1.2 . Конституционно-правовое регулирование института гражданства в России. Конституционно правовое регулирование гражданства


Конституционно-правовое регулирование гражданства России — МегаЛекции

Характерным признаком государства является установление института гражданства (подданства). Наличие гражданства влечет за собой многочисленные правовые последствия для данного человека, и в частности - определяет объем прав и свобод, которыми он пользуется в государстве.

Под гражданством в науке конституционного права понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ.

Правовая принадлежность человека к тому или иному государству это - юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства и может пользоваться его защитой и покровительством.

Конституция РФ 1993г., закрепила институт гражданства Российской Федерации, в первой главе, устанавливающей основы конституционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан.

В ст. 6 Конституции РФ установлено: "1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его".

Кроме этих положений, включенных в основы конституционного строя, нормы института гражданства содержатся и во второй главе, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. В ст. 61 Конституции РФ закреплено принципиальное положение о том, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству. Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Конституционные основы института гражданства развиваются и конкретизируются в Законе "О гражданстве..." от 28 ноября 1991 г., с изменениями от 23 января 1992 г.

В первой главе Закона о гражданстве "Общие положения" сформулированы принципы российского гражданства.

1. Право каждого на гражданство. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке.

2. Запрет на лишение гражданства и права его изменить. Данный принцип является новым в институте гражданства. Предшествующие законы о гражданстве предусматривали возможность такого лишения. Так, в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Этот принцип сформулирован в ст. 61 Конституции РФ. В п.3 ст. 1 Закона о гражданстве он сформулирован иначе, чем в Конституции: гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора. Данное положение вытекает из общеправового принципа ответственности гражданина перед своим государством. В силу этого гражданин РФ, совершив правонарушение за границей, подлежит ответственности по законам Российской Федерации.

4. Недопустимость высылки гражданина России за ее пределы. Конституция закрепила этот принцип в ст. 61. Предшествующее законодательство и ранее не устанавливало возможности высылки, хотя в истории нашего государства такие случаи были. Данный принцип глубоко гуманен и означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.

5. Равенство гражданства как принцип также закреплен в ст. 6 Конституции РФ и включен в содержание основ конституционного строя. Он означает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства.

6. Единство гражданства. Этот принцип обусловлен федеративным характером национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Принцип также закреплен в ст. 6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федерации одновременно является гражданином России.

7. Допущение двойного гражданства. Ранее действовавшее законодательство СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства. Статья 62 Конституции РФ 1993 г. внесла серьезные коррективы, установив, что "гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

8. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей. Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства

9. Защита государством граждан РФ за границей.. Данный принцип, закрепленный в ст 61 Конституции РФ, развивается в ст. 5 Закона о гражданстве, в которой устанавливается, что государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России.

10. Сохранение гражданства при заключение и расторжении брака. Статья 6 Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. Положения данной статьи Закона находятся в полном соответствии с Конвенцией о гражданстве замужней женщины, принятой ООН в 1957г., и отражают юридическое равноправие женщин в Российской Федерации.

1. Сокращение безгражданства. На территории Российской Федерации проживает категория лиц, именуемых лицами без гражданства. Основываясь на гуманизме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, в частности, Конвенции о сокращении безгражданства 1961г., ст. 7 Закона о гражданстве РФ устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Кроме этих принципов в первой главе Закона о гражданстве нашли свое закрепление и другие положения, имеющие общеправовой характер и назначение. В частности, ст. 8 Закона вводит институт почетного гражданства. Согласно этой статьи лицам, не являющимся гражданами РФ, имеющим выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом, может быть с их согласия предоставлено почетное гражданство РФ.

megalektsii.ru

1.2 . Конституционно-правовое регулирование института гражданства в России.

Первым правовым актом в СССР по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 (24) ноября 1917 г. В нем объявлялось, что все существовавшие этого в России сословия и сословные деления граждан, их привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов ликвидируются, и устанавливается одно общее для всего населения России понятие - гражданин Российской Республики.

