Государственное устройство древних Афин. Гражданство в древних афинах


Афинское гражданство

По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V–IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.

Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения.

Примером рабовладельческой демократии является государственный строй Афин, в то время как эталоном олигархии стала политическая организация Спарты. Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона. «Наш государственный строй, — говорил один из прославленных вождей афинской демократии Перикл, — не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».

Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений как между классами (в интересах господствующего класса), так и между социальными группами, в том числе и между отдельными людьми, составляющими данное общество. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из классических примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину. Гражданский коллектив не составлял всего населения того или иного полиса, в частности Афин. Кроме граждан, в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для афинского гражданина.

Афинское гражданствоАфинское гражданство. Фото: saamiblog

Достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения была выработка самого понятия «гражданин». В древневосточных деспотиях такого понятия практически не существовало. В древневосточных монархиях были «подданные», правоспособность которых слабо обеспечивалась законодательством и могла быть в любой момент ущемлена представителями государственной власти.

Греческий же гражданин — это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах — низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18–летнего возраста после тщательно проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей — софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

После окончания занятий учителя отчитывались о своей деятельности в Народном собрании, а эфебы в театре, по словам Аристотеля, «показывают народу строевые приемы и получают от государства щит и копье. После этого они охраняют границы страны, дежуря все время на сторожевых постах… По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными гражданами». Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей. О значимости воспитательной работы говорит не только факт отбора софронистов из числа наиболее уважаемых граждан, но и их высокая оплата: софронисту была положена на содержание I драхма в день, как и члену важнейшего органа афинской демократии — Совета 500.

К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т. е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, на защиту и покровительство афинских законов.

Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.



biofile.ru

Школьная олимпиада по обществознанию 9 класс - Документ

Ответ: ___________________.

Задание 2. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Виды ………………

литература

музыка

живопись

скульптура

Ответ: ___________________.

Задание 3. Кто их указанных в списке граждан имеет право участвовать в выборах в качестве избирателя? Обведите цифры, под которыми они указаны.

А) Полякова, 17-летняя выпускница школы

Б) Миронов, находящийся под следствием по обвинению в убийстве

В) Григорьев, заключенный, отбывающий срок в колонии строгого режима

Г) Варламов, военнослужащий срочной службы

Д) Киров, офицер запаса

Е) Дебров, 18-летний студент ВУЗа

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ____________________.

Часть С. Работа с текстом. (Время 30 минут)

Текст 1. Гражданство в Древних Афинах

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.

Единственное, что закон запрещал хозяину, – убийство раба.

Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

Текст 2. Гражданство в Древнем Риме

Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша становился политически равноправным.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.

Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», то есть права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец – и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города.

1. Что общего имело гражданство в Древних Афинах и Древнем Риме?

2. В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах?

3. Докажите, что звание гражданина было почетным и в Древних Афинах, и в Древнем Риме.

4. Дайте оценку правового положения женщин в Древних Афинах и Древнем Риме. Выскажите свое отношение к нему.

Ключи к ответам:

Максимум за работу 30 баллов

Часть А максимум 15 баллов

№задания

ответ

балл

1

2

1

2

1

1

3

3

1

4

4

1

5

4

1

6

4

1

7

3

1

8

2

1

9

3

1

10

4

1

11

3

1

12

2

1

13

3

1

14

1

1

15

2

1

Часть В максимум – 5 баллов

1 задание 1, 3, 4, 2, 5, 6 – 2 балла, если допущена перестановка цифр – 0 баллов

2 задание искусства (1 балл, если ответ неверный 0 баллов)

3 задание Б, Г, Д, Е (2 балла, если допущена 1 ошибка, то 1 балл)

Часть С максимум 10 баллов

1. Что общего имело гражданство в Древних Афинах и Древнем Риме?

Черты сходства:

  • гражданство приобреталось по наследству (родители – полноправные граждане)

  • политическое равенство не исключало имущественного неравенства

  • отсутствовали гражданские права у женщин

  • гражданских прав не имели рабы

Приведены три сходства

2

Приведены два сходства

1

Приведено одно сходство, ИЛИ ответ неправильный

0

2. В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах?

Полноправный гражданин имел политические и гражданские права:

Названо, что гражданин имел права и названы права

2

Названо, что гражданин имел права или только названы права

1

ответ неправильный

0

Докажите, что звание гражданина было почетным и в Древних Афинах, и в Древнем Риме. Звание гражданина
  • можно было утратить за преступления или долги (продажа в рабство, ссылка, изгнание)

  • было недосягаемым для рабов или иностранцев

  • отделяло полноправного человека от неполноправного (к неполноправным можно отнести женщин, иностранцев, рабов)

Приведены три доказательства

3

Приведены два доказательства

2

Приведено одно доказательство

1

ответ неправильный

0

4. Дайте оценку правового положения женщин в Древних Афинах и Древнем Риме. Выскажите свое отношение к нему.

Приведены три определения и высказано отношение

3

Приведены два определения и высказано отношение

2

Приведено одно определение, ИЛИ высказано отношение

1

ответ неправильный

0

gigabaza.ru

I. Понятие «афинское гражданство»

Афинская демократия в период расцвета (V – IV вв. до н.э.)

I. Понятие «афинское гражданство».

Демократическое устройство афинского полиса отнюдь не случайно. Оно как бы увенчивает интенсивную экономику и отвечает интересам торгово-ремесленных кругов. Практически все полисы с высоким уровнем экономики, развитым сельским хозяйством, ремеслом и активной внешней торговлей тяготели к демократии.

Самой развитой и самой совершенной демократической системой античного мира считается афинская демократия в пору ее золотого века с середины V до середины IV века до н.э.

Начало развитию афинской демократии было положено реформами Солона, и развитие это прошло длительный путь.

«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».

Перикл

Афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для афинского гражданина. Несмотря на то, что гражданский коллектив не составлял всего населения полиса. Кроме граждан, в афинском полисе проживали метеки, многочисленные рабы, которые вместе составляли более половины населения полиса.

В отличие от древневосточных монархий, которые оперировали понятием «подданный», греческая политическая мысль и мировоззрение выработали понятие «гражданин».

Греческий гражданин – это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправный гражданин Афин:

  1. Житель Аттики.
  2. Оба родителя имели гражданские права.
Его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах – низших административных единицах Аттики. В список включались юноши и девушки, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Затем они проходили обучение в районе Пирея под руководством специальных учителей – софронистов, избранных из наиболее уважаемых афинян. Юноши – эфебы – обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Также большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

После окончания срока обучения учителя отчитывались о результатах своей деятельности в народном собрании. О том, какая ответственность была возложена на учителей, и как общество оценивало их работу, говорит тот факт, что на их содержание государство выделяло такую же сумму, как и на содержание члена важнейшего органа афинской демократии – Совета 500.

К 20 годам обучение эфеба заканчивалось, и он становился полноправным гражданином.

Гражданское полноправие включало совокупность, как определенных прав, так и обязанностей.

