35, 36. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Критерии эффективного гражданства


Правовое положение физических лиц

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12Следующая ⇒

В мировой практике для решения вопросов, связанных с определением личного закона иностранцев, используются 2 основных критерия:

 

  1. Критерий гражданства

Основные положения концепции гражданства заключаются в следующем: «Каждое государство самостоятельно устанавливает положения о том “кто является его гражданами???”». На международном уровне данное положение закреплено Европейской Конвенцией «О гражданстве» (7 ноября 97г).

В случае множественности гражданства необходимо определять преимущественное или эффективное гражданство.

При выборе ЭФФКТИВНОГО используется критерий места жительства, места наличия родственных и профессиональных связей, места нахождения недвижимого имущества, принадлежащего лицу и др.

Кроме того, допускается применение принципа РАВЕНСТВА ГРАЖДАНСТВ. В этом случае ни одно из гражданств не будет рассматриваться в качестве преимущественного.

 

Принцип ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРАЖДАНСТВА может применяться при рассмотрении отношений с участием лица, имеющим двойное гражданство. Учет этого критерия всегда предусмотрен международными договорами о двойном гражданстве.

 

Принцип ГРАЖДАНСТВА имеет свои преимущества и недостатки:

+ состоят в том, что определение гражданства не вызывает трудностей на практике, т.к. понятие «гражданства» носит универсальный характер и идентично во всех правовых системах. Во-вторых концепция гражданства имеет серьезную теоретическую проработку (человек всегда более связан с нацией, чем с государством места жительства). Кроме того при использовании концепции гражданства затруднителен обход закона, поскольку изменить гражданство достаточно сложно.

- С другой стороны недостатки этой концепции проявляются в следующем: лицо может быть гражданином государства, с которым оно утратило всякую связь (в первую очередь речь о беженцах). Во-вторых лицо может не иметь гражданства, либо иметь гражданство двух и более государств (такие ситуации на практике влекут необходимость субсидиарного применения концепции «домициля»).

 

Концепция гражданства наиболее распространена в странах Континентальной Европы и Латинской Америке.

 

  1. Критерий домициля

Концепция домициля – разработка англосаксонской правовой системы. Впервые она получила закрепление в работах английского правоведа Фульфа. Основные положения данной концепции состоят в следующем – «Всякое лицо имеет только 1 домицилий. Одновременное проживание в нескольких местах невозможно».

При рождении лицо приобретает домицилий по происхождению. При этом домицилем признается страна, где проживает отец несовершеннолетнего. Соответственно до достижения совершеннолетия домицилий ребенка следует домицилию отца. Если отец не установлен, или его нет в живых, то ребенок следует домицилию матери.

Совершеннолетнее лицо может устанавливать домицилий по своему выбору. Для приобретения домицилия по выбору требуется соблюдение 3-х основных условий:

a) Право и дееспособность лица

b) Постоянное пребывание на территории государства

c) Намерение

Намерение – наиболее сложный элемент домициля. Он предполагает желание постоянно и бессрочно пребывать на конкретной территории. При этом такое намерение всегда должно быть свободным. Когда домицилий по выбору утрачивается, то либо действует домицилий происхождения, либо существует фикция действия прежнего домицилия до установления нового. Фактическое проживание даже на протяжении длительного периода времени не рассматривается как домицилий, если лицо намерено покинуть государство проживания в будущем.

 

 

Преимущества этой концепции состоят в следующем:

o Использование критерия домицилия обеспечивает единство права, применимого к членам одной семьи, независимо от их гражданства.

o Законы домицилия лучше известны лицу, чем законы государства его гражданства в том случае, если оно постоянно проживает на территории иностранного государства.

 

Кроме того, принцип домицилия обеспечивает единство правоприменительной техники в федеративных государствах. Государство при использовании критерия домицилия получает возможность обеспечить единство правопорядка на своей территории. Т.е. оно получает возможность реализовывать свою юрисдикцию в отношении всех лиц, проживающих на его территории.

Кроме того закон домицилия на практике как правило совпадает с законом суда. Таким образом достигается относимость применяемых материальных и процессуальных норм.

 

Однако такой критерий имеет свои недостатки:

· Затруднительно его отличить от простого местопребывания, т.к. доказать намерение проживать бессрочно практически невозможно

· При использовании критерия домицилия создаются благоприятные условия для обхода закона, т.к. домицилий легко изменить

 

В законодательстве многих государств (в том числе и РФ) встречаются коллизионные привязки не к закону домицилия, а к праву постоянного места жительства.

Постоянное место жительства – более простая категория, чем домицилий, так как она не предполагает анализа намерения.

Недостатком использования такой привязки является то, что постоянное место жительства не всегда возможно определить. При этом оно зачастую не связано с государством, в котором гражданин имеет гражданство и желает проживать.

 

Отечественное МЧП использует критерий «гражданства» и критерий «места жительства». В соответствии со ст1195 ГК – «Закон гражданства используется для определения личного закона физического лица». При этом критерий гражданства провозглашается главенствующим и приоритетным.

Закон места жительства используется для определения личного закона иностранцев, проживающих на территории России, личного закона лиц без гражданства, права, применимого к договорам и односторонним сделкам, к обязательствам из причинения вреда и к наследственным отношениям.

Из этого перечня можно сделать вывод о том, что признание критерия гражданства приоритетным носит искусственный характер.

 

В Российском законодательстве отсутствует четкое и единое понимание термина «место жительства». Статья 20 ГК под местом жительства гражданина понимает место, где он постоянно или преимущественно проживает.

Закон о праве граждан РФ на свободу передвижения под местом жительства понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома, а так же иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Оба эти определения не совпадают по объему, и не могут использоваться для целей МЧП.

 

В современной науке разработаны 2 подхода к пониманию «места жительства» в МЧП:

1) Английская традиция. «Место жительства» понимается как домицилий.

2) Германская традиция. «Место жительства» понимается как физическое пребывание в определенном месте

 

Оба варианта не представляются удобными для реализации российских коллизионных норм. Представляется, что более подходящим будет третий вариант, при котором в каждом отдельном случае термин «места жительства» будет трактоваться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Иными словами «Место жительства» следует рассматривать как часть отношений с участием иностранного элемента, а не в качестве изолированной правовой категории. В этом случае правоприменительный орган сможет достичь максимального положительного эффекта правового регулирования.