1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Правом принимать в российское гражданство иностранцев, которые проживают в пределах РСФСР, был наделен местный Совет. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Конституцией РСФСР 1918 г. закреплено, что к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК отнесена возможность издавать общие постановления о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция определила полномочия предоставления права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР или принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.

С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик. К предмету ведения государственных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев». 29 октября 1924 г. было одобрено Положение о союзном гражданстве. Согласно этому Положению, правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК.

После прекращения деятельности Союза ССР, в 1993 году принимается новый закон нового государства - Конституция Российской Федерации, которая объявила себя демократическим федеративным правовым (ст. 1) и социальным (ст. 7). Согласно Конституции Российской Федерации, Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности вместе с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, которые предусмотрены федеральным законом или международным договором Российской Федерации4. Это означает, что глава 2 Конституции (ст. 17-64) имеет прямое отношение и к иностранным гражданам.

В настоящее время среди правовых норм, которые регулируют институт гражданства, одно из главных мест занимает Конституция Российской Федерации. Статья 89 Конституции относит гражданство к предметам ведения Российской Федерации.

Большинство вопросов гражданства в большом объеме регулируются Федеральным законом «О гражданстве». Он был принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года и вступил в силу с 1 июля 2002 года. До этого в России действовал Закон 1991 года, который не в полной мере соответствовал Конституции Российской Федерации. В 1997 году Россия присоединилась к Европейской конвенции о гражданстве, это и дало толчок разработке нового закона о гражданстве, так как возникла необходимость приведения норм о гражданстве в соответствие с международными нормами. Но, несмотря на это некоторые положения Закона «О гражданстве РСФСР» 1991 года продолжают действовать и в сегодняшнее время (Например, п. «а»-«в» ст.18, ст. 20 и 41). Данные нормы регулируют более свободный характер порядка приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации по сравнению с законом, который действует в настоящее время.

Закон «О гражданстве» 2002 года регулирует большой круг вопросов, связанных с гражданством. В первую очередь порядок избрания гражданства, основания и условия приобретения и прекращения, вопросы гражданства детей и родителей, опекунов и попечителей, недееспособных и ограничено дееспособных лиц. В нем закреплены полномочия органов государственной власти, которые ведают делами о гражданстве, регулируется производство по делам о гражданстве. Федеральным законодательством предусматривается порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Кроме этого, нормы данного закона содержатся и в других правовых актах, принятых за период с 1993 по 2002 годы; за этот же период в новой редакции с учетом постановлений Конституционного Суда РФ Закон РФ « О Беженцах» от 19 февраля 1993г, Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993г, Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999г. В Российской Федерации действуют различные подзаконные нормативные акты, которые регулируют процессуальные вопросы приобретения и прекращения гражданства, а также другие вопросы, непосредственно связанные с гражданством.

Если говорить о вопросах гражданства на мировом уровне, то оно регулируется рядом международно-правовых норм, в разное время признанных Россией и является обязательным для нее. К таким правовым актам относят:

1) «Всеобщая декларация прав человека» 1948 г., которая устанавливает, что каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права его изменить;

2) «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» 1950 г.;

3) «Международный пакт о гражданских и политических правах» 1966 г.;

4) «Европейская конвенция о гражданстве» 1997 г. и т.д.

На сегодняшний день все отношения, которые связаны с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.

Отношения, связанные с гражданством республик Российского государства, закрепляются в конституциях республик и соответствующих законодательных актах. Действующая Конституция расширила число норм, регулирующих гражданство. Наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.

