Новый закон о швейцарском гражданстве вступит в силу в 2018 году|La nouvelle loi sur la nationalité suisse entrera en vigueur en 2018. Закон о гражданстве швейцарии


Новый закон о швейцарском гражданстве вступит в силу в 2018 году

Живущие в Швейцарии иностранцы, у которых в ближайшие месяцы приближается торжественная дата – 12 лет проживания на территории страны, – могут вздохнуть с облегчением. Вступление в силу нового закона, который, как ожидалось, начнет действовать уже весной следующего года, отложено до 1 января 2018 года. Таким образом, желающие стать гражданами Конфедерации имеют в своем распоряжении еще немного времени до того момента, как будут введены новые правила.

На первый взгляд, новый закон смягчает требования к кандидатам: отныне на получение швейцарского паспорта по стандартной процедуре (условия упрощенной натурализации, на которую имеют право супруги швейцарцев, остались прежними) смогут претендовать иностранцы, прожившие в стране 10 лет вместо 12-ти. При этом еще одно уточнение, касающееся требования иметь вид на жительство категории «С», исключает из списка претендентов некоторые категории иностранцев (подробнее о грядущих нововведениях мы уже рассказывали).

С чем же связан столь долгий процесс вступления в силу закона, положения которого бурно обсуждали парламентарии, прежде чем было найдено устраивающее всех решение? Дело в том, что разработанное правительством постановление, разъясняющее порядок действия новых правил натурализации, в свою очередь стало объектом ожесточенных споров и нуждалось в серьезной доработке. В этом документе, в частности, определяются критерии успешной интеграции иностранцев, которая также является обязательным условием для получения швейцарского паспорта.

На прошлой неделе Федеральный совет принял переработанное с учетом мнений заинтересованных сторон постановление и назначил дату вступления в силу нового закона – 1 января 2018 года. Из последней версии постановления исчез пункт, обязывающий кандидатов подписывать «декларацию верности», подтверждая свою готовность соблюдать фундаментальные права, закрепленные в основном законе страны, уважать принципы правового государства и демократически-либеральный строй Швейцарии.

Несмотря на критику профсоюзных организаций, в списке осталось требование о финансовой независимости будущих швейцарцев: кандидаты, получавшие социальную помощь на протяжении трех лет, предшествовавших подаче заявки, или в процессе натурализации, не выполняют условие участия в экономической жизни страны. Впрочем, положение можно исправить, если кандидат полностью возместит государству потраченные на него средства. Кроме того, условия смягчаются, если претендент на гражданство получает в Швейцарии первое профессиональное или высшее образование – в таком случае власти должны принимать во внимание личные обстоятельства, несмотря на факт получения социальной помощи. На аналогичное снисхождение могут рассчитывать лица, страдающие физическими, умственными и психическими ограничениями, имеющие родственников на попечении или оказавшиеся у порога бедности, несмотря на наличие работы.

Не считается успешной интеграция кандидата, нарушающего общественный порядок. Наличие судимости может стать непреодолимым препятствием для получения швейцарского паспорта, за исключением некоторых условных наказаний (такая возможность предусмотрена постановлением по просьбе большинства кантонов, говорится в комментариях).

Еще одним признаком успешной интеграции является способность изъясняться на одним из национальных языков Швейцарии. Несмотря на желание некоторых партий ужесточить лингвистические требования, правительственное постановление содержит не самые суровые условия: разговорная речь на уровне В1 (самодостаточное владение, пороговый уровень по общеевропейской системе CEFR) и письменная на уровне А2 (элементарное владение, предпороговый уровень), что, конечно, еще очень далеко до уровня носителей языка.

Иностранцам, для которых язык не является родным, нужно сдавать экзамен, при этом исключения предусмотрены для кандидатов на получение гражданства, ходивших не менее пяти лет в школу или обучавшихся в вузе, где преподавание велось на одном из национальных языков Конфедерации. Следует отметить, что Федеральный совет не стал требовать, чтобы школа или вуз были непременно швейцарскими, то есть обучение во Франции, Германии, Италии и других странах позволит кандидату избежать экзамена. Кроме того, можно подтвердить языковые навыки, представив признанный диплом.

По просьбе кантонов процедура натурализации для отдельных категорий иностранцев окажется более длительной и дорогой. Так, срок, отведенный на проверку в случае упрощенной натурализации, увеличен с полугода до года, вдвое выросли и сроки на принятие решения, а максимальный размер платы за проведение расследования кантоном, в котором проживает кандидат на получение швейцарского гражданства, увеличен с 350 до 400 франков. Напомним, что само решение Государственного секретариата по миграции о выдаче паспорта обойдется взрослым в 100 франков в случае обычной процедуры, в 500 франков – в случае упрощенной и вдвое дешевле несовершеннолетним.

