62 Способы получения и изменения гражданства. Утрата гражданства. Утрата гражданства


Утрата гражданства

Возможны два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства.

Выход из гражданства осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом. Заявление обычно подается в местный орган министерства внутренних дел, но разрешение дает глава государства. Лишение гражданства осуществляется уполномоченными на то органами государства вопреки желанию лица. В ряде стран разрешается лишать гражданства только натурализованных граждан за преступления, указанные в законе, но иногда в течение лишь определенного срока после натурализации (например, шести лет в Австрии). В отдельных странах закон предусматривает возможность лишения гражданства и урожденных граждан, но только за действия в пользу иностранного государства, которые причинили ущерб государству гражданина, или за умышленное уклонение от военной службы. В странах Латинской Америки лишение гражданства (в отношении как натурализованных, так и урожденных граждан) используется в качестве дополнительного наказания, назначаемого судом за некоторые преступления (шпионаж и др.). Новейшие конституции многих стран запрещают лишать гражданства. Утрата гражданства происходит также в результате рассмотренных выше оптации, трансферта и др., в некоторых из этих процедур есть элементы добровольности, в других — принудительности.

Высылка граждан из страны, ранее практиковавшаяся в некоторых государствах тоталитарного социализма, в большинстве стран запрещена. В отношении иностранцев она может быть осуществлена, но только по постановлению суда (Румыния). В Мексике любого иностранца может выслать орган исполнительной власти.

Экстрадиция (выдача лица от одного государства другому для следствия и суда) возможна в соответствии с международным договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях. Обычно не выдаются собственные граждане за преступления против другого государства или его граждан: таких лиц судит свой суд.

Правовая база гражданства

Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного права, так и для практической государственно-правовой деятельности. Гражданство является одним из основных признаков государственного суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь, содержится источник существования и развития гражданства.

Институт гражданства связан не только с реализацией государственного суверенитета, а и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан данного государства. В соответствии со Всеобщей Декларацией прав человека «право на гражданство является неотъемлемым правом человека». Гражданство, как субъективное право человека, признается многими конституциями народов мира. В этом выражаются требования международно-правовых стандартов обеспечения прав и свобод человека.

Правовой статус населения определяется, прежде всего, нормами внутригосударственного права. Вместе с тем имеется немало проблем, связанных с населением, которые издавна регулируются нормами обычного и договорного международного права. По мере развития политических, социально-экономических культурных, научно-технических связей между государствами возрастает число вопросов, связанных с населением, по которым государства осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время вопросы правового статуса населения и по внутригосударственному, и по международному праву решаются в контексте обеспечения прав и основных свобод человека.

С незапамятных времен государства осуществляют сотрудничество по вопросам гражданства и правового статуса иностранцев. Объясняется это заинтересованностью государств в защите прав своих граждан, находящихся за границей. Вместе с тем международное общество стремилось также обеспечить правовую защищенность и иностранцев. Это требовали прежде всего постоянно развивающиеся международные торгово-экономические отношения.

Международно-правовая база относительно вопросов гражданства довольно обширна и включает ряд конвенций и международных договоров по различным проблемам, связанным с институтом гражданства. Основными из них являются: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства, Конвенция о равноправии граждан государства иностранцев и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения № 118, а также Протокол касающийся конкретного случая безгражданства от 12 апреля 1930 г., Специальный Протокол касающийся безгражданства и ряд иных актов международного характера.

Итоги

В итоге мы получили самые важные признаки гражданства:

Таким образом, суть политико-юридического статуса лица как гражданина конкретного государства состоит в участии индивида в делах по управлению обществом и государством, активном пользовании своими правами и добросовестном исполнении обязанностей, возложенных на него законом. Причем, установление такого статуса, является исключительной прерогативой данного государства. Но в некоторых случаях, это порождает коллизию норм о гражданстве различных государств, которая может найти свое разрешение только на уровне международного права посредством заключения соответствующего соглашения между заинтересованными государствами. Прежде всего, это касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о гражданстве государств, каждое из которых признает данного индивида своим гражданином. В принципе, оба такие государства обычно не признают принадлежность данного индивида к гражданству иного государства. Но это лишь осложняет его положение, поскольку, находясь в границах юрисдикции одного государства, индивид может быть привлечен к ответственности за некоторые деяния, которые он совершил в пределах территории иного государства в качестве его гражданина. Поэтому заинтересованные государства заключают, иногда соглашения о ситуации двойного гражданства, чтобы минимизировать последствия такой ситуации для индивида либо вообще её исключить.

studfiles.net

Утрата гражданства - это... Что такое Утрата гражданства?