!!! Самостоятельно разобрать – виды иностранных граждан на территории РФ (закон о правовом статусе иностранных граждан). Правовое положение российских граждан за рубежом. Виды правовых режимов для иностранных лиц!!!

 

Правовой статус ЮЛ в МЧП

 

Любому государству необходимо обозначить ЮЛ, которые подпадают под юрисдикцию данного государства. Для этого государство стремится установить с конкретным ЮЛ политико-правовую связь, которая позволит определить принадлежность ЮЛ к данному государству. Это явление принято называть «определением национальности ЮЛ».

Однако в отличии от ФЛ дать определение национальности ЮЛ чрезвычайно сложно.

В отношении ЮЛ не существует единого публично-правового института определения государственной принадлежности, который был бы признан всеми государствами мира.

 

Таким образом, распространение получили 4 критерия определения национальности, два из которых являются основными, а 2 – факультативными:

1. Критерий инкорпорации.

Установлен в странах англо-саксонской правовой системы. Возник в 18 веке в Великобритании. В соответствии с этим подходом ЮЛ должно иметь государственную принадлежность и личный статут того государства, от которого исходит акт о наделении лица правоспособностью. Данные критерий определен как ведущий в отечественном законодательстве и законодательстве практически всех стран СНГ.

Доктринальное обоснование целесообразности применения данного критерия состоит в следующем: «Правосубъектность ЮЛ зависит от государства, предоставившего эту правосубъектность. ЮЛ становится таковым в силу признания его в качестве субъекта права тем или иным государством. Акт признания правосубъектоности должен носить официальный характер и закрепляться в письменной форме à только в этом случае ЮЛ сможет обоснованно доказать объем правосубъектности».

Данный критерий является предпочтительным для применения на практике, т.к. он позволяет с абсолютной точностью определить национальность ЮЛ.

Однако этот критерий подвергается критике по 2-м основным проблемам, которые этот критерий называет:

o В некоторых государствах не предусмотрена государственная регистрация ЮЛ

o Если на территории государства находится основная деятельность и органы управления ЮЛ, то в этом случае государство не может признавать данное лицо юридическим иностранным только на том основании, что оно зарегистрировано за границей. Это утверждение вытекает из того, что все хозяйственно экономические и правовые связи ЮЛ установлены с государством пребывания, а не с государством регистрации

 

 

2. Критерий оседлости

Т.е. критерий места нахождения административного центра ЮЛ. Согласно этому критерию применимым правом будет право той страны, в которой находится главный административный центр компании.

Наибольшее распространение этот критерий получил в странах Континентальной Европы и Латинской Америки.

В доктрине иностранных государств различают 2 основных способа определения местонахождения административного центра:

§ Статуарная (формальная) оседлость. Она указывается в учредительных документах ЮЛ

§ Эффективная (реальная) оседлость. Она учитывает фактическое местонахождение административного центра в каждый отдельно взятый период времени.

 

Применение критерия статуарной оседлости в большинстве случаев приводит на практике к тем же результатам, что и использование критерия «места учреждения ЮЛ». Это связано с тем, что государство во время государственной регистрации лиц требуют указания юридического адреса на своей территории. Минусы и плюсы аналогичны критерию инкорпорации

 

Что касается критерия эффективной оседлости, то он взят за основу в Германии, Австрии, Португалии, Польше, Литве и Грузии. Впервые критерий появился в конце 19 века и был закреплен в Бельгийском законе «О торговых обществах». Основными недостатками данного критерия является сложность его применения, т.к. зачастую сложно определить фактическое местонахождение административного органа, либо проблемы могут быть связаны с выбором в пользу одного из органов управления, находящихся на территории различных государств.

Использование данного критерия часто порождает конфликты, которые влекут признания за ЮЛ нескольких национальностей, либо непризнания за ним национальности в принципе. Такие конфликты в свою очередь приводят к нарушению единообразия правоприменительной практики.

 

В целом, сравнивая 2 критерия (оседлости и инкорпорации) можно утверждать, что «критерий оседлости» направлен на обеспечение интересов страны, в которой действует ЮЛ. Тогда как критерий инкорпорации защищает интересы учредителей ЮЛ.

 

Основной смысл критерия оседлости можно свести к следующему утверждения: «Необходимо не допустить, чтобы в государстве действовали ЮЛ, которые не выполнили предписаний этого государства относительно учреждения ЮЛ

 

Факультативные критерии:

1) Критерий центра эксплуатации (места осуществления основной деятельности)

В данном случае применяется право того государства, на территории которого ЮЛ осуществляет свою основную, коммерческую или производственную деятельность. Как правило, этот критерий закрепляется в законодательстве развивающихся государств, которые тем самым стремятся обеспечить контроль над ЮЛ, осуществляющими деятельность на их территории. Такая коллизионная привязка используется в праве Египта и Туниса. Однако этот критерий находит субсидиарное применение в законодательстве достаточно развитых стран (п: Испания, Италия, Россия).

В Российском законодательстве данный критерий закреплен в статье 1211 ГК, и касается он определения права, применимого для договорных обязательств.

Главным недостатком этого критерия является его неопределенность и неустойчивость. ЮЛ может в течение короткого периода времени сменить несколько мест осуществления своей деятельности, а так же может осуществлять деятельность на территории нескольких государств одновременно. Таким образом, использование данной привязки с неизбежностью приведет к возникновению коллизионных конфликтов.

2) Критерий контроля (критерий государственной принадлежности участников ЮЛ)

Является наиболее обоснованным с политической и экономической точек зрения, однако несмотря на свои достоинства он не получил большого распространения вследствие неудобств в практическом применении. В частности невозможно применить данный критерий в отношении ЮЛ с многонациональным составом участников.

 

 

Помимо вышеназванных в разное время предлагались другие критерии определения национальности ЮЛ. Например место распространения акций компаний, места заключения договора об учреждении ЮЛ, места нахождения капитала организации.

Однако все эти критерии не получили признания и практической разработки.

 

Так же следует назвать принцип автономии воли ЮЛ.