Добавим, что опубликованный на прошлой неделе аудиторский отчет о ситуации с натурализацией в Женеве показал, что в среднем решение в ходе обычной процедуры принимается в течение 36 месяцев. В будущем кантон рассчитывает сократить этот срок до 18 месяцев.

nashagazeta.ch

Как стать швейцарцем - SWI swissinfo.ch

Этот контент был опубликован 7 декабря 2015 г. 13:5807.12.2015 - 13:58

За последние 20 лет швейцарские законы о гражданстве претерпели значительные изменения. В чем-то они стали строже, в чем-то - наоборот.

К получению гражданства Швейцарии ведут три основных пути: рождение, вступление в брак (не автоматически) или предоставление гражданства (процесс "натурализации"). Этот раздел касается всех тех, кто хотел бы стать швейцарцем или вернуть своё швейцарское гражданство - обе эти процедуры могут потребовать длительного времени. 

Видео Как стать швейцарцем?

Автор: Джули Хант (Julie Hunt)

О том, что нужно преодолеть на пути к гражданству Швейцарии - в этом небольшом видеосюжете!

Другие языки 1

Ребёнок незамужней гражданки Швейцарии также автоматически становится гражданином Швейцарии. Если неженатый отец ребёнка швейцарец, а мать иностранка, ребёнок может иметь швейцарское гражданство, если отец признает отцовство прежде, чем ребёнок достигнет совершеннолетия. Швейцария позволяет иметь несколько гражданств. Для получения общей информации о получении гражданства Швейцарии зайдите на сайт Федерального миграционного ведомства.

Предоставление гражданства в общем порядке

Иностранцы, не имеющие прямой кровной связи со Швейцарией (рождение или брак), должны прожить в стране в течение по крайней мере 10 лет, прежде чем они смогут подать заявление на получение гражданства. При этом годы, проведенные в стране в возрасте от 10 до 20 лет, засчитываются в формате год за два.

Для получения гражданства нужно быть хорошо интегрированным в общество, быть знакомым с обычаями и традициями страны, быть законопослушным и не представлять угрозы для внутренней или внешней безопасности Швейцарии. Даже если Федеральное ведомство миграции даст «зеленый свет» просьбе заявителя о запуске процесса получения гражданства, это вовсе не означает, что получение гражданства ему гарантировано. Кантоны и общины имеют свои собственные требования, которые должны быть непременно выполнены.

Один кантон может, к примеру, требовать от заявителя проживания в регионе в течение двух лет, в то время как другой - в течение десяти лет. Более подробную информацию можно получить на сайте Федерального миграционного ведомства.

Предоставление гражданства в облегчённом порядке

Иностранцы, состоящие в браке с гражданином Швейцарии, или дети швейцарского родителя, ещё ​​не имеющие швейцарского гражданства, имеют право подать заявление на ускоренное получение гражданства.

Лицо должно быть хорошо интегрировано, законопослушно и не ставить под угрозу внешнюю или внутреннюю безопасность Швейцарии. Кантоны и общины не выдвигают при этом дополнительных требований, но имеют право на возражение. Ускоренная натурализация обычно применяется к иностранным супругам швейцарцев, состоящим в браке в течение минимум трех лет, и проживающим в Швейцарии в общей сложности пять лет, включая год непосредственно перед подачей заявления на заключение брака.

Как стать швейцарцем? Облегченная натурализация - смех сквозь слезы?

Автор: Клер О`Деа (Clare O'Dea)

Формально «облегченная» процедура натурализации супругов швейцарских граждан на деле превратилась в праздник бюрократического абсурда.

Доступно на 9 других языках

К лицам, имеющим «тесные связи» со Швейцарией, также может применяться ускоренная процедура получения гражданства, даже если они живут за границей. В этом случае супруги должны быть женаты в течение, по крайней мере, шести лет. Один из супругов должен иметь швейцарское гражданство еще до вступления в брак.

 Дети, которым ещё не исполнилось 22 лет и которые не получили гражданство вместе с родителями, также могут подать прошение на получение гражданства, если они прожили в стране не менее пяти лет, в том числе в течение одного года до подачи прошения. «Тесные связи со Швейцарией» при этом также необходимы (одного факта владения недвижимостью в стране недостаточно).

Дети, рожденные вне брака от швейцарских отцов, должны подать прошение на получение гражданства до наступления 22-летнего возраста, при этом отец должен признать ребёнка. Ребёнок должен иметь со страной «тесные связи».

Более подробную информацию об облегчённом получении гражданства можно найти на сайте Федерального миграционного ведомства.

