§ 2. Население и гражданство в международном праве. Двойное гражданство в международном праве


60. Двойное гражданство Международно-правовые вопросы двойного гражданства (бипатризма) и безгражданства (апатризма)

Двойное гражданства – наличие у лица гражданства 2 или более государств

Государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства

Согласно закону от 1991 года гражданину России может быть разрешено иметь гражданство другого государства, с которым Россией заключен договор. Но граждане России, имеющие также иностранное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающей из гражданства России

Отрицательные последствия бипатризма

  1. Последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством

  2. Последствия, связанные с военной службой. Решается на основании договоров

Имеются 2 вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства.

Первый – договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военной службой). Такие соглашения само двойное гражданство не устраняют. К ним относятся – многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930, глава II многосторонней Страсбургской конвенции о множественном гражданства 1963. Указанные договоры ликвидируют не причину, а следствия

Второй – договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства. Соглашение с Монголией 1937 – устраняло возможность возникновения двойного гражданства в результате натурализации. С Югославией в 1956 – лицо с двойным гражданством могло выбрать в течение определенного срока гражданство одно из своих гражданств. Если в течение этого срока выбор не был сделан, то на территории лицо сохраняло гражданство государства, на территории которого постоянно проживало. СССР с другими странами подобные соглашения. В конвенциях с участием СССР имелась одна особенность - они действовали в течение 1 года. По истечении срока действия конвенций продолжали заключаться смешанные браки, от которых рождались дети с двойным гражданством.

С целью предотвращения возникновения двойного гражданства при натурализации в конвенциях закреплялось правило, согласно которому каждая сторона обязуется не принимать в свое гражданство гражданина другой страны, пока он не представит разрешения на это властей своего государства

61. Безгражданство – правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства

Абсолютное – безгражданство с момента рождения. Относительное – наступившее в результате гражданства

Государства борются с ним, стремясь его ограничить

Правовое положение лиц без гражданства определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. Все государств обязаны уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующий режим. В России статус лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев

Ни в одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами. Так, в законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России.

Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 является не ликвидация самого безгражданства, а установление на территории государств-участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает их личный статус, имущественные права, предусматривает свободу предпринимательства для лиц без гражданства, некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства

При разработке Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года разногласия между заинтересованными государствами были довольно велики, поэтому сфера ее применения оказалась сравнительно узкой. Особенностью конвенции является то, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно лица без гражданства с жалобами на невыполнение участниками конвенции ее постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции упомянутого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев

62. Дипломатическая защита является важным институтом в обеспечении прав и

законных интересов иностранных граждан государством их гражданства.

Под дипломатической защитой понимается обычно заявление протеста

соответствующему государству, требования восстановить нарушенные права

данных иностранцев и компенсировать нанесенный им материальный и иной

ущерб. При этом следует помнить, что дипломатическая защита должна

осуществляться в пределах норм законодательства государства пребывания и

его международных обязательств. Ведь ее цель состоит в обеспечении

правового режима иностранцев в отношении своих граждан на территории

определенного государства.

В случаях нарушения гражданином законодательства государства пребывания,

дипломатическая защита сводится к выяснению истинных фактов правонарушения

и оказанию ему необходимой правовой помощи (подбор адвокатов, представление

его интересов в суде и т.д.).

Дипломатическая защита выступает в качестве института как международного,

так и внутригосударственного права. По международному праву какое-либо

государство имеет право, но же обязано оказывать дипломатическую защиту

своим гражданам на территории других государств. Государства в своих

взаимоотношениях должны уважать это право.