Наиболее важными правами были:

  1. Право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека.
  2. Право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений.
  3. Право на ношение оружия и службу в ополчении.
  4. Право на участие в делах государства (в Народном собрании, Совете 500, выборных органах).
  5. Право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах.
  6. Право на защиту и покровительство афинских законов.
Продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина.
  1. Афинский гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке.
  2. Афинский гражданин был обязан приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах.
  3. Афинский гражданин был обязан защищать родной полис от врагов с оружием в руках.
  4. Афинский гражданин был обязан повиноваться законам и избранным властям.
  5. Афинский гражданин был обязан принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов.
Вывод: Идеалом полноправного гражданина афинского общества был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый и получивший определенное воспитание.

II. Народное собрание в Афинах.

Народное собрание – главный и решающий орган власти в Афинах. На народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городах Афины, Пирей, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). В политической и общественной жизни не имели право участвовать женщины.

Полномочия Народного собрания:

  1. Принимало государственные законы.
  2. Утверждало объявление войны и заключение мира.
  3. Избирало должностных лиц и обсуждало результаты их деятельности за год.
  4. Решало хозяйственные вопросы (сдача в аренду государственных земель, имуществ и т.п.).
  5. Осуществляло контроль над воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав.
  6. Обладало правом остракизма – изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.
  7. Обсуждало и утверждало государственный бюджет.
Народное собрание выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Народное собрание собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней. На каждое заседание выносились определенные вопросы, которые тщательно готовились. Каждый афинский гражданин, независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании.

При всем этом беднякам было затруднительно принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день, т.к. им нужно было кормить семью и зарабатывать деньги. С целью привлечь к работе Народного собрания самый низший слой афинского гражданства в начале IV века до н.э. принят закон, устанавливающий вознаграждение за посещение Народного собрания в размере средней заработной платы афинского ремесленника в день.

III. Совет 500 и Ареопаг.

Таким же популярным, как и Народное собрание, был Совет 500. Решения Народного собрания, которые становились государственными законами, обычно начинались со слов «Постановил Совет и народ».

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или давления сверху.

Важнейшими задачами Совета были:

  1. Организация работы Народного собрания и исполнение его функций между заседаниями.
  2. Решение хозяйственных вопросов (Совет следил за строительством боевых кораблей и общественных зданий).
Заседания Совета были практически ежедневными. Члены Совета получали жалование в 2 раза больше, чем за посещение Народного собрания.

Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет избирался заново.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг – в отличие от Совета 500 – был органом аристократическим. Он состоял из 60-70 человек, кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок. Вожди афинской демократии не решились уничтожить Ареопаг, но приспособили его к выполнению определенных государственных функций. В V – IV веках Ареопаг стал одной из судебных инстанций – разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах и т.п. Также он должен был наблюдать за состоянием нравов.

IV. Выборные должностные лица.

Для управления городской жизнью в Афинах существовали выборные магистратуры, специальные должностные лица. Высшие магистраты в Афинах – коллегии архонтов и стратегов.

Коллегия 9 архонтов – один из древнейших государственных органов. Компетенция архонтов была довольно широкой:

  1. По имени первого архонта назывался год.
  2. Архонты контролировали религиозные мероприятия и праздники.
  3. Влияли на военные дела.
  4. Архонты определяли порядок рассмотрения судебных дел.
Коллегия 10 стратегов:
  1. Возглавляли военную организацию Афинского государства.
  2. Проводили набор войска.
  3. Командовали войском.
  4. Отвечали за военное финансирование.
  5. Распоряжались захваченной добычей.
В V – IV вв. до н.э. Афины вели постоянные войны, и в этих условиях коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство главными вопросами политики государства. Наиболее крупные политики занимали пост стратега, а не архонта.

Также органами управления были многочисленные финансовые коллегии, необходимые в условиях интенсивной хозяйственной жизни.

Также существовали коллегии, отвечающие за различные сферы внутригородской жизни (санитарное состояние, рыночная торговля, правила мер и весов и т.д.).

Все коллегии избирались на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось. Выборы (кроме военных – открытым голосованием) происходили по жребию из представителей всех имущественных разрядов. Должности были хорошо оплачиваемы и поэтому представители низших слоев населения могли реально участвовать в управлении.

V. Суд присяжных – гелиэя.

Один из важнейших органов афинской демократии – суд присяжных – гелиэя. По преданию, он был создан еще во времена Солона, на рубеже VII – VI вв. до н.э.

Гелиэя избиралась в количестве 6 тысяч граждан. В суд могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие определенный жизненный опыт, отцы семейств.

Гелиэя была высшим судебным органом, и ее компетенция была очень широка. По сути, гелиэя выполняла судебные функции Народного собрания.

Избираться в гелиэю можно было несколько раз. Это должно было вести к накоплению опыта.

Подобный порядок делал афинскую судебную систему эффективным органом демократического строя. Нам практически ничего не известно о каких бы то ни было несправедливых решениях афинских судей.

Кроме разбирательства судебных дел, на гелиэю была возложена обязанность охранять афинскую демократию. Для защиты афинских законов даже существовала специальная процедура.

VI. Социальная политика афинской демократии.

Несмотря на то, что все категории афинских граждан имели право участвовать в управлении государством, деление на имущественные разряды сохранилось, и положение каждого разряда в обществе было неодинаково. Поэтому, для обеспечения реальной демократии и поддержания социального мира в обществе была разработана специальная социальная политика. Она включала:

  1. Введение оплаты выборных должностей.
  2. Постоянная забота о том, чтобы в Афинах не сокращалась численность земледельцев, не происходило обезземеливание граждан. Для этого активно использовался вывод колоний.
  3. Контроль над продовольственным снабжением городского населения, особенно за хлебной торговлей (любая спекуляция хлебом, взвинчивание цен рассматривалось как государственное преступление).
  4. Забота об образовании и воспитании граждан – при Перикле (40 – 30 гг. V в. до н.э.) были введены театральные деньги или специальные жетоны, по которым малоимущие граждане могли пройти на театральные представления.
При всех достоинствах афинской демократической системы, ее не стоит идеализировать. Прежде всего, эта система обеспечивала участие в управлении только граждан Афин – 20 – 40 тысяч человек из общего количества населения в 250 – 300 тыс. Все неграждане были лишены возможности участия в политической жизни. Это касалось не только рабов, но и метеков, постоянно живущих в Афинах лиц неафинского происхождения. Не имели права участвовать в работе государственных органов женщины, хотя они и считались афинскими гражданками.

Кроме того, в самой системе афинской демократии почти все самые авторитетные должности были отданы в руки аристократических семей, которые становились проводниками олигархических настроений.

© Шейнина О.Э. 2008 г.

Материалы к урокам

e.120-bal.ru

25_Право древних Афин

Право и суд в Афинах.

Источники права

1. Главная форма выражения права – закон (nomos). Изначально отождествлялся с обычаем, главный его элемент – справедливость. Также важную роль играла природа (physis) – «право природы», «естественное право». Природа служила для грека основой его действий в мире, жрецы старались предугадать судьбу поступка, то, что решали после гаданий подлежало неукоснительному соблюдению.

Закон выражался через стихотворную форму.

2.Следующий источник – принятый формальный закон («themos») – норма, источник которой – воля законодателя. До Клисфена – принимались народным собранием и гелиэей, после вместо гелиэи – коллегия номофетов.

Источник права, на который ссылались на суде – закон, о котором давалась справка секретарем гос. архива. Решение по однородному делу – не источник! Только письменный закон!

Группировка законов по магистратам, которые их исполняли. Писались на специальных четырехгранных барабанах, вращавшихся вокруг своей оси – кирба.

