Нелегальная иммиграция в испанию: Как жить нелегалом в Испании? — Иммиграционное право Испании

Содержание

ситуация в Испании – тема научной статьи по политологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

С.М. Хенкин

Нелегальная иммиграция и преступность: Ситуация в Испании

В качестве одной из основных угроз национальной безопасности, связанных с иммиграцией, массовое сознание западных обществ воспринимает преступность. Широко распространено представление о существовании прямо пропорциональной связи между ростом в стране переселенцев, прежде всего нелегальных, и увеличением преступности. Определенной части политической элиты выгодно эксплуатировать эту тему, сваливая на «людей без документов» ответственность за усиление социальной напряженности и отвлекая внимание населения от других острых проблем и собственных просчетов и ошибок. В немалой степени под влиянием пропаганды власть имущих в разных слоях общества формируется представление об «иммигрантах как преступниках». Насколько, однако, соответствует действительности точка зрения о прямой связи между нелегальной иммиграцией и ростом преступности, на первый взгляд выглядящая весьма правдоподобной?

В свете сказанного несомненный интерес представляет опыт Испании, сменившей в последние десятилетия переселенческую парадигму и превратившейся из страны эмиграции в страну иммиграции. В 1982 г. в Испании насчитывалось 200 тыс. официально зарегистрированных иммигрантов, в 1993 г. -393 тыс., а в 2006 г. — уже 4 млн. (9,3% населения) (13, с. 16). Таким образом, за 24 года численность переселенцев возросла в 20 раз.

Столь же стремительно возрастала и численность нелегальных иммигрантов, хотя данные на этот счет, естественно, весьма приблизительны. В начале 2005 г. в стране было свыше 1 млн. нелегалов. В 1999 г. их число увеличилось на 4%, в 2000 г. — на 15, а в 2004 г. -уже на 32% (1, с. 89).

Пути проникновения нелегалов в Испанию

В Испанию эмигрируют по многим причинам. Прежде всего на ее позитивный образ «работают» утвердившаяся здесь демократия и экономическое благополучие, достигнутое на протяжении жизни всего лишь одного поколения. ВВП Испании в 6 раз выше, чем в Марокко и Эквадоре, и в 13 раз выше, чем в Сенегале (3, с. 351). Привлекательны также географическая близость этой страны для выходцев из африканских стран и культурная близость для латиноамериканцев. Существенно и то, что переселившиеся в Испанию оказывают сильное воздействие на своих родственников и друзей, поощряя к переезду сюда и помогая найти работу и жилье. По словам испанских авторов, «социальные связи, основанные на родственных и дружеских отношениях, даже при всей своей недостаточности, дают весомую поддержку новым иммигрантам, как легальным, так и нелегальным» (3, с. 352). Наконец, переезд в Испанию объясняется широко распространенными надеждами на легкое получение гражданства. Между тем эти надежды необоснованны, так как в Испании действует «принцип крови», а не «почвы». Поэтому сын иностранца испанцем не становится, хотя и родился в Испании.

Пути проникновения нелегальных переселенцев в Испанию различны. Одни их них попадают сюда в качестве туристов, которые после окончания срока визы переходят на нелегальное положение, другие проникают в страну изначально нелегальными способами. В Испании существует весьма развитая криминальная сеть транспортировки нелегальных иммигрантов.

Отдельно следует сказать о нелегальных переселенцах из Африки. Испания — единственная европейская страна, часть территории которой расположена в Африке — портовые города-анклавы на североафриканском побережье Сеута и Мелилья, Канарские острова, ряд принадлежащих ей островов и архипелагов Средиземноморья (общей площадью примерно 40 тыс. кв. км). Эти 80

пограничные территории Испании являются одновременно южной границей Евросоюза.

С 1990-х годов страна испытала буквально «наплыв» североафриканских мусульман — множество людей пересекает Гибралтарский пролив на лодках и катерах.

Часть этих иммигрантов задерживала и депортировала на родину береговая охрана; для некоторых, отправлявшихся в путь на совершенно не приспособленных для этого утлых лодках, путешествие заканчивается трагически: они гибнут при переправе. В 2004 г. вопрос удалось частично решить, создав систему технического контроля за Гибралтарским проливом, предусматривающую оборудование его зоны радарами и другими техническими средствами обнаружения объектов на море.

Однако этим проблема нелегальной африканской иммиграции не исчерпывается. Серьезным вызовом Испании и всему Евросоюзу стал массовый исход населения из стран Черной Африки, находящихся южнее Сахары. Здесь генерируются проблемы нищеты, отсталости, болезней, лишь обостряемые глобализацией и усиливающие отставание этих стран от остального мира. Потоки переселенцев из Нигерии, Сенегала, Мали и других стран Западной Африки, гонимые тяжелыми условиями существования, движутся через пустыню Сахара в Марокко, Алжир или Ливию, с тем чтобы прорваться в Евросоюз — «землю обетованную».

Испанские города Сеута и Мелилья нередко первыми в ЕС принимают на себя этот мощный миграционный выброс. Толпы африканцев штурмом берут заградительные сооружения, отделяющие их от Марокко. Марокканские пограничники открывают огонь, в результате чего гибнут и получают ранения сотни африканцев. Тем не менее немало людей прорываются таким образом в Испанию и другие страны Евросоюза.

Еще один путь проникновения выходцев из стран южнее Сахары в Испанию — через Атлантический океан на Канарские острова. Каждый год испанская полиция возвращает множество лодок, наполненных африканскими переселенцами, часть которых выпрыгивает из лодок и плывет к берегу. Некоторые при этом погибают.

В последние годы нелегальная иммиграция приняла поистине угрожающий характер. Только в 2004-2006 гг. на границе с Испанией было задержано 74,6 тыс. нелегалов, из которых 7 тыс. по-

гибли. Испания лидирует среди европейских стран по числу смертных случаев и исчезновению людей (1, с. 93). По мнению многих экспертов, остановить потоки переселенцев из Черной Африки невозможно.

Отметим, что отнюдь не все африканские нелегалы хотят обрести новую родину в Испании. Для немалого их числа эта страна становится всего лишь сухопутным мостом для проникновения в более богатые европейские страны. Вместе с тем нередко случается так, что в этих странах они долго не задерживаются из-за ужесточения миграционного законодательства и возвращаются в Испанию, где в последние десятилетия власти несколько раз предоставляли части нелегалов легальный статус.

Условия существования иммигрантов

Многие иммигранты уезжают с родины из-за тяжелых условий существования, ограниченных возможностей социального продвижения. Испания представляется им страной, где мечта об обеспеченном и стабильном будущем может осуществиться. Однако мечта нередко оборачивается горьким разочарованием. Часть переселенцев становится нелегалами — и это состояние превращается в перманентное. Крушение надежд объясняется самыми разными причинами — отсутствием поддержки принимающей стороны и соотечественников, неблагоприятной конъюнктурой на рынке труда, незнанием испанского языка и обычаев страны, недостатком жизненного и производственного опыта, неприятием со стороны коренного населения и т.д.