В статье 6 Конституции Российской Федерации закреплены основы гражданства в стране, которая предусматривает порядок приобретения и прекращения гражданства на основании федерального закона. Принадлежность человека к гражданству того или иного государства имеет большое значение, т.к. лицо наделяется всеми правами и свободами, а государство, в свою очередь, обязанностью защищать своего гражданина, где бы он ни находился. В Конституции так же говорится, что каждый гражданин на территории России обладает всеми правами и исполняет конкретные обязанности. Одной из основных гарантий гражданства является закрепление в Конституции положения о запрещении лишения гражданства или права изменить гражданство. Граждане России по сравнению с лицами, которые законно находятся на территории, но не являющиеся гражданами государства, имеют права и несут обязанности, присущие только гражданам государства, например, право избирать и быть избранным, право и обязанность защищать свое Отечество.

studfiles.net

Глава II. Конституционно-правовое регулирование гражданства детей в рф

2 . 1. Приобретение гражданства детей

Приобретение гражданства по рождению. В мировой практике известно два основных способа приобретения гражданства по рождению: “принцип почвы”, когда гражданство определяется местом рождения, и “принцип крови”, когда гражданство определяется гражданством родителей.

Законодательство Российской Федерации о гражданстве сочетает эти принципы, хотя основным является “принцип крови”. Статья 14 Закона о гражданстве устанавливает, что ребенок,родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

Если один из родителей на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства — ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения.

При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения состоит в гражданстве РФ, а другой имеет другое гражданство, независимо от места рождения гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если родился на территории России, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Если оба родителя находящегося на территории РФ ребенка неизвестны, ребенок является гражданином РФ. В случае обнаружения родителя, опекуна или попечителя гражданство ребенка может быть изменено.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство Российской Федерации или у них прекращается гражданство Российской Федерации, то соответственно изменяется гражданство детей. Если один из родителей, не имеющих гражданство РФ, приобретает его, то ребенку представляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя, приобретающего гражданство РФ, при наличии письменного согласия другого родителя.

В связи с распадом СССР возникло много ситуаций, связанных с теми случаями, когда у родившегося на территории РФ ребенка родители состояли в гражданстве других республик, входивших в СССР на 1 сентября 1991 г., или иностранных государств. Если эти республики или государства не предоставляют своего гражданства ребенку, он является гражданином РФ.

Проводя в жизнь принцип сокращения состояния безгражданства, ст. 17 Закона закрепила, что ребенок родившийся на территории РФ от лица без гражданства, является гражданином России.

А также, Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места рождения определяется письменным соглашением родителей.

Гражданство детей при изменении гражданства обоих родителей или единственного родителя осуществляется в соответствии со ст. 26., если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство Российской Федерации или у них прекращается гражданство Российской Федерации, то соответственно изменяется гражданство детей.

Если оба родителя или единственный родитель проживающего на территории Российской Федерации ребенка, над которым установлена опека или попечительство граждан Российской Федерации, выходят из гражданства Российской Федерации и при этом не участвуют в воспитании этого ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство Российской Федерации.

Если один из родителей, не имеющих гражданства Российской Федерации, приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, и при наличии письменного согласия другого родителя.

Если гражданство Российской Федерации у одного из родителей прекращается, а другой остается гражданином Российской Федерации, то ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. По ходатайству родителя, гражданство которого прекращается, и с письменного согласия родителя, остающегося гражданином Российской Федерации, гражданство Российской Федерации у ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.

studfiles.net

Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства. Конституционно-правовой статус личности

Похожие главы из других работ:

Административно-территориальное устройство субъектов РФ

1.2 Конституционно - правовое регулирование административно - территориального устройства РФ

Многие аспекты конституционного регулирования, административно-территориальной организации российского государства на разных этапах развития законодательства России находили свое отражение как в Основном зако-не...

Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации

Глава І. Понятие и виды субъектов Российской Федерации и их конституционно-правовое регулирование их статуса

...

Гражданство Российской Федерации

2. Правовое регулирование гражданства. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение и прекращение гражданства России. Гражданство детей

В соответствии со ст. 11 Закона о гражданстве основания приобретения гражданства РФ являются: а) рождение; б) прием в гражданство России; в) восстановление в гражданстве РФ; г) по иным основаниям...

Институт гражданства в Российской Федерации

Глава 2. Конституционно-правовое регулирование гражданства в Российской Федерации

...

Конституционно-правовое регулирование защиты отечества

Глава 2. Конституционно-правовое регулирование защиты отечества

...

