Может ли украинец иметь двойное гражданство: Двойное гражданство России с Украиной в 2021 году

Содержание

Контрабанда – гражданство – депортация. Чем завершится поход Зеленского

Фото: Lb.ua

Для человека, который не имеет юридического образования и плохо разбирается в вопросах конституционного права, украинское законодательство о гражданстве выглядит очень запутанным. Именно по причине неосведомлённости та или иная власть, появляющаяся на Печерских холмах, пытается трактовать различные нормы по-разному, искусственно создавая правовые коллизии. Отсюда и постоянные спекуляции о возможности иметь двойное, тройное, четверное – в общем, множественное гражданство.

Конституция Украины в ст. 25-й императивно обозначает: лишение украинского гражданства является неконституционным.

«Гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права изменить гражданство. Гражданин Украины не может быть изгнан за пределы Украины или выдан другому государству», – говорится в Основном законе.

Однако, если сильно захотеть, то всегда можно найти в украинском законодательстве что-то противоречащее, даже если речь идёт об Основном законе страны.

Так, например, в ст. 4-й Конституции Украины провозглашён принцип единого гражданства, а основания для обретения и прекращения его выписаны в профильном законе.

Украинский юрист, бывший заместитель главы ЦИК Андрей Магера поясняет: лишение гражданства Украины по ст. 25 Конституции является незаконным лишь в том случае, если это происходит по причине того, что человек придерживается иной политической, этнической и конфессиональной принадлежности.

«Меж тем ст. 106 Основного Закона (которая находится в системной связи со ст. 4) наделила Президента полномочиями не только удовлетворять ходатайства лиц о выходе из гражданства Украины. Там содержится более широкая формулировка – прекращение гражданства Украины. То есть, издание указов как по выходу из гражданства Украины (добровольного), так и указов об утрате гражданства Украины (принудительного)»

, – отмечает Магера.

Фото: Lb.ua

Андрей Магера

Если так трактовать Конституцию, то можно прийти к выводу, что президент может решать вопросы приобретения и лишения гражданства, а тот или иной человек за хорошее поведение или же проступок может его получить или потерять. Всё это делается от имени президента, то есть – государства. Однако это – вольная трактовка, а не прямое применение.

Действительно, ст. 106 Основного закона (где выписаны полномочия и обязанности главы государства) гласит: «Президент принимает решение о принятии в гражданство Украины и прекращения гражданства Украины, о предоставлении убежища в Украине».

Конечно, если сильно захотеть, то эту норму можно использовать для усиления позиций президента. А можно трактовать не в свете 4-й, а как раз императивной 25-й статьи. Тогда мы увидим, что речь идёт, по сути, о праве президента удовлетворять прошение гражданина о выходе из гражданства. Больше ничего. К тому же есть принцип, который запрещает сужать конституционные права человека. В общем, снова путаница и вольные определения.

Ограничиваться здесь исключительно конституционными рамками не стоит: необходимо обратиться к закону «О гражданстве Украины», поясняет кандидат юридических наук, специалист по вопросам гражданства Ольга Поединок. Благодаря закону, как полагает юрист, можно увидеть, какой смысл вкладывается в ст. 4 Конституции (о которой говорит Магера), предусматривающую принцип единого гражданства.

«Если мы открываем ст. 2 закона, то, помимо всего прочего, мы видим, что в случае, если у гражданина Украины наличествует иностранное гражданство, то в правовых отношениях с нашим государством такой человек рассматривается как гражданин Украины»

. В то же время Ольга Поединок добавляет: «Пока Конституционный суд – единственный субъект, который уполномочен толковать Основной закон – не растолковал ст. 4 Конституции иначе, по-другому принцип о едином гражданстве мы воспринимать не можем», – говорит она.

Кстати, данная проблема в европейских странах уже давно решена в пользу гражданских прав. К тому же, если отойти от рефлексий, стоит напомнить о существовании Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году Генеральной ассамблеей ООН. Пункт 15-й этого документа гласит: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства»

.

Фото: Franklin D Roosevelt Library website

Элеонора Рузвельт с испанской версией декларации прав человека.

А ещё есть ряд международных конвенций, которые Украина ратифицировала. В них прописан запрет на лишение человека гражданства. В отдельных случаях – если он приобретает статус лица без гражданства (апатрида).