Большинство иммигрантов становятся в Испании неквалифицированными рабочими или чернорабочими, выполняющими самую тяжелую и плохо оплачиваемую работу и зачастую занимающими те рабочие места, которые не спешат занимать коренные испанцы. Иммигранты подвергаются дискриминации при приеме на работу. По данным Международной организации труда (середина 1990-х годов), возможности коренных жителей устроиться на работу в отраслях, где присутствие иммигрантов не распространено, втрое превышают возможности переселенцев при схожих анкетных данных (13, с.

232-233). Дискриминация иммигрантов проявляется и при аренде жилья. Квартиросъемщики нередко отказывают им или предлагают жилье по явно завышенной стои-82

мости. Иммигранты вынуждены снимать квартиру на несколько человек, что может создавать конфликтные ситуации с соседями, например, из-за шума. Зачастую иммигранты обитают в самодельных жилищах на пустырях или окраинах в ненормальных условиях -без воды, света, а то и вообще без крыши над головой.

По оценке общественной организации «СОС: расизм», «статус нелегальных иммигрантов как граждан совершенно не признается, они занимают самые низшие ступени на социальной шкале» (16, с. 33). В ходе опроса, проведенного в ноябре 2000 г. среди 765 иммигрантов (в основном африканцев и латиноамериканцев), выяснилось, что лишь 6% из них получали финансовую поддержку для приобретения жилья или пособие по безработице, 12 — обучались на курсах испанского языка и курсах профессиональной подготовки, 30% имели доступ к системе здравоохранения (6, с. 67).

Серьезная проблема для иммигрантов — необходимость иметь документы, дающие право на проживание в Испании. Без них представители властей могут, задержав переселенца на улице, немедленно выслать его из страны. Между тем получить документы нелегалам, имеющим на это основание, можно, лишь преодолев бюрократическую волокиту, отстояв длинные очереди в рабочее время, что зачастую чревато конфликтом с работодателем. Иммигранты говорят о своей правовой незащищенности, «институциональном расизме» (13, с. 277).

Большинство нелегалов вовлечено в сферу теневой экономики, являющуюся важным компонентом всей экономики Испании. По некоторым оценкам, на долю теневой экономики приходится до 20% ВВП, в ней занято свыше 23,4% всего экономически активного населения страны (1, с. 90). Нелегалы вносят существенный вклад в развитие теневой экономики, особенно аграрного сектора, текстильной и пищевой промышленности, где трудится примерно половина от их числа. По меткому замечанию испанских авторов Х. Гойтисоло и С. Неира, «нелегальная иммиграция связана с теневой занятостью, как лихорадка с бубонной чумой» (8, с. 122).

Нелегальные иммигранты не имеют трудовых контрактов, находятся в полной зависимости от хозяина и зачастую подвергаются сверхэксплуатации. Предпринимателям выгоднее иметь дело с официально не зарегистрированными работниками — это снижает издержки работодателя за счет экономии на заработной плате,

уклонения от уплаты взносов в систему социального обеспечения. Часть нелегальных иммигрантов занята мелким бизнесом, розничной торговлей, а некоторые из них напрямую связаны с преступностью, торговлей наркотиками и проституцией.

По национальному составу основные группы иммигрантов -это выходцы из стран Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Среди стран, давших наибольший процент нелегалов, вплоть до последнего времени лидировало Марокко. За ним следовали Алжир, Колумбия, Эквадор, Доминиканская Республика, Румыния, Украина, Польша. С 2003 г. марокканцев по темпам прироста начали обгонять латиноамериканцы. Дело в том, что в январе 2003 г. в законодательство Испании была внесена поправка, в соответствии с которой прямые потомки переселенцев в Латинскую Америку получили право на возвращение в Европу и на получение испанского гражданства. Для этого достаточно, чтобы один из родителей в прошлом был гражданином Испании. На Пиренеи могут переехать и представители младшего поколения — в том случае, если внук выходца из Испании проживает здесь. Принятие этих поправок положило начало переезду сотен тысяч новых иммигрантов из пораженных кризисом латиноамериканских стран в более экономически благополучную и развитую Испанию.

Несмотря на нелегальный статус, выходцам из Европы и Латинской Америки, близким коренному населению по культуре и языку, легче приспособиться к смене места жительства, чем африканским мусульманам. Другой язык, другая религия и обычаи затрудняют процесс адаптации к новой социально-культурной среде. Так, многие переселенцы из Марокко убеждены, что в Испании к ним относятся хуже, чем в любой другой европейской стране (может быть, за исключением Италии), а также хуже, чем к иммигрантам из других стран. По их мнению, здесь нет таких возможностей для социального продвижения, какие были, например, в США у итальянцев и ирландцев в XIX в. или у китайцев и кубинцев в ХХ в. Их удел в Испании — «всегда работать на стройке или официантом» (13, с. 283).

Среди нелегальных иммигрантов заметное место занимают изгои, люди «без кола и двора». Эти иммигранты выделяются даже среди нелегалов своей необустроенностью и бедственным положением. Многие из них живут без всяких надежд изменить к лучшему

свою участь, без веры в будущее. По имеющимся оценкам, они составляет 10% от общей численности иммигрантов (15, с. 401).

В приютах для обездоленных доля этой части иммигрантов весьма высока. Так, в 2003 г. в приютах Сан Хуан де Диос в Мадриде и Барселоне их численность была выше, чем численность местных жителей. В приютах Мурсии в 2005 г. испанцы составляли не более 20% (15, с. 400-401). В 2002 г. в соответствующие испанские службы для обездоленных обратились 31 % выходцев из Северной Африки, 24 — латиноамериканцев, столько же выходцев из стран Восточной Европы, 11 — из стран ЕС, 8% — из стран Тропической Африки (15, с. 398-399). Многие из этих отверженных были таковыми и у себя на родине.

Взяв за критерий степень отторжения обездоленных нелегальных иммигрантов от общества, испанские социологи выделяют среди них несколько социальных типов: находящиеся в «зоне риска», «изгои со слабой степенью выраженности», «изгои с сильной степенью выраженности» и, наконец, отверженные, находящиеся в этом состоянии перманентно. Для лучшего понимания этой классификации целесообразно охарактеризовать крайние типы. Обездоленные в «зоне риска» — это те, кто еще сохраняет семью, хотя, возможно, находящуюся на грани распада, перебивается временными и случайными заработками, пользуется слабой социальной поддержкой, не болен (физически и умственно). Напротив, «перманентно отверженные» — это люди нигде не работающие, не получающие никакой поддержки, физически больные, с расстроенной психикой, нуждающиеся во врачебной помощи (15, с. 388).

Нелегалы по-разному реагируют на условия своего существования. Одни из них предпочитают не отвечать на произвол либо из боязни быть высланными из страны, либо по причине того, что их могут заменить другими работниками, более послушными. Другие же реагируют прямо противоположным образом, становясь на путь совершения преступных действий. И этот способ получения доходов превращается для них в основной.