Повторное предоставление гражданства

Процесс повторного получения швейцарского гражданства, в основном, относится к иностранным супругам швейцарских граждан и к иностранным детям, потерявшим гражданство по причине вступления в брак или иным образом. Женщина, ранее имевшая швейцарское гражданство и потерявшая его, когда её муж отказался от своего швейцарского гражданства до 1 января 2006 года (дата вступления в силу поправки к Закону о гражданстве Швейцарии), может его восстановить.

Она может подать прошение о восстановлении в швейцарском гражданстве при наличии тесных связей со Швейцарией. И не имеет значения, каким образом она приобрела швейцарское гражданство: путём рождения, удочерения, брака иди принятия в гражданство. Как и в других случаях, заявитель(ница) должен быть хорошо интегрирован, законопослушен и не представлять угрозы для внутренней или внешней безопасности Швейцарии. Могут иметь место и другие требования, такие, как ограничения по возрасту или месту жительства.

Для получения дополнительной информации Вы можете посетить веб-сайт Федерального миграционного ведомства.

swissinfo.ch

Neuer Inhalt

Horizontal Line

subscription form

Подпишитесь на наш бюллетень новостей и получайте регулярно на свой электронный адрес самые интересные статьи нашего сайта

Подпишитесь на наш бюллетень новостей и получайте регулярно на свой электронный адрес самые интересные статьи нашего сайта

www.swissinfo.ch

О швейцарском паспорте - Пора валить? Все об эмиграции.

Источник:http://www.nashagazeta.ch/news/politica/18257

Житель любой цивилизованной страны может рассчитывать на соблюдение его фундаментальных прав и свобод. Гражданство наделяет его дополнительными правами, но и влечет за собой появление новых обязанностей, например, право избирать и быть избранным, принимать участие в референдумах и проходить военную службу.

Швейцария – одна из стран с наиболее жестким миграционным законодательством. Оно не предусматривает «инвестиционных программ», как, например, на Кипре, облегчающих получение гражданства при ведении бизнеса или приобретении недвижимости на территории страны.

Согласно закону «О приобретении и потере швейцарского гражданства», стать гражданином Конфедерации можно при наличии родственной связи («по праву крови», jus sanguinis), в результате усыновления или путем натурализации. В Швейцарии, в отличие от некоторых других стран, невозможно получить национальный паспорт «по праву земли» (jus soli). Это значит, что ребенок, родившийся на территории страны, не становится ее гражданином автоматически, как это принято в США.

Иностранцам, мечтающим получить паспорт с белым крестом (а по последним данным Федеральной службы статистики, 24% населения страны имеют гражданство других государств), приходится ждать своей очереди 12 лет.

За это время, по идее, кандидаты успеют хорошо интегрироваться, овладеть одним из национальных языков, научиться уважать законы и обычаи Конфедерации и отдельных кантонов. И, конечно же, шанс стать швейцарцами есть только у тех, кто не представляет угрозы для безопасности страны, то есть не имеет судимости.

Правила могут варьироваться в зависимости от кантона – власти одних требуют, чтобы кандидаты проживали не менее 3 лет на их территории, другие готовы предоставить гражданство только иностранцам, не менявшим свое место жительства в течение всего срока, требуемого федеральными нормами для получения паспорта.

Законом предусмотрена упрощенная процедура натурализации для супругов швейцарцев. В таком случае минимальный срок проживания на территории Конфедерации уменьшается до 5 лет, при этом муж и жена (или зарегистрированные партнеры) должны не менее 3 лет состоять в браке. Если они проживают за границей, то семейные узы должны связывать кандидата (кандидатку) со швейцарским подданным в течение, как минимум, 6 лет.

Автоматически гражданство получают дети, если хотя бы один из родителей является гражданином Конфедерации. На получение швейцарского паспорта может претендовать и несовершеннолетний ребенок-иностранец в случае его усыновления гражданами Конфедерации или при условии, что один из родителей является швейцарцем и будет установлена родственная связь.

Последний раз законодательство о получении гражданства Конфедерации менялось в 2006 году.

История швейцарского паспорта с 1970-х годов

В течение последних десятилетий несколько раз менялся статус швейцарок, вышедших замуж за иностранцев, и их детей. Кроме того, претерпевали изменения и правила получения гражданства Конфедерации иностранками, связавшими себя узами брака с подданными этой страны. Да, не удивляйтесь, раньше в Швейцарии выдвигались разные требования для натурализации женщин и мужчин. Как правило, определяющим фактором являлось гражданство супруга.

До 1978 года швейцарки, выходя замуж за иностранцев, лишались гражданства и не могли передать его своим детям. При этом иностранки автоматически получали гражданство после брака со швейцарцами.

В результате нескольких изменений, принятых в 1978 и 1985 годах, были смягчены требования к детям, родившимся в смешанных браках. В соответствии с изменениями от 1978 года, если коренная швейцарка выходила замуж за иностранца и оба родителя проживали на территории Конфедерации в момент рождения ребенка, ему предоставлялось гражданство. С 1985 года были отменены ограничения, касавшиеся детей натурализованных швейцарок.