Условия возникновения права на дипломатическую защиту содержатся в

настоящее время в статье 22, разрабатываемого Комиссией международного

права ООН Проекта статей об ответственности государств. Она гласит: «Если

поведение государства создало ситуацию, не соответствующую результату,

предусмотренному международным обязательством о соответствующем обращении с

иностранными физическими или юридическими лицами, но из указанного

обязательства следует что данный или эквивалентный результат может тем не

менее быть обеспечен последующим поведением государства, нарушение этого

обязательства налицо лишь в том случае, если данные физические или

юридические лица безуспешно исчерпали доступные им эффективные внутренние

возможности в целях достижения предусмотренного этим обязательством

соответствующего обращения, или, если это было недостижимо, эквивалентного

обращения».*

Отсюда, обращение государства к дипломатической защите физических лиц его

национальной принадлежности возможно лишь при условии исчерпания ими

внутренних возможностей, предусмотренных законодательством государства, на

территории которого они находятся, т.е. после безуспешного обращения к

компетентным органам государства пребывания.

По внутригосударственному праву большинства государств оказание

дипломатической помощи своим гражданам за рубежом — их обязанность. В

статье 25 Конституции Украины провозглашается: «Украина гарантирует заботу

и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами».** В этом случае

граждане имеют право требовать от своей державы оказания им дипломатической

защиты при нахождении в другом государстве, а государство гражданства

обязано оказывать им эту защиту.

Если дипломатическая защита не привела к желаемому результату, то налицо

правонарушение соответствующего государства и возникновение его

международной ответственности со всеми вытекающими из этого последствиями.

Таким образом, применительно к индивидам, право защиты их нарушенных прав

возникает не только у государства их национальной принадлежности, но и у

всех других государств и у международного сообщества государств в целом,

когда в частности, речь идет о их дискриминации по любым признакам или в

случаях серьезных нарушений международных обязательств, касающихся защиты

человеческой личности как таковой, таких, как международные обязательства,

запрещающие рабство, геноцид, апартеид и другие аналогичные бесчеловечны

действия.

63. Иностранным гражданином является лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но имеющее доказательство принадлежности к гражданству другого государства

Правовое положение иностранцев в государстве регулируется национальным законодательством страны пребывания и нормами международных договоров. Государство пребывания, устанавливая правовой режим иностранцев, должно действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП

Правовое положение (правовой режим) иностранцев – совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства. Различают 3 режима: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования

Национальный режим предполагает уравнивание статуса иностранцев в той или иной сфере отношений с гражданами страны пребывания

Специальный режим заключается в предоставлении иностранными гражданами определенных прав и установлении обязанностей. Так граждане государств СНГ пользуются в России многими правами, вытекающими из соглашений России с республиками бывшего союза

Режим наибольшего благоприятствования выражается в предоставлении иностранцам таких прав или установлении таких обязанностей в какой-либо области, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся в этой стране в наиболее выгодном положении. Этот режим устанавливается на основе взаимности в соответствии с договоренностью между этими государствами

Различия прав иностранных граждан и граждан страны пребывания установлены в таких областях как политические права (иностранцы не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти, голосовать на референдумах, им ограничен доступ к государственной службе), отношение к военной службе (иностранцы не несут воинской обязанности), право въезда и выезда иностранцев (может устанавливаться безвизовый режим), установление пределов уголовной, гражданской и административной юрисдикции (иностранцы не могут являться субъектами некоторый правонарушений – измена Родине, уклонение от воинской повинности)

Иностранец, находясь за границей, пользуется защитой и покровительством государств своего гражданства. Предусматривается право иностранных граждан получать юридическую помощь и защиту от соответствующих представительств своего государства, содействие государства гражданства, если со стороны страны пребывания имеет место отказ в правосудии. В то же время иностранец не теряет юридической связи со своим государством и подчиняется также нормам законодательства страны своего гражданства

В соответствии с международными договорами иностранец, законно находящийся на территории государства, может быть выслан только во исполнение законно принятого решения и должен иметь возможность представить доводы против высылки. Коллективная высылка иностранцев запрещается

Таким образом, иностранные граждане находятся, с одной стороны, под юрисдикцией страны пребывания и, с другой - пользуются правами и несут обязанности по законам своего государства

studfiles.net

§ 2. Население и гражданство в международном праве

Под населением в международном праве понимают совокупность всех физических лиц, находящихся на территории государства и подчиняющихся его юрисдикции. В категорию населения входят граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. Наибольшее число физических лиц принадлежит к категории граждан государства, которые составляют подавляющее большинство любого государства.