Конституционно-правовой аспект института гражданства Российской Федерации

1.2 Конституционно-правовое регулирование института гражданства в России

гражданство конституционный суд правовой Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем объявлялось...

Конституционные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе противодействия коррупции

1.2 Конституционно-правовое регулирование противодействия коррупции

Механизм правового регулирования противодействия коррупции представляет собой систему юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование...

Основания приобретения, утраты и изменения гражданства

1.1 Понятие и правовое регулирование гражданства

Понятие «гражданство» не имеет однозначного значения. Закон определяет его как совокупность взаимных прав и обязанностей лица и России, юридическая наука под «гражданством» понимает правовой институт...

Понятие и правовое регулирование гражданства в Российской Федерации

Глава 1 Понятие и правовое регулирование гражданства в Российской Федерации

...

Понятие и правовое регулирование гражданства в Российской Федерации

1.2 Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации

Вопросы гражданства относятся преимущественно к области внутригосударственного права. Поэтому гражданство является прежде всего институтом внутреннего права каждого государства. Вместе с тем это и институт международного права...

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения поправок

1.2 Конституционно-правовое регулирование изменения Конституции и принятия поправок к ней

Прежде всего, естественно, вопросы правового регулирования внесения поправок в Конституцию Российской Федерации и ее пересмотра, находят свое отражение в самой Конституции. Причем это не разбросанные и дифференцированные положения...

Правовые основы федерализма в Российской Федерации

2. Понятие, признаки и конституционно-правовое регулирование федеративного устройства Российской Федерации

...

Правовые основы федерализма в Российской Федерации

2.2 Конституционно-правовое регулирование федерального устройства Российской Федерации

Для определения сущности конституционно-правового регулирования российского федерализма необходимо раскрыть содержание его основ...

Приобретение гражданства Российской Федерации

1.2 Правовое регулирование гражданства Российской Федерации

Конституция РФ закрепила в Главе 1 основные принципы конституционного строя, провозгласив государство демократическим, и установив приоритет прав человека и гражданина. Ст.ст. 6, 61...

Федеральный законодательный процесс

Глава 2. Конституционно-правовое регулирование федерального законодательного процесса.

...

pravo.bobrodobro.ru

Конституционно-правовое регулирование гражданства — КиберПедия

Правовое положение лица зависит от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай – с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном – внутренним законодательством отдельно взятой страны. Для определения статуса личности важнейшее значение имеет понятие гражданства. Гражданство– это устойчивая правовая связь лица с государством, порождающая комплекс их взаимных прав и обязанностей. Гражданин приобретает право участвовать в управлении государством, находиться под его по­кровительством и обязан соблюдать законы государства, а также участвовать в защите его от вооруженной агрессии. Государство, наоборот, обязано оказывать своим гражданам защиту и покровительство и распространяет на них свой суверенитет. Кроме того, в отношении граждан, как правило, не могут быть применены экспатриация и экстрадиция.

Экспатриация – это высылка лица за пределы государства, применяемая в качестве санкции за правонарушение, совершенное на территории данного государства.

Экстрадиция – это выдача лица иностранному государству за правонарушение, совершенное на его территории, для следствия и суда. Экстрадиция иностранцев не разрешается, если соответствующие деяния в стране пребывания иностранца не считаются преступлениями.

Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами. Для въезда в страну с целью проживания иностранцу необходимо разрешение с указанием срока, места жительства, занятия, необходимо зарегистрироваться в полиции. Предприниматели обязаны согласовывать прием иностранцев на работу с государственными или муниципальными учреждениями. Их передвижение по стране может быть ограничено. Социальные пособия и льготы от государства во многих странах могут получать только граждане (например, в США с 90-х гг.). Иностранец может быть депортирован за нарушение законодательства. С другой стороны, иностранцы не обязаны служить в армии страны пребывания, не платят налоги (если между государствами, такими, как, например, США и Россия, есть соглашения об исключении двойного налогообложения). Иностранцы имеют паспорт (удостоверение личности) своего государства, а в стране пребывания им выдается другой документ – вид на жительство (иногда, например для иностранных студентов, просто делается отметка в национальном паспорте).

Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. Однако в отличие от иностранцев они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства, что усложняет ситуацию. Поэтому в современном международном праве господствует тенденция к принятию мер, сокращающих состояние без гражданства (заключаются международные конвенции, многосторонние и двусторонние договоры). В соответствии с действующим в большинстве стран законодательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть принудительно высланы из страны (в отношении граждан применять такую меру новейшие конституции запрещают).

Лица с множественным (в частности, двойным) гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. В некоторых странах двойное гражданство не допускается (например, в Италии). В других странах двойное гражданство может приобретаться только на основе международных договоров между государствами и оформляется особым образом. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к нескольким государствам, например, служба в армии) разрешаются по дипломатическим каналам.

Граждане и подданные. В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство и подданство. Гражданство предполагает двухсторонние связи, двухсторонние права и обязанности и личности, и государства. Термин «подданство» применяется в монархиях. Он отражает качества принадлежности, личную связь человека с монархом («подданный его величества»).

В развитых странах различие гражданства и подданства имеет лишь словесный характер: основы правового положения личности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации в республике Франции. К тому же в последнее время в европейских монархиях, в Японии и других странах оба термина употребляются как равнозначные, а вместо подданства все чаще используется термин «гражданство». В развивающихся странах, в государствах Арабского Востока, в Африке указанное различие имеет существенное значение: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть сурово наказано.

После заключения Маастрихтского договора 1992 г., преобразовавшего Европейское Сообщество в Европейский Союз, все граждане государств-членов являются гражданами Европейского Союза, сохраняя национальное гражданство. Они избирают Европейский парламент, могут участвовать в выборах муниципальных органов государств-членов по месту жительства, обращаться с петициями к Европейскому парламенту и его омбудсману. Однако их правовое положение в разных государствах неодинаково, оно в основном регулируется внутренним законодательством.

Существует несколько способов приобретения гражданства.

1. Филиацияили приобретение гражданства по рождению возможна на основании «права крови» или «права почвы». «Право крови» означает, что если родители ребенка являются гражданами данного государства, то и ребенок является его гражданином. «Право почвы» предполагает, что ребенок, родившийся на территории данного государства, является его гражданином. «Право почвы» и «право крови» по-разному сочетаются в различных государствах. В европейских странах доминирует «право крови», а в американских – оба основания выступают равноправными и самодостаточными (то есть, присутствует смешанный способ приобретения гражданства по рождению). Это вполне объяснимо. Если традиционной приоритетной задачей демографической политики европейских стран является стремление к сохранению этнического единства, то население американских государств в основном исторически формировалось за счет эмиграции, чему и благоприятствует право «почвы». Проблема возникает лишь тогда когда родители ребенка имеют разное гражданство (например, мать – итальянская гражданка, отец – гражданин Франции). Этот вопрос в большинстве стран решается только на основании письменного соглашения родителей о выборе гражданства ребенка. До этого он может оставаться лицом без гражданства или (что чаще) может приобрести гражданство по месту рождения.

2. Натурализация(укоренение) в широком смысле охватывает все способы приобретения гражданства после рождения.

А) Натурализация в узком смысле слова обозначает приобретение гражданства по заявлению. В этом случае прием в гражданство осуществляется при наличии определенных условий: совершеннолетие заинтересованного лица, установленный законом срок его проживания на территории страны, знание государственного языка, наличие средств к существованию и т.п. В отдельных арабских странах (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия и др.) в гражданство могут быть приняты только мусульмане, лица же других вероисповеданий, в том числе супруги, для приема в гражданство должны изменить свою религию. Натурализация используется чаще всего в случае вступления в брак (государства, как правило, облегчает приобретение гражданства для супругов их граждан), в случае усыновления ребенка-иностранца, занятия определенной должности, покупки гражданства или решения суда.

Б) Восстановление в гражданстве (реинтеграция) осуществляется в отношении лица, которое ранее имело гражданство данного государства, но затем его утратило (например, в результате вступления в брак).