Ревизия Закона о гражданстве 1992 года принесла новые существенные изменения. Отныне швейцарка, выходя замуж за иностранца, не теряла гражданство своей страны. В то же время иностранки перестали получать паспорта в белым крестом сразу после брака со швейцарцем, однако у них появилось право на упрощенную натурализацию.

Наконец, в 1997 году было отменено последнее препятствие для получения гражданства детьми от смешанных браков (от матери-швейцарки) – они могли рассчитывать на упрощенную натурализацию даже в том случае, если проживали за границей.

Новые правила не за горами

Последние поправки в действующее законодательство были внесены в 2003 году и вступили в силу три года спустя. Однако уже в 2010-м правительство разработало новый проект, предусматривающий значительные изменения в процедуре приобретения гражданства.

На первый взгляд, получить швейцарский паспорт станет проще – новыми правилами предусмотрено, что процесс натурализации в обычном порядке можно будет начать через 10 лет (вместо 12) проживания в стране. Требования по упрощенной натурализации, которое касаются супругов или зарегистрированных партнеров швейцарцев, остались неизменными.

При этом смягчение законодательства для одних будет сопровождаться «закручиванием гаек» для некоторых категорий жителей Конфедерации. Дело в том, что, в соответствии с нововведениями, на приобретение швейцарского гражданства смогут претендовать только обладатели разрешения на проживание категории «С». Это требование было единственным условием, по которому в швейцарском парламенте не возникло разногласий в ходе обсуждения правительственного законопроекта. А вот предложение уменьшить требуемый срок проживания в стране до 8 лет не встретило поддержки депутатов.

В свою очередь, на получение разрешения категории «С» могут рассчитывать иностранцы, легально проживающие на территории страны не менее 5 лет (для граждан стран ЕС, Канады и США) или 10 лет (для граждан других государств, то есть нас).При этом некоторым группам (например, студентам) выдается разрешение на проживание категории «В», что автоматически исключает их из списка претендентов на получение швейцарского паспорта даже после долгих лет обучения в этой стране.

Кантоны, которые имеют право устанавливать дополнительные требования по времени проживания на их территории, отныне будут довольствоваться сроком в 2-5 лет. Эта поправка позволит гармонизировать правила, существенно отличающиеся в разных регионах страны.

Требования по интеграции, которые касаются не только кандидатов на приобретение швейцарского гражданства, но и получателей вида на жительство категории «С», будут ужесточены. Умение общаться (устно и письменно) на одном из национальных языков станет необходимым, но не единственным условием. Кандидаты должны также уважать ценности, закрепленные в Федеральной конституции, и демонстрировать желание участвовать в экономической и социальной жизни страны.

В соответствии с действующим законодательством, молодежи в возрасте от 10 до 20 лет предоставляется бонус: каждый год, прожитый на территории Конфедерации, считается за два при подаче заявления на приобретение гражданства. Члены парламента долго не могли прийти к единому мнению по этому пункту, предлагая отменить льготу или сместить возрастную планку до 5-15 лет. В окончательной редакции привилегия для молодежи сохранилась, она распространяется на юных жителей Конфедерации в возрасте от 8 до 18 лет.

Новый закон о швейцарском гражданстве был принят парламентом 20 июня 2014 года. Представители Социалистической партии заявили, что собираются вынести его обсуждение на всенародный референдум. Если это не будет сделано в отведенный для сбора подписей срок (до 9 октября 2014 года), Федеральный совет определит дату вступления закона в силу.

По оценкам экспертов, в результате нововведений число выдаваемых швейцарских паспортов снизится приблизительно на 15%. В 2012 году гражданство Конфедерации получили 33500 человек, при этом после исторического максимума 2005 года (45000 натурализаций) этот показатель продолжает уменьшаться.

UPD: В статье не отмечено, что граждане стран 3-го мира к коим относится и Россия, имеют возможность получить пермит C уже после 5 лет пребывания в стране в случае успешной интеграции (наличие работы, разговорного языка, рекомендаций и т.п.)....

pora-valit.livejournal.com

Получения швейцарского гражданства придется ждать 10 лет

Проект реформы закона о швейцарском гражданстве был разработан правительством еще в 2010 году, а ее обсуждение в парламенте заняло более года. Федеральный совет предложил уменьшить требуемый срок проживания на территории Конфедерации до 8 лет, одновременно ужесточив требования к интеграции кандидатов. Национальный совет (нижняя палата парламента) настаивал на 10-летнем сроке, поддержав предложение об ограничении круга претендентов на получение гражданства группой обладателей разрешения на проживание категории «С».

