Контрабанда – гражданство – депортация. Чем завершится поход Зеленского
Фото: Lb.ua
Для человека, который не имеет юридического образования и плохо разбирается в вопросах конституционного права, украинское законодательство о гражданстве выглядит очень запутанным. Именно по причине неосведомлённости та или иная власть, появляющаяся на Печерских холмах, пытается трактовать различные нормы по-разному, искусственно создавая правовые коллизии. Отсюда и постоянные спекуляции о возможности иметь двойное, тройное, четверное – в общем, множественное гражданство.
Конституция Украины в ст. 25-й императивно обозначает: лишение украинского гражданства является неконституционным.
«Гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права изменить гражданство. Гражданин Украины не может быть изгнан за пределы Украины или выдан другому государству», – говорится в Основном законе.
Однако, если сильно захотеть, то всегда можно найти в украинском законодательстве что-то противоречащее, даже если речь идёт об Основном законе страны.
Так, например, в ст. 4-й Конституции Украины провозглашён принцип единого гражданства, а основания для обретения и прекращения его выписаны в профильном законе.
Украинский юрист, бывший заместитель главы ЦИК Андрей Магера поясняет: лишение гражданства Украины по ст. 25 Конституции является незаконным лишь в том случае, если это происходит по причине того, что человек придерживается иной политической, этнической и конфессиональной принадлежности.
«Меж тем ст. 106 Основного Закона (которая находится в системной связи со ст. 4) наделила Президента полномочиями не только удовлетворять ходатайства лиц о выходе из гражданства Украины. Там содержится более широкая формулировка – прекращение гражданства Украины. То есть, издание указов как по выходу из гражданства Украины (добровольного), так и указов об утрате гражданства Украины (принудительного)»
Фото: Lb.ua
Андрей МагераЕсли так трактовать Конституцию, то можно прийти к выводу, что президент может решать вопросы приобретения и лишения гражданства, а тот или иной человек за хорошее поведение или же проступок может его получить или потерять. Всё это делается от имени президента, то есть – государства. Однако это – вольная трактовка, а не прямое применение.
Действительно, ст. 106 Основного закона (где выписаны полномочия и обязанности главы государства) гласит: «Президент принимает решение о принятии в гражданство Украины и прекращения гражданства Украины, о предоставлении убежища в Украине».
Конечно, если сильно захотеть, то эту норму можно использовать для усиления позиций президента. А можно трактовать не в свете 4-й, а как раз императивной 25-й статьи. Тогда мы увидим, что речь идёт, по сути, о праве президента удовлетворять прошение гражданина о выходе из гражданства. Больше ничего. К тому же есть принцип, который запрещает сужать конституционные права человека. В общем, снова путаница и вольные определения.
Ограничиваться здесь исключительно конституционными рамками не стоит: необходимо обратиться к закону «О гражданстве Украины», поясняет кандидат юридических наук, специалист по вопросам гражданства Ольга Поединок. Благодаря закону, как полагает юрист, можно увидеть, какой смысл вкладывается в ст. 4 Конституции (о которой говорит Магера), предусматривающую принцип единого гражданства.
«Если мы открываем ст. 2 закона, то, помимо всего прочего, мы видим, что в случае, если у гражданина Украины наличествует иностранное гражданство, то в правовых отношениях с нашим государством такой человек рассматривается как гражданин Украины»
Кстати, данная проблема в европейских странах уже давно решена в пользу гражданских прав. К тому же, если отойти от рефлексий, стоит напомнить о существовании Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году Генеральной ассамблеей ООН. Пункт 15-й этого документа гласит: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства»
Фото: Franklin D Roosevelt Library website
Элеонора Рузвельт с испанской версией декларации прав человека.А ещё есть ряд международных конвенций, которые Украина ратифицировала. В них прописан запрет на лишение человека гражданства. В отдельных случаях – если он приобретает статус лица без гражданства (апатрида).
Если же власть – та или иная – пытается использовать политические, а не конституционные механизмы, она начинает трактовать по-разному основной закон страны и прибегать к несовершенной законодательной базе. Так было, когда во времена Ющенко Украина передавала Каримову узбекских беженцев (против норм международного права), когда при Порошенко (хоть это и спорно) лишали гражданства Саакашвили, когда ныне пытаются решить вопросы, связанные с отдельными криминальными правонарушениями.
Имеется в виду применение закона «О гражданстве Украины»; если уже совсем точно, его 19-й статьи. Там обусловлено, что гражданин Украины может утратить сей статус в том случае, если он добровольно приобрёл гражданство иностранного государства.
«Добровольным приобретением гражданства другого государства считаются все случаи, когда гражданин Украины для приобретения гражданства другого государства должен был обращаться с заявлением или ходатайством о таком вступлении в соответствии с порядком, установленным национальным законодательством государства, гражданство которой приобретено»
Фото: Макс Требухов
Другими словами, любой человек, который приобрёл паспорт иной страны может утратить украинское гражданство. Впрочем, статья выписана довольно-таки неточно. Здесь есть определённые лакуны: чётко не сформулировано, что имеется в виду – или только факт получения паспорта, или же даже сам факт ходатайства. Есть страны, в которых запрос на приобретение гражданства начинается нетипично.
Однако мы забываем упомянуть, что статус Конституции выше нормы обыкновенного закона, который проще изменить. И данная статья, если её не верно трактовать или использовать, может если не нарушать, то противоречить императиву Основного закона страны.
Как указывает Ольга Поединок, украинское законодательство предусматривает наличие института утраты гражданства (прекращение по инициативе государства). Статья 19 закона этому и посвящена. Однако здесь важно помнить, что президент Украины занимается вопросами утраты, а не лишения гражданства.
«Допустим, в случае контрабандистов, возможно, был выявлен факт добровольного приобретения иностранного гражданства. Это может вести к утрате украинского гражданства. «Утрата» – не санкция и не наказание, это так называемые негативные правовые последствия. Однако лишать гражданства у нас запрещено. Потому что это уже – государственная санкция. Прекратить гражданство Украины, скажем, за терроризм, контрабанду, торговлю людьми нельзя. Однако грань между «лишением» и «утратой» очень тонкая»
Фото: zib.com.ua
Ольга ПоединокВ то же время возникает вопрос о двойном гражданстве. Как акцентирует Магера, законодательство Украины не позволяет иметь двойного гражданства, в том числе на базе международных соглашений.
«В статье 31 четыре года (1992-1996 гг.) существовала норма, которая, наряду с общим принципом единого гражданства, позволяла двойное гражданство на основе двусторонних международных соглашений. Сейчас в действующей Конституции 1996 года двойного гражданства не существует. Даже на основе международных договоров», – говорит Магера.
Меж тем в Конституции не указан и запрет на наличие множественного гражданства. Там этой нормы попросту нет. Как и нет разъяснения Конституционного суда на сей счёт. А значит, говорить пока о запрете множественного гражданства не приходится.
И вот здесь возникает иной вопрос, который ныне активно поднимает украинская власть: а можно ли человека насильно лишить гражданства и депортировать из страны? Если всё же она решится ответить на этот вопрос, ей необходимо будет пользоваться законодательной базой, созданной во времена Виктора Януковича.
Согласно ЗУ «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», который как раз подписывал Янукович, решение о выдворении из страны иностранцев или лиц без гражданства осуществляется только по решению суда. Ещё раз: не президента или главы правительства, – суда.
Исполнительный орган тоже определяет здесь судебная инстанция. В зависимости от ситуации им может быть или пограничная, или миграционная служба, в отдельных случаях – СБУ.
Фото: Нацiональна полiцiя
Выдворение полицией иностранца с криминальной биографией из Украины с запретом на въезд на 3 года.В то же время человек, которого лишили гражданства, может приобрести статус лица без гражданства (апатрида). Но и тут стоит помнить, что, став стороной ряда конвенций, Украина взяла на себе конкретные международные обязательства. Мы уже упоминали о том, что есть чёткий запрет на лишение гражданства человека, который остаётся без иного любого.
Меж тем здесь существует один значимый нюанс. Согласно закону, если будет найдена информация о том, что у данного лица имеется иностранное гражданство, исполнительный орган власти отказывает человеку в получении данного статуса. Дальше, если не было опротестовано решение в суде, начинается процесс выдворения (депортации) из страны пребывания.
Так, в решении о принудительном возвращении указывается срок, в течение которого иностранец или лицо без гражданства должен выехать из Украины. Указанный период не может превышать 30 дней со дня принятия решения. Всё это может сопровождаться запретом относительно дальнейшего въезда в Украину сроком на три года.
Однако самое примечательное, что есть в этом законе, – лазейка, выписанная в статье 31 (п.2). Она гласит: «Запрещается коллективное принудительное выдворение иностранцев и лиц без гражданства».
Законодатель не прописал точно, что такое коллективное принудительное выдворение. Мы не знаем, имеется в виду депортация более двух, трёх, десяти, двадцати или ста людей.
В то же время отдельно существует инструкция «О принудительном возвращении и принудительном выдворении из Украины иностранцев и лиц без гражданства», подписанная бывшим министром внутренних дел Захарченко, главами Госпогранслужбы и СБУ, Литвиным и Калининым, министром иностранных дел Грищенко.
