Греческий полис. Греция никогда не имела единого государства. Греков объединяла языковая общность. У них сформировался общий пантеон богов и единый свод древних мифов.
Для них были характерны общий строй мировосприятия, сходство образа жизни в различных частях страны. Гористая, изрезанная долинами территория Пелопоннеса, разделенность морских островов способствовали тому, что еще в гомеровский период начала складываться не имевшая аналогов греческая система государственного устройства — система полисов (городов-государств).На развалинах Микенской монархии возникла примитивная сельская община — демос, занимавшая очень небольшую территорию и отделенная от других общин. Центром ее было компактное поселение, представлявшее собой переходную форму от деревни к городу. Жители города и округи, члены общины, имели в собственности наделы земли. Все вместе они образовывали коллектив собственников земли, первоначально обладавших равными правами. Это создало предпосылки для развития полиса как особой формы социально-государственного устройства.Полис, как правило, был небольшим городом-государством, включавшим город и округу. В социальном отношении он представлял собой коллектив полноправных граждан, которыми считались только свободнорожденные мужчины, коренные жители полиса. Все прибывавшие из других мест составляли особую социальную группу метеков- неграждан.Каждый полноправный гражданин имел в собственности участок земли. Этот участок выделялся первоначально из общественного земельного фонда, но затем становился частной собственностью гражданина. Наличие в собственности участка земли было обязательным и главным условием гражданства в полисе. Потеря земельного участка могла привести к утрате гражданского статуса и к исключению человека из полисного коллектива. Наличие в собственности земельного участка было гарантией выполнения греком своих гражданских обязанностей.Принципиальное отличие греческого общества от всех древневосточных обществ заключалось в существовании частной собственности на землю и неразрывной связи с ней гражданского (социального) статуса человека. Здесь обозначилась первоначальная граница между историческим развитием Запада и Востока. Из этого основания проистекали в будущем различия в понимании положения человека в мире и в обществе, характера и перспектив самого общества на Западе и на Востоке.Гражданин полиса имел право принимать участие в управлении и решении всех дел полиса. Он имел право избирать и быть избранным в органы управления, защищать свой полис от врага, участвовать в религиозных церемониях. Полис обеспечивал гражданину возможность вести жизнь, достойную свободного человека. Но быть гражданином и Основным хозяйственным занятием граждан полиса было земледелие, однако процветало и ремесло. В классическую эпоху широко распространились занятия философией, науками, искусством.Каждый полис стремился обеспечить свою экономическую независимость, иметь все необходимое для жизни граждан. Лишь такая самодостаточность обеспечивала свободу полиса и его граждан.Свобода входила в число главных полисных ценностей так же, как убежденность в том, что полис является высшим благом, вне которой невозможно достойное человека существование. Греки считали, 41 прежде всего свобода и достоинство гражданина определили победу объединенных греческих полисов в греко-персидских войнах (500—449 и до н. э.), позволили им отстоять свою независимость в борьбе с само мощной восточной деспотией — державой Ахеменидов.Однако не следует забывать, что полисная система с ее в целом демократическими традициями и высокими гуманистическими идеалам имела своим подножием рабство. Рабство классического типа зиждилось на убеждении, что раб является «говорящим орудием» и не имеет права ни на орудия производства (ибо сам таковым является), ни на семью, ни даже на жизнь. Право рабовладельца на раба было ничем не ограничено. Такое рабство существовало в наиболее развитых экономически частях Греции. В Спарте и в некоторых других области Греции имело место рабство в форме илотии. Илоты были государе венными рабами, им давали участки земли для обработки, а получаемый продукт они должны были отдавать гражданам полиса.
istoriya-xz.ru
Права граждан полиса | Обязанности граждан полиса |
право выбора занятий или хозяйственной деятельности | беречь свое имущество и трудиться на земельном участке |
право на определенное материальное обеспечение (прежде всего на земельный участок), но осуждение накопительства, богатства | приходить на помощь полису в чрезвычайных ситуациях |
право на участие в государственном управлении | повиноваться законам и избранным властям |
право и обязанность защищать свой полис от врага | принимать активное участие в общественной жизни |
право на почитание и защиту отечественных богов | почитать отеческих богов |
право на защиту и покровительство законов |
|
Расцвет полисной системы придется на следующую эпоху, когда греческий мир широко раздвинул свои границы в процессе великой колонизации.
Колонизация, которую называют «великой», осуществлялась греками на протяжении трех столетий. Люди покидали свои родные места, потому что не хватало земли всем для ведения хозяйства, по политическим мотивам, чтобы сохранить себе жизнь. И, конечно, торговые интересы тоже двигали переселенцами. Всего было выведено несколько сотен колоний с общим населением в 1,5—2 млн. человек. Колонизация развивалась в трех направлениях.
Рис. 17
Во-первых, западное направление: Сицилия, Южная Италия, Южная Франция, восточное побережье Испании. Первой колонией, основанной греками на Западе, было поселение на острове Питекуссы и город Кумы (в Кампании), выведенные около середины VIII в. до н. э. Вскоре были основаны города, превратившиеся затем в крупнейшие и процветающие западногреческие полисы. Это - Сиракузы (733 г. до н. э.), Занкла (730 г. до н. э.), позднее переименованная в Мессану, Регий (720 г. до н. э.), Тарент (706 г. до н. э.), Сибарис, Кротон, Гела, Селинунт, Акрагант и др.
Сицилия и Южная Италия, густо усеянные сетью греческих колоний и поселений, стали называться «Великая Греция». На южном побережье Франции была основана Массалия (ок. 600 г. до н. э.), впоследствии многонаселенный полис, через который по реке Родану греческие товары направлялись во внутренние области Галлии, вплоть до современного Парижа. На испанском берегу была основана крупная колония Эмпорион. Особой активностью в западной колонизации отличался город Коринф, один из крупнейших торгово-ремесленных центров Балканской Греции. Города, выводившие колонии, назывались метрополиями.
Метрополия — в переводе с греческого «мать-город». Город-государство, из которого осуществляется колонизация.
Во-вторых, северное и северо-восточное: фракийское побережье Эгейского моря, проливы, соединяющие Средиземное и Черное моря, побережье Черного моря. Здесь ведущую роль играл Милет, также один из крупнейших и богатых греческих городов. По преданию, Милет вывел до 100 различных поселений и колоний. Крупными греческими колониями Пропонтиды стали города Кизик (756 г. до н. э.), Халкедон (685 г. до н. э.), Византии (667 г. до н. э.). Города Синопа (756 г. до н. э.) и Гераклея Понтийская (560 г. до н. э.) были наиболее могущественными на южном берегу Черного моря.
Самыми значительными греческими колониями на Западном Причерноморье считались Истрия (657 г. до н. э.), Аполлония Понтийская, Одессос, Томы, Каллатия. В VI в. до н. э. колонизационная волна достигла Северного Причерноморья.
Древнейшее греческое поселение было основано на островке Березань на рубеже VII—VI вв. до н. э., но вскоре Березанское поселение вошло в состав более крупной колонии Ольвии, основанной в первой половине VI в. до н. э. в устье Днепро-Бугского лимана. Целый ряд греческих колоний возник в древней Таврике (совр. Крым). В VI в. до н. э. около десятка разных поселений и городков появились на обеих сторонах Керченского пролива, наиболее крупными из них стали Пантикапей (рубеж VII—VI вв. до н. э.) на месте современной Керчи и Фанагория (547 г. до н. э.) на азиатской стороне Керченского пролива. В начале V в. до н. э. греческие колонии Керченского пролива объединились под властью сильного города Пантикапея, и это объединение стало называться Боспорским государством (или Боспором).
Из других греческих колоний Северного Причерноморья заметную роль играли Тира (совр. Белгород-Днестровский) в устье реки Днестр, Феодосия в Восточном Крыму (совр. Феодосия), Херсонес (совр. Севастополь), Горгиппия (совр. Анапа). Наиболее крупными греческими колониями Кавказского побережья были города Питиунт (совр. Пицунда), Диоскуриада (совр. Сухуми), Фасис (совр. Поти).