Отсутствие согласованности по сроку и некоторые другие разногласия помешали парламенту быстро принять закон, который на деле существенно усложнит получение швейцарского гражданства для отдельных категорий иностранцев, хотя действующее требование по сроку проживания в стране (12 лет) будет смягчено.

Подробнее о разногласиях, которые возникали между верхней и нижней палатами парламента в ходе обсуждения нововведений в Федеральный закон «О приобретении и потере швейцарского гражданства», мы подробно писали. После того, как депутаты не смогли в очередной раз прийти к общему знаменателю, была создана специальная комиссия, задачей которой стала выработка решений, которые позволят принять новый закон. На прошлой неделе обеим палатам удалось договориться, а этот значит, что изменения вступят в силу при условии, что ни одна из партий не вынесет вопрос на всенародное голосование. Окончательный вариант требований к получению швейцарского паспорта выглядит следующим образом.

Предложение Федерального совета давать гражданство только обладателям разрешения на проживание категории «С» депутаты парламента поддержали уже давно. Напомним, что для получения этого вида на жительство европейцы и граждане Канады и США должны прожить в Швейцарии не менее 5 лет, граждане так называемых «третьих стран» – в 2 раза дольше.

При этом кантоны, которые имеют право устанавливать дополнительные требования по времени проживания на их территории, отныне будут довольствоваться сроком в 2-5 лет. Эта поправка позволит гармонизировать действующие правила, в соответствии с которыми некоторые кантоны принимали в ряды своих полноправных жителей только иностранцев, не менявших место жительства в течение 12 лет, а другие довольствовались двумя годами.

Требования по интеграции, которые касаются не только кандидатов на приобретение швейцарского гражданства, но и получателей вида на жительство категории «С», будут ужесточены. Желающие получить паспорт с белым крестом должны будут уметь общаться (устно и письменно) на одном из национальных языков. Кроме того, кандидаты должны уважать ценности, закрепленные в Федеральной конституции, и демонстрировать желание участвовать в экономической и социальной жизни страны.

Что касается владельцев временных разрешений на проживание (например, некоторых категорий беженцев), то им при подсчете «стажа» будет засчитываться только половина времени, проведенного на территории Конфедерации. Ранее партии правого крыла выступали за то, чтобы полностью исключить такую возможность, левые же предлагали засчитывать этим кандидатам срок проживания полностью.

В случае принятия решения об аннулировании натурализации новое заявление на получение гражданства может быть подано через два года. В этом вопросе Национальный совет решил согласиться с Советом кантонов.

В соответствии с действующим законодательством, молодежи в возрасте от 10 до 20 лет предоставляется бонус: каждый год, прожитый на территории Конфедерации, считается за два. Члены парламента долго не могли прийти к единому мнению по этому вопросу, предлагая отменить льготу или сместить возрастную планку до 5-15 лет. В окончательной редакции депутаты оставили бонус, им сможет воспользоваться молодежь в возрасте от 8 до 18 лет.

Наконец, срок проживания в стране, требуемый для получения швейцарского гражданства по обычной процедуре, было решено снизить до 10 лет. Предложение правительства о 8-летнем «стаже», которое ранее поддержал Совет кантонов, парламентарии не поддержали.

Представители Социалистической партии, выступавшие за более мягкий вариант, не исключили возможность того, что вопрос об изменении законодательства о гражданстве будет вынесен ими на референдум.

По оценкам экспертов, нововведения позволят снизить число выдаваемых швейцарских паспортов на 15%. В 2012 году гражданство Конфедерации получили 33500 человек, при этом после максимума 2005 года (45000 натурализаций) цифры продолжают снижаться.

nashagazeta.ch

Кантон Во адаптируется к новому закону о швейцарском гражданстве

Внесение изменений в кантональное законодательство – попытка добиться гармоничного «сочетания двух подходов», объяснил Филипп Леба, представляя на прошлой неделе этот проект прессе. Дело в том, что на федеральном уровне требования к кандидатам на получение швейцарского гражданства ужесточаются с 2018 года. Соответственно, кантоны, по-прежнему имеющие пространство для маневра, должны адаптировать собственные требования. При этом, по словам Филиппа Леба, кантональная конституция Во содержит идею упрощения натурализации иностранцев. В этом регион заметно выделяется на фоне многих других швейцарских кантонов.

Следует отметить, что пространство для маневра, которым сегодня располагают кантональные власти, не так велико. Оно касается четырех основных пунктов. Во-первых, в соответствии с изменениями, внесенными на федеральном уровне, кандидат на получение гражданства, переехавший в другую коммуну в то время, пока власти рассматривали его заявление, должен начинать процедуру заново. Во намерен отказаться от этого условия, если иностранец по-прежнему проживает в границах кантона.