Если же власть – та или иная – пытается использовать политические, а не конституционные механизмы, она начинает трактовать по-разному основной закон страны и прибегать к несовершенной законодательной базе. Так было, когда во времена Ющенко Украина передавала Каримову узбекских беженцев (против норм международного права), когда при Порошенко (хоть это и спорно) лишали гражданства Саакашвили, когда ныне пытаются решить вопросы, связанные с отдельными криминальными правонарушениями.

Имеется в виду применение закона «О гражданстве Украины»; если уже совсем точно, его 19-й статьи. Там обусловлено, что гражданин Украины может утратить сей статус в том случае, если он добровольно приобрёл гражданство иностранного государства.

«Добровольным приобретением гражданства другого государства считаются все случаи, когда гражданин Украины для приобретения гражданства другого государства должен был обращаться с заявлением или ходатайством о таком вступлении в соответствии с порядком, установленным национальным законодательством государства, гражданство которой приобретено»

, – сказано в законе.

Фото: Макс Требухов

Другими словами, любой человек, который приобрёл паспорт иной страны может утратить украинское гражданство. Впрочем, статья выписана довольно-таки неточно. Здесь есть определённые лакуны: чётко не сформулировано, что имеется в виду – или только факт получения паспорта, или же даже сам факт ходатайства. Есть страны, в которых запрос на приобретение гражданства начинается нетипично.

Однако мы забываем упомянуть, что статус Конституции выше нормы обыкновенного закона, который проще изменить. И данная статья, если её не верно трактовать или использовать, может если не нарушать, то противоречить императиву Основного закона страны.

Как указывает Ольга Поединок, украинское законодательство предусматривает наличие института утраты гражданства (прекращение по инициативе государства). Статья 19 закона этому и посвящена. Однако здесь важно помнить, что президент Украины занимается вопросами утраты, а не лишения гражданства.

«Допустим, в случае контрабандистов, возможно, был выявлен факт добровольного приобретения иностранного гражданства. Это может вести к утрате украинского гражданства. «Утрата» – не санкция и не наказание, это так называемые негативные правовые последствия. Однако лишать гражданства у нас запрещено. Потому что это уже – государственная санкция. Прекратить гражданство Украины, скажем, за терроризм, контрабанду, торговлю людьми нельзя. Однако грань между «лишением» и «утратой» очень тонкая»

, – говорит Ольга Поединок.

Фото: zib.com.ua

Ольга Поединок

В то же время возникает вопрос о двойном гражданстве. Как акцентирует Магера, законодательство Украины не позволяет иметь двойного гражданства, в том числе на базе международных соглашений.

Точнее так, оно не позволяет иметь иного другого гражданства, помимо украинского.

«В статье 31 четыре года (1992-1996 гг.) существовала норма, которая, наряду с общим принципом единого гражданства, позволяла двойное гражданство на основе двусторонних международных соглашений. Сейчас в действующей Конституции 1996 года двойного гражданства не существует. Даже на основе международных договоров», – говорит Магера.

Меж тем в Конституции не указан и запрет на наличие множественного гражданства. Там этой нормы попросту нет. Как и нет разъяснения Конституционного суда на сей счёт. А значит, говорить пока о запрете множественного гражданства не приходится.

И вот здесь возникает иной вопрос, который ныне активно поднимает украинская власть: а можно ли человека насильно лишить гражданства и депортировать из страны? Если всё же она решится ответить на этот вопрос, ей необходимо будет пользоваться законодательной базой, созданной во времена Виктора Януковича.

Согласно ЗУ «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», который как раз подписывал Янукович, решение о выдворении из страны иностранцев или лиц без гражданства осуществляется только по решению суда. Ещё раз: не президента или главы правительства, – суда.

Исполнительный орган тоже определяет здесь судебная инстанция. В зависимости от ситуации им может быть или пограничная, или миграционная служба, в отдельных случаях – СБУ.

Фото: Нацiональна полiцiя

Выдворение полицией иностранца с криминальной биографией из Украины с запретом на въезд на 3 года.

В то же время человек, которого лишили гражданства, может приобрести статус лица без гражданства (апатрида). Но и тут стоит помнить, что, став стороной ряда конвенций, Украина взяла на себе конкретные международные обязательства. Мы уже упоминали о том, что есть чёткий запрет на лишение гражданства человека, который остаётся без иного любого.

Меж тем здесь существует один значимый нюанс. Согласно закону, если будет найдена информация о том, что у данного лица имеется иностранное гражданство, исполнительный орган власти отказывает человеку в получении данного статуса. Дальше, если не было опротестовано решение в суде, начинается процесс выдворения (депортации) из страны пребывания.

