34. Гражданство как правовой институт и как правовое состояние. Состояние гражданства


3. Состояние гражданства

Существенной чертой Древнего Рима как государства, и римского права как его части было деление населения на три большие группы: римляне, латины и перегрины.

1). Римское гражданство могло быть приобретено следующими способами:

Римские граждане обладали полной право- и дееспособностью. Только они участвовали в народных собраниях и имели в них право голоса, только они могли занимать выборные должности. Но наряду с ними существовали еще неполноправные римские граждане. К ним принадлежали:

- пролетарии, т.е. имевшие имущество ниже 5-го класса; они были ограничены в политических правах;

- вольноотпущенные;

-население покоренных народов, некогда составляв­ших самостоятельные государства.

2). Вторую группу составляли латины (latini). В разные времена они имели разные виды правоспособности. Первоначально так назывались граждане самостоя­тельных латинских государств, находившихся с Римом в полноправном союзе. Затем в 416 г., когда после войны латинский союз был уничтожен, римляне присоединили часть латинских городов к своей территории, даровав присоединенным право полного римского гражданства.

Таким образом, различались «древние латины» и латины колоний.

С остальными городами был заключен неравно­правный союз: они лишались права самостоятельности в отношениях с другими государствами, хотя имели собственное правительство и собственное право.

Такое же положение занимали и латинские колонии. Граждане этих колоний могли получить право полного римского гражданства, если переселялись в Рим, оставив в колонии сына.

Позднее правоспособность латин подверглась новым ограничениям: жители латинских колоний могли сделать­ся полноправными римскими гражданами только в том случае, если они в своем городе занимали высшую магистратскую должность.

В 1 в. до н.э. римское государство было вынуждено наделить правами римского гражданина все италийское население.

3). Третья группа — перегрины. Так назывались все те, кто не имел ни римской, ни латинской правоспособ­ности. Перегрин мог быть или иностранцем, или римским подданным. По общему правилу, иностранцы не пользо­вались в Риме никакой правоспособностью, т.е. были бесправны. Однако, если их государство состояло с Римом в союзе, то правоспособность перегрин определялась союзным договором.

Перегрины — римские подданные — образовались из населения тех государств, которые потерпели в войне с Римом поражение. Римское право к ним было непримени­мо. Они считались свободными людьми и жили по своему отечественному праву.

В начале III в.н.э. император Каракалла предоставил перегринам права римских граждан.

Таким образом, правовое положение римских граждан и чужестранцев с этого времени стало одинаковым.

4. Семейное состояние

Центральное место среди институтов римского частного права занимает власть главы семьи — домовладыки (paterfamilias). В древнейшее время он имел безусловное господство, не ограничиваемое юридически никакой другой властью. Перед домовладыкой все было бесправно, что находилось в доме: бык и рабы, жена и дети. Власть главы семьи над личностью жены и детей доходила до права жизни и смерти над ними, в имущественном отношении оно выражалось в том, что все приобретенное домочадцами считалось достоянием их домовладыки; ни жена, ни дети, ни внуки и т.д. своего собственного имущества иметь не могли.

Затем со временем власть главы дома постепенно уменьшается. Среди причин этого можно отметить: разложение патриархального строя всего римского общества и выступление на первое место интересов отдельного лица.

Гай считал римский семейный строй настолько не типичным, что называл его «исключительным достиже­нием римского народа».

Римское семейное право включало в себя большой круг вопросов, что заслуживает отдельного внимания.

studfiles.net

СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Количество просмотров публикации СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСТВА - 449

Делœение на граждан и чужестранцев — существенная черта древнеримского государства. Свобода провозглашалась крайне важно й предпосылкой правосубъектности, но в полном объёме она принадлежала не всœем свободным, а лишь римским гражданам. В случае если свободный не являлся подданным римского государства, то он как чужестранец долгое время не обладал в Риме и правосубъектностью, а в древности даже считался врагом (hostis) и в связи с этим мог быть обращен в рабство.

При этом с развитием товарно-денежных отношений такое положение вступило в противоречие с экономическими потребностями господствующего класса, ибо торговля, в т.ч. и внешняя, осуществима лишь на началах равенства всœех ее участников. Не случайно уже с самых древних времен в Риме появился институт клиентеллы (hospitium privatum), когда римский гражданин заключал с чужестранцем специальное соглашение, по которому обязывался в качестве патрона защищать правовые интересы своего клиента͵ совершая для него договоры, выступая вместо него в суде и т, д. Патрон, заменяя собой клиента͵ не считался его представителœем и потому действовал от собственного имени. Сами соглашения подобного рода, не будучи1 предусмотрены цивильным правом, охранялись Силой религии, угрожавшей недобросовестному патрону божьей карой.

Рост торгового оборота обусловил впоследствии тенденцию не только к предоставлению чужестранцам известного (вначале весьма ограниченного) правового статуса, но и к постепенному сближению ero1c правовым статусом римских граждан.