Некоторые черты социального портрета нелегалов-преступников

Испанская статистика фиксирует неуклонный рост преступности в рядах нелегальных иммигрантов, особенно ощутимый в

сопоставлении с аналогичными показателями среди коренного населения.

Таблица 1 (16, с. 31)

Испанцы и иностранцы, находившиеся в заключении (1994-2005)

Год Доля испанцев (%) Доля иностранцев (%) Общее число заключенных (тыс.) Иностранцы, находящиеся в заключении (тыс.)

1994 84,0 16,0 47 351 7 573

1995 83,7 16,3 45 192 7 346

1996 82,5 17,5 42 025 7 369

1997 82,5 17,8 42 878 7 650

1998 81,9 18,1 44 695 8 073

1999 81,9 18,1 44 226 8 022

2000 79,6 20,4 45 062 9 177

2001 76,7 23,3 47 495 11 090

2002 74,1 25,9 51 848 13 413

2003 72,9 27,1 56 096 15 205

2004 70,9 29,1 58 975 17 138

2005 69,6 30,4 60 414 18 393

Из табл. 1 видно, что в 1994 г. в испанских тюрьмах находились 7573 тыс. иммигрантов, а в 2005 г. — уже 18 393. Таким образом, за 11 лет численность их возросла на 142,9%. За это же время доля заключенных коренных жителей увеличилась только на 5,6% (16, с. 31).

Речь в данном случае идет о переселенцах, отбывающих тюремный срок. Число же иммигрантов, ежегодно задерживаемых полицией за всевозможные правонарушения, во много раз больше. Например, в 2004 г. были задержаны 200,6 тыс. иностранцев. Больше всех закон нарушали марокканцы (26,6 тыс. случаев административных правонарушений). На их долю приходится 22,4% преступлений от общего числа нарушений закона иммигрантами. Процент преступлений, совершенных марокканцами, выше, чем их доля в составе всего иммигрантского населения (13,7%). За ними следуют румыны (13,6% правонарушений, 12,3% преступлений).

Процент преступлений, числящихся за ними, также выше их доли в составе иммигрантов (8,5%). Алжирцы составляют 1,2% от всех переселенцев. Однако и здесь количество административных правонарушений и преступлений заметно выше (соответственно 4,2 и 4,8%). Далее следуют эквадорцы: 13,3% от общего числа переселенцев, 9,7 — административных правонарушений и 9,9% преступлений; колумбийцы — 7,2% от общего числа иммигрантов, 3,8 -административных правонарушений и 5% преступлений; британцы — 6% от всех иммигрантов, 1,3 — административных правонарушений и 3% преступлений; китайцы — 2,3% иностранцев, 1,5 — административных правонарушений, 2,6% преступлений. На долю европейцев — выходцев из Восточной Европы (не считая поляков), составляющих 8% от всех переселенцев, приходится 8,9% административных правонарушений и 8,8% преступлений (3, с. 364).

Таблица 2 (3, с. 359)

Преступления и административные правонарушения (средние показатели за 2000-2004 гг.)

Преступления 1 020 906

имущественного характера 869 261

против личности 29 404

против коллективной безопасности 42 769

другие преступления 79 472

Административные правонарушения, затрагивающие 1 009 470

права личности 198 528

право собственности 808 579

общественные интересы 3216

общественный порядок 11 747

всего 2 042 976

Больше всего задержанных было в возрасте от 21 до 30 лет (более 102 тыс. ), затем следовали те, кому от 31 до 40 лет (40,5 тыс.), от 18 до 20 (23,5 тыс.), от 41 до 50 (14,8 тыс), менее 18 (более 6 тыс.), от 51 до 64 (3,3 тыс.), старше 64 (451). В целом среди задержанных преобладали люди моложе 30 лет (65,5%). Характерно также, что

подавляющее большинство задержанных составляли мужчины (87,2%) (3, с. 376). Таким образом, типичный образ нелегала-преступника — это молодой мужчина, африканец или латиноамериканец.

По статистике, административные правонарушения и преступления, совершаемые иммигрантами, делятся примерно пополам.

По статистике нелегалы чаще всего совершают преступления в Мадриде, Валенсии, Каталонии, на Балеарских и Канарских островах — территориях, где ВВП на душу населения выше, чем в большинстве других регионов Испании. Нелегалов-преступников манит богатство и роскошь части обитателей этих регионов.

«Что же касается легальных переселенцев, то среди них преступность распространена меньше, чем среди коренных жителей. Иммигрант, имеющий работу и знающий о недоверии, которое он вызывает, предпочитает как можно меньше обращать на себя внимание» (6, с. 192).

«Иммигрантская» преступность: мифы и реальность

Безусловно, увеличение числа нелегальных иммигрантов в Испании влечет за собой и увеличение количества преступлений, совершаемых ими. Более быстрый рост «иммигрантских» преступлений по сравнению с аналогичным показателем среди коренных жителей во многом объясняется маргинализацией чужестранцев, обусловливающей предрасположенность части их к противоправным и уголовным деяниям.

Вместе с тем на статистику влияют действия испанских правоохранительных органов. Дело в том, что опасность быть задержанными для чужестранцев гораздо выше, чем для испанцев по причине антииммигрантского настроя в полицейской среде. Представители правоохранительных органов признают, что получают распоряжения, отличающиеся ксенофобской направленностью. Причиной задержания может стать уже сам по себе факт отсутствия необходимых документов. Кроме того, возможности юридической защиты у иммигрантов, равно как и уплата залога за поручительство, зачастую весьма ограничены по финансовым причинам.

Статистика неопровержимо свидетельствует: подавляющее большинство иммигрантов не нарушают испанское законодательство, не совершают преступлений и не находятся в заключении. Так, в 88

2005 г. в тюрьмах находились лишь 18 393 иммигранта, или 0,4% от общей их численности (свыше 4 млн. человек) (16, с. 30). Однако в общественном сознании живуч стереотип о неразрывной взаимосвязи иммиграции и преступности. В 1991 г. 43%, а в 2002 г. уже 59% опрошенных связывали увеличение иммиграционных потоков из слаборазвитых стран с ростом преступности в Испании (6, с. 185).

В стране растут антииммигрантские настроения. Согласно опросам общественного мнения, иммиграция на протяжении многих лет входит в число проблем (наряду с безработицей и терроризмом), вызывающих беспокойство у испанцев. Переселенцев из слаборазвитых стран обвиняют в том, что они отнимают работу и снижают заработки у местного населения, но прежде всего на них возлагают вину за рост преступности в стране. С 1996 по 2004 г. в четыре раза (с 8 до 32%) увеличилось число лиц, выступающих против предоставления переселенцам социальных и гражданских прав, против приема политических иммигрантов и упорядочения положения нелегалов. Эти испанцы обеспокоены возможностью жить вместе с чужестранцами, они считают, что законы об иммиграции слишком терпимы, и высказываются за введение запрета на въезд трудящимся-иммигрантам в Испанию. «Отторгающие» относятся к партиям, стоящим на расистских позициях (6, с. 33, 351).