Правовой статус человека и гражданина включает: гражданство; правоспособность и дееспособность; права и свободы; их гарантии; обязанности.

В каждом государстве правовое положение человека и гражданина различное. Оно зависит от многих факторов, в том числе от политического режима, уровня социально-экономического развития, национальных, культурных, религиозных традиций.

Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, определяемая наличием их взаимных прав и обязанностей. Устойчивость — категория, которая характеризуется долговременностью связей личности и государства. Как правило, человек рождается гражданином определенного государства и очень часто заканчивает свою жизнь гражданином того же государства. Однако при желании он может изменить гражданство, но это делается не часто и, как правило, сопряжено со сложными процедурами, осуществляемыми компетентными органами государства.

Взаимные права и обязанности гражданина по отношению к государству и государства по отношению к гражданину определяются национальным законодательством на основе международных стандартов. Основные положения правового статуса гражданина закреплены в конституциях государств, иных нормативных правовых актах. Каждое

Наряду с термином «гражданство» в ряде государств с монархической формой правления употребляется термин «подданство». Практически оба термина равнозначны, однако в международно-правовых документах употребляется термин «гражданство».

государство обязано защищать своих граждан, где бы они ни находились, в том числе и на территории другого государства. Защиту своих граждан государство обязано осуществлять твердо, но корректно, соблюдая нормы международного права, не посягая на суверенные права иностранного государства.

Конституция Российской Федерации гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (п. 2 ст. 61). В последние годы Россия проявляет большую активность по защите прав своих соотечественников, проживающих в странах, где открыто нарушаются их права и свободы. Особенно грубо они нарушаются в странах Балтии — Латвии и Эстонии.

§ 3. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство

Гражданство приобретается несколькими способами, в том числе по рождению, в результате натурализации, в порядке восстановления в гражданстве (реинтеграция), пожалования, в результате оптации.

Приобретение гражданства по рождению основывается на трех принципах.

Первый — принцип «права крови». Ребенок приобретает гражданство государства родителей независимо от места рождения ребенка. Применяется в большинстве государств Европы и Азии.

Второй — принцип «права почвы». Ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства его родителей. Применяется в большинстве стран Латинской Америки.

Третий принцип — смешанный, который сочетает оба вышеназванных. Ребенок получает гражданство государства его родителей независимо от места рождения; ребенок иностранных родителей, который родился на территории страны, применяющей принцип «права почвы», автоматически становится гражданином государства места рождения. Смешанного принципа придерживаются многие страны мира, в том числе Великобритания, Индия, США, Франция.

В Российской Федерации основным способом приобретения гражданства по рождению является принцип «права крови». В то же время гражданство России приобретает ребенок, когда оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство (подп. «г» п. 1 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. с изменениями и дополнениями от 17 октября 2003 г.). Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (п. 2 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

Приобретение гражданства в порядке натурализации происходит путем подачи ходатайства лица, достигшего совершеннолетия и обладающего дееспособностью, если это лицо проживает на территории данного государства в течение определенного времени (5, 7 или 10 лет), знает государственный язык этой страны, признает ее конституцию, имеет средства к существованию; при вступлении в брак с иностранцем; при усыновлении ребенка, когда он имеет гражданство другого государства или является лицом без гражданства.

В Российской Федерации установлен пятилетний срок проживания на ее территории перед подачей ходатайства о приеме в гражданство (подп. «а» п. 1 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»). Этот срок сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в про- шлом гражданства СССР;

б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не ме- нее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или доче- ри, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Рос- сийской Федерации;

г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, пред- ставляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федераль- ным законом (подп. «а»—«е» п. 2 ст. 13 Федерального закона «О граж- данстве Российской Федерации»)

Решение о приеме в гражданство принимают компетентные органы государства, в том числе ведомство иностранных дел (Великобритания), президент страны (Российская Федерация).