Кодификации не удавались, хотя законы стали записываться на папирусах.

Вещное право

В Афинах не был разработан из-за сильного гос. вмешательства в эту сферу. Владели землей, недвижимостью только граждане, могли разрабатывать по лицензии рудники.

Афиняне могли дарить, продавать, покупать, менять, передавать по наследству как движимое, так и недвижимое имущество. Имущество можно сдать в аренду или под залог.

Некоторые объекты вещного права подлежали гос. регулированию. Запрещалось загрязнять реку Илисс. Все шахты и рудники подлежали только лицензионной разработке, лицензии частным лицам выдавали полеты – срок 3 года, 10 лет для только открытых рудников. Nomos metallikos – отдельный свод. Эти дела разбирали фесмофеты.

Вещное право защищалось такими исками как:

1) негаторный (dike exouls), 2 условия:

- истец – собственник

- подлежал доказыванию факт нарушения владельческих прав

Лучший вид доказательства права собств. – предыдущее решение суда. Нарушитель платил штраф.

2) иски, заменяющие виндикационный:

особый вещный иск dike ousias, распадающийся на множество мелких исков, такие как:

-dike diadikasia (спор о наследстве), где не было истцов и ответчиков, требования давали архонту, который сам вел суд.

-dike karpou – иск об истребовании платы по договору найма жилого помещения или аренды земли

-dike enoikiou – иск о найме жилого помещения

-dike argyriai – иск об истребовании наличности, животных, рабов.

Иски об истребовании вещи из чужого владения:

-dike hebaiosses – как наш свод, по нему вещь отсуживалась у добросовестного покупателя

-dike klopes – иск о воровстве, вор наказывался штрафом в двойном размере + цена вещи

-dike biaion – иск о разбое.

Залоговое право

Залог в Афинах – срочный договор купли-продажи, при котором покупается наличность. Вещь переходила залогодержателю в собственность, единственное ограничение – срок, по истечении которого – полная собственность на вещь.

Залогодержатель мог сдать вещь самому залогодателю по 10% суммы долга, мог перепродать залог 3 лицу. Перезаклад только с согласия кредитора.

Залог устанавливался по договору займа, хотя иногда залог требовался с ответчиков в суде – метэков и иностранцев, требовался также в делах о наследстве.

Когда речь шла о свидетельстве в деле о наследстве, мог установиться иск о лжесвидетельстве, обеспеченный 1/10 наследственной масссы.

Также залог мог равнятся сумме долга с процентами, который при неуплате переходил в собственность кредитора.

Доказательство залога на землю – особые камни (которые Солон скинул с земли афинян). Надпись на камне – «участок продан с правом выкупа».

О сервитутах ничего не известно.

Различалось 3 вида залога:

1)Залог недвижимости prasis epi lysei (fiducia)

2)Залог движимости enehuron (pignus)

3)Ипотека

Обязательственное право

Договор купли продажи – сущ. условие – уплата цены. Скрытый продавцом недостаток вещи или раба вел к ничтожности сделки. Форма договора устная, но для к.-п. земли и недвижимости требовалась письменная форма, далее документ предоставлялся архонту. Он уведомлял граждан о сделке.

Продажи в кредит не было.

Договор займа – регламентировался Солоном. Запрет распространять имущественные требования на личность должника. Ставка – 1% в месяц. Обеспечивался залогом и заключался в письменной форме. Иски рассматривались у судей месячных тяжб – исагонов.

Договор дарения – узаконено Солоном. Совершал только собственник, полностью дееспособный. При малейшем пороке воли дарителя – договор уничтожался.

Договор найма – часто выступало гос-во. Архонт – басилевс мог сдавать в аренду участки земли храмов. Письменная форма – обязательна, договор – срочный.

Отдельный договор – найм жилого помещения. Также был поднаем – выгодно сдать дом ген. наемщику (часто вольноотпущенник), который был управляющим дома и сдавал жилье.

Dike enoikion – наем жилого помещения

Dike karpou – наем земли.

Договор поручительства – существовал, но форма его – неизвестна.

Нарушение всех видов обязательства преследовалось по общему иску dike blabes (иск о причинении вреда).

Брачно-семейное право

Патриархальная семья – глава семьи кир (kyrios) –«господин», «надзиратель» (как paterfamilias). Нес ответственность за жену и детей, они в полной его власти, но у него права на их жизнь и смерть не было. В случае смерти кира – жена переходила под власть кира, которого назначали опекуном детей. Также она могла вернутся к владыке, который выдал её замуж.

Больше всего власти у кира в имущественных вопросах – даже управление приданным супруги. Однако его наследовали только её дети. Сделки совершенные женой незаконны, кроме тех, которые стоили до 1 медимна ячменя.

Глава семьи – глава семейного культа. В основном это имело значение для обряда признания детей от брака – своими. На 10 день после рождения – специальный обряд dekate – признание, если его обманули – актом apokeryxis брал признание назад. Для статуса законнорожденного важно было формальное заключение брака engue.

Обязательное условие законности брачной связи – заключение брачного контракта с киром (опекуном) женщины. «Я, имярек, передаю мою дочь (сестру и т.п. тебе). Совершеннолетние женщины-сироты под властью ближайшего родственника-мужчины, если такового нет – под властью специального архонта.

Браки с метэками и иностранцами могли преследоваться.

Развод могли требовать обе стороны, у мужа больше свободы – отсылал жену к тестю. Супруга могла ходатайствовать о разводе только перед архонтом. Приданное муж возвращал в обоих случаях. Основание – неверность. Дети всегда у отца. Мужу дозволялось свободно убить любовника жены, если заставал их вместе.

Либеральное отношение брака к инцесту, запрет связи с прямыми нисходящими и восходящими родственниками. Безбрачие преследовалось – незначительная атимия, запрет быть оратором или стратегом.

Был институт организованной проституции. Hetaira – могла быть и конкубиной и porne – обычная проститутка. Могли быть свободными и несвободными. Если свободные, то обычно не гражданки Афин. Дети наложниц – не наследники, если не получали самостоятельных гражданских прав.

Наследственное право.

К наследованию допускались все сыновья в равных долях без различия их старшинства. Раздел наследства осуществлялся жребием. Завещание было, но по нему запрещалось устранять кого-либо из наследства, за исключением передачи наследства кому-либо из боковых родственников.

Особый порядок при отсутствии наследников мужского пола. Тогда наследник – будущий внук, до совершеннолетия наследством управляла дочь. Мужа обязан подыскать опекун из числа её ближайших агнатов.

Если она замужем, но в бездетном браке, агнат мог требовать её развода и женится на ней (сам тоже должен быть не женат).

Если она бесприданница и сирота – приданное давал архонт за свой счет, при условии, что выйдет замуж не за агнатов.

При отсутствие каких-либо прямых нисходящих родственников – призывались боковые родственники. Составлялись очереди:

1-я очередь – братья и его нисходящие

2-я очередь – сестры и их нисходящие

3-я очередь – все другие агнаты отца

4-я очередь – когнаты и нисходящие

Восходящие не наследовали

Споры о наследстве разбирал архонт – для граждан, полемарх – для метэков. Иск о наследстве epidikasia – если один претендент и diadikasia – если несколько, подавались в письменном виде. Оглашались в экклесии. Если кто-то предъявлял права – суд исагогов. Срок исковой давности – 5 лет. Можно требовать пересмотра.