Так, в решении о принудительном возвращении указывается срок, в течение которого иностранец или лицо без гражданства должен выехать из Украины. Указанный период не может превышать 30 дней со дня принятия решения. Всё это может сопровождаться запретом относительно дальнейшего въезда в Украину сроком на три года.

Однако самое примечательное, что есть в этом законе, – лазейка, выписанная в статье 31 (п.2). Она гласит: «Запрещается коллективное принудительное выдворение иностранцев и лиц без гражданства».

Законодатель не прописал точно, что такое коллективное принудительное выдворение. Мы не знаем, имеется в виду депортация более двух, трёх, десяти, двадцати или ста людей.

В то же время отдельно существует инструкция «О принудительном возвращении и принудительном выдворении из Украины иностранцев и лиц без гражданства», подписанная бывшим министром внутренних дел Захарченко, главами Госпогранслужбы и СБУ, Литвиным и Калининым, министром иностранных дел Грищенко.

В этом документе обозначено, что по решению суда можно выдворить из страны иностранца или человека без гражданства – в том числе тех, кто по факту лишился украинского паспорта – по причине нарушения правового статуса. Или, что наиболее интересно, угрозы национальной безопасности.

«Основаниями для принятия решения о принудительном возвращении иностранцев в страну происхождения или третью страну являются:

• действия, нарушающие законодательство Украины о правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства;

• действия, противоречащие интересам обеспечения национальной безопасности Украины или охраны общественного порядка».

Иными словами, речь идёт о том, что государство Украина в лице президента, а затем судебных органов может принять решение о том, что ряд контрабандистов, к примеру, угрожает национальной безопасности страны.

Фото: president.gov.ua

Заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, 15 апреля 2021.

Если вы откроете закон «О национальной безопасности Украины», то вы там прочтёте в первой же статье, что законодатель вкладывает в понятие «угроза национальной безопасности»: «Угрозы национальной безопасности Украины – явления, тенденции и факторы, которые делают невозможным или затрудняющим, или могут исключить или затруднить реализацию национальных интересов и сохранения национальных ценностей Украины».

Говорить о том, что закон определяет в качестве национальных ценностей смысла, думаю, не имеет. Все эти обозначения очень размыты. Любой человек может стать угрозой национальной безопасности, если он «затруднит» государству реализовывать те или иные интересы.

Если же возвращаться к украинским контрабандистам, которые уже на государственном крючке, у которых, положим, есть иностранное гражданство, возникает иного рода вопрос: а можно ли точно узнать, что у них эти паспорта имеются?

Для подобных целей соответствующие исполнительные органы должны направить, как минимум, запрос в посольства, миграционные органы или в спецслужбы тех стран, где, как они считают, «провинившиеся» получили паспорта. Киев должен иметь официальное подтверждение, что каждый отдельный человек – гражданин конкретно взятого иностранного государства.

Однако другие страны не обязаны давать подобные справки и, как правило, не дают. Есть государства, где напрямую указывают, что не будут информировать о том, что дали паспорт гражданину другого государства в том случае, если полагают, что запрашивающая информацию сторона пытается преследовать человека по национальному, этническому или религиозному признакам.

Нам представляется, что, невзирая на информацию о наличии у тех или иных лиц иностранных паспортов, необходимо для начала понять, а являются ли они оригинальными, а не поддельными, действительными или нет. Почему-то кажется, что этого украинские власти пока ещё не сделали, что запросы иностранные государства не получали.

Кроме того, перед принятием тех или иных решений, связанных со сложными вопросами гражданства, всегда нужно помнить несколько важных вещей. 

Фото: president. gov.ua

Первое, лишь авторитарные страны угрожают своим людям лишением гражданства и выдворением. В России, например, пытаются так укротить тех, кто агитирует за введение штрафных мер против РФ. 

Второе, подобные действия могут привести к значительным международным последствиям. Многие страны, отдельно европейские профильные институции, воспримут это крайне негативно. Это может повлиять также на международный имидж страны, да и на желание отдельных государства экстрадировать нам преступников.

Третье, попытка вольно трактовать Конституцию – пускай даже в благих целях – создаёт в дальнейшем (исторически) плохие последствия для государства. Это касается, например, последующего процесса реинтеграции временно оккупированных территорий Украины. Ведь там украинским гражданам раздали российские паспорта. Которые были приняты как – сомнительно или добровольно? 