 Утрата гражданства Утрата гражданства может последовать после определенных действий человека (экспатриация, намеренный отказ человека от гражданства или автоматическая утрата гражданства при приобретении другого) или государства (лишение гражданства) . Лишение гражданства – это одно- стороннее действие государства, либо по решению административных органов, либо по закону, который лишает человека гражданства. Хотя не существует единых правил лишения гражданства, некоторые государства разработали ряд соответствующих правил, которые могут включать: поступление на военную службу иностранного государства, принятие иностранных наград, совершение определенных преступлений. Несмотря на то, что предоставление или лишение гражданства находится в юрисдикции государства, существуют определенные нормы международного права, которым государства должны следовать (напр., ст. 15 (2) Всеобщей декларации прав человека, человека 1948 г.: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство»). см. также гражданство, безгражданство

Международное миграционное право: глоссарий терминов. — Женева : Междунородная организация по миграции (МОМ). Р. Перрушу. 2005.

Смотреть что такое "Утрата гражданства" в других словарях:

migration_law.academic.ru

16. Способы утраты гражданства рф

Законными основаниями утраты гражданства РФ считаются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор (оптация) гражданства, усыновление.

Субъектом всех этих способов утраты гражданства является физическое лицо, обладающее российским гражданством; процедура прекращения различна, так же как и документы, которыми оформляется это прекращение.

Выход из гражданства - добровольный акт достигшего 18 лет гражданина, проживающего на территории России, осуществляется по его личному письменному заявлению на имя Президента РФ, подаваемому через органы МВД. Выход из гражданства России лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления в упрощенном порядке.

Дети до четырнадцати лет автоматически следуют за родителями. С четырнадцати до восемнадцати лет - должны выразить свое согласие с решением родителей.

Ходатайство о выходе из российского гражданства может быть отклонено, если гражданин имеет неисполненные обязательства перед государством. Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или он еще не исполнил обвинительный приговор суда.

Решения об отказе в выходе из гражданства или регистрации прекращения гражданства, так же как и споры между родителями о гражданстве детей, если гражданство утрачивает лишь один родитель, обжалуются в суде.

Может быть отменено, если лицо получило гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, причем этот факт установлен в судебном порядке. Отмена возможна только в течение пяти лет после приема.

Выбор гражданства (оптация) другого государства при изменении границы РФ. Это право имеют граждане, постоянно проживающие на данной территории, в порядке и в сроки, определяемые международным договором.

Усыновление, установление опеки и попечительства со стороны иностранных граждан над гражданами России. При этом необходимо ходатайство усыновителей и гарантия предоставления усыновленному или подопечному иного гражданства. Это компетенция органов МВД или МИД. Спорные вопросы решаются в суде.

Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства в различных государственных органах не может превышать шести месяцев, а ходатайств - девяти месяцев.

Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента России.

17. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России, их особенности

В качестве конституционной основы федеративного устройства РФ закреплены такие принципы, как:

- государственная целостность;

- единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

- равноправие и самоопределение народов РФ.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой. Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства РФ, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Основные вопросы, регулирующие федеративное устройство России, нашли свое отражение в гл. 3 Конституции. Прежде всего, в ст. 65 перечислен полный состав субъектов РФ. В нее входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Всего в составе РФ 89 самостоятельных субъектов, построенных как по национальному, так и по территориальному принципам. Это означает, что в РФ принцип федерализма сочетается с принципом унитаризма и автономии, обеспечивая тем самым государственную целостность РФ как единого, самостоятельного государства.

Государственная целостность РФ означает отсутствие права выхода субъектов из состава Федерации (т.е. реализации права сецессии).

Отсутствие принципа добровольного выхода субъектов РФ из состава единого целостного государства не противоречит принципам демократического общества и вполне соответствует общемировым тенденциям развития федерализма.

Конституция РФ устанавливает статусный характер субъектов, в соответствии с которым статус республики как субъекта Федерации определяется самой Конституцией РФ и конституцией данной республики, а статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта Федерации, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории РФ, которым является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики.

studfiles.net

Гражданство по рождению и натурализация. Апатриды. Утрата гражданства.

гр-ва (апатрид) - человек, который не имеет док-ва принадлежности ни к одному гос-ву

Человек может стать апатридом в следующих случаях:- При рождении (в т. ч. от родителей апатридов если законы государства рождения не подразумевают приобретения лицом гражданства этого государства).- При лишении гражданства государством. Лишение гражданства со стороны государства может происходить по политическим, этическим мотивам или из соображения безопаснсти.- При потере полученных ранее привилегий гражданства. (Например в случае гражданства полученного в браке).- При добровольном отказе от гражданства.