Акты агрессии, насильственных действий против переселенцев получают все большее распространение в испанском обществе. Не встречая должного отпора со стороны местных властей, они создают у жертв ощущение незащищенности, а у агрессора — чувство безнаказанности. Борцов против расизма особенно беспокоит то, что акты агрессии совершают и представители сил правопорядка. По данным общественной организации «СОС: расизм», из 131 случая расистских выходок в Каталонии в 2004 г. каждую четвертую совершали представители правоохранительных органов (11, с. 22).

Важную роль в формировании антииммигрантских настроений играют некоторые партии и средства массовой информации Испании. По словам испанского социолога Бордаса Мартинеса, «иммиграция из сферы демографии перешла в область криминальной социологии благодаря контексту глобального насилия, реального или воображаемого, об опасности которого без устали твердят средства массовой информации, вызывая у населения едва

ли не параноидальные реакции… Когда войны, политический или религиозный терроризм, семейное положение или состояние здоровья смешиваются в человеческом сознании с информацией о преступности, то все это порождает чувство страха» (3, с. 348). Страх перед феноменом иммиграции еще более усиливает то, что испанское общество прежде никогда не сталкивалось с ним в столь широких масштабах. Это обстоятельство делает особенно опасными фальсификации и демагогические заявления по иммигрантской проблеме.

Политические партии Испании:

подходы к решению проблемы «иммиграция-преступность»

После принятия в 1985 г. первого современного Закона о свободах и правах иностранцев иммиграционное законодательство в Испании постоянно обновляется и корректируется с целью упорядочения пребывания переселенцев в стране. Законодательство признает равенство многих прав и свобод легальных иммигрантов с коренным населением. Переселенцам предоставляются, в частности, право на жилище, защиту семьи, образование, гарантируются юридические услуги, защита прав малолетних, право на забастовку (хотя и ограниченное). Официально признаются различные общественные организации в защиту иммигрантов. Вместе с тем иностранцы, приехавшие из стран, не являющихся членами ЕС, не имеют права участвовать в выборах.

Законодательство же в отношении нелегальных иммигрантов, первоначально предоставлявшее им целый ряд прав, заметно ужесточилось. В период второй легислатуры Народной партии (НП, 2000-2004 гг.) нелегалы лишились права на помощь в приобретении жилья, получении образования (кроме самого необходимого), на бесплатную юридическую помощь (за исключением случаев, связанных с высылкой или отказом во въездной визе). Создание ими ассоциаций, профсоюзов, проведение собраний и манифестаций требовали разрешений, установленных законом. Хозяева предприятий, использовавшие труд нелегалов, могли быть оштрафованы, а их предприятия закрыты (13, с. 216). Опасаясь потерять контроль над расширявшимся потоком нелегальных иммигрантов, правительство НП усилило преграды для их въезда в

страну, а также расширило возможности для депортации иммигрантов, нарушающих закон.

Накануне парламентских выборов 2008 г. позиция НП еще более ужесточилась. Председатель НП М. Рахой заявил, что в случае победы на выборах обяжет переселенцев, которые хотят обновить разрешение на проживание в Испании, подписать «контракт об интеграции». В этом документе, согласно Рахою, иностранцам придется принять на себя обязательства по «исполнению законов, уважению обычаев испанцев, изучению языка, уплате налогов. Они обязаны активно работать, чтобы интегрироваться в испанское общество, а если не найдут работу — возвратиться на родину» (2, с. 30). Иными словами, они должны будут покинуть Испанию, если не найдут работу через год после подписания «контракта об интеграции». В другом выступлении Рахой сказал: «Мы будем помогать иммигрантам интегрироваться. Если же они этого не сделают, будем создавать гетто» (7, с. 24).

Один из основных постулатов консерваторов по иммиграционной проблеме состоит в том, что переселенцам «не хватает места» в Испании. Политики из НП культивируют негативный образ переселенцев из слаборазвитых стран, создавая превратное представление о наличии прямой связи между увеличением их притока в страну и ростом преступности. Лидеры партии Х.М. Аснар и Рахой постоянно напоминают, что «от 78 до 89% лиц, находящихся в предварительном заключении, — это иностранцы» (12, с. 23).

Председатель НП Рахой заявил, что если он станет председателем правительства, то будет беспощадно выдворять из страны иностранцев-преступников, включая и совершивших нетяжкие правонарушения. Он добавил, что будет стимулировать заключение соглашения в рамках ЕС, в соответствии с которым эта группа переселенцев вообще не сможет попасть в страны Сообщества. «Закроем ворота перед теми, кто не уважает закон… Я буду бороться с мнением, что в Испанию можно проникнуть нелегально», — заявил он (5, с. 29; 14, с. 22). В бытность министром внутренних дел в правительстве Х.М. Аснара (2000-2004) Рахой уже пытался претворить в жизнь эту идею, однако встретил решительные возражения, в частности Верховного суда, поскольку его предложения лишают иностранцев презумпции невиновности (в настоящее время осужден-

ные иммигранты депортируются из Испании лишь после вынесения судебного приговора).

«Контракт об интеграции» Рахоя, выдвинутый им во время предвыборной кампании, явно не свободен от популизма. Лидер НП подыгрывал настроениям ксенофобии, все шире распространяющимся в Испании. Радикальный настрой НП — это еще и претензия на представительство всего правоконсервативного лагеря Испании, в том числе его экстремистской части. В современной Испании, в отличие от многих западноевропейских стран, не сформировалась влиятельная праворадикальная партия. Между тем существуют серьезные предпосылки для формирования такой партии, в числе которых уже не раз упоминавшийся рост национализма в связи с массовой иммиграцией в страну и развитием процессов европейской интеграции; малочисленные пока праворадикальные организации, действующие в различных регионах; исторические традиции. Опасаясь появления сильной праворадикальной партии, способной отнять у нее часть избирателей, НП «играет» на этом поле, заполняет ту часть политического спектра, которую обычно занимают ультраправые.

Предложения Рахоя не отличаются оригинальностью. «Контракт об интеграции» чрезвычайно похож на документ, который в 2004 г. во многом благодаря усилиям президента Франции Н. Саркози, бывшего тогда министром внутренних дел, стал частью французского законодательства. Вместе с тем НП — не первая партия Испании, предложившая радикальный путь решения «проблемы иммиграции». В 2006 г. с похожими предложениями выступила влиятельная правоцентристская националистическая партия «Конвергенция» и Союз Каталонии (в Каталонии проживает примерно четверть всех перебравшихся в Испанию иммигрантов).

