Ответы на экзаменационные билеты. Гражданство как признак государства


ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА — Мегаобучалка

ГОСУДАРСТВО - это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат управления и принуждения, взимающая налоги, издающая законы, выражающая волю собственников средств производства или всего народа.

Основные признаки:1)государственнаятерритория, 2) народ (институт гражданства и подданства), 3) публичная (государственная) власть, 4) государственный суверенитет. 5) неразрывная связь государства и права, 6) государство взимает налоги, 7) располагает специальным аппаратом.

Дополнительные признаки:Иногда в качестве основных признаков государства указывают на единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим, определяющим. Они скорее вспомогательные, дополнительные.

Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции 1947 г. Японии запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию на вечные времена. Таким образом, отсутствие армии не дает оснований для непризнания их государствами.

 

Признаки государства:

1. НАЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ.

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая «находится под суверенитетом определенного государства», т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.

Государственная территория состоит из двух элементов фактической и юрисдикционной территории.

Фактическая территория – это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами и, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется суверенитет государства. При этом законы государства действуют не только на фактической территории, но и на территории, в географическом смысле к государственной не относящейся (зарубежные дипломатические представительства, посольства, полярные станции на материке Антарктида, корабли и самолеты под государственным флагом).

В научной литературе нередко встречаются попытки обосновать вывод о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией (государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д.), однако представляется, что приведенные примеры, являясь исключениями из общего правила, лишь подтверждают объективность данного признака.

2.НАСЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА (ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА (ПОДДАНСТВА)

Сущность данного признака заключается в возникновении качественно нового (по сравнению с кровно-родственными либо товарообменным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет отношение их к той или иной территории.

Индивиды при этом теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требования от государства защиты своих субъективных прав и свобод. Естественно, что одни люди проживают на территории государства постоянно, а другие временно. Постоянные жители приобретают статус гражданина государства (в государствах с монархической формой правления – подданного), непостоянные представлены иностранцами и лицами без гражданства.

При этом сам факт принадлежности индивида к государственной территории означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от принадлежности к гражданству государства, относятся: право избирать и быть избранными в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти.

3.ПУБЛИЧНАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ВЛАСТЬ.

Важнейшим признаком государства является сосредоточение властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу. Аппарат государственной власти как орган социального управления обладает публичным характером.

Власть публичная потому, что выступает от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе. Но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и контрольно-надзорной сферах.

Таким образом, государственная власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

4.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ.

СУВЕРЕНИТЕТ как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах:

- публичность государственной власти – решения органов государственной власти распространяется на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;

- высшая юридическая сила государственных властных предписаний - государство может оспорить, отменить или же, в установленном законом порядке, признать ничтожным (недействительным с момента принятия) решение любого субъекта, в том случае, если это решение противоречит правилам поведения, принятым самим государством;

- гарантированность и санкционированность норм публично-правового характера – только установленные от имени государства правила поведения признаются общезначимыми и общеобязательными, обеспечиваются системой юридических гарантий и предусматривают реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Наряду с государственным суверенитетом в юридической науке выделяются народный и национальный суверенитеты.

Народный суверенитет выражается в характеристике народа как основного источника власти в государстве. При этом народ осуществляет «право на власть» как непосредственным, так и представительным путем. Непосредственная форма демократии предполагает участие граждан в выборном процессе формирования представительных органов власти, а также принятие решений по наиболее важным вопросам на референдумах. Представительная форма означает делегирование властных полномочий доверенным народным представителям, которые, будучи избранными в представительные органы затем осуществляют управленческую деятельность от имени своих избирателей (электората).

Национальный суверенитет закрепляет право нации на самоопределение, вплоть до отделения. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). Крайней формой национального суверенитета является закрепление за нацией права на создание собственной государственности (путем выхода из состава государства и приобретения статуса независимого обладающего государственным суверенитетом территориального образования). В подобном виде национальный суверенитет в настоящее время не закреплен ни в одном из государств, так как его реализация предполагает нарушение принципа единства государственной территории и незыблемости государственных границ и, как следствие, посягательство на государственный суверенитет в целом.

5. НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Правотворчество является исключительной прерогативой государства.

Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА составляет один из признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуется налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Налоги, необходимы для выполнения задач и функций государства. Налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, развития экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества.

Налоги- это обязательные платежи, взимаемые с юридичес­ких и физических лиц в пользу государства. На их долю прихо­дится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

Принято различать три основные вида налогов: прямые, кос­венные и целевые налоги.

1) Прямые налоги- это налоги, которыми обла­гаются доходы юридических (предприятия, фирмы) и физичес­ких (население) лиц, а также имущество налогоплательщиков. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный на­лог, налог на землю, налог на имущество предприятий и физичес­ких лиц, налог на сделки, изъятия в пользу государства (государс­твенная пошлина). В случае прямого налогообложения сумма на­лога вносится плательщиком непосредственно в казну.

2) Косвенные налоги- налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечис­ляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально - его покупа­тель. К косвенным налогам относятся (акцизы), таможенные пош­лины, фискальный монопольный налог.

3) Целевые- формируют в рамках всего государства фонды социального страхования, здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.

7. Государство– единственная в политической системе организация, которая располагает аппаратом принуждения.

В современном политическом лексиконе появилось такое определение аппарата принуждения, как «силовые структуры»:

- правоохранительные органы (карательные) – органы внутренних дел, прокуратура, аппарат судебных исполнителей, система исполнения наказания (тюрьмы, колонии и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;

- вооруженные силы и органы безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность – армия, ФСБ (федеральная служба безопасности), разведка, контрразведка, пограничная служба.

megaobuchalka.ru

Государство: понятие, признаки, формы. Гражданство

Подробности Категория: Правоведение

 Понятие государства и признаки

 

Государство - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим распоряжениям обязательную силу для населения всей страны.

 

Любое государство характеризуется целым рядом признаков.

Во-первых, любое государство имеет свою территорию. Территория государства может изменяться (увеличиваться в результате присоединения новых земель или, наоборот, уменьшаться в результате поражения в войне), однако совсем без территории государство существовать не может. На территории государства проживает его население, действуют законы данного государства. В рамках территории того или иного государства создаются административно-территориальные единицы. Каждое государство имеет право защищать свою территорию от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Во-вторых, государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения, который состоит из людей, организованных для профессионального выполнения данных функций и располагающих для этого материальными средствами. Таких людей называют чиновниками, или бюрократами.

В-третьих, ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей в бюджет государства, т. е. налогов. Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

 

Еще одним важнейшим признаком государства является суверенитет.

 

Суверенитетом называется верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет характеризуется двумя сторонами - верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене.

Наконец, еще один признак государства - это его монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

 

Форма государства

 

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.

 

Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования. Различают две разновидности формы правления - монархию и республику.

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству.

Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (monos - один, единый и arche - главенство, власть).

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок (само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело»).

 

Форма государственного устройства - это способ национального и административно-территориального деления государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и организации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает национально-территориальную структуру страны.

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство - это простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований.

Федерация представляет собой сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований субъектов федерации, обладающих относительной политической самостоятельностью.

Конфедерация - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др.

К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался экономическим сообществом, затем - просто сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации. После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств, в которое входило 12 членов - бывших союзных республик.

eksdan.ru

Сущность, понятие и признаки государства :: BusinessMan.ru

Государство - основной каркас жизни современного общества. Однако даже сейчас, когда вся территория земли поделена на страны, учёные спорят о важности аппарата управления в обществе, разрабатывают новые системы сбора налогов, изменяют границы территорий и так далее. Но самым животрепещущим вопросом является момент возникновения особой организации общества как исторического феномена. Ответ на него кроется в многочисленных теориях, однако для того чтобы разобраться в этом деле поподробнее, прежде важно изучить понятие и признаки государства.