В-третьих, юго-восточное направление: Северная Африка и Левант. На финикийском побережье, в приморских районах Египта и Ливии греческие колонисты встретили сильное сопротивление финикийских торговцев и стоящих за ними могущественных ассирийских, нововавилонских царей и египетских фараонов. Вот почему здесь было основано лишь несколько поселений, которые к тому же играли роль торговых факторий, подчиненных местным правителям. Это поселения Аль-Мина в Сирии, Сукас в Финикии, Навкратис и Дафны в Египте. Только колония Кирена, основанная в 630 г. до н. э. в плодородной местности в нескольких километрах от моря, мало доступная как египетским фараонам, так и финикийским или карфагенским мореходам, стала процветающим греческим полисом, установившим тесные контакты с городами Балканской Греции.
Значение великой колонизации огромно. Она вывела греческий мир из состояния изоляции, позволила грекам познакомиться с достижениями других народов и взять их на вооружение. Так, у финикийцев было заимствовано алфавитное письмо. Его усовершенствовали, введя не только согласные, но и гласные буквы. Из Финикии и Сирии они переняли секрет изготовления стекла из песка, добычи пурпурной краски из морских моллюсков. У египтян и вавилонян научились астрономии и геометрии. У египтян же заимствовали монументальную скульптуру. У мидийцев переняли денежную чеканку.
Колонизация сделала греческое общество более мобильным, восприимчивым. Открылся простор для личной инициативы. На первый план выдвинулись мореплавание и морская торговля. Колонии превратились в центры посреднической торговли. Мощный толчок получило развитие и совершенствование ремесла и сельского хозяйства. Ремесло окончательно отделилось от сельского хозяйства как самостоятельная отрасль производства. Четко выделились металлургия и обработка металлов, керамическое производство и кораблестроение.
Основной результат Великой колонизации - переход от натурального хозяйства на стадию товарно-денежного хозяйства. Появляются свои монетные стандарты (оболы, драхмы). Девизом времени становится: «Деньги делают человека». Особенности этой эпохи даже породили позже такое ее название как античный капитализм. В ходе Великой колонизации появились новые группы населения. Например, судовладельцы, собственники ремесленных мастерских (эргастерий). С течением времени они все больше определяли не только экономический, но и политический характер полисов, формирование внутренней структуры в которых завершилось к концу VI вв. до н.э.
Классический период Античной Греции (V-IV вв. до н.э.) – эпоха величайшего взлета греческого общества, которое выдержало ряд суровых испытаний.
Греко-персидские войны.
Стабильное развитие греческих полисов оказалось прерванным в результате персидского нашествия. Могущественная мировая держава Ахеменидов в конце VI в. до н. э. захватила греческие города Малой Азии, острова восточной части Эгейского моря. Она вынашивала планы покорения полисов Балканской Греции с целью подчинить воле царя все Восточное Средиземноморье. Греко-персидские войны, начавшиеся в первой половине V в. до н. э., понимались современниками как столкновение двух миров. Они оказали огромное воздействие на развитие греческого общества и его культуры. Война греков с Персией датируется 500—449 гг. до н. э., т. е. это - одно из самых продолжительных военных столкновений в мировой истории. Оно распадается на пять военных кампаний.
Рис. 18
1. 500—494 гг. до н. э.— восстание Милета и греческих городов Малой Азии против персидского ига.
2. 492—490 гг. до н. э.— первое вторжение персидских войск на территорию Балканской Греции.
3. 480—479 гг. до н. э.— поход Ксеркса на Грецию — кульминационный пункт греко-персидских войн.
4. 478—459 гг. до н. э.— изменение характера военных действий, переход стратегической инициативы к грекам, освобождение от персов греческих городов островов Эгейского моря и Малой Азии. Усиление афинского военного могущества.
5. 459—449 гг. до н. э.— военная экспедиция Афин и их союзников в Египет и завершение греко-персидских войн.
Военные эпизоды изобиловали победами и поражениями той или другой стороны. Они явили миру пример беззаветной преданности интересам Родины, верности долгу. Ярчайший пример – сражение у Фермопильского прохода в 480 г. д.н.э. Именно здесь во всем блеске проявились лучшие стороны греческой военной организации. Огромная персидская армия царя Ксеркса в течение четырех суток штурмовала греческие позиции, защищаемые небольшим отрядом. Дело дошло до того, что устрашенные героическими действиями греков, персидские воины отказались идти в атаку и их по приказу царя погнали вперед бичами. Ксеркс был вынужден ввести в бой свою знаменитую гвардию, так называемых «бессмертных», что делалось в очень редких случаях. Но и «бессмертные» не могли сбить греков с их позиций. Самая подготовленная и большая персидская армия ничего не могла поделать с маленьким греческим отрядом.
Ксеркса выручил предатель-фессалиец. За крупную сумму он показал обходную дорогу и вывел персов в тыл защитников Фермопил. Считая дальнейшую оборону бессмысленной, спартанский царь Леонид, чтобы спасти большую часть оставшихся воинов, приказал им отойти. На месте сражения остались лишь спартанцы, которым закон запрещал отступать с поля боя. К ним добровольно присоединились воины из городов Феспий и Фивы. После героического сопротивления все они пали в сражении, и стало ясно, что в Элладе Ксеркс встретит столь же доблестных защитников. Над погребением спартанцев впоследствии был поставлен памятник — сидящий лев, на постаменте выбиты слова, сочиненные одним из лучших тогдашних поэтов Симонидом: «О путник, поведай всем гражданам Лакедемона: Здесь мы в могиле лежим, честно исполнив закон».
После были еще славные греческие победы, поражения, разгромы полисов. Но греческая социально-экономическая и политическая системы, в конечном счете, оказались более жизнеспособными, более передовыми, прогрессивными, чем громоздкая персидская система. Достижение единства между ведущими полисами, в частности объединение сил Спарты, Коринфа и Афин, было важной причиной греческой победы. Их вооруженные силы, уступавшие персидским в количестве людей и снаряжения, превосходили противника качеством своей организации. Греческий гоплит, тяжеловооруженный, закованный в броню, в строю сплоченной, хорошо тренированной фаланги, защищал свою родину, свои святыни, землю своих предков и потому обладал значительно более высокими морально-боевыми качествами, чем подневольные воины персидского царя.
Гоплиты — тяжеловооруженные воины.
В кризисные моменты войны у греков выдвинулись талантливые полководцы и политики: Мильтиад (благодаря его плану состоялась победа при Марафоне), Павсаний (победитель в битве при Платеях, одном из крупнейших сражений античности), Фемистокл (благодаря его плану была достигнута победа при Саламине), Кимон (сын Мальтиада, победитель при Эвримедонте). Эти военноначальники обогатили античное военное искусство, творчески развивая все возможности, заложенные в греческой военной организации.
Победы греков в войнах с персами имели для страны важные последствия. Среди них: укрепление положения Афинского полиса и начало его противостояния со Спартой, развитие системы классического рабства, дальнейший рост товарно-денежной греческой экономики, изменения в социально-политической сфере, создание условий для высочайшего духовного расцвета V—IV вв. до н. э.
Социальное устройство греческого общества. Классическое рабство.
Изменение социальной структуры греческого общества происходило постепенно. Развитие ремесел, расширяющееся производство на рынок, установление активных торговых связей, широкое применение железа приводят к тому, что роль аристократии уменьшилась, зато резко выросла значимость тех слоев населения, которые были связаны с ремеслами и торговыми операциями. Это проявилось, например, в военных отношениях. Значение аристократической конницы и боевых колесниц упало, зато большее значение приобрела снабженная железным оружием тяжеловооруженная пехота (гоплиты), которая комплектовалась из средних по своему достатку земледельцев. Гоплиты строились плечом к плечу в несколько рядов в сильно вытянутый по фронту прямоугольник, выставив копья вперед (такое построение называлось фалангой), и грозно двигались на врага. Здоровые, постоянно занятые сельским трудом земледельцы были достаточно подготовлены к такому способу ведения боя. Против натиска ощетинившейся копьями фаланги конница и колесничие оказывались бессильными. Превращение гоплитов в главную военную силу греческих полисов способствовало укреплению их общественного значения и возрастанию их политического веса.
Принимаемые законы в интересах среднего сословия утверждали частную собственность на землю, запрещали долговое рабство, ограничивали роль совета старейшин, которые были оплотом аристократии. Так укреплялось положение простых граждан полиса, составляющих средний класс. Они имели достаток, защищали полис и участвовали в работе народного собрания. Законодательная гарантия личной свободы для населения полиса через уничтожение долговой кабалы заставляла теперь владельцев крупных поместий или ремесленных мастерских рассчитывать не столько на внутренние источники пополнения рабов, сколько на ввоз рабов из окружающих Грецию стран.
