Понятие и принципы гражданства. Двойное гражданство и многогражданство (стр. 1 из 4). Понятие гражданства


Понятие гражданства

Количество просмотров публикации Понятие гражданства - 153

Лица, живущие на определœенной государственной территории имеют так называемый ʼʼтерриториальныйʼʼ статус, то есть суверенитет государства в данном смысле связан с четкими обязанностями по отношению к данным лицам.

Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство, в принципе, регламентируется национальным правом, особенно в вопросах коллизий между законодательствами о гражданстве различных государств, вопросах предоставления убежища и некоторых других.

Способы приобретения гражданства можно условно разделить на две группы - общего и специального порядка.

Общий порядок:

1. По рождению. Каждое государство имеет свои склонности и особенности в данном вопросœе, которые обусловлены, в основном, историческими факторами: к примеру, в США экономические условия, привлекавшие рабочую силу в новую страну, обусловили ʼʼправо почвыʼʼ, то есть приобретение гражданства той страны, на территории которой индивид родился.

ʼʼПраво кровиʼʼ - означает, что ребенок автоматически получает гражданство своих родителœей. Достаточно мало стран, которые используют в чистом виде тот или иной способ, как правило, государства предпочитают смешанный порядок (в Российской Федерации применяются оба варианта͵ исходя из ситуации).

2. Натурализация (прием в гражданство). Гражданство предоставляется по просьбе заинтересованного лица на исключительно добровольной основе. Регламентированы правила натурализации во внутреннем законодательстве, но в соответствии с международным правом, правила о натурализации не должны содержать ограничений и запретов по признаку пола, расы, языка и религии.

Каждое государство устанавливает свои условия и цензы, которым должно соответствовать лицо, желающее получить гражданство. В США, в соответствии с Законом 1952 ᴦ., требуется знание английского, истории, принципов и форм правления США. Основным условием (применяют практически всœе страны) является долгое время проживания в государстве.

Осуществляется натурализация государственными органами власти или управления, ведомством иностранных дел, редко - местными органами, в США - в судебном порядке.

3. Вступление в брак, усыновление. Согласно Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 ᴦ., гражданство жены не подлежит автоматическому изменению в случае вступления в брак или развода с иностранцем, или изменения мужем своего гражданства во время брака. Аналогично решается вопрос и при усыновлении.

Исключительные случаи (специальный порядок):

1. Пожалование. Осуществляется по инициативе государства, обычно за особые и неоценимые заслуги индивида перед данным государством.

2. Трансферт. ʼʼГражданство жителœей следует за территориейʼʼ - если территория одного государства переходит к другому, то возможен автоматический переход в новое гражданство.

3. Оптация. Возможность выбора в вышеприведенной ситуации. Чаще всœего, это способ выбрать только одно гражданство для бипатридов.

4. Реинтеграция. Восстановление в гражданстве.

Необходимость достаточно четких связующих уз между государством и индивидам в качестве основы для предоставления гражданства подчеркивалась на заседании Комиссии международного права ООН. Этот вопрос был затронут в связи с проблемой сокращения безгражданства и его ликвидации.

Плодом этой дискуссии в 1961ᴦ. явилась Конвенция о сокращении безгражданства, которая обосновывает предоставление гражданства, отказ от него и лишение гражданства наличием различных социальных связей между индивидом и государством.

Отсутствие гражданства в международной практике возможно как с момента рождения - абсолютное безгражданство, так и в результате утраты - относительное.

Конвенция создает обязательства, касающиеся условий предоставления гражданства на базе проживания (от 5 до 10 лет) с соблюдением условий: преступление против государственной безопасности и приговор суда по любому уголовному делу к тюремному заключению сроком на 5 лет и более лишают права приобрести гражданство.

Конвенция в ст. 1 разрешает проблему относительно лиц, которые могут оказаться апатридами с момента рождения.

Положения, касающиеся лишения гражданства, запрещают его по таким основаниям как расовые, этнические, религиозные или политические (ст. 9).