В либеральных и демократических кругах Испании «контракт об интеграции» Рахоя вызвал критику как порывающий с основополагающими конституционными принципами равенства всех граждан перед законом. Например, оппоненты из Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), не соглашаясь с требованиями Рахоя к иностранцам следовать «устоявшимся обычаям» испанцев, иронически заметили: «Кто определяет каталог устоявшихся обычаев — это обычаи. архиепископа Мадрида или агно-

стика, отцов или детей? … Мы должны заставить их (иммигрантов. -Авт.) полюбить корриду или посещать мессу?» (17, с. 28).

Подход к решению проблем нелегальной иммиграции, предложенный правительством Испанской социалистической рабочей партии, которое сменило в марте 2004 г. кабинет министров НП, выглядит более либеральным. ИСРП, как и многие другие партии, профсоюзы и неправительственные организации страны, отмежевалась от «контракта об интеграции» Рахоя, подвергнув его критике. Председатель правительства Х.Л. Родригес Сапатеро принес извинения иммигрантам за «дискриминационные обиды». Социалисты противопоставляют ксенофобии НП традиционные для испанцев дружелюбие и гостеприимство по отношению к гостям (17, с. 28).

Социалисты предприняли попытку разрешить проблему нелегальных переселенцев, сделать иммиграцию легальной и упорядоченной. С февраля по май 2005 г. действовала новая редакция Закона о проживающих в Испании без права гражданства, в соответствии с которой нелегальные иммигранты, занимавшиеся трудовой деятельностью в стране не менее шести месяцев, но не имевшие разрешения на проживание здесь, могли такое разрешение получить. Претворение этого закона в жизнь, как считает правительство, позволяет серьезно ограничить сферу теневой занятости, нанести удар по преступности, улучшить материальное и правовое положение сотен тысяч переселенцев и создает благоприятные условия для их интеграции в общество. Результатом действия закона стало выведение из теневой деятельности 580 тыс. предприятий и предоставление легального статуса 647 тыс. иммигрантов (это число больше, чем дали все предыдущие кампании по легализации вместе взятые). В настоящее время рассматривается еще 700 тыс. заявок на легализацию (1, с. 92).

Столь масштабная легализация нелегалов во многом объяснялась предшествовавшей недооценкой требований рынка труда и неэффективностью механизма предложения вакансий переселенцам. До принятия закона вакансии заполнялись преимущественно нелегалами. Так, в 2002-2005 гг. предприниматели нуждались в 700 тыс. работниках (240 тыс. в год). Между тем реально число легальных иммигрантов едва превышало 30 тыс. человек в год, включая и временных рабочих (4, с. 914). Сталкиваясь с дефицитом ра-

бочей силы, испанские предприниматели были вынуждены включиться в процесс предоставления своим работникам легального статуса.

После принятия закона привлечение нелегалов стало более сложным и дорогостоящим делом, так как власти усиливают проверки на предприятиях и налагают крупные штрафы за использование труда нелегалов. Однако потребность в них вовсе не отпала. Работа домашней прислугой, в гостиничном секторе, строительстве, сфере туризма предполагает высокую мобильность рынка труда, необходимость срочно заполнять вакансии. Между тем предприниматели зачастую не имеют достаточных ресурсов, чтобы спрогнозировать свои потребности даже в краткосрочном плане. В результате власти не могут определить хотя бы примерное количество легальных иммигрантов для удовлетворения спроса со стороны рынка труда.

Массовая легализация, предпринятая правительством ИСРП, вызвала волну критики, прежде всего со стороны консерваторов, утверждающих, в частности, что облегчение условий легализации сделает Испанию еще более притягательной для переселенцев из слаборазвитых стран и лишь расширит «масштабы нашествия на страну чужеземцев» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Рахой заявил, что в случае победы на парламентских выборах консерваторов «массовой легализации нелегалов больше не будет никогда» (5, с. 29). Кто бы ни был прав в оценке последствий применения данного закона, в Испанию продолжается массовый наплыв нелегалов — прежде всего африканских мусульман.

В сложившейся обстановке ИСРП пошла по пути ужесточения своей политики в отношении нелегальной иммиграции. Совместно с другими странами ЕС патрулируется африканское побережье Атлантического океана, заключаются соглашения с некоторыми странами Африки о высылке туда выходцев из этих стран, нелегально оказавшихся в Испании. В 2006 г. на Евроафри-канской конференции министров иностранных дел в Рабате, встречах глав правительств стран ЕС в Мадриде и Лахти (Финляндия) были приняты решения об упорядочении миграционного регулирования, в том числе об оказании Испании и другим странам ЕС (Италии, Мальте, Греции) финансовой помощи на 2007-2013 гг. в размере 2,3 млрд. евро на укрепление их пограничных служб.

В 2007 г. благодаря усилению пограничного контроля масштабы нелегальной иммиграции сократились на 61 % на Канарских островах и на 30% в Андалусии (9, с. 25).

ИСРП прибегает к депортации нелегальных иммигрантов, причем делает это в более широких масштабах, чем НП. Если в годы правления последней из Испании были высланы 260 тыс. человек, то в период первой легислатуры ИСРП (2004-2008) — 370 тыс., или на 43% больше (17, с. 28.).

Депортация нелегальных переселенцев вызывает критику части либеральной общественности. Так, деятель католической церкви И. Эльякурия, выражая общее мнение несогласных с этой мерой, отметил, что большинство нищих из слаборазвитых стран проникают в Испанию с целью изменить свое положение, утвердиться в своем фундаментальном праве — праве на жизнь. Депортация же «ущемляет достоинство этих людей, их право на жизнь, потому что возвращает их в нищету, или, другими словами, приближает к смерти» (10, с. 22).

На международных встречах по проблемам иммиграции неоднократно подчеркивалось, что управлять потоками переселенцев невозможно только путем усиления пограничного контроля. В условиях транснационального характера иммиграции очевидна необходимость глобального взаимодействия всех заинтересованных сторон, ставящего своей целью социально-экономическое развитие отсталых стран и регионов мира — основных поставщиков дешевой рабочей силы.

Вместе с тем принимаемые пока меры лишь частично решают проблему нелегальной иммиграции, которая в будущем вполне может обостриться. Дело в том, что после прибытия иммигрантов в Испанию их помещают в специальные центры. Если не будет установлено гражданство или если таковое будет установлено, но между Испанией и данным государством нет соглашения о возвращении нелегальных иммигрантов, то по истечении 40 дней человека должны выпустить на свободу. Хотя у нелегального иммигранта нет никакого документа, по испанским законам его нельзя ни выслать из страны, ни арестовать, если он не совершил преступления. Юридическая основа для массовой депортации может быть создана только после изменения законов — как в Испании, так и в других странах ЕС, которые основываются на уважении прав человека.

Иными словами, идея массовой депортации входит в противоречие с европейской либеральной традицией.

Меры, принимаемые властями ряда членов ЕС (Франция, Италия и др. ), ужесточающими контроль за иммигрантами и облегчающими условия их депортации, свидетельствуют, что имеет место поиск новой политики управления иммиграцией, отвечающей, по мнению осуществляющих этот поиск, реалиям начала XXI в. В политических партиях Испании — при всех различиях — сдвиги в иммиграционной политике также идут в этом направлении. Напрашивается вывод, что проводимая ныне иммиграционная политика зачастую априори как бы «криминализирует» нелегальных иммигрантов, приравнивает их к преступникам.