Нередко государства предусматривают упрощенный порядок приема в гражданство для определенной категории граждан. В Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения пятилетнего срока проживания на территории Российской Федерации, если указанные граждане и лица:

а) имеют одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государст- вах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий о сроке постоянного проживания на территории Российской Федерации, знании русского языка, наличии средств к существованию и других, предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства России-

Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

В настоящее время утвердилось правило, согласно которому женщина при вступлении в брак с иностранцем автоматически не теряет своего гражданства, как это было раньше. Согласно Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. женщина, выходя замуж за иностранца, имеет право выбора: сохранить свое прежнее гражданство либо принять гражданство государства мужа в упрощенном порядке.

Восстановление в гражданстве практикуется государствами в случаях, когда лица имели гражданство государства, затем его утратили, после чего снова захотели его приобрести. Согласно ст. 15 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в ее гражданстве. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Пожалование гражданства предоставляется гражданам, имеющим большие заслуги перед данным государством. Эта практика началась в конце XV1I1 в., когда Франция предоставила гражданство выдающимся иностранцам, отличившимся в защите завоеваний Великой французской революции.

Оптация — выбор гражданства населением территории, которая переходит от одного государства к другому по соглашению между последними. При оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемника, либо переехать на другую территорию своего государства, сохранив его гражданство.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» при изменении ее Государственной границы в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации (ст. 17).

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора (ст. 21 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

При трансферте (переходе территории от одного государства к другому) население не спрашивают, хочет ли оно выбрать гражданство. Население просто передают другому государству вместе с территорией. Например, в 1990 г. при объединении ФРГ и ГДР фактически был осуществлен трансферт населения ГДР, поскольку это государство перестало существовать как реальность.

Утрата гражданства происходит при выходе из него вследствие волеизъявления лица либо по причине лишения гражданства. Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» ее гражданин не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Следует отметить, что в рамках ООН в 1961 г. была принята Конвенция о сокращении безгражданства, вступившая в силу 13 декабря 1975 г., в которой Российская Федерация не участвует.

Двойное гражданство — наличие у гражданина гражданства двух или более государств. Двойное гражданство у человека может появиться как в силу рождения, так и в порядке волеизъявления в соответствии с национальными законами государств1.

Статья 62 Конституции РФ предусматривает, что ее гражданин может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором России. Наличие у российского гражданина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором России. Согласно результатам общероссийской переписи населения, проведенной в октябре 2002 г., на момент переписи в Российской Федерации проживало 40 тыс. лиц с двойным гражданством.

Во избежание дополнительных трудностей при двойном гражданстве государства нередко договариваются между собой о заключении двусторонних соглашений, в которых предусматривают условия, при которых граждане с двойным гражданством лишь в одном государстве (там, где они фактически проживают) несут воинскую службу и платят налоги.

Следует отметить, что большинство государств неохотно идут на то, чтобы их граждане имели двойное гражданство. Например, среди государств — участников СНГ только Туркменистан в декабре 1993 г. пошел на заключение договора о двойном гражданстве с Российской Федерацией. Спустя почти десять лет, в апреле 2003 г., Российская Федерация и Туркменистан решили прекратить действие указанного договора.

studfiles.net

§ 2. Население и гражданство в международном праве

Под населением в международном праве понимают совокупность всех физических лиц, находящихся на территории государства и подчиняющихся его юрисдикции. В категорию населения входят граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. Наибольшее число физических лиц принадлежит к категории граждан государства, которые составляют подавляющее большинство любого государства.

Правовой статус человека и гражданина включает: гражданство; правоспособность и дееспособность; права и свободы; их гарантии; обязанности.

В каждом государстве правовое положение человека и гражданина различное. Оно зависит от многих факторов, в том числе от политического режима, уровня социально-экономического развития, национальных, культурных, религиозных традиций.

Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, определяемая наличием их взаимных прав и обязанностей. Устойчивость — категория, которая характеризуется долговременностью связей личности и государства. Как правило, человек рождается гражданином определенного государства и очень часто заканчивает свою жизнь гражданином того же государства. Однако при желании он может изменить гражданство, но это делается не часто и, как правило, сопряжено со сложными процедурами, осуществляемыми компетентными органами государства.