Правовое положение граждан, латинов, перегринов. Римские граждане не только обладали наиболее полной частноиму-щественной правосубъектностью, но и занимали привилегированное положение в публично-правовой сфере. Так, только из

римских граждан комплектовалась регулярная армия Древнего Рима. Οʜᴎ могли участвовать в народных собраниях и имели там право голоса (jus suffragii). Им принадлежало также право занимать выборные должности магистратов, а поскольку такие должности считались почетными, и само это право получило название jus honorum.

Что касается частноимущественной правосубъектности римских граждан, то ее образовывали в своей совокупности, во-первых, jus connubii — право создавать римскую семью путем вступления в брак, при котором дети от рождения становились римскими гражданами, и, во-вторых, jus commercii — право совершать договоры и иные юридические действия по приобретению и отчуждению имущества. Имеются в виду различные действия, не образующие договора, к примеру завещание. При этом существенное значение приобретала завещательная правоспособность (testamenti factio): активная — testamenti factio ac-tiva (право составлять свое и засвидетельствовать чужое завещание) и пассивная — testamenti factio passiva (право выступать в качестве наследника по завещанию).

Другую категорию лиц в Древнем Риме составляли латины, правовое положение которых не было однородным. Ближе всœего к римским гражданам примыкали так называемые latini veteres—ʼʼдревниеʼʼ латины, т. е. свободное населœение общин Лациума, некогда составлявших вместе с Римом Латинский союз, который прекратил свое существование в IV в. до н.1 э. Пользуясь ограниченными правами в публично-правовой сфере (только jus suffragii, но не jus honorum), latini veteres имели такие же jus commercii и jus connubii, как и римские граждане. Жители иных италийских общин (latini coloniarii) обладали лишь jus commercii, a jus connubii—только в том случае, в случае если оно было специально предоставлено отдельным лицам или населœению целой общины. Право на обращение в суд за разрешением имущественных споров, а также порядок судопроизводства были для всœех латинов точно такими же, как и для римских граждан. 1

В то же время при известных 1 обстоятельствах римлянин мог сменить свое гражданство на положение латина, к примеру с целью приобретения земельного участка во вновь присоединœенных к Риму провинциях, в случае если их земли государство предоставляло латинам на льготных условиях, поощряя тем самым освоение новых территорий. Со своей стороны и латин мог стать при определœенных условиях полноправным римским гражданином.

К примеру, приобретали римское гражданство latini veteres, перебравшиеся на постоянное жительство в Рим, а другим латинам римское гражданство присваивалось, в случае если они занимали определœенные выборные должности в своих общинах, а также могло быть пожаловано за заслуги перед римским государством. Поскольку, однако, различного ^ода миграции при-

2 О, С. Иоффе, В. А. Мусин

водили, с одной стороны, к росту населœения Рима и, с другой стороны, к сокращению ‣‣‣ числа жителœей провинций, государство принимало меры к их ограничению. Так, переселœение latini veteres в Рим стали разрешать при условии оставления латином в месте своего прежнего жительства мужского потомства, а затем описанный способ приобретения римского гражданства был и вовсœе отменен.

Возмущение латинов, вообще недовольных своим политическим неравноправием по сравнению с гражданами Рима, который, как они не без основания полагали, во многом был обязан своими военными успехами вспомогательным латинским формированиям, явилось одним из факторов, приведших к так называемой союзнической войне (90—89 гᴦ. до н. э.), после которой римское государство вынуждено было наделить правами римского гражданства всœе италийское населœение.

Правосубъектность латинов, ограниченная по сравнению с правосубъектностью римских граждан, была, однако, всœе же шире, чем у свободного населœения присоединœенных к Риму территорий, имевшего только jus commercii и jus connubii, но не обладавшего даже jus suffragii, не говоря уже о jus honorum. Эти лица так и назывались: cives sine suffragio (или aerarii).

Лишь закон Каракаллы (212 ᴦ.), распространивший права римского гражданства на всœех свободных жителœей Римской империи, ликвидировал тем самым латинов и эрариев как особые категории лиц, уравняв их с римскими гражданами.

Из числа свободных1 людей низшую ступеньку социальной лестницы в древнейшее время занимали перегрины, т. е. граждане иностранных государств, оказавшиеся на территории Рима, а также римские подданные, которым не было предоставлено ни римское, ни латинское гражданство, ни даже civitas sine suffragio Речь идет, в частности, о гражданах государства^ воевавшего с Римом и вдавшегося на милость победителя. Граждане такого государства, перешедшего теперь на положение римской колонии, не обращались в рабство, как обычные военнопленные, а сохраняли свободу и именовались peregrini dedeticii (дословно—капитулировавшие перегрины).