В целом же ситуация с решением проблем нелегальной иммиграции выглядит весьма неоднозначно. Противодействуя потоку нелегалов, испанские власти вместе с тем заинтересованы в них. Труд нелегальных иммигрантов, как и иммигрантов вообще, необходим для нормального функционирования испанской экономики в условиях низкого уровня рождаемости и роста численности пенсионеров. Крайне существенно также, что именно нелегальные иммигранты делают тяжелую, грязную и малооплачиваемую работу, выполнять которую отказываются коренные жители. Власти, таким образом, оказываются перед необходимостью решения двух задач, противоречащих друг другу: удовлетворения потребностей экономики и реагирования на запрос, связанный с ростом антииммигрантских настроений в обществе. Своеобразие ситуации состоит в том, что иммиграционная политика не может быть успешной без учета в той или иной мере обоих этих аспектов.

Список литературы

1. Понеделко Г.Н. Сдвиги на рынке труда Испании // Мировая экономика и международные отношения. — М., 2008. — № 2. — С. 86-93.

2. Barbulo T., Garriga J. Rajoy quiere obligar a los inmigrantes a firmar «un contrato de integracion» // El Pais. — Madrid, 2008. — 7 febr. — P. 30.

3. Bordas Martinez J. La inmigracion y la delincuencia en España // Sistema. -Madrid, 2006. — Enero, N 190-191. — P. 347-383.

4. Bravo Moreno A. Inmigracion: Criminalization, Rationalization y Desarollo Economico // Y Congreso sobre la inmigracion en España. Inmigracion y desarollo humano. — Valencia, 2007. — Marzo. — P. 908-923.

5. Cañizares M.G. Rajoy quiere obligar a los inmigrantes a «respetar las costumbres de España» // ABC. — Madrid, 2008. — 7 febr. — P. 29.

6. Cea D’Ancona. La activacion de la xenofobia en España. Que miden las encuestas? — Madrid, 2004. — 363 p.

7. Cue C.E. Rajoy : «La inmigracion es un problema real» // El Pais. — Madrid, 2008. — 10 febr. — P. 24.

8. Goytisolo J., Nair S. El peaje de la vida: Integracion o rechazo de la inmigracion en Espana. — Madrid, 2001. — 226 p.

9. Entrevistas digitales // El Pais. — Madrid, 2008. — 29 febr. — P. 25.

10. Martinez S. Expulsion de inmigrantes // El Pais. — Madrid, 2008. — 29 febr. -P. 22.

11. Mas victimas del racismo // El periodico de Cataluña. — Barcelona, 2005. -22 marzo. — P. 22.

12. Miranda J. Inseguridad ciudadana, inmigracion y economia criminal // Viento Sur, 2002. — Junio, N 190-191. — P. 21-25.

13. Perez Diaz V., Alvarez-Miranda B., Chalia E. La inmigracion musulmana en Europa. Turcos en Alemania, argelinos en Francia y marroquis en España. -Madrid, 2004. — 329 p.

14. Rajoy quiere obligar a los inmigrantes a «respetar» las costumbtes de España» // El Mundo. — Barcelona, 2008. — 7 febr. — P. 22.

15. Sanchez Morales R. La internalizacion de la exclusion social extrema en España: tendencias y escenarios de futuro / / Sistema. — Madrid, 2006. -N 190-191. — P. 385-404.

16. Tezanos J.F. y Tezanos V.S. La cuestion migratoria en España. Tendencias de inmigracion y exclusion social // Sistema. — Madrid, 2006. — N 190-191. -P. 9-39.

17. Tomas N., Santos P. Zapatero sale a pedir a los inmigrantes por las «ofensas» del PP // El periodico de Cataluña. — Barcelona, 2008. — 8 febr. — P. 28.

Нелегалы в Испании — дешевая рабочая сила для местного агропрома | Европа и европейцы: новости и аналитика | DW

Городок Эль-Эхидо с населением около 90 тысяч человек находится в самом центре испанской провинции Альмерия — крупном центре аграрной промышленности страны. Рано утром, сразу после восхода солнца, на окраине города собирается группа мигрантов, ищущих работу. Сегодня их около 25 человек. Все они готовы выполнять поденную работу. И надеются, что у местных фермеров им удастся хоть немного заработать.

Мигранты-поденщики

«Я прихожу сюда уже пятый день подряд. Но пока никто не появлялся и не предлагал работу. Найти работу очень сложно. Мы стоим здесь и ждем с 6 до 9 утра, а потом уходим домой ни с чем», — рассказывает 47-летний Абдераззак из Марокко.

С ним соглашается и другой стоящий рядом безработный — Лай Джелоу, бывший полицейский из Гамбии. «Условия жизни и возможности для работы в Европе такие же, как в Африке. Я никогда не работал в поле и не думал, что мне когда-нибудь  придется это делать», — говорит он.

Альмерия — кладовая Европы и остановка для мигрантов

На 31 000 га земли — на полях и в теплицах — в Альмерии ежегодно выращивают 3,5 млн тонн овощей и фруктов. Сельскохозяйственную продукцию в этой части региона Андалуcия производят как на небольших частных предприятиях, так и на крупных заводах и фабриках, которых здесь довольно много. Поэтому провинцию называют «морем пластика» — из-за занимающих огромные площади теплиц. Отсюда овощи и фрукты попадают в супермаркеты Европы, в частности, в такие страны, как Германия и Великобритания.

Для мигрантов из стран Африки Альмерия является воротами в Европу. По данным региональных властей, только в прошлом году около 12 000 мигрантов более чем на 400 лодках прибыли в Альмерию морским путем с африканского континента. По словам Хосе Гарсиа Куэва, общественного активиста и члена Андалузского союза рабочих, мигрантов зачастую используют как дешевую рабочую силу, предлагая плохие условия труда. И они вынуждены на это соглашаться.

Теплицы в испанской Альмерии

«Проблема в том, что на испанских полях закон и право не уважают», — сетует активист. По его словам, очень сложно изменить менталитет работодателей, потому что они привыкли нарушать трудовое законодательство. «Рабочие здесь зачастую трудятся без договора и социальных гарантий, зарабатывают в день от З2 до 40 евро — вместо минимальных 55 евро. Многие используют на полях и в теплицах пестициды, что вредит здоровью», — поясняет Хосе Гарсиа Куэва.

Он приводит в пример случай, происшедший две недели назад, когда от остановки дыхания умер один марокканский рабочий. Перед смертью у него наблюдались симптомы отравления. «Расследование показало, что его смерть наступила в результате отравления пестицидами. Он был молод и у него не было проблем со здоровьем», — отмечает Хосе Гарсиа Куэва.