Социальная структура греческого торгово-ремесленного полиса может быть представлена следующим образом. Высокий статус и политический авторитет имела старинная земельная аристократия. Она тяготела к олигархии. Очень динамичной была группа из собственников ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, товарных поместий. Представители этой группы придерживались взглядов умеренной демократии. Среди них были свободные богатые люди, не имевшие права гражданства, они принадлежали к сословию метеков.
Одной из особенностей социальной политики в греческих полисах, направленной на смягчение внутренней напряженности, было распределение так называемых литургий среди богатых граждан. Существовали разные виды литургий: хорегия — содержание хора (включая набор исполнителей, репетиции) и участие его в одном из общественных празднеств; гимнасиархия — организация гимнастических и других спортивных состязаний, включая оплату участников, их учителей, обеспечение тренировок, украшение мест состязаний; триерархия — оборудование военного судна триеры (государство предоставляло деревянный остов корабля, а триерарх должен был за свой счет достроить его, приготовить снасти, снабдить парусами, набрать и обучить экипаж. Литургии считались тяжелым бременем, возлагаемым государством на богатых граждан.
В любом греческом полисе одной из важнейших была социальная группа мелких свободных земледельцев. От ее экономического благосостояния, политической активности, гражданской зрелости зависели крепость полисных институтов, функционирование демократических учреждений, характер социально-политических столкновений. Мелких земледельцев обычно называют крестьянами. Кроме того, необходимо выделить ремесленников и торговцев. Положение тех из них, которые не имели гражданских прав, было немногим лучше рабского.
В конце классического периода начинает создаваться новый социальный слой, ранее неизвестный, слой городского беднейшего гражданства, потерявшего связь с производством, лишенного имущества, но вместе с тем располагавшего полным набором гражданских прав и активно участвующих в деятельности народных собраний, обсуждении государственных дел. Полисные власти стремились помочь таким гражданам.
В самом низу социальной лестницы находились рабы. В Древней Греции, как и в других странах, в раннее время существовало патриархальное рабство. Рабом мог стать соплеменник, совершивший тяжкое преступление или не расплатившийся с долгом, военнопленный. Однако в условиях натурального хозяйства труд рабов не играл решающей роли. Рабы находились в составе семьи как ее бесправные члены. Они жили под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжелую работу, чем хозяин и его родня. Однако со временем долговое рабство членов полиса у греков было запрещено. Источником пополнения рабов стали военнопленные. С развитием хозяйства потребность в рабах резко возросла. Поэтому в торгово-ремесленных полисах рабство выступает в новой форме – классического рабства, как основы процветающего производства.
Не смотря на тенденции, существовавшие на греческой территории (большая динамичность, большой объем ремесленных производств и размах торговых операций, возрастание роли товарного производства, преобладание частных хозяйств и слабое вмешательство государственной власти в хозяйственную жизнь), полисные структуры имели свои особенности. В аграрных полисах (например, Спарта, Беотии, многих городов Фессалии и др.) сформировался иной тип социальной структуры. Абсолютное преобладание сельского хозяйства и натуральный характер его производства, господство мелкого землепользования — все это не создавало потребности в дополнительной рабочей силе или труде рабов. Вот почему, например, для Спарты характерен низкий уровень развития рабовладельческих отношений и преобладание различных форм зависимого труда. В тоже время в торгово-ремесленных полисах рабство получило дальнейшее развитие.
Мощным толчком к переходу рабства в стадию классического рабства послужили Греко-персидские войны. Эта система сформировалась в более или менее законченном виде в наиболее развитых торгово-ремесленных центрах. Наиболее ярко она видна на примере Афин, где в классическую эпоху V—IV вв. до н. э. общее количество рабов достигало одной трети всего населения. Преобладали рабы-мужины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь), так что значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было значительно выше, чем их арифметическая численность.
Для торгово-ремесленных полисов характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. В некоторых греческих полисах рабство активно внедрилось в сельское хозяйство, но в большей части торгово-ремесленных полисов рабы применялись главным образом в ремесленных мастерских, горном деле, обслуживании морских перевозок, строительстве.
Таким образом, значительная часть рабов была сконцентрирована в городе. Основной контингент греческих рабов V—IV вв. до н. э. состоял из людей негреческого происхождения, которых греки стали называть варварами, — фракийцев и скифов, карийцев и пафлагонцев, лидийцев и сицилийцев. Можно выделить три основных региона, ставших поставщиками рабов на рынки Эллады, — Северное Причерноморье, Фракия с соседними областями и Малая Азия.
В конце V—IV в. до н. э. среди рабов оказываются греки, проданные в рабство во время частых междоусобиц. Например, в рабство были проданы афиняне, потерпевшие поражение в Сиракузах в 413 г. до н. э.; при разгроме Фив в 335 г. до н. э. Александр Македонский приказал продать в рабство 30 тыс. фиванцев, включая женщин и детей, выручив за эту продажу 440 талантов.
Основными источниками пополнения рабов в это время были:
1) военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители. Так, во времена греко-персидских войн, видимо, до 150 тыс. пленников были проданы на рабских рынках;
2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники. В результате войн племенная верхушка устанавливает власть над соседними, в том числе родственными, племенами и охотно переправляет в Грецию своих порабощенных соплеменников в обмен на предметы роскоши;
3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов.
По греческим законам рабы не имели права создавать семью, но тем не менее брачные отношения между рабами — нередки. К тому же рабыни были потенциальными наложницами своего господина. Рожденные рабынями дети тоже считались собственностью хозяина. В некоторых поместьях Сицилии рабовладельцы даже устраивали своего рода питомники, в которых с рождения воспитывали рабов и потом с большой выгодой продавали. Снабжали рабские рынки пираты и похитители свободных людей, хотя афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина. Роль пиратства и других способов похищения свободных с целью их обращения в рабство возросла в неспокойной обстановке середины IV в. до н. э.
Обращенные в рабство различным путем люди продавались на специальных рабских рынках. Если в хозяйстве рабовладельца было много рабов, если он не имел возможности рационально организовать их труд, то он сдавал их в аренду на известный срок более предприимчивому человеку и получал за это арендную плату. В IV в. до н. э. эксплуатация раба приносила довольно высокий доход: в среднем раб, занятый в ремесле, приносил до 2 оболов в день (на 2 обола можно было прокормить семью в 3—4 человека). Если раб сдавался в аренду, то собственник раба получал 1 обол в день как арендную плату, а 1 обол был прибылью арендатора. Высокий доход, приносимый рабами,— показатель интенсивной эксплуатации рабского труда, его рациональной организации, некоторого роста производительности труда невольников. В связи с повышением эксплуатации рабского труда в товарных хозяйствах происходит ухудшение социального положения рабов по сравнению с предшествующей эпохой.
Раб рассматривается и законодательством, и общественным мнением как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек. Раб был собственностью господина, последнему принадлежали его рабочее время, его жизнь. Господин должен был заботиться о своих рабах, так же как и о своем скоте, как о своих рабочих инструментах.
Для того чтобы несколько ослабить противостояние рабов и их хозяев, в ряде греческих полисов, например в Афинах, запрещались в законодательном порядке беспричинное убийство рабов, изуверские истязания, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию, да и самим владельцам. Господам рекомендовали тщательно охранять рабов, регулировать число представителей одной народности, сеять рознь в рабском коллективе, выделять доверенных рабов, излишне не озлоблять их. Однако далеко не всегда эти меры оказывались действенными.
При серьезных затруднениях, военных неудачах, столкновениях политических группировок и переворотах рабы принимали участие в событиях, выражая тем самым протест против своего положения. Так, в 494 г. до н. э. рабы в г. Аргосе воспользовались поражением аргосского ополчения от Спарты, захватили город и на короткое время организовали там свое собственное управление. В 464 г. до н. э. воспользовались тяжелым положением спартиатов (Спарта была разрушена землетрясением) мессенские илоты подняли восстание, которое продолжалось целых 10 лет. Илоты отличались от рабов, они не считались собственностью отдельных лиц, имели хозяйство, семью и обрабатывали участки земли своими силами. Но вместе с тем эти работники находились в двойной зависимости — от государства и частных лиц, в пользу которых они должны были производить отчисления со своих доходов.
