Федеративное государство - это... Федеративная форма государственного устройства. Гражданство в федеративном государстве


Федеративное государство - это... Федеративная форма государственного устройства :: SYL.ru

Немногие люди понимают, что такое федеративное устройство государства. Определение понятия дается в науках, изучающих теорию права. Чтобы сформировать для себя это понятие, необязательно скрупулезно изучать энциклопедические словари и перелистывать другие многотомные труды, в которых определено понятие "федеративное государство". Это возможно сформулировать следующим образом.

Что такое федерация?

Понятие федеративного государства произошло от латинского слова, обозначающего "объединение", или "союз". По сути, государственное устройство, при котором отдельные части страны являются автономными образованиями, можно назвать федерацией. Но при этом такие единицы должны иметь политическую самостоятельность, которая закреплена в правовых документах государства. При отсутствии таких факторов назвать страну "федеративным государством" будет довольно сложно.федеративное государство это

Признаки федерации

У обсуждаемой формы устройства должны быть признаки федеративного государства. Так, одним из основных считается присутствие двух ступеней властных органов. Этот признак, в свою очередь, является в то же время и отличием от унитарного государства. Первая система органов власти в федерации называется федеральной, вторая заключает в себя органы субъектов федерации.

Так, у субъектов федерации есть право издавать различные нормативные, правовые документы, в числе которых могут быть законы, приказы, распоряжения и даже собственная конституция. Изданные таким субъектом федерации нормативно-правовые акты будут обладать юридической силой лишь на территории этого субъекта. Кроме того, у субъектов есть право на свой собственный флаг, герб, гимн. У них может быть собственная столица и отличный от федерации институт гражданства. Единственное, чего не может быть у такого субъекта - суверенитета.

Рассматриваемые внутригосударственные образования не могут участвовать сами во внешней политике. При этом они могут иметь разнообразные наименования. Обычно эти наименования присваивают в соответствии с историческими или иными факторами. Это могут быть и штаты, и провинции. В нашей стране такие субъекты именуются области, республики и края. В Германии, например, это земли.федеративное устройство государства

Отличие федеративного устройства государства от унитарного

Для унитарного государства характерны целостность и суверенитет. В таком государстве функционирует единая система законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти. Управление в унитарном государстве строго централизовано. В отличие от страны с унитарным государственным устройством, признаки федеративного государства проявляются в обеспеченной конституционально возможности их субъектов самим формировать органы национальной власти, которые будут функционировать на территории этого субъекта. Вмешательство центральной (федеральной) власти в этот процесс не допускается.

Отличие от конфедерации

Многие необоснованно считают, что федеративное правовое государство и конфедерация - одно и то же. Это не так. В отличие от федерации, конфедерация является международным союзом отдельных государств. В настоящее время отличить одно от другого достаточно сложно, так как устройство современных конфедераций очень схоже с федерациями, а некоторые даже, можно сказать, почти являются ими.признаки федеративного государства

Основные черты

Необходимо обозначить общие свойства, характерные для основной массы федеративных стран:

1. Территория этих государств состоит из нескольких субъектов (эмиратов, республик, кантонов и других).

2. Федеративное государство – это когда высшая государственная судебная, исполнительная и законодательная власти принадлежат соответствующим федеральным государственным структурам, а вот пределы ее распространения на субъекты, входящие в государство, определяются уже на основе конституции страны.

3. В кое-каких государствах с федеративной организацией его субъекты наделены правами иметь собственную конституцию, а также свои внутренние властные органы (судебные, исполнительные, законодательные).

4. В основной массе существующих государств с устройством в форме федерации имеется одно общее гражданство и гражданство государственных внутренних образований, так называемых федеральных единиц.

5. Внешнюю политику от имени федеративного государства реализуют федеральные аппараты, которые представляют свою страну в отношениях с другими странами. Такое представительство предусмотрено не только в Российской Федерации, но и в Японии, Индии, Италии, Соединенных Штатах Америки и других.