В этом документе обозначено, что по решению суда можно выдворить из страны иностранца или человека без гражданства – в том числе тех, кто по факту лишился украинского паспорта – по причине нарушения правового статуса. Или, что наиболее интересно, угрозы национальной безопасности.
«Основаниями для принятия решения о принудительном возвращении иностранцев в страну происхождения или третью страну являются:
• действия, нарушающие законодательство Украины о правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства;
• действия, противоречащие интересам обеспечения национальной безопасности Украины или охраны общественного порядка».
Иными словами, речь идёт о том, что государство Украина в лице президента, а затем судебных органов может принять решение о том, что ряд контрабандистов, к примеру, угрожает национальной безопасности страны.
Фото: president.gov.ua
Заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, 15 апреля 2021.Если вы откроете закон «О национальной безопасности Украины», то вы там прочтёте в первой же статье, что законодатель вкладывает в понятие «угроза национальной безопасности»: «Угрозы национальной безопасности Украины – явления, тенденции и факторы, которые делают невозможным или затрудняющим, или могут исключить или затруднить реализацию национальных интересов и сохранения национальных ценностей Украины».
Говорить о том, что закон определяет в качестве национальных ценностей смысла, думаю, не имеет. Все эти обозначения очень размыты. Любой человек может стать угрозой национальной безопасности, если он «затруднит» государству реализовывать те или иные интересы.
Если же возвращаться к украинским контрабандистам, которые уже на государственном крючке, у которых, положим, есть иностранное гражданство, возникает иного рода вопрос: а можно ли точно узнать, что у них эти паспорта имеются?
Для подобных целей соответствующие исполнительные органы должны направить, как минимум, запрос в посольства, миграционные органы или в спецслужбы тех стран, где, как они считают, «провинившиеся» получили паспорта. Киев должен иметь официальное подтверждение, что каждый отдельный человек – гражданин конкретно взятого иностранного государства.
Однако другие страны не обязаны давать подобные справки и, как правило, не дают. Есть государства, где напрямую указывают, что не будут информировать о том, что дали паспорт гражданину другого государства в том случае, если полагают, что запрашивающая информацию сторона пытается преследовать человека по национальному, этническому или религиозному признакам.
Нам представляется, что, невзирая на информацию о наличии у тех или иных лиц иностранных паспортов, необходимо для начала понять, а являются ли они оригинальными, а не поддельными, действительными или нет. Почему-то кажется, что этого украинские власти пока ещё не сделали, что запросы иностранные государства не получали.
Кроме того, перед принятием тех или иных решений, связанных со сложными вопросами гражданства, всегда нужно помнить несколько важных вещей.
Фото: president. gov.ua
Первое, лишь авторитарные страны угрожают своим людям лишением гражданства и выдворением. В России, например, пытаются так укротить тех, кто агитирует за введение штрафных мер против РФ.
Второе, подобные действия могут привести к значительным международным последствиям. Многие страны, отдельно европейские профильные институции, воспримут это крайне негативно. Это может повлиять также на международный имидж страны, да и на желание отдельных государства экстрадировать нам преступников.
Третье, попытка вольно трактовать Конституцию – пускай даже в благих целях – создаёт в дальнейшем (исторически) плохие последствия для государства. Это касается, например, последующего процесса реинтеграции временно оккупированных территорий Украины. Ведь там украинским гражданам раздали российские паспорта. Которые были приняты как – сомнительно или добровольно?
Однако здесь стоит вопрос куда более шире: а что может последовать в случае вольной трактовки Конституции, избирательного применения отдельно взятых норм законодательства в отношении граждан Украины?
ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ИЛИ ДВОЙНОЕ? – Адвокат Киев | Услуги адвоката
Украинцам не совсем понятен вопрос второго или двойного гражданства. В то же время резонансные новости о высших чинах государства, которые имеют правовую связь с другими странами всегда вызывали общественный интерес.
Прежде всего нужно провести четкую линию разграничения между двойным и вторым гражданством, так как это разные понятия.
Двойное гражданство имеет место, когда между конкретными странами заключен договор о взаимном признании гражданств, то есть о двойном гражданстве. В этом случае человек, который имеет двойное гражданство, или же бипатрид, может выбирать в какой из стран ему проходить службу в армии, платить налоги и выполнять другие обязанности. При этом, в другой стране гражданства он освобождается от аналогичных обязанностей. Это связано с тем, что обе страны взаимно признают, что могут иметь правовые отношения с человеком как с собственным гражданином, так и с гражданином другой страны. К сожалению, Украина не состоит в подобных договорах ни с одним государством мира. К слову, для заключения таких договоров даже нету необходимости вносить правки в Конституцию Украины, а именно в статью 4, которой часто защищаются сторонники одного единственного гражданства и которая гласит “В Украине существует единое гражданство”. Например, в США человек является гражданином штата и гражданином своей страны одновременно, и государства признает правовые отношения с ним как в обличии гражданина штата, так и в обличии гражданина страны. Единое, это не единственное, это общеукраинское, это значит, что в нашей стране нету паспортов административно-территориальных единиц, такое уточнение содержится в ст. 2 Закона Украины “О гражданстве”. То есть, в статье Конституции скорее всего закреплено унитарную форму административно-территориального устройства Украины, нежели одно единственное (не значит единое) гражданство. Таким образом Конституция делает невозможным существование двойного гражданства. Но теперь поговорим о втором гражданстве.
Наличие второго гражданства не подразумевает признание Украиной своего гражданина подданным другой страны. Гражданин Украины приобретая подданство другого государства или государств, в правовых отношениях с Украиной признается лишь гражданином Украины. Признается гражданином Украины, лишь значит, что не признается гражданином другой страны. Такая ситуация свидетельствует о том, что иметь второе гражданство можно. Доказательство этому также находится в ст. 2 Закона Украины “О гражданстве”. Например, украинец имеющий паспорт Украины и Израиля в Украине будет признаваться только гражданином Украины, в Израиле – только гражданином Израиля. Как видим, никакого запрещения в соответствующих статьях законов и Конституции нет.
В законах не предусмотрено наказаний в виде штрафов или в других формах за наличие второго паспорта, также не закреплены обязанности гражданина уведомлять государственные органы о его наличии. Таким образом, поскольку лишь уведомление госорганов есть причиной для прекращения гражданства Украины, шанс, что госорганы узнают о вашем втором паспорте, очень низок и это случится только если вы сами его продемонстрируете, или же последние сделают запрос в другую страну, что еще более маловероятно. К тому же, например, Венгрия не выдает информацию о своих гражданах и это не единственная страна в таком роде.
Вопрос второго гражданства остается неурегулированным из-за отсутствия механизмов автоматического уведомления и лишения гражданства. А вопрос двойного гражданства просто формально не закреплен.
И еще раз для четкого разграничения: страна считает своего гражданина только своим поданным – применимо понятие исключительно второго гражданства; страна признает своего гражданина поданным еще какого-то государства – двойное гражданство.
Юрист ЮК “PRIKHODKO&PARTNERS”
MyCity — Интернет-издание — Новости Николаева
Наверное не найти такого государства, где бы законодательство в области гражданства было четким, простым и понятным как воинский устав.
В некоторых странах официально разрешено двойное гражданство, которое базируется на наличии договорной базы между определенными государствами. В таком случае государства, в соответствии с договором, признают гражданства друг друга. В других странах допускается второе гражданство. Если у граждан этих государств и есть иные гражданства, то по закону они не признаются. Некоторые государства запрещают своим гражданам иметь какое-либо второе гражданство.
Кроме этих базовых принципов, законодательства разных стран в сфере гражданства могут содержать различные условия, правила и процедуры приобретения и прекращения гражданства. Также и законодательство Украины в сфере гражданства обладает своей спецификой.
Так, согласно статье 4 Закона Украины «О гражданстве Украины», вопрос гражданства Украины регулируются Конституцией Украины, данным Законом и международными договорами Украины.
Статья 4 Конституции Украины гласит: «В Украине существует единое гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Украины определяются законом».
Далее, давайте обратим внимание еще на некоторые статьи вышеупомянутого закона.
В Статье 2 данного закона указано следующее: «Законодательство Украины о гражданстве основывается на таких принципах:
- единого гражданства — гражданства государства Украина, что исключает возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины»
То есть закон повторяет конституционную норму о едином гражданстве, а также уточняет, что это в том числе исключает возможность существования так называемого субгосударственного гражданства, то есть не признается гражданства, например, Донецкой или Львовской областей. Внутригосударственное гражданство свойственно государствам с федеративным устройством, например США. Так, согласно одной из поправок к Конституции США, все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах и подпадающие под ее юрисдикцию, являются гражданами Соединенных Штатов и Штата, в котором они проживают.