Во время разорительной Пелопоннесской войны в 413 г. до н. э. около 20 тыс. афинских рабов (в основном ремесленники) перебежали к спартиатам, поставив афинян в крайне трудное положение.
Афины и Спарта. Кризис полисной системы.
Последние десятилетия классической эпохи характеризуются противостоянием двух крупнейших греческих полисов и их союзников. Это было проявлением кризиса полисной системы, которой приведет к ослаблению Греции и захвате ее Македонией. Началось это противостояние еще в эпоху Греко-персидских войн и было связано не в последнюю очередь с особенностями рассматриваемых полисов.
Афины сложились как торгово-ремесленный полис, где утвердилась демократия. Политическое устройство Афин периода золотого века афинской демократии (середина V - середина IV вв. до н.э.) можно представить в виде таблицы.
Таблица 2.
Народное собрание граждан (экклесия) - собиралось 1 раз в 9 дней | Совет 500 (буле) -состоял из 500 человек по 50 от каждой из 10 фил. Каждый член избирался по жребию из нескольких кандидатов на 1 год
| Совет Ареопага – имел судебные функции; состоял из нескольких десятков человек, представлявших аристократию, которые кооптировались пожизненно, но не избирались | Гелиэя – суд присяжных; Состоял из 6000 человек, которые избирались и по возрасту были старше 30 лет
|
принимало государственные законы
| организация работы Народных собраний
| разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушениях религиозных предписаний
| Высший судебный орган, разбиравший многочисленные дела в 10 палатах |
обсуждало и утверждало государственный бюджет | исполнение функций эклессии в перерыве между заседаниями |
|
|
утверждало объявление войны и заключение мира | следил за постройкой боевых кораблей и постройкой общественных зданий |
|
|
избирало должностных лиц и принимало их отчеты после годичного управления |
|
|
|
Осуществляло остракизм |
|
|
|
Рис. 19
Рис. 20
В целом же афинская непосредственная демократия в V—IV вв. до н. э. была хорошо развитой, продуманной, тщательно разработанной системой. В ней отсутствовал бюрократический аппарат. Сами граждане принимали решения и исполняли их. Эта система была большим достижением политической жизни Древней Греции, успешно действовала в сложных исторических условиях, решала самые различные проблемы социально-экономической, политической и культурной жизни.
Однако идеализировать ее не стоит. Так, не все афинские граждане, имеющие право участвовать в работе всех органов Афинского государства, по разным причинам (например, отдаленное местожительство или бедственное материальное положение) могли этим правом воспользоваться. В самой системе афинской демократии многие авторитетные должности (почти все военные должности, требующие специальной подготовки) фактически были отданы в руки аристократических семей, которые становились проводниками олигархических настроений.
Спарта представляла собой тип аграрного полиса, с олигархическим политическим устройством. Господство натурального производства, слабое развитие ремесел и торговли, военный характер спартанского общества обусловили своеобразие политического устройства Спарты, повышение роли органов военного управления и воспитания, малочисленность органов собственно гражданского управления.
Законы легендарного Ликурга способствовали превращению Спарты в единый военный лагерь. Спартанское государство осуществляло принцип равенства и жесткой регламентации жизни спартанцев, принимало меры против имущественного расслоения спартанского общества. Так, взрослые спартанцы обязаны были посещать совместные трапезы - сисситий, а мальчики с 7 лет воспитывались в специальных лагерях-агелах. Большой властью обладала коллегия надзирателей-эфоров, наблюдавшая за соблюдением законов и должностных обязанностей, норм воспитания.
Политические органы Спарты и их функции демонстрируют данные таблицы.
Таблица 3.
Народное собрание – апелла
| Совет старейшин, геронтов – геруссияСостав: 28 человек старше 60 лет и 2 царя. Геронты избираются из числа аристократов пожизненно.Собиралась ежедневно,
| Коллегия эфоров (надзиратели). Избирались на 1 год апеллой из числа спартиатов; бесконтрольны, связаны круговой порукой, их невозможно было привлечь к судебной ответственности | Цари |
утверждало мирные договоры и объявление войны | руководила всеми делами, включая военные, финансовые, судебные, | контролировали деятельность царей | осуществляли верховное военное командование |
избирало должностных лиц, военных командиров | принимала отчеты эфоров, | контролировали действия должностных лиц | руководство религиозным культом |
законопроекты вносили только члены совета старейшин – геронты и эфоры | могла приговорить к смертной казни, к изгнанию из страны | созывали апеллу |
|
обсуждение законов Народное собрание не осуществляло, не обсуждались финансовые вопросы, не контролировались дела должностных лиц | имела право отменить решение Народного собрания.
| наблюдали за всей системой спартанского воспитания |
|
| Герусия играет решающую роль в управлении, не подчинялась и не контролировалась ни одним из органов. |
|
|
Итак, Спартанский государственный строй – сочетание гражданских и военных властей. Народное собрание Спарты, апелла, реально защищала интересы лишь верхушки спартанского общества. В то время, как народное собрание Афин, экклесия, отражала и защищала большинства афинского гражданства и было примером непосредственной демократии.
Эти два выдающихся и самых влиятельных полиса объединились в период Греко-персидских войн. Однако тогда же ярко проявились и противоречия между ними. Это разделило греческий мир на два центра. Сторонники демократических Афин, возглавивших Делосский морской союз (478 г. до н.э.), а затем Афинскую морскую державу (250 полисов), вступили в открытое противостояние (431 г. д. н. э.) со сторонниками олигархической Спарты, в число которых кроме небольших полисов вошли могущественные Коринф и Мегары. Пелопонесский союз, объединивший спартанцев и их союзников, победил в тридцатилетней войне.
Рис. 21. Пелопонесская война
Но эта война ослабила не только Афины. Урон был нанесен всей Греции, она ввергается в раздробленность. Это было одним из проявлений разворачивавшегося кризиса всей полисной системы, который особенно ярко обнаружил себя в IV в.д.н.э.
Состояние политической анархии, всеобщая враждебность, постоянные войны между полисами наносили огромный урон. Низшие слои населения теряли земельную собственность, происходила имущественная дифференциация гражданства. Нарушалась неразрывного единства понятия гражданина и земельного собственника. Возрастали арендные формы землевладения, что свидетельствовало о повышении экономического и социального значения метеков.
Внедрение классического рабства на фоне оживления послевоенной экономики и расширении сферы товарной экономики разоряли общинников. Деньги становились престижным формой богатства наряду с земельными участками.
Роль гражданского ополчения падала, зато распространялось наемничество. Широкое внедрение наемничества было связано не только с обнищанием широких масс гражданства и трудностями комплектования гоплитского ополчения. Многочисленные войны IV в. до н. э. показали профессиональную слабость ополченцев. Они собирались от случая к случаю, не имели достаточной выучки, были слабо дисциплинированы, с неохотой уходили от своих хозяйств в далекие походы.
Наемники были профессионалами, знатоками военного дела, имели хорошую выучку, поддерживали строгую дисциплину, были мобильны и могли быть отправлены в самые отдаленные области, к тому же они не были связаны с разными политическими группировками и соблюдали известный нейтралитет во время политических дебатов и столкновений.
Противоречия внутри полиса нарастали. Происходил рост социальной напряженности. И для стабилизации общественного положения полисы шли на установление тиранических режимов.
Крупнейшие полисы Афина, Спарта, Фивы ослабили друг друга и своих союзников в бесконечных военных конфликтах, куда, преследуя собственные интересы, вмешивалась Персидская держава. Об объединении Греции силами одного из авторитетных полисов и противостоянии давнему врагу, уже не шло речи. Некоторым представителям греческой элиты представлялся один выход – власть Македонии, которая как раз в середине IV в. до н. э. превращается в развитое, сильное и благоустроенное государство. Именно она, претендовала на роль гегемона в Греции.
Македонское завоевание.