Государство как предмет научной деятельности

Начиная разговор о государстве, важно уточнить, относительно какой области вести рассуждения. Так, например, в философском смысле понятие и признаки государства рассматриваются как правовой феномен человечества и артефакт его деятельности; в историческом смысле государство следует рассматривать в качестве динамично развивающейся системы общественных отношений на различных этапах развития; в психологическом смысле государственные образования представлены как зависимость общества от легитимной власти и признанного аппарата управления.понятие признаки государства и права

Несмотря на многообразие научных точек зрения, подобная организация общества чаще всего рассматривается в общеправовом смысле, объединяя в себе самые важные признаки. Итак, как звучит понятие обозначенной проблемы, каковы функции государства и что подразумевает под собой сущность государственного образования? Об этом далее.

Основополагающие знания государственной сферы

Одно из самых распространенных определений, рассказывающее про понятие, признаки и сущность государства, звучит следующим образом. Государство является всеобщей и универсальной политической формой организации проживающего в нём общества, сформировавшейся в процессе исторического развития, деятельность которой направлена как на решение узкоспециализированных задач, так и на выполнение дел, направленных на достижение общего блага в зависимости от природы сформировавшегося общества.

Кратко в данном определении представлены понятие, признаки и назначение государства. Стоит уточнить, что оно не предназначено для запоминания. Чрезвычайно важно проникнуться смыслом одного предложения для полного понимания того, что представляет собой государственная организация.

Следующим шагом в изучении вопроса являются знания о признаках. Это отличительные особенности, которые позволяют идентифицировать общественное образование и организацию общества как государство. Причём отличительная особенность признаков состоит в том, что отсутствие хотя бы одного из них влечёт прекращение существования подобной формы организации общества.

Важнейшие признаки государства

Каждая страна в мире, для того, чтобы называться таковой, должна обладать рядом отличительных особенностей. При этом каждая из них относится либо к первостепенной, либо к второстепенной группе. К первой группе относится следующее:

1. Понятие и признаки государства обязательно содержат административно-территориальное деление. Это значит, что каждое государство определяет свои внешние границы, которые в последующем защищаются. Без обеспечения должной защиты своих границ государство просто не сможет существовать и эффективно осуществлять свою деятельность. В данный признак также входит устройство внутренних границ. Здесь важно упомянуть о различных административно-территориальных делениях: это унитарные образования и федерации.понятие и основные признаки государства

2. Второе свойство, однако не менее важное – наличие населения. Отличительная особенность данного признака состоит в том, что ни один человек не выбирает свою истинную принадлежность к государству. Сменить гражданство? Да, это возможно. Однако рождение, а соответственно, и получение первичного гражданства от человека никоим образом не зависит. Кроме того, население обеспечивает работу государства как целостного организма. Аппарат управления, рабочие специальности, преподаватели – каркас государства составляет именно проживающее на определённой территории население.

3. Понятие и признаки государства обязательно подразумевают наличие легитимной власти. Важно отличать понятия «легальный» от «легитимный», так как смысл этих терминов различен. Власть в государстве может быть как легальной, так и нелегальной – от этого сущность самого государства как образования не меняется. Ярким примером является Октябрьская революция в Российском государстве: страна осталась – власть сменилась. Обратной стороной вопроса является легитимация власти, то есть признание её народом. Если население не согласно с установившимся государственным аппаратом, значит, в страну пришла анархия (в пер. «безвластие»).

4. Система сдержек и противовесов – отличительный признак регуляции государственных органов в каждом государстве. На сегодняшний день нет развитых стран, не реализовавших принцип разделения властей в качестве основополагающего. Таким образом, захват власти, установление диктатуры либо монополизация аппарата управления практически сведены к минимуму.

