Глава 1. Содержание понятий граждан, лиц без гражданства ииностранных граждан. Лицо без гражданства понятие


Глава 1. Содержание понятий граждан, лиц без гражданства ииностранных граждан

    1. Гражданство, возникновение понятия, историческаяретроспектива и современное содержание

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало: 1. природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей, 2. инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.

Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.

Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование- гражданин Российской Федерации.

Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам.

Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с 1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.1

Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и, не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР признавались лицами без гражданства.

В дальнейшем, изменения в положении СССР (например, присоединение к Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии, Северной Буковины и т.д.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.

Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.

Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитет России, появление новых независимых и суверенных государств взамен союзных республик потребовал в корне иного законодательства о гражданстве.

Вопрос этот чрезвычайно важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего Советского Союза волей судеб оказавшихся за пределами Российской Федерации.1

Закон РФ №62 ФЗ от 2002 года " О гражданстве Российской Федерации" определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Из этого определения исходят главные черты характеризующие гражданство.

В монархических государствах употребляется термин «подданство», который формально устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен гражданству. Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государства, всех обязанностей, установленных конституцией и законами. В то же время граждане обладают в отношении государства определенными правами и могут требовать от него защиту своих прав. Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, распространенные и в Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Законодательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по этим вопросам весьма развиты. Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами).

Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, а кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия налогового, уголовного, семейного законодательства). Такое положение характерно и для Российской Федерации.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство — такие лица называются бипатридами.

Мировое сообщество единодушно в своем негативном отношении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое гражданство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, правовое положение лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев. В соответствии с законом Россия поощряет приобретение своего гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими гражданства другого государства.

В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции). Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации установили общие основы отношений гражданства:

  1. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для федеративного государства, для сохранения его целостности.

  2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований и время его приобретения.

  3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек вправе приобрести российское гражданство или изменить его.

  4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства.

5. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного государства, Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством.

6. Гражданство РФ не может автоматически изменяться при заключении

или расторжении брака с лицом, не являющимся российским гражданином.

7. Граждане России, находящиеся за пределами РФ находятся под защитой и покровительством российского государства.1

В России введен такой институт как почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу не являющемуся гражданином России, но имеющего выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого лица.

studfiles.net

Понятия "иностранных гражданин", "лицо без гражданства" по Закону РФ "О правовом положении иностранных физических лиц в РФ"

Понятия "иностранных гражданин", "лицо без гражданства" по Закону РФ "О правовом положении иностранных физических лиц в РФ"

Физические лица в общем понимании – это люди, члены общества. Основной чертой физического лица является его принадлежность определенному биологическому виду – homo sapiens, т.е. физическое лицо – это человек, индивид.В состав «физических лиц» входят граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.Определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» содержатся в ст.2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон):– Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (абз.1 ст.2 Закона).– Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (абз.2 ст.2 Закона).Между лицами без гражданства и гражданами иностранных государств (иностранцами) существует юридически обоснованное разграничение. Оно вызвано тем, что апатрид (лицо без гражданства) не состоит в гражданстве данного государства и не имеет юридически значимых доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Правовое положение апатрида в первую очередь определяется законами государства проживания. При переезде апатрида в другое государство его связь с прежним государством автоматически прекращается и возникает новая связь с тем государством, где апатрид оказался. Права и обязанности апатрида, приобретенные в прежнем государстве, автоматически не возобновляются. Они признаются только в том случае, если в новом государстве действует закон относительно перехода этих прав и обязанностей или это государство выполняет соответствующие международные обязательства. Что касается граждан иностранных государств, то они подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству. У иностранных граждан, как граждан определенного государства существуют юридически регулируемые правоотношения с этим государством, независимо от нахождения данных граждан. Подобное государство, требуя лояльности от своих граждан, обязано обеспечить им установленные законом права и защиту, как на собственной территории, так и за рубежом. Государство распространяет свою власть на граждан, даже если они находятся за пределами его территории. В связи с этим граждане данного государства, находясь за его пределами в качестве иностранцев, пользуются по отношению к государству своего гражданства рядом прав, например правом на формирование органов государственной власти, и соответственно несут ряд обязанностей, например обязанность несения военной службы и соблюдения законов своего государства. Такие права и обязанности отсутствуют у граждан одного государства, находящихся на территории другого государства, по отношению к последнему. Отсутствуют они и у лиц, не имеющих какого-либо гражданства, в отношении любого государства. Таким образом, правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства при ряде общих черт – не одно и то де. Существующие различия касаются коренной позиции – прав и обязанностей лица по отношению к своему государству: у иностранных граждан – это государство, которое наделило их гражданством, а у лиц без гражданства такого государства попросту нет.Иностранцев можно разделить на несколько категорий в зависимости от степени подчиненности юрисдикции страны пребывания. В связи с этим следует выделить правовой статус иностранных граждан, обладающих иммунитетом от юрисдикции государства или привилегиями в правовой сфере, и статус иностранных граждан, не обладающих иммунитетом от юрисдикции.К иностранным гражданам, обладающим иммунитетом от юрисдикции или привилегиями, относятся лица, временно пребывающие в данной стране:1) граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;2) граждане, обладающие консульским иммунитетом;3) граждане – военнослужащие воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов ВВС;4) члены межправительственных и государственных делегаций, миссий;5) работники международных организаций;6) свидетели, эксперты и другие лица, соответствующий статус которых определен международными договорами.Состав иностранных граждан, не обладающих иммунитетом от юрисдикции данного государства, так же является достаточно сложным. К ним относятся иностранцы, как постоянно проживающие в данной стране, так и временно в ней проживающие. Постоянно проживающие – те, кто имеет разрешение на постоянное проживание и вид на жительство. Все остальные иностранцы считаются временно пребывающими в стране. Критерием деления иностранцев на постоянно проживающих и временно проживающих так же является степень устойчивости правовой связи лица с данным государством и характером нахождения на его территории. Если лицо постоянно проживает на территории данного государства, то оно в то же время может пользоваться дипломатической защитой государства, гражданином которого является. В случае если лицо получило территориальное политическое убежище, оно такой защитой страны гражданства пользоваться не будет. Следовательно, даже иностранцы, постоянно проживающие в другой стране, могут иметь различные объемы правового статуса. Но совсем другие объемы будут иметь иностранцы, не обладающие иммунитетом от местной юрисдикции и временно пребывающие на чужой территории. К ним, например, относятся лица, прибывающие в страну в качестве туристов, члены экипажей морских и воздушных гражданских судов, спортсмены, приезжающие по частным делам, прибывающие в составе творческих коллективов, в командировки на предприятия и в учреждения, на учебу, следующие через территорию государства транзитом.