Как уже отмечалось, первоначально перегрины были в Риме совершенно бесправны. Вместе с тем по мере развития товарно-денежных отношений экономические потребности вынудили римское государство обеспечить правовую охрану и перегри-нам. Такое обеспечение осуществлялось как в частном порядке (hospitium privatum), так и на государственном уровне (hospi-tium publicum) в договорах, которые Рим заключал с дружественными ему странами (civitates foederate) и которые имели целью взаимно гарантировать частноправовую защиту интересов граждан одного государства на территории другого. В последующем эта защита стала охватывать и peregrini dedeticii.

Правовая охрана Перегринов обеспечивалась, однако, не путем предоставления им отдельных элементов статуса римских граждан, а иным, специфическим образом: с помощью особой, постепенно сложившейся правовой системы—jus gentium1. Только законом Каракаллы всœе подданные Римской империи были объявлены римскими гражданами, и, следовательно, пе-регринами с тех пор могли считаться лишь пребывающие в Риме иностранцы. Но к этому времени взаимопроникновение jus gentium и jus civile достигло такого уровня, при котором частноправовое положение римских граждан и чужестранцев стало практически одинаковым.

Правовое положение вольноотпущенников граждан, латинов, перегринов. Выше рассматривалось правовое положение свободных. Но свобода в Древнем Риме приобреталась двумя путями: человек мог быть свободным от рождения либо стать свободным в результате отпущения из рабства.

Вольноотпущенник (libertinus), по общему правилу, приобретал правовой статус лица, даровавшего ему свободу, и исходя из того, кем был его прежний собственник—пере-грином, латином или римским гражданином,—сам получал статус, соответствующий правовому положению перегрина, либо латана или римского гражданина.

Это правило знало, впрочем, отдельные изъятия. Прежде всœего даже вольноотпущенники римских граждан не приобретали права на занятие должностей (jus honorum) и с I в. н. э.—избирательного права (jus suffragii), а их право на вступление в брак (jus connubii) не распространялось сперва на браки с любыми свободнорожденными, а позднее—только на браки с сенаторами.

Затем, в случае освобождения из рабства вне установленной для этого специальной процедуры, вольноотпущенник вообще не становился свободным с точки зрения jus civile. При этом его свобода обеспечивалась претором, и он, таким образом, оказывался в своеобразном состоянии фактической свободы (in libertate morari). Лишь в послеклассический период такие лица были поставлены в положение латинов и по названию закона, предоставившего им это положение (lex Junia Norbana), стали именоваться latini Juniani. В то же время объём их правоспособности был ограничен по сравнению с правами других категорий латинов. Οʜᴎ не только не имели jus connubii, но и их jus commercii было значительно урезано, так как не охватывало способности к составлению завещания, в связи с чем всœе их имущество переходило после смерти к бывшему господину. Не случайно к latini Juniani относились слова: ʼʼvivunt ut li-beri, moriuntur ut serviʼʼ (живут как свободные, умирают как рабы). Категория latini Juniani продолжала существовать и после того, как latini veteres и latini coloniarii получили права римского гражданства, и была ликвидирована лишь Юстинианом, объявившим римскими гражданами всœех вольноотпущен-

ников, в случае если только они были освобождены при пяти свидетелях.

Далее, изъятие касалось рабов, подвергнутых клеймению за совершение тяжких преступлений. Согласно lex Aelia Sentia (4 ᴦ. н. э.) этим рабам в случае их последующего освобождения присваивался статус peregrini dedeticii.

Наконец, волноотпущенники перегринов, в отличие от самих перегринов, никогда не могли стать гражданами Рима.

Вместе с тем, не порывались полностью отношения вольноотпущенника с его бывшим господином. Последний выступал теперь как патрон (patronus) вольноотпущенника, который был обязан почитать патрона и, в частности, не имел права обращаться к нему с обесчещивающими - (инфамирующими) исками (actiones famosae), удовлетворение которых влекло ограничение правоспособности ответчика. Предъявлять к патрону иные иски вольноотпущенник мог не иначе, как с разрешения магистрата. Вольноотпущенник, не соблюдающий obseqium—почтения к патрону, рисковал потерять свободу и вновь стать рабом (revocatio in servitutem propter ingratitudinem—возвращение в рабство вследствие неблагодарности).

Вольноотпущенник, далее, обязывался оказывать патрону всякого рода услуги (орегае), в случае если патрон в них нуждался, а1патрон, испытывавший материальные затруднения, имел право на получение от вольноотпущенника содержания (ali-menta). Имущество вольноотпущенника, не оставившего завещания и не имевшего детей, переходило к патрону в порядке наследования.

Основание ʼʼособых отношенийʼʼ между вольнооотпущенни-ком и патроном римские юристы усматривали в том, что патрон давал вольноотпущеннику свободу, подобно тому как отец дает жизнь своему сыну. Вот почему патрон имел над вольноотпущенником некое подобие той власти, которой paterfami-lias обладал в отношении детей. В действительности, однако, ʼʼотцовскаяʼʼ власть патрона над вольноотпущенником позволяла бывшему рабовладельцу продолжать, хотя ив видоизмененной форме, эксплуатацию ранее подвластных ему людей уже после того, как они вышли из рабского состояния.