6. Федеративное устройство государства имеет непременным признаком наличие двухуровневого (двухпалатного парламента). В одной из таких палат представляются интересы всей федерации, в другой – интересы субъектов федерации.федеративное правовое государство

Разновидности федераций

Существующие федеративные государства можно разделить на симметричные и асимметричные. Это деление обуславливается их конституционно-правовым статусом. В первых все государственные образования страны обладают одинаковыми правами и обязанностями, установленными конституцией и иными нормативно-правовыми документами. Вторые же, наоборот, по конституционно-правовому статусу их субъектов разнятся, то есть у одних субъектов такого государства имеются одни права и обязанности, у иных – другие. Например, к симметричным федеративным государствам следует отнести США, Эфиопию, а к ассиметричным – Индию, Бразилию.

Федеративная система государства подразумевает деление на виды и по критериям их формирования. Здесь такие государства могут быть подразделены на национальные и территориальные. Также существуют и комбинированные, или смешанные, федерации. Использование территориального признака при формировании государственных образований делает такую федерацию территориальной. К таковым можно отнести Германию и США. Если же государственные образования возникают по национальному признаку, значит такая федерация - национальная. К национальным федерациям можно отнести существовавшие ранее СССР и Югославию. В тех случаях, когда формирование государства и его образований происходит и по национальному, и по территориальному признаку, страну принято считать смешанной федерацией. Наша страна является одной из них. То есть от того, каким путем сформировано государство, напрямую зависит его структура, содержание и характер устройства.

Другие способы деления федеративных государств на виды

Следующее разделение федеративных государств происходит по способу образования. Бывают договорные и конституционные федерации. Первые появляются после объединения нескольких ранее независимых государств. В таком случае между этими странами подписывается договор, после чего появляется одно единое государство. В этом договоре могут быть закреплены условия входа и выхода из федерации (США, СССР). Конституционные федерации возникают из унитарного государства. В их главных законах (конституциях) указано, что субъекты федеративного государства не имеют возможности самостоятельно выйти из федерации (Бразилия, Россия).российское федеративное государство

Кроме этого, федерации можно разделить на централизованные и децентрализованные. К первым можно отнести Российское федеративное государство, это же относится и к Германии, а ко вторым относятся Соединенные Штаты Америки и Швейцария.

Сецессия

Сецессия – это право беспрепятственного выхода субъекта федерации из этой федерации, то есть любой ее субъект в любое время может покинуть федеративное государство. Это по-другому называют мягким федеративным государством. В будущем предвидится, что ныне действующий союз Белоруссии и России, являющийся больше конфедерацией, может перерасти в мягкую федерацию. Примечательно, что субъект федерации при этом сам может быть полноценной федерацией. Так, государственные образования данного типа находились в составе Боснии и Герцеговины. В составе Союза Советских Социалистических Республик (мягкой федерации) существовала федерация (РСФСР). Сейчас в составе США имеется такое государство, как Пуэрто-Рико, считающееся свободно ассоциированным. Подразумевается, что оно может свободно выйти из состава Соединенных Штатов в любое время.субъекты федеративного государства

Федерации в настоящее время

• Республика Ирак.

• Австралийский Союз.

• Федеративная Демократическая Республика Эфиопия.

• Соединенные Штаты Америки.

• Босния и Герцеговина.

• Союз Коморских Островов.

• Королевство Бельгия.

• Федеративная Республика Нигерия.

• Объединенные Арабские Эмираты.

• Южный Судан.

• Федеративные Штаты Микронезии.

• Республика Индия.

• Федеративная Демократическая Республика Непал.

• Республика Судан.

• Австрийская Республика.

• Малайзия.

• Федерация Сент-Китс и Невис.

• Федеративная Республика Германия.

• Исламская Республика Пакистан.

• Федеративная Республика Сомали.

• Российская Федерация.

• Аргентинская Республика.

• Боливарианская Республика Венесуэла.

• Канада.

• Мексиканские Соединенные штаты.

• Швейцарская конфедерация.

• Федеративная Республика Бразилия.федеративная система государства

Следует отметить, что это современные федеративные государства. Однако во все эпохи мелкие княжества, королевства, полисы объединялись, чтобы противостоять общей внешней угрозе.

www.syl.ru

Диссертация на тему «Институт гражданства в федеративном Российском государстве» автореферат по специальности ВАК 12.00.02 - Конституционное право; муниципальное право

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая литература, 1993.

2. Соглашение стран СНГ «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 24.09.93 // Бюллетень международных договоров, № 5, 1995.