Взаимные права и обязанности гражданина по отношению к государству и государства по отношению к гражданину определяются национальным законодательством на основе международных стандартов. Основные положения правового статуса гражданина закреплены в конституциях государств, иных нормативных правовых актах. Каждое

Наряду с термином «гражданство» в ряде государств с монархической формой правления употребляется термин «подданство». Практически оба термина равнозначны, однако в международно-правовых документах употребляется термин «гражданство».

государство обязано защищать своих граждан, где бы они ни находились, в том числе и на территории другого государства. Защиту своих граждан государство обязано осуществлять твердо, но корректно, соблюдая нормы международного права, не посягая на суверенные права иностранного государства.

Конституция Российской Федерации гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (п. 2 ст. 61). В последние годы Россия проявляет большую активность по защите прав своих соотечественников, проживающих в странах, где открыто нарушаются их права и свободы. Особенно грубо они нарушаются в странах Балтии — Латвии и Эстонии.

§ 3. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство

Гражданство приобретается несколькими способами, в том числе по рождению, в результате натурализации, в порядке восстановления в гражданстве (реинтеграция), пожалования, в результате оптации.

Приобретение гражданства по рождению основывается на трех принципах.

Первый — принцип «права крови». Ребенок приобретает гражданство государства родителей независимо от места рождения ребенка. Применяется в большинстве государств Европы и Азии.

Второй — принцип «права почвы». Ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства его родителей. Применяется в большинстве стран Латинской Америки.

Третий принцип — смешанный, который сочетает оба вышеназванных. Ребенок получает гражданство государства его родителей независимо от места рождения; ребенок иностранных родителей, который родился на территории страны, применяющей принцип «права почвы», автоматически становится гражданином государства места рождения. Смешанного принципа придерживаются многие страны мира, в том числе Великобритания, Индия, США, Франция.

В Российской Федерации основным способом приобретения гражданства по рождению является принцип «права крови». В то же время гражданство России приобретает ребенок, когда оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство (подп. «г» п. 1 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. с изменениями и дополнениями от 17 октября 2003 г.). Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (п. 2 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

Приобретение гражданства в порядке натурализации происходит путем подачи ходатайства лица, достигшего совершеннолетия и обладающего дееспособностью, если это лицо проживает на территории данного государства в течение определенного времени (5, 7 или 10 лет), знает государственный язык этой страны, признает ее конституцию, имеет средства к существованию; при вступлении в брак с иностранцем; при усыновлении ребенка, когда он имеет гражданство другого государства или является лицом без гражданства.

В Российской Федерации установлен пятилетний срок проживания на ее территории перед подачей ходатайства о приеме в гражданство (подп. «а» п. 1 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»). Этот срок сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в про- шлом гражданства СССР;

б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не ме- нее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или доче- ри, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Рос- сийской Федерации;

г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, пред- ставляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федераль- ным законом (подп. «а»—«е» п. 2 ст. 13 Федерального закона «О граж- данстве Российской Федерации»)

Решение о приеме в гражданство принимают компетентные органы государства, в том числе ведомство иностранных дел (Великобритания), президент страны (Российская Федерация).

Нередко государства предусматривают упрощенный порядок приема в гражданство для определенной категории граждан. В Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения пятилетнего срока проживания на территории Российской Федерации, если указанные граждане и лица:

а) имеют одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государст- вах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий о сроке постоянного проживания на территории Российской Федерации, знании русского языка, наличии средств к существованию и других, предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства России-

Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

В настоящее время утвердилось правило, согласно которому женщина при вступлении в брак с иностранцем автоматически не теряет своего гражданства, как это было раньше. Согласно Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. женщина, выходя замуж за иностранца, имеет право выбора: сохранить свое прежнее гражданство либо принять гражданство государства мужа в упрощенном порядке.

Восстановление в гражданстве практикуется государствами в случаях, когда лица имели гражданство государства, затем его утратили, после чего снова захотели его приобрести. Согласно ст. 15 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в ее гражданстве. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Пожалование гражданства предоставляется гражданам, имеющим большие заслуги перед данным государством. Эта практика началась в конце XV1I1 в., когда Франция предоставила гражданство выдающимся иностранцам, отличившимся в защите завоеваний Великой французской революции.