Вторая же часть данного принципа определяет, что в отношениях государства Украина с гражданином Украины, независимо от того, сколько у лица гражданств помимо украинского, Украиной признается только гражданство Украины. Таким образом в украинском законодательстве установлена норма, основанная на принципе спящего гражданства. Принцип спящего гражданства или же Master Nationality Rule (Правило основного гражданства) присутствует в той или иной мере в законодательствах многих стран, как тех стран, которые запрещают множественное гражданство, так и у тех стран, где это разрешено. В некоторых странах это явилось следствием имплементации норм соответствующей Конвенции о некоторых вопросах, связанных с конфликтом законов о гражданстве от 1930 года.
Таким образом, рассмотренная норма ст. 2 Закона в первом своем предложении разъясняет конституционную норму о едином гражданстве Украины, а во втором – устанавливает принцип спящего гражданства. Исходя из положения вышеуказанной нормы, можно задаться вопросом: насколько слова «единое» и «одно» являются синонимами.
Здесь стоило бы обратиться в Конституционный суд Украины, обладающий огромным опытом в проведении герменевтического и семантического анализа нормативно-правовых актов, с просьбой о разъяснении данной нормы. Однако, к сожалению, это очень длительный процесс, поэтому попробуем провести свой анализ.
Слово «единое» имеет несколько значений в украинском языке. Оно может означать как нечто одно единственное, так и как нечто целостное и неразделимое. В ст. 4 Конституции Украины слово «единый» использовано в обоих значениях, как и в законе «О гражданстве Украины», поскольку во фразе «Если гражданин Украины приобрел гражданство другого государства… он признается лишь гражданином Украины» говориться о признании единственного (одного) гражданства среди множества возможных гражданств. В пользу одного (единого) гражданства Украины говорят и статьи 8, 9, 10 вышеуказанного закона, которые регламентируют порядок приобретения украинского гражданства на основании территориального происхождения, принятия в гражданство, восстановления в гражданстве. Так согласно положениям, указанным в данных статьях, иностранный гражданин, приобретающий гражданство Украины, обязуется прекратить гражданство иного государства/государств в течении двух лет.
Однако такая норма закона дает возможность иностранцу, получающему украинское гражданство, иметь второе гражданство в течении двух лет. Этой опцией воспользовались некоторые министры в правительстве Арсения Яценюка в 2014-2016 гг. Побыв два года министрами, будучи формально гражданами Украины, сохранили при этом свое прежнее гражданство, и потом просто отказались от украинского гражданства или не вступили в него в полной мере.
Теперь хотелось бы обратить внимание на статью 18 этого же закона, согласно которой выход из гражданства Украины допускается, если лицо приобрело гражданство другого государства или получило документ, выданный уполномоченными органами другого государства, о том, что гражданин Украины вступит в другое гражданство, если выйдет из гражданства Украины.
В свою очередь статья 19, содержащая основания для утраты гражданства Украины, устанавливает одним из оснований утери гражданства Украины – добровольное приобретение иностранного гражданства.
Некоторые юристы считают, что нормы этих двух статей содержат в себе юридическую коллизию. Поскольку одна норма только допускает, а вторая норма прямо определяет наличие иного гражданства, как основание для прекращения гражданства Украины.
На мой взгляд, здесь нет коллизии. Выход из гражданства и утрата гражданства – это два разных процесса, как указано в статье 17 рассматриваемого закона. Выход из гражданства происходит добровольно, на основе законного права гражданина выйти из гражданства. Потеря гражданства – неизбежный результат определенных действий. Оба этих процесса являются по сути разными причинами, приводящими к одному и тому же следствию.
То есть, если кто-либо, получив по собственному желанию второе гражданство, не желает выходить из украинского гражданства, то он все равно уже совершил действие, которое, согласно законодательства Украины, приведет к потере им гражданства Украины.
Существует два варианта, с помощью которых можно установить наличие у лица второго гражданства – признание самим гражданином Украины, либо установление факта наличия второго гражданства в ходе соответствующей проверки компетентными органами Украины, в рамках установленной законом процедуры.
Однако следует учитывать тот факт, что лица, получившие второе гражданство, практически никогда не уведомляют об этом украинскую сторону и проследить факт получения лицом второго гражданства практически невозможно. А чтобы провести проверку, уполномоченные государственные органы должны отправить запрос в соответствующие государственные органы страны, гражданство которой предположительно имеет гражданин Украины, в отношении которого проводится данное действие. Но часто бывает так, что государства не передают сведения о своих гражданах другим государствам, если конечно, между странами не подписаны советующие соглашения.
Но даже если в ходе советующей проверки будет установлено, что гражданин Украины имеет второе гражданство и это будет подтверждено соответствующем официальным документом, выданным компетентным органом иностранного государства, то это еще не значит, что украинский суд признает этот документ достоверным. Совсем недавно такое произошло с отстраненным главой ГФСУ Романом Насировым. Суд не признал достоверным документ, выданный Национальным агентством по борьбе с преступностью Великобритании и заверенный посольством Великобритании в Украине, подтверждающий британское подданство гражданина Украины – Насирова.
Если же гражданин Украины приобрел второе гражданство не добровольно, то согласно закону, он не может утратить свое украинское гражданство на этом основании. Например, ребенок, родители которого являются гражданами Украины, рожденный на территории США, автоматически получает гражданство этой страны, если родители не заявляют обратное. Такое гражданство считается приобретенным не добровольно. А поскольку родители ребенка имеют украинское гражданство, то согласно законодательства Украины, ребенок также является гражданином Украины, по рождению. Таким образом ребенок де-юре имеет второе гражданство на законных основаниях, при этом государство Украина его считает гражданином Украины и он не может быть лишен украинского гражданства.
Помимо всего этого, ни в одном нормативно-правовом акте Украины нет запрета на получение гражданства другой страны. Например, нынешняя Конституции Грузии указывает, что гражданин Грузии не может быть одновременно гражданином другой страны.
Поскольку добровольное приобретение гражданином Украины гражданства иного государства не является ни административным правонарушением, ни тем более, уголовным преступлением, то согласно закону, лишение украинского гражданства является единственной санкцией за такое деяние.
К тому же, закон не предусматривает процедуры автоматического прекращения гражданства. Механизм же лишения гражданства Украины сложен и запутан, если между Украиной и страной, предоставляющей «второе» гражданство, не подписано соответствующее соглашение, регулирующее порядок приобретения и прекращения гражданства. Такие соглашения подписаны, в частности, между Украиной и такими странами, как: Республика Беларусь, Грузия, Киргизская Республика, Республика Казахстан, Республика Таджикистан.
Таким образом получается, что в Украине двойное гражданство не разрешено, оно допускается с определенными условиями и не запрещено одновременно. Такая законодательная база абсолютно не препятствует приобретению гражданами Украины второго гражданства.
Не существует статистических данных относительно количества граждан Украины, имеющих множественное гражданство. Но можно предположить, что их количество может исчисляться сотнями тысяч человек. Причем мотивации получения второго гражданства могут быть абсолютно разные – от получения возможности легальной работы или же пенсии в другой стране до возможности избежать уголовного преследования, либо же административного давления на бизнес.
Так же нет и недостатка в возможностях получения второго гражданства для украинских граждан. Это может быть натурализация трудового мигранта в стране проживания, мнимая репатриация, получение гражданства за инвестицию.
Теоретически, чтобы прекратить гражданство Украины путем его утраты на основании получения лицом иного гражданства, необходимо лишь установить наличие у такого лица второго гражданства. Вместе с тем, даже установив факт наличия у лица второго гражданства, Украина не спешит лишать данное лицо гражданства Украины, поскольку ни одна страна в мире не заинтересована в потере своих граждан.
Кроме всего прочего, нет гарантии, что украинский гражданин получил паспорт другого государства с теми же именем и фамилией, под которыми он проживает в Украине. К примеру, в Кабинете министров Украины в 2013 году был Министр энергетики — гражданин Украины Эдуард Ставицкий. В 2014 году, после открытия в отношении него уголовного дела, он исчез, а в Израиле появился очень похожий на него законопослушный израильтянин — Натан Розенберг (он же).
От применения статьи 19 Закона Украины о гражданстве пострадал, в частности, господин Артеменко — теперь уже бывший гражданин Украины. Бывший народный депутат Украины имел неосторожность официально подтвердить наличие у себя канадского гражданства. Если это и не единственный случай утраты украинского гражданства вследствие добровольного приобретения гражданства иного государства, то уж точно один из немногих.
Именно поэтому бороться с двойным гражданством, если такова политика государства, можно только подписывая соглашения об упрощенном порядке приобретения и прекращения гражданства.
Впрочем, а нужно ли вообще с этим бороться? Уже и в Грузии думают над тем, чтобы внести соответствующие правки в конституцию и убрать норму о единственном гражданстве, поясняя это необходимостью держать связь с диаспорой.
Да, есть аргументы против разрешения либо допуска множественного гражданства.
Нельзя допускать, чтобы лицо, имеющее доступ к государственной тайне, имело еще какое-либо гражданство. Это дополнительный риск для системы национальной безопасности. Например, можно прописать в соответствующем законе норму о запрете чиновникам всех рангов и депутатам советов всех уровней иметь множественное гражданство, и ввести уголовную ответственность за нарушение этой нормы.