5. Продолжая разговор о том, что собой представляют понятие и признаки государства, невозможно не упомянуть о последнем из наиболее важных признаков – о суверенитете. Суверенитет показывает независимость государства от других подобных образований. Яркий пример суверенности демонстрирует Российская Федерация, которая поделена на большое количество субъектов. Обратите внимание, что региональные субъекты обладают всеми признаками государства, кроме суверенитета.

Второстепенные признаки государства

Второстепенные признаки демонстрируют, что каждая страна не стоит на одном месте, а на протяжении всей истории успешно развивается. Второстепенными они называются не потому, что государство может существовать без этих признаков, а потому, что они всё время находятся в динамичном развитии, то есть изменяются.

  1. В любой стране всегда присутствовал властный аппарат управления. Если в Древнем Новгороде таким органом было всенародное вече, то в Новое Время власть была в руках единоличного самодержца. Необходимость государственного аппарата обусловлена выполнением внутренних и внешних функций, возложенных на любое государство.
  2. В каждом государстве присутствует своя денежная система и валюта. Не стоит путать данный признак с распространением иностранной валюты наравне с национальной, коими являются доллар и евро на сегодняшний день. Как правило, кроме национальной денежной единицы в государстве присутствуют органы по поддержанию и охране её курса.
  3. Прочная система сбора налогов. Данный признак государства как формы организации общества появился после ярчайшего исторического поступка княгини Ольги, отомстившей за смерть своего мужа и установившей налог - «урок» - для древлян. Страна без налогов не сможет существовать, так как для поддержания работы органов власти необходимо организовать постоянную поставку ресурсов.
  4. В любой исторический период в государстве существовали формальные отличительные признаки, известные сейчас как государственная символика. Все страны мира имеют свой флаг, герб и гимн – это идентифицирует каждую страну как субъекта самостоятельного и независимого.

Понятие функций государства

Для комплексного изучения важно не только знать, что такое понятие, признаки и сущность государства, но также иметь представление о выполняемых им функциях. Итак, что это такое?

Функции – это способ достижения поставленных целей посредством выполняемых задач. Таким образом, функциями можно называть определённые направления деятельности органов государственной власти. Стоит учитывать, что это лишь направления, а не сам процесс работы. Функции призваны обозначать определённый порядок действий для выполнения поставленной задачи, чтобы в будущем успешно достичь цели.

Признаки функций государства

Понятие и основные признаки государства и его функций обязательно должны включать следующие компоненты:

Понятие, признаки государства и права: классификация функций в теории и на практике

Классификация функций государства проводится по различными основаниям, среди которых наиболее популярными являются следующие.

Наиболее важной классификацией на сегодняшний день является деление на внутренние и внешние функции. Внутренние функции – это основные направления деятельности органов государственной власти, направленных на решение проблем, касающихся внутренней жизни общества. Для их реализации перед государством стоит ряд задач:

Понятие, признаки и функции государства в области международной политики проявляются через задачи, направленные на внешнее взаимодействие, к которым относятся:

Механизм и система государства: коротко о главном

Понятие и признаки механизма государства представляют собой упорядоченную систему должностных органов, связанных общими принципами, нормативно-правовой базой, а также наделённых властными полномочиями. Создание и развитие механизма государства необходимо для осуществления эффективного управления обществом, а также защиты интересов человека и гражданина.

Каждый элемент механизма относится к определённой группе государственных органов:

  1. К группе органов законодательной власти.
  2. К группе органов судебной власти.
  3. К группе органов исполнительной власти.

В статье 1 Конституции России содержатся понятие и основные признаки государства: демократическое, социальное, с республиканской формой правления и так далее. Последующие статьи Основного Закона утверждают основные координирующие органы власти:

  1. Федеральное Собрание, включающее Совет Федераций и Государственную Думу, является главным органом законодательной власти.
  2. Первое место в судебной системе занимают Конституционный и Верховные суды РФ.
  3. Главным органом исполнительной власти является парламент.понятие признаки и виды государства

Здесь подробнее стоит рассмотреть понятие и признаки органа государства.

Орган государства или государственный орган?