Резолюция, принявшая данную конвенцию, определяет, что государствам рекомендуется обращаться, по мере возможности, с апатридами де-факто как с апатридами де-юре, предоставляя этим возможность приобретения эффективного гражданства. Принцип ʼʼэффективного гражданстваʼʼ состоит в том, что для того, чтобы гражданство одного государства имело силу перед гражданством других, между соответствующим государством и индивидом должны существовать действительно эффективные узы, то есть реальная связь. Некоторые юристы выражали опасение, что в результате менее эффективной может стать дипломатическая защита; а лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сочтут не имеющим эффективного гражданства, не будет пользоваться защитой международных конвенций об апатридах. При этом такая ситуация возможна только в том случае, в случае если бы требовалось значительное число связующих уз.

Конвенция о статусе лиц без гражданства 1954 ᴦ. устанавливает правовой режим для апатридов на территории государств.

Многочисленные несоответствия между законодательством различных стран привели к появлению другой проблемы в правовом положении индивида - множественному гражданству. Последствия такого статуса причиняют достаточно много неудобств - дело в том, что государство рассматривает физическое лицо исключительно как своего гражданина, независимо от того, сколькими гражданствами он еще обладает. Государства, в принципе, терпимо относятся к такой проблеме либо решают данный вопрос на договорной основе. Такие договоры чаще всœего очень подробно регламентируют выводы из коллизий, могут устанавливать обязательную оптацию и т. д.

Индивид может самостоятельно решать вопрос о выходе из гражданства. Как правило, данный процесс возможен при выполнении гражданином всœех обязательств перед государством, включая неотбытое наказание или возбужденное против него уголовное дело.

В некотором роде аналогом самостоятельного решения вопроса о гражданстве в международном праве является право экспатриации - добровольного или принудительного выселœения за пределы родины, обычно влекущее лишение гражданства.

В п. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека устанавливается, что ʼʼникто не должна быть произвольно лишен своего гражданства или права выбирать гражданствоʼʼ. Существующая практика показывает, что индивид не обладает этим правом, хотя данное положение Декларации и оказывает влияние на толкование международных договоров и внутригосударственных норм.

referatwork.ru

Понятие и принципы гражданства. Двойное гражданство и многогражданство

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный лингвистический университет

Факультет экономики и права (юридическое отделение)

Курсовая работа

по Конституционному праву

Тема:

Понятие и принципы гражданства. Двойное гражданство и многогражданство

Студент: Прусакова Д.С.

Группа: 234 а/ю

Консультант темы:

Карпова И.Б., доцент

Москва 2007

План

Введение

1. Понятие и принципы гражданства

1.1 Понятие гражданства

1.2 Принципы гражданства

2. Двойное гражданство и многогражданство

3. Развитие законодательства о гражданстве РФ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Выбранная автором тема является крайне актуальной в условиях глобализации и мировой интеграции. Данная работа имеет своей целью раскрыть основные положения, касающиеся института гражданства в РФ, условий получения двойного гражданства и многогражданства. Автор постарался обработать максимальное количество доступной информации по рассматриваемому вопросу, с намерением сделать работу насыщенной, интересной, качественной и познавательной.

Как показал анализ полученной информации, законодательство в сфере гражданства находится в постоянном развитии, что вызвано нестабильной политической, экономической и социальной ситуацией в мире. Данная работа призвана раскрыть основные положения, касающиеся гражданства, рассмотреть его принципы, а также проследить развитие данной сферы законодательства.

1. Понятие и принципы гражданства

Гражданство - один из основных элементов правового статуса личности, определяющий ее взаимоотношения с государством, являясь необходимым условием для распространения на нее всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты ее государством, независимо от местоположения. Помимо правового статуса граждан РФ, Конституция также определяет положение следующих групп:

· иностранных граждан

· лиц без гражданства, проживающих на территории РФ на законных основаниях

· беженцев

· вынужденных переселенцев

Чтобы изучить вопрос гражданства, необходимо не только рассмотреть его понятие, но также и принципы, которые являются основной характеристикой гражданства и основываются на Конституции РФ и международных соглашениях РФ. Автор постарался наиболее полно осветить этот вопрос в своей работе.