Однако здесь стоит вопрос куда более шире: а что может последовать в случае вольной трактовки Конституции, избирательного применения отдельно взятых норм законодательства в отношении граждан Украины?

ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ИЛИ ДВОЙНОЕ? – Адвокат Киев | Услуги адвоката

Украинцам не совсем понятен вопрос второго или двойного гражданства. В то же время резонансные новости о высших чинах государства, которые имеют правовую связь с другими странами всегда вызывали общественный интерес. 

Прежде всего нужно провести четкую линию разграничения между двойным и вторым гражданством, так как это разные понятия. 

Двойное гражданство имеет место, когда между конкретными странами заключен договор о взаимном признании гражданств, то есть о двойном гражданстве. В этом случае человек, который имеет двойное гражданство, или же бипатрид, может выбирать в какой из стран ему проходить службу в армии, платить налоги и выполнять другие обязанности. При этом, в другой стране гражданства он освобождается от аналогичных обязанностей. Это связано с тем, что обе страны взаимно признают, что могут иметь правовые отношения с человеком как с собственным гражданином, так и с гражданином другой страны. К сожалению, Украина не состоит в подобных договорах ни с одним государством мира. К слову, для заключения таких договоров даже нету необходимости вносить правки в Конституцию Украины, а именно в статью 4, которой часто защищаются сторонники одного единственного гражданства и которая гласит “В Украине существует единое гражданство”. Например, в США человек является гражданином штата и гражданином своей страны одновременно, и государства признает правовые отношения с ним как в обличии гражданина штата, так и в обличии гражданина страны. Единое, это не единственное, это общеукраинское, это значит, что в нашей стране нету паспортов административно-территориальных единиц, такое уточнение содержится в ст. 2 Закона Украины “О гражданстве”. То есть, в статье Конституции скорее всего закреплено унитарную форму административно-территориального устройства Украины, нежели одно единственное (не значит единое) гражданство. Таким образом Конституция делает невозможным существование двойного гражданства. Но теперь поговорим о втором гражданстве.

Наличие второго гражданства не подразумевает признание Украиной своего гражданина подданным другой страны. Гражданин Украины приобретая подданство другого государства или государств, в правовых отношениях с Украиной признается лишь гражданином Украины. Признается гражданином Украины, лишь значит, что не признается гражданином другой страны. Такая ситуация свидетельствует о том, что иметь второе гражданство можно. Доказательство этому также находится в ст. 2 Закона Украины “О гражданстве”. Например, украинец имеющий паспорт Украины и Израиля в Украине будет признаваться только гражданином Украины, в Израиле – только гражданином Израиля. Как видим, никакого запрещения в соответствующих статьях законов и Конституции нет.

В законах не предусмотрено наказаний в виде штрафов или в других формах за наличие второго паспорта, также не закреплены обязанности гражданина уведомлять государственные органы о его наличии. Таким образом, поскольку лишь уведомление госорганов есть причиной для прекращения гражданства Украины, шанс, что госорганы узнают о вашем втором паспорте, очень низок и это случится только если вы сами его продемонстрируете, или же последние сделают запрос в другую страну, что еще более маловероятно. К тому же, например, Венгрия не выдает информацию о своих гражданах и это не единственная страна в таком роде. 

Вопрос второго гражданства остается неурегулированным из-за отсутствия механизмов автоматического уведомления и лишения гражданства. А вопрос двойного гражданства просто формально не закреплен.

И еще раз для четкого разграничения: страна считает своего гражданина только своим поданным – применимо понятие исключительно второго гражданства; страна признает своего гражданина поданным еще какого-то государства – двойное гражданство.

Юрист ЮК “PRIKHODKO&PARTNERS”

MyCity — Интернет-издание — Новости Николаева

Наверное не найти такого государства, где бы законодательство в области гражданства было четким, простым и понятным как воинский устав.

В некоторых странах официально разрешено двойное гражданство, которое базируется на наличии договорной базы между определенными государствами. В таком случае государства, в соответствии с договором, признают гражданства друг друга. В других странах допускается второе гражданство. Если у граждан этих государств и есть иные гражданства, то по закону они не признаются. Некоторые государства запрещают своим гражданам иметь какое-либо второе гражданство.

Кроме этих базовых принципов, законодательства разных стран в сфере гражданства могут содержать различные условия, правила и процедуры приобретения и прекращения гражданства. Также и законодательство Украины в сфере гражданства обладает своей спецификой.