Оптация — выбор гражданства населением территории, которая переходит от одного государства к другому по соглашению между последними. При оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемника, либо переехать на другую территорию своего государства, сохранив его гражданство.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» при изменении ее Государственной границы в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации (ст. 17).

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора (ст. 21 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

При трансферте (переходе территории от одного государства к другому) население не спрашивают, хочет ли оно выбрать гражданство. Население просто передают другому государству вместе с территорией. Например, в 1990 г. при объединении ФРГ и ГДР фактически был осуществлен трансферт населения ГДР, поскольку это государство перестало существовать как реальность.

Утрата гражданства происходит при выходе из него вследствие волеизъявления лица либо по причине лишения гражданства. Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» ее гражданин не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Следует отметить, что в рамках ООН в 1961 г. была принята Конвенция о сокращении безгражданства, вступившая в силу 13 декабря 1975 г., в которой Российская Федерация не участвует.

Двойное гражданство — наличие у гражданина гражданства двух или более государств. Двойное гражданство у человека может появиться как в силу рождения, так и в порядке волеизъявления в соответствии с национальными законами государств1.

Статья 62 Конституции РФ предусматривает, что ее гражданин может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором России. Наличие у российского гражданина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором России. Согласно результатам общероссийской переписи населения, проведенной в октябре 2002 г., на момент переписи в Российской Федерации проживало 40 тыс. лиц с двойным гражданством.

Во избежание дополнительных трудностей при двойном гражданстве государства нередко договариваются между собой о заключении двусторонних соглашений, в которых предусматривают условия, при которых граждане с двойным гражданством лишь в одном государстве (там, где они фактически проживают) несут воинскую службу и платят налоги.

Следует отметить, что большинство государств неохотно идут на то, чтобы их граждане имели двойное гражданство. Например, среди государств — участников СНГ только Туркменистан в декабре 1993 г. пошел на заключение договора о двойном гражданстве с Российской Федерацией. Спустя почти десять лет, в апреле 2003 г., Российская Федерация и Туркменистан решили прекратить действие указанного договора.

studfiles.net

§ 2. Население и гражданство в международном праве

Под населением в международном праве понимают совокупность всех физических лиц, находящихся на территории государства и подчиняющихся его юрисдикции. В категорию населения входят граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. Наибольшее число физических лиц принадлежит к категории граждан государства, которые составляют подавляющее большинство любого государства.

Правовой статус человека и гражданина включает: гражданство; правоспособность и дееспособность; права и свободы; их гарантии; обязанности.

В каждом государстве правовое положение человека и гражданина различное. Оно зависит от многих факторов, в том числе от политического режима, уровня социально-экономического развития, национальных, культурных, религиозных традиций.

Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, определяемая наличием их взаимных прав и обязанностей. Устойчивость — категория, которая характеризуется долговременностью связей личности и государства. Как правило, человек рождается гражданином определенного государства и очень часто заканчивает свою жизнь гражданином того же государства. Однако при желании он может изменить гражданство, но это делается не часто и, как правило, сопряжено со сложными процедурами, осуществляемыми компетентными органами государства.

Взаимные права и обязанности гражданина по отношению к государству и государства по отношению к гражданину определяются национальным законодательством на основе международных стандартов. Основные положения правового статуса гражданина закреплены в конституциях государств, иных нормативных правовых актах. Каждое

Наряду с термином «гражданство» в ряде государств с монархической формой правления употребляется термин «подданство». Практически оба термина равнозначны, однако в международно-правовых документах употребляется термин «гражданство».

государство обязано защищать своих граждан, где бы они ни находились, в том числе и на территории другого государства. Защиту своих граждан государство обязано осуществлять твердо, но корректно, соблюдая нормы международного права, не посягая на суверенные права иностранного государства.

Конституция Российской Федерации гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (п. 2 ст. 61). В последние годы Россия проявляет большую активность по защите прав своих соотечественников, проживающих в странах, где открыто нарушаются их права и свободы. Особенно грубо они нарушаются в странах Балтии — Латвии и Эстонии.