1.1 Понятие гражданства

Обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только на территории страны, но и за ее пределами.

Вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 1 июля 2002 г.[1] , а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В действующей Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).

Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, а также ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство является не только фактическим, но и правовым состоянием личности. Правовой характер связи лица с государством выражается в юридическом оформлении этой связи.

Отношения гражданства не зависят напрямую от страны проживания лица, например, многие граждане РФ постоянно проживают за границей, а население РФ включает в себя не только граждан РФ, но и иностранцев, временно или постоянно проживающих на территории РФ, лиц без гражданства.

В законе государство устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения данных вопросов.

Гражданство каждого человека оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются: паспорт гражданина РФ, иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Согласно Положению о паспорте гражданина РФ, установленному постановлением Правительства от 8 июля 1997 г.[2] , паспорт является основным документом, удостоверяющем личность гражданина РФ на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав РФ, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом перевода на языке данной республики). В паспорт должны быть внесены:

-фамилия, имя, отчество владельца

-пол

-дата и место рождения.

-отметки о регистрации по месту жительства, либо снятии с регистрационного учета

-отметки об отношении к воинской обязанности (для мужчин, достигших 18-летнего возраста)

-отметки о регистрации брака, либо о его расторжении в органах ЗАГС

-отметки о детях, не достигших 14-летнего возраста

-отметки о выдаче документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами

-отметки о ранее выданных документах, удостоверяющих личность, при наличии таковых.

Любые дополнительные отметки, не указанные в данном списке, автоматически делают паспорт недействительным.

Срок действия паспорта гражданина РФ также установлен:

· от 14 лет – до достижения 20-летнего возраста

· от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста

· от 45 лет – бессрочно.

1.2 Принципы гражданства

Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют сущность данного института:

1) Гражданство Российской Федерации является единым . В силу федеративного устройства России этот принцип – один из важнейших и закреплен в Конституции (ст. 6). Он закрепляет за гражданами, которые проживают на территории республик в составе РФ право иметь гражданство данной республики наравне с общефедеральным. Статья 22 Закона о гражданстве устанавливает, что прекращение гражданства РФ автоматически влечет за собой прекращение гражданства республики в составе России.

2) Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ на различных основаниях: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, браком, усыновлением и т.д. не имеет правового значения и время приобретения гражданства. В отличии от некоторых других государств, например, США, где, согласно Конституции Президентом страны может стать только прирожденный гражданин США[3] , в РФ все граждане страны обладают равными правами и свободами.

3) Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство, при этом, должны быть созданы все условия со стороны государства, чтобы дать человеку возможность вступить в гражданство, выйти из него на доступных для него основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, гражданин не может быть лишен права свободно выйти из гражданства или вступить в него.

В законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является гражданином РФ.

Свободный характер гражданства РФ выражается в том,что Конституция и Закон закрепляют право человека беспрепятственно выйти из гражданства. Присущая гражданству устойчивость связей гражданства и лица не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это было бы ущемлением его прав и свобод, противоречило Конституции и было противозаконно.

4) Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.

Все предшествующее законодательство указывало лишение гражданства, как одну из форм его утраты, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г.

Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей в одностороннем порядке по инициативе государства, не предусматривающее в качестве условия согласия гражданина.[4]

Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания права граждан проживать за границей. Характерно, что до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на ряд причин, по которым можно было лишиться гражданства, вопрос оставался на усмотрение правоприменителя. В 1978 г. появилась расплывчатая формулировка данных причин: «действия, порочащее высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».

С появлением закона 1990 г. положение граждан изменилось. Теперь гражданства могли быть лишены только те, кто жили за границей, и каким-либо образом себя дискредитировал. Также был решен ранее не контролируемый вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства. Практика лишения гражданства в СССР имела свою специфику. Гражданства лишались не отдельные граждане, а целые группы, например, невозвращенцы (подданные Российской Империи, покинувшие территорию государства, не уведомив об отъезде компетентные органы).

5) Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст.62 конституции РФ). Двойное гражданство не может возникнуть автоматически, хотя основания бывают. Закон о гражданстве утверждает, что за лицом, обладающим гражданством РФ не может быть признана принадлежность к другому гражданству, кроме случаев предусмотренных международными договорами РФ. Приобретение гражданином РФ гражданства другого государства не влечет прекращение гражданства РФ, не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.

mirznanii.com

1.1. Понятие, основные принципы гражданства.

«Гражданство – один из ключевых политико-правовых институтов демократического государства, неотъемлемая связь основ его конституционного строя».

Значение и ценность гражданства подчеркивается в ряде статей Конституции Российской Федерации. В первую очередь это статьи: 6, 61, 62, 63.

В первую очередь мы определим само понятие «гражданство». По мнению Л.Д. Воеводина наиболее авторитетным является определение установленное Законом Р.Ф. «О гражданстве Российской Федерации» в соответствии с которым «гражданство Российской Федерации это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей». С этим связана

ответственность гражданина, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Это означает отказ от прежней тоталитарной формулировки понятия гражданства как принадлежности лица государству. Такое определение отличается от того, которое существовало в Законе о гражданстве СССР 1990 г. (оно характеризовало гражданство как политико-правовую связь лица с государством).

«Обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством и не только внутри страны, но и за ее пределами».

Гражданство это правовое, а на фактическое состояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда когда он находится за пределами страны или просто проживает за рубежом. Что касается граждан других государств, то они могут постоянно проживать в России, но они не связанны с ней отношениями гражданства. Иностранные граждане, лица без гражданства, лица, родившиеся на территории данного государства, могут стать его гражданами, если они удовлетворяют определенным требованиям. Такие требования в разных государствах не одинаковы.

Наряду с обычным состоянием гражданства в России возможно почетное гражданство. Оно может быть предоставлено только лицу, не являющемуся гражданином РФ, за выдающиеся заслуги перед Россией и мировым сообществом. Российский гражданин может приобрести гражданство и иного государства и одновременно иметь два и более гражданства – двойное и множественное гражданство. Такая ситуация может сложиться как автоматически (при вступлении в брак с иностранцем), так и по желанию гражданина. Однако это не означает, что в России такой гражданин будет признан лицом с двойным или множественным гражданством.

Конституция и Закон о гражданстве устанавливает, прежде всего, те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие:

1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется в Конституции (ст.6).

2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство РФ имеет свободный характер. Это означает, что гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство – это не принадлежность лица государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение ее по взаимному согласию.

4. Гражданство РФ экстерриториально, то есть проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Российский гражданин вправе жить в том месте, которое он избирает.

5. Гражданство РФ неотъемлемо. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.

6. В основе изменения гражданства РФ лежит волеизъявление лица. Автоматический характер приобретения или утраты гражданства исключается.

7. Российское гражданство, как и гражданство других стран, предполагает, с одной стороны, защиту и покровительство государства на его территории и за его пределами, с другой – обязанности гражданина по отношению к государству. Гражданам могут предоставляться более благоприятные условия, социальные пособия со стороны государства, льготы которых не имеют иностранцы и лица без гражданства.

Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за пределами своей страны, он подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в России также считаются преступлениями). Однако административную ответственность (например, штраф за нарушение правил общественного порядка), гражданин может нести и за границей.

Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства проживающими на территории РФ, но при этом необходимо доказать факт безгражданства, как и иностранное гражданство.

studfiles.net

Глава I Понятие гражданства.

    1. Основы гражданства.

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать полном объеме закрепленные в Конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, то есть признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В монархических государствах употребляется термин «подданство», который формально устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен гражданству. Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государства, всех обязанностей, установленных Конституцией и законами. В то же время граждане обладают в отношении государства определенными правами и могут требовать от него защиты своих прав.

Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, то есть перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения – индивидуальные и групповые, распространенные и Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законодательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по этим вопросам весьма, развиты. Значительная часть практических вопросов, связанных определением гражданства, разрешается с помощью международного права (соглашениям, заключаемым между государствами).