Так, согласно статье 4 Закона Украины «О гражданстве Украины», вопрос гражданства Украины регулируются Конституцией Украины, данным Законом и международными договорами Украины.

Статья 4 Конституции Украины гласит: «В Украине существует единое гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Украины определяются законом».

Далее, давайте обратим внимание еще на некоторые статьи вышеупомянутого закона.

В Статье 2 данного закона указано следующее: «Законодательство Украины о гражданстве основывается на таких принципах:

  1. единого гражданства — гражданства государства Украина, что исключает возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины»

То есть закон повторяет конституционную норму о едином гражданстве, а также уточняет, что это в том числе исключает возможность существования так называемого субгосударственного гражданства, то есть не признается гражданства, например, Донецкой или Львовской областей. Внутригосударственное гражданство свойственно государствам с федеративным устройством, например США. Так, согласно одной из поправок к Конституции США, все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах и подпадающие под ее юрисдикцию, являются гражданами Соединенных Штатов и Штата, в котором они проживают.

Вторая же часть данного принципа определяет, что в отношениях государства Украина с гражданином Украины, независимо от того, сколько у лица гражданств помимо украинского, Украиной признается только гражданство Украины. Таким образом в украинском законодательстве установлена норма, основанная на принципе спящего гражданства. Принцип спящего гражданства или же Master Nationality Rule (Правило основного гражданства) присутствует в той или иной мере в законодательствах многих стран, как тех стран, которые запрещают множественное гражданство, так и у тех стран, где это разрешено. В некоторых странах это явилось следствием имплементации норм соответствующей Конвенции о некоторых вопросах, связанных с конфликтом законов о гражданстве от 1930 года.

Таким образом, рассмотренная норма ст. 2 Закона в первом своем предложении разъясняет конституционную норму о едином гражданстве Украины, а во втором – устанавливает принцип спящего гражданства. Исходя из положения вышеуказанной нормы, можно задаться вопросом: насколько слова «единое» и «одно» являются синонимами.

Здесь стоило бы обратиться в Конституционный суд Украины, обладающий огромным опытом в проведении герменевтического и семантического анализа нормативно-правовых актов, с просьбой о разъяснении данной нормы. Однако, к сожалению, это очень длительный процесс, поэтому попробуем провести свой анализ.

Слово «единое» имеет несколько значений в украинском языке. Оно может означать как нечто одно единственное, так и как нечто целостное и неразделимое. В ст. 4 Конституции Украины слово «единый» использовано в обоих значениях, как и в законе «О гражданстве Украины», поскольку во фразе «Если гражданин Украины приобрел гражданство другого государства… он признается лишь гражданином Украины» говориться о признании единственного (одного) гражданства среди множества возможных гражданств. В пользу одного (единого) гражданства Украины говорят и статьи 8, 9, 10 вышеуказанного закона, которые регламентируют порядок приобретения украинского гражданства на основании территориального происхождения, принятия в гражданство, восстановления в гражданстве. Так согласно положениям, указанным в данных статьях, иностранный гражданин, приобретающий гражданство Украины, обязуется прекратить гражданство иного государства/государств в течении двух лет.

Однако такая норма закона дает возможность иностранцу, получающему украинское гражданство, иметь второе гражданство в течении двух лет. Этой опцией воспользовались некоторые министры в правительстве Арсения Яценюка в 2014-2016 гг. Побыв два года министрами, будучи формально гражданами Украины, сохранили при этом свое прежнее гражданство, и потом просто отказались от украинского гражданства или не вступили в него в полной мере.

Теперь хотелось бы обратить внимание на статью 18 этого же закона, согласно которой выход из гражданства Украины допускается, если лицо приобрело гражданство другого государства или получило документ, выданный уполномоченными органами другого государства, о том, что гражданин Украины вступит в другое гражданство, если выйдет из гражданства Украины.

В свою очередь статья 19, содержащая основания для утраты гражданства Украины, устанавливает одним из оснований утери гражданства Украины – добровольное приобретение иностранного гражданства.

Некоторые юристы считают, что нормы этих двух статей содержат в себе юридическую коллизию. Поскольку одна норма только допускает, а вторая норма прямо определяет наличие иного гражданства, как основание для прекращения гражданства Украины.