Способы приобретения гражданства:

Признание гражданства. В К. этого способа нет. Признание происходит через наделение гражданством путем принятия нового закона. Желание лица на признание его гражданином, как правило, не требуется. Возможно признание и в других случаях, когда речь идет о лицах, проживающих на территории, ранее являющейся территорией данного гос-ва.

По рождению - приобретение в соответствии с принципами почвы и крови.

Способы утраты гражданства:

Выход из гражданства. Выход осуществляется путем подачи ходатайства или регистрацией. При этом в России существуют определенные препятствия, которые делают выход вообще невозможным, либо откладывают его регистрацию (например, до погашения обязательств перед гос-вом, отбытие наказания, отношение лица к госй или военной тайне).

Отмена решения о принятии в гражданство - эту практику знают многие страны, так, если при получении гражданства, лицо умышленно сообщает о себе неверные сведения, то следует отмена решения о принятии гражданства. Но в отношении тех людей, которые приобрели гражданство вместе с этим человеком и не знали об искажении сведений, тогда они гражданства не лишаются.

Оптация - это изменение гражданства в силу изменения госй принадлежности территории. Это упрощенный порядок как приобретения, так и утраты гражданства.

По ходатайству - т.е. путем натурализации, сущность которой заключается в подаче лицом заявления на приобретение гражданства на имя главы гос-ва.

Путем регистрации - подается заявление, и решение принимается уже не главой гос-ва, а органами МВД или дипломатическим представительством.

Восстановление в гражданстве - имеет место быть тогда, когда лицо было лишено гражданства принудительно, а затем вновь его приобрело. Но оно не является самостоятельным способом получения, осуществляется путём отмены решения о лишении лица гражданства.

НАТУРАЛИЗАЦИЯ - изменение конст-правового статуса иностр гр-на или лица без гражданства в результате приема гос-вом в свое гражданство указанного индивида по его просьбе, выраженной в заявлении (ходатайстве), или с его согласия. При этом необходимо различать два вида Н.: приобретение гражданства в силу укоренения, которое не распространяется на супругов и детей (в соотв с Конвенцией о гражданстве 1933 г.), и индивидуальную Н. родителей, которая распространяется и на малолетних детей, но не на супругов натурализуемых. Особым видом Н. считается приобретение гр-ва в порядке регистрации. Правовая доктрина РФ данный вид Н. рассм-т как способ облегченного предоставления гр-ва РФ в силу существующих в настоящее время или существовавших в прошлом соц-правовых связей с РФ непосредственно самого ходатайствующего или его родственников. При этом в Законе РФ от 28 нояб 1991 г. "О гр-ве РФ" не только обозначен круг лиц, традиционно имеющих право на упрощенную Н. по законодательству больш-ва гос-в (супруги либо родственники по прямой восходящей линии; лица, у которых на момент рождения один из родителей был гражданином соответствующего государства, но которые приобрели иностранное гражданство по рождению; дети бывших граждан конкретной страны, восстанавливающие прежнее гражданство родителей), но и определены категории индивидов, для которых допускалось приобретение гражданства в порядке регистрации: гр-не бывшего СССР, проживающие на территориях гос-в, входивших в состав СССР; лица без гр-ва, на день вступления в силу З-на о гр-ве постоянно проживающие на территории РФ или других республик из состава СССР; иностр гр-не и лица без гр-ва независимо от их места жительства. если они сами или их родственники по прямой восходящей линии состояли в рос гр-ве (подданстве) по рождению. Законодательство РФ, регламентирующее гр-во, определяет перечень недопустимых ограничений прав- статуса натурализуемых лиц. Прием в гр-во РФ должен осуществляться независимо от происх-я, соц положения, национальной принад-ти, образования, языка, отношения к религии, пол и иных убеждений натурализуемых лиц.В РФ ценз оседлости составляет 5-летний общий срок или 3 года непрерывного проживания непосредственно перед обращением с ходатайством о предоставлении гр-ва.

studfiles.net

62 Способы получения и изменения гражданства. Утрата гражданства.

Способы приобретения гражданства: ,

1. По рождению - общий порядок предоставления гражданства.

По принципу крови (jus sanguinus )- если один из родителей является гражданином государства, то его ребенок также ,может стать гражданином этого государства.

По принципу почвы (jus soil ) - если ребенок родился на территории государства, то вправе претендовать на гражданство этого государства

Законодательство стран СНГ основано преимущественно на праве крови. Право почвы - исключение. В США право почвы -преимущество. При коллизии права почвы и права крови вопрос и выборе гражданства решают родители.

2. Вступление в гражданство (натурализация, укоренение) -исключительный порядок. Вступление в гражданство акт добровольный. Принудительное вступление в гражданство недопустимо. Как правило необходим определенный срок проживания на территории данного государства ( 5-10 лет). В течение этого срока лицо обязано иметь вид на. жительство.