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта Федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта Федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами государства, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же Федерации (например, в сфере действия налогового, уголовного, семейного законодательства и т. д.). Такое положение характерно и для Российской Федерации.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство. Такие лица называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают дискриминации не граждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, то есть своих граждан.

В Российской Федерации основопологающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя. Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В главе «Права и свободы человека и гражданина» содержатся еще две важные гарантии гражданства (ст. 68). Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Следовательно, теперь не может быть речи о высылке нежелательного для властей гражданина, как это не раз бывало в прошлом. Более того, никакие органы не вправе не принимать в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.

Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. Российская Федерация как это предусматривается в международных договорах о правовой помощи, обязана судить такое лицо по своим законам и информировать об этом заинтересованную сторон. Что же касается выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его государству, то это возможно также при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.

Зарубежные посольства и консульства Российской Федерации обязаны оказывать помощь своим гражданам в случаях задержания, ареста и других затруднений, что, однако, не означает обязанности оплачивать их долги и т. п.

Федеральным Законом, регулирующим вопросы гражданства в Российской Федерации, является «Закон о гражданстве». Некоторые положения этого закона вошли в текст Конституции 1993 года, другие требуют корректировки в связи с принятием Конституции. Например, в первоначальной редакции (1991года) Закон устанавливает одновременное гражданство Российской Федерации и «республик в составе» Федерации, но установленное Конституцией равноправие субъектов Федерации (ст.5) заставляет признать гражданство и других, помимо республик, субъектов Федерации, тем более что за ними признано право иметь свой устав и законодательство. Это, однако, не ведет к раздроблению гражданства Российской Федерации, оно согласно ч.1 ст.5 Конституции является единым об этом снова напоминает п. «в» ст.71 Конституции, который относит гражданство в Российской Федерации к ведению РФ. Субъект Федерации вправе требовать от гражданина России только одного дополнительного условия для приобретения гражданства данного субъекта Федерации: постоянного или преимущественного в нем проживания.

Договором о создании Союзного государства России и Белоруссии от 8 декабря 1999 года установлено, что граждане этих государств являются одновременно гражданам союзного государства (ст14). Однако до принятия союзного нормативно-правового акта правовое положение граждан регу-лируется национальными нормативно-правовыми актами и соглашениями.

Российская Федерация способствует сокращению без гражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. В этом отношении она следует конвенции о сокращении без гражданства 1961 года, принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений.

Закон «О гражданстве» регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и, прежде всего условия приобретения и прекра-щения гражданства РФ. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

    1. Характерные черты гражданства.

В преамбуле Закона «О гражданстве РФ» сформулировано понятие

гражданства. Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основанных прав и свобод человека.

В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние.

Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным постановлением Правительства от 8 июля 1997 года, паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав РФ, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик.) В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан. Достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14лет – до достижения 20 летнего возраста; от 20 лет – до достижения 45- летнего возраста; от 45 лет – до бессрочно.

Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянно характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение в Законе гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

studfiles.net

2.Понятие гражданства

Обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.1

В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.). В действующей Конституции Российской Федерации наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6). Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Этим определением выделены главные сущностные черты, характеризующие гражданство:

1. Правовой характер связи человека с государством; гражданство — правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения (в результате его признания; по рождению; в порядке его регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве РФ; путем выбора гражданства (оптация), по другим основаниям, предусмотренным Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации») и прекращения гражданства (вследствие выхода из гражданства; вследствие отмены решения о приеме в гражданство; путем выбора гражданства(оптация), по другим основаниям, предусмотренным Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации»), порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. ___________________________________________________________________________

1Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - «Конституционное право России», Москва: "Юрист", 1998 г., стр.155

Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

2.Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

3.Определение в Законе гражданства, как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение ной концепции взаимоотношений личности и государства. Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Принципы гражданства Российской Федерации:

1.Гражданство Российской Федерации является единым. В статье 2 Закона о гражданстве этот принцип раскрывается следующим образом: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Единое гражданство в федеративном государстве – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2.Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Не имеет правого значения и время приобретения гражданства.

