федеральным и республиканским законо­дательствами по вопросам гражданства имеются противоречия, несогласованность.

    Прежде всего отметим, что на правовую рег­ламентацию гражданства РФ и ее субъектов не­посредственно повлияли Декларация о государст­венном суверенитете Российской Федерации и Декларации о государственном суверенитете рес­публик (бывших автономий), а также денонсация Договора об образовании СССР и подписание Федеративного договора, образование Содруже­ства независимых Государств, изменение право­вого статуса национально-государственных об­разований (республик), административно-терри­ториальных единиц (края, области, г. Москва, г. Санкт-Петербург) и национально-территори­альных объединений (автономная область, авто­номные округа) в Российской Федерации.

    К числу обстоятельств, обусловивших новые взаимоотношения РФ и ее субъектов, следует от­нести и определение гражданства РФ на основе международных стандартов, в частности в свете Всеобщей декларации прав человека и Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина Россий­ской Федерации, принятой 22 ноября 1991 г. По­ложения последней стали основой прав и свобод человека и гражданина Конституции РФ (правда, ее ст. 6 следовало бы согласовать со ст. 2 Закона РФ "О гражданстве"), а в законодательстве неко­торых субъектов Федерации они не нашли четко­го закрепления. Так, в ст. 69 Конституции Респуб­лики Башкортостан гражданство определено на основе национального суверенитета без учета прав многонационального народа, предусмотрен­ных ст. 3 той же Конституции.

    На современном этапе гражданство РФ и ее субъектов определяется неодинаково. Во-пер­вых, в теории конституционного права ранее раз­рабатывалась двухуровневая концепция единого гражданства РФ и ее субъектов, что в настоящее время нашло отражение в законодательстве Кал­мыкии. Спорность такой концепции очевидна, так как в субъектах Федерации существуют раз­личные социально-правовые факторы. Во-вто­рых, принцип единого гражданства РФ и ее субъ­ектов определяет содержание законодательства о гражданстве Российской Федерации, Бурятии, Коми и Удмуртии.

    В-третьих, в период государственного и кон­ституционного строительства в субъектах РФ сложилось "двойное гражданство", например в Башкортостане, а также гражданство ассоцииро­ванного члена РФ, как в Республике Татарстан.

    В силу изменившихся экономико-политичес­ких условий в регионах РФ и согласно заключен­ным договорам между РФ и ее субъектами (Та­тарстан, Башкортостан), видимо, допустимо фор­мирование своего гражданства в республиках, и не имеет значения, как оно будет строиться - в ви­де единого гражданства, двухуровневого или трехуровневого, двойного или тройного граждан­ства при условии, если в субъектах Федерации для всех граждан (как граждан РФ, так и граждан субъектов Федерации) будут обеспечены одина­ковые социально-экономические и политико-правовые условия.

    Со дня становления РФ (1918-1922 гг.) и до распада СССР (1922-1991 гг.) в РФ было единое гражданство. Существовавшее утверждение о том, что в СССР было тройное гражданство (гражданство СССР, гражданство РСФСР (союз­ных республик) и гражданство автономных рес­публик) на практике не имело существенного значения, так как, в частности, от имени РСФСР (в том числе и ее автономных республик) во всех сферах жизни (внутри страны и за рубежом), как правило, выступал СССР со своим единым граж­данством (как известно, в ООН от имени своих граждан выступали также Белоруссия и Украина).

    В целом же можно признать, что возможности определения своего гражданства в РФ и ее субъ­ектах впервые закладывались в Федеративном договоре (1992 г.), ибо бывшие автономные республики признаны самостоятельными субъек­тами РФ, а некоторые из них после оглашения своих Деклараций о суверенитете ставили вопрос о целесообразности становления их членами Со­дружества Независимых Государств (Республика Башкортостан) и даже субъектами международ­ного права (Республика Татарстан).

    Между тем те субъекты РФ, которые уравни­вали себя в правовом положении с РФ в целом, четко не уяснили отличительных особенностей Российской Федерации, которые выражались в многонациональном характере государственного суверенитета и единстве ее государственной вла­сти. Ведь Российская Федерация представляла ин­тересы всех субъектов РФ в международных от­ношениях и в деятельности Содружества Незави­симых Государств. В отличие от РФ ее субъекты есть национально-государственные образования в рамках единой Федерации. Иными словами, на­циональный суверенитет у них выступает фор­мой государственного суверенитета, а содержа­ние государственного суверенитета республик как субъектов Федерации определяется их много­национальным народом. Здесь же следует под­черкнуть, что в отличие от предыдущей новая Конституция РФ 1993 г. предусматривает единые механизмы и гарантии осуществления прав граж­дан РФ и ее субъектов. Так, в области политики они проявляются в идеологическом многообра­зии; в экономической сфере - в различных фор­мах собственности, конкуренции и свободе эко­номической деятельности; в социальной - в сво­бодном развитии человека, гарантиях социальной защиты; в правовой области - во взаимной ответ­ственности государства и граждан (ст. 6, 7, 8, 13, 19,23 Конституции РФ).