Согласно данному принципу участники ЮЛ в момент его учреждения вправе самостоятельно определить национальную принадлежность своей организации. Однако данный принцип является несостоятельным, так как определение правового статуса лиц – это императивная возможность публичных субъектов. Учредители ЮЛ вправе использовать свою автономную волю только при решении вопроса о месте регистрации данного ЮЛ.

 

 

В России иностранными ЮЛ признаются те организации, которые были учреждены в иностранных государствах. При этом, участвую в гражданском обороте на территории России, иностранная компания одновременно подчиняется двум правопорядкам:

1) В соответствии со статьей 2 ГК на иностранную компанию будут распространяться нормы российского права, т.к. действующее гражданское законодательство не предусматривает каких либо изъятий по сравнению с требованиями для российских ЮЛ

2) С другой стороны ряд вопросов статуса иностранной организации будут регулироваться её национальным законом. Перечень этих вопросов содержится в пункте 2 статьи 1202 ГК

 

Так же законодательство России позволяет участвовать в гражданском обороте иностранным организациям, не обладающим статусом ЮЛ по национальному праву. Они будут признаны ЮЛ на территории России в том случае, если будут соблюдены требования российского законодательства (п: противоречие в определении статуса ЮЛ в отношении товарищества. В России все товарищества – ЮЛ, а вот в Германии или Италии – не все. Если немецкое товарищество придет на территорию России, то по российскому праву оно будет признаваться ЮЛ)

Вопрос о правоспособности компании, с которой российская организация вступает в договорные отношения, имеет важное значение для признания контракта действительным. Объем правосубъектности ЮЛ следует искать в учредительных документах компании, а так же в законодательстве соответствующего государства.

Правовой статус иностранной компании должен быть подтвержден выпиской из торгового реестра государства, либо иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых в соответствующем государстве. При этом следует иметь в виду, что все документы, исходящие от иностранного государства, должны быть легализованы.

Статья 1202 ГК устанавливает одну важную оговорку относительно право и дееспособности иностранной организации. Эта оговорка связана с полномочиями представителей ЮЛ на совершение юридически значимых действий. В частности при совершении сделки с российским лицом иностранное ЮЛ не может ссылаться на ограничение полномочий её представителя, если такое ограничение не известно праву российской стороны. Исключением из этого правила будет случай, когда контрагент по сделке знал о существующих ограничениях.

 

Иностранное ЮЛ вправе создавать на территории России свои филиалы и представительства. Эти вопросы решаются как по личному закону ЮЛ, так и на основе норм российского законодательства.

Согласно федеральному закону «Об иностранных инвестициях» филиал иностранного ЮЛ создается в целях осуществления на территории России той деятельности, которую ведет головная организация за пределами России. Кроме того филиал может быть создан и ликвидирован на основании решения головной организации.

 

Филиал иностранной организации должен получить аккредитацию в государственной регистрационной палате при министерстве юстиции. Для такой аккредитации необходимо представить учредительные документы головной организации, положение о филиале и другие документы, предусмотренные законом.

С момента аккредитации филиалу выдается разрешение на право осуществления деятельности в России. Однако в любом случае ответственность по долгам филиала будет нести головная организация.

 

Помимо филиалов иностранное ЮЛ может открывать свои представительства. Порядок их открытия и функционирования регламентируется положением о порядке открытия и деятельности представительств иностранных фирм, банков и организаций (30 ноября 1989г).

Согласно положению: «Представительство иностранного ЮЛ может быть открыто только на основе специального разрешения, которое выдается министерством экономического развития и торговли, министерством юстиции и ЦБ РФ».

В какой орган обращаться – зависит от цели и характера деятельности представительств. ЮЛ, заинтересованное в открытии представительства, должно подать письменное заявление, в котором указывается цель открытия представительства, помещается информация о деятельности самого ЮЛ а так же сведения о наличии деловых связей с российскими организациями. К заявлению прилагаются учредительные документы фирмы, выписка из торгового реестра (либо иной идентичный документ) а так же информация об уставном капитале иностранного ЮЛ.

Разрешение на открытие и функционирование представительства выдается на срок не более 3-х лет, однако закон предусматривает возможность продления разрешения.

В нём указываются:

§ Цель и условия открытия представительства

§ Срок действия разрешения

§ Количество сотрудников из числа иностранных граждан

Свою деятельность представительство осуществляет в соответствии с российским законодательством, однако ответственность за его действия несет иностранная компания.

 

Иностранные кредитные организации в праве открывать свои представительства только с разрешения ЦБ РФ. При этом подобное представительство не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, а создается с целью оказания консультационных услуг своим клиентам.

Открыть представительство на территории России может только та кредитная организация, которая в своей стране функционирует не мене 5 лет и имеет устойчивое финансовое положение.

 

 

Помимо иностранных ЮЛ на территории России функционируют международные хозяйственные объединения.

Они создаются государствами на основе международного договора с целью извлечения прибыли. Примером таких организаций являются межгосударственные финансово-промышленные группы, которые создаются на основе специальных межправительственных соглашений.

Особое развитие транснациональные финансово-промышленные группы получили в рамках СНГ. Другие формы международных хозяйственных объединений предусмотрены законодательством Европейского союза. В частности можно назвать Европейские объединения и Европейские компании.

 

Европейские объединения создаются с целью оказания экономической помощи своим участникам. Такое объединение не имеет собственного уставного капитала, а ответственность по его долгам несут его участники солидарно.

Европейские компании являются аналогами национальных акционерных обществ, и за ними признается статус самостоятельного ЮЛ.

 

На сегодняшний день ни в литературе ни в законодательстве не выработано единого подхода к природе феномена «Транснациональной корпорации».

Отдельные теории подчеркивают только отдельные аспекты в деятельности транснациональных корпораций, при этом не претендую на полномасштабную характеристику явления.

В современной экономической литературе транснациональная корпорация характеризуется как фирма, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны в которой она зарегистрирована. Однако данное определение непригодно с правовой точки зрения.

С правовой точки зрения транснациональная корпорация не является единым субъектом права, а представляет собой совокупность формально-самостоятельных ЮЛ, созданных в соответствии с законодательством различных стран.