Македония особенно усилилась при Филиппе II (359—336 гг. до н. э.). Именно он завершил политику своих предшественников, превратив в ходе преобразований Македонию в одно из сильнейших государств греческого мира, которое становится соперницей мировой Персидской державы. Укрепление македонского могущества в конце 50-х — начале 40-х годов IV в. до н. э. поставило перед общественным мнением греческих полисов вопрос о том, как относиться к завоевательным планам Филиппа, что они сулят миру свободных греческих городов. Нужно ли организовать упорное сопротивление македонскому завоевателю, как некогда нашествию персидского царя Ксеркса, или, может быть, подчиниться силе македонского оружия, признать над собой политическую гегемонию Филиппа II? Эти вопросы вызвали резкое размежевание в греческом мире. Одни полисы (например, в Фессалии) добровольно подчинились Филиппу, другие резко выступили против македонского господства.
Внутри греческих полисов не было единодушия, во многих городах стали формироваться промакедонские и антимакедонские политические группировки, вступившие в ожесточенную борьбу между собой. Наиболее острым противостояние было в Афинах, крупнейшем государстве Балканской Греции. Объединенные антимакедонские силы встретились с противником в битве при Херонее (338 г. д.н.э.). Не смотря на отчаянную храбрость, греки потерпели поражение от превосходящей их македонской армии.
Херонейская битва отличалась особым ожесточением, судьба сражения долгое время была неопределенной. Но лучшая выучка и большой боевой опыт македонцев, умелое руководство Филиппа и полководцев, среди которых выделялся его юный сын Александр, сделали свое дело: конечная победа была одержана Филиппом. После полного разгрома союзного греческого ополчения под Херонеей не могло быть и речи о каком-либо серьезном сопротивлении Македонии. Вместе с тем Филипп проявил большой дипломатический и политический такт в использовании результатов своей победы. Он не стал прибегать к насилиям и разрушениям и довольно мягко обошелся с побежденными, показывая, что он не жестокий и кровожадный завоеватель, а вполне лояльный союзник греческих городов, который заботится не столько о завоевании, сколько об объединении Греции. Такая ловкая политика обеспечила Филиппу поддержку со стороны многих греческих городов, укрепила позиции его сторонников.
В 337 г. до н. э. в Коринфе по инициативе Филиппа был созван общегреческий конгресс, который должен был юридически закрепить утверждение македонской гегемонии над Грецией, оформить насильственное объединение Греции под руководством македонского царя. На конгрессе был организован Эллинский союз греческих городов, а Филипп был объявлен его гегемоном. Как гегемон Филипп стал главнокомандующим его вооруженными силами и руководителем внешней политики. Все междоусобные войны греческих полисов прекращались, провозглашался всеобщий мир в Греции, запрещалось вмешательство во внутренние дела друг друга, изменение существующего политического строя, подтверждалась неприкосновенность частной собственности, запрещались отмена долгов и переделы земли, конфискация имущества. Объявлялась борьба с пиратством и свобода мореплавания в торговых целях.
Иначе говоря, решения коринфского конгресса были в значительной степени продиктованы необходимостью преодоления той тяжелой ситуации, которая была вызвана кризисом греческого полиса. Гарантом стабильности нового социально-политического порядка и безопасности в Греции стала Македония. На месте раздробленных, находящихся в постоянной вражде друг с другом небольших полисов возникла насильственно объединенная под македонским владычеством Греция. Одним из важнейших решений Коринфского конгресса было объявление священной войны Персидской монархии. В руки Филиппа были переданы большие силы и средства греческих городов и самой Македонии.
Во исполнение решений Коринфского конгресса в 336 г. до н. э. Филипп II переправил в Малую Азию десятитысячную армию, но вскоре после этого был убит одним из своих придворных. Македонским царем был провозглашен его сын и наследник Александр, который одновременно стал и гегемоном Эллинского союза. С именем и деятельностью Александра (356-323 гг. до н.э.) связано начало нового этапа греческой истории — периода эллинизма.
Рис. 22. Александр Македонский
studfiles.net
В древней Греции сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Сами греки называли его словом «полис» и с помощью этого специфического образования четко отделяли себя от варваров, полиса не имевших. Concepture публикует статью об устройстве античного полиса.
Полис состоял из акрополя, стен, агоры и общественных зданий. При этом античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью. Однако сущность полиса сами греки видели не в стенах, а прежде всего в самих людях – гражданах. Поэтому слово «полис» можно переводить как гражданская община. Полис представлял собой трехчастное единство: государство-город-община.
Важнейшую, определяющую все стороны общественной жизни черту античной государственности составлял ее общинный характер. Сравнительно небольшие размеры первоначальных античных городов, возникших для охраны от соседей собственных земельных угодий, определяли ценность для общества каждого его члена. Поэтому существовала целая система взаимных обязанностей и прав между обществом и гражданином. В числе первых обязанностей было: а) участие в политической жизни, то есть в управлении обществом; б) участие в защите родных рубежей.
Выполнение этих обязанностей давало свободнорожденному жителю полиса право на земельную собственность. Человек, выполнявший эти обязанности и получавший право на частную собственность, считался гражданином. Как и полис, античный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин и обладатель политических прав. Права гражданина определялись его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишение гражданства или другое наказание, связанное с ущемлением в правах.
Гражданский статус— одно из высочайших достижений античной цивилизации. В других обществах древности и средневековья степень приобщения населения к собственности, военному делу и управлению была обусловлена жестко фиксированным сословным статусом или приобщенностью к государственному аппарату. Поэтому там единство общества отступало перед сословно-классовым делением.
В античном гражданском коллективе само общество выступало в роли аппарата управления, сословное деление было лишь намечено, а равенство членов гражданской общины (то есть их единство), наоборот, подчеркивалось общностью обязанностей и прав, совокупной политическо-социальной практикой. Небольшие размеры полисов позволяли осуществлять соблюдение обязанностей и прав внутри гражданского коллектива достаточно эффективно. В античном гражданском обществе отсутствовало сословно-классовое деление.
Численность населения античных городов-государств была невелика. Большинство из них насчитывали по 1000 – 5000 граждан, и лишь некоторые были значительно большими. По подсчетам современных ученых, в Афинах около 400г. до н.э. было 60 – 100 тысяч граждан, 15 – 25 тысяч метеков и 40—60 тысяч рабов. В Спарте около 371г. до н.э. предполагается другое соотношение: 7 – 9 тысяч спартиатов, 40 – 60 тысяч периэков и 140 – 200 тысяч илотов. В эпоху кризиса полисного строя, создавая проект идеального полиса, Платон в качестве оптимального числа граждан принял цифру в 5040 человек.
В экономической сфере античное общество было ориентировано на самодостаточность, поддержание устойчивости общественного и личного благосостояния. Такой идеал сформировался на основе изначально связанной с общинным бытом натуральности хозяйства. В классическом полисе товарное хозяйство было вторичным, побочным следствием привходящих внешних обстоятельств: близости моря и торговых путей, скудости почв неспособных прокормить население полиса, политического или военного возвышения, делавшего полис центром притяжения других городов и народов, и т.п.
Вероятно, поэтому в качестве типичной ячейки античного гражданского общества выступала патриархальная семья как более или менее крупная домовая община, которую представляли перед гражданским сообществом ее взрослое мужское население, а в экономической сфере— домовладыка. Следствием такой социально-экономической структуры было то, что всякое производство, в каком бы значительном объеме оно не выступало, являлось дополнением и продолжением организации труда в домовой семейной общине . Поэтому, несмотря на значительное число рабов, в некоторых полисах существенно превосходивших численность свободных граждан, ведущей силой в хозяйстве и, следовательно, экономической основой античного общества был труд свободных. Самообеспечение (автаркия) рассматривалось как высшая экономическая ценность.
Целью производства было создание комфорта на уровне существовавших потребностей. Производительный труд был важной составной частью общественного бытия, но не единственной. Кроме участия в политической жизни, существовала еще обширная сфера культурно-религиозной практики, которая была естественной и обязательной для всех античных граждан. Производство в расширенных масштабах, ориентация на техническое творчество были чужды грекам и римлянам. Выдающиеся открытия и изобретения античных ученых и инженеров почти не находили применения, у общества не было на них спроса. Общинное устройство античных государств определяло всю систему ценностей, составлявшую основу морали античного гражданина.