Что касается способов приобретения свободы, то основным из них было освобождение раба господином (manumissio), а сами формы manumissio, вначале немногочисленные, постепенно, по мере исторического развития римского общества, стали более разнообразными.

В древнейшую эпоху manumissio могло быть выражено в завещании (manumissio testamento), когда господин прямо указывал, к примеру: ʼʼservus meus Stichus liber estoʼʼ (да будет раб мой Стих свободным) либо обязывал наследника предоставить рабу свободу, причем освобождение раба иногда ставилось в зависимость от выполнения им определœенных условий (чаще всœего—передачи наследнику известной денежной суммы).

По-видимому, несколько позже у рабовладельцев появилась возможность отпускать рабов на волю и не дожидаясь собственной смерти — посредством фиктивного судебного процесса (manumissio vindicta). Этот процесс ʼʼразыгрывалсяʼʼ по правилам legis actio per sacramentum и опирался на предварительную договоренность господина с другим лицом о выступлении в качестве истца (assertor in libertatem). Οʜᴎ являлись вместе перед магистратом (куда доставлялся также и раб), и там господин в ответ на произнесенную мнимым истцом 1формулу ʼʼhunc hominem ex jure Quiritium liberum esse aioʼʼ (я утверждаю, что по праву квиритов данный человек свободен) ограничивался молчанием или позитивно признавал иск. По правилам легисакционного процесса иск в таком случае считался для ответчика проигранным, и магистрат провозглашал раба свободным. Существовала и сравнительно простая процедура освобождения из рабства, предполагавшая внесение раба как свободного в цензовую перепись (in censu). Но эта возможность появлялась лишь при проведении цензовых переписей, т. е. не чаще чем один раз в 4—5 лет.

Таковы формальные способы освобождения из рабства, предусмотренные цивильным правом. В классическую эпоху получили распространение и иные способы, связанные уже с меньшим формализмом: господину достаточно было объявить о свободе раба перед свидетелями (manumissio inter amicos), не прибегая ни к завещанию^ ни к внесению цензовых записей магистратом. В случае если же господин вручал рабу специальный документ об освобождении (manumissio per epistulam), отпадала нужнобность даже в присутствии свидетелœей. Но, как отмечалось ранее, свобода бывших рабов, отпущенных на волю неформальными способами, охранялась не цивильным, а преторским правом, и только lex Junia Norbana предоставил им статус latini Juniani.

Постепенно увеличивая число способов предоставления рабам свободы, государство вместе с тем вовсœе не собиралось пускать данный процесс ʼʼна самотекʼʼ, ибо бесконтрольное освобождение рабов могло, во-первых, подорвать сам институт рабовладения как основу общественного строя, а во-вторых, наводнить свободное населœение ʼʼвозмутителями спокойствияʼʼ. Вот почему, в случае если в древности, когда отпущение рабов на. волю производилось в единичных, исключительных случаях, никаких количественных ограничений на данный счёт не существовало, то в послеклассический период, когда в преддверии феодализма, ʼʼдыханиеʼʼ которого ощущалось всœе более явственно, освобождение рабов приобрело весьма распространенный характер, законодательство стало ограничивать как число одновременно освобождаемых рабов, так и сами условия их освобождения.

Заслуживает внимания в данном отношении lex Fufia Caninia (I в. н. э.), разрешавший господину отпускать на волю посредством завещания не всœех принадлежавших ему рабов, а только

определœенное их число. Так, при наличии до 3 рабов разрешалось отпустить не более 2, при наличии до 10 рабов—не более половины, при наличии до 30 рабов—не более 1/з, при наличии до 100 рабов—не более 1А, при наличии до 500 рабов— не более 1/s и максимум—100 рабов. Закон данный был отменен Юстинианом.

Другой закон, также изданный в I в. н. э.,— lex Aelia Sen-tia—ввел в определœенные рамки само право господина давать рабам свободу. Господин моложе 20 лет мог сделать это не иначе как с разрешения специальной комиссии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было крайне важно также для отпущения раба, не достигшего 30 лет, уже независимо от возраста господина, а освобождение рабов ʼʼво зло кредиторамʼʼ, которые могли бы обратить на этих рабов взыскание по долгам, вообще запрещалось.

До сих пор речь шла об освобождении рабов по воле господина. В императорскую эпоху был установлен ряд правил, предусматривавших обретение рабами свободы ipso jure—по указанию самого закона. Так, становился свободным: раб, обнаруживший убийцу своего господина; беспомощный раб, оставленный господином; раб, проживший не менее 20 лет в качестве свободного и добросовестно считавший себя свободным.

referatwork.ru

Понятие гражданства Российской Федерации.

Понятие гражданства Российской Федерации сформулировано в статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В этой дефиниции выделены главные черты, характеризующие гражданство.

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство -правовое, а не фактическое состояние. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, ибо по этому признаку последние образуют население страны - категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства и иностранные граждане.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.

Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства и выражаются, во-первых,в их общем правовом нормировании и, во-вторых,в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица.

Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливаетоснования, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

В отношении каждого человека гражданство юридически оформляетсядокументами, подтверждающими его гражданство. Такими документами являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.[92] Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа.

Определение в Федеральном законе гражданства как связи человека с государством, выражающейсяв совокупности их взаимных прав и обязанностей, положило начало новой концепции взаимоотношения личности и государства.

Гражданство - сложная политико-правовая категория, что обусловливает различные трактовки его природы. Представляется, что гражданство нужно рассматривать:

во-первых, как суверенное право человека быть гражданином государства, находиться под его защитой и покровительством, иметь гарантии прав, свобод и законных интересов;

во-вторых, как суверенное право Российского государства определять круг своих граждан, решать вопросы приобретения и прекращения гражданства, разрабатывать и принимать законодательство о гражданстве;

в-третьих, как важнейший признак любого государства и элемент его суверенности;

в-четвертых, как конституционно-правовой институт.

Таким образом, под гражданством понимается длительная, устойчивая правовая связь лица и государства, в силу которой на лицо распространяется суверенитет государства; лицо обладает правами, свободами, несет обязанности, равно как и государство по отношению к нему, оно находится под защитой и покровительством государства как внутри, так и вне страны.

Длительность данной связи заключается в том, что гражданин, как правило, всю жизнь находится в состоянии гражданства с государством.

Устойчивость связи выражается в ее непрерывности, причем независимо от того, где находится гражданин, - внутри страны или за рубежом (даже постоянно там проживая).

Правовой характер указанной связи предопределен тем, что отношение между лицом и государством основано на юридических нормах, принятием которых государство устанавливает круг своих граждан, взаимные права и обязанности его сторон.

На основе сказанного можно сформулировать понятие гражданства как правового состояния (в субъективном смысле) – это длящееся правовое двустороннее отношение между личностью и государством.

Совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, связанные с гражданством, образуют конституционно-правовой институт (гражданство в объективном смысле). Его нормы носят конституционный характер, что обусловлено важностью регулируемых ими общественных отношений.

Гражданство базируется на главенствующих идеях, основополагающих устоях (принципах), которые получили правовое закрепление в Конституции и Законе о гражданстве Российской Федерации.

Похожие статьи:

poznayka.org

34. Гражданство как правовой институт и как правовое состояние.

Термин «гражданство» имеет три основных значения: одно из, суверенных прав государства; публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовой институт.

В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.

Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.

Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства, рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами.

Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в Делом, выражающуюся в состоянии принадлежности индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе.

Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства, иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса, с одной стороны, на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, а с другой, он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

Гражданству как правовому состоянию близко подданство — тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране.

Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «сособственниками» своего государства. Коллектив граждан — первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лиц, составляющих данный коллектив.

Различение гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Дело в том, что гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Так, ст. 1 Конституции Японии гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие этого принципа ст. 10 Конституции Японии устанавливает институт гражданства.

Таким образом, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния — наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

Законодательное определение гражданства воспроизводит именно это значение. Гражданство Российской Федерации определяется в ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. как устойчивая правовая связь лица с Российской федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой.

Нормы этого института устанавливают:

  1. круг лиц, признаваемых российскими гражданами;

  2. основания и порядок приобретения и прекращения гражданства;

  3. двойное и множественное гражданство;

  4. порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Нормы института гражданства содержатся в Конституции РФ (ст. 6, 61, 62, 63), Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах (например, в договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии гражданами стран — участниц названных договоров), в том числе заключенных еще Союзом ССР (например, в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 28 августа 1958 г.).

studfiles.net

Понятие и современное состояние законодательства о гражданстве — Мегаобучалка

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ

Юридический факультет

Кафедра конституционного и муниципального права

 

 

Курсовая работа

По учебной дисциплине: «Конституционное право»

На тему: «Гражданство детей в Российской Федерации»

 

 

Выполнил: студент группы 14337

Заочного отделения

Специальности « Юриспруденция»

Мараховская Светлана Сергеевна

Научный руководитель:

Кравец Игорь Александрович

Новосибирск,2015год

 

Оглавление

 

Введение. 4

1. Понятие и современное состояние законодательства о гражданстве. 7

1.1. Понятие гражданства. 7

1.2. Эволюция гражданства и подданства России. 11

2. Основания приобретения и прекращения гражданства: российский и зарубежный опыт 17

2.1. Основания приобретения гражданства России и зарубежных государств. 17

2.2. Основания прекращения гражданства России и зарубежных государств. 20

3. Особенности гражданства детей в Российской Федерации. 24

3.1. Правовые основания гражданства детей в Российской Федерации. 24

3.2.Особенности приобретения детьми гражданства по рождению.. 26

3.3.Недостатки и предложения по совершенствованию института гражданства детей 32

Заключение. 33

Библиографический список. 36

 

Введение

 

Актуальность исследования. Взаимосвязь государства и гражданина - проблема, свойственная любому государственно организованному обществу. Исследование института гражданства представляет значительный научный интерес и имеет практическое значение для государственного строительства как Российской Федерации, так и других государств, образовавшихся на постсоветском пространстве в начале 90-х годов XX века.