Еще аргумент – второе гражданство может привести к интервенции другого государства под предлогом защиты своих граждан либо требований создания автономии с целью влияния через нее на наше государство.
Повторимся, согласно украинского законодательства, сколько бы гражданств не имел гражданин Украины, в Украине он признается только гражданином Украины. Права граждан Украины, принадлежащих к национальным меньшинствам, защищены советующей международной конвенцией, ратифицированной Украиной. Иностранные же граждане, пребывающие на территории Украины, должны иметь для этого законные основания.
Недостаточная, на мой взгляд, правовая урегулированность данного вопроса порождает массу профессиональных и непрофессиональных дискуссий, популистской политической полемики и спекуляций на эту тему.
Арам Асрян
Генеральный директор «Юридической компании «Аксиома»
www.axiom.org.ua/ls-09-0.html
www.axiom.org.ua/grazhdanstvo.html
Двойное гражданство или второй паспорт для украинцев
Цель данного материала ответить на такой вопрос: Требуется или нет выход из украинского гражданства при получении гражданства другой страны ?
Для тех, кто не хочет вникать в нюансы, есть короткий ответ — по состоянию на текущий момент — на усмотрение местных чиновников.
Далее нюансы этого вопроса.
В данном материале я рассмотрю как теорию, так и некоторую практику, которая в основном касается граждан Украины, постоянно проживающих в Испании.
1. Актуальность данной темы.
Вопрос актуален для тех граждан Украины, кто проживает в Испании свыше 10 лет и планирует получить испанское гражданство, для тех, кто имеет интернациональный брак с гражданами Испании и возможно в тех случаях, когда вопрос касается детей, которые имеют право на получение испанского или украинского гражданства на выбор — по территории рождения или по родителям.
2. Регламентация
Вопросы гражданства в Украине регламентируются ЗУ «О гражданстве Украины» . Это базовый документ.
3. Что есть по теме в интернет
Теоретические аспекты этого вопроса наиболее детально изложены и проанализированы в частности на сайте Лиги, перепечатавшей материал с сайта Судебно-юридической газеты .
Частная ситуация с венгерско-украинским «двойным» гражданством в свете приянтия Венгрией закона, упрощающего процедуру получения гражданства этническими венграми — проанализирована сайтом
ua-reporter.com
4. Позиция новой украинской власти.
Новая власть по этому поводу говорит следующее
В Украине могут разрешить двойное гражданство. Об этом вице-премьер Борис Колесников сказал в Ялте в интервью телеканалу Евроньюс». На вопрос о возможности введения двойного гражданства Колесников ответил: «Это не так важно, но не вижу ничего недемократического».
«Если примут, будет очень неплохо. Такие законы есть в разных странах мира. Вопрос в том, где будут платиться налоги«, — сказал Колесников.
То есть по сути вопрос сводится к финансовой стороне — уплата налогов и получение различного рода льгот. В частности, как я понимаю, у украинского государства есть большое желание «отсечь» себя от любых обязательств по отношению к тем гражданам, которые постоянно проживают за пределами Украины и уж тем более приобрели гражданство той страны в которой проживают.
Публично об этом никто не заявляет, но логика вполне понятна и все усилия будут направлены именно на это.
В статье 2, упомянутого ЗУ «О гражданстве Украины» указано — «Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины» или текстом оригинала «Якщо громадянин України набув громадянство (підданство) іншої держави або держав, то у правових відносинах з Україною він визнається лише громадянином України. »
Означает это то, что даже если человек несколько десятилетий прожил за пределами Украины, допустим в Испании, получил там испанский паспорт, а затем и пенсию или иное социальное пособие, но при этом сохранил украинский паспорт — украинское государство также обязано будет выплачивать такому человеку предусмотренные законодательством Украины — пособия, пенсию и т.п.
На данный момент такая ситуация не устраивает украинское государство, думаю, что не устроит и то государство, где человек получил второй паспорт.
5. Практический аспект вопроса «двух гражданств».
Это теория, а что на практике.
Как должно быть.
По идее на практике украинское государство при существующих ныне нормах национального законодательства должно заключить взаимные Договора с иностранными государствами по которым гражданство таких государств будет предоставляться только после выхода из украинского гражданства или при условии выхода. Условием выхода из гражданства Украины подразумевается некое обязательство, подписанное гражданином Украины при получении гражданства другого государства. Такова была ситуация при Советском Союзе. Ни один советский гражданин не смог бы получить гражданство другого государства до тех пор пока он оставался граданином СССР.
Эта мысль не из моей головы — а вывод к которому мы пришли совместно беседуя в МИД Украины с дипломатами, которые проработали в этой системе не один десяток лет.
Как есть.
Реально никаких взаимных соглашений у Украины ни с одним государством нет.
Но, по всей видимости, какие-то разговоры на эту тему между дипломатами различных государств ведутся. Возможно, подобная тема всплывала и в беседах с официальными лицами в Испании.
По опыту некоторых украинских граждан, постоянно проживающих в Испании, при обращении по вопросу приобретения испанского гражданства их уведомляли, что им необходимо будет выйти из украинского гражданства. При этом на время/период выхода из гражданства Украины они смогут получить только испанский внутренний документ — DNI, который действует только на территории Испании, а вот испанский паспорт, дающий право на поездки за пределами страны, они смогут получить после подтверждения выхода из гражданства Украины.
Документ, подтверждающий выход из украинского гражданства — это справка из консульства в которой указан факт выхода из украинского гражданства.
Получить такую справку можно после того как Президент Украины подпишет указ о выходе из гражданства. По дипломатическим каналам эта информация поступит в консульство. Консульство известит Вас, что необходимо сдать Ваш украинский загранпаспорт. В обмен на сданный загранпаспорт Вам выдадут заветную справку о выходе из украинского гражданства.
6. Требуется или нет выход из украинского гражданства при получении гражданства другой страны ?
Исходя из вышенаписанного материала.
а) Даже если Вы приняли гражданство другой страны — для Украины Вы остались — украинцем.
б) В Законе Украины нет четких указаний, что перед принятием гражданства другой страны Вы должны выйти из украинского гражданства. Также как нет взаимных Договор с странами, регламентирующими этот вопрос.
Таким образом — данный вопрос остается на усмотрение чиновников конкретного региона конкретной страны.
7. Мои рекомендации
Я рекомендую не создавать для себя поле юридической коллизии — когда по одному нормативному документу Вы гражданин Испании, а по другому — гражданин Украины, а также не занимать выжидательную позицию, в надежде, что вопрос двойного гражданства в Украине будет решен. Как вы надеюсь поняли из вышеизложенного — завязка идет на налоги и финансы, а в дальнейшем может быть и на национальную безопасность. Вопросы и проблемы с такой подоплекой, как правило, не решаемы. Они будут очень длительное время в подвешенном состоянии, либо не будут решены никогда.
Самый оптимальный вариант — принять для себя решение гражданином какой страны Вы хотите быть и оставить себе это гражданство.
Двойное гражданство в Украине — что готовят власти
В Украине хотят легализовать двойное гражданство, но не со всеми странами. Фото: РИА Новости
В МИД сегодня в очередной раз анонсировал введение двойного гражданства в Украине.
Правда, не со всеми, а только с «дружественными странами», список которых составят в министерстве. В их число войдут страны ЕС. А вот обладателям второго российского паспорта могут запретить голосовать на выборах. По крайней мере это прописано в законопроекте, зарегистрированном в парламенте от «Слуг народа».
Еще одно новшество, которое предлагают ввести в связи со вторым гражданством — обязать украинцев декларировать второй паспорт иначе грозит штраф или даже уголовная ответственность.
Разбирались, что готовят власти, о чем говорится в законопроектах о двойном гражданстве и почему просто разрешить его — недостаточно.
«Планируем разрешить двойное гражданство»
Вопрос двойного гражданства давно муссируется в Украине. В Конституции говорится, что в Украине действует единое гражданство, но механизмов наказания за двойное гражданство, нет, поэтому фактически Украина просто не признает факт второго гражданства.
Согласно Закона «О гражданстве Украины», если украинец получил гражданство другого государства, то в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины. Иностранец, получивший украинское гражданство, также считается лишь гражданином Украины.
Теперь же двойное гражданство собираются признать. Власти объясняют такой шаг желанием «объединить миллионы украинцев по всему миру», не мешая их интеграции в общество других стран.
Правда, будут определенные условия и ограничения. Ранее в министерстве иностранных дел не раз заявляли, что двойного гражданства не может быть с государством-агрессором, то есть с Россией, а в Раде говорили, что речь не идет о признании всех граждан, проживающих в других странах.
В этот раз глава МИД Дмитрий Кулеба анонсировал, что в первую очередь украинцам разрешат двойное гражданство со странами Евросоюза.
«Мы планируем разрешить двойное гражданство, со странами Евросоюза, со странами, которые являются для нас дружественными, и список этих стран будет зависеть от некоторых критериев», — заявил Кулеба.
Исключение сделают для депутатов, чиновников и госслужащих. По закону они должны иметь только украинское гражданство.
Какие законы о гражданстве лежат в Раде?
В декабре 2019 года в Верховной Раде зарегистрировали президентский законопроект №2590. О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам гражданства».