Во-вторых, федеральный закон предусматривает, что тест на знание языка должны сдавать все кандидаты. Кантональные власти хотят освободить от такой обязанности кандидатов, родившихся в Швейцарии, и молодых людей в возрасте 14-24 лет, посещавших здесь общеобразовательную школу не менее пяти лет. При этом Во намерен требовать, чтобы претенденты владели именно французским языком, на котором говорят в этом регионе, а не одним из национальных, как предусмотрено в федеральном законодательстве.

В том, что касается обжалования отказов, кантон Во решил проявлять больше гибкости: решение, которое не поддержал Суд общественного и административного права (CDAP), может быть пересмотрено, в то время как раньше кандидатам приходилось начинать всю процедуру «с нуля».

Наконец, кантон и коммуны с 2018 года должны будут соблюдать определенные сроки рассмотрения заявлений. На сбор необходимых документов и проверку степени интеграции иностранца отводится 18 месяцев. При этом последняя задача входит в сферу компетенции коммун, которые должны провести оценку не более, чем за 12 месяцев. Кстати, коммунам, интегрированным в реформу системы натурализации в рамках Союза водуазских коммун (UCV), предлагается обсудить возможность гармонизации процесса и между собой. Это позволит урегулировать такие вопросы, как продолжение процедуры при переезде кандидата.

Такие изменения означают, что кандидаты на получение швейцарского гражданства должны будут подавать документы кантональным, а не коммунальным властям, как было принято раньше. На этой стадии будет проверяться соблюдение формальных условий, таких как наличие вида на жительство категории «С», отсутствие судимости и зависимости от социальной помощи.

После этого этапа коммуны смогут приступать к изучению степени интеграции кандидата, руководствуясь заранее разработанным каталогом вопросов. За этим последуют очередная проверка досье на кантональном уровне и контроль со стороны Конфедерации и Государственного секретариата по миграции (SEM) на предмет угрозы общественной безопасности. Финальный этап – возвращение дела в кантон, который выносит окончательное решение о том, давать или не давать претенденту паспорт с белым крестом.

Кантональный проект вынесен на обсуждение до 8 мая, после чего будут окончательно определены условия, на которых Во будет предоставлять гражданство начиная с 2018 года. Напомним, что в соответствии с федеральным законодательством, из круга претендентов будут исключены обладатели разрешений на проживание категорий «В» и «F». Кроме того, в будущем путь к гражданству будет преграждать факт получения социальной помощи в течение трех лет, предшествовавших подаче заявления (сегодня такое ограничение распространяется только на дату начала процедуры) и наличие открытых дел в отношении претендента (в дополнение к действующему требованию об отсутствии судимости).

Несмотря на ужесточение условий, кантональные власти считают, что число заявок значительно не уменьшится, поскольку с 2018 года кандидаты на получение гражданства должны будут проживать в Швейцарии 10 лет вместо требуемых сегодня 12-ти. Правда, Филипп Леба полагает, что число положительных решений может сократиться, в частности, в связи с новыми требованиями, касающимися получения социальной помощи и проверки «чистоты» кандидата перед законом.

Добавим, что сегодня Во, наряду с Женевой и Цюрихом, входит в список кантонов, лидирующих по числу натурализаций: за период с декабря 2015 по конец ноября 2016 года здесь получили швейцарские паспорта 7524 человека. Летом прошлого года водуазские власти, по примеру своих женевских коллег, начали рекомендовать потенциальным претендентам поторопиться с получением швейцарского гражданства по старым правилам. Напомним, что действующий закон остается в силе для всех заявок, поданных до 1 января 2018 года.

nashagazeta.ch

Новый закон о швейцарском гражданстве оказался слишком сложным?

Закон, который парламент Конфедерации принял в 2014 году после продолжительных дебатов, продолжает вызывать немало противоречивых реакций, а документ о его внедрении пока содержит слишком много недостатков. К такому выводу пришли некоторые кантоны и политические партии, на обсуждение которых в августе этого года было вынесено постановление правительства, проясняющее принцип действия нового законодательства. На прошлой неделе истек срок, отведенный для консультаций по этому проекту, и заинтересованные стороны представили свои критические замечания. Больше информации о процедуре приобретения гражданства Конфедерации и грядущих изменениях вы найдете в статье «Нашей газеты.ch».

Полное изменение федерального законодательства требует адаптации на кантональном уровне действующих правил и организационных процедур. Это означает, что нововведения затронут не все швейцарские регионы в равной степени. Так, объявленный срок вступления в силу новых правил, намеченный на весну 2017 года, кажется слишком амбициозным властям Берна, Во и Граубюндена. Дело в том, что отныне на швейцарский паспорт смогут претендовать лишь обладатели вида на жительство категории «С», прожившие в стране не менее 10 лет и успешно интегрированные. Однако критерии «успешной интеграции», которые определены в правительственном постановлении, не получили единогласной поддержки сторон, участвовавших в его обсуждении.