§ 3. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство

Гражданство приобретается несколькими способами, в том числе по рождению, в результате натурализации, в порядке восстановления в гражданстве (реинтеграция), пожалования, в результате оптации.

Приобретение гражданства по рождению основывается на трех принципах.

Первый — принцип «права крови». Ребенок приобретает гражданство государства родителей независимо от места рождения ребенка. Применяется в большинстве государств Европы и Азии.

Второй — принцип «права почвы». Ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства его родителей. Применяется в большинстве стран Латинской Америки.

Третий принцип — смешанный, который сочетает оба вышеназванных. Ребенок получает гражданство государства его родителей независимо от места рождения; ребенок иностранных родителей, который родился на территории страны, применяющей принцип «права почвы», автоматически становится гражданином государства места рождения. Смешанного принципа придерживаются многие страны мира, в том числе Великобритания, Индия, США, Франция.

В Российской Федерации основным способом приобретения гражданства по рождению является принцип «права крови». В то же время гражданство России приобретает ребенок, когда оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство (подп. «г» п. 1 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. с изменениями и дополнениями от 17 октября 2003 г.). Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (п. 2 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

Приобретение гражданства в порядке натурализации происходит путем подачи ходатайства лица, достигшего совершеннолетия и обладающего дееспособностью, если это лицо проживает на территории данного государства в течение определенного времени (5, 7 или 10 лет), знает государственный язык этой страны, признает ее конституцию, имеет средства к существованию; при вступлении в брак с иностранцем; при усыновлении ребенка, когда он имеет гражданство другого государства или является лицом без гражданства.

В Российской Федерации установлен пятилетний срок проживания на ее территории перед подачей ходатайства о приеме в гражданство (подп. «а» п. 1 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»). Этот срок сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в про- шлом гражданства СССР;

б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не ме- нее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или доче- ри, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Рос- сийской Федерации;

г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, пред- ставляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федераль- ным законом (подп. «а»—«е» п. 2 ст. 13 Федерального закона «О граж- данстве Российской Федерации»)

Решение о приеме в гражданство принимают компетентные органы государства, в том числе ведомство иностранных дел (Великобритания), президент страны (Российская Федерация).

Нередко государства предусматривают упрощенный порядок приема в гражданство для определенной категории граждан. В Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения пятилетнего срока проживания на территории Российской Федерации, если указанные граждане и лица:

а) имеют одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государст- вах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий о сроке постоянного проживания на территории Российской Федерации, знании русского языка, наличии средств к существованию и других, предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства России-

Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

В настоящее время утвердилось правило, согласно которому женщина при вступлении в брак с иностранцем автоматически не теряет своего гражданства, как это было раньше. Согласно Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. женщина, выходя замуж за иностранца, имеет право выбора: сохранить свое прежнее гражданство либо принять гражданство государства мужа в упрощенном порядке.

Восстановление в гражданстве практикуется государствами в случаях, когда лица имели гражданство государства, затем его утратили, после чего снова захотели его приобрести. Согласно ст. 15 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в ее гражданстве. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Пожалование гражданства предоставляется гражданам, имеющим большие заслуги перед данным государством. Эта практика началась в конце XV1I1 в., когда Франция предоставила гражданство выдающимся иностранцам, отличившимся в защите завоеваний Великой французской революции.

Оптация — выбор гражданства населением территории, которая переходит от одного государства к другому по соглашению между последними. При оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемника, либо переехать на другую территорию своего государства, сохранив его гражданство.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» при изменении ее Государственной границы в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации (ст. 17).

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора (ст. 21 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

При трансферте (переходе территории от одного государства к другому) население не спрашивают, хочет ли оно выбрать гражданство. Население просто передают другому государству вместе с территорией. Например, в 1990 г. при объединении ФРГ и ГДР фактически был осуществлен трансферт населения ГДР, поскольку это государство перестало существовать как реальность.

Утрата гражданства происходит при выходе из него вследствие волеизъявления лица либо по причине лишения гражданства. Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» ее гражданин не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Следует отметить, что в рамках ООН в 1961 г. была принята Конвенция о сокращении безгражданства, вступившая в силу 13 декабря 1975 г., в которой Российская Федерация не участвует.