В качестве главного критерия определения «транснациональной корпорации» следует применять признак единого управления при наличии нескольких правосубъектных образований в структуре транснациональной корпорации.

 

В настоящее время выделяются 2 основные разновидности Т-Н корпораций:

 

1) Группы, основанные на системе участий

 

Речь идет об институциональных Т-Н корпорациях. В их основе лежит участие материнской компании в уставном капитале дочерних организаций. Соответственно из преобладающего участия в уставном капитале вытекает возможность назначения большинства членов органов управления дочерних компаний.

 

2) Группы, связанные договорными отношениями

 

Договорные Т-Н корпорации. В их основе лежат договоры подчинения, которые дают основной компании право определять основные решения, принимаемые подконтрольными компаниями. Однако подобные договоры запрещены антимонопольным законодательством ряда государств. Соответственно их заключение не порождает юридических последствий. В этом случае компания скрывает свои отношения путем заключении договоров простого товарищества, либо договоров франчайзинга.

 

Основной проблемой определения применимого права к Т-Н корпорациям является тот факт, что на национальном уровне урегулировать деятельность этих компаний не представляется возможным, так как изначально провозглашается, что таким организации имеют наднациональную природу. Таким образом необходимо проводить материально-правовую унификацию деятельности транснациональных корпораций на международном уровне. В данном направлении лидируют государства Европейского Союза. На уровне ЕС ещё в 1883г была принята седьмая директива совета министров ЕС «О сводных счетах групп компаний». Данная директива устанавливает подробный анализ и правовое регулирование порядка деятельности и отчетности Европейских Хозяйственных Объединений. При этом формулировки директивы отражают компромисс между юридическим и экономическим подходами к пониманию природы Т-Н корпораций.

 

В целом унифицированное правовое регулирование предоставляет возможность установить единый режим ведения коммерческой деятельности транснациональными корпорациями. Это позволит унифицировать их правовой статус в целом.

 

 

09.10.09

 

Читайте также:

lektsia.com

35, 36. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Гражданство представляет собой устойчивую двухстороннюю связь человека с гос-вом, которая носит социальный (в том числе и правовой характер), выражающуюся во взаимных правах человека и гражданина.

Согласно п. а) ст. 2 Европейской конвенции о гражданствегражданство понимается как правовая связь между отдельным лицом и гос-вом без указания этнического происхождения этого лица.

Правовое регулирование вопросов гражданства имеет комплексный характер. Традиционно вопросы гражданства регулировались нормами внутригос-венного права. В соответствии со ст.1 Гаагской конвенции по некоторым вопросам, касающимся коллизии законов о гражданстве каждое гос-во определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданами. Аналогичные положения закреплены в Европейской конвенции о гражданстве.

В соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на гражданство. В соответствии с Конвенцией ООН О правах ребенка каждый человек имеет право на гражданство (ст. 7). Согласно принципу 3 Декларации прав ребенка ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. Подобная норма содержится в ч. 3 ст. 24 Межд-ого пакта о гражданских и политических правах.

В соответствии с общепризнанными международными стандартами установлены принципы гражданства. принцип признания права на гражданство за каждым человеком. Каждое гос-во должно принимать меры к сокращению случаев безгражданства. Гражданство признается равным независимо от оснований его приобретения. Все граждане гос-ва равны перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания. Внутригос-венные правила, регулирующие гражданство не должны проводить различий, которые равносильны дискриминации по признаку пола, религии, расы, национальной или этнической принадлежности. Каждое гос-во должно руководствоваться принципом недискриминации в отношении своих граждан. В ст. 4 Европейской Конвенции закреплен еще один принцип, согласно которому никто не может быть произвольно лишен своего гражданства.

Международные акты регулируют вопросы двойного гражданства.

Бипатрид – лица с двойным или множественным гражданством. В международном праве нет прямого запрета двойного гражданства, однако гос-ва стремятся тем или иным способом его избежать. Согласно ст. 3 Конвенции лицо, имеющее два и более гражданств, может рассматриваться как гражданин каждого из гос-в, гражданством которых оно обладает. В практике может возникнуть вопрос о дипломатической защите лиц с двойным гражданством.

В соответствии с Конвенцией, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве 1930 г., гос-во не может предоставлять дипломатическую защиту кому - либо из своих граждан от другого гос-ва, гражданством которого такое лицо также обладает. Будучи в третьем гос-ве, лицо, имеющее гражданство более чем одного гос-ва, рассматривается как имеющее только одно гражданство.

Довольно часто предметом межгос-венных споров является вопрос о военной обязанности лиц с двойным гражданством. Данный вопрос регулируется путем непосредственных дипломатических переговоров и путем заключения межд-х дог-ров о военной службе лиц с двойным гражданством. В этих дог-рах закреплено правило, что лицо проходит военную службу на территории гос-ва, где оно постоянно проживает на момент призыва.

Согласно Конвенции о сокращении случаев множественного гражданства и воинской обязанности в случаях множественного гражданства лица с двойным гражданством проходят военную службу в гос-ве, на территории которого они имеют свое обычное местожительство. Но они вправе по достижении 19 лет вступить в качестве добровольцев на военную службу другого гос-ва своего гражданства. Европейская Конвенция о гражданстве закрепляет положение, в соответствии с которым лица, имеющие гражданство двух и более гос-в - участников Конвенции, должны выполнять свою воинскую обязанность только в одном из гос-в – участников (ст.21).

Вопрос налогообложения лиц с двойным гражданством. Лица с двойным гражданством, как правило, платят налоги по месту постоянного проживания. Вопросы по социальному обеспечению также разрешаются в двухсторонних межд-х дог-рах. В соответствии с двухсторонними международными дог-рами лица с двойным гражданством пользуются защитой каждого из гос-в своего гражданства.

В международном праве не решен вопрос о выдаче лиц с двойным гражданством при совершении ими преступлений. На практике предлагают решать данный вопрос с применением принципа «эффективного гражданства». Признаками эффективного гражданства являются: проживание лица на территории гос-ва, гражданством которого оно обладает.