Ее составными частями были: автономия – жизнь по собственным законам, проявлявшаяся не только в стремлении полисов к независимости, но и в стремлении отдельных граждан жить своим умом; автаркия – самообеспеченность, выражавшаяся в стремлении каждой гражданской общины иметь полный комплекс жизнеобеспечивающих профессий и стимулировавшая отдельного гражданина к ориентации на натуральное производство для собственного потребления в своем хозяйстве; патриотизм – любовь к своему отечеству, в роли которого выступали не Греция или Италия, а родная гражданская община, поскольку именно она была гарантом благополучия граждан; свобода – выражавшаяся в независимости гражданина в его частной жизни и самостоятельности в суждениях по поводу общественного блага, поскольку оно было производным от усилий каждого; равенство – ориентация на умеренность в быту, формировавшая привычку соотносить свои интересы с чужими, а чужие со своими, считаться с суждениями и интересами коллектива; коллективизм – социально-практическая слитность с коллективом своих сограждан, своего рода братства, поскольку участие в общественной жизни считалось обязательным; уважение к личности – выражавшаяся в правовом отношении к гражданам полиса; трудолюбие – как ориентация на общественно полезный труд, в качестве которого выступала любая деятельность, прямо или косвенно (через личное благо) приносившая пользу обществу.
Таким образом, можно сделать вывод, что полисная форма социальной организации в античности по существу своему являлась гражданским обществом, реализуемом, как особого рода образ жизни, принципиально отличающийся от жизни животных и варваров. Главное отличие состояло в критериях социальной деятельности граждан. Греки в основу жизни полиса поставили закон, а тот в свою очередь возвели на фундаменте разума. Примечательны в этом отношении высказывания греческих философов, утверждающих высшую ценность закона и в то же время настаивающих на пренебрежении им, если закон противоречит разумной справедливости. Так Гераклит говорит: «Народу надобно биться за закон, как за земляной вал. Те, кто речи с умом ведут, должны укрепляться во всеобщем, как город в законе». Эпикур же замечает: «Если кто издаст закон, но он не окажется идущим па пользу взаимного общения людей, то он уже не имеет природы справедливости, и его не следует исполнять».
concepture.club
а) крито-микенскую эпоху
б) «тёмные века»
в) архаический период Древней Греции
г) классический период Древней Греции
4. Отметьте, что НЕ относиться к достижениям культуры архаической Греции
а) алфавитное письмо в) олимпийские игры
б) 10-я система счёта г) «Илиада» и «Одиссея» Гомера
Древняя Греция никогда не имела единого государства. Что объединяло греков?
а) языковая общность
б) изрезанная долинами территория полуострова Пелопоннес
в) примитивная сельская община
г) верно всё указанное
д) верно а) и в)
Появление философии в архаический период Древней Греции обусловлено
а) накопление позитивных знаний
б) признание разума основой познания
в) открытие логических методов поиска истины
г) верно всё указанное
д) верно а) и б)
Что способствовало возникновению полиса
а) разделенность морских островов
б) коллектив собственников земли, обладавших равными правами
в) примитивная сельская община, отделённая от другой общины
г) верно всё указанное
д) верно а) и в)
Главное условие гражданства в полисе
а) выполнение греком своих гражданских обязанностей
б) равные политические права
в) участие в народном собрании
г) наличие в собственности участка земли
Основные хозяйственные занятия граждан полиса
а) земледелие в) торговля
б) ремесло г) животноводство
Назовите условия, обеспечивающие свободу полиса и её граждан
а) самодостаточность полиса
б) широкое развитие торговых связей с разными странами
в) политическая независимость
г) высокие гуманистические идеалы
Рабство классического типа основывается на убеждении, что
а) раб является слугой государства
б) раб является «говорящим орудием»
в) раб является младшим членом семьи
г) раб является военным слугой
Идеал культуры классической Греции
а) физически развитый человек в) гармонично развитый человек
б) умственно развитый человек г) духовно развитый человек
Греки тяготели к следующему виду искусства
а) к скульптуре в) к пластическим искусствам
б) к архитектуре г) к изобразительному искусству
Соотнесите личность и направление деятельности
1) история а) Мирон, Поликлет, Фидий
2) трагедия б) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
3) философия в) Эсхил, Софокл, Еврипид
4) скульптура г) Солон, Клисфен, Перикл
5) государственные реформы д) Геродот, Фукидид, Ксенофонт
6) наука е) Сократ, Платон, Аристотель
Главное сооружение греческого полиса
а) Парфенон в) палестра
б) Акрополь г) храм
В V веке до н.э. появилась история как особая область знания. Отцом истории
называли
а) Гипподама в) Герострата
б) Геродота г) Гераклита
О кризисе полиса свидетельствовали следующие события
а) Пелопонесская война
б) греко-персидский войны
в) походы Александра Македонского
г) колонизация побережья Чёрного моря
Главный результат походов Александра Македонского
а) преодоление политического кризиса греческого полиса
б) уничтожение державы Ахеменидов
в) начало эпохи античности
г) начало эпохи эллинизма
19. Что НЕ являлось чертой эллинистической монархии
а) соединение греческих и восточных принципов государственного управления
б) сильная власть монарха
в) частная собственность на землю
г) подавление свободы поданных
Крупнейшие эллинистические монархии
а) Парфянское царство в) империя Селевкидов
б) Птолемеевский Египет г) верно всё указанное
д) верно а) и в)
Значение слов
Ареопаг, агора, архонт, тиран, полис, гоплит, хора, демократия, охлос, Пропилеи, Колос Родосский, Парфенон, Дельфийский оракул, сенат, плебей, патриций, вольноотпущеник, легион, триарий, когорта, Сенат, консул, форум, гладиатор, Колонна Траяна, Колизей, Пантеон, Адрианов вал
Древний Рим.
1).Предки древних римлян жили на:
а).Балканском полуострове; б).севере Малой Азии; в).Апеннинском полуострове.
2).основателем Рима считается:
а).Август; б).Нума; в).Ромул; г).Рем.
3). Три этапа римского государства в правильной последовательности :
а).
б).
в).
4).Войны Рима с Карфагеном – это:
а).Пелопоннесские войны; б).Пунические войны; в).Карфагенские войны.
5).Восстание под руководством Спартака, это восстание _____________
6).Ежегодно избираемые защитники плебеев:
а).консулы; б).трибуны; в).патриции; г).архонты.
7).Знатные и прославленные люди Рима:
а).плебеи; б).консулы; в).патриции; г).трибуны.
Источники рабства в Риме.
Кто такие патриции?
а).знатные и богатые римляне; б).рабы; в).римские бедняки; г).военнопленные.
infopedia.su
Полисы - это не просто города-государства, это способ общественного устройства, когда вся территория полиса принадлежит его гражданам. Все граждане (мужчины) могут управлять полисом, участвовать в решении его проблем, принимать законы, решать вопросы о войне и мире и многое другое.
Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.
Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.
Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.
Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (апелла, эклессия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.
С установлением рабовладельческого строя полис становится формой рабовладельческого государства. Однако рост частной собственности, эксплуатации рабского труда приводят к разорению основной массы земледельцев-общинников, разложению античной формы собственности, а следовательно к кризису полиса. Кризис полиса в Греции (пережившей период наивысшего расцвета полиса в 5 в. до н.э.) приходится на начало 4 в. до н.э.
Сами греки никогда не говорили, например, «полис Афины», но говорили «полис афинян», подчеркивая этим важность людей, которые живут в городе, а не город сам по себе. За пределами города находились сельскохозяйственные угодья. Граждане полиса являлись владельцами этой земли, лишь немногие люди, содержавшие себя, например, ремеслом или торговлей, не владели землей. В некоторых полисах владение землей было обязательным условием гражданства, а в некоторых других случаях, например в Афинах, – не обязательным.
Долгое время власть в городе богини Афины принадлежала знати. Демос в управлении полисом практически не участвовал. На холме, посвящённом богу войны Аресу, заседал совет знати – ареопаг, который ежегодно выбирал из своего окружения девять правителей – архонтов. Но после реформ архонта Солона управлении Афинами произошли перемены. Они оказали большое влияние на развитие демократии в Афинах. Солон запретил долговое рабство, вернул крестьянам землю, которая когда-то перешла богатым гражданам в уплату долгов. Всех граждан Афин Солон разделил на 4 разряда. В первый и второй разряды входили самые богатые и знатные граждане, они могли быть избраны на высокие должности.