Право человека на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав, основа правового положения личности как внутри любого государства, так и в международном общении. Оно провозглашено еще Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., содержащей статью 15: «Каждый человек имеет право на гражданство». Известно, что идея гражданства тесно связана с идеями равенства и народного суверенитета. Поэтому в Конституции Российской Федерации 1993 г. вопросы гражданства закреплены в главе первой, посвященной основам конституционного строя.

Только посредством гражданства возникает прочная и устойчивая в пространстве и времени правовая связь между государством и отдельным лицом, дающая лицу и государству право на полное использование всех преимуществ, вытекающих из их взаимных прав и обязанностей. Только на основе гражданства определенного государства отдельное лицо может воспользоваться максимальным объемом прав, гарантируемых этим гражданством как внутри государства, так и в международном общении.

В условиях проводимой в стране административной реформы весьма актуальными и значимыми представляются вопросы гражданства детей.

Актуализация вопросов реализации ребенком его прав, свобод и обязанностей в настоящее время обусловлена развитием человеческой индивидуальности, возрастанием личностного фактора в экономических, социальных, демографических, политических и др. процессах, общими демократическими переменами, происходящими в государстве. Правовой статус ребенка является важнейшим институтом, при помощи которого регулируются и определяются способы, меры воздействия и пределы вмешательства государства в личную сферу семьи и детства, возможности участия ребенка в жизни общества, устанавливаются юридические и иные гарантии защиты и реализации прав и свобод детей. Изложенное предопределяет актуальность темы настоящего исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе приобретения гражданства.

Предметом исследования являются особенности гражданства детей.

Целью исследования является обобщенная характеристика конституционно-правовых норм о гражданстве детей.

В задачи работы входит рассмотрение следующих вопросов:

1. Понятие гражданства.

2. Эволюция гражданства и подданства России .

3. Основания приобретения гражданства России и зарубежных государств.

4. Основания прекращения гражданства России и зарубежных государств.

5. Правовые основания гражданства детей в Российской Федерации.

6.Особенности приобретения детьми гражданства по рождению .

7.Недостатки и предложения по совершенствованию института гражданства детей.

Теоретической основной работы выступают труды ученых, среди которых можно выделить работы С.Н.Бабурина, Е.Ю.Бархатовой, М.В.Варлен, И.И.Кельбя, А.А.Югова и других исследователей.

Методологической основой исследования служит диалектический метод познания, логический, анализа, синтеза, дедукции и индукции.

Эмпирической базой и нормативной основой исследования выступают нормы конституционного права.

Структура работы включает в себя введение три главы, заключение и список использованных источников и литературы.

 

Понятие и современное состояние законодательства о гражданстве

Понятие гражданства

 

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В монархических государствах употребляется термин «подданство», который формально устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен гражданству. Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государства, всех обязанностей, установленных конституцией и законами[1].

В то же время граждане обладают в отношении государства определенными правами и могут требовать от него защиту своих прав.

Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни.

Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую.

Такие передвижения — индивидуальные и групповые, распространенные и в Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Законодательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по этим вопросам весьма развиты. Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами).

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации.

Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, а кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия налогового, уголовного, семейного законодательства). Такое положение характерно и для Российской Федерации.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство — такие лица называются бипатридами.

Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.

Мировое сообщество единодушно в своем негативном отношении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое гражданство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов).

Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

Это предписано международной Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г.), принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений. Одновременно (1963 г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, устанавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. [2]

Правовой статус апатридов регулируется международной Конвенцией о статусе апатридов 1951 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г.). Следуя этим международноправовым актам, Российская Федерация способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

Весьма частым случаем возникновения безгражданства служит заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, и рождение у них детей. Немалые трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, правовое положение лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев. В соответствии с законом Россия поощряет приобретение своего гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими гражданства другого государства.

В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции). Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В главе «Права и свободы человека и гражданина» содержатся еще две важные гарантии гражданства (ст. 61). Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.[3]

Следовательно, теперь не может быть речи о высылке нежелательного для властей гражданина, как это не раз бывало в прошлом.

Более того, никакие органы не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.

Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. Российская Федерация, как это предусматривается в международных договорах о правовой помощи, обязана судить такое лицо по своим законам и информировать об этом заинтересованную сторону. Что же касается выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его государству, то это возможно также при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.

Гражданам РФ, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительстню Российской Федерации. Органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать свои права и охраняемые законом интересы.

 

megaobuchalka.ru

5.2. Понятие гражданства

Термин «гражданство» имеет три основных значения. Под гражданством понимается: 1) одно из суверенных прав государства; 2) правовое состояние людей; 3) конституционно-правовой институт.