В) Оптация или выбор гражданства – это приобретение гражданства в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории прежнего государства новым независимым государством. В этом случае жителям присоединяемого региона предоставляется возможность сохранить прежнее гражданство или приобрести новое.

Г) Трансферт – автоматическое предоставление гражданства (переход территории сопровождается изменением гражданства без права выбора, что бывает редко, но имело место в некоторых государствах после Второй мировой войны)

Существует несколько способов прекращения гражданства.

1. Отказ от гражданства или выход из него – это добровольное прекращение гражданства. Отказ от гражданства осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом в компетентные органы. В выходе может быть отказано только по основаниям, указанным в законе.

2. Лишение гражданства – это принудительное его прекращение по инициативе государства, применяемое вопреки желанию лица как санкция за правонарушение. Обычно применяется только к натурализованным гражданам.

 

 

cyberpedia.su

Глава 2.Понятие и значение института гражданства. Конституционно-правовое регулирование гражданства

2.1. Гражданство – неотъемлемый элемент конституционно-правового статуса личности

Институт гражданства неотъемлемо связан с конституционно-правовым положением личности. В России и Приднестровье этот институт регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: Конституция РФ, Конституция ПМР, законы Российской Федерации: «О гражданстве Российской Федерации», Конституционный Закон ПМР «О гражданстве Приднестровский Молдавской Республики» и другие законы и подзаконные акты.

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства.

Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства. Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении; иной документ, содержащий указание на гражданство.

В России институт гражданства довольно хорошо развит в основном благодаря тому, что Россия является федеративным государством и для того,

_________________________

Авакьян С.А. Конституционное право России, М. – 2002, С. 125

Озиев Т.Т. Конституционное право. М. – 2005, С. 45

чтобы регулировать отношения гражданства на всей территории РФ необходимо было создать четкую и аргументированную систему гражданства. Принятые в России законные и подзаконные акты совершенствуют институт гражданства для того, чтобы между субъектами РФ не возникало противоречий в вопросах, касающихся гражданства.

Несмотря на то, что почти во все вопросах, касающихся различных сфер общественной жизни Приднестровье старается ориентироваться на стандарты, принятые в России, в ПМР система нормативно-правовых актов, регулирующих институт гражданства, не настолько развита. В Законе «О паспорте гражданина Приднестровской Молдавской Республики» от 5 марта 2002 года раскрыты общие положения и иные особенно важные положения о паспорте гражданина ПМР. Однако ряд других нормативных актов, хотя и регулирует отношения, возникающие по поводу оформления паспорта гражданина ПМР, но все-таки они не настолько систематизированы. Так, в Совет народных депутатов неоднократно поступали обращения граждан, в которых они просили дать в средства массовой информации полные сведения по вопросам получения, обмена, утраты паспорта гражданина ПМР. Согласно решению президиума городского совета народных депутатов паспортный отдел предоставил необходимую информацию для опубликования. В опубликованной статье были систематизированы все задаваемые вопросы и дан полный и емкий ответ, однако один такой ответ не способен упорядочить все нормативные акты, касающиеся гражданства в ПМР.

studfiles.net

4.2.Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства

Принадлежность лица к определенному государству является важной правовой предпосылкой для определения правового статуса лица.

Гражданство характеризуется устойчивой политико-юридической связью индивида с государством, предполагающей взаимные права, обязанности и ответственность.

Категория «подданство» применяется в странах с монархической формой правления. На данное лицо распространяется государственный суверенитет: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей, в свою очередь, последний соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности.

Гражданство как субъективное право включает в себя ряд правомочий, наиболее характерные из которых следующие:

    1. правомочие проживать на территории государства,

    2. обладать всем комплексом прав, свобод, обязанностей,

    3. замещать любые государственные должности,

    4. свободно покидать и возвращаться на территорию своего государства,

    5. пользоваться защитой государственной власти.

Подавляющее большинство людей в мире приобретает гражданство по рождению.