Похожие статьи:

nalogpro.ru

1.1 Понятие иностранный гражданин и лицо без гражданства. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Похожие главы из других работ:

Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ

1.1 Понятие иностранный гражданин и его статус

Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданство) иностранного государства. Лицо без гражданства - это физическое лицо...

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих (проживающих) в пограничной зоне

1. Понятие «иностранный гражданин», их классификация. Случаи двойного и множественного гражданства

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции Российской Федерации...

Граждане - субъекты гражданского права

1. Различие категорий (терминов): ”человек”, ”личность”, ”гражданин”, ”физическое лицо”

“В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией”.22 п. 1 ст. 15 ст. 17 // Конституция Российской Федерации . Статьи...

Граждане, как субъекты гражданского права

1.1.2 Гражданин как физическое лицо

Человек - субъект множества прав и обязанностей, в том числе и гражданских...

Гражданство в Республике Беларусь

1. Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь и его правовое закрепление. Гражданство детей при изменении гражданства родителей

Права и свободы человека - это потенциальные возможности человека пользоваться определенными жизненными благами. Это мера свободы, ограниченная лишь свободой другого индивида...

Гражданство Российской Федерации

1. Понятие и основные принципы российского гражданства. Морально-политическое и юридическое содержание гражданства Российской Федерации

Провозглашая приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя (ст. 2), Конституция в той же гл. 1 устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации (ст. 6)...

Коллективный договор

2.1. Понятия «гражданин» и «физическое лицо»

Физические лица в общем понимании - это люди, члены общества. Основной чертой физического лица является его принадлежность определенному биологическому виду - homo sapiens, т.е. физическое лицо - это человек, индивид...

Комплексное исследование правового положения граждан как субъектов гражданских правоотношений

1.2 Гражданин как физическое лицо

Человек -- субъект множества прав и обязанностей, в том числе и гражданских...

Особенности производства следственных действий с участием иностранных граждан

§1. Иностранный гражданин как участник следственных действий. Организационно-правовые предпосылки его участия

Иностранный гражданин -- лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства принадлежности к гражданству (или подданству) иностранного государства. Горбатенков И.Н...

Понятие должностного лица в законодательстве и правовой теории

3. Понятие "должностное лицо" в законодательстве

Под должностными лицами, согласно Кодексу об административных правонарушениях, понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, т.е...

Понятие население в международном праве

2. Понятие гражданства. Международно-правовые способы приобретения гражданства

Гражданство - устойчивая правовая связь отдельного лица с государством, устанавливающая взаимные права и обязанности при подчинении данного лица суверенной власти того государства, на территории которого оно находится...

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

1.2 Основные дефиниции: гражданство, иностранный гражданин, лицо без гражданства, иностранец. Классификация групп иностранцев

Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей. Иногда гражданство называют принадлежностью лица к государству. Гражданство - устойчивая правовая связь...

Правовые отношения с участием иностранных граждан

1.1. Понятие «иностранный гражданин».

Основной принцип, определяющий правовой статус ино-странных граждан в Российской Феде-рации, закреплен в ст. 62 Конституции Российской Федерации...

Физические лица, как субъекты гражданских правоотношений

1.1. Понятия «гражданин» и «физическое лицо», их соотношение.

Человек - субъект множества прав и обязанностей, в том числе и гражданских. При рассмотрении вопроса о гражданском правовом положении часто употребляется понятие «личность». Личность - такой субъект общественных отношений...

Физическое лицо как участник налоговых правоотношений

2.3 Физическое лицо как лицо, в отношении которого ведется производство по делу о налоговом правонарушении

Для признания нарушения нормы физическим лицом, закрепленной в акте законодательства о налогах и сборах, налоговым правонарушением необходимо, чтобы в нем присутствовали следующие признаки: нарушение норм...

pravo.bobrodobro.ru


Смотрите также