На мой взгляд, здесь нет коллизии. Выход из гражданства и утрата гражданства – это два разных процесса, как указано в статье 17 рассматриваемого закона. Выход из гражданства происходит добровольно, на основе законного права гражданина выйти из гражданства. Потеря гражданства – неизбежный результат определенных действий. Оба этих процесса являются по сути разными причинами, приводящими к одному и тому же следствию.

То есть, если кто-либо, получив по собственному желанию второе гражданство, не желает выходить из украинского гражданства, то он все равно уже совершил действие, которое, согласно законодательства Украины, приведет к потере им гражданства Украины.

Существует два варианта, с помощью которых можно установить наличие у лица второго гражданства – признание самим гражданином Украины, либо установление факта наличия второго гражданства в ходе соответствующей проверки компетентными органами Украины, в рамках установленной законом процедуры.

Однако следует учитывать тот факт, что лица, получившие второе гражданство, практически никогда не уведомляют об этом украинскую сторону и проследить факт получения лицом второго гражданства практически невозможно. А чтобы провести проверку, уполномоченные государственные органы должны отправить запрос в соответствующие государственные органы страны, гражданство которой предположительно имеет гражданин Украины, в отношении которого проводится данное действие. Но часто бывает так, что государства не передают сведения о своих гражданах другим государствам, если конечно, между странами не подписаны советующие соглашения.

Но даже если в ходе советующей проверки будет установлено, что гражданин Украины имеет второе гражданство и это будет подтверждено соответствующем официальным документом, выданным компетентным органом иностранного государства, то это еще не значит, что украинский суд признает этот документ достоверным. Совсем недавно такое произошло с отстраненным главой ГФСУ Романом Насировым. Суд не признал достоверным документ, выданный Национальным агентством по борьбе с преступностью Великобритании и заверенный посольством Великобритании в Украине, подтверждающий британское подданство гражданина Украины – Насирова.

Если же гражданин Украины приобрел второе гражданство не добровольно, то согласно закону, он не может утратить свое украинское гражданство на этом основании. Например, ребенок, родители которого являются гражданами Украины, рожденный на территории США, автоматически получает гражданство этой страны, если родители не заявляют обратное. Такое гражданство считается приобретенным не добровольно. А поскольку родители ребенка имеют украинское гражданство, то согласно законодательства Украины, ребенок также является гражданином Украины, по рождению. Таким образом ребенок де-юре имеет второе гражданство на законных основаниях, при этом государство Украина его считает гражданином Украины и он не может быть лишен украинского гражданства.

Помимо всего этого, ни в одном нормативно-правовом акте Украины нет запрета на получение гражданства другой страны. Например, нынешняя Конституции Грузии указывает, что гражданин Грузии не может быть одновременно гражданином другой страны.

Поскольку добровольное приобретение гражданином Украины гражданства иного государства не является ни административным правонарушением, ни тем более, уголовным преступлением, то согласно закону, лишение украинского гражданства является единственной санкцией за такое деяние.

К тому же, закон не предусматривает процедуры автоматического прекращения гражданства. Механизм же лишения гражданства Украины сложен и запутан, если между Украиной и страной, предоставляющей «второе» гражданство, не подписано соответствующее соглашение, регулирующее порядок приобретения и прекращения гражданства. Такие соглашения подписаны, в частности, между Украиной и такими странами, как: Республика Беларусь, Грузия, Киргизская Республика, Республика Казахстан, Республика Таджикистан.

Таким образом получается, что в Украине двойное гражданство не разрешено, оно допускается с определенными условиями и не запрещено одновременно. Такая законодательная база абсолютно не препятствует приобретению гражданами Украины второго гражданства.

Не существует статистических данных относительно количества граждан Украины, имеющих множественное гражданство. Но можно предположить, что их количество может исчисляться сотнями тысяч человек. Причем мотивации получения второго гражданства могут быть абсолютно разные – от получения возможности легальной работы или же пенсии в другой стране до возможности избежать уголовного преследования, либо же административного давления на бизнес.

Так же нет и недостатка в возможностях получения второго гражданства для украинских граждан. Это может быть натурализация трудового мигранта в стране проживания, мнимая репатриация, получение гражданства за инвестицию.

Теоретически, чтобы прекратить гражданство Украины путем его утраты на основании получения лицом иного гражданства, необходимо лишь установить наличие у такого лица второго гражданства. Вместе с тем, даже установив факт наличия у лица второго гражданства, Украина не спешит лишать данное лицо гражданства Украины, поскольку ни одна страна в мире не заинтересована в потере своих граждан.

