информация о гражданах (персональные данные). Гражданство это персональные данные


Что входит в понятие персональных данных

Подтвердить разрешение на обработку персональных данных сейчас просят при заключении договоров, заполнении анкет, регистрации на сайтах. Большинство граждан соглашаются автоматически, хотя личная информация о человеке в руках недобросовестных лиц — мощное и опасное оружие. Статья рассказывает о том, что нужно знать о персональных данных, открывая доступ к ним 3-м лицам.

Персональные данные: что это, нормативная база

Государство регулирует сферу персональных данных посредством целого ряда нормативных актов. Основу составляет Конституция РФ, базис — ФЗ № 152 от 27.01.2006 г. Закон разъясняет, что такое персональные данные, что к ним относится. Этот термин означает сведения, напрямую или косвенно характеризующие субъекта ПД — физическое лицо. Говоря простым языком, по ним можно точно определить, что речь идет о конкретном человеке.

Косвенное упоминание о персональных данных есть в российской Конституции. Статьи 23–24 основного закона дают гражданам право на тайну частной жизни, ее неприкосновенность и защиту. Все, что входит в понятие персональные данные, принадлежит только их носителю и не может контролироваться правительством или 3-ми лицами. Граждане сами вольны распоряжаться этой информацией, препятствовать распространению или, наоборот, передавать ее другим. Государство, со своей стороны, гарантирует и защищает эту возможность.

ФЗ № 152 определяет, кто вправе использовать персональные данные кроме их носителя, на каких условиях, по каким правилам. Получать и обрабатывать личную информацию о субъекте могут только операторы с его разрешения. Гражданин подписывает согласие на проверку ПД при оформлении заявок на кредит, заполнении анкет или поступлении на работу.

Операторы получают доступ к тому объему данных, который требуется для решения их задач. Они не имеют права хранить и использовать их после того, как цель достигнута. Например, наниматель должен уничтожить записи, анкеты — все, что относится к персональным данным работника, после его увольнения. В ином случае, грозит ответственность за разглашение персональных данных работника

Нормам ФЗ № 152 должны следовать все юридические и частные лица. Особые правила применяются, когда ПД:

  1. получают для личных или семейных нужд, если это не ущемляет права 3-х лиц;
  2. содержатся в архивных документах;
  3. составляют гостайну;
  4. собираются по судебному акту.

Другие законодательные акты уточняют положения о ПД применительно к разным ситуациям, вводят систему и классификацию средств защиты. Например, гл.14 ТК РФ раскрывает понятие персональных данных работника. Это сведения, позволяющие охарактеризовать его как сотрудника определенной организации (размер зарплаты, стаж, квалификация, информация из ФНС и ПФР и др.), его деловые качества. Они должны использоваться и храниться для помощи работнику в выполнении его трудовых обязанностей, повышении опыта и знаний, продвижении по службе, для защиты персонала и имущества компании.

Классификация персональных данных

ФЗ № 152 выделяет несколько видов персональных данных. Можно расположить их по степени «секретности», сложности в сборе и использовании 3-ми лицами:

Общие персональные данные

Общие персональные данные — это основная информация о человеке. К ним относят:

Обработка персональных данных в организации

Цель обработки ПД в организации — оформление трудовых отношений с работником. Без подписанного согласия на обработку ПД работодатель не имеет права заключать трудовой договор. Подробнее читайте в этой статье

Не все из них по отдельности можно отнести к ПД. Например, закон точно не определяет, является ли номер телефона персональными данными. Роскомнадзор в ответе на обращения граждан пояснил, что только по номеру невозможно точно идентифицировать человека. Сам по себе он не персонален, а в связке с ФИО владельца и городом проживания относится к ПД. Поэтому неперсонифицированная рассылка смс-сообщений не считается нарушением ФЗ № 152.

Общие ПД содержатся в паспорте, военном билете, дипломе, личной карточке сотрудника, трудовой книжке и т. д. Письменное разрешение не обязательно для получения этих данных, достаточно косвенного, например галочки напротив соответствующего пункта онлайн-анкеты. Относительная простота доступа часто приносит проблемы субъектам ПД — обычным гражданам: от навязчивой рекламы до шантажа и подделок кредитных заявок.