Каждый год из числа афинян, которые достигли 30-летнего возраста, по жребию выбирали 500 человек. В течение следующего года они входили в Совет пятисот. Он рассматривал вопросы необходимые внести на обсуждение Народного собрания, следил за исполнением законов, деятельностью чиновников и общественными работами. В его ведении находились финансы полиса. Совет регулярно отчитывался перед Народным собранием.
Высшим органом судебной власти в Афинах был Народный суд. Народными судьями могли стать свободные граждане, которым исполнилось 30 лет. В состав суда входило 6000 человек, которые избирались по жребию. Рассмотрение гражданских дел происходило обычно в присутствии 200-400 судей, а на уголовных делах должны были присутствовать 500 судей. Судьи для каждого конкретного процесса выбирались в результате жеребьевки, их имена хранились в тайне до начала заседания, это должно было гарантировать неподкупность правосудия.
В середине 7 в. до н.э. из-за недостатка собственных земель греки начали основывать колонии в Средиземноморье и Причерноморье. На новых местах они старались построить города-полисы по подобию тех, откуда сами приехали. Родной полис стали называть метрополией. Жители метрополии в колониях пользовались особым почетом и уважением. Вновь созданные полисы пользовались покровительством метрополии. Если она предавала их, то колонисты отрекалось от неё и строили собственное государство. Греки очень любили свой родной полис, покинуть его для них означало лишиться покровительства богов, поэтому если люди переезжали на новое место, то брали с собой горсть родной земли, огонь из родного очага, что-то, что бы им напоминало о доме.
biofile.ru
Понятие античность означает
а) любую древнюю цивилизацию
б) древневосточную цивилизацию и культуру
в) греко-римскую цивилизацию
г) шумерскую культуру
Самоназвание народа, создавшего древнегреческую цивилизацию
а) афиняне в) ромеи
б) ионийцы г) эллины
Колонизация греками побережья Средиземного и Чёрного морей происходило в
а) крито-микенскую эпоху
б) «тёмные века»
в) архаический период Древней Греции
г) классический период Древней Греции
4. Отметьте, что НЕ относиться к достижениям культуры архаической Греции
а) алфавитное письмо в) олимпийские игры
б) 10-я система счёта г) «Илиада» и «Одиссея» Гомера
Древняя Греция никогда не имела единого государства. Что объединяло греков?
а) языковая общность
б) изрезанная долинами территория полуострова Пелопоннес
в) примитивная сельская община
г) верно всё указанное
д) верно а) и в)
Появление философии в архаический период Древней Греции обусловлено
а) накопление позитивных знаний
б) признание разума основой познания
в) открытие логических методов поиска истины
г) верно всё указанное
д) верно а) и б)
Что способствовало возникновению полиса
а) разделенность морских островов
б) коллектив собственников земли, обладавших равными правами
в) примитивная сельская община, отделённая от другой общины
г) верно всё указанное
д) верно а) и в)
Главное условие гражданства в полисе
а) выполнение греком своих гражданских обязанностей
б) равные политические права
в) участие в народном собрании
г) наличие в собственности участка земли
Основные хозяйственные занятия граждан полиса
а) земледелие в) торговля
б) ремесло г) животноводство
Назовите условия, обеспечивающие свободу полиса и её граждан
а) самодостаточность полиса
б) широкое развитие торговых связей с разными странами
в) политическая независимость
г) высокие гуманистические идеалы
Рабство классического типа основывается на убеждении, что
а) раб является слугой государства
б) раб является «говорящим орудием»
в) раб является младшим членом семьи
г) раб является военным слугой
Идеал культуры классической Греции
а) физически развитый человек в) гармонично развитый человек
б) умственно развитый человек г) духовно развитый человек
Греки тяготели к следующему виду искусства
а) к скульптуре в) к пластическим искусствам
б) к архитектуре г) к изобразительному искусству
Соотнесите личность и направление деятельности
1) история а) Мирон, Поликлет, Фидий
2) трагедия б) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
3) философия в) Эсхил, Софокл, Еврипид
4) скульптура г) Солон, Клисфен, Перикл
5) государственные реформы д) Геродот, Фукидид, Ксенофонт
6) наука е) Сократ, Платон, Аристотель
Главное сооружение греческого полиса
а) Парфенон в) палестра
б) Акрополь г) храм
В V веке до н.э. появилась история как особая область знания. Отцом истории
называли
а) Гипподама в) Герострата
б) Геродота г) Гераклита
О кризисе полиса свидетельствовали следующие события
а) Пелопонесская война
б) греко-персидский войны
в) походы Александра Македонского
г) колонизация побережья Чёрного моря
Главный результат походов Александра Македонского
а) преодоление политического кризиса греческого полиса
б) уничтожение державы Ахеменидов
в) начало эпохи античности
г) начало эпохи эллинизма
19. Что НЕ являлось чертой эллинистической монархии
а) соединение греческих и восточных принципов государственного управления
б) сильная власть монарха
в) частная собственность на землю
г) подавление свободы поданных
Древний Рим.
1).Предки древних римлян жили на:
а).Балканском полуострове; б).севере Малой Азии; в).Апеннинском полуострове.
2).основателем Рима считается:
а).Август; б).Нума; в).Ромул; г).Рем.
3). Три этапа римского государства в правильной последовательности :
а).
б).
в).
4).Войны Рима с Карфагеном – это:
а).Пелопоннесские войны; б).Пунические войны; в).Карфагенские войны.
5).Восстание под руководством Спартака, это восстание _____________
6).Ежегодно избираемые защитники плебеев:
а).консулы; б).трибуны; в).патриции; г).архонты.
7).Знатные и прославленные люди Рима:
а).плебеи; б).консулы; в).патриции; г).трибуны.
Источники рабства в Риме.
Кто такие патриции?
а).знатные и богатые римляне; б).рабы; в).римские бедняки; г).военнопленные.
Прав женщин в Древнем Риме
Понятие античность означает
а) любую древнюю цивилизацию
б) древневосточную цивилизацию и культуру
в) греко-римскую цивилизацию
г) шумерскую культуру
Самоназвание народа, создавшего древнегреческую цивилизацию
а) афиняне в) ромеи
б) ионийцы г) эллины
infopedia.su
Возникновение полиса, его государственное устройство
В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политической сферах. Рождение нового отнюдь не означало гибели старого. Как в городах строительство новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением старых, так и в других сферах культуры старое отступало, но обычно не исчезало совершенно. Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции, – консолидация и развитие полиса, особенно демократического.
Полис из небольшого поселения превратился в самодостаточный политический и экономический центр. Формирование системы политических органов полисной демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. Самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств считается афинская демократия. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой граждане пользовались равными правами и могли принимать участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала до тридцатых годов IV в. до н.э.
Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства производства (и, прежде всего, на главное из них – землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса.
Однако и у полисной демократии существовали свои недостатки. Во-первых, полисная демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, которые не только не обладали личной свободой, но и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством. Во-вторых, свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства – иммигранты и женщины – гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли.
Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов.
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание – верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д.
Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства. В работе народного собрания могли участвовать только граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки (иностранцы) не допускались. Редко участвовали в его деятельности крестьяне, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение.
Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть 1/5 афинян. Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Выступать и вносить проекты законов формально мог каждый участник. Практически же выступали главным образом профессиональные ораторы – демагоги. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки. Важным было право любого участника собрания, сославшись на незаконность законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными. Принятый законопроект становится законом в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.
В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать и вносить на рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.
Для ведения текущих дел Совет был разделён на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменён: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечён к ответственности.
Гелиэя была высшим судебным органом и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьёвкой в день суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также обладала правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием. Важную роль играли должностные лица. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Все избранные подвергались проверке – докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадёжность и личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли стратеги).
После истечения срока должностные лица представляли отчёты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. Главными должностными лицами были стратеги и архонты. Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Они распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывали сбор чрезвычайных военных налогов, руководили доставкой продовольствия, принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях, имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Падало значение архонтов. Девять архонтов избирались жребием из кандидатов, предложенных филами. Коллегией они действовали редко – при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Специальные должностные лица (около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодёжь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.
Греческий полис как социально-политический организмАрхаический период VIII – VI вв. до н. э. был временем формирования социально-расчлененного общества и государства в форме полисного строя. Это был новый путь развития, отличный от того пути, которым шли в свое время древневосточные общества и древнейшие греческие государственные образования II тысячелетия до н. э. (общества древнего Крита и Ахейской Греции). Каковы же особенности этого нового пути?