Различались права законных и усыновленных наследников. Законные вступали во владение сразу, усыновленные получали подтверждение прав.

Уголовное право

Преступление для греков – нарушение порядка, установленного богами, святотатство. Наказание преследовало 3 цели: удержать преступника от повторения деяния, совершить акт возмездия (если жертва прощала – не требовалось) и очистить город от скверны (считалось, что преступление вызывает своеобразная болезнь (miasma), и эта болезнь может передаваться). Поэтому проводился ритуал очищения – люстрация.

В серьезных делах – например об убийстве, преступника держали до суда в тюрьме, к вещам не прикасались, суд проходил на открытом воздухе (если в помещении – значит оказываешь гостеприимство).

Субъектом преступления могли быть и животные, и неодушевленные предметы. Специальное судебное присутствие, которое могло удалить животное или предмет за пределы Аттики, если признавали их виновными в смерти гражданина.

Уголовное преследование не применялось, когда:

-убийство вора ночью на месте преступления;

-убийство прелюбодея;

-соперника на спортивном состязании;

-если врач не мог вылечить пациента;

-убийство тирана;

-убийство преступника, изгнанного, но вернувшегося без разрешения;

Уголовное право рано систематизировалось по видам исков, например существование видов исков по умышленным и непредумышленным убийствам. За первые – казнь, за вторые – изгнание, пока семья не прощала убийцу.

1. Нанесение тяжких телесных повреждений – крупный штраф. Виновен тот, кто первый нанес удар. Тяжким считалось повреждение, нанесенное каким либо предметом.

Строго наказывалось прелюбодеяние, могли убить на месте.

За изнасилование – только штраф, который платится киру пострадавшей.

В сфере имущественных преступлений можно отметить иск о разбое – за него тройная вира и иск о воровстве – двойная вира. Различались виды воров (первый раз или рецидивист) и когда было совершено преступление (день, ночь). Общее преследование воров по иску apagoge – любое лицо могло лишить вора свободы и предоставить на суд. Можно было потребовать захвата вора. Если вора поймали на месте преступления («с красными руками») – сразу наказание, без суда.

2. Дела о бесчестье делились на ряд исков.

Иск с общими основаниями – dike kakegorias – штраф за сквернословие в чей-либо адрес, клевета, ложные обвинения. Солон запретил публично сквернословить.

3. Наказание за неприличный образ жизни.

4. Против паразитирующего сикофанства был введен особый иск. Если не набирал более 1/5 голосов присяжных – штраф 1000 драхм. Сикофанство изначально было благой идеей, так как идеология требовала от граждан не проходить мимо нарушений общественных интересов, но затем это превратилось в появление целого класса профессиональных шантажистов, вымогавших у граждан крупные суммы под угрозой обвинения в суде.

5. Гос. преступления:

- непочитание богов Афин

- коррупция магистратов

1)Растрата – 10-кратный штраф

2)Взятка – 10-кратный штраф

3)Преступная халатность, которая привела к финансовым потерям для гос-ва. – возмещение в полном объеме.

6. Недоимки по налогам взыскивались различными исками.

Существовал иск skepsis за недобросовестное ведение литургии.

Очень строго наказывались:

-тирания

-введение города в заблуждение

-богохульство

-гос. измена

-кража храмового имущества

За все это – казнь.

Суд и процесс

История полиса в этой области – история перехода судебных функций от царя к народу.

Изначально судил царь, при Тесее – передача части полномочий Ареопагу, при Драконте – фесмофеты, при Солоне – гелиэя, при Писистрате – третейский суд, суд по демам.

Ареопаг судил предумышленные убийства, нанесение тяжких ран и увечий, поджоги и отравления.

Эфеты – коллегия из 51 человека, избирали жребием. Непредумышленные убийства, наемные убийцы, убийства рабов и метэков

Фесмофеты – коллегия из 6 архонтов и одного секретаря. Указывали, какой комиссии гелиэи где заседать, судили законы, если они противоречили основному закону Афин, надзирали за магистратами.

Гелиэя (суд присяжных) – 6000 человек, 5000 постоянных и 1000 запасных. Избрались жребием по 600 человек от каждой филы. Гелиаст – каждый граждание, которому исполнилось 30 лет, не лишен чести и не является гос. должником.

Гелиэя заседала каждый день, когда позволял календарь, в составе 10 судебных присутствий.

Полномочия весь обширны – отменяли через коллегию номофетов старые и новые законы, суд второй инстанции по отношению к решениям магистратов.

Диэтеты – мировые судьи. Гражданин Афин, достигший 60-летнего возраста. Отказаться от должности нельзя. Разбирали иски свыше 10 драхм. Их решения обжаловались в гелиэи – 200 человек для исков меньше 1000 драхм, и 401 – больше.

Суд по демам – 40 человек, 4 от каждой филы. Иски ниже 10 драхм.

Коллегия исагогов – 5 человек под председательством архонта – дела о приданном, о невыплаченном долге, о невыплате процента, об оскорблениях, об обществах, товариществах, рабах и вьючных животных.

Магистрат также рассматривал различные жалобы, и, рассмотрев в преюдициальном порядке, входил в состав суда.

Учение об иске

Право на иск (dike - справедливость) – только у совершеннолетнего гражданина. За метэков сначала простат, потом сами.

Иск подавали лично, представительство запрещено. Были логографы – те, кто писали речи истцам и ответчикам, но выступать не могли.

Наиболее общие виды исков: частные (dikai idiai) и публичные (dikai demosiai). Подавались в письменном виде. Публичный процесс требовал объявление о нем народу. По публичным искам – нет вознаграждения. От частного истец мог отказаться. За публичный иск пошлина не платилась. Частные иски делились на иске против личности и о вещах.

Основания исков:

1)по способу осуществления своих процессуальных прав

2)по видам отношений, послуживших поводом к спору.

Первая разновидность – арест обвиняемого самим истцом, приведение магистрата к дому ответчика, уведомление магистрата, где ответчик, передача магистрату списка требуемых вещей и другие.

Вторая разновидность – иск об убийстве, наследстве, о краже и т.д.

Система судебных доказательств:

Главное доказательство – свидетельское. До IV века – устные. Свидетелями не могли быть лица заинтересованные, недееспособные, лишенное прав, тот, кто лично не знал, о чем свидетельствует («послух»), женщина и дети.

Допускались свидетельства со слов умерших, заочные показание от тех, кто за границей, показания метэков и рабов под пыткой.

Лжесвидетельство наказывалось – после обвинения свидетеля в этом, суд приостанавливался и проверялась истинность этого обвинения.

Документы тоже свидетельства.

Клятва и пытка – не самостоятельные судебные доказательства.

Виды процессов.

Суд в Ареопаге – в могилу погибшего насильственной смертью его ближайший агнат втыкал копье в знак предстоящего мщения. Дело передавалось архонту-басилевсу. Он вел следствие 3 месяца. Обвиняемый, если не под арестом, то не мог посещать публичные места. На четвертый месяц определение – суд у ареопага или эфетов. Ареопаг рассматривал дело на открытом воздухе и ночью – чтобы не видеть лица участников. Обвиняемый произносил речь на камне обиды, а обвинитель – на камне непрощения. После первой ночи обвиняемый мог удалиться в добровольное изгнание, но вернутся не мог. На 3 день судьи голосовали – если равное количество «за» и «против» - оправдан.