Личная жизнь гражданина, которая включает в себя также различные виды тайн (врачебная, налоговая, тайна усыновления и другие) защищена от разглашения статьей 137 УК РФ. Подробнее можно прочитать в этой статье.

Биометрические ПД

Биометрические данные — это физиологические и биологические характеристики субъекта: дактилоскопические изображения, группа крови, рост, цвет глаз, вес, анализ ДНК и т. д. Сюда относится и информация, которую можно получить по фото- или видеозаписи с человеком. Биометрические ПД часто необходимы при лечении или устройстве на работу в госорганы, оформлении заграничных паспортов и виз.

Специальные ПД

Раса и национальность, вероисповедание, философские убеждения, состояние здоровья, наличие судимостей, интимная жизнь, сексуальные предпочтения относятся к специальным данным. Они содержатся в медицинских справках, личных делах и т. д.

Специальные ПД требуются для участия в политической деятельности, вступления в вооруженные силы. Получить доступ к этим данным 3-и лица могут только с разрешения субъекта.

Зачем нужен закон о персональных данных? Ответ смотрите в видеосюжете:

Обезличенные ПД

Обезличенные ПД доступны для любого заинтересованного лица. Источниками информации могут быть:

Общедоступная информация, которая считается персональными данными, — это, например, доходы политических деятелей, представителей федеральной или муниципальной власти, чиновников на руководящих должностях.

В ноябре 2016 г. состоялось первое собрание рабочей группы администрации Президента РФ по проблеме использования положений ФЗ № 152 к так называемым Big Data. Это данные, которые от пользователя поступают в сеть: IP-адрес, формы авторизации, история браузера, сведения, которые накапливают о владельце гаджеты и умные бытовые приборы.

Big Data, с одной стороны, прямо или косвенно указывают на человека, то есть попадают под определение ПД. Законодатели в то же время не рассматривают интернет-данные как собственность индивида, так как он не может их контролировать.

Все интересующие вопросы можно задать в комментариях к статье

otdelkadrov.online

Обработка и хранение персональных данных в РФ. Изменения с 1 сентября 2015 года :: Минкомсвязь России

Как следует из положений частей 2 и 3 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной; билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. Таким образом, авиаперевозчикам в целях реализации вышеуказанных положений закона, требуется осуществление деятельности по обработке персональных данных пассажира в целях оформления документов, удостоверяющих заключение договора воздушной перевозки.

В соответствии со ст. 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности и законодательством Российской Федерации в области персональных данных, при международных воздушных перевозках также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. При этом следует иметь ввиду, что Российская Федерация является стороной ряда международных конвенций в области авиаперевозок, в частности, Чикагской конвенции («Конвенция о международной гражданской авиации» заключена в Чикаго 7 декабря 1944 года, вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 года – «Собрание законодательства РФ», 30.10.2006, №44) , Варшавской конвенции («Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» заключена в Варшаве 12 октября 1929 года, вступила в силу для СССР 13 февраля 1933 года, Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. VIII, - М., 1935, с. 326 – 339.) и Гваладахарской конвенции («Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору» заключена в Гвадалахаре 18 сентября 1961 года, вступила в силу для СССР 21 декабря 1983 года, «Ведомости ВС СССР», 15.02.1984, №7), которые также составляют неотъемлемую часть правового регулирования деятельности авиаперевозчиков и связанных с нею информационных процессов.

Исходя из вышеизложенного, требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» не распространяются на деятельность российских, а также иностранных авиаперевозчиков в части сбора и обработки персональных данных граждан-пассажиров для целей бронирования, оформления и выдачи им авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, так как они подпадают под исключение, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных».

Требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» также не распространяются на деятельность лиц, действующих от имени авиаперевозчика (уполномоченный агент), деятельность которых предусмотрена пунктом 6 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России №82 от 28 июня 2007 года «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также иных лиц, в части обработки персональных данных граждан-пассажиров исключительно для целей бронирования, оформления и выдачи последним авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, в том числе в электронном виде при внутрироссийских и международных перелетах, в случае, если вышеуказанная деятельность данных лиц предусмотрена законодательством Российской Федерации или соответствующим международным договором, в том числе для целей обеспечения авиационной безопасности.

minsvyaz.ru

Пятая графа персональных данных

Сенатор Совета Федерации Жанна Яновна Иванова 2 февраля внесла в Государственную Думу законопроект, возвращающий в паспорта россиян «пятую графу» – сведения о национальности. Не предложение «об изменениях отдельных федеральных законов», как это стало модным в последнее время, а вполне себе самостоятельный закон. Это явно становится трендом российского законотворчества – аналогичный законопроект уже вносили почти год назад. Тогда инициаторы-коммунисты шли еще дальше, предлагая россиянам указать заодно и свое вероисповедание. Но проект завернули, убоявшись новых расходов. Сейчас с бюджетом все хорошо, свободных денег много, и можно наконец-то заняться сакральным. Кроме того, совсем недавно нездоровый интерес к национальности рождающихся, брачующихся и умирающих проявили в Минюсте, обосновав его вопросами статистики, но предусмотрев сугубую добровольность указания этой специальной категории персональных данных, требующей письменного согласия граждан на обработку при обращении этих самых граждан в органы записи актов гражданского состояния, что меня также немало удивило.

Когда я читаю о таких новациях, у меня всегда первым появляется вопрос – зачем? Чего в супе так не хватает, что туда срочно надо добавить экзотические специи, которые существенно поменяют его вкус? За ответами надо обращаться не только к тексту законопроекта, но и к пояснительной записке к нему, благо они в АСОЗД есть.

Начинается текст внесенного проекта с почти прямой цитаты части 1 ст.26 Конституции, закрепляющей право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Но вот про вторую часть, устанавливающую, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, почему-то в законе умалчивается.

Законопроект в преамбуле утверждает, что национальная принадлежность гражданина Российской Федерации является одним из главных признаков самоидентификации любого человека, воспринимается в качестве одной из важнейших ценностных категорий для отдельной личности, выступает гарантом сохранения самобытности каждой национальной (этнической) общности многонационального народа Российской Федерации, способствует гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в стране и укреплению единства российской нации в целом. Утверждения более, чем спорные, а учитывая периодические проявления самых разных форм ксенофобии (одно из самых сильных обострений со времен чеченских войн мы наблюдаем сейчас) – не только спорные, но и в корне не соответствующие действительности.

Статья 1 закона совершенно неожиданно заявляет, что «в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает порядок реализации права совершеннолетних дееспособных граждан Российской Федерации на определение и указание своей национальной принадлежности, а также права родителей либо единственного родителя (иного законного представителя) на определение и указание национальной принадлежности их ребенка (несовершеннолетнего подопечного) – гражданина Российской Федерации». Право родителей определять и указывать национальность детей – это что-то фундаментально новое для российского законодательства.

Такого не было даже во времена СССР. В свидетельстве о рождении ребенка и в советский период истории (во всяком случае тот, который я помню), и сейчас национальность ребенка не указывалась. Там были и есть только сведения о национальности родителей, которые сейчас указываются сугубо по их желанию. Получая свой первый паспорт, гражданин СССР делал выбор своей национальности, и, насколько я помню, она не обязательно должна была совпадать с национальностью родителей или одного из них. Автор законопроекта об этом, наверное, помнит, и с вольностями предлагает покончить, требуя «обоснованного сочетания при определении национальной принадлежности лица соответствующего субъективного желания с объективными критериями такого определения». Т.е., видимо, если представителю ФМС, которому закон предоставляет права реализовывать этот принцип, лицо кандидата получить определенную национальность при выписке внутреннего паспорта покажется не соответствующим сложившимся у него критериям национальной принадлежности, он вправе отказать в самоидентификации обратившемуся гражданину, отправив его в суд для защиты своего права выбрать национальность (пункт 9 статьи 2 законопроекта).