3.Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что в России каждый человек имеет право на гражданство. Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен.

4.Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип новый в законодательстве о гражданстве. Все предшествующее законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 года, закрепляло лишение гражданства как форму его утраты.

5.Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Это так же новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось.

6.Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции РФ.

7.Гражданство Российской Федерации Основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом.

8.Российская Федерации гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

9.Законом о гражданстве впервые вводится такой институт, как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющимся гражданином Российской Федерации, имеющими выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом Российской Федерации.

studfiles.net

Глава 1. Понятие гражданства. Основы правового регулирования гражданства Российской Федерации………………………………………5-15

26

ИНСТИТУТ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

План:

Введение………………………………………………………………………3-4

    1. Понятие гражданства.

Понятие двойного гражданства.

    1. Нормативно-правовое регулирование вопросов двойного гражданства Российской Федерации:

-Конституция РФ;

-3-й Закон о Гражданстве РФ от 31.05.2002г.

Глава 2. Современные проблемы института двойного гражданства……16-21

Заключение…………………………………………………………………..22-24

Список источников………………………………………………………….25-27

ВВЕДЕНИЕ

Для подавляющего большинства людей в стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, поскольку они с рождения являются гражданами данного государства и это право за ними сохраняется на протяжении всей их жизни. Однако, по разным причинам, и прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов, а также растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения- индивидуальные и групповые, распространенные и в Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Значительная часть практических вопросов , связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключенным между государствами).

Кроме того, в любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или же являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство- такие лица называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан и государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права граждан, но и их обязанности. Весьма актуальным на сегодняшний день остается рассмотрение вопросов двойного гражданства. Связано это с тем, что многие русскоязычные граждане из ряда государств СНГ желают одновременно состоять и в гражданстве России.

Целью данной работы является рассмотрение института двойного гражданства.

Предмет исследования: Конституционные гарантии прав и свобод.

Объект исследования: Гражданство (двойное гражданство).

Задачи исследования:

1.Раскрыть сущность гражданства.

2. Освятить нормативно-правовую базу регулирования двойного гражданства в Российской Федерации.

3. Обозначить современные проблемы института двойного гражданства.

Глава 1. Понятие гражданства. Основы правового регулирования гражданства Российской Федерации.

    1. Понятие гражданства.

Понятие двойного гражданства.

Гражданство- это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей.

Иногда гражданством называется принадлежность лица к государству. По мнению Боярс Ю.Р.1, гражданство- устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается. Гражданство регулируется внутренним законодательством государства. Гражданство-понятие, неразрывно связанное с государственностью.

М.В. Баглай 2указывает на то, что подгражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В соответствии с Федеральным Законом « О гражданстве Российской Федерации»3гражданство Российской Федерации- это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.

Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

Безгражданство- это правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства.

Статья 3 Закона « О гражданстве РФ» раскрывает понятие иного и двойного гражданства.

Иное гражданство- гражданство (подданство) иностранного государства.

Двойное гражданство- наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

Неясным остается только по сей день конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (неграждан), который включает в себя статус иностранного гражданина и лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации. Важность правильного определения лиц, не обладающих гражданством Российской Федерации, обусловливается тем, что современное законодательство содержит множество положений, в которых одним термином охватывается совокупность правоотношений, связанных со статусом иностранного гражданина и лица без гражданства.

В современном национальном и межнациональном законодательстве для обозначения лиц, не являющихся гражданами государства, часто применяется определение «иностранец», однако, в различных источниках определения «иностранцев» различны по своему содержанию.

Так, в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают4(утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1885г.), термин «иностранец» означает любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором он находится.

Соглашением о сотрудничестве пограничных войск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств- участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество (Москва 25 ноября 1998г.), термин «иностранец» определяется как «гражданин третьего государства, лицо без гражданства».5; Указом Президента РФ от 9 августа 1994г. №1668 «О Федеральной миграционной программе»6установлено, что «иностранцы-граждане иностранных государств и лица без гражданства».