Формирование основ греческой цивилизации в VIII–VI вв. до н. э. осуществлялось не путем уничтожения «чистых» родовых отношений, как в громадном большинстве предшествующих обществ, а на более сложной культурной основе, включающей богатое крито-микенское наследство. Исторический опыт II тысячелетия до н. э. не пропал даром, был учтен, он обогатил общий исторический процесс.
Природные условия в Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения. Тем самым создавались благоприятные условия для его развития, а основной производственной ячейкой стали не громоздкие царские и храмовые хозяйства или общинное производство с его мелочной регламентацией, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на продуманной эксплуатации рабского труда и с относительно высокой доходностью.
Процесс исторического развития греческого общества в VIII–VI вв. до н. э. протекал в рамках мелких, внутренне сплоченных республик, опирающихся на гражданский коллектив среднезажиточных земледельцев. В таких мелких общественных и государственных образованиях появлялись более благоприятные возможности для создания рациональной и динамичной экономики, более сложной социальной структуры, разнообразных политических учреждений и высокой культуры. Общим результатом этого процесса было появление на территории Балканской Греции, Великой Греции и в Причерноморье нескольких сотен мелких государственных образований с более или менее сходной социально-экономической структурой, принципами политического управления и системой духовных ценностей. Именно в рамках полисного строя древние греки создали в классический период своей истории блестящую цивилизацию, которая стала великим вкладом в сокровищницу мировой культуры, обеспечила древнегреческому обществу почетное место во всемирной истории.
Каковы эти общие черты, сущность и наиболее характерные основы греческого полиса в его обобщенном виде? Внутреннее содержание полиса нельзя сводить только к определенному государственному устройству и системе духовных ценностей. Независимо от размеров каждый греческий полис представлял собой общество во всем многообразии его сторон, с определенной экономической системой, социальной структурой, политической организацией и сложным комплексом культуры.
Территориальное устройство полисаПо своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Существовали очень крупные полисы. Например, Лакедемон, или Спарта, имел территорию 8400 кв.км (1/5 Московской области), а население – около 150–200 тыс. человек. Полис афинян имел общую территорию около 2500 тыс. кв.км с населением в 120–150 тыс. человек, но существовали совсем маленькие полисы с территорией 30–40 кв.км и с населением в несколько сотен человек, как, например, фокидский полис Панопей (на границе с Беотией).
Однако наиболее распространенный тип греческого полиса имел территорию порядка 100–200 кв.км, т. е. 10х10 или 10х20 км с населением в 5–10 тыс. человек, включая женщин, детей, иностранцев и рабов, полноправных мужчин-воинов могло быть от 1 до 2 тыс. человек. «Население полиса, – писал Аристотель, – должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать». В центре полиса находился город. «Город должен представлять собою среди всего окружающего его пространства центральный пункт, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь. Другое условие заключается в том, чтобы к городу легко могли быть доставляемы земельные продукты, далее, чтобы был удобный подвоз к нему лесных материалов и всего того, что государством будет приобретено для обработки... Сообщение города и всей территории полиса с морем является большим преимуществом и в целях безопасности государства, и с точки зрения полного снабжения его всем необходимым». Эта картина идеального полиса, нарисованная Аристотелем, была своего рода обобщением конкретной действительности.
Типичный греческий полис был крошечным государством, территорию которого можно обойти из конца в конец за один день, с небольшим числом жителей, большинство из которых знали друг друга в лицо, с одним центром, где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов, ремесленные мастерские, проживало основное население. Город стоял или на берегу моря, или в нескольких километрах от морского берега, но на берегу моря имел гавань или порт (гавань Фалеры была расположена в 5 км от Афин). Городской центр полиса мог быть окружен кольцом оборонительных стен, но в VI в. до н. э. многие города крепостных сооружений еще не имели. В городском центре была сосредоточена большая часть населения полиса. В городе на центральной площади совершались торговые операции, проводились общеполисные празднества и спортивные состязания. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, но городской центр был один. Вот почему полис определяют еще как город-государство.
Экономика и социальная структура полисаОсновой полисной экономики является земледелие. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство. Виноградарство, оливководство и огородничество требовали значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждались в использовании труда рабов.
Многие греческие полисы из-за малых размеров не имели на своей территории достаточного количества необходимых металлов (железа, меди, бронзы), строевого леса и других видов сырья. Поэтому возникала необходимость их приобретения в других местах. Товарные отношения, торговый обмен стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса. Сельские жители везли на рынок вино, масло, зерно, шерсть, чтобы купить там орудия труда, ткани, одежду, кожу и другие необходимые для жизни изделия. Полисная экономика открывала большие, чем на Востоке, возможности для развития товарных отношений, а стало быть, накопления богатств, появления крупных поместий в сельской местности и больших ремесленных мастерских в городе, использующих рабов.
Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий. К господствующему классу относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост. Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких производителей, прежде всего земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом.
Рабов в VI в. до н. э. было немного, труд рабов применялся лишь в крупных поместьях и ремесленных мастерских, их роль в греческих полисах VI в. до н. э. была небольшой. Однако по мере усложнения полисной экономики, развития товарно-денежных отношений, расцвета ремесленных производств и расширения торговых операций численность рабов в полисах возрастает.
Ядром социальной структуры греческого полиса было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей (т. е. тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов. Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива. Правда, в развитых торгово-ремесленных центрах, таких, как Коринф или Афины, проживали потерявшие земельные участки граждане, которые были вынуждены заниматься ремеслами и торговлей. Таких людей гражданских прав не лишали, но они подвергались своего рода общественному порицанию, становились гражданами второго сорта. При первой же возможности они стремились приобрести земельный участок и реабилитировать себя в общественном мнении. Полисные власти старались помочь таким безземельным гражданам. В каждом полисе существовал резервный фонд, так называемый ager publicus (общественное поле), из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. В состав агер публикус входили также неудобья, болота, карьеры, речные поймы, леса, угодья, которые находились в пользовании всего коллектива полиса.
Владение земельным участком рассматривалось как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане полисов владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены.
Гражданский коллектив полиса был неоднородным. Укрепление товарных отношений усиливало имущественную и социальную дифференциацию гражданского коллектива, приводило к его расслоению и ослаблению. Для поддержания некоторого единства граждан полисные власти принимали ряд мер. Этими мерами были наделение участками потерявших землю граждан, введение земельного максимума, который препятствовал концентрации земли в руках отдельных лиц за счет других. На богатых граждан налагались так называемые литургии, т. е. обязанность тратить часть своих средств на общественные нужды (поставка кораблей, устройство общественных празднеств и др.). Общественное мнение осуждало граждан, занимающихся накоплением богатств, ведущих праздный образ жизни. Напротив, достойным гражданином считался среднезажиточный земледелец, который заботливо ведет свое хозяйство, ревностно выполняет все гражданские обязанности, является умелым и доблестным защитником своего полиса, неся службу в гоплитах.
С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало. Повторное переизбрание на одну и ту же должность, как правило, не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами. Доминирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина.
Духовная культура полисаВ полисах сформировалась и своя система духовных ценностей. Прежде всего своеобразное социально-экономическое, политическое и культурное устройство, сам полис греки считали высшей ценностью. По их мнению, лишь в рамках полиса можно существовать не только физически, но и вести полнокровную, справедливую, нравственную жизнь, достойную человека. Составными частями полиса как высшей ценности выступали личная свобода человека, понимаемая как отсутствие всякой зависимости от какого-либо лица или коллектива, право выбора занятий и хозяйственной деятельности, право на определенное материальное обеспечение, в первую очередь на земельный участок, но вместе с тем и осуждение накопительства богатства.
В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав: активное участие в государственном управлении, хотя бы в форме обсуждения дел на Народном собрании, право и обязанность защищать свой полис от врага. Органической частью нравственных ценностей гражданина полиса стало глубокое чувство патриотизма по отношению к своему полису. Грек был полноправным гражданином лишь в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город – и он превращался в бесправного метека. Вот почему греки дорожили именно своим полисом. Их маленький город-государство был тем миром, в котором грек в наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою собственную личность.
biofile.ru