Критерии национальной принадлежности в законопроекте предлагаются следующие: родной язык, традиции и обычаи, культура, религия, родство и родственные связи, проживание в соответствующей этнокультурной среде, а также иные объективные критерии определения национальной принадлежности, предусмотренные федеральным законом.

Вся процедура простановки в паспорте сведений о национальности основана на том, что таковая будет указана в свидетельстве о рождении, и решение родителей о национальности ребенка при желании указать иную национальность надо будет оспаривать в суде.

Предполагается, что отметке о национальной принадлежности в паспорте будет присвоен индивидуальный регистрационный номер, а для каждого гражданина будет изготовлено загадочный индивидуальный штамп (клише) отметок о национальной принадлежности, который будет храниться в органе ФМС, которую параллельно хотят ликвидировать. Кстати, зачем этот индивидуальный штамп нужен, кроме разовой простановки в паспорте, из текста законопроекта не ясно. Изготовляться он будет, естественно за счет заявителя – лица, решившего увековечить свою национальность. Процедура установления национальности – многоуровневая, с заявлениями, рассмотрением, оплатой и прочее, и предусматривает принятие постановления правительства, может быть – и не одного.  

Инициатор закона почему-то считает, что «известно, что в рамках существующего гражданского оборота национальная принадлежность ребенка по желанию его родителей (или единственного родителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации об актах гражданского состояния (Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и другими нормативными правовыми актами) уже указывается, - поэтому представленный законопроект логически встраивает данное положение в более комплексное законодательное регулирование соответствующих правоотношений». Интересное утверждение. В главе IIэтого закона, определяющей содержание записи о рождении ребенка и сведения, вносимые в свидетельство о рождении, упоминается только национальность родителей или одного из них, а о национальности ребенка нет ни слова.

Внимательно изучив закон, пояснительную записку и прочие приложенные к нему документы, ответ на вопрос «зачем это нужно?» я так и не нашел. В очередной раз удивившись тому, что с законодателями мы, наверное, читаем разные законы. Где они берут свои, я не знаю.

И последнее. Национальность – специальная категория персональных данных. Каждое снятие копии с паспорта, где указана национальность, потребует получения согласия субъекта в письменной форме, предусмотренной частью 4 статьи 9 закона «О персональных данных».

 

Ох, повеселимся.

Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.