В нем предлагали упростить получение украинского гражданства для некоторых категорий лиц. Среди них были военные-добровольцы, служившие по контракту в ВСУ; лица, бежавшие от преследований из России; потомки украинцев, которые родились или постоянно проживали на территориях, входивших на момент их рождения или проживания в состав УНР, ЗУНР, УССР. Всех их хотели освободить от обязанности выходить из своего первого гражданства.
При этом законопроекте были перечислены должности на которые не могут претендовать лица с двойным гражданством: члены ЦИК, министры, полицейские, судьи, прокуроры, члены местных органов самоуправления, сотрудники Антикоррупционного бюро, ГБР, Нацкомиссии по вопросам телевидения и радиовещания и т.д.
В мае прошлого года рассмотрение данного законопроекта отложили. Накануне голосования в зале руководители ряда фракций обратились с просьбой снять его с рассмотрения.
Некоторые политические силы назвали законопроект Зеленского «сдачей национальных интересов», поскольку он может легализовать паспорта РФ на Донбассе. Аргументом было — раз Украина не признает паспорта, выданные в Крыму и на Донбассе, значит, по закону, у украинцев на этих территориях нет второго гражданства.
Против включения законопроекта в повестку выступили в Европейской солидарности и Батькивщине.
В итоге от «Слуги народа» позже внесли ряд других законопроектов о двойном гражданстве, предусматривающие более жесткие ограничения для украинцев с российскими паспортами.
В январе 2021 года в парламент внесли законопроект №4060 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно правового обеспечения наличия иностранного гражданства (подданства) у граждан Украины».
Авторы законопроекта (депутаты «Слуги народа» Олег Дунда, Александр Аликсийчук и Дмитрий Микиша) предлагают ввести декларирование о наличии или отсутствии иностранного гражданства и весть учет украинцев с двум паспортами. За нарушение требований о декларировании хотят ввести административную и уголовную ответственность.
Также обладателей российского паспорта предлагают лишать права голоса на выборах.
«В случае наличия у граждан Украины гражданства (подданства) государства, признанного агрессором по отношению к Украине, предусмотрен запрет в реализации их избирательных прав. Такой запрет действует до момента отмены у определенного государства статуса агрессора или прекращения этими гражданами гражданства такого государства», — говорится в пояснительной записке к законопроектом №4060.
В законопроекте №4641 тех же авторов — «О внесении изменений в Уголовный кодекс» нардепы предлагают ввести уголовную ответственность в виде лишения свободы от 2 до 5 лет за сокрытие украинцами гражданства государства-агрессора.
По этой норме в тюрьму могут загреметь миллионы жителей Донбасса и Крыма, получивших паспорта РФ.
А в законопроекте № 4642 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях» (те же авторы — «слуги народа») за неверные сведения или нарушение сроков декларации гражданства предлагают выписывать штрафы на сумму от 340 тыс. грн до 510 тыс. грн.
При этом уже до рассмотрения этих законопроектов начали ограничивать второе гражданство у чиновников.
Указ Зеленского
Несмотря на то, что чиновникам с несколькими паспортами нельзя занимать должности в Украине, формально достаточно было только их слов, что гражданство у них одно. И доказывать обратное должны были те, кто их в этом нарушении обвинял.
Однако власти декларируют намерение усилить контроль. На последнем заседании СНБО Кабмину поручили в течение двух месяцев разработать норму, которой бы урегулировался вопрос наличия двойного гражданства у чиновников. Кроме того, правительство должно разработать механизм, позволяющий определить наличие второго гражданства.
4 марта президент Владимир Зеленский подписал указ, который вводит в действие решение СНБО «О неотложных мерах по противодействию угрозам нацбезопасности в сфере гражданства».
Теперь Кабмин, ЦИК и СБУ должны до лета провести инвентаризацию и проанализировать законодательство Украины по вопросам, связанным с двойным гражданством.
После этого правительство в течение шести месяцев должно внести на рассмотрение Верховной Рады законопроекты, которые будут предусматривать для граждан Украины, которые имеют гражданство другого государства, ряд запретов.
Среди них — запрет занимать должности в органах местного и государственного управления, на стратегических объектах госсобственности. Они не должны иметь допуск к государственной тайне, быть членом ЦИК, официальным наблюдателем на общегосударственных и местных выборах, быть членом политической партии.
Также на законодательном уровне собираются предусмотреть порядок представления украинцами деклараций о получении иностранного гражданства. Для жителей неподконтрольной части Донбасса и Крыма этот порядок обещают ввести только после восстановления территориальной целостности.
Также в указе говорится, что правительство должно начать процесс заключения двусторонних соглашений с заинтересованными государствами (кроме государства-агрессора), чтобы урегулировать вопросы, связанные с двойным гражданством.
Двойное или второе?
Второе и двойное гражданство — разные юридические термины. Двойное гражданство, о котором говорят в МИД Украины, предполагает, что между двумя странами заключено соответствующее соглашение, где признают равные права и обязанности гражданина перед обеими странами.
То есть это акт взаимный. При этом бипатрид обычно пользуется правами и исполняет обязанности той страны, в которой проживает.
Простое наличие паспорта еще одной страны — это второе гражданство. Причем о наличии второго паспорта в каждой стране могут даже не знать, не происходит и официального признания прав и обязанностей гражданина по отношению к другому государству.
То есть без подписания двухсторонних соглашений со странами ЕС заявления о двойном гражданстве — это всего лишь популизм, ведь в одностороннем порядке ввести двойное гражданство нельзя.
Это значит, что то, о чем заявили министр Кулеба, пока не выглядит как «двойное гражданство».
Двойное и множественное гражданство в Украине. Что можно, а что нет?
Что же такое двойное и множественное гражданство, в чем их отличия, а также являются ли эти явления одним и тем же?
Суть и отличия двойного и множественного гражданства
Внешне, явления двойного и множественного (второго) гражданства похожи между собой. Их схожесть заключается в том, что 1 человек одновременно является носителем двух и более государств. В тоже время, по своей правовой сути, это все таки различные понятия.
Двойное гражданство существует тогда, когда человек имеет два и более гражданств государств, состоящих между собой в соответствующих международно-правовых отношениях. В частности, имеющих договор об обоюдном признании наличия у человека гражданств данных государств, а также регулирующий порядок реализации данным человеком своих прав и выполнения обязанностей перед данными странами с учетом наличия у него 2-х гражданств.
В условиях признания двойного гражданства, человек в правоотношениях с одной страной, воспринимается не как гражданин только лишь этого государства, а как гражданин одновременно этих двух государств.
Множественное гражданство существует в тех случаях, когда человек имеет гражданство 2-х и более государств, которые не состоят между собой в необходимых договорных отношениях, позволяющих признавать у своего гражданина факта наличия гражданства второго государства.
Часто это явление называют «второе гражданство», но еще более чаще путают с явлением «двойное гражданство».
В таких ситуациях, человек, пребывая в правоотношениях с государством воспринимается исключительно, как гражданин этого государства, при этом не имеет значения наличие у него гражданства второй, третьей и т. д. Страны.
Двойное гражданство в Украине
Определившись с содержанием двойного и множественного (второго) гражданства, можно смело утверждать, что в Украине невозможно иметь двойное гражданство. Это действительно так! Но при этом необходимо разделять понятия «невозможно иметь двойное гражданство» и «запрещено иметь двойное гражданство», поскольку национальное законодательство не содержит какого-либо прямого запрета и утверждать о его наличии было бы неправильно и юридически неграмотно.
Относительно отсутствия возможности иметь двойное гражданство, так это объясняется элементарно. Ни с одним из государств у Украины нет договора, предполагающего признание и восприятие Украиной факта наличия у гражданина Украины гражданства другого государства.
Проще, в правоотношениях с человеком, имеющим гражданство Украины и гражданство второго государства, Украина воспринимает этого человека только, как своего гражданина, при этом факт наличия второго гражданства не имеет абсолютно никакого юридического значения кроме одного обстоятельства.
В частности, наличие у гражданина Украины иностранного гражданства, при условии его добровольного получения, является основанием для утраты таким человеком гражданства Украины.
Множественное (второе) гражданство в Украине
Не допуская двойное гражданство, законодательство Украины разрешает своему гражданину иметь гражданство иностранного государства, не содержит каких-либо запретов этому, как и не устанавливает наличие какой-либо юридической ответственности за его наличие.
Обратившись к Конституции Украины, в статье 4 мы найдем основоположное определение, которое закладывается в качестве фундамента в остальные нормативно-правовые акты в сфере гражданства.
В частности, положения Конституции определяют, что в Украине существует единое гражданство, а также то, что гражданин Украины, являющийся носителем иностранного гражданства, во взаимоотношениях с нашим государством воспринимается только, как гражданин Украины.