Третье гос-во, при защите лиц с множественным гражданством должно отдавать предпочтение гражданству, приобретенному позднее (раньше) или гражданству по выбору заинтересованного лица, или гражданству гос-ва, права которого наиболее близки праву третьего гос-ва, или эффективному гражданству.

Правовое положение лиц без гражданства. -, приравнивается к правовому положению иностранцев. Конституция РФ регулирует статус иностранцев и лиц без гражданства одной нормой. Личный статус лиц апатрида определяется законом страны его проживания.

В отношении таких прав как право на движимое и недвижимое имущество, авторские и промышленные права, право ассоциаций, работа по найму, решение жилищных вопросов апатридам, законно проживающим на территории договаривающего гос-ва предоставляется возможно более благоприятное положение, во всяком случае не меньше чем то, которое обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах. Апатриды имеют право выбора места проживания и свободного перемещения в пределах территории гос-ва при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам. В то же время апатриды приравниваются к гражданам страны их обычного местожительства в отношении права свободного обращения в суды, начального образования, правительственной помощи, вознаграждения за труд, социального обеспечения. Конвенция закрепляет положение, согласно которого апатрид пользуется определенным комплексом прав на территории того гос-ва, где он имеет постоянное место жительства. Участники конвенции взяли на себя обязательство не выселять законно проживающих апатридов по соображениям гос-венной безопасности или общественного порядка. Высылка таких апатридов возможна только во исполнение решений, вынесенных судом. В соответствии со ст. 32 Конвенции облегчается ассимиляция и натурализация апатридов.

В Европейской конвенции о гражданстве содержится исчерпывающий перечень случаев, когда гражданство может быть утрачено автоматически и расширительному толкованию данный перечень не подлежит.

Конвенция о статусе беженцев предусматривает льготные основания для предоставления гражданства, лицами, которые подпадают под действие конвенции. В соответствии со ст. 34 Конвенции гос-ва -участники приняли на себя обязательство облегчать натурализацию беженцев.

Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве предлагает ограничить безгражданство путем условного разрешения на выход из гражданства перед его натурализацией в иностранном гос-ве, то есть оно зависит от того, приобретет ли лицо новое гражданство или нет.

Конвенция регулирует вопросы гражданства и замужней женщины. Так, в соответствии с конвенцией если по закону гос-ва, гражданство которого имеет женщина, жена вынуждена утратить свое гражданство в связи со вступлением в брак с иностранцем, то применение этого положения обусловлено приобретением ею гражданства мужа; если же в связи с изменением гражданства мужа во время брачного союза жена утрачивает гражданство, то эта утрата опять таки будет зависеть от приобретения ею гражданства мужа.

Для урегулирования последствий двойного гражданства и безгражданства заключаются региональные международные дог-ры, В соответствии с Кодексом Бустаманте гос-ва имеют суверенное право определять гражданство согласно собственному законодательству. Если же возникает коллизия между законом домицилия и законом происхождения, то предпочтение отдается закону домицилия.

studfiles.net

35, 36. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Гражданство представляет собой устойчивую двухстороннюю связь человека с гос-вом, которая носит социальный (в том числе и правовой характер), выражающуюся во взаимных правах человека и гражданина.

Согласно п. а) ст. 2 Европейской конвенции о гражданствегражданство понимается как правовая связь между отдельным лицом и гос-вом без указания этнического происхождения этого лица.

Правовое регулирование вопросов гражданства имеет комплексный характер. Традиционно вопросы гражданства регулировались нормами внутригос-венного права. В соответствии со ст.1 Гаагской конвенции по некоторым вопросам, касающимся коллизии законов о гражданстве каждое гос-во определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданами. Аналогичные положения закреплены в Европейской конвенции о гражданстве.

В соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на гражданство. В соответствии с Конвенцией ООН О правах ребенка каждый человек имеет право на гражданство (ст. 7). Согласно принципу 3 Декларации прав ребенка ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. Подобная норма содержится в ч. 3 ст. 24 Межд-ого пакта о гражданских и политических правах.

В соответствии с общепризнанными международными стандартами установлены принципы гражданства. принцип признания права на гражданство за каждым человеком. Каждое гос-во должно принимать меры к сокращению случаев безгражданства. Гражданство признается равным независимо от оснований его приобретения. Все граждане гос-ва равны перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания. Внутригос-венные правила, регулирующие гражданство не должны проводить различий, которые равносильны дискриминации по признаку пола, религии, расы, национальной или этнической принадлежности. Каждое гос-во должно руководствоваться принципом недискриминации в отношении своих граждан. В ст. 4 Европейской Конвенции закреплен еще один принцип, согласно которому никто не может быть произвольно лишен своего гражданства.

Международные акты регулируют вопросы двойного гражданства.

Бипатрид – лица с двойным или множественным гражданством. В международном праве нет прямого запрета двойного гражданства, однако гос-ва стремятся тем или иным способом его избежать. Согласно ст. 3 Конвенции лицо, имеющее два и более гражданств, может рассматриваться как гражданин каждого из гос-в, гражданством которых оно обладает. В практике может возникнуть вопрос о дипломатической защите лиц с двойным гражданством.

В соответствии с Конвенцией, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве 1930 г., гос-во не может предоставлять дипломатическую защиту кому - либо из своих граждан от другого гос-ва, гражданством которого такое лицо также обладает. Будучи в третьем гос-ве, лицо, имеющее гражданство более чем одного гос-ва, рассматривается как имеющее только одно гражданство.

Довольно часто предметом межгос-венных споров является вопрос о военной обязанности лиц с двойным гражданством. Данный вопрос регулируется путем непосредственных дипломатических переговоров и путем заключения межд-х дог-ров о военной службе лиц с двойным гражданством. В этих дог-рах закреплено правило, что лицо проходит военную службу на территории гос-ва, где оно постоянно проживает на момент призыва.

Согласно Конвенции о сокращении случаев множественного гражданства и воинской обязанности в случаях множественного гражданства лица с двойным гражданством проходят военную службу в гос-ве, на территории которого они имеют свое обычное местожительство. Но они вправе по достижении 19 лет вступить в качестве добровольцев на военную службу другого гос-ва своего гражданства. Европейская Конвенция о гражданстве закрепляет положение, в соответствии с которым лица, имеющие гражданство двух и более гос-в - участников Конвенции, должны выполнять свою воинскую обязанность только в одном из гос-в – участников (ст.21).