На сегодняшний день неимоверно популярным является спор о терминах «орган государства» и «государственный орган». Здесь важно отметить то, что государственный орган призван исполнять полномочия строго в пределах предоставленной ему компетенции. Так, глава субъекта наделён теми полномочиями, которых нет у главы муниципального района, то есть первый действует от имени государства, в то время как органы муниципального образования не обязаны исполнять государственные функции. Таким образом, не являясь государственными органами, они представляют собой органы государства.понятие признаки и сущность государства

Что касается «элитарных» и главенствующих элементов механизма государства, то их характеристика выглядит следующим образом:

Глава государства не принадлежит ни к одной ветви власти, однако обладает рядом полномочий в каждой из них. В правовой науке существует множество теорий, утверждающих, что в Российском государстве президент относится к исполнительной ветви власти, не являясь независимым. Но всё же традиционной точкой зрения остаётся та, что президент не относится ни к одной ветви власти.

На формирование Правительства влияют понятие, признаки и виды государства. Что касается Российской Федерации, то главный орган исполнительной власти формируется строго под контролем Президента. А Председатель Правительства, в свою очередь, с согласия главы государства, назначает федеральных министров.

Отличительная особенность Федерального Собрания заключается в том, что он содержит две подсистемы: Совет Федерации и Государственную Думу. Каждый из депутатов и членов СФ непосредственно или опосредованно призван выполнять волю народа.

Система судов Российской Федерации представлена несколькими органами высший власти: Верховным и Конституционным судами.

Понятие и признаки, формы государства: монархия и другие

Форма государства представляет собой совокупность характеристик, проявляющихся извне, которые определяют способ и устройства и организации общества. Любое правовое государство, понятие и признаки которого говорят об устоявшейся системе законодательства, относятся к той или иной форме образования, которая состоит из нескольких элементов:

Форма правления

Политический режим.

Понятие и признаки политического режима также зависят от определённого исторического этапа.

Территориальное устройство:

Сейчас ярким примером, демонстрирующим социальное государство, понятие и признаки которого закреплены в Конституции, является Российская Федерация с республиканской формой правления, федеративным устройством и демократическим режимом.

businessman.ru

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА - это... Что такое ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА?

 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА - общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся: 1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого; 2) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества; 3) публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а т.ж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи; 4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а т.ж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем: а) универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны; б) прерогативе - возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти; в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.

5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

Смотреть что такое "ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА" в других словарях:

dic.academic.ru

Признаки государства

1. Территория, ограниченная границами, на которую распространяются законы государства. Нет территории, очерченной границами, нет и государства. Так, например, в первобытном обществе, четких границ, разделяющих племена друг от друга, не существовало. Точно также как и сегодня правительство в изгнании не является государством.

2. Суверенитет (от фр. souverainete’– верховная власть), то есть верховенство и неделимость власти государства на своей территории. Государство – единственная организация, которой принадлежит верховная, ни с кем неделимая, то есть суверенная власть. Основоположник теории суверенитета Жан Боден, отмечал, что без суверенитета, то есть без «единой и неделимой Государственной воли не может быть и единого национального интереса».

3. Наличие органов власти, не совпадающих с обществом, а стоящих над ним. Государственную власть представляют органы и должностные лица законодательной, исполнительной и судебной власти (короли и президенты, парламенты, министерства и ведомства, полиция (милиция), армия, суды, тюрьмы и т.д). В повседневной, бытовой жизни люди, сталкиваясь с этими, наделёнными особыми правами и обязанностями перед обществом властными органами и должностными лицами, как раз и вступают во взаимоотношения с государством.

4. Гражданство, т.е. принадлежность людей к данному государству. Если в племенах людей объединяют кровнородственные узы, в нациях – общая история, язык, традиции, культура, то в государстве – гражданство. Гражданством человек наделяется автоматически при рождении или приобретает его в соответствии с установленными законами данного государства правилами. В партию или профсоюз можно не вступать, а гражданство обязательно для всех. Его отсутствие лишает человека политических прав и гарантий защиты со стороны государства.