Гражданство как суверенное право государства заключается в возможности государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Данное право необходимо государству для выделения той части его населения, на которую оно вправе опираться при решении любых задач, которой оно доверяет участие в своих делах – это есть граждане.

Гражданство как правовое состояние представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающаяся в состоянии его принадлежности своему государству. Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое состояние гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства определяет содержание правового статуса человека, набор его основных и иных прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса, с одной стороны, на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, а с другой – он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы он не проживал.

Гражданство Российской Федерации определяется в статье 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерации, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство как конституционно-правовой институт представляет собой совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранными лицами, лицами без гражданства – с другой стороны. Нормы этого института устанавливают: 1) круг лиц, признаваемых российскими гражданами; 2) основания и порядок приобретения и прекращения гражданства; 3) двойное гражданство; 4) порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

Конституционно-правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и государством, возникающие по поводу гражданства закреплены в Конституции (статьи 6, 61, 62), Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», ряде иных нормативных актах, международных договорах (например, договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии гражданами стран – участниц названных договоров).

Гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими является паспорт, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории.

5.3. Принципы гражданства

Российское гражданство основывается на положениях, общих для всех элементов конституционного положения личности, однако уточняется в ряде особых принципов. В их числе принципы единого гражданства, допущения двойного гражданства, защиты российских граждан за рубежом, экстерриториальности гражданства, невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса, сокращения числа лиц без гражданства, равного гражданства, недопустимости лишения гражданства.

Принцип единого гражданства. Прежний российский закон о гражданстве предусматривал наряду с общероссийским гражданством гражданство республик в составе Российской Федерации, что вытекало из характеристики республики как государства. В силу данного принципа нельзя было иметь гражданство республики, не имея гражданства Российской Федерации. Для приобретения республиканского гражданства не требовалось проходить через какую-то особую процедуру приема в гражданство – достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания на территории соответствующей республики.

Действующий Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» не предусматривает республиканского гражданства

Принцип допущения двойного гражданства. Современное российское законодательство допускает возможность двойного гражданства. В части 1 статьи 62 Конституции установлено, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Принцип экстерриториальности гражданства означает сохранение гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом. Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства.

Принцип защиты российских граждан, находящихся за пределами Российской Федерации. Формальным основанием для осуществления защиты и покровительства гражданину Российской Федерации за рубежом является документ, подтверждающий его российское гражданство: общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт. В государстве своего проживания или пребывания гражданин становится на консульский учет в дипломатическое представительство или консульские учреждения Российской Федерации и с этого момента должностные лица названных органов обязаны охранять его интересы и оказывать необходимую помощь.

Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса. Российская Федерация исходит из того, что не только изменение места жительства, но и изменения семейного статуса лица не влияют на него положение как гражданина. Во-первых, заключение или расторжение брака гражданина Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение его гражданства. Во-вторых, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. В-третьих, расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных супругами детей. В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.

Принцип сокращения числа лиц без гражданства. Государственная поддержка и предоставление широкого набора политических, социально-экономических, культурных, личных прав – надежная жизненная опора для индивида, однако государство оказывает такую поддержку в полном объеме лишь своим гражданам. В отличие от граждан и иностранцев, пользующихся поддержкой своих государств, в невыгодном положении оказываются лица без гражданства. Россия проводит целенаправленную политику на поощрение приобретения гражданства Российской Федерации лицами без гражданства. Законодательством введено ряд правил, предотвращающих рост числа лиц без гражданства. Так, например, не может быть прекращено российское гражданство ребенка, если в результате этого он станет лицом без гражданства.

Принцип равного гражданства. В рамках отношений гражданства принцип равного статуса людей независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане Российской Федерации равны между собой независимо от их времени состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.

Принцип недопустимости лишения гражданства. Право государства на определение круга своих граждан, процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства. Однако Российская Федерация вправе отменить ранее принятое решение о предоставлении гражданства Российской Федерации, если то было приобретено лицом на основании подложных документов, заведомо ложных сведений.

studfiles.net

44. Понятие гражданства в рф

Закон Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Из этого определения исходят главные черты, характеризующие гражданство:

1. Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства, образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства.

2. Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве.

Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации установили общие основы отношений гражданства:

1. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для федеративного государства, для сохранения его целостности.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований и время его приобретения.

3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек вправе приобрести российское гражданство или изменить его.

4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства.

5. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного государства. Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством.

6. Гражданство РФ не может автоматически изменяться при заключении или расторжении брака с лицом, не являющимся российским гражданином.

7. Граждане России, находящиеся за пределами РФ находятся под защитой и покровительством российского государства.

8. Впервые вводится такой институт как почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу не являющемуся гражданином России, но имеющего выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого лица. Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав, свобод и обязанностей, признаваемых законом, защиты этого лица государством внутри страны, но и за её пределами.