Кроме всего прочего, нет гарантии, что украинский гражданин получил паспорт другого государства с теми же именем и фамилией, под которыми он проживает в Украине. К примеру, в Кабинете министров Украины в 2013 году был Министр энергетики — гражданин Украины Эдуард Ставицкий. В 2014 году, после открытия в отношении него уголовного дела, он исчез, а в Израиле появился очень похожий на него законопослушный израильтянин — Натан Розенберг (он же).

От применения статьи 19 Закона Украины о гражданстве пострадал, в частности, господин Артеменко — теперь уже бывший гражданин Украины. Бывший народный депутат Украины имел неосторожность официально подтвердить наличие у себя канадского гражданства. Если это и не единственный случай утраты украинского гражданства вследствие добровольного приобретения гражданства иного государства, то уж точно один из немногих.

Именно поэтому бороться с двойным гражданством, если такова политика государства, можно только подписывая соглашения об упрощенном порядке приобретения и прекращения гражданства.

Впрочем, а нужно ли вообще с этим бороться? Уже и в Грузии думают над тем, чтобы внести соответствующие правки в конституцию и убрать норму о единственном гражданстве, поясняя это необходимостью держать связь с диаспорой.

Да, есть аргументы против разрешения либо допуска множественного гражданства.

Нельзя допускать, чтобы лицо, имеющее доступ к государственной тайне, имело еще какое-либо гражданство. Это дополнительный риск для системы национальной безопасности. Например, можно прописать в соответствующем законе норму о запрете чиновникам всех рангов и депутатам советов всех уровней иметь множественное гражданство, и ввести уголовную ответственность за нарушение этой нормы.

Еще аргумент – второе гражданство может привести к интервенции другого государства под предлогом защиты своих граждан либо требований создания автономии с целью влияния через нее на наше государство.

Повторимся, согласно украинского законодательства, сколько бы гражданств не имел гражданин Украины, в Украине он признается только гражданином Украины. Права граждан Украины, принадлежащих к национальным меньшинствам, защищены советующей международной конвенцией, ратифицированной Украиной. Иностранные же граждане, пребывающие на территории Украины, должны иметь для этого законные основания.

Недостаточная, на мой взгляд, правовая урегулированность данного вопроса порождает массу профессиональных и непрофессиональных дискуссий, популистской политической полемики и спекуляций на эту тему.

Арам Асрян

Генеральный директор «Юридической компании «Аксиома»

www.axiom.org.ua/ls-09-0.html

www.axiom.org.ua/grazhdanstvo.html


Двойное гражданство или второй паспорт для украинцев

Цель данного материала ответить на такой вопрос:  Требуется или нет выход из украинского гражданства при получении гражданства другой страны ?
Для тех, кто не хочет вникать в нюансы, есть короткий ответ — по состоянию на текущий момент —  на усмотрение местных чиновников.

Далее нюансы этого вопроса.

В данном материале я рассмотрю как теорию, так и некоторую практику, которая в основном касается граждан Украины, постоянно проживающих в Испании.

1. Актуальность данной темы.

Вопрос актуален для тех граждан Украины, кто проживает в Испании свыше 10 лет и планирует получить испанское гражданство, для тех, кто имеет интернациональный брак с гражданами Испании и возможно в тех случаях, когда вопрос касается детей, которые имеют право на получение испанского или украинского гражданства на выбор — по территории рождения или по родителям.

2. Регламентация

Вопросы гражданства в Украине регламентируются ЗУ «О гражданстве Украины» .  Это базовый документ.

3. Что есть по теме в интернет

Теоретические аспекты этого вопроса наиболее детально изложены и проанализированы в частности на сайте Лиги,  перепечатавшей материал с сайта Судебно-юридической газеты .
Частная ситуация с венгерско-украинским «двойным» гражданством в свете приянтия Венгрией закона, упрощающего процедуру получения гражданства этническими венграми — проанализирована сайтом
ua-reporter.com

4. Позиция новой украинской власти.

Новая  власть по этому поводу говорит следующее
В Украине могут разрешить двойное гражданство.  Об этом вице-премьер Борис Колесников сказал в Ялте в интервью телеканалу Евроньюс». На вопрос о возможности введения двойного гражданства Колесников ответил: «Это не так важно, но не вижу ничего недемократического».
«Если примут, будет очень неплохо. Такие законы есть в разных странах мира. Вопрос в том, где будут платиться налоги«, — сказал Колесников.