club.cnews.ru

Пятая графа персональных данных | BIS-Expert

Сенатор Совета Федерации Жанна Яновна Иванова 2 февраля внесла в Государственную Думу законопроект, возвращающий в паспорта россиян «пятую графу» – сведения о национальности. Не предложение «об изменениях отдельных федеральных законов», как это стало модным в последнее время, а вполне себе самостоятельный закон. Это явно становится трендом российского законотворчества – аналогичный законопроект уже вносили почти год назад. Тогда инициаторы-коммунисты шли еще дальше, предлагая россиянам указать заодно и свое вероисповедание. Но проект завернули, убоявшись новых расходов. Сейчас с бюджетом все хорошо, свободных денег много, и можно наконец-то заняться сакральным. Кроме того, совсем недавно нездоровый интерес к национальности рождающихся, брачующихся и умирающих проявили в Минюсте, обосновав его вопросами статистики, но предусмотрев сугубую добровольность указания этой специальной категории персональных данных, требующей письменного согласия граждан на обработку при обращении этих самых граждан в органы записи актов гражданского состояния, что меня также немало удивило.Когда я читаю о таких новациях, у меня всегда первым появляется вопрос – зачем? Чего в супе так не хватает, что туда срочно надо добавить экзотические специи, которые существенно поменяют его вкус? За ответами надо обращаться не только к тексту законопроекта, но и к пояснительной записке к нему, благо они в АСОЗД есть.Начинается текст внесенного проекта с почти прямой цитаты части 1 ст.26 Конституции, закрепляющей право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Но вот про вторую часть, устанавливающую, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, почему-то в законе умалчивается.Законопроект в преамбуле утверждает, что национальная принадлежность гражданина Российской Федерации является одним из главных признаков самоидентификации любого человека, воспринимается в качестве одной из важнейших ценностных категорий для отдельной личности, выступает гарантом сохранения самобытности каждой национальной (этнической) общности многонационального народа Российской Федерации, способствует гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в стране и укреплению единства российской нации в целом. Утверждения более, чем спорные, а учитывая периодические проявления самых разных форм ксенофобии (одно из самых сильных обострений со времен чеченских войн мы наблюдаем сейчас) – не только спорные, но и в корне не соответствующие действительности.Статья 1 закона совершенно неожиданно заявляет, что «в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает порядок реализации права совершеннолетних дееспособных граждан Российской Федерации на определение и указание своей национальной принадлежности, а также права родителей либо единственного родителя (иного законного представителя) на определение и указание национальной принадлежности их ребенка (несовершеннолетнего подопечного) – гражданина Российской Федерации». Право родителей определять и указывать национальность детей – это что-то фундаментально новое для российского законодательства. Такого не было даже во времена СССР. В свидетельстве о рождении ребенка и в советский период истории (во всяком случае тот, который я помню), и сейчас национальность ребенка не указывалась. Там были и есть только сведения о национальности родителей, которые сейчас указываются сугубо по их желанию. Получая свой первый паспорт, гражданин СССР делал выбор своей национальности, и, насколько я помню, она не обязательно должна была совпадать с национальностью родителей или одного из них. Автор законопроекта об этом, наверное, помнит, и с вольностями предлагает покончить, требуя «обоснованного сочетания при определении национальной принадлежности лица соответствующего субъективного желания с объективными критериями такого определения». Т.е., видимо, если представителю ФМС, которому закон предоставляет права реализовывать этот принцип, лицо кандидата получить определенную национальность при выписке внутреннего паспорта покажется не соответствующим сложившимся у него критериям национальной принадлежности, он вправе отказать в самоидентификации обратившемуся гражданину, отправив его в суд для защиты своего права выбрать национальность (пункт 9 статьи 2 законопроекта).Критерии национальной принадлежности в законопроекте предлагаются следующие: родной язык, традиции и обычаи, культура, религия, родство и родственные связи, проживание в соответствующей этнокультурной среде, а также иные объективные критерии определения национальной принадлежности, предусмотренные федеральным законом.Вся процедура простановки в паспорте сведений о национальности основана на том, что таковая будет указана в свидетельстве о рождении, и решение родителей о национальности ребенка при желании указать иную национальность надо будет оспаривать в суде. Предполагается, что отметке о национальной принадлежности в паспорте будет присвоен индивидуальный регистрационный номер, а для каждого гражданина будет изготовлено загадочный индивидуальный штамп (клише) отметок о национальной принадлежности, который будет храниться в органе ФМС, которую параллельно хотят ликвидировать. Кстати, зачем этот индивидуальный штамп нужен, кроме разовой простановки в паспорте, из текста законопроекта не ясно. Изготовляться он будет, естественно за счет заявителя – лица, решившего увековечить свою национальность. Процедура установления национальности – многоуровневая, с заявлениями, рассмотрением, оплатой и прочее, и предусматривает принятие постановления правительства, может быть – и не одного.  Инициатор закона почему-то считает, что «известно, что в рамках существующего гражданского оборота национальная принадлежность ребенка по желанию его родителей (или единственного родителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации об актах гражданского состояния (Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и другими нормативными правовыми актами) уже указывается, - поэтому представленный законопроект логически встраивает данное положение в более комплексное законодательное регулирование соответствующих правоотношений». Интересное утверждение. В главе IIэтого закона, определяющей содержание записи о рождении ребенка и сведения, вносимые в свидетельство о рождении, упоминается только национальность родителей или одного из них, а о национальности ребенка нет ни слова.Внимательно изучив закон, пояснительную записку и прочие приложенные к нему документы, ответ на вопрос «зачем это нужно?» я так и не нашел. В очередной раз удивившись тому, что с законодателями мы, наверное, читаем разные законы. Где они берут свои, я не знаю.

И последнее. Национальность – специальная категория персональных данных. Каждое снятие копии с паспорта, где указана национальность, потребует получения согласия субъекта в письменной форме, предусмотренной частью 4 статьи 9 закона «О персональных данных».