Вопрос налогообложения лиц с двойным гражданством. Лица с двойным гражданством, как правило, платят налоги по месту постоянного проживания. Вопросы по социальному обеспечению также разрешаются в двухсторонних межд-х дог-рах. В соответствии с двухсторонними международными дог-рами лица с двойным гражданством пользуются защитой каждого из гос-в своего гражданства.

В международном праве не решен вопрос о выдаче лиц с двойным гражданством при совершении ими преступлений. На практике предлагают решать данный вопрос с применением принципа «эффективного гражданства». Признаками эффективного гражданства являются: проживание лица на территории гос-ва, гражданством которого оно обладает.

Третье гос-во, при защите лиц с множественным гражданством должно отдавать предпочтение гражданству, приобретенному позднее (раньше) или гражданству по выбору заинтересованного лица, или гражданству гос-ва, права которого наиболее близки праву третьего гос-ва, или эффективному гражданству.

Правовое положение лиц без гражданства. -, приравнивается к правовому положению иностранцев. Конституция РФ регулирует статус иностранцев и лиц без гражданства одной нормой. Личный статус лиц апатрида определяется законом страны его проживания.

В отношении таких прав как право на движимое и недвижимое имущество, авторские и промышленные права, право ассоциаций, работа по найму, решение жилищных вопросов апатридам, законно проживающим на территории договаривающего гос-ва предоставляется возможно более благоприятное положение, во всяком случае не меньше чем то, которое обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах. Апатриды имеют право выбора места проживания и свободного перемещения в пределах территории гос-ва при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам. В то же время апатриды приравниваются к гражданам страны их обычного местожительства в отношении права свободного обращения в суды, начального образования, правительственной помощи, вознаграждения за труд, социального обеспечения. Конвенция закрепляет положение, согласно которого апатрид пользуется определенным комплексом прав на территории того гос-ва, где он имеет постоянное место жительства. Участники конвенции взяли на себя обязательство не выселять законно проживающих апатридов по соображениям гос-венной безопасности или общественного порядка. Высылка таких апатридов возможна только во исполнение решений, вынесенных судом. В соответствии со ст. 32 Конвенции облегчается ассимиляция и натурализация апатридов.

В Европейской конвенции о гражданстве содержится исчерпывающий перечень случаев, когда гражданство может быть утрачено автоматически и расширительному толкованию данный перечень не подлежит.

Конвенция о статусе беженцев предусматривает льготные основания для предоставления гражданства, лицами, которые подпадают под действие конвенции. В соответствии со ст. 34 Конвенции гос-ва -участники приняли на себя обязательство облегчать натурализацию беженцев.

Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве предлагает ограничить безгражданство путем условного разрешения на выход из гражданства перед его натурализацией в иностранном гос-ве, то есть оно зависит от того, приобретет ли лицо новое гражданство или нет.

Конвенция регулирует вопросы гражданства и замужней женщины. Так, в соответствии с конвенцией если по закону гос-ва, гражданство которого имеет женщина, жена вынуждена утратить свое гражданство в связи со вступлением в брак с иностранцем, то применение этого положения обусловлено приобретением ею гражданства мужа; если же в связи с изменением гражданства мужа во время брачного союза жена утрачивает гражданство, то эта утрата опять таки будет зависеть от приобретения ею гражданства мужа.

Для урегулирования последствий двойного гражданства и безгражданства заключаются региональные международные дог-ры, В соответствии с Кодексом Бустаманте гос-ва имеют суверенное право определять гражданство согласно собственному законодательству. Если же возникает коллизия между законом домицилия и законом происхождения, то предпочтение отдается закону домицилия.

studfiles.net

45.Принципы гражданства в рф.

Принципы гражданства России:

Статья 4 Федерального закона содержит принципы гражданства:

Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения (п. 2)

Проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации (п. 3)

Гражданин России не может быть лишён гражданства Российской Федерации или права изменить его (п. 4)

Гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству (п. 5)

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (п. 7)

46.Двойное гражданство. Безгражданство.

Двойное гражданство. Это — наличие у лица гражданства двух или более государств. Таким образом, этот термин охватывает и множественное гражданство (тройное и т. д.). Двойное гражданство порождается коллизиями законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве почвы и праве крови).

Двойное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди них следует отметить: а) последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством; б) последствия, связанные с военной службой лиц с двойным гражданством. В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую защиту лицу с двойным гражданством пытается оказать одно из государств, гражданство которого это лицо имеет, против другого государства его гражданства. В этом случае вопрос о дипломатической защите практически отпадает. Точнее, попытка ее оказать допустима, но такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо имеет гражданство государства, против которого оказывается защита. Вторая ситуация: лицо с двойным гражданством оказывается на территории третьего государства, и на территории этого государства встает вопрос об оказании такому лицу дипломатической защиты со стороны государств его гражданства. Власти государства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством того государства, с которым лицо с двойным гражданством имеет наиболее прочную фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданство государства, на территории которого это лицо постоянно проживает или на языке которого говорит, и т. д.). Эти критерии несовершенны. Получается, что гражданство какого-либо из заинтересованных государств предпочтительнее. С правовой точки зрения ситуация неразрешима. Есть только один выход — заключение международного соглашения, двустороннего или многостороннего. Решения по таким вопросам международных судебных органов или арбитражей, основанные на принципе эффективного гражданства, были распространены в практике западных государств, однако не породили общего правила. Они касаются отдельных случаев и могут приниматься в результате обращения в суд или арбитраж обоих заинтересованных государств.

Безгражданство. Это — правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения.

Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. Безгражданство представляет собой правовую аномалию. Государства борются с ним, стремясь его ограничить. Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. Все государства обязаны уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующий режим. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев. Ни в одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами. Так, в законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России. Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 года является не ликвидация самого безгражданства, а установление на территории государств-участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает их личный статус, имущественные права, предусматривает свободу предпринимательства для лиц без гражпанства некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства и т. д. При разработке Конвенции о сокращении безграж-данства 1961 года разногласия между заинтересованными государствами были довольно велики, поэтому сфера ее применения оказалась сравнительно узкой. Особенностью конвенции является то, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно лица без гражданства с жалобами на невыполнение участниками конвенции ее постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции упомянутого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

studfiles.net

эффективного, гражданства - Translation into English - examples Russian

These examples may contain rude words based on your search.