То есть по сути вопрос сводится к финансовой стороне — уплата налогов и получение различного рода льгот. В частности, как я понимаю, у украинского государства есть большое желание «отсечь» себя от любых обязательств по отношению к тем гражданам, которые постоянно проживают за пределами Украины и уж тем более приобрели гражданство той страны в которой проживают.

Публично об этом никто не заявляет, но логика вполне понятна и все усилия будут направлены именно на это.

В статье 2, упомянутого ЗУ «О гражданстве Украины» указано — «Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины» или текстом оригинала «Якщо громадянин України набув громадянство (підданство) іншої держави або держав, то у правових відносинах з Україною він визнається лише громадянином України. »

Означает это то, что даже если человек несколько десятилетий прожил за пределами Украины, допустим в Испании, получил там испанский паспорт, а затем и пенсию или иное социальное пособие, но при этом сохранил украинский паспорт — украинское государство также обязано будет выплачивать такому человеку предусмотренные законодательством Украины — пособия, пенсию и т.п.

На данный момент такая ситуация не устраивает украинское государство, думаю, что не устроит и то государство, где человек получил второй паспорт.

5. Практический аспект вопроса «двух гражданств».

Это теория, а что на практике.

Как должно быть.
По идее на практике украинское государство при существующих ныне нормах национального законодательства должно заключить взаимные Договора с иностранными государствами по которым гражданство таких государств будет предоставляться только после выхода из украинского гражданства или при условии выхода. Условием выхода из гражданства Украины подразумевается некое обязательство, подписанное гражданином Украины при получении гражданства другого государства. Такова была ситуация при Советском Союзе. Ни один советский гражданин не смог бы получить гражданство другого государства до тех пор пока он оставался граданином СССР.
Эта мысль не из моей головы — а вывод к которому мы пришли совместно беседуя в МИД Украины с дипломатами, которые проработали в этой системе не один десяток лет.

Как есть.
Реально никаких взаимных соглашений у Украины ни с одним государством нет.
Но, по всей видимости, какие-то разговоры на эту тему между дипломатами различных государств ведутся. Возможно, подобная тема всплывала и в беседах с официальными лицами в Испании.

По опыту некоторых украинских граждан, постоянно проживающих в Испании, при обращении по вопросу приобретения испанского гражданства их уведомляли, что им необходимо будет выйти из украинского гражданства. При этом на время/период выхода из гражданства Украины они смогут получить только испанский внутренний документ — DNI, который действует только на территории Испании, а вот испанский паспорт, дающий право на поездки за пределами страны, они смогут получить после подтверждения выхода из гражданства Украины.

Документ, подтверждающий выход из украинского гражданства — это справка из консульства в которой указан факт выхода из украинского гражданства.

Получить такую справку можно после того как Президент Украины подпишет указ о выходе из гражданства. По дипломатическим каналам эта информация поступит в консульство. Консульство известит Вас, что необходимо сдать Ваш украинский загранпаспорт. В обмен на сданный загранпаспорт Вам выдадут заветную справку о выходе из украинского гражданства.

6. Требуется или нет выход из украинского гражданства при получении гражданства другой страны ?

Исходя из вышенаписанного материала.
а) Даже если Вы приняли гражданство другой страны — для Украины Вы остались — украинцем.
б) В Законе Украины нет четких указаний, что перед принятием гражданства другой страны Вы должны выйти из украинского гражданства. Также как нет взаимных Договор с странами, регламентирующими этот вопрос.

Таким образом — данный вопрос остается на усмотрение чиновников конкретного региона конкретной страны.

7. Мои рекомендации

Я рекомендую не создавать для себя поле юридической коллизии — когда по одному нормативному документу Вы гражданин Испании, а по другому — гражданин Украины, а также не занимать выжидательную позицию, в надежде, что вопрос двойного гражданства в Украине будет решен. Как вы надеюсь поняли из вышеизложенного — завязка идет на налоги и финансы, а в дальнейшем может быть и на национальную безопасность. Вопросы и проблемы с такой подоплекой, как правило, не решаемы. Они будут очень длительное время в подвешенном состоянии, либо не будут решены никогда.

Самый оптимальный вариант — принять для себя решение гражданином какой страны Вы хотите быть и оставить себе это гражданство.

Двойное гражданство в Украине — что готовят власти