Суд в гелиэе – вызов ответчика, обязательно должен придти с двумя свидетелями к магистрату. Если не пришел – проигрыш. Истец платил пошлину 3 драхмы (при сумме до 1000) и 30 (больше 1000). Предварительное следствие – выяснение обстоятельств дела, приводились доказательства – после их приводить нельзя. Стороны могли договориться о переносе дела к диэтетам.

1. По жребию определялся окончательный день заседания.

2. Доказательства запечатывались в сосуды, передавались в гелиэю. Запрет затягивания времени предварительного следствия (анаркасиса). Окончательное заседание суда объявлялось за несколько дней до проведения. Начиналось с зачитывания иска и возражений ответчика. По частным искам – одно выступление истца и ответчика, по публичным – 2. Время измерялось водяными часами и зависело от цены иска. Мог говорить логограф.

3. После прений – можно обжаловать другую сторону. Без обсуждения начиналось голосование. Выигранное дело – большинство голосов, равное кол-во и меньше – проигрыш. Если нет точной санкции, судьи сами её придумывали. Выполнения решения можно было добиться по ещё одному иску – dike eksoules.

studfiles.net

Государственное устройство древних Афин

Эклессия - народное собрание. Каждый гражданин Афин имел право участвовать в эклессии с 20 лет. Чтобы им стать необходимо было выиграть doci masia в своем деме. С 18 лет гражданин Афин включался в список дема, который был основой списка созываемых на эклессию. Народное собрание созывалось 10 раз в год (позже - 40 раз в год). В Афинах существовало два вида календарей.

Эклессия собиралась по инициативе пританов, которые также назначали повестку дня. Объявлял ее городской глашатай, который оповещал всех жителей о предстоящем собрании. Срок действия эклессии - один день (от восхода до захода солнца). Уходить с собрания было нельзя (именно поэтому участвующие в собрании приносили с собой еду и вино, ведь собрание иногда длилось по 12 часов и больше).

Для участия в эклессии граждане Афин собирались на агоре (площади у подножия горы), отмечались у глашатая, получали жетоны (2 вида голосования: хиротонея и балатирвока) и рассаживались. Ученые до сих пор спорят как сидели граждане, участвующие в эклессии - хаотично или нет? Большинство ученых сходятся в том, что афиняне рассаживались беспорядочно (по крайней мере доказательства обратного до сих пор не существует).

Пританы - президиум эклессии, который состоял из 9 человек. Она руководила эклессией и производила подсчет голосов. Для принятия решений необходимо было 6000 человек.

Компетенция эклессии:

1. выборы и увольнение всех чиновников (кроме чиновников филов и демов)

2. заслушивала отсчет чиновников

3. рассматривала внешнеполитические дела

4. подтверждала государственный бюджет (налогов в Афинах не существовало. С граждан Афин взимался лишь налог с имущества, который начинал действовать при достижении определенной планки благосостояния. Вместо налогов существовали литургии.

5. судебная власть эклиссии распространялась лишь на дела государственной измене. Предварительная инновация.

6. эклиссия законодательствовала лишь косвенно. Псифизим - постановление эклиссии. Порядок принятия законов

Выдвигался законопроект в коллегии пританов. Закон рассматривался на эклессии. На народном собрании происходило предварительное голосование - эпихиротомия. Любой участник эклессии мог заявить исангелию (возражение). К примеру, он мог сказать, что закон противоречит принципу Афинского государства. Тогда дело предавалось в гелию, где закон либо отменялся, либо считался действительным. Если принимался, то происходила эпихиротонея. Если закон был одобрен, то тогда он отправлялся в коллегию номофетов.

После того, как закон был принят он направлялся в коллегию фесмофетов (официальные хранители законов). Там производилась окончательная проверка и его публикация.

Законодательный процесс в древних Афинах

Существовала следующая продцедура. Ежегодно в первом народном собрании можно было можно было делать предложения о изменении законов и издании новых.

Собрание открытым голосованием решало, нужно ли вносить изменения в существующее законодательство. Если решение было положительным, гражданину, сделавшему предложение поручалось представить проект в совет пятисот. Совет пятисот давал заключение по данному проекту, после чего законопроект поступал на рассмотрение третьего народного собрания данного года. В случае его одобрения проект поступал в гелиэю и здесь, в коллегии номофетов, подвергался очередному рассмотрению. Народное собрание назначало 5 особых защитников старых законов-синдиков. Дела разбирались в форме судебного процесса: предлагавшие новый закон выступали в роли обвинителей старых законов, а синдики в роли их защитников. В случае одобрения номофетами проекта он становился законом. Таким образом решающее слово в принятии законов принадлежало гелиэе. В случае противозаконности предложения, сделанного в народном собрании, мог быть возбужден процесс. В случае выявления противоречия между законопроектом и основами политического и общественного строя Афин, виновный подвергался денежному штрафу, а в особо серьезных случаях ему грозила смертная казнь.

Разряды населения в древних Афинах

В Афинах существовало четкое деление на рабов и свободных граждан. Свободные делились на полноправных граждан и метэков.

Граждане. Считались гражданами те, у кого отец и мать афиняне. По достижении 18 лет гражданин зачислялся в списки членов дема-демотов. Граждане обладали всей полнотой политических прав. Афинское гражданство давало право на получение пособий и всякого рода раздач от государства. Гражданин считался военнообязанным с 18 лет, а в возрасте от 18 до 20 лет все граждане проходили военное обучение.

Метэки - это чужеземцы, проживавшие в Афинах продолжительное время. Обычно это были граждане других греческих городов, жившие в Афинах. Они не обладали правом гражданства, не имели право приобретать недвижимость. Брак гражданина с метэком законным не считался, а дети от такого брака гражданства не имели. Каждый метэк обязан был выбирать себе простата, который являлся посредником между ним и правительством. С метэков взималась особая подать - метэкион, кроме того он и несли и все остальные подати, подати по сооружению триер. Метэки были обязаны нести и военную службу. К метэкам по своему положению приравнивались вольноотпущенники, которые также имели своего простата - своего бывшего хозяина и платили те же особые сборы.

Рабы. Существовали рабы государственные и частные. Из числа государственных вербовалась полицейская стража для поддержания порядка в общественных местах, тюремные служители, исполнители судебных приговоров, писцы. Частновладельческие рабы жили отдельно от своих хозяев и, занимаясь ремеслом, платили хозяевам лишь условленный оброк. Источником рабства было: военный плен, рождение от рабов, приобретение покупкою за границей. Рабство за долги было отменено Солоном в начале 6 в. до н.э. Раб являлся вещью и не мог обладать какой-либо собственностью, все, чем он обладал являлось собственностью его господина. Но за государственными рабами признавалось право покупать и располагать собственностью. На суде раб не мог выступать самостоятельно, было необходимо представительство его господина. Убийство раба не считалось преступлением, убийство чужого раба влекло штраф в пользу его господина.

Суд, его органы и процесс в древних Афинах

В Афинском государстве существовали следующие судебные органы:

Ареопаг. Разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах. Убийство считалось делом, вызвавшем гнев богов и поэтому приобретало религиозное значение. Убийца мог удалится в изгнание и тем самым избавится от осуждения.