3. Закон СССР от 24.06.1981 № 5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР» // Свод законов СССР, т. 3, с. 778.

4. Закон СССР от 23.05.1990 «О гражданстве СССР» // Свод законов СССР, т. 1, с. 47, 1990 г.

5. Закон Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 06.02.1992, № 6, ст. 243.

6. Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (ред. от 07.11.2000) // Ведомости СНД и ВС РФ, 25.03.1993, № 12, ст. 425.

7. Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 52, ст. 5110.

8. Федеральный Закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 24.06.1999) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029.

9. Федеральный Закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 22, ст. 2670.

10. Федеральный Закон от 25 октября 1999 № 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 43, ст. 5129.

11. Федеральный Закон от 6.03.2001 № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №11, ст. 998.

12. Федеральный Закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031.

13. Федеральный Закон от 25.06.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032.

14. Решение Верховного Суда РФ от 14.08.97 № ГКПИ 97-322 (По заявлению Донского И.В. О признании недействительными нормативных правовых актов о выезде из Российской Федерации) Документ опубликован не был. Источник: Справочная система «Консультант плюс».

15. Указ Президиума ВС РСФСР от 29.06.1981 «О порядке приема в гражданство РСФСР» // Свод законов РСФСР, т. 1, с. 47, 1988.

16. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.1997 № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // Собрание законодательства Российской Федерации,1997, №30, ст. 3601.

17. Указ Президента Российской Федерации от 7.03.1998 № 267 «О приеме в гражданство Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 17 марта.

18. Указ Президента Российской Федерации от 24.04.1998 № 449 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам гражданства» // Собрание законодательства Российской Федерации,1998, № 17, ст. 1919.

19. Указ Президента Российской Федерации от 13.08.1998 № 962 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 33, ст. 3966.

20. Указ Президента Российской Федерации от 05.11.1998 № 1330 «Об утверждении Положения о консульском учреждении Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 45, ст. 5509.

21. Указ Президента Российской Федерации от 16.10.2001 № 1230 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 43, ст. 4071.

22. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N4, ст. 302.

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 679 «Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 27, ст. 3196.

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.1998 № 1162 «О проездном документе беженца» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 41, ст. 5030.

25. Постановление Правительства Российской Федерации от 9.04.2001№ 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 16, ст. 1603.

26. Приказ МВД РФ от 30.06.1994 № 330 «Об организации работы органов внутренних дел по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, № 10,1994.

27. Приказ ФМС РФ от 01.02.1999 № 5 «Об утверждении инструкции о проведении ежегодного переучета лиц, признанных беженцами на территории Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 10, 1999.

28. Решение Городской Думы г. Ижевска от 28.06.1994 № 21 «О введении порядка пребывания на территории г. Ижевска граждан бывшего СССР, не являющихся гражданами Российской Федерации» // http://www.izh.ru/duma/rd/dumal/1994/iun/rd21 .htm1. Специальная:

29. Абдулатипов Р. Время быть гражданином // Российская газета. 2000. 22 января.

30. Абрамович А. М. Правовой статус советского гражданина. Минск: Наука и техника, 1988. - 91 с.

31. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. - М.: Российский юридический издательский дом, 1994. - 128 с.ф 60. Алимов Г., Юсин М. Язычники // Известия. 1999. 23 сентября.

32. Бабурин С. Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право. 1996. - № 11. - С. 3-9.

33. Бабурин С. Н. Взаимосвязь территории и гражданства государства как фактор Российской геополитики // Вестник Омского университета. 1996. -Вып. 2.-С. 103-107.

34. Багаидов А. Вынужденные переселенцы в Российской Федерации: проблемы определения понятия // Право и жизнь. 1999. - № 22. — С. 36-45.

35. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА, 2002. -800 с.

36. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Инфра-М, 1996. - 512 с.

37. Белкин А. А. О некоторых доктринальных вопросах института гражданства // Правоведение. 1995. - № 6. - С. 3-12.

38. Беляев С. С. Юридическая регламентация института экстрадиции (выдачи) // Государство и право. 1998. - № 1. - С. 96-99.