Групповое предоставление гражданства (коллективная натурализация}. Возможен при трансферте - переходе территории одного государства под суверенитет другого.

Выбор гражданства (оптация) Часть территории одного государства переходит под суверенитет другого. Житель территории вправе выбрать гражданство одного из этих государств.

Восстановление в гражданстве (реинтеграция) - повторное принятие гражданства лицом, ранее состоявшим в гражданстве-данного государства. Как правило, это упрощенный порядок.

3. Пожалование гражданства - за особые заслуги перед государством, по инициативе властей.

Порядок натурализации:

a) Осуществляется высшими органами государственной власти (страны СНГ, ПМР)

b) Осуществляется органами государственного управления

c) Осуществляется местными органами государственной власти

d) Судебная натурализация (CШA)

e) Упрощенных порядок (страны СНГ, ПМР –действует определенное короткое время в период становления нового государства)

Формы утраты гражданства

Автоматическая утрата гражданства, - как правило, лицо, получившее новое гражданство, утрачивает прежнее (доктрина свободы экспатриации)

Выход из гражданства утрата гражданства по решению компетентных органов, по просьбе лица.

Лишение гражданства - ВИД уголовного наказания осуществляется по инициативе компетентных органов в ответ на совершение лицом определенных враждебных действий в отношении государства. В законодательстве ПМР не предусмотрено. Существовало в СССР.

Утрата гражданства в результате отмены решения компетентными органами о принятие в гражданство лица предоставившего ложные сведения или документы при вступлении в гражданство.

63. Международные организации, действующие в сфере международных экономических отношений.

В развитии межгосударственных экономических отношений большую роль играют международные организации.

В Организации Объединенных Наций к таким органам относятся Генеральная Ассамблея ООН, Экономический и Социальный Совет, а также региональные экономические комиссии.

Созданы международные экономические организации системы ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО, МВФ, МБРР, МФК, MAP).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) представляет собой автономный орган ООН, учрежденный в 1964 г. Основная цель ЮНКТАД — содействие международной торговле, в частности торговле сырьевыми, промышленными и другими товарами (услугами), а также в области финансирования, связанного с торговлей.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН — была создана в 1966 г. в целях содействия развитию права международной торговли путем, в частности, подготовки проектов международных конвенций и других документов

Европейский союз (ЕС). В ЕС сочетаются черты как международной организации, так и отчасти федерации государств. Членами ЕС на 1997 г. являются Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Финляндия и Швеция. В ЕС применяются 11 официальных языков.

Целью ЕС является последовательное развитие интеграционных процессов для образования таможенного, экономического, а также и политического союзов.

studfiles.net

Утрата гражданства - Посольство Республики Беларусь в Турецкой Республике

В соотвествии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» гражданство Республики Беларусь утрачивается:

На основании Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь регистрация утраты гражданства Республики Беларусь вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства осуществляется как по личному заявлению лица, составленному в произвольной форме, так и по инициативе Посольства.

При документальном подтверждении факта поступления гражданина Республики Беларусь на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства Посольство проводит проверку на предмет возможного наличия оснований, препятствующих прекращению гражданства Республики Беларусь, а именно если гражданин:

В случае их отсутствия Посольство выносит заключение об утрате гражданства Республики Беларусь.

Регистрация утраты гражданства Республики Беларусь детьми, приобретшими по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь, осуществляется по заявлению родителей (единственного родителя) (скачать форму заявления).

Вместе с заявлением представляются следующие документы:

При рассмотрении заявлений о регистрации утраты гражданства Республики Беларусь детьми в возрасте от 14 до 18 лет Посольство проводит проверки на предмет возможного наличия оснований, препятствующих прекращению гражданства Республики Беларусь, а именно если гражданин:

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств, принимаются при условии их легализации, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь, и перевода на один из государственных языков Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством.

По результатам рассмотрения заявления дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь выносят заключение об утрате ребенком гражданства Республики Беларусь, которое утверждается руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения либо его заместителем.

Регистрация утраты гражданства Республики Беларусь вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства осуществляется как по личному заявлению лица, составленному в произвольной форме, так и по инициативе дипломатического представительства или консульского учреждения.

Регистрация утраты гражданства Республики Беларусь осуществляется бесплатно.

Срок рассмотрения заявлений о регистрации утраты гражданства Республики Беларусь не должен превышать одного месяца.

По результатам рассмотрения материалов Посольство уведомляет лиц о регистрации утраты ими гражданства Республики Беларусь и принимает необходимые меры по изъятию у них документов, удостоверявших гражданство Республики Беларусь.

turkey.mfa.gov.by


Смотрите также