5. Монополия на легальное применение насилия, физического принуждения. «Государство, – писал М. Вебер, – является таким союзом, который обладает монополией на легальное насилие». Ни одна другая политическая или общественная организация не обладают подобным правом.

Справочно.

Государственное принуждение может служить разным целям. Например, противодействию злу, обеспечению безопасности общества и граждан. Ослабление силы и воли государства в этом отношении ведет общество к катастрофе. За последнее столетие наша страна дважды – в начале и в конце XX века прочувствовала на себе эту закономерность. Так, в 1991-1993 гг., когда прежняя советская государственность распалась, а новая еще не укрепилась, количество вооружённых нападений и убийств в России ежегодно удваивалось. Если в 1991г. насчитывалось 952 вооружённых преступных групп, то в 1993 – уже 5691. (Для сравнения: в 1988 г. было зафиксировано всего 88 организованных преступных групп). Прав был русский философ В. Соловьёв, когда писал: «Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

Монопольное право на легальное принуждение – обоюдоострое средство. Оно может использоваться государством не только для обеспечения безопасности общества и прав человека, но и в целях самосохранения своей собственной власти. То, преимущественно в каких целях и как государство пользуется этим своим монопольным правом, в решающей степени зависит от типа политического режима (см., в частности, лекции №№ 4 и 5 настоящего курса).

6. Легальное право на взимание налогов. Налоги составляют основу государственного бюджета, расходуемого на содержание самой государственной машины, а также на решение общественно значимых социально-экономических задач – образование, наука, здравоохранение, социальная защита населения и т.д.

7. Представительство страны, общества как целого. Все другие политические или общественные организации представляют только себя и не в праве представлять все общество, всю страну. Это исключительная прерогатива государства в лице его высших органов власти.

Таковы признаки государства. Для признания государства современным мировым сообществом достаточными считаются три из перечисленных признаков: территория, суверенная власть и гражданство.

studfiles.net

Признаки государства

Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Признаки позволяют не только отличить вещь от иных, сходных с нею или не сходных, вещей. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству.

Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства - публичная власть, административно-территориальная организация населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.

Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

В своем содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического движения.

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).

Для общества свойственны разнообразные, разносодержательные, равнозначимые отношения и связи - экономические, имущественные, религиозные, нравственные, психо-эмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связи и отношения и делают общество обществом. Если же в обществе есть государство, то к данным отношениям с необходимостью добавляются властеотношения, государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи. Данный признак (конечно, не только он) естественно и не случайно порождает такие институты и явления, как "гражданство", "гражданин", юрисдикция", "действие государства и его законов в пространстве и по кругу лиц". Государство наряду с иными видами социальных связей выполняет функцию своего рода политико-правовой скрепы общества, его формы, способа организации жизнедеятельности и существования общества.

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как "суверенитет народа", "народ - единственный источник власти", "право нации на самоопределение", "государственное образование" показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества.

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства - внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.

Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - "государство-право", существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения. Теоретические конструкции "государство ничто без права" или "праве ничто без государства" крайне упрощенно толкуют проблему. Все-таки государство и право - не отрицая их теснейшего и необходимейшего взаимодействия - в своем содержании, организации, историческом движении, формах - достаточно самостоятельные явления. Тот же факт, что бытие одного явления невозможно без другого явления, еще не означает, что они представляют собою признак друг для друга. Например, государство невозможно во всех смыслах без общества, экономики, природной окружающей среды. Но при этом ни общество, ни экономическую систему, ни воздух, ни солнце нельзя считать признаками государства.

Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство "разговаривает" с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык - теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.

В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки существовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии), административно-территориальной организации (области, края, районы, провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).

Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Это верно и в той ситуации, когда какой-либо государственный орган образно называют "государством в государстве". Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институциональные стороны государства.

Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

psyera.ru


Смотрите также