Двойное гражданство — наличие у гражданина гражданства двух или более государств. Двойное гражданство у человека может появиться как в силу рождения, так и в порядке волеизъявления в соответствии с национальными законами государств1.

Статья 62 Конституции РФ предусматривает, что ее гражданин может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором России. Наличие у российского гражданина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором России. Согласно результатам общероссийской переписи населения, проведенной в октябре 2002 г., на момент переписи в Российской Федерации проживало 40 тыс. лиц с двойным гражданством.

Во избежание дополнительных трудностей при двойном гражданстве государства нередко договариваются между собой о заключении двусторонних соглашений, в которых предусматривают условия, при которых граждане с двойным гражданством лишь в одном государстве (там, где они фактически проживают) несут воинскую службу и платят налоги.

Следует отметить, что большинство государств неохотно идут на то, чтобы их граждане имели двойное гражданство. Например, среди государств — участников СНГ только Туркменистан в декабре 1993 г. пошел на заключение договора о двойном гражданстве с Российской Федерацией. Спустя почти десять лет, в апреле 2003 г., Российская Федерация и Туркменистан решили прекратить действие указанного договора.

studfiles.net

19. Население и гражданство в международном праве.

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Право на гражданство как неотъемлемое право каждого лица, закрепленное в Всеобщей декларации прав человека.

Каждое государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданами – это положение признается другими государствами, если не противоречит нормам международного права.

В монархических государствах гражданству аналогичен институт подданства. Системе англо-американского права в противовес континентальному свойственен домициль. Это место постоянного жительства лица или закон местожительства лица. Домициль является правопорядком, определяющим правовой статус лица, личные права и обязанности, объем дееспособности и другие вопросы гражданского состояния лица. Английская концепция различает домициль «по происхождению» и приобретенный домициль «по выбору». Доказать, что лицо сменило свой домициль «по происхождению» в пользу домициля «по выбору» представляется нередко затруднительным в английском суде, в результате чего англичане, проживающие за границей в течение всей своей жизни, объявлялись домицилированными в Англии и подчиненными ее законам.

РФ прибегает к данному критерию в ограниченных случаях – применительно лицам без гражданства для определения их личных прав, а также в наследственных отношениях, используя формулы местожительства лица, постоянного или преимущественного местопребывания, постоянного местожительства.

20. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство.

Способы приобретения гражданства подразделяются на 2 группы: в общем и в исключительном порядке.

В общем порядке:

1) Рождение – обычный способ приобретения. Законодательство государств по этому вопросу основывается на одном из двух принципов: праве крови– по происхождению и праве почвы– по месту рождения.

2) Натурализация (укоренение) – индивидуальный прием в гражданство по заявлению лица. Натурализация – добровольный акт. Предусмотрена в законодательстве большинства государств с учетом определенных условий и особой процедуры.

3) Пожалование – прием в гражданство по инициативе компетентных властей государства. В практике встречается редко. Предоставляется за особые заслуги перед государством.

В исключительном порядке:

1) Групповое предоставление гражданства или коллективная натурализация – это наделение гражданством населения какой-либо территории в упрощенном порядке либо предоставление гражданства в упрощенном порядке переселенцам;

2) Оптация – выбор гражданства; фактическое право сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства при смене государственной принадлежности территории.

Существуют три формы утраты гражданства:

1) Автоматическая – утрата лицом своего прежнего гражданства, после того как оно было натурализировано в ином государстве.

2) Выход из гражданства – это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Выход из гражданства не разрешается если:

3) Лишение гражданства, как элемент наказания. Осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности.

Термин двойное гражданство используется в 2 значениях:

1) как институт международного права, под которым понимается совокупность норм права, регламентирующих порядок приобретения гражданства другого государства с ведома государства, гражданство которого оно уже имеет. Это выражается в разрешении, согласии или на основании соглашения между сторонами.

2) как явление, характеризующее правовое положение физического лица, при котором оно имеет несколько гражданств, приобретенных без ведома государства своего гражданства.

studfiles.net


Смотрите также