39. Блищенко И. П., Абашидзе А. X., Мартыненко Е.В. Проблемы государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников // Государство и право. 1994. - № 2. - С. 3-14

40. Бовин А. Борис Березовский как зеркало русской демократии // Известия. 1997. 11 ноября.

41. Богомолов А. У кубанцев свой порядок? // Вечерний Ростов. 2002. 29 июля.

42. Болтенкова JI. Ф. Совершенствование нормативной правовой базы, способствующей снижению правовой асимметрии в развитии регионов Российской Федерации // http://ieie.nsc.ru/~tacis/report boltenkova-2.htm

43. Большой юридический словарь / М.: Инфра-М, 1998.

44. Бондарь Н. С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: РВШ МВД. 1996.

45. Бояре Ю. Р. Вопросы гражданства в международном праве. М.: Международные отношения, 1986. - 158 с.

46. Булатов Р., Вохмянин Д., Хакимов Р. Мониторинг законодательства Республики Татарстан (Вып.1) «ПАНОРАМА-ФОРУМ», 1999, N 20 - Специальный выпуск http://humrights.mi.ru:8101 /publications/t 1 .html

47. В Думе едва не разгорелась «Гражданская война» // Комсомольская правда. 2002. 21 февраля.

48. Васильев В. Гражданство после распада СССР // Народный депутат. — 1992. -№ 18.-С. 55- 60.

49. Вахрин И. Гражданин «второго сорта» // Российская газета. 2002. 28 февраля.

50. Винокуров Ю., Чурилов А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о гражданстве // Законность. 1998. - № 7. - С. 12-18.

51. Волков В. Д. Гражданство Украины // Актуальные вопросы государства и права Украины. Донецк, 1992. - С. 73-78.

52. Вострухов Е. Паспорт инопланетянина // Российская газета. 2000. 18 марта.

53. Вострухов Е. Василия Кононова ждет новый суд // Российская газета. -2002. 18 мая.

54. Вынужденных переселенцев станет меньше? // Российская газета. -2002. 13 февраля.

55. Гайдаш В. Вынужденные мигранты и гражданство России: правовые аспекты и проблемы. Положение в Краснодарском крае с предоставлением гражданства РФ туркам-месхетинцам //http://www.memo.ru/hr/refugees/sem5ru/Chapter2.htm

56. Ганнушкина С. О проблемах регистрации и документирования мигрантов // http://www.memo.ru/hr/refugees/sem5ru/Chapter6.htm

57. Герасименко Ю. В. Лица, не являющиеся гражданами России, как субъекты конституционно-правовых отношений // Государство и право. 2002. - № 6. - С. 22-28.

58. Голякова Е. Вынужденных переселенцев станет меньше? // Российская газета. 2002. 13 февраля.

59. Голякова Е. Пять лет в ожидании гражданства // Российская газета. — 2002. 30 января.

60. Государственное право Российской Федерации / Под ред. Козловой Е.И., Кутафина О.Е. М.: Юридическая литература, 1996. - 584 с.

61. Гражданства Республики Татарстан не будет. По материалам пленарного заседания Государственной Думы РФ. // http://www.utro.ru/articles/2002022016101162886.shtml

62. Гражданство и свобода передвижения: Нормативные акты и документы /Паспортно-визовая служба Министерства внутренних дел РФ; Отв. редактор Кузнецов Р.А. М.: Юридическая литература, 1994.

63. Гражданство Российской Федерации актуальные вопросы и проблемы совершенствования. C6opHHK.//http://www.migrant.ru/compass/comp2.html

64. Гришин А. В Латвии сезон «охоты на ведьм» // Комсомольская правда. 2000 г. 23 мая.

65. Доклад о состоянии с правами человека в Республике Татарстан Российской Федерации, 1998 г. // http://www.hr0.0rg/d0cs/reps/l 998/tatar/intro d.htm

66. Дробижева Л. М. Межэтнические отношения в республиках с особыми правами // http://humrights.mi.ru:8101 /publications/ЕТР 1 -2.НТМ

67. Егоров С. В. «Забота» о переселенцах // http://www.odzor/asia.da.ru/34-502.htm

68. Елисеев К. Правовые аспекты приобретения гражданства Российской Федерации мигрантами // http://www.memo.ru/hr/refugees/sem5ru/Chapter4.htm

69. Ефремов А. Е. Оценка официальной политики в отношении турок-месхетинцев // httt>://www.discuss/part/da.ru/efremov.htm

70. Как стать гражданином интервью с начальником Управления Президента РФ по вопросам гражданства Владимиром Шумовым // Российская газета. - 1999. 18 мая.