Ох, повеселимся.

bis-expert.ru

Персональные данные

Персональные данные — информация, с помощью которой можно идентифицировать человека: ФИО, место и год рождения, адрес прописки, паспортные данные и т.д.

История вопроса о защите личных (персональных) данных начинается в 1976 году, когда комитет министров Совета Европы принял решение разработать Конвенцию «О защите физических лиц при обработке персональных данных, осуществляемой на международном уровне», которая в 1981 году была открыта для подписания странами Европы. В Украине данная Конвенция была подписана и ратифицирована лишь в начале двухтысячных годов, после чего началось формирование нормативно-законодательной базы в сфере использования и защиты персональных данных. В 2010 году был принят Закон «О защите персональных данных», который четко регламентировал все вопросы, касающиеся получения, использования, передачи и других действий с персональными данными, а также вопросы их защиты.

Согласно Закону персональными данными является абсолютно любая информация, которая относится к определенному или определяемому (прямо или косвенно) физическому лицу. Основными персональными данными, которые встречаются в повседневной жизни, являются фамилия, имя, отчество субъекта (физического лица), дата рождения, адрес местожительства или регистрации, социальное, имущественное, семейное положение, сведения о доходах, образовании, профессии и т.п.

Выделяют четыре вида персональных данных, которые разделяются по степени информативности:

Первый вид — специальные категории персональных данных, которые включают в себя информацию о национальной и расовой принадлежности субъекта, о религиозных либо философских убеждениях, информацию о здоровье и интимной жизни субъекта.

Второй вид содержит информацию, по которой можно идентифицировать человека и получить о нем дополнительные сведения, например, ФИО, адрес и сведения о заработках.

Персональные данные третьего вида — это информация, позволяющая только определить субъекта, то есть, например, фамилия, имя и дата рождения.

К четвертому виду относятся общедоступные или обезличенные персональные данные. Общедоступными являются персональные, которые в соответствии с законодательством не могут подвергаться сокрытию, то есть не могут быть конфиденциальными, например, сведения о доходах представителей органов государственной власти, либо персональные данные, доступ к которым предоставлен с разрешения самого субъекта. Обезличенными персональными данными является информация, по которой невозможно определить ее принадлежность к конкретному физическому лицу.

Следует обратить внимание на то, что согласно ст. 5 Закона, объектом защиты являются только персональные данные при их обработке в базах персональных данных.

При этом под «базой персональных данных» в Законе понимается именованная совокупность упорядоченных персональных данных в электронной форме и/или в форме картотек персональных данных, а под «обработкой персональных данных» понимается определенное действие или совокупность действий, совершенных полностью или частично в информационной (автоматизированной ) системе и/или в картотеках персональных данных, связанных со сбором, регистрацией, накоплением, хранением, адаптацией, изменением, обновлением, использованием и распространением (распространением, реализацией, передачей), обезличиванием, уничтожением сведений о физическом лице.

Базы персональных данных подлежат обязательной государственной регистрации, осуществляемой специальным государственным органом по вопросам защиты персональных данных в Государственном реестре баз персональных данных. Регистрация баз персональных данных осуществляется по заявочному принципу путем уведомления уполномоченного государственного органа. Несмотря на это, уполномоченный орган имеет право на отказ в регистрации в случае несоответствия заявления о регистрации требованиям Закона.

Согласно Закону обработка персональных данных может осуществляться для конкретных и законных целей, определенных по согласию субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных законодательством Украины, в порядке, установленном законодательством. Если цель обработки меняется, то от субъекта персональных данных должно быть получено согласие на обработку персональных данных с новой целью. При этом не разрешается обработка персональных данных о физическом лице без его согласия, кроме случаев, установленных законом, и исключительно в интересах национальной безопасности, экономического благополучия и прав человека.

Закон также устанавливает, что состав и содержание персональных данных должны соответствовать и не быть избыточными относительно цели их обработки. При этом объем персональных данных, которые включаются в базу персональных данных, должен соответствовать условиям согласия субъекта персональных данных. Субъект персональных данных имеет право, предоставляя такое согласие, ограничить право на обработку своих персональных данных.