Суд эфетов разбирал дела о неумышленных убийствах, дела об убийстве метэков, о нанесении увечий, об убийстве, дозволенном законом, нечаянное убийство, случаи причинения смерти животными и предметами.

Коллегия одинадцати, ей были подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Суд "сорока мужей". В нем рассматривались имущественные дела на сумму не свыше 10 драхм. Он вел свое начало от "судей по демам".

Суд диэтов. В нем рассматривались дела на сумму более 10 драхм т.е. по большинству имущественных тяжб. Апелляция на его решение подавалось в гелиэю.

Гелиэя была важнейшим судебным органом в Афинах. Первая инстанция по важнейшим судебным делам и апелляционной инстанцией.

Начинать судебный процесс имели право только полноправные граждане. Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего, процесс graphe-по заявлению любого полноправного гражданина. Существовал особый разряд профессиональных доносчиков-сикофантов. Вызов в суд производился истцом, при неявке дело могло слушаться заочно.

Должностное лицо, получив жалобу начинало само расследование дела, при этом обвиняемый или ответчик могли подать возражение по поводу этого paragraphe. В качестве свидетелей могли выступать и свободные, и рабы, не могли - женщины и несовершеннолетние. По окончании анакризиса - предварительного расследования, все обнаруженные доказательства помещались в сосуды - ехины, запечатывались и ссылаться теперь можно было только на них. На судебном заседании стороны произносили речи, было принято воздействовать на судей всеми способами(привод на заседание целой лайбы родственников). Заседание заканчивалось тайным голосованием, при равенстве голосов, подсудимый считался оправданным. Иногда проходило голосование о мере наказания. Допускалась апелляция к гелиэе на решения всех судебных органов, ее решения окончательны и обжалованию не подлежат. При неуплате в срок, сопротивлении ответчика, истец возбуждал процесс об исполнении решения.

Конфуций, Демосфен в борьбе против МакедонииВнешняя политика Хеттского царстваСпецифика международных отношений в античностиВоенное право древних грековОбычаи и гостеприимство Древней Греции и РимаГреко-персидские войныКаллиев мир 449 г. до н. э.Второй Афинской морской союзТретейский суд в ГрецииМеждународные отношения в эллинистический периодЖизнь в эпоху эллинизма, семья, экономикаДоговор Филиппа V и Антиоха IIIЭкономическая система рабстваВозникновение Эллады, ПолисыРеформы КлисфенаЗавоевания Александра МакедонскогоАкрополь, Спарта