В продолжение данного подхода, Закон «О гражданстве», который предусматривает основания / процедуры принятия и прекращения украинского гражданства, также содержит положения, которые позволяют гражданину нашей страны одновременно иметь иностранное гражданство и не запрещают это. А также предусматривают то, как выстраиваются взаимоотношения Украины с тем человеком, который помимо гражданства Украины имеет гражданство другой страны
Так, в ст. 2 упомянутого закона говорится о том, что украинский гражданин, принявший гражданство другого государства, а также иностранный гражданин получивший украинское гражданство, во взаимоотношениях с нашей страной воспринимается исключительно, как гражданин Украины.
Опять же, данный закон не содержит какого-либо запрета иметь второе гражданство и не устанавливает какого-либо наказания за его наличие.
Исходя из этих 2-х нормативных актов, можно уверенно и категорически утверждать, что в нашей стране не существует запрета на возможность гражданину Украины иметь иностранное гражданство, а также не установлено ответственности за наличие иностранного гражданства.
Так, что же означает принцип единого гражданства в Украине
Ранее, я ссылался на положения Конституции, в которых, также предусмотрен принцип единого гражданства. Довольно часто «эксперты», да и СМИ неправильно толкуют это понятие, как запрет человеку одновременно с украинским гражданством иметь иностранное гражданство. Это является ошибочным мнением, так как суть термина «единое гражданство» раскрыто в Законе «О гражданстве» и он означает, что в Украине существует лишь гражданство в целом всей Украины, а гражданств отдельных областей и городов, как например гражданства Киевской, Харьковской, Винницкой и пр. регионов нет и не может быть.
Одновременно данный термин не накладывается на явление множественного (второго) гражданства, при котором человек одновременно имеет гражданство Украины и одно или несколько иностранных гражданств признанных государств. Закрепленный в Конституции и в законе принцип «единого гражданства», по своему содержанию, не является запретом и не устанавливает ответственности за наличие двух и более иностранных гражданств.
Разрушаем миф о запрете второго гражданства в Украине
Утверждать о запрете гражданину нашей страны быть носителем иностранного гражданства было бы допустимо лишь в том случае, если бы конкретный нормативно-правовой акт содержал бы конкретное требование, которое прямо запрещало бы гражданину Украины быть носителем иностранного гражданства. Подобного нормативно-правового акта в законодательстве Украины нет.
Кроме того, как я указывал выше, Конституция и Закон «О гражданстве» предусматривают возможность наличия у гражданина Украины иностранного гражданства и регулируют режим правоотношений государства с этим человеком.
Непризнание двойного гражданства и принцип «единого гражданства» не означают запрет иметь иностранное гражданство
В заключение, еще раз подчеркиваю, что в Украине не признается двойное гражданство, но при этом и не запрещается человеку являться одновременно носителем украинского гражданства и иностранного гражданства.
При этом принцип «единого гражданства» не имеет ничего общего с ситуацией, когда у человека кроме гражданства Украины имеется гражданство других государств.
Адвокатское бюро «Ваше Право»
Двойное гражданство или паспортное крепостничество: куда идет Украина
Наличие у значительной части украинцев второго гражданства и несовершенство механизма лишения гражданства Украины актуализируют вопрос признания в Украине двойного гражданства путем законодательных изменений. Существует немало аргументов в пользу этого. Будет ли своевременной и оправданной для нынешней Украины идея введения множественного гражданства, разбирался «Апостроф».
Осенью тема предоставления венгерских паспортов украинцам обострила кризис в украинско-венгерских отношениях и вызвала в Украине горячую дискуссию. Министр иностранных дел Павел Климкин призвал украинцев к дискуссии об институте гражданства. Это очень актуальный вопрос в условиях, когда не только Венгрия и Румыния охотно выдают украинцам паспорта, но и Россия либерализировала соответствующую процедуру.
Точно неизвестно, сколько украинцев имеют паспорта других государств. Однако в случае с Венгрией эта цифра превышает 100 тысяч человек, тогда как сотни тысяч украинцев имеют паспорта Российской Федерации, еще несколько десятков тысяч наших граждан параллельно имеют «аусвайсы» Румынии, Молдовы и других стран.
Большинство развитых стран позволяют или не запрещают двойное гражданство. Многие европейские государства ограничивают или регулируют такое право. Не признают двойное гражданство в основном страны Азии и Африки, а также некоторые европейские: Австрия, Литва, Нидерланды, Норвегия. Однако обычно их законодательства предусматривают менее или более многочисленные исключения, как то гражданство при рождении и в результате бракосочетания.
Несмотря на стереотип, в Украине двойное гражданство не запрещено. Украинское законодательство — а этот вопрос регулируют Конституция, закон «О гражданстве Украины» и международные договора — не признает двойное гражданство. Гражданин Украины, который имеет еще какое-то гражданство, для Украины является только украинским гражданином. Однако иностранец, которого принимают в украинское гражданство, должен отказаться от другого гражданства, если не лишается его автоматически. Также в случаях, когда получение гражданства не является «добровольным» — например, ребенок приобретает различные гражданства родителей, — украинец или украинка может иметь двойное гражданство.
Важно, что законодательство не предусматривает неизбежной ответственности за наличие второго гражданства. Во-первых, чтобы лишиться гражданства Украины, человек должен сообщить украинским властям о другом гражданстве, но закон к этому не обязывает. Во-вторых, даже тогда это не происходит автоматически. В-третьих, право лишать гражданства есть только у президента Украины.
То есть, очевидно, что в Украине институт гражданства — несовершенный. Например, украинцам с двойным гражданством запрещено работать на государственной службе. Однако известно, как эта норма работает на самом деле. Шагом в направлении ужесточения законодательства может стать норма, что гражданин, который добровольно получил гражданство другого государства, считается давшим согласие на прекращение гражданства Украины. Рассмотрение соответствующего президентского законопроекта ранее приостановили. Подобные попытки рассматривались в Верховной Раде и раньше, но завершались провалом.
Стоит отметить, что вопрос легализации двойного гражданства актуален не только в Украине. Например, в Литве в 2019 году его планируют рассмотреть на референдуме.
На днях свое исследование на тему двойного гражданства в Киеве презентовал Международный центр перспективных исследований. В частности, как отмечают его авторы, в этой сфере нет готовых решений, а мировая практика чрезвычайно разнообразна. Поэтому это «дает Украине возможность выбора собственного пути».
«Интенсивность миграционных процессов, география и национальные меньшинства создают предпосылки для внедрения института двойного гражданства. В отличие от многих других, в этой сфере возможны точечные решения, исключения и избирательный подход. […] Формально выступая против, украинское государство не имеет действенных инструментов наказания за получение гражданства другого государства и редко применяет те не совсем действенные, которые есть. Остается открытым и вопрос о том, почему, собственно, идея второго и двойного гражданства вызывает такое настойчивое непринятие», — говорится в аналитической записке.
Эксперты МЦПИ нашли такие аргументы в пользу признания двойного гражданства. Во-первых, по их мнению, это соответствует современной динамике международно-политической ситуации.
«Мир быстро глобализируется и становится взаимозависимым, предоставляя людям больше свободы выбора места жительства. Эти тенденции подрывают традиционный способ понимания и реализации государственного суверенитета, который частично трактуется как поддержание фиксированной связи между человеком и государством. Стирание государственных границ приводит к трансформации института гражданства. Другим важным преимуществом является то, что двойное гражданство представляет собой определенный символ признания многообразия, толерантности и свободы. В практическом смысле оно помогает распространять свободу передвижения, инвестиций и предпринимательства», — считают в МЦПИ.
Во-вторых, эксперты утверждают, что двойное гражданство более совместимо с демократией, ибо право голоса связано с гражданством, но не всегда жители страны являются ее гражданами. И лучшим вариантом здесь может быть не предоставление права голоса негражданам, а именно — признание двойного гражданства.
С другой стороны, есть и определенные риски и поводы для беспокойства. Один из них связан с правом голосовать в двух странах, это может считаться нарушением принципа равенства. Также есть риск, что владельцы двух или более паспортов хуже будут знать законодательство своих стран, чем граждане одной.
«В более практическом смысле риски двойного гражданства связаны с тем, что государства не могут предоставлять защиту против другого государства тем, кто являются гражданами обоих. Лица с двойным гражданством воспринимаются правовыми органами третьих стран так, как будто они имеют только одно гражданство, и часто, какое именно — решает суд. Кроме того, существуют аспекты, связанные с воинской повинностью. Если человека призвали в вооруженные силы в одном государстве, то в другом государстве его могут обвинить в уклонении от военной службы или в службе в иностранных вооруженных силах», — говорится в исследовании.
Распространены опасения, связанные с вопросами лояльности, патриотизма и национальной идентичности. Однако такая связь – не очевидна и не безусловна, ведь не все граждане страны — патриоты. Похоже, не работает здесь и аргумент о рисках приобретения украинцами второго российского гражданства, ведь его можно безнаказанно получить и сейчас, что наглядно демонстрирует казус мэра Одессы Труханова.
В то же время эксперты МЦПИ отметили: «Для армий, образующихся путем призыва, двойное гражданство вполне может стать вызовом, поскольку такие армии в значительной степени полагаются на готовность солдат воевать и умирать за свою страну из чувства патриотизма. Двойное гражданство может подрывать как лояльность, так и военную способность в таких случаях».