1. Принцип единого гражданства является одним из основ национально-государственного устройства РФ, в состав которой в качестве субъектов Федерации входят восемнадцать республик. Он закреплен в ст. 6 Конституции РФ, п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве и означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Этот принцип раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республики. Принцип единства и равенства гражданства обусловливает независимость и целостность России как многонационального государства.

2. Принцип равного гражданства (п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве) подразумевает, что все граждане России наделены одинаковым комплексом конституционных прав и обязанностей, вне зависимости от способа приобретения гражданства и от длительности обладания статусом «гражданин России». Таким образом, лицо, являющееся гражданином РФ по рождению (например, ребенок, родившийся на территории России от родителей-россиян), имеет одинаковый правовой статус с иностранцем, принятым в российское гражданство за особые заслуги перед РФ.

Законодательство некоторых зарубежных государств содержит ограничения для лиц, приобретших гражданство данной страны не по рождению. Например, законодательство США позволяет гражданину страны баллотироваться в Сенат (верхнюю палату Парламента) только по истечении девяти лет после приема в гражданство США, а президентом страны может стать только лицо, родившееся на территории США.

3. Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства – п. 3 ст. 4 Закона о гражданстве) означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. С другой стороны, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

4. Принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его (п. 4 ст. 4 Закона о гражданстве) полностью соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство»[16].

Прием в гражданство РФ

Прием в гражданство РФ (Ст.19 закона). Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящие в гражданстве РФ, может ходатайствовать о приеме в российское гражданство независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Лучин, В. О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. - М., -2002. -С. 65. (Часть 1 Статьи 19 Закона). Это вытекает из Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года и включенной в Конституцию РФ, установившей, что каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации в соответствии с законом. Впервые в российском законодательстве для принятия в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства вводится ценз оседлости. Он требует пятилетнего общего срока или трехлетнего непрерывного срока проживания на территории России непосредственно перед обращением с ходатайством о предоставлении российского гражданства. Для беженцев, признаваемых таковыми российским законодательством, срок проживания сокращается наполовину. При этом закон четко определил условия непрерывного проживания: выезд за пределы России для учебы или лечения не более чем на три месяца (Часть 2 Статьи 19 Закона).Часть 3 указанной статьи закона предусматривает обстоятельства облегчающие прием в российское гражданство вплоть до снятия требований части второй настоящей статьи: состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом, усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а так же обладание профессии или квалификацией, представляющими интерес для России, наличие заслуг перед народами, объединенными в Российскую Федерацию, в возрождение России, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей, получения убежища на территории России. Миронов, О. О. Теория и практика защиты прав человека. - М., -2003. -С. 156.Необходимо отметить, что прием в гражданство это двухсторонняя акция, где с одной стороны выступает лицо, ходатайствующее о предоставлении российского гражданства, с другой государство. Поэтому законодательство предусматривает право государства отказать в предоставлении своего гражданства. Это относится к лицам: - выступающим за насильственное изменение конституционного строя, - состоящим в партиях и организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации, - осужденными российскими судами и отбывающими наказание в виде лишения свободы за действия, признанными противоправными российским законодательством. Тамбомцев, В. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». - М., -2006. -С. 87-88. При этом условием принятия российского гражданства является отказ от иностранного гражданства, если речь не идет о предоставлении почетного гражданства или о двойном гражданстве.

Прекращение российского гражданства

Основные причины прекращения гражданства

Этот институт полностью соответствует ч. 3 ст. 6 Конституции России, согласно которой гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. О прекращении гражданства, следовательно, логично говорить только в случае добровольного волеизъявления гражданина. Закон о гражданстве устанавливает четыре основания прекращения гражданства Российской Федерации.

а) Вследствие выхода из гражданства (ст. 23). Выход из гражданства может иметь место, как по ходатайству гражданина, так и в порядке регистрации (если хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство). Регистрационный (упрощенный) порядок направлен на содействие в воссоединении семей. Однако ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если данное лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, а также неисполненные обязательства перед государством, а страна, в которой оно собирается поселиться, не имеет с Россией договора о правовой помощи. Выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также в случае возбуждения уголовного дела (до окончания его рассмотрения) или действия обвинительного приговора суда, подлежащего исполнению. Для предотвращения произвола в отношении прав человека Закон о гражданстве устанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами. Лучин, В. О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. - М., -2002.- С. 34-35.

б) Вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24). Это единственное основание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но речь идет о случае приобретения гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности. При этом отмена решения о приеме в российское гражданство не распространяется на членов семьи, т. е. супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким лицом, если не будет доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гражданство России -- пять лет. Миронов, О. О. Теория и практика защиты прав человека. - М., -2003. -С.91.

г) Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация). Если какая-то территория выходит из состава Российской Федерации, то граждане России, проживающие на этой территории, вправе прекратить российское гражданство.

д) Иные основания. Закон о гражданстве предусматривает некоторые дополнительные основания прекращения гражданства недееспособных и детей.

studfiles.net


Смотрите также