biofile.ru

Характеристика права Древних Афин

Характеристика права Древних Афин Первые писаные законы в Афинах появляются уже в начале VII ст. до н.э. Эвпаториды (аристократы) стараются ограничить пережитки  родового общества, в первую очередь кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкасаемость. Авторство этих законов приписывается Драконту (621 г. до н.э.). Именно от его имени произошёл термин «Драконовские законы». Смертная кара была практически единственным наказанием, так как тюрьмы греки не знали. Жизнью расплачивались не только за убийство, но и за осквернение святыни и кражу овощей. Шагом вперёд в развитии юридической мысли стало разделение преступлений на умышленное и неумышленное (по неосторожности). Прогрессивным следует считать и то, что законы, несмотря на их жестокость, ограничивали власть архонтов, которые часто слишком свободно объясняли право. Личная свобода граждан Афин была под угрозой. Безземельные феты становились так зваными «шестидольнниками» и работали за 1/6 урожая. За не плату арендной платы можно было взять в долговое рабство самих «шестидольников» и их детей. В 594 годк до н.э. афинское общество охватило «большое возмущение», вызванное общим недовольством. Древнегреческий историк Плутарх писал, что «Огромное большинство, к тому же люди  большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться безразличными зрителями, а выбрать одного вождя, надёжного человека, и освободить должников, которые пропустили срок выплаты, а землю переделить и целиком изменить государственный строй» В законах Драконта осуществлялось ограничение кровной мести (отвечает не род, а тот, кто виновен, разрешается по согласию родственников убитого примирение за выкуп). За неумышленноё убийство виновный должен был быть изгнан, за умышленное – смертная казнь. Вводилось понятие необходимой обороны, устанавливалось одинаковое наказание как для исполнителей, так и для подстрекателей преступления. Когда первым архонтом был избран  Солон (594 год до н.э.) представитель евпатридов, который не был «сообщником богатых в их преступлениях», Афины стояли на пороге гражданской войны, большинство должников покидали поля, и убегали от кредиторов. За Солона законы Драконта, кроме казни за убийство, были отменены. После этого гилея каждый раз выносила отдельный приговор, опираясь на обычаи или на личные убеждения. Реформы Солона (594 – 593 год до н.э.) спасли ещё не окрепнувшее рабовладельческое государство в Афинах. Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Экономические позиции этого государственного деятеля в истории отмечены скромно – богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком. Возможно не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных позднейшей традицией, Солону приписывается любознательность. Его деятельность зафиксирована в его же стихах,  отражая важнейшие позиции древнегреческого политического деятеля. С его биографией связывается усмирение народа во времена восстания Киллона. По этому поводу он заявил, что страдает,  глядя на раздираемую борьбой Аттику. Стихотворные опыты, прозвучавшие в народе элегии  способствовали его избранию в архонты.  Его объединительные цели заключались в широком диапазоне льгот и нововведений, отвечавших насущным интересам различных слоёв афинского демоса. Поддерживая Солона, евпатриды преследовали свои цели, заключавшиеся в стремлении смягчить социальную напряжённость, использовать социального посредника и примирителя из своих рядов. Влиятельные силы рассчитывали на мирный исход кризиса. Вырос новый слой, с которым аристократам необходимо было считаться – демиурги – ремесленники, разбогатевшие на вывозе ремесленного товара и жаждавшие широких политических прав. Сейсахтейя, «стряхивание бремени» - отвечала интересам крестьян Аттики. В стихах Солона воспевалась его заслуга  в удалении так называемых закладных камней на земельных наделах, и объявления долгов недействительными. Более того, при нём вернулись проданные за долги и сбежавшие за границу. Проведена всеобщая амнистия, кроме сторонников Килона. Сделки самозаклада были ограничены. От кабалы освобождены с последующим наделением участком пелаты и гектеморы. Реформа долгового права была наиболее прогрессивной и означала новый путь к демократическому развитию афинского общества, укреплению имущественных прав мелких и средних собственников. Пойти далее по этому пути и осуществить передел земли, с тем, что бы дать наделы безземельным, Солон не решился, ибо аристократические слои были ещё сильны экономически. В истории зафиксированы конкретные шаги реформатора в направлении изменения экономического положения многих слоёв афинского полисного устройства. В его реформах присутствует дух новых торговых отношений. В ситуации, когда гражданин бездетен, он вправе свободно распорядиться землёй, также как отсутствие завещания умершего предполагало наследование членами рода на правах личной собственности. В афинском законодательстве впервые поставлен вопрос о завещании личной собственности отдельного лица. Юридически оформлялся  принцип частной собственности на землю. При этом создавались ножницы между возможностями прав и трудностями повседневной жизни. Не имея подчас не инвентаря, ни скота, владельцы (мелкий слой собственников) вынуждены были идти на залог участка либо его продажу. Закон предусматривал высокие проценты, и это не замедлило освободить множество дешёвой рабочей силы. Землевладельцы теперь уже экономически и юридически закабаляли фетов и разорившиеся слои. Выброс большого количества разорённых крестьян из системы землевладения стимулировал торгово-ремесленную жизнь полиса.  Ремесленный слой получил пополнение и смог шире удовлетворять спрос на афинскую ремесленную продукцию и перекупщиков, а также морских торговцев. Институт прав граждан был расширен за счёт переселенцев и амнистированных. Для получения афинского гражданства необходимо было переселиться в Афины всей семьёй и заняться ремёслами. Был ещё и путь усыновления афинянами и путь вступления во фратии и роды. Весь этот комплекс мер укреплял слои демократического устройства, заинтересовывал в занятии ремесленно-торговой деятельностью на благо и процветания Афин. В каждом конкретном случае юридической практики был свой стимулирующий экономический подтекст. Например, для родителей, обучивших сына одной из ремесленных специальностей, не предполагалось, чтобы он поддерживал их существование в старости. Избавление от этой жёсткой меры родовой зависимости также должно было рекрутировать новые массы свободных ремесленников.  Солон поддерживал торговцев и ремесленников тем, что издал запретительный указ насчёт вывоза хлеба из Афин – цены на хлеб упали, что ослабляло трудности жизни и быта занимающихся ремеслом. Для того, чтобы привести систему государственных  учреждений в соответствие, сохранить политическое единство (разрываемое распрями политических группировок), Солоном был введён имущественный ценз, как основа обеспечения прав и обязанностей граждан Афин. В силу разницы в доходах и размерах имущества всё афинское население, владевшее землёй, поделилось на четыре основных класса: 1. Пентакосеомедимны - самые богатые люди с доходом 500 медимнов в год. Это были крупные землевладельцы, которым предписивалось занятие самых высоких должностей в системе управления. 2. В класс всадников (трёхсотмерников) вошли земельные собственники с доходом 300 медимнов в год. 3. В третий класс вошли зевгиты с доходом не менее 200 медимнов в год. 4. Феты были самыми неимущими в этой шкале и составляли основную массу представительного  органа – народного собрания. В народном собрании высшие должностные лица и выбирались и отчитывались. Всадники и зевгиты выдвигали кандидатов в Совет четырёхсот. Здесь взвешивались все стороны новых законов, их последствия перед окончательной процедурой утверждения в афинской экклесии (народном собрании). Демос добился введения суда присяжных. Результаты реформы всё же ущемили права эвпатридов, представителей древних аристократических родов. К власти проникали другие слои демоса, разбогатевшие на земельных операциях, и торговые слои. Противоречивость реформаторской деятельности Солона в том, что поставив под контроль ростовщические операции с земельными наделами, он сформировал резкие имущественные контрасты в вопросах власти, осудив на вымирание законы родового строя; с помощью введения активного избирательного права для всех граждан он способствовал поднятию престижа имущих, усилив расслоение. Общество, поддержавшее начинание Солона, не смогло чётко функционировать, не дало объединяющей идеи, в нём сохранялось напряжённое положение. 509-507 г.г. до н. э. Клисфен своими реформами довел до завершения процессы социальной стабилизации афинского полиса. Главное, что имели целью реформы Клисфена, принадлежащего к роду Алкмеонидов, - это изменение положения родовой аристократии. Её статус был очень высок, потому что ей принадлежало господствующее положение в старинных родовых объединениях. Филы и фратрии объединяли весь афинский демос (было четыре филы, каждая по четыре фратрии). По Клисфену новое административное деление распределяло граждан Аттики и Афин на тритрии – всего тридцать округов. Новые объединения – филы состояли из трёх тритрий, подобранных из различных округов. Большая численность правоспособных членов фил подготовила перемены в высших представительных органах – «Совет четырёхсот» был  заменён «Советом пятисот». Его функцией было широкое предварительное обсуждение всех проектов, выносимых на рассмотрение народного собрания. Эти основные органы управления в Афинах находились в состоянии постоянного взаимодействия. В частности, между созывами народного собрания буле (Совет пятисот) следил за исполнением установлений, принятым высшим органом, и решал текущие дела в государстве. При Клисфене была введена чрезвычайная мера «остракизм», представлявшая  собой форму тайного голосования. Каждый голосующий писал на глиняном черепке (остраконе) имя человека, казавшегося ему опасным для существующего строя. Если одно и то же имя повторялось при подсчёте голосов 6000 раз, то такой человек наказывался, он должен был покинуть родину на 10 лет, но имел возможность вернуть по окончании срока все гражданские права и имущество. Это был властный политический рычаг афинского демоса, а также оружие борьбы политических партий в Афинах. В структуру государственной власти Афин эпохи Клисфена важную роль играли коллегии стратегов. Жеребьёвкой также избирался суд присяжных, куда полагалось жаловаться на незаконные действия должностных лиц. Начиная с 443 года до н.