Они считают, что «в определенной степени негативное отношение к институту двойного гражданства обусловлено текущими политическими реалиями Украины — потребностью во внутренней консолидации и мобилизации общества, развитием национальной идентичности вокруг традиционных маркеров, а также отсутствием профессиональной армии — и необходимостью держать высокий уровень обороноспособности».
И хотя со временем идея признания двойного гражданства должна была стать более привлекательной, в ближайшее время в Украине это маловероятно. Об этом свидетельствуют следующие факторы: «Чрезмерная важность этно-символических элементов национальной идентичности; публичное подчеркивание важности роли патриотизма, и — возможно, самое важное — структурная слабость государства». Зато сильные институты, устойчивая демократия, верховенство права и создание экономически привлекательных условий были бы эффективной защитой украинского гражданства.
Эксперты, с которыми пообщался «Апостроф», по-разному относятся к идее признания двойного гражданства в Украине.
В частности, председатель правления МЦПИ Василий Филипчук отмечает, что это может дать положительный толчок для Украины. «Множественное гражданство — это сильный ответ на рост транснациональных отношений в эпоху глобализации. Оно является признаком изменяющегося мира. Государства пользуются этим инструментом для того, чтобы эффективно управлять разнообразием внутри и защищать права национальных меньшинств за рубежом. Миграционные процессы служат одним из двух главных катализаторов дебатов вокруг двойного гражданства. Другим таким катализатором является трансформация роли государства. Двойное гражданство хорошо сосуществует с принципами либеральной демократии люди, у которых есть интересы в различных обществах, должны не только подчиняться законам этих обществ, но и участвовать в их создании. Для Украины двойное гражданство может быть полезно тем, что может помочь ей защитить национальные интересы, укрепить единство общин в странах, куда направляются большие группы эмигрантов, а также улучшить отношения с западными соседями», — отметил он.
«Гражданство — это правовая связь человека с государством и свидетельство его лояльности к этому государству, — прокомментировал преподаватель Киево-Могилянской академии Юрий Ключковский. — У меня возникает вопрос: а скольким государствам можно демонстрировать лояльность, перед сколькими государствами можно иметь обязанность? Гражданство означает лояльность и взаимные правовые обязанности гражданина и государства. […] Большинство стран пытаются избежать двойного гражданства. Это неправда, что большинство стран любят двойное гражданство. В большинстве — его минимум не терпят. Во всем мире двойное гражданство создает проблемы».
Председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко отметил, что такие законодательные изменения не ко времени: «О целесообразности или нецелесообразности можно спорить. Для государства я не вижу аргументов в пользу этого. Я считаю, что нам нужно оставаться на принципах единого гражданства. Но закон должен соблюдаться: надо навести порядок с процедурой лишения гражданства. Как только мы станем развитыми, сразу же можем заимствовать нормы права зарубежных стран, но не наоборот. У нас граждане других стран работают не на наше государство, а в лучшем случае — просто на свой карман. А в худшем случае — на другие страны. Либерализовать сферу гражданства можно будет тогда, когда не будет угроз нашему развитию, нашему существованию как страны, настоящих угроз, связанных с коррупцией и хищениями, когда вырастет нижний уровень достатка граждан — когда они перестанут думать о выживании, а станут полноценными гражданами».
Однако, по словам Филипчука, данный вопрос должен обсуждаться в экспертном кругу. «Признание двойного гражданства, конечно, является предметом политических споров, и на этот вопрос никогда нет однозначного правильного ответа. Многие страны отказываются определять множественное гражданство по разным причинам. В то же время другие страны признают двойное гражданство и пользуются преимуществами, которые оно предоставляет. В дискуссии по этим вопросам нет ничего плохого; скорее, такая дискуссия — это то, в чем Украина сегодня нуждается», — отметил он.
Владислав Кудрик … …Google+
Подписывайтесь на канал МинПром в Telegram, читайте нас в Facebook и Twitter, чтобы первыми узнавать о новых материалах и ключевых событиях дня.
Бывший президент Грузии Саакашвили назначен новым губернатором Одессы: последствия для Грузии и Украины
Президент Украины Петр Порошенко назначил бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили новым губернатором ключевой Одесской области Украины. Трудно расшифровать странные новости, но, учитывая последствия этого шага как для Украины, так и для Грузии, этот вопрос заслуживает некоторого размышления.
Как реагируют грузины?
Наибольшее возмущение в Грузии вызвал тот факт, что, приняв украинское гражданство (требуемое по украинскому закону для того, чтобы человек вступил в должность в правительстве), Саакашвили автоматически потерял, а значит, сознательно отказался от своего грузинского гражданства. Безусловно, это неортодоксальный шаг бывшего президента одной страны — сначала отказаться от гражданства своей страны, а затем занять политический пост в другой стране, особенно должность, которая имеет гораздо более низкий ранг, чем должность президента.
Грузинское гражданство — это то, к чему грузинские политики долгое время относились легкомысленно [1], но в последнее время мы стали свидетелями его использования в качестве инструмента политического маневрирования. На парламентских выборах 2012 года, когда была сформирована Коалиция «Грузинская мечта» под руководством олигарха-миллиардера Бидзины Иванишвили, отсутствие у него грузинского гражданства стало проблемой. Согласно законам о гражданстве Грузии, один автоматически теряет грузинское гражданство при принятии другого. Однако это рассматривается как простая формальность, поскольку Грузия позволяет своим гражданам иметь двойное гражданство, что достигается путем подачи запроса о предоставлении им гражданства Грузии «в порядке исключения».«Иванишвили стал гражданином России и Франции и больше никогда не подавал заявку на получение гражданства Грузии. По закону ему не разрешили баллотироваться. Позже он отказался от российского гражданства и попросил грузинское гражданство — процесс, который затянулся на несколько месяцев и был публично продемонстрирован правительством Саакашвили, что усугубило и без того сильное давление предвыборной кампании. Безусловно, Саакашвили принимал непосредственное участие в этом процессе, поскольку предоставление грузинского гражданства — это работа президента.
Украина, напротив, не допускает двойного гражданства. Каждый, кто становится гражданином Украины, должен отказаться от другого гражданства в течение двух лет после получения гражданства Украины. В недавнем интервью грузинскому телеканалу «Имеди» Саакашвили, среди прочего, объяснил причины этого шага. Похоже, что: (1) он рассматривает вопрос о гражданстве как техническую составляющую выполнения бюрократических требований при вступлении в политическую должность в Украине; (2) он действительно планирует вернуться в Грузию в надежде вернуться в политику Грузии; и (3) он верит в своих грузинских сторонников больше, чем они верят в него.Он думает, что все это скоро будет отменено при поддержке его грузинских избирателей.
В интервью Саакашвили сказал, что «лишение моего грузинского гражданства является прерогативой [грузинского] президента [это будет в форме того, что президент отклонит ходатайство Саакашвили о предоставлении грузинского гражданства в порядке исключения]». Если он решит лишить меня гражданства, я уверен, это не будет решающим фактором, потому что на тот момент, когда я вернусь в Грузию, а это произойдет гораздо раньше, чем многие думают, люди заставят их отменить обвинительные заключения против меня. а также акт лишения меня грузинского гражданства.Более того, он объяснил, что не видит в отсутствии гражданства препятствия. «Эдуард Шеварднадзе не был гражданином Грузии, когда приехал в Грузию и стал ее лидером; как и Иванишвили, когда он бегал, вел предвыборную кампанию и стал лидером Грузии. Таким образом, вопрос о гражданстве никогда ни для кого не был препятствием, почему он должен стать проблемой для меня? »
Хотя Саакашвили может быть технически прав, возможно, он сильно просчитал этот ход.Давайте на мгновение отложим в сторону последствия этого шага для Украины. Все это время Саакашвили все еще верил, что возвращение на пост лидера Грузии для него возможно. Он рассчитывал на некомпетентность нынешнего правительства — если они принесут Грузии достаточно бедности и неудач (чего нынешнее грузинское правительство уже частично добилось), Саакашвили и его партия вернут доверие народа и будут «обязаны» вернуться по многочисленным просьбам. Правительство Коалиции «Грузинская мечта» может терять рейтинги одобрения из-за ухудшения экономических условий в стране ( лари, лари резко упали с ноября 2014 года), но это не означает автоматически, что в Грузии в любое время будет популярный спрос на Саакашвили. скоро (недавний опрос Национального демократического института показывает, что только 16% грузин проголосовали бы за партию Саакашвили).Вдобавок, если и существовала вероятность того, что Саакашвили каким-то чудом вернет себе популярность в Грузии, то теперь эти шансы сильно уменьшились благодаря его украинскому предприятию.
Президент в изгнании ждал, пока грузинские власти снимут обвинения, но терпение кончилось. По его словам,
… что для меня сегодня грузинское гражданство ?! Сегодня для меня грузинское гражданство означает сидеть в тюремной камере вместе с другими моими друзьями … поэтому это чисто формальный вопрос, хотя я хотел этого избежать.… Я не могу поехать в Грузию, гражданин я или нет, какая разница. Поэтому, как только люди заставят их [правительство] аннулировать обвинительные заключения, когда придет время, они также решат вопрос о моем гражданстве. Я буду дистанцироваться от этой формальности, но я всегда буду рядом, когда грузинский народ пожелает, если я ему в чем-то понадоблюсь.