Кроме того, следует отметить предоставленное Законом право субъекта персональных данных знать о местонахождении базы персональных данных, в которой содержатся его персональные данные, а также о местонахождении владельца и распорядителя такой базы данных, право на информацию о третьих лицах, которым передаются его персональные данные, а также на бесплатный доступ к своим персональным данным, которые содержатся в соответствующей базе персональных данных. Также Закон устанавливает определенные случаи, в которых субъект персональных данных должен письменно информироваться о его правах или действиях, выполненных с его персональными данными.

Владельцем базы персональных данных может быть физическое лицо-предприниматель или юридическое лицо, которому законом или по согласию субъекта персональных данных предоставлено право на обработку персональных данных. Такое лицо должно утвердить цель обработки персональных данных, установить состав обрабатываемых данных и процедуры их обработки, если иное не установлено законом.

Владелец базы персональных данных имеет право передать персональные данные для обработки распорядителю базы персональных данных на основании письменного соглашения.

Согласно Закону, банк обязан получать письменное разрешение на их обработку. Такое разрешение обычно запрашивается еще на стадии анкетирования клиента. В случае согласия персональные данные могут быть переданы третьим лицам и использованы для продвижения продуктов и услуг банка.

Если человек отказывает в обработке своих данных, то по закону кредитная организация может использовать информацию о клиенте только в целях исполнения заключенного с ним договора. Однако многие банки в случае несогласия клиента на обработку данных могут вообще отказаться предоставлять ему услуги.

Уличить банки, как, впрочем, и любые другие организации, в незаконном использовании персональных данных очень сложно, в том числе и потому, что гражданско-правовой ответственности за нарушение этого закона не предусмотрено. А по Гражданскому кодексу компенсация морального вреда возможна только в том случае, если это предусмотрено законом.

discovered.com.ua

информация о гражданах (персональные данные)

 информация о гражданах (персональные данные) по определению ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. "сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность". Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан РФ.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

Смотреть что такое "информация о гражданах (персональные данные)" в других словарях:

jurisprudence.academic.ru

Рецепты безопасности от Емельянникова: Пятая графа персональных данных

Сенатор Совета Федерации Жанна Яновна Иванова 2 февраля внесла в Государственную Думу законопроект, возвращающий в паспорта россиян «пятую графу» – сведения о национальности. Не предложение «об изменениях отдельных федеральных законов», как это стало модным в последнее время, а вполне себе самостоятельный закон. Это явно становится трендом российского законотворчества – аналогичный законопроект уже вносили почти год назад. Тогда инициаторы-коммунисты шли еще дальше, предлагая россиянам указать заодно и свое вероисповедание. Но проект завернули, убоявшись новых расходов. Сейчас с бюджетом все хорошо, свободных денег много, и можно наконец-то заняться сакральным. Кроме того, совсем недавно нездоровый интерес к национальности рождающихся, брачующихся и умирающих проявили в Минюсте, обосновав его вопросами статистики, но предусмотрев сугубую добровольность указания этой специальной категории персональных данных, требующей письменного согласия граждан на обработку при обращении этих самых граждан в органы записи актов гражданского состояния, что меня также немало удивило. Когда я читаю о таких новациях, у меня всегда первым появляется вопрос – зачем? Чего в супе так не хватает, что туда срочно надо добавить экзотические специи, которые существенно поменяют его вкус? За ответами надо обращаться не только к тексту законопроекта, но и к пояснительной записке к нему, благо они в АСОЗД есть. Начинается текст внесенного проекта с почти прямой цитаты части 1 ст.26 Конституции, закрепляющей право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Но вот про вторую часть, устанавливающую, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, почему-то в законе умалчивается. Законопроект в преамбуле утверждает, что национальная принадлежность гражданина Российской Федерации является одним из главных признаков самоидентификации любого человека, воспринимается в качестве одной из важнейших ценностных категорий для отдельной личности, выступает гарантом сохранения самобытности каждой национальной (этнической) общности многонационального народа Российской Федерации, способствует гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в стране и укреплению единства российской нации в целом. Утверждения более, чем спорные, а учитывая периодические проявления самых разных форм ксенофобии (одно из самых сильных обострений со времен чеченских войн мы наблюдаем сейчас) – не только спорные, но и в корне не соответствующие действительности. Статья 1 закона совершенно неожиданно заявляет, что «в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает порядок реализации права совершеннолетних дееспособных граждан Российской Федерации на определение и указание своей национальной принадлежности, а также права родителей либо единственного родителя (иного законного представителя) на определение и указание национальной принадлежности их ребенка (несовершеннолетнего подопечного) – гражданина Российской Федерации». Право родителей определять и указывать национальность детей – это что-то фундаментально новое для российского законодательства. Такого не было даже во времена СССР. В свидетельстве о рождении ребенка и в советский период истории (во всяком случае тот, который я помню), и сейчас национальность ребенка не указывалась. Там были и есть только сведения о национальности родителей, которые сейчас указываются сугубо по их желанию. Получая свой первый паспорт, гражданин СССР делал выбор своей национальности, и, насколько я помню, она не обязательно должна была совпадать с национальностью родителей или одного из них. Автор законопроекта об этом, наверное, помнит, и с вольностями предлагает покончить, требуя «обоснованного сочетания при определении национальной принадлежности лица соответствующего субъективного желания с объективными критериями такого определения». Т.е., видимо, если представителю ФМС, которому закон предоставляет права реализовывать этот принцип, лицо кандидата получить определенную национальность при выписке внутреннего паспорта покажется не соответствующим сложившимся у него критериям национальной принадлежности, он вправе отказать в самоидентификации обратившемуся гражданину, отправив его в суд для защиты своего права выбрать национальность (пункт 9 статьи 2 законопроекта). Критерии национальной принадлежности в законопроекте предлагаются следующие: родной язык, традиции и обычаи, культура, религия, родство и родственные связи, проживание в соответствующей этнокультурной среде, а также иные объективные критерии определения национальной принадлежности, предусмотренные федеральным законом. Вся процедура простановки в паспорте сведений о национальности основана на том, что таковая будет указана в свидетельстве о рождении, и решение родителей о национальности ребенка при желании указать иную национальность надо будет оспаривать в суде. Предполагается, что отметке о национальной принадлежности в паспорте будет присвоен индивидуальный регистрационный номер, а для каждого гражданина будет изготовлено загадочный индивидуальный штамп (клише) отметок о национальной принадлежности, который будет храниться в органе ФМС, которую параллельно хотят ликвидировать. Кстати, зачем этот индивидуальный штамп нужен, кроме разовой простановки в паспорте, из текста законопроекта не ясно. Изготовляться он будет, естественно за счет заявителя – лица, решившего увековечить свою национальность. Процедура установления национальности – многоуровневая, с заявлениями, рассмотрением, оплатой и прочее, и предусматривает принятие постановления правительства, может быть – и не одного.   Инициатор закона почему-то считает, что «известно, что в рамках существующего гражданского оборота национальная принадлежность ребенка по желанию его родителей (или единственного родителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации об актах гражданского состояния (Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и другими нормативными правовыми актами) уже указывается, - поэтому представленный законопроект логически встраивает данное положение в более комплексное законодательное регулирование соответствующих правоотношений». Интересное утверждение. В главе II этого закона, определяющей содержание записи о рождении ребенка и сведения, вносимые в свидетельство о рождении, упоминается только национальность родителей или одного из них, а о национальности ребенка нет ни слова. Внимательно изучив закон, пояснительную записку и прочие приложенные к нему документы, ответ на вопрос «зачем это нужно?» я так и не нашел. В очередной раз удивившись тому, что с законодателями мы, наверное, читаем разные законы. Где они берут свои, я не знаю.

И последнее. Национальность – специальная категория персональных данных. Каждое снятие копии с паспорта, где указана национальность, потребует получения согласия субъекта в письменной форме, предусмотренной частью 4 статьи 9 закона «О персональных данных».

Ох, повеселимся.

emeliyannikov.blogspot.ru


Смотрите также