В каких условиях живут мигранты-поденщики

Стоя у дверей своего временного жилища 28-летний марокканец Исмаил Аджман смотрит на руины соседнего дома. Исмаил живет в одной из множества так называемых «чабол» — трущобе недалеко от центра Нихара. В феврале этого года в результате пожара часть дома, в котором жили около 120 рабочих-поденщиков, сгорела. Причиной возгорания стал газовый баллон, который нужен был жильцам для приготовления еды.

Как и сотни других мигрантов, живущих здесь, марокканец соорудил себе жилье из досок, картона и пластика, чтобы находиться недалеко от места работы. Условия жизни здесь чудовищные. В большинстве домов нет водопровода, газа и электричества. Жильцы вынуждены пользоваться газом в баллонах и воровать электричество.

Исмаил Аджман у своего жилища

«Жить в этих домах очень опасно. Кто-то закурит, и это может стать причиной пожара. Повсюду стоят канистры и газовые баллоны, ничем не защищенные электрические провода. Но без этого у нас не было бы возможности готовить еду и не было бы света ночью. У нас фактически нет стабильной зарплаты, чтобы платить за жилье», — делится Исмаил Аджман.

Трущоба в нескольких сотнях метров от теплицы, в которой работают мигранты, постоянно напоминает им о несбывшихся мечтах о лучшей  жизни в Европе. «Я приехал сюда, потому что думал, что смогу жить в Испании лучше, чем у себя на родине. Но здесь чудовищные условия жизни, — констатирует марокканец Саллах Акили. — Я живу здесь один, без жены и детей. У меня уже 10 лет нет документов, потому что мой шеф не хочет давать мне трудовой договор. Все это время я не могу вернуться домой, чтобы повидаться со своей семьей».

Борьба с нелегальной миграцией

По данным местных властей, 30 процентов мигрантов, работающих и живущих в Альмерии — нелегалы. Даниэль Перец Рехе — руководитель спецподразделения полиции UCRIF, которое борется с нелегальной миграцией, выявляя в регионе работодателей, незаконно использующих мигрантов как дешевую рабочую силу. Полицейские регулярно с этой целью проводят рейды. Сейчас Перец Рехе с коллегами находится в теплице, где выращивают томаты.

Рейд по выявлению нелегальных мигрантов

«Скажи мне правду. Это ведь не ты?», — обращается к одному из рабочих в теплице Хосе Луиз Сердан, сотрудник UCRIF, проверяя его документы. «Он работает здесь по документам другого человека, и мы вынуждены его задержать», — поясняет ситуацию Даниэль Перец Рехе, в то время как его коллега Хосе Луиз Сердан ведет нелегала в полицейскую машину.

По словам сотрудников UCRIF, подобные случаи довольно распространены в этой провинции. Мигранты, которые уже имеют работу, одалживают за деньги свои документы другим, чтобы и те могли устроиться. Все это способствует росту преступности в Испании. Тем же, кто берет нелегала на работу, грозит штраф в размере 6000 евро, рассказывают полицейские.

Фермерам нужна дешевая рабочая сила

32-летняя Лидия Мартинез Вальбрехт (Lidia Martinez Walbrecht) и ее супруг, бывший авиамеханик немецких ВВС Тобиас Ибель (Tobias Übel) арендуют здесь 1,5 га земли, на которой выращивают огурцы и перец. У них работают три человека из Африки и Восточной Европы.

Супруги рассказывают, что конкуренция на рынке сельскохозяйственной продукции из таких стран, как Турция и Марокко, в сочетании с увеличивающимися расходами на утилизацию ложатся тяжким бременем на испанских фермеров и заставляют их находить нетрадиционные пути для того, чтобы оставаться на плаву. «В прошлом году наша прибыль составила всего 28 000 евро. А в этом году будет еще хуже», — указывает Лидия Мартинез Вальбрехт. Но своим рабочим она платит легальную зарплату, на что указывают счета, которые показывает женщина.

«В декабре прошлого года цена на огурцы упала до рекордного уровня. Мы вынуждены были продавать килограмм за 0,65 евро. Многие фермеры должны были как-то защитить свое дело или отказаться от него», — говорит Лидия Мартинез Вальбрехт. 

Ее муж полагает, что фермеры, оказавшись в сложной финансовой ситуации, вынуждены нарушать трудовое законодательство. Они платят своим рабочим зарплату меньше положенной и не обеспечивают никакие социальные гарантии, но таким образом могут скопить в год около 20 тыс евро. «Я думаю, это замкнутый круг: работодатели не платят своим рабочим положенный минимум, не обеспечивают им социальные гарантии, не дают трудовые договоры. И это, к сожалению, плохо влияет на ситуацию в целом», — заключил Тобиас Ибель.

Подписывайтесь на наши каналы о России, Германии и Европе в | Twitter | Facebook | Youtube

Смотрите также:

  • Инфографика: Беженцы в Германии

    Количество приезжающих в ФРГ беженцев сокращается

    Число прибывающих в Германию беженцев продолжает снижаться. За первый квартал 2017 года в страну въехало чуть более 60 тысяч мигрантов. За тот же период годом ранее число новоприбывших составило почти 190 тысяч.

  • Инфографика: Беженцы в Германии

    Больше всего ходатайств об убежище — от сирийских беженцев

    В 2016 году беженцы из Сирии, которые спасаются от войны на родине, подали почти 270 тысяч прошений о получении убежища в Германии. Речь идет как о первичных, так и о повторных заявках. В десятку стран с самым большим числом заявителей попала и Россия.

  • Инфографика: Беженцы в Германии

    Образование и работа — условие успешной интерграции

    Возможность найти хорошую работу повышает шансы беженцев на успешную интеграцию. Однако не все мигранты имеют возможность трудоустроиться. Серьезной проблемой часто становится отсутствие профессиональной подготовки, а порой — даже школьного образования. Только 17% живущих в Германии беженцев учились на родине в университете.

  • Инфографика: Беженцы в Германии

    На родину по собственному желанию

    Программа репатриации беженцев нацелена на то, чтобы помочь догбровольно вернуться на родину мигрантам, не имеющим шансов получить убежище в ФРГ. В рамках этой программы Германия планирует предоставлять таким беженцам возможность перед возвращением домой выучиться на слесаря, монтажника, электрика или каменщика.

    Автор: Ирина Филатова


Депортация из Испании. Испания по-русски

Депортация из Испании (или выдворение, исп. expulsión) – это предписание добровольно или принудительно выехать за пределы Испании в страну своего гражданства. С этой малоприятной проблемой могут столкнуться в Испании иностранцы, не граждане стран Евросоюза. Следует отметить, что депортация из Испании может обозначать и запрет на въезд (на определенный срок) как в саму Испанию, так и во все остальные страны Европейского союза. В каких же случаях иностранцам может грозить депортация из Испании?