Просматривая местные заголовки, многие грузины считают этот шаг предательством. Саакашвили и его команда печально известны своими безупречными пиар-навыками, но для того, кто хочет однажды вернуться в грузинскую политику, это огромный просчет.Даже его сторонники или то, что от них осталось, видят в этом негативный шаг. Официальные лица правительства Грузии открыто осудили его действия. Действующий президент Маргвелашвили назвал это «бесчестным поведением», заявив, что этим шагом Саакашвили «опозорил страну и институт президентства». … Бывший президент не должен был отказываться от грузинского гражданства. … Ценности важнее карьеры, и в их число входит быть гражданином Грузии. Мне его поведение непонятно.”
Что это значит для Украины?
Итак, что Одесса унаследовала от Грузии от Саакашвили? Его реформы превратили Грузию из почти несостоятельного государства в быстро развивающееся туристическое направление с быстрорастущей экономикой. Прямые иностранные инвестиции начали поступать благодаря очень благоприятным инвестиционным условиям, созданным Саакашвили. Безудержная коррупция и преступность исчезли, уступив место высоким темпам роста ВВП, свободным и справедливым выборам и вестернизации. Однако быстрые реформы дорого обошлись грузинской демократии.Саакашвили так и не смог отпустить власть, которую он должен был сосредоточить в своих руках в первую очередь для эффективного проведения реформ. К концу его президентства стало ясно, что важнейшие демократические реформы отошли на второй план по сравнению с ненасытным аппетитом президента к рассмотрению и реализации крупных проектов развития в Грузии. В какой-то момент Саакашвили поменял или даже принял развитие за демократию и стал непримиримым к тому, чтобы быть единственным лицом, принимающим решения в Грузии.
Как мы уже видели, американцы, грузины (соратники Саакашвили) и литовцы получили украинское гражданство с тех пор, как Порошенко пришел к власти, чтобы они могли занять ключевые посты в правительстве. Сам Саакашвили до недавнего времени был внештатным советником Порошенко. Ему предлагали официальные государственные должности в Украине, но он не принял их. Когда его спросили, почему он отказался от этой работы, он назвал разные причины. Иногда дело в том, что он не понимал украинскую политическую культуру и не думал, что может быть ее частью.Он также сказал, что не хочет отказываться от своего грузинского гражданства (поскольку он все еще надеялся, что обвинения с него будут сняты, и он вернется в Грузию после длительного изгнания). И, наконец, в интервью ранее в этом году он выразил сомнения по поводу идеи «вести себя хорошо с другими», работая с другими политическими деятелями, чтобы достичь консенсуса для достижения цели. Похоже, полная автономия власти — это то, чем Саакашвили все еще сильно увлекается.Судя по речи Порошенко о назначении Саакашвили, похоже, что Саакашвили получил именно это, полный карт-бланш на то, что ему заблагорассудится с Одессой, при условии, что он достигнет там того, чего добился в Грузии — быстрого развития и модернизации за счет еще более быстрого и быстрого развития. эффективные мгновенные реформы.
Если оставить в стороне вопрос о демократии, Саакашвили, вероятно, достигнет этих целей в Одессе, но, как и в случае с Грузией, какой будет цена этого успеха? Одесса — регион, имеющий большое стратегическое значение для Украины, но также и для стратегической программы Путина.Назначение Саакашвили главой этого региона — прямое оскорбление Путина, который позорно презирает Саакашвили [2]. Если это не шаг назад в попытках Украины прекратить войну на своих восточных территориях, это, конечно же, не шаг вперед. Кроме того, теперь есть новый сценарий, когда Саакашвили может настраиваться на проигрыш еще одной войны с Россией, на этот раз в Одессе.
Да, Украина отчаянно нуждается в немедленных реформах, а внутри страны недостаточно мощностей для их эффективного проведения.Таким образом, международное сообщество должно с радостью приветствовать любые смелые шаги Порошенко для достижения этой цели. Однако самая загадочная часть этой истории заключается в том, что вся компетенция и опыт Саакашвили могут быть очень эффективно использованы из-за кулис, если он решит это сделать, без риска дальнейшего ухудшения и без того смертоносных отношений между Украиной и Россией.
Банкноты
[1] Огромное количество государственных чиновников Грузии, нынешних и бывших, имеют двойное гражданство.Саакашвили довольно часто использовал практику «возвращения» успешных грузин из-за границы и предоставления им грузинского гражданства до назначения на правительственную должность.
[2] Во второй половине президентства Саакашвили Грузия и Россия даже не имели дипломатических отношений. Война между Грузией и Россией в августе 2008 года приобрела очень личный характер между двумя лидерами, и с тех пор они не пытаются публично скрывать свою ненависть друг к другу.
Зеленский: Украина работает над реформой двойного гражданства
Зеленский: Украина работает над реформой двойного гражданства
Президент Украины Владимир Зеленский заявил американскому новостному агентству Newsweek в интервью, что Украина работает над реформой двойного гражданства, сообщает агентство «Украинские новости».
«Мы рады, что люди уезжают [за границу] и набираются опыта, но мы также хотим, чтобы наша диаспора в США могла вернуться, и поэтому мы работаем над реформой двойного гражданства», — сказал Зеленский.
По мнению президента, для того, чтобы побудить украинцев остаться в стране или вернуться, Украине необходимы иностранные инвестиции и создание новых рабочих мест.
«Мы больше всего гордимся украинцами и их интеллектуальным уровнем, но многие из них живут в других странах, включая Канаду, Польшу и Германию.Если они уезжают из-за безработицы, нам нужны инвесторы для создания рабочих мест, чтобы украинцы остались … У инвесторов в любой точке мира всегда есть два ключевых вопроса: как защищаются мои деньги и кто будет делать эту работу? У нас есть ответ на второй вопрос: в Украине много квалифицированных людей. Но на первый вопрос нужно дать решительный ответ », — отметил Зеленский.
Он отметил, что нынешний парламент Украины уже принял около 80 законов по улучшению инвестиционного климата в течение первых двух с половиной месяцев.
Президент также отметил, что Украина имеет большой план приватизации и намерена уничтожить монополии в газовой и ликероводочной отраслях.
Зеленский заверил, что, хотя он пришел к власти с высоким рейтингом популярности, он не против, если он упадет в результате сложных, но правильных решений.
Официально Украина в настоящее время не разрешает двойное гражданство.
В 2017 году премьер-министр Венгрии Виктор Орбан посоветовал тогдашнему президенту Украины Петру Порошенко легализовать двойное гражданство для этнических венгров, проживающих в Украине.В 2014 году Орбан также выступал за двойное гражданство для венгров в Закарпатской области Украины.
Зеленского, Киев, Украина
Комментарии
Пожалуйста, включите JavaScript, чтобы просматривать комментарии от Disqus.Справка о гражданстве Украины
Паспорт гражданина Украины (РИА Новости / Сергей Венявский)
В свете недавнего украинского кризиса, много говорилось о российских гражданах в Украине, особенно потому, что Россия заявила, что она может использовать «право на защиту» своих граждан.
Это заставило меня задуматься: могут ли люди Украины иметь гражданство как Украины, так и России, включая оба паспорта?
Краткий ответ технически нет.
Согласно действующей Конституции Украины (раздел I, статья 4) и Закону о гражданстве Украины, иметь двойное гражданство в Украине незаконно. Однако в Украине по-прежнему много людей, имеющих двойное гражданство. Понятно (и, возможно, неудивительно), что значительное количество россиян, проживающих в Крыму, имело двойное гражданство до недавнего референдума (неясно, как будущий статус Крыма за пределами Украины повлияет на статус гражданства этих людей).
Однако в самой Украине также есть значительное количество людей, которые имеют двойное гражданство. Согласно отчету New York Times за 2008 год :
Gazeta.24 [украинская служба новостей] сообщает, что в одной области [вероятно, Черновцы] многие украинцы имеют румынские паспорта; в другом польском, а во многих восточных областях — российские паспорта.
Согласно статье, около 70% жителей Черновцов (Северная Буковина) имеют двойное гражданство с Румынией.Также вероятно, что многие венгры, проживающие в южной части Закарпатской области, имеют двойное гражданство с Венгрией. Фактически, Будапешт недавно открыл дверь для предоставления гражданства их соотечественникам за рубежом, в том числе в Украине. Большинство соискателей — этнические венгры, хотя возможно, что некоторые карпатские украинцы, уроженцы Закарпатья, также воспользовались этим.
Более важно отметить, что в статье говорится, что двойное гражданство с Россией также распространяется на «многие из восточных областей.«Это, вероятно, также включает южные области и, возможно, даже значительную часть некоторых центральных областей (особенно Сумскую, Черниговскую и Кировоградскую области). В целом, можно сделать вывод, что подавляющее большинство украинцев с двойным гражданством делят его с Россией больше, чем любая другая страна.
Нравится:
Нравится Загрузка .