Его приобретение по данному основанию называется филиацией.

Гражданство приобретается на основе принципов «права крови» или «права почвы».

В первом случаеребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения,

Во второмслучае ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей.

Пример:«Право почвы»в настоящее время сохранило преобладающее значение в странах Американского континента.А «право крови»практически в чистом виде действует сейчас в Скандинавских странах.

В законодательстве большинства современных государств предусматривается смешанная система, при которой доминирование «права крови» сочетается с известным влиянием «права почвы».

Коллизия в национальном законодательстве по вопросам приобретения гражданства может стать причиной возникновения двойного гражданства.

Уже при рождении человек может обрести двойное гражданство.

Например, ребенок, родившийся у граждан ФРГ, в которой доминирует принцип «права крови», на территории Аргентины, где филиация основана на «праве почвы», приобретает гражданство обоих этих государств.

Следующим распространенным во всем мире способом приобретения гражданства является прием в гражданство.

Прием гражданства иностранцем по его заявлению называется натурализацией.

Натурализациейв силу закона является такой вид приема в гражданство, который не основан на личном выборе лица.

Пример, так, в Италии иностранка, вступив в брак с итальянцем, автоматически приобретает гражданство Италии.

Натурализация в силу закона может быть правовым следствием установления опеки, признания отцовства, поступления на государственную или военную службу в ряде государств.

Индивидуальная натурализация осуществляется на

основе личного ходатайства человека о предоставлении ему определенного гражданства.

В подавляющем большинстве стран такое ходатайство подается на имя главы государства, и прием в гражданство оформляется в каждом отдельном случае его специальным актом, чаще всего указом.

Обычно натурализация может иметь место после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства — так называемый «ценз оседлости».

Кроме того, условиями натурализации лица могут выступать требования:

- имущественного характера,

-знание государственного языка,

- принадлежность к определенной религии, нации и др.

Пример:в некоторых странах, (например, в США) права натурализованных граждан уже прав граждан, получивших их по рождению. Согласно конституции США, президентом может быть только прирожденный гражданин (коренной американец), а конгрессменом или сенатором - при соответственно семилетнем и десятилетнем стаже гражданства США.

Законодательство зарубежных стран предусматривает и другие способы приобретения гражданства.

Выбор гражданства (оптация)используется в случае, когда какая-то территория переходит от одного государства к другому.

В этом случае жителям предлагается право на выбор. Пример,при переходе Аланских островов в состав Финляндии населению было предложено право выбора гражданства.

Или после референдума, который прошел в области Саар (1957 г.), принадлежавшей Франции, эта область перешла к Германии, и жителям было предложено право оптации: либо приобретение немецкого гражданства, либо сохранение французского.

Прекращение гражданства представляет собой разрыв связей между гражданином и государством.

В конституционном праве зарубежных стран существует несколько оснований прекращения гражданства:

1 это выход из него,

2 утрата,

3 лишение гражданства,

4 оптация.

Выход из гражданства происходит по заявлению лица. Утрата гражданства происходит вследствие совершения

гражданином каких-либо действий, запрещенных законом.

Например,работа на государственной службе в другом государстве.

Лишение гражданства — это односторонний акт государства по отношению к лицу, совершившему действия, несовместимые с пребыванием в гражданстве данного государства.

Лишение в большинстве случаев применяется к натурализованным гражданам, которые после установления факта правонарушения могут быть высланы из страны (экспатриация).

Это может быть осуществлено либо

1)в результате добровольного выхода из гражданства,

2)либо вследствие лишения гражданства лица, которое совершило действия, наносящие ущерб государству.

Обычно лишение гражданства применяется только к натурализованным гражданам, если они приобрели гражданство обманным путем, и, как правило, в течение короткого периода времени.

Лица, которые по каким-либо причинам утратили гражданство, могут впоследствии ходатайствовать о его восстановлении.

Пример.В ряде государств (США, Швейцария) существует институт почетного гражданства, выполняющий в основном политические и пропагандистские функции.

studfiles.net


Смотрите также