    Концептуальной основой единого гражданст­ва РФ и ее субъектов является народовластие (ст. 3 Конституции РФ). Поэтому принадлежность к народу, а не к отдельным нациям (народностям) выражает сущность гражданства РФ. Отсюда и вытекает принцип единого гражданства РФ, ко­торый закреплен в ст. 6 Конституции РФ. В ней гражданство Российской Федерации признается единым и равным независимо от оснований при­обретения.

    Принцип единого российского гражданства выражается в общности принципов экономичес­кой, политической, социальной, правовой систем российского законодательства и законодательст­ва республик в составе РФ. Он означает (как это предусмотрено в ст. 2 Закона РФ "О гражданст­ве"): "...Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республик в составе РФ, являют­ся одновременно гражданами этой республики". В соответствии с принципом федерализма и прин­ципом единого и равного гражданства на терри­тории России граждане РФ, проживающие на территории края, области, автономной области, ав­тономного округа, являются одновременно гражданами РФ. Данное положение наряду с За­коном "О гражданстве" следовало бы также за­крепить и в ст. 6 Конституции РФ.

    Гражданство - это политико-правовая принадлежность лиц государству, являю­щемуся самостоятельным субъектом международ­ного права. Республики в составе РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью. А государство, признанное суверенным в рамках международного сообщества, защищает права и законные интересы граждан как внутри страны, так и за ее пределами. Именно такой смысл вложен в ст. 62 Конституции РФ и ст. 3 За­кона РФ "О гражданстве".

    С этих позиций не совсем оправданно консти­туционное положение отдельных субъектов Фе­дерации, предусматривающее двойное граждан­ство, как, например, это установлено в ст. 22 Конституции Республики Башкортостан. Харак­терно, что в ней нет записи о том, что граждане РФ являются гражданами Республики Башкорто­стан. С учетом того, что в Республике Башкорто­стан нет Закона о гражданстве РБ, выходит, что по ст. 22 Конституции РБ граждане РФ и РБ не имеют правовой основы для своей защиты.

    Спорность определения гражданства субъек­тов РФ вытекает из Федеративного договора и п. 4 ст. 5 Конституции РФ, согласно которым все субъекты РФ равноправны в своих взаимоотно­шениях с федеральными органами. Значит, сле­дует уточнить определение гражданства во всех трех типах субъектов РФ. Но это вряд ли возмож­но: во-первых, они (субъекты) имеют разные правовые статусы, и их равноправие достигается по линии взаимоотношений с федеральными ор­ганами государственной власти; во-вторых, все граждане субъектов Федерации являются граж­данами РФ.

    Целесообразность единого гражданства РФ можно было бы обосновать и тем, что в рамках единой Федерации не должно быть двойного гражданства в виде гражданства РФ и гражданст­ва ее субъектов, как бы они ни определялись. Ли­ца, проживающие на территории субъектов Фе­дерации России, оставаясь гражданами РФ, при­знаются (на основе прописки и регистрации) жителями села, поселка, деревни, района, города, области, края, округа и республики. Для получе­ния каких-то экономических, социальных, право­вых и иных льгот (если они есть!) следовало бы предусмотреть срок проживания на определенной территории, скажем, как это предусмотрено во Франции и США - 5 лет, в Англии и Норвегии -7 лет, в Испании - 10 лет и т.д. Цена оседлости, ес­ли прибегнуть к такому сравнению, соответство­вала бы ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 27 Конституции РФ и Закону РФ "О праве граждан Российской Федера­ции на свободу передвижения, выбор места пребы­вания и жительства в пределах Российской Феде­рации" от 25 июня 1993 г. Представляется вполне достаточным подтверждение о принадлежности к гражданству РФ для решения своих социально-бытовых вопросов. Этому способствует и уско­ренный, сокращенный порядок приема граждан РФ по линии миграционной службы, который ус­тановлен в Законах РФ "О беженцах" и "О вы­нужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г.

    Важность единого гражданства Российской Федерации тем более значима, что в республиках РФ экономические условия могут быть иными, чем в Российской Федерации в целом. Так, напри­мер, в Конституции Республики Башкортостан не предусматривается частная собственность на зем­лю. В ней также исключена возможность исполь­зования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, прожива­ющих на соответствующей территории.

    mirznanii.com


    Смотрите также