Профсоюзные объединения UNIA и Travail.suisse критикуют предложенные критерии за чрезмерную жесткость и расплывчатость. Поскольку новые требования можно трактовать двояко, высок риск злоупотреблений, отмечают они. Как определить разницу между «интегрирован» и «хорошо знаком с условиями жизни в Швейцарии», задается вопросом UNIA. Как объективно оценить, что кандидат полностью поддерживает и разделяет «швейцарские ценности и принципы», вторит коллегам Travail.suisse.

Христианско-демократическая партия (PDC) не возражает против предложенных критериев интегрированности, а вот ее политические соперники из правого лагеря считают их недостаточно строгими. Так, Либерально-радикальная партия (PLR) подчеркивает, что «натурализация – не способ интеграции, а ее финал». В качестве признаков несостоявшейся интеграции PLR требует добавить подозрение на брак по принуждению и другие косвенные признаки, такие как пропуск школьных уроков плавания (очевидно, имеются в виду случаи, когда родители-мусульмане запрещали своим детям посещать бассейн). Кроме того, отсутствие интеграции одного супруга должно быть поводом для плохой оценки по этому тесту для второго, считают в партии.

Народная партия Швейцарии (НПШ), выступающая за более жесткое ограничение иммиграции, с правительственным проектом категорически не согласна. НПШ требует, чтобы обязательным условием для получения швейцарского паспорта стала так называемая «локальная» интеграция на уровне кантона или даже коммуны (напомним, что раньше в немецкоязычной Швейцарии была широко распространена аналогичная практика, когда решение о натурализации кандидата принималось на анонимном голосовании жителями коммуны).

НПШ и PLR сходятся в том, что лингвистические требования, предъявляемые к кандидатам, недостаточно высоки: следует поднять уровень разговорной речи до В2 (самодостаточное владение, продвинутый уровень по общеевропейской системе CEFR) и письменной до В1 (самодостаточное владение, пороговый уровень). При этом одни кантоны предпочитают самостоятельно решать, проводить им собственное лингвистическое тестирование или нет (Во), а другие хотели бы уточнить, обязаны ли кантоны предлагать соответствующие языковые курсы для кандидатов (Невшатель).

Напомним также, что, в соответствии с предложенными изменениями, права на швейцарский паспорт должны быть лишены получатели социальной помощи и правонарушители. Для UNIA такое положение стало признаком того, что новый закон отрезает путь к гражданству Конфедерации для так называемых «бедных работников» и уязвимых с финансовой точки зрения лиц. Это мнение разделяет и Travail.suisse, в то время как кантоны Невшатель и Во критикуют «несоразмерно жесткую» норму. PLR, напротив, считает, что помимо социальной помощи, полученной в течение последних трех лет перед подачей заявления, нужно принимать во внимание и другие виды дополнительных выплат, прежде чем выносить окончательное решение о предоставлении гражданства.

Не противоречат ли новые требования основному закону страны? Таким вопросом задается кантон Во, напоминая о статье 69 Конституции, гласящей, что «государство и кантоны упрощают натурализацию иностранцев, и эта процедура является быстрой и бесплатной». Невшатель также обеспокоен объемом дополнительной работы, которая обрушится на кантональные власти в связи с необходимостью более тщательной проверки критериев интеграции кандидатов. Берн, в свою очередь, опасается, что слишком детальные указания лишат кантонов их собственного «резерва» при оценке получателей гражданства.

Еще одним камнем преткновения стала так называемая «декларация верности», которую должны подписать иностранцы, вступая в гражданство Конфедерации. Одних смущает, что ее содержание устанавливается на федеральном уровне и кантоны не смогут внести в текст собственные дополнения и изменения, другие критикуют отсутствие ответственности за нарушение этой декларации. Что не помешало Travail.suisse назвать этот документ «Дамокловым мечом», который будет висеть над натурализованными швейцарцами.

Эти и другие замечания предстоит изучить Федеральному совету и внести необходимые правки в соответствующее постановление, без которого новая процедура получения швейцарского гражданства пока вызывает слишком много вопросов.

nashagazeta.ch

Новый закон о швейцарском гражданстве оказался слишком сложным?

Закон, который парламент Конфедерации принял в 2014 году после продолжительных дебатов, продолжает вызывать немало противоречивых реакций, а документ о его внедрении пока содержит слишком много недостатков. К такому выводу пришли некоторые кантоны и политические партии, на обсуждение которых в августе этого года было вынесено постановление правительства, проясняющее принцип действия нового законодательства. На прошлой неделе истек срок, отведенный для консультаций по этому проекту, и заинтересованные стороны представили свои критические замечания. Больше информации о процедуре приобретения гражданства Конфедерации и грядущих изменениях вы найдете в статье «Нашей газеты.ch».