71. Катанян К. Дым отечества // Известия. 1999. 24 мая.

72. Кашицин С. С. Вопросы гражданства: Консультации // Российский юридический журнал. Екатеринбург, 1993. - № 2. - С. 130-134.

73. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002.

74. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Андреева Г. Н., Андреева И. А., Будагова А. Ш. и др. Под ред. Б. А. Страшуна. -М.: БЕК, 1996. Т. 1-2. - 757 с.

75. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2001.

76. Конституция и закон: стабильность и динамизм / Отв. редактор В.П Казимирчук. М.: Юридическая книга, 1998. - 206 с.

77. Коркмасова К. Д. Конституционные основы российского федерализма и общенациональная идея России // Ростов-на-Дону: Изд-во ИУБиП, 2002 г. 280 с.

78. Косилкин С. В. Институт гражданства Союза Беларуси и России -проблемы и перспективы // Московский журнал международного права. 2000. - № 3. - С. 10-14.

79. Кохно П. А. Анализ и перспективы развития Союзного государства // Журнал теории и практики Евразийства. № 10. - http://e-iournal.ru/soyz-stl-10.html

80. Лашкевич Н. Негражданам разрешили жить в Эстонии постоянно // Известия. 1998. 11 июля.

81. Лашкевич Н. Закон о гражданстве будет изменен // Известия. -1998. 14 мая.

82. Лебедев П. Опять будем писать: мать русская, отец - юрист? // Российская газета. - 2002. 5 ноября.

83. Маликов М. К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов // Государство и право. 1997. - № 8. - С. 21-24.

84. Марышева Н. И., Хлестова И. О. Правовое положение российских граждан за границей. М.: Юрист, 1994. — 95 с.

85. Матвеева Т. А. Реализация законодательства о советском гражданстве. Воронеж: Воронежский гос. университет им. Ленинского комсомола, 1991.-38 с.

86. Мещеряков А. В. К истории зарождения советского гражданства // Проблемы конституционного права. Саратов, 1986. — Вып. 4. - С. 46-53.

87. Миграция как следствие и потенциальный источник межнациональных конфликтов. Положение некоренного населения в Республике Казахстан // http://www.enrasia.org.ru/book/sbornikl 1 .html

88. Миронов О. О. Российское гражданство и права личности. -http://www.hist.msu.ru/MISS/Publications/Mag/10/grazhdnstvo.htm

89. Мурадов Б., Горжалцан Ю. Латвия: русский синдром // Аргументы и Факты. 1998. 13 марта.

90. Овруцкий Л. Ne dumskoe delo // Московские Новости. 2002. 26 ноября — 2 декабря.

91. Опять «пятый пункт» // Российская газета. 2000. 9 сентября.

92. Права человека / Васильева Т. А., Карташкин В. А., Колесова Н. С. и др. Под ред. Лукашевой Е. А. М.: НОРМА, 2001. - 560 с.

93. Правозащитный Центр «Мемориал» О соблюдении Российской Федерацией Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Москва, январь 2000 г. //http://www.memo.ru/hr/discrim/ethnic/DISCROQ.HTM

94. Преследование политэмигрантов и проблемы экстрадиции. -http://www.politpress.narod.ru/sng/extral.html

95. Пронин А. А. Российские соотечественники в странах старого и нового зарубежья. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002. - 97 с.

96. Ржевский В. А. Гражданство и федерализм. М. 1995 г.

97. Российское гражданство придется подождать. Консульства пока без инструкций // Российская газета. — 2002. 11 июля.

98. Саликов М. С. Взаимоотношения штатов в системе американского федерализма // Государство и право. 1997. - №9. - С. 95-98.

99. Сафронов В. М. Конституция СССР и советское гражданство. М.: Юридическая литература, 1984. - 112 с.

100. Сахиева Р. А. Закон о гражданстве Республики Татарстан: поиски и проблемы. http://federalism.soros.ksu.ru/conference/seminar 1 /sakhieva.htm

101. Свинарев В. В. К вопросу о правовом регулировании статуса лиц с двойным гражданством // Право и политика. 2001. - № 2. - С. 100-107.