В юридической литературе понятие «иностранец» имеет неоднозначное толкование. Некоторые авторы , например, Л.И. Галенская, трактуют термин «иностранец» как иностранный гражданин и лицо без гражданства. Под иностранным гражданином Л.Н. Галенская подразумевает лицо, которое не является гражданином данного государства или же не имеет гражданства какого-либо государства. М.М. Богуславский и С.С. Гридин иностранцами считают как иностранных граждан, так и лиц без гражданства.7

А.А. Рубанов под иностранцами подразумевает всех лиц, находящихся на территории какого-либо государства, не являющихся его гражданами и состоящими в гражданстве другого государства.8

По мнению Т.Н. Кирилловой, иностранцем является « лицо, имеющее постоянную политическую, экономическую и правовую связь с государством своего гражданства и находящееся во временной экономической и правовой связи с другими государствами».9

В данном случае напрашивается вывод, как замечает Кобец П.Н. (сотрудник ВНИИ МВД России10), что постоянно проживающих в РФ иностранцев нельзя относить к этой категории, т.к. их экономическая и правовая связь с родным государством очень условна.

При рассмотрении вопроса о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, учитывая многообразие общественных отношений, в которых участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся в системном единстве и следовательно, могут быть выделены условно- теоретически.

С учетом этого можно заключить, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ определяется внутренним законодательством Российской Федерации, международными договорами бывшего СССР с зарубежными государствами, а ныне РФ, а также иными актами международного права.

В Законе Амурской области « О пребывании иностранного гражданина на территории области»11определено, что иностранные граждане (иностранцы)- лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Аналогичные формулировки, приравнивающие термины «иностранный гражданин» и «иностранцы» встречаются в законах Амурской области12, Алтайского края13, Республики Башкортостан14, Красноярского края.15

В настоящее время созрела необходимость определения законодательно термина, определяющего статус лица, не обладающего гражданством Российской Федерации. При этом правовое состояние, в котором такое лицо находится, можно определить как состояние « вне гражданства», а лица, которые находятся в таком состоянии, являются « негражданами».

Такая классификация определения лиц как граждан Российской Федерации и неграждан, может компенсировать вакуум терминологии, существующий в законодательстве. К сожалению, в действующем законодательстве России такая терминология не востребована. Так, в п.2 ст.2 ФЗ от 25 июля 2002г. « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»16содержится такая формулировка: « … понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства» за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан».

Таким образом, законодатель делает попытку определения интегрированного статуса «неграждан». Поэтому в целях исключения многозначности понятия «иностранец» целесообразно, по мнению А.С. Кручинина17, применение в российском законодательстве единого термина, связанного с обобщением понятий «иностранный гражданин» и « лицо без гражданства», такого, как «негражданин». Данное понятие возможно трансформировать из международных договоров. Так, в Европейской Конвенции о гражданствеETS №166 (Страсбург, 6 ноября 1997г.)18и Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966г.)19наравне с понятиями «граждане» и « лица без гражданства употребляется понятие « неграждане». Можно отметить, что понятие «неграждане» уже начало внедряться в лексикон законодателя. Так, в Постановлении Государственной Думы ФС РФ от 24 февраля 1995г. №555-1 ГД « О гуманном отношении к нуждам населения Абхазии»20, Постановлении Государственной Думы ФС РФ от 14 октября 2003г. №4441-III ГД « О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ» « В связи с грубыми нарушениями в Латвийской Республике прав человека и прав национальных меньшинств»21; Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 января 2002г. №; « О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике»22, термин « неграждане» был применен в соответствующем значении, однако до сих пор он применяется лишь в отдельных документах и не имеет применения в Законах Российской Федерации.

Кручинин А.С. (консультант Комитета по законности, вопросам власти и общественных связей Московской Думы) считает, что для российского законодателя перспективной возможностью является выделение самостоятельного понятия, определяющего в целом иностранных граждан и лиц без гражданства и дающего возможность осуществления правового регулирования комплексно для этих групп лиц.

studfiles.net


Смотрите также