Причины депортации из Испании

  • Депортация из Испании в случае совершения иностранцем уголовного преступления и вынесения соответствующего судебного решения на основании законодательных актов, предусмотренных Уголовным кодексом Испании.
  • Депортация из Испании в случае совершения иностранным гражданином административного нарушения, если действующее законодательство предусматривает данный вид наказания за данное административное нарушение.
  • Депортация из Испании в случае получения отказа по заявлению иностранца о продлении его пребывания на испанской территории или отсутствия разрешения на нахождение в Испании (что также является административным нарушением).

Последняя причина депортации из Испании является наиболее распространенным основанием для высылки наших соотечественников – нарушителей миграционного законодательства. Депортация нелегалов из Испании – это страшный сон для всех, кто проживает в Испании без документов.

Что означает «проживать в Испании без документов»?

  • Проникнуть на территорию Испании незаконно, т.е. без оформления въездной визы.
  • Въехать по туристической визе и остаться в Испании по истечении 90 дней действия визы.
  • Не продлить вид на жительство в Испании в установленный законом срок.
  • Нелегально работать в Испании, без соответствующего разрешения на осуществление трудовой деятельности и без разрешения на проживание в Испании.

Депортация из Испании происходит сразу после задержания иностранца без документов?

Нет. Процесс депортации из Испании – это сложная бюрократическая процедура. Зачастую миграционные органы не успевают вовремя оформить документы, и иностранцы остаются в Испании.

Что нужно знать, если вас задержала полиция?

Если вы пребываете в Испании нелегально без документов, и вас задержала полиция, не стоит впадать в отчаяние. Вы имеете право находиться на территории Испании до тех пор, пока длится рассмотрение вашего дела. При этом вы имеете право:

Процедура депортации из Испании

  1. Процедура депортации из Испании начинается с задержания иностранного гражданина без документов местной полицией, которая возбуждает дело о депортации и передает его в суд. Решение о возбуждении дела о депортации из Испании в обязательном порядке вручается задержанному. В течение 48 часов его адвокат может представить возражения.
  2. Максимальный срок задержания составляет 72 часа. После этого иностранца или отпускают, или помещают в Центр временного содержания иностранных граждан (CIE), если суд удовлетворяет соответствующее ходатайство полиции. Максимальный срок нахождения в данном центре составляет не более 60 дней.
  3. В течение 48 часов после задержания адвокат должен представить возражения на возбужденное в отношении иностранца дело о депортации из Испании. При отсутствии отягчающих обстоятельств и при грамотном составлении возражений депортация может быть заменена штрафом.

Испанское миграционное законодательство рассматривает нелегальное пребывание в Испании как серьезное административное правонарушение. Раньше один лишь факт отсутствия въездных документов становился причиной высылки иностранца из Испании. В 2007 году Верховный суд Испании внес значительные коррективы в процесс депортации иностранных граждан из Испании. Он постановил, что только факт отсутствия документов не может стать причиной для депортации.

Это не значит, что нелегальное проживание в Испании перестало быть серьезным правонарушением. Однако для того чтобы депортировать нелегала, полиция должна располагать доказательствами его общественной опасности (например, совершение преступления, за которое предусмотрено наказание от 1 года лишения свободы). В противном случае достаточным наказанием может служить штраф, после оплаты которого дело закрывается «до следующего задержания».

Вместе с тем стоит иметь в виду, что испанское судопроизводство не принимает судебную практику в качестве источника права, поэтому даже решение Верховного суда многими судьями рассматривается как рекомендательное. Так что в ряде случаев факт нахождения в Испании без документов признается достаточным для депортации иностранца из Испании.

Строже всего относятся к тем, кто въехал на территорию Испании изначально незаконно. Это в основном представители африканского континента, которые пересекают границу Испании в Мелилье или Сеуте в поисках лучшей жизни без каких-либо въездных документов. Выходцы из России и соседних стран, как правило, приезжают в Испанию легально, например, по туристической или резидентской визе, превышают сроки визы, а позже не могут продлить ВНЖ, в результате чего остаются здесь без документов.

Однако не секрет, что в целом испанские власти относятся к нелегалам в Испании терпимо, и законодательством даже предусмотрены варианты получения ВНЖ, который можно запросить по истечению определенного срока нелегального проживания в Испании. Большим плюсом при рассмотрении дела будет социальная интеграция нелегала: наличие работы, обучение детей в испанской школе, наличие родственных связей с испанским гражданином и т.д. Также не может быть депортирован иностранный гражданин, подавший прошение о предоставлении ему политического убежища. Беременные женщины не могут быть высланы из Испании, если существует риск для здоровья матери и ребенка.

  1. Рассмотрение дела о депортации из Испании может длиться до 6 месяцев со дня задержания.

Основная проблема – это установление личности нелегала. Многие из них «теряют» паспорта и сообщают ложные сведения полиции. Все это делается для того, чтобы затянуть процесс рассмотрения дела и в конце концов остаться в Испании. Если в течение 6 месяцев вы не получили решение миграционных органов, то вас уже не могут выслать на основании произведенного задержания. Однако если вас снова задержат, будет начат новый процесс. В связи с этим адвокаты, специализирующиеся на вопросах миграционного права, рекомендуют иностранным гражданам, проживающим в Испании нелегально без документов, «не попадаться на глаза полиции» и при первой возможности подать документы на получение ВНЖ по оседлости.

  1. Если все-таки вынесено решение о депортации из Испании, его можно обжаловать. Все это время иностранный гражданин будет продолжать проживать в Испании.
  2. Если решение о депортации из Испании осталось в силе, иностранный гражданин имеет право на добровольную депортацию из Испании. Срок добровольного возвращения устанавливается в каждом случае индивидуально, но не может превышать 30 дней.

Если иностранный гражданин не выполняет предписание о выезде, он может быть задержан в любой момент и выслан из страны. При этом ему будет запрещен въезд в Испанию и другие страны шенгенской зоны в течение следующих нескольких лет (до 5 лет, в особых случаях устанавливается запрет на въезд в течение 10 лет).

Довольно часто миграционные органы не могут вручить решение о депортации нелегалу в Испании, потому что не могут его найти. Иностранные граждане специально меняют место жительства. Многие полагают, что лучше скрыться и дождаться истечения 3-летнего срока пребывания в Испании, чтобы подать документы на получение ВНЖ по оседлости. Вместе с тем наличие непогашенного решения о депортации не позволит получить заветный вид на жительство. Поэтому, если отсутствуют веские причины для того чтобы остаться, то лучше выехать из страны и вернуться в Испанию с оформленными документами.  


Если вы находитесь в затруднительном положении в Испании, и вам необходима помощь специалиста в области депортации или экстрадиции, вы можете обратиться в Центр услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски», и мы предоставим опытного адвоката, а также организуем сопровождение переводчиком на встречу с адвокатом, в миграционные и судебные органы. Связаться с нами вы можете по телефонам, указанным на сайте.

 

Нужна помощь в Испании? Центр услуг «Испания по-русски» — это более 100 наименований услуг на русском языке в любом регионе Испании.

+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]

Статья оказалась полезной?