102. Севостьянов Н. В. Конституционное право России. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-320 с.

103. Справочник «Социально-экономические проблемы России» -http://www.fiper.ru/spr/chapter-1 -2.html

104. Тарасов А. Башкирская печать забыла двуглавого орла // Российская1. А газета. 2001. 28 июля.

105. Тетерин И. С дубинками на стариков // Российская газета. 1998. 6 марта.

106. Фарбер И. Е. Свобода и права человека в советском государстве. — Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1974. 188 е.

107. Хакимов Р. С. Татарстан как полиэтническое сообщество. -http://humrights.mi.ru:8101/publications/etp 1 -2.htm

108. Харламов С. О. Международно-правовые стандарты в области двойного гражданства // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. 1997. -Ч. 1.-С. 112-115.

109. Хачатрян Г. О гражданстве Республики Армения. Закон Республики Армения «О гражданстве Республики Армения». // Журнал Союза правоведов и политологов Армении «МХИТАР ГОШ». 1996.http://www.arminco.com/hayknet/laws/or qax5.htm

110. Чародеев Г. Россия вытащила из иностранной тюрьмы своего гражданина//Известия. 1997. 13 сентября.

111. Черненко А. Закон «О гражданстве РФ» // Российская газета. 2002. 5 июня.

112. Шаповалов А. Для россиянина казахстанская граница не на замке // Российская газета. - 2001.31 июля.

113. Шафир М. А. Гражданство РФ: Сб. «Конституционный строй России».- М. 1992 г.

114. Шкель Т. Граждане, будьте! // Российская газета. — 2002. 17 мая.

115. Ямшанов Б. Сергей Станкевич грустит в Варшаве // Российская газета. 1997. 3 декабря.

www.dissercat.com

23. Гражданство.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип – один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства Российской Федерации. В ст. 2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.

Значение данной нормы состоит не только в установлении единого российского гражданства, но и в определении условий принадлежности граждан Российской Федерации к гражданству республики. Тем самым восполняется пробел, который был в союзном законодательстве.

Единое гражданство в федеративном государстве – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно ст. 1, в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную .политику. Статья 7 Закона о гражданстве называется «Сокращение безгражданства». В ней закреплено, что Россия поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не пре-пятствует приобретению ими иного гражданства.

В ст. 17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип новый в законодательстве о гражданстве.

Все предшествующее законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 года, закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства – это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 года не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.

Закон о гражданстве СССР 1978 года впервые установил такие основания. К ним относились «действия, порочащие высокое знание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».

Закон о гражданстве СССР 1990 года, закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможности его применения – только к тому гражданину, который проживает за границей, устранил такое расплывчатое основание, как «действия, порочащие высокое звание гражданина», и решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.

Практика лишения гражданства в первые годы существования советского государства имела свою специфику. Лишение гражданства распространялось не на конкретных лиц, а на целые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы, и др. Когда окончательно опустился «железный занавес», подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Оно касалось по преимуществу так называемых диссидентов. Однако в период «оттепели», когда «железный занавес» немного приоткрылся и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, лишение гражданства в массовом порядке было реанимировано, хотя и под видом «выхода» из гражданства.

Президиум Верховного Совета СССР в 1967 году принял Указ «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Покровы секретности с этого Указа были сняты только в начале перестройки по заключению Комитета конституционного надзора СССР, на основе которого упомянутый Указ был официально опубликован через 24 года после его принятия.

Запрет в Конституции Российской Федерации и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции Российской Федерации).

Это новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически, хотя основания возникновения у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего родившихся своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В ст. 3 Закона указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Признание двойного гражданства, закрепленное в Конституции,основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица о двойном гражданстве; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора Российской Федерации с тем государством, в гражданстве которого состоит или гражданство которого хочет принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы жена (муж) безусловно следовала гражданству мужа (жены), В равной мере брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 5). В последнем предусмотрено, что государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности но законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

9. Законом о гражданстве впервые вводится такой институт, как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом Российской Федерации.

studfiles.net


Смотрите также