These examples may contain colloquial words based on your search.

Статья 6 посвящена вопросу двойного или множественного гражданства и концепции преобладающего, или эффективного, гражданства.

Article 6 dealt with the question of dual or multiple nationality and the requirement of dominant or effective nationality.

Члены Комиссии признали, что развитие принципа преобладающего, или эффективного, гражданства сопровождалось значительными изменениями в подходе к решению вопроса, касающегося осуществления дипломатической защиты от имени лиц, имеющих двойное или множественное гражданство.

Members of the Commission had recognized that the development of the principle of dominant or effective nationality had been accompanied by a significant change in the approach to the question of the exercise of diplomatic protection on behalf of persons with dual or multiple nationality.

Специальный докладчик привел многочисленные примеры, главным образом судебные решения, основанные на принципе преобладающего, или эффективного, гражданства в случаях двойного гражданства.

The Special Rapporteur had given many examples, mainly judicial decisions applying the principle of dominant or effective nationality in cases of dual nationality.

Suggest an example

Other results

Поэтому место проживания создает такую связь с принимающим государством, которая не менее эффективна, чем гражданство.

The place of residence, therefore, created a link with the host State that was just as effective as nationality.

Вне зависимости от понятия преобладающего или эффективного гражданства, в проекте статьи 4 речь идет именно о таких лицах.

Было выражено мнение о том, что в пункте 1 статьи 18 сделан чрезмерный акцент на принципе эффективного гражданства, что не имеет основы в международном праве.

There was a view that article 18, paragraph 1, overemphasized the principle of effective nationality which had no basis in international law.

Как отмечалось ранее, эффективный доступ к гражданству является предпосылкой для полного доступа к государственной системе защищенности, включая защиту прав меньшинств.

As has been noted earlier, meaningful access to citizenship is a prerequisite to full access to the benefits of a State's protection, including the protection of minority rights.

В деле Сэйлема арбитражный трибунал постановил, что Египет не может ссылаться на тот факт, что потерпевший имел эффективное персидское гражданство, возражая по поводу иска Соединенных Штатов - еще одного государства гражданства.

Like draft article 4, it does not require a genuine or effective link between the national and the State exercising diplomatic protection.

Вместе с тем была выражена озабоченность по поводу того, что здесь Специальный докладчик, судя по всему, отказывается от принципа преобладающего или эффективного гражданства, который он стремился применить в статье 6.

Concern was, however, expressed that the Special Rapporteur seemed to reject the principle of dominant or effective nationality that he had sought to apply in article 6.

Кроме того, в нем закреплен принцип эффективного гражданства, в соответствии с которым действие уголовного законодательства Эквадора распространяется на преступления, определенные в качестве таковых в этом Кодексе, которые были совершены его гражданами в другой стране.

It also includes the principle of active nationality, whereby Ecuadorian penal law is applied to criminal offences that have been committed by Ecuadorian nationals in another country.

Вопреки мнению, высказанному некоторыми членами Комиссии, понятие преобладающего или эффективного гражданства, о котором говорилось в четвертом докладе Специального докладчика, является прочно установившимся и многократно подтверждавшимся, в частности в судебной практике и в доктрине.

Contrary to the view expressed by some members, the notion of dominant or effective nationality to which the Special Rapporteur had referred in his fourth report was a well-established notion that was recognized in several contexts, in particular in case-law and doctrine.

Понятие преобладающего или эффективного гражданства применяется, как правило, лишь в случае коллизии гражданств, возникающей в результате множественности гражданства, например в контексте дипломатической защиты.

При рассмотрении дела Flegenheimer итало-американская согласительная комиссия установила, что, когда лицо имеет только одно гражданство, теория эффективного гражданства не может быть применена так, чтобы это не вызывало путаницы.

In the Flegenheimer case, the Italian-United States Conciliation Commission had found that where a person was vested with only one nationality, the theory of effective nationality could not be applied without the risk of causing confusion.

Что касается требования об эффективном и непрерывном гражданстве, потерпевшему физическому или юридическому лицу следует, как правило, сохранять гражданство защищающего государства с момента нанесения вреда, по меньшей мере до предъявления иска.

Concerning the effective and continuous nationality requirement, the injured person or entity should, as a general rule, maintain the nationality of the espousing State from the moment of injury until at least the presentation of the claim.

В практике государств и научных трудах чаще встречается выражение «эффективное гражданство», тем не менее оба выражения употребляются для ссылки на норму международного права, применимую в случае множественного гражданства.

Although in the practice of States and in the literature a preference for the expression "effective nationality" can be observed, nevertheless the two expressions are used to refer to a rule of international law applicable in the event of multiple nationality.

Хотя, как указывается в пункте 153, при решении вопроса, касающегося эффективного или преобладающего гражданства, могут возникать определенные проблемы, тем не менее решить его можно.

Although, as pointed out in paragraph 153, there might be problems in determining the issue of effective or dominant nationality, it was nevertheless possible to do so.

В ответ на это арбитраж заявил следующее: «Принцип так называемого «эффективного гражданства», на который ссылается египетское правительство, по всей видимости, не является достаточно прочно укоренившимся в международном праве.

In response, the Tribunal declared that: "The principle of the so-called 'effective nationality' the Egyptian Government referred to does not seem to be sufficiently established in international law.

В этом случае комиссия заявила следующее: "Основанный на суверенном равенстве государств принцип, который исключает дипломатическую защиту в случаях двойного гражданства, должен уступить место принципу эффективного гражданства, когда таковым является гражданство государства-истца.

Here the Commission stated that: "The principle, based on the sovereign equality of States, which excludes diplomatic protection in the case of dual nationality, must yield before the principle of effective nationality whenever such nationality is that of the claiming State.

Они отдавали предпочтение действительному и эффективному гражданству, т.е. тому гражданству, которое находилось в соответствии с фактами и основывалось на более прочных фактических связях между данным лицом и одним из тех государств, о гражданстве которых шла речь.