Полное изменение федерального законодательства требует адаптации на кантональном уровне действующих правил и организационных процедур. Это означает, что нововведения затронут не все швейцарские регионы в равной степени. Так, объявленный срок вступления в силу новых правил, намеченный на весну 2017 года, кажется слишком амбициозным властям Берна, Во и Граубюндена. Дело в том, что отныне на швейцарский паспорт смогут претендовать лишь обладатели вида на жительство категории «С», прожившие в стране не менее 10 лет и успешно интегрированные. Однако критерии «успешной интеграции», которые определены в правительственном постановлении, не получили единогласной поддержки сторон, участвовавших в его обсуждении.

Профсоюзные объединения UNIA и Travail.suisse критикуют предложенные критерии за чрезмерную жесткость и расплывчатость. Поскольку новые требования можно трактовать двояко, высок риск злоупотреблений, отмечают они. Как определить разницу между «интегрирован» и «хорошо знаком с условиями жизни в Швейцарии», задается вопросом UNIA. Как объективно оценить, что кандидат полностью поддерживает и разделяет «швейцарские ценности и принципы», вторит коллегам Travail.suisse.

Христианско-демократическая партия (PDC) не возражает против предложенных критериев интегрированности, а вот ее политические соперники из правого лагеря считают их недостаточно строгими. Так, Либерально-радикальная партия (PLR) подчеркивает, что «натурализация – не способ интеграции, а ее финал». В качестве признаков несостоявшейся интеграции PLR требует добавить подозрение на брак по принуждению и другие косвенные признаки, такие как пропуск школьных уроков плавания (очевидно, имеются в виду случаи, когда родители-мусульмане запрещали своим детям посещать бассейн). Кроме того, отсутствие интеграции одного супруга должно быть поводом для плохой оценки по этому тесту для второго, считают в партии.

Народная партия Швейцарии (НПШ), выступающая за более жесткое ограничение иммиграции, с правительственным проектом категорически не согласна. НПШ требует, чтобы обязательным условием для получения швейцарского паспорта стала так называемая «локальная» интеграция на уровне кантона или даже коммуны (напомним, что раньше в немецкоязычной Швейцарии была широко распространена аналогичная практика, когда решение о натурализации кандидата принималось на анонимном голосовании жителями коммуны).

НПШ и PLR сходятся в том, что лингвистические требования, предъявляемые к кандидатам, недостаточно высоки: следует поднять уровень разговорной речи до В2 (самодостаточное владение, продвинутый уровень по общеевропейской системе CEFR) и письменной до В1 (самодостаточное владение, пороговый уровень). При этом одни кантоны предпочитают самостоятельно решать, проводить им собственное лингвистическое тестирование или нет (Во), а другие хотели бы уточнить, обязаны ли кантоны предлагать соответствующие языковые курсы для кандидатов (Невшатель).

Напомним также, что, в соответствии с предложенными изменениями, права на швейцарский паспорт должны быть лишены получатели социальной помощи и правонарушители. Для UNIA такое положение стало признаком того, что новый закон отрезает путь к гражданству Конфедерации для так называемых «бедных работников» и уязвимых с финансовой точки зрения лиц. Это мнение разделяет и Travail.suisse, в то время как кантоны Невшатель и Во критикуют «несоразмерно жесткую» норму. PLR, напротив, считает, что помимо социальной помощи, полученной в течение последних трех лет перед подачей заявления, нужно принимать во внимание и другие виды дополнительных выплат, прежде чем выносить окончательное решение о предоставлении гражданства.

Не противоречат ли новые требования основному закону страны? Таким вопросом задается кантон Во, напоминая о статье 69 Конституции, гласящей, что «государство и кантоны упрощают натурализацию иностранцев, и эта процедура является быстрой и бесплатной». Невшатель также обеспокоен объемом дополнительной работы, которая обрушится на кантональные власти в связи с необходимостью более тщательной проверки критериев интеграции кандидатов. Берн, в свою очередь, опасается, что слишком детальные указания лишат кантонов их собственного «резерва» при оценке получателей гражданства.

Еще одним камнем преткновения стала так называемая «декларация верности», которую должны подписать иностранцы, вступая в гражданство Конфедерации. Одних смущает, что ее содержание устанавливается на федеральном уровне и кантоны не смогут внести в текст собственные дополнения и изменения, другие критикуют отсутствие ответственности за нарушение этой декларации. Что не помешало Travail.suisse назвать этот документ «Дамокловым мечом», который будет висеть над натурализованными швейцарцами.

Эти и другие замечания предстоит изучить Федеральному совету и внести необходимые правки в соответствующее постановление, без которого новая процедура получения швейцарского гражданства пока вызывает слишком много вопросов.

nashagazeta.ch


Смотрите также