э. очень популярным в широких кругах граждан стал Перикл. Он принадлежал к «самым знатным родам в Афинах». Одним из воспитателей Перикла был известный философ Анаксагор. В течении 15-ти лет он ежегодно избирался на должность стратега. В отличии от более ранних единовременных реформ (Солона и Клисфена) в середине V в. до н.э. был предпринят ряд законодательных мероприятий, вводивших новые порядки или отличавших старые законы, ограничившие демократию. Бывало, старые законы формально не отличались, но их просто переставали соблюдать. Так, например, хотя цензовое законодательство Солона формально не было отменено, но в 457 году до н.э. впервые на должность архонта был извран зевгит – представитель среднего слоя демоса. В дальнейшем зевгиты и беднейшие граждане – феты получили доступ почти ко всем государственным должностям. Старый способ выборов путём голосования всё чаще стал заменяться жеребьёвкой, в основе которой лежало признание за любым афинским гражданином права занимать любой пост в государстве. Исключение составляли лишь несколько высших должностей (например – стратега), для которых требовались специальные знания. Эти должности по прежнему замещались путём голосования в народном собрании. Возникла необходимость ввести оплату должностных лиц из государственной казны, чтобы рядовые граждане на деле смогли занимать ответственные должности. Начало было положено установлением жалования гелиастам (заседателям в афинском суде) в размере двух оболов за заседание. В дальнейшем казна стала выплачивать суточные деньги членам «Совета пятисот», архонтам и другим должностным лицам. Позже был создан особый фонд, так называемый теорикон, для выдачи денег малоимущим гражданам на посещение театра. Поскольку театр играл большую роль в общественной жизни, теорикон имел существенное политическое значение. Денежные пособия обычно были невелики, но всё же они обеспечивали дневное пропитание, и, значит, давали малоимущим гражданам активно участвовать в государственной деятельности. Например гелиэя с этого времени стала в значительной мере комплектоваться из среды наименее обеспеченных граждан. Для многих из них участие в судебных заседаниях юыло важным источником существования. В 451-450 году до н.э. по предложению Перикла афинское народное собрание приняло особый закон, согласно которому только тот считался гражданином, чьи отец и мать были гражданами Афин. Этот закон, ставивший целью ограничить численность привилегированной группы полноправных граждан во имя эгоистических интересов каждого из них, ярко свидетельствует об узости античной полисной демократии. Кстати, от этого закона едва не пострадал сам Перикл. В последствии ему стоило большого труда добиться предоставления гражданских прав его сыну от милетянки  Аспасии. В годы правления Перикла Афинское государство управлялось народным собранием (экклесией), которое юридически обладало всей полнотой верховной власти. Экклесия никому не передоверяла своих верховных прав и пользовалась ими непосредственно. В античной Греции  и, в частности, в Афинах это было в какой-то степени возможно, поскольку все граждане могли свободно поместиться на площади своего города. Для решения государственных вопросов афинские граждане собирались примерно через каждые десять дней. Наиболее важными делами считались избирание стратегов и других высших должностных лиц, объявление войны и заключение мира, внешнеполитические проблемы, в том числе заключения договоров о союзе, принятия отчётов у высших должностных лиц, издание различных постановлений. Все органы Афинского государства были подчинены народному собранию. К этим органам принадлежали «Совет пятисот» (буле), гелиэя, археопаг, коллегия десяти стратегов, избираемых по одному от каждой филы, архонты и ещё ряд должностных лиц, в большинстве своём избираемых с помощью жеребьёвки. Примерно такой же, как и при Клисфене, оставалась организация буле. Члены буле избирались по жребию из граждан не моложе тридцати лет, по пятьдесят человек от каждой из десяти фил. Эти пятьдесят человек составляли так называемую пританию. Каждая из пританий выполняла обязанности буле в течении одной десятой части года. Эти обязанности состояли в подготовке дел для экклесии, а также в решении текущих вопросов в промежутках между заседаниями экклесии. Определённую роль в законодательной деятельности играла гелиэя  (суд присяжных), которая в Афинах занималась не только обычными судебными делами. Гелиэя состояла из шести тысяч избранных по жребию присяжных судей. Судьи были разделены на десять палат (так называемых дикастериев), в среднем по пятьсот человек в каждой. Сто присяжных в каждом дикастерии считались запасными. Подкуп судей был практически невозможен из-за многочисленности присяжных заседателей. К тому же подсудимые обычно не знали, какому дикастерию будет поручено рассмотрение их дел. Во время заседания гелиасты выслушивали обвинителя, обвиняемого и свидетелей и, когда суть дела становилась им ясной, без предварительного совещания между собой приступали к голосованию судебного постановления. В Афинах не было специальных государственных обвинителей. Любой из граждан мог возбуждать и поддержать обвинение, в том числе и в тех случаях, когда оно касалось интересов государства или охраны существующего правопорядка. Не было на суде и защитников – каждый подсудимый должен был защищать себя сам. Если подсудимые не чувствовали себя достаточно подготовленными, они заучивали наизусть заранее написанные для них речи. Если по ходу дела требовались свидетельские показания рабов, их подвергали пыткам, так как считалось, что добровольным показаниям раба доверять нельзя. Наибольшим политическим весом из всех выборных государственных органов Афин обладала коллегия десяти стратегов. Должность стратега не оплачивалась и при Перикле. На неё могли претендовать только богатые граждане. Между тем в руках афинских стратегов сосредотачивались наиболее важные государственные функции. Каждому афинскому гражданину было предоставлено своеобразное право контроля государственной системы: он мог заявить жалобу на противозаконие. Гражданин мог также обжаловать любое из поступавших в народное собрание предложений или уже принятых постановлений и законов. Если жалоба на противозаконие признавалась необоснованной,  то жалобщик подвергался крупному штрафу. Количество полноправных граждан, которые могли принимать участие в экклесии, составляла весьма незначительную часть Аттики. К тому же далеко не все те, кто обладал в Афинах политическими правами, были в состоянии реально ими пользоваться. Прежде всего это относилось к участию граждан в народном собрании, которое в годы правления Перикла не оплачивалось. Для граждан, живших трудом своих рук, не так то просто было бросать работу и каждый день проводить на Пниксе (холм в Афинах), где собиралась экклесия. Крестьянам Аттики, особенно тем, которые жили далеко от Афин, приходилось тратить два-три дня на посещение экклесии. В горячую пору сельских работ сделать перерыв было чрезвычайно трудно, поэтому количество присутствующих в экклесии (при общей численности афинских полноправных граждан примерно 35 тыс. человек) обычно не превышало три тысячи, преимущественно жителей самого города. Только в исключительных случаях, например при остракизме, требовалось чтобы за постановление голосовало не менее шести тысяч человек. Утвердившийся в Афинах демократический строй, вызвал острое недовольство со стороны олигархических элементов, которые группировались вокруг одного из политических деятелей – Фукидида из Алопеки. Однако борьба с олигархами закончилась победой Перикла и остракизмом Фукидида в 443 году до н.э. Оппозиционные настроения существовали в среде самой демократии. Городская беднота стремилась к более радикальным преобразованием и была недовольна умеренностью проведённых реформ. Правительство Перикла пыталось ослабить рост оппозиционных настроений рядом мероприятий. Например, в Афинах затрачивались значительные средства на строительства общественных зданий. Одна из целей такого строительства – дать заработок необеспеченным афинским гражданам. Расходы на общественные нужды покрывались не только за счёт государства, но и путём привлечения частных средств. В Афинах издавна существовали литургии – особые повинности, налагавшиеся только на богатых людей, которые на свои средства должны были строить военные корабли, устраивать театральные зрелища и т.д. После победы над олигархами литургии в Афинах применялись довольно часто. Наконец, в это время значительно шире, чем раньше, выводятся клерухии на земли союзников. Этим достигались сразу три цели. Наиболее важные в политическом и экономическом отношении пункты на территории Афинской архэ оказывались под постоянным контролем метрополии. Неимущие афинские граждане – в клерухии в основном выводились феты – обеспечивались участками земли. Выселение бедноты ослабляло радикальную оппозицию в экклесии. В середине V века до н.э. Афины превратились в самый крупный и цветущий центр экономической, политической и культурной жизни Греции. Государственный строй Афин оказал сильнейшее воздействие на развитие политической жизни в ряде других греческих государств, в первую очередь городов, которые входили в состав возглавляемого Афинами морского союза или находились в сфере его влияния. Отчётливо проявилось и новое направление афинской внешней политики, которое впервые наметилось еще при Фемистокле. В середине V века до н.э. Афины заключили соглашение с Керкирой, Сегестой и Леонтинами в Сицилии, а также с Регием в Италии. Таким образом, перед афинскими торговыми кругами открылись пути на запад. В 443 году до н.э., стремясь укрепить своё влияние в Италии, афиняне вывели на её южное побережье колонию Фурии. Этой колонии с самого начала был придан характер общеэллинского предприятия, что должно было повысить авторитет Афин в глазах всего греческого мира. С целью обеспечения интересов Афин и расширения морского союза за счёт включения в него причерноморских городов около 437 года до н.э. Перикл предпринял понтийскую экспедицию – большой морской поход в Чёрное море. В результате в состав союза вступили некоторые города Западного Причерноморья. Однако попытки Афин утвердиться в Западном Средиземноморье и усиление афинского влияния в Причерноморье обострили противоречия между Афинской архэ и городами Пелопоннесского союза. Это привело к крупнейшей в истории Древней Греции войне, которая получила названия Пелопоннесской. Таков был в общих чертах установившийся в середине V века до н.э. государственный строй Афин. Это был период относительно высокого развития

baza-referat.ru


Смотрите также