They have given their preference to the real and effective nationality, that which accorded with the facts, that based on stronger factual ties between the person concerned and one of the States whose nationality is involved.

Применительно к статье 5, в которой обычное местожительство является критерием презумпции гражданства, было высказано предпочтение тому, чтобы добавить принцип эффективного гражданства, который основывается на существовании действительной связи между индивидом и государством.

In the case of article 5, wherein the habitual residence constituted the criterion for the presumption of nationality, preference was expressed for adding the principle of effective nationality, which was based on the existence of an effective link between the individual and the State.

context.reverso.net

Двойное гражданство и безгражданство и их правовые последствия

Двойное гражданство. Это — наличие у лица гражданства двух или более государств. Таким образом, этот термин охватывает и множественное гражданство (тройное и т. д.). Двойное гражданство порождается коллизиями законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве почвы и праве крови).

В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.

Некоторые государства поощряют двойное гражданство (обычно по политическим соображениям). В свое время известность в этом смысле приобрела ст. 25 имперского закона о гражданстве Германии 1913 года, которая подвергалась критике в правовой литературе. Согласно закону от 28 ноября 1991 г., гражданину России может быть разрешено иметь гражданство другого государства, с которым Россией заключен соответствующий договор. Однако граждане России, имеющие также иностранное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства России.

Двойное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди них следует отметить:

а) последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством;

б) последствия, связанные с военной службой лиц с двойным гражданством.

В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую защиту лицу с двойным гражданством пытается оказать одно из государств, гражданство которого это лицо имеет, против другого государства его гражданства. В этом случае вопрос о дипломатической защите практически отпадает. Точнее, попытка ее оказать допустима, но такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо имеет гражданство государства, против которого оказывается защита. Вторая ситуация: лицо с двойным гражданством оказывается на территории третьего государства, и на территории этого государства встает вопрос об оказании такому лицу дипломатической защиты со стороны государств его гражданства. Власти государства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством того государства, с которым лицо с двойным гражданством имеет наиболее прочную фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданство государства, на территории которого это лицо постоянно проживает или на языке которого говорит, и т. д.). Эти критерии несовершенны. Получается, что гражданство какого-либо из заинтересованных государств предпочтительнее. С правовой точки зрения ситуация неразрешима. Есть только один выход — заключение международного соглашения, двустороннего или многостороннего. Решения по таким вопросам международных судебных органов или арбитражей, основанные на принципе эффективного гражданства, были распространены в практике западных государств, однако не породили общего правила. Они касаются отдельных случаев и могут приниматься в результате обращения в суд или арбитраж обоих заинтересованных государств.

Безгражданство. Это — правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным.

Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. Безгражданство представляет собой правовую аномалию. Государства борются с ним, стремясь его ограничить.

Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. Все государства обязаны уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующий режим. В каждом государстве он, однако, имеет свои особенности. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев.

Ни в одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами. Так, в законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России.

Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о сокращении без-гражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 года является не ликвидация самого безгражданства, а установление на территории государств-участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает их личный статус, имущественные права, предусматривает свободу предпринимательства для лиц без гражпанства некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства и т. д.

При разработке Конвенции о сокращении безграж-данства 1961 года разногласия между заинтересованными государствами были довольно велики, поэтому сфе-оа ее применения оказалась сравнительно узкой. Особенностью конвенции является то, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно лица без гражданства с жалобами на невыполнение участниками конвенции ее постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции упомянутого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Беженцы и перемещенные лица. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и протокол к ней 1967г.

Беженцы и перемещенные лица. Беженцы — это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В международное право понятие «беженцы» проникает после первой мировой войны. Проблема беженцев нашла отражение в ряде международных договоров. В рамках ООН для содействия ее решению создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ). Устав Управления принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 428 (V) от 14 декабря 1950 г. А 28 июля 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. 16 де-

Термин «беженцы» употребляется в договорах и резолюциях международных организаций в различных значениях. Он может, например, не относиться к лицам, покинувшим страну своего гражданства или обычного местожительства вследствие стихийных бедствий. В Конвенции 1951 года предусмотрены некоторые ограничения понятия «беженцы», связанные со временем наступления событий, послуживших причиной того, что соответствующие лица покинули страну своего гражданства или обычного местожительства (до 1 января 1951 г.).

Конвенция и Устав УВКБ включают в понятие «беженцы» лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой либо вследствие таких опасений, либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, не могут или не желают вернуться вследствие таких опасений либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства. Их нередко называют лицами без гражданства de facto, поскольку практически их статус ничем не отличается от статуса лиц без гражданства.

Принадлежность к категории политических беженцев может рассматриваться как основание для того, чтобы претендовать на получение политического убежища. Однако в конечном счете урегулирование этого вопроса зависит от законодательства и политики государства, на территории которого находятся беженцы.

Проблема беженцев не может решаться по единому образцу в силу влияния различных факторов (социальный и национальный состав беженцев, причины, побудившие их покинуть родину, и т. д.). Западные делегации в ряде органов ООН не раз поднимали вопрос о так называемом массовом уходе или исходе населения (mass exodus), связывая его с нарушениями прав человека. Понятие «массовый уход (исход)» объединяет в значительной степени и проблему беженцев, и проблему экономической миграции населения.

Перемещенные лица — это лица, насильственно вывезенные в ходе второй мировой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий для использования на различного рода работах. После окончания войны Советский Союз заключил с рядом государств соглашения о репатриации перемещенных лиц из числа советских граждан. Для содействия решению проблемы беженцев и возвращению их на родину в 1946 году была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ). Она была упразднена в связи с созданием УВКБ.

В Конвенции о статусе беженцев 1961 года термин «перемещенные лица» не встречается. В последние годы в практике УВКБ наблюдается тенденция применять его к некоторым категориям «внутренних» беженцев, то есть лиц, которые недобровольно покинули какую-либо часть своей страны и вынуждены были поселиться в другой ее части. Иногда их именуют «вынужденными переселенцами».

Режим иностранцев и его виды

Понятие режима иностранцев и его виды. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